автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике
- Автор научной работы
- Нахушев, Мухадин Аздарович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нахушев, Мухадин Аздарович, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ . 13
§ .Место трудового воспитания в адыгской народной педагогике. 13
§2. Представления адыгского народа о цели и задачах трудового воспитания. 33
§3. Трудовое воспитание и обучение детей в процессе сельскохозяйственного труда. 46
§4. Трудовое воспитание и обучения детей в процессе ремесленного производства. 60
Глава И. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В
АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ . 78
§ 1. Традиционные методы и средства трудового обучения и воспитания детей адыгов . 78
§2. Трудовые праздники адыгов и их воспитательное значение. 93
§3. Народные средства нравственной и психологической подготовки детей к труду. 104
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ . 120
Введение диссертации по педагогике, на тему "Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике"
Сложившиеся в России вначале 90-х годов новые политические и социально-экономические условия позволили повысить роль этносов в жизни общества, решать вопросы развития национальной школы и возрождения национальной культуры. Теоретическое и практическое решение этих задач невозможно без всестороннего изучения и осмысления идей и опыта воспитания в народной педагогике и возможностей их использования в современной образовательно-воспитательной системе школы. "Каждый народ, - писал К.Д.Ушинский, - имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях"1. У адыгского народа, как и у других народов, на протяжении многих столетий сложилась определенная национальная система воспитания подрастающего поколения, центральным звеном которой выступало трудовое воспитание.
О трудовом воспитании как таковом в адыгской народной педагогике можно говорить тогда, когда народ сознательно стал применять различные педагогические приемы, методы и средства для формирования у подрастающего поколения трудовых умений и навыков, когда возникли специально организованные формы обучающей трудовой деятельности, которые соответствовали потребностям и условиям социально-экономической жизни адыгского народа. Материальная культура адыгов в определенной степени предоставляет возможность воссоздать эти социально-экономические условия жизни, которые, в свою очередь, определяли потребности трудовой подготовки подрастающих поколений.
Материальная и духовная жизнь адыгского народа, влияние природ
1 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Пед. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 1. - С.228. но-географических, исторических и социально-экономических условий оказывали существенное влияние на его производственную деятельность, определяли направленность трудового воспитания подрастающих поколений. Традиционные трудовые занятия адыгов (земледелие, животноводство, ремесленное производство) непосредственно определяли становление и развитие средств, методов, форм и путей народной системы трудового воспитания. Содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике, с одной стороны, характеризовалось направленностью хозяйствования, а с другой, - осознанием народом необходимости подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе. В этой связи изучение народных идей и опыта адыгской народной педагогики трудового воспитания подрастающих поколений является весьма актуальной проблемой, имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.
В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области трудового воспитания, содержащиеся в трудах Аристотеля, В.Г.Гегеля, К.А.Гельвеция, Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.Г.Белинского, А.С. Макаренко, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого,
B.А.Сухомлинского и других зарубежных и отечественных философов и педагогов прошлого, а также в трудах таких адыгских просветителей, как К.Атажукин, У.Берсей, К.Жабаги, Каламбия (Адыль-Гирей Кешев),
C.Сиюхов, Хан-Гирей, Ш.Б.Ногмов.
Значительный интерес для нашего исследования представляли общепедагогические и психологические вопросы организации трудового воспитания школьников в работах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, Л.И.Божович, В.И.Журавлева, Ф.И.Иващенко, Е.А.Климова, П.П.Костенкова, А.И.Кочетова, Н.Д.Левитова, Б.Т.Лихачева, А.В.Орлова, Ю.П.Сокольникова, И.Д.Чернышенко и других педагогов и психологов.
В сравнительном плане важное значение для нашего исследования имело изучение педагогических идей и опыта трудового воспитания в эт-нопедагогике других народов: русской (Г.С.Виноградов), чувашской (Г.Н.Волков), грузинской (А.Ф.Хинтибидзе), азербайджанской (А.Ш.Гашимов), татарской (Я.И.Ханбиков), туркменской (К.Перлиев), дагестанской (ША.Мирзоев) и др.
Материальная культура адыгов, их быт, традиционные трудовые занятия, праздники и обряды, особенности трудового воспитания мальчиков и девочек описаны в дневниках и записках зарубежных и отечественных путешественников, этнографов и историков Дж.Белла, И.Бларамберга, В.Броневского, К.Главани, Ф.Дюбуа де Монпере, Дж.Интериано, И.Клингена, Э.Кемпфера, Л.Г.Лопатинского, Жан де Люка, Пейсонеля, Ж.Б.Тавернье, Е.Шиллинга. Их изучение и анализ имели большое значение при проведении исследования.
Ряд важных теоретических и методических положений по проблеме этнокультурного наследия адыгов содержится в работах Б.Х.Бгажнокова, Б.М.Берсирова, Р.Ж.Бетрозова, З.У.Блягоза, К.И.Бузарова, А.М.Гадагатля, Н.Данилевского, Н.Дубровина, Г.Х.Мамбетова, М.А.Меретукова, З.М.Налоева, Ю.К.Намитокова, Б.Г.Тлехаса.
Круг работ, в которых непосредственно выделены педагогические идеи и трудовые традиции адыгского народа и затронуты вопросы проблемы использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников, невелик. Так, И.А.Арабовым рассмотрены некоторые этнокультурные аспекты трудового воспитания детей в семье. С.Х.Мафедзевым в общих чертах раскрыты особенности трудового воспитания адыгов в XIX - начале XX века. А.И.Мусукаевым и А.И.Першиц описаны отдельные трудовые традиции кабардинцев и балкарцев. В работах И.А.Шорова раскрывается роль трудового воспитания в адыгской народной педагогике, показывается его значение в плане подготовки подрастающих поколений к жизни в обществе, указывается на необходимость использования этнопедагогического наследия в образовательно-воспитательной системе современной школы.
Анализ педагогической литературы показал, что проблема изучения и использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики трудового воспитания затрагивалась в научных исследованиях, но в условиях изменившейся социально-экономической и политической ситуации не подвергалась всестороннему специальному научному изучению. В имеющихся по исследуемой проблеме работах недостаточно раскрыты содержание, средства и методы трудового воспитания, не освещена методика использования народных идей и трудовых традиций адыгского народа в образовательно-воспитательной системе современной школы. В связи с этим учителя испытывают острую потребность в научно обоснованных методических рекомендациях по организации трудового воспитания школьников на основе учета идей и опыта адыгской народной педагогики.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы изучения и использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников и определили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования', идеи воспитания в адыгской народной педагогике.
Предмет исследования: изучение идей трудового воспитания в адыгской народной педагогике и их использование в современной школе.
Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить основные идеи и определить содержание, средства и методы трудового воспитания в адыгской народной педагогике, педагогически обосновать и разработать методические рекомендации по их использованию в современной школе.
В ходе исследования решались следующие основные задачи: а) выявить основные идеи, раскрыть цель, задачи и содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике; б) определить средства и методы трудового воспитания в адыгской народной педагогике;
9 в) экспериментально определить основные направления и разработать методику использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников; г) изучить эффективность и педагогическую действенность методических рекомендаций по использованию идей и опыта адыгской народной педагогики в практической деятельности учителей.
О В основу исследования положена гипотеза о том, что народные идеи и опыт трудового воспитания как неотъемлемая часть духовной культуры адыгского народа, носят гуманистический характер и могут использоваться в современной образовательно-воспитательной системе школы. Поэтому изучение и использование идей и опыта адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию подрастающего поколения будут способствовать возрождению духовной культуры, становлению и развитию национальной школы; повышению качества трудовой подготовки детей.
Методологическую основу исследования составили:
- общедиалектическое положение о единстве и связи нового со старым;
- связь исторического и логического;
- концептуальные положения о национальной школе РФ, в которых говорится, что элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любой национальной школы, что сама национальная школа должна стать одним из главных каналов возрождения этничности;
- общефилософские положения о влиянии идей и опыта народной педагогики на духовную культуру народа, своеобразие и самобытность его культурных традиций;
- положение о взаимосвязи национальных и общекультурных духовных ценностей и их влиянии на формирование личности;
- идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе использования национальной культуры народа.
Кроме того, мы руководствовались положениями деятелей мировой педагогической науки Я.А.Коменского, А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского о необходимости осуществления воспитания на основе принципов народности, культуросообразности, природосообразности.
Большую помощь в нашем исследовании оказали труды выдающихся отечественных ученых педагогов, в которых анализируются методологические проблемы исследования народной педагогики и ее использование в современном воспитании (И.К.Бузаров, Г.Н.Волков, М.Б.Гуртуева, М.Г.Загазежев, И.Б.Котова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Я.И.Ханбиков, Е.Е.Хатаев, А.Ф.Хинтибидзе, Е.Н.Шиянов, И.А.Шоров и ДР-)
В процессе проведения диссертационного исследования использовались методы: изучение и теоретический анализ исторических источников, материалов устного творчества адыгского народа, научной литературы по общей и народной педагогике, педагогическое наблюдение, исследовательские беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, анкетирование, методы математической статистики; обобщение и систематизация полученных результатов.
Важное место в совокупности методов исследования занимал педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Проведение педагогического эксперимента позволило констатировать актуальность исследуемой проблемы, уточнить гипотезу исследования и определить основные направления и методические основы использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников, проверить эффективность полученных в ходе исследования результатов в практике воспитательной работы учителей.
Важнейшими источниками изучения народных идей и опыта трудового воспитания в проведенном исследовании служили произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, сказания, предания), трудовые традиции и обычаи, народные обряды и игры адыгов. Создаваемые адыгским народом на протяжении всей своей истории эти источники как памятники народной педагогики вобрали в себя достижения педагогической мысли своего народа, опыт и традиции трудового воспитания подрастающих поколений.
Методическая база исследования определялась программой экспериментальной работы, которая проводилась нами совместно с учителями средних школ №22 г.Нальчика, №6 г.Баксана, №2 г.Терека, №1 г.Чегема, №1 с.Исламей, №1 с.Малка, №2 с.Кызбурун-I, Арикской средней школе Кабардино-Балкарской Республики.
Исследование проводилось в три этапа и охватывало период с 1993 по 1999 г.г.
На первом этапе (1993-1994 г.г.) проведения исследования определялись теоретико-методологические подходы к исследованию, анализировались исторические и теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, изучался опыт педагогической работы учителей по использованию идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников.
На втором этапе (1995-1996 г.г.) определялась гипотеза исследования, его цель и задачи. Проведение на этом этапе исследования констатирующего педагогического эксперимента способствовало обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению основных направлений использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников.
На третьем этапе исследования (1997-1999 г.г.) проводился формирующий и контрольный педагогический эксперимент, который позволил наметить основные направления и выявить научные подходы к использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы послужили основой для разработки соответствующих методических рекомендаций и их внедрения в массовую воспитательную практику учителей. В целом обобщался полученный материал, определялись результаты исследования, осуществлялось написание диссертации, а также проводилась публикация результатов исследования.
Выносимые на защиту основные положения исследования:
1.Трудовое воспитание подрастающего поколения является решающей проблемой адыгской народной педагогики, от которой зависел успех нравственно-эстетического, умственного и физического формирования и развития личности.
2.Специфика системы трудового воспитания адыгов, которая включала в себя реализацию конкретных общечеловеческих задач в практике приобщения подрастающих поколений к труду в своеобразных социально-экономических условиях жизни и быта народа.
3.Характеристика, выработанных адыгской народной педагогикой идей, средств и методов трудового воспитания, и их характеристика.
4.Необходимость использования народных идей и опыта трудового воспитания в современном школьном и семейном воспитании.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении цели, задач и содержания трудового воспитания в адыгской народной педагогике, выявлении народных средств, методов и форм его организации; разработке научно-обоснованной методики использования прогрессивных народных идей и опыта трудового воспитания в образовательно-воспитательной системе современной школы, включающей возбуждение у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями, разъяснение им народных идей, трудовых обычаев адыгов, а также организацию трудовой деятельности и формирование определенных трудовых умений и навыков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе анализа педагогического наследия адыгского народа определены место и содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике, выявлены его средства и методы, разработана методика использования народных идей и трудовых традиций в практике образовательно-воспитательного процесса современной школы. Материалы диссертации могут использоваться в курсе этнопедагогики, в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики трудового воспитания школьников, а также в практике воспитательной деятельности учителей.
Обоснованность и достоверность научных выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой и многоплановым характером исследования, а также проверкой эффективности разработанных теоретических и методических положений и их внедрением в воспитательную практику учителей школ.
Апробаг^ия и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы неоднократно обсуждались на педагогических советах школ, республиканских совещаниях учителей, апробированы при чтении спецкурса "Педагогика кабардинцев и балкарцев" в педагогическом колледже Кабардино-Балкарского государственного университета, внедрены в практику воспитательной работы учителей школ Кабардино-Балкарской Республики, издано методическое пособие "Использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников" для учителей и классных руководителей.
Материалы исследования обсуждены и положительно оценены на заседаниях кафедры педагогики педагогического колледжа Кабардино-Балкарского государственного университета, на региональных конференциях "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (г.Карачаевск, 1996 г.), "Современное дошкольное и начальное образование: опыт, перспективы, подготовка педагогических кадров" (г.Нальчик, 1997 г.), " Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности" (г.Нальчик, 1997 г.) "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (г.Карачаевск, 1998 г.), "Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях" (г.Нальчик, 1999 г.).
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1.0 связи трудового воспитания с нравственным воспитанием// Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности. - Нальчик, 1997. - 0,1 п.л.
2.Аталычество как институт воспитания// Этнос, культура, образование в контексте социально-педагогических реформ. - Карачаевск: Изд-во КЧПГУ, 1998.-0,1 п.л.
3.Идея трудового воспитания в адыгской народной педагогике// Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях. -Нальчик, 1999.-0,1 п. л.
4. Использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Методические рекомендации для учителей и классных руководителей. - Нальчик, 1999. - 1,5 п.л.
5.Народная педагогика о развитии личности в труде (в соавторстве) - в печати.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования свидетельствуют о том, что использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию в современном школьном образовании способствует не только ознакомлению учащихся с национальными традициями и обычаями в сфере трудовой деятельности, но и приобщению их к национальной духовной культуре адыгов.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд научно-методических положений и педагогических условий, лежащих в основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в организации трудового воспитания школьников.
В ходе экспериментальной работы было установлено, что трудовое воспитание учащихся на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики происходит целенаправленно и эффективно, если для этой цели максимально используются условия учебной деятельности, возможности внеучебной воспитательной работы и домашнего воспитания. Поэтому соблюдение тесной взаимосвязи и преемственности при использовании в трудовом воспитании школьников народных идей и опыта трудового воспитания адыгов между учебной и внеучебной деятельностью и семейным воспитанием также выступает важным научно-методическим полоэюением организации воспитательной работы.
Для теоретической и методической разработки исследуемой проблемы существенное значение имело научно-методическое положение о том, что трудовое воспитание является эффективным и результативным, если для этой цели используются не только современные методы и средства воспитания, но и народные идеи и опыт адыгской народной педагогики. Реализация этого положения в ходе экспериментальной работы позволила наметить основные направления воспитательной деятельности педагогов по использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в практике организации трудового воспитания школьников.
Первое из этих направлений предполагает возбуждение у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями и обычаями.
Второе направление связано с разъяснением школьникам трудовых традиций и обычаев адыгов, их отношения к труду и людям труда, роли трудовой деятельности в развитии и формировании личности.
Третье направление включает вовлечение учащихся в различные виды трудовой деятельности и формирование определенных трудовых умений и навыков.
Необходимость органического сочетания названных выше трех направлений воспитательной деятельности учителей по использованию народных идей, традиций и обычаев в трудовом воспитании школьников является одним из существенных научно-методических положений.
Первостепенное значение в организации трудового воспитания школьников на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики имеет положение об определяющей роли активности личности школьника в воспитательном процессе и необходимости формирования полоэ/сительных потребностей и мотивов трудовой деятельности. Реализация данного положения позволяет привести в действие те психологические механизмы, которые создают условия для возбуждения у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями и обычаями адыгов. В качестве таких условий и стимулов выступают следующие: разъяснение школьникам народных трудовых традиций и обычаев, ознакомление их с теми трудовыми поручениями, которые выполняли в прошлом дети в семье; показ положительных примеров овладения отдельными учащимися трудовыми умениями и навыками; повышение содержательности и занимательности проводимых воспитательных мероприятий; постановка и актуализация общих трудовых целей и задач и вовлечение всех учащихся в их реализацию; усиление контроля со стороны педагогов и родителей за трудовой деятельностью школьников.
Существенным направлением в методике организации трудового воспитания школьников на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики является проведение соответствующей разъяснительной работы. Осуществление данного направления организации трудового воспитания требует детального разъяснения школьникам сущности и значения трудовой деятельности как источника материальных и духовных благ народа, расширения их знаний о народных трудовых традициях и обычаях адыгов, их отношении к труду, его результатам и людям труда, о роли трудовой деятельности в формировании и развитии личности. Необходимость формирования у школьников указанных выше знаний выступает как предпосылка трудового воспитания и важнейшее педагогическое условие его осуществления. Данное направление воспитательной работы, как показало проведенное исследование, следует осуществлять на основе соблюдения взаимосвязи учебной и внеучебной трудовой деятельности школьников, обеспечения содержательного разнообразия, преемственности и непрерывности, необходимости учета при проведении разъяснительной работы возрастных особенностей учащихся.
Основополагающее значение в методике трудового воспитания имеет положение о необходимости включения учащихся в различные виды трудовой деятельности и формирование у них соответствующих трудовых умений и навыков. Наиболее эффективными способами организации трудовой деятельности школьников выступают ее сочетание с разъяснительной работой, наличие у учащихся постоянных трудовых поручений в школе и дома и усиление педагогического контроля за их выполнением.
Положительные результаты экспериментальной работы, апробация и внедрение ее основных выводов и методических рекомендаций в практику воспитания свидетельствуют о том, что умелая реализация указанных научно-методических положений и педагогических условий и целенаправленная организация воспитательной работы по использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников позволяют добиваться эффективных педагогических результатов^ Это служит убедительным доказательством того, что педагогические идеи адыгского народа и исторически сложившийся опыт его воспитательной деятельности могут и должны использоваться в системе трудового воспитания современной школы и семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные идеи и опыт адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию подрастающих поколений развивались и обогащались вместе с совершенствованием трудовой деятельности и воспитательной практики адыгского народа на протяжении всей истории его существования. Общественно-исторический опыт трудового воспитания адыгов аккумулировался в течение многих веков в устном народном творчестве, трудовых традициях, обычаях, праздниках, обрядах, играх и передавался из поколения в поколение. Народные идеи и опыт адыгской народной педагогики в сфере трудового воспитания подрастающих поколений являются составной частью духовной культуры народа и не потеряли своего значения и в настоящее время. С целью использования народного опыта трудового воспитания в практике учебно-воспитательной работы современной школы и проведена глубокая и всесторонняя теоретическая, и методическая разработка данной проблемы.
Потребности трудовой подготовки подрастающих поколений определялись условиями жизни и материальной культурой адыгского народа. Его традиционными трудовыми занятиями являлись земледелие, скотоводство и ремесленное производство. Поэтому цели и задачи, содержание трудового воспитания детей адыгов определялись направлениями хозяйственной деятельности, осознанием необходимости трудовой подготовки подрастающих поколений к жизни в обществе.
Дети в адыгской семье с раннего возраста вовлекались в трудовую деятельность. В этой связи трудовое обучение и воспитание являлось стержнем адыгской народной воспитательной системы, выступало основой осуществления нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания.
Так, нравственные нормы и правила поведения, моральные требования адыгов определялись на основе традиционного трудового быта, а отношение человека к труду являлось главным критерием при оценке его нравственных качеств. Формирование у детей потребности и привычки трудиться, трудолюбия и бережного отношения к результатам труда выступает в адыгской народной педагогике одной из важнейших сторон нравственного воспитания.
Умственное развитие, приобретение математических, астрономических, сельскохозяйственных знаний, а также знаний, связанных с различными ремеслами, формирование любознательности, умственных способностей детей было тесно связано с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием. В основном в процессе трудовой деятельности со взрослыми дети знакомились с окружающим миром и обогащались знаниями о нем.
Эстетическое воспитание детей также было связано с жизнью адыгского народа, его трудовой деятельностью. В народном опыте трудового воспитания прослеживается мысль о том, что необходимо не только научить детей воспринимать красоту окружающего мира, но и научиться творить ее в своей трудовой деятельности, утверждать ее в поведении, быту, материальных предметах, произведениях художественных ремесел. Адыгская народная педагогика придает большое значение в трудовом воспитании подрастающего поколения привнесению эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления, в результаты труда. Именно в результатах труда адыги видели эстетическую сущность человека.
•Трудовая деятельность детей выступала одним из главных средств физического воспитания. Адыгам, жившим в трудных условиях гор Северо-Западного Кавказа, приходилось затрачивать много физических усилий, испытывать большие физические нагрузки, проявлять высокую физическую выносливость при выращивании скота на горных пастбищах, при очистке от леса и обработке земельных участков на склонах гор и в долинах рек. Поэтому физический труд играл важную роль в физическом воспитании и развитии подрастающего поколения.
С характером детского труда тесно были связаны средства и методы трудового воспитания. В качестве первых выступали различные виды трудовой деятельности детей, связанные с возделыванием сельскохозяйственных растений, выращиванием домашнего скота, ремесленным делом. В народном опыте трудового воспитания использовались не только такие методы словесного воздействия на детей, как разъяснение, убеждение, но и практические методы формирования трудовых умений и навыков: положительный пример, показ, приучение, поощрение, принуждение и т.п.
В адыгской народной педагогике прослеживается мысль о том, что включение детей в посильный труд, формирование трудовых умений и навыков еще не обеспечивает их полноценного трудового воспитания, нужна еще соответствующая нравственная и психологическая подготовка к трудовой деятельности. Эта подготовка осуществлялась через знакомство детей с пословицами и поговорками, сказками , трудовыми песнями, трудовыми традициями и обычаями, в которых раскрывались значение и роль труда в жизни общества и развитии человека, его необходимость. Нравственно-психологическая подготовка подрастающих поколений включала в себя также воспитание у детей интереса и положительного отношения к труду, формирование волевых свойств личности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нахушев, Мухадин Аздарович, Майкоп
1.Адыгейские сказания и сказки/ Сост. М.К.Хуажев. - Майкоп: Адыгнациздат, 1946.
2. Адыгейские сказки. Майкоп, 1957.
3. Адыгские пословицы и поговорки/ Сост. Ю.Тлюстен. Майкоп, 1949.
4. Адыгейские пословицы// Уч. зап. АНИИЭЯЛИ. 1964. -Т.З.
5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в. Нальчик: Эльбрус, 1974.
6. Адыгские пословицы и поговорки/ Сост. М.К.Хуажев, Х.Хут. -Майкоп, 1978.
7. Адыгский фольклор.: В 2-х т. Нальчик: Эльбрус, 1963 - Т.1.
8. Аннеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
9. Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР/ Сост. А.А.Агаев, А.Ш.Гашимов. М.: Педагогика, 1989.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV XVII вв.)/ Сост.С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. -М.: Педагогика, 1985.11 .Антология педагогической мысли Узбекской ССР/ Сост. С.Р.Раджабов и др. М.: Педагогика, 1986
11. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996.
12. Аристотель. Большая этика// Соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1984. - Т.4. М.Атутов П.Р. Политехническое образование в современныхусловиях. -М.: Педагогика, 1985.
13. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и практики. -М.: Просвещение, 1981.
14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет, Нальчик: Эльбрус, 1978.
15. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
16. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837,1838, 1839 годов (Переводная рукопись хранится в Адыгейском РИГИ).
17. Берсиров Б.М. Национальные традиции народов Адыгеи// Национальные традиции народов Адыгеи: Генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.
18. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996.
19. Бижев А.Х. Абадзехи. Махачкала: Тарих, - 1994. - №1.
20. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Книж. изд-во, 1992.
21. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках. Майкоп: Адыгейское книжн. изд-во, 1992.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
23. Броневский В. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе: В 2-х ч. М., 1823. - 4.2.
24. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп, 1997.
25. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901. - Вып.29.
26. Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов Терской области// Терский сборник. 1897. - Вып.1У.
27. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
28. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжн. изд-во, 1974.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: Изд. Центр "Академия", 1999.
30. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" и его генезис. -Краснодар, 1967.
31. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII мерная половина XIX в.). М., 1967.
32. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. .докт. пед. наук. Баку, 1970.
33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Философия духа.-М.: Наука, 1977.-Т.4.
34. Гельвеций К.А. Об уме// Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1974. - Т.1.
35. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик: Эльбрус, 1974.
36. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1851.
37. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост. А.И.Пискунов. -М.:Педагогика, 1971.
38. Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.
39. Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи// Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис, 1902. - Кн.ХХП. - Вып.4
40. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937.-Т.1.43 .Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах: В 2-х т. СПб., 1905, - Т.2.
41. Закон "Об образовании" Российской Федерации. М.: Новая школа, 1992.
42. Закон "Об образовании" Кабардино-Балкарской республики. -Нальчик: Эльбрус, 1994.
43. Инна-Муко/ Сост. Налоев З.М. Нальчик, 1960.
44. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, Изд-во Рост, ун-та, 1972.
45. Золотая крупинка. Кабардинские сказки. Нальчик: Эльбрус, 1961.49.3афесов А.Х. Животноводческое хозяйство в Адыгее (по этнографическим материалам): Автореф. дис. .канд. ист. наук. -Майкоп, 1967.
46. Ивановская Т. Дети в пословицах и поговорках русского народа// Вестник воспитания. 1908. - №2.
47. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Народная асвета, 1981.
48. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-М.: Наука, 1988.
49. Кабардинские пословицы/ Сост. Гекемух А., Кардангушев З.П.Нальчик: Эльбрус, 1964.
50. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П. Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1964.
51. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П., ГекемухА. -Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1965.
52. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П.: В 2-х кн. -Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1967. -Кн.2.
53. Кабардинские сказки и предания. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1955.
54. Кабардинские сказки и предания Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1959.
55. Кабардинские сказки Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1959.
56. Кабардинские старинные песни. Нальчик: Эльбрус, 1970.61 .Кабардинский фольклор. -M.-JL, 1946.
57. Кабардинско-русский фразеологический словарь/ Сост. Б.М.Карданов. Нальчик: Эльбрус, 1968.
58. Казаноко Жабаги/ Сост. А.Шортанов. Нальчик, 1956.
59. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987.
60. Керашев Т.Т. Дочь шапсугов. По мотивам адыгейского народного сказания. Майкоп: Адыгейское книжн. изд-во, 1954.
61. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
62. Клинген И. Основы хозяйства в Сочинском округе. СПб., 1897.
63. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985
64. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. -Т.1.
65. Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. М.: Просвещение, 1977.
66. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.
67. Кочетов А.И. Методология проблем трудового воспитания. Минск: Народная асвета. 1982.
68. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа, М.: Изд-во АН СССР, 1960.
69. Куготов Л.Т., Куготова Е.Ж. Родная речь. Учебник для 4-го класса. -Нальчик: Эльбрус, 1998.
70. Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.
71. Кушу А.Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние// Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991.
72. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Изд-во АПН СССР, 1963.
73. Лермонтов М.Ю. Дары Терека// Собр. соч.: В 4-х т. М., 1988. - Т. 1.
74. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.
75. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
76. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
77. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкесов. Кавказ. - 1859. - №7.
78. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.4.
79. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания// Пед. соч.: В 2-х т. М.: Просвещение, 1977, - Т. 1.
80. Мамбетов Г.М. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. -Нальчик: Эльбрус, 1962.
81. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1991.
82. Мафедзев С. X Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1979.
83. Меретуков М.А. Из истории художественных промыслов и ремесел адыгов// Народные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.
84. Мижаев М.И. Обычаи адыгов и современность. Черкесск, 1980 (на черкесском языке).
85. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Догестана. Махачкала, 1992.
86. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1992.
87. Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья. Нальчик, 1981.
88. Намаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1972.
89. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей// Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыг. пед. ин-та. Майкоп, 1957. -Вып.1.
90. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1986.
91. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов: В 2-х т. -М.: Советский композитор, 1980. -Т.1.
92. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1951 (на кабардинском языке).
93. Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик: Эль-Фа, Ашэмэз, 1995 (на кабардинском языке).
94. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1958.
95. ЮО.Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. M.-JI., 1926.
96. Орлов А.В. Склонность и профессия. -М.: Педагогика, 1981.
97. Ю2.Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкессии. Черкесск:
98. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжн. изд-ва, 1990.
99. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании// Пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1.
100. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1988.
101. Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. А.И.Жигулев. -М.,1965.
102. Сборник материалов для описание местностей и племен Кавказа. Адыгские тексты. Тифлис, 1898. - Вып.25.
103. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа Тифлис, 1905. Вып.35. - Отд.2.
104. Семенов К.Т. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998.
105. Сказки адыгских народов. -М.: Наука, 1978.
106. О.Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгском ауле в прошлом инастоящем// Уч. зап. Адыгейского НИИ. Майкоп, 1968. Т.8. Этнография.
107. I .Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1986.
108. Сонов А.А., Долов Х.И., Агирбова З.Т. Книга для чтения. Учебник для 3-го класса. Нальчик: Изд-во "Нарт", 1991.
109. Стефанеева Е., Акритас П. Чудесный дар. Легенды и предания Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1963.
110. Н.Студенецкая Е.Н. Быт и культура кабардинского народа (XVIII-XIX вв.)// Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954. - Вып.4. 115.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.
111. Пб.Тлехас Б.Г. Традиции взаимопомощи "щ1ыхьэху" в соционормативной культуре адыгов// Культура и быт адыгов. -Майкоп, 1991.
112. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Пед. соч.: В 6-и т. -М.: Педагогика, 1988. Т.1.
113. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Пед.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. - Т.2.
114. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.
115. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1998.
116. Шакарян С.Н. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.
117. Шацкий С.Т. Проблемы воспитания, образования и обучения в советской школе// Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.
118. Шиллинг Е. Адыгейский узор// Искусство. 1940. - №3.
119. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. Ставрополь, 1991.
120. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Введение в педагогику. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 1994.
121. Шогенцуков А.А. Пуд муки// Собр. соч.: В 2-х т. Навльчик, 1961. -Т.2.
122. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское книжн. отдел Краснодарского книжн. изд-ва, 1989.
123. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское республиканское книж. изд-во, 1999
124. Шоров И.А. Вопросы нравственной и психологической подготовки детей к труду в адыгской народной педагогике // Специфика учебно-воспитательного процесса в национальной школе. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1974.
125. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань: Татарское книжн. изд-во, 1967.131 .Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус, 1992.
126. Хузина А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1996.
127. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г.С.Лабковская. -М.: Просвещение, 1983.
128. Эржибов А.К. Книга для чтения. Учебник для 2-го класса. -Нальчик: Эльбрус, 1996.