Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя

Автореферат по педагогике на тему «Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Иванова, Наталья Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Минск
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя"

минский ОРДЕНА хР/ДОЕОП) КРАСНОГО зшеш ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЩШШ1ЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А Л.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ИВАНОВА Кетйлья Викторов ш

зшенты 1еатраяыюй 1вдаг0гш1 в системе

прожсюшшя под готовки уштя

13.00.01 — Теория н псгорпк педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация па соискание ученой степени кеацядага педагогических наук

Мяяси - 1993

P adora выполнена на кафедрз педагогики и ыоюдики ьоспи-TaraatHofi работы Минского государственного педагогического •института да. А Л .Горького.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

Ерофессор Т ¿1 .Куриленко

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор К 3.Гвврилоаец

кандидат педагогических наук, доиеят Н.П.Баранова

Водуцая организация - Национальный институт образования Республики Беларусь

Защита состоится "23 " марта_г., в часов

на заседании специализированного совета Д ИЗ .16.01 в Пинском государственном педагогическом институте давни А .Горького по адресу: 220809, г. Минск, ул. Советская, 18, главный корпус, еуд. 482.

•С диссертацией можно ознакомиться н библиотеке шют-'-ута. Автореферат разослан "22 " февраля г.

Ученый сехфетарь специализированного совета, , ' / кеадидат педагогических наук,' ' ' ^ 1

доцент Г .Е ¿авадская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблема. Современный процесс развития цивилизации, характеризующийся кардинальными переменами в социальной, экономической, политической а других сферах общества, изменением содержания общественного бытия и сознания в целом, предъявляет новые требования к уровню образованности ладей, их интеллектуально-духовному потенциалу. В этих условиях со всей остротой встает проблема коренной перестройка сложившихся в мировой практике моделей образования. Создание новой отечественной образовательной системы невозможно без изменения модели профессионального педагогического образования. Учебный процесс в современной высшей пно-ле чолжек обеспечить примат творческого саморазвития, самовоспитания, самообразования над передачей знаний, умений, навыков, должен быть ориентирован на "созидание созидателя".

Приоритетаоа задачей отечественного педагогического образования. на современном этапе является формирование будущего педагога как гуманной, творческой личности, способной обеспечить эвристическую," -творческую продуктивность профессиональной деятельности. Решение данной задачи обуславливает введение з педагогический процесс различного реда инноваций, обеспечивавдих личностно-дея-тальиосткый, личнсстно-гуманистический, индивидуально-креативный, целостный, меадйсщшлянаркыЯ подхода к формированию профессионального мастерства будущих педагогов. К таким инновациям можно отнести разработку и внедрение в учебный процесс педвуза курса "Основы педагогического мастерства" и дидактическую интерпретацию театральной педагогики. В последние годы элементы театральной педагогики все шире используются в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Это обусловлено научно-методической разработанностью в данной педагогике проблем формирования человеческих п профессиональных качеств личности актера как гуманиста, творца и мас-гера.

Театральная педагогика разрабатывалась в исследованиях Л.С.Станиславского, В.Й. Немировича-Данченко, М.АЛехова, П.В.Гиппиус, Г.В.Кристи, М.А.Абалкина, В.Я.Виленкина, П.М.Ершова, А.Д,По-гова-, М.И.Кнебель, Г.А.Товстоногова, А.В.Зфроса и др. Основыва-. ясь на объективных законах физиологии « психологии, законах театрального искусства, открытых К.С.Станиславским, театральная педагогика решает вопросы овладения процессом творчества, развития

т- орческого потенциала актера в ляетаостк а целом, выявления я развития актерско-исполнительских своеобностей и умений, овладения мастерством межличностного вааиаодействия. Конечной целью театральной педагогики является Зоридрование asi эре как гуманной , твооческой личности, кастсра. Развитие креативности актера, формирование его гуманистичааста я мастерства осуществляете« посредством системы творческих мегсдов и заданий, разработанных в 'театральной педагогике, в частности,. в таких ее разделах, как "Сценическая речь", "Сценвчесисв даюшше", "Основа актерского мастерства". По существу, методами театральное педагогики являются художеотвеннне метода театралшэго искусства, адаптированные к процессу обучения актер«. Обучение посредством системы данных методов осуществляется на материале в в формах будущеЯ профессиональной актерской деятельности, носит практический, развивающий характер. Поскольку цель а задачи театральной педагогики-я педагогического образования во «шагом совпадают, то в педагогической науке и практике предпринимаются поп тки введения элементов театральной педагогике в процесс подготовки будущих учителей.

В последнее десятилетие разрабатываются методология a методика использования театрально» педагогики в дидактике шооеЯ педагогической школы. Внедрение мвиантов театральное педагогики в вузовский учебно-воспитательно! процесс рассматривается в контексте решения проблем форыяровавияшедагогического мастерства. При втоы исследование данной пробжеиы осуществляется на уровне выявления сходства и различия: -

- педагогической и актерской доятельяосги (Ю.П.Азаров, Э.А. Гришин, Б.Н.Кан-Кялик, И.Ф.В5юзовио, С.Л.Львова, Н.Б.Щурко-ва){

- отруктуры педагогического я актерского мастерства, и прежде всего техники педагога- и актера Ф.Н.Буяльский, А.Ю.Декинцев, В.Ы.Коротов, А,С.Макаренко, М.Л.Портнов, И.Е.Сшшца, В.А.Сухо-млинский, Ю.П.Турчанинова, Н.Н.Тарасевич, Я.В.Язовицкий и др.);

- педагогических и актерских способностей (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, Н.Д.йевитов, Д.Х.Самуйленков, И.В.Страхов, Н.В.Рождественская а др.).

Особый интерес с точки зрения нашего исследования представляют ргооты А.Евстигнеева, М.Германа, Я.Г.'амонтова, Т.Маркарьяна,

Р.Кугапова, В.Успенского, С.©радиана, Н.Г.Ксенофонтовой, Д.А.Бе-лухива,¡Н.ф.Вишняковой, М.О.С&ркааы и других ученых, а которых рассматриваются воэкохноста использования театральной педагогики в целях повышения эффективности процесса формирования педагогического мастерства у студентов педвуза.

Обзор литературы с позацаа использования театральной педагогики в формировании педагогического мастерства студентов свидетельствует о широком охвзте и гауйине изучения данной проблемы, )&4еств с тем ве стели объектов исследований такие аспекты . изучаемой проблемы, как системный подход к использованию форм а методов театральной педагоипт, творческая их модификация в условиях учебно-воспитательного проц- зса педвуза. Отсутствие научного обоснования применен®! системы методов и разнообразных форы театральной педагогика в обучении педагогическому мастерству студентов влияет на эффективность профессиональной подготовка Это обусловило наш выбор теш исследования "Элементы театральной педагогики в сгнсгеве профессиональной подготовка учителя",, , . -

„ : Таким образом, объектом вашего коследозания является процесс профессиональной повдтаотэав учителя.

Предмет исследования — шшаенты театральной педагогики как средство обучения пчдагоииескому мастеретау студентов.

: Цель исследование состоят в научном обосновании целесообразности использования мотовоз театральной педагогики как ее важнейшего элемента а обучения педагогическому мастеротву оту-. дентов педвуза, разраооткв прейетпеских рекомендаций по их применению в учебно-васлитатеямш процессе. - .

Гипотеза исследований. Действенным средством обучения педагогическому мастерству является театральная педагогика. Использование элементов театральной педагогики в обучении педагогическому кастэрству студентов педвуза окажется эффективным, еоли будут обеспечены: >

- с?.стемн подход к использованию методов театральной педагогики (соблюдение редополтжняоети и соподчинения в. их применения);

- творческая модификаинг методов театра цьной, педагогики . о учетом специфики педагогической деятельности;

- творческое использование разработанных в театральной пе-

дагогике разнообразных фори обучения мастерству;

- инде*идуалъно-иреатявник характер обучения.

Для достижения пели и проверки гипотезы были определен следующие задачи:

I. Изучить характер и нуги внедрения театрального искусства и театральной ледягогики в процесс подготовки учитьля и его профессиональную деятельность.

. 2. Выявить общее и специфическое в содержании педагогической и актерской деятельности.

3. Охарактеризовать ведущие компоненты педагогического и актерского кастерства.

4. Экспериментально проверить эффективность кспользозания систеш методов театральной педагогики в обучении педагогам?- • сному мастерству будущих учителей.

^еоретико-кетояслогической основой исследования явились: диалектический подход к анализу сущности и явлений социальной жизни, искусства как формы общественного сознания, практически-духовного освоения действительности; искусствоведчески^ разработки таких понятий, гак "условность", "переживание", "перево-'площение"; психологической науки о развитии-педагогиче-

ских спосоадост$, роли Система Станиславского в творческом развитии. личнрсти; концепция формирования педагогического мастерства Полтавского гбсударственного педагогического института им. В.Г.Короленко; деятельностный и системный подхода к изучению педагогических проблем. Концептуальные положения проблема исследования были разработаны на 'основе идей педагогов, психологов д. искусствоведов о возможности одновременного применения м«Сйов общей и театральной педагогики при формировании у будущих учителей педагогического мастерства. Для решения поставленных задач использовались методы: ретроспективный анализ и обобщение педагогической теория и практики, обобщение и систематизация научных фактов, анкетирование с цельь выявления характера профессиональной направленности.-будущих педагогов, их личного . опыта-тегат^льноЗ деятельности, суждений о сходстве педагогической в актерской деятельности, влияния актерского творчества на качеотво деятэлькости учителя, уховня развитости педагогических способностей, уровь. владения студентами педагогической техникой, наблюдение (непосредственное, долговременное) за профзссио-

налыюй педагогической деятельностью студентов, педагогический эксперимент по обучению педагогическому мастерству системой методов театральной педагогики, моделирование ситуаций из жизни детей, публичное устное выступление, самооценка уровня сформированное™ педагогического мастерства, статистическая обработка результатов.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1985-1986 гг.) изучалась философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая литература но проблеме исследования; выявлялось применение в учебла-воспитательном процессе ШЛШ им. А.М.Горького элементов театрального искусства и азатральной педагогики;' анализировались учебно-меТодпческие разработки по педагогическому мастерству и опыт их использования, а также сформированность данного мастерства у студентов МГПИ им. А.М.Горького; разрабатывались исходные теоретические положения и методика проведения эксперимента по обучению педагогическому мастерству, студентов системой методов театральной педагогики.

На втором этапе 4986-1990 гг.) осуществлялись: опытно-экспериментальное обучение педагогическому мастерству средствами театральной педагогики в рамках учебного курса "Основы эстетической культуры и эстетического воспитания", внеаудиторной работы клуба "КОЛЕСО", инструктивно-методических сборов будущих вожатых летних оздоровительных лагерей, проверка эффективности используемой нами системы методов.

На третьем этапе (1990-1992 гг.) проверялась и уточнялись полученные в процессе экспериментального обучения данные, обобщались результаты и формулировались выводы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились МГПИ им. А.М.Горького (семь факультетов), клуб любителей искусств "КОЛЕСО", средняя школа Я 135 г. 1'инска. Исследованием было охвачено 827 студентов, 57 учителей и воспитателей, 112 учеников. '

Научная новизна п теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: ...

- научно обоснована необходимость системного использования методов театральной педагогики в обучении педагогическому мае-' терству студентов педвуза;

- выявлены экстенсивный характер и многоканальный способ внедрения,' театрального искусства и театральной педагогики в подготовку учителя и его профессиональную деятельность;

" - определены структурно-функциональные и процессуальные характеристики педагогической актерской деятельности;

- теоретически обоснованы реально-условный характер деятельности педагога и актера, эховдение в состав педагогических способностей способности к перевоплощению и выразительности;

- установлено сходство в содержании ведущих компонентов педагогического и актерского мастерства.

•Практическая значимость исследования:

1) даютзя практические рекомендации по использованию системы методов театральной педагогики и обучении педагогическому мастерству 6удущ!!х учителей;

2) разработчик критерии и методы диагностики "форшрован-ности основ педагогического »мастерства.

Достоверность к обоснованность научных результатов обеспечивалась: системным подходом к анализу педагогической деятельности; ориентацией на научные принципы анализа педагогических источников; четки.; обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал зяализ педагогической и актерской деятельности с философских, психологических, педагогических', искусствоведческих позиций; комплексным рассмотрением предмета исследования (?сех компонентов педагогического мастерства, юс связей и целостности процесса его формирования); использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам исследования; проведение?'! исследования на методологическом, теоретическом и методическом уровнях: практическим подтверждением основных положений исследования в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Принципиальное тождество и творческая однотипность педагогической и актерской деятельности, сходство компонентов иастерстзе педагога и актера становятся предпосылкой■для исполь-. зования элементов театральной педагогики и прежде всего системы ее методов в формировании педагогического мастерства у студентов педагогического вуза.

2. Творческое использование системы методов театральной пег

дагогики в учебно-воспиаате.чьном процессе педвуза повивает результативность обучения будущих учителей педагогическому мастерству, обеспечивает последовательность и комплексность формирования всех его компонентов.

3. Эффективность методов театральной педагогики в обучении педагогическому мастерству обеспечивается соблюдением следующих условий: а) комплексное применение данных методов; б) их творческая модификация с учетом специфики педагогической деятельности;

в) использование разнообразных форм театральной педагогики;

г) обеспечение индивидуально-креативного характера обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики воспитательной работы МГПИ им. • A.M.Горького, на межвузовской научно-практической конференции "Взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущего учителя в ВУЗе'1 (Минск, IS9I г*.), Всесоюзной научно-практической конференции "Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя" (Полтава, 1991 г.). методические разработки были апробированы на практических занятиях учебного курса "Основы эстетической культуры и эстетического воспитг :шяи" (музпед МГПИ им. А.М.Горького, 1985-1990 гг.), в условиях инструктивно-методических сборов будущих вожатых МГПИ им. A.M.Горького, 1988, 1989, 1992 гг.), довузовской педагогической подготовки (подготовительное курсыГШ им. А.М.Горького, I9S2 г.), в рамках деятельности клуба любителей искусств "КОЛЕСО" (МГПИ ■ им. А.Л.Горького, 1986-1990 гг.).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит ит введения, двух г."ав, заключения, списка литературы (174 наименования), 8 таблиц, 5 схем, 8 приложенийраскрывающих сущность опытно-экспериментальной работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрываются предмет, цели,.задачи, основные этапы и методы исследования.

В первой главе — "Использование театральной педагогики в формировании педагогического мастерства у будущих учителей как . педагогическая проблема" — анализируется опыт использования те-

аврального искусства и театрально?! педагогики в истории развития отечественно7' школы и педвуза XX в.; рассматриваются и уточняются понятийна-категориальная база л компонентный состав педагогического мастерства; выявляйся структурно-функциональное и процессуальное сходство педагогической и актерской деятельности, совпадение содержания мастерства педагога и актера,

Историко-педагогическкй анализ позволил выявить этапы, т- ■ рактер и основные направления научно-методического освоения театрального искусства и театральной педагогики в учебно-восаита-ггелыюы процессе сколы и педвуза. Результаты анализа свидетельствуют о том, что привлечение теории и практики театрального искусства и театральной педагогики в школьный и вузовский педагогический процесс осуществлялось в целях его гуманизации а опти- -ыазации, обеспечения индивидуально-творческого а развивающего 'характера обучения. Исследуемая проблема наиболее всесторонне и глубоко изучалась и разрабатывалась в 20—30-е, 60-е, 80—90-е года.

Вместз с теы ретроспективный анализ дает основания для выводов о той, что в отечественной педагогике XX в. наработан значительный научно-цетодичзскай материал по внедрению опыта театрального искусства и театральной педагогики в учебно-воспитательный процесс школы и педвуза, сформирован подход многоканального применения театрального искусства и театральной педагогики посредством внедрения их содержания, методов и форм в педагогический процесс школы и вуза, а именно:

используется содержание а методы театрального искусства и ¡геатразьной педагогика при разработке концепций альтернативного обучения и воспитания;.

включено содержание театрального искусства в учебные программы;

осуществляется оптимизация, процесса обучения (режиссура цкольного урока, активные кетоды обучения, основанные на методике театрального искусства и театральной педагогики);

осуществляются режиссура и театрализация воепи"">гильного процесса (воспитательного взаимодействия).

Театральная педагогика пршз"яется в учебно-воспитательном процессе педвуза, и преаде всего в обучении педагогическому мастерству. Использование театральной педагогики в процессе

формирования педагогического мастерства будущих учителей связывалось с решением таких задач, как:

духовно-нравственное развитие личности педагога; развитие творческого потенциала его личности; приобретение навыков и умений педагогической техники. В ходе исследования установлено, что решедие перечисленных задач осуществлялось на уровне разрозненного и бессистемного освоения элементов театральной педагогики. Проблема же системного использования ее методов не получила в педагогической науке ■ . достаточного раскрытия.

. 3 нашем исследовании была предпринята попытка научно обосновать воаложность и целесообразность использования системы методов театральной педагогики в процессе обучения будущего учителя педагогическому мастерству.

Поиск путей применения системы методов театральной педагогики в профессиональной подготовке студентов педвуза предполагал проведение сравнительного анализа педагогической и актерской деятельности, раскрытие сущности мастерства педагога а актера.

Теоретический анализ философских, психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Г.Гегеля, Л.Фейербаха, В.Г.Ба-линскогс, Ю.К.Б&банского, Л.С.Выготского, В.Й.Загвязинского, М.С.Кагана, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, А.Н.Леонтьева, М.Н.Скад-кина, К.С.Станиславского, Н.В.Рождественской и др.) выявил принципиальное сходство педагогической и актерской- деятельности:

по структуре (объект, суоъект, цели, мотивы, средства я результат);.

по функтта (совпадение их развивающего, познавательного, воспитательного содержания);

по процессу деятельности педагога и актера, как цепи действия на пути к достижению основной цели деятельности.

Было установлено, что педагогическое и актерское действия обладают такими сходными показателями, как целесообразность, конкретность, полифонизм, адекватность ситуации и личности с?бь~ ¿кта,взаимодействие, динамичность, продуктивность.

Планирование а реализация педагогической и актерской деятельности соответствует законам реального человеческого взаимодействия.

Одновременно били обнаруженн также и различия педагогической и актерской деятельности, которые обуславливаются целями воспитания и театрального искусства, содержанием методов и форм учебно-воспитательной работы в вузе и актерского творчества, характеристиками индивида Чшкольника и зрителя), на которого направлены усилия деятельности педагога и актера, объемом и содержанием воспроизводимого социального опыта и характером его присвоения вадивадом.

Анализ современных психолого-педагогических исследований (Ю.й.Азарова, II.Ф.Гончаровой, Э.П.Гришина, З.А.Кан-Калика, Й.Л.Львовой и др.) позволял выявить общие признаки педагогической в актерской деятельности: творческий и эвристический характер; совпадение личности твс;.ца и инструмента творчества, сотворчества/ педагога и воспитанника, актера и зрителя; мета-деятель-ёостшй признак; наличие общения как объединяющей характеристики; коллективный и пространственно-временной признаки.

Однако перечисленные характеристики сходства педагогической и актерской деятельности не являются достаточным обоснованием возможности и необходимости использования системы методов'театральной педагогики в процессе обучения педагогическому мастерству студентов.

Логика исследования потребовала:

проведения сравнительного анализа деятельности педагога и актера как творческого процесса;

выявления в содержании педагогической.деятельности учителя характеристик, присущих художествё'ннЬку Vтеатральному) творчеству еаеера (условность, переживание, перевоплощение). Далее в ходе исследования было установлено, что: структурный состав взаимодействия педагога и воспитанника, актера и зрителя обладает .сходством;- . *

педагогическая и актерская деятельность обладают признаками реальности и "первичной условности" (в контексте" понимания "первичной условности" как универсальной характеристики различных способов создания моделей социального опыта);

в педагогическом и актерском творчестве материалом для создания чувствеяно-пре"мет!Шх форм, ..'.оделей ■ действительности является человеческая природа педагога и актера, их психофизический аппарат;

создание моделей социального опыта в педагогической и актерской деятельности предполагает процессы переживания а перевоплощения.

Результаты проведенного исследования позволили сделать ооосновеннцй вывод о структурном сходстве педагогического и сценического взаимодействия, реально-условном характера деятельности педагога и актера, наличии » сходстве процессов переживания и перевоплощения в актерской и педагогической деятельности.

Педагогические переживания и перевоплощения направлены на создание:

образа "Воспитанника" — в целя:- познания его. внутреннего мира ^мотивов, целей, отношений и-т.д.), без осязательной публичной демонстрации;

образа другого "Я": литературного, -исторического героя, ученого и т.д. — с цель» познания его внутреннего аира и раскрытия перед воспитанниками посредством публичной демонстрации;

образа "Я - Педагог" — от целесообразного педагогического переживания, что предполагает перевоплощение на уровне "Я -Реальный человек" в условиях педагогического взаимодействия, до создания образа "Я - Совершенный педагог". Работа по созданию образа "Я - Педагог" предполагает его пссюяннуи публичную ■ демонстрацию.

Выявленные нами характеристики общего и специфического в деятельности педагога и актера дают все основания для вывода о принципиальном тождестве и творческой однотипности данннх видов деятельности.

Рез:.о:ьтаты сравнительного анализа педагогической и актерской деятельности обосновывают закономерное сходство ведущих ' компонентов структура мастерства педагога и актера.' Изучение психолого-педагогической и театроведческой литературы подтвердило выдвинутое предположение о принципиальном сходства следующих компонентов не.прлогического и актерского.мастерство?.

наличии в .. .ставе мастерства педагога и актера гуманистической направленности личности как основного компонента;

вхождении в состав профессиональных знаний педагогз комплекса знаний' а умений театрального искусства и театральной яв-> дагогики;

совпадении основных характеристик педагогических 'и актер-

ских способностей; необходимости введения в состав данного компонента способностей к перевоплощению и выразительности;

■ сходстве педагогической и актерской техники, закономерном использовании наработок: в области технологии актерского мастерства для развития техники педагога.

Результаты историко-педагсгического анализа опыта внедрения театрального искусства и педагогики в учебно-восяитатель-«ный процесс школы и педвуза, сравнительная характеристика педагогической и актерской деятельности, ведущих компонентов структуры мастерства педагога и актера указывают на необходимость использования элементов театральной педагогики в формировании педагогического мастерства будущих учителей. Особую значимость для практики обучения педагогическому мастерству студентов , приобретает чивод о системном подходе к применению методов двух педагогик — школьной и театральной.

Во второй главе — "Обоснование эффективности системного использования методов театральной педагогики ^ обучении педагогическому мастерству студентов педвуза" — дается характеристика исходного уровня наличествующих у студентов первых курсов компонентов педагогического мастерства; раскаиваются возможности применения системы методов театральной педагогики в обучении педагогическому мастерству студентов педвуза; выясняется зависимость уровня- сформированное™ педагогического мастерства у студентов от наличия в процессе обучения системы методов театральной педагогики; определяются критерии сформированийсти основ педагогического мастерства, условия адаптации данной системы методов в. процессе обучения педагогическому мастерству будущих учителей.

В содержание данной главы входит программа экспериментального исследования, а также описание содержания и результатов его констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

- В программе экспериментального исследования раскрьты цели и краткое содержание каждого из этапов эксперимента.

В процессе констатирующего эксперимента, проводимого на 7 факультетах МПШ им. А.'Л.Горького, у студентов первых курсов выявлялись:

мнение о сходстве педагогической и актерской деятельности;

гуманистическая направленность личности, педагогические

способности и педагогическая техника;

наяичае опчта театральной деятельности; представление о влиянии дайной деятельности на профессиональный уровень педагога.

Кроме того, исследовалась сложившаяся практика использования методов театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе педвуза.

; На даннсм этане исследования были использованы следующие методы: анкетирование, личностный опросник, микро-выступление, обобщение практического опыта.

В ходе исследования был зафиксирован примерно одинако^ь'й стартовый уровень педагогического мастерства у студентов первого курса всех семи факультетов, который характеризовался:

информированностью у большей части испытуемых гуманистич-кбсти как сущностной характеристики профессиональной (.педагоги-ческо!) направленности;

. малоразвитыми педагогическими способностями (1/3 от общего часла опрашиваемых);

. низким уровнем педагогической техника; наличием широко распространенного кне'гл у студентов о сходстве педагогической и актерской деятельном и влиянии последней на качественный уровень педагогической деятельности.

Установлено также, что использование методов театральной педагогики в осуществлении учебно-воспитательного вузовского процесса носит оессястемный, узкоспециальный характер.

Основными задачами формирующего эксперимента являлись: осуществление дидактической интерпретации системы методов театральной педагогики применительно к обучению педагогическому мастерству; ее апробация а корректировка в процессе формирования педагогического мастерства студентов. В основу данного эксперимента была положена программа поэтапного обучения педагогическо-' му мастерству •. дентов системой методов театральной педагогики, разработанная с учетом следующих требований: обеспечение последовательности и комплексности формирования компонентов педагогического мастерства;, соблюдениз рядополокенности и-соподчинения используемых методов (театральной-педагогика); осуществление творческой модификации ряда методов; использование разнообразных фор;«) ооучения театральной педагогики; обеспечение индивиду-

ально-креативного характера обучения. Данная программа реализо-вывалась в -¡роцессе изучения студентами учебного курса "Основы эстетической культуры и эстетического воспитания" (на базе театрального искусства), подготовки студентов вуза к работе вожатыми в летних оздоровительных лагерях, а т^кхсе во внеаудиторной учебно-воспитательно! деятельности творческой театральной студий "КОЛЕСО".

Экспериментальное•обучение педагогическому мастерству осуществлялось на отделении "Уйтодист-воспитатедь" музыкально-педагогического факультета ШШ ик. А,и.Горького в течение 19861930 уч. гг. и зключало такие глетоды, как: рече-пластичеокий тренинг, малая форма общения, устное проблемное выступление, идейно-тематический анализ художественного произведения, логический анализ текста, метод «ловесного действия, исполнение чтвц-■ когд'материала, тренинг актерского мастерства, метод физических действий, метод действенного анализа, этюдный и студийный метода, метод театрализации. Особое значение в процессе эксперимен-зального обучения придавалось модификации вышеназвангих методов. Результативность формирования педагогического мастерства сисге-ной данных методов обеспечивалась использованием разнообразных форм и творческих заданий, разработанных в театральной педагогике. -

В ходе контрольного этапа эксперимента были решены следующие задач: разработаны диагностические методы для осуществления контрольных срезов; проведена диагностика сформированное™ педагогического !.:астерства у студентов экспериментальной и контре яь-ной гфяга; выявлена зависимость уровня сформирован: )сти педаго-«Ческого мастерства от системного использования в процессе обучения методов театральной педагогики.

Уровень сформированное™ педагогического мастерства у студентов экспериментальной-а контрольной групп выявлялся путем применения таких методов, как устное проблемное выступление; личностный опросник; анкеты на выявление уровня сформарованнос-та гуманистической направленности, владения педашг-'чоскэй техникой, наличия знаний и умений, способствующих комплексному овладении педагогическим мастерством мнения о сходстве педагогической а актерской деятельности; моделирование ситуации из жизни детей, наблюдение (долговременное, включенное); самооценки уров-

ня владения педагогическим мастерством.

Анализ результатов, полученных на данном этапе исследования, позволяет заключить, что у студентов экспериментальной групш в сравнении со студентами контрольной, в обучении которых система кетодов театральной педагогики не использовалась, уровень «¿ярмирозаиности педагогического мастерства более высо-кнГ:. Об атом свидетельствуют процентные показатели уровня сфор-ыированностп каздого из компонентов педагогического мастерства У студентов экспериментальной и контрольной группы.

Так, пдя студентов экспериментальной группы направленность на центральный субъект педагогической деятельности — ребенка — Явг.чется ведущей, направленность на цель педагогической.деятельности выступает второй по значимости. Процентные показатели соотношения ценностных ориентация студентов на себя (самоутверждение, самовыражение), предмет и процесс педагогической деятельно- ■ отп приблизительно разки. Для большинства студентов контрольной группы ведущей б структуре ценностных профессиональных ориента- . ций является направленность на предке? и процесс педагогической деятельности, направленность на вентральный субъект занижает второе по значимости место, затем следует направленность на себя л на цель педагогической деятельности. Соотношение показателей ценностных ориентация свидетельствует о том, что у студентов экспериментальной группы, по отношению к студентам контрольной, ^уыа-нистическая направленность личности, как системообразующий компонент педагогического мастерства, сформирована в большей сте-пегш.

■ Анализ результатов анкетирования и устных проблемках выступлений позволил обнаружить у студентов экспериментальной группы более дысокий уровень владения педагогической техникой. Об этом свидетельствует соотношение оценок уровня владения педагогической те^шиной студеы'ами обеих груш:

экспериментальная контрольная

группа груши

'отлично" ' 30*

'хорошо" 2%

'удовлетворительно" ■ п 17$

'неудовлетворит ельно" 0% ' 82»

'плохо"

>

Выявленный у испытуемых уровень развитости индивидуально-психологических и личностных свойств, лежащих в основе педагогических способностей, дает основание считать, что у студейтов контрольной группы показатели сформированное™ данного компонента п:дагогического мастерства ниже, чем у студентов экспериментальной группы. Так, в группу "А" (высокий уровень педагогических способностей) вошло 53$ студентов экспериментальной группы и 42£ студентов контрольной группы, в группу "Б" (средний уровень педагогических способностей) -- соответственно 42$ и.29^, в группу "В" (низкий уровень педагогичесмх способностей) — и 20%.

2 процессе моделирования ситуаций из жизни детей участники экспериментальной группы продемонстрировали сравнительно высокий уровень способностей, знаний и умений, обеспечивающих продуктивность разрешения педагогических ситуаций я задач:

мысленно становиться на место ребенка, проникать в его внутренний мир, "читать" его, переживать и воспроизводить чувства, мысли и речь ребенка, понимать мотивы его поступков;

моделировать сложные ситуации из жизни детей, воспроизводить их взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, окружаювдм природным и прещетным миром;

анализировать ситуацию из жизни детей, осознавать проблему, лежащую в ее основе, глубину, характер конфликта, стадию его развития и условия развертывания;

видеть в моделируемой ситуации педагогическую задачу, приводить ее к гуманному, педагогически целесообразному разрешению.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердились также в процессе дальнейшего изучения непосредственной педагогической деятельности выпускников института — бывших участников экспериментальной группы. Наблюдение за ж учебно-воспитательной работой в школе, анкетирование обучаемых ими учащихся, беседы со школьной администрацией, члзнями педаго- . гического коллектива выявили высокий уровень с форм иров а нн о с т и у этих учителей ведущих компонентов педагогического мастерства: гуманистической направленности личности, педагогических знаний, , способностей и техники.

Все вышесказанное дозволяет сделать вывод, что первоначаль-

но выдвинутое научное предположение о том, что системное исшш>-зобаййвГ&е1од:оь~театральной йедагогика (в сочетании о обще педагогическими методами) повышает результативность обучения педагогическому мастерству студентов, обеспечивает последовательность и комплексность формирования всех его компонентов,

В заключения отмечается, что результаты исследования подтвердила основные положения гипотеза, открыли новые перспективы совершенствования процесса обучения педагогическому мастерству, а такав позволили выявить ряд проблем, требующих дальней- . шей разработки. Кроме теоретических выводов, нами данц практические рекомендации, направленные нй повышение эффективности обучения педагогическому мастерству. Обосновывается мысль о .том, что в учебный процосс»всех факультетов педвуза необходимо включить курс "Основы педагогического мастерства"; в систему •профессиональной подготовки студентов целесообразно внедрить разработанную нами программу поэтапного обучения педагогическому мастерству, комплекс методов театральной педагогики, модифа- . дарованных с учетом специфики каждого факультета; разработать а включить в учебные программы педвуза спецкурс "Основы театрального творчества"; активнее использовать в профессиональной подготовке будущих учителей клубные и студийные формы работы..

, Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1, Педагогическое общение1 как творчество студентов // Подготовка будущего учителя к творческому труду: Сб. науч. тр. Мозырь, 1989. —0. 109-115,

2, Проблема взаимосвязей педагогической и театральной деятельности // Взаимосвязь теоретической в практической подготовки будущего учителя в вузе: Сб. науч." от. — Минск, 1991. —

С. 43-54, ,

3, д)т пис ;зского лагеря х городу Детства // методические рекомендации. — Шнек, 1991, С. 3-24.

4, Организация летнего отдыха детей средствами театрализованной игры. "Город.Времени" // Методические рекомендации.' -Минск, — С. 3-25,

. б. фзршраваннв здольнасц! — працэс к!руемн //"Нар. аеза-*а, — 1992. — й 2.. — С. 13-17.

6. $ар?' 1раванне J чалавеку чалавечнасц! // Нар. асаета. — 1992. —»3. — С. 8-12.

7. Испольеование методов театральной педагогики в процео-ое формирования педагогического мастерства у студентов педву-sa // Новое в профессиональной подготовке будущих учителей школы: Cd. науч. ст. — Минск, 1992. — С. I0I-II2.