автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения
- Автор научной работы
- Резниченко, Людмила Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Благовещенск
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения"
На правах рукописи
РЕЗНИЧЕНКО Людмила Валерьевна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
19.00.07 - педагогическая психология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Иркутск - 2003
Работа выполнена в Благовещенском государственном педагогическом университете
Научный руководитель
- доктор психологических наук, профессор В.Г.Асеев
Официальные оппоненты
- доктор педагогических наук, профессор А.И.Тимошенко
кандидат психологических наук Т.Н.Бандурка
Ведущая организация
Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
Защита состоится 5 июня 2003 г. в 14ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 в Иркутском государственном педагогическом университете по адресу: 664011, г.Иркутск, ул.Сухэ-Батора, 9, ауд. 203
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Иркутского государственного педагогического университета
Автореферат разослан 30 апреля 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Л.В.Скорова
¿ооЗ- /1
71Т*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого являются личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психолопш сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организаций учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся в целом и творческого мышления, в частности. Однако в целом проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи открывает возможность определить методы целенаправленного развития основных качеств творческого мышления детей.
Актуальность темы. Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Трудовое обучение, как никакая другая деятельность, предъявляет к человеку многосторонние требования, оказывая тем самым разностороннее влияние на формирование различных качеств личности, а также развитие общих и специальных способностей. В этой деятельности гармонично сочетаются и процесс овладения теоретическими знаниями, и приобретение определенной системы практических умений и навыков.
Нередко полагают, что трудовое обучение - это деятельность, основанная прежде всего на применении репродуктивных методов и она жестко регламентируется учителем. Однако, как показал анализ программы по трудовому обучению «Технология», при изучении некоторых разделов данной программы существует реальная возможность для развития основных качеств творческого мышления учащихся посредством планирования и организации системы специальных занятий.
Ряд психологов (О.А.Беляева, З.И.Калмыкова, О.Н.Гарнец, А.Н.Лук, Е.Торренс) рассматривают тр^ч^™* мытпг"Чг,т Ч"рт1 его основные свойства или качества. К таким ка^егоеаМ
1 БИБЛИОТЕКА Т
1 СПетервт а Л,- I
! 08
определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать не только отдельные качества творческого мышления, определяющие его специфику, но и отслеживать динамику их развития. К сожалению, на сегодняшний день не существует единой и стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств творческого мышления. Мы считаем, что в возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного формирования творческого мышления рассматривалась недостаточно, что затрудняет разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности мышления. Это в полной мере относится и к организации процесса трудового обучения, который располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческого мышления в целом, так и отдельных его компонентов. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования - изучить возможности развития творческого мышления учащихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.
Объект исследования - творческое мышление школьников и его особенности.
Предмет исследования - основные качества творческого мышления подростков и их развитие в условиях трудового обучения.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения, что развитие творческого мышления ребенка не происходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках программы развивающих заданий и упражнений. При этом мы приняли допущение, что главным условием гармоничного развития творческого мышления является работа по формированию целостного комплекса основных его качеств посредством использования развивающих заданий, учитывающих характер и особенности этих качеств.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Дать теоретический анализ состояния проблемы творческого мышления в работах отечественных и зарубежных психологов;
2. Выявить возможности современных программ по трудовому обучению (технологии) для организации целенаправленного развития творческого мышления школьников;
3. Установить уровень развития основных качеств творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности, разработанности) учащихся пятых-шестых классов;
4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, направленных на развитие как отдельных качеств творческого мышления, так и целостного их комплекса.
Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии положения о закономерностях психического развития ребенка в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.В. Давыдов, Ю.А. Самарин, Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, H.A. Менчинской, З.И. Калмыковой, А.З. Рахимова, A.M. Матюшкина, К.Н. Поливановой, А.К. Марковой.
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для определения уровня развития качеств творческого мышления, а также их динамики, использовались, тест диагностики креативности Е.Торренса, батарея тестов-методик изучения творческого мышления Е.Е.Туник, оценочное тестовое задание «Аппликация», анкета изучения уровня развития мотивации.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1997-2002 года на базе школы № 28 г.Благовещенска и включало в себя три этапа: подготовительный, констатирующий и формирующий.
На первом этапе (1997-2000) был проведен отбор методик для диагностики основных качеств творческого мышления, разрабатывалась специальная развивающая программа с набором заданий и упражнений, способствующих как развитию конкретных качеств творческого мышления, так и развитию личности ученика в целом.
На втором этапе (2000-2001) был проведен первичный диагностический срез, оценивался уровень развития творческого мышления учащихся пятых-шестых классов, а также проводилось внедрение специальной программы по развитию творческого мышления.
На третьем этапе (2001-2002) проводился заключительный (контрольный) диагностический срез и обработка полученных результатов.
В эксперименте принимали участие учащиеся пятых-шестых классов (девочки), общий объем выборки составил 120 человек.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологиче-
ские особенности основных качеств творческого мышления младших подростков: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. Определен уровень развития и соотношения этих качеств в структуре творческого мышления, обоснованы пути их развития и совершенствования. Разработана специальная обучающая программа, направленная на развитие основных качеств творческого мышления школьников на уроках трудового обучения. Результаты проведенного исследования позволили экспериментально доказать возможность эффективного развития творческого мышления школьников в условиях применения серии специальных упражнений и заданий и проследить позитивную динамику развития основных его качеств.
Практическая значимость и внедрение. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по развитию творческого мышления младших подростков в процессе обучения труду, которые используются учителями в практической работе. По результатам проведенного исследования был разработан спецкурс «Развитие творческого мышления учащихся», который как дисциплина введен в программу обучения студентов факультета технологии и предпринимательства Благовещенского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование концептуального подхода, рассматривающего беглость, гибкость, оригинальность, разработанность как основные качества творческого мышления. Реализация этого подхода позволила разработать эффективную программу развития творческого мышления -младших подростков в процессе трудового обучения.
2. Положение о зависимости развития творческого мышления младших подростков от степени выраженности основных его качеств и наличии корреляционной связи между уровнем мотивации к урокам трудового обучения и уровнем развития творческого мышления.
3. Обоснование системы обучающих упражнений по развитию творческого мышления в процессе трудового обучения, которая учитывает индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших подростков и строится на основе сочетания теоретического обучения с практическими заданиями, направленными на стимулирование беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе школы №28 г. Благовещенска. Полученные данные обсуждались на методических семинарах учителей технологии, заседаниях кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях: «Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов» (Благовещенск, 1997), «Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы» (Благовещенск, 1998), на ежегодных итоговых научно-практических конференци-
ях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 138 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 9 таблиц, 11 рисунков. Объем диссертации составляет 156 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследования, показана его новизна, практическая и теоретическая значимость, определены объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза исследования, изложены положения, выносимые на защиту, описаны методы исследования.
В первой главе «Проблема творческого мышления учащихся в научно-психологической литературе» дается теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме творческого мышления. Показано, что в отечественной литературе проблема развития творческого мышления в процессе обучения активно разрабатывалась В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Ю.Н.Кулюткиным, А.А.Матюшкиным, А.З.Рахимовым, Н.А.Менчинской, Е.Л.Яковлевой и др.
Общим психолого-педагогическим вопросам развития творчества школьников, в том числе - в процессе трудового обучения, посвятили свои работы П.Н.Андрианов, И.П.Волков, И.П.Иванов, Ф.И.Иващенко, Т.В.Кудрявцев, В.Д.Симоненко, Э.А.Фарапонова, Л.М.Фридман и др. Ценность этих исследований заключается в том, что в них однозначно делаются выводы о том, что творческому стилю мышления можно научить и творческий способ решения проблем может стать свойством личности.
Во многих работах раскрываются основные подходы к понятию «творческое мышление», существующие в современной психологии (Дж. Гилфорд, Е.Торренс, Э.Боно, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, П.Я.Гальперин, Я.А.Пономарев) и др. В связи с этим в главе рассмотрено также понятие «креативность» и его основные характеристики: внутренняя чувствительность к проблемам, способность видеть ситуацию с разных точек зрения и т.д. В трудах ряда отечественных психологов предложены некоторые объяснительные схемы механизма творческого мышления. Так, Я.А.Пономарев рассматривает творческое мышление как процесс, в ходе которого происходит преобразование субъектом исходной ситуации. Он также выделяет в процессе творческого мышления осознанные словесно-логические компоненты и подсознательные, интуитивно-практические. Особое место в структуре творческого процесса занимает его начальная детерминация — мотивация творческого мышления. Она складывается из познавательных мотивов и мотивов субъективной значимости. Я.А.Пономарев указывает на такие важные моменты творческого мышления, как умение видеть проблему в обычных условиях, умение находить
новые связи между объектами, использовать новые способы действия и преобразовывать старые. В этом проявляется гибкость мышления.
В исследованиях А.В.Брушлинского, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, О.К.Тихомирова, Е.Л.Яковлевой при анализе механизмов творческого мышления большое внимание уделяется рассмотрению роли мотивацион-ных и эмоциональных компонентов, а также личностной составляющей.
Д.Б.Богоявленская выделяет в качестве 'основного механизма творческого мышления интеллектуальную активность. Интеллектуальная активность рассматривается как важнейший базовый компонент творческого потенциала личности, интегрирующий в себе интеллектуальные и мотива-ционные факторы умственной деятельности, однако, не сводящийся ни к тем, ни к другим в отдельности. В связи с этим ею выделяются три уровня интеллектуальной активности: репродуктивный, эвристический и креативный.
В работах А.М.Матюшкина обстоятельно изучена зависимость процесса творческого мышления от внутренней мотивации. Он отмечает, что для повышения продуктивности мышления необходимо личностное принятие ситуации как проблемной. Поэтому одним из методов повышения творческой активности личности является, воздействие на мотивационную сферу.
В некоторых исследованиях (Э.Д.Телегина и др.) формирование творческого мышления в процессе обучения связывается с овладением учащимися системой продуктивных действий. А.З.Рахимовым выявлена взаимосвязь между формированием приемов творческого мышления и формированием на этой основе интеллектуальных умений и свойств, а также качеств творческой личности. Взаимосвязь между усвоением приемов деятельности и свойствами творческого мышления составляет основное содержание разработанной им концепции формирования творческого мышления в процессе учебной деятельности.
В настоящее время имеется несколько программ различных авторов, направленных на развитие творческого мышления учащихся. Однако в них отсутствует единый комплексный подход к развитию основных качеств творческого мышления: одни программы направлены только на развитие интеллектуальных компонентов творческого мышления, другие — на развитие эмоциональной, либо мотивационной сферы личности.
Мы считаем, что обучение труду является благоприятным видом деятельности для развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления. Специфика трудового обучения в школе состоит в том, что в рамках этого учебного предмета предусматривается овладение как теоретическими знаниями, так и выполнение школьниками практической деятельности, направленной на создание предметов, имеющих определенное функциональное назначение. Это открывает широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся.
В целом, обзор литературы по теме исследования показал, что проблема творческого мышления получила достаточно глубокое освещение, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях: была выявлена структура и специфика творческого мышления, описаны некоторые его механизмы. Вместе с тем недостаточно еще определены практические приемы развития творческого мышления, в частности, в условиях трудового обучения школьников, не рассмотрена динамика развития. С нашей точки зрения очень перспективным является подход ряда авторов (Е.Торренс, Дж.Гилфорд, О.А.Беляева, Л.Б.Ермолаева-Томина, З.ИКалмыкова и др.), которые как уже указывалось выше рассматривают творческое мышление с точки зрения основных определяющих его качеств. Они считают, что творческое мышление, как высший этап его развития, характеризуется типическими и некоторыми особенными чертами. К числу последних они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Мы считаем данный подход достаточно продуктивным, поскольку он помогает не только более наглядно увидеть специфику творческого мышления, но и проследить динамику и особенности развития основных его компонентов. Именно этот подход мы и попытались реализовать в нашем исследовании.
Во второй главе «Диагностика уровня сформированности основных качеств творческого мышления» представлены результаты констатирующего исследования. В его задачу входило выявить особенности и уровень развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления младших подростков. Этот возраст был выбран не случайно, так как именно в данный период, по мнению Л.С.Выготского, К.Н.Поливановой, Д.И.Фельдштейна, происходит переход мышления на качественно новый уровень. Младшие подростки более открыты для усвоения чего-либо нового, их мышление еще не сковано рамками определенных стереотипов.
Для диагностики уровня сформированности основных качеств творческого мышления использовались тестовые методики Е.Р.Торренса и Е.Е.Туник. При проведении первой из них испытуемым предлагалось выполнить ряд рисуночных тестов («Создай рисунок», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся линии»), по результатам выполнения которых оценивалась беглость, оригинальность и разработанность творческого мышления. В методике Е.Е.Туник учащимся предлагалось выполнить как рисуночные («Эскизы», «Составление изображений», «Спрятанные формы»), так и вербальные тесты («Варианты употребления», «Определения», «Заключения»). Обработка результатов осуществлялась на основе анализа ответов испытуемых по критерию частоты встречающихся вербальных категорий, указывающих на уровень развития качеств мышления.
Таблица 1
Уровень сформированное™ основных качеств творческого мышления (в баллах)
№ п/ п Качества мышления Уровень сформированности
по Е.Р.Торренсу по Е.Е.Туник
1. Беглость 49,3 65,3
2. Гибкость - 36,4
3. Оригинальность 35,7 7,4
4. Разработанность 52,5
В результате исследования основных качеств творческого мышления, было установлено (см. таблицу 1), что они имеют разный уровень выраженности у учащихся младшего подросткового возраста. Так, уровень развития качества «беглость», согласно тесту Е.Р.Торренса, составляет 49,3 балла, т.е. соответствует показателю «норма», причем обратная беглость сформирована у школьников лучше, чем вербальная (согласно* тесту Е.Е.Туник). Ученики лучше справляются с теми заданиями, в которых необходимо придумать рисунок, чем с заданиями, в которых нужно предложить какую-либо идею. Качество «гибкость» (по тесту Е.Е.Туник) находится на низком уровне сформированное™ (36,4 балла). Об этом также свидетельствует малый диапазон предлагаемых в ответах испытуемых категорий использования предметов и тривиальный характер указаний на их применение. Ученики при выполнении задания часто не могли увидеть предмет, включенным в систему других отношений.
Такое качество творческого мышления как «оригинальность» проявлялось у школьников при выполнении тестовых заданий очень редко, их ответы отличались шаблонностью, содержали достаточно распространенные идеи и, практически, не отличались новизной. Уровень развития «оригинальности» составляет 35,7 балла, что согласно шкале Е.Р.Торренса свидетельствует о низкой степени развития этого качества. «Разработанность» творческого мышления имеет уровень развития в пределах нормы (52,5балла). Качественный анализ выполнения рисуночных субтестов показал, что в своих рисунках, подростки изображали не "просто схематичный образ предмета, а стремились дополнить его разнообразными деталями.
• В главе приводятся данные, показывающие; что' разлй'чное соотношение указанных качеств творческого мышления определяет в целом его психологические особенности и специфику. Кроме того, отмечается, что важную роль в осуществлении творческой деятельности играет внутренняя мотивация подростка. В ходе нашего исследования была установлена значимая корреляционная связь между показателями уровня развития мотивации к урокам труда и показателями сформированное™ основных качеств мышления (коэффициент корреляции по Пирсону составляет 0,78 р< 0,05).
Полученные данные позволили нам условно разделить всех обследованных учащихся на три типа.
1. Первый тип (22,5%) характеризуется пассивным отношением к выполнению предлагаемых заданий. У подростков этого типа наблюдается полное отсутствие мотивации к творческой деятельности, уровень развития беглости, гибкости, оригинальности очень низкий.
2. Второй тип (62,5%) отличается тем, что учащиеся данного типа проявляют заинтересованность при выполнении творческих тестовых заданий, однако, их ответы не отличаются еще особенной оригинальностью
* и гибкостью, учащиеся характеризуются достаточно высоким уровнем мо-
тивации к творческой деятельности. Такие качества мышления как беглость и разработанность находятся в пределах нормы. Эти дети способны ' продуцировать большое количество идей и тщательно их разрабатывать,
но вместе с тем в ситуации неопределенности они нередко принимают первые пришедшие в голову решения и продуцируют обычные неоригинальные идеи. Дети указанного типа, как правило, хорошо учатся и являются хорошими исполнителями, но не имеют склонности к нестандартности мышления.
3. Третий тип (15%) имеет высокий уровень развития мотивации к творческой деятельности. Школьников этого типа не устраивают обычные решения и варианты выполнения заданий, они стремятся к созданию действительно оригинальных продуктов. Все основные качества творческого мышления находятся у них в пределах нормы или даже превышают норму,
Таким образом, согласно приведенным данным, большинство обследованных младших подростков (85%) имеют низкий уровень развития творческого мышления. У многих из них мышление отличается достаточно высокой шаблонностью, ригидностью, они испытывают затруднения в решении различных проблемных ситуаций, проявляют неспособность быстро Л перестраивать способы выполнения деятельности в соответствии с изме-
няющимися условиями. Все это говорит о необходимости организации такой системы целенаправленного обучения, которая бы способствовала эф-(. фективному развитию творческого мышления школьников.
В третьей главе «Формирование качеств творческого мышления в условиях обучающего эксперимента» излагаются и обсуждаются результаты эксперимента, главной задачей которого было развитие основных качеств мышления путем использования системы специальных упражнений. Эксперимент проводился в течение учебного года. В нем участвовали 120 учащихся пятых-шестых классов (по 60 человек в контрольной и экспериментальной группах).
Анализ существующей на сегодняшний день программы по трудовому обучению «Технология» (под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко) показал, что она имеет значительные потенциальные возможности для развития творческого мышления учащихся. Однако эти возможности в практике трудового обучения используются недостаточно. На уроках тру-
да в большинстве случаев преобладают репродуктивные методы, а сами .
учителя слабо ориентируются в вопросах развития творческих способно- '
стей учеников. Это приводит к тому, что при планировании и организации уроков основной акцент делается на формировании и усвоении предусмотренных программой знаний, умений и навыков, что ограничивает развитие творческих способностей школьников.
Исходя из сказанного, на базе существующей программы по трудово- |
му обучению мы разработали собственную программу, которая позволяет |
не просто вооружать учащихся основными технологическими навыками и 1
умениями, но и развивать творческие качества мышления. Программа со- »
стоит из трех блоков: предметного, развивающего и методического. Предметный блок разрабатывался с учетом тематического материала, предусмотренного основной программой. Задания данного блока строились та- ' ким образом, чтобы они открывали возможности для оптимального развития основных качеств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Развивающий блок предполагал в целях уменьшения шаблонности и ригидности мышления проведение серии специальных упражнений, направленных на развитие образной и вербальной гибкости, беглости и оригинальности мышления. В ходе проведения упражнений из этого блока программы ученикам нужно было придумать как ( можно больше нетрадиционных вариантов использования обычных вещей, картинок с различным сочетанием геометрических фигур. Методический блок включал в себя два других блока'программы и предполагал использование в процессе обучения различных продуктивных методов (проблем- 1 ного обучения, «мозгового штурма», фокальных объектов, метод проектов и т.д.), стимулирующих развитие творческого мышления.
При разработке программы мы опирались на положение А.Н. Леонтьева о том, что все психические свойства и качества личности не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности. Взаимо- ^
действуя с объектами труда, воздействуя на них с целью изменения тех или иных свойств и качеств, учащиеся приобретают знания об этих предметах, устанавливают их связи с другими предметами, постигают причины '■> явлений, что в конечном итоге приводит к развитию творческого мышления. Мы принимали во внимание также то обстоятельство, что развивающая программа должна строится с учетом возрастных психологических особенностей учащихся и требований программного материала.
В течение учебного года контрольная группа обучалась по обычной программе, а в экспериментальной группе, после изучения каждого из тематических разделов, проводилась серия развивающих заданий и упражнений. Эксперимент проходил в естественных условиях, особым стимулом для выполнения творческих заданий служило наличие благоприятной психологической обстановки и поощрение со стороны учителя и экспериментатора.
Анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента (см. таблицу 2), показал, что у учащихся контрольной группы в течение учебного года по всем показателям, характеризующим уровень развития основных качеств творческого мышления, значимых изменений не произошло. Они носят скорее спонтанный, случайный характер. Было отмечено также снижение уровня «гибкости» у учащихся второго типа и «оригинальности» у учащихся третьего типа, но эти изменения статистически недостоверны.
Таблица 2
Уровень и динамика основных качеств творческого мышления у школьников контрольной и экспериментальной групп
Качества мышления Контрольная группа Экспериментальная группа
В начале учебного года В конце учебного года 1 Р В начале учебного года В конце учебного года 1 Р
Учащиеся первого типа
Беглость 43,39 43,74 0,8 - 48,18 55,08 2,93 <0,01
Гибкость 25,29 27,3 1,27 - 28,77 33,69 2,51 <0,05
Оригинальность 33,39 34,39 0,78 30,66 39,77 7,99 <0,001
Разработанность 41,31 41,42 0,1 - 42,95 48,18 2,83 <0,01
Учащиеся второго типа
Беглость 48,5 50,38 1,83 - 54,67 57,86 3.84 <0,01
Гибкость 36,55 35,84 0,47 - 37,05 45,16 4,77 <0,001
Оригинальность 36,31 36,38 0,29 - 42,61 56,12 8,41 <0,001
Разработанность 47.1 48,32 1,5 - 47,36 59,96 7,5 <0,001
Учащиеся третьего типа
Беглость 48,9 52,88 1,75 - 57,6 61,8 3,33 <0,01
Гибкость 44,78 45,67 0,71 - 45,86 50,86 2,56 <0,05
Оригинальность 56,03 53,28 1,36 - 48,77 67,27 6,27 <0,001
Разработанность 64,51 65,49 0,45 - 49,61 60,80 1,82 <0,05
<, В экспериментальной группе по всем основным качествам творческо-
го мышления наблюдаются положительные изменения, особенно по таким качествам как «оригинальность» (р< 0,001) у учащихся всех трех типов, «гибкость» и «разработанность» (р< 0,001) у учащихся второго типа.
Качественный анализ полученных результатов позволил установить некоторые содержательные особенности творческого мышления учащихся экспериментальной группы, проявившиеся после проведенного обучения. Так, по качеству «беглость» развитие получила не только «образная», но и «вербальная» беглость. Если в начале учебного года большая часть школьников успешно справлялась только с рисуночными субтестами, то к концу года ученики оказались способными предлагать различные идеи и при выполнении заданий в вербальных субтестах. Изменения «гибкости» мышления проявились в том, что учащиеся в условиях возникшей проблемной
ситуации стали успешно использовать различные стратегии для ее разрешения. При выполнении субтестов, в которых требовалось предложить несколько вариантов необычного употребления предметов, ученики экспериментальной группы называли в два раза больше различных категорий их использования и применения, чем учащиеся контрольной группы.
Значительные качественные изменения произошли в проявлении «оригинальности». У учащихся первого типа увеличилось количество оригинальных ответов, по сравнению с учениками этого же типа в контрольной группе. Но самые большие изменения наблюдались у учащихся второго типа, их ответы как в образных, так и в вербальных субтестах отличались творческим содержанием, эмоциональной насыщенностью, дополнялись оригинальным сочетанием и комбинацией разнообразных элементов. Несколько меньшие изменения произошли по показателю «разработанность» творческого мышления. Они, в основном, коснулись частоты использования дополняющих элементов в рисунках учеников. Если в начале учебного года в ответах учащихся (особенно в рисуночных субтестах) один элемент рисунка мог быть использован несколько раз в различных вариациях, то в конце учебного года ответы школьников стали дополняться различными деталями, которые часто представлялись в необычных и оригинальных сочетаниях.
Таким образом, результаты обучающего эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что гармоничное развитие творческого мышления достигается через формирование целостного комплекса таких качеств как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления. Развитие указанных качеств мышления в процессе трудового обучения младших подростков достигается, как показало наше исследование, с помощью предложенной системы творческих заданий.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются следующие выводы:
1. В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т.д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического климата и т.п.) Одним из наиболее плодотворных подходов к изучению творческого мышления является изучение его основных качеств (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности).
2. Указанные качества мышления можно успешно развивать у школьников младшего подросткового возраста в условиях трудового обучения (на уроках труда). Это вытекает из специфики самого учебного предмета («Технология»), который располагает большими потенциальными возможностями для развития качеств творческого мышления. Однако эти воз-
можности в практике трудового обучения по ряду причин используются недостаточно.
3. Результаты проведенного психодиагностического исследования показали, что уровень развития основных качеств творческого мышления у младших подростков характеризуется в основном «низкой нормой», что приводит к проявлению шаблонности и ригидности мышления в учебной деятельности. Низкий уровень развития творческих качеств мышления обусловлен недостатками в организации уроков труда и использованием, в большинстве случаев, репродуктивных методов обучения, ориентированных на исполнительскую деятельность учащихся и механическое копирование образцов.
4. Разработанная нами (в дополнение к основной) программа разви-I вающего обучения, состоящая из трех целевых блоков, позволила успешно
решать не только задачу комплексного формирования основных качеств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности), но и повысить уровень внутренней мотивации учащихся к урокам труда, что положительно сказалось на увеличении продуктивности выполняемой учебной деятельности.
Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления в изучении данной проблемы. Предметом специального изучения может стать влияние внутренней мотивации и эмоциональных компонентов на развитие творческого мышления учащихся при осуществлении различных видов теоретической и практической деятельности, а также создание конкретных психолого-педагогических программ оптимизации и развития творческого мышления школьников.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ
РАБОТЫ:
1. Резниченко Л.В. Развитие творчества учащихся на уроках обслуживающего труда// Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов. - Благовещенск, 1997.- С.102-103.(в
^ соавторстве с Кондаковой И. А.)
2. Резниченко Л.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения - основное условие их подготовки к обучению по специальности «Технология и предпринимательство»// Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Благовещенск, 1997.- С.3-4.
3. Резниченко Л.В. Формирование творческой индивидуальности личности в учебно-воспитательном процессе// Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы: Межрегиональная научно-практическая конференция. - Благовещенск, 1998.- С.2-3.
4. Резниченко Л.В. Пути и методы развития творческого мышления учащихся в процессе трудового обучения// Тезисы докладов 49-й научно-
практической, конференции преподавателей и студентов. - Благовещенск,1999.- С.153-155.
5. Резниченко Л.В. Развитие творческого мышления учащихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения // Дальневосточный вестник высшего образования. - Благовещенск-Хэйхэ (КНР), 2001,-№2. - С.77-81.
6. Резниченко Л.В. Динамика развития основных качеств творческого мышления младших подростков, в зависимости от организации условий обучения //Обучение с целью уменьшения насилия: Сборник научных статей по проблеме педагогики ненасилия. Материалы 23 Всероссийской научно-практической конференции Санкт-Петербург, 2002. - С. 181-186.
Подписано к печати 24.04.2002. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16 Тираж 110 экз. Заказ №396
Отпечатано с готового оригинал макета на RISO в Мини-типографии "Листок" (ЧП Суворова О. А.) Лицензия ПЛД №40-55 от 30 октября 1998г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 18 офис 333, тел.: (3952) 24-34-17
i
V
»-7398
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Резниченко, Людмила Валерьевна, 2003 год
Введение.
Глава 1. Проблема творческого мышления учащихся в научнопсихологической литературе.
1.1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения творческого мышления.
1.2. Качества творческого мышления и их характеристика.
1.3. Возможности трудового обучения в развитии творческого мышления.
1.4. Выводы.
Глава 2. Исследование сформированности основных качеств творческого мышления.
2.1. Организация и методика проведения исследования.
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования.
2.3. Выводы.
Глава 3. Развитие основных качеств творческого мышления школьников в условиях обучающего эксперимента.
3.1. Анализ современной программы по трудовому обучению.
3.2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента.
3.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение.
3.4. Выводы.12)
Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения"
Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой этой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого являются личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся в целом и творческого мышления, в частности. Однако в целом проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи открывает возможность определить методы целенаправленного развития основных качеств творческого мышления детей.
Актуальность темы. Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Трудовое обучение, как никакая другая деятельность, предъявляет к человеку многосторонние требования, оказывая тем самым разностороннее влияние на формирование различных качеств личности, а также развитие общих и специальных способностей. В этой деятельности гармонично сочетаются и процесс овладения теоретическими знаниями, и приобретение определенной системы практических умений и навыков.
Нередко полагают, что трудовое обучение - это деятельность, основанная прежде всего на применении репродуктивных методов и она жестко регламентируется учителем. Однако, как показал анализ программы по трудовому обучению «Технология», при изучении некоторых разделов данной программы существует реальная возможность для развития основных качеств творческого мышления учащихся посредством планирования и организации системы специальных занятий.
Ряд психологов (О.А.Беляева, З.И.Калмыкова, О.Н.Гарнец, А.Н.Лук, Е.Торренс) рассматривают творческое мышление через его основные свойства или качества. К таким качествам творческого мышления, определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать не только отдельные качества творческого мышления, определяющие его специфику, по и отслеживать динамику их развития. К сожалению, на сегодняшний день не существует е; т-ной и стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств творческого мышления. Мы считаем, что в возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного формирования творческого мышления рассматривалась недостаточно, что затрудняет разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности мышления. Это в полной мере относится и к организации процесса трудового обучения, который располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческого мышления в целом, так и отдельных его компонентов. Данное обстоятельство и onpe^'j-лило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования - изучить возможности развития творческого мышления учащихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.
Объект исследования - творческое мышление школьников и его особенности.
Предмет исследования - основные качества творческого мышления подростков и их развитие в условиях трудового обучения.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения, что развитие творческого мышления ребенка не происходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках программы разбивающих заданий и упражнений. При этом мы приняли допущение, что главным условием гармоничного развития творческого мышления является работа по формированию целостного комплекса основных его качеств посредством использования развивающих заданий, учитывающих характер и особенности этих качеств.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Дать теоретический анализ состояния проблемы творческого мышления в работах отечественных и зарубежных психологов;
2. Выявить возможности современных программ по трудовому обучению (технологии) для организации целенаправленного развития творческого мышления школьников;
3. Установить уровень развития основных качеств творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности, разработанности) учащихся пятых-шестых классов;
4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, направленных на развитие как отдельных качеств творческого мышления, так и целостного их комплекса.
Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии положения о закономерностях психического развития ребенка в процессе деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.В.Давыдов, Ю.А. Самарин, Дж.Гилфорд, Е.Торренс). Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в трудах Л.С.Выготского, Н.А.Менчинской, З.И.Калмыковой, А.З.Рахимова, А.М.Матюшкина, К.Н.Поливановой, А.К.Марковой.
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для определения уровня развития качеств творческого мышления, а также их динамики, использовались, тест диагностики креативности Е.Торренса, батарея тестов-методик изучения творческого мышления Е.Е.Туник, оценочное тестовое задание «Аппликация», анкета изучения уровня развития мотивации.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1997-2002 года на базе школы № 28 г.Благовещенска и включало в себя три этапа: подготовительный, констатирующий и формирующий.
На первом этапе (1997-2000) был проведен отбор методик для диагностики основных качеств творческого мышления, разрабатывалась специальная развивающая программа с набором заданий и упражнений, способствующих как развитию конкретных качеств творческого мышления, так и развитию личности ученика в целом.
На втором этапе (2000-2001) был проведен первичный диагностический срез, оценивался уровень развития творческого мышления учащихся пятых-шестых классов, а также проводилось внедрение специальной программы по развитию творческого мышления.
На третьем этапе (2001-2002) проводился заключительный (контрольный) диагностический срез и обработка полученных результатов.
В эксперименте принимали участие учащиеся пятых-шестых классов (девочки), общий объем выборки составил 120 человек.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности основных качеств творческого мышления младших подростков: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. Определен уровень развития и соотношения этих качеств в структуре творческого мышления, обоснованы пути их развития и совершенствования. Разработана специальная обучающая программа, направленная на развитие основных качеств творческого мышления школьников на уроках трудового обучения. Результаты проведенного исследования позволили экспериментально доказать возможность эффективного развития творческого мышления школьников в условиях применения серии специальных упражнений и заданий и проследить позитивную динамику развития основных его качеств.
Практическая значимость и внедрение. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по развитию творческого мышления младших подростков в процессе обучения труду, которые используются учителями в практической работе. По результатам проведенного исследования также разработан спецкурс «Развитие творческого мышления учащихся», который как дисциплина введен в программу обучения студентов факультета технологии и предпринимательства Благовещенского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование концептуального подхода, рассматривающего беглость, гибкость, оригинальность, разработанность как основные качества творческого мышления. Реализация этого подхода позволила разработать эффективную программу развития творческого мышления младших подростков в процессе трудового обучения.
2. Положение о зависимости развития творческого мышления младших подростков от степени выраженности основных его качеств и наличии корреляционной связи между уровнем мотивации к урокам трудового обучения и уровнем развития творческого мышления.
3. Обоснование системы обучающих упражнений по развитию творческого мышления в процессе трудового обучения, которая учитывает индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших подростков и строится на основе сочетания теоретического обучения с практическими заданиями, направленными на стимулирование беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе школы №28 г.Благовещенска. Полученные данные обсуждались на методических семинарах учителей технологии, заседаниях кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях: «Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов» (Благовещенск, 1997), «Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы» (Благовещенск, 1998), на ежегодных итоговых научно-практических конференциях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 138 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 8 таблиц, 11 рисунков. Объем диссертации составляет 154 страницы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
3.4. Выводы
Проанализировав существующую программу по трудовому обучению «Технология», мы выяснили, что она предоставляет достаточно широкие потенциальные возможности для развития творческого мышления учащихся. Однако эти возможности в практике трудового обучения используются недостаточно. На уроках труда в большинстве случаев преобладают репродуктивные методы, а сами учителя слабо ориентируются в вопросах развития творческих способностей учеников.
Исходя из сказанного, на основе существующей программы по трудовому обучению («Технология») мы разработали собственную программу, которая позволяет не просто вооружать учащихся основными технологическими навыками и умениями, но и развивать творческие качества мышления. Данная развивающая программа была использована нами при организации и проведении формирующего эксперимента. Обсуждение и анализ результатов которого позволили нам сделать следующие выводы.
Динамика развития основных качеств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, непосредственно зависит от системы обучения, в которой систематически и целенаправленно происходит развитие этих качеств.
Разработанная нами система творческих заданий и упражнений, а также использование в обучении продуктивных методов: «мозгового штурма», проблемного обучения, составления списка свойств и вариантов усовершенствования предметов позволили на каждом уроке развивать как отдельные качества творческого мышления, так и их целостный комплекс.
Благодаря систематическому применению в процессе обучения заданий такого типа учащиеся смогли преодолеть ригидность и шаблонность мышления, научились разностороннему мышлению, а также созданию необычных и оригинальных продуктов.
Количественный анализ экспериментальных результатов показал значительный рост уровня развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления у детей, обучающихся по специальной развивающей программе, по сравнению с детьми, обучающимися по традиционной программе.
Таким образом, результаты обучающего эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что гармоничное развитие творческого мышления достигается через формирование целостного комплекса таких качеств как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Развитие указанных качеств мышления в процессе трудового обучения младших подростков достигается, как показало наше исследование, с помощью предложенной системы творческих заданий.
Заключение
В диссертационном исследовании нами была рассмотрена проблема развития творческого мышления школьников на уроках трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т.д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического климата и т.п.). Вместе с тем, особую проблему составляет и формирование механизма творческого мышления как целостного процесса. Одним из наиболее продуктивных подходов, на наш взгляд, является изучение его основных качеств (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности).
2. Указанные качества мышления можно успешно развивать у школьников младшего подросткового возраста в условиях трудового обучения (на уроках труда). Это вытекает из специфики самого учебного предмета («Технология»), который располагает большими потенциальными возможностями для развития данных качеств творческого мышления. Однако эти возможности в практике трудового обучения по ряду причин используются недостаточно.
3. Результаты проведенного психодиагностического исследования показали, что уровень развития основных качеств творческого мышления у младших подростков характеризуется в основном «низкой нормой», что п; ч-водит к проявлению шаблонности и ригидности мышления в учебной деятельности. Низкий уровень развития творческих качеств мышления обусловлен недостатками в организации уроков труда и использованием репродуктивных методов обучения, ориентированных на исполнительскую деятельность учащихся и механическое копирование образцов.
4. Была выявлена значимая корреляционная связь между уровнем развития творческого мышления учащихся и уровнем мотивации к урокам труда, из чего следует, что высокий уровень мотивации изначально детерминирует протекание творческого процесса.
5. Основным условием гармоничного развития творческого мышления является соответствие развивающих заданий характеру и особенностям определяющих его качеств.
6. Разработанная нами (в дополнение к основной) программа развивающего обучения, состоящая из трех целевых блоков, позволила успешно решать не только задачу комплексного формирования основных качеств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности), но и значительно повысить уровень внутренней мотивации учащихся к урокам труда, что положительно сказалось на увеличении продуктивности выполняемой учебной деятельности.
7. Результаты формирующего эксперимента показали, что создание специальных условий и целенаправленная работа по развитию беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления оказали большое влияние на их развитие. По результатам проведенного исследования нами было выделено несколько типов учащихся в зависимости от уровня развития их творческого мышления и уровня развития мотивации к урокам труда. Необходимо отметить, что наибольшие изменения в структуре качеств творческого мышления произошли у учащихся, которые изначально обладали средним уровнем развития основных качеств творческого мышления и в процессе своей деятельности были склонны в большей степени использовать так называемые «шаблонные» методы. Значительный рост (по сравнению с первоначальным уровнем) произошел у учеников, обладающих низкой степенью развития основных качеств творческого мышления, также определенная динамика роста наблюдалась и у детей, обладающих изначально высоким уровнем развития творческого мышления, но по сравнению с учащимися первых двух типов она была не столь значительной.
Проведенное исследование позволяет также наметить некоторые перспективные направления в изучении данной проблемы. Предметом специального изучения может стать влияние внутренней мотивации и эмоциональных компонентов на развитие творческого мышления учащихся при осуществлении различных видов теоретической и практической деятельности, а также создание конкретных психолого-педагогических программ оптимизации и развития творческого мышления школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Резниченко, Людмила Валерьевна, Благовещенск
1. Аврунин В.М., Тургунова Б.Д. Новые исследования в психологии творчества//Вопросы психологии.-1985.-№ 3.-С. 178-179
2. Антонова Г.П. О соотношений индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей высшей нервной деятельности // Вопросы психологии,- 1966.-№1
3. Беляева О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков- Дис. канд.псих.наук-М. 1998.- 187с.
4. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал.- Т16.-1995.-№6,- С.5-9
5. Богоявленская Д.Б. Исследование проблем психологии творчестваМ.: Наука, 1983.-336с.
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству-М.: Знание, 1981.-96 с.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества- Ростов-на-Дону.: Изд. Ростовского ун-та, 1983,-173с.
8. Большунов Я.А. Фазы решения творческой задачи и целеобразова-ния // Вестник московского университета.-Сер. 14- Психология.-1984.-№4,-С.38-50
9. Боно Э. Нешаблонное мышление М.: Просвещение, 1983
10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение-М.: изд. Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-390с.
11. Брушлинскай А.В. Психология мышления и кибернетика- М.: Мысль,1970,- 191с.
12. Бычков А.В. Трудовое обучение: уроки творчества // Советская педагогика.-1989.-№3.- С. 17-21
13. Вертгаймер М. Продуктивное мышление М.: Прогресс, 1987.336с.
14. Василевская A.M., Пономарева Р.А. Развитие технического творческого мышления подростков и юношества- Киев.: Вища школа, 1982.-144с.
15. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся // Тезисы докладов на межвузовской конференции-М.; 1964
16. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания.(Материалы научной конференции) / Ред. Кол.: В.С.Филатов- Ярославль, 1971
17. Вопросы психологии обучения труду Сборник статей . / Ред. А.А.Смирнов- М.: Изд. Академии пед. Наук РСФСР, 1962.- 236с.
18. Висовень И.И. Формирование у школьников творческого мышления на уроках трудового обучения // Начальная школа,- 1985.- №10.- С.44-47
19. Выготский JI.C. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти томах,-Т4; - М.: 1984
20. Гальперин П.Я., Данилова B.JI. Формирование творческого мышления // Школьный псхолог.-1999-№8.- С.22-26
21. Гальперин П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психоло-гии.-1980.-№1.- С.31-38
22. Гарнец О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников- Дисс.канд. псих. Наук.: Киев, 1979
23. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления Спб: Питер,: 2000.- 68с.
24. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- 536с.
25. Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности / Психологические исследования интеллектуальной деятельности -Под ред. О.К.Тихомирова М.: Изд. Московского университета, 1979.- 181с.
26. Галагузова М.А., Каюкова J1.A. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда // Начальная школа.-1987.-N27.- С.42-51
27. Гурова JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре одаренности // Вопросы психологии.-1991 .-№6.- С. 1420
28. Гурьянов Е.В. Конструктивная деятельность учащихся на уроках труда в начальной школе. / В сб. « Обучение ручному труду в начальной школе»- М.: Знание, 1985
29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения- М.: Наука, 1996.544с.
30. Давыдов В.В. Теоретико- методологические основы формирования творческого мышления / В кн. Учебная деятельность и творческое мышле-ние.-М.: 1985
31. Диагностика творческих способностей (Методическое пособие для практических психологов) / Сост. Гагай В.В.- Шадринск.: Изд. Шадринского гос.пед.института, 1997.- 52с.
32. Дроздова E.JI. Декоративная игрушка из ткани // Школа и производство. 2000. - №5.- С.46-47
33. Дункер К. Качественное исследование продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Прогресс, 1965.-С.21-85
34. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов М.,Просвещение, 1981.- 208с.
35. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1996.-№1
36. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975.- №5.- С. 166-175
37. Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000.-№1
38. Зак А.В. Как развивать свое мышление?- М.: АПН СССР, 1984
39. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект решения творческих задач // Вопросы психологии. -1980,- №5,- С.112-117
40. Зейгарник П.В. Психологические исследования творческой деятельности // Вопросы психологии. 1976,- №5.- С. 151 -153
41. Иващенко Ф.И. Воспитание личности школьника в процессе трудового обучения // Вопросы психологии. 1985.-№4.- С.54-56
42. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя -М.,Просвещение,1987.- 94с.
43. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания- М.,Изд. «Университетское», 1988.- 160с.
44. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я.А.- М.: Наука, 1978,- 336с.
45. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости-М.: Педагогика, 1981.- 200с.
46. Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982.-№2.- С.74-79
47. Калмыкова З.И. Пути развития творческого мышления школьников // Вопросы психологии.-1978.-№3.- С. 143-149
48. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения М.: Знание, 1979. - 48с.
49. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности-М.: Изд. МГУ, 1983,- 168с.
50. Киселев Б.Н. Уроки творчества // Народное образование. 1992.-№7/8,- С.62-66
51. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества-Пенза: Научно-метод. Центр, 1994. 338с.
52. Конышева Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения // Начальная школа. 1992.- №5/6.- С.41-45
53. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления- М.: Педагогика, 1975.- 303с.
54. Кудрявцев Т.В., Якиманская И.С. Развитие технического мышления учащихся- М.: Высшая школа, 1964. 96с.
55. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений М.: Педагогика, 1970.-231с.
56. Кулюткин Ю.Н. Организация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения // Вечерняя средняя школа. 1981.- №3
57. Кулюткин Ю.Н. Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников JL: Пед-ка, 1967.- 152с.
58. Кыштымова И.М. Динамика креативности школьников Иркутск.: 2000,- 245с.
59. Лук А.Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. - 127с.
60. Лук А.Н. Мышление и творчество-М.: Политиздат, 1976.- 144с.
61. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-М: Педагогика, 1972. -208с.
62. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1986.-№6
63. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал.- Т.5;- 1984.-№.1.- С.9-17
64. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова Изд. Московского ун-та, 1979.-181с.
65. Маркова А.К. Психология обучения подростка М.: Знание, 1975.-64с.
66. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения- Казань: 1972.-240с.
67. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения / В сб. Исследования мышления в советской психологии- М.: Наука, 1966.- 470с.
68. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника М.: Педагогика, 1989.- 218с.
69. Методы развития творческой личности учащихся: Методические рекомендации / Составитель Ковалева Н.Б.- М.: 1991.- 47с.
70. Мишарева Е.И. Задания творческого характера на уроках трудового обучения // Начальная школа- 1989-№2.- С.36-38
71. Ниренберг Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. М.В.Драко Мн.: ООО «Попурри», 1996,- 132с.
72. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/ Е.М.Борисова, И.В.Дубровина, А.З.Зак М.: Педагогика, 1988.- 190с.
73. Орлова С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков-Дис.канд.псих.наук; Красноярск, 1996.- 172с.
74. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте М.: МГУ, 1994,- 79с.
75. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева М: Пед-ка, 1970.- 336с.
76. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова М.: Просвещение, 1990. - 142с.
77. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996.-№1.- С.20-23
78. Пономарев Я.А. Психология творчества- М.: Наука, 1976.- 303с.
79. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика- М.: Педагогика,1976. 280с.
80. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления- М.: Изд. АПН, I960.- 352с.
81. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии.-1982.-№2,- С.5-13
82. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982.-№5
83. Поддьяков Н.Н. Творчество как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985.-№4,- С.170-171
84. Проблема диагностики умственного развития учащихся / Под ред. Калмыковой З.И.- М.: Педагогика, 1975. 208с.
85. Проблемы творчества: опыт и перспективы: Межвузовская научно-практическая конференция / Тезисы докладов- Научн. Ред. Рахимов А.З.Уфа, БГПИ
86. Психология творчества: общая, прикладная, дифференциальная / Ред. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др.- М.: Наука,1990.- 218с.
87. Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду / Сб.статей под ред. Э.Ф. Зеер- Свердловск, 1981,- 102с.
88. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева, Т.С. Сухаревой- М.: Педагогика, 1988
89. Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 210 / Ярославский гос.пед.институт- Ярославль, 1985.- 160с.
90. Психологические основы трудового воспитания школьников / Ред. Э.А. Фарапоновой- М.: Педагогика, 1988
91. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Берулаева, И.Н. Семенова-М.: Рос.псих.общество, 1995.- 83с.
92. Психологические проблемы творческой деятельности / Под ред. В.А.Моляко- Киев, 1990,- 15с.
93. Психологические исследования творческой деятельности / Отв.ред. Тихомиров O.K.- М.:Наука, 1975.- 233с.
94. Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Сборник статей / Ред. Ф.И. Иващенко- Ставрополь, 1971
95. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся / А.З.Рахимов- Башкирский гос.пед. университет-Уфа,1988.- 35с.
96. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И.Фельдштейна -М.: Педагогика, 1987. 237с.
97. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967
98. Развитие творческой активности школьников / Ред. A.M. Матюш-кин, Г.Д. Чистякова М.: Педагогика, 1983. - 155с.
99. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д.Шадриков- М.: Наука, 1991 .-177с.
100. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников Дисс. .док-pa психол.наук - М.: 1992
101. Рахимов А.З. Сущность творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности:
102. Межвузовский сборник научных трудов Уфа, 1985,- С.20-23
103. Романова Л.И., Подситков Н.Ф. Развивать у детей творчество // Начальная школа.- 1985.-№ 10.-С.51-56
104. Ротенберг B.C. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье М.: Просвещение, 1989.-238с.
105. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии,- М.: Учпедгиз, 1946.- 704с.
106. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственнойдеятельности школьников.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1962,- 504с.
107. Секей Л. Продуктивные процессы в мышлении и обучении // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- С.35-42
108. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983.» №2. - С.35- 42
109. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии.- 1982.-№1,-С.99-103
110. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-191с.
111. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности,-Дис.канд.псих.наук-М.: 1998.- 165с.
112. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Т1,- М.: Педагогика, 1985.- 328с.
113. Технология. Программа для учащихся 5-9 классов / Под ред.Ю.Л.Хотунцева В.Д.Симоненко 1998,- 112с.
114. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека Дисс.док-pa психол. Наук -М.: 1993
115. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: МГУ, 1984.-270с.
116. Тихомиров O.K. Мышление и обучение // Вопросы психологии.-1982.-№6.- С.153-154
117. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1998.-№4.-С.123-132
118. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты- Санкт-Петербург: Спб, 1997,- 33с.
119. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство Спб: Иматон, 2000.- 170с.
120. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики / Н.М.Конышева -// Начальная школа. 1998. -№7
121. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов- Свердловск: СИПИ, 1990
122. Халперн Д. Психология критического мышления Спб: Питер, 2000,- 503с.
123. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов /Сост. Л.М.Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна М: Международная пед. академия, 1994.- 254с.
124. Чебышева В.В. Психология трудового обучения: трудовые умения и навыки в условиях трудового обучения М., Просвещение, 1969.- 303с.
125. Чебышева ВВ. Психология трудового обучения: Методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1983.-239с.
126. Чернецкая Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения Авто-реф.канд. диссерт.- Иркутск, 2002.- 18с.
127. Чернякова В.Н. Урок-игра по моделированию одежды // Школа и производство. 1999.-№6.- С.43-47
128. Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии.-1991 .-№6.- С. 103-111
129. Шабаева Г.И. Фигурная нарезка овощей // Школа и производство,- 2000.-№1.- С.31
130. Шумакова Н.Б., Щербо Н.П., Щебланова Е.И. Тест творческого мышления П.Торренса- М.: 1990.- 54с.
131. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.
132. B.В.Давыдова В.П.Зинченко М: Пед-ка, 1989.- 554с.
133. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.-№5.1. C.37- 42
134. Яковлева Е.Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника М: Редакционно-изд. Комплекс Психол. Инта РАО и Междунар. Образовательного и Психологического колледжа, 1996.-125с.
135. Amabile Т.М. The social psychology of creativity.- N.Y.: Springer -Verlag. 1983
136. Gulford J. P. The nature of human intelligence. N.Y. : McGrow-№11,1967
137. Gilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Beary Limited, 1986
138. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The nature of creativity/ Sternberg R.J. ( Ed.) . Cambridg: Cambridg Univ. Press. 1988
139. Torrance E. P. Growing up creativity gifted: a 22-yars longitudinalstady
140. Torrance E.P. The search for satori and creativity. Buffalo,N.Y. : Creative Educational Foundatin, 1979