автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте
- Автор научной работы
- Водяха, Сергей Анатольевич
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Водяха, Сергей Анатольевич, 2000 год
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи креативности и тревожности
1.1. Проблема креативности в психологии.
1.2. Соотношение тревожности и креативности.".
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей взаимосвязи личностной тревожности и креативности
2.1. Методика организации исследования.
2.2. Изучение взаимосвязи личностной креативности и тревожности старшеклассников.
Глава 3. Формирование креативности как условие коррекции тревожности в раннем юношеском возрасте
3.1. Исследование социально-психологических условий влияния креативности на личностную тревожность.
3.2. Использование социально-психологического тренинга в практике диагностики и развития креативности.
3.2. Изменение уровня тревожности в ходе тренинга креативности.
Введение диссертации по психологии, на тему "Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте"
Актуальность темы. Возрастание актуальности темы креативности и социально-психологических условий, обеспечивающих её проявление, обусловлено тем, что под воздействием бессистемных общественно-политических реформ усиливается общий тревожйый, депрессивный фон общества, не способствующий развитию творческого потенциала его членов. Усиление неопределённости жизненных перспектив, с одной стороны, требует большей интеллектуальной опосредованности решений, с другой — вызывает повышение тревожности, в связи с чем проблема исследования соотношения тревожности и креативности стоит особенно остро в отечественной науке. Некоторые учёные, вслед за М.А. Холодной, стали говорить о возрастании «функциональной глупости». Это свидетельствует о том, что решение ситуаций неопределённости посредством конвергентных способностей бывает часто неэффективным и поэтому необходимо чаще, чем в предсказуемых ситуациях, прибегать к креативности. Использование креативности в непредсказуемых ситуациях поднимает проблему изучения взаимосвязи тревожности и креативности. Требуется научное обоснование и разработка эффективных способов коррекции тревожности как условия развития творческого потенциала личности.
Нельзя сказать, что проблема взаимосвязи креативности и тревожности не изучалась в психологии. В этом направлении проводилось достаточно много исследований. Так В.Н Дружининым и Н.В. Хазратовой было показано влияние уровня тревожности и невротичности на развитие креативности в дошкольном возрасте; Ф. Бэрроном обнаружена корреляции между показателями креативности и значениями по 16PF Кеттэлла у людей в зрелом возрасте; Н.В. Фроловой доказано влияние древожности на когнитивный стиль в дошкольном возрасте; Н.Г. Га^актионовым описана взаимосвязь I между астеноидностью, эпилептоидностью и другими типами акцентуации и показателями креативности в юношеском возрасте.
Достаточно много работ посвящено отдельному исследованию феноменов тревожности и креативности. Так тревожность в юношеском возрасте изучалась Г.Ш. Габдреевой, И.С. Коном, С.А Кулаковым, Н.Б Пасынковой, А.М. Прихожан, Ч.Д Спилбергером, Ю.Л. Ха-ниным. Проблема креативности в юношеском возрасте изучали такие учёные, как Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, Е.Е Васюкова, Ю.З. Гильбух, М.Р. Гинзбург, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, М.А. Холодная и др.
В то же время ни в одном исследовании проблема взаимосвязи креативности и тревожности не рассматривалась с точки зрения возможности коррекции тревожности путём формирования креативности.
В качестве экспериментального поля не случайно выбран ранний юношеский возраст. Основания такого выбора очевидны: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в более широкий мир социальных взаимоотношений и с более сложной иерархией взаимообусловленности, требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, исследованиями, выполненными в рамках возрастной психологии, доказано, что юношеский возраст - период наиболее активного формирования личности, т.е. наиболее сензитивный к различного рода коррекционным мероприятиям; в-третьих, большинство сформированных в данный возрастной период личностных ^качеств приобретают устойчивый характер, и следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.
На основании вышеизложенного была определена цель исследования: анализ взаимосвязи креативности и тревожности в раннем юношеском возрасте, определение динамики изменений тревожности в ходе формирования креативности у старшеклассников.
Объект исследования: взаимосвязь креативности и тревожности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: проявление и коррекция тревожности в процессе формирования креативности у старшеклассников.
Гипотезами исследования явились следующие предположения: поскольку существует взаимосвязь особенностей креативности и степени выраженности тревожности в раннем юношеском возрасте, которая оказывает влияние на формирование креативности и определяет характер изменений тревожности у старшеклассников, целенаправленное формирование креативности должно способствовать коррекции тревожности.
На основе гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты взаимосвязи креативности и личностной тревожности в раннем юношеском возрасте;
2) выявить различия в структуре личности креативов и нонкреативов в раннем юношеском возрасте;
3) изучить взаимосвязь личностной тревожности и продуктивных показателей креативности в райнем юношеском возрасте;
4) изучить проявление креативности как жизненной ценности старшеклассников, различаемых по уровню проявления личностной тревожности;
5) разработать программу развития креативности с учётом тревожности у старшеклассников. теория творческого мышления А.М. Матюшкина, позволяющая рассматривать представления о творчестве как продуктивном процессе личностного роста и психологического развития; позиция Я. А. Пономарёва, постулирующего приоритет личностных образований в формировании креативного поведения; социально-психологический подход к исследованию креативности Т.М. Амабайл, В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой и В.Н. Козленко, определяющий креативность в качестве способности, требующей актуализации в соответствующей микросоциальной среде. Мы основываемся на концепции личностной тревожности Ч. Спилбергера, рассматривающей последнюю как «Т-диспозицию», представляющую собой устойчивую черту личности, определяющую интенсивность реагирования на неопределённую исследования составляют: ситуацию, и взглядах Р. Лазаруса о влиянии тревожности на когнитивную сферу, дающих представление об этапах развития эмоционального компонента тревожности в ситуации неопределённости; постулатах рефлексивной диагностики С.Ю. Степанова и Е.В. Варламовой, утверждающих, что процедуры направленные на коррекцию и^иагностику креативности должны сочетаться. 1
Логика исследования включала в себя следующие этапы:
Первый этап (1996 - 1998гг) включал анализ психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования, определение проблемы. Второй этап (1997 - 1998гг) заключался в формулировке теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения, . в выборе методических средств для исследования.
Третий этап (1998 - 1999) состоял в проведении экспериментальной работы, количественном и качественном анализе полученных данных, интерпретация полученных результатов и формулировка практических рекомендаций.
Научная новизна исследования: синтезирован и обобщён фактический материал исследований, касающийся взаимозависимости тревожности и креативности;
- установлен характер соответствия между тревожностью и креативностью в раннем юношеском возрасте; доказана эффективность разработанного социально-психологического тренинга креативности, выступающего одновременно в качестве метода коррекции тревожности в юношеском возрасте.
Теоретическая значимость работы состоит в углублении Л знаний о структуре личности креативного старшеклассника, в уточнении сведений о внутренних связях между креативностью и тревожностью и расширении представлений о методах коррекции тревожности в раннем юношеском возрасте.
Практическая значимость заключается в обосновании необходимости и разработке тренинга креативности старшеклассников, позволяющего одновременно осуществлять коррекцию тревожности. Тренинг, рассчитанный на юношеский возраст, доступен для освоения педагогам, социальным педагогам, школьным психологам и другим специалистам-смежникам, работающим со старшеклассниками. Результаты исследования позволяют разрабатывать программы более дифференцированного подхода к тревожным старшеклассникам.
Экспериментальной базой исследования явились школы № 1, № 4 и № 10 города Шадринска. Количество испытуемых - 246 учащихся-старшеклассников.
Апробация результатов исследования. Теоретические данные исследования использовались при разработке спецкурса для студентов факультета психологии ШГПИ «Креативогенные качества личности». Тренинг креативности использовался на занятиях психологического кружка и молодёжного объединения «Инсайт» г.
Шадринска. Данные исследования неоднократно освещались на научно-практических конференциях г. Кургана («Научно-практические основы становления психологической службы в системе непрерывного образования» 1996, I и II фестиваль - конкурс научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодёжи и студентов» 1997,1999г.) и г. Шадринска («Современные подходы к решению проблем практической психологии» 1997, «Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе» 1998, «Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков» 1999) и заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии ШГПИ.
Объём и структура диссертации. Работа общим объёмом 160 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 152 наименования, в том числе 8 - на иностранном языке.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы по третьей главе:
1. Личностноя тревожность влияет на предпочтение инструментальных ценностей: в то время как тревожные предпочитают ценности, связанные с социализированным личностным смыслом, тогда как нетревожные предпочитают в первую очередь ценности, связанные с индивидуализированным личностным смыслом;
2. Доказана валидностъ разработанного нами тренинга креативности, включающего мотивационно-ценностный, интерактивноi1wpriwnTiiBiiL.ii, i> p>jji/i i op:. Ч. • ■ o. »v.-i\«-t.
3. Формирование креативности одновременно способствует коррекции тревожности, снижая интенсивность её выраженности. Таким образом, тренинг креативности может рассматриваться как эффективный способ снижения тревожности в раннем юношеском возрасте, а формирование креативности выступает условием её корреции.
ЗАКЛЮЧЕНИИ
Проблема креативности и тревожности в последнее время приобретает особую актуальность. Эти проблемы довольно тесно взаимосвязаны и эта взаимосвязь особенно чётко манифестируется в ранней юности, т.к. оба психических проявления оказывают существенное воздействие на разработку жизненного плана и формирования стратегии жизни.
Настоящее исследование посвящено выяснению вопроса о непосредственном взаимосвязи креативности и личностной тревожности старшеклассников.
Проведённая работа по исследованию взаимосвязи креативности и личностной тревожности на подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методологии изучения проблемы:
1. Личностная тревожность и креативность имеют непрямую взаимосвязь, (т.к. «свободноплавающая тревога» имеет значимую положительную корреляционную связь с креативностью, в тоже время личностная тревожисследования креативности не только с точки зрения продуктивного подхода, но и процессуального, основанного на принципах рефлексивной диагностики.
2. Креативы характеризуются следующими чертами: высокие абстрактно-логические способности, склонность переживать жизненные неудачи как внутренний конфликт, предпочтение книг людям, «заедающая рефлексия», склонность к планированию жизни, «усталость не ищущая покоя», неспособность работать в группе.
3. Личностная тревожность, не влияя на выбор терминальных ценностей, влияет на предпочтение инструментальных ценностей: нетревожные предпочитают в первую очередь ценности, связанные с индивидуализированным личностным смыслом; в то время как тревожные предпочитают ценности, связанные с социализированным личностным смыслом.
4. Тренинг креативности, включающий мотивационно-ценностный, инте-рактивно-перцептивныйи регуляторный блоки, имеет развивающий эффект относительно креативных способностей.
5. Формирование креативности способствует коррекции тревожности, влияя на динамику изменения интенсивности выраженности личностной тревожности в раннем юношеском возрасте. Таким образом, тренинг креативности является адекватным способом коррекции тревожности в раннем юношеском возрасте.
В результате исследования подтвердилась его гипотеза, экспериментально доказано, что существует взаимосвязь особенностей креативности и степени выраженности тревожности в раннем юношеском возрасте, формирование креативности влияет на динамику изменений тревожности у старшеклассников.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы ьлиянш тр-- ■■ • -лсп: h:.v к/'-им;::' и когшгпяшую cq»epy юношества. Представляет научный и практический интерес проблема влияния как тревожности так и креативности на профессиональное и личностное самоопределение учащихся различных учебных заведений от 15 до 22 лет.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Водяха, Сергей Анатольевич, Казань
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991,-299с.
2. Адлер А. Понять природу человека.- Спб.: Академическийvпроект, 1997. -256с.
3. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. -Кишенёв: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдавеняскэ, 1990. 156с.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги . //Психол. Журн,- Т.13.-№5.-1992,- clll- 117.
5. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. ( Личностный аспект). -М,- Знание. 1985,- 64с.
6. Берне Р.Б. Развитие Я-концепции и воспитание,- М.: Прогресс, 1986. -422с.
7. Бодров В. А. Когнитивные процессы и пс и холо гич ее кий стресс. //Психол. Жури,- Т. 15,-№4 1994,- С. 64-74.
8. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. //Психол. Журн,- Т. 16.- №5.- 1995,- С. 4958.
9. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. //Вопр. психол.- 1993.-№1.- с. 104- 113.
10. Ю.Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся мире// Психол.журн,- т.18 №2 - 1997 - с.18 -32.
11. П.Бэррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. //Вопр. психол,- 1990,- №2.- С. 153 158.
12. Ван Оих Р. Психологические отмычки. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 224с.
13. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. //Вопр. психол,- 1997.- №5.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания,- М,; Изд-во МГУ, 1984. 200с.
15. Васюкова Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста. // Психол. Журн.-т. 16.-1995,-№1.- С.91-98.
16. Введение в практическую социальную психологию, /под рег? Ю.М. Жукова и др. М.: Смысл, iV96. - З/Зс.
17. Вейн A.M., Молдавану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры, //Интуиция, логика, творчество,- М.: Наука, 1987. С.54- 64.
18. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Прогресс, 1987. -336с.
19. Вишнякова Н.Ф. Создание тестовой методики на определение уровня креативности взрослой личности.// Психология зрелости и старения. Осень 1997,- С. 43 68.
20. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентации от смены вида деятельности,- М.: МГПИ, 1981ч- 120с.ч
21. Габдреева Г. 111. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса. //Психологическая служба в школе. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981, С. 105- 174.
22. Гагай В.В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Шадринск: Изд-во 111ГПИ, 1999-195с.
23. Галактионов Н.Г. Психологические особенности творческой личности студента педвуза. Дисс. Канд. Психол. Haw.- М., 1997. -184с.
24. Гильбух Ю.З. Сопротивляемость . "f^v-T^:)4отличительная черта творческой личности //психология технического творчества. М.,1973. - с. 161-167.
25. Гинзбург М.Р, Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 161-167.
26. Гиппенрейтер Ю.Б. (Выступление на обсуждении доклада А.Г. Асмолова «О предмете психологии личности».// Вопр. психол.-1983,-№3.
27. Голубева Э.А. Способности и индивидуальностьМ.: Прометей, 1993. -306с.v л
28. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития самовыражения у учащихся и учителей. // Вопр. психол.-1989,-№2,- С. 57 -62.
29. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, М.: Совершенство, 1997. -116с.
30. Грузенберг С О. Психология творчества. Минск, 1923.
31. До Ьоно Латеральное мышление. Ci i(>.: i i.nep Паилишинг, 1997. -320c.
32. Дери К). Соотношение конвергентности и дивергентности у детей школьного возраста. Дисс. Канд. Психол.наук. -М.: 1987. -265с.
33. Доровской А.И. 100 советов по развитию одарённости детей. -М.: Российское пед. агентство, 1997. 307с .
34. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.-368с.
35. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальноеисследование формирующего влияния микросреды накреативность. //Психол.журн.- тД4- 1994.-№4.-с.83 -93.ч
36. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления, /под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
37. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. // Вопр.психол,-1982.-№3,- с.56-61.
38. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. // Вопр.психол.- 1977,- №4,40. Жердёва Л.А. Проблемы соотношения тревожности икогннтирнп>*<'> {%тнл'-'. !1}\ууг:? 'If?s:'иост;' сл^рс" ''лу :,j:;.';.
39. Захаров А.И. Неврозы детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез.- Л.: Медицина, 1988. 248с.44.3еер Э.Ф. Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности //Психол.журн. т. 18, - №6. - 1997. - с.35 44.
40. Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 304с.
41. Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга //Психол.журн.- 1987.- №6.- С.90-97.
42. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука,1983, - 368с.
43. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям. М.: Новая книга, 1993. -327с.
44. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: ИП РАН, 1996. - 226с.
45. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества. // Психол.журн.4992 т.13 - №6 - с.43-54.
46. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -225с.
47. Корнилова Т.В. Риск и мышление. //Психол.журн.- 1994 т. 14 -№4 - с.22-32.
48. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, ИП РАН, 1997. - 224с.
49. Краткий тест творческого мышления. М.: 1995.
50. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач. //Хрестоматия по психологии. Психология мышления./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Просвещение, 1981. - 149-151.
51. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического ; ;пл иза. Л'Псл.чгл./.сурн.- л >,*>.- Т. i 7,- J£2.109.
52. Кузнецова Н.Ф. Творческие способности как одна из детерминант проявления юмора в разные возрастные периоды. //Новые исследования в психологии и возрасти, физиол.- М.: Педагогика, 1990. №2,- с.52-55.
53. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб, 1996. - 63с.
54. Культура жизни личности. -- К.: Наукова думка, 1988. 192с.
55. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет //Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. С. 79-88.
56. Левитов Н.Д. Психическое * состояние беспокойства, тревоги. //Вопр.психол,- 1969,- №1,- С.313-138.
57. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс, Универс/1994. -352с.
58. Леонова А.Б., Чернышёва О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы :Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. -448с.
59. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива. //Вест. МГУ.- Сер. 14,- Психология,- 1993,- №2,- С.73-80.
60. Линдсей Г., Хал л К.С., Томпсон Р.С. Творческое и критическое1.ibiLuJiJUne. Ohii* «'Ид <<0 ^./ияД siJiiAOjiui iiii. i 1СИХ0Л01 ktHмышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Просвещение, 1981. С.149-151.
61. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: 1976.
62. Лук А.Н. Психология творчества. М.: 1978.
63. Майерс Д.Дж. Социальная психология . СПб.: Питер, 1997. -668с
64. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. - 192с.
65. Маслоу А. Мотивация и личность. // Курс практической психологии, лил как научиться добиваться успеха. Ижевск: Изд-во Удмурт. Ун-та, 1996. -с.85-105ьЛч
66. Матюшкин A.M. Загадки одарённости.-* М.: 1993.
67. Междисциплинарный подход к исследованию психологии научного творчества. М.: ,1990.
68. Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.-346 с.
69. Мирошихина Э.А. Современные исследования по решению задач//Вопр.психол,- 1973- №6 с. 146 - 150.
70. Миславский Ю.А. Саморегуляция и тропческят рр-ггр'"^"
71. ЛИЧНОСТИ. И Lj\}in).iiCu.iQy.- I jVL>.- С. i i ~ib.
72. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработки подхода к изучению одарённости.// Вопр.психол. 1994. -№5,- с.84-105.
73. Морган У.П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. //Вопр.психол. 1990,- №3,- с.155-161.
74. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб-ское отделение, 1989. -205с.
75. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. - 144с.
76. Наенко Н.И. психическая напряжённость. М.: Изд-во МГУ, 1976. 112с.
77. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: 1993. 186с.
78. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. - 271с.
79. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Кн.З: Экспериментальная психология и психодиагностика. М.: Владос, 1995. - 512с.
80. Никифоров Г.С., Демидов С.Р. Исследование психологического состояния тревожности в процессе профессиональной подготовки лётных экипажей. //Психические состояния: Эксрепкмечт^лън^ "
81. П ьЛ'1 i\J i L^-v к!/. 1i, Х>,5. Ji isi,.; i ./. '!. iiJr-j-ijO Jh У . - O.w 1 -jvj.
82. Ниренберг Дж. Искусство творческого мышления. Мн.: ООО «Попурри», 1996. -240с.
83. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. -Тбилиси: Мецниереба, 1975. 243с.
84. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с сЛэффективностью их интеллектуальной деятельности// Психол.журн.ч-т.17. №1. - с.169-174.
85. Петровская J1.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. -168с.
86. Петровский В.А. К психологии активности личности// Вопр.психол. 1975. №3. С.26-38.
87. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 510с.
88. Пиаже Ж. О природе креативности //Вести, МГУ. fVo 1л1 ivJiiXUJiv" » ikA. j\-J. L
89. Пономарёв Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психол.журн. 1991. №1. С.З -12.
90. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: 1976.
91. Пономаренко Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения. Автореф. Дисс. Канд. Психол. Наук. Новосибирск, 1998. 26с.
92. Посохова С.Т., Шафранская К. Д. О соотношении физиологических и психологических компонентов тревоги //Вести. ЛГУ. №23. Серия Экономика. Философия. Право. Вып.4. 1974. С.91- 97,
93. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. Дисс. Докт. Психол. наук. М.1996 -420с.
94. Психология мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс,1965.
95. Психология одарённости детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416с.
96. Пэйдж С. Если Я такая замечательная, то почему Я до сих пор одна? М.: Мирт, 1994. 384с.
97. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392с.
98. V\Л 5 : ? j . S i Ifv "П.' i/"4'*^.'» ЧЬ I. w iJ-.i if/-». i ■'Л JVJ;-4 } l\.'. *i i . v 'v^ti.tiAiji^i .V. i 1иДр vv v « i Ь i Vi txJ uiW i\r»? г L; ч; ^ у.? v vw i . i » i . .1. Мир,1994. -320c.
99. Роджерс H. Творчество как усиление себя 11 Вопр.психол. 1990. №1.
100. Рождественская П.В. Творческая одарённость и свойства личности // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С.57 -67.
101. Ротенберг B.C., Аршавский А.В. Стресс и поисковая активность // Вопр. философ. 1979. №4. С. 117 127.
102. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989.
103. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. -368с.
104. Рукавишников А.А. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НЛЦ «Психодиагностика», 1991,- 19с.
105. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. Очерк экзистенционального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. -175с.
106. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Сов. Этнография. 1981. №2. С. 96 -104.
107. Скотт Дж.Г. Сила ума. СПб.: Спикс, 1994. 430с.
108. С\,0 ,. ■ <> > ■ . ;. ■ ■ ■ '."1' .Ы
109. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. К.: Наук, думка, 1989. 200с.
110. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1995. -225с.
111. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте/ Сост. Ю.Л. Ханин. М.: ФиС, 1983. С.12 -24.
112. Степанов С.Ю., Варламова Е.П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопр.психол. 1995. №1. С.60 -69.
113. Суинн P.M. Управление стрессом высококвалифицированных спортсменов // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. С.204 -216>
114. Телегина Э.Д., Богданова Т.Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ 1979. С.38 -45.
115. Телегина Э.Д., Терехов В.А. Исследование креативности как свойства мышления // Вопросы психологии познавательной деятельности. М.: 1979. С.20 -28.
116. Тиллих П. Избранное: теология культуры. М.: Юрист, 1995. -475с.
117. Тихомиров ОЛС. 1!скхол)г •• . М.: ;9;'1.
118. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184с.
119. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. 456с.
120. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. -253с.
121. Ханин Ю.Л. Кросс-культурные перспективы диагностики индивидуальных различий: методологические и концептуальные проблемы // Вопр.психол. 1989. №4. С. 118 125.
122. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 11-х томах. М.: Педагогика, 1986. vч
123. Хорнблоу Э. Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги в спорте // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС,1983. С.165 173.
124. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск-го ун-та. М.: Барс, 1997. -329с.
125. Художественное и научное творчество. / Под ред. Мейлаха. М.: 1972.
126. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.
127. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995. 288с,
128. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека//Вопр.психол. 1996. №3. С.116 -132.
129. Чистякова Г. Д. Творческая одарённость в развитии познавательных структур // Вопр.психол. 1991. №6.с.103-111.
130. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса: Полис, 1995. -111с.
131. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.-К.: Совершенство Port-Royal, 1997. - 384с.
132. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. -136с.
133. Яковлева E.J1. Развитие творческого потенциала личностичшкольника//Вопр.психол. 1996. №3. С.28 -34.
134. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр.психол. 1997. №4. С. 20 -28.
135. Яковлева Е.Л. Аминов Н.А.К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991. №2. С.34 39.
136. Amabile Т.М. The social psychology of creativity. N.Y. 1983.
137. Cartel! R.B., Scheier I.H. The meaning and measurement of neurotizm and anxiety. N.Y. Ronald Press. 1961. -535p.
138. May R. The meaning of anxiety. N.Y. Pocket books, 1979.
139. Perkins D.N. Where is creativity? // Exploring the concept of mind. M. Caplan, 1986, p. 100 131.
140. Slavik J., Fulkova M. Non-objective expression of emotions and its aesthetic reflection in school children // Emotions, creativity and art. Perm. V 1. pp. 45-61.
141. Spielberger C.D.(ed.) Anxiety and behavior. N.Y. Academic1. Press, 1996.
142. Stress and anxiety. N.Y. : Wiley and Sons. 1975.
143. Taylor J. Drive theory and manifest anxiety // Psychol. Bull. 53,1956.ч
144. Teylor K. Widening horizons in creativity. N.Y. 1973.