Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Афашагова, Аминет Амербиевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Афашагова, Аминет Амербиевна, 1999 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы экологического образования этноэкологический аспект.

1.1. Этноэкологический аспект как компонент экологического образования.

1.2. Современные тенденции развития экологической культуры.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Познавательно-воспитательное значение адыгского эпоса «Нартхэр» в экологическом образовании студентов.

2.1. Основные аспекты культуры адыгского этноса в эпосе «Нартхэр».

2.2. Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» и его познавательно-воспитательное значение в развитии экологической культуры студентов.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Экологический потенциал адыгского эпоса "Нартхэр" и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования"

Актуальность проблемы. Вселенная, Галактика, Земля, Природа - это не просто совокупность субстанций разного уровня, а глобальная экологическая система закономерных связей, целостности и гармонии, подчиняющая С себе жизненные процессы и явления в биосфере.

Человечество находилось в состоянии равновесия с природой, пока цивилизация в своем развитии не достигла НТР, не стала «мощным геологическим фактором», уже не учитывающим законы саморегуляции в биосфере.

Каждый человек живет в природе, зависит от нее и ее законов, если им хорошо изучена природа, ее силы, ее явления, ее законы и он разумно сочетает свои действия и жизнь с ними, природа благоприятствует человеку, покоряется и награждает его тем, что дарит здоровье и богатство, это два устоя счастья. В противном случае, если человек не ведает в вопросах природоведения, противопоставляет себя ее законам и нарушает их, тогда он наказыва-^ ется природой более беспощадно и жестоко, чем преступник от государства»

4).

Новое историческое состояние человечества в его развитии, характеризуется проявлением экологического кризиса как результата отчуждения человека от природы и потери нравственно - разумного диалога в системе природа -человек - социум. Биосфера как единственная среда существования человека на Земле, теряет функции естественной саморегуляции. ^ Остановить этот процесс возможно путем формирования экологической культуры личности, через освоение человеком целостной системы экологических знаний в динамике, доказывающей коэволюцию природы, человека и социума. Только такое отношение человека к природе приведет к позитивным переменам в судьбе человечества.

Одним из обязательных средств изменения отношений между обществом и природой является экологическое образование, которое официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. В принятом в 1992 году Законе об охране окружающей природной среды устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. 1.

В научной школе экологического образования выполнены ряд фундаментальных исследований, посвященных теории и практике данного вопроса: (А.Г. Асмолов, А.А. Брудный, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Виноградова, A.M. Га-леева, С.Д. Дерябо, Ж. Дорст, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Одум, И.Т. Суравегина, A.M. Федотова, Г.А. Ягодин).

В последние годы осуществлен ряд исследований, предметом которых являются различные проблемы взаимосвязи общего образования и экологического воспитания (К.И. Бузаров, В.А. Вронский, Т.А. Козлова, В.И. Кормили-цын, И.С. Кон, С.Д. Лихачев, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Шоров И др.).

Разработке теории и практике экологического воспитания в рамках высшего образования посвятили свои труды многие ученые (В.А. Вронский, С.Д. Дерябо, Е.И. Захаров, А.И. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Е.М. Кудрявцева, Б.Т. Лихачев, А.В. Лосев, И.А. Лызь, Н.М. Мамедов, З.К. Меретукова и ДР-)

1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 1993, С. 161.

Данная проблема в контексте этнической экологии исследована следующими учеными: (Н.Ш. Блягоз, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, A.M. Гадагатль, Г.А. Гуртуева, А.Х. Зафесов, Х.М. Казанов, М.В. Кантария, Н.Г. Ловпаче, С.К. Мафедзев, З.М. Налоев, Ш.Б. Ногмов, Г.Н. Тхагушев, К.Х. Унежев, А.Ю. Шадже, И.А, Шоров, А.Т. Шортанов, А.А. Шхалахов и др.).

Целью экологического образования и воспитания личности является формирование ее экологической культуры. Теоретические изыскания по выявлению сущности экологической культуры, ведущие ее признаки, пути формирования раскрываются в трудах ученых-педагогов Н.Ш. Блягоз, А.Н. Захлебно-го, С.Н. Николаевой, К.М. Петрова, И.В. Цветковой. Значительный вклад в научное осмысление данного вопроса вносят ученые С.Д. Дерябо, Л.П. Печко и др.

Анализ действующих программ по педагогике в республиканском педагогическом колледже, АГУ, учебных программ, учебников, пособий; состояние экологического образования и воспитания студентов, школьников, дошкольников, беседы с преподавателями, анкетирование студентов показали:

- несмотря на проводимые мероприятия по экологическому образованию в республике Адыгея, обозначенная проблема не получила достаточного своего разрешения;

- дошкольные образовательные учреждения не обеспечиваются программами по экологическому воспитанию;

- подготовка студентов по экологическому образованию на факультете национальной школы АГУ осуществляется неэффективно:

- хотя на дошкольном отделении выделено достаточное количество часов, но экологическое образование делится на два самостоятельных учебных предмета: «Экология» и «Теория и методика экологического образования». Более того, нецелесообразно то, что с первого курса изучается «Теория и методика экологического образования», а «Экология», формирующая экологические знания, изучается со второго курса;

- аналогичная ситуация наблюдается и на отделении начального обучения, которая еще более усугубляется выделением недостаточного количества часов на изучение этих предметов.

Парадоксальным является тот факт, что на факультете национальной школы АГУ даже вариативная часть учебного плана, представленная национально-региональным компонентом, не включает этноэкологический аспект в экологическом образовании студентов.

Между тем, материалы устного народного творчества адыгов (пословицы, поговорки, приметы, метеорологические, агрономические знания и др.) содержат большой экологический материал, исследованный Н.Ш. Блягоз.

Бесценным памятником устного народного творчества адыгов является эпос «Нартхэр», анализ которого нам позволил определить заложенный в нем экологический потенциал, не нашедший своего достойного места в системе экологического образования студентов факультета национальной школы АГУ.

Таким образом, такие противоречия как:

- несоответствие между требованиями, предъявляемыми к экологическому образованию студентов факультета национальной школы АГУ и отсутствием этноэкологического аспекта в его реализации;

- наличием экологического потенциала в адыгском эпосе «Нартхэр» и не использованием его как одного из средств экологического образования студентов факультета национальной школы АГУ - побудили нас обратиться к следующей теме исследования: «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» («Нарты») и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования».

С учетом вышеизложенного определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования.

Объект исследования: процесс экологического образования студентов.

Предмет исследования: экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» как возможный этноэкологический компонент экологического образования.

Цель исследования: выявить экологический потенциал эпоса «Нартхэр» и обосновать его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования.

Гипотеза исследования: экологическое образование становится оптимально действенным в национальной системе образования и способствует развитию экологической культуры студентов при включении этноэкологиче-ского аспекта в ее реализации.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

2. Изучить современное состояние экологического образования в национальной системе образования;

3. Выявить современные тенденции процесса формирования экологической культуры;

4. Определить экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» («Нарты»);

5. Разработать спецкурс: "Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр».

Для реализации задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ специальной литературы, анализ и систематизация полевого материала, анкетный опрос студентов, воспитателей, преподавателей школ и вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция системного подхода к экологическому образованию; положения философии экологического кризиса (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, B.C. Степин, В Хесле и др.); методологические принципы экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин); при разработке концептуального замысла диссертации были также использованы научные труды (A.M. Гадагатль, И.А. Шоров, А.А. Шхалахов, П. Остряков и др.).

В качестве конкретных методологических принципов исследования явились аксиологический подход в соответствии с которым человек является высшей ценностью общественного развития; культурологический подход, на основании которого эпос рассматривается как отражение педагогической культуры народа; идеи гуманизации образования, частью которых является овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений, развивающим экологическую культуру народа.

Этапы исследования.

1. Теоретико-поисковый (1990 - 1994 г.г.), включавший изучение научной литературы по теме исследования и практического педагогического опыта, определение рабочего названия диссертационного исследования по материалам эпоса «Нартхэр», уточнение задач исследования, определение рабочей гипотезы, разработку понятийного аппарата, а также методов, необходимых для реализации задач исследования (теоретического анализа и синтеза, наблюдения, бесед и др.).

2.Практического моделирования и апробации (1995 - 1998 г.г.), в ходе которого осуществлялась разработка программы курсов «Экология» и «Теория и методика экологического образования» с применением методов анкетирования, тестирования, моделирования. Подготовка и издание научных статей по исследуемой проблеме.

3. Оформление результатов исследования (1998 - 1999 г.г.), включавшего в основном публикацию статей и представление результатов исследования в виде текста диссертации.

База исследования факультет национальной школы Адыгейского государственного университета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении экологического потенциала эпоса «Нартхэр» («Нарты») и его познавательно-воспитательного значения в национальной системе образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован спецкурс: «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр». Методические рекомендации, разработанные по материалам исследования, могут использоваться в системе подготовки учителей, воспитателей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательных учреждений.

Положения^ выносимые на защиту:

1. Этноэкологический аспект как важнейший компонент национальной системы образования;

2. Познавательно-воспитательное значение адыгского эпоса «Нартхэр» в развитии экологической культуры студентов;

3. Спецкурс «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» как средство развития экологической культуры студентов факультета национальной школы.

Структура и объем работы. Диссертационная работа объемом в 121 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (152), приложений (4).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

Эпос «Нартхэр», древний монументальный эпос зихо-меото-адыгов, стал вершиной деятельности адыгских фольклористов по сбору и систематизации народного устно-поэтического творчества. Фундаментальный материал «Нартхэр», который был собран, систематизирован и подготовлен к печати профессором A.M. Гадагатлем, издан в 7-ми томах на языке оригинала и снабжен аннотацией на русском, английском и французском языках. Таким образом, устно-поэтическое творчество аборигенов Северного Кавказа стало достоянием не только мировой культуры, но и поставило, по словам кавказоведа француза Жоржа Дюмезиля: «.адыгскую нартологию на свое законное место» (A.M. Гадагатль, 1987).

Наличие гениальных образов-символов, идеалов, выражение идей, чувств, взглядов народа, обилие сюжетов и мотивов, совершенство поэтических форм и богатство языка позволяют поставить адыгский народный эпос «Нартхэр» в один ряд таких шедевров, как греческие «Илиада» и «Одиссея», русские былины, киргизский «Манас», армянский «Давид Сасунский», карело-финский «Калевала», грузинский «Амираниани», якутский «Олонхо» и др.

1. Экологический потенциал в адыгском эпосе «Нартхэр» представлен компонентами: знаниевый (историко-мифологический, когнитивно-географический, медицинский); отношенческий (нравственно-этический, эстетический); технологический (педагогический, экологический).

2. Повышение эффективности экологической подготовки в системе национального образования как средства развития экологической культуры студентов способствует использование экологического потенциала, заключенного в адыгском эпосе «Нартхэр». Этот вывод позволил автору разработать спецкурс «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр», обеспечивающий активизацию обучения, развитию творческого мышления, высокий уровень мотивации студентов в познавательной и воспитательной деятельности.

3. Проведенное исследование наметило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения и решения. В их числе проблема внедрения междисциплинарной системы использования экологического потенциала адыгского эпоса «Нартхэр» и в экологическом образовании студентов других факультетов как этноэкологический аспект.

Заключение

В диссертационном исследовании обобщены результаты теоретического анализа основ экологического образования - этноэкологический аспект и познавательно-воспитательное значение адыгского эпоса «Нартхэр», позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы, решить поставленные задачи и сформулировать основные выводы:

1. На современном этапе развития общества экологическое образование выступает, во-первых, как обязательный инструмент в изменении отношений между обществом и природой, во-вторых, как одно из средств достижения цели образования;

2. На факультете национальной школы АГУ экологическое образование осуществляется неэффективно;

3. Экологическую подготовку студентов следует рассматривать как часть непрерывного экологического образования и как обязательную составляющую национально-образовательной системы, способствующую подготовке специалистов (воспитателей, учителей), развитию их экологической и профессиональной культуры.

4. Современные тенденции экологического образования констатируют о продолжающихся дидактических поисках его развития и совершенствования.

В развитии подструктур экологического сознания личности, формирующих экологическую культуру, выделяются три приоритетных тенденции: а) представленческая; б) отношенческая; в) технологическая.

5. Решение задачи развития экологической культуры личности студентов может быть успешным при условии проектирования и реализации системы экологической подготовки на основе включения в нее этноэкологического аспекта.

6. Экологический потенциал в адыгском эпосе «Нартхэр» представлен компонентами: знаниевый (историко-мифологический, когнитивно-географический, медицинский); отношенческий (нравственно-этический, эстетический); технологический (педагогический, экологический).

7. Повышению эффективности экологической подготовки в системе национального образования как средства развития экологической культуры студентов способствует использование экологического потенциала, заключенного в адыгском эпосе «Нартхэр». Этот вывод позволил автору разработать спецкурс «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр», обеспечивающий активизацию обучения, развитию творческого мышления, высокий уровень мотивации студентов в познавательной и воспитательной деятельности.

8. Проведенное исследование наметило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения и решения. В их числе проблема внедрения междисциплинарной системы использования экологического потенциала адыгского эпоса «Нартхэр» и в экологическом образовании студентов других факультетов как этноэкологический аспект.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Афашагова, Аминет Амербиевна, Майкоп

1. Адыгея. Историко-культурный очерк. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. изд., 1989. - 132 с.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII-XIX вв. Нальчик, 1974. - 341 с.

3. Ананьев Б.Т. Психология чувственного познания. М., 1960.

4. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. Тбилиси, 1990. -495 с.

5. Апресян З.Г. В.И. Ленин и художественное наследие. М.: Знание, 1968,1. С. 6.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

7. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 150 с.

8. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея, С.78.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

10. Блягоз Н. III. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников. Диссертация канд. пед. наук. Казань, 1992.-215 с.

11. Большой энциклопедический словарь. М: Большая Российская энциклопедия, 1998. -1456 с.

12. Брокгаузъ В.А., Ефронъ И.А. Энциклопедический словарь. -С-Петербургъ. 1903. Т. 73. 478 с. Т. 76. - 960 с.

13. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. изд-ва., 1987. - 192 с.

14. Васякина Ж.Л. Авторская программа «Паутина» по экологическому образованию детей (дошкольного возраста). М., 1996.

15. Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону: РГПУ/ Под ред. Н.В. Бондаревской. 1995. - 172 с.

16. Вересов Н.Н. Авторская программа «Мы земляне» по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 1993. -N 7.

17. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика, 1997. N 6.

18. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М.: Наука, 1977. - 192 с.

19. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе. М.: Академия, 1998.-144 с.

20. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. -326 с.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 1997. -N 4.

22. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.-510 с.

23. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика. 479 с.

24. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкеских) народов. Майкоп, 1987. - 408 с.

25. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп: «Меоты», 1997.-400 с.

26. Галеева А. М. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения // Город, природа, человек / Проблемы экологического воспитания. Научн. ред. А.В. Сидоренко. Сост. Ф.Ф. Светик. -М.: Мысль, 1982. С. 41-74.

27. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967.- 329 с.

28. Гегель. Сочинения, т. YIII. М. Л., 1935.

29. Гельвецкий К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973, т. 1. - С. 255.

30. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.

31. Грейнс Н.Н. Культовые предметы адыгейцев и осетин // Ежегодник музея истории, религии и атеизма. т.5. - М., 1961.

32. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

33. Гуртуева М. Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик: Эльбрус, 1974. 141 с.

34. Деребо С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. 470 с.

35. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. -СПб., 1995.

36. Джаримов А. А. Участникам юбилейной сессии и научно-практической конференции «Адыгский эпос «Нарты» сокровищница мировой культуры» // Советская Адыгея, 20.12.1996.

37. Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968.

38. Дюма А. Кавказ. Краснодар: «Советская Кубань», 1992. - 512 с.

39. Записки Имперского Одесского Общества истории древности (ЗИООИД). Одесса, 1875.-С. 170.

40. Захлебный А. Н. Принципы и условия экологического образования. -М.: Министерство просвещения СССР, АПН СССР. 1983, - С. 10-20.

41. Зафесов А.Х. Животноводческое хозяйство в Адыгее (по этнографическим материалам): Автореферат диссертации канд. пед. наук. Майкоп, 1967.-17 с.

42. Зэфэс Айдэмыркъан. Тарихъ-лъэпкъымкЬ гушы1алъ. Мыекъуапы, 1998.- 208с.

43. Зверев И.Д. Что такое экологическая культура школьника? Семья и школа. 1979. -N 10. - С. 16-19.

44. Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование. 1985. - N 2. - С. 81-84.

45. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика. 1983. -N 12. - С. 12-19.

46. История педагогики. В 2-х частях / Под ред. А.И. Пискунова. М.: «Сфера», 1997. ч. 1 - 192 е., ч.2 - 304 с.

47. Кавтарадзе Г.Н., Брудный А.А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования. Вестник образования, 1993. N 7, С. 2-40.

48. Казанов Х.М. О содержании и смысле национальных культур // Национальные традиции народов Адыгеи : генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. -Майкоп, 1994.-С. 18.

49. Кантария М.В. Экологические аспекты традиционной сельскохозяйственной культуры народов Северного Кавказа. Тбилиси, 1988. - 273 с.

50. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ, 1983, N 1.-С.З-16.

51. Козлова Т.А. Экология. М.: ШколаПресс, 1996. - 191 с.

52. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1983. -232 с.

53. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. : В 2-х томах / Под редакцией А.И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. - т. 1. -656 е., Т.2.-576 с.

54. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей. -СПб. 1996.

55. Кормилицын В.И., Цинкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. Учебное пособие. М.: МПУ, 1997. - 368 с.

56. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.-312 с.

57. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 142 с.

58. Кудаев М.Р. Учебное пособие по истории педагогики. — Майкоп: тип. «Качество», 1988. 120 с.

59. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - 197 с.

60. Культурология. Учебное пособие под ред Г.Д. Драчева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

61. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993.

62. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1982. - Вып. 1. -с. 29.

63. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М. : Прометей, 1992. -528 с.

64. Лихачев С.Д. Культура и экология // Человек и природа, 1997, NN6,10.

65. Ловпаче Н.Г. Этнический и этический идеал адыгов в прошлом // Национальные традиции народов Адыгеи. Майкоп, 1994

66. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: / Под ред. В.И. Жукова. М.: Владос, 1998. - 312 с.

67. Лызь Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: Автореферат диссертации канд. пед. Наук. Таганрог, 1998. - 20 с.

68. Макаренко А.С. Сочинение. В 7-ми томах. М.: АПН РСФСР, 1959. -т.5 - С. 277-307.

69. Маслова Н.В., Анисимова Т.В. Экологичность образования. В чем суть проблемы // Интегральная педагогика и жизнь. М., 1999, N 1.

70. Мафедзев С.Х. Межпоколейная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 255 с.

71. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Учебное пособие для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. - 160 с.

72. Милетский Гекатей. Землеописание (отрывки). ВДИ, N 1, 1947. -С.199.

73. Мир природы и ребенок / Под ред. JI.M. Маневцевой, П.Г. Самуру-ковой. СПб : Акцидент, 1998. - 319 с.

74. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Изд. Казанского университета, 1989. 220 с.

75. Мичурин И.В. Черкесские сады ждут своих селекционеров. Сочинения. Том IY. Сельхозгиз. М., 1948. - С. 617.

76. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. - 128 с.

77. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. - 269 с.

78. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1989. - 104 с.

79. Нартский эпос и кавказское языкознание. / Материалы YI Международного Майкопского коллоквиума Европейского Общества кавказологов. -Майкоп, 1994. 383 с.

80. Нартхэр. Адыгэ эпос. Томибл хъурэ текст угъоигъэхэр, ублэшэ очеркымрэ коммент. зытхыгъэр Хъэдэгъэлгэ Аскэр, I том. -Мыекъуапэ, 1968. -315 н.

81. То же, 1-Й том. -1969 -343 н.

82. То же, III том. -1970. -354 н.

83. То же, IY том. -1970. -310 н.

84. То же, Y том. 1970.- -336 н.

85. То же, YI том. -1971. -329 н.

86. Тоже, YIIтом.- 1971.-427 н.

87. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры с детьми подготовительной группы детского сада. -М. : Новая школа, 1995. 160 с.

88. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

89. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. — Нальчик, 1958.

90. Одум Ю.П. Экология. В 2-х томах. «Мир», 1986.

91. Опасность «дыр» в экологическом образовании // Народное образование, 1989.-N 4.-С. 120-127.

92. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. - т. 1, С. 34-35.

93. Памятники истории и культуры Республики Адыгея. Каталог. Ред. кол. : И.А. Кандауров, К.Г. Кесебежев, Н.Г. Ловпаче, «Тхьам ынэнпу» («Благодарение»), 1998. 280 с.

94. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка. М., 1967.

95. Петров К.М. Общая экология : Учебное пособие для вузов. 2-е изд. СПб : Химия, 1998. - 352 с.

96. Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения // Начальная школа. 1988, N 9. - С. 35-42.

97. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. 1988, N 8. - С. 40-46.

98. Природа и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М.: Педагогика, 1984. - 136 с.

99. Программа для начальных классов. М., 1988. - 172 с.

100. Программы для 5-11 классов (на адыгейском языке. Адыгейский язык 5-9 класс. Литература 5-11 класс). Мыекъуапэ, 1997.

101. Программно-методические материалы: Экология, 5-11 класс / Сост. В.Н. Кузнецов. М.: Дрофа, 1998. - 160 с.

102. Программа курса «Адыгейская литература» для межфака. Сост. М.И. Хачемизова. Майкоп, 1999. - 14 с.

103. Программа для вступительных экзаменов по адыгейской грамматике и литературе. Программа по адыгейской литературе для специальности 2102. Сост. А.А. Шхалахов. — Майкоп, 1974.

104. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. I. М. : Худож. мат. -1985.-735 с.

105. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.

106. Рубинштейн СЛ. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. М.: Московский университет, 1982. - С. 127-132.

107. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Большая Российская энциклопедия. - т. I 1993. - 608 е., т. II.-1999.-672 с.

108. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения : В 2-х томах. М. Педагогика, 1981. - т. I. - 656 е.; т. II. - 336 с.

109. Салов Е. Адыгея Чернобыль: космический транзит. - Майкоп, 1994.-216 с.

110. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М. : Педагогика. - 1984. - 104 с,

111. Смеренина В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике // Ученые записки Северо-Осетинского педагогического института. т. 23. -1959.

112. Спенсер Эдмонд. Путешествия в Черкесию. Пер. Н. Нефляшевой. -Майкоп. РИПО «Адыгея», 1994. 153 с.

113. Степановских А.С. Экология. Курган: ГИЛП «Зауралье». 1997. -616 с.

114. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп. РИПО «Адыгея». - 1992.-305 с.

115. Суравегина И.Т. Последовательность введения природоохранительных знаний // А.Н. Захлебный. Школа и прблемы охраны природы. М. : Педагогика, 1981. - С. 126-133.

116. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1967. 216 с.

117. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателю. Минск. Нар. асвета, 1978. - 288 с.

118. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах, т I. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. - 56 е., т. II. 1980. - 384 е.; т. III. 1981. - 640 с.

119. Тамбиева Э.М. Традиции народной педагогики в воспитании современных школьников // Сов. педагогика. М., 1980. - N 5. - С. 114-120.

120. Тхагушев Н.А. Адыгейские сады. Майкоп, 1956.

121. Тхагапсова Г.Г. Народная медицина адыгов (историко-этнографический аспект). Майкоп, 1986. - 148 с.

122. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.-226 с.

123. Унэрэкъо Рай. Адыгэ 1оры1уатэм (фольклорным) ипрограмм. Мы-екъуапэ, 1998. - 30 н.

124. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. ЗКОИРГО. Тифлис, 1881.-484 с.

125. Ушинский К.Д. Педагогические статьи. Собр. соч. в 10-ти томах. -Т.П-М.-Л., 1948.-655 с.

126. Философия: Курс лекций. Научн. руков. авт. колл. В.Л. Калашников. М.: Владос, 1997. - 384 с.

127. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. - 576 с.

128. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М., 1987. - 576 с.

129. Фромм Эрих. Душа человека: перевод. М.: Республика, 1992. -430 с.

130. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик: Эльбрус, 1989. -285 с.

131. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 232 с.

132. Хатанов А.А., Керашева З.И. Адыгэбзэм изэхэф гущы1алъ. (Толковый словарь адыгейского языка). Мыекъуапэ, 1960. - 696 н.

133. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

134. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. -Тбилиси, 1958.

135. Хъутыжъ Ким. Цшфымрэ природэмрэ эпосэу Нартхэм къызэраха-фэрэр // Адыгэ макъ. 1997. - янв. и 24.

136. Царгуш Ш.К. Воспитание на народных традициях // Школа и жизнь. 1979. - N 2. - С. 6-9.

137. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Академия развития, 1997. 192 с.

138. Чернокозов А.И. История мировой культуры. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 480 с.

139. Чунтыжева Т.Я. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Майкоп, 1998. - 250 с.

140. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996. -168 с.

141. Шеуджен А.Х., Галкин Г.А., Алешин И.Е., Кушу А.А., Шеуджен Б.Е. Земля отцов. (Адыгэмэ ячеыгу). Майкоп. «Качество», 1996. - 747 с.

142. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999.- 468 с.

143. Шоров И.А. Народная педагогика адыгов в отражении эпоса «Нартхэр» // Нартский эпос и кавказское языкознание. /Материалы YI Международного Майкопского коллоквиума Европейского Общества кавказологов. -Майкоп, 1994.-383 с.

144. Шортанов А.Т. 1963 Адыгская мифология. Нальчик, 1982 192 с.

145. Штейнер Р. Духовные основы воспитания. Рига, 1992. - С.20.

146. Шъхьэлахъо А.А. Адыгэ фольклор. Ростов-на-Дону, 1977. - 79 с.

147. Шъхьэлахъо Абу. Нарт эпосыр-лъэпкъ гупшысэкЬ ш1ык1эм илъ-эхъанык1 // Адыгэ макъ. - 1997. - Мартым и 5; 12; 13; 14.

148. Экологическое воспитание дошкольников. Пермь: ВООП / Под ред. Федотовой A.M., 1992. - 287 с.

149. Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Изд. Ростовского университета, 1989. 64 с.

150. Экология, культура, образование. М., 1989. - 242 с.

151. Энгельс Ф. Дидактика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. т. XX. - 626 с.

152. Энциклопедический словарь. БСЭ. 1955.