автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие духовных способностей
- Автор научной работы
- Макарова, Карина Вячеславовна
- Ученая степень
- доктора психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора психологических наук, Макарова, Карина Вячеславовна, 2006 год
Введение
1. Глава. Психологический анализ сущности и развития способностей человека
1.1. Проблема способностей в психологии
1.2. Развитие способностей: способности индивида, субъекта деятельности и личности 25 1.3 Особенности развития способностей младших школьников
2. Глава. Духовные способности как высший уровень развития способностей
2.1. Духовные способности как новые системные качества
2.2. Факторы, влияющие на проявление способностей
2.3. Роль психических состояний в деятельности и развитии способностей
2.4. Теоретическая модель развития духовных способностей
3. Глава. Влияние музыки на развитие духовных способностей
3.1. Искусство и духовность
3.2. Музыка как вид духовной культуры
3.3. Музыка как фактор проявления духовных способностей
3.4. Влияние музыки как духовного фактора на развитие эмоциональной активации и духовного состояния
4. Глава. Экспериментальное исследование влияния музыки как духовного фактора на развитие и проявление духовных способностей младших школьников
4.1. Организация исследования
4.2. Эмоциональная активация и развитие духовного состояния - регуляторы качества понимания
4.3. Изменение компонентов структуры способностей как предпосылка появления новых системных качеств
4.4. Исследование эмоциональной направленности и эмпатии как личностного качества
4.5. Взаимосвязь структурных компонентов модели развития духовных способностей 233 Выводы 240 Заключение 243 Библиография 247 Приложение
Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие духовных способностей"
Культурное развитие способностей человека в историческом аспекте всегда проходило в единстве познания стремления к научным открытиям и духовности, пронизанной высшими моральными нормами и принципами, выработанными человечеством.
Проблема развития способностей человека поднималась еще в трудах древних философов. Аристотель указывал, что интеллектуальные возможности человека сочетаются и находятся в некоторой зависимости от его личностных качеств и отношений, направленных на добро к людям, и тогда становятся добродетельными. Добродетели зависят не от знания и не от природных оснований для развития личностных качеств человека, а формируются в реальных его поступках и сопряжены с адекватными аффективными состояниями. Эти качества формируются на протяжении всей жизни человека им же самим.
Со времен Аристотеля и до настоящего времени проблема развития способностей в этом направлении исследовалась недостаточно. Качественный аспект исследований способностей был упущен, так как приоритетными направлениями стали подходы, изучавшие интеллектуальные и сенсомоторные резервы человека в измерительных процедурах.
В середине 18 века естественнонаучные исследования становятся главенствующими, открытия в физике, химии, биологии дают толчок для развития психологии как самостоятельной науки. Естественнонаучные методы переходят в психологию, начинают исследоваться отдельные психические функции измерительными способами. Объективность становится основным критерием научного знания.
Метод проб и ошибок - прообраз будущего эксперимента становится ведущим в психологии. Так Г.Спенсер и А. Бэн в своих эмпирических исследованиях доказали, что человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакций на определенные события и предметы, которые закрепляются в виде навыка и разумного действия.
Ярким примером разработки техники объективных измерений являются опыты физика Г.Г. Фехнера и физиолога Э.Г. Вебера, изучавших соотношение ощущений и внешних воздействий и вышедших на объяснение и измерение порога как величину раздражителя вызывающего либо изменяющего ощущение.
Специальные приборы для исследования индивидуальных различий создавал Ф. Гальтон. Диагностируя и изучая дифференциальные признаки в области способностей, он устанавливал корреляционные связи между ними. Ф. Гальтон первым разработал метод теста как точный количественный метод.
Одновременно в направлении разработки тестов работал и А. Бине. Он изучал этапы развития мышления у детей и создал тесты на диагностику интеллектуального развития. Умственный возраст высчитывался при помощи специальной шкалы, сконструированной совместно с Симоном. Тесты А. Бине считаются наиболее адекватно измеряющими интеллектуальное развитие человека, коэффициент интеллекта по ним является достаточно постоянной величиной.
Невозможность найти прямой объективный метод изучения сознания, психического состояния человека толкала исследователей на изменение предмета психологии или переход на описательный метод, поэтому происходило изменение направления изучения человека в сторону его поведенческой сферы. Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид фокусировали внимание на факторах формирования персональных форм поведения, проявляли уверенность в возможности целенаправленного обучения, формирующего личностные свойства.
Не оставались вне поля исследования и психические функции восприятия, мышления, воображения, которые получили другой ракурс рассмотрения, связанный с пониманием индивидуальности человека, постижения им объективной новизны (М. Вертгеймер, В. Келер). Но, к сожалению, уникальные экспериментальные исследования не интерпретировались в аспекте отношений личности и не решали проблему развития способностей человека.
Ограниченность предыдущего подхода не давала возможности исследовать способности человека во взаимосвязи с качествами и отношениями личности. Проблема исследования уникальности личности и особенностей ее индивидуальных свойств решалась опять таки методами измерений.
Каждое психологическое направление выбирало свои параметры исследования в рамках определенной модели личности. Подтверждающим примером может выступать подход Р. Кеттелла, в котором дифференцированная система личности описывается с учетом Зх диспозиций: когнитивных способностей, темперамента и мотивации. В дальнейшем, используя факторный анализ и другие измерительные методы, он создал современные личностные опросники. Во всех выделенных им симптомокомплексах свойств личности в качестве компонентов содержатся и психодинамические свойства и мотивационные. Но по-прежнему, проблема развития возможностей человека остается не раскрытой.
С каждым новым поколением человек как целостная система с ее духовной сущностью рассматривается по-новому. Его индивидуальные свойства при исследовании приобретают новое видение и интерпретацию, поскольку изменяется сам человек как исследователь. У исследователя появляется новое понимание изучаемых объектов.
Развитие современной науки как социального института протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм [216]. Психология способностей, как и вся психология в целом была ориентирована на естественнонаучную парадигму, на объективность, на измерение и эксперимент.
Основой исследования способностей в психологии конца 19 и в 20 веке служила «двухступенчатая» (эмпирико-теоретическая) структура описания объекта и соответствующая ей классическая парадигма естественнонаучного исследования; «эмпирические наблюдения - обобщение - гипотеза -эксперимент - теория». Как логическое следствие использования этой парадигмы вытекал «психометрический» подход к описанию способностей, ставивший целью выяснение их количественных характеристик выраженности и пороговых различий. Человек как объект в таких исследованиях следовал четким инструкциям, отвечал на поставленные вопросы, а исследователь беспристрастно измерял и формировал объективные знания. Объект при таком подходе рассматривается тождественным себе на всем протяжении наблюдения и экспериментального исследования. Однако человек является не только природным существом, но и социальным и духовным, постепенно развивающимся в историческом времени и в системе культуры. Поэтому объективный подход к человеку с позиции естественнонаучной парадигмы не может в полной мере обеспечить полноценное изучение человеческой субъективности, его духовной сущности.
С возрождением духовности в светском объеме понятия исследователями стали ощущаться признаки несоответствия естественнонаучной парадигмы предмету исследования - человеку и его духовным способностям. Впервые на неадекватность методологии естествознания применительно к психологическому познанию человека обратил внимание немецкий философ и психолог Вильгельм Дилтей, который разделил психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: аналитическую («номотетическую») или объяснительную психологию и описательную («идиографическую») психологию, которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности.
Второе направление исследований получило название гуманитарного и сосредоточилось на вопросах смысла человеческого существования. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые, потому что новые идеи, решения, видение - появляются в единичных умах конкретных людей. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.
С вовлечением в рассмотрение влияния на способности факторов духовности, резко меняются критерии оценки способностей и их количественные характеристики уступают место структурам связей факторов духовности с эмоционально-мотивационной активацией, духовным состоянием, смысловой и оценочной регуляцией, пониманием и личностными качествами, обусловливающими развитие духовных способностей с возникновением новых системных качеств при изменении функциональной системы способностей.
Для гуманитарной парадигмы характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных и исторических событий. Таким образом, возникает проблема адекватности методов естественно - научной и гуманитарной парадигм при исследовании личностных, духовных способностей.
Психология способностей помимо использования в полном объеме естественнонаучной парадигмы, не может развиваться без привлечения в таком же объеме гуманитарной парадигмы, основанной на методе понимания, заключающемся в том, что исследователь должен вчувствоваться в изучаемый объект и принимать во внимание личностные качества (эмпатию и др.), духовные состояния, смысловую регуляцию испытуемых и другие его личностные особенности.
Полученное умозаключение подвело нас к выводу, что изучение и оценка развития способностей требует изменения парадигмы их исследования на основе интеграции естественнонаучной и гуманитарной методологии: «формирование проблемы - гипотеза - эксперимент - моделирование субъект-объектных взаимодействий - теория». При этом такие составляющие парадигмы как «формирование проблемы» и «моделирование субъект-объектных взаимодействий» являются доминантными в современной гуманитарной методологии, «гипотеза» и «эксперимент» - доминируют в естественнонаучной, а «теория» является общенаучным компонентом любой методологии.
Одним из первых в психологии В.Д. Шадриков обозначил и раскрыл понятие духовных способностей человека, которые понимаются им как функциональная индивидуальность. В них природная сущность обогащается культурными ценностями, моральными нормами, личностным смыслом. Это высший уровень развития способностей. Духовные способности - это способности определенного психического состояния, которое близко по механизму к состоянию мотивации и связано с постижением и пониманием.
Проблема развития способностей личности, и в частности, духовных способностей как высшего уровня их проявления, на сегодняшний день является недостаточно изученной. Не установлена их сущность, не выявлены пути и механизмы их развития, практически отсутствуют эмпирические исследования в этом направлении.
Целью данного исследования является изучение развития духовных способностей младших школьников.
Объект исследования - способности человека.
Предмет исследования - духовные способности младших школьников.
Гипотеза - развитие и проявление духовных способностей младших школьников происходит под влиянием духовных факторов через эмоционально-оценочные, мотивационно-духовные компоненты личности в определенном функциональном состоянии, способствующем пониманию и нахождению смысловых связей и изменению качества способностей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и доказать существование содержательно определяемого класса «духовных способностей».
2. Выделить факторы развития духовных способностей.
3. Эмпирически исследовать музыку как духовный фактор развития способностей.
4. Разработать модель развития духовных способностей.
5. Эмпирически обосновать (экспериментально подтвердить) теоретически разработанную модель духовных способностей.
6. Раскрыть пути воздействия духовных факторов и исследовать возможный механизм развития духовных способностей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Классификация факторов, определяющих становление и развитие духовных способностей.
2. Модель развития духовных способностей и раскрытие путей воздействия духовного фактора на их становление.
3. Экспериментальное доказательство формирования духовных способностей на примере воздействия музыки.
4.Эмпирическое подтверждение того, что музыка как духовный фактор способствует эмоциональной активации и развитию духовного мотивационного состояния, определяющих появление новых системных качеств способностей, проявляющихся в продуктивности деятельности.
Методологической основой исследования являются общепсихологические принципы психофизиологического единства в понимании C.JL Рубинштейна, принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов), культурно=историческая концепция (Л.С. Выготский), теоретические положения концепции развития психических функций (Б.Г. Ананьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория оперативности отражения (Д.А. Ошанин), система теоретических положений к способностям как многоуровневому образованию (В.Д. Шадриков).
Научная новизна:
В диссертационной работе исследована проблема развития духовных способностей человека в новом подходе (при изменении парадигмы), основанном на интеграции естественно-научной и гуманитарной методологии.
Теоретически обоснованно и экспериментально доказано существование нового вида способностей - духовных способностей, являющихся высшим уровнем развития способностей человека, тем самым расширен категориальный аппарат психологии способностей, внесен концептуальный вклад в теорию способностей, открывающий новое направление исследований в психологии.
Описаны факторы, влияющие на развитие духовных способностей, и дана их классификация. Эмпирически исследовано воздействие музыки на развитие духовных способностей. В частности, раскрыты пути воздействия музыки как духовного фактора на развитие структуры способностей
Разработана модель развития духовных способностей, раскрывающая структурные изменения и появление новых системных качеств, проявляющихся в продуктивности деятельности. Описан механизм эмоциональной активации и развития духовного состояния, в котором происходит переинтеграция функциональной системы способностей и проявление новых системных качеств, характеризующих духовные способности (через регуляцию понимания и проявление личностных качеств).
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были апробированы
- на международных и всероссийских конференциях;
- на методологических семинарах кафедры;
- материалы отражены в учебных пособиях, программах, монографиях, статьях, докладах, выступлениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют практически осуществлять развитие и формирование духовных способностей личности. Выявленные пути и механизмы воздействия музыки как духовного фактора на развитие духовных способностей позволяют повысить качество и эффективность человеческой деятельности и духовности поведения.
Практическая значимость работы заключается и в следующем -результаты исследования доказывают, что в младшем школьном возрасте формируется личностная регуляция для развития способностей, и музыка - как личностно-смысловой фактор эффективно воздействует на развитие и проявление духовных способностей учащихся.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при профориентационной диагностике и профессиональном отборе в организации, а также в учебно-воспитательном процессе учащихся школ и других средних и высших учебных заведений. Результаты диссертационного исследования могут учитываться при создании условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого человека, что обеспечивает гуманизацию общества в целом.
Достоверность результатов и выводов обеспечивается изменением методологического подхода, а также использованием комплекса надежных и апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, применением методов математической статистики.
Структура работы: Диссертация включает введение, четыре главы, заключение, библиографию (322 источника), приложения. Работа представлена на 277 е., содержит 14 таблиц и 13 рисунков.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы:
1. Теоретически обосновано и доказано существование нового содержатель но определяемого класса «духовных способностей».
2. Выделены факторы развития и проявления духовных способностей, предложена их классификация: социально-средовые, деятельностно-духовные и личностно-смысловые.
3. Одним из духовных факторов, оказывающих влияние на вхождение в духовное состояние и развитие духовных способностей человека, является искусство, в частности музыка, посредством которой транслируются жизненные и деятельностные смыслы через эмоциональные переживания.
4. Теоретически разработана и экспериментально подтверждена модель развития духовных способностей.
5. Раскрыты пути воздействия музыки на развитие духовных способностей через физиологические механизмы активации, вхождения в духовное состояние.
6. Духовное состояние способствует изменению интеграции функциональной системы способностей и появлению новых системных качеств, выражающихся в повышении продуктивности способности к деятельности.
7. Духовное состояние активизирует смысловую регуляцию и изменяет понимание человека через повышение уровня прогнозирования и инициативы, поиска смысловых связей, интеграции информации, стремления к целостности и развитие продуктивного воображения, тем самым изменяя качество самой способности.
8. В духовном состоянии актуализируются нравственные эталоны и моральные ценности, а эмпатия проявляется не на уровне вербальной оценки, а на уровне исполнительного звена, в деятельностном соучастии.
9. Под влиянием музыки актуализирующаяся эмпатия способствует развитию духовного состояния, проявлению познавательной активности, отбору, рекомбинированию и развитию операционных механизмов способностей, изменению связей механизмов в их структуре, обусловливают появление новых системных качеств способностей по отношению к конкретной деятельности, преобразующих ее в творческую, а способности в духовные.
10. Выявленные путём электроэнцефалографического исследования предикторы доказывают повышение активации коры головного мозга (после прослушивания музыки): повышается мощность альфа и тета-ритмов, усиливается синхронизация колебаний в лобных областях, свидетельствующих о высоком энергетическом напряжении. Кроме того, они обнаруживают тесные взаимосвязи с психологическими показателями продуктивных возможностей человека, что ещё раз подтверждает выявленные пути и механизмы развития духовных способностей в предложенной нами модели.
Современное понимание сущности и механизмов развития способностей позволяет подойти к исследованию данного феномена не только с позиции функциональности, но и раскрывая их содержательные аспекты, связанные с отношением личности к деятельности, с индивидуальной избирательностью в поведении, с ценностной ориентацией личности и, наконец, его нравственными личностными качествами. Проанализированные особенности личностных особенностей человека позволяют выделить их высший уровень - духовные способности.
Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование развития духовных способностей позволяет утверждать, что они действительно являются характеристикой индивидуальности человека, проявляющиеся в единстве свойств личности, субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Природные способности индивида, субъекта деятельности и личности проявляются во взаимодействии с нравственными, моральными качествами личности.
В теоретической части проанализированы различные подходы к исследованию способностей в их развитии и сделан акцент на тот аспект проблемы, который связан с личностной мотивацией, отношением, переживанием, осознанием, пониманием, с проявлением личностных качеств в деятельности и возможно в поступке. Результаты выполненного анализа подвели нас к мысли о недостаточности исследования способностей измерительными методами и необходимости учета влияния на способности человека личностной регуляции. В итоге поиска методологического подхода адекватного проблеме развития способностей, был сделан вывод о необходимости изменения парадигмы исследования способностей на основе интеграции естественнонаучной и гуманитарной методологии.
Таким образом, изучение развития способностей приобретает новое видение. Впервые исследованы пути, факторы, воздействующие на развитие и проявление духовных способностей. В работе предложена классификация духовных факторов, определяющих становление способностей человека (социально-средовые, деятельностно-духовные и личностно-смысловые). Под влиянием социально-средовых духовных факторов формируется структура личности и развиваются общие способности человека в онтогенезе. Деятельностно-духовные факторы способствуют формированию личностной духовной регуляции, включающейся в развитие способностей субъекта деятельности и личности. Личностно-смысловые духовные факторы, характеризующие внутренний мир человека, обеспечивают оценку и выбор формы поведения и влияют на развитие личностных духовных способностей.
Из описанных факторов эмпирически доказано влияние музыки на проявление духовных способностей. Была разработана теоретическая модель развития духовных способностей и затем доказана на примере воздействия музыки. Предварительно была исследована музыка как духовный фактор и выявлены особенности музыкальных произведений, являющихся для детей младшего школьного возраста значимыми, влияющими на эмоциональную и смысловую активацию.
В процессе теоретического построения модели и эмпирической проверки был выявлен и подтвержден механизм воздействия музыки как духовного фактора на проявление духовных способностей. Через переинтеграцию функциональной системы способностей в процессе эмоциональной и смысловой активации при изменении функционального состояния появляется новое системное качество, характеризующее духовные способности, проявляющиеся в продуктивности деятельности.
Таким образом, было доказано, что проявление духовных способностей после воздействия музыки как духовного фактора происходит опосредованно через изменение психического состояния в духовное.
Содержательная сторона духовного состояния выражается эмоциональным переживанием, в котором определяется значение отражаемого явления для человека и его отношением к нему. В результате появляются новые смысловые связи, интеграция информации, стремление к целостности, продуктивность воображения и мышления. Музыка стимулирует поисково-исследовательскую активность, которая приводит к повышению возможностей прогнозирования и изменению понимания. Меняется отношение ребенка к предмету деятельности, проявляется его собственная инициатива и выход в «пространство возможностей», что приводит к новому продукту в деятельности и делает деятельность творческой.
Психофизиологические предикторы, выявленные у испытуемых после прослушивания музыки имеют тесные взаимосвязи с показателями, характеризующими повышения продуктивности деятельности, свидетельствующие о новом качестве духовных способностей. Высокий коэффициент корреляции психофизиологических показателей обнаружен с эмпатией. Повышающийся уровень эмпатии под воздействием музыки способствует развитию духовного состояния, которое в свою очередь является мотивирующим, способствует проявлению познавательной активности, отбору, рекомбинированию и формированию операционных механизмов. Инициируется использование таких операционных механизмов как соотнесение с последующей ассоциацией или абстрагированием и интенсионализацию как регулирующий механизм. Таким образом, переинтегрируются связи функциональной системы способностей и появляются новые системные качества - духовные способности.
Возможности человека находятся в непосредственной зависимости от его духовности. Регуляцией этой зависимости человек овладевает на протяжении всей жизни. Но младший школьный возраст - это тот период, когда идёт активное личностное становление ребёнка и формирование моральных норм и ценностей. В этом возрасте при изменении социальной ситуации развития возрастают возможности переинтеграции функциональной системы способностей ребёнка под воздействием множества факторов и проявления новых системных качеств - духовных способностей.
В этой связи проведенное исследование и полученные результаты, закономерности имеют практическую значимость и открывают возможность дальнейшего научного исследования способностей в этом направлении.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Макарова, Карина Вячеславовна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Матер, финско-советского симпозиума. -М., 1986. С. 160-162.
2. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М., 1977. С. 188, 190.
3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей/ Под ред. В.Н. Мясшцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 15-32.
4. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945. С. 127.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968 - 339с.
6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-235с.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -448с.
8. Антонов А.В. Информация: Восприятие и понимание. Киев.: «Наукова думка», 1988. - 184с.
9. Аристотель. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М.: Наука, 1984 - 830с. Ю.Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс,1970-653с.
10. П.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1977. 184с. 12.Арушанян Э.Б. Биоритмы и мы. - Ставрополь: Кн.изд-во, 1989 -92с.
11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL: «Музыка», 1971.-376с.
12. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 127-147.
13. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопр.психологии. 1990. № 6. С. 25-34.
14. Бармин А.Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (по материалам волейбола): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Тверь, 2001. - 19с.
15. П.Барышникова E.J1. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1997 - 18с.
16. Басин Е.Я., Эйзенштейн С.М. О психологических механизмах воздействия искусства // Художники социалистической культуры / Отв. ред. М.Н. Бойко, А.Я. Зись. М.: Наука, 1981. С. 167-199.
17. Басин Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности). -М. Издательство МАГИСТР, 1996. 172 с.
18. Басин Е.Я. Двуликий Янус (о природе художественного таланта). -М.Издательство МАГИСТР, 1996. 61 с.
19. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. Психологии. 1973. № 6. С. 13-23.
20. Батшцев Г.С. Творчество и рациональность // Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967. - 204с.
21. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников / Под ред. М.А. Румер. М.: Педагогика, 1975. С. 6-21.
22. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М.: Правда, 1989. - 607с.
23. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 270с.
24. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния / Под ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер» 2000. С. 219-229.
25. Бернштейн М.С. Психология научного творчества // Вопр. психологии. 1965. №3. С. 156-164.
26. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.:ИФРАН, 1993. - 196с.
27. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.М. Системный подход и системный анализ // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 47-64.
28. Блок В. Уровни бодрствования и внимания // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 3. М.: Прогресс, 1975. С. 97-141.
29. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173с.
30. Богоявленская Д Б. О предмете и методе исследования творческих способностей//Психологический журн. Т. 16, №5. С.49-59.
31. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник Российского гуманитар, науч. фонда. 1997, № 1. С. 166-172.
32. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
33. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 5-16.
34. Бодров В. А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 448454.
35. Божович Л.И., Неймарк М.С. Значащие переживания как предмет психологии//Вопр. психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
36. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976 - 143с.
37. Борисова А.И., Двойникова Л. Д. Влияние динамики прослушиваемой музыки на энцефалографические показатели детей // Науч. тр. Куйбышевского госпединститута. Куйбышев, 1974.Т. 135. С. 52-53.
38. Брагинский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград.: Янтарный сказ, 1999 704с.
39. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского., М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. С. 341-346.
40. Брушлинкий А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность // Деятельность теории и методология проблемы / Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 129-142.
41. Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса: Психология мышления вместо так называемой эвристики // Человек, творчество, наука. М.: Наука ,1967. - 204с.
42. Бру шлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979 - 230с.
43. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977 - 64с.
44. Бру шлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. - 191с.
45. Валуева М.М. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967. - 95с.
46. Васильев И.А., Поплужный B.JI., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. - 192с.
47. Вейн А.И., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества: Принцип метафоры // Интуиция, логика творчества./ Под ред. М.И.Панова. М.: Наука, 1987. С. 54-64.
48. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287с.
49. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990. 288с.
50. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений: Афтореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1974. - 25с.
51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. - 143с.
52. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. - 340с.
53. Винер Н. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966. - 82с.
54. Виноградов А.Г. Проявление интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания: Афтореф. дис. . канд. психол. наук. Киев, 1990. - 18с.
55. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности: Афтореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 1972,- 18с.
56. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 93с.
57. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. - 416с.
58. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании проблемы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопр психологии. 1968. №2. С. 130-136.
59. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. Под ред. А.М.Маттошкина М.: Педагогика, 1983,Т.З - 368с.
60. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. -573с.
61. Вяземский Ю.П. Осознание духовности // Происхождение духовности / П.В.Симонов, П.Н. Ершов, Ю.П. Вяземский. М.: Наука, 1989. С. 40-266.
62. Гаврилова Г.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Афтореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 1977.- 18с.
63. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. 1982. № 5. С. 29-30.
64. Ганзен В. А. Систематизация психических состояний // Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер» 2000. С. 189-196.
65. Ганзен В. А. Описание психических состояний человека // Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 60-73.
66. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление: Исследование. -Л.: Музыка, 1986.-223с.
67. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. Л.- М.: Искусство, 1975. -623с.
68. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург.: Ур.ГУ, 1992. - 128с.
69. Гнатко Н.М. Проблемы креативности и явления подражания. М.: РАН Институт психологии, 1994. - 43с.
70. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1992. -496с.
71. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Теория и методы анализа проблемности в сложной операторской деятельности // Проблемностъ в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализы. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. С. 6-80.
72. Горальский А. Пути изучения творчества // Вопр. психологии. 1986. № 5. С. 175-176.
73. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способностей восприятию музыки: Дисс. докт. психол. наук. М., 1989. - 368с.
74. Грекова Т.И. Кожногальванический рефлекс как показатель изменения психического состояния // Физиология человека. Т. 1. № 6. С. 993-998.
75. Гройсман A.J1. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 496с.
76. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. -239с.
77. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970 -263с.
78. Гулыга А.В. Игровое поведение и творческое мышление // Природа. 1986, №4. С. 125-128.
79. Гурова Л. Л. Когнитивноличностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопр. психологии. 1991, №6. С. 14-20.
80. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Афтореф. дисс. . докт. психол. наук. М., 1970. - 38с.
81. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 424с.
82. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. - 288с.
83. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломшера, А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. С. 10-20.
84. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976.
85. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. JL, 1978. С. 5, 22, 31.
86. Диагностика интеллектуальной одаренности по электроэнцефалограмме / А Н. Лебедев, О.И. Артеменко, Ю.Н. Велихов//Психологическое обозрение. 1997. № 1 (4). С. 34-38.
87. Дикая Л.Г., Черенкова Е.А., Суходоев В.В. Влияние психической напряженности различной природы на процесс принятия решений // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 43-58.
88. Доблаев Л.П. Проблемы понимания в советской психологии. -Саратов, 1967. 66с.
89. Додонов Б.И. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности // Вопр. психологии. 1974. №6. С. 50-58.
90. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
91. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вига, 1995. - 150с.
92. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: развитие и диагностика в общении. Труды институтата психологии РАН. М.: Институт психологии РАН, 1997, Т 2. С. 49-57.
93. Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность // Индивидуальность и способности. М.: ИПАН, 1994. - 142с.
94. Дружинин Д.Л., Ванярхо В.Г. Синергетика и методология системных исследований // Системные исследования: Ежегодник. -М., 1988. С. 283-303.
95. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1991. С. 144-156.
96. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Сост. Т.И. Геневская, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. - 259с.
97. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986 - 223с.
98. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 400с.
99. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304с.
100. Знаков В.В. Знание понимание и творческое мышление // Психический образ: Строение, механизмы, функционирование и развитие.-М., 1994. С. 100-103.
101. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32с.
102. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. - 440с.
103. Ильин Е.П. Теория функциональной системы // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 73-83.
104. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.: Наука, 1978. - 192с.
105. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 47-133.
106. Кадцин JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя.- М.: Высшая школа, 1990. 302с.
107. Карандашов Ю.Н. О стадиях процесса понимания // Вопр. психологии. 198, № 6. С. 121-124.
108. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. - 303с.
109. Кирилюк А.С. Категория «активность», ее объективное содержание и познавательные функции: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Киев, 1979. - 18с.
110. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. - 172с.
111. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопр. психологии. 1965. №2. С. 129-140.
112. Китаев-Смык JI.A. Социально-психологические исследования стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 430-434.
113. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. - 302с.
114. Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопр. психологии. 1991. № 5. С. 4247.
115. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психологии творчества // Психологический журн. 1992, Т. 13. № 6. С. 43-53.
116. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л.:ЛГУД960. Т2. - 304с
117. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания творческих задач // Вопр. психологии. 1991. № 5. С. 42-47.
118. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. - 255с.
119. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. С. 26.
120. Коспок А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Киев, 1964. - 28с.
121. Костюк Г.С. О психологии понимания // Научные записки Института психологии УССР. Т. 2. Киев., 1950. С. 53.
122. Костюк Г.С. О психологии понимания // Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1988. С. 195-228.
123. Косуленко В.М. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.-216с.
124. Кочелаева Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. - 18с.
125. Кочубей Б.И. Модель познавательного акта как единицы когнитивной подсистемы деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 71-83.
126. Кошенова М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Дисс. . канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1997. - 176с.
127. Краморенко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского Ун-та, 1990. - 184с.
128. Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. - 429с.
129. Кристотурьян Н.Г. Категория деятельности в системе научных понятий // Эргономика.Труды ВНИИТЭ, вып. 10. М., 1976. С. 9-27.
130. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство «Институт психологии РАН, 1999. - 240с.
131. Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии. М., 1971.-60с.
132. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. - 431с.
133. Крымский С.Б., Парахонский Б.А., Мейзерский В.М. Эпистемология культуры. Киев: Наукова думка, 1993. - 216с.
134. Кудрявцев В.Г. Творческая природа психики человека // Вопр. психологии. 1990. №3. С. 113-121.
135. Кулюткин Ю.Н. Эвристический поиск, его операциональные и эмоциональные компоненты // Вопр. психологии. 1973. № 1. С. 48-57.
136. Лаврик О.В. Сравнительное исследование развития познавательных способностей детей и родителей: Дисс. . канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1997. - 185с.
137. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924. С. 33.
138. Левитов Н.Д. Классификация психических состояний // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 181-184.
139. Левитов Н.Д. Определение психического состояния // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 44^47.
140. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-213с.
141. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 98-107.
142. Лекторский В.А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания // Вопросы философии. 1986. № 7. С. 65-69.
143. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политгздат, 1975. С. 195, 201-202.
144. Леонтьев А Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. - 575с.
145. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспекты лекций. М.: МГУ, 1971. - 38с.
146. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.-43с.
147. Леонтьев ДА. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. - 487с.
148. Лернер И.Л. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Д. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 445с.
149. Ливанов М.Н. Электрофизиологические исследования стационарной активности в головном мозге. М.: Наука, 1983. -344с.
150. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. - 550с.
151. Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1902. - 28с.
152. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. №4. С. 18-35.
153. Ломов Б.Ф. Проблемы деятельности в психологии // Психологический журн. 1981, Т. 2. № 5. С. 3-22.
154. Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопросы философии. 1976. №4. С. 83.
155. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.
156. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистко-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1988. - 175с.
157. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. М.: Изд-во Наука, 1971. С. 36-62.
158. Льдокова Г.М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -Казань, 2000. 19с.
159. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции. М.: Музыка, 1991.-79с.
160. Майер Н. Мышление человека // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 245-293.
161. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. -592с.
162. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под. ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 304330.
163. Мантанов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. - 160с.
164. Марков М.Е. Искусство как процесс: Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 240с.
165. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, АПН СССР, 1986. - 191с.
166. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа Пресс, 1993. - 127с.
167. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
168. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журн. 1984. Т. 5. № 1. С. 9-17.
169. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
170. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности // Психологический журн. 1995. Т. 16. № 3. С. 35-47.
171. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения в действительности // Вопр. психологии. 1990. № 5. С. 22-30.
172. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. 96с.
173. Меликов И.М. Философия (духовная деятельность). М., 1998.
174. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 86-95.
175. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ. 1997. № 3. С. 234-243.
176. Мэгун Г. Бодрствующий мозг / Под ред. П.К. Анохина. 2-е изд.-М.: Мир, 1965.-211с.
177. Мясшцев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Психические состояния / Сост. и общ. ред. J1.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 52-60.
178. Налчаджан А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван.: Луйс, 1980. - 264с.
179. Наролина В.И. К проблеме уровня понимания // Вопр. психологии. 1982. №6. С. 125-127.
180. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1972. - 186с.
181. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. - 172с.
182. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., Просвещение: Владос, 1994. - 576с.
183. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Владос, 2001.-256с.
184. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. -М.: Высшая школа, 1980. 424с.
185. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 155с.
186. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности // Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. С. 67-75.
187. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журн. 1984. Т. 5. № 6. С. 79-86.
188. Нойман Э. Творческий человек и трансформация // Психоанализ и искусство / Под ред. К. Юнга, Э. Ноймана. М.: ВАКЛЕР, 1996. С. 207-249.
189. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. С. 15111.
190. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. М.: МГУ, 1994. - 80с.
191. Одаренность: Рабочая концепция. М.: ИЧП, «Изд-во МАГИСТР», 1998. - 80с.
192. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. - М.: АЗЪ, 1995. - 928с.
193. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Дисс. . докт. психол. наук. М., 1972. - 372с.
194. Петровский А.В. Психология в каждом из нас. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. - 332с.
195. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 580-590.
196. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии. 1965. № 6. С. 45.
197. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: «Наука», 1972. -312с.
198. Пономарев Я.А. Качества творческой личности и творческие способности // Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.
199. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. -М.: Наука, 1983.-205с.
200. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. С. 5-23.
201. Пономарев Я.А. Психологическое моделирование научного творчества // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1960. С. 309-340.
202. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -302с.
203. Пономаренко В.А. Созидательная психология. М.: Воронеж: МПО МОДЕК, 2000. - 848 с.
204. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 3 -27.
205. Попов А., Соловей Е. Рок музыка и человек // Политическое образование. 1987, № 10. С. 101-105.
206. Прокофьев И. А. К вопросу о возможном механизме интуиции// Философские проблемы современной биологии. М.: Наука, 1966. - 243с.
207. Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1989. - 83с.
208. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 83-92.
209. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. 160с.
210. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1975. - 253с.
211. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. - 656с.
212. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416с.
213. Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. -494с.
214. Пьерон А. Потребности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. С. 147-196.
215. Пэрна Н.Я. Ритмы жизни и творчества. М,- Л.: СНТИ, 1925. - 141с.
216. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. - 177с.
217. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. -248с.
218. Редин B.C. Теория отражения и проблемы творческой активности субъекта: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -Горький, 1975. -24с.
219. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392с.
220. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. № 1. С. 164-168.
221. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб.: Издат. С-Пб. гос. ун-та, яз. центр, 1995. - 270с.
222. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.; Издательство АПН СССР, 1957. - 328с.
223. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Издание А.Н.СССР, 1958. С.14.
224. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. С. 17-125.
225. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946. С. 143-144, 150,224.
226. Рубинштейн С. JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. 1960. № 3. С. 3-15.
227. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 236.
228. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. С. 125.
229. Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. С. 63.
230. Саймон Г. Науки об искусственном. М.: Мир, 1972. - 147с.
231. Саллмон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б.С. Мейлаха. М.: Изд-во «Искусство», 1968. С. 286-327.
232. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопросы методологии и критика. М.: Мысль, 1985. - 208с.
233. Сафонов В.К. Резервы в деятельности // Психология: Учеб. /Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ, 2000. С. 503-507.
234. Семенов В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы. -Л.: Лениздат, 1984. 127с.
235. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 168с.
236. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. Изд. 2-е. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2002. - 790с.
237. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественноготворчества / Под ред. Б.С. Мейлаха, Н.А. Хренова. Л.: Наука, 1980. С. 32-45.
238. Симонов П.В. Созидающий мозг. М.: Наука, 1993. - 112с.
239. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. -216с.
240. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352с.
241. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. М.: Издательствово Московского университета, 1985. -229с.
242. Соболева Т.Н. Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1999. - 18с.
243. Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание // Ученые записки НИИ Психологии. Т. 2. М., 1941.
244. Сосновикова Ю.Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 92-99.
245. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (Психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. - 199с.
246. Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. -192с.
247. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журн. 1998. Т. 13. № 2. С. 144— 160.
248. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек. - М.: Политиздат, 1985 . - 415с.
249. Стюхииа Г.А. Развитие миемических способностей: (Сравнительное исследование детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов): Дисс. . канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1996. - 166с.
250. Суворова В.В. О связи показателей электроэнцефалограммы с индивидуальными особенностями вегетативного реагирования // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.8 -М., 1974. С. 243-263.
251. Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971. С. 34.
252. Судаков К.В. Информационный принцип работы мозга // Психологический журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 110-127.
253. Тафель Р.Е. Диагностические методики для выявления творческих способностей личности в американской психологии: Афторефс.дисс. . канд. психол. наук. -М., 1974. 19с.
254. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Афтореф. дисс. . докт. психол. наук. М., 1993. - 31с.
255. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536с.
256. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. - 335с.
257. Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. - 253с.
258. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. - 260с.
259. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969. - 304с.
260. Тихомиров O.K., Виноградов Ю.Е. Психологические исследования. М.: МГУ, 1969. С. 3-24.
261. Тихомиров O.K., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ, 1989, Сер. психол. Т. 14, № 2. С. 6-16.
262. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. - 270с.
263. Тютюнник В.И. Тенденции в исследовании творческих способностей в западной и российской психологии // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994. С. 94-100.
264. Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности // Бессознательное. Новочеркасск.: Агентство САГУНА, 1994. С. 127-147.
265. Фарапонова Э.А. Особенности ощущений и восприятия у младших школьников // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 5-49.
266. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. - 464с.
267. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Института Психотерапии,2002. С. 80-82.
268. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломшера, А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1982.-216с.
269. Фортунатова А.И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. Киев.: Изд-во при Киевском государственном университете, издательское объединения «Вища школа», 1985. С. 143.
270. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. - 232с.
271. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. С. 112-195.
272. Фромм Э. Революция надежды. СПб.: «Ювента», 1999. -245с.
273. Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. -Ставрополь.: Изд-во Ставропольского университета, 1994. 144с.
274. Хасаева Т.М. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста: Дисс. . канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1997. - 220с.
275. Холодная М.А. Когнитивные стили // Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колга. Таллин, 1986. С. 5965.
276. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Томск.: Изд-во Томского ун-та, - М.: Изд-во «Барс», 1997. - 392с.
277. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Ч. 1. Музыкальное произведение как феномен. М., 1990. - 138с.
278. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Ч. 2. Содержание музыкального произведения. М., 1990. - 121с.
279. Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. С. 10.
280. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 217с.
281. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопр. психологии. 1991. № 6. С. 103111.
282. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. - 80с.
283. Чхартшпвили Ш.Н. Социальная ситуация и движущие силы развития личности ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. С. 71.
284. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. С. 5-20, 237.
285. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. -М.: Логос, 2002. 156с.
286. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Издат. Магистр, 1996. - 104с.
287. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006,- 392с.
288. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журн. 1985. № 5. С. 38-46.
289. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.
290. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999.-200с.
291. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. -Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1976. 80с.
292. Шадриков В.Д. Способности в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. С. 3-8.
293. Шадриков В.Д. Цель учебной деятельности. М.: МОСУ,2001. - 28с.
294. Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990. - 176с.
295. Швырев B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: Теории, методология, проблемы / Сост. И.Г. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 9-20.
296. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики. М.: ИПРАН, 1995. С. 128.
297. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 224с.
298. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 143с.
299. Щербаков Н.Ю. Эволюционный подход к феномену творчества и особенности организации творческой личности // Человек: Индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. ст. / Под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 1998. С. 51-67.
300. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младшего школьника и содержание обучения // Возрастные возможностиусвоения знаний / Под ред. Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова. М., 1966. С. 13-54.
301. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах -М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 416с.
302. Юнг К. Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», институт Личности ИЧП «Палантир», 1994. - 136с.
303. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. -М.: Просвещение, 1996. 136с.
304. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 37-42.
305. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978. -231с.
306. Ярошевский М.Г. Внутренняя мотивация как фактор научного творчества // Матер, к польско-советскому симпозиуму по комплексному изучению науки (Катовице Краков - Варшава). -М„ 1967. С. 3-14.
307. Яценко Л.В., Дышлевый П.С. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986.
308. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.
309. Keane D. Approach to music, Cognition and Emotion // Musical Quarterly. 1982. № 3. P. 332.
310. Kelkel M. Meditations music gestern und heute // Zur «Neuen Einfachheit» in der Musik. Wien; Graz, 1981. - S. 168.
311. Marcus S., Giofii I. Analiza differential a modificarilor fizio Logice transpunerea Sceneioa // Rev. Psichol. 1969. V. 15. № 4. P. 417-428.
312. Maslow A. A theory of human motivation // Psychol. Rev. 1943. Vol. 50. P. 370.
313. Maslow A. Motivation and personality. 2 ed. - N.Y., 1970. - P. 369.
314. Mc Dougall W. An Introduction to social psychology. L., 1950.
315. Piaget J. Play dreams and imitation in childhood. N.Y., 1951. -P. 221-230.
316. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its grows. Daedalus, 1965. - P. 663-679.
317. Westcott M.R. Toward a Contemporaiy Psychology of Intution. -N.Y.; L., 1968.-P. 89-90.