автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе
- Автор научной работы
- Осипова, Светлана Дмитриевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Осипова, Светлана Дмитриевна, 1999 год
Введение.
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема обзор научно-педагогической литературы/.
1.1.Философский аспект теории духовно-нравственного воспитания.
1.2. Духовно-нравственное воспитание в дореволюционной российской школе.
1.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания в советской школе.
1.4 Современные проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. 69 *
Выводы по I главе.
Глава II. Создание единого пространства духовно-нравственного развития личности - базовое условие реализации воспитательных задач в современной российской школе.
2.1.Особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях реформирования современной российской общеобразовательной школы. 85 v/
2.2 Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности. 94 и
2.3 .Реализация педагогических условий в школьной практике на примере экспериментального учебного курса "Основы миропонимания".
Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе"
Динамичные социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном российском обществе существенно влияют на решение проблем образования и воспитания. Эти процессы требуют воспитание мыслящей, деятельной, ответственной личности, а также создают предпосылки для проявления личности в качестве субъекта социальных действий и отношений, ибо задачи совершенствования демократического общества, глубокие инновации по всему полю социально-экономической и духовно- нравственной жизни, размеры преобразований, отражающих все стороны этих процессов, определяются потенциалом человеческого фактора, инициативностью, творчеством и активностью людей, всей системой воспитания и образования.
В последнее время заметно возрастает потребность российского общества в решении стоящих перед ним духовных задач. Растет интерес к проблеме духовности, ее роли в формировании личности, т.к. кризис духовности в современном мире приводит к осознанию того, что социальное развитие общества невозможно без духовного роста.
Большой путь отступления от демократических начал, пройденный отечественной школой, смена идеологических ориентаций и идеологический вакуум, образовавшийся при этом, привели к усилению бюрократии воспитательного процесса, формализму в работе с подростками, отсутствию творческой самодеятельности, распространению в молодежной среде «двойной морали», нравственной глухоты, дегуманизации поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой /в основном западной/ культуры за счет снижения настоящих культурных, духовных и национальных ценностей.
В этих непростых условиях развития общества российская общеобразовательная школа, как основной институт социализации подрастающего поколения берет на себя функцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с устойчивой социальной ориентацией. Данная ориентация согласуема с утверждением общечеловеческих ценностей, которые выступают мерилом продвижения любого общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения. В этой связи усиливается потребность решения проблем духовно-нравственного воспитания российских школьников, которые выступают как будущий экономический, социальный, культурный и духовный потенциал своей страны. Актуальность настоящего исследования определяется:
1. Изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества.
2. Объективной потребностью современного российского общества в воспитании целостной, гармонично развитой личности.
3. Отсутствием в настоящее время единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания.
4. Отсутствием достаточно разработанного определение понятия «духовности».
5. Внутренним кризисом общества, усиливающимся за счет мощной внешней экспансией ценностей западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции.
6. Сменой духовно-нравственных идеалов, снижением уровня чувств национальной гордости и патриотизма, падением нравов в подростковой и молодежной среде.
Актуальность исследования усиливается также и новым этапом в современной российской педагогической'науке, связанным с объективно- исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблему духовно-нравственного воспитания и совершенно новым выходом поисков истинности теорий на определенный историко- педагогический уровень.
Анализ свидетельствует о том, что современная школа не располагает в достаточной мере рекомендациями для эффективного использования духовно-нравственного воспитательного потенциала в формировании личности современного российского учащегося. Безусловно, это сложный, неоднозначный процесс, требующий глубокого теоретического осмысления. Следовательно, проблема духовно-нравственного воспитания и различных его аспектов требует своего решения в контексте с многочисленными философскими, психологическими, юридическими, педагогическими и методическими проблемами воспитания личности, поскольку духовно-нравственное воспитание подразумевает не только нравственную, духовную и моральную, но и политическую, правовую характеристики личности, ее мировоззренческие позиции.
Необходимость обращения к проблеме формирования духовно- нравственных качеств российских школьников в современных общеобразовательных учреждениях связана с недостаточной, на наш взгляд, ее разработанностью. К сожалению, в имеющихся исследованиях многие актуальные проблемы не получили исчерпывающего ответа. Это, по нашему мнению, затрудняет решение данной проблемы в теории и практике работы современных российских учебных заведений.
Философский аспект формирования личности раскрывается в работах ряда.философов и социологов: JI.M. Архангельского A-V, Л.П. Буевой / { /, Р.Г. Гуровой /(,Ь'0, И.С. Кона и многих других.
Мы использовали общетеоретические работы О.С. Богданова 0/, З.И. Васильевой ft), Л.Ю. Гордина Б.Т. Лихачева Аи/, И.А. Невского -. i- ". . Ю.П. Сокольникова f^J и других педагогов, в которых раскрываются педагогические основы идейно-нравственного воспитания учащихся, сформированы цели и задачи, принципы и методы, пути и средства воспитания необходимых личностных качеств гражданина.
Представляют, по нашему мнению, значительный интерес исследования, посвященные развитию теории учебно-методического комплекса по духовно-нравственному воспитанию / 33; 134; 157; 161; 162/, а также работы посвященные развитию теории гражданского воспитания в отечественной педагогике в отдельные исторические периоды /55; 56; 75; 176/ и обращение к историографическим и методологическим проблемам изучения отечественной и зарубежной педагогики /78; 176; 243/. На наш взгляд интересны научные работы, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитания, в которых раскрывается цель, задачи, содержание духовно-нравственного воспитания, создан его современный методический аппарат /46; 148; 149; 150;157/. Мы, в своем исследовании, использовали также образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию/36; 57; 161;162;199/.
Непосредственно по проблемам воспитания учащихся нами изучен ряд педагогических исследований, где раскрываются опыт духовно-нравственного воспитания в истории советской школы /54;55;56/, содержание духовно-нравственного воспитания и особенности его формирования у учащихся в системе классных и внеклассных занятий /4;45;61;71;81;82;86;163;23£.
Особая актуальность исследуемых проблем формирования духовно-нравственных качеств российских школьников в современной школе определяется, по нашему мнению, тем, что будущее любого государства находится в прямой зависимости от решения межнациональных проблем, которые в последние годы, к сожалению, приобрели кризисный характер, пронизывая все сферы общественно-политической жизни России. Поэтому мы анализировали также работы ученых, политологов, педагогов по проблемам межнациональных отношений, которые говорят о необходимости научно-обоснованной концепции духовно-нравственного воспитания, включающего в себя культуру межнационального общения граждан многонациональной страны OSj
На наш взгляд, в процессе духовно-нравственного воспитания определяющим становится принцип: через национальное к мировым достижениям культуры и научно-технического прогресса, и, наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и неповторимости национальных культур. Человечество вступило в особый период своего существования, характеризующийся все более усиливающейся интеграцией мира при резком повышении его разнообразия.
Следовательно, ситуация, сложившаяся в современном обществе, назревшая необходимость кардинальных перемен в системе школьного образования, предполагает новые подходы к воспитанию молодежи. Усиливается значение духовно-нравственного воспитания учащихся, которое затрагивает проблемы человеческой природы, сознания человека, человеческого общества и т.д., а система образования постепенно адаптируется не только к потребностям государства, а прежде всего к разнообразным запросам самой личности.
Проведенный анализ научной и педагогической литературы свидетельствует о достаточно большой концентрации внимания многих исследователей на самом процессе воспитания. Однако, без знания педагогических условий формирования духовно- нравственных качеств российских школьников в современных общеобразовательных учреждениях, их сути и места в системе образования вообще, без понимания их специфики в тех или иных социальных условиях, результаты использования этой идеи, по нашему мнению, не могут быть эффективными.
Теоретическая разработка проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, осложняется существованием многочисленных суждений, формулировок, определений понятия «духовно-нравственного воспитания», встречающихся в исследованиях и публикациях.
Неоднозначность понимания основных характеристик духовно- нравственного воспитания привели на практике к недооценке данной идеи в образовании и воспитании, к ее забвению или неполному использованию в педагогической теории и в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ.
Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления духовно-нравственного, воспитания в современных условиях и обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе».
Объект исследования- эволюция идеи духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике.
Предмет исследования- педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников.
Цель исследования связана с анализом процесса возникновения основных концептуальных положений идеи духовно-нравственного воспитания школьников в педагогической науке, выявлением и обоснованием условий формирования духовно-нравственных качеств учащихся в формировании гармонично развитой личности в системе гуманизации учебно- воспитательного процесса в современной российской школе.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования.
1. Осуществить историко-педагогический анализ и выявить истоки идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно- воспитательном процессе.
2. Конкретизировать философский аспект теории духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.
3. Определить основные проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях деятельности и реформирования современной российской школы.
4. Обосновать особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях гуманизации системы российского образования.
5. Выявить педагогические условия формирования духовно- нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности.
Гипотеза исследования. В исследовании мы исходили из предположения о том, что:
-конкретно-исторический процесс развития идеи духовно- нравственного воспитания характеризуется историческими условиями, определяющими необходимость воспитания целостной гармонично развитой личности, отвечающей требованиям данного исторического периода, посредством целенаправленного и последовательного обучения и воспитания;
-базовым условием реализации воспитательных задач в современной российской школе является создание единого пространства духовно- нравственного развития личности, включающей в себя парадигму духовно- нравственного воспитания учащихся в условиях реформирования современной российской общеобразовательной школы, педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили известные положения ученых о сущности личности, социальной и этнокультурной обусловленности рр формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности, ^ т^кже реализация принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений и учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель и задачи исследования определили следующие подходы к выбору источников: а) изучение научных, педагогических трудов представителей различных направлений и течений в педагогике, в которых идея духовно-нравственного воспитания находила свое отражение; б) использование материалов и выводов об историческом развитии проблем духовно-нравственного воспитания, полученных другими исследователями; в) использование результатов работ по сравнительной педагогике, дающих возможность не вводить значительного количества источников, в частности, официальных документов, материалов, зарубежной научно- педагогической литературы, а опираться на научно обоснованные выводы компаративистов, с учетом специфики нашего исследования.
Источниками исследования являются прежде всего педагогические сочинения, связанные с проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения и принадлежащие видным общественным деятелям и педагогам различных стран, написанные в различные исторические периоды.
Привлекались материалы по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованные в различных педагогических журналах «Вестник воспитания», «Вопросы воспитания», «Вопросы психологии», «Дитя человеческое», «Журнал Министерства народного просвещения», «Мир образования», «Народный учитель », «Русская школа», «Свободное воспитание», «Советская педагогика», «Школа», «Частная школа» и другие.
При проведении нашего исследования использовались и историографические обзоры, библиографические указатели, антологии педагогической мысли.
При этом мы, естественно, не ставили сверхзадачу- дать исчерпывающий анализ развития педагогических учений. Предметом изучения являлась эволюция педагогических знаний об идее духовно-нравственного воспитания. Следовательно, в качестве источников избран тот круг авторов и их сочинений, в которых данная идея, а также проблема педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе нашла свое отражение. Привлечение их для исследования способствовало выявлению идеи, систематизации, обобщению знаний, связанных с ней и ее развитие.
В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов.
1. Самая значительная роль среди них принадлежала различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному. Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи духовно-нравственного воспитания в школах России на современном этапе, выявить ее теоретическое оформление и проявление, критически разобраться в существующих характеристиках духовно-нравственного воспитания.
2. Существенная роль отводилась методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции. Они применялись для получения знаний об эволюции идеи, работы над научной информацией, связанной с различными аспектами духовно-нравственного воспитания, изложенной в других исследованиях.
3. Использовались противопоставление и контрастирующее сравнение для выявления отличительных признаков явлений.
4. Применялась методика сравнительного анализа, развернутая через описание фактов, их объяснение, сопоставление, сравнение и вывод доминанты.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит прежде всего в том, что:
1. Изучена и проанализирована теория и практика духовно- нравственного воспитания в России на протяжении XX века по формированию гармонично развитой личности.
2. Обоснованы особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях гуманизации системы российского образования.
3. Выявлены, теоретически обоснованы и практически опробированы на примере экспериментального учебного курса «Основы миропонимания» педагогические условия формирования духовно- нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями авторов, обоснованностью избранных методов исследования, разнообразием привлеченных источников, использованием научных результатов ранее проведенных в диссертационных исследований.
Практическая значимость исследования усиливается в связи с пересмотром идеологических критериев в современных условиях России и выбором целей образовательной и воспитательной деятельности в различных общественных институтах воспитания.
Выявленные в результате исследования педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе представляют собой базу для дальнейшей разработки целостной теории и методики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по теории и истории педагогики, составлении учебных программ, курсов и пособий непосредственно учителями-практиками, руководителями школ, студентами педагогических вузов и др.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в школах г. Москвы. Основные идеи исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на конференциях Ассоциации творческих учителей России / Москва, 1995, 1996, 1997 гг./, на научно-практической конференции «Воспитание духовности, целомудрия и альтруистического поведения московских школьников» /Москва, 1997г./, на учительских совещаниях и семинарах / Москва, 1994-1996гг./, на курсах для учителей начальной школы «Обновление содержания начального образования» / Москва, Ю- В АО, 1998г./.
На основании результатов исследования была разработана творческая • программа «Основы миропонимания», утвержденная на совете Российской Академии Образования /Москва, 1994г./ и рекомендована в массовую педагогическую практику.
Внедрение результатов в практику осуществлялось также путем подготовки публикаций научно-теоретической и научно- публицистической направленности, материалы исследования были внедрены в практику проведения уроков по курсу «Основы миропонимания» в школе №?Жг. Москвы. По теме исследования опубликовано.tf. работы.
На защиту вынесены следующие положения исследования.
1. Сущность теории и практики духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях развивающего обучения, единого гуманитарного пространства и реформирования российской системы образования состоит в необходимости целенаправленного воспитания целостной, гармонично развитой личности в интересах общества и государства.
2. Воздействие на развитие теории и практики педагогических условий духовно-нравственного воспитания личности оказывают исторические условия, в основе которых лежат объективные факторы / государство, как орган политической власти; общественные ценности и интересы; общественный идеал человека/ и субъективные факторы / система мировоззренческих взглядов; социальное положение носителей теории и практики, признаваемой ими воспитательный идеал личности/.
3. Духовно-нравственное воспитание школьников в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом и включает в себя целостное развитие духовно-нравственной личности демократического типа с активной гражданской позицией.
Этапы исследования:
На первом этапе /1993- 1994 гг./ были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции деятельности школы по духовно- нравственному воспитанию учащихся.
Второй этап /1995-1997 гг./ носил констатирующе- поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме.
Третий этап /1997-1999 гг./- завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы диссертационного исследования дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ.
Задача теории и практики совершентсвования духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы обеспечить формирование структуры духовной культуры и высокой нравственности, характеризующую личность современного школьника и его качеств.
В условиях современного реформирования системы образования назрела необходимость смены парадигмы воспитания, в частности духовно- нравственного. При этом следует опораться на культуру /прежде всего на отечественную/ в обновлении процесса формирования духовно-нравственной личности; нельзя безоглядно разрушать все то положительное, что было создано советской системой воспитания; сегодня учитель должен не столько воспитывать, сколько учить навыкам самовоспитания, корректировать процессы духовно- нравственной самореализации и социализации учащихся.
Мы считаем, что построение парадигмы духовно-нравственного воспитания предполагает конкретизацию философского, этнопедагогического, этноп-сихилогического аспектов, на духовный опыт отечественной педагогики и региональных систем образования. Процесс реформирования педагогического сознания должен помочь учителю вычленить в его опыте позитивные тенденции, методы, приемы личностно-ориентированной педагогики и самому духовно и нравственно самосовершенствоваться.
Определяя педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств целостной личности личности учащегося, мы пришли к выводу, что духовность определяется как сущностная характеристика личности. Она представляет собой трансформированную форму духовной культуры общества, конкретной социальной среды, в которой формируется его личность, как развивающаяся и самореализующая в гармонии с самим собой, природой и обществом.
Педагогическая практика, проводимых нами исследований, подтвердила правильность определения и обоснования педагогических условий формирования духовно-нравственной личности учащегося. При этом принцип целостного освоения духовности и нравственности способствует заметному духовно- нравственному развитию подростков.
Школа призвана учить учащихся взаимопониманию, развивать духовные и ценностно-ориентационные способности ученика, самоорганизацию его внутренней жизни и внешнего поведения. Все это в комплексе ориентирует школьников на повышение уровня своей духовности, культуры, интеллегентности, гуманности, альтруизма и т.п., т.е. дает возможность школьнику стать духовно богатым, духовно и нравственно социализироваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование подтвердило рабочую гипотезу и решило задачи, поставленные вначале исследования.
I. Осуществлен историко-педагогический анализ и выявлены истоки идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно- воспитательном процессе. Анализ становления идеи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения позволил установить, что ее истоки кроются в социально-экономических отношениях, которые играют важную роль в социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности.
Исследование подтвердило, что идея духовно-нравственного воспитания по-разному трансформируется в сочинениях философов, педагогов, представителей различных педагогических течений и различных социальных групп как в отечественной так и зарубежной педагогике и составляют достаточно полную и научно достоверную основу для изучения идеи духовно-нравственного воспитания.
Анализ теоретических источников и практического опыта позволил нам сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, как психолого-педагогическое явление, обусловлено:
-в философском аспекте- духовными ценностями / служение Отечеству во имя царства небесного, в котором великая ценность- Бог, затем Родина, семья и только потом «я» сам и другие люди- это детерминанта мировоззрения верующих людей; служение Родине, как высшей ценности, родителям, только потом самому себе и другим людям- эта ценностная иерархия- детерминанта мировоззрения неверующих людей/;
-в культурологическом аспекте- особенностями образа жизни, быта, семейных обрядов, праздников, ритуалов; особенностями искусств и народных ремесел;
-в этнопсихологическом аспекте особенностями национального духовно-психологического склада личности;
-в этнопедагогическом аспекте спецификой народной педагогики, системы образования характерной для определенного исторического периода, а также характерных социально-экономических и политических условий развития государства и общества.
II. Нами конкретизирован философский аспект теории духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Анализ философской литературы, рассматривающей вопросы духовности и нравственности позволил выделить два важнейших направления в духовно-нравственном воспитании учащихся: религиозное и светское, основу которых составляют следующие важнейшие духовные ценности.
1. Религиозные ценности /веры, нравственности, совести, долга и даже самого знания, что характерно для христианской аксиологии и объективно-идеалистической аксиологической школы/.
2. Моральные ценности и ценности культуры /в русле неокантианства/.
3. Ценности знания /субъективистская и метафизико-материалистическая школы/.
4. Ценности жизни и ценности культуры /материальной, социальной и духовной/ при приоритете идеологических ценностей в марксистской аксиологической школе.
III. Определены основные проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях деятельности и реформирования российской школы. Они включают в себя: развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания идет медленными темпами, особенно недостаточно в плане воспитания нравственного совершенствования учащегося; недостаточный уровень содержания УМК по проблемам духовно-нравственного воспитания; не установлена единая точка зрения на содержательную характеристику критериев духовно- нравственной воспитанности школьников; в более детальном исследовании нуждается получение универсальных знаний о порождающих личность био-психи-социо-культурных процессах и т.д.
Проанализировав научно- педагогическую литературу и опираясь на положения различных философов, ученых, педагогов- практиков и многих других исследователей по проблеме духовно-нравственного воспитания мы пришли к выводу о необходимости изменения парадигмы духовно- нравственного воспитания в современной российской школе, создания новых учебных курсов и программ по этой проблеме. Эти изменения обусловлены новой педагогической ситуацией, отражающей специфику реформирования как российского общество, так и российской системы образования.
IV. В исследовании были обоснованы особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях гуманизации системы российского образования. Построение парадигмы духовно- нравственного воспитания предполагает конкретизацию следующих аспектов:
1. В философском плане, исходя из ценностной иерархии в национальном самосознании /Бог, Отечество, мать и отец, Я сам и др. люди/, в русских традициях образа жизни предполагается, что свобода человека всегда была относительной и способствовала дисциплине, порядку, умиротворению. В то же время общечеловеческая и отечественная культура предоставляют человеку практически неограниченную возможность выбора для самореализации.
2. Задачей в этнопедагогическом плане является необходимость организовать этически ценностную, социально-нравственную и культурную среду.
3. Ведущей тенденцией современной педагогики является взаимовлияние православия и светского гуманизма в их общем стремлении наполнить национальные ценности образования духовно-нравственным содержанием и высоким этическим смыслом.
4. В этнопсихологическом плане необходимо формирование этически обусловленного оптимального психологического микроклимата в самой школе, микроклимата взаимодействия школы и микрорайона, освоение учителями народных обычаев данного региона, знания и учета ими психологических национальных поведенческих стереотипов в общении с учащимися и их родителями.
5. Приближение общеобразовательных школ к социальной специфике, нуждам своего региона.
6. Российскому учителю необходимо вычленить в его опыте позитивные тенденции, методы, приемы личностно-ориентированной педагогики и самому духовно и нравственно самосовершенствоваться.
7. Построение парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся должно учитывать формирование у школьников ориентации на ортиби-оз- культуру здоровья, здоровое существование в согласии с природой.
8. Парадигма духовно-нравственного воспитания учащихся не возможна без изменения взаимоотношений школы с родителями. Нравственная сторона этих отношений определяется как восприятие соучастников-совместная деятельность.
9. Современному учителю в процессе духовно-нравственного воспитания надлежит изучить основы православной педагогики, как части традиционной отечественной культуры народа.
10. В важнейшем процессе целеполагания духовно-нравственного воспитания также происходит заметное изменение приоритетов, но подготовка целостной, гармонично развитой личности для достойного служения Отечеству- всегда будет одной из основополагающих целей при духовно-нравственном формировании подрастающего поколения.
11. Гуманизария- ключевой элемент нового педагогического мышления, ochobi^ii^ умыслом которого становится развитие личности учащегося, качес^о р мера.
Таким образом, следует признать необходимость и важность построения новой парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях реформирования школы, определив ее четкую гуманистическую направленность демократическую сущность.
V. Выявлены педагогические условия формирования духовно- нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности. К ним относятся:
1. Определение участниками педагогического процесса актуальности, задач, цели и т.д. духовно-нравственного воспитания, определения отличий и взаимосвязи религиозного и светского воспитания.
2. Обучению, как и воспитанию надлежит помочь школьнику почувствовать себя самоценным и полным беспредельных возможностей, избавить его от социальных ярлыков, а это значит заложить в нем уверенность в себе, создать благоприятную социальную установку на будущее.
3. В процессе духовно-нравственного воспитания и развития личности учащегося недопустима односторонность.
4. Важным педагогическим условием является правильное определение духовности.
5. В процессе духовно-нравственного воспитания школьников установле на связь и отличие душевного и духовного.
6. Возникает необходимость рассматривать процесс духовно- нравственного воспитания учащихся, ц^к комплексный процесс, как процесс ин-тегративного развертывания щ гуманистических ценностных ориентации
7. В развитии духовно-нравственного воспитания учащихся большую роль играют источники духовцрго развития и их творческое освоение учащимися.
8. Органическая связь между до^шлением и чувствами учащегося.
9. Непосредственной социальной средой воспитания духовно- нравственной культуры учащихся является коллектив школы, классный коллектив.
10. Воспитание гармонически развитой личности учащегося должна предусматривать целостная система воспитания нравственной личности в процессе обучения.
11. Нравственный идеал как духовный феномен, в котором сочетаются осознанные и неосознанные мотивы поведения учащегося.
12. Среди педагогических условий формирования духовно-нравственной личности все большее внимание вызывает ориентация учащихся на дополнительное образование через внеклассную и внешкольную работу.
13. В решении формирования духовно-нравственной личности учащегося развитие и обогащение творческой деятельности учителя становится значительной и актуальной.
14. Обмен опытом работы и повышение квалификации педагогических кадров могут оказать значительное влияние на аксиологические приоритеты в области воспитания духовной культуры и нравственности учащихся.
15. Большими возможностями в воспитании духовно-нравственной личности учащегося располагают учебно-методические комплекты / УМК/, включающие в себя вариативные учебники и учебные пособия, хрестоматии, школьные практикумы, охватывающие крут основных проблем духовно-нравственного воспитания; предметные тетради-дневники, понятийные словари и т.д.
16. Сотрудничество школы и семьи учащегося предполагает актуализацию и стимулирование стремления школьников к саморазвитию, создает условия их целенаправленного духовного роста.
17. Одним из основополагающих педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся является его тесное взаимодействие с учебным процессом.
18. Взаимодействия учителя и учащегося в учебно- воспитательном процессе- важное педагогическое условие формирования духовно- нравственных качеств школьников в становлении их как целостной гармонично развитой личности.
В целом исследование данной проблемы доказывает, что педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе содержит в себе одну из важных задач воспитания: воспитание целостной гармонично развитой личности.
Проведенное исследование не претендует на полный охват проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной российской школе. Требуют своего рассмотрения также важные аспекты данной проблемы, как влияние семьи, средств массовой информации и других факторов на формирование духовно-нравственной личности учащегося. Необходимо определить содержательную характеристику критериев духовно-нравственной воспитанности школьников, что послужит предметом дальнейших исследований автора.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Осипова, Светлана Дмитриевна, Москва
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».-М.:1. Мысль, 1991.
2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура национального общения.-Ставраполь,1993.
3. Адлер Ф. О нравственном воспитании /пособие для учителя/- М., 1899.-167с.
4. Амоношвили Ш.А. Единство цели. /В добрый путь, ребята!/: Пособие для учителя,- М,, 1987,- 206с.
5. Амоношвили Щ.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя,- М„ 1988.- 207с.
6. Амоношвили Щ.А. Как живете, дети ?: Книга для учителя,- М,, 1991,- 174с.
7. Амоношвили Ш.А, Обучение, Оценка. Отметка,-М„ 1980,- 96с, .
8. Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике М,, 1996,494с.
9. Амоношвили Ш.А. Созидая человека,- М., 1982,- 95с,
10. Амоношвили Ш.А, Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики,- М,, 1998,- 74с.
11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые /Критика христианского истолкования и использование ценностей жизни и культуры/.-М., 1970.-183с.
12. Аплетаев М.Н, Система воспитания нравственной личности в процессе обучения,- Омск., 1998.- 257с.
13. Аристотель. О душе.-М., 1937,- 179с.
14. Арсланова Г.А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национального искусства /татарского и народов Поволжья/. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-Казань,1990.
15. Архангельский JI.M. Природа нравственных норм и диалектика их развития//Вопросы философии.- 1978., № 3.- с.72-79.
16. Баринова И .Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников. Автореферат канд, пед, наук,- М., 1996,- 16с.
17. Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1084-1985.- М., 1986,- 242с.
18. Бачинин В. А, Духовная культура личности /философские очерки/.-М., 1986,- 111с.
19. Бердяев Н.А, Истоки и смысл русского коммунизма,- М., 1990,
20. Бердяев Н,А, Самопознание.- М.,1990.
21. Бердяев Смысл истории.- М., 1990.
22. Бердяев Судьба России,- М., 1918.
23. Бердяев Н.А, Философия свободы; смысл творчества.-М.,1989,
24. Бердяев Н.А, Философия свободного духа,- Париж, 1927,- Ч. I.,210с.
25. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- Т. 1-2.-М„ 1994.
26. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого,- Париж., 1952,- 246с,
27. Блонский П,П. Нравственное воспитание в текущий момент/ Бюллетень отдела народного образования МСРД / Трудовая школа/.- 1919.- № 3.-с.5-8,
28. Богданова О.С., Черенкова С.В. Исследовательская деятельность педагога- актуальная задача современной школы.// Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников. -М.: Изд-во АПН СССР,- 1985.-c.3-21.
29. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз. //Магистр., 1992., № 9.- с. 37-43.
30. Бодалев А.А. Личность и общество.- М., 1983,- 271с.
31. Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии., 1986.- № 1,- с. 19-27,
32. Бодалев А.А, Формирование понятия о другом человеке как личности,- Л., 1970,- 42с.
33. Болдырев Н.И. К вопросу о нравственном воспитании в советской школе// Советская педагогика, 1939,- № 1,- с.37-50.
34. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории,- М,, 1979,-224с.
35. Болдырев Н.И. О качественном своеобразии процесса нравственного воспитания // Советская педагогика, 1965,- № 8.
36. Болотова Л.С. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения // Школа духовности,, 1997,- № 2,-С.60-68.
37. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, М,,1992.
38. Бондаревская Е, Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Учебное пособие,- Ростов-на-Дону., 1986,-120с.
39. Бондаревская Е. Формирование нравственного сознания старших школьников,-Ростов-на-Дону, 1976.
40. Буева Л.П. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности.-М.: МГУ.-1983.
41. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Alma mater.- 1997.-№ 4.-е. 11-17.
42. Бушля А.К. Воспитание коммунистической морали у детей.- М., 1948.-71с.
43. Васильева З.И, Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения.-Л1981 .-82с.
44. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. //Русская мысль,, 1898.-№5-6, 10-12.
45. Вербицкая Т.Ф. Воспитание нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе обучения: дисс, канд. пед наук,- М,, 1977,- с.20.46, Виноградов Н.Д, Педагогика. Основные проблемы и принципы,-М„ 1922,-123с.
46. Водкович В.А., Столица З.К, Второй международный конгресс по нравственному воспитанию // Журнал Министерства Народного просвещения,, 1913,- февраль, март.
47. Вопросы нравственного воспитания: Сборник статей,- Иркутск., 1970,- Вып,2.- 1970,- 217с,; Вып. 3,- 1970.- 228с.
48. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике /1945-1985 гг/.- Кишинев., 1990.-169с.
49. Галицких Е.О. Духовное развитие личности: Программа и модели занятий спецкурса.- Киров., 1997.- 123с.
50. Гегель Г. В. Феноменология духа.- СПб, 1913.-376с.
51. Глизерман Г. Мировоззренческие аспекты воспитания коммунистической нравственности,- М., 1977.- 26с.
52. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. - 376 с.
53. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива.-М.: Просвеще-ние.-1984.-175с.
54. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие к спецкурсу, -Л., 1991,-77с.
55. Громеницкий С. О нравственном воспитании детей //Русская школа,-СПб, 1906.-№ 1 с.104-122.
56. Груздев П.Н. Понятие закона, принципа и правила в педагогике // Советская педагогика, 1946,- № 4-5,- с. 3-33,
57. Гуманистическое воспитание школьников: Сборник научных трудов,- Казань., 1983.- 163с.
58. Гурова Р.Г, Выпускник средней школы. Опыт сравнительных со-циолого-педагогических исследований.-М.: Педагогика,-1977,-176с,
59. Гурова Р.Г, Социологические проблемы воспитания.-М.: педагогика.-^!,-176с,
60. Гусева Н. Три философских очерка об образовании. -М.: ИНИОН РАН, 1992,-51с.
61. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М„ 1994. - 134, 2. с.
62. Давыдов В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях //Советская педагогика.- № 7,- с.91
63. Данилов М.А. Урок в восьмилетней школе,- М., 1966,- с.19-21.
64. Дебольский Н. Философские основы нравственного воспитания,-СПб„ 1880.
65. Демидова В.Н. Ключевые понятия человеческого бытия // Школа духовности., 1997.- № 2.- с.45-48.
66. Джунусова Г.Х. Воспитание учащихся в духе гуманизма.- Алма-Ата., 1977.- 79с.
67. Дикарева А.В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII века: автореферат канд. пед, наук.- Минск,, 1983,- 22с.
68. Дмитриев Н.С, Основы нравственного воспитания.- Ставрополь., 1948.- 15с.
69. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: Автореферат канд, пед, наук- М., 1996,-20с.
70. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно- нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX- начала XX вв.- М„ 1994,-140с.
71. Дробницкий О.Г. Понятие морали.-М,, 1974,- 388с,
72. Дробницкий О.Г, Проблема нравственности.- М,, 1977,- 333с,
73. Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. док. пед. наук,- М,, 1972.
74. Дулов А.И. Основы нравственного воспитания школьников в процессе обучения,- Красноярск, 1975,
75. Дю- Вюйст Практические методы нравственного воспитания /непрочитанный доклад/ / В кн. Труды 1-го Всероссийского съезда па семей ному воспитанию.- СПб, 1914,- т,1,- с.551-558,
76. Егорова Т.О. и др. Особенности нравственных ориентаций старше классников в условиях ломки общественного сознания,- Новгород., 1995.-74с.
77. Закон Российской Федерации об образовании.- М., 1992,- 55, 2.с.
78. Захаревич. Творчество А.П. Гайдара как средство нравственного воспитания детей и подростков: Автореф. канд. пед. наук- М., 1964.- 23с.
79. Зеньковский В.В. История русской философии.- Т.1-2.- Д.,1991.
80. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М,, 1993.- с.152.
81. Зинченко В, Мир образования и/или образование мира: филос., лингв, и психол, аспекты. //Мир образования. -1996.-№ 3.-С.7-15.
82. Зоткин А.О. Философские основания педагогической деятельности: Автореф. канд, филос. наук. Томск, 1997. - 18 с.
83. Иванова В.К, Нравственное формирование подростков в пионерской организации.-Минск., 1976,-160с.
84. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга дпя учителя,, 2-е изд.- М., 1987.- 208с,
85. Иващенко А.В., Савина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие,-М., 1993.- 121с.
86. Иващенко О.А. О воспитании коммунистической нравственности школьников: Учебное пособие.- Рига., 1972.- 32с.
87. Интеллектуальные приключения, или как проводить дискуссии на морально-этические темы: Учебное пособие,- Саранск., 1996,-102с.
88. Кавелин K.JI, Задачи этики, // Философские науки., 1990,- № 11,с.99.
89. Каиров И.А. Воспитание любви к Родине // Советская педагогика, 1944.-№1.- с.4-10.
90. Каиров И.А. Очередные задачи АПН в свете постановлений ЦК ВКПб об усилении идеологической работы // Советская педагогика, 1946.- № 12.-c.3-il.
91. Калмыкова А. Идеалы нравственного воспитания. Доклад.// Труды первого всероссийского съезда.- СПб., 1914., Т.1.- 50-57.
92. Калмыкова А. Проблема нравственного воспитания нашего времени /Доклад прочитанный на I Всероссийском съезде по вопросам семейного воспитания/ //Русская школа.- 1913,-№ 1-2,- с.1-10.
93. Канаев Б.И. Курс «Философия образования (педагогический аспект)» / МО РФ, Упр. образования администрации Самар. обл., Самар. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. Самара,. 1996, - 35, 1. с.
94. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.
95. Квятковский Е,В, Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи. // Советская педагогика., 1989,- № 8,- с. 19-26.
96. Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование. М,, 1995,103с.
97. Козлов И.Ф, Педагогический опыт А.С. Макаренко и основные положения его педагогического учения, Автореф, канд. пед. наук,- М., 1941,-25с.
98. Комаровский Б.Б, Об эволюции понятий закона, принципа и правила и их взаимосвязь в педагогике //Советская педагогика, 1947,- № 6,- с.ЗО-44,
99. Комплексный подход в нравственном и идейно-политическом воспитании учащихся: Сборник научных трудов.- Смоленск., 1985,- 104с.
100. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М., 1984.
101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984,-335с,
102. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. -М.: Знание, 1966.-48с,
103. Кон И.С. Открытие «Я» /Над чем работают, о чем спорят филосо-. фы/. -М.: Политиздат, 1978.-367с.
104. Кон И.С, Позитивизм в социологии. Исторический очерк. -Л., 1964.-207С.
105. Кон И.С. Философия и методология истории. -М., 1977.
106. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1992.- 16с.
107. Коротов В.М. Размышление над «Философией воспитания»: Открытое письмо Б.Т. Лихачеву. -М„ 1996,-18с.
108. Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. Воспитание гуманных качеств у подростков.-Киев., 1973.-32с.
109. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания./ Пед. соч.,. T.2.-C.87.
110. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого: Автореферат дисс. д-ра пед наук.- М„ 1994,-50с.
111. Лизкин М.И, Развитие самосознания школьников: Из опыта работы В.А, Сухомлинского.- М., 1998.- 134с,
112. Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьников: Межвузовский сборник научных трудов,- Куйбышев,, 1983,-158с.
113. Лихачев Б.Т, Педагогика. М,: Прометей, 1993,
114. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию.- М„ 1997,- Кн.1 -1997.-575с.; Кн.З -1997-576с.; Кн. 4 -1997- 575с.; Кн. 5- 1997- 575с.
115. Лососий Н.О. Условия абсолютного добра.- М,, 1991,
116. Лузина Л.М, Лекции по теории воспитания,- Псков., 1995,- с. 70218.
117. Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе.-М., 1918.
118. Макаренко А.С. Методы воспитания /стенограмма лекции, прочитанной А.С. Макаренко 10 января 1938г./ //Советская педагогика, 1943,-№ 5-6.-C.10-17.
119. Макаренко А.С. Соч., в 7-ми т.- М„ т.5.- с. 158, 239- 240, 250.
120. Марченко Т.А. Театр воспитывает,- М., 1976,- 128с.
121. Меликов И.М. Философия: /Духовная деятельность человека/.- Мм 1998.- 156с.
122. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры: Автореферат канд. пед. наук,- М., 1996,- 26с.
123. Митрополит Питирим, Тело, душа, совесть: учение о человеке в христианской традиции и современное общество. / В кн. Малая церковь.- М.} 1992.- с.203.
124. Михайлова Е. Н, Нравственное воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны /1941-1945 гг./: Автореферат канд. пед. наук,-М„ 1984,- 24с.
125. Мой мир и я: Отзывы о программе нравственного воспитания,- М.^ 1996,- 63с.
126. Мой мир и я: учебное пособие / под ред. Б.П. Битинас.,-М., 1993,1994.
127. Молодежь и духовность: Материал международного студенческого семинара,- Томск,, 1997,- 108с,
128. Мохначев М. Духовное воспитание детей младшего школьного возраста,-СПб, 1905.
129. Наумченко И. Деидеологизация, или дрейф в никуда ? //Народное образование.-1997,-№ 10.-c.9-ll,
130. Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников, Автореф. дисс. д-ра пед. наук.М.,1982.-34с.
131. Нечаев А. Нравственное чувство и его воспитание //Русская школа,- 1906.- № 5-6.- с.106-117.
132. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя./ Материалы международной науч.-практич. конференции «Педагогическое образование 21 века».- М., 1994.- с.8.
133. Нравственно-половое воспитание.- Пермь, 1995.- 72с.
134. Нравственное формирование личности школьников: Межвузовский сборник научных трудов.- JI., 1981.- 159с.
135. О нравственном воспитании.- СПб., 1997.- 163с.
136. О положении детей в Российской Федерации // Дитя человечечское., 1997.- № 1.-е. 11-14.
137. Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной Комиссии по просвещению, 16 октября 1918г. Вып. 2.- с.262 -272.
138. Паукова JI.H. Формирование духовной культуры личности в национальной школе: Автореферат канд. пед. наук,- М., 1998,- 18с.
139. Педагогика /ред. Б.Н, Есипов, Н.К. Гончаров,- М„ 1933.- 352с.
140. Педагогика / ред; Б.Н. Есипов, Н.К. Гончаров, 3-е изд.- М., 1946,518С.
141. Педагогика/ред. И.А. Каиров,- М., 1939.- 514с.
142. Педагогика /ред. И.А. Каиров., 2-е изд.- М., 1948.- 464с.
143. Перэ Б, Нравственное воспитание начиная с колыбели.- М., 1911,
144. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания,- М., 1997,-94с.
145. Петров Н.А. Об одном из основных законов воспитания // Советская педагогика, 1939.-№ 11-12.- с,42-59.
146. Петров Н.А. Личный пример учителя,- М., 1939,- 111с.
147. Петров Н.А. Логические категории: закон, принцип, правило в педагогике //Советская педагогика., 1946,- № 7,- с.32-49.
148. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Декрет ВЦИК от 16 октября 1918г. Вып. 1.- 120-127.
149. Предмет и метод педагогики: Глава из учебного пособия /ред. И.А. Каиров // Советская педагогика., 1946.- № 1,- 13-37.
150. Приходько И.Н. Учебно-практическое пособие для учителя по эмоционально-интеллектуальному развитию и духовному самовоспитанию подростков / 10-13 лет/.- СПб., 1995.- 115с.
151. Проблемы комплексного подхода в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи: Межвузовский сборник научных трудов,- Алма-Ата., 1991.- 82с.
152. Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции, 16-17 апреля 1998г.-Новосибирск., 1998,- 81с,
153. Программа духовно-нравственного просвещения ребенка в учреждениях различного типа.- Орел., 1996,- 126с,
154. Программа по педагогике для педагогических и учительских институтов // Советская педагогика, 1940.- № 9.- с.54-61.
155. Пути и средства совершенствования нравственного воспитания учащихся в школе и семье: Сборник научных трудов,- Минск., 1987.- 125с.
156. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры, Аксиол, аспекты. // Педагогика. 1995, - N5. - с. 87-90.
157. Радев, Пламен. Философия на образованието. -Пловдив, 1995.
158. Разумный В.А, Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики. М.: Б.И., 1996, - 55 с.
159. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. -М.,1984.
160. Ривес С.М. Принципы советской дидактики // Советская педагогика, 1940,-№ 1,- с.3-15.
161. Розанов В.В. Сумерки просвещения,- М.,1990.
162. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. -М., 1993.-193с,
163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1946.
164. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание подростков,- М., 1977.
165. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М., 1981.
166. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М., 1981.
167. Румянцев Н.Е. Нравственно-социальное развитие и воспитание детей //Педагогическая мысль, Пг., 1918,- № 1-2,- с.7-28.
168. Румянцева Т.Д. Воспитание как восхождение к свободе в фило-софско-педагогических взглядах христианско-гуманистических мыслителей России конца XIX начала XX вв.; //Проблемы культуры, языка, воспитания. - Архангельск, 1994. - с. 141-146,
169. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании,- СПб, 1912.
170. Рута О.Й. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы,- Красноярск, 1959.
171. Савич А.А. Общие методы и средства нравственного воспитания: Лекция,-М., 1956,-27с.
172. Салин В.А. Философская вера в системе гуманизации образования // Гуманизация образования. 1995, - N 3. - с. 26-30.
173. Сборник материалов Щ научно-практической конференции «Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи», ноябрь 1995,- М., 1996,- 75с.
174. Сборник материалов Российской научно-практической конференции «Учитель- созидатель культуры и здоровья общества»., ноябрь 1996г,-Вып. I,- М„ 1997,- 90с.; ноябрь 1997г.- Вып II,- М., 1998,- 68с.
175. Свадковский И,Ф, Нравственное воспитание детей,- М., 1962.179с.
176. Седов Л. О нравственном сознании и нравственном воспитании // Вестник воспитания.- 1900., № 7.- с.'73-99.
177. Сесюнина И.Б. Философские проблемы образования //Образование в Сибири. 1995. -N I. - с. 10-15.
178. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике //Советская педагогика, 1947,- № 5,- 15-27.
179. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.} 1997 .-306с.
180. Смирнов С.А. Мастерская педагога-гуманитария; Фидос. и пед. очерки. -Новосибирск, 1995. 156, 1. с.
181. Смирнов С,А, Философско-методологический анализ роли игры в развитии образования: Автореферат канд. филос, наук. Новосибирск, 1994.29 с.
182. Содержание гуманистического образования / О.С. Газман, P.M. Вейсс, Н.Б. Крылова. М. 1995. - 103 с.
183. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.-М,: Педагогика.-1986.-136с.
184. Соловьев B.C. Духовные основы жизни,- СПб., 1995,- 145с.
185. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика. //Соч., Т.1,-М., 1989.
186. Соловьев B.C. Государственная философия в программе Министерства народного просвещения // Соч.- Т.2.- М., 1989.
187. Соловьев B.C. Еврейство и христианский вопрос // Соч.- Т.1.- М.,1989.
188. Соловьев B.C. Из философии истории // Соч.- Т.2.- М., 1989.
189. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып. 1-2. //Соч.-T.U-M., 1989,
190. Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии. //Соч., тД.- М., 1989.
191. Соловьев О духовной власти в России //Соч.- Т.1,- М., 1989.
192. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.- М., 1899.-615с.
193. Соловьев B.C. Русская идея // Соч.- Т.2.- М., 1989
194. Соловьев B.C. Русский национальный идеал .//Соч.- Т.2.- М., 1989.
195. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: Автореферат д-ра пед. наук.- М., 1994.- 45с.
196. Станеки- Козвоски и др. Мой мир и я. Путь к единению.- СПб., 1993.- 173с.
197. Суколенов И.В. Межнациональные отношения: реалии и перспективы / регион Казахстана/: Автореферат канд. философских наук,- М., 1995.-26с.
198. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста.- М,, 1961.- 223с.
199. Сухомлинский В.А., Воспитание личности в советской школе,-Киев., 1965,- 213с.
200. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: 5-ти т.- Киев, 1979; Т.1 Проблемы воспитания всесторонне развитой личности; Духовный мир школьника; Методика воспитания коллектива.- 1979,- 686с.
201. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения.- М., 1963.- 152с.
202. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1988.- 269с.
203. Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции: Секция I: Философско-методологический аспекты перестройки образования, -М., 1988,-214с.
204. Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении»,- М^ 1992,- разд. ГО., ст.34,35.
205. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме,- JI., 1968.- 124с.
206. Феофанов М.П, Советская школа в оборонной работе // Советская педагогика, 1941.-11-12.- с.43-49.
207. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника.- М., 1985,- 224с.
208. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи: Сборник научных трудов. -Свердловск, 1988,- 111с.
209. Философия образования для XXI века: Сборник статей. -М., 1992.207с.
210. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика»^ март 1995 г. / Публ. подгот. В.П. Борисенков и др. // Педагогика. -1995. N 4. - с.3-28.
211. Философские проблемы образования: Материалы «круглого стола». -М.,1993. 94 с,
212. Фидософско-психологические проблемы развития образования / А.С. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.В, Давыдов и др.; Под ред. В.В. Давыдова; Рос, акад. образования, М., 1994, - 127, 1. с.
213. Флери М. Физическое и нравственное воспитание ребенка,- М,,1900.
214. Флоренский П,А. Столп и утверждение истины,- Т.1-2,- М., 1989,
215. Флоренский П.А. У водоразделов мысли,- М,, 1990,
216. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе обучения: Межвузовский сборник научных трудов,- Тамбов,, 1990,-94с.
217. Франк В. Человек в поисках смысла /Под ред. Л.Я. Гозмона и Д.А. Леонтьева. -М, 1990,
218. Фрумкин, Как воспитать душу ребенка,- М,- СПб., 1903.
219. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций,- Минск, 1979.
220. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания.- Минск, 1972.
221. Ценностно-нормативные ориентиры современного старшеклассника. М.: Центр социологии РАО, 1993 .-96с.
222. Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тез. докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. Курск, 21-23 мая 1996, Ч. И. -Курск.-228с.
223. Черкасов В.А. и др. Развитие духовности школьника.- Челябинск., 1993.- 163с.
224. Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Школа духовности., 1997.- №2.- с. 16-20.
225. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики = Philosophy of education and educational policies. M.: «Логос», 1993. -181 с.
226. Шиянов E.H., Котова И.Б, Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. -Ростов-на-Дону, 1995. 310 с.
227. Щмачилина С.В, Воспитание старших школьников в нравственной деятельности; Учебное пособие для студентов пед. вузов.- Омск., 1997,- 106с.
228. Шпеко А. Обычный православный лагерь // Народное образование., 1998- №6.- с. 104-107.
229. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М., 1993,154с.
230. Щедровицкий П.Г. Пространство свободы; тенденции развития образования, философия образования. //Народное образование. -1997.-№ 1,0.46-51.
231. Щербаков Р.Н. Декарт, картезианство и воспитание личности: французский, философ, математик, физик, физиолог, 1596-1650 гг. // Педагогика. -1996.-№ 4.-С.83-86.
232. Щурков Н. Философическое воспитание; определение понятия. //Воспитание школьников. -1996.-N» 2.-C.2-4.
233. Эллис А., Гершунский Б.С, В поисках парадигмы духовной интеграции. // Школа. 1995. - N2. - с. 72-73.
234. Яковлев Р. Философия образования. //Халах шкуле (Народная школа). -1996.-№ 5.-С.1-11.
235. Яковлева Д,С. Идейная борьба и теория общественно-гражданского воспитания в первые годы Советской власти. //Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1969, Вып,320.-с,263-282.
236. Ярош К. Современные задачи нравственного воспитания.- Харьков, 1893,- 163с.