автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX века
- Автор научной работы
- Бондарева, Ольга Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX века"
На правах рукописи
БОНДАРЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ВЫСШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса)
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 2015
005570739
005570739
Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. Л.И.Герцена».
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Козлова Антуанетта Георгиевна
Официальные оппоненты:
Буторина Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет», заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения.
Дивногорцева Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, Негосударстветюе образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования.
Ведущая организация: Федеральное государствешгое бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет».
Защита состоится 16 июня 2015 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 800.009.02 на базе Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина и на официальном сайте университета http://dissertation.lengu.ru/index.php?r=dissertation/vie\v&id=14
Автореферат разослан ЛСоЛ 2015 года.
И.о. учёного секретаря
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Задача воспитания молодёжи актуальна, т.к. успешность ее реализации определяет жизнеспособность социума. В России XXI века решение данного вопроса осложняется тем, что ценностные установки молодых людей формируются в условиях духовной нестабильности, пренебрежения нравственными принципами и роста индивидуализма.
Снижение значимости традиционных ценностей и преемственности культурных традиций, с одной стороны, и возрастание требований к профессиональным качествам специалиста, с другой стороны, определяют необходимость выработки таких форм организации воспитания учащейся молодёжи, которые позволят гармонизировать и совершенствовать личность и социум.
Необходимость нравственного воспитания подрастающих поколений отражена в официальных законодательных и программных документах государства1.
Отметим, что сосредоточенность исключительно на процессе профессиональной подготовки будущих специалистов отодвигает на второй план проблему формирования и закрепления у молодых граждан мировоззренческих установок.
Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно-нравственного воспитания студентов технических вузов не рассматривалась отдельно от общих вопросов и задач воспитания молодежи. Подчеркнём, что специфика данного процесса в вузах инженерного профиля обусловлена необходимостью сформировать в будущем специалисте, работающем в материально-технической сфере, не только морально-этические ценности, но и потребность их реализации силами внутренних духовно-нравственных установок. Именно на инженерах лежит ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, которая влияет на жизнь человека и окружающую среду.
Изучение и осмысление опыта духовно-нравственного воспитания в первом высшем техническом учебном заведешш России - Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе -позволяет смоделировать и реализовать комплекс мер, направленных на качественное улучшение процесса воспитания современных студентов.
1 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537), Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Послание президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года, 12 декабря 2013 года в части касающейся духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ трудов, посвященных проблеме исследования, дает основания утверждать, что учеными изучались различные аспекты духовно-нравственного воспитания. В целях реализации задач диссертации были проанализированы и систематизированы современные исследования, посвященные образовательно-воспитательной работе, коррелирующей с темой духовно-нравственного воспитания.
Изучению духовности и нравственности, ценностей и традиций духовно-нравственного воспитания в России, образовательной политики государства в изучаемый период (первая треть XIX в.) посвящены труды современных исследователей: Агафоновой Г.З. (2006), Александровой В.Г. (2004), Берсеневой Т А. (2008), Блинова В.И. (2001), Буториной Т.С. (1994, 2011, 2013), Гатиловой Н.Н. (2006), Дивногорцевой С.Ю. (2009, 2010, 2011), Костиковой М.Н. (2002), Кудряшовой А Н. (2006), Кукушкиной Г.В. (2003), Лазаревой Г А. (2006), Маслова Н.В. (2004), Рада Н.В. (2005), Разиной М.В. (2006), Скляровой Т В. (1995), Соловцовой И. А. (2006), Шестуна Е В. (2006), Янушкявичене О.Л. (2009) и др.
Анализ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возрастной категории с 14 до 22 лет (контингент, обучавшийся в Горном кадетском корпусе) и особенностей воспитательного процесса в техническом вузе был проведён Вяткиной И В. (2011), Горбачёвым А.Л. (2009), Грачёвой Ю.И. (2009), Даниловой В. А. (2007), Емельяновой Т.В. (2006), Козловской Т В. (2009), Кондратюк Т А. (2008), Кружковой Л.А. (2006), Мирошниковой Т.Г. (2006), Сергеевой О.Ю. (2007), Трескиной О.В. (2007), Трофимовой Н.Б. (2009) и др.
Потенциал гуманитарных учебных дисциплин и искусств в процессе духовно-нравственного воспитания изучен такими исследователями как Антонова О.А. (2006), Базалий Р.В. (2005), Бесова А.К. (2000), Денисенко Ю.В. (2009), ДонченкоЛ.М. (2005), Корнеева Т.В. (2003), Ли Л.В. (2005), Макеева С.Г. (2001) и др.
Среди исследований, посвященных организационно-педагогическим условиям становления, моделирования, реализации и управления воспитательной системой высшего учебного заведения следует назвать работы Грозовой Т.И. (2004), ЖигадлоА.П. (2009), Козловой Н.В. (2011), Люлкжа А.М. (2006), Молокановой Е.А. (2007), Тарасовой А.Д. (2004), Шлычковой С Л. (2008).
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным аспектам духовно-нравственного воспитания в университетах, образцовых учебных заведениях для дворян, военно-учебных заведениях, училищах и школах, эта проблема применительно к высшим техническим учебным заведениям не находит должного освещения в научной литературе.
Исследование высшего технического образования в России в педагогической литературе Х1Х-ХХ1 вв. представлено работами историко-обзорного характера, материалами журнальной публицистики или мемуарами.
Целенаправленного изучения духовно-нравственного воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе не проводилось.
Проблема данного исследования заключается в выявлении и определении сущностных характеристик духовно-нравственного воспитания учащихся высшего технического учебного заведения первой трети XIX в. (на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса).
Объект исследования. Духовно-нравственное воспитание учащихся технических учебных заведений первой трети XIX в. (на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса).
Предмет исследования. Сущностные характеристики духовно-правствешюго воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе (1804-1833 гг.).
Хронологические рамки исследования: период — 1804-1833 гг., в это время изучаемое учебное заведение функционировало в статусе кадетского корпуса и представляло собой многоступенчатую систему обучения, включавшую гимназическое, среднее и высшее специальное образование. Первая треть XIX в., время правления императоров Александра I и Николая I, характеризовалась рядом историко-культурных особенностей, связанных со сменой политических, социально-экономических и идеологических векторов развития государства, что требовало вывести на качественно иной уровень политику государства в области образования, от которой зависело как внутри-, так и внешнеполитическое состояние страны в сложный и крайне противоречивый исторический период.
Именно в это время происходит формирование системы народного просвещения России, создается министерство, издаются основополагающие документы, складывается иерархия учебных заведений, определяются их цели, специализация и статус.
Цель исследования состоит в выявлении и изучении сущностных характеристик духовно-нравственного воспитания учащихся высшего технического учебного заведения — Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса (1804-1833 гг.).
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач исследования:
1) обосновать правомерность употребления понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к педагогическим реалиям первой трети XIX в.;
2) рассмотреть государственную идеологию и образовательную политику, раскрыть их влияние на становление воспитательной практики Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса;
3) охарактеризовать культурно-образовательную и ценностно-смысловую среду в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе как фактор духовно-нравствешюго воспитания учащихся;
4) проанализировать работу по духовно-нравствешюму воспитанию учащихся изучаемого учебного заведения, выявить базовые компоненты и подтвердить тезис о целостности воспитательной системы;
5) выявить и раскрыть особенности организации и условия реализации духовно-нравственного воспитания учащихся в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе;
6) показать важность вклада преподавателей, воспитанников и выпускников Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса в становление и развитие высшего технического образования в России и мире.
Гипотеза исследования. Воспитательный процесс в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе можно рассматривать как передовой опыт духовно-нравственного воспитания в первой трети XIX века, отражающий прогрессивную позицию педагогов, профессионально-технического сообщества и государства по воспитанию технической интеллигенции России, на основании историко-педагогического анализа.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проведено с опорой на методологические положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, B.C. Ильин, В.А. Караковский, В В. Краевский, Л И. Новикова, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин, Э.Г. Юдин), предполагающего определение компонентов духовно-нравственного воспитания и их роли в воспитательной системе, и историко-генетического подхода (В.П. Борисенков, А.Г. Козлова, Г.Б.Корнетов, М.Г. Плохова, З.И. Равкин, B.C. Швырев и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
> концептуальные положения о ценностно-смысловых основаниях воспитания (Е В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина);
> базовые положения методологии историко-псдагогического исследования (C.B. Бобрышов, Г.Б. Корнетов, М.А. Лукацкий, И.Б. Федотова, М.В. Богуславский, Т.А. Ромм,
B.Г. Пряникова и др.);
> основы православного духовного воспитания (В.М. Меньшиков, игумен Георгий (Шестун), Т.И. Петракова, И В. Метлик, Т В. Склярова);
У концепции системного понимания воспитания (Г.Н. Григорьев, Ю Г. Круглов,
C.Ю. Сенатор, Ю.П. Сокольников и др.);
> теории духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений (В.Г. Александрова, Л.П. Гладких, A.B. Глумной, А.П. Колпакова, Р.Х. Лепехина, С.Г. Макеева, H.A. Пархоменко, Е.З. Плотникова, Т.А. Флоренская и др.);
> концепции формирования духовно-нравственной культуры личности специалиста (Е В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, И.А. Колесникова, М.И. Рожков, Л.М. Лузина, Л.И. Маленкова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова).
Источииковая база исследования. Основой исследования являются материалы, содержащие сведения о Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе и участниках образовательного процесса, которые принимали непосредствешюе участие в формировании уникальной культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды вуза. I. Опубликовшшые материалы:
У исторические и историко-культурные публикации по изучаемому периоду; (исследования, посвященные истории и культуре периода к. XVIII — пер. трети XIX вв., краеведческие материалы горно-добывающих регионов Урала и Сибири, литература по истории горнодобывающей промышленности, истории технического и горного образования и
др.);
У диссертационные исследования по изучаемой теме;
> законодательные и нормативные документы (Полное собрание законов Российской империи, Устав Горного училища (1774) и Горного кадетского корпуса (1804), Указ Правительствующему Сенату от 24 января 1803 года «Об устройстве народных училищ»);
> педагогические труды (сочинения педагогов и мыслителей о целях и способах воспитания), учебная литература (учебники по различным дисциплинам, в т.ч. написанные для Горного кадетского корпуса), материалы периодической печати (Горный журнал, журналы, газеты) изучаемого периода;
V историко-статистические описания, юбилейные издания («Научно-исторический сборник, изданный Горным институтом ко дню его столетнего юбилея 21 октября 1873 года», «В память стопятидесятилстнего юбилея Горного института в Петрограде» // Горный журнал, 1923);
> воспоминания современников, письма, изданное эпистолярное и научное наследие, монографические характеристики воспитанников и выпускников, (A.B. Иванов, архиепископ Леонид (Краснопевков), Н.П. Слепцов, П.П. Аносов, Е.Ф. фон Брадке и др.);
> справочно-энциклопедическая литература (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, библиографические указатели, указатели статей, каталоги и др.).
II. Архивные материалы: фонды Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд 963, опись 1 «Дела канцелярии главного директора Горного училища и Комитета Горного кадетского корпуса» 1803-1833 гг.).
В процессе исследования комплекса прямых и косвенных источников по теме было выявлено противоречие между имеющимся культурно-педагогическим наследием субъектов и объектов духовно-нравственного воспитания, осуществлявшегося в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе, его влиянием на высшее техническое образование и отсутствием специальных историко-педагогических исследований, посвященных изучению, систематизации и осмыслению этого наследия.
Собранные документальные сведения являются достаточной источниковой базой для проводимого исследования.
Методы исследования определялись спецификой объекта и предмета, логикой и характером поставленных цели и задач, а также источниковой базой исследования. Использовались общетеоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование), историко-генетический, ретроспективный, историко-системный, биографический, монографический методы и метод контент-анализа.
Этапы исследования. Первый этап (2004-2006 гг.) - подготовительный. Основными задачами явились: определение актуальности и разработанности проблемы, выбор объекта и предмета исследования, разработка гипотезы и плана работы; определение цели и задач исследования; обоснование программы и моделирование методики исследовательской деятельности, сбор, накопление, систематизация фактического материала; участие в конференциях, методических семинарах и «круглых столах» по теме диссертации; написание научных статей.
Второй этап (2006-2010 гг.) — основной. Проводился сбор и углубленное изучение исторических, статистических, законодательных, учебных, научных и биографических источников по теме исследования; систематизация и обобщение фактологического материала.
Третий этап (2010-2014 гг.) - заключительный. Написание текста, уточнение теоретических выводов, апробация материала в лекционных курсах, участие в научных конференциях.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Современное понятие «духовно-нравственное воспитание» выражает суть воспитательной практики Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса, не противоречит принятой в первой трети XIX в. трактовке понятий «нравственный» и «духовный» и может быть применено для характеристики воспитательной деятельности учебного заведения. В российском научно-педагогическом обороте в изучаемый период понятие «духовность» вступало с попятие с понятием «религиозность» в синонимические отношения. Вследствие этого, в нашем диссертационном исследовании термин «духовно-нравственное воспитание» понимается как воспитание в первую очередь религиозное. Данные термины могут быть использованы на правах синонимов и называть процесс целенаправленной деятельности, ориентированной на создание условий для развития духовных (религиозных) и нравственных качеств личности.
2. Санкт-Петербургский Горный кадетский корпус как высшее техническое учебное заведение был ориентирован на подготовку высокообразованных профессиональных кадров, необходимых для решения важнейших задач политико-экономического и социально-культурного развития государства, что требовало от выпускников не только высокого уровня знаний, но и определённых ценностных духовно-нравствешплх установок, призванных стать основой их профессиональной деятельности на благо Отечества.
3. Базовым компонентом для формирования цешюстно-смысловой среды являлись религиозные ценности Христианства (Православия), которые формировались посредством религиозного просвещения и воспитания, усвоения христианских добродетелей через изучение гуманитарных дисциплин и искусств, что полностью соответствовало государственной идеологии первой трети XIX века. Это коррелировало с задачами создававшейся системы образования (учреждение в 1804 году Министерства народного просвещения), которая предполагала в качестве одной из основных функций высших учебных заведений формирование национального самосознания, основанного на ценностях Православия, которое способствовало преодолению идеологического кризиса и сохранению в сознании русского народа традиционных жизненных ориентиров.
4. Важное значение в духовно-нравственном воспитании учащихся Горного кадетского корпуса имели компоненты культурно-образовательной среды, создававшейся руководством и профессорско-преподавательским составом учебного заведения: архитектурно-эстетический (особенности устройства и оснащённости помещений для проживания, аудиторного фонда, учебного музея, лабораторий и примерного рудника), содержательно-методический (компоненты учебной программы, учебно-методическое обеспечение и его соответствие целям и задачам учебного заведения и передовому уровню знаний) и коммуникационно-организационный (особенности управления учебным заведением, характеристики
профессорско-преподавательского состава и обучающегося контингента, особенности их взаимоотношений).
5. Реконструированная модель системы духовно-нравственного воспитания может быть представлена следующим образом:
- цель воспитания — всесторонне образованный специалист - представитель технической интеллигенции носитель духовно-нравственных ценностей, мотивированный к их реализации в повседневной жизни и профессиональной деятельности вне зависимости от её направления;
— содержание воспитания — духовно-нравственные ценности;
— средства и способы организации воспитательного процесса:
• методы формирования сознания личности: личный пример, пример выдающихся авторитетных личностей, убеждение (беседа);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: организованная внеаудиторная деятельность (корпусной театр, познавательные прогулки, подвижные игры на свежем воздухе), выходы в театр и на балы, публичные экзамены, помощь и поддержка младших учащихся со стороны старших, забота об учащихся-сиротах;
• методы стимулирования поведения и деятельности: система наград и поощрений (материальных, моральных), публичные наказания (в т.ч. и телесные).
- критерии оценивания результатов:
• соответствие воспитательному идеалу своего времени (первая треть XIX в.) — наличие таких качеств как богопочитание и любовь к ближнему, благонравие, патриотизм, честность, милосердие, учтивость, прилежание, трудолюбие, усердие, дисциплинированность, твёрдость, мужественность, ответственность и исполнительность;
• сформированность качеств личности, соответствующих фундаментальным религиозным (христианским) ценностям;
• готовность и способность к самовоспитанию.
6. Показателем духовно-нравственной воспитанности следует считать две группы ценностных категорий. Первая - служение на благо Отечества, выраженная в девизе учебного учреждения «...усердие к делам Отечества и пользе оного любовь», которую возможно рассматривать на основе таких качеств как честь, чувство долга, патриотизм, честность, ответственность, трудолюбие, усердие, стремление к созиданию, благородство. Вторая -христианские добродетели: вера, любовь к ближнему, милосердие, нравственность, чуткость, альтруизм, справедливость. Все указанные категории посредством педагогического воздействия нашли отражение в мировоззрении обучавшихся в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе, став, таким образом, частью их жизни.
7. Практика духовно-нравственного воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе служила ориентиром для выработки новых педагогических методов воспитания, которые использовались не только в изучаемом учебном заведении, но и переносились в другие высшие технические заведения, создававшиеся позднее. Педагоги, воспитанники и выпускники повлияли на развитие педагогической теории и образовательной системы в целом, поскольку им принадлежит первенство в создании учебников, педагогических средств воспитания (напр., практика наставничества (тыоторства) и элементы студенческого самоуправления), которые во многом получили теоретическое осмысление лишь позднее; ими осуществлялась деятельность по созданию и руководству техническими учебными заведениями различного уровня, управлению и надзору в сфере образования.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается использованием широкого круга источников и научным подходом к их анализу, методологической и теоретической достоверностью положений, которые опираются на системный и историко-генетический подходы, применением методологии, разработанной для исторического и научно-педагогического исследования, соотносимой с объектом, предметом, целями и задачами исследования.
Научная новизна исследования:
1) впервые проведён историко-педагогический анализ опыта духовно-нравственного воспитания учащихся Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса - первого высшего технического учебного заведения России и второго в мире;
2) охарактеризованы особенности культурно-образовательной и ценностно-смысловой сред учебного заведения, которые представляли собой условия для осуществления учебно-воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе;
3) реконструирована модель и выявлены особенности системы духовно-нравственного воспитания в высшем техническом учебном заведении России первой трети XIX в. — Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе;
4) при помощи биографического метода выявлены ценностные категории, которые могут служить показателями результативности воспитательной системы;
5) выявлены и введены в научный оборот новые источники, характеризующие воспитательную деятельность учебного заведения и имеющие ценность для исторических и педагогических исследований, посвященных истории отечествешюго образования и становления системы духовно-нравственного воспитания в технических вузах.
Теоретическая значимость исследования состоит:
1) в выявлении сущностных характеристик духовно-нравственного воспитания учащихся высшего технического учебного заведения первой трети XIX в. (Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса). Эти сведения позволяют расширить историко-педагогические представления о содержании духовно-нравственного воспитания в исследуемый период;
2) в доказательстве правомочности употребления современного понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к воспитательной практике изучаемого учебного заведения;
3) в реконструкции модели системы духовно-правственного воспитания — которая может послужить основой для распространения опыта старейшего российского технического вуза и реформирования системы работы по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодёжи России вообще и студентов технических вузов в частности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленный, систематизированный и изученный фактологический исторический материал, содержащий сведения об условиях и особенностях организации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX в., а также методы, с помощью которых была реконструирована модель системы духовно-нравственного воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе, могут быть использованы для дальнейшего углублённого изучения воспитательной практики в современных технических вузах, для создания программ духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, подготовки научных исследований, учебников и учебных пособий по истории отечественной педагогики высшей школы, чтения лекционных курсов педагогического и культурологического циклов; могут быть включены в контент таких дисциплин как «Введение в специальность», «История горного дела», «Культурология», «История России», «История образования и педагогической мысли», для создания спецкурса для студентов и аспирантов; совершенствования воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения специализированных экскурсий в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» и в залах Горного музея университета для студентов, аспирантов и преподавателей по теме «История образования и воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе (1804-1833)»:
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Основные положения и результаты исследования докладывались на аспирантских семинарах кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, а также были изложены в докладах на международных научно-практических конференциях (СПб., 2004, 2012), всероссийских научно-методических (СПб, 2009) и научно-практических конференциях (СПб., 2001; Тула,
2012), межвузовских научио-практических (СПб., 2008, 2011) и научных конференциях (СПб., 2004), региональных научных конференциях (СПб., 2009) коррелирующих с ключевым направлением исследования, научной конференции «Герценовские чтения-2006», X Покровских чтениях (СПб., 2009) и XII Кирилло-Мефодиевских чтениях (СПб., 2011).
2. Результаты диссертационного исследования были апробированы в лекциях курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов проводившихся в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» с 2007 по 2013 гг. согласно Приказам Министерства образования и науки РФ «О повышении квалификации профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» №1390 от 23.11.2006, №2270 от 10.12.2007, №1780 от 01.12.2008, №2142 от 23.11.2009, №1759 от 14.12.2010, №402 от 15.05.2012, № 1098 от 26.12.2012 по направлениям «Русский язык», «Гуманитарные проблемы современности» и «Современные технологии в образовании», «Современные образовательные технологии».
3. В рамках реализации инновационного проекта «Школа инженеров будущего: ступени к жизненному успеху», который реализуется на базе ГБОУ №503 Санкт-Петербурга, в серии разработок УМК по системе музейного просвещения были созданы учебные пособия с использованием исторического опыта образовательной деятельности Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса.
4. Результаты исследования отражены в опубликованных 10 авторских статьях в тематических сборниках, изданных по результатам научно-практических и научно-методических конференций, в которых исследователь принимал непосредственное участие; в 5 статьях в утверждённых ведущих рецензируемых научных изданиях; в 2 учебных пособиях.
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту, представлены этапы исследования.
В первой главе - «Теоретико-методологические основания исследования духовно-нравственного воспитания личности» установлен контент и границы адекватного употребления категории «духовность» в светской и религиозной системах мировоззренческих координат. Выделены два компонента в воспитании - духовный и нравственный, что позволило использовать производное понятие «духовно-нравственное воспитание» применительно к конкретному историческому материалу. Обосновано принятие православной традиции в качестве идейно-смысловой основы категории «духовность», обусловившей появление и накопление соответствующего опыта воспитания учащихся Сапкт-Петербургского Горного кадетского корпуса. Представлепы историко-культурные особенности изучаемого исторического периода (первая треть XIX в.), непосредственно повлиявшие на характер содержательного наполнения и практической реализации духовно-нравственного воспитания в исследуемом учебном заведении.
Было установлено, что в исследуемый период в российской педагогической науке понятие «духовно-нравственное воспитание» не использовалось. Его содержание полностью отражало понятие «нравственное воспитание», которое в изучаемых культурно-исторических реалиях не требовало уточнения понятием «духовное». Это обусловило необходимость покомпонентного осмысления понятия, изучения динамики его применения и смысло-содержательного наполнения.
Исходя из принятия в качестве основы концептуальной системы Христианства, а именно Православия, которое в исследуемую эпоху являлось культурно-идеологической доминантой общества, были указаны и осмыслены с практической точки зрения ценностные императивы православной педагогики - опыта воспитательной деятельности в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе.
В целях понимания идеала духовно-нравственного воспитания, сложившегося в России первой трети XIX в., проанализированы взгляды наиболее известных и авторитетных мыслителей того времени и прослежен генезис формирования представлений об идеале духовно-нравственной личности.
Изученные педагогические воззрения педагогов-мыслителей (митрополит Платон (Левшин) (1737-1812), Ф.И.Яшсович де Мириево (1741-1814), И.П. Пнин (1773-1805), И.Ф.Богданович (1743-1803), Е.Р.Дашкова (1743-1810), Н.И.Новиков (1744-1818), позволили
сделать заключение о том, что их представления об идеале в конечном итоге, замыкались на личности субъекта воспитательного процесса, что стало традицией отечественной педагогической мысли. Именно живой пример, живое воплощение идеала в человеке, занятом воспитательной практикой, явилось новым этапом в эволюции понимания воспитательного идеала в России того времени.
Педагогические взгляды и идеи A.A. Прокоповича-Антонского (1764-1848), П. А. Сохатского (1766-1809), Н.М.Карамзина (1766-1826), П.Н. Енгалычева (1769-1829), М.М. Сперанского (1772-1839) оказали влияние на становление российской образовательной системы, частью которой было изучаемое в диссертации образовательное учреждение. Идеал человека рассматривался в контексте Христианства и соответствовал его абсолютным представлениям. На этом основании выстраивалась образовательная деятельность учебных заведений, направленная на формировшше у воспитанников таких качеств, как богопочитание и любовь к ближнему. Воспитание становилось основой формирования душевных свойств, которые отражали представление о реальном идеале человека, а именно: благонравие, патриотизм, честность, милосердие, учтивость, прилежание, трудолюбие, усердие, дисциплинированность, твёрдость, мужественность.
По мнению большинства мыслителей и учёных, для воспитания будущих граждан Отечества, обладающих устойчиво сформированными духовно-нравствепными ценностями, необходимо было обратиться к традиционным скрепам России - Православию, истории, культуре, что -должно было обеспечить не только выход из сложной экономической и политической обстановки (война 1812 года, консолидировавшая общество и отрезвившая умы), но и последующее развитие и процветание государства.
Для выявления факторов, повлиявших на создание и функционирование Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса, был проанализирован историко-культурный аспект воспитательных задач в России первой трети XIX века.
В начале XIX в. Российская империя находилась в состоянии выбора новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825).
Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности страны поставила на особое место образовательную политику государства, т.к. образование, наука и порождаемый ими экономико-политический эффект находятся в теснейшей взаимосвязи.
Работа над созданием системы образования привела к тому, что в первой трети XIX в. в России наряду с 6 университетами и 8 учебными заведениями университетского типа существовали 9 специализированных высших учебных заведений. Профильная
направленность отражала политику правительства в подготовке высококвалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна.
Высшим учебным заведениям предписывалось преподавать науки, необходимые для государственной службы, что соответствовало цели подготовки человека-гражданина, готового к исполнению обязанностей перед государством, развитого интеллектуально и духовно-нравственно. В этом отражалось стремление государства сделать систему действенным инструментом решения хозяйственных проблем страны. Важная особенность создававшейся системы заключалась в том, что университеты и институты становились не только центрами научных исследований и пропаганды научных взглядов, но и органами формирования национального самосознания, одним из которых и стал преобразованный из Горного училища (1773-1804) Санкт-Петербургский Горный кадетский корпус.
В целом первая глава позволила представить историческую и идеолого-мировоззренческую обстановку в России первой трети XIX в., когда началось формирование Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса как образовательно-просветительского института государственного уровня.
Во второй главе «Характеристика процесса духовно-нравственного воспитания учащихся Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса» проанализирован и систематизирован практический опыт духовно-нравственного воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе (1804-1833).
Для изучения практики воспитательной работы в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе в качестве важных факторов духовно-нравственного воспитания учащихся были определены и проанализированы культурно-образовательная и ценностно-смысловая среды учебного заведения.
По мнению ряда исследователей (О.В.Леонтьевой [204], И.Б.Стояновской [364], Т.А.Шабалиной [523]) под культурно-образовательной средой следует понимать комплекс факторов, условий и средств образовательного процесса, который формируется под влиянием культурных особенностей конкретного региона и определенного временного периода и обеспечивает их преемственность.
Культурно-образовательная среда формировалась с начала существования учебного заведения (учреждение в 1773 году Горного училища). Руководство стремилось создать максимально комфортные условия для обучения и проживания студентов: предоставляло удобные учебные и жилые помещения, снабжало учебный процесс передовым оборудованием, позволявшим эффективно закреплять теоретические знания практикой; уделяло большое внимание разработке и наполнению учебного плана.
В 1804 г. (согласно новому Уставу) учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский Горный кадетский корпус, который находился в ведении Департамента горных и соляных дел министерства финансов Российской Империи и имел многоступенчатую систему образования.
Данная система предполагала наличие уровней общего среднего, гимназического с естественнонаучным уклоном и высшего образований в рамках одного учебного заведения и, что важно отметить, давало возможность выбора учащимися (или их родителями) продолжительности обучения и направления дальнейшего образования.
Как показал анализ источников, особое значение имела структура управления учебным заведением, которая включала в себя не только руководство корпусом, профессорско-преподавательский состав, служащих (воспитателей, гувернёров и дежурных офицеров), но и кадет старших курсов с отличной успеваемостью, назначаемых на должности унтер-офицеров (младших офицеров) с целью надзора за воспитанием и обучением младших кадет.
Важная роль отводилась преподавательскому составу, тщательный отбор которого был продиктован значением учебного заведения и выпускавшихся им специалистов в деле обеспечения государственных интересов, которые не ограничивались материальной стороной бытия, а распространялись и на идейно-нравственно-духовную область.
При кадровых назначениях на должности учитывались, прежде всего, нравственные качества личностей, допущенных к образовательной деятельности.
По мнению В.А.Сластёнина [342] ценностно-смысловая среда - комплексное явление, непосредственно соотносимое с реальной жизнью личности и общества в целом. Ее важнейшей функцией является созидание, направленное на формирование идентичности личности и социума и определяющееся смысловым контентом, присущим определённой культурно-мировоззренческой парадигме.
На первоначальном этапе становления учебного заведения был взят ориентир на религиозно-духовное попечение, основой которого стал христианский (православный) набор императивов, выбор которых полностью оправдал себя на следующих этапах развития учебного заведения. В процессе изучения содержания духовно-нравственного воспитания в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе было установлено, что одним из важнейших компонентов было религиозное просвещение и воспитание в рамках отечественной традиции.
Вследствие реорганизации в 1804 г. Горного училища в Горный кадетский корпус был учреждён домовый храм - центр деятелыюстной реализации духовной жизни учащихся, который имел важное значение для духовно-нравственного становления их личности.
Успехи в деле духовно-нравственного воспитания кадет так же были во многом достигнуты благодаря разработанной программе религиозного просвещения, распространявшейся на кадет с первого по последний класс.
По результатам анализа сохранившихся воспоминаний бывших кадет можно утвердительно говорить о важной роли полученного ими религиозного опыта, что стало возможно благодаря священнослужителям (настоятелям) домового храма (Иоанн Добронравии, Пётр Аврамов, Димитрий Абрюцкий, Димитрий Соколов). Все они не только совершали Богослужения, но и были духовниками кадет, преподавателями Закона Божия и других вероучительных дисциплин, что продемонстрировало качественно новый уровень взаимоотношений воспитателей и воспитанников.
Другим действенным средством решения воспитательных задач, стоявших перед руководством Горного кадетского корпуса, предстало изучение кадетами гуманитарных предметов и искусств, введенных в учебную программу стараниями администрации корпуса. Поскольку кадеты готовились к службе как на руководящих административных постах, так и в научной деятельности, серьезное внимание уделялось грамотности, культуре речи и письму. Наряду с лингвистическими дисциплинами, в учебной программе Корпуса достаточное время отводилось изучению таких гуманитарных дисциплин, как отечественная и мировая история, музыка, живопись, танцевальное и театральное искусство, которые раскрывали творческие способности учащихся.
Введение широкого спектра гуманитарных учебных дисциплин было продиктовано спецификой будущей службы выпускников Корпуса: горные инженеры отправлялись для поисков и разведки полезных ископаемых, строительства добывающих и перерабатывающих предприятий в основном в регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока, в места мало или совершенно не обжитые, лишенные цивилизации. Поэтому горным инженерам зачастую приходилось быть почти первопроходцами и единственными носителями культурных норм, принятых в государстве, что требовало глубокой и разносторонней образованности.
В целом работа по улучшению и профессионализации гуманитарной подготовленности кадет привела к тому, что многие отечественные ученые - воспитанники и выпускники Корпуса - стали авторами блестящих трудов по различным отраслям точных и гуманитарных наук, губернаторами городов и областей, руководителями горных округов и инспекторами горных училищ: Е.П. Ковалевский (1792-1867) - министр народного просвещения, член Государственного Совета, президент Императорского вольно-экономического общества; И.П. Чайковский (1795-1880) - горный инженер, генерал-майор, директор Технологического института в Петербурге; Е.Г. Чебаевский (1790-1874) - инженер-генерал лейтенант, инспектор Нерчиггского горного училища и частных школ, смотритель
Екатеринбургского горного училища, а также и всех частных школ этого округа; Д.И. Соколов (1788-1852) — ординарный профессор Петербургского университета и др. Из семей горных инженеров - выпускников Корпуса вышли выдающиеся музыканты П.И.Чайковский (1840-1893) и А.А.Алябьев (1802-1852).
Все указанные выше достижения стали возможны еще и благодаря высочайшей профессиональной квалификации преподавательского состава учебного заведения: академик А.И.Шерер (1771-1824), преподававший в Горном кадетском корпусе и написавший первый российский учебник по химии; академик Г.И.Гесс (1802-1850), усовершенствовавший методику преподавания химии в специально написанном пособии «Основание чистой химии»; преподаватель, академик И.И.Свиязев (1797-1875), создавший «Руководство к архитектуре» (1833 г.) - первый российский учебник по архитектуре и др.
Изучение биографий и воспоминаний о преподавателях позволило обозначить их роль и место в истории Корпуса, продемонстрировало высокое качество созданной ими культурно-образовательной и ценностно-смысловой сред. Созданные для кадет Корпуса учебники (авторы Анкудович В.А., Белюстин Н.Ф., Варвинский И.И., ВихманК.М, Гесс Г.И., Зейдель К.И., Зембницкий Я.Г., Иванов A.B., Чайковский И.П. Шелейховский К.А. и др.) (см. Приложение 8), имевшие большую учебно-методическую ценность, использовались и в других учебных заведениях России исследуемого периода.
Изучение воспоминаний выпускников выявило и негативные черты, имевшиеся в образовательной системе Корпуса: высокую степень субъективизма в выборе преподавателями Корпуса педагогических решений, подходов и способов их реализации, закрытость учебного заведения и тендерную однородность коллектива учителей и учащихся.
Строгость, четкость, суровость обращения с кадетами всех классов с должным пониманием осознавалась ими самими и не провоцировало психо-эмоциональные травмы. Примечательно, что это оказывалось для них условием, средством и фактором психологической и волевой - собственно духовной — закалки характера, т.е. тех качеств личности, которые были необходимы при несении государственной службы вдалеке от благ цивилизации. .
Для выявления результатов духовно-нравственного воспитания учащихся Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса наиболее продуктивным стало применение биографического метода, который, по мысли Е Ю. Мещеркиной, «наиболее уместен там, где субъект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях...» [231].
В данном направлении производился поиск и анализ биографических источников о наиболее выдающихся воспитанниках и выпускниках Горного кадетского корпуса, что
обусловлено необходимостью демонстрации практических результатов реализовавшейся учебным заведением системы духовно-нравственного воспитания.
Изучение биографий выпускников и воспитанников Горного кадетского корпуса позволило выявить ряд качеств, которые воспитывались в кадетах в изучаемый период и которые впоследствии повлияли на выполнение ими общественно-государственных задач.
Качества, относящиеся к сфере морально-нравственной жизни человека и общества, их смысловое наполнение в данную эпоху (благородство, любовь к ближнему, милосердие, нравственность, трудолюбие, усердие, честь, честность, ответственность, чуткость, патриотизм, альтруизм, справедливость, уважение) были выявлены, проанализированы и систематизированы. Среди них были определены как ведущие долг, ответственность, добродетель, вера, надежда, любовь.
Данные категории были приняты в качестве базовых на основе исследования источников, посвященных изучаемому учебному заведению (законодательство, нормативные документы, статистические дшшые, биографические и автобиографические данные, воспоминания). Поскольку первостепенным фактором эффективности воспитательной системы являются личностные характеристики персоналий, участвующих в формировшши культурно-образовательной среды, было выделено два объекта количественной оценки: преподаватели и воспитатели Горного кадетского корпуса и его учащиеся. Для количественной оценки содержания ценностно-смысловой среды были взяты данные по выпускникам Корпуса. В качестве единицы счета выступала частота упоминания базовых категорий по отношению к другим.
Ранговые коэффициенты были приняты априорно. Подсчет удельного веса каждой категории содержания признаков культурно-образовательной и ценностно-смысловой сред проводился с использованием формулы: у = ЛуУ« + 5гЛ'г.™
п—1
где: У - удельный вес категории содержания;
Ыгл - количество случаев, когда данная категория определена главной;
Ивт - количество случаев, когда данная категория выделена в качестве второстепенной;
К1 = 2, К2 = 1,5 - коэффициенты ранжирования (приняты априорно);
п - число категорий содержания;
Результаты расчета удельного веса категорий содержания с использованием выражения (1) отражены на следующих рисунках:
Распределение категорий содержания признаков культурно-образовательной среды, формируемой преподавателями и воспитателями Горного кадетского корпуса
I ////У¿Г//// * / / * /УУ
у/****/'/* у ✓ "
Категории содержания
Рис. 1.
Респределение категорий содержания признаков культурно-образовательной среды, формируемой учащимися Горного кадетского корпуса
О.» 1.............. 0,13------------------------------------------------------------------------------
| 0,12 ......................0,11 Ц.....................................................................................................................................
I Ц ж ода...........0,08......................................................................................................
& 0,08 ШЩ щ щ 0,07 0,07 5 О.ОЬ Я®-■■■§.....1.-<1.04 -1- о Л I...........................................0.« -В...............»..........
I о.о* от I I I I I я I °!°3 1| т Д-а^Ш
Ь 111111111111111111«
I ///////////////////
Категории содержания
Рис. 2
Респределение категорий содержания признаков культурно-образовательной среды, формируемой выпускниками Горного кадетского корпуса
0,И О-" 0 ц
Iм8 I I 1 0,06
2 о.об §§ §§ ¡§
£ и,02 \ 0.00
0,04 11111 олз. о.оз ш Ж I. 0.0.3
0.02 Щ 0,01
/УУ>У°,/уу <УУ У УУУ ✓ У
У
Категории содержания
Рис 3
Для построения данных диаграмм было проанализировано 183 источника, содержащих сведения, которые касались непосредственно воспитанников Корпуса (биографии, автобиографии, воспоминания, описания), оценку свойств их личности и поступков. Отдельно были проанализированы данные о преподавателях и воспитателях Горного кадетского корпуса (264 источника) и отдельно о выпускниках (375 источников) (воспоминания, описания, учебники, научные исследования, литературные произведения). Кроме этого, важными сведениями для оценки эффективности/неэффективности системы духовно-нравственного воспитания послужили источники личного происхождения (изданная переписка). При проведении текстологического анализа были выявлены базовые категории, характеризующие духовно-нравственные качества, которые прививались учащимся в учебном заведении, подсчитано количество их упоминаний в случае употребления их в качестве главных и второстепенных.
Подобное количественное измерение позволило в графическом виде показать наиболее важные личностные качества преподавателей, воспитателей, учащихся и выпускников Корпуса, а также проследить их в соотношении друг с другом.
Практическим показателем, доказательством продуктивности и актуальности (для своего времени) является факт признания созданной в Корпусе воспитательной системы не только влиятельными деятелями русской культуры (митрополит Филарет (Дроздов), Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский), но и зарубежной правящей элитой, учеными и общественными деятелями (премьер-министр Великобритании АртураУэллсли Веллингтон, председатель Королевского географического общества Родерик Мурчисон, польский король и великий князь литовский Станислав II Август Понято'вский и др.), которые посещали учебное заведение со дня его основания, знакомились с особенностями организации учебно-воспитательного процесса и перенимали педагогический опыт.
Анализ биографических источников о наиболее выдающихся воспитанниках и выпускниках Горного кадетского корпуса с помощью биографического метода продемонстрировал и позволил оценить эффективность фактической реализации опыта духовно-нравственного воспитания кадет.
В целом во второй главе на конкретном фактологическом и биографическом материале представлен исторический педагогический опыт моделирования и практической реализации воспитательной и образовательной работы в Санкт-Петербургском Горном кадетской корпусе в первой трети XIX века.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Диссертационное исследование в целом носит историко-педагогический характер, особенностью которого явилась привязка к конкретной исторической эпохе и первому из высших технических учебных заведений - Санкт-Петербургскому Горному кадетскому корпусу. Это позволило взглянуть на прошлое (его педагогический аспект) не просто как на перечень свершившихся обстоятельств и фактов, но как на процесс становления системы духовно-нравственного воспитания учащихся высших технический учебных заведений.
В диссертации прописаны основные вехи создания и развития Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса, проанализирован опыт организации образовательного процесса, перечислены лучшие традиции духовно-нравственного воспитания, представлена педагогическая и общественная деятельность педагогического сообщества Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса.
Выявленные особенности системы духовно-нравственного воспитания в высшем техническом учебном заведении России первой трети XIX в. - Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе - в результате применения реконструированной модели могут стать опорой при осуществлении системы духовно-нравствешюго воспитания в современном техническом вузе.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора (14,6 п.л.):
1. Бондарева O.II. К истокам филологического образования в Горном институте. // Записки Горного института, т. 160, в 2 ч. - ч. 1. - СПб, 2005. - С. 171-174 (0,2 печ. л.).
2. Бондарева O.II. Архиепископ Леонид (Красиопевков) - воспитанник Горного института // Записки Горного института - т. 163. - СПб, 2005. - С. 22-25 (0,2 печ. л.).
3. Бондарева O.II. Значение биографики в воспитании толерантности студентов технического вуза // Записки Горного института - т. 175. - СПб, 2008. - С. 253-255 (0,2 печ. л.).
4. Бондарева О.Н. Санкт-Петербургский Горный кадетский корпус в воспоминаниях воспитанников: «Воспоминания о воспитании в Горном кадетском корпусе, 1815-1822» Ардалнона Васильевича Иванова // Клио, №11 (83) - СПб., 2013 г. -С. 135-136 (0,4 печ. л.).
5. Бондарева О.Н. Методологические ориентиры историко-недагогического исследования // Научное мнение, №4 - СПб., 2014 г. — С. 14-17 (0,3 печ. л.)
6. Бондарева О.Н. К вопросу о становлении духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в период конца XVIII - начала XX вв. // Новое в
педагогических исследованиях. Вып. 1. Сборник статей аспирантов и докторантов / Под. ред. Л.Г.Козловой, А.П.Тряпицыной. - СПб.: Нестор, 2004 г. - С. 190-194 (0,2 печ. л.)
7. Бондарева О.Н. Духовно-нравственный мир воспитанников Горного института в свете биографики // Материалы Региональной научной конференции молодых исследователей-педагогов «Исследовательская культуры: методы, приемы, процедуры» (21 апреля 2006 г.). - СПб., 2006. - С. 103-110 (0,4 печ. л ).
8. Бондарева О.Н. Методы воспитания юношества в Горном кадетском корпусе в первой трети XIX в. // Культура поведения в парадигме педагогик ненасилия (Сб. научных статей). - СПб, 2006. - С. 357-361 (0,5 печ. л ).
9. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Герценовские чтения-2006. 4.4: Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г.Козловой, А.П.Тряпицыной. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцепа, 2006.-С. 206-218(1,1 печ. л ).
10. Бондарева О.Н. Взаимоотношения преподавателей и воспитанников Горного кадетского корпуса // Взаимоотношения преподавателей и студентов в вузе: межвузовский сборник научных трудов //Материалы межвузовской научно-методической конференции. — СПбГТИ (ТУ), 2008 г. - С. 86-89. (0,2 печ. л ).
11. Бондарева О.Н. Роль личности преподавателя в духовно-нравственном воспитании учащихся (на примере Санкт-Петербургского горного кадетского корпуса) // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 13 2011 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш. — СПб: НОУ «Экспресс», 2011. - С. 81 -84 (0,3 печ. л ).
12. Бондарева О.Н. Воздействие на эмоции учащегося как способ воспитания ответственного отношения к обучению (на примере Санкт-Петербургского горного кадетского корпуса) // Формы, методы и технологии активизации учебного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. Материалы межвузовской научно-методической конференции. СПб.: «Строка», 2011 г. - С. 18-21 (0,2 печ. л ).
13. Бондарева О.Н. Культурно-образовательная и ценностно-смысловая среда как факторы духовно-нравственного становления личности // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (27 февраля 2012 г.) - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. -С. 19-22 (0,2 печ. л ).
14. Бондарева О.Н. Роль домовой церкви Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса в духовно-нравственном воспитании учащихся // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви в воспитании и
формировании семейных ценностей и нравственности» / Вестник ТулГУ. Серия "Теология". Вып.9. - Тула: Издательство ТулГУ, 2012. - С. 121-131 (0,4 печ. л ).
15. Бондарева О.Н. Педагогический опыт Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса в нравственном становлении российских горных инженеров в XIX в. // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сборник научных трудов 12-й международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. - С. 132-134 (0,1 печ. л ).
16. Бондарева О.Н. Научно-технический музей как образовательное пространство: учебное пособие-справочник - СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2012. - 162 с. (6,8 печ. л.).
17. Бондарева О.Н. Научно-технический музей как образовательное пространство: заочные экскурсии по музеям России. Часть 1. Учебное пособие. Справочник. - СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2012. - 119 с. (2,9 печ. л ).
Подписано в печать 14.04.2015 Формат 60x90/16 Бумага офсетная. Уел. печ. л. 2,25 Тираж 100 экз. Заказ 224
Отпечатано в типографии «Адмирал» 199178, Санюг-Петербург, В.О., 7-я линия, д. 84 А