Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовное воспитание детей в русской народной педагогике

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тарасова, Светлана Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Белгород
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовное воспитание детей в русской народной педагогике», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тарасова, Светлана Ивановна, 2003 год

Введение.

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы духовного воспитания в русской народной педагогике

1.1. Духовное воспитание как педагогический феномен.

1.2. Истоки духовного воспитания и духовных качеств русского народа.

1.3. Сущность духовного воспитания в русской народной педагогике.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. Содержание и методы духовного воспитания в народной педагогике (на материале Белгородской области)

2.1. Педагогические традиции как основа содержания духовного воспитания русского народа.

2.2. Методы и формы духовного воспитания в русской народной педагогике.

2.3. Использование народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы Белгородской области.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовное воспитание детей в русской народной педагогике"

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.

Во-первых, кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии в конце XX — начале XXI вв. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовному кризису (спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности, сокращение выпуска отечественной детской литературы и произведений искусства). Подтверждением этого могут служить цифры и факты, приведенные в "Независимом докладе Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации" Председателем Российского детского фонда А.А. Лихановым (85, 60-62). Сложившаяся тенденция отхода молодого поколения от культуры, в том числе и от языка своего народа, от его традиционного ♦ образа жизни, привела к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий. Поэтому в Национальной доктрине образования в Российской Федерации одна из актуальных задач определена как преодоление духовного кризиса (105, 14), возвращение духовных основ в жизнь российского общества на всех его уровнях.

Во-вторых, будущее нашего Отечества зависит от духовного потенциала молодежи, от доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине каждого молодого человека. Осознавая эту истину, современная практика воспитания все чаще обращается к средоточию духовной жизни народа — наследию русской народной педагогики.

В-третьих, актуальность исследования обусловлена требованиями логики процесса развития самой педагогической науки. Современный этап этого процесса характеризуется активным развитием новой отрасли педагогического знания — этнопедагогики и формированием системы этнопедагогических знаний. Эта система включает в себя ряд иерархически взаимосвязанных наук (97, 64-65), среди которых академик РАО Г.Н. Волков выделяет историческую, теоретическую, практическую этнопедагогики (33, 98).

Историография научных исследований по проблемам народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта народного воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. В.Г. Белинский, П.П. Блонский, В.И. Водовозов, Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Е.А. Покровский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский заложили всемирно известную культурную традицию уважения к народной педагогике, обогатили педагогическое мышление и педагогическую деятельность опытом осмысления и реализации возможностей народной педагогики. Эта традиция нашла продолжение в работах советских педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Одним из первых к специальному научному исследованию проблем народной педагогики обратился известный профессор антропологии и этнографии Иркутского государственного университета Г.С. Виноградов (29), описавший сущность явления "народная педагогика". Обращение к опыту народного воспитания имеет важное место в системе педагогической науки благодаря исследованиям Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе и других ученых.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки для дальнейшего исследования опыта воспитания в русской народной педагогике. Анализ исследований показал, что опыт народной педагогики изучался в нравственном (Е.В. Белоусова, Ю.З. Кутлугильдина, Г.Д. Сундуй, С.Н. Шакарян), патриотическом (Ж.Г. Коидзе), трудовом (У.Ш. Артангулов, Т.А. Крючкова, З.Г. Расулов) и других аспектах воспитания у разных народов: адыгского (А.И. Шоров); азербайджанского (A.M. Гасанов, А.Ш. Гашимов); армянского (В.А. Арутюнян), башкирского (А.Г. Абсалямова, С.А. Мухамедьямов); белорусского (А.П. Орлова); бурятского (Д.М. Бурхинов); грузинского (А.Ф. Хинтибидзе); дагестанского (Ш.А. Мирзоев); русского

Б.А. Александров, B.A. Алексеев, З.П. Васильцова); татарского (З.Г. Ничматов, • Я.И. Ханбиков); украинского (Т.И. Люрина, Н.И. Стельмахович, Е.И. Сявавко); чувашского (Г.Н. Волков, К.П. Овчинникова, И.В. Павлов); чеченского (Ш.М.-Х. Арсалиев); якутского (В.Ф. Афанасьев, A.JI. Бугаева) и других народов.

Вместе с тем, среди такого рода исследований не получили должного рассмотрения вопросы духовного воспитания в русской народной педагогике. Изучение научной литературы и практики школьного образования позволило выявить существующее сегодня противоречие между потребностью в современном осмыслении, организации процесса духовного воспитания, использовании опыта русской народной педагогики в целях духовной ориентации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему иссле-4 дования: духовное воспитание подрастающего поколения в русской народной педагогике. i Решение этой проблемы составляет цель исследования.

I Данное исследование выполнено в русле этнопедагогики и направлено на развитие представления о духовном воспитании в русской народной педагоги' ке, на определение его сущности и раскрытие содержания, характеристику меi тодов и форм духовного воспитания, обобщение и систематизацию педагогиче-I ского опыта использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Основополагающими понятиями и терминами, отправными в настоящем исследования, являются "русский народ", "народная педагогика", "духовное воспитание". При толковании понятия "русский народ " мы опирались на положения и трактовки этого понятия B.C. Болбасом, В.А. Николаевым, И.И. Шангиной (21, 44; 106, 7; 203, 5). Под этим термином мы понимаем русское крестьянство, которое в наименьшей степени было подвержено различного рода изменениям и к середине XIX века составляло большую часть населения ^ страны. Аргументом могут служить статистические данные того времени, которые свидетельствуют о том, что на исторической территории (например, Белгородской области) "ко времени отмены крепостного права, по данным последней 10-й ревизии за 1858 г., крестьянское сословие насчитывало 809 679 человек — 84,3% общей численности населения" (160, 28). Аналогичные факты можно привести и по другим регионам России (135, 40-41). Крестьянская среда, ввиду патриархальной жизни, устойчивых нравов, консервативности взглядов, ограниченности социальных контактов, во многом сохранила исконно русские традиции, в том числе народного воспитания. Исходя из этого, русское крестьянство мы считаем хранителем и носителем традиционной культуры и духовности русского народа.

Данное обстоятельство позволяет рассматривать народную педагогику как исторически сложившуюся совокупность педагогических взглядов, идей, эмпи-♦ рических знаний, присущих русскому крестьянству и сохранившуюся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, традициях. Одним из ее аспектов является духовное воспитание, которое в русской народной педагогике нами предполагается рассматривать как целостный педагогический процесс.

Объект исследования: русская народная педагогика, опыт воспитания народа, отраженный в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, традициях.

Предмет исследования: процесс духовного воспитания детей в русской народной педагогике.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи.

1 .Раскрыть истоки, сущность и содержание духовного воспитания в русской народной педагогике.

2,Определить место традиций русского народа в содержании духовного воспитания.

3.Охарактеризовать традиционные народные методы и формы духовного воспитания.

4.Обобщить и систематизировать педагогический опыт использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Хронологические рамки исследования охватывают 1-й период со 2-й половины XIX в. — по 1917 г. Выбор обусловлен тем, что в данный период Россия была развитым государством с развитой промышленностью, высоким научным и культурным потенциалом, в то же время она оставалась традиционно аграрной страной. Русское крестьянство составляло подавляющую часть населения (106, 7), и "к середине XIX в. практически сохранилось в своем первозданном виде" (23, 74), поэтому и народная педагогика понимается нами как педагогика русского крестьянства. Основные этнографические работы, исследовавшие быт и жизнь русских крестьян, их традиции, обряды, поведение, нравы, появились во второй половине XIX в. Ограничение периода 1917 годом объясняется тем, что в результате совершившейся в это время Октябрьской революции в стране произошли исторические — политические, социально-экономические — преобразования, что послужило началом нового этапа развития России.

Выбор 2-го периода (1990-е гг. — 2002 г.) обусловлен возросшим интересом к познанию педагогического опыта русского народа, воспитательных традиций в практике учебно-воспитательного процесса современной школы, началом перехода от эпизодического использования этнического материала в воспитании к созданию целостных учебно-воспитательных систем, базирующихся на народных традициях.

Методологическую базу исследования составляют общефилософские принципы историзма, всесторонности, конкретности исследования; важнейшие философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности; культурологический подход, позволяющий рассматривать народную педагогику как неотъемлемую часть культуры определенной эпохи и определенного общества; системный подход, в свете которого духовное воспитание в русской народной педагогике нами рассматривается как целостный педагогический процесс, и выделяются его структурные компоненты; этнопедагогический подход, в соответствии с которым человек, ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

Теоретическую базу диссертации составили исследования отечественных ученых, в которых раскрываются плодотворные идеи и фундаментальные принципы по проблемам: духовного воспитания ученых-философов (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.М. Кларин, P.J1. Лившиц другие) и педагогов (Е.П. Белозерцев, Э.Ф. Володин, С.И. Гессен, А.И. Еремкин, А.А. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, М.М. Мукамбаева, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и другие); этнической и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Л.И. Божович и другие); системного подхода в воспитании (Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, Ю.П. Сокольников и другие); народной педагогики (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, В.А. Маслова, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев, М.И. Стельмахович и другие); этнографии (В .И. Белов, М.М. Громыко, Д.К. Зеленин, А.А. Коринфский, С.В. Максимов, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, В.К. Соколова, А.В. Терещенко, Г.Н. Чагин и другие) и фольклористике (В. Аникин, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль и другие); истории (М.А. Барг, Н.М. Гальковский, В.Н. Демин, П.Н. Милюков, & В.А. Руднев, Б.А. Рыбаков, С.М. Соловьев, С.А. Токарев и др.).

Приращение объема этнопедагогической информации в процессе исследования достигалось за счет многообразия этнопедагогических источников. В диссертации использованы опубликованные данные исторических, этнографических, этнопедагогических исследований; теоретические работы и сборники русского фольклора; архивные материалы, отражающие жизнь и быт русского народа; сведения, полученные в ходе опроса старожилов; материалы, собранные во время этнографических экспедиций по Белгородской области; педагогический опыт учителей и воспитателей школ Белгородской области.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); структурно-функциональный метод, системный метод; методы Иг изучения и обобщения передового опыта (наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы обобщения и систематизации полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

1. 1996-1998 гг. — была сформулирована эмпирическая база исследования, проводился анализ педагогической, философской, этнопедагогической литературы, рассматривалась степень изученности темы, были определены цель, задачи и методы исследования.

2. 1998-2000 гг. — осуществлялось изучение процесса духовного воспитания в русской народной педагогике, анализировался собранный материал, формировалась основная часть текста.

3. 2001-2002 гг. — обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалось литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

• Истоками духовного воспитания в русской народной педагогике являются отношение человека к природе, дохристианские представления славян, православно-христианские воззрения, уклад семейной жизни.

• Сущность духовного воспитания в русской народной педагогике заключается в формировании и развитии у ребенка качеств (трудолюбия, религиозности, добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу), которые проявляются в системе ценностных отношений (к людям, самому себе, труду, Родине, Богу, окружающей действительности) и выражаются в действиях, суждениях, оценках и самооценках.

• Содержание духовного воспитания в русской народной педагогике формировалось на основе воспитательного опыта народных масс, их житейской философии, а также вековых представлений, идеалов, традиций в области воспитания. Ядро содержания духовного воспитания образует система традиций: религиозных (материнская молитва, крещение, приучение к молитве, исповедь и первое причастие, посещение церкви, хождение на богомолье, участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни и др.); трудовых (игра "в труд", поощрение желания ребенка трудиться, приобщение детей к трудовым функциям, уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду, "помочи"); праздничных (колядование — славление, ряженье, гаданье, посеванье, катание яиц, гуляния (качели, хороводы, игры), трапеза, обход домов церковным причтом и ДР-)

• Методы духовного воспитания вытекают из народных традиций и образуют стройную систему, включающую методы воспитания: словом (назидание, благопожелание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет); общественным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение, внушение чувства страха, наказание); трудом (показ, разъяснение, объяснение, упражнение, включение в деятельность); религией (церковное богослужение, молитва, исповедь, пост, личный пример). Формы духовного воспитания основаны на двух видах деятельности — индивидуальной и групповой.

• Использование традиций в школах Белгородской области осуществляется по следующим направлениям: корректировка учебных программ, введение в вариативную часть базисного плана соответствующих предметов, факультативов и разработка программ воспитания школьников, основанных на народных традициях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• Выявлены истоки духовного воспитания в русской народной педагогике: отношение человека к природе, дохристианские представления славян, православно-христианские воззрения, уклад семейной жизни русского человека.

• Определена сущность и откорректировано рабочее определение духовного воспитания в русской народной педагогике.

• Определено содержание и представлена новая классификация и характеристика традиций как стержня содержания духовного воспитания, к которым отнесены религиозные, трудовые, праздничные традиции и дана их педагогическая характеристика.

• Охарактеризованы методы и формы духовного воспитания.

• Обобщен и систематизирован опыт по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы Белгородской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы при чтении лекций для студентов вузов по курсам "История образования и педагогической мысли", "Педагогика межнационального общения", "Этнопедагогика"; могут стать основой педагогического курса по выбору; также могут использоваться в учебно-воспитательном процессе учителями и родителями учащихся при организации практической работы по духовному воспитанию. и

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опирающихся на культурологический, системный, этнопедагогический подходы; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (апрель, май 2002 г.) Белгородского государственного университета, на конференциях по итогам научной работы в том же университете (2001-2002 гг.). Материалы исследования докладывались и получили одобрение: на Международных научно-практических конференциях (Белгород, 1998 г.; Брянск, Казань, Москва, 2001 г.), на Международной интернет-конференции молодых ученых (Самара, 2002), на Всероссийских научно-практических конференциях (Белгород, Москва, 2000 г.; Белгород, Курск, Москва, 2001 г.), на региональной научно-практической конференции (Белгород, 2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации в печати. Всего по теме исследования опубликовано 18 научных работ. Материалы исследования являются основой педагогического курса по выбору "Духовное воспитание в русской народной педагогике", используются при чтении лекций для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Дошкольная педагогика и психология" педагогического факультета БелГУ по курсу "Этнопедагогика", а также — в процессе проведения занятий с классными руководителями в Институте повышения квалификации и переподготовки специалистов БелГУ.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования показали, что использование в практике учебно-воспитательного процесса современной школы Белгородской области исторически сформировавшегося опыта духовного воспитания детей в традициях русской народной педагогики способствует развитию чувства национальной гордости, гражданского достоинства детей и в целом направлено на преодоление духовного кризиса в обществе. Реализация выявленных направлений способствует передаче подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев; обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие общества.

В результате исследовании решены его задачи. Этим достигнута цель диссертации. Проведенное исследование не исчерпывает рассматриваемую проблему. На наш взгляд, для современной педагогики, этнопедагогики и практики воспитания представляют интерес дальнейшее углубленное и расширенное изучение методов и средств духовного воспитания, исследование процесса формирования у подрастающего поколения патриотизма, религиозности, доб-ротолюбия, трудолюбия и др. т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме духовного воспитания в русской народной педагогике и представлено в двух главах.

Духовное возрождение нации является одним из приоритетных направлений совершенствования общества в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России. Один из путей духовного возрождения общества нам видится в обращении к русской народной педагогике, средоточию ценных идей и опыта воспитания, его изучении, обобщении и использовании идей этого опыта в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию молодежи.

Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Духовный компонент формируется и развивается в процессе духовного воспитания ребенка в русской народной педагогике.

Духовное воспитание в исследовании представлено как процесс и результат формирования и развития трудолюбия, религиозности, добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

В результате анализа исторических источников выявлено, что истоки духовного воспитания, зачатки духовных качеств русского человека зародились первоначально в дохристианских представлениях славян. Почвой для этого послужил дуализм в древнейших воззрениях славян на природу, который проявлялся в разделе всех явлений на две силы - добро и зло.

Нравственные основы бытия, заложенные в древнем мироощущении славян, получили развитие в православном христианстве, пришедшем на смену язычеству. Это проявлялось в том, что православно-христианские воззрения русского человека соединили в себе нравственные начала дохристианских представлений славян с мыслью о приоритете добра в жизни, о неизбежности победы добра и обрело нравственное могущество в сердцах и душах русских людей.

Не менее важными истоками духовного воспитания выступали: природа с ее ландшафтными особенностями, климатом, сезонными сменами и ежедневными переменами погоды, чем определялся традиционный образ жизни русского человека; уклад семейной жизни, с его каждодневными заботами о благополучии, достатке, непререкаемым авторитетом старших, утренними и вечерними молитвами.

Раскрыв истоки, мы обратились к структуре процесса духовного воспитания ребенка в русской народной педагогике. Опираясь на существующий в педагогике подход (Ю.К. Бабанский), в структуре процесса духовного воспитания в русской народной педагогике выделены целевой, содержательный, деятельно-стный, результативный компоненты. В результате целостного рассмотрения структуры процесса духовного воспитания выявлена сущность духовного воспитания в русской народной педагогике. Она состоит в формировании и развитии у ребенка качеств (трудолюбия, религиозности, добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу), которые проявляются в системе ценностных отношений (к людям, самому себе, труду, Родине, Богу, окружающей действительности) и выражаются в действиях, суждениях, оценках и самооценках.

В процессе исследования выявлено, что содержание духовного воспитания включает воспитательный опыт народных масс, их педагогические воззрения, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. Последние, с нашей точки зрения, содержат в себе все составляющие содержания и поэтому выступают в нашем исследовании ядром содержания процесса духовного воспитания в русской народной педагогике.

Содержание духовного воспитания рассмотрено через народные традиции исторической территории Белгородской области. Народные традиции духовного воспитания по ведущей сфере духовной жизни нами объединены в три группы: религиозные, трудовые, праздничные, что и определяет содержательный компонент духовного воспитания в русской народной педагогике.

Основной массив народной культуры, осевшей на территории области, изначально формировался в разных местах России, а потом уже был перенесен на историческую территорию Белгородской области. Поэтому здесь в силу геоисторических и экономических причин образовался особенный культурно-национальный комплекс, характеризующийся особым южнорусским укладом народной жизни, упорядоченностью пространства (обустройство его всеми доступными русскому человеку видами строений), традиционным представлением о мире: земле, небе, человеке.

Религиозные традиции духовного воспитания (материнская молитва, крещение, приучение к молитве, исповедь и первое причастие, посещение церкви, хождение на богомолье, участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни и др.) способствовали воспитанию религиозности, набожности у русского человека. Вера крестьянина в Богосотворенность мира, в то, что все происходящее осуществляется по воле Божией, но не помимо человека, формировала его как человека, нашедшего в христианстве духовно-нравственную опору своей деятельности в хозяйстве и быту.

Трудовые традиции духовного воспитания (игра "в труд", поощрение желания ребенка трудиться, приобщение детей к трудовым функциям, уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду, "помочи") приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и уменья, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Праздничные традиции сохраняли и передавали от поколения к поколению духовно-нравственные заповеди крестьянского мира о труде, земле, всем окружающем мире. В целом, традиции духовного воспитания в русской народной педагогике аккумулируют многовековой опыт и мудрость народа, отражают содержание духовного воспитания в русской народной педагогике.

В результате рассмотрения фольклорных, этнографических и других исторических источников в русской народной педагогики были выделены и объединены в группы методы духовного воспитания словом (назидание, благопоже-лание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет), общественным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение, внушение чувства страха, наказание), трудом (показ, разъяснение, объяснение, упражнение, включение в деятельность), религией (церковное богослужение, молитва, исповедь, пост, личный пример).

Анализ выявленных методов духовного воспитания в русской народной педагогике позволили нам прийти к пониманию того, что методы воспитания народной педагогики и методы осуществления целостного педагогического процесса научной педагогики взаимосвязаны. Так, методы воспитания словом в русской народной педагогике лежат в основе методов формирования сознания, методы воспитания трудом — в основе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы воспитания общественным мнением — в основе методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

На основе анализа, обобщения и систематизации педагогического опыта работы школ Белгородской области (№ 20, 46 г. Белгорода, Голубинской средней школа Новооскольского района, Орликовской средней школы Чернянского района, Коротковской средней школы Корочанского района, Кривцовской средней школы Яковлевского района, Троицкой средней школы Губкинского района, средней школы № 2 г. Шебекино, Шелаевской средней школы Валуй-ского района) выявлены следующие направления в использовании народных традиций духовного воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы: корректировка учебных программ по традиционным дисциплинам на основе народных традиций, введение в вариативную часть учебного плана соответствующих предметов, факультативных курсов, разработка воспитательных программ, основанных на народных традициях.

В школах Белгородской области в процессе использования народных традиций духовного воспитания в воспитательной работе сложились следующие формы: общешкольные коллективные творческие дела (годовой цикл народных праздников, месячники, недели, декады, дни, утренники, вечера, смотры, конкурсы, викторины, ярмарки); система классных часов; работа ученической лекторской группы; работа детских общественных объединений; система клубов, кружков, секций, студий; работа музеев, поисково-исследовательская деятельность учителей и учащихся. Эти формы приобщают учащихся к истокам русской культуры, народным традициям и обрядам; знакомят с укладом жизни русского народа, с рецептами русской народной кухни, старинными секретами здоровья и долголетия; приобщают учащихся к русским народным промыслам; формируют специальные умения и знания по технологии и изготовлению народных костюмов, ручной вышивке, вязанию, раскрывают перед школьниками гармоническое воздействие всех поколений в семье и обществе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тарасова, Светлана Ивановна, Белгород

1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дис. канд. пед. наук, 1993. — 195 с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1967. — С. 163.

3. Александров Б. Народная мудрость о воспитании // Семья и школа. — 1956.—№ 11. —С. 3-4.

4. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 25 с.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского ^ государства XIV-XVII в.в. — М.: Педагогика, 1985. — 363 с.

6. Антонова Т.Р. Крестьянская семья вчера и сегодня/Искусство семейного воспитания. — Белгород: Белгород, гос. пед. ун-т, 1995. — С. 38-50.

7. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. — М.: Прометей, 1998.—286 с

8. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. — Уфа: Изд-во Баш ГПУ, 2000. — 328 с.

9. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. ст. — М.: Современник, 1982. —464 с.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск, 1979. — 184 с.

11. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М.: Наука, 1984. —342 с.

12. Батурина Г.И. Методологические основы этнопедагогики // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения:

13. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания,1999.— С. 9-12.

14. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. — М.: Народное образование, 2002. — 112 с.

15. Белов В.И. Избр. произв.: В 3-х т. Т. 3. Лад: Очерки о народной эстетике; Пьесы. — М.: Современник, 1984. — 478 с.

16. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. — Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.

17. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. — 16 с.

18. Бердяев Н.А. Судьба России: Соч. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. — 736 с.

19. Библейская энциклопедия.— Издание Свято-Троице-Сергиевской лавры, 1990. — Репринт, изд. 904 с.

20. Библия. — М.: Российское библейское общество, 1999. — 1376 с.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

22. Болбас B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. — 2001. —№ 1. —С. 41-45.

23. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. — М.: Советская энциклопедия, 1977, Т.17. — 616 е.; Т.26. — 622 с.

24. Борисова Е. Мудрость народной педагогики. О традициях воспитания детей в русской крестьянской семье // Народное образование. — 1998. -№9-10, —С. 74-76.

25. Ботова С.И., Приставкина Т.И., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие: В 2-х ч. Ч. 1. — Белгород,2000.— 248 с.ф 25. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. — СПб., 1887. — 429 с.

26. Василыдова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. — 144 с.

27. Введение элементов народной культуры в общеобразовательные предметы: Методические рекомендации. — Белгород: НМЦСО, 2000. — 63 с.

28. Вестник культуры Черноземья. — Белгород: БГЦНТ.— 2000.— Июнь.1. Межрегион, выпуск.

29. Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Иркутск, 1926. — 112 с.

30. Водовозов В.И. Русская народная педагогика // Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1986. — С. 379-406.

31. Возрождая русскую народную педагогику. — Воронеж: ВОИПКРО, ИПЦ "Черноземье", 1997. — 144 с.

32. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Советская педагогика. — 1971. — № 10. — С. 107-118.

33. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры: (о народнойпедагогике) // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 98-103.

34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. —335 с.

35. Волков Г.Н. Созвездия земли. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.446 с.

36. Волков Г.Н. Три лика культуры. — М.: Молодая гвардия, 1986.333 с.

37. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1958. —264 с.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр "Академия", 1999. — 168 с.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966. — 341 с.

40. Воробьева И.П. Народная педагогика в Костромском крае // Народное творчество. — 1996. — № 2. — С. 25-26.

41. Воспитание на традициях народной педагогики. — Белгород: Изд-во Белг-го педун-та, 1995. — 176 с.

42. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — М.: Зап. Моск. Археологич. ин-т, т. XVIII. 1913.

43. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1975. — 21 с.

44. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.

45. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

46. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании. — Калуга, 1992. — 108 с.

47. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991.446 с.

48. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. — М.: Наука, 1986. — 278 с.

49. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий. — С. 271.

50. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Олма-Пресс, 1999.614с.

51. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. — М„ 1955-1956. — Т.1. — С. 504.; Т.2. — 779 с.

52. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. — М.: Вече, 1997. — 580 с.

53. Добротолюбие: В 5 т. — М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

54. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972-1990. Т.24.

55. Еремкин А.И. Проблема духовного воспитания в современной школе / Культурологический подход в теории и практике педагогического образования.

56. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — С. 97-103.

57. Жамансариева С.Д. Идеи и традиции казахской народной педагогики в современной практике воспитания в семье и школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1993.-20 с.

58. Закон Российской Федерации "Об образовании". — М.: ИНФРА-М., 1999. —52 с.

59. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. — М.: Изд-во Индрик, 1994. — 400 с.

60. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.

61. Ибрагимова J1.A. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 20 с.

62. Из истории Курского края: Сборник документов и материалов. — Воронеж: Центрально-Черноземн. кн. изд., 1965. — 108 с.

63. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. — 252 с.

64. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — 912 с.

65. Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968. — 573 с.

66. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения.1. М., 1972, —С. 16.

67. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. — М.: Правда, 1989. С. 24.

68. Карамышев A.J1. Проблемы воспитания в народной педагогике/Педагогика отечественной культуры и современность: Сб. науч. тр.1. М.:МГУК, 1998, —С. 8-17.

69. К.Д. Ушинский как педагог-христианин. — М., 1994.

70. Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область.1. Белгород, 2000. — 407 с.

71. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философиявоспитания. — М.: Кодекс, 1994. — 85 с.

72. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издат. центр "Академия", 2000. — 176 с.

73. Кон И.С. Этнография детства / Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. — М., 1983. — С. 9-50.

74. Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с.

75. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис. канд. пед. наук. — Курск, 1999. — 190 с.

76. Коршунова H.J1. Зачем нужна однозначность научных понятий // Советская педагогика. — 1992. — № 3-4. — С. 48-52.

77. Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: Чарли, 1995. — 656 с.

78. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — С. 177-178.

79. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1958. — 431 с.

80. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. — Чебоксары, 1996, — 139 с.

81. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.

82. Курская губерния: Итоги статистического исследования. — Курск: Типография Губернского земства, 1887. — 440 с.

83. Курская губерния: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. — Издание центр, статистического комитета Министерства внутренних дел, 1904. — С. 60-61.

84. Курский сборник. — Курск, 1902. Вып.З: Материалы по этнографии Курской губернии. — С. 8-97.

85. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ): Дис. докт. филсоф. наук. — Екатеринбург, 1997. — 303 с.

86. Лиханов А. Дети России на пороге XXI века: Независимый доклад Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции оправах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. 2000. —1. Спец. вып. № 4-6.

87. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. — 282 с.

88. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 82-86.

89. Максимов С.В. Куль хлеба и его похождения. — М.: ТЕРРА, "Книжная лавка РТР", 1996. — 160 с.

90. Максимов С.В. Литературные путешествия. — М.: Современник, 1986. —413 с.

91. Маслова В.А. Первые шаги на пути к земской школе // Земская школа и педагогика: Материалы научного семинара "Земская школа и педагогика". — Белгород, 1997. — С.173-178.

92. Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Этнограф, сб. — СПб., 1862. Вып.1

93. Меляков Н.И. Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Севера. —М.: Б.и., 1993. — 107 с.

94. Меньшиков В.М. Принципы православия и народности в педагогике К. Д. Ушинского и возможные пути развития современного российского образования // Принципы народности и православия в педагогической системе

95. К. Д. Ушинского и развитие современного образования: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч.— Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001. Ч. 1.1. С. 24-29.

96. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т.— М.: Издательская группа Прогресс-Культура, 1994. Т. 2., ч. 2. — 496 с.

97. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала: Дагучепедгиз, 1986. — 123 с.

98. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. — М.: Педагогика, 1981. 144 с.

99. Морева O.JI. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 177 с.

100. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее. — СПб, 1996. —214 с.

101. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство. — М.: Худож. лит, 1991. — 589 с.

102. Мукаева О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. — 1994. — № 6. — С. 42-46.

103. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: Материалы VII Виноградовских чтений в 2-х частях. — Екатеринбург, 1993.279 с.

104. Народная педагогика и воспитание. — Барнаул: БГПУ, 1996.150 с.

105. Народные праздники и обряды Белгородчины. — Белгород: Везелица, 1994. — 132 с.

106. Народные традиции Грайворонского района. — Белгород, 1997.272 с.

107. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/УНародное образование.— 2000. — № 2. — С. 14-18.

108. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Москва-Орел: МПГУ; ОГУ, 1997. — 134 с.

109. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителей русской национальной школы. —Москва-Орел, 1998. — 178 с.

110. Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1971. — 22 с.

111. Нравственное богословие для мирян. — СПб.: Православное издательство Правило Веры, 1901. — 1088 с.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. — М.: Рус. яз., 1991. 23-е изд. —С. 186.

113. Опыты православной педагогики. — 1993. — 240 с.

114. Орлова А. П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 106-111.

115. Осетров Е. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984. — 304 с.

116. От чистого истока. — Воронеж, 1994. — 67 с.

117. Очерки русской культуры XIX века. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

118. Т. 1.: Общественно-культурная среда. — 384 с.

119. Панкеев И.А. Русские праздники. — М.: Яуза, 1998. — 256 с.

120. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.608 с.

121. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспедагенство, 1995. —638 с.

122. Педагогика отечественной культуры и современность: Сб. науч. тр.1. М.:МГУК, 1998. —84 с.

123. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Метод, указ. — Ашхабад, 1983. —69 с.

124. Петрова Т.Н. Чувашская народная педагогика как факт мировой цивилизации. — Чебоксары, 1996. — 197 с.

125. Платонов О.А. Русская цивилизация. — М.: Роман-газета, 1995.224 с.

126. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение: Владос, 1996.432 с.

127. Поздеев И. Народная педагогика удмуртов // Просвещение в Вотобласти. — 1929. — № 4-5. — С. 67-77.

128. Портнягин И.С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогические воззрения народов Саха. — М.: Academia, 1999. — 184 с.

129. Прокопий из Кессарии. Война с готами. — М., 1950.

130. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — Л.: ЛГУ, 1963. — 143 с.

131. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. — М.: Новая школа, 1995. — 96 с.

132. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.

133. Рожнова П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников.1998. — № 5. — С. 29-35.

134. Российское образование: история и современность. — М.: ИТП и МИС РАО, 1994. —253 с .

135. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. — Л.: Лениздат, 1989. — 159 с.

136. Русская школа. — М.: Русское слово, 1996. — 224 с.

137. Русские. — М.: Наука, 1999. — 828 с.

138. Русские: историко-этнографические очерки. — М.: Координационно-методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, 1997. — 222 с.

139. Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989.334 с.

140. Русский демонологический словарь. — СПб., 1995. — С. 60.

141. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным.— М.: Книга Принт-шоп, 1990. — 607 с.

142. Русский фольклора. — М.: Худож. лит., 1985. — 367 с.

143. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 784 с.

144. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994.608 с.

145. Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека (о проблемах этнопедагогики) / Педагогика. — 1992. — № 11-12. — С. 26-28.

146. Рябова JI.A. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья: Дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 269 с.

147. Садохин А.П. Этнология. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1999. —268 с.

148. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. Собр. И.П. Сахаровым. — СПб.: Суворин, 1885. — 385 с.

149. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. —416 с.

150. Сластенин В.А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. —М.: Просвещение, 1976. — 159 с.

151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

152. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. 6-е изд — 447 с.

153. Словарь русского языка: В 4-х т.— М.: Русский язык, 1985-1988. 3-е изд.—Т. 1. А-И. —С. 455.

154. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т.— Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. 3. Г Е. — С. 1180.

155. Смирнов С. Древнерусский духовник. — М., 1913.

156. Соболевский А.И. Русский народ как этнографическое целое. — Харьков, 1907.

157. Соколова В.К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — н. XX в. — М.: Наука, 1979. — 287 с.

158. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. — М.: Изд-во МГОПУ, 1997. —384 с.

159. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания — М.: Прометей, 1993. — 200 с.

160. Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. — М.: Мысль, 1988. Кн. 1. Т. 1-2. —797 с.

161. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики: Дис. . докт. пед. наук. — СПб., 1998. — 443 с.

162. Статистические таблицы Российской империи.— СПб., 1863. — Вып. 2. —С. 28, 160.

163. Стельмахович М.И. Народная педагогика. — Киев, 1985. — 240 с.

164. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991. — 205 с.

165. Суворова З.В. Мудрые заповеди народной педагогики. — Ижевск: Удм. ИУУ, 1993. —34 с.

166. Судьбы образования в России: Сборник статей. Часть 3. — М.: Педагогика, 1999. — 72 с.

167. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М.: Политиздат, 1976. — 216 с.

168. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990. — 287 с.

169. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Раднянська школа, 1988. — 56 с.

170. Сявавко Е.И. Украинская этнопедагогика в историческом развитии.1. Киев, 1974.- 151 с.

171. Терещенко А.В. Быт русского народа. 4.1. — М.: Русская школа,1997. —288 с.

172. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов: XIX — н. XX века. — М., 1957.

173. Толковый словарь русского языка. — М.: Рос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1949. — 654 с.

174. Толковый словарь русского языка: Т. 1-4. — М., 1936-1940. Т. 1.1. С. 845.

175. Толстой JI.H. Азбука. Новая азбука. — М.: Просвещение, 1972.262 с.

176. Тонков Е.В. Основы педагогики. — Москва: Изд-во Белгор. гос. унта, 1997. — 176 с.

177. Топорков A.JI. Структура и функции сельского застольного этикета у восточных славян // Этнознаковые функции культуры. — М., 1991.

178. Топоров В.Н. Ласточка // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т.1. С. 39.

179. Традиционная народная культура населения Урала: Материалы Междунар. науч.-практи. конф. — Пермь, 1997. — 224 с.

180. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л.: Наука,1998, —251 с.

181. Троицкий В. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. — 1998. — № 4. — С. 11-17.

182. Тройно Ф.П. Очерк социально-экономического развития Белгородчины (к. XVIII в. — 1917 г.). — Белгород, 1993. — 200 с.

183. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1974.

184. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1988. — Т. 1.

185. С. 194 -256.; Т. 2. — С. 8-26.; 108-121.; Т. 6. — 528 с.

186. Феникс. Историко-этнографический вестник.— Белгород, 1998. Вып. 2.

187. Философский словарь. —М.: Политиздат, 1991. —С. 153.

188. Философский энциклопедический словарь. —М.: ИНФРА-М., 1997.576 с.

189. Фольклор и историческая этнография. — М.: Наука, 1983. — 261 с.

190. Фольклор и этнография. — Л.: Наука, 1970. — 254 с.

191. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика. — 1966. — № 6. — С. 83-92.

192. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.

193. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. — Тбилиси, 1951.

194. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 1.: А-К. — М.: Научное издание "Большая Российская энциклопедия", 1993. — 863 с.

195. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 103-106.

196. Цаллагова З.Б. Народные рецепты воспитания // Народное образование. — 2001. — № 1. — С. 212-216.

197. Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX — н. XX века. — Пермь: Изд-во Перм. унта, 1993. — 182 с.

198. Чарушин А.А. Воспитание детей у народа // Изв. Архангельского общ-ва изучения Русского Севера. — 1917. — №5. — С. 204.

199. Чернышев В.И. Русское народное воспитание // Живая старина. — 1906, —№4. —Отд. IV. —С. 1.

200. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: История и судьба традиционной бытовой культуры. — М.: Наука, 1988.

201. Чиряев К.С. Тропою народной педагогики. —Якутск: Ситим, 1995.131 с.

202. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. — Д.: Наука, 1986.303 с.

203. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика. — Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, 1999. — 158 с.

204. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. — М.: Логос, 2001.296 с.

205. Шакарян С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 1998. — 20 с.

206. Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство-СПб, 2000. — 296 с.

207. Шимбирев П.Н, Огородников И.Т. Педагогика. — М, 1954. — С. 215.

208. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. — Майкоп: Краснодар, кн. изд., 1989. — 334 с.

209. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX вв: Дис. канд. пед. наук. — Петрозаводск, 1995. — 241 с.

210. Щукина Г.И. Педагогика. — М.: Педагогика, 1966. — 548 с.

211. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников.1999. — № 3. — С. 17-22.

212. Экспедиционная тетрадь. — Белгород. — 1998. — № 5. — 46 е.; 1999. — № 8. — 49 е.; 2000. — № 9.— 82 с.

213. Этническая педагогика. — Астрахань: АГПИ, 1995. — 155 с.

214. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М.: Наука, 1987. —558 с.

215. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. — М.: Российский союз любителей фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. — 390 с

216. Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.: В 3-х ч.— Стерлитамак: Стерлитамк. гос. пед. ин-т, 2000. Ч. 2. — 211 с.

217. Этнопсихологический словарь. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с.1. Архивные материалы

218. РГАДА. Столбцы Белгородского стола, № 73. — JI.1-8.

219. ГАБО. — Ф.76: Корочанское лесничество Курско-Орловского управления земледелия и гос. имуществ 1875-1918гг., г. Короча Курской губернии. — Оп.1. — Д.20: Книга регистрации расходов леса за 1876 г.

220. ГАБО. — Ф.76. — Оп.1. — Д.22: Документы об отдаче в аренду казенных оброчных статей лесного ведомства.

221. ГАБО. — Ф.90. — Оп.13. — Д.1: Сведения о летах, звании, судимости и имущественном положении крестьян с. Роиссы Вязовской волости 1903 г.

222. ГАБО. — Ф.90. — Оп.ЗЗ. — Д.1: Дело Казацкого волостного правления Сторооскольского уезда по опеке, учрежденной над имуществом и малолетними сиротами, умершего крестьянина с. Каплина М.К. Чеснакова.

223. ГАБО. — Ф.90. — Оп.ЗЗ. — Д.2: Дело Казацкого волостного правления Сторооскольского уезда по опеке, учрежденной над имуществом и малолетними сиротами, умершего крестьянина слоб. Ямской А.С. Полегаева.

224. ГАБО. — Ф.90. — Оп.54. — Д.20-21: Дела Салтыковского волостного правления Старооскольского уезда об учреждении опеки надсиротами и имуществом, оставшихся после смерти крестьянина д. Сергеевки Б.С. Цыганкова и крестьянина д. Лукьяновка И.А. Волкова.

225. ГАБО. — Ф.90. — Оп.54. — Д.ЗЗ: Дело Салтыковского волостного правления Старооскольского уезда об учреждении опеки над сиротами и имуществом оставшихся после удалений от хозяйства за расточительность крестьянина Теплого Колодезя Дмитрия Помельникова.

226. ГАБО. — Ф.91: Волостное правление Белгородского уезда. — Оп.З. — Д. 1,3,4: Посемейные списки х. Каменного Лога, с. Яковлево, д. Задольной.

227. ГАБО. — Ф.91: Волостное правление Валуйского уезда. — Оп.4. — Д.2: Краснянское волостное правление Валуйского уезда. Посемейный список Дмитриевского сельского общества, сост. в 1911 г.

228. ГАБО. — Ф.130: Благочинные Курской епархии по Корочанскому уезду. — Оп.1. — Д.5-9, 10.

229. ГАБО. — Ф.140: Волостное правление Грайворонскоо уезда. — Оп.1. — Д.1: Крюковское волостное правление Грайворонского уезда. Посемейный список с. Крюково.

230. ГАКО. — Ф.398: Новооскольское лесничество Курской губернии 1884-1914. — 1884 г. Оп.1. — Д.1: О порубке леса в Доброколодезной в общей даче крестьянами с. Доброколодезная.

231. ГАКО. — Ф.398. — 1885-1886. Оп.5. — Д.1: О взысканиях за нарушения лесного устава.

232. ГАКО. — Ф.398. — 1897-1898. Оп.13. — Д.З: О порубке леса крестьянами Пузачей.

233. ГАКО. — Ф.398. — 1900 г. Оп.16. — Д.4: О самовольном сенокошении в Афанасьевской даче крестьянами.

234. ГАКО. — Ф.401: Белгородское 1-го разряда лесничество Курской губернии, 1840-1910. — 1882 г. Оп.29. — Д.8: Об отпуске погорельцам села Севрюкова лесосек.

235. ГАБО. — Ф.539: Волостное правление Грайворонского уезда. — Оп.1. — Д. 1-4: Крюковское волостное правление Грайворонского уезда. Посемейные списки крестьян с. Крюково.

236. ГАКО. — Ф.838: Валуйское лесничество Воронежской губернии, 1840-1890. — 1866 г. Оп.11. — Д.23: Ведомости о количестве отпущенного лесного материала.

237. ГАКО. — Ф.838. — 1882 г. Оп.15. — Д.13: Об осмотре границ лесных дач.

238. Курские епархиальные ведомости

239. И. А-ий. Белгород и его святыня. //1871. — № 7. — С. 359-372; № 8.

240. С. 413-419; № 9. — С. 468-476; № 11.— С. 586-593; № 15. — С. 799-808; № 17. —С.907-913;№ 19. — С.1009-1022.

241. И. А-ий. Белгород и его святыня: Продолжение.//1872. — № 3. — С. 168-177; № 12,—С. 744-795; № 17. — 1044-1060; № 19. С.1136-1155.

242. Кошкаров М. Народный обычай в г. Белгороде в Троицын день//1872. — № 11. —С. 698-712.

243. Пожертвование на православное миссионерское общество от прихожан слободы Ракитной Грайворонского уезда//1873. — № 9.1. С. 365-366.

244. Расписание приходов, церквей и принтов в т.ч. в городах Белгороде, Грайвороне, Новом Осколе, Старом Осколе, Короче и их уездах.//1873. — № 17. — 789-790, 796-803; № 18. — С. 835-843.

245. И. А-ий. Белгород и его святыня: Продолжение.//1873. — № 2. — С.83-94; № 3. — С.118-120.

246. О Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в Смоленском соборе в г. Белгороде, ее прославлении и почитании// 1881. — № 17. —С.834-842.

247. Старосельский В. Древняя церковь святителя Николая чудотворца в Грайвороне//1882. — № 17. — С.852-853.

248. Архимандрит Анатолий. Белгород и его святыня: Окончание.//1884.3. — С. 147-159; № 4. — С. 193-206; № 5. — С. 256-266; № 7. С. 459-473; № 12. — С. 605-630; № 14. — С. 691-704.

249. Курский край в религиозно-церковном отношении с древнейших времен//1887. — № 8. — С. 410-425; № 9. — С. 465-489; № 10. — С. 529-537; № 12.— С. 625-641; № 14. — С.716-731; № 16. — С. 814-834; № 18.— С. 908926; № 19. — С. 973-984; № 20. — С. 1019-1033.

250. Харланов И. Моление по случаю сильной засухи в селе Теребенном Грайворонского уезда//1889. — №25. — С. 415-416.

251. Харланов И. Беседа после вечернего богослужения накануне моления о бездождии//1889. — № 25. — С. 416-418.

252. Колмаков М. Поучение по случаю возобновления и освящения храма в селе Толстой Дубравы Старооскольского уезда//1889. — № 33. — С. 532-534.

253. Указ Св. Синода об открытии прихода в дер. Беловской Белгордского уезда//1890. — № 4. — С. 31.

254. Переяславский Н. Рождественский праздник для детей (елка) в церковно-приходской школе села Ивни Обоянского уезда//1890. — № 3. с. 45-47.

255. Тимофеев И. Холковские пещеры//1890. — № 47. — С. 787-792; №48. —С. 819-823.

256. Харланов И. Предание о святителе Иоасафе Горленко//1891. — № 35.1. С.638-639.

257. Открытие религиозно-нравственных чтений в гг. Грайвороне и Мирополье//1892. — № 8. — С. 120-122.

258. Открытие религиозно-нравственных чтений в г. Короче//1892. — № 13, —С.192-195.

259. Святитель Божий Иоасаф Горленко//1892. — № 21. — С. 283-288.

260. Титов Ф. К истории Курской епархии. Одна из древних святынь Белгорода Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии.//1892. — № 21. — С. 294-297.

261. Космодемьянский Д. Открытие братских религиозно-нравственных чтений в селе Александровском Корочанского уезда//1894. — № 3. — С. 48-50.

262. Указ Св. Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом при церкви с. Байцурова Грайворонского уезда//1896. — № 7. — С. 107.

263. Танков А. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1748-1754)//1896. № 40. — С. 827-834; № 47. — С. 1025-1029.

264. Танков А. Старинный церковный обычай накануне Вербного воскресенья в Белгороде//1900. — № 12. — С. 195-198.

265. Попов А. Смоленский собор г. Белгорода. ( К предстоящему 200-летию прославления чудотворной Смоленской иконы Божией Матери (2 окт. 1703 г.) 1703-1903)//1903. — № 39. — С.783-800.

266. Амфитеатров П. Религиозно-нравственные чтения в селе Кошарах Белгродского уезда// 1906. — № 38. — С. 922-924.

267. Амфитеатров П. Религиозно-нравственные чтения в г. Белгороде//1908. — № 39. — С.729-730.

268. Васютин Н. Редкое торжество в деревне: Храмовый праздник в сл. Белой Корочанского уезда посетил епископ Белгородский Иоанникий.//1908. — №43,—С. 788-791.