Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические условия развития музейной деятельности

Автореферат по психологии на тему «Социально-психологические условия развития музейной деятельности», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Коваль, Марина Юрьевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Социально-психологические условия развития музейной деятельности"

-5 н о ?!

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

На правах рукописи УДК: 000:310.0

КОНАЛЬ Марина Юрьевна

СОЦПАЛЫЮ-ПСИХОЛОГИЧЕСКНЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.00.05 — социальная ¡психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в Институте психологии РАН.

II ¿1 у ч н ы й р у к о н одит и л ь: кандидат психологических наук С. К. РОЩИН

Официальные оппонент ы:

доктор психологических наук, профессор Т. М. ДРИДЗЕ

кандидат филологических наук I']. Г. ВАНСЛОВА

Ведущее учреждение — Российский государственный гуманитарный университет.

Защита состоится «............»..............................1992 г. в ............ часов на заседании специализированного совета 'К 002.31.02 ио защите диссертации на соискание ученой степени кандидата паук при Институте психологии РАН по адресу: 129300, Москва, ул. Ярославская, д. 13.

С диссертацией .можно ознакомиться в Институте психологии РАН.

Автореферат разослан «............»........................1992 г.

Ученый секретарь специализированного сонета кандидат психологических наук

Е. А. АНДРЕЕВА

РОССИЙСКАЯ

СУДА^-.'^^ЛЯ

М'ЛЛ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ!]

Актуальность. Последнее десятилетке нашего веко становится временем обращенности человека к истории. Оказавшись но пороге грозных катаклизмов, люди вспоминают свое прошлое, ишя в нем ответы на вопросы о причинах происходящего и способах внкить в будущем. Сохранение памяти о прошлом является глубокой потребностью человечества. .Роди воспринимают прошлое через призму настоящего, постоянно трансформируя и переосмысливая свою истории. Каждое новое поколение осваивает ее, находя в ней новые смыслы, которые . не осознавались предшественниками.

Музеям в деле изучения и сохранения прошлого принадлежит важнейшая роль. Они собирают материалы, свидетельствующие об определенной эпохе, помогающие интерпретировать историю, понять и объяснить ее. Экспонаты музея - предметы, созданные предшествую-ними поколениями и отражающие ценности и образ жизни людей прежней культуры. Язык музейных экспонатов - это совокупность социально-значимых смыслов, обращенных к живущим поколения?/.;! предшествующими, то есть музейные экспонаты несут определенное социально-психологическое содержание, являясь каналсм межхультурного обшегаш разных поколений.

Российский мыслитель Н.Ф.Федоров, автор "философии общего дела", считал все учебные заведения лишь подготовительный; факультетами по отношеншо к музеям. Главную задачу музеев он видел в объединении людей вокруг "общего дела" - исследования прошлого, что необходимо для поиска причин "небратского состояния общества я восстановления братства в роде человеческом" (1°82, с. 587).

Неслучайно в последние десятилетия возрос общественный и научный интерес к проблеме развития музеев. Число музеев в мире постоянно увеличивается. Пришло понимание того, что музеи представляют собой уникальные центры культуры, призванные сохранять историческое наследие общества и приобщать к нему людей.

Однако возможности музеев у нас мало используются. Длительное время музеи, особенно исторические, находились под жестким идеологическим прессом. В настоящее времл в стране происходит процесс переосмысления истории, поэтому историческим музеям предстоя* значительные изменения. Научный подход может помочь в поиске и обосновании путей их дальнейшего развития.

Музей как сложный общественный институт требует междисципли-

норного анализа: ¡философского, социологического, исторического, экономического, педагогического и т.д. Свой вклад может внести и психологическая нп.ука. Музей представляет собой систему, вклю-чащуп г/нохество звеньев, кандое из которых имеет свою психологическую гцю^лег/ат/.ку. Психологическое исследование этой системы должно носить многоуровневый и многоаспектный характер. Необходимо теоретическое осмысление проблем музея и практическое их решение с точки зрения разных областей психологического знания: обще!:, социально!!, педагогической психологии, и др.

Однако психологическое изучение деятельности музеев находит-* ся cl;c; б начальной стадии своего развития. Эта область в настоящее время развивается в основном за рубеком, где накоплен больший опыт работ» в этом направлении.

До середины 50-х г.г. музееведение основывалось на интуитивных психологических представлениях. Важность научного подхода била осознана позднее. При этом сначала на первый .план выступили проблем;) общей психологии, прекде всего восприятия, затем стали актуальными знания из психологии личности, социальной психологии, психологии искусства. Однако особенностью психологических исследований является их разрозненность и отсутствие теоретических обобщения. Отдельно изучается музейная аудитория, в ос-нокног/, ¡га социологическом уровне, изолированно исследуются вопросы восприятия музейной информации, очень редко рассматриваются социально-психологические аспекты музейной деятельности, проблема общения в музее, социально-психологическая природа му-зенит: экспонатов.

Нами осуществлен комплексный подход к исследованию музейной деятельности, который включает изучение ряда психологических проблем, таких, как вопросы восприятия музейной информации, общения в музее, развития исторического сознания личности. При ото:.: мы исходили из того, что музейная деятельность носит преимущественно социально-психологический характер, что выражается не только в процессах общения посетителей и сотрудников музея, , но и в такой деятельности, как восприятие музейных экспонатов, поскольку оно порождает сложную цепь когнитивных и амоциональ- • них ассоциации, отражающих отношение человека к Истории народа.

рпег.:.:етом исследования были социально-психологические условия совершенствования деятельности исторических музеев. Объектом исследования - исторические музеи в совокупности их деятель-

- 3 ~

ности, в которой выделены прежде всего аспекта организации экспозиции, форки общения экскурсовода с эукиториеС., потребности и интерес» аудитории.

Цель работы - г.окск способов оптплтдии »'уоеЧвоЯ деятельности кп основе -более полного поипг/ания и нсполт.зонапн.я психологических ¿акторов.

Гагпчн:

- анализ теоретических подходов к нгоЛлст.о 1:пзп;г.".-.л 'псиной деятельности;

- раскрытие соииально-психологилескну. оспекгои зтс!'. деятельности;

- анализ отечественных м зарубежных пснхологичгски:, исследований в исторических музеях;

- проведение комплексного эмпирического исследования деятельности исторических музеев;

- разработка практических рекоуендацип по сорэрге-нстЕоаэкк» деятельности музеев.

Научная новизна исследования определяется тем, что попрос о социально-психологических условиях развития музе'/ной деятельности недостаточно изучен. Впервые осуществлен хо:."л'лекс!шМ подход к рассмотрение гтоЯ проблем«. Проведена серия исследоганий в исторических музеях, в которых получены новые дмшые о соцн- , ольно-психологических условиях совершенствования пузе'.Ью'А деятельности.

Теоретическое значение. Реализован комплексный подлог, к исследованию музейной деятельности, разработаны основы социально-психологического подхода к междисциплинарной проблеме совершенствования "нузеШюй деятельности. Выявлены соипсльно-пспхслогп-чеекке условия развития цузеев. Предложено аг.-.пирическл обоснованная типология музейной аудитории.

Практическое значение. На основе результатов исследования, сформулировани рекомендации, направленные на улучшение музейной деятельности.

Метод;-' исследования. Осуществлен теоретический анализ работ, посвященных проблемам развитая музеев. В смпирическоы исследовании использованы методы письменного опроса, интервью, наблюдения п изучения документов.

Выборка. Исследование проводилось в исторических и нстори-ко-краеведческих кузеях Москвы, Ленинграда, Г>зку, Бреста, Выбор-

га, Иванова, Кишинева, Риги, Сыктывкара, Харькова. В кем приняли участие 700 человек, из них 150 сотрудников к 550 посетителей музеев.

Досторерность результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме; разнообразием использованных методов исследования, изученных объектов, достаточно большим числом испытуемых, а также математической обработкой полученных материалов.

Положения. выносимые па защиту:

1. Исторический музей - уникальный институт культуры, призванный к сохранения памяти о прошлом, приобщению людей к историческому наследию. С точки зрения социальной психологии музей представляет собой центр межкультурного общения, целью деятельности которого является порождение в сознании посетителей исторических образов и представлений, способствующих личностному развитию людей и их единению на основе духовных ценностей.

2. Учет социально-психологических аспектов музейной деятельности, широкое использование теоретических подходов и практических методов социальной психологии необходимы для совершенствования музеев.

3. Развитие исторических музеев возможно лишь в случае реализации ряда социально-психологических условий, таких, как:

- осознание новой концепции музея, опирающейся на понимание его нравственно-воспитательной роли к творческий психологический подход во взаимодействии с аудиторией;

- использование в работе с посетителям! музея активных методов, ориентированных на пробуждение у аудитории- мотивации к изучению истории;

- проведение психологических исследований на всех этапах музейной деятельности, внедрение подученных результатов в практику работы музеев.

Апробация работы. Основное содержание работы докладывалось на заседаниях лаборатории социальной психологии и лаборатории мекгрупповых отношений Института психологии РАН (1988 - 199I г.г.), на Всесоюзных семинарах музейных, работников, организованных ни культуры РАН (1988 - 1990 г.г.), в Музее революции (I98ä 1990 г.г.), на заседаниях BH1IK "Музей" (1989 - 1991 г.г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения; двух глав, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕР^ИЕ РЛТЮТи'

Во введении обосновывается актуальность теш, определяются объект и предает исследования, формулируйте« его цели и зэдати, положения, выносимые на защиту, раскршмется научная новизкэ, теоретическое л практическое значение исследования.

Л петаой главе - "Основные подходи к проблеме соверпенсттю-вання музейной деятельности" - рассматриваются некоторое концепции музея, социально-психологические аспекты современной музейной теории п практики, дается обзор психологических исследований, проведенных в музеях.

Первая концепция музея зародилась в Древней Греции: ..'узел-ьх тогда называли храмы муз и академии (клссо£ов. Ъ Сргдки.е г.е-ка под музеями понимали сокровищницы в храмах и дворцах. Ренессанс принес новое представление о музее кзк коллекции. В о;:оху ' Просвещения появилась концепция музея. призванного слу.тплъ гглре-ким слоям общества. 3 XIX столетии возникла идея создания нш.'цо-нальных музеез, задачей которых является развитие национал! кого самосознания народа. XX век синтезировал предществ.упщне представления о музеях, дополнив их задачей творческого освоения опыта прошлых поколений-для сохранения настоящего и будущего.

Особый вклад в становление концепции музея кяк центра нравственного воспитания людей сделан русским! мыслителя мл: Н. Федоровым, П.Флоренским, И.М.Гревсом, Н.К. и Е.И.Рерихами.

Б начале нашего столетия полагали, что ochoshkm назначением музея является передача знаний о прошлом. Сегодня главной целью деятельности музея считают формирование в сознании человека целостной гуманистической картины мира. Н.Ф.Оедорсв предложил концепцию музея,: призванного к "восстановлению братства в роде, человеческом". Концепция "живого музея", в которой доказывается необходимость сохранения среду пребывания музейных предметен, развивалась П.Флоренским. Научные основы краеведения разработаны И.М.Гревсом, предложившим своеобразный "экскурсионный мзтод" изучения истории. Представление о музее как хранилище общечеловеческих культурных ценностей, совместная забота о которых может объединить людей в деле сохранения мира ("мир через культуру"), разработано Н.К. и Е.И.Рерихами. Смысл изучения прошлого, по их мнению, заключается, в.том, что оно помогает выбирать лучшие пути в будущее. История показывает путь эволедаи человечества. Изуче-

ние пророчеств простого, исторических судеб народов, жизни великих лпде:| способствует пониманию направления развития планеты.

Анализ разных концепций музея позволил сделать вывод о том, что для улучшения работы исторических музеев необходимо перейти от понимания музея как учреждения, лишь передающего знания об истории, к осознанию музея как центра культурного наследия, целью которого является духовное развитие личности:

Такое понимание музея обусловливает особую значимость исследований социально-психологических аспектов музейной деятельности, которые в настоящее время коло разработаны. В рамках музееведческого подхода обсухдаются лишь некоторые вопросы социально-психологического характера. Канадский музеолог Д.Камерон предложил рассматривать музей как коммуникативную систему и поставил проблему структуры музейной коммуникации. Закным факто-ром'развитил музеев он считает изменение отношения музея к посетителю, при котором посетитель становится активнш участником обкения в музее.

В психологических категориях описывает тенденции развития современного музея югославский исследователь Т.И,'ола. Современный музей, по его мнению, должен учитывать эмоционально-мотивацион-ную с* еру посетителе!;, использовать неформальный, творческий подход в работе с ними, тогда как традиционный музей опирается на рациональный, формальный и авторитарный подход.

Положения о необходимости использования при оценке деятельности музеев психологических критериев ( обращенность музея к аудитории, учет интересов посетителей и др.), о мехдпсцпплпнар-' ном подходе, позволявшем осуществлять обмен идеями мгхду представителями разных профессий,как важном факторе развития музея развиваются английским музеологом К.Xадесном.

В практической деятельности предлагаются новые методы взаимодействия с аудиторией: ".-кивая история", ролевая игра, метод вопросов и ответов и т.д. (В.Андерсон, С.Ло, ф.Тглден). Соцпаль-но-г.сихолсгпческнй смысл использования этих методов заключается . в том, что они направлены на оптимизация процессов общения в м,у-зее, пробуждение интереса посетителе!; к истории, стиулированио' мотивации 1; ее изучению.

Как за рубеко:.;, та!; и в нашей стране в кузеях проведено довольно большое количество социологических исследований, где в основном выяснялся социально-демографический состав музейной

аудитории. Однако они не могут дать ответа на вопросы о путях совершенствования музея, поэтому была осознана необходимость психологического изучения этой проблемы.

К настоящему времени в музеях проведен целый ряд психологических исследований. Интересные исследования, в основном эмпирического характера, были осуществлены в нашей стране в 20-е -30-е г.г. (В.П.Глаголев, КЛМ'занова, А.М.Кобылина). 3 них решались задачи выявления наиболее эффективных приемов экспозиционной и экскурсионной работы, давались рекомендации'по изменению экспозиций, объяснительных текстов и аннотаций, предлагалось использовать активное взаимодействие посетителей с музейными предметами, стимулировать внимание аудитории с помощью вопросов и т.д. С середины 30-х г.г. психологическое изучение деятельности музеев было прекращено в связи с известным постановлением о педологических извращениях в системе Нарксмпроса.

Возобновленные в последние годы после длительного перерыва исследования немногочисленны и проводятся в основном на детской аудитории. Изучаются особенности восприятия экспозиции подросткам! (Т.Н.Сидоренко), доказывается необходимость применения специальной экскурсионной методики в работе с детьми: использование двигательно-моделиругащей имитации для построения у них адекватных образ ов исторических предметов (И.В.Шэповзленко).

Более богатый опыт музейных психологических исследований накоплен за рубежом: начавшись также в 2С-е г.г., они получили широкое распространение в 70-е и 80-е г.г. (М.Альт, С.Григгс, А.Мелтон, Р.Майлс, Е.Робинсон,. Д.Принс, К.Скривен, Дж.Шеттел).

В настоящее время за рубежом оформились три направления психологических исследований в музеях: оценка эффективности экспозиций, изучение музейной аудитории и музейной интерпретации.

Сначала с использованием различных методов наблюдения, тестирования, опросов проводились в основном исследования эффективности экспозиций, била разработана трехфакторная теория эффективности, согласно которой экспозиция должна обладать"аттрактивной силой", "удерживающей силой" и оказывать обучающее воздействие (Лк.Сеттел). На основе сравнения целей, поставленных авторами экспозиции, с кненияш посетителей можно увидеть, в какой »-ере удается решить эти задачи (К.Скривен). Результаты работ этого направления, представленного в основном американскими психологам!, свидетельствуют, как правило, о низкой эффективное-

ти экспозиции.

Для повышения их действенности предлагается проводить "формирующее" исследование при проектировании экспозиции, отбирать экспонаты, облад.томие "аттрактивной" и "удерживающей силой", вводить в экспозицию интерактивные устройства, создавать вовлекавшие комплекса и т.д. Б целом этот подход существенно повлиял на практику создания- экспозиций, несмотря на то, что он не лишен недостатков. В частности, в нем прослеживается влияние бихевиоризма, опиравшегося но модель "управляемого человека" - предполагается, что поведение посетителя полностью определяется способами организации экспозиции, вызывающей у него-определенные реакции.

Второе направление исследований - изучение музейной аудитории, возникшее позже и развиваемое главным образом европейскими учеными ('-'.Альт, РД'ойлс, Д.Принс) - обращает внимание на психологические особенности посетителей (мотивация, предшествующий опыт, интересы).влияющие на характер восприятия аудиторией экспозиции. Применяются в основном методы интервью и письменного опроса. Это направление опирается на идеи когнитивизма, использует меодели "человека активного": посетители не просто "реагируют" на экспонаты, а воспринимают их в соответствии с собственной картиной мирз.

Оба указанных подхода являются односторонними. Они рассматривается авторами как альтернативные, хотя в действительности отра-кагл с разных сторон единый процесс музейной коммуникации к являются взпнмодопалняддамп.' '

Исследования третьего направления, в'которых изучаются процессы музейной интерпретации (иди экскурсионной деятельности), появились сравнительно недавно и еще немногочисленны. В них показано, что экскурсионная практика, основанная на психологическом подходе I: взаимодействии с аудиторией, повывает эффективность музейной коммуникации (Б.Поттер, Д.Райз).

Обзор психологических работ свидетельствует об отсутствии социально-психологического рассмотрения музейной деятельности, комплексного изучения соцпйльно-пспхологичео'кпх условий, влгапсаих на ее результативность.

Во втопог главе - "Эмпирическое исследование деятельности исторических музеев" - формулируются теоретические предпосылки и анализируются результаты проведенного комплексного социально-психологического исследования, направленного на выявление психологи-

ческих условий совершенствования деятельности музеев.'

Показано, что требуется обобщение и синтез различных данных, для чего необходима выработка общих представлений о предназначении музея в обществе для того, чтобы дать определеннкй критерий оценки тех или иных концепций. '.:охно принять, что целью музея является воспитание у человека исторической памяти, творческого отношения к истории, развитие сознания с помощью сообщений из прошлого, важных для настоящего и во многом определяющих будущее. Тогда многоголосье представлений музейного сообщества о проблеме развития музеев можно понять как отратаюксе разные стороны и уровни, осознания этой проблемы.

С социально-психологической точки зрения музей является цент— . ром общения. Уузей - это "застывшая" история людей; в музейных предметах отражены ценности прежней культуры. Процесс общения в . музее носит сложный характер: человек общается с прешлы, а также с сотрудниками музея с помощью экспознлии, заключающей з себе определенную интерпретацию исторических событий, и на экскурсии. Экспозиция музея является определенным сообщением, которое носе-. _ тители пытаются "прочесть" и понять его смысл. Экскурсия в музее - это передача.слушателям представлений об истории. '

В работах отечественных исследователей процессов общения и коммуникации (Г.М.Андреева, Б.А.Грушин, Т.'.'.Дридзе, И.А.оПмняя, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.К.Роиин, В.А.Шерковкн, Е.В.Шорохова, А.У.Хараш) описаны закономерности, имеющие значение и для музей- ■ ной коммуникации. Однако музейная коммуникация имеет свою специфику, которая связана с наличием множества способов передачи информации в музее. Экспозиция создается с учетом орхптектурно-ху-дояеетвеннкх закономерностей, поскольку па восприятие влияют не только разнообразные музейные экспонаты, но п их размещение в пространстве, цветовые и световые решения. Одна форма общения человека с прошлым пг/.еет место в том случае, когда он самостоятельно знакомится с музейной экспозицией, .рассматривая предметы', читал документы и пояснительные тексты. Другая - на экскурсии, где присутствуют прямые устные сообщения, в процесс общения экскурсовода с группой вовлекаются тагст.е экспонаты музея. Таким образом, процессы ко!л,71!Пкаш1л в музее достаточно сложнк, поэтому особой проблемой является учет помологических условий эффективной музейной деятельности.

Для процесса коммуникации салнц не только содержания сообще-

- го -

ний и cnocoou его передачи, по и психологические характеристику сторон, участвующих в обгоняй. Точно так >-е и но результат воздействия музея влияют личностные особенности с одной стороны -сотрудников ;.узея, создавших экспозиции и осуществляющих экскурсионную деятельность, п с другой - посетителей.

Все процессы т/узейноЗ ког.А'унккацкк имеют вкрахенний социально-психологически;' аспект. Основными условиями успешно!1, коммуникации в музее являются: в экспозиционной деятельности - условия, связакше с определением содержания экспоагции, и условия, связанные со способам.', пр. дставлсиил се ьатериалов, которые в итоге birxv.T на ассцргятне огопозпцп:. Чтобы достичь свое!» цели, кузеи дедины предстгы-л.-тгь внешне достпхонич материальной и духовной культур;; прошлого, образы великих люден, пророчества просшого и т.д. Следует таг.-х создавать условия для привлечения г. удержания ввимския посетителе;;, выделения ими ключевых экспонатов, доступности восприятия. ■> экскурсионной деятельности большое значение имеют содерхпние рассказа экскурсовода и методы взаимодействия со слушателя;.',п. Iwxhum. условием успешной ко:"муннкации является достаточно высокгй уровень личностного развития сотрудников музея. Учет этих условий может способствовать совершенствованию музейной деятельности.

Однако невозможна прягая трансляция образов прошлого в сознание посетителя: что вынесет посетитель из музея, зависит во многом от уровня его исторических знаний и представлений о мире во-обше, от его личностных особенностей. С социально-психологической точки'зрения восприятие музейной информации - это слотлоя активная деятельность посетителя, в которой преломляется его личностное отношение к прошлому, нестояпему, а иногда - и предполагаемому будущему.

На основе изложенного подхода было проведено комплексное э'м-. лирическое исследование. Око было направлено на выяснение того, в како!* мере учитываются отмеченные выше условия а деятельности ряда исторических музеев и каковы результаты этой деятельности. Практической целью исследования являлась разработка рекомендаций по совершенствованию работа музеев.

Исследование охватило It: музеев, h исследовании при!..снялись различные методы. С nof. оцью метода наблюдения .¡иксировались-продолжительность и стратегия осмотра экспозиции. Ii интервью выяснялись интересующие посетителе;! экспонаты, степень понимания экспо-

знцни, общие впечатления о музее, а такяе цели и обстоятельство прихода в музей. Письменный опрос включал вопросы, в которых требовалось оценить впечатления о музее.

При отборе респондентов использовался применяемый обычно в музеях метод случайной выборки. Опрос проводился с посетителями старта 16-ти лет. "х распределение по профессиям оказалось следу гаим: четверть - инженерно-технические работники, по од5;сЙ пятой - рабочие и служащие гуманитарного профиля, шестая часть -военнослужащие, оставшуюся четверть выборки составили другие категории посетителей (учащиеся высших и средних учебных заведений, пенсионеры и пр.).

Для рещения задач нашего исследования сначала был проведен' анализ экспозиций. Он показал, что содержание экспозиций в исследованных музеях основывалось на прежних концепциях исторического. * процесса. Эти экспозиции не реконструированы, поскольку это дли- . тельный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако выставки, организованные в последние rami, отражали у:че более объективную картину истории, включая в себя экспонаты, прежде запрещенные • для показа. Тем не менее, концепции новых выставок не несли идею демонстрации пысалх достижений человеческого духа, то есть'одно из основных условий успещной музейной деятельности, связанное с содержанием экспозиции, не было реализовано.

.Изучение способов и приемов представления музейных экспонатов выявило, что, как правило, выделенные быей психологические условия та:та не учитывались. Отсутствовали элементы, рассчитанные из привлечение п удержание внимания посетителей. Не было систем ориентирования, информирования, мотивирования аудитории. Экс-поэта;;:: отличались обилием плоскостных мзтериалоз. Архитектурно-худсщестгеннос построение экспозиций чаще всего прсстранственно-монотонно, лишено специальных цветовых »! световых решений. Способы пс:;аза ерттзнтпрозакц па "дидактическую" модель: передать исторические зпапцл. Исключение составили некоторые залы историко-прзего,т:сс:"1Х г.усесз Выборга, 'йонова'п Сыктывкара, где' присутст-Еопзлт! спрэделспццо компоненты, свидетельствовавшие о тем, что отмеченпкэ гсше психологические условия построения экспозиции принимались го гнимонпе.

Дащгиэ анализа экспозиций позволяют в некоторой степени прог-нсзпрогать характер восприятия аудиторией музейной информации. Чтсбы изучить, кок воспринимает посетителя такие экспозиции, в

Ууэее революции, на одной из типичных для исторических музеев экспозиции, было проведено исследование. Б зале, посвященном .событиям начала П века у посетителей выясняли, понимают ли они замысел экспозиции. По результатам интервью отчёты респондентов разделились на три. группы: Б.9Й респондентов дали ответы,.свидетельствующие о том, что они понимают замысел правильно, 37.9?» дали частично правильные к 55.2/' - неправильные или неопределенные, то есть цели автороз экспозиции не достигаются.

£ля того, чтобы выявить, !:ак влияет на понимание музейной информации учет при создании экспозщпй некоторых из перечисленных выае условий, шбраны два экспозиционных комплекса, один из которых был луч:ие структурирован по сравнения с другим: в нем были выделены ключевые экспонаты, отсутствовало перенасыщение документальны:.^ материалами и т.д. Сопоставительный анализ ответов респондентов показал, что если по комплексу традиционного построения было получено 25.правильных ответов, 13.-частично правильных и 60. неверных ответов, то по другому, с более четкой и продуманной организаций - ?7.0> правильных, 23.0% - частично правильных, неверные ответы отсутствовали. Такт образом, в исследовании было показано, что лри разработке экспозиций необходимо учитывать психологические условия, влкягцие но понимание музейной информации.

Однако, как указывалось вдае, результат воздействия музея на аудиторию во многом зависит от особенностей самих посетителей. В исследовании выяснилось, что целью большинства посетителей музея являлось лишь общее знакомство с ним, то есть респонденты не били мотивированы на подробный осмотр экспозиции. Наблюдение показало, что стратегии осмотра ими экспозиции могут быть различными. Две трети посетителей сравнительно быстро деигояись по залам музея, недолго останавливаясь у заинтересовавши экспонатов ("кузнечики"). Седьмую часть выборки составили посетители, которые как бы "плыли" по экспозиции, практически не задерживаясь у экспонатов ("рыбы"). Шестую часть - отличали продолжительные установки у экспонатов, представлявших наибольшую ценность в «у-зее ("бабочки") Посетителей, последовательно и методично осматривавших все витрины, как это и предполагалось замыслом экспозиционеров ("муравьи"), оказалось в выборке всего два процента. Та-ким^образок, цель авторов экспозиции - создать хронологический образ исторических событий - расходится, судя по стратегии пове-

дения посетителей музея, с намерениями большинства из ;;пх. При организации будущих экспозиций следует учитывать эти различные стили осмотра и предусматривать "многослойность" экспозиции, адресованной всем группам посетителей музея.

Исследование показало, что посетители различаются так.те способами осмысления музейной информации. Анализ высказываний респондентов позволил выделить четыре группы посетителей: "знатоки" (7.3$), "любители" (70.7%), "восхлалители" (IS.IS'O и "нигилисты" (6.9л0. "Енатоков" интересуют наиболее редкие экспонаты, "любителей", к которым относится большинство посетителей, - экспонаты, связанные каким-либо образом с их личным опытом, "воехиали-тели" сообщают, что им "все интересно", а "нигилисты" -что "ни-.-чего интересного". Любители" представляют собой наиболее пеструю группу. Выявлено несколько типов их суждений. Для одних сп- ' •мым значимым в музее выступают люди прошлого, для других - не- ■' обычные экспонаты, для третьих - собственные эмоциональные состояния или ожидания по отношению к музею. Таким образом, музейная информация оказывает различное воздействие на разные группы_ музейной аудитории в зависимости от направленности интересов посетителей. Это. Необходимо учитывать при анализе процессов музейной коммуникации и совершенстовании экспозиций, рассчитывая их на те или иные категории посетителей.

Исследование показало,.что образы прошлого, которые выносят люди из музея, различаются не только своеобразием содержания, но и носят выраженный оценочный характер. Оценочные высказывания посетителей об исторических событиях и их участниках образовали три основные группы: "позитивные" (47.3,«), "негативные" (44.6/5) и "неоднозначные" (8.Ш. В исследовании, проведенном но той *е экспозиции в I9CS г.,. "негативных" суждений о прошлом, практически не обнаружилось, то есть изменение идеологии повлекло за собой изменение восприятия истории, которое привело к поляризации в оценках прошлого, присущей сегодняшнему обществу. На паи взгляд, оптимальна позиция, заключенная в неоднозначных суждениях, в которой .отражается стремление рассматривать событие с разных точек зрения, иначе говоря, тенденция к более глубокому осмыслению истории. - Однако лишь незначительное число респондентов представили эту позицию, что свидетельствует'о необходимости разработки специальных психологичесгп обоснованных программ для освоения исторического наследия с учетом выявленных различий

- к -

менду группами посетителей. , .

Г.сследовакпе экскурсионной деятельности показало, что в • большинстве случаев содержание рассказа экскурсовода включало множество интересных сведений, однако коммуникативное поведение оценивалось респондентами, как правило, негативно ("отстраненный" , "апатичный", "не чувствует аудиторию"). Шло выявлено три типа экскурсоводов, различающихся особенностями взаимодействия с группой: "диалогичные" (13.6;";), "монотонные" (СЗ.З,") и "неконтактные" (16Д;Л. "Диалогичных" окскурсоюдов отличало активное обг.кнне с группой, богатое использование невербального языка. Выявлен *гф;ект магнетизма" (нрксоедакепно к группе с &кскурсо-водс!.' самостоятельно рассматривавших экспозицию, большое количество вопросов, сравнительно близкая дистанция между экскурсоводом и'группой). "Монотонные" характеризовались автоматизмом произносимого текста с минимальной невербальной нюансировкой смысла. Для "неконтактных" характерна авторитарная позиция по ■ отношению к слушателя),!. "Монотонных" и "неконтактных" экскурсоводов нередко сопровождает "эффект отталкивьния" (уходы слушателей, отсутствие вопросов ко окончании экскурсии, большая дистанция ме:кду группой и экскурсоводом). Таким оврагом,^социально-психологическими условиями успешной деятельности экскурссвода являются, кроме глубокого знания предмета, наличие выраженных кои.уникативних' способностей, днадогизм, активное вербальное и • невербальное взаимодействие со слушателями.

Ъ заключении .формулируется выводы проведенного исследования.

1.'Гсторпческий музей представляет собой уникальный институт культуры-, назначением которого /шляется сохранение памяти о прошлом и приобщение людей к историческому наследию. С социаль-но-психологичсской точки зрения музей - ото центр обшеипя, цель деятельности которого - порождение в сознании исторических представлений и образов, способствукг.пх личностному развитию и единению людей на основе духовных ценностей.

2. Учет социально-психологических закономерностей, строкой ирпельзование теоретических подходов и практических методов социальной психологии необходимы для совершенствования музейной ' деятельности.

3. Развитие исторических музеев возможно лишь в случае реа-

. лизации целого ряда социально-психологических условий, таких, как:

- осознание и принятие музейным сообществом новой концепции

музея, опирающейся на понимание его нравственно-воспитательной роли и творческий подход;

- применение в работе с посетителя!.;:: активных методов, ориентированных на пробуждение мотивации к изучению истории;

- проведение психологических исследований на всех этапах деятельности музея, внедрение результатов в практику его работы;

- в экспозициях - создание объективного, многостороннего образа исторического прошлого, разработка способов представления материалов, репатеих задачи ориентирования, мотивирования, информирования и эмоционального вовлечения аудитории;

- в экскурсионной деятельности - наличие коммуникативных спс^ собностей у экскурсовода, активное, диалогическое общение-с группой;

- дифференцированный подход к группам, составлявшим музейную. ' аудиторию; разработка специальных программ, направленных на развитие исторического сознания посетителей с учетом их уровня подготовленности, целей, интересов и способсз осмысления истории.

С целью совершенствования деятельности исторических музеев • необходимо:

. - при создании экспозиций ориентироваться на закономерпости восприятия человека: выделять ключевые экспонаты, создавать условия для привлечения и удержания внимания на них с помощью специальных эффектов (цветовые решения, использование света, движущихся предметов, обеспечение доступности материалов, использование приемов диалога экспонатов и "отстранения" известного);

- в экскурсионной деятельности: проводить отбор экскурсоводов по наиболее значимым для успешного взаимодействия с людьми качествам; развивать коммуникативные способности экскурсоводов с помощью методоз социально-психологического тренинга; для снижения эффектов монотонии - решать коммуникативные задачи, внедрять "автоматических экскурсоводов".

- в работе с музейной аудиторией 7 создавать ^адаптационные зоны" для посетителей с целью введения в проблематику и замысел зспозпцпи; обучать посетителей "медленному взгляду"; использовать различные методы работы с разными группами посетителей: одним обеспечить доступ к интересующим их редким материалам, другим предоставлять больше информации, третьих вовлекать в активные метода работы.

СПИСОК РАБОТ. 0ПУБЛИК03ЛНШХ ПО ТЕ?.® ДИССЕРТАЦИИ

1. Психологические аспекты совершенствования музейной экспо-еиции// Научное проектирование экспозиции. М., с. 90-99.

2. Социально-психологическое исследование в музее// Музейное дело в СССР. М., 19Ё2, с. 84-94.

3. Об изучении "обратной связи"// Советский кузей. 1983. й I.' С. 54-56.

4-. Психологические проблемы совершенствования массовых му-зеШих мероприятий// ^орш и методы научно-просветительной работы музеев. Г., 1986, с. 57-60.

5. Психологические терышы в музееведении// Музейные термины. М., 1986, с. 46-47.

6. Психологическая наука к гузей: возобновить начатое// Психологические проблемы идеологической деятельности; ^езисн докладов.к УП съезду Обшества психологов СССР. М., 1989, с. 14.

' 7. Дети в музее// Боепитание подраставшего поколения в музее; Теория, методика, практика. М., 1989, с. 43-52.

8. Советы экскурсоводу// Советски?, ыузей. 1989. Л 6. С. 25-

.'26.

9. Когда вы делаете экспозицию// Советский музей. 1990. й I. С. 17-19.