Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности

Автореферат по педагогике на тему «Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Султаншина, Ирина Вадимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Вологда
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности"

На правах рукописи

Султаншина Ирина Вадимовна

ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Вологда 2006

Работа выполнена в Вологодском государственном педагогическом университете на кафедре общей педагогики и непрерывного педагогического образования.

Научный руководитель —

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Иван Дмитриевич Путников

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Бакланова,

кандидат педагогических наук Елена Адольфовна Воронина

Ведущая организация:

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Защита состоится 22 декабря 2006 года в 12 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.031.02 в Вологодском государственном педагогическом университете по адресу: 160035, г. Вологда, ул. Орлова, 6, ауд. 326.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Вологодского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан « » ноября 2006 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

М. В. Бутакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Развитие отечественной школы на современном этапе определяется задачами широкомасштабной модернизации структуры и содержания общего образования, фундаментальность которого требуется согласовать с ориентацией на актуальные и перспективные потребности личности. Это вызывает необходимость реализации в общеобразовательной школе специальной подготовки, целенаправленно решающей проблему развития индивидуальных способностей и интересов детей. ,

Необходимость вариативного построения содержания образования с учетом индивидуальных потребностей личности осознавалась педагх>-гами XVIII—XIX веков: М. В. Ломоносовым, И. П. Пниным, П. Г. Ред-киным, Н. И. Огаревым и др. Введение специальной подготовки с целью придать общему образованию профессиональную направленность, ремесленность в обучении детей жестко осуждалась К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, Н. И. Пироговым. Приоритет индивидуальности в образовании осознавался как важнейший путь целостного развития личности в трудах и статьях В. В. Розанова, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.

Работу по согласованию общего образования с развитием интересов и способностей учащихся продолжили ведущие педагоги второй половины XX века: Н. К. Гончаров, А. М. Арсеньев, М. Н. Скаткин. Преемственно связаны с их идеями положения «Концепции модернизации» отечественного образования, утверждающие профильное и предпро-ф ильное обучение как средство индивидуализации, позволяющее более полно учитывать интересы и способности учащихся за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

Однако проблема согласования общего и специального образования не может считаться решенной. В истории отечественной школы неоднократно наблюдались уклоны, приоритетное внимание к одному из компонентов содержания образования. Все сказанное напрямую относится и к общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Выдающимися педагогами (И. И. Бецким, П. Ф. Каптеревым, С. Т. Шацким, Б. Т. Лихачевым и др.) осознавалось важнейшее значение художественно-эстетического образования и развития детей, успех которого напрямую зависит от своевременности начала систематических занятий искусством. В трудах отечественных психологов (II. С. Лейтес, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина) убедительно доказана сензи-тивность младшего и среднего школьного возраста учащихся к художе-

ственно-эстетическому развитию. Специфика основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности придает рассматриваемому нами вопросу особую психолого-педагогическую, а также организационную тонкость и сложность, поскольку связана с гармонизацией общего и художественно-эстетического образования детей младшего и среднего школьного возраста.

Анализ содержания образования отдельных школ художественно-эстетической направленности выявил дисбаланс, свидетельствующий о неполной реализации функций общего, а также художественно-эстетического образования и обусловленный эмпирическим подходом к взаимосвязи компонентов образования. Достижение гармонии образования в общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности возможно лишь на основе разработки специфического процесса гармонизации, опирающегося на современные философские учения о гармонии (В. Т. Мещеряков, Э. М. Сороко, И. С. Молкин).

Обращаясь к традиционному опыту формирования содержания в массовой образовательной практике, мы отмечаем отстраненность от участия в его развитии субъектов образовательного процесса. Научно обоснованный процесс достижения гармонии содержания образования непременно должен осуществляться с учетом рефлексивной позиции субъектов образования. В. Л. Лекторским, В. М. Петровым, Г. А. Голицыным раскрыто значение рефлексии в процессах восходящего развития.

Анализ научной литературы и практики современного образования позволяет вычленить противоречия, наиболее важные для нашего исследования:

• между необходимостью развития основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности и отсутствием научно-методологических основ формирования содержания образования в таком учебном заведении;

• между необходимостью гармонии содержания образования в интересующей нас школе и научно-теоретической неразработанностью процесса гармонизации содержания образования;

• между необходимостью построения процесса гармонизации образования с учетом образовательных потребностей субъектов и неясностью механизма их включения в данный процесс.

Противоречия определяют постановку проблемы исследования: какова педагогическая сущность гармонизации и гармонии содержания образования и в первую очередь — учебного плана — в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности?

С проблемой связана тема исследования: «Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности».

Объект исследования: содержание образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности. В качестве предмета исследования выступает процесс гармонизации и педагогические характеристики гармоничного учебного плана в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Целью исследования является обосновать и опытным пууем проверить процесс достижения гармонии учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Задачи исследования:

1. На основе философских учений о гармонии раскрыть сущность гармонии содержания образования и условия ее достижения.

2. Проанализировать опыт гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности, выделить его достижения и недостатки.

3. Разработать и проверить в эксперименте модель рефлексивного процесса гармонизации содержания образования (учебного плана) в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.^

4. По результатам эксперимента дать общепедагогическую характеристику гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Гипотеза исследования: достижение гармонйи учебного плана как основного элемента содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности возможно, если:

• гармония содержания образования осознается как сбалансированное сочетание общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов;

• на определенном этапе развития образования процесс гармонизации рассматривается в логике непрерывного гармонического образования;

• процесс гармонизации содержания образования строится на основе рефлексивной системно-динамичной модели;

• гармонизация содержания образования осуществляется с учетом согласованности результатов субъектной рефлексии, научного анализа и предшествующего педагогического опыта.

Методологическую основу исследования составляют ряд положений.

Философская идея гармонии, согласно которой объект полноценно проявляет свою сущность, находясь в состоянии гармонии, необходима для разработки основополагающих категорий и ведущих аспектов исследования проблемы.

Личностно ориентированный подход создает основу для признания приоритета личности учащегося в образовательном процессе и позволяет строить содержание образования с учетом его индивидуальных интересов и способностей.

Рефлексивный подход, тесно связанный с личностно ориентированным, позволяет обеспечить поэтапное изменение учебного плана с учетом рефлексии субъектов образования.

Структурно-функциональный подход, согласно которому любое социокультурное явление осознается как структурная целостность, обладающая определенным функциональным назначением, позволяет поэтапно прослеживать процесс достижения гармонии содержания образования.

Положения «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепции художественного образования в РФ» о необходимости обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества; создать условия для разностороннего и своевременного развития детей; разработать основы специализированной подготовки в основной школе в целях индивидуализации образования, опираясь на богатейший опыт отечественной школы и сохраняя лучшие традиции художественного образования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа: анализ философской, психологической, педагогической литературы; проблемно ориентированный анализ школьных документов, учебных планов и программ; проектирование учебного плана; моделирование; изучение и обобщение педагогического опыта по рассматриваемой проблеме; опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы с педагогами, учащимися школы и их родителями).

Экспериментальной базой исследования выступило государственное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «Школа искусств» (ООП! «Школа искусств»), г. Вологда. Ис-

следование проходило в три взаимосвязанных этапа и охватило период 2002—2006 годов.

Первый этап (2002 год) был посвящен вычленению проблемы, разработке исследовательского аппарата и сбору фактического материала. На данном этапе изучался опыт по решению проблемы согласования общего и художественно-эстетического образования следующих школ художественно-эстетической направленности: МОУ «Гимназия № 1 г. Вельска» (Архангельская область), МОУ «Музыкально-гуманитарная гимназия № 3» (г. Рубцовск, Алтайский край), ГОУ Государственная общеобразовательная школа-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» (г. Сыктывкар), ГОУ «Основная общеобразовательная школа «Школа искусств» (г. Вологда).

На втором этапе (2003—2005 годы) разрабатывался и подвергался экспериментальной проверке процесс гармонизации содержания образования, апробировался экспериментальный учебный план основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

На третьем этапе (2006 год) проходила итоговая рефлексивная оценка экспериментального учебного плана, обрабатывались и обобщались результаты эксперимента, формулировались выводы по результатам исследования.

На защиту выносятся:

• общепедагогическая характеристика понятия «гармония содержания образования»;

• рефлексивный процесс достижения гармонии содержания образования и гармоничного учебного плана;

• педагогическая сущность и критерии гармоничного учебного плана в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности;

• организационно-педагогические условия достижения гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Научная новизна исследования:

• обоснован и создан новый вариант синтеза общего и художественно-эстетического образования на основе: единого учебного плана, гармонизирующего оба компонента; единого режима учебного дня с чередованием занятий по общему и художественно-эстетическому образованию; единой организационной структуры общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности; единого управления ею;

• на основе философских учений о гармонии раскрыта педагогическая сущность понятий «гармония содержания образования», «достижение гармонии содержания образования»;

• введено и обосновано новое понятие «непрерывное гармоническое образование», описана его сущность и комплексные условия реализации;

• дана педагогическая характеристика процесса гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности;

• разработана и опытным путем проверена рефлексивная системно-динамичная модель гармонизации учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• обоснованы принципы и условия достижения гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• по результатам эксперимента определены наиболее значимые характеристики, критерии, объективные и субъективные показатели гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Теоретическая значимость исследования:

• введение в научный оборот нового понятия «непрерывное гармоническое образование» обогащает теорию непрерывного образования идеей гармонизации;

• конкретизация таких понятий как «гармония содержания образования» (учебного плана), «гармоничный учебный план», «гармонизация содержания образования» (учебного плана), «достижение гармонии содержания образования» уточняет и расширяет понятийный аппарат общей педагогики;

• для теории управления (применительно к общеобразовательной школе) значимыми являются выводы об организации рефлексивных процессов субъектов образования, обоснования комплексных условий непрерывного гармонического образования, условий достижения и последующего поддержания гармонии учебного плана;

• разработанные и обоснованные принципы гармонизации учебного плана расширяют представления о системе принципов в общей педагогике.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования:

• рефлексивной системно-динамичной модели гармонизации содержания образования в практике основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• логики, механизмов, принципов и условий достижения гармонии содержания образования в практике любой школы, сочетающей общее и специальное образование;

• критериев и показателей гармоничного учебного плана школы для его оценки;

• материалов и выводов диссертации в системе повышения квалификации руководителей и работников образования. *

Ограничения, принимаемые в исследовании: рамки школы ограничиваем одним типом — основная общеобразовательная школа художественно-эстетической направленности; сферу художественного образования ограничиваем художественно-эстетической направленностью, и конкретно, ее музыкально-театральным направлением, реализующимся в ООШ «Школа искусств»; содержание образования ограничиваем в основном рамками учебного плана как основы для реализации образовательного стандарта, построения учебных программ и процесса обучения.

Достоверность исследования обеспечена методологической базой, совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга и адекватных поставленным задачам исследования; двойной экспериментальной проверкой выдвинутых гипотетических суждений; подтверждением и одобрением хода и результатов исследования экспертным советом при департаменте образования Вологодской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статей, материалов, выступления на международной научно-практической конференции «Роль непрерывного профессионального образования в устойчивом развитии региона» (Сыктывкар, 2005), Всероссийских конференциях «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2005) и «Молодые исследователи — регионам» (Вологда, 2005), Седьмых педагогических чтениях «Гуманизация образования» (Сыктывкар, 2006). Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и непрерывного педагогического образования Вологодского государственного педагогического университета и кафедры педагогики Вологодского института развития образования.

Экспериментальный учебный план основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности рассматривался и был одобрен экспертным советом при департаменте образования Вологодской области в ноябре 2005 года. Основное содержание

диссертации и результаты исследования отражены в 6 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (189 библиографических записей) и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, показан уровень теоретической разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, обозначена его методологическая основа, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость; ограничения, принимаемые в исследовании.

В первой главе — «Теоретико-методологические подходы к достижению гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности» — по итогам историко-философского анализа раскрывается педагогически значимая сущность категорий «гармония», «гармонизация», обобщаются логика, механизмы и условия достижения гармонии; представлен историко-педагогический анализ поставленной нами проблемы; выявлен общепедагогический смысл ключевых категорий исследования «гармония содержания образования», «гармонизация содержания образования»; обобщены логика и механизмы гармонизации содержания образования; обоснованы ключевые характеристики «непрерывного гармонического образования» и комплексные условия его реализации.

Во второй главе — «Опыт гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности» — проанализирована практика отдельных школ по решению рассматриваемой проблемы, представлена рефлексивная системно-динамичная модель процесса гармонизации содержания общего и художественно-эстетического образования и опыт достижения гармонии, сложившийся в ООШ «Школа искусств»; обоснованы принципы гармонизации содержания образования, критерии гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности, организациошю-педагогические условия достижения и поддержания гармонии содержания образования.

В заключении представлены результаты исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложении приведен экспериментальный учебный план ООШ «Школа искусств».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Категория «гармония» сложна и многогранна. В трудах античных ученых гармония впервые стала рассматриваться как непреходящая ценность и глобальная философская проблема. Разноаспектное толкование гармонии как совершенства, как особого способа взаимосвязи противоположных элементов внутри единого целого; указания на процессуальный характер гармонии, ее универсальность, относительность и функциональность встречаем у Пифагора, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Философы последующих эпох обосновали объективную взаимосвязь объектов как источник гармонического развития (Декарт, Лейбниц, Кеплер, Кант и др.); приблизились к пониманию механизма дополнительного и функционального соответствия — ведущего принципа гармонического развития (Бруно, Гегель, Маркс) раскрыли связь гармонии с проблемами воспитания и развития всесторонней личности (Мирандола, Кант, Руссо, Гумбольдги др.). Наиболее ясно природа гармонического развития предстает в свете структурно-функционального подхода, согласно которому развивающийся объект мыслится как динамичная целостность, обладающая на каждом этапе своей эволюции определенными структурными и функциональными характеристиками (В. Т. Мещеряков, Э. М. Сороко).

Опираясь на идеи указанных авторов, мы определяем гармонизацию (процесс достижения гармонии) как процесс структурно-функционального развития объекта в целях достижения его относительного совершенства. Гармония есть вид отношения, складывающийся в результате гармонизации на основе структурно-функционального соответствия, в момент относительной стабилизации объекта.

Наиболее педагогически значимые смысловые оттенки гармонии проявились в совокупности выделенных нами существенных признаков. К ним относятся необходимость и достаточность внутренних компонентов объекта; оптимальное соотношение компонентов по какому-либо признаку (признакам); функциональное соответствие компонентов внутри целого; функциональное соответствие целостного объекта в момент его относительной стабилизации.

Такая трактовка гармонии позволила приблизиться к пониманию логики процесса достижения гармонии, которая включает в себя следующую последовательность осознаваемых явлений: целому присуща самоорганизация; формой самоорганизации целого выступает гармонизация; гармонизация, отражающая характер развития целого, представляет собой изменение отношения сторон и отношения состояний, изменение структурно-функционального соответствия; цель гармонизации — дос-

тижение совершенства в форме гармонии; достижение совершенства осуществляется через изменение структурных и функциональных свойств целого; гармония наступает на основе структурно-функционального соответствия в момент стабилизации. Этот момент и есть достижение относительно совершенного, гармоничного состояния целого.

Большинство объектов окружающего мира способны достигать относительного баланса и поддерживать его на основе самоорганизации. Теоретический анализ обнаружил недостаточность механизма самоорганизации в развитии социокультурных, в том числе педагогических, явлении и процессов. Ведущая роль в гармонизации таких объектов и процессов принадлежит рефлексии и человеку, как разумному субъекту взаимодействия. Вследствие этого рефлексивный под ход является важнейшей методологической позицией в разработке процесса гармонизации содержания образования. Логика и механизмы в единстве составляют процесс достижения гармонии.

Анализ научных источников приводит нас к выделению совокупности следующих условий достижения гармонии: способность компонентов целостного объекта к структурно-функциональному развитию; способность их к взаимодействию в процессе развития; отсутствие антагонизма объекта со средой; рефлексивное управление этим процессом.

Наше исследование убеждает в том, что среди фундаментальных факторов, обусловливающих движение к гармонии содержания образования, в истории педагогической науки выступали индивидуальные способности и интересы детей. История отечественной школы продемонстрировала сложность и противоречивость взаиморазвития общего и специального образования, сопровождающуюся многократной реорганизацией специализированных общеобразовательных учебных заведений. При этом под специальным образованием (направленностью) в общеобразовательной школе мы понимаем тот аспект содержания образования, который максимально ориентирован на развитие интересов и способностей учащихся.

Педагоги-историки (Ш. И. Ганелин, С. Ф. Егоров, Д. И. Лагышина, М.Ф. Шабаева и др.) отмечают такие черты эмпирического подхода к взаимосвязи общего и специального образования как отсутствие их органического единства, неполноту общего образования, случайность выбора дисциплин специального образования, его несоответствие образовательным потребностям учащихся.

Мы отметили схожие признаки дисбаланса по итогам анализа содержания образования отдельных школ художественно-эстетической направленности. Эмпирический характер соотношения компонентов образования определяется совокупностью следующих типичных проявлений: несоответствием учебного плана специфике школы художественно-эстетической направленности, функциональной неполнотой общеобразовательного компо-

нента, перегрузкой учащихся. Это свидетельствует о профессиональном уклоне в художественно-эстетическом образовании детей, что особенно опасно по отношению к раннему возрасту их развития.

Изложенное позволило выявить общепедагогический смысл ключевых категорий нашего исследования. Гармонизация содержания образования (в том числе в общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности) есть процесс структурно-функционального развития содержания образования с целью достижения баланса его компонентов. Гармония содержания образования представляет собой вид отношения, складывающийся в содержании образования в результате его гармонизации на основе структурно-функционального соответствия, в момент его относительной стабилизации (в определенный момент развития содержания образования).

Данная сущность конкретизирована нами совокупностью следующих признаков гармонии содержания образования: поликомпонентная структура содержания образования, наличие, как минимум, двух компонентов

— общего и специального образования; оптимальное соотношение компонентов образования, их соразмерность в определенный момент их развития; соответствие каждого из компонентов образования своим функциям в определенный момент развития; соответствие целостного содержания образования школы своей ведущей функции на определенном этапе образования.

Логика процесса достижения гармонии (гармонизация) содержания образования включает в себя последовательность осознаваемых субъектом образования явлений: необходимость трансформации спонтанных изменений содержания образования в управляемые изменения; формой изменения выступает гармонизация содержания образования; гармонизация представляет собой взаиморазвитие компонентов образования, а также их функций; цель гармонизации содержания образования — достижение содержательного баланса общего и специального образования

— гармонии; гармония достигается через изменение структурных и функциональных свойств содержания образования; гармония содержания образования наступает на основе структурно-функционального соответствия общеобразовательного и специального компонентов, а также целостного содержания образования в определенный момент их развития. Этот момент и есть достижение баланса общего и специального образования — гармония как результат процесса гармонизации.

Исследование показало, что для успешного осуществления гармонизации содержания образования необходимо основывать этот процесс на механизмах тройного плана: на рефлексивной деятельности субъектов; на научно-теоретическом анализе процесса гармонизации; на естественной самоорганизации, присущей опыту образования, в которой участвуют различные его субъекты.

Сензитивность детей младшего и среднего школьного возраста к художественно-эстетическому развитию, а также анализ научных публикаций и практика школ позволили нам выделить понятие «непрерывное гармоническое образование» на основе сбалансированности общего и художественно-эстетического образования. Исследование выявило ключевые характеристики непрерывного гармонического образования и комплексные условия его реализации.

Ориентационные характеристики непрерывного гармонического образования отражают социально-педагогические задачи школы и обеспечивают: постоянную направленность на способности и интересы учащихся; целенаправленное выявление, развитие и поддержку учащихся, особо одаренных в сфере музыкально-сценического искусства; гармонизацию межсубъектных отношений и социокультурного пространства

В содержательной характеристике непрерывного гармонического образования отражены наличие и баланс общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов на всех его ступенях. Процессуальные характеристики непрерывного гармонического образования отражают: преемственность содержания непрерывного гармонического образования на его ступенях; поступательное наращивание художественно-эстетического компонента для достижения баланса с общим образованием; вариативность соотношения общего и художественно-эстетического образования; непрерывность рефлексивных процессов.

Характерными организационными чертами непрерывного гармонического образования являются: объединение в рамках единого учебного заведения нескольких образовательных структур художественно-эстетической направленности; организация гибкой многоступенчатой системы общего и художественно-эстетического образования детей; совмещение учебного процесса с активной сценической деятельностью учащихся; согласование учебно-воспитательных задач.

Исследование определило комплекс условий реализации непрерывного гармонического образования: субъектные условия отражают мотивацию участников образовательного процесса к синтезу общего и художественно-эстетического образования; кадровые условия предполагают высококвалифицированный состав педагогов, способный решать задачи общего и художественно-эстетического образования в соответствии с их функциями; материально-технические условия отражают потребности в помещениях и специальном оборудовании для реализации непрерывного гармонического образования в данном типе школ; режимные условия связаны с необходимостью синтезирования дисциплин общего и художественно-эстетического образования в учебном расписании, а также с возможностью функционирования школы полного дня; условия приема детей в школу представляют собой систему поиска и отбора детей, обладающих задатками к музыкально-театральному искусству и мотивацией

к художественно-эстетическому образованию; управленческие условия отражают организацию непрерывного гармонического образования и рефлексивных процессов.

Выделенные нами комплексные условия и обеспечивают содержательный баланс на всех ступенях (во всех классах обучения) непрерывною гармонического образования через взаиморазвитие его структурных и функциональных свойств, на основе структурно-функционального соответствия общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов в определенный момент их развития.

Идея непрерывного гармонического образования учащихся с 1 по 8 класс реализована в сбалансированном учебном плане ООШ «Школа искусств». Характер сбалансированности общего и художественно-эстетического образования приобретает свою специфику на разных этапах (в разных классах школы) непрерывного гармонического образования (это подтверждается имеющимися в диссертации материалами, представленными в таблицах).

Ориентация нашего исследования на гармонизацию учебного плана общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности обусловила конкретизацию существенных характеристик гармонии содержания общего и художественно-эстетического образования применительно именно к учебному плану. Уточнения, внесенные нами в понимание функций образования, не противоречат взглядам ведущих отечественных педагогов XX века на эту проблему (М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Б. Т. Лихачев), а конкретизируют предложенный функционал аспектом взаимодействия компонентов единого учебного плана. Функция художественно-эстетического образования состоит в обеспечении художественно-эстетического развития детей в соответствии с их интересами и способностями в единстве с функцией общего образования. Функция общего образования состоит в обеспечении функциональной грамотности учащихся во всех направлениях общего образования и видах деятельности в соответствии с установленными нормативами в единстве с функцией художественно-эстетического образования. Целостный учебный план общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности предназначен для гармонизации его компонентов, и, следовательно, д ля гармонизации образования детей.

Формулируемое положение о необходимости трансформации спонтанных и эмпирически организованных изменений содержания образования в управляемые изменения на основе рефлексии привело к необходимости разработки специфического процесса гармонизации содержания образования (учебного плана школы). Экспериментальный процесс достижения гармонии учебного плана осуществляется на основе обоснованной и апробированной нами рефлексивной системно-динамичной модели, характеризующейся следующим:

• наличие необходимой основы как исходной точки гармонизации учебного плана; фиксация структуры учебного плана, содержания его компонентов и реально выполняемых ими функций;

• системообразующим фактором процесса гармонизации выступает цель достижения гармонии учебного плана;

• в структуру модели входят:

— компоненты содержания образования: общеобразовательный и художественно-эстетический;

— компоненты процесса, выраженные в его этапах: предварительном, начальном и основном;

— моменты этапов; каждый из этапов осуществляется на основе единой совокупности моментов: рефлексивно-аналитического, рефлексивно-задачного, рефлексивно-содержательного, субъектного, рефлексивпо-моти-вационного, рефлексивно-процессуального, результативного, организаци-онно-деятельностного и внедренческого;

• внутрипроцессуальные связи проявляются: между целью и задачами по отдельным этапам; между этапами; между другими элементами процесса;

• динамизм процесса, представленный в модели, проявляется в том, что:

— этапы отражают изменение содержательных компонентов: меняются содержание и функции общего и художественно-эстетического компонентов образования; меняется содержание и функции целостного учебного плана.

— содержание каждого момента по этапам процесса меняется;

• основным механизмом гармонизации учебного плана выступает рефлексивная деятельность субъектов образования, согласованная с научно-теоретическим анализом процесса гармонизации и с педагогическим опытом гармонизации содержания образования.

Результатом трех этапов рефлексивного достижения гармонии содержания образования явился экспериментальный учебный план, внедренный в 2005—2006 году. Наиболее значимыми его характеристиками являются: общее образование полностью реализует требования государственного стандарта; содержание отдельных общеобразовательных предметов, объективно приближенных к специфике школы, адаптировано к идее достижения гармонии; художественно-эстетические предметы соотносятся в учебном плане с дисциплинами общего образования, не теряя при этом своей целостной специфики; дисциплины художественно-эстетического компонента отражают специфику отделений школы (вокально-хоровое и танцевальное); имеется определенный баланс общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов содержания образования, оптимальность которого должна быть проверена в эксперименте.

•В соответствии с идеей гармонии в ООШ «Школа искусств» разработан целостный подход к реализации музыкального образования, физического воспитания и трудового обучения учащихся, заключающийся в адаптации "части содержания данных областей к специфике школы. В соответствии со спецификой школы дисциплина общего образования «Музыка» заменяется комплексом предметов музыкального образования. Данная адаптация содержания образования имеет нормативный характер и подтверждается документально «Обоснованием выполнения требований к обязательному уровню знаний по дисциплине «Музыка» в учебных программах комплекса дисциплин музыкального образования». Целостный подход к реализации физического воспитания на второй ступени обучения обусловил создание адаптированной программы по «Физической культуре», вариативная часть которой (дисциплины «Хореографическая гимнастика» на вокально-хоровом отделении и «Народно-характерный танец» на танцевальном отделении школы) расширена и представлена модулями акробатики, гимнастики, ритмики, соответствующими специфике отделений. Для реализации трудового обучения на второй ступени образования избраны четыре модуля, наиболее соответствующие условиям ООШ «Школа искусств»; один из них (разрабатывается в настоящее время) содержательно адаптирован к специфике художественно-эстетической направленности. Адаптированные образовательные программы рекомендованы экспертным советом при департаменте образования Вологодской области к использованию в практике общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

По результатам эксперимента обоснованы специфические принципы гармонизации учебного плана в интересующей нас школе, не противоречащие общедидактическим принципам формирования содержания образования (М. Н. Скаткин, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер): сохранение содержательной целостности художественно-эстетических дисциплин, их выведение в самостоятельный компонент учебного плана; использование возможностей адаптации содержания общего образования к специфике школы; динамичная пропорциональность сочетания структурных компонентов содержания образования; соответствие содержания образовательных программ учебному плану на каждом этапе гармонизации.

Исследование позволило выявить следующие критерии гармоничного учебного плана: «Наличие в учебном плане общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов» (проверялся объективным показателем «Состав дисциплин учебного плана»); «Соответствие общеобразовательного компонента его функции на данном этапе образования» (проверялся объективным показателем «Реализация в содержании образования требований государственного стандарта общего образования»); «Соответствие художественно-эстетического компонента его функции на данном этапе образования» (проверялся субъективным показателем — наличием уверенной положительной оценки этого компонента со стороны

субъектов образования); «Пропорциональное соотношение общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов в учебном плане школы на данном этапе образования» (проверялся объективным показателем «Пропорция между объемами общего и художественно-эстетического образования»); обобщающий критерий «Соответствие целостного учебного плана школы его функции на определенном этапе образования» (проверялся объективными показателями по первому, второму и четвертому критериям, а также субъективным показателем - положительным отношением к учебному плану субъектов образования).

Эксперимент выявил организационно-педагогические условия достижения и поддержания гармонии содержания общего и художественно-эстетического образования, подтвердив гипотезу, одновременно уточнив и расширив совокупность условий, заложенных в ней:

• организация процесса гармонизации содержания образования на каждом его этапе в логике непрерывного гармонического образования, на основе предложенной и апробированной модели;

• полная и логически взаимосвязанная реализация всех структурных моментов процесса рефлексивной гармонизации содержания образования на каждом его этапе;

• организация включения личности в рефлексивный процесс (содействие педагогам, учащимся и родителям в их осознании себя субъектами процесса гармонизации содержания образования; осознание гармонизации содержания образования как способа полноценной реализации индивидуальных образовательных потребностей);

• поэтапная гармонизация содержания образования на основе согласованности результатов субъектной рефлексии, научного анализа и предшествующего педагогического опыта;

• организация взаимопонимания педагогов общеобразовательного и художественно-эстетического циклов учебных предметов на основе профессионального осознания единой цели — необходимости достижения гармонии образования детей.

Результаты эксперимента показали соответствие учебного плана всей совокупности критериев, проверяемых как объективными, так и субъективными показателями. Это позволяет рассматривал, экспериментальный учебный план как гармоничный на данном этапе образования.

Эксперимент показал, что уверенно положительной можно считать позитивную оценку учебного плана не менее 75 процентов субъектов образования. Принципиальную невозможность стопроцентного одобрения и допустимое отступление от всеобщей положительной оценки содержания образования определяет следующая совокупность факторов: степень включенности субъектов в рефлексивный процесс; степень реального соответствия способностей

и интересов детей направленности школы; степень адекватности самосознания детьми интересов и способностей.

Применение объективных и субъективных показателей гармонии в их единстве к оценке учебного плана, по результатам эксперимента, позволяет сделать вывод об оптимальности соотношения общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов в пропорции 87 процентов к 13 процентам.

Сбалансированность учебного плана общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности подтверждает адекватность разработанного нами рефлексивного процесса достижения гармонии образования его цели; действенность и результативность рефлексивной системно-динамичной модели процесса достижения гармонии образования.

Эксперимент выявил роль рефлексии как механизма превращения личности в полноценный субъект процесса гармонизации содержания образования. Достигнутая гармония содержания образования относительна и характеризуется такой степенью сбалансированности учебного плана, которая удовлетворяет всей совокупности имеющихся на данный момент условий (нормативы, образовательные потребности субъектов, проявляющиеся интересы и способности учащихся). Непрерывное обновление условий детерминирует непрерывность процесса гармонизации учебного плана. Работа по реализации непрерывного гармонического образования на основе характеристик и критериев гармонии содержания образования носит также перспективный характер: она проектируется на последующие классы обучения детей. В частности, в 9 классе такая работа по гармонизации учебного плана будет сочетаться с решением других образовательно-воспитательных задач: выбором детьми путей продолжения образования, предпрофильной подготовкой по углубленному художественному и гуманитарному направлениям.

Под твердившая свою действенность рефлексивная системно-динамичная модель процесса гармонизации содержания образования, а также обоснованные автором специфические принципы гармонизации и критерии гармоничного учебного плана могут быть экстраполированы на процесс достижения гармонии любых содержательных компонентов образования.

Проведенное исследование не исчерпывает проблемы гармонизации содержания образования вообще и общего с художественно-эстетическим, в частности. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы как: влияние гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности на разностороннее развитие личности учащихся; достижение баланса содержательных компонентов на других ступенях непрерывного гармонического образования; стандартизация образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Рефлексивная системно-динамичная модель процесса гармонизации содержания общего и художественно-эстетического образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности

Компоненты этапа

Этап Рефлексивно-аналитический Рефлексивно-задачный Рефлексивно-содержательный Субъектный Рефлексивно-мотива-цвовный Рефлексивно-процессуальный Результативный Организационно-деятельно-стный Внедренческий

Предвари-тельный Функциональное несоответствие компонентов Корректировка общего и художествен-но-эстети-ческого образования Содержание образования в школе Педагоги, учащиеся Беседы Рефлексия учебного плана 2002-2003 года Функциональное несоответствие художественно-эстетического компонента Создание разноуровневых программ художествен-но-эстети-ческого образования Учебный план 2003-2004 года

Начальный Функциональное несоответствие об-щеобразо-вательнош компонента Корректировка об-щеобразо-вательного компонента Содержание образования в школе Педагоги, родители Беседы, дискуссии Рефлексия учебного плана 2003-2004 года Функциональное несоответствие общего образования Приведе- • ние общего образования в соответствие с нормативами Учебный план 2004-2005 года

Основной Наличие всех условий для гармонизации Сбалансировать компоненты в едином учебном плане Учебный план школы Педагоги Дискуссии, беседы Рефлексия учебного плана 2004-2005 года Необходимость сбалансировать компоненты Разработка экспериментального учебного плана Учебный план 2005-2006 года

Экспериментальный учебный план ГОУ ООШ «Школа искусств» *

Предмет | 1кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 а, б кл. | 5 кл. | б кл. | 7 кл. | 8 кл.

Общее образование

Русский язык 5 5 5 5 1 7 4 3

Литература 4 4 3 3 4 3 2 2

Иностранный язык 2 2 2 3 3 3 3

Математика 4 4 | 4 4 5 5 5 5

История 2 2 2 2

Обществознание 1

География 2 »3 2

Окружающий мир 1 2 2 2

Физика 2 2

Химия 3

Биология 2 2 2 2

ИЗО 1 1 1 1 1 1 1 1

Музыка /* /*

Физическая культура 2 2 2 2 1 1 1 1

Черчение 1

Трудовое обучение 2 2 2 2 2 2 2 2

Всего общее образование 19 22 21 21 27 27

Художественно-эстетическое образование

Основы театральных знаний 1 1

Музыкальная литература 1/ 1/ 1/1 1/1 1/1 1 1/1

Сольфеджио Сольфеджио (инд.) 1/1 1,5/ 0,5/ 1,5/ 0,5/ 1,5/0,5/ 1,5/ 1,5/ 1,5/ 1,5/

Хореографическая гимнастика /3 /3 /2 1,5/ 1,5/ 1,5/ 1,5/

Народно-характерный танец /3 /3 /3 /3

Всего художественное образование 1 3 4 4 4 4 4 4

Факультативы 3 1

Максимально допустимая нагрузка 20 25 25 25 32 35

•Примечание: 9 класс в 2005—2006 учебном году отсутствует в связи с переходом на модель четырехлетнего начального обучения в 1997 году.

1/ — учебные часы художественно-эстетического образования, реализующиеся на вокально-хоровом отделении школы;

/1 — учебные часы художественно-эстетического образования, реализующиеся на танцевальном отделении школы.

/* «Музыка» на танцевальном отделении реализуется в предметах дополнительного образования «Музыкальный инструмент» и «Сольфеджио».

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА

1. Султаншина И. В. Гармонизация содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности: методология и опыт / И. В. Султаншина // Вестник Поморского университета / Отв. ред. А. В. Грибанов. — Сер. физиологические и психолого-педагогические науки. — №4: — Архангельск, 2006. —С. 128—132.

2. Султаншина И. В. К проблеме гармонии в образовании / И. В. Султаншина // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Иваново — Вологда, 2005.— С. 18—22.

3. Султаншина И. В. Опыт гармонизации содержания образования на основе рефлексии / И. В. Султаншина // Гуманизация образования :— 21 век: Седьмые педагогические чтения. / Ред. и сост. Л. В. Чалышева, Л. Б. Коренева. — Сыктывкар, 2006. — С. 119—124.

4. Султаншина И. В. Особенности конструктивного педагогического эксперимента на рефлексивной основе / КВ. Султаншина // Психолого-педагошческие исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. / Отв. ред. Д. Ф. Ильясов. — Москва — Челябинск, 2005. — С. 72—75.

5. Султаншина И. В. Процесс гармонизации содержания образования в школе с художественным профилированием / И. В. Султаншина // Роль непрерывного профессионального образования в устойчивом развитии региона: Материалы Международной научно-практической конференции. — Т. 2. — Сыктывкар, 2005. — С. 160—162.

6. Султаншина И. В. Рефлексивный подход к достижению гармонии общего и профилированного образования / И. В. Султаншина // Молодые исследователи — регионам: Материалы Всероссийской конференции студентов и аспирантов: В 2-х т. — Т. 1. — Вологда, 2005. —С. 193—195.

Султаншина Ирина Вадимовна

ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Выпускающий редактор — С А. Тихомиров

Подписано в набор 15.11.2006. Подписано в печать 18.10.2006. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1.25. Уч. изд. л. 1,25. Тираж 100 экз. Цена договорная.

Издательство «Книжное наследие» Вологодской областной универсальной научной библиотеки 160035, г. Вологда, ул. М. Ульяновой, 1

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Султаншина, Ирина Вадимовна, 2006 год

Введение.

Глава 1. Теоретике» - методологические подходы к достижению гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

1.1. Историко-философский анализ гармонии и гармонизации.

1.2. Развитие идеи гармонизации содержания образования в истории отечественной педагогики и школы.

1.3. Непрерывное гармоническое образование и условия его реализации.

Глава 2. Опыт гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

2.1. Процесс гармонизации содержания общего и художественно-эстетического образования на основе рефлексивного подхода.

2.2. Экспериментальный учебный план, гармонизирующий содержание общего и художественно-эстетического образования.

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по достижению гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности"

Развитие отечественной школы на современном этапе определяется задачами широкомасштабной модернизации структуры и содержания общего образования, фундаментальность которого требуется согласовать с ориентацией на актуальные и перспективные потребности личности. Это вызывает необходимость реализации в общеобразовательной школе специальной подготовки, целенаправленно решающей проблему развития индивидуальных способностей и интересов детей.

В истории российского образования уже с XVIII века получили распространение школы, сочетавшие общее образование и специальную подготовку учащихся. Развитие способностей и интересов детей как важную задачу школы рассматривали В.Н. Татищев, Ф.С. Салтыков, М.В. Ломоносов, Г.Н. Теплов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и многие другие.

Необходимость вариативного построения содержания образования с опорой на индивидуальные потребности личности осознавалась педагогами и общественными деятелями XIX века: И.П. Пниным, И.М. Ястребцовым, П.Г. Редкиным, В.Ф. Одоевским, В.Г. Белинским, Н.И. Огаревым, А.И. Герценым.

Введение специальной подготовки с целью придать общему образованию профессиональную направленность, ремесленность в обучении детей жестко осуждалась К.Д. Ушинским, JI.H. Толстым, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, Н.И. Пироговым, В.Я. Стоюниным.

Приоритет индивидуальности в образовании осознавался как важнейший путь целостного развития личности в трудах и статьях В.П. Кащенко, Н.И. Кареева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской. Современное понимание диалектики общего и особенного в образовании было исторически подготовлено философскими воззрениями В.В. Розанова.

Работа по согласованию общего образования с развитием интересов и способностей учащихся была продолжена ведущими педагогами второй половины XX века: Н.К. Гончаровым, A.M. Арсеньевым, М.А. Мельниковым, М.Н. Скат-киным, С.Г. Шаповаленко и другими. Преемственно связаны с их идеями положения «Концепции модернизации» отечественного образования, утверждающие профильное и предпрофильное обучение как средство индивидуализации, позволяющее более полно учитывать интересы и способности учащихся за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

Однако проблема согласования общего и специального образования не может считаться решенной. В истории отечественной школы неоднократно наблюдались уклоны, приоритетное внимание к одному из компонентов содержания образования. Все сказанное напрямую относится к школе художественно-эстетической направленности.

Выдающимися педагогами: И.И. Бецким, И.И. Новиковым, А.Н. Радищевым, С.А. Рачинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, Н.Н. Шацкой, А.В. Луначарским, Б.Т. Лихачевым и многими другими - осознавалось важнейшее значение своевременного художественно-эстетического образования и развития детей.

Успех художественно-эстетического развития детей напрямую зависит от своевременности начала систематических занятий искусством. В трудах отечественных психологов, таких как Н.С. Лейтес, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Л.А. Благонадежина, А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Матюхи-на, убедительно доказана сензитивность младшего и среднего школьного возраста учащихся к художественно-эстетическому развитию.

Художественно-эстетическое образование не только способствует развитию специальных способностей и интересов ребенка, но также, аккумулируя культурный потенциал народа, духовно обогащает личность. Это подтверждено многочисленными исследованиями по проблемам эстетического развития человека (Б.Т. Лихачев, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.М. Асафьев, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.Н. Неменский, Г.Н. Кудина, М.А. Новлянская, Е.П. Крупник и другие).

Специфика основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности придает рассматриваемому нами вопросу особую психолого-педагогическую, а также организационную тонкость и сложность, поскольку связана с гармонизацией общего и художественно-эстетического образования детей младшего и среднего школьного возраста.

В некоторых современных известных нам школах художественно-эстетической направленности баланс общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов достигается отказом от предметов, реализующих федеральный компонент содержания образования: такие школы встают на путь профессионализации обучения детей. В других учебных заведениях художественно-эстетический компонент органически не связан с общим образованием, что приводит к параллелизму учебного материала и серьезной перегрузке учащихся.

Указанные факты - яркий признак эмпирического подхода к согласованию общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов образования. Достижение гармонии образования в общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности возможно лишь на основе разработки специфического процесса гармонизации, опирающегося на философские учения о гармонии. В дидактике недостаточно использовался потенциал данной методологии ввиду глубины и неоднозначности идеи гармонии. Ее ключевые характеристики, раскрытые современной философией (В.Т. Мещеряков, В.П. Шестаков, А.А. Горелов, Э.М. Сороко, И.С. Молкин, А.Н. Деев), позволяют осознать гармонию как фундаментальную категорию нового педагогического мышления.

Обращаясь к традиционному опыту формирования содержания в массовой образовательной практике, мы отмечаем отстраненность от участия в его развитии субъектов образовательного процесса. Научно обоснованный процесс достижения гармонии содержания образования должен осуществляться с учетом рефлексивной позиции субъектов образования. Исследователями: В.А. Лекторским, В.М. Петровым, Г.А. Голицыным, К.Я. Вазиной, К.В. Вербовой, И.Ф. Исаевым, А.К. Марковой, Ю.Н. Кулюткиным раскрыта роль рефлексии в процессах восходящего развития.

Анализ научной литературы и практики современного образования позволяет вычленить противоречия, наиболее важные для нашего исследования:

• между необходимостью развития основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности и отсутствием научно-методологических основ формирования содержания образования в таком учебном заведении;

• между необходимостью гармонии содержания образования в интересующей нас школе и научно-теоретической неразработанностью процесса гармонизации содержания образования;

• между необходимостью построения процесса гармонизации образования с учетом образовательных потребностей субъектов и неясностью механизма их включения в данный процесс.

Противоречия определяют постановку проблемы исследования: какова педагогическая сущность гармонизации и гармонии содержания образования - и в первую очередь учебного плана - в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности?

С проблемой связана тема исследования: «Достижение гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности».

Объект исследования: содержание образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Предмет исследования: процесс гармонизации и педагогические характеристики гармоничного учебного плана в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Целью исследования является обосновать и опытным путем проверить процесс достижения гармонии учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Задачи исследования: 1. На основе философских учений о гармонии раскрыть сущность гармонии содержания образования и условия ее достижения.

2. Проанализировать опыт гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности, выделить его достижения и недостатки.

3. Разработать и проверить в эксперименте модель рефлексивного процесса гармонизации содержания образования (учебного плана) в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

4. По результатам эксперимента дать общепедагогическую характеристику гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Гипотеза исследования: достижение гармонии учебного плана как основного элемента содержания общего и художественного образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности возможно, если:

• гармония содержания образования осознается как сбалансированное сочетание общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов;

• на определенном этапе развития образования процесс гармонизации рассматривается в логике непрерывного гармонического образования;

• процесс гармонизации строится на основе рефлексивной системно-динамичной модели;

• гармонизация содержания образования осуществляется с учетом согласованности результатов субъектной рефлексии, научного анализа и предшествующего педагогического опыта.

Методологическую основу исследования составляют ряд положений. Философская идея гармонии, согласно которой объект полноценно проявляет свою сущность, находясь в состоянии гармонии, необходима для разработки основополагающих категорий и ведущих аспектов исследования проблемы: логики, механизма и условий достижения гармонии содержания образования; определения принципов гармонизации и критериев гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Личностно ориентированный подход создает основу для признания приоритета личности учащегося в образовательном процессе и позволяет строить содержание образования с учетом его индивидуальных интересов и способностей.

Рефлексивный подход, тесно связанный с личностно ориентированным, позволяет обеспечить поэтапное изменение учебного плана с учетом результатов рефлексии субъектов образования.

Структурно-функциональный подход, согласно которому любое социокультурное явление осознается как структурная целостность, имеющая определенный состав компонентов с их функциональным назначением, а также функцией целостного объекта, позволяет поэтапно прослеживать процесс достижения гармонии содержания образования.

Положения «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепции художественного образования в РФ» о необходимости обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества; создать условия для разностороннего и своевременного развития детей, их творческих способностей, самореализации; разработать основы специализированной подготовки в основной школе в целях индивидуализации образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, опираясь на богатейший опыт отечественной школы и сохраняя лучшие традиции художественного образования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; проблемно ориентированный анализ школьных документов, учебных планов и программ; проектирование экспериментального учебного плана; моделирование процесса достижения гармонии содержания образования; изучение и обобщение педагогического опыта по рассматриваемой проблеме; наблюдение; опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы с педагогами, учащимися школы и их родителями). Ограничения, принимаемые в исследовании:

1. Рамки школы ограничиваем одним типом - основная общеобразовательная школа художественно-эстетической направленности.

2. Сферу художественного образования ограничиваем художественно-эстетической направленностью. Исследование ведем на базе ГОУ «Основная общеобразовательная школа «Школа искусств» (г. Вологда) с ее музыкально-театральным направлением.

3. Содержание образования ограничиваем в основном рамками учебного плана как основы для реализации образовательных стандартов, построения учебных программ и процесса обучения.

Организация и этапы исследования.

Исследование проходило в три взаимосвязанных этапа и охватило период с 2002 по 2006 годы.

Первый этап (2002 год) был посвящен вычленению проблемы, разработке исследовательского аппарата и сбору фактического материала. На данном этапе изучался опыт по решению проблемы согласования общего и художественно-эстетического образования следующих школ художественно-эстетической направленности: МОУ «Гимназия № 1 г. Вельска» (Архангельская область), МОУ «Музыкально-гуманитарная гимназия № 3» (г. Рубцовск Алтайского края), ГОУ Государственная общеобразовательная школа - интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» (г. Сыктывкар), ГОУ «Основная общеобразовательная школа «Школа искусств» (г. Вологда).

На втором этапе (с 2003 по 2005 год) разрабатывался и подвергался экспериментальной проверке процесс гармонизации содержания образования, апробировался экспериментальный учебный план основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

На третьем этапе (2006 год) проходила итоговая рефлексивная оценка экспериментального учебного плана; обрабатывались и обобщались результаты эксперимента, формулировались выводы по результатам исследования.

На защиту выносятся:

• общепедагогическая характеристика понятия «гармония содержания образования»;

• рефлексивный процесс достижения гармонии содержания образования и гармоничного учебного плана;

• педагогическая сущность и критерии гармоничного учебного плана в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности;

• организационно-педагогические условия достижения гармонии содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности.

Научная новизна исследования:

• обоснован и создан новый вариант синтеза общего и художественно-эстетического образования на основе: единого учебного плана, гармонизирующего оба компонента; единого режима учебного дня с чередованием занятий по общему и художественно-эстетическому образованию; единой организационной структуры общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности; единого управления ею;

• на основе философских учений о гармонии раскрыта педагогическая сущность понятий «гармония содержания образования», «достижение гармонии содержания образования»;

• введено и обосновано новое понятие «непрерывное гармоническое образование», описана его сущность и комплексные условия реализации;

• дана педагогическая характеристика процесса гармонизации содержания образования в основной общеобразовательной школе художественно-эстетической направленности;

• разработана и опытным путем проверена рефлексивная системно-динамичная модель гармонизации учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• обоснованы принципы и условия достижения гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• по результатам эксперимента определены наиболее значимые характеристики, критерии, объективные и субъективные показатели гармоничного учебного плана основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

Теоретическая значимость исследования: введение в научный оборот нового понятия «непрерывное гармоническое образование» обогащает теорию непрерывного образования идеей гармонизации; конкретизация таких понятий как «гармония содержания образования» (учебного плана), «гармоничный учебный план», «гармонизация содержания образования» (учебного плана), «достижение гармонии содержания образования» уточняет и расширяет понятийный аппарат общей педагогики; для теории управления (применительно к общеобразовательной школе) значимыми являются выводы об организации рефлексивных процессов субъектов образования; обоснования комплексных условий непрерывного гармонического образования, условий достижения и последующего поддержания гармонии учебного плана; разработанные и обоснованные принципы гармонизации учебного плана расширяют представления о системе принципов в общей педагогике. Практическое значение диссертации заключается в возможности использования: рефлексивной системно-динамичной модели гармонизации содержания образования в практике основной общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности;

• логики, механизмов, принципов и условий достижения гармонии содержания образования в практике любой школы, сочетающей общее и специальное образование;

• критериев и показателей гармоничного учебного плана школы для его оценки;

• материалов и выводов диссертации в системе повышения квалификации руководителей и работников образования.

Достоверность исследования обеспечена методологической базой, совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга и адекватных поставленным задачам исследования, двойной экспериментальной проверкой выдвинутых гипотетических суждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Экспериментальный учебный план «Основной общеобразовательной школы «Школа искусств» рассматривался и был одобрен экспертным советом при департаменте образования Вологодской области в ноябре 2005 года.

Результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Роль непрерывного профессионального образования в устойчивом развитии региона» (Сыктывкар, 2005), всероссийских конференциях «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2005) и «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, 2005), «Дети. Молодежь. Театр. Образование» (Вологда, 2001), Седьмых педагогических чтениях «Гуманизация образования» (Сыктывкар, 2006), на заседаниях кафедры общей педагогики и непрерывного педагогического образования Вологодского государственного педагогического университета и кафедры педагогики Вологодского института развития образования.

Основные теоретические положения и практические результаты диссертации представлены в шести статьях.

Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 189 источников и приложения. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включено 35 таблиц, 1 модель. Объем диссертации - 168 с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

• Учебный план 2004-2005 года обозначил новую содержательную тенденцию полноценного решения задач общего образования, стоящих перед основной общеобразовательной школой, что, в свою очередь, позволяет обеспечить преемственность с последующей ступенью образования.

• Однако анализируемый учебный план выявил противоречие специфике школы. Необходимая полнота реализации требований государственного стандарта сопрягается в нем с его несоответствием задачам художественно-эстетического развития учащихся. Художественно-эстетический компонент реализуется в дополнительном образовании, нет его единства с общим образованием.

Несмотря на указанные выше противоречия в ходе процесса гармонизации, нельзя не признать и достигнутых позитивных моментов:

• Функционально соответствующее общее образование.

• Функционально соответствующее художественно-эстетическое образование (реализующее полноценное художественно-эстетическое развитие детей в рамках дополнительных образовательных программ).

В связи с этим, основной задачей следующего этапа гармонизации осознавалась необходимость объединить и соразмерить общеобразовательный и художественно-эстетический компонент в целостном сбалансированном учебном плане школы.

2. Цель этапа - создание сбалансированного учебного плана общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности.

3. Аспекты рефлексии - учебный план школы, его соответствие своей функции, содержание общего и художественно-эстетического образования.

4. Субъекты рефлексии - педагоги общего и художественно-эстетического образования.

5. Способы стимулирования рефлексивной деятельности - личные и групповые беседы, дискуссия.

6. Результаты рефлексии продемонстрировали сближение субъектных позиций педагогов общего и художественного образования в оценке скорректированного учебного плана.

Педагоги художественно-эстетического образования высказали негативную оценку осуществленных изменений, возросшей учебной нагрузки, снижения статуса и сокращения объема художественно-эстетического образования.

Учителя общеобразовательных предметов также выразили обеспокоенность высокой учебной нагрузкой учащихся, однако внутри этой субъектной группы наметились разногласия по поводу объема общего образования. Часть педагогов с одобрением встретили приоритетное положение общего образования, однако немалое число учителей общеобразовательных предметов высказали явную неудовлетворенность итогами изменения содержания образования на данном этапе.

Многие педагоги осознали фундаментальное значение содержательного синтеза видов образования на уровне учебного плана школы для решения проблем, связанных с дисбалансом общего и художественного образования. По результатам анкетирования 65% респондентов выразили мнение о необходимости объединения общего и художественно-эстетического образования («предмет «Музыка» не может изучаться в нашей школе по стандартным программам», «учебная нагрузка возросла из-за введения физкультуры в полном объеме», «нужно устранить параллелизм в программах.путем создания интегрированных программ, факультативов», «нужен особый подход к формированию учебного плана и к разработке программ» и пр.).

Рефлексивное отслеживание содержания образования значительно активизировало субъектную позицию педагогов ООШ «Школа искусств»: в 2002 году на вопрос о путях гармонизации общего и художественно-эстетического образования в школе не ответило более 40% педагогов, в 2003 году - 35%, в 2004 году лишь 15% опрошенных не выразили своего мнения по рассматриваемой проблеме. Можно констатировать, что за время проведения рефлексии аналитический потенциал педагогов существенно вырос, возросло понимание ими разнообразных аспектов содержания образования, а также намечены тенденции достижения взаимопонимания между педагогами общего и художественного образования в вопросах оценки и развития содержания образования в школе.

7. Указанные выше позитивные итоги двух этапов гармонизации послужили основой для создания в 2005 году экспериментального сбалансированного учебного плана «Основной общеобразовательной школы «Школа искусств».

8. Экспериментальный учебный план школы, гармонизирующий общее и художественно-эстетическое образование был внедрен в 2005-2006 учебном году. Рефлексивно-аналитическое описание данного учебного плана представлено в параграфе 2.2. Результаты его рефлексии со стороны всех субъектов образовательного процесса даны в последнем параграфе диссертации. Таким образоМу можно заключить:

• Самоорганизация содержания, присущая образовательной практике, организуемая на основе мнений различных субъектов образования как механизм совершенствования содержания образования (учебного плана) в направлении его гармонизации недостаточна, она не решает проблему;

•необходим построенный на научной основе рефлексивный процесс достижения гармонии содержания образования (учебного плана) с включением в него всех субъектов образования;

•этот процесс целесообразно строить на основе научно обоснованной рефлексивной системно-динамичной модели.

2.2. Экспериментальный учебный план, гармонизирующий содержание общего и художественно-эстетического образования

Дальнейший анализ посвящен описанию конкретных содержательных характеристик экспериментального учебного плана, ставшего результатом опытной работы по рефлексивному достижению гармонии содержания образования на данном этапе развития школы.

Остановимся на принципах гармонизации содержания общего и художественно-эстетического образования в учебном плане общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности:

1. Сохранение содержательной целостности специальных (художественно-эстетических) дисциплин, их выделение в самостоятельный компонент учебного плана.

В дидактике известны различные способы реализации обучения, ориентированного на способности и интересы учащихся. Анализ практики образования интересующих нас школ и опыт достижения гармонии показали, что задачам общего и художественно-эстетического развития и образования учащихся соответствует способ расширения образовательной области «Искусство» не внутри регламентированных Базисным учебным планом дисциплин, а путем создания отдельных дисциплин, соответствующих всем направлениям художественно - эстетического развития учащихся (музыкально - теоретическое, хореографическое, музыкально - исполнительское). Художественно -эстетические предметы соотносятся в учебном плане с дисциплинами общего образования, но не теряют при этом своей целостной специфики. Дисциплины, соответствующие задачам художественно-эстетического развития учащихся объединяются в отдельный компонент содержания образования, отражают художественно-эстетическую специфику школы и ее отделений.

2. Использование возможностей адаптации содержания общего образования к специфике школы.

Выделение художественного образования в самостоятельный компонент учебного плана создает проблему дублирования учебного материала в объективно содержательно приближенных предметах общего и художественно-эстетического образования. Так, например, учебная программа по предмету «Музыка» полностью дублируется учебными программами комплекса музыкальных дисциплин; часть содержания программы «Физическая культура» (модуль гимнастики) углубленно изучается в хореографических дисциплинах «Хореографическая гимнастика» и «Народно - характерный танец». Избежать дублирования учебного материала в программах общего и художественного образования позволяет метод адаптации содержания объективно приближенных предметов к специфике школы. Он заключается в создании скорректированных учебных программ по предметам «Физическая культура», «Технология» и в создании модернизированной программы по «Музыке», либо в отказе от преподавания «Музыки» по типовым программам и замене этого предмета комплексом музыкальных дисциплин.

Адаптация содержания общеобразовательных учебных предметов может осуществляться только при полной реализации в модернизированных программах требований государственного стандарта общего образования. Эти требования выполняются в содержании скорректированных учебных программ и модулей как общего, так и художественно-эстетического образования. Адаптированные образовательные программы способствуют внутреннему содержательному синтезу двух видов образования.

3. Динамичная пропорциональность сочетания структурных компонентов содержания образования.

Постепенное наращивание объема художественного образования соответствует потребностям становления развивающейся личности. Согласно психолого - педагогическим воззрениям, образовательный процесс есть диалектическое сочетание общеобразовательных и специальных аспектов развития человека. Проявляющиеся в процессе обучения художественные способности и интересы детерминируют расширение объема художественноэстетического образования. Однако этот принцип дополняется фундаментальным положением о необходимости установления пропорции между общеобразовательным и художественно-эстетическим компонентами образования, поскольку неконтролируемый рост объема художественного образования создает тенденции профессионализации общеобразовательной школы и препятствует возможностям переориентации образовательного маршрута учащегося.

4. Соответствие содержания образовательных программ учебному плану на каждом этапе гармонизации.

Данные принципы имеют общедидактический характер. Они относятся к учебному плану любой школы, где ставится цель достижения гармонии, и не противоречат принципам конструирования учебного плана общеобразовательной школы, выдвинутым отечественной дидактикой XX века (М.Н. Скат-кин, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и другие):

• принципы последовательности, научности, доступности содержания образования являются основой построения любого учебного плана. Мы учитываем их и при гармонизации содержания общего и художественно-эстетического образования;

• требование соответствия объема учебного плана психо - физиологическим возможностям учащихся регламентируется соответствующими нормативными документами (СанПиН, 2004).

В то же время есть необходимость в обосновании и реализации принципов, специфических для решения проблемы гармонизации содержания образования.

С опорой на существенные признаки гармонии мы разработали критерии и показатели гармонии содержания общего и художественно-эстетического образования применительно к учебному плану общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности:

1 критерий. Наличие в учебном плане общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов - проверяется по показателю «Состав дисциплин учебного плана».

Структура учебного плана представляет собой оптимальную совокупность компонентов в том случае, если учебный план составлен из общеобразовательных и художественно-эстетических дисциплин, статус которых особо подчеркивается выделением художественно-эстетического образования в самостоятельный компонент учебного плана. Совокупность предметов художественного образования должна отражать специфику отделений школы.

2 критерий. Соответствие общеобразовательного компонента его функции на данном этапе образования определяется по показателю «Реализация в учебном плане требований государственного стандарта общего образования».

Содержание общего образования оптимально, и оно выполняет свои функции, если: в отношении совокупности общеобразовательных предметов (за исключением предмета «Музыка») и в почасовом отношении (за исключением предметов «Физическая культура», «Музыка») соответствует инвариантной части РБУП (БУП); учебный план имеет адаптированные предметы или адаптированные модули в учебных программах по названным предметам; в адаптированные учебные программы позволяют реализовать требования государственного стандарта общего образования.

3 критерий. Соответствие художественно-эстетического компонента его функции на данном этапе образования определяется наличием уверенной положительной оценки этого компонента со стороны всех субъектов образования.

4 критерий. Пропорциональное соотношение общеобразовательного и художественно-эстетического компонентов в учебном плане школы на данном этапе образования. Показатель - пропорция между объемами общего и художественно-эстетического образования.

В современных документах об образовании имеются рекомендации, на которые следует опираться при согласовании компонентов учебного плана.

Опираясь на рекомендации пояснительной записки к Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ (2003 и 2005 годы), устанавливающей следующее соотношение компонентов содержания образования в учебном плане: федеральный компонент - не менее 75%, школьный компонент - не менее 10% учебного времени - мы полагаем, что объем художественно-эстетического образования в учебном плане не может быть менее 10% и более 25% учебного времени (разумеется, данная пропорция не может быть реализована в первом классе, поскольку содержание образования включает лишь федеральный компонент образования).

Соответственно, объем общего образования составляет от 75% до 90% учебного времени. Учитывая то, что учебные программы дисциплин художественного образования обеспечивают выполнение требований государственного стандарта по некоторым дисциплинам («Музыка», «Физическая культура»), а также включают аспекты регионального компонента, рекомендуемая пропорция представляется достаточно обоснованной.

Соотношение общего и художественно-эстетического образования, полученное по результатам процесса достижения гармонии должно соответствовать данным рекомендациям и при наличии положительной оценки экспериментального учебного плана со стороны всех субъектов образования может быть оценено как оптимальное.

5. Обобщающий критерий. Соответствие целостного учебного плана его функции на данном этапе образования. Соответствие учебного плана общеобразовательной школы художественно-эстетической направленности проверяется как объективными показателями (соответствие первому, второму, третьему критериям), так и субъективным показателем - наличием уверенной положительной оценки учебного плана со стороны всех субъектов образования.

Представляем обобщающую таблицу 7 критериев и показателей гармонии содержания общего и художественно-эстетического образования:

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Султаншина, Ирина Вадимовна, Вологда

1. Математика 5 5 5 5 5 5 5 51. История 2 2 2 2 2 2 3 31. Обществоведение 1 11. География 2 2 3 3 2 21. Биология 2 2 2 2 2 2 2 21. Физика 2 2 2 21. Химия 3 3

2. Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1

3. Музыка (содержательный модуль дисциплин музыкального образования) 1 1 1 1 1 1 1 1

4. Физическая культура 1 2 1 2 1 2 1 2

5. Модуль гимнастики дисциплин «Хореографическая гимнастика» и «Народно-характерный танец» 1 1 1 1

6. Черчение (2 вариант) 1 1

7. Трудовое обучение 2 2 2 2 2 2 2 21. Итого 29 30 28 29 32

8. Региональный и школьный компонент (Факультативные занятия, художественное образование в ЭУП) 2 2 4 5 51. Всего 31 \2 34 35

9. Почасовое наполнение дисциплин федерального компонента образования (за исключением предмета «Физическая культура») полностью соответствует установленным нормативам.

10. Физическое воспитание в ООШ «Школа искусств» осуществляется по скорректированной учебной программе с опорой на «Комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов» Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона под руководством В.И. Ляха (Москва, 1996).

11. Модуль общей физической подготовки включает следующие виды деятельности: легкую атлетику, спортивные игры, лыжную подготовку.

12. Корректировка типовой программы осуществлена в 2005 году. Скорректированная программа физического воспитания одобрена методистами ВИРО.