автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические основания подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников
- Автор научной работы
- Баран, Даниила Ивановна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Психолого-педагогические основания подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников"
академия педагогических наук ссср ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт общей и педагогическои психологии
На правах рукописи УДК 159,7
БАРАН Даниила Ивановна
П С ИХОЛОГО-П ЕДА ГОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ школьников
19.00.07. — педагогическая и возрастная психология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
МОСКВА — 1991
Работа выполнена в Тернопольском государственном педагогическом институте им Я. А. Галана.
Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Кравец В. П.
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Фельдштейн Д. И. кандидат психологических наук, доцент Никереев Е. М.
Ведущее учреждение — Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского, кафедра психологии.
Защита диссертации состоится « » 1991 го-
Да в часов на заседании Специализированного ученого
совета по защите кандидатских диссертаций К.018.03.01 НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Адрес; 103009, Москва, проспект К. Маркса, 20, корп. «В»,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Автореферат разослан <е& 199 У г.
Ученый секретарь Специализированного ученого совета, кандидат психологических наук Т. Н. БОРКОВА.
Актуальность темы. В системе совершенствования процесса воспитания школьников проблема подготовки учителя всегда занимала вавное место, так как именно учитель является глазным проводником и организатором контакта взрослого мира и детства, призванным не только давать ребенку знания, но и вводить его в систем общественных отношений. В современных условиях положение педагога услом-няется в связи с изменениями общеисторического (глобальные проблемы экологии, давление информационных потоков, новый уровень знаний и т.д.), общесоциального (усложнение социальной структуоы и развертывание различного рода связей, межчеловеческих отношений) планов. В навей стране эта ситуация обостряется - С одной сторонн наблюдается тенденция гуманизации, демократизации общества; с другой - не только углубляются социально-экономические, ¡теологические, межнациональные конфликты, но и растет агрессивность, жестокость людей, в том число детей, ломаются стереотипы поведения, нория» морали. Именно поэтому актуализируется задача совершенствования воспитательной деятельности педагога, развития его готовности и способности передачи растущим людям духовного богатства, в том числз через приобщение их к нудояествениому творчеству - музыке, живописи.
Известно, что формирббанига готовности будущих педагогов-студентов педвуза к деятельности.по обучению и воспитанию детей посвящены многие психолого-педагогические исследования (Ю.П.Агаров, О.А.Абдуллина, Ю.К.БабанскиЙ, А.А.Бодалев, Ф.Н.Гоноболик, X.В.Иванова, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, В.А.Растении,
A.И.Щербаков и др.).При этом четко выделяется как специальная проблема подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников, в частности, к музыкально-эстетическому (В.В.Бабаева, В,И.Король, . Г.К.Овакиыова, А.Н.Овсиюк, Е.И.Полянчикова» Т.С.Рудомегнгая,
B.Т.Сергеев, Т.Д.Суслова, З.П.Яропуд и др.). В работах етиг.'азто-ров определяется содержание и методы формирования готовности будущих учителей к внеклассной воспитательной работе, ваявлептся Функции и характер отдельных компонентов подготовки (циклы психолого-педагогических и музыкально-эстетических дисциплин, педагогической практики и пр.). В то ке время основное внимание з них уделяется, во-пррвых, программному содержанию; во-вторых, методике пропо/сеа-ния.Значительно слабее раскрываются особенности социально-психолс-гичесяого развития детей разных возрастов, характер нежмтиосп'.
отномен;!?. о ним« педагога, возможности его собственно воспитательного ьэздекоть...:. Кевду то« в условиях сегодняшнего вакуума духовности моледнх людей проблемы эстетического отношения к действительности, воспитания через творчество, через художественную самодеятельность приобретают особую значимость.
Специфические сложности и неиспользованные возможности имеются у педагога, работающего с детьми младшего стольного возраста., где .он выступает и как учитель, несущий знания,и, одновременно, как воспитатель., способствующий личностному -становлению ребенка, в том числе развивающий ех'о -эмоционально-нравственную сферу.
В этом отношении исключительно благоприятные условия создаются «.¡узыкально-эстетическим воспитанием. Музыка оказывает на ребенка глубокое психологическое воздействие, приобщая к культуре, раз- . ,вивая чувства, способствуя самовыражению личности. Однако струк-турныз нагрузки музыкального воспитания в системе общеобразовательной школы разработаны слабо, студенты педвуза недостаточно це--' ленаправленно готовятся к. музыкально-эстетической работе с детьми, .Не определены, в частности, условия подготовки будущего учителя начальных классов с дополнительной специальностью "Музыка" к музы: кадьно-эстетическому воспитанию детей. Остается нерешенным ряд задач, связанных с совершенствованием содераания учебного процесса, 'необходимым соотношением учебных предметов, р ¡сличая музыку, играю- 1 ; ту» особую роль е развитии духовной сферы ребенка. Данное положение и определило актуальное!! темы настоящего исследования.
Объектом настоящего исследования явилась система психолого-педагогической подготовки студентов педагогического института ,к музыкально-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста - ' 1 ■
Предметом исследования стали процесс 'и особенности развития готовности будущего учителя к работе но личностному развитию школьников б условиях актуализации их музыкально-эстетического
воспитания*
Цель, исследования заключалась в Выявлении условий и факторов, определяк/Ч!..: становление и развитие психоло-педагогической подго-тоеки студентов педвуза к -работе по музыкально-эстетическому воспитанна итадаих зкольнихор. ' •
' Гипотезой посяукило предположение о той, что оптимальные воа-ыз.?,ност;: пснхолого-педагогичзской подготовки будущего учителя к.
музыкально-эстетическому воспитанию детей определяются не столько объемом, сколько характером организации его учебно-профессиональной деятельности, целенаправленной на духовное воспроизводство личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы через развертывание системы межличностных отношений» Диссертант исходил при этом из того, что студенты готовятся к педагогическому воздействию на ребенка определенного возраста - младшего школьного, который наиболее сензитивен к познавательной стороне деятельности. Вместе с тем музыкально-эстетическое воспитание предполагает активизацию другой - мотивационной (Д.Б.Эльконин) ее стороны. Поэтому особое значение приобретает система подготовки учителя начальных классов к целенаправленному сочетанию в музыкально-эстетическом воспитании детей - предметно-познавательной деятельности (операциональной) ;г деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений (мотивационной)1
*
• В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить степень реальной готовности выпускников педвуза к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
2. Изучить состояние музыкально-эстетического воспитания младших школьников, его характерные недостатки как в воздействии на познавательную, так и на эмоционально-нравственную сферу гас личности. '
3. Раскрыть психологические условия оптимизации педагогических воздействий музыкально-эстетического воспитания на духовное развитие ребенка.
4. Определить необходимый объем знаний и средств - предметных и психологических, которыми доланы владеть будущие учителя' начальных классов для осуществления музыкально-эстетического воспитания детей.
5. Разработать предложения по совериенствованию психологс-пе-дагогической подготовки студентов педвуза к музыкально-эстетическому воспитании школьников.
. ■ Методологическую основу исследования составляют положения советской психолого-педагогической науки о деятельностнск оносредо-
, 'I
■ См.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в аптогемезё.; М., 1989.
вании формирования личности, закономерностях ее развития (А.А.Бо-далав,- Л.И.Бочювич, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский» Д.И.Фельдштейк, Д.Б.Зльхонин), специфике художественного творчества и■музыкального восприятия (Б.З.Асафьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теп-
лов),
В ргйоте был применен комплекс методов исследования. На констатирующем этапе - анализ литературных источников„анкетирование, интервьюирование, беседы со -студентами, школьники педагогами и преподавателями вузов, включенное наблюдение за студентами во время лас'оргторно-практических занятий, лекций, педагогической практики, методы экспертных оценок, обобщение независимых характеристик и др.; на формирующем - эксперимент по формированию у будущих учителей необходимых знаний, при создании условий взаимодействия содержательного, «отивационного. к операционного компонентов.
Научная новизна и теоретическое значение исследования опреде-, ляется раскрытием псих^лого-педагогических оснований "функционирования" музыкально-эстетического воспитания в систеие учебнс-воспи-'тательнсго процесса начальной школы и структурирования его воздействия на становление личности ребенка. 3 диссертация предложена недель построения системы подготовки студента пздвуэа к эстетическому еосгшташао младших школьников, при стой определен объе^ музы-.кально-педагогачееккх знаний.9 умений, необходимых будущему учителю1 начальных классов; показаны психолого-педагогические возмоонос-гл.услоаия к механизмы оптимизации процесса формирования готовности студентов к работе по музьгкальио-зстетическому развитию детей.
Прак-гичйскав значимость исследования заключается в том, ч:о разработанная система конкретных форм организации учебяо-воспита-телгкигс процесса б педвузе (включая проведение непрерывной педагогической практики),целенаправленная на личностное развитие младших икольникоь, способствует существенному совершенствованию пси--холого-педагогачаской подготовки будущего учителя к ыузнкально-эс-тзтическому воспитанию детей.
На эащит-у выкосятся следующие положения:,
1. 3 'построении учзбно-мспитатзлького процесса особое значение приобретает дифференцированный подход к Функциональным нагрузка« :/чаб!шх предметов а'психическом развитии ребенка. Музккгдьно-рстетическое воспитание а о?оы отношении играет важную роль не
только е плане познавательном,но и а развитии мотивациокно-потреб-ностной сферы личности растущего человека. Поэтому око топот v должно осуиествляться в целенаправленном сочетании познавательной деятельности и деятельности по развертыванию взаимоотношений через многоплановое общение педагога с детьми, в рамках которого происходит наиболее активное присвоение ими нравственно-цстетических норм и духовных ценностей,
2. Ваинейшпм условием подготочки студентов педвуза к музыкально-эстетическому зоспитаниа детей является приобретете но только необходимых
музыкальных знании и умений,¡ю и реального оп?«** та специфического общения с младшими школьниками,
3. Опыт творческого обцения учителя и детей в процессе учебно-познавательных занятий обеспечивает их сопричастность о освоении музыкально-эстетического богатства, интенсивно воздействуя на личностное развитие младших школьников.
4. Оптимизация музыкально-эстетического воспитания младох школьников может быть осуществлена путем целенаправленного структурирования процесса подготовки будущих учителей начальных классов, предполагающего сочетание содержательного, мотивац^снного и операционального уровней, при акценте на котиваиионный урсвокч, ■который обеспечивает реальные возможности воздействия на духовную сферу личности ребенка. '
Базой для опытно-экспериментальной работы, которая включала подготовительный, поисковый этапы исследования и проведение формирующего эксперимента, явился Тернопольский государственный педагогический институт, а также Ровенскин и Каменец-Подольсдчй педагогический институты, где с 1985 по 1990 год было изучено 250 студентов, а также 20-1 учителя начальных классов Тернопольоксй.Ратеп-ской, Хмельницкой и Закарпатской областей,.
Апробация результатов исследования осуществлялась ч ¡;ссцз> се экспериментальной работы, проводимой диссертантом в Тернопсль-ском педагогическом институте. Основные положения диссертации докладывались автором на межвузовских научно-практических ^опф'греч-, циях "Актуальные проблемы учащейся молодежи"» "Содержание, -K>fv-i, :-.' методы самостоятельной работы студентов" (Тернспо.ть 1969-ЮлОгг.).{ "Пути улучшения подготовки студентов к воспитательной рзбокз и :гя-; чальных классах в процессе преподавания учебных дксцлг.лип'' (Д'.го-
быч 1990 г,)» на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (1985-1990 гг.), заседаниях лаборатории эстетического воспитания НИИ педагогики УССР (1989-1991 гг.), на Всесоюзной научной сессии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (апрель 1991). Материалы исследования нашли отражение в 8 публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих иесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст диссертации иллюстрирован 15 таблицами, 5 схемами и 5 рисунками.
Основное содержание работы.
Проблема целенаправленной подготовки педагогических кадров для работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей не является принципиально новой, 'ибо и ранее различные ее аспекты привлекали внимание психологов, педагогов, философов, деятелей культуры. Однако в современных условиях образования и воспитания растущих ладей она приобретает особую актуальность, требуя -развернутого анализа как семой сущности психологической готовности студента педвуза к работе по воспитанию икольников,.так характера и уровня музыкально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов«. .
Ка первом этапе исследования, во-первых, выявлялись различные подходы к определении характера педагогических умений, необходимых будущему учители для осуществления им воспитательных функций (А.П., Акимова, Г.А.Эасобияа, Н.В.Кузьмина, З.Ф.Леонова, А.К.Маркова и др.); во-вторых, рассматривалась профессийграмаа учителя на основе гкализа всех сторон его деятельности {Ю.С.Алферов, Е.Т.Осовский, В.А^Сластенин, А.И.Щербаков и др.); в-третьих, анализировались возкояносуй подготовки студентов к' воспитательной работе с младшими вкольниканй (О.С.Богданова, Л.Р.Болотина, Д.И.Латынина, В.И. П-гтрова и др.); в-четзертых, изучались вопросы, касающиеся профессиональной . пдготовки учителя иуаыки (0.А.Апраксина, Л.Г.Арчажни-кова, Д.Б.Кабалевский и др.). Такое многоаспектное исследование погполвдс углубленно рассмотреть проблему пеяхолого-педагогаческой подготовки будущего- учителя начальных классов к музыкально-.
эстетическому воспитанию детей в условиях овладения двухпрофильной специальностью.
Установлено, что несмотря на имеющиеся исследования путей и форм подготовки студентов, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального обучения" к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников (Т.Д.Сусловой, А.С.Сухачева, З.П.Яропу-да, Х.Данель-Бобжик, Я.Ухыла-Зроски и др.) все еще недостаточно четко определены функции различных психолого-педагогических и музыкально-эстетических учебных дисциплин в системе подготовки учителя начальных классов и музыки к воспитательной работе, не уста-новленьГ'внутрипредметные связи между различными курсами (психологией, педагогикой и методикой воспитательной работы), меяцикловые связи (методикой воспитательной работы и методикой музыкального воспитания младших школьников) и др.Наблюдается дублирование материала, а также свернутый характер вопросов, касающихся организации и проведения внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников, не раскрываете.» диалекгичность и сложность этого процесса, слабо учитываются закономерности развития возрастных и индивидуалььых особенностей детей.
Изучение педагогического опыта позволило, с одной стороны, выявить влияние учителя "классовода" на организацию разноплановой работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников, определить типичные формы и методы ее организации, оптимализации; с другой - выявить психологические' возможности более эффективного развития готовности студентов педвуза к работе с детьми. В этих целях на различных этапах эксперимента диссертантом было рассмотрено мнение 204 учителей, из них 162 (79Ж) "классоводов", 32 (15,6%) воспитателей групп продленного дня, 10 (5%) учителей музыки. Следует отметить, что 125 (61%) из них являлись учителями сельских школ и 79 <39%) - городских школ.
Анализ суждений учителей позволил выяснить потенциальные возможности, способствующие формированию у студентов педвуза готовности и способности к работе по развитию творческих возможностей младших школьников. При этом ванную роль имеет и вычленение типичных форм и методов музыкально-эстетического воспитания(см.таблЛ), а также трудностей, с которыми сталкиваются учителя при проведении воспитательной работы: отсутствие необходимых знаний к умений;
неумение пользоваться музыкальными инструментами и их отсутствие в :'л:ояе; трудности, обусловленные подбором материала; отсутствие внимания со стороны учителя музыки; неумение рационально использовать зремя, отведенное на внеклассную работу и пр.
Полученные материалы позволили обоснованно и конкретно представать необходимый диапазон знаний и умений будущего учителя начальных классов и музыки (и на этой основе разработать модель построения системы подготовки студентов педвуза к эстетическому развитию и воспитанию детей (см.схему I).
й целом, изучение уровня знаний и умений выпускников факультетов педагогики и методики начального обучения свидетельствуют о значительном отставании их подготовки от современных требований, о недостатках в преподавании психолого-педагогических и музыкально-естот.'иеских дисциплин, которые касаются как структуры подготовки, 1 содергания лсихолого-педагогических .и музыкально-эстетических дисциплин, ферм, методов, Средств обучения и организации педагогичес- в кой. практики, так и уровня психологической готовности к воспитательной работе с детьми.
Исходным основанием для проведения, формирующего .эксперимента явилось выявление определенных уровней подготовки студентов педвуза к музыкально-эстетическому воспитания школьников: репродуктивного (низкий), адаптивного (средний), моделирующего (достаточный :vni высокий) и творческого (высший).
¿¡езду того, что уровень психолого-лздегогическсй подготовки . tiinvcKHiiKOB педагогического института мовет быть проанализирован кг.:: з совокупности составляющих его качественных показателей, так v. поэлементно, т.е. по отдельным, наиболее существенным из этих показателей, в процессе вкспериментального исследования выделены критерии оценки уровня яканий (объем, осознанность, интерес к педагогической теории) и единицы измерения уровня педагогических умений (количество и разнообразие форм воспитательных занятий; по-елздовагельность и качество их проведения; время, затрачиваемое на подготовку v. проведение каждого занятия).
Исходя, из системы выделенных критериев, установлено, что в диигмjcTiipyiotieM распределении студентов контрольных и экспериментами;: групп по уровням психолого-пе.цагогической подготовки суще-о рг^личий i:s наблюдается. Так, у 70Х студентов
Таблица I.
Типичные формы и методы организации внеклассной работы по музыкальчо-остеткческому воспитанию младших пкольников, используемые учителями начальных классоз, воспитателями групп продленного дня к учителями музыки
Формы и методы работы ! Учит.нач.! клас. ' Восп. поодл групп ! дня ! Учит. МУ31ТКИ
село * город I (в Я)!(в X)' 03 ло (в %) город! (в %)1 село ¡город (в %)мз
Утренники и праздники 10,9 20,5 56,2 43,1 ео 40
Беседы о музыке и музыкантах 28,4 10,4 - 6,2 60 40
Лекции - концерты - - - - -
Концерты - молнии •40,1 14,2 31,2 18,7 -
Конкурсы, песни с . инсценизацией 29,6 9,3 - 25 -
Конкурсы народной песни 38,2 15,4 31,2 37,6 -
Музыкальные игры, развлечения '22,8 10,4 21,8 31,2 -
Посещение театра, концертов 17,3 ■И.7 6,2 31,2 -
Просмотр детских музыкальных фильмов 17,9 10,4 15,6 12,5 -
Просмотр детских музыкальных телепередач 20,9 7,4 12,5 9,3 ...
Занятия кружка ритмики и танца 3 0,6 - -
Занятия хора 5,5 1,2 - 60 1.0;'
Занятия оркестра (ансамбля) нар. инструментов и Т.П. 1 10
Схема I
Модель построения системы подготовки студентов педвуза к эстетическому развитию и воспитанию детей
Цель - психолого-педагогическая подготовка учителя начальных классов как специалиста мобилизирующего и координирующего музыкально-эстетическое воспитание _школьников__
г
Музыкально-эстетическая деятельность учителя начальных классов__
Уровень теоретических знаний
Уровень педагогических умений
Отношение к деятельности
IК р и т е р и и 1 Критерии | -К г и т е р и и|
А 1 ■ * ■■ -,ит— .....-г- ■■■■ 1 г . гт-4 * , " *
«
я к
о я
^ с?
Ю X
О п
и
III
К!3 а
е
I аз <
о о
ЙЭ
ве
В (Й о
со 8
§а
Школа
ВУЗ
III и о л а
—(~ Система учебно-профессиональной деятельности студентов ПедВУЗА!-
структурные компоненты системы
Содержательный I мотивационный"
операционный
1
знания
! 0бъв;л
Глубина
Отношения"
из к и
а $ кй© а
ш ^оон
8 £ Ъ § - §
ф &
£ ей ш о а г>
Умения
в
§
I о
о а
а
В й
Л ^
Качество проведения
занядий_,_
Степень удовлетворенности_
3 Структура психолого-педагогической подготовки
1 Учебные! 1 планы 1 I '■'чеон^е 1 программ^■ Учебники, методические рекомендации Содержание учебных дисциплин Формы, методы и средства организации обучения
'¿рспаждеател:: 1 .'гакуььтгтоп
Учитель, методисты вкол
ГТакультеты обще-) ■^стланных профес-р-1
экспериментальной и 75-84% контрольных групп подготовка находится на "репродуктивном" и "адаптивном" уровнях.
В процессе психолого-педагогической подготовки ' студентов к работе по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников учитывались мотивы их деятельности, а такяе система средств и условий, обеспечивающая эту деятельность поэтапно. Такой подход дал возможность выделить элементы, входящие в формирование специально заданной системы знаний, умений и навыков студентов в процессе учебных занятий, расклассифицировать внутренние и внешние связи, обеспечивающие определенную упорядоченность в еэ функционировании и провести анализ воздействия данной системы.
Структурно-логический анализ учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами по специальности "Педагогика и методика начального обучения" с дополнительной специальностью "Музыка" позволил выявить степень их влияния на развитие готовности будущего учителя к воспитанию детей и определить взаимосвязи различных дисциплин в учебном процессе по психолого-педагогической подготовке специалистов, что нашло свое отражение в качественной характеристике отношения студентов к межпредметным связям (см.табл.2),а такяе было апробировано в трех системах построения лекций (см.рис. I, 2 и 3):
-'лин. ейной
Рис Л
I! о и ц о н т. р и ч н о й
Рис.2
-спиральной
•Рис.3
Таблица 2.
Качественная характеристика отношения студентов к мелпредметным связям (в % от общего числа исследуемых)
. Отнопение ! Окспооиментальныо { ! группы (в %) ! Контрольные группы (в %)
Положительное 30,6% 68,92; '
Индифферентное 19,« ,29,1л
Отрицательно -
Примечание: Положительное отношение соответствует баллам "5" и "4"
индифферентное "3"
отрицательное- "2.™
Такой подход соста-вот оежгау для дифференцированной характеристики сформированное™ готовности студентов к музыкально-эстетическому воспитание детей по четырем уровням:, репродуктивному, адаптивному, моделирующему и творчзскому (см.табл.3).
Результаты экспериментальной работы показали; что наиболее • целесообразна та модель построения системы подготовки О.туцечтв^ педвуза к эстетическому воспитанию и личностному развитии .дэтейг' которая в своей основе базируется на следующих компонентах-: .с о -г/ двраатеяьяом (усвоение, теории); и о т и в.'а'ц и о'н'-'^" и о м (развитие интереса л воспитательной работе с детьми, - осоз'нй-ш!& ее профессиональной значимости); к о п е р а ц и к н -,о >4 ' (овладение действиями при выполнений работы по глусыкалыю-зстзти--«ескому воспитанию де.?о£, то есть целенаправленном на сочетание двух сторон иея^ельносх;; - ¡тр-едмет.чо-позкавательной и пс развертывании взаимоотношений. Огн:;п!Ш!Ш путями п средствами аффек'гивного формирования у студенток система знаний, умений и навыков, необходимых для г/узькально-астет^п-сксгс воспитания глладЕИ.? школьников а процессе, учебных эангтий являлось. опре.^оление!(ссдерлаяия• .учебного материала, ориентированное на райвит:т* пскхологб-педагогическоГ; подготовка студентов работе с детьми, зццеяениэ в связ:: с.-эти?! ведущих ;са.?е-ор^й и понятий, установления' «вжпрвцметных и спуда:'-
цикловых связен; согласование содержания и сочетание различных форм и натодоз организации учебного процесса; использование комплекса методов и средств обучения; обеспечение руководства этим процессом на основе взаимодействия различных кафедр.
Психолого-педагогическая подготовка студентов педвуза к музыкально-эстетическому воспитанию детей предполагает не только получение необходимых знаний, при формировании полоаштельного отношения к деятельности, к самообразованию, к преодолению трудностей, к ребенку как субъекту воспитания, но и включение, начиная с первого курса, будущих учителей в процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
При этом педагогическая практика проводилась в условиях, адекватных условиям работы учителя и характеризовалась тем яе многообразием функций (обучающей, воспитательной, методической, общественной) и отношений (с учащимися начальных классов, их родителями, учителями). В процессе педагогической практики теоретические знания использовались в новых условиях, для решения конкретных.психолого-педагогических задач.
Результаты исследования подтвердили выдвинутое предполоаение о том, что подготовка будущего учителя начальных классов и музыки является эффективной,, если этот процесс обеспечивается, с-одной стороны, комплексным планированием системы усвоения знаний, последовательным овладением умениями и навыками; с другой - развитием понимания выпускником сущности музыкально-эстетического воспитания детей и его соответственного места в осуществлении их личностного развития.
В ходе исследовательской работы был определен объем специальных знаний, умений и навыков будущих учителей; структурировано со, держания учебного материала, предполагающего совершенствование психолого-педагогичесной подготовки студентов к учительской деятельности через установление мевпредметных, меяцикловых и внутри-цикловых связей; осуществлена дифференциация средств педагогического воздействия на процесс подготовки будущих специалистов в зависимости от достигнутого уровня их личностной готовности к предстоящей деятельности.
Установлено, что психолого-педагогическая подготовка учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников представляет
Таблица 3
' Распределение студентов контрольной и экспериментальной ■ групп по уровням их подготовки к внеклассной работе по музыкально-эстетическому воспитании младших школьников ■ (в конце формирующего эксперимента)
! Экспериментальная ! ! группа (Тернопаль-! _ у ! ский пединститут) 1 и 4
Контрольные группы
Уравяя подготовил
абсолютное число
{ Ровенский пед-I институт
I—,
} аосолютное ] число
в %
Жаменец-Подоль-■ский пединсти-
! • тут_
, абсолютное I число
в %
I "репродуктивный" . 2 . - 0 4 ' . 14,3, 5 19,2
0 "адаптивный* 3 1й - ю. 35,7 10 38,5
. й "•иоделируювдй" ■ 22 .73,3 12, : 42,9 10 38,5
IX творческий* 5 16,7 2 ■ 7,1 I 3,8
Всего? 30 100 . 2.8 100 26 100
На'моделирувдеи" - ;эо,о .50,0 42,3
и "творческом" уровне.подготовки -
собой целое:;;.,:;! процесс, который направлен на формирование сис-текк в: знак;;!"*, умений и навыков, развитие интереса и творческого подхода V. педагогической деятельности.
Тресте с тек; установлено, что системность и целостность пеи-холого-педагсгический подготовки достигается если: осуществляется единство принципов и взаимосвязь их функций; взаимосвязь теории и практики, которая проявляется в том, что теория является средством познания, объяснения и прогнозирования практики и, одновременно средством совершенствования школьной практики, критерием анализа оценки ее эффективности; используется система средств, предусматривающая совершенствование содержания, организации и методов обучения студентов, нэ требуя дополнительных затрат времени, -так как включена в обйчный учебно-воспитательный процесс вуза; учитываются индивидуальные особенности студентов, анализируется качество их психологической готовности к личностному развитию детей, а такие идет корректировка содержания и методов обучения на различных его этапах.
Разработанные и экспериментально проверенные психолого-мето-йические оекзменцации по организации и проведению непрерывной педагогической практики, прежде всего, "Программа по методике воспи-'/ательней работа" /'Программа по психологии музыкальных способностей младших школьников" внесли существенные изменения в содержание дисциплин различных циклов, в установление менпредметных, мевцик-лоеых и внутрицикловых связей, в разработку программно-методичэс-ких средств обучения и позволили обеспечить реализацию модели построения система подготовки студентов педвуза к эстетическому воспитан™ и развитию детей.
Проведенное исследование показывает, что основные пути психолого -педагогической подготовки учителя начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников' заключаются в установлении оптимального содераачия образования на факультетах начальных классов, при четкой ориентации на реальные эстетические потребности детей, в приведении учебных программ по дисциплинам психолого-педагоги^еского и музыкально-эстетического циклов в соответствие со спецификой подготовки студентов в условиях двухпрофильной специальности, в направленности учебных дисциплин на. формирование творческих способностей выпускников, их личностной эстетической
культуры, в создании интегративных специальных курсов к практикумов* В вариативности изучения дисциплин для лиц с разнш» уровнем подготовки, в соотношении практической, творческой деятельности, удельного веса знаний, умений, навыков и чувотвенно-змопионэльной сферы будущего учителя. Развитие последней приобретает особое зна-■ чение в плане личностного воздействия учителя на процесс духовного становления ребенка как личности. При этом требуется глубокое осознание студентом психологических особенностей детей младшего окольного возраста, сензитивногс познавательной деятельности и, з тояе время, эмоционально открытого влиянию референтных взрослых, что определяет необходимость целенаправленного сочетания поедмет-но-практичесхой деятельности и развертывание система отношений детей - основы творческого присвоения ими духовных богатств.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора: ■ .,
1. Коллективные творческие дела. //"Початкогэ школа", № 3, 1989. С.59-61 (На украинском рвчке).
2. Особенности организации внеклассной оао'сгы по музыкально-эстетическому воспи*атго мяэдних школьников./ й сб.: Актуальные проблеш воспитания учащейся молодежи. - Тернополь: 1990.
С.260-263. . \ ■ , ,
3. Воспитательные занятия с младкими околынтами. - Теаисн дома- " дов меатузоЕской научно-ггоактич&ской ноифеознции "Воспитанно' ' учащейся молодели на идеях мира". - Ровно: 1989. С.120-127. (В соевт.). - ,
4. Психологические предпосылки организации самостоятельной работы будущих учителей начальных классов- .-• Тезисы областной научно-' практической конференции преподавателей "Содержание, -формы и методы самостоятельной работы студентов". - Тер.чслоль: 1990. С.270-271 (На украинском язчхее).
5. Психолого-педагогаческие аспекты подготовки будущего учителя начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников. - Тезисы научно-практической конференции ''Развитие педагогического образования и науки в западных областях Украины" , - Тернополь: 1990. С..(87-189 (На украинской язьуе).
6. Подготовка .■ студентов к кузыкально-зстетичемому воспитанию школьников в процессе изучена! курс?. "Ме-годЪка воспитательной, рабетк". - Тезисы межвузовской научно-практической конференции "Пути улучшения подготовки студентов к воспитательной рабс-хе в . начальных классах . в процессе преподаваний учебных • дисциплин1" -- Дрогобыч: 1990. СЛС1-аСЗ (На украинском языке)..