Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ

Автореферат по педагогике на тему «Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Баймурзин, Хамит Хаирварович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ"

КАЗАНСКИЙ !Г"'ДОГ,ОГО КРАСНОГО ЗНаМ-ЕКИ

I ось';,.и■ап^Игил ЬЛААГО1'ИЧЕСКИЙ институт

¡5а правах рукописи

бай.мурз"'! ха.у.кт хакрвлрович

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

13. 01). 01— теория а ¡¡старин педагогики

«•» ;> о /> в ф с Р а ш диссертации ни соискание ученой степени кандидата педагогических наук

КАЗАНЬ 1993

Работа выполнена па кафедре педагогики Казанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педегогического института.

Научный руководитель — Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан, доктор педагогических наук, профессор Я. И. ХАНБИКОВ

Официальные оппоненты—доктор педагогических наук,

профессор Г. В. МУХЛМЕТЗЯНСВА

—кандидат педагогических наук, профессор А. Е. СЕЛШ'ИН

Ведущее учреждение —Башкирский государственный университет

jü /¿,?'°

/7 « декабря 1993 г. в 17

Защита состоится . /7 " декабря 1993 г. в 17 часов на заседании специализированного совете Д. 113.19.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Казанском ордена Трудового Кра:ного Знамени государственном педагогическом институте по адресу: 42CG21, г. Казань, ул. Менслаука, 1.

С диссертацией »южно ознакомиться в библиотеке института.

//

Автореферат разослан . " ноября 1393 г.

Ученый секретарь ..^i

специализированного совета ' . . г. Г. С. ЗАКИРОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Для современной эпохи характерны процессы возникновения суверенных государств на месте бывшего СССР , что в свою очередь, активизирует развитие национальных педагогических культур. Обнажились противоречия , связанные с преодолением оторванности педагогики о*? национальных корней , естественного згяопедагогического процесса.

Традиции народа , его обычая и обряды всегда играли важную роль • в -грап&ачекон становления человека , в Формировании его нравственных и эстетических , трудовых и физических качеств , в социализации личности в целом. Поэтому так необходима сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов , изучение воспитательного и развивающего влияния педагогической культуры прошлого на успешность решения современных проблем воспитания детой.

Одной из самых насущных задач современной общественной жизни » педагогической науки и практика является Физическое развития к воспитание подрастакзрго поткекиа , обеспечение его здоровья и дееспособности . Повышается роль и ответственность школы в деле обеспечения необходимой физической подготовленности школьников. Исследования Ведатченко Ф. К . Кудрявцева Е Е , Селайина И. а и др. показали , что в настояние время двигательная активность и дееспособность школьников на 40% , а у старшеклассников на 70% ниже необходимой нормы. Только 4% учащихся не имеют отклонений в состоянии вдоровья.

В то же время существуют неисчерпаемые возможности успешного физического развития и воспитания подрастающего поколения в кладезе народной мудрости , концентрирующем традиции физического воспитания . В башкирской народной педагогике , основа которой заложена в произведениях устного народного творчества, в обрядах , обычаях, праздниках, играх сохранены содержание* методы и формы физического воспитания башкир.

К традиция« физического воспитания относятся устоявшиеся нормы, обычаи и способы жизнедеятельности, обусловленные практическими потребностями людей и их естественным стремление« к физическому совершенству.

До возникновения физической культуры и спорта как особой

области внания и деятельности физическое развитие было лишь стихийным результатом индивидуальной, семейной и общественной трудовой деятельности специфичных для данной нации способов организации досуга. Его традиции, как и любые народные традиции, связаны с историей, с условиями жизни и отражают прошлое и настоящее. Интеллектуальное воспитание тояе осуществлялось в русле трудового воспитания как анализ и синтез прошлого опыта и потенциальная возможность развития нового знания, выработки новых технологий.

На ранних этапах становления нации мы наблюдаем приоритет физического развития, неразрывно связанного с нравственными качествами героев (богатырские сказки, башкирский эпос "Урал-батыр" и др. ). В них отражаются идеалы физического совершенства народа, духовные богатства общества, не потерявшие свою общечеловеческую ценность и сегодня. В великолепном образе Щульгена высмеивается грубая сила без интеллекта и морали. Родные братья Урал и Щульген - антиподы по нравственности: хитрость и изворотливость второго в итоге побеждены классической духовностью Урала, которая удесятеряет его физическую силу.

В подобных героях народ отражает идеальный обраэ батьфа, способного в будущем создать государство, обеспечивающее защиту территории и жилища, женщин и д^тей.

Единство духовного, интеллектуального и физического совершенства в традициях воспитания является ярким доказательством гармонии этических, эстетических, физических идеалов башкирского народа. Исключение из практики воспитания подрастающего поколения многих традиций, обрядов, обычаев и праздников, связанных с физическим воспитанием, нанесло ущерб развитию национальной культуры и духовной жизни народа, способствовало разрушению связей между поколениями, лрепятсвовало полноценному формированию и развитию личности.

Как видные деятели педагогики прошлого (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е Ф. Лесгафт и др. ), так и современные ученые (М. А. Арипов, R А. Афанасьев, а П. Васильцов, Г. С. Виноградов, Г. Е Волков, А.Ш.Гашмов, Б. А. Кадыров. ША-Шрзоев, З.Г.Нигма-тов, А. Е Орлова, Ы. И. Стелъмахович, Я. И. Ханбиков, А. ф. Хинтибид-зе, И. А. Шэров и morue другие) развивали идею о значимости народных традиций в воспитании подрастающего поколения.

Традиции физического воспитания башкир, в числе других на-

родных традиций, получили отражение во многих трудах, посвященных истории, культуре и быту башкирского народа: С. И. Руденко, А. М. Сулейманова, С. А. Галина, К. Шргэн, И. Г. Галяутдинова. 0. Б. Бикбудатова, Ф. Ф. Фатыхова, В. 3. Гумарова, М. Буранбаева.

Проблема влияния прогрессивных традиций башкирского народа на эстетическое, нравственное и трудовое воспитание отражены в диссертационных исследованиях 3. Д. Киекбаевой, Т. К. Исхакова, й. 3. Кут луг иль диной, Е И. Баймурзиной. В перечисленных трудах народные традиции физического воспитания башкир рассматривается с точки зрения этнографии, истории, фольклора, не являясь предметом педагогического исследования.

Возникло противоречие между потребность» в использовании прогрессивных традиций народной педагогики башкир в процессе физического воспитания учащихся и недостаточной разработанностью его содержательного и методического аспектов.

Специфичность исследуемой автором области (физическое воспитание) обусловила необходимость сузить предмет исследований на экспериментальном этапе до проверки эффективности традиций, связанных с использованием в учебном процессе башкирских народных игр. Анализ народных традиций, присущих башкирам на разных этапах их исторического развития, осуществлен в обзорной главе диссертации, а полученная в результате теоретического исследования информация фрагментарно использовалась при конструировании экспериментальной системы уроков.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: "Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ".

Объект ггсследовання - традиции физического воспитания башкирского народа

Предает ксслежяшшя - актуальный аспеет содержания традиций физического воспитания башкирского народа и методик их использования в учебно-воспитательной работе общеобразовательных скол.

Цель лсслздоважя - выявить актуальный содержательный и методический аспекты традиций физического воспитания башкирского народа и экспериментально проверить эффективность их использования в современной учебно-воспитательной практике.

В нашей гипотезе предполагалось, что использование прогрессивных народных традиций физического воспитания в учебно -воспитательном процессе способствует более эффективному формированию . умений, заданных программой физической подготовки школьника, и развитию его личностных качеств.

Решение этих задач возможно, если будут проанализированы прогрессивные традиции физического воспитания и их педагогические возможности для данного народа; определено содержание, организационные формы и метода физического воспитания на этом материале; осуществлено педагогическое стимулирование деятельности учителей, перестраивающих свою работу с учетом индивидуальных и национальных особенностей физического воспитания подрастающего поколения.

Задачи исследования:

1. Выявить исторические условия возникновения и развития, а также конкретное содержание традиций физического воспитания башкирского народа.

2. Провести теоретический анализ содержания и методов физического воспитания народной педагогики башкир и выявить возможности их использования в реальном педагогичесхом процессе.

3. Обосновать и проверить эффективность" испо5ьзования~прбг-~ рессивных традиций физического воспитания башкирского-народа в дрщсгике учебно- воспитательной работы общеобразовательных шкод.

4 Разработать научно обоснованные рекомендации по совер-" действовали» содержательного, и методического аспектов 'физического воспитания учащихся средствами башкирской народной пе- ' дагогики. '

Методологической основой исследования послужило философское учение о социальной природе развития человека, о роли народа в создании материальной и духовной культуры, о национально-специфическом и национально-особенном в решении воспитательных задач, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о конкретном историческом подходе к изучаемому явлению; положение психолого-педагогической теории о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности; работы педагогов и психологов, физиологов и медиков о физическом развитии.

Для решения поставленных задач и проверки правильности выдвинутой гипотезы в ходе исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ литературы по проблеме исследова-

ния; изучение и анализ программ, планов и нормативных документов ц. физической ку.пьтуре дат оовдобразовательных школ; ин-териьми}.. ^ванио знатоков старейшин; изучение периодической печати; опытно-экспериментальная работа; историко-генетический и сравнительный методы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На перзоа этапа ( 1983 - 1688 гг.) осуществлялся теоретический анализ истории становления башкирской культуры в области физического воспитания, а такте изучение теории и практического опыта учителей и трекеров по спорту.

Это позволило ознакомиться о теорией вопроса и способами его решения в различные исторические периоды, накопить материалы первичных наблюдений, получить информацию о традиционных способах организации учебного процесса.

Второй этап ( 1988 - 1992 гг.) заключался в разработке выносимой на завдту методики организации физического воспитания в школе с использованием традиций народной педагогики башкир и проведении констатируют: го и основного экспериментов.

Треигй этал ( 1992 - 1993 гг.) - обобщающий, в процессе которого были осуществлены анализ и обработка полученной информации, сделаны соответствующие выводы и практические рекомендации.

Иаушпя иовнзна и теоретическая ага'шмоеть исследования заключается в том, что выявлены исторические условия возникновения, развития и педагогические возможности использования актуальных традиций воспитания башкир в процессе совершенствования содержательного и методического аспектов физического воспитания школьников и разработана конкретная методическая система организации физической подготовки ©сольников, органически сочетавшая общепринятые способы тренировки физических умений школьников и элементы национальных башкирских игр.

Практическая значигость работы заключается в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс национальных школ республики Башкортостан научно обоснованных рекомендаций по организации и проведению уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, основанных на использовании прогрессивных народных традиций, способствующих гармоничному развитию всех органов жизнеобеспечения и духовному становлению личности. Результаты исследования используются также в практике педагогической под-

готовки учителей физической культуры, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня и учителей по истории и культуре Башкортостана.

Достоверность полученных в ходе исследования данных подтверждается методологической обоснованностью его исходных предпосылок; соответствием выводов наших исследований с выводами педагогов, психологов, физиологов, медиков; результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение в практику результатов исследований осуществлялись по плану научно-исследовательской проблемной лаборатории ( НИЕШ ) Стерлитамакского пединститута и лаборатории " Подготовка будущего учителя к воспитательной работе " Казанского пединститута; докладывались на научной Всесоюзной конференции (Уфа, 1990 г.),Международной тюркологической конференции по проблемам." История и культура народов Евразии: древность, средневековье и сорременность " ( Уфа, 1992 г.), в сборнике научно-методических трудов ( Стерлитамак, 1990 г.), на научных конференциях молодых ученых и аспирантов (Казань, 1990-1993 гг.). Научно-методические рекомендации используется в Башкирском институте повышения квалификации работников народного образования, в общеобразовательных школах Кугарчинского, Хайбуллинского и других районов республики Башкортостан. Основные положения работы отражены в шести публикациях автора.

На защиту выносятся:

1. Результаты теоретического анализа исторических условий возникновения и развития традиций физического воспитания ; башкирского народа и их систематизация. .

гЛёдагогическаясистеья использования традиционных средств физического воспитания башкир в плане " совершенствования содержательного и методического аспектов.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы и выбор темы исследования, научная новизна, историко-педагогическая, теоретическая, практическая значимость, определены проблема, пред-

мет,' цели и задачи исследования', охарактеризованы методы и источники исследования. • ,

В первой главе - " Исторические условия возникновения традиций физического воспитания башкирского народа " - на основе анализа социально-экономических, политических и духовных условий жизнедеятельности, архивных материалов и правительственных документов, а также научно-педагогической, исторической, этнографической литературы раскрываются исторические условия возникновения и развития традиций физического воспитания башкирского народа.

Возникновение,становление и отмирание традиций народа обусловлены внутренними законами, присущими изменяющимся общественно-экономическим формациям. Освещение предмета исследования в соответствии с историческими и экономическими принципами позволяет условно разделить этапы становления башкирского народа на следующие иторические периоды: 1. Древний общетюркский период, т. е. " древнетюркский ". 2. Булгаро-."лпчакский период ( Х1-ХУТ вв.). 3. Российский период ( вторая половина XVI в. - начало XX в. ). 4. Советский период ( начало XX - конец XX вв. ).

Характерными особенностями каждого периода, оказывающими существенное влияние на устойчивость традиций и тенденцию их развития являются географическое положение, государственное устройства башкир в каждый исторический период, условия их быта, жизнедеятельность, уровень культуры, связь с окружающими государствами и народами.

Первые сведения о башкирах и их территориях относятся к 321-922 годами, когда арабский путешественник йбн-Фздлая посетил страну Волжских Булгар. Кочевые племена в условиях патриархально-родового строя занимались скотоводством, охотой, бортничеством, рыболовством и торговлей со своими соседями. Это и обусловило появление традиций, способствующих выживанию в сложных условиях борьбы и сосуществования с природой, решению бытовых проблем. Эти традиции помогали обеспечить физическую подготовку ребенка к преобладающим видам деятельности, условиям линии, а также дать определенное физическое воспитание в области гигиенических, бытовых, трудовых вопросов. Они во многом были общими для тюркских народов, имея в то же время свои специфические особенности, связанные с географическими условиями, и получали свое выражение в устно-поэтическом творчестве народа.

характере его празднеств,бытовых привычек, ритуальных актов, танцев и игр.

В эпосах о батырах и богатырских сказках в сюжетном центре стоит ~рой, который наделен сверхъестественными телесными и духовь- .м способностями. Он вступает в борьбу с потусторонними силами и добывает для человечества тайны, тщательно скрытые от него и охраняемые этими силами.

В устном народном творчестве подспудно содержались педагогические принципы: человек рассматривался как частица природы, которая является внутренним источником его развития (принцип "природосообразности"). Батыр должен применять свою силу во имя добра, а не достижения корыстных целей и совершения зла (принцип гуманизма). Воспевается не только культ силы, но и доброта, образованность, храбрость батыра (принцип единства образования и воспитания), а также и эстетическое совершенство - умение играть на музыкальных инструментах, владение искусством красноречия и пения ( комплексный подход ).

Анализ устного народного творчества показывает • не толькс качества, какими в представлении людей этой эпохи должны были обладать физически совершенные люди, но средства их достижения: это поднятие тяжести, умение управлять конем, искусство владения предметами боевых действий и игр, такими, как копье, лук, булатный меч, дротики, шары, мячи, биты, палки, бабки, развивающие у молодого поколения ловкость, расторопность, выносливость, быстроту, внимание и. мышление.

Источники традиций физического воспитания человека заключались в нем самом, так как в ходе труда ( охота, рыбная ловля I т. д. ) он должен был постоянно совершенствовать его орудие I само человеческое тело как производительную силу. В традиция] физического воспитания появились полезные телесные упражнения, танцевальные движения и игровые элементы, подражающие рациональным движениям владения оружием, преодоления водных препятствий, передвижение по снегу, по топким болотистым местам. Движения, применяемые во время охоты в рамках магически: действий, получили самостоятельное развитие в народных играх.

В связи с возникновением новых социально-экономически условий процесс обучения и передачи опыта организованно отдели лись от работы. Появляются первые "школы батырства", которы стали средствами общественного подчинения. Обособились групп

- и -

лиц," ответственных за проведение церемоний посвящения, испытания, выбора вовдей и воинов, а* также ответственные старейшины, передающие свой опыт. Основными физическими умениями являлись: искусство верховой езды, умение стрелять из лука из любого положения и на скаку, борцовские умения и навыки, искусство владения боевыми предметами.

Булгаро-кипчакский период ( X - XVI вв.). В традициях народов, населяющих данный регион, наблюдаются взаимопроникновение и взаимосвязь в развитии. Наряду с этим происходят исторически важные процессы объединения тюркских племен в народности.

Традиционными видами деятельности становятся земледелие, скотоводство, различные ремесла, торговля. Строятся деревни, появляются города, возникают культурно-просветительские очаги, что предъявляет свои специфические требования к физическому воспитанию, в связи с чем изменяются и требования к батырам: физическая сила перестает быть культом и на первый план выступают моральный облик и ум.

Данный период отмечается становлением башкир как народности и формированием языка на базе кипчакского. Выявляются чисто бажирские традиции, выраженные в льклоре народа. Народный йыйын (собрание) родовых старшин, биев, на котором решались наиболее важные вопросы,- потерял прежнее значение и приобрел новую окраску в виде спортивно-развлекательных игр и соревнований. Наиболее распространенные формы состязаний сохранились до наших дней.

Из числа конных игр башкиры отдавали предпочтение вооруженны!.« поединкам, а также "Кыд тсыуыу" (Погоня за девушкой), "hopo буре" (серый волк), "Кот адыу" (Радостная Еесть), охоте с погоней, которые считались испытанием мужества и ловкости.

Этот период характеризуется следующими особенностями:

а) взаимосбогаЕзнкем и взаимопроникновением традиций в связи с объединением башкирских племен в народность и с усилением связи с другими тюркскими племенами и народностями;

б) появлением на социальной арене женщины как активной участницы состязаний, что закономерно должно будет привести на следующих этапах новых устойчивых традиций, связанных со специфическими областями женской жизнедеятельности;

в) начинают формироваться первые комплексы системы упражнений и игр, обеспечивающих подготовку юношей к тем или иным ви-

дам соревнований.

Однако пока критерием оценки высокого уровня развития и физической подготовленности служит не достижение стандартного, определенного едиными требованиями мастерства в технике выполнения отдельных упражнений, а лишь победа в состязании.

Система физического воспитания кочевников-скотоводов была обусловлена образом жизни и явилась оптимальной для данных условий.

Российский период (XVI - XX вв.), начатый с присоединения к Русскому государству, характеризуется возникновением интернациональных традиций. Одной из повинностей башкир в составе России явилась военная служба Многочисленные походы в составе царской армии, кордонная служба требовали в основном военно-прикладного физического воспитания, что приводило к сужению и односторонности традиций.

Российский период становления традиций физического воспитания башкирского народа характериауется следующим:

а) поборы, обнищание народа привели к утрате отдельных традиций вследствие сосредоточения внимания на бытовых проблемах;

б) переселение народов других национальностей на территории, занимаемые башкирами .способствовало смешению традиций, их обогащению, с одной стороны, и утрате самобытности , с другой;

в) участие башкир в воинских повинностях Российской армии вызвало усиление воинских традиций и ослабление праздничных, ритуальных и трудовых;

г) с появлением первых государственных учреждений упорядочились требования к физической подготовке детей и изменилась направленность этой работы;

д) начато целенаправленное изучение традиций башкирского народа рядом ученых.

В развитии традиций физического воспитания башкирского народа в советский период (начало XX - конец XX вв.) можно выделить три аспекта: трансформация древних традиций, заключающих в себе подлинно демократическое содержание; возникновение и закрепление новых традиций; выход традиций за национальные рамки, интеграция традиций. Указанные тенденции ярко прослеживаются в содержании народных игр и праздников, национальных видах спорта Отличительными чертами советского периода являются:

а) начало первых теоретических разработок вопросов физи-

- ------ - --13- -- -- -

ческого воопигания; появление государственных и общественных органов управления спортивными учреждениями; попадание дела физического воспитания под политический контроль;

б) внедрение комплексных учебно-воспитательных, материально-технических планов в жизнь;

в) перерастание ряда национальных уподудений физического воспитания в национальные виды спорта и использование их в международной практике.

Новь.1? риду яеятсшгастк ярзбовади качественно новых двийз-ний, прежде всего, увеличение силы, навыков быстроты, выносливости, активности в работе. Одновременно формулируются требования бескровного решения конфликтов, честности в соблюдении правил. В борьбе запрещались различные подножки, броски через бедро, зацепы ногами. Захват противника производили только кутком, обхватив тело соперника и тд.

На физичес!сс? и духовное развитие молодежи оказывали влияние различные народшго празднества, занимающие значительное место в жизни башкирского народа, они являлись одной ш форм существования.

Основы физического развития детей закладывались » семье. Особое внимание уделялось питанию, гигиене тела, одевды, жилида как факторам, оказывающие прямое воздействие на здоровье и развитие ребенка:

Традиции физического воспитания башкирского народа, выработанные в ходе его исторического развития, представляют определенную систему, .диалектически обусловленных элементов: 1. Обычаи и обряды, связанные с рождением детей. 2. Забота о здоровье и физическом развитии ребенка. 3. Упражнения с целью массажа и развития различных частей тела. 4 . Закаливание с использованием сезонно-природных факторов. 5 . Система упражнений и игр для активного вовлечения в деятельность, формирующую физическую культуру ребенка с ранних лет. б. Занятие традиционными видами спорта и военным делом, участие в соревнованиях и праздниках. 7. Усвоение опыта традиций народной гигиены и врачеваний.

Выработанные башкирским народом в течении веков богатые по содержанию, многообразные по форме традиции физического воспитания обладали глубоким духовным содержанием. Они осуществляли преемственность поколений, оказывали решающую роль в физическом развитии и трудовой подготовке подрастающего поколения.

Физическое воспитание, носившее чисто прикладной и увеселительный характер, вначале было стихийным процессом. Ш мере изменения исторической ситуации,С стабилизации образа жизни и общественных отношений оно становится системным, с продуманным содержанием, формами и методами обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивные традиции физического воспитания башкирского народа, обогащенные демократическими, гуманистическими тенденциями, становятся частью этой системы, хотя используются пока эпизодически и бессистемно.

Богатый арсенал средств физического воспитания, накопленный в труде, в быту, военном деле развивал и формировал у молодежи все необходимые физические ( силу, выносливость, ловкость и др.) и морально-нравственные качества ( дружелюбие, скромность, целеустремленность, волю и др.), закаливал организм, формировал навыки боевого искусства Использовались эти средства преимущественно в быту и при проведении национальных праздников.

Зародившиеся в ранние века традиции физического воспитания, несмотря на все трудности и сложности развития, дали определенное движение вперед в условиях средневековья. Народные массы начинают принимать активное участие в развитии физических упражнений и игр, создавая нередко свои самобытные системы в данной области. Опыт, накопленный в развитии игр и физических упражнений на протяжении средних веков, оказал существенное влияние на становление и формирование современных видов спорта в последующие столетия. ' Комплекс игр и упражнений, составляя самобытную народную систему физического воспитания, дополнялся народными традициями закаливания и битовой гигиены. Эта система составляла определенную часть народной педагогики.

Вместе с тем мы видим параллельное существование современной педагогической теории и практики и большинства народных традиций, в том числе и игровых. Они по-прежнему служат элементами народных праздников и скорее эксплуатируют результат физической подготовки школьника, нежели служат элементами целенаправленного учебно-воспитательного процесса Поэтому в ходе ретроспективного аналиаа башкирских народных традиций нами выявлена актуальность игровых традиций физического воспитания в современной школьной практике, требующая создания комплексной ин-тегративной педагогической системы, органически объединяющей эти две взаимно дополняющие друг друга подсистемы.

Во второй глава - " Бшш&рские народные _ игры в системе физического воспитания шкодьникой" - рассматривается сущнооть башкирских народных игр, дается их классификация, описывается ход экспериментальной работа

Физическое развитие включает развитие органических, психических и моральных функций, становление естественно-морфологических и функциональных свойств организма. Оно должно содержать: а) занятия, дающие сильные упражнения для больших мускулов туловища и ног, упражнения разной продолжительности и трудности в зависимости от возраста и пола учеников; б) занятия для развития и согласования восприятия и мышления; тренировку с целью развития внимания, ловкости и точности движений; в) занятия, направленные на выработку положительных моральных привычек; г) занятия, рассчитанные на возбуждение интереса воспитанников; выработку правильных эмоциональных качеств.

Эффективным средством достижения перечисленных 8адач программы являются народные игра Благодаря удивительному разнообразию ситуаций игра, особенно сюжетно-ролеЕая, дает возможность детям знакомиться с различными областями жизни человека, постигать их с меньшим трудом в сравнении с тем, что дает процесс обучения, игнорирующий игру.

Чтобы стимулировать возникновение у детей потребности стать лучше, осознанно работать над собой, педагогам необходимо обра-щзть внимание на психолого-педагогические особенности игр. Сила, побуждающая детей к работе над собой, заключена в следующих особенностях игры; добровольность включения в игру и одновременное подчинение игровым правилам; коллективный характер игры и индивидуальная роль каждого; мнимость игровой ситуации и подлинность реальных перекивадий в игре.

Коллективный характер игры дает возможность играющему оставаться менее заметнам, когда он еще плохо знает игру шш повышенно застенчив. На этом фоне овладение игровыми умениями совершается с меньшим напряжением и боле-.- спокойно. С другой ¡-торены, овладение правилами игры, необходимыми для нее умениями, расширяя игровые рамки своей роли, ребенок получает возможность удовлетворить потребность в сашварахешш, самоутверждении, продемонстрировать свои способности, умения и навыки товарищам. В коллективной игре ребенок раскрывается, познает себя и других.

-16 -

Первоначально игра отображала только трудовые или "бытовые действия. Начальный этап становления подвижных игр характеризовался подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту. Затем появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме - в форме игры и плясок, учитывающих влияние природных, климато-географических, производственных, этнических и других особенностей региона.

Результаты теоретического анализа существующих народных игр допускают возможность классифицировать их по пяти основаниям:

а) по характеру и интенсивности движений играющих (подвижные игры и игры на равновесие, предусматривающие фиксацию определенных положений тела и задержку дыхания);

б) по направленности на развитие или коррекцию определенные морфо-физиологических функций организма (игры, способствующие укреплению и повышению подвижности опорно-двигательного аппарата, нормализации системы дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта и др.);

в) по направленности на отработку необходимых двигательные умений ( игры на отработку умения быстро набирать скорость, точно бросать мяч и др.);

г) по направленности на формирование определенных эмоционально-волевых и нравственных качеств личности и отнотенго (честности, справедливости, настойчивости, целеустремленности).

д) по целевому назначению: на формирование определенны: личностных качеств, характеризующих уровень его физическоп воспитания (игры на скорость, силу,, ловкость, внимание, раето ропность.). Каждая группа игр описана в диссертации по схеме названия игры, возраст, описание содержания, педагогическо значение (Таблицы N 1-6).

Раскрытие педагогических значений народных игр в физическо воспитании дзтей определило необходимость проверки их зффектив ности в практике учебно-воспитательной работы. Сшгно-экспери ментальная работа осуществлялась учителями физкультуры ряда ра йонов и городов Башкортостана. Эксперименты проводились по пла ну НИШ Стерлитамакского и Казанского пединститутов. Исследове нием было охвачено более 300 учащихся и учителей.

Предложенная методическая система включала игры, подгота* ливающие базу для определенных физических упражнений и игрь тренирующие необходимые навыки. Это определяло роль и место иг

ры на уроке.

Опытно экспериментальная работа осуществлялась: 1 этап (1977 - 1987 гг.) - подготовительный; 2 этап (1988 - 1992 гг.) - формирующий; 3 этап (1992 - 1993 гг.) - обобщающий (анализ полученных данных в ходе исследования).

Ход уроков, внеклассных мероприятий, а также результаты работы в КГ и ЗГ показали, что проведение народных игр с учетом возрастных особенностей, эдащгональных моментов повышают интерес детей к урокам физической культуры и их уровень подготовки.

Данные контрольных измерений степени физической подготовленности и показатели физического развития учащихся КГ,ЭГ даны в таблицах N 10-12. Проведенный эксперимент подтвердил правильность исходной гипотезы исследования.

Основные моменты исследования освещены в следующих публикациях:

1. Оптимизация процесса физического воспитания школьников /В сб.: Проблема оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе. Стерлитамак, 1990 г. С. 120-122.

2. Роль рефлексии в развитии личности /Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-методической конференции. Уфа - Шеква, 1990 г. С. 141-142.

3. Педагогические условия развития уровня культуры башкирского народа и практика использования народных игр в современной школе /Проблема преподавания истории педагогики в вузе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции историков педагогики. Часть 2. Горно - Алтайск, 1991 г. 0.82-83.

4. Использование педагогических идей французского педагога С. 'арене в подготовке студентов к воспитательной работе /Использование зарубежного опыта интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Казань, 1992 г. С. 80-82.

5. Значение содержания и методов народных игр в педагогической системе /Материалы международной научной конференции по проблеме "История и культура народов Евразии: древность, средневековье, современность". Уфа, 1992 г. С. 51-53.

6. Социальная обусловленность национальных традиций физического воспитания башкирского народа /Там же, С. 61-62 /.