автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Деятельность М.Е. Евсеева по развитию мордовского просветительства и национальной школы (90-е годы XIX - 20-е годы XX века)
- Автор научной работы
- Зеткина, Ирина Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Н.Новгород
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Деятельность М.Е. Евсеева по развитию мордовского просветительства и национальной школы (90-е годы XIX - 20-е годы XX века)"
РV Б оа
^ о М\Г
На правах рукописи
ЗЕТКИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА ПО РАЗВИТИЮ МОРДОВСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ • (90-е ГОДЫ XIX ВЕКА - 20-е ГОДЫ XX ВЕКА)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.00.01 - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
НИЖНИЙ НОВГОРОД 1995'
Работа выполнена ь Мордовском государственном педагогическом институте им. МЕ.Евсевьева
члеи-корреспопденг Российской академии образовании, доктор педагогических наук, профессор К.Г.ОСООСКИЙ
действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Г.11.Н0ЛК01! кандидат педагогических наук, доцент Е.Ш1ЕРФНЛЬЕЪА
Мордовский Республиканский институт повышения квалификации учителей
Защит счс[отец ицредн 1иИ5 V. в ___» час. »и заседании диссерта-
ционцою совета К 113.21)01 в Нижегородском государственном педыогическом ушнзерстиете но адресу: ОО^ООЬ, П Новгород, ул. Ульишша, д 1.
С диссертациеп можпи о^иакомшсн в библиотеке 11 > 1,ьч1 оридскши иедаго-
I
гическшо ушшерсшета
Авгорефера г ри.и>елиц <•______»_______________11Ю.Г> г.
Научны:/ руководитель
Официальные иппоиииты -
Псдущия организация
Ученый секретарь днееерыщнпшиги совета, кандидат педаплпчюкпх наук, доцент
Л.11. Немоиа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном российским обществе а сфере национальных и межнациональных отношений идут сложные н противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально экономическими преобразованиями в России, с другой, детерминируемые ростом национального самосознания, подъемом национальных культур и образования, Многие из этих проблем уходят в историческое прошлое России, в эпоху становления Российской Империи, включившей и свой состав многочисленные относы, относившиеся к разным языковым группам, к разным типам и этапам цивили-зационного развития, с различным национальным менталитетом, уровнем культуры и образования, разной степенью включенности в русскую культуру и православие. На этом фоне исторически протекали такие сложные этно- и социокультурные процессы как становление и развитие национального просветительства и национальной школы. Сегодня общепризнано, что происходящие изменения требуют глубокого и всестороннего исследования, осмысления связей традиционного и инновационного в развитии культуры и просвещения пародов России, осознания взаимосвязей общечеловеческого, общероссийского и национального в Цивилизационном процессе развития каждого из народов России, своеобразия в становлении и развитии национального просветительства и национальной школы 1 . Сказанное имеет непосредственное отношение к наукам о мордовском этносе и организации образования в Мордовии, перед которым стоят задачи актуализации идей национального просветительства, утраченных за последние десятилетия, осмысления роли школы в развитии национальной культуры и этнического самосознания у новых поколений, разработки национально-территориального компонента образования в школах Республики Мордовия
Развитие мордовского этноса неразрывно связано с историческими судьбами других народов Поволжья, а становление педагогической мысли и школьного образования - с деятельностью их выдающихся просветителей и педагогов. Для мордовского народа - это А.Ф. Юртов и М Е.Евсевьев, для чувашского - И.Я.Яковлев, Н.В.Никольский, С.М.Мнхайлов, удмуртского - И С.Михеев, марийского - С.Г.Чавайн, В.М.Васильев, татарского - К Насыри, III. Марджани и др. Просветительство - особый социальный и философский феномен, концентриро-
1. См.: Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации //Труды института национальных проблем образования - М.,1993.Вьш.1.- С.5-19
2. См.: Карпов И И. Развитие национальной школы Республики // Система непрерывного образования в регионе / Межвуз.сб науч.гр - Саранск, 1992,- С. 52-60.
ванно выражающий через воззрения и деятельность видных представителей своих народов, своеобразие национального менталитета,»традиционные и инновационные религиозные и родоплеменные, общечеловеческие л национальные стороны народной жизни, целостность и синкретизм мировосприятия народа, его интересы и потребности. Этот феномен требует своего научного осмысления. И как частное проявление этой проблемы - исследование просветительской роли мордовского ученого-энциклопедиста и педагога М.Е.Евсевьева (1864-1Ö3J гг.).
Глубокое осмысление научного наследия и личности М.Е.Евсевьева возможно лишь в контексте многосторонних исследовании истории, культуры, духовной и материальной жизни и быта, социального и Национального развития мордовского народа как Неотъемлемой составной части России. Исследования В.А Балашова, НВ.Заварюхина, Н.Ф.Мокшина, В А.Юрченкова и др. раскрывают различные пласты целостной истории мордовского этноса. Современное понимание проблем истории и духовной культуры народа создают необходимый социально-исторический контекст для изучения деятельности и педагогического наследия М.Е.Евсевьева.
Историографический анализ проблемы. Значительность личности М Е.Еисеиьева была осознана еще в конце XIX в., однако осмысление его научного вклада, его роли как первого национального учевого-энциклопедиста проходило в Несколько этапов.
На пераом (дореволюционном) этапе следует отметить две, долго остававшиеся неизвестными публикации: это письмо Н.А.Бобровникова о научных изыс-кашшх М.Е.Евсевьева' и обширная статья академика А.А.Шахматова!. ■
Второй этап приходится на 20-е г. XX в. и связан с активизацией общественно-педагогической деятельности М.Е.Евсевьева, с публикацией его трудов, выступлениями в периодической печати, когда он получает широкое признание как организатор народного образования /Ф.Ф.Советкин, А.М.Чурин и др./ , ученый-лингвист /П.Равнла, Д.В.Бубриха и др./, этнограф, организатор музейного дела / Н.И.Воробьев, А.А,Гераклитов, Н.Ф.Катанов и др./. 20-е годы - время признания за М.Е.Евсевьевым «единственности на весь СССР»3. Вместе с тем в конце 2Ü-X- начале 30-х годов отношение к научному наследию и деятельности М.Е.Евсевьева меняется. Это объясняете» родом причин: политизацией науки, изменением роли
1. См.: Бобровшнюв H.A. Письмо Ф.Д.Батюшову // Живая старина.- Вьщ.П, год второй.-СПб. 18У2.-С.117.
2. См.: Шахматов A.A. О работах МЕ.Евсевьева // Отчет Императорского Русского Гео1рафического общества за 1015 г., 101Ö- С. 72-74.
3. РДХИДНИ. Ф. 17. 0 01. Д.!)5. Jl.lß.
родного языка в школьном образовании, репрессиями в отношении некоторых учеников М.Е.Евсевьева. Публикуется ряд статей , авторы которых высказывают критическое, даже нигилистическое отношение к М.Е.Евсевьеяу. его представляют как последовательного проводника православия и русификации мордвы /Г.КУльянов, П.В.Венцковский/. Это привело к двадцатилетнему периоду замалчивания имени М.Е.Евсевьева.
Третий этап изучения научного наследия М.Е.Евсевьева начинается в 50-е годы. Н.Ф.Цыганов впервые воссоздал основные этапы жизни и деятельности М.Е.Евсевьева, представив их во вступительном очерке к сборнику документов1. Благодаря этому имя М.Е.Евсевьева входит в контекст общих исследований об образовании нерусских этносов России конца Х1Х-начала XX века /П.Л.Апкаев, В.М.Горохов, С.М.Михайлов, Н.В.Талдин, А.Ф.Эфнров, Я И.Ханбикол и др./. Имя М.Е.Евсевьева упоминается в работах о просвещении нерусских народов Поволжья / Г.Н.Волков, Н.Г.Краснов, Н.М.Прусс, З.В.Суворова, Т.Г.Чекменева и др./. Однако более активное внимание к наследию ученого проявилось после выхода книги В.И.Беззубова «Научно-педагогическая деятельность М.ЕЕвсепьева» /1960г/. и издания избранных трудов М.Е.Евсевьева в 5-ти томах /1В61-1Ш36гг./. Со второй половины 60-х годов публикуются исследования характеризующие вклад М.Е.Евсевьева в лингвистику, историю мордовских языков (Н.С.Адушкина.В.П.Киржаева, Д.Т.Надькин, Л.П.Феоктистов, Д.Б.Цыганкин и др.), историю, этнографию, религиоведение /В А.Балашов, М.Ф.Жиганов, ПФ.Мокшин и др./, в фольклористику /Н.И\Бояркин, Т.И.Одииокова, Н.П.Самаркина, Э.Н.Таракшт и Др./, в историю мордовской литературы / В.В.Горбунов, Л.С.Кавтаськин, М.Н.Коляденков и др./. Широкая вовлеченность наследия М.ЕЕвсевьева в актив различных отраслей знания стимулировала внимание наут/ной общественности к личности ученого. Несмотря на это следует отметить отсутствие специальных исследований, посвященных анализу его просветительской концепции, роли в создании национальной школы, изучению конкретного опыта педагогической деятельности. Отмечая высокий уровень работ авторов специальных исследований, нельзя не видеть известного отраслевого функционализма в использовании наследия М.Е.Евсевьева, Что препятствовало целостному анализу этого наследия и личности самого просветителя и педагога.
По существу обозначилось противоречие, между достаточно широким использованием имени М.Е.Евсевьева в научной литературе, исследованием его
1. См.: Цыганов Н.Ф., М.Е.Евсевьев /1864-1ЕШ гг./ (Биографический очерк)// Беззубов В.И. Документы о жизни и научной деятельности М.Е.Епсевьева,-Саранск, 1050.- С.5-12.
вклада в отдельные области науки о мордовском этносе и отсутствием целостного представления о жизненном пути ученого и педагога, о его личности просветителя в контексте просвещения нерусских пародов Поволжья в конца XIX - первой трети XX вв. Ого противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования, которая кратко может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль М.Е Епсевьева в становлении мордовского просветительства, каков его вклад в развитие теории и практики национального образования.
Решение данной проблемы составляет Цель исследования. Объект исследования - становление национального просветительства и школьного образования нерусских пародов Поволжья конца XIX - начала XX века.
Предмет исследования- просветительская и педагогическая деятельность мордовского учрного-знциклопедиста М.Е.Евсевьева.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
- дать целостную характеристику научного наследия М.Е.Евсевьева и его просветительской концепции;
- изучить и восстановить основные этапы жизни, научной биографии и педагогической деятельности М.Е.Евсевьева;
- показать роль М.ЕЕвсевьева как организатора общественно-педагогического движения мордвы.
- раскрыть направления деятельности М.Е.Евсевьева по созданию мордовской школы и подготовке национального учительства;
Методологической основой исследования являются современные концептуальные подходы к отечественной истории, истории национальных отношений, культуры и образования; системно-исторический подход, позволяющий на междисциплинарной основе проанализировать в единстве биографию ученого, его научный вклад в историю мордовской культуры и просвещения, науки и образования; цивилизационный подход, обеспечивший исследование базисных педагогических традиции мордвы и источников национального просветительства.'
В связи со слабой разработанностью понятия «просветительства» в аппарате современной науки, в работе как методологические используются подходы к этому сложному феномену общественного сознания, предложенные ЕГ.ОсовскиЫ Специфика педагогического наследия М.Е.Евсевьева потребовала герменевтического подхода, глубинного контекстного исследования его трудов для выявления
1. См.: Осовский Е.Г. У истоков мордовского просветительства: А.Ф.Юртов, М.Е.Евсевьев //Мордовское просветительство: истоки проблемы, направления развития.- Саранск, 1995.- С.4-11.
образователыгого и просветительского потенциала. Важное значение для работы имели функциональные исследования по истории педагогики и ее методологии / С.Ф.Егоров, ЕГ.Осовский, Э Д Днепро», З.Л.Равкин и др./, философии образования /П.Г.Щедровицкий, В.Д.Шадриков/, этнопедагогики /Г.Н.Волков, Я.И.Ханбшсов/, истории национальных отношений, культуры и этнографии /М.Н.Кузьшш, Т.Ю.Красовицкан, Э.Геллнер, В.А.Тишкоо, С.А.Токарен/.
В работе использовались разнообразные методы исследования, необходимые для решения Поставленных задач. Это общие для историко-педагогических исследований методы: анализа и обобщения литературных и архивных источников, сравнительно-сопоставительный, историко-культурный, историка-типологически;!, конструктивно-генетический. Учитывая биографический и междисциплинарный характер работы, использовались методы присущие такого рода исследований?-!.' метод вое становления биографии ученого, методы лингьг.дидактическоГо анализа учебной литературы и др.
Источники исследования подразделяются на следующие комплексы:
- труды М.Е.Евсевьева а разных областях научного знания;
- опубликованные документы, отражающие жизнь и научную деятельность М.Е.Евсекьева;
- учебно-методические материалы М.Е.Евсевьева /программы, пособия, анкеты и т.п./, его школьная документация /характеристики, отчеты, аналитические Материалы, записки/, переписка М.Е Евсевьева с отдельными лицани учреждениями о состоянии просвещения и образования мордовского народа, доклады принадлежащие М.Е.Евсевьеву, его документы, пикеты, дневники, гшсьиш и др.;
- материалы съездов, совещаний и конференций с участием М-Е Евсевьева, а также съездов л совещаний но вопросам просвещения, образования н культуры мордвы;
- мемуаристика /воспоминания П.С.Глуховь, Ф.Ф.Созеткина, З.Ф.Дорофеева, Л.П.Кирюкова и др./;
-литература по проблемам инородческого, а в советское время - национального образования а целом, и мордовского нирода в особенности.
Важную роль п исследовании выполняли архивные источники: материалы Государственного архива Российской Федерации /ГАРФ/, Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге /РГИА/, архива Российского государственного этногркфического музея /АРГЭМ/, архива Республиканского центра хранения, изучения документов новейшей истории /РЦХИДШ1/, Центрального архива республики Татарстан /ЦГА РТ/, Центрального государственно-
ro apxiuia Чувашской республики /ЦГА ЧР/, Центрального государственного архива Республики Мордовия / ЦГА 1'М/, рукописный фонд Мордовского научно-исследовательского института истории, языка, литературы и экономики /РФ МНШШЛИЭ/, архив мемориального музея М.Е.Евсевьеца при МГПИ им. М.Е.Евсевьеиа /АММ МШИ/.
Исследование выполнялось в два этапа: 1089-1Й90гг. - период заведования мемориальным музеем М.Е.Евеевьева при МГПИ tat. М.ЕЕвсевьева, связанный с реорганизацией экспозиции, созданием архива музея, составлением научной био1 рафии, накоплением эмпирического литературного и архивного материала; 1091-1В9-1П'. - период концептуального оформления архивного литературного и. исторического материала и написания диссертации.
Научна» новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что в. работе воссоздана научная биография М.Е.Евсевьева, впервые'дан целостный анализ, просветительской и педагогической деятельности, его теоретического и педагогического вклада в развитие национального образования мордвы. Впервые рассмотрено мордовское просветительство как социально-философский и этнокультурный феномен, нашедший свое выражение в деятельности МЕ.Евсевьева. Показана роль М.Е.Евсевьева в развитии мордовской школы и подготовки мордовского учительства, разработки содержания образования и мордовской письменности, формы и содержания национального учебника, роль учебной литературы для последующего развития литературного языка в контексте перспектив развития национальной школы. Раскрыю значение М.Е.Евсевьева, для развития современной мордовской школы.
Практическое значение настоящего исследования состоит в том, что его материалы являются составной частью изучения истории педагогической мысли и школьного образования народов Поволжья и используются в соответствующем разделе курса «История 1!едаюгики», а также в спецкурсе «Образование и педагогическая мысль в Мордовском крае с древнейших времен до наших дней», читаемом в МГПИ им. М.Е Евсевьева. в экскурсионной работе музея M E Евсевьева," и при разработке педагогических сла/еи дли «Мордовский энциклопедии».
Положения, выноошме па защиту:
1. М Е.Евсевьев входит и плеяду национальных просветителей России конца XIX - начала XX вв., отражая как общие, так этнические.)! социокультурные аспекты и тенденции развития нерусских народов Поволжья этого периода. Его деятелыюсль выступает как важнейший фактор пробуждения национального самосознания мордвы, создания национального образования, методики преподавании родного и русскою языков, Онциклонедичное по своей сути наследие
М.Е.Ёвсевьева послужило базисом для последующей разработки различных отраслей национальной науки и научно-педагогического знания.
2. Просветительская концепция М.Е.Евсевьта отражала ого глубокое понимание духовных интересов мордовского этноса, соотношения общечеловеческого, общероссийского и национального в его развитии. Она сформировалась иод воздействием традиций национального воспитания мордовского этноса, многонациональной учебной и педагогической среды, сплава миссионерской педагогики, традиций русской гуманистической педагогики и гуманитарных наук России, под влиянием, сотрудничества с русскими учеными и национальными педагогами Поволжья, а также благодаря многолетней педагогической практике в учебных заведениях различного типа.
3. М.Е.Евсевьевым заложены основы мордовской письменности, грамматики, ■ практики перевода учебной, Еероучительной И религиозной литературы, созданы первые учебные пособия - Буквари, Первоначальные учебники русского языка, литература для внеучебного чтения.
4. Важнейшими катализатором просретительстг-.а и паучпо-ггрдагогическон деятельности М.Е.Евсевьева было его участие п общестгкчто-научном и педагоги- • ческом движении России, организаторская роль в создании первым культурно-просветительных обществ мордгы, что способствовало вовлечению мордовской молодежи в просветительский процесс и формировало национальную интеллигенцию.
Достоверность иссл?дппшиш обеспечивается системно-историческим подходом к научному наследию мордовского просветителя, современной методологией исследования, включением в научный оборот ногых архигных документов и литературных источников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всесоюзных конференциях, посвященных проблемам истерии школы и педагогики /Москва, 1991; Чебоксары, 1991/, на Всероссийских конференциях / Горький, 1989 и 1990; Чебоксары, 1991; Саранск, 1992; Казань, 11)93/, на республиканских научных конференциях, посвященных юбилею М.Е Евсекьену /Саранск, 1994/, научному использованию и популяризации архивных документов /Саранск, 1992/, на ежегодных научных и научно-методических конференциях МГПИ им.М.Е.Евсевьева /1989-1894/.
СТРУКТУРА II СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ-
Диссертация состоит из введения, двух глав, закиочсшш, списка исполь-
оуемых источников и литературы, приложения.
По сведении обоснованы актуальность работы, выбор темы, научная новизна, теоретическая значимость исследования, дан историографический обзор, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи,, раскрыты методологические основы исследования, его методы и источники.
И первой главе «М.Е.Евсевьев - первый просветитель-энциклопедист мордовского народа» сделан системный анализ основных этапов жизни и деятельности ученого, вскрыты источники и генезис формирования его просветительской концепции, проанализировано содержание общественно-педагогической деятельности.
Макар Евсевъевич Евсееъсв (Кобаев) /1864-1931 гг./ - ученый и педагог, зачинатель мордовского просветительства. Он по праву входит в когорту педагогов и просветителей нерусских народов второй половины XIX -начала XX века. При известности этою посыла необходимо отметить, что традиционные подходы к биографическим исследованиям способствовали некоторой канонизации образа М.Е.ЕвсевьеЕа, что тормозило изучение как личности М.Е.Евсевьева, так и его научных воззрений и педагогической деятельности. Анализ показал, что в официальной биографии М.Е.Евсевьева немало умолчаний, «пустот», искажений, что затруднлет объективную оценку его наследия. За пределами биографии остались данные о детстве и юности, годах учеюш М.Е.Евсевьева, о его связях с Н.И.Ильминским и А.Ф. Юртопым, с братством св. Гурия, научное и педагогическое окружение, вехи государственной службы М.Е Евсевьева-чиновника, арест в советское время и т.д. Существенным было стремление официальной историографии отделить Евсевьева-просветителя от миссионерских истокоб.
В процессе исследования на основе прежде неизвестных документов и материалов удалось восстановить биографию ученого и педагога (в приложении дается биографическая хроника М.Е.Евсевьева). В первом параграфе выявлен комплекс этносоциальных, политических, межличностных факторов, определивших становление и развитие его общественных и научных позиций, направления практической деятельности. Исследование не подтверждает тезис о «безрелигиоз-ностн» М.Е.Евсевьева. Показано, что будучи питомцем Н.П.Ильминского, принимая его идеи важности овладения русским языком, он в своей деятельности сознательно переносит акценты на формирование национального самосознания, развития школы, мордовско-русского двуязычия, признавая важность религиозного воспитания.
Человеческая и научная биография М.Е.Евсевьева тесно связана с историей
1. ЦГА РМ. Ф. Р-267. 0.1. Д 326. Л. 7 об.
етряны, отражает сложные процессы становления просвещения в Поволжье; юность М.Е.Евсевьева совпадает с пореформенным периодом России, с изменением политики государства в вопросах просвещения инородцев; молодость ученого приходится на период «серебряного века», время активизации деятельности российской интеллигенции, на период пробуждения национального самосознания нерусских народов и их борьбы за развитие национальной культуры, на годы революции; зрелость - на период становления национального образования. Ег.о усилия как педагога, лингвиста, фольклориста, историка, этнографа, музейного работника, общественного деятеля подчинялись желанию, как он писал, «оказать просветительное влияние на значительную часть мордовского населения»1. Несмотря на смену общественно-политических парадигм задачи просветителя оставались прежними: просвещение народа, создание национальной школы, подготовка учительства, изучение, сохранение популяризация мордовской культуры, развитие мордовских литературных языков и литературы (учебной, религиозной, художественной И др.).
Во втором параграфе раскрывается просветительство как основа мировоззрения М.Е.Евсевьева, его истоки и- особенности. Понятие «просветительство» характеризуется как общечеловеческая категория, обладающая национальным содержанием. Особенности мордовского просветительства в том, что оно формировалось в условиях территориальной распыленности этноса, его дисперсного проживания среди других народов, сложной этноконфессионалыюи ситуации в Поволжье, множества диалектов при наличии двух языков /эрзянского и мокшанского/. В диссертации проведен анализ факторов, способствовавших формированию М.Е.Евсевьева как просветителя мордовского народа. Ото прежде всего культура и национальные традиции народа; поликультурная /мордовская, русская, чувашская, татарская/ среда общения; русская культура как цивилизацпошгый фактор просветительства; православие как религия и как культура; межличностное взаимодействие М.Е.Евсевьева с плеядой ярких российских педагогов и ученых / Н.И.Ильминскин, Л.Ф Юртов, Н.Л.Вобровников, Л.А.Шахматон, И.Н.Смирнов, Л.Е.Корш, Д.В.Бз'брих, В.В.Рпд.тов и др./; связи с национальными просветителями /И.Я.Яковлев, И.С.Михеев, Н.П.Ашмарин, Н.В.Никольский и др /¡воздействие казанских лингвистической, этнографической, методической школ; осмысление собственного педагогического опыта; активность научных исследований.
В третьем параграфе раскрыта просвет!польская деятельность МЕ Евссгьева в двух ее аспектах: практическом и теоретическом. При зтом ппдчгркипяетсл, что
реальноони существовали синтетично, дополняя и обогащая друг друга. Это прежде всего деятельность по изучению и сохранению различных пластов национальной культуры, создание своеобразной энциклопедии исторической жизни мордовского народа, в единстве воссоздающей менталитет, философию, систему воспитания, искусство мордвы. Для развития национального самосознания мордвы важнейшее значение имеют исследования М.Е.Евсевьева, составляющие целостный историко-культурный комплекс: работы по этнографии, истории, фольклористике. Закономерным было сравнение М.Е.Евсевьева с Э.Ленротом1.
Важнейшим направлением просветительства Евсевьепа стало создание новой мордовской письменности и разработка теории мордовских языков. В Букварях для мордвы-мокши и для мордвы-эрзи ученому удалось разработать алфавиты мокша- и эрзя мордовских языков на основе русской графики и с учетом их фонетических особенностей. М.Е.Евсевьев создает комплекс учебной литературы, который включал в себя, помимо Букварей, Первоначальные учебники русского языка отдельно для мордвы-мокши и для мордвы-эрзи, образцы мордовской народной словесности, словарные материалы, переводную литературу религиозного и вероуч!ггельного содержания, эти переводы с русского и церковнославянского языков способствовали становлению и развитию мордовских литературных языков /Л.II.Феоктистов/. Законченный характер комплекс литературы обретает к середине 90-х годов, но работа над ним продолжалась вплоть до конца 20-х гг. Первый советский' мордовский учебник букварь «Тундонь чп» /1923/ создается при непосредственном участии М.Е.Евсевьева и на ранее разработанных им принципах. В 1931 г. выходит Эрзянь-рузонь валке (Мордовско-русский словарь). Важным направление была разработка мордовского языкознания, которая нашла законченное выражение в «Основах мордовской грамматики», лексикографических материалах, диалектологических исследованиях. С именем М.Е.Евсевьева неразрывно связано все языковое строительство и развитие учебной литературы в Мордовском крае в 20-е - начале 30-х гг. Существенным аспектом просветительской деятельности М.Е.Евсевьева является его сотрудничество с рядом общественно-научных и общественно-педагогических организаций /Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, Русское географическое общество, Финно-угорское общество, Православное миссионерское общество братства св. Гурия и др./. Евсевьевым было создано первое объединение мордовской интеллигенции - Мордовское культурно-просветительное общество /1917/. После революции он активно участвовал в работе мордовских обществ по изучению и развитию национальной культуры и просвещения, в Наркомпросе и Наркомнаце.
Энциклопедизм научного наследия М.Е-Евсевьейа, где каждое из направле-
1. Ravila, Jevsevjev M.J. Мордовско-русский словарь - М.- 1931,- 226 с.// Finnisch-ugrische forschnung, 1934. -Bd. XXIIrllcft 1-3.- s.15-16
ний научной н просветительской деятельности связано с другим, потребовал системного анализа, что позволило выявить единство многоаспектного вклада в различные отрасли мордовской культуры и науки о мордве, в общую концепцию мордовского национального просветительства. М.Е Евсевьев, выйдя из недр миссионерства, сумел преодолеть его узкие рамки, понять и реализовать задачи" национального просветительства. Работа пи формированию в народе представлений о национально особенном, подъем национального самосознания, создание мордовского литературного языка, воспитание плеяды национальной интеллигенции - все эти направления просветительской Деятельности М Е.Евсевьева стали неотъемлемой частью развития мордовской нации.
Но н горой главе «Роль М.Е Евсевьева в создании и развитии национального образования мордвы» дан анализ деятельности педагога в области становления мордовской начальной школы и подготовки национального учительства.
В первом параграфе проанализирован вклад М.Е.Евсевьева в создание и развитие мордовской национальной школы, раскрыта динамика его взглядов в дореволюционный период на школьное образование мордовских детей. Научно-педагогические позиции М.Е.Евсевьева формировались под влиянием достижений мировой педагогической мысли / Я.А.Коменский, А.Дистервег/, русской педагогики / К.Д.Ушимский, Н.А.Бобровнцков, А.С.Рождествин/, педагогов Поволжья / И Я.Яковлев, С.В Михеев, И.М.Петяев/, методической и лингвистической школ Казани, но главное под воздействием многолетнего личного опыта педагогической работы в учебных заведениях Казани и на учительских курсах в различных городах России / в Москве, Пензе, Ульяновске, Казани, Самаре, Н.Новгороде, Саранске/. Заслугой М.Е.Евсевьева (как и других национальных просветителей народов Повольжья) является то, что ему удалось выйти за пределы миссионерской педагогики, поставить во главу угла идей развития школы для родного народа, создание письменности, учебной и нопулярний литературы, подготовку учительства и др. При этом признавалась необходимость овладения основами православия и церковной обрядностью. В параграфе подчеркивается, что это не было созданием мордовской национальной школы, речь шла о создании »инородческой школы», т.е. русской школы для мордовских детей /или смешанной школы/, где использовалась учебная литература, написанная с учетом особенностей мордвы, а учитель мог вести занятия, опираясь в обучении па родной Язык учащихся. Только после революции, в условиях либерализации национальной политики, когда началось строительство школы формирующей национальное самосознание, М.Е.Евсевьеи принимает активное участие в разработке ее научных основ и практических мероприятий /создание нового учебника, школ, учительских техникумов, курсов и
т.д./. В этот период он придает особое значение национальным компонентам содержания образования. К сожалению , в начале 30-х гг. реализация идей М.Е.Евсевьева была остановлена по идеологическим мотивам, а сам он причислен к «русификаторам» как последователь Н.И.Ильминского. Хотя, как утверждают современные исследователи, русификаторские тенденции в национальной политике в этот период были усилены, но уже не на основе православия, а на основе государственной коммунистической идеологии / Т.Ю.Красовицкая, М.Н.Кузьмин и ДР-/-
Анализ педагогических воззрений М.Е.Евсевьева позволяет говорить, что он в своей педагогической практике исходил из следующих принципов: принципа народности, культуросообразностп, взаимодействия национального и общечеловеческого, русской и национальной культур, религиозного и светского начал в просвещении. На основе этих принципов был создан комплекс учебной литературы, учебные программы по разным предметам, система общего и педагогического образования мордовских детей и молодежи. В исследовании отмечается, что Евсевьев выступает не только как педагог-теоретик, но и как организатор национальной школы.
Особое внимание уделяется'в работе изучению М.Е.Евсевьева как первого методиста национальной мордовской школы. Собственный опыт преподавания в мордовском двухклассном образцовом училище при семинарии, теоретические положения К.Д.Ушинского, Н.А.Бобровникова, С.В.Михеева легли в основу развития методики преподавания русского и мордовского языков в мордовской школе: изучение русского языка на основе родного; постоянный учет и сопоставление явлений родного и русского языков; следование по пути естественного развития речи; учет психологических особенностей освоения чужого языка, опора на привычные формы мышления; практическая направленность в обучении родному 11 русскому языкам. Эти методы были реализованы в практике преподавания М.Е.Евсевьева и* при создании комплекса учебной литературы для мордовской школы. Они привлекают внимание педагогов и на современной! этапе развития национальных школ республики.
В параграфе «М.Е.Евсевьев и подготовка национального учительства» отмечается, что подготовка педагогических кадров для нерусских школ Поволжья и Приуралья была важнейшей стороной практической деятельности недагога-просветителя. В исследовании рассматривается два этапа этой работы. С 1803 до 1920года в условиях многонациональной Казанской учительской семинарии М.Е.Евсевьев осуществляет подготовку учителей различных национальностей. Он по праву может быть назван «учителем учителей» для школ нерусских пародов
Поволжьл и Прпуральл. Обладая знанием многих языков /чувашского, татарского, марийского/, он мог практически учитывать их особенности п процессе воспитания и преподавания русского языка. С 1920 по 1930 гг. - работа по подготовке мордовских педагогических кадров. М.Е.Евсевьеву принадлежит выдающаяся роль в создашот первых средних педагогических учебных заведений по подготовке учителей для мордовских школ, создание курсов и программ повышения квалификации и переподготовки учительских кадров. Педагог сформулировал систему требований к подготовке национальных учителей: профессиональная грамотность (знание предмета и методики преподавания, особенности учеников, гуманность как стиль отношений с ними), уважение и способность к сельскому труду, совершенное владение языком учеников, знание традиций, обычаев народа, выработка позиций «просвещенца». Он сделал попытку реализовать спою концепцию подготовки мордовских учителей, создав проект мордовской учительской семинарии по образцу Казанской. Проект был поддержан Н-А.Вобровникопмм, но воплотить в жизнь его не удалось. В исследовании показана результативность деятельности М.Ё.ЕзсеЕьева-З'чителя: им была подготовлена целая плеяда национальной интеллигенции, составившая затем славу мордовской науки, культуры, образования, исскустпа /З.Ф.Дорофеев, Е.В.Скобелев, И.Я.Еондпков, П.С.Глухов, И.Ф.Прокаев, Т.Н.Данилов, М.И.Наумкин, В.П.Ямушкин, И.И.Мосясвкип,Л.П.Киргоков и многие другие/.
Второй этап подготовки учителей приходится на 20-е годы - период развития национальных школ. Строите,тп.ство национальной мордовской школы требовало подготовки педагогических кадров нового тмпа. Это стало глр.вным д?лом жизни М.Е.ЕвсевьеЕз. По поручению Н&ркомпрогл РСФСР в 1920 года М.Е.Евсееъев организует в Казани трехгодичные мордовские курен и Становится их первым директором. С открытием в 1921 году Казанской восточной академии (Восточного педагогического института), М.Е.Евсевьев избирается ее преподавателем, профессором, читает для будущих педагогов лекции по мордовскому языку и этно!рафии мордвы. С 1925 по 1930 год он преподавал в Татарском коммунистическом университете и одновременно в Казанском педагогическом техникуме. По его инициативе были открыты центральные курсы мордовских учителей в Москве, первые мордовские учительские семинарии. Сегодня можно сказать, что это была личностно-ориентированная подготовка учительских кадров, учитывавшая и индивидуальные; и этнокультурные особенности молодежи.
Наше исследование показывает, что влияние идей и личности МЛЗ.Евсевьепа на его окружение было чрезвычайно велико, значителен был научный и человеческий авторитет, нашедшие отражение п признании его «мордовским богом»
(Ф.Ф Сопеткин). Фигура просветителя стала персонифицированным национальным символом 20 - начала 30-х годов, способствовавшим объединению ученых и педагогов. Следует признать, что эта функция личностного влияния постепенно оказалась на определенный период утраченной. Это объясняется теми изменениями, которые произошли в национальной политике СССР в конце 30-х гг., репрессиями среди мордовской интеллигенции, обусловившими разрыв в связи времен, пересмотром оценок его деятельности и др. Педагогическое наследие М.Е.Евсевьева имеет существенное практическое значение в настоящих условиях развития образования, когда окончательно осознано, что современной школе предстоит вернутся к принципу народности и культуросообразности, когда активно выявляется национальный компонент школы. Речь идет не о буквальном переносе его концепции, а о понимании духовных основ просвещения, этнического образовательного идеала, который должен найти свое отражение в концепции и программе развития национальной школы Мордовии, в разработке национально-территориального компонента образования.
В заключении подводятся итоги исследования, показана плодотворность концептуального анализа наследия и личности М.Е.Евсевьева с точки ярения интегральной идеи национального просветительства, которая позволила рассмотреть в единстве многообразные аспекты деятельности М.Е.Евсевьева - педагога, ученого, просветителя-энциклопедиста.
ИсследоваШ1е подтвердив бытующую в современной научной литературе оценку выдающегося вклада М.Е.Евсевьева в развитие науки, культуры, образования мордовского народа, одновременно выявило интегративный, системный и целостный характер его научного наследия, позволило По-новому проанализировать и оценнть его просветительскую концепцию.
Конечной целью просветительства в концепции МЕ.Евсевьева была образованность и культура родного народа, развитие национальной школы, методики преподавания в ней, создание комплекса учебной литературы.
Педагогическое наследие М.Е.Евсевьева имеет существенное практическое значение для понимания духовных основ национального просвещения и образовательного идеала, развитии национально-территориального компонента образования и воспитания на современном этапе.
Анализ состояния евсевьевоведения как отрасли мордовского национального краеведения свидетельствует, что идеи и наследие мордовского просветителя еще недостаточно пропагандируются в среде учащихся и учительства. До сих пор не создана научная биография М.Е.Евсевьева,нет сводной библиографии его трудов и литературы о нем, остается неопубликованной и малодоступной часть работ,
необходимы поиски целого ряда его работ, котирые утеряны (и частности, большая работа «Терющевский бунт»). Представляется необходимым проведение экспериментальной работы по использованию научного наследия М.ЕЕвсевьева и современной школе. Эти проблемы требуют, на наш взгляд, дальнейшей серьезной научной разработки.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях диссертанта:
1. М.Е.Евсевьев - учитель и методист мордовской школы // IX науч.конф.молодых ученых и специалистов Волго-Вятского региона,- Горький,-1989,- Ч.1.- С. 180.
2. М.Е.Евсевьев - мордовский корреспондент А.Л.Шахматова // Современные проблемы русского языкознания (Памяти академика А.А.Шахматова) - Горький, 1990 - С.35,
3. М.Е.Евсевьев - учитель нерусских учителей народов Поволжья // Национальное, интернациональное и общечеловеческое в воспитании учащихся в интернатных учреждениях республики: опыт, проблемы, перспективы - Чебоксары, 1991,- С.93.
4. М.Е.Евсевьев - фотограф // Научное наследие М.Е Евсевьева и современность. Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, изд. Морд, ун-та, 1992. -С. 139-142. (в соавторстве с Е.Г.Осовским)
5. Традиции национальной педагогики в педагогической практике М.Е.Евсевьева // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Матер. Всесоюз. науч-практ. конф. (Чуваш, пед. нн-т)- Чебоксары, 1991,- Ч.1.-С.256-258.
6. Дневник 1885 года как источник изучения педагогической биографии М.Е Евсевьева // Современные проблемы пснхолого-педагогических наук /Под ред. проф. ЕГ.Осоиского,- Саранск, 1992, - С.15-18.
7. Педагогические традиции мордовского народа в ниучном наследии М.Е.Евсевьева // Традиционное и новое в культуре народов России. -Саранск: Изд. Мордой, ун-та,. 1992.- С.204-206.
8. Педагогическая деятельность М.ЕЕвсевьева в Казанской учительской семинарии // Современные проблемы психолого-иедагогнческих наук: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. проф. ЕГ.Осоиского.- Саранск, 1992- Вып.2- С.46-50.
9. Национальное и общечеловеческое в педагогических воззрениях мордовского просветителя М.Е.Евсевьева // Общечеловеческое и национальное в истори-ко-педагогическом процессе. Х-я сессия Научного Совета АПН СССР по проблемам истории школы и педагогики - М., 1992 - С.127-128 (в соавторстве с Е.Г.Осовским)
10. Просветительные аспекты деятельности М.Е.Евсевьева // XXIX научная конф. преподавателей и студентов МГПИ М.Е.Евсевьева.- Саранск, 1993-С.5-7. •
11. Связи М.ЕЕвсевьева с финскими учеными // Научное наследие М.Е.Евсевьева и современность: Межвузовский сб. науч. тр.- Саранск: ИзД. Мордов. ун-та, 1092.- С.65-68.
12. Социализация личности о эгноиедагогике ыордвы // Народная педагогика - основа воспитания,- Казань, 1993,- С.26-27.
13. Отзыв М.Е.Евсевьева на сборник С.В.Лникипа «Мордовские народные сказки» (СПб.,1909) // Филологические заметки: Межвуз. сб. науч. тр.- Саранск, 1094.- Вьш.З,- С.66-68.
14. Бояров С.Д. // История Мордовии в лицах. Биогр. сб./ Сост. В.СЛунин-Саранск, 1994,- С',39.
и. Л. Зет мши
Сдани к ииСир 03.03.95. Подписано в пич<1гь 10.03.95. Объем 1 п.л. Тираж 100 ¿к а. Закал № £ ■ Предпринтв "Принт" при АО "Элек"гровылрнмитель" 430001, Саранск, Проле1арская, 126.