автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков
- Автор научной работы
- Никитин, Геннадий Андреевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитин, Геннадий Андреевич, 1997 год
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков.
1.1. Сущность и функции декоративно-прикладного искусст ва в эстетическом воспитании учащихся на современном этапе.
1.2. Этнокультурные традиции прикладного искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения.
1.3. Формирование эстетического отношения подростков к труду в системе работы школ И.Я. Яковлева.
Глава 2. Методы, средства и формы использования декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетической культуры учащихся 5-9 классов.
2.1. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической культуры учащихся. '
2.2. Художественное оформление интерьера учебных помещений школы в эстетическом воспитании школьников.
2.3. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию подростка на традициях декоративно-прикладного искусства.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков"
Актуальность исследования. В современных условиях идет переосмысление политических и экономических отношений, общечеловеческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая культура, национальные традиции целых народов и народностей, что отражается на становлении мировоззрения учащейся молодежи. В этой обстановке особое внимание заслуживает формирование духовного мира подростков. Школьники этого возраста всегда вызывали опасения среди учителей и родителей из-за их негативизма, желания любым образом проявить себя, неподчинения взрослым, грубости, а подчас и оскорбления сверстников и т.д. Все эти "издержки" подросткового возраста в настоящее время не только ослабли, но и усилились за счет появившегося социального неравенства, безработицы, постоянного недовольства взрослых. В то же время у. подростков появляется желание познать себя, активизируется чувство взрослости, интерес к национальной культуре, религии, эстетике, которые создают благоприятное условие для педагогического воздействия. Сложившаяся обстановка в образовании повышает ответственность школы в формировании эстетической культуры подростков. Современная школа призвана обеспечить передачу подрастающим поколениям многовекового опыта его трудовых , нравственных устоев и эстетических традиций, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи. Решение проблемы требует обновления содержания в системе образования на общечеловеческих гуманистических идеалах, возвращения школы к ценностям национальной культуры, этническим традициям, адаптации человека к конкретному историко-культурному пространству. Одним из действенных средств в его реализации является использование чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Его образовательно-воспитательная сущность заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях, в художественном отражении национального образа жизни, общечеловеческих духовных ценностях, которые проявляются также в системе этнических традиций, историко-культурной памяти, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. Ознакомление подростков с идеями народной педагогики, приобщение к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых умений и навыков, воспитание чувств в структуре личности становится содержательной основой формирования эстетической культуры подростков. При этом необходимо широко опираться на труды известных мыслителей, педагогов, о воспитательной роли искусств в эстетическом воспитании. Проблемы воспитательной роли искусства, прекрасного прослеживается в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля (9,107). В них они раскрывали значение души, чувств, эмоций, познание мифов,легенд, рисования, музыки в нравственном и эстетическом воспитании.
Большой круг теоретических и практических задач в развитии чувств, разума, способностей, внедрение в учебный процесс принципов наглядности, природосообразности, использования ремесел в предпринимательской деятельности, в трудовом воспитании, в подготовке народного учителя нашли отражение в педагогических теориях Я. А. Коменского (89), Ж. Ж. Руссо (153), Д. Локка, И.Г.Пес-талоцци (90), И. Канта, Г.В.Ф Гегеля (56) и др.
Труды русских педагогов В.Г.Белинского (19),К.Д. Ушинского (183),JI.H. Толстого (172), помогли шире взглянуть на проблему эстетического воспитания, определить значение теории народности искусства в воспитании, принципа наглядности в развитии детского творчества.
Известно, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Поэтому общеметодологические и общепедагогические принципы его развития и воспитания конкретизируются и дополняются элементами народной педагогики. Эта сторона учебно-воспитательного процесса в разных аспектах его организации рассмотрена в работах И.Я. Яковлева (222-237), В.К.Магницкого (111), Н.В. Никольского (131), Н.И. Ашмарина (11-17), К.В. Иванова (76) ), Н.И. Воробьева (50), В.Ф. Каховского (83) П.П. Хузангая (195),Г.Н. Волкова;7 Н.Г. Краснова (92), Б.М. Неменского(127), Б.П. Юсова, В.В. Ко-локольникова,А.М. Серова, Т.е. Комаровой и др.
Приобщение подростков к национальным видам декоративно-прикладного творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к старшим, наставникам, самое главное, укрепляет духовно-нравственную связь поколений. Воспитанию школьников, формированию у них гордости за свой труд способствует и то, что многие их поделки из разных материалов, предметы декоративно-прикладного искусства находят достойное место среди экспонатов многих выставок, в украшении домашнего и школьного быта, а в условиях рыночной экономики являются средствами материально значимого.
В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство чувашского народа побуждает подростков сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание духовно богатого, нравственно устойчивого человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно -прикладного искусства доходчива и играет определенную роль в трудовом и эстетическом воспитании и профессиональном становлении личности. Отечественная педагогика накопила немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов.
В определении исходных позиций использования декоративно-прикладного искусства необходима опора на передовой опыт художников, мастеров народных промыслов, педагогов Чувашии, а также на исследования российских психологов по формированию личности - Л.И.Божович (23),Л.С. Выготский (52),В. С.Кузин (95), А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, П.М. Якобсон (254) и др.
Проблемы единства трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности решаются на основе исследований работ педагогов - В.А. Сухомлинского, И.И. Болдырева, И.С. Марьенко.
В последние годы проблема приобщения школьников к национальной художественной культуре получило многостороннее теоретическое обоснование благодаря диссертационным исследованиям A.M. Кадырова, Эсен Атдаева, Х.М. Дикинова, Э.Г. Скворцова и др. , в которых намечены программно-методические подходы к совершенствованию художественного образования учащихся на традициях народного искусства разных регионов.Особый интерес представляет исследование Х.М. Дикинова "Возрождение народных промыслов и ремесел, декоративно-прикладное творчество как средство формирования и профессионального становление личности ( на примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии)-М.,1996 г. в которой автор рассматривает художественные традиции Кабардино-Балкарии, намечает пути становления профессиональной личности. Скворцов Э.Г.(159) впервые поставил проблему художественного образования младших школьников на основе культурных традиций чувашского народного искусства.Исследуемая проблема имеет аспекты: место духовных ценностей этнической культуры и искусства в становлении таких качеств личности младшего школьника, как чувство национального человеческого достоинства, стремление глубже овладеть языком родного народа, интерес к национальной культуре, искусству и желание углубить свои знания в этой области. В свою очередь, все это поощряет учащихся на соблюдение этническим нормам общения и поведения в коллективе.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по нашей проблеме показывает, что использование народного прикладного искусства в эстетическом воспитании чаще отражается на примере детей дошкольного, младшего школьного возраста, а также старшеклассников, студентов ВУЗов.
Однако, при всем многообразии научных трудов и исследований по этой проблеме отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам эстетического воспитания учащихся средствами декоративно - прикладного искусства чувашского народа. Вне поля зрения исследователей остаются подростки - самый сложный период школьного детства.Недостаточное использование в процессе обучения национальных традиций, многовекового опыта народа в воспитании, способствовали нивелированию нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа. Из-за отсутствия целенаправленной работы по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством,традициями, обычаями, многие его стороны воспринимаются поверхностно, стихийно, вне системы, а порою искаженно и формировались в виде вредных пережитков, нелепых суеверий. Между тем, они были символами,образами,направленными на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботе о доме и хозяйстве,человеческом благородстве, мужской порядочности, девичьей чести, людской честности,добра, чистоплотности, скромности. (154.С.5).Отход от народного опыта воспитания, неустойчивость общественной жизни повлияли на социальное сознание и нравственное поведение подростков, а также и на характер учебно-воспитательного процесса в современной школе.
В'целях устранения этого серьезного пробела в образовании необходимо возрождение в школах системы эстетического воспитания в процессе приобщения учащихся к чувашскому декоративно-прикладному искусству.Полноценное усвоение прикладных видов искусств в формировании эстетической культуры подростков возможно лишь при профессиональной подготовке учителя к ведению этой работы, к осуществлению интеграции учебных предметов: родной литературы, культуры родного края, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения и т.д.
В Чувашской Республике исследования по использованию чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков не проводились.
Указанные обстоятельства определили выбор темы настоящего исследования, позволили сформулировать проблему: каковы педагогические условия и средства формирования эстетической культуры подростков посредством чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Целью исследования является решение названной проблемы.
Обьект исследования. Формирование эстетической культуры подростков средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства в целостной образовательно-воспитательной системе.
Предмет исследования. Процесс формирования эстетической культуры подростков на традициях декоративно-прикладного искусства чувашского народа.
Гипотеза исследования : чувашское народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством формирования эстетической культуры подростков, при условиях:
1) органической взаимосвязи занятий по чувашскому декоративно-прикладному искусству в целостном учебно-воспитательном процессе в школе;
2) включения идей народной педагогики, эстетических традиций чувашского народа в содержание отдельных разделов учебных предметов: родной литературы, культуры родного края, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения;
3) соответствия видов декоративно-прикладного искусства возрастным возможностям и особенностям подростков;
4) сочетаемости индивидуальной и коллективной форм работы для творческой деятельности учащихся;
5) подготовки и переподготовки учителей- предметников эстетического цикла на этнической традиционной культуре воспитания.
В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены следующие задачи :
1) изучить особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства, его историю и выявить их образовательно- воспитательный потенциал;
2) разработать программы занятий по декоративно-прикладному искусству чувашей, определить формы и методы учебно-воспитата-тельной работы с подростками с учетом эстетического характера и трудовой направленности их деятельности по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства;
3) определить механизмы и технологию взаимосвязи эстетического и трудового воспитания в чувашских общеобразовательных школах в контексте исторического опыта трудовых традиций чувашского народа и педагогической системы И.Я.Яковлева (его учительской школы в Симбирске и лучших школ, открытых в чувашских селениях);
4) разработать рекомендации учителям, педагогам и родителям с целью оказания методической и практической помощи в организации целостного процесса эстетического и трудового воспитания средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
5) экспериментально обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры подростков на основе традиций чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Методологической основой исследования являются труды и идеи классиков, современных ученых- философов, педагогов психологов в области этнопедагогики, а также этнографии, искусствоведения, положения классиков отечественной и зарубежной педагогики по вопросам эстетического и трудового воспитания. В решении проблемы использовались идеи К. Д. Ушинского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.А.Разумного, Б.Т.Лихачева, Б.П.Юсова и др. Принципиальное значение для нас имеет труд Г.Н.Волкова "О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании", искусствоведческие исследования А.А. Трофимова. Мы руководствовались также концептуальными положениями Ю. П. Сокольникова о системно-целостном подходе к воспитательному процессу в школе. Именно эта концепция предопределила наш подход к интеграции как учебных предметов, так и процесса эстетического и трудового воспитания.
Методы исследования: изучение и анализ архивных материалов, специальной литературы, памятников декоративно-прикладного искусства; включенное наблюдение в сочетании с собственной педагогической деятельностью; анализ особенностей восприятия произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства и учебно-творческих работ учащихся подросткового возраста; изучение и обобщение передового опыта организации в школах занятий по чувашскому декоративно-прикладному искусству; опытно-экспериментальное обучение учащихся 5-9 классов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что в ходе исследования впервые поставлена и решена проблема формирования эстетической культуры подростков средствами чувашского декоративно-прикладного искусства; раскрыты механизмы влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на формирование у учащихся-подростков эмоционально-эстетического отношения к учебе, труду; выявлены и использованы новые архивные материалы о деятельности Яковлевской школы и других образовательных учреждений по организации эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе; теоретически обоснована интеграция отдельных разделов предметов гуманитарного цикла (чувашская литература, культура родного края, изобразительное искусство, музыка) с уроками трудового обучения, кружковых занятий по развитию творческого отношения к труду, художественного обучения, эстетического и других сторон воспитания на основе этнопедагогики.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе диссертационного исследования разработан национально-этнический компонент в содержании занятий по декоративно-прикладному искусству в контексте трудового и эстетического воспитания. Разработаны методические рекомендации для учителей, раскрывающие педагогическую технологию уроков труда по декоративно-прикладному искусству. Предложена методика формирования эстетической культуры подростков на основе чувашского народного искусства. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в составлении новых учебных программ по трудовому обучению, учебных пособий, в работе общеобразовательных школ, при подготовке и повышении квалификации работников народного образования; выводы и рекомендации могут быть полезными для школ и в других национальных регионах.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в средней школе 2 г.Шумерля,в Кугесьской средней школе 1 (Чебоксарский район), в школах 22,28 г.Чебоксары и в других школах республики. Всего исследованием было охвачено более 550 учащихся подросткового возраста.
Исследовательская работа проводилась в три этапа с 1984 по 1997г. г.
Первый этап:(1984-1991) изучение, позитивный анализ философской, этнографической, социологической, психолого-педагогической литературы, определение исходных позиций научно-педагогического исследования.
Второй этап: (1992-1994) разработка и обоснование теоретической концепции диссертационного исследования; уточнение выдвинутой гипотезы; продолжение изучения подростков различных классов в сферах их трудовой деятельности; выявление влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на формирование у них эстетического отношения к труду; осуществление апробации содержания и методов проведения занятий по декоративно -прикладному искусству в формировании эстетической культуры подростков.
Третий этап: (1995-1997) завершение опытно-экспериментальной работы, обработка данных педагогического эксперимента , оформление исследования в виде кандидатской диссертации.
Достоверность исследования обеспечена опорой на научно-теоретические положения философии, психологии, педагогики, этнографии; применением методов, адекватных задачам и предмету исследования; многолетней практической, педагогической деятельностью автора, опытно-экспериментальной проверкой основных положений работы, а также распространением результатов исследования в школах республики.
Апробация и внедрение основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, чтения лекций, проведения практических, семинарских занятий в Чувашском республиканском институте образования, в Канашском педучилище, в этнопедагогических классах Шоршелской средней школы им. А.Г.Николаева Марпосадского района, в средней школе 31 г. Чебоксары, на методобъединениях и семинарах классных руководителей школ Чувашской Республики. Основные результаты исследования были доложены и получили одобрение на международных, республиканских, районных научно-практических конференциях по проблемам: "Я.А.Коменский и современная школа" (Чебоксары, 1992 г.), "Профессионально-педагогическая культура преподавателя" (Чебоксары, 1992 г), "Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1993 г.), "И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья" (Ульяновск-Чебоксары, 1993 г.), "Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания" (Чебоксары, 1993 г.), "Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений" (Канаш, 1994г), "Традиционная культура чувашей и ее использование в учебно-воспитательном процессе" (Канаш, 1994 г.), "Современная семья и ее проблемы" (Чебоксары, 1994 г.), "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах" (Чебоксары, 1995 г.), "Формирование социально ориентированной личности учащихся: опыт, проблемы, перспективы "(Чебоксары, 1995 г.), "Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы" (Чебоксары, 1996 г.), "Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1996 г.), "Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе (Чебоксары, 1997 г.). Ряд статей по теме исследования опубликованы в республиканских газетах.
На защиту выносится :
- содержание формирования эстетической культуры подростков на традициях чувашского народного декоративно-прикладного искусства как части целостной системы этнопедагогизации учебного процесса;
- пути и средства интеграции отдельных разделов гуманитарных учебных дисциплин с эстетическими традициями чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
- технология организации эстетического воспитания подростков на основе исторического этнопедагогического опыта и педагогической системы И. Я. Яковлева;
- обновленное содержание повышения квалификации работников народного образования по проблемам формирования эстетической культуры подростков на основе чувашских эстетических, трудовых традиций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования в развитии культуры поведения определяли методом беседы, опроса. В беседе подростки отмечали:"Для меня национальная одежда считалась прошедшим временем. Я всегда считал, что она нужна только для деревенских свадеб" / А.А./. На этих занятиях узнал много поучительного. Меня поражает молчаливая сила народной педагогики /П.Т./ "Наши мальчики стали уважительнее относиться к нам" /С.Н./, "У меня есть друг, в котором хотела бы увидеть ласкового, доброго, умеющего выслушивать мнения других, сердечного человека" /В.А./. "Нормы поведения заложенные в древних символах, знаках вышивки легко запоминаются, постоянно напоминают о себе". Проведенная работа подтвердила наше предположение о педагогической эффективности изучения архитектоники национального костюма. Это способствовало активному проявлению внимания к основам народной педагогики, ее гуманистическим моральным нормам воспитания культуры поведения. Учащиеся с большим интересом изучили "Основные правила культурного поведения для подростков"(22. С.82-86). Знакомясь с "Букварем", составленным И.Я.Яковлевым, подростки выделили следующие качества народного идеала нравственной красоты человека: а/ вежливость, г/ скромность, д/ аккуратность, в/ правдивость и честность, г/ верность дружбе, е/ бдительность, ж/ умеренность, з/ требовательность к себе" (36 С. 195).
Таким образом, учащиеся пришли к выводу: назидательные советы народной педагогики являются настоящими воспитателями. В подтверждение этому приводим слова профессора И. Ш. Амонашвили: "Истинная гуманистическая педагогика - это та педагогика, которая способна добровольно расположить ребенка к воспитанию, спо
- 104 собна возбудить в нем стремление, бессознательное и сознательное, воспитываться, быть воспитуемым" (4. С.61).
Для проверки, закрепления эффективности полученных результатов исследования учащимся 9 классов предложены следующие темы: "Праздничный и будничный наряд девушки и женщины", "Деревянная посуда", "Скульптура малой формы", "Монументальное творчество. Каменные изваяния", "Деревянная культовая скульптура", "Коллективная взаимопомощь чувашей", "Украшение жилища земледельцев", "Свадебные традиции и предметы декоративно-прикладного искусства", "Семейные обряды", "Календарные обряды и декоративно-прикладное искусство. В процессе занятия выявляется эстетическое отношение подростков к народному творчеству.
Анализ работы учащихся показал динамику роста их информации о декоративно-прикладном искусстве и его применении в национальных праздничных и будничных нарядах, о символике, отличающей женские и девичьи одежды, об использовании предметов декоративно-прикладного искусства в ритуальных мероприятиях и календарных праздниках.
Эффективность использования народного декоративно-прикладного искусства на уроках, в процессе наблюдения за учащимися в учебной деятельности показало: 1/ развитие познавательного интереса к предметам материальной культуры; 2/ раскрытие, наглядная демонстрация смыслового содержания воспитательных функций народной педагогики; 3/ потребность творческого использования их в современных условиях жизни. Проявление эстетической, педагогической сущности предметов прикладного творчества можно проследить в народных обрядах. Знакомство школьников с календарными, свадебными, молодежными обрядами "Хер сари", "Улах", "Сурхури" и т. д. позволил установить три важных функции народ
- 105 ного искусства воспитания: 1) Эстетика обряда, познание смыслового содержания элементов, предметов ритуала способствует эстетическому самосовершенствованию личности; 2) Взаимосвязь красоты обряда с эстетическим образованием обогащает жизненный и эстетический опыт учащихся. 3) Эстетическое восприятие обряда, предметов прикладного творчества активизирует познавательную деятельность, приобщает к традиционной культуре воспитания, развивает эмоционально-образное мышление, развивает способности, умения и навыки, вызывает стремление претворения его в реальную жизнь. Это подтверждается на примере фольклорного мероприятия "Чувашская свадьба," проведенного в 1993 г. в Шоршелской средней школе. Сценарий этого мероприятия явился продолжением темы свадебных традиций. Большое внимание было обращено на эстетическую, педагогическую сущность народного опыта воспитания в ритуалах и их предметах. В ходе внеклассного мероприятия учащиеся были ознакомлены со следующими этапами: "Знакомство", "Сватовство", ."Палчав", "Одевание жениха", "Одевание невесты", "Приданое невесты". "Сурпан сырни", "Подарки невесты" и др. На конкретных примерах школьники усваивали гуманистические идеи народных традиций в эстетическом, духовном, нравственном воспитании. В ритуале "Знакомство" они увидели процесс выражения симпатии через дарение вышитых кисетов, носовых платков. Красота знакомства показала образец проявления тактичности, этикета, духовного общения, нюансов женственности, мужской чести. "Палчав" выразил теплоту атмосферы обмена подарками, благословле-ния. Учащиеся, анализируя ритуалы одевания жениха, невесты, пришли к выводу, что красота национальной одежды стала бы достоянием современной свадьбы. А также они отметили, что прекрасное, заложенное в обряде, одежде призывает быть вежливым, вни
- 106 мательным, предупредительным, тактичным, делающим жизнь красивой, эстетичной. Красоте человеческих отношений, уважению старших, умению благодарить, развитию эстетических чувств учат ритуалы "Паршав", "Выкуп невесты","Коленопреклонение невесты". В ритуале "Приданое невесты внимание подростков было направлено на узоры "Ситар пич" - у верховых, "минтер пич"- у низовых чувашей и они заметили, что эти узоры напоминают женскую нагрудную вышивку "кёскё". Эти сложные узоры называют -"чёчё карти, т.е. ограда для грудей" (154. С.131). Сочетание в обряде красоты национального костюма, предметов домашнего уюта формирует понятие единой гармонии развития жизни, продолжение рода в атмосфере прекрасного, эстетического. Учащиеся, наблюдая за сценой поклонения духам, познают этапы становления молодой семьи и тесную взаимосвязь с окружающим миром. В ритуале "Пус сырни" школьники находят много общего с современными свадьбами, видят переход девушки на следующую ступень взрослой жизни. Девочки, овладевая приемами завязывания сурпана, расширяют свое мировоззрение, испытывают эстетические чувства, становятся взрослее, ответственнее. Традиционная культура воспитания чуваш не разрешала соединить семью без проведения брачных ритуалов и "пока на голову молодой не возложен сурпан, молодые не должны вступать в супружеские отношения"(154. С.142). Эстетическое восприятие обряда "Подарки невесты" позволяет придти к такому заключению: чтобы быть хорошей хозяйкой, матерью необходимо много трудиться, знать и чувствовать прекрасное, обладать нравственно-эстетическими понятиями народа. Учащиеся, сопоставляя классический обряд свадьбы с современной, нашли ряд оставшихся в измененной форме ритуалов и отметили отход от традиций свадебных обрядов.
Народная музыка, обладая мощной духовной силой, является
- 107 важным средством эстетического воспитания учащихся. Я.А.Коменс-кий в работе "О школе детства" писал:" Надо всех приучить к музыке, ибо все должно быть гармоничным, а здесь наиболее явственная гармония"(90. С.131). Она позволяет учащимся эстетически воспринимать красоту в единстве образного содержания музыки и художественной формы народного декоративно-прикладного искусства. Для этого на уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения чувашских классиков: Ф.Павлова, Ф.Васильева, Г.Хирбю, А. Асламаса, Г.Воробьева, А.Токарева - разучивают обрядовые, хороводные, трудовые и др. песни. Подчеркивая эмоциональную силу песен, Г.Н.Волков пишет: "Песни, наряду с вышивками, были самым эффективным средством привития детям любви к прекрасному"(37. С.19).
Для этого учащиеся 5 классов ( С.Ш.28 г. Чебоксары) разучивали чувашские народные обрядовые песни: "Серен", "Нимене", "Се-рем ватса вир акрам"- "А мы просо сеяли", "^ёмёрт редки сура-лать"-"Цветет черемуха" и т.д. При этом были демонстрированы макеты национальной одежды, использовали репродукции картин художника А.Миттова. В 6 классе проводились беседы о чувашских музыкальных инструментах, использовались легенды и сказки, приводились высказывания известных людей, этнографов: "С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали над искусными мастерами волшебные свойства"(240. С. 66).
В целях формирования музыкально-художественного образа у учеников 7 класса мы организовали музыкальные викторины, кроссворды, демонстрировали видеозаписи, просмотрели балет Ф.Васильева "Сарпи", оперу Г.Хирбю "Нарспи".
Таким образом, овладение учащимися строением народной музы
- 108 ки, наряду с изучением классической, способствует формированию музыкальной культуры, вводит их в мир декоративно-прикладного искусства, развивает эмоционально-образное мышление, вызывает стремление к созидательной деятельности. " Иначе говоря, - замечает композитор Д. Б. Кабалевский, - творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия" (80. С.73).
Тематика и содержание уроков по народной музыке предусматривает:
- освоение духовных ценностей народного искусства, нравственно-эстетических качеств;
- воспитание эстетических чувств, умение увидеть глубинные связи народных традиций, обычаев, национальных форм народного прикладного творчества, трудовой деятельности, своеобразия бытовой эстетики, повседневного уклада жизни;
- приобщение к самостоятельному творческому поиску в трудовой, художественной деятельности. Следовательно, народная музыка являясь важным фактором воспитания,способствует развитию чувства прекрасного в мире звуков, в форме и содержании народного искусства, духовные силы в учебе.
На уроках рисования проблему формирования эстетической культуры подростков проиллюстрируем на теме:"Орнамент как древнейший - памятник культуры и важнейшая отрасль декоративно-прикладного искусства". Начиная с 5 класса рассказываем, что орнамент, ставшей частью мировой культуры, является отражением мировосприятия в древнем искусстве. Многообразие видов чувашского орнамента подчеркивает богатство духовного мира, эстетических потребностей, художественных возможностей древних чувашей. В беседе учащиеся узнают о развитии символики, в народном изобрази
- 109 тельном искусстве. Беседуя о символах в искусстве, ученики замечают, что композиции орнаментов составлены с учетом их представлений об окружающей действительности, мироздания, человеческих отношений.
Наблюдение за учениками 5 классов в процессе изучения национальных орнаментов показывает, что они выделяют на первый план внешний рисунок, т.е. обращают внимание на то, что бросается в глаза. Например, они сначала видят красные зигзаги, а потом, когда учитель фиксирует их внимание на форме и предназначении предмета ( солонка), они замечают соответствие этого узора круглой форме солонки. В формировании эстетической культуры подростков этот момент требует к себе особого внимания. Подобное отношение без целенаправленного эстетического воздействия может остаться в застывшем виде. Чтобы научить ученика правильно воспринимать содержание декоративно-прикладного предмета в его соответствии с формой необходимо развивать эстетическое отношение к красоте, прекрасному.
В 6 классе изучение орнаментов постепенно усложняется. Подростки овладевают особенностями народной мудрости воспитания. На уроках мы показываем использование мотивов чувашской вышивки в резьбе по дереву, росписи, металлообработке. Внимание детей обращается на то, что орнамент отражает историю развития эстетического, нравственного воспитания, обладает конкретным, живым содержанием жизни. Декоративные элементы, знаки, узоры вышивок, резьбы по дереву, рисунки на керамике содержат магический, информационный смысл. Древние мастера через символы и знаки донесли до нас философские мысли о воспитании, мироздании. С целью
- 110 повышения интереса, формирования ярких образов чувашских орнаментов раскрываем смысловое содержание исторического материала эпохи. Так в древности ломаной линией изображали "воду", прямой - поверхность земли" или 11 небо", треугольниками - " горы" и т.д.(176. С.230). В чувашских преданиях, мифах земля, мир представлены "Сер тавата кётеслё".- четырехугольной формой (15.С.86).
Раскрытие красоты орнамента, его смыслового значения, содержания является своеобразной подготовительной работой к переходу к практическому выполнению творческих работ. Для этого подросткам предложены следующие темы: "Составление растительного, геометрического орнаментов в технике аппликации из листьев, бумаги, ткани, повторение в рисунке узоров керамики"; "Составление творческой композиции, геометрического орнамента, с натуры цветка, растения", "Рисование чувашских орнаментов, составленных из зооморфных и антропоморфных мотивов", "Письмо потомкам" на основе смыслового значения древних орнаментов". В творческой работе учащиеся 5-6 классов пользовались исследованиями Н.И.Аш-марина, В.Ф.Каховского, Н.И.Воробьева, Н.И.Гаген-Торн, Г.Н.Волкова, А.А. Трофимова, и др. Здесь они находили необходимую информацию, учились самостоятельной работе. Творческая деятельность способствует отходу от утилитарно-практического отношения к народному искусству; постепенному переходу к эстетическому восприятию этого вида искусства.
С целью развития эстетического отношения к формам орнаментов, к его художественным достоинствам и особенностям учащимся было предложено сравнить виды орнаментов, узоров вышивки по разным этнографическим группам.
Анализируя формы композиций, их размеры, цвет и другие средства художественной выразительности, учащиеся ищут уже сами
- Ill взаимосвязь содержания и формы. Они проявляют эстетическую потребность к познанию роли народного декоративно-прикладного искусства в жизни, воспитании к его смыслового содержанию. В ходе сравнения учащиеся отмечали: "Раньше чувашские вышивки казались одинаковыми. Теперь находим различия в них. Орнаменты низовой, промежуточной этнографических групп имеют крупные рисунки, вышиваются на цветном фоне" /ученик 6 кл. И.В./; "Для меня было открытием, когда увидела вышивку белыми нитками. Только мастерицы- низовые чувашки в вышивке применяют белые нитки" /ученица 6 кл. С.М./; " Орнаменты стали понятней, красивей после познания его смыслового значения" /ученица 7 кл. Б.Н./; "Раскрытие смыслового значения орнаментов увлекло своей таинственностью, неразгаданностью, красотой" / ученица 7 кл. Ю.В./;" Составление рисунков орнамента вызывает чувства радости, переживания, удовлетворения" /ученица 7 кл. А.А./.
Высказывания подростков показывают, что они стали лучше разбираться в декоративно-прикладном искусстве, проявляют интерес к смысловому содержанию народного опыта воспитания. Это подтверждается также исследованиями психологов, которые указывают, что с 12 лет учащиеся проявляют стремление развить познавательный интерес. Он активизирует аналитическое мышление, способствует эстетическому отношению к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. С целью выявления причинно-следственных связей орнаментов в декоративно-прикладном искусстве разбираем тему: "Орнамент и руническая письменность чувашей". Здесь учащиеся знакомятся с малоизвестной культурой чувашей - древней рунической письменностью. Народная форма обучения грамоте была зафиксирована в камне, дереве, металле, в вышитых белых одеждах. Древние атрибуты выступали символами Доб
- 112 pa, Зла, Красоты. На этих занятиях учащиеся знакомятся со своеобразной системой обучения детей рунической письменности "фыру тёрри - узора письма". "Народная педагогика учила, что девушка, не умеющая вышивать, не имела права выходить замуж, стать матерью, а матерям принадлежала одна из главных ответственностей - за продление жизни рода, за сохранение связи поколений. Такое же требование существовало и по отношению к знанию знаков руны. ., если женщины развивали руны в вышивке, то мужчины - во всем том, где только могли себя проявить: в изготовлении украшений, хозяйственных предметов, но больше всего в создании памятников из камня и дерева" (179. С.7).
В качестве примера, в формировании эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства, взяли древнечу-вашскую надпись на детали шулкеме. Изучение данной темы позволяет учащимся входить в исторический мир духовности предков. Эстетическое восприятие подарка невесте заставляет учеников пересмотреть поверхностные взгляды на внутреннее переживание, повышает требование к форме подарка. Они по внешнему виду определяют качество литейного ремесла, находят красоту в общей форме изделия, символизирующего модель мира, обрамленной веревочным узором. Положительные эмоции школьников, проявленные в ходе анализа произведения искусства, останавливают взор на деталях украшения. Они здесь ощущают многовековые традиции народного искусства, понятия о прекрасном. При этом акцентируем внимание на композицию знаков, узоров, отражающих космогоническое миропонимание. В ходе изучения этой темы учащиеся видят красоту линий рунической письменности: сетчатый треугольник - символ пер-вогоры, маленький сетчатый треугольник - небесные горы, антропоморфную фигуру богини, круг - символ солнца, свода мира. Под
- из ростки здесь замечают, как из этих геометрических фигур в соответствии законом построения орнаментов составлено ювелирное изделие. Эмоционально-художественное осмысление детали шулкеме позволяет вникнуть в оригинальность художественного замысла, наслаждаться гармонией узоров, линий, насечек, подчиненных общей форме и в необыкновенности силы народного декоративно-прикладного искусства чувашей. Письменное послание, размещенное под сводом Неба, рядом с Солнцем, богиней, раскрывает эстетическую сущность исторического времени, способного и сегодня вызывать эстетическое переживание. Читая посвящение "сакна асан. Етсулу сана" (Это - украшение помни. Етсулу дарю Тебе) учащиеся замечают красоту народной педагогики в привлечении внимания девушки, выражения своей любви к ней, показывая свою скромность, внутреннее тепло. В этом эпизоде школьники сделали вывод, что эта древняя традиция имеет свою красоту в проявлении чувств уважения, любви.
Профессор С.Л. Рубинштейн в связи с этим отмечал: "Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и поскольку учение - это собственно опосредованное, совершающееся через овладение накопленных человечеством знаний, познание мира,- интерес к знанию"(152. С.80). На основе эстетической потребности познания народного декоративно-прикладного искусства у учащихся возникают и развиваются интересы. "Интересы - это особое отношение личности к предметам и явлениям, выражающееся в желании познать их" (95. С.38). Рост этнического сознания в обществе накладывает свой отпечаток на сознание подростка. В процессе учебы у него проявляется потребность больше узнать о эстетических традициях, художественных особенностях национальной культуры. Народное самодеятельное творчество привлекает учащихся, так как в нем они удовлетворяют духовные потребности, находят истоки естественного, неназойливого опыта народного воспитания.
В экспериментальном исследовании выделили 5 групп подростков с определенными познавательными интересами: 1) учебный интерес; 2) практический интерес; 3) умственный интерес; 4) художественный интерес; 5) профессиональный интерес.
Мотивы интереса к художественному обучению учащихся на основе чувашского народного декоративно- прикладного искусства раскроем по некоторым высказываниям из беседы, анкеты:
1. Учебный интерес: "Мне интересны исторические события в художественных образах". "Я люблю учиться. Понимать красоту очень важно" (ученик 7 кл. Гена К.);
2. Практический интерес: "Во время рисования я обо всем забываю, душа отдыхает. Еще эти картинки можно дарить к праздникам, в дни рождения" (7, кл. Юля Н.);
3. Умственный интерес: "Геометрические фигуры национальных орнаментов, узоров, напоминают красивую математику. Составление узоров похоже на решение задач" (7 кл. Толя С.);
4. Художественный интерес: "Изучение декоративно-прикладного искусства учит видеть красоту, выражать свои мысли в художественных образах" (7 кл. Зоя К.);
5. Профессиональный интерес: Я люблю рисовать. Хочу быть художником. Уходящие традиции национальной культуры надо сохранять, развивать" (Зина С. 7 кл.).
Ниже приводим таблицу мотивов интереса к художественному обучению на основе народного декоративно-прикладного искусства.
- 181 -Заключение
В процессе переосмысления обществом культурных ценностей, эволюции национальной культуры, наряду с прогрессивным в материальной сфере происходит заметное отставание духовного формирования личности современной молодежи. Большими возможностями в формировании эстетической культуры подростков обладает чувашское народное декоративно-прикладное искусство как реальное отражение традиционной культуры эстетического воспитания чувашей. В связи с этим, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса позволяет совершенствовать процесс приобщения учащихся к народному идеалу красоты на основе трудовых традиций,с учетом особенностей материальной культуры этнических групп, народных рукоделий, ремесел, промыслов. Обобщение педагогического опыта учителей республики, результаты научно-исследовательской работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Рост этнического самосознания, совершенствование системы народного образования в Чувашской Республике требует построения целостного учебно-воспитательного процесса эстетического воспитания учащихся на основе традиционной культуры воспитания. Особое место в формировании эстетической культуры подростков занимает чувашское народное декоративно- прикладное искусство, в котором концентрируется эстетический опыт прошлого, его особенности в трудовых традициях чувашей;
2. Формирование и постоянное обновление этнической региональной системы эстетического воспитания необходимо осуществлять при следующих условиях: интеграции учебных предметов: (родная литература, культура родного края, изобразительное искусство, музыка) с уроками трудового обучения;
- 182
3. Эффективность приобщения подростков к национальной культуре усиливается благодаря обогащению содержания системы эсте-тико-художественного образования, организации эстетики школьного, семейного быта, расширения дополнительной формы эстетического воздействия школьников в кружковой, исследовательской деятельности, проведения экскурсий, экспедиций, диспутов, выставок детского творчества, встреч с мастерами народных промыслов и т. д.;
4. Значимость народного опыта воспитания в формировании эстетической культуры подростков возрастает с созданием благоприятных условий для профессионального роста учителей. С этой целью необходимо организовать согласованность действий органов управления образования и культуры, расширить сеть семинарских занятий, курсов повышения и переподготовки педагогических кадров;
5. Содержание традиционной культуры в эстетическом воспита-' нии создает условия этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, расширяет возможности вариативного образования;
6. Комплексное освоение подростками содержания и форм чувашского народного декоративно-прикладного искусства активизирует развитие категорий эстетического воспитания (восприятия, чувств, переживаний, потребностей, вкуса и др.), осознания эстетической деятельности (идеала, чувства меры), эстетической жизни личности (красоты, любви, патриотизма, вежливости, тактичности и т.д.);
7. Трудовые традиции чувашей в эстетическом воспитании выступают в качестве средств совершенствования функций эстетического сознания личности. Практическое изготовление на уроках труда изделий народных ремесел, промыслов, рукоделий позволяет подросткам ощутить эстетику труда, развить трудолюбие, творческие, художественные способности;
8. Целостная организация учебно-воспитательного процесса на
- 183 основе содержания народной системы эстетического воспитания позволяет подросткам усвоить глубину смысловых значений идей народной философии в воспитании. Она расширяет преемственность вхождения их в атмосферу национальной культуры, создает условия самовоспитания, самоуправления, подготавливает их к профессиональной, предпринимательской деятельности;
9.Изучение чувашского народного декоративно- прикладного искусства способствует возрождению народного опыта воспитания и восстановлению особенностей этнических традиций, позволяет лучше понимать и осваивать основные идеи и методы, традиции и обычаи народной педагогики как фактора подготовки молодежи к жизни;
10.Преподавание предметов эстетического направления закладывает прочную основу эстетического воспитания школьников, активизирует их к творческому труду, способствует раскрытию роли искусства в повседневной жизнедеятельности; стимулирует воображение, художественное мышление, развивает чувства ; приобщает их к народному идеалу красоты, формирует эстетику поведения и т. д.;
И.Уроки трудового обучения, кружковая деятельность, встречи с мастерами народных промыслов, умельцев активизируют профессиональную ориентацию, культуру воспитания учащихся;
12. Формирование эстетической культуры подростков будет эф-ективным с учетом следующих педагогических условий: этнопедаго-гизации , интеграции предметов эстетического цикла (родная литература, культура родного края, изобразительное искусство, музыка ) с уроками трудового обучения. Это, как показывает наш опыт, содействует развитию разносторонних способностей ( задатки, склонность, одаренность, талант, мастерство ), играет важную роль в формировании эстетической потребности к труду, организации школьного быта, в развитии интереса к обычаям и традициям народа;
13.Эффективность опытно-экспериментальной работы по нашей проблеме прослеживается в следующем:
- знание народного искусства способствует раскрытию учащимся целостную картину мира, его педагогических функций , формированию реального ценностного образа мира, образа-модели будущего мира;
- укрепляет уверенность подростков в процессе социальной адаптации, профессиональной ориентации в послешкольный период;
- развивает эстетико-художественные, общепедагогические особенности детей, способствует освоению творческих, прикладных умений и навыков;
14. В ходе эксперимента активизировалось стремление подростков усвоить идеи народной педагогики, приобщиться к красоте народного искусства, его своеобразной системе эстетического воспитания, овладеть трудовыми традициями, освоить секреты мастерства народного прикладного творчества чувашей.
Целенаправленное, комплексное воздействие народного искусства и систематическое использование прикладного творчества в современном учебном процессе значительно улучшает трудовое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание, художественно-творческое развитие учащихся-подростков.
Результаты нашего исследования подтверждают, что содержание народного опыта воспитания, отраженное в предметах декоратив-ноприкладного искусства, обладает огромными возможностями организации устойчивого трудового образа жизни. Использование чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков обогащает, конкретизирует следующие формы и методы обучения и воспитания: сообщения,
- 185 беседы, доклады, лекции, дискуссии, диспуты, кружковые работы, фольклорные мероприятия; раскрывают традиционную культуру воспитания родного, соседних и других народов; привлекает учеников к сбору этнографических материалов, предметов материальной культуры, народного искусства, самодеятельного творчества для школьного музея, организации экскурсий, этнографических экспедиций, встреч с мастерами рукоделий, народных промыслов для поддержания преемственности культур разных времен, поколений.
Этнокультурные традиции эстетического воспитания позволили разработать эффективную методику преподавания предметов эстетического направления, трудового обучения. Они обеспечивают успех в формировании эстетической культуры подростков в образовательной системе Чувашской республике, а так же в соседних регионах Поволжья.
Результаты данного эксперимента не исчерпывают проблемы использования чувашского народного декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников. В ходе исследования возникли новые задачи, которые могут решаться при дальнейшей исследовательской деятельности по проблеме организации национальной школы культурологического типа, создание учебного центра народных промыслов для формирования эстетического отношения к труду, развития традиций этнического искусства .
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитин, Геннадий Андреевич, Чебоксары
1. Айзенк Г. Проверь свои способности. М.:Просвещение, 1972.- 63 с.
2. Алексеев Г. А. К истории воспитания детей в первобытно-общинном строе на территории Среднего Поволжья. Чебоксары, 1989. - 85 с.
3. Альмухамбетов Б. А. Эстетическое воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства (на материале общеобразовательных школ Казахской ССР).- Дисс.канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. - 193 с.
4. Амонашвили Ш. А. Созидая Человека. М.:Знание, 1982. - N4.- 96 с.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань:Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
6. Андреева З.А. И.Я.Яковлев. Чебоксары:Чув.гос.изд-во, '1949. - 29 С.
7. Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
8. Арзуманова М. Эстетика и культура поведения. М. :Профиз-дат, 1970. - 120 с.
9. Аристотель. О душе. М., 1937 .- 374 с.
10. Ахметов Л. Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию школьников средствами традиционных ремесел татарского народа. Дисс. канд.пед.наук. - Казань, 1996.219 с.
11. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902.-94 с.
12. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: В 17-и томах.- 187
13. Вып.1. Казань, 1928. - 336 с.
14. То же. Вып.7. - Чебоксары, 1934 - 335 с.
15. То же. Вып.11. - Чебоксары, 1936. - 343 с.
16. То же. Вып.13. - Чебоксары, 1937. - 318 с.
17. То же. Вып.14. - Чебоксары, 1938. - 336 с.
18. То же. Вып.16. - Чебоксары, 1941. - 376 с.
19. Бардина Р.А. Издания народных художественных промыслов и сувениры. М.:Высшая школа, 1986. - 316 с.
20. Белинский В.Г. Т.9. - 159 с.
21. Бердяев Н.А. Смысл культуры. J1., 1990 232 с.
22. Блонский П. П. Избранные пед. и психол. соч. в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. М.:Педагогика, 1979. - 303 с.
23. Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков: В помощь кл.рук-ям (4-8 кл.). М.:Просвещение, 1979.-111 с.
24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 205 с.
25. Борев Ю.Б. Эстетика. М.:Изд-во полит.лит,, 1980. - 399 с.
26. Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990.-206 с.
27. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.:Нива России совместно с кампанией "Евразийский регион", 1993.-352 с.
28. Буров А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию // Эстетическое воспитание в школе,- М.,1980.
29. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье. Казань:Татарское кн.изд-во, 1986. - 125 с.
30. Валеев Ф. X. Народное декоративное искусство Татарстана.1. Казань, 1984.- 140 с.
31. Вансалова В. В. Кузьмина М.Т. Эстетика и пути творчества: Сб. статей. М. :Изобр.искусство.1985 - 286 с.
32. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 140 с.
33. Виноградов А. Хушпу корона повелительницы // Чаваш ен. -1994. - 12-19 февраля.
34. Волков Г.Н. Асанне калавесем. Чебоксары, 1957. - 34 с.
35. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары:Чуваш, гос. изд. , 1958. - 264 с.
36. Волков Г.Н. И.Я.Яковлев чаваш халах педагоге,- Шупашкар, 1959. 70 с.
37. Волков Г.Н. Я.А.Коменский и И.Я.Яковлев //Учен.зап.Чув.НИИ.- Чебоксары, 1962. Вып.21. - С.128-141.
38. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965. - 60.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. 342 с.
40. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары:Чуваш, кн. изд.-во, 1989. - 325 с.
41. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопеда-гогический очерк. Чебоксары:Чуваш, кн.изд-во, 1970. - 96 с.
42. Волков Г.Н. И.Я.Яковлев и его школа // Учен.зап.Чув.гос. пед. ин-та. Чебоксары, 1971. - Вып.33. - С.5-9.
43. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
44. Волков Г.Н. Дело жизни патриарха // И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья. Материалы Международной конференции, посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы,1189 16.17 ноября. Ульяновск-Чебоксары. - 1993. - С.6-11.
45. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. - 86 с.
46. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование. -1994. N4. - С. 68-71.
47. Волков Г.Н. Воспитание чувашской национальной элиты в Симбирске // Советская Чувашия. 1994. - 26 августа.
48. Волков И.П. Учим творчеству. 2-е изд. с испр. и доп.
49. М.: Педагогика, 1988. 94 с.
50. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.:Знание, 1989.78 с.
51. Воробьев Н.И. Резьба по дереву у чувашей // Советская энциклопедия. 1956. - N4. - С.143-147.
52. Воробьев Н.И. и др. Чуваши этнографические исследования. Часть 1. Материальная культура. - Чебоксары:Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 414 с.
53. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.:Госиздат РСФСР, 1930. - 134 с.
54. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М. ,1967. -342 с
55. Выготский Л. С. Собр.соч. Т.1-6. М., 1982-1984.
56. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу. Чебоксары, 1960. - 156 с.
57. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М. : Дет. лит., 1980. - 143 с.
58. Гегель Г.В. Ф. Эстетика. -М.:Изд-во "Искусство", 1968.-312с
59. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. М.: Сов.художник,1.1971. 248 с.- 190
60. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1. М. :Худож. лит., 1984. - 383 с.
61. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары:Чув.кн.изд-во, 1969. - 176 с.
62. Дивненко 0.В. Эстетика. М.:Издательский Центр "Аз", 1995. - 280 с.
63. Димитриев В.Д. Заметки о личном архиве И.Я.Яковлева.// Учен. зап. ЧНИИ.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957.- С. 221-236.
64. Димитриев В. Д. 0 последних этапах этногенеза чувашей // Болгары и чуваши. Чебоксары, 1984.
65. Димитриев Н.Д. Экология Чувашской республики: Учебное пособие. Чебоксары:Чувашское кн.изд-во, 1996. - 238 с.
66. Дорогова JI.H. Художественная культура. Понятия. Термины. -М.: Знание, 1978. 206 с.
67. Дубовский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута. -М.:Лесная промышленность, 1990. 375 с.
68. Егоров Г.П. Чаваш шумер (история). Чебоксары:Изд-во "Лунный камень", 1992. - 51 с.
69. Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды .- Чуваш, кн. изд-во, 1994,- 204 с.
70. Ефимов А.И. Эстетическое воспитание детей по месту жительства. Чебоксары:Чув.кн.изд-во, 1972. - 22 с.
71. Ефимов А. И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины XIX века и просветителей народов России. Чебоксары, 1992. - 84 с.
72. Жирнов П.Е. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М., 1992. - 240 с.
73. Зайцев Я.Н. Урмарская мебельная фабрика 1903-1993 гг. (фо- 191 тографии и документы). Чебоксары, 1993. - 100 с.
74. Закон Российской Федерации об образовании // Общее среднее образование России:Сб. нормат. документов 1992-1993 гг.В 2 кн., кн. 1. М., 1993.- С. 7-56.
75. Закон Чувашской республики об образовании //Народная школа. -1993.- 2-3. С. 1-37.
76. Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь. Казань, 1875. - 19 с.
77. Иванов Д.Е., Петрова Т.Н. Национальная культура, традиции и элементы народной философии чувашей: Учеб.пособие для 5-8 классов. Чебоксары, 1996. - 32 с.
78. Иванов К. В. Сочинения. 2-е доп.изд. - Чебоксары: Чув. кн. из д-в о, 1990. - 256 с.
79. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.-М.:Педагогика.-253с.
80. Илюхин Ю. А. Чувашская народная музыка: материалы к курсу "Культура чувашского края". Чебоксары, 1992.-24 с.
81. Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальной культуры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, "1992. -126 с.
82. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн.для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.:Просвещение, 1984. - 206 с.
83. Казанский Вспомогательный по устройству XVI Всероссийской Выставки Комитет. Образцовые изделия кустарных мастеров и мастериц Казанской губернии. Казань:Типография Губернского Правления, 1896. - 48 с.
84. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество учителя. М.:Педагогика, 1990,- 268 с.
85. Каховский В.Ф. Памятники материальной культуры ЧАССР.- 192
86. Чебоксары:Государственное изд-во Чув.АССР. 175 с.
87. Каховский В. Ф. Итоги работ чувашского обряда поволжскойi археологической экспедиции в 1968 году // Ученые записки.
88. Чебоксары, 1969. Вып.47. - С. 186-203.
89. Клементьев J1.П., Иванов С.М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе самоуправления.- Чебоксары, 1997.- 80 с.
90. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.
91. Коев Иван. Следы быта и языка праболгар в болгарской на-| родной культуре. Чебоксары, 1969. - Вып.47. - С. 186-204.
92. Коев И. Об этногенетических аспектах культуры и быта староболгарского населения "хьрцоев" и "капанцев" / Пер. В.Прохоровой. Чебоксары. - Вып.90. - С.45-55.
93. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. -Чебоксары, 1992. 414 с.
94. Краснова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956.
95. Крылов Д.Г. И.Я.Яковлев и его школа // Ученые записки Чув.гос.пед.ин-та. Чебоксары. - Вып.33. - С. 150-162.
96. Кузин B.C. Психология: Учебник. 2-е изд., перераб.и доп. Щ - М.:Высшая школа, 1982. - 256 с.
97. Ласточкина М.Д. Письмо к работникам музея И.Я.Яковлева.fj Чебоксары, 1979. папка N1, инв. N736.
98. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз,1963.-340 с ^ 101. Лепехин И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. Спб., 1782-1821. - T.l, Т.З.
99. Лесгафт П. Ф. Избр. пед.сочинения / Сост. И.Н.Решетель. М.:Педагогика, 1988.-400 е.- (Педагогическая библиотека).
100. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. -М. .-Педагогика, 1972. -160ск.
101. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов.
102. М. .-Просвещение, 1985. 176 с.
103. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: ^ Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений.1. М.:Прометей, 1995. 282 с.
104. Лихачев Д. С. Основные принципы и задачи эстетического вое питания. Основы эстетического воспитания.-М., 1975.-148 с.
105. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.:Мысль, 1978. - С.623
106. Лук А.Н. Эмоция и личность. М. 1982. - 174 с.
107. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики.-М.:Просвещение, 1988.- 271с
108. Любимова Т. Г. Практическая цветопсихология.-Чебоксары, ^ 1992. С. 51.
109. Магницкий В. К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Ка1194 зань:Типография Губернского правления, 1888. 118 с.1112. Мазуркин П. Я. Лаптак чепчерке (рельеф) // Силсунат. Че11.боксары, 1994. N5.
110. Макаренко А. С. Собрание сочинений: В 7 томах. М.:Изд-во акад. пед.наук, 1958. - Т. 5. - 512 с.
111. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.:Просвещение, 1968. - 373 с.
112. Макаренко А. С. Трудовое воспитание.-Минск: Нар.асвета, 1977. С.256.1116. Материалы о Магницком В. К. ЧНИИ отд.I ед.хр.517. инв.
113. N 5637-5672. Кн.пост. N5 2956.
114. Материалы и исследования по археологии СССР N97. Абашевс-кая культура в среднем Поволжье. М.:Изд-во АН СССР, 1961. - 266 с.
115. Маркелов И. А. И.Я.Яковлев к вопросу эстетического воспитания /Учен. зап.ЧНИИ.- Чебоксары, 1970. Вып.50. 18 с.
116. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чебоксары:Чув.кн.изд-во, 1981. - 246 с.
117. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. Спб., 1791. - 100 с.
118. Методика собирания и изучения народных игр / Сост. В. М. Григорьев. М.:Рекламно-информ.бюро "Турист", 1992. - 86 с.
119. Михайлов С.М. Предания чуваш.-ЧНИИ 11-47. Инв.М 146.- 228с
120. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. - 86 с.
121. Михайлов А. Институт // Сутталла (На свет). Чебоксары,1920. N1. - июнь 20.
122. Музей И.Я.Яковлева. Путеводитель / Сост. М.В.Илларионова.- 195
123. Чебоксары:РИО Госкомиздата ЧАССР, 1988. 32 с.
124. Низамов Р. А. Повышение активности школьников на уроках труда (вопросы активности ученика, методов обучения). Казань:Изд-во Казанского университета, 1971. 59 с.
125. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн.для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. -М.:Просвещение, 1987. - 255 с.
126. Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское изобразительное искусство. Чебоксары:Чувгосиздат, 1960. - 166 с.
127. Никольский Н. В. Народное образование у чуваш. Казань, 1906. - 86 с.
128. Никольский Н. В. Отд.2.ед.хр. N69. Инв.155.рукопись.- 330 с.
129. Никольский Н.В. Прошлое чувашского народа от Великой Бул-гарии до Великой революции. ЧНИИ Инв. N196. Отд.II. ед.хр. N69. Инв. N155. (рукопись).
130. Никольский Н. В. Конспект по истории народностей Поволжья.-Казань, 1919. 88 с.
131. Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш. Казань, 192.8
132. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В.Н.Шацкой. М.:Изд-во акад.пед.наук, 1955. - 184 с.
133. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. М. .-Просвещение, 1983. - 222 с.
134. Одюков И.И., Юмарт Г.Ф., Родионов В.Г. Чаваш халах самах-лахё. Вак жанрсем. Шупашкар, 1984. - Т.5. - 352 с.
135. Основы художественного ремесла: Практ.пособие для руководителей школ, кружков / В.А.Барадулин, Б. И. Коромыслов и др. М.:Просвещение, 1979. - 320 с.
136. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской- 196 империи. Часть I. Санкт-Петербург при императорской академии наук, 1773. - 774 с.
137. Патмар И. А. Тупмалли юмахсем (Загадки) (на чув.языке). -Канаш, 1993. 150 с.
138. Патмар И.А.,Патмар Э.И.Народная мудрость.-Канаш, 1994,-110с
139. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. -Пермь:Пермское кн. изд-во, 1990. 221 с.
140. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань:Изд-во Казан.ун-та, 1976. - 200 с.
141. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары, 1996. - 96 с.
142. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону:Изд-во "Феникс", 1996. - 512 с.
143. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь.-М.:Пассим, 1994. 160 с.
144. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб.заведений. М.:Просвещение, 1996. - 632 с.
145. Психология и педагогика: Учеб.пособие. М.:Изд-во Центр Гос.ком.Российской Федерации по высшему образованию, 1996.
146. Революция искусство - дети: Материалы и документы. Из истории эстет.воспитания в современной школе: Кн.для учителя: В 2 ч. Часть I. 1917-1923 /Сост. Н.П. Старосельцева.-2-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 1987. - 240 с.
147. Рекеев А. Из чувашских преданий и верований. Отдельные известия по Казанской Епархии. Казань, 1896. - С.1-8.
148. Рождественский Б.П. и др. Эстетика в школе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. - 241 с.- 197
149. Романов Н. Р. Чувашские пословицы, поговорки, загадки. -Чебоксары, 1960. 358 с.
150. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М. Педагогика, 1989. - Т.Н. - 328 с.
151. Руссо Ж. Ж. Рассуждения о науках и искусствах. Сочинения: В 3 т. М., 1961. - Т. 1. 346 с.
152. Салмин А. К. Народная обрядность чувашей.-Чебоксары, 1994, 338 Салтыков А. Б. Избранные труды. М., 1981,- 189 с.
153. Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856. - 188 с.
154. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань:Изд-во Казанского ун-та, 1992. - 176 с.
155. Система эстетического воспитания школьников / Под ред С.А.Герасимова. М.:Педагогика, 1983. - 264 с.
156. Сказания об улыпах / Сост. Г.Ф.Трофимов (Юмарт). Чебоксары, 1993. - 286 с.
157. Скворцов Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников. Дисс. канд.пед. наук. - М., 1996. - 141 с.
158. Сластенин В. А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
159. Смирнов А.П., Каховский В.Ф. Булгарское селище близ деревни Большое Янгильдино в Чувашской АССР // Ученые записки. -Чебоксары, 1964. -Вып.25.
160. Смирнова Н. Тёре петсен тымар таталать. Хутлёх. Хушма кала-рам. 1 /9/ N , 1995, Нарас, 18.
161. Солдатенкова Д. В. Типология и семантика орнаментов вышивки5 198 налобных повязок чувашей, марийцев и башкир. Чебоксары,1990. С. 27-50.i
162. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников (Учебно-методическое пособие)-М. : "Прометей",1990.-90 с.
163. Сокольников Ю.П. Логика и планирование деятельности школы.(Методические материалы к опытной работе).- М., 80 с.Ij 166. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. М.:Стройиздат, 1973. - 96 с.
164. Сухомлинский В. А. Собр.соч. М., 1979.- Т.1,3.- 640 е.,596 с.
165. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. - 336 с.
166. Сухомлинский В. А. Сердце отдано детям. Киев,1969,- 168 с.
167. Сухомлинский В. А. Из народной сокровищницы. Радянска свита, 1962 1962171. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека.
168. М.:Педагогика, 1990. 287 с.
169. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, М. ,1953.-378 с.
170. Толстой Л.Н. Собр.сочинений. Т.30. 425 с.
171. Торошилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М. :Издво, 1989. 143 с.
172. Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражения их в орнаменте вышивки / Чувашское искусство. Чебоксары:ЧНИИ, 1976. - Вып.70. - С.3-53.
173. Трофимов А. А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары, 1977. - 110 с.
174. Трофимов А. А. Древнечувашская руническая письменность. -Чебоксары, 1993. 52 с.
175. Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. -Чебоксары, 1993. 236 с.
176. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1983. - 286 с.
177. Ургалкина Н. А. Чувашское изобразительное искусство 19201935 годов // Ученые записки.-Чебоксары.-Вып.41.-143-188 с.
178. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. М.: Гос.учеб.-пед.изд-во, 1939. - Т.1. - 415 с.
179. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.:Учпедгиз, 1945. -434 с.
180. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10 томах.- М.-Л.,1948.-Т.2,10.-656 е.,695 с.
181. Ушинский К. Д. Избранные пед.соч.: в 2-х томах / Под ред. проф. В. Я. Струминского. М., 1953. - Т.1. - 638 с.
182. Федеральная концепция образования. М., 1993. - 105 с.
183. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.:Международ.пед.академия, 1995. - 368 с.
184. Фокин П. П. Неземледельческие занятия чувашских крестьян: гончарство и обработка животноводческого сырья (материалы к историко-этнографическому атласу) // Этнография чувашского крестьянства. Чебоксары, 1987.
185. Фукс А.А. (Алехтина). Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. - 329 с.
186. Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М.:Наука, 1987. - 191 с.
187. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятель- 200 ности этнопедагогических классов. М., 1994. - 112 с.
188. Харитонов М. Г. Народная культура воспитания во внеучебной деятельности учащихся этнопедагогических классов. М., 1994. - 68 с.
189. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1981. - 175 с.
190. Хузангай П. П. Песни Тилли. Чебоксары:Чув.кн.изд-во, 1975. - 144 с.
191. ЦГА ЧАССР. ф. 14. on.1. д.475. 39 с.197. То же. д.948. 117 с.198. То же. д. 970. 193 с.199. То же. д.1319. 124 с.200. То же. д. 1512. 738 с.201. То же. д.1518. 266 с.202. То же. д. 1669. 58 с.203. То же. д. 1902. 12 с.204. То же. д. д. 1963. 28 с.
192. ЦГА ЧАССР. ф. 15. on. 1. д. 1707. 227 с.206. То же. д. 1996. 12.0 с.
193. ЦГА ЧАССР. ф. 122. ОП.4. Д. 286. 32 С.
194. ЦГА ЧАССР. ф. 122. on. 1. Д. 421. 36 с.
195. ЦГА ЧАССР. ф. 122. on. 1. Д. 783. 219 с.
196. ЦГА ЧАССР. ф. 143. оп. 17. д. 143. 26 с.
197. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 61. 16 с.
198. ЦГА ЧАССР. ф.207. on.1. ед.хр.138.
199. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 160. 91 с.
200. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 172. 18 с.
201. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. ед.хр.194. 66 с.
202. ЦГА ЧАССР. ф.207. on.1. ед.хр.195. 25 с.
203. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. ед.хр.388. 13 с.
204. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 505. 56 с.
205. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. Д.607. 65 с.
206. ЦГА ЧАССР. ф.207. on.1. Д.635. 36 с.
207. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 721. 85 с.
208. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 722.
209. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 880. 28 с.
210. ЦГА ЧАССР. ф.207. on.1. д.883. 102 с.
211. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. Д. 505. Ч. II-III. С. 57-194.
212. ЦГА ЧАССР. ф.207. on. 1. д. 1154. 90 с.
213. ЦГА ЧАССР. ф. 352. on. 1. д. 644. 153 с.
214. ЦГА ЧАССР. ф.1527. on.1. д.42. 197 с.
215. Чернов B.C. Столярные и слесарные инструменты чувашских народных мастеров // Историческое краеведение в школах Чувашии. Чебоксары, 1988. - 116 с.
216. Чернов B.C., Александрова В.В. Чаваш халах музыка инстру-менчесем // Хыпар кёнеки. Шупашкар, 1995. - N15. - сёрт-ме, 30. - 16 с.- 202
217. ЧНИЙ. Отд. II. Ед.хр. N 124. Инв.271. 164 с.
218. ЧНИИ. Отд.II. Ед.хр. N 512. Инв.1456. 529 с.
219. ЧНИИ. Отд. II. Ед.хр. N 512. Инв. 1495. 519 с.
220. Чувашские народные сказки / Сост. П.Е.Эйзин. Чебокса -ры:Чув. кн.изд-во, 1993. - 352 с.
221. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах / Под ред. И.А. Канровой. М.:Просвещение, 1964. - Т. 2. - 476 с.
222. Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.:Владос, 1995. - 544 с.
223. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
224. Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. П.В.Халабузарь. М.:Просвещение, 1988. - 144 с.
225. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
226. Эфиров А. Ф. Чувашский педагог Иван Яковлевич Яковлев // Ученые записки. Чебоксары, 1949. - Вып.3. - С. 3-29.
227. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников //Советская педагогика,- М.,1986.-4.
228. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие. М., 1971.
229. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.-.Знание, 1971. 98 с.- 203
230. Яковлева В. Я. Художественные особенности чувашской вышивки // Ученые записки. Чебоксары, 1952. - Вып.6. - И с.
231. Яковлев И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Чаваш кёнеки. Симбирск:Типография А.Т.Токарева, 1886. - 156 с.
232. Яковлев И.Я. Чаваш кёнеки. Казань:Типография императорского университета, 1892. - 42 с.
233. Яковлев И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Часть I. Малтанхи чаваш кёнеки. -Симбирск, 1906.-74с.
234. Яковлев И.Я. Из переписки. Часть I / Сост. Н.Г.Краснов. -Чебоксары:Чуваш.кн. изд-во, 1989. 320 с.1. Ф.И. 0.
235. Место проживания / рождения/1. Возраст1. Дата
236. Этно-педагогическая характеристика атрибутов игрном Назв-е атрибут материал Рисунки, Возраст, Время Прип/п игры изгот-ия форма, пол, года мечацвет, играющих ниедекор, размер, кач-во