автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок
- Автор научной работы
- Ефимкина, Римма Павловна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Ефимкина, Римма Павловна, 2003 год
Специальность 19.00.05 — социальная психология
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководительдоктор психологических наук, профессор
Козлов Владимир Васильевич
Ярославль
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТРАКТОВКА
ПОНЯТИЯ ИНИЦИАЦИИ.
1.1. Типы инициаций по содержанию.
1.2. Структура инициации.
1.3. Феноменология посвящения.
1.4. Патронирование неофита.
1.5. Сценарий женской инициации.
1.6. Сходство и различие инициации юношей и девушек.
1.7. Антагонизм и взаимное притяжение между полами.
Глава 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И КОНЦЕПЦИЙ,
ИЗУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, БЛИЗКИЕ ПОНЯТИЮ ИНИЦИАЦИИ.
2.1. Л. С. Выготский о кризисах.
2.2. Теория кризисов Э. Г. Эриксона.
2.3. Теория развития и понятие индивидуации К.Г. Юнга.
Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок"
Актуальность проблемы. Изучение инициации средствами и методами психологии представлено в науке недостаточно: в лучшем случае это этнографические, литературоведческие или мифологические заимствования. Инициации, в частности, женские, в психологии не рассматривались.
На это есть причины, одну из которых мы усматриваем в том, что инициации в традиционном понимании этого слова — как обряды посвящения — давно ушли в прошлое, продолжая интересовать только историков культуры и этнографов. Однако инициация — не только обряд, но и сам переход, и именно в этом смысле инициации зафиксированы в структуре сюжета волшебных сказок, а сказки, в отличие от обрядов, остались неизменными и продолжают бытовать сегодня в том же виде, что и тысячи лет назад.
Если инициация как обряд не изучается в психологии, то сказка, в силу того, что в ней зафиксирована структура инициации как компонента социализации личности, вызывает глубокий интерес практических психологов и психотерапевтов. Психотерапевтический рынок России наводнен подходами, основанными на использовании сказкотерапии, которая, несмотря на видимую эффективность и широкое использование, нуждается в серьезном теоретическом обосновании.
Причина обращения нами к теме именно женских инициаций заключается в том, что в маскулинно ориентированной психологии по-прежнему мало внимания уделяется особенностям социализации женщин. Культура знает множество образцов самореализации мужчин, но невнимание к женскому пути на сегодня привело к тому, что эмансипация женщин приобретает угрожающие размеры, особенно в России, где женщина слишком долго находилась в идеологическом ослеплении. Эмансипация женщин разрушает целостность семьи, а следовательно — общества. При этом очевидно, что по-старому, когда женщина находилась в угнетении, жить нельзя, а как по-новому — неизвестно. Мы исходим из того, что человеческий путь — единый, всеобщий и для женщин, и для мужчин, однако половая идентификация определяет специфику прохождения стадий человеческой жизни. Эта специфика также отражена в инициатических сюжетах волшебных сказок.
Актуальность изучения социально-психологических проблем возрастных кризисов женщины и стратегий их разрешения обусловливается развитием тендерной психологии, психокоррекционного и трансформационных направлений в медицине, психотерапии и социальной психологии.
Результаты социально-психологических исследований проблем возрастных кризисов женщины служат основанием для решения как теоретических, так и прикладных задач, актуальных для социальной психологии. На современном этапе развития отечественной социальной психологии многие проблемы личности рассматриваются через призму быстро изменяющихся внешних условий существования: экономических, политических, социальных и др. Проблема социализации женщины, в процессе которой возрастные кризисы занимают значительное место, становится актуальной в силу вероятности возникновения комплекса деструктивных психосоциальных реакций и нарушения самого механизма социальной адаптации в системе полоролевых идентификаций. Анализ социально-психологических проблем личности и ее интеграции в состоянии возрастного кризиса, их теоретическое исследование позволяют разработать способы снижения последствий деструктивных переживаний и превентивные меры к возможной дезадаптации человека в ситуации женских жизненных кризисов.
Вне сомнения, жизненные кризисы для женщины в процессе социализации являются вызовом (В.В. Козлов, 1999). Основным условием формирования адаптивного поведения и позитивной дезинтеграции в ситуации возрастного кризиса выступает высокий уровень осознания социально-психологических проблем и понимания глубинных механизмов социализации, механизмов преодоления сложностей инициации в различные новые ролевые образования, связанные с возрастными кризисами. Осознание этих условий позволяет усваивать и самостоятельно вырабатывать индивидуальные способы решения проблем. Проблемы формирования и развития некоторых личностных особенностей у людей в кризисном состоянии, адаптации к новым условиям жизни в связи с возрастными изменениями, проблемы развития способности к активному включению в процесс разрешения кризисных * состояний женщинами и многие другие могут быть в полной мере решены только с учетом знания закономерностей глубинных матриц поведения и особенностей социально-психологических проблем возрастных кризисов.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое исследователями жизненным кризисам, лишь небольшое число работ посвящено выявлению социально-психологических проблем женщин и стратегиям их разрешения. В то f же время исследования подобных проблем важны для понимания особенностей формирования адаптированных и неадаптированных личностей в ситуации возрастных жизненных кризисов. Формируясь в процессе индивидуального развития как адаптированная или неадаптированная, структурная организация личности определяет ту парадигму прикладной социально-психологической работы, в рамках которой будет достигнут наибольший эффект.
Вместе с тем при всей теоретической и практической значимости ис-4 следований возрастных кризисов женщины анализ основных направлений реабилитационной работы, представленных как в отечественной, так и в зарубежной литературе, показал недостаточную разработанность их социально-психологического содержания, динамики адаптационных процессов и роль векторов развития кризиса в дальнейшем жизненном пути женщины.
Возрастные кризисы женщин не изучаются как специфический социально-психологический феномен, имеющий определенный уровень организации, индивидуальную меру выраженности, специфические проблемы и феноменологию. Одновременно существует настоятельная необходимость в расширении методологического аппарата при исследовании феномена социально-психологических возрастных кризисов женщины. Именно поэтому нами апробирован метод анализа сюжетов женских волшебных сказок в качестве инструмента исследования глубинных социально-психологических матриц женского возрастного кризиса, его архетипического содержания как инициации в новые экзистенциальные смыслы. & Сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработанностью многих аспектов социально-психологических проблем возрастных кризисов женщин обусловило актуальность диссертационного исследования и постановку его целей.
Цель исследования — раскрыть социально-психологическое содержание женских возрастных кризисов как инициаций в сюжетах женских волшебных сказок, описать стратегии их разрешения и определить ведущие факторы позитивной и негативной дезинтеграции в ситуации кризиса.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования:
1. Анализ и систематизация различных подходов к исследованию представлений об инициации в этнографии, истории религии и других науках.
2. Анализ и систематизация психологических теоретических подходов и концепций, изучающих социально-психологические явления, близкие понятию инициации.
3. Выделение адекватных методов для исследования социально-психологического содержания возрастных кризисов женщины в инициатиче-ских сюжетах волшебных сказок.
4. Отбор женских волшебных сказок с инициатическими сюжетами.
5. Выявление и описание особенностей женской инициации как социально-психологического явления.
Объект исследования — инициатические сюжеты женских волшебных сказок.
Предмет исследования — социально-психологическое содержание возрастных кризисов развития женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок.
Гипотеза исследования: в инициатических сюжетах волшебных сказок содержатся базовые матрицы прохождения возрастных кризисов женщин.
Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1. Базовые матрицы прохождения возрастных кризисов имеют социально-психологическое содержание как кризисов идентичности.
2. Кризис идентичности имеет двойной характер: внутренний и внешнии. Внутренне он проявляется в виде смены структуры личности — разрушения старых механизмов адаптации и приобретения новообразований. Внешне выступает в виде ролевых конфликтов, требующих разрешения.
3. Существует три базовых кризиса идентичности и три базовых социально-психологических инициации как способов разрешения нормативных кризисов женщины. t Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции личности как системы отношений (В.Н. Мясищев), методологические положения о единстве внутренних и внешних условий в формировании свойств личности (биопсихосоциальный подход), культурно-историческая концепция (JI.C. Выготский), эпигенетическая концепция развития личности (Э. Эриксон); концепция личностного кризиса (В.В. Козлов), концептуальные подходы к изучению психологической структуры личности и ее отношений (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, 4 А.В. Брушлинский, Е.В. Шорохова, К.К. Платонов и др.), морфологический подход к изучению сказки В. Проппа, теоретические взгляды Д.Ю. Соколова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, B.C. Мухиной, М.В. Осориной на сказку как метод формирования личности.
Методы исследования. В работе были использованы такие методы, как теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, анкетирование, изучение документов, включенное наблюдение, биографический метод, а также такие оригинальные методы исследования, как юнгианский анализ, модифицированный структурно-функциональный анализ Проппа.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и соответствующих целям и задачам исследования. Системный подход, применение количественного и качественного анализа результатов, использование стандартных и обоснованных психодиагностических методов обеспечивают высокий уровень достоверности и надежности полученных результатов и выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в социальной психологии исследовано и разработано понятие «социально-психологическая инициация женщины». К новым результатам можно отнести анализ теоретических и практических социально-психологических аспектов женских возрастных кризисов. В исследовании доказано, что женская волшебная сказка содержит вневременные базовые матрицы прохождения возрастных кризисов женщины. В результате анализа инициатических сюже-К' тов волшебных женских сказок получены данные, позволяющие утверждать, что в сказке выделяется три социально-психологических инициации, сопровождающие кризисы развития при переходах из детства в раннюю зрелость, из ранней зрелости в среднюю, из средней взрослости в позднюю.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку социально-психологических аспектов женских возрастных кризисов, методов их исследования и психокоррекции.
- Рассмотрен большой комплекс социальных и психологических ас* пектов проблем женских возрастных кризисов, их влияние на процесс социализации и адаптации, вычленены основные проблемы, их детерминанты, разработаны стратегии разрешения нормативных женских кризисов.
- Выявлены базисные характеристики, раскрывающие инициатиче-ский характер женских возрастных кризисов, что вносит вклад в фундаментальную проблему социальной психологии — проблему интеграции закономерных кризисных состояний и адаптации личности к условиям изменяющейся социальной среды.
- Изучены особенности ролевой динамики и разрешения женских возрастных кризисов, что вносит вклад в теорию социализации, поскольку в рамках исследования ставится и частично решается вопрос о выполнении «задач развития» на каждом жизненном этапе.
Практическая значимость исследования определяется той ролью, которую играет раскрытие специфических особенностей возрастных кризисов женщин как социальной группы для развития социальной психологии в * качестве фундаментальной научной дисциплины. Реализованная в исследовании стратегия изучения феномена инициации позволяет построить целостную модель помощи женщинам в ситуации возрастных кризисов, имеющую выход в широкую социальную практику.
Знание основных факторов, влияющих на процесс интеграции опыта кризиса, дает возможность предсказать особенности прохождения женщинами возрастных инициаций и прогнозировать адаптивные возможности личности, что немаловажно для грамотного социально-психологического сопровождения и коррекции личности в ситуации возрастного кризиса. Целенаправленное формирование социально успешных моделей поведения в ситуации кризиса позволяет делать социальную адаптацию женщин эффективной в большем количестве случаев.
Результаты эмпирического исследования могут найти применение в таких сферах, как психотерапия, социология, социальная работа, социальная психология. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных и практических занятий для психологов, медицинских и социальных работников, психотерапевтов и др. представителей помогающих профессий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международном Симпозиуме «Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика» (Ярославль, 2000), «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001-2003), на региональных научно-практических конференциях Новосибирского государственного университета (1999-2002), Московского Института Гештальта и Психодрамы (1999-2002). Материалы диссертации были использованы при чтении лекций по психологии развития на Спецфакультете психологии Новосибирского государственного университета, Новосибирского классического института, а также при проведении авторских психологических тренингов «Инициация женщины» в Алматы, Астане, Барнауле, Новосибирске и др.
Содержание работы отражено в 8 публикациях.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в течение 1997-2003 гг. в три этапа. На первом этапе (1997-1999 гг.) был проведен анализ теоретических исследований инициатических процессов женщин в различных психологических, этнографических, психолингвистических и социологических направлениях. На втором этапе (2000-2001 гг.) были проведены эмпирические исследования во время тренингов в стилях гештальт-терапии, психодрамы, арттерапии. На третьем этапе (2001-2003 гг.) была проведена апробация и внедрение программы коррекции и помощи женщинам в ситуациях возрастного кризиса «Инициация женщины». За время реализации диссертационного исследования было проведено 43 тренинга с участием более 800 женщин.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Возрастные кризисы женщин могут существенно изменить их жизненный путь, вызвать экзистенциальный (психодуховный) кризис и нарушить процесс социализации. Многие женщины при негативной дезинтеграции не выполняют задачи развития на каждом возрастном этапе, что приводит к возникновению социально-психологических проблем.
2. Сюжеты волшебных сказок символически описывают инициатиче-ские процессы и закономерности возрастных кризисов.
3. Инициация — социально-психологическое явление внеисторическо-го порядка. Она сопровождает и выражает содержание нормативных кризисов развития.
4. В женской волшебной сказке запечатлены три инициации, сопровождающие три кризиса идентичности женщины.
5. Инициация проявляется как внутренне (трансформация личности), так и внешне (ролевые конфликты с социальным окружением).
6. В сказках содержатся две противоположные стратегии прохождения инициации: позитивная дезинтеграция (развивающая) и негативная дезинтеграция (стагнирующая).
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст диссертации, изложенный на 185 страницах, иллюстрирован 8 таблицами и 6 приложениями. В приложениях объемом 14 страниц представлены материалы, не вошедшие в основной текст
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
выводы
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу и позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Сравнение таких явлений, как обряд перехода в этнографии (в узком значении), кризис идентичности в психологии и инициация в волшебной сказке, показывает, что в их основе лежит общее социально-психологическое содержание, а именно: все они отражают нормативные возрастные кризисы. При этом сказки, в отличие от обряда, сохранились по сей день и сохранили неизменную структуру сюжета. Сюжет волшебной сказки является инициа-тическим, поскольку психологический анализ его структуры показал, что он содержит базовые матрицы прохождения возрастных кризисов и имеет социально-психологическое содержание как кризисов идентичности. В сказке он представляет собой последовательные трансформации героини, изложенные как приключения, которые с ней происходят.
2. Анализ структурно-функциональной схемы сказки, выделенной Проппом, позволил обнаружить, что в женской волшебной сказке закодировано три базовых кризиса идентичности и три базовых социально-психологических инициации как способов разрешения нормативных кризисов женщины. Они соответствуют переходам из одной стабильной жизненной стадии в другую, а именно: 1) из детства в раннюю зрелость; 2) из ранней зрелости — в среднюю; 3) из средней — в позднюю. Таким образом, в женской волшебной сказке закодированы базовые матрицы прохождения всех трех кризисов периода взрослости.
3. Анализ таких персонажей сказки, как героиня и лжегероиня, и исследование их стратегий показали, что в сказке содержится не только позитивная, развивающая стратегия прохождения нормативных возрастных кризисов, но и негативная, стагнирующая. Первая позволяет героине переходить из одной стадии жизни в другую и успешно решать жизненные задачи каждой стадии и строить новые отношения, вторая заставляет лжегероиню оставаться на предыдущей стадии в изживших себя отношениях и в невозможности реализовать свой потенциал.
4. На основе проведенного исследования установлено, что кризис идентичности носит двойной характер: внутренний и внешний. Внутренне он проявляется в виде смены структуры личности и приобретения новообразований. Внешне выступает в виде ролевых конфликтов, требующих разрешения. В сказке внутренние изменения метафорически изображаются в виде встречи с дарителем в ином мире, символизирующем бессознательное, а внешние — в виде ролевых конфликтов с ближайшим окружением героини.
5. При анализе ролевых конфликтов в каждой из трех инициаций обнаружено, что для успешного перехода из одной стадии жизни в другую героиня должна разрешить следующие ролевые конфликты с целью перемены социальных отношений и улучшения своего социального статуса:
- В первой инициации это эмансипация девушки от своей родительской семьи и разрешение отношений в треугольнике мать-отец-дочь. Они должны смениться на отношения женщина-мужчина-женщина. При этом повзрослевшая дочь должна выстроить собственную диаду женщина-мужчина.
- Во второй инициации разрешения требует другой треугольник: героиня-муж-свекровь. Позитивное разрешение заключается также в том, чтобы отделиться от свекрови и создать диаду жена-муж.
- В третьей инициации ролевой конфликт матери и дочери является зеркальным отображением конфликта первой инициации. Суть его — в эмансипации женщины от выросших детей и разделение с ними территорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройти все три инициации положительно может только тот, кто является героем или героиней сказки. Как мы уже сказали выше, герой — это высшее воплощение человеческого пути, идеальный человек, достигший или максимально достигший целостности. Очевидно, что чем дальше, тем сложнее преодолевать жизненные барьеры, и обычный, «негероический» путь, как правило, заканчивался на втором или третьем кризисе. Достигнув акме, человек достигал и конца жизни, старики не были востребованы обществом, а если и доживали до старости, то становились, скорее, обузой для общества, «лишними ртами». Исключение всегда составляли те единицы, которые не останавливались в своем духовном развитии, а продолжали его до конца жизни.
Однако «знания все более высокого уровня не могут принадлежать всем без разбора. Углубление религиозного опыта и знания требуют особого призвания, исключительной силы воли и ума» [282, с. 98]. Такие люди во всех обществах всегда представляли особую ценность и имели высочайший социальный статус, так как являлись носителями коллективной мудрости.
Любая из трех инициаций, прежде всего, связана со знанием трансцендентного порядка, знанием, которое ведет к новому, высшему способу существования. Это знание на каждом из этапов жизни новое, но у опытов всех трех описанных нами инициаций один общий знаменатель: они выводят человека за пределы его обыденной жизни, поскольку имеют духовную природу. В результате принятия нового опыта у человека меняется онтологичекий статус — он становится открыт для мира Духа. В сказках, как мы видели, эта метаморфоза сопровождается превращением героини в волшебницу, царевну, богиню и т.п. Сказка содержит также альтернативные стратегии героинь, ведущие к стагнации, краху, смерти.
Таким образом, в волшебных женских сказках отражаются показательные ситуации для духовного развития женщины независимо от времени и места, в котором она живет. Три инициации в сказке — это базовая матрица, идеальная способность человеческой психики к развитию, некий путь, указанный нашими предшественниками с помощью символических образов, закодированных в волшебной сказке. Следовать или не следовать ему — дело выбора каждого человека в силу онтологической свободы, присущей человеку априори.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ефимкина, Римма Павловна, Ярославль
1. Абульханова К.А. Сознание, общение, деятельность. — М., 1987.
2. Абульханова-Славская К.А. Отечественная социальная психология / Психологическая наука в России XX столетия. — М.: ИП РАН, 1997. — С. 374-458.
3. Абелюк Е.С. Миф или сказка? — М.: МИРОС, 1995.
4. Азадовский К. Орфей и Психея // Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. — СПб.: Акрополь, 1992. — С. 10-47.
5. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи / Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука. — М.: Художеств, лит., 1982. — 542 с. (Классики и современники. Русская классич. лит-ра).
6. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с англ. — М.: Прогресс — Культура; Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995. — 608 с.
7. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. — М.: Педагогика, 1980.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.Воронеж, 1996.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.
11. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
12. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. —368 е. —С. 212-243.
13. Апулей. «Золотой осел» и др. сочинения: Пер. с лат. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1989. — 400 с.
14. Апулей. Метаморфозы // Петроний. Апулей. — М.: «Правда», 1991. —400 с.
15. Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М., 1992. — С. 17-55.
16. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобыт-ной общине. — М., 1987.
17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.- Воронеж, 1996.
18. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
20. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»).
21. Банцхаф X. Основы Таро. Энциклопедия Арканов: Пер. с нем. — М.: Изд-во ВШКА, 2000. — 304 с.
22. Банцхаф X. Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов. — М.: «КСП+», 2002. — 288 с.
23. Банцхаф X. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). — М.: «КСП+», 2001. — 288 с.
24. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1989 — 616 с.
25. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1996. — 312с.
26. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000.
27. Башляр Г. Психоанализ огня: Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1993.— 176 с.
28. Бейнс Дж., Вронский С. Судьба на ступенях Золотого Таро. В 2-х кн. — М.: Гелиос, 1995-1998.
29. Берн Ш. Тендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с. (Секреты психологии).
30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
31. Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология: Пер. с англ. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. — 336 с.
32. Болен Ж.Ш. Психология и Дао. Синхронистичность: случайны ли совпадения в нашей жизни: Метод, пособие для слушателей курса «Юнги-анский анализ». — М., 2001. — 112 с.
33. Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века. — М.: Ладомир, 2002. — 343 с. (Русская потаенная литература).
34. Боснак Р. В мире сновидений. — М., 1991.
35. Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. — М.: Автор, 1993. —272 с.
36. Братья Гримм. Сказки: Пер. с нем. — Новосибирск: ЗападноСибирское книжное издательство, 1985. — 272 с.
37. Бреннан Б.Э. Руки света: Пособие по биоэнергетическому цели-тельству: Пер. с англ. — М.: ООО «Изд-во ACT»; ООО «Изд-во Астрель», 2001. —288 с.
38. Бреннан Б.Э. Свет исходящий. Путь к исцелению: Пер. с англ. — М.: ООО «Изд-во ACT»; ООО «Изд-во Астрель», 2000. — 400 с.
39. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. — М., 1997.
40. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии: Метод, пособие для слушателей курса «Психотерапия в клинической практике» — М.: Информационный центр психологической культуры», 2000. — 184 с.
41. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. — М., 1983.
42. Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М., 1992. — С. 5-16.
43. Бутинов Н.А. Детство на островах Адмиралтейства // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М., 1992. — С. 56-84.
44. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
45. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 90115.
46. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций // Вестник Московского университета. — 1984.
47. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. — 1993. — № 5.
48. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001. — 144 с.
49. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики: Пер. с нем. — М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. — 192 с.
50. Вер Г. Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций): Пер с нем. — Челябинск: «Урал LTD», 1998. — 216 с.
51. Вилсуорт J1. Вилли и его друзья. — М., 1996.
52. Вудман М. Опустошенный жених. Женская маскулинность. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 176 с.
53. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. //Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.
54. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов: Пер. с франц. — М.: «Восточная литература», 2002. — 198 с.
55. Гловер Э. Фрейд или Юнг/ Пер. с англ. — СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с. — (Серия «Библиотека зарубежной психологии»).
56. Голан А. Миф и символ. — М.: РУССЛИТ, 1994. — 375 с.
57. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. — М.: Наука, 1987. — 218 с.
58. Гордон Д. Терапевтические метафоры (оказание помощи другим посредством зеркала. — Канск, 1994.
59. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: «Речь», 2000. — С. 11-34.
60. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб., 1998.
61. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.
62. Гуггенбюль-Крейг А. Благо сатаны. Парадоксы психологии: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 119 с.
63. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак!: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 116 с.
64. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 117 с.
65. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 96 с.
66. Гуггенбюль-Крейг А. Эрос на костылях: Пер. с нем. — СПб.: Б&К., 2002. — 126 с.
67. Джонсон Р.А. Мы. Источник и предназначение романтической любви. — М., 1998. — 158 с.
68. Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии/ Пер. с англ. — Харьков: «Фолио»; М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996.
69. Джонсон Р. А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. — Харьков: «Фолио», 1996. — 124 с.
70. Джонсон Р. А. Сновидения и фантазии: Пер. с англ. — М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. — 288 с. Серия «Актуальная психология».
71. Дикманн X. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В.Секачев, 2001, — 329 с. — («Библиотека аналитической психологии»).
72. Дикманн X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. Приложение: Методы аналитической психологии. (Главы из книги) — СПб.: Академический проект, 2000. — 256 с.
73. Друри Н. Трансперсональная психология: Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований; Львов: «Инициатива», 2001. — 208 с. (Серия: «Трансперсональная психология»).
74. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. Станислава и Кристины Гроф: Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», Изд-во Трансперсонального института, 2000. — 288 с. (Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 78).
75. Ефимкина Р.П. Двойной брак в волшебных сказках. //Социальная психология XXI столетия. В 2-х т. Т. 1. / Под ред. В.В.Козлова. — Ярославль, 2003. —С. 241-245.
76. Ефимкина Р.П. Детская психология: Метод, указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 42 с.
77. Ефимкина Р.П. Инициация женщины в сказках и терапевтических сессиях. //Социальная психология XXI столетия. В 3-х т. Т. 1. / Под ред. В.В. Козлова. — Ярославль, 2002. — С. 260-265.
78. Ефимкина Р.П. Психологу о подростках. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1994.
79. Ефимкина Р.П. Ресурс «идиотизма».// Психотехнологии в социальной работе. Вып. 8. / Под ред. В.В. Козлова. — Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003. —С. 207-223.
80. Ефимкина Р.П. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот» в свете геш-тальт-подхода // Журнал практического психолога. — 1999. — № 4.
81. Ефимкина Р.П. Три инициации в «женских» волшебных сказках // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. — Вып. I. — Ярославль — М„ 2003. — С. 16-24.
82. Ефимкина Р.П. Социально-психологическая роль отца падчерицы в женских волшебных сказках. (В печати).
83. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. Психологическая инициация женщины // Семейная психология и семейная терапия. — М. — 2000. — № 4.
84. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. Развитие метафоры в групповом процессе // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1.
85. Жюльен Н. Словарь символов: Пер. с франц. — Челябинск: «Урал Л.Т.Д.», 1999. — 498 с.
86. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами). — СПб.: Б&К, 2000. — 324 с.2.е изд. расш. и доп.
87. Зинкевич-Евстигнеева Т. Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии // Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — С. 35-64.
88. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
89. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. -СПб., 1998.
90. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку.— СПб., 1998.
91. Знаменитые йогини. Женщины в буддизме: Сборник. — М.: ТОО «Путь к себе», 1996. — 256 с.
92. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. — 343 с.
93. Искрин В. Диалектика полов. — СПб., 2001. — 207 с.
94. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М.: Наука, 1986. — 574 с.
95. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии.1. Тбилиси, 1982.
96. Калина Н. Миф в современном мире. /Кэмпбелл Дж. Тысячели-кий герой. — М. — К., 1997.
97. Калина Н. Основы психоанализа. — М.: «Рефл-бук» — К.: «Вак-лер», 2001.
98. Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. («Актуальная психология»).
99. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998.784 с. (Лики культуры).
100. Кенин-Лопсан М. Магия тувинских шаманов. Тыва хамнарнын хувулары. Magic of tuvinian shamans. — Кызыл: Новости Тувы, 1993. — 160 с.
101. Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», 2000. — 288 с. Серия «Astrum Sapientae».
102. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. — М., 1991.
103. Клюгер Р.Ш. Глубинная психология в Священном писании. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 96 с.
104. Козлов В.В. Дао трансформации. — М.: Изд-во «Пангея», 1998.101 с.
105. Козлов В.В. Духовные странствия: три тропы. Заметки по психологии духовности. — Ярославль: Изд-во РИА «Титул», 2001. — 283 с.
106. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. — М., 1998. — 427 с.
107. Козлов В.В. Истоки осознания. — Волгоград: Изд-во «Семь ветров», 1999.— 288 с.
108. Козлов В.В. Психологический практикум для студентов по специальности «социальная работа» — Ярославль, 1999. — 217 с.
109. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. — М.: Институт психотерапии, 2001.384 с.
110. Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 356 с.
111. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — Ярославль, 1999. — 303 с.
112. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. — М.: Изд-во трансперсонального института, 2000. — 303 с.
113. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с. (Психол. наука — школе).
114. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.— 270 с.
115. Кон И.С. Социальная психология личности. — М., 1979.
116. Короленко Ц.П. Мифология пола. — Красноярск, 1994. — 284 с.
117. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2000. — 992 с. (Серия «Мастера психологии»).
118. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем: Пер. с англ. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. — 256 с. («Тексты Трансперсональной психологии»).
119. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с. (Серия «Психология-BEST»).
120. Куликов А.И. Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (психоаналитический этюд) // Российский психоаналитический вестник. — 1993-1994.-№3-4, —С. 123-130.
121. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 115 с.
122. Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику: Пер. с нем. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 198 с.
123. Кэмпбелл Дж. Мифический образ: Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 683 5. с. — (Philosophy).
124. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить: Пер. с англ. — К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. — 256 с.
125. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», «АСТ»; К.: «Ваклер», 1997. — 384 с. Серия «Созвездие мудрости».
126. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. — МПТЖ. — 1996. — № 1. — С. 25-54.
127. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с франц. — М.: Издательство «Гнозис», 1995. — 192 с.
128. Левинтон Г.А. Инициация и мифы// Мифы народов мира. Энциклопедия /Гл. ред. С.А.Токарев. В 2-х т. Т. 1. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — С. 543.
129. Лекции по юнговской типологии. Франц М.-Л. фон. Подчиненная функция./ Хиллман Дж. Чувствующая функция: Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 198 с.
130. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
131. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
132. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М: МГУ, 1981. —584 с.
133. Лилли Дж. Центр циклона. Рам Дасс Б. Зерно на мельницу: Пер. с англ. — К.: «София», Ltd , 1993. — 320 с.
134. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. — М., 2001.
135. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. — М.: Мысль,1972.
136. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
137. Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Под ред. В.А. Барабан-щикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
138. Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки, ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей: Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. —432 с.
139. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Питер,1997. — 688 с. («Мастера психологии»).
140. Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М.: «Рефл-бук»,1998.
141. Макавой Э., Израэльсон С. Синдром Мэрилин Монро. — СПб.: Лимбус Пресс, 1999. — 432 с.
142. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
143. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу: Пер. с франц. — Челябинск: «Урал LTD», 1999. — 348 с.
144. Медведев В.А. Там, на неведомых дорожках. Психоанализ сказки: профилактика, диагностика и терапия // Психологическая газета. — СПб.: Иматон, № 6 (9), 1996.
145. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. — М.: Наука, 1979. — 228 с. — (Исследования по фольклору и мифологии востока).
146. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: «Наука», 1976 (1995).408 с.
147. Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки. / Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — С. 437.
148. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. — М.: Наука, 1988. — 429 с. («Этнографическая библиотека»).
149. Мифологический словарь. / Под ред. Е.М. Мелетинского и др. — М., 1991.
150. Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. —В 2-х т.-М.: Российская энциклопедия, 1994.
151. Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы. — М.: Независимая фирма «Класс», 2003. — 320 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 101).
152. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу: Пер. с англ. — Томск: «Водолей», 1993. — 112 с.
153. Классики зарубежной психологии).
154. Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М., 1999. — 87 с.
155. Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 236 с.
156. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. — М.: LINKA-PRESS, 1995.
157. Мухина В. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности. — 2000. — № 1. — С. 79-90.
158. Мухина В. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде // Развитие личности. — 2000. — № 3-4. — С. 157-191.
159. Мухина В. На пути построения концепции воспитания подростков в условиях временных объединений // Развитие личности. — 2000. — № 3-4. — С. 4-24.
160. Мухина В. Программа «Этнология» // Развитие личности. — 2001. —№2.— С. 4-27.
161. Мухина В., Проценко JI. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. — 2001. — № 2. — С. 27-53.
162. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
163. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. — М. Воронеж, 1995.
164. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество: Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 224 с.
165. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 5 т. / Предисл. А. Афанасьева. — М.: Терра, 1999.
166. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступ. статья В. Аникина. — М.: Правда, 1982. — 576 с.
167. Народы и религии мира. Энциклопедия. — М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
168. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. — М.: МАПН, 1998. —464 с.
169. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический: Пер. с англ. — СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с.
170. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. Рефлбук; К.: Ваклер, 1998.
171. Норвуд Р. Не будьте рабой любви: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Букмэн»; Изд-во Центрполиграф, 1999. — 319 с.
172. Обухов Я.Л. Для чего нужны страшные сказки? // Школа здоровья. — 1997. — № 3. —С. 115-117.
173. Обухов Я.Л. Психоанализ сказки и символдрама // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Психология сказки и сказкоте-рапия.— 1999. —№ 10-11.
174. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сборник статей. — Харьков: Регион-информ, 1999.
175. Орлова М.И., Обухов Я.Л. Ведьма // Символ и драма. — 2000. — № 2 (2). — С. 4.
176. Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для пединститутов / Сост. В.В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990.— С. 286.
177. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: «Питер», 1999. — 288 е.: (Серия «Мастера психологии»).
178. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей: Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 320 с. («Как стать психологом»).
179. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: Пер. с англ. — СПб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. — 195 с.
180. Перри Дж. У. Духовный кризис и обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. — Мн.: Харвест, 2000. — 560 с. (Библиотека практической психологии).
181. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: наука, 1982.
182. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. —256 с.
183. Платонов К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.
184. Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью // Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — С. 65-194.
185. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 184 с.
186. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. — М.: Лабиринт, 2000. — 480 с. (Собрание трудов).
187. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989. — 622 с.
188. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 614 с. (История эстетики в памятниках и документах).
189. Потолок пола: Сб. научных и публицистических статей / Под ред. Т.В. Барчуновой. — Новосибирск, 1998. — 229 с.
190. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: «Речь», 2000.
191. Предисловие А.Н.Афанасьева ко 2-му изданию 1873 г. // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 5 т. — М.: ТЕРРА, 1999. — Т. 1. — С. И.
192. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа.) — М.: Лабиринт, 1998.
193. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудов В.Я. Проппа.) — М.: «Лабиринт», 1999. — 288 с.
194. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа.) — М.: Лабиринт, 2000. — 416 с.
195. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. — М.: «Лабиринт», 2000. — 192 с. (Собрание трудов В.Я. Проппа.)
196. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: «Лабиринт», 2001. — 368 с. (Собрание трудов).
197. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. — М.: «Лабиринт», 2002. — 464 с. — (Собрание трудов).
198. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).
199. Психологический словарь / Под ред. П.И. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М., 1997. — 440 с.
200. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983.
201. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
202. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. — Мн.: Харвест, 2000. — 560 с. (Библиотека практической психологии).
203. Психотерапия женщин /Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. — СПб.: Питер, 2003. — 208 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
204. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях / Сочинения. В 3-х т. — М.: Худож. лит., 1985. — Т. 1. — 735 с.
205. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. — СПб.: Евразия, 1999. —288 с.
206. Райт Г. Свидетель колдовства. — М.: Радио и связь, 1991. —128 с.
207. Ранк О. Миф о рождении героя: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. — 252 с. (Серия «Актуальная психология»).
208. Расскажу вам сказку. Сказки и легенды народов Западной Европы. — М.: Правда, 1991. — 592 с.
209. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М.: Прогресс, 1990.
210. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. — 1996. — № 2.
211. Сапогова Е.Е. Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов воображения // Журнал практического психолога. Спец. выпуск: Психология сказки и сказкотерапия. — 1999. — № 10-11.
212. Семинар с доктором медицины Милтоном Эриксоном (Уроки гипноза): Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. — 336 с.
213. Синявский А.Д. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. — М.: Аграф, 2001. — 464 с.
214. Ситников А.П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
215. Сказки зарубежных писателей. — Мн.: Полымя, 1986. — 477 с.
216. Слободчиков А.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416с.
217. Смирнова О. Как рассказать ребенку о временах года // Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — С. 195-219.
218. Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзен. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с. (Серия «Как стать психологом»).
219. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 304 с. (Серия «Как стать психологом»).
220. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. —573 с.
221. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
222. Теория метафоры. — М., 1990. — 512 с.
223. Теппервайн К. О чем хочет сказать твоя болезнь: язык симптомов: Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 284 с. («Популярная психология и медицина»).
224. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990. — 622 с. — (Б-ка атеист, лит.).
225. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М.: ИПЛ, 1986.
226. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — 254 с.
227. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Искусство кино. — 1992. — № 1. — С. 95-97.
228. Трунов Д.Г. Житейские уроки волшебной сказки: трезвый взгляд // Журнал практического психолога. Спец. выпуск: Психология сказки и сказкотерапия. — 1999. — № 10-11. — С. 88.
229. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: «Наука», 1983. — 277 с.
230. Уайли Дж. В поисках фаллоса: Приап и инфляция мужского: Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 128 с.
231. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. — М., 2001. — С. 104-133.
232. Уилсон Д. Смысл сновидений // В мире науки. — 1991. — № 1.1. С. 36-43.
233. Улыбина Е.В. Вечное детство Снегурочки // Символ и драма. — 2000. —№2(2). —С. 118.
234. Управителева Л.М. Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт тендерного исследования: Учеб. пособие. — Мегион: Изд-во «Фаст-Принт», 2002. — 171 с.
235. Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. Среди племен Новой Гвинеи. Пер. с датск. — М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1985.192 с. («Рассказы о странах Востока»).
236. Франц М.-Л. фон. Алхимия (Введение в символизм и психологию): Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 291 с.
237. Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая: Пер. с англ. — СПб.: Б&К., — изд. 2-е, 2002. — 107 с.
238. Франц M.-JI. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке: Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 360 с.
239. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с. (Серия «Классики науки»).
240. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998.
241. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
242. Фрейд 3. Толкование сновидений. — К., 1991.
243. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 448 с.
244. Фрейд 3. Царь Эдип и Гамлет // Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. — С. 18.
245. Фрейд 3. Я и Оно. — М., 1994.
246. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. Психологическая энциклопедия. — СПб: «Прайм — еврознак», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. 864 с.
247. Фридан Б. Загадка женственности: Пер. с англ. — М.: «Прогресс», «Литера», 1993. — 496 с.
248. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. — М.: ACT, 1998. — 784 с. (Классическая философская мысль).
249. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1986. — 511 с. (Б-ка атеист, лит.).
250. Харнер М.Дж. Путь шамана, или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. — М.: ИЧП «Палантир», 1994.
251. Хейли Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. В 2-х ч. / Под ред. С. Горина. — 1994.
252. Хиллман Дж. Архетипическая психология: Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 157 с.
253. Холл Д.А. Юнгианское толкование, сновидений. Практическое руководство: Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 168 с.
254. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: Пер. с англ. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. —Т. 1. —С. 77.
255. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 141 с.
256. Хомякова Е. Семь сказок радуги. Психотерапевтические сказки для работы с подростками и взрослыми // Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — С. 219-253.
257. Хорни К. Женская психология. — СПб.: Восточный Институт Психоанализа, 1993.
258. Хюбнер К. Истина мифа. — М.: Республика, 1996. — 448 с.
259. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. — М.: «КСП», 1996. — 384 с.
260. Чудинова О.Ю. Индивидуальное поведение и общественнаярегламентация у аборигенов Австралии / Страны южных морей. — М., 1980.
261. Чудинова О.Ю. Миф и мораль (по австралийским материалам). / Фольклор и этнография. — Л., 1977.
262. Шарман-Бюрк Дж., Грин JT. Мифологическое Таро. Новый подход к картам Таро. — М.: «КСП+», 1999. — 432 с.
263. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
264. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания.— М., 1968.
265. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб: Питер, 2001. — 320 с. (Серия «Практикум по психотерапии»).
266. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. — Л.: Изд-во института народов севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. — 572 с.
267. Эдингер Э.Ф. Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа. Аналитическая психология: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 96 с.
268. Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культура. — 1982. — № 4. — С. 5-29.
269. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Инвест-ППП, 1996. — 240 с.
270. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское: Пер. с фр. — М.: Ладомир, 2000.414с.
271. Элиаде М. История веры и религиозных идей: Перев. с франц. — М.: Критерион, 2001. — Т. 1. — 464 с.
272. Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие: Пер. с англ. — К.: «София», 2000. — 400 с.
273. Элиаде М. Космос и история: Перев. с франц. и англ. — М.: Прогресс, 1987. — 312 с.
274. Элиаде М. Мефистофель и андрогин: Пер. с франц. — СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — 374 с.
275. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость: Пер. с франц. — СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — 250 с.
276. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии: Пер. с англ. — М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. — 288 с. Серия «Актуальная психология».
277. Элиаде М. Религии Австралии. — СПб: Университетская книга, 1998.— 320 с.
278. Элиаде М. Священное и мирское. — М.: МГУ, 1994. — 144 с.
279. Элиаде М. Священные тексты народов мира: Пер. с англ. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 624 с. Серия «Академия».
280. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения: Пер. с франц. — К.: София, М.: Гелиос, 2002. — 352 с.
281. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. — К.: София, 2000.
282. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований.
283. М.: «Рудомино», СПб: Университетская книга, 1997. — 414 с.
284. Элькин А. Коренное население Австралии. — М., 1952.
285. Энциклопедия мистицизма. — СПб.: Изд-во «Литера»; Изд-во «ВИАН», 1997.— 480 с.
286. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «университетская книга», 1996. — 592 с.
287. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
288. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — К.: София, 2000. — 496 с.
289. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб.: Наука, 1991. —320 с.
290. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М., 1992.
291. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Сост. Г.М. Науменко. — М., 1998.
292. Этнография за рубежом (историографические очерки). — М.: Наука, 1979. — 290 с.
293. Юнг К.Г. Алхимия снов: Пер. с англ. — СПб.: «Тимошка», 1997. — 352 с.
294. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М.: Мартис, 1995. —309 с.
295. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.
296. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: Олимп, ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998, —480 с.
297. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. — М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. — 400 с.
298. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»; Львов: «Инициатива», 1998.
299. Юнг К.Г. Дух Меркурий. — М.: Канон, 1996. — 384 с.
300. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с. («Бестселлеры психологии»).
301. Юнг К.Г. Избранное. — Минск: Попурри, 1998. — 448 с.
302. Юнг К.Г. Йога и Запад. — К.: AirLand, 1994. — 230 с.
303. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: Вост.-Евр. ин-т психоанализа, 1994. — 416 с.
304. Юнг К.Г. О природе психе. Сборник: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. — 414 с. (Серия «Актуальная психология»).
305. Юнг К.Г. О современных мифах. — М.: Практика, 1994. — 252 с.
306. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. — М.: Наука, 1993. — 192 с.
307. Юнг К.Г. Ответ Иову.: Пер. с нем. — М.: ООО «Издательство ACT»; «Канон+», 2001. — 384 с.
308. Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии. — Минск: ООО «Харвест», 2003. — 528 с.
309. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1994. —336 с.
310. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб: Ювента; 1995. — 717с.
311. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1995. — 320с.
312. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. (Серия «Актуальная психология»).
313. Юнг К.Г. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств: Пер. с нем. и англ. — СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. — 304 с.
314. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке: Пер. с нем. — М.: «Ренессанс», 1992. — 320 с.
315. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.— 269 с.
316. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. — К.: «СИНТО», 1995. — 236 с.
317. Юнг К.Г. Цели психотерапии // Избранное. — Минск: Попурри, 1998. —С. 263.
318. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Серия «Актуальная психология».
319. Юнг К.Г., фон Франц M.-JL, Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ ред. С.Н.Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1998.— 368 с.
320. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 640 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
321. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 576 с. (Библиотека психологии и психотерапии).
322. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Журнал практического психолога. Спец. выпуск: Психология сказки и сказкотерапия. — 1999. — № 10-11.
323. Bly, R. Iron John: A Book About Men. Reading, Mass: Addisson-Wesley Publishing Co., 1990.
324. Campbell, J. The Power of Myth. — New York: Doubleday, 1988.
325. Campbell, J. Transformation of Myth Through Time. — New York: Harper & Row, 1990.
326. Carlson, K. In Her Image: The Unhealed Daughter's Search for Her Mother. — Boston: Shambhala Publications, Inc., 1988.
327. Carlson, K.J., Eisenstat, S.A., Ziporyn, T. The women's concise guide to emotional well-being. Cambridge, Massachusetts. — London, England: Harvard University Press, 1997.
328. Eliade, M. Rites and Symbols of Initiation: The Mysteries of Birth and Rebirth. — New York, 1958.
329. Eliade, M. The Sacred and the Profane: The Nature of Religion. — New York, 1959.
330. Estes, P.C. Women Who Run with The Wolves. — London: Rider,1993.
331. Gersie, A. Storymaking in Bereavement. Dragons Fight in the Meadow. — London, 1999.
332. Godwin, G. Father Melancholy's Daughter. — New York: Morrow,1991.
333. Gordon, D. Therapeutic Metaphor. — Capitola, California: Meta Publishing, 1978.
334. Hall, J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. — New York: Harper & Row, 1974.
335. Harding, M. E. The Way of All Women. — New York, 1975.
336. Harding, M. E. Women's Mysteries, Ancient and Modern. — London,1935.
337. Homey, K. Feminine Psychology. — New York: W.W. Norton & Co., 1989.
338. Johnson. R. He: Understanding Male Psychology. — New York: Harper and Row, 1977.
339. Johnson, R. Inner Work: Using Dreams and Active Imagination for Personal Growth. — San Francisco: Harper and Row, 1986.
340. Johnson, R. She: Understanding Feminine Psychology. — New York: Harper and Row, 1977.
341. Jonson, R. The fisher king and the handless maiden: understanding the wounded feeling function in masculine and feminine psychology. — San Francisco: Harper and Row, 1995. — 103 p.
342. Leonard, L. The Wounded Women: Healing the Father-Daughter Relationship. — Boston: Shambhala Publications, Inc., 1983.
343. Levinson, D. J. The Seasons of a Man's Life. — New York: Bal-lantine, 1978.
344. McNeely, D.A. Animus Aeternus: Exploring the Inner Masculine. — Toronto: Inner City Books, 1991.
345. Monick, E. Castration and Male Rage: The Fallic Wound. — Toronto: Inner City Books, 1991.
346. Moore, R., Gillette, D. King, Warriol; Magician, Lover: Rediscovering the Archetypes of the Mature Masculine. — San Francisco: Harper and Row, 1990.
347. Neumann, E. Amor and Psyche. The Psychic Development of the Feminine. A Commentary on the Tale by Apuleius. — New York: Princeton University Press, 1971.
348. Neumann, E. The Great Mother. — Princeton: Princeton University Press, 1972.
349. Norwood, R. Women Who Love Too Much. — New York: Pocket Books.
350. Perera, S.B. Descent to the Goddess: A Way of Initiation for Women. — Toronto: Inner City Books, 1981.
351. Peseschkian, N. Oriental Stories as Tools for Psychotherapy. — London: Sterling Press, 1982.
352. Sharp, D. The Survival Papers: Anatomy of a Midlife Crisis. — Toronto: Inner City Books, 1988.
353. Sheehy, G. Passages: Predictable Crisis of Adalt Life. — New York: Bantam, 1977.
354. Stein, M. In Mid-Life: A Jungian Perspective. — Dallas: Spring Publications, Inc., 1983.
355. Von Franz, M.-L. Alchemy: An Introduction to the Symbolism and the Psychology. — Toronto: Inner City Books, 1980.
356. Von Franz, M.-L. The Feminine in Fairytales. — Zurich: Spring Publications, 1972.
357. Von Franz, M.-L. Shadow and Evil in Fairytales. — Zurich: Spring Publications, 1974.
358. Von Franz, M.-L. The Psychological Meaning of Redemption Motifs in Fairytales. — Toronto: Inner City Books, 1980.
359. Welldon, E. Mother, Madonna, Whore. — London: Heinemann, 1989.
360. Woodman, M. Addiction to perfection. The Still Unravished Bride. Studies in Jungian psychology by Jungian analysts. — Toronto: Inner City Books, 1982.
361. Woodman. M. The Pregnant Virgin: A Process of Psychological Transformation. — Toronto: Inner City Books, 1985.
362. Woodman, M. The Ravaged Bridegroom: Masculinity in Women. — Toronto: Inner City Books, 1990.1. Обряды инициации женщин1 инициация 2 инициация 3 инициация
363. Стадии жизненного пути Эрика Эриксона и инициации в женских сказках1 инициация 2 инициация 3 инициация
364. Индивидуация Юнга и инициации в женских сказках1 инициация 2 инициация 3 инициация
365. Функциональная структура Проппа и инициации в женских сказках1 инициация 2 инициация 3 инициация
366. Инициация женщины в волшебной сказке1 инициация 2 инициация 3 инициация