автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников
- Автор научной работы
- Букатов, Вячеслав Михайлович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Букатов, Вячеслав Михайлович, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ
Гл.1. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ И СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
§1. Ретроспектива развития гуманистических тенденций в теории и практике отечественной педагогики и ее связей с театральным искусством
§2. Театральные технологии в реализации и развитии современных научных и практических представлений о гуманистическом подходе к обучению и воспитанию
§3. Анализ педагогического опыта предшествующего поколения в аспекте технологий театрального искусства (на материале «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко) J
Гл.2. ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§1. Обучение школьников пониманию текстов литературных произведений как театрально-эстетический и педагогический феномен
§2. Герменевтические подходы к использованию режиссерских технологий на уроках литературы
Гл.З. ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ОСНОВА ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
§1. Педагогические возможности театральной режиссуры в совершенствовании стиля общения на уроке
§2. Гуманизация дидактической игры на уроках общеобразовательных дисциплин как проблема психодидактики и педагогического мастерства учителя
Гл.4. «РЕЖИССУРА УРОКА» КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Театральные технологии в повышении педагогической квалификации учителей общеобразовательных школ
§2. Драмогерменевтическая теория и практика реализации идей гуманистической педагогики
Введение диссертации по педагогике, на тему "Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников"
Актуальность темы диссертационного исследования неразрывно связана со спецификой современных социокультурных условий , в которых театр является одной из немногих социо-экологических, этнических и культурных «ниш», предоставляющих человеку возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни. Синкретизм театрального искусства проявляется «здесь и сейчас», непосредственно перед публикой, присутствующей на представлении. При этом в современном театральном искусстве особо существенными оказываются не столько форма сцены или соотношение «сцена - зрительный зал», сколько непосредственность коммуникации ансамбля творцов-исполнителей со зрителем, что позволяет исполнительскому и режиссерскому искусству осуществлять свои художественно-эстетические, социально-идеологические и психотерапевтические функции. Основу современного театра составляют театральные технологии, начало бурному развитию которых было положено К.С.Станиславским. Благодаря театральным технологиям, разнообразные нюансы человеческой жизни на современной сцене воплощаются в ее драматической выраженности .
Характерной чертой современности является и то, что одной из тем, постоянно привлекающей внимание специалистов и широких кругов общественности, является обсуждение перспектив гуманизации школьного образования и многообразия путей их реализации. В целях гуманистического усовершенствования обучения педагоги - исследователи и практики - уделяют особое внимание развивающему характеру обучения, соблюдению мер трудности, приоритетности качества и т.д. Для обеспечения культуро-целостного результата образования периодически пересматривается содержание школьных программ. Для достижения личностно-ориентированной или субъектно-творческой направленности обучения внимание исследователей и практиков концентрируется на индивидуализации, гуманитаризации, эстетизации образования. В поиски решения проблем гуманизации включена и забота об ученике, и забота об учителе.
С этими поисками неразрывно связано и распространение в педагогической среде последних двух десятилетий терминологии театра и соответствующих технологий, что не только помогает исследователям и практикам по-новому подходить к переосмыслению накопленного педагогического опыта и расширять конструктивно-творческий подход к школьным урокам (в том числе - урокам художественного цикла), но и создает благоприятные условия для субъектного освоения и творческого применения учителями тонкостей гуманистической психодидактики. Театральные технологии позволяют гуманистической педагогике обрести свою внешнюю выраженность (явленность) в повседневном поведении учителя. Поэтому актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, социально-педагогической значимостью решения проблем реализации современных гуманистических тенденций в существующей педагогической теории и практике, а с другой - теоретико-методологическим значением обращения к теории и творческой практике театрального искусства для открытия новых ракурсов в постановке, понимании и решении непростых педагогических проблем современности.
Объект исследования - теория и практика современного процесса обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение театральных технологий, направленных на гуманизацию классно-урочной формы обучения в общеобразовательной школе.
Цель данного диссертационного исследования - разработка основ научно-теоретического подхода к применению технологий театрального искусства, направленных на гуманизацию процесса обучения школьников.
Гипотеза исследования - применение театральных технологий на уроках в общеобразовательной школе содействует адекватному пониманию и личностно-творческому решению учителями проблемы гуманизации классно-урочного обучения при следующих условиях:
- использование специфики синкретического подхода театрального искусства, позволяющей нейтрализовать современные негативные тенденции техногенно-дискретного рассмотрения и решения педагогических проблем;
- ориентирование на гармоничное сочетание и взаимозависимую корректировку содержания идей гуманизации с практикой их воплощения в конкретной деятельности учителя при использовании театрально-технологических моделей на уроках в общеобразовательной школе;
- осуществление гуманистического подхода к обучению посредством театрально-технологических моделей, разработанных на основе театральной «теории действий» и режиссерских «параметров поведения».
Задачи исследования:
1. Обосновать эффективность применения в современной педагогике театральных технологий, обеспечивающих освоение прогрессивных педагогических идей и практического опыта предшествующих поколений отечественной педагогики в новых, практико-ориентированных ракурсах.
2. Выявить возможности театральных технологий, основанных на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М.Ершова, в осуществлении гуманистического подхода к обучению на уроках в общеобразовательной школе и определить основные ориентиры научного сопряжения основ театрального искусства, педагогической психологии, дидактики и герменевтической практики в деятельности учителя.
3. Определить условия совершенствования стиля общения учителя с классом и связанного с этим стилем профессионального умения учителя эмоционально осуществлять игровые дидактические приемы на уроке как необходимого пути развития и обеспечения эффективности процесса гуманизации его педагогического мастерства.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу и обобщить полученные результаты по моделированию технологии формирования и развития гуманистических тенденций в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных школ разных регионов РФ.
Методологической основой исследования являются:
- теория деятельности, целостно рассматривающая Человека в процессе его исторического развития и во всем многообразии его взаимоотношений с окружающей средой;
- отечественные личностно-ориентированные психологические теории развития и обучения ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко, А.С.Арсеньев);
- лежащее в основе «системы Станиславского» представление о неразрывной связи психического и физического в любом действии человека и обязательной выраженности одного в другом, вне которой осознаваемые или приписываемые профессионально-педагогические мотивы оказываются декларативными и/или фиктивными, а осуществляемое профессионально-педагогическое поведение - бесконтрольным и/или шаблонным, с неизбежно понижающимся уровнем результативности профессиональной деятельности (К.С.Станиславский, В.О.Топорков, П.В.Симонов, П.М.Ершов, А.П.Ершова).
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, искусство- и театроведческой литературы; аналитическая обработка и синтез эмпирических данных, полученных в ходе многолетней исследовательской работы с педагогическими коллективами общеобразовательных и учебно-воспитательных учреждений/ ретроспективный анализ собственной опытной и экспериментальной работы, проведенной со школьниками разных возрастных групп, а также со студентами и учителями на спецкурсах и спецсеминарах в педагогических ВУЗах и ИПК в разных регионах РФ; анализ результатов, полученных педагогами-экспериментаторами, работавшими по теме данного исследования в общеобразовательных школах и детских садах; эмпирическое изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, включенное наблюдение, анкетирование, анализ творческих работ учащихся и открытых уроков учителей.
База исследования. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических приемов работы с отдельными учителями и в целом с педагогическим коллективом проводилась в рамках образовательного центра «Азъ» Учебно-воспитательного комплекса №1811 г. Москвы (1992- 2000 годы) . Параллельно с 1997 года в Твери, Самаре, Жуковском (Московской области) под руководством автора диссертации работали экспериментальные площадки согласно договорам о научно-методическом сотрудничестве.
Помимо «стационарной» экспериментальной работы, с 1990 года проводилась «мобильная» опытно-экспериментальная работа на спецкурсах и спецсеминарах со студентами педколледжей и педвузов (Москва, Смоленск, Вологда, Абакан, Тольятти, Нальчик, Анапа, Екатеринбург, Самара), а также на базе ИПК с учителями общеобразовательных школ и воспитателями детских садов (Москва, Московская область, Красноярск, Дивно-горек, Черногорск, Абакан, Лесосибирск, Норильск, Петрозаводск, Шахты, Екатеринбург).
С 1998 года база исследования расширилась «виртуальной» экспериментальной площадкой: в газете «Первое сентября» два раза в месяц выходит рубрика Режиссура урока (редактор отдела - автор данного диссертационного исследования) , в которой учителя-энтузиасты (из крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Екатеринбург, Самара, Иркутск и др.; районных центров: Чехов и Реутов Московской области, Большой Камень Приморского края, Белоусово Калужской области, Туймады Башкортастана и др.; поселков и деревень: Мукши в Удмуртской Республики, Эссойла в Карелии, Малиновка в Тюменской области, Кладово в Ярославской области и др.) делятся друг с другом собственными учебно-режиссерскими находками, получают очередные советы-задания и рассказывают о результатах, полученных при их выполнении.
Этапы исследования. Исследование проводилось более двадцати лет в три этапа.
Первой этап (1976-1988) - изучение состояния теории театрального искусства и практики детской театральной педагогики. С 197 6 по 1982 годы в «Театре Юных Москвичей» Московского городского дворца пионеров и школьников автор проводил сбор эмпирического материала. С 1982 по 1989 на театральном отделении Лобненской школы искусств (Моск. обл.) изучалось соотношение принципов общей дидактики с практикой детской театральной педагогики (результаты изложены в кандидатской диссертации «Реализация общедидактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств», защищенной в 1989 году).
Второй этап (1989-1998) - практическая работа по повышению профессиональной квалификации учителей и педагогических коллективов. Особое место в исследованиях этого этапа отводилось сбору материала по использованию театральных технологий непосредственно на спецсеминарах и спецкурсах ИПК, созданию экспериментальных площадок для научно-практической работы с педколлективами общеобразовательных учреждений (школ, детских садов, учебно-воспитательных комплексов) и организации опытной работы с отдельными учителями-экспериментаторами. Массовое закрытие детских садов привело к тому, что направление исследования, связанное с проблемами повышения профессионального мастерства педагогических коллективов детских садов пришлось прекратить (позже научно-практические наработки по этому направлению были отражены в учебнике для родителей и маленьких детей «Домашняя АЗБУКА», изданного «Авантой + ») .
Влияние экономических трудностей на работу с педагогическими коллективами общеобразовательных школ было не столь катастрофичным, каким оно оказалось в детских садах. В результате к 1997 году была завершена апробация ранее выдвинутых концепций, собран ценный и разнообразный материал, позволивший распространить концепции социо-игрового стиля обучения и драмогерменевтики на работу как с педагогами (на базе ИПК), так и педагогическими коллективами (в отдельных общеобразовательных школах). В этот же период автором данного диссертационного исследования были подготовлены рукописи нескольких книг и пособий для учителя, часть из которых была опубликована. Монография «Режиссура урока, общения и поведения учителя», написанная в соавторстве с А.П.Ершовой (М.,1995), была удостоена Дипломом II степени Министерства образования РФ по итогам конкурса среди книг по педагогике за 1995 год.
Третий этап (1998-2000) - открытие «виртуальной» экспериментальной площадки на страницах газеты «Первое сентября» позволило работать с учителями - добровольными энтузиастами - и в окончательном варианте сформулировать теоретические основы концепции социо-игрового стиля обучения и драмогерменевтики, а также выдвинуть гипотезу об уникальных возможностях использования театральных технологий в осуществлении гуманизации школьного процесса обучения. Гипотеза получила подтверждение в ходе интегрированного анализа собранного на предыдущих этапах исследования опытно-экспериментального материала, что было оформлено текстом данной диссертации.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании использования технологических моделей театрального искусства при обучении в современной общеобразовательной школе как условия дальнейшего обогащения, развития и детализации существующих психолого-педагогических теорий деятельности, развивающего обучения и гуманизации образования.
Разработана и прошла успешную апробацию концепция со-цио-игрового стиля обучения, получившая воплощение в учебных программах, пособиях для учителя, методике, признанной как в регионах, так и на уровне Министерства образования РФ и педагогических СМИ.
Разработана и прошла апробацию концепция драмотерме-невтики, с помощью использования театральных технологий позволяющая успешно решать психолого-дидактические проблемы, возникающие при классно-урочном обучении детей в современной школе.
Обоснованы пути развития процесса гуманизации современной теории и педагогической практики, определена необходимость, перспективы и один из путей преодоления техноген-но-дискретной линейности в подходе к решению гуманистических проблем обучения школьников в современной общеобразовательной школе.
Научно обоснована необходимость расширения представлений о круге слагаемых педагогического мастерства учителя и включения в их число владение особым «языком поведения», который является педагогической модификацией режиссерско-исполнительских технологий, составляющих «язык действий» театрального искусства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в укреплении и расширения творческих и взаимообо-гащающих связей отечественной педагогики с театральным искусством, расширении круга культурных и духовных интересов учителей общеобразовательных школ, стимулировании процесса непосредственной реализации идей гуманизации обучения школьников в личном поведении учителя на уроке и в его педагогическом мастерстве.
Разработанные в ходе исследования драмогерменевтиче-ские ориентиры «режиссуры урока» позволяют учителю своевременно ориентироваться в сложных вопросах психодидактики и принимать в трудных ситуациях урока грамотные решения, соответствующие современным представлениям о гуманизации обучения в общеобразовательной школе.
Предложенный автором диссертационного исследования со-цио-игровой стиль для классно-урочной формы обучения школьников существенно обогащает разнообразие существующих приемов использования игровых форм при обучении школьников.
Разработанные методики по отработке техники чтения и по работе с литературными текстами позволяют существенно повысить уровень мотивационной включенности школьников на уроке и, как следствие, их успеваемость.
Разработанная методика по конструированию и организации дидактических игр на уроках в общеобразовательной школе позволяет каждому учителю повысить эффективность своего труда и степень его гуманистической направленности.
Результаты диссертационного исследования способствуют разработке «местных» программ (в ИПК, школах, методобъеди-нениях) по развитию педагогического мастерства и по повышению профессиональной квалификации педагогов.
Создание «виртуальной площадки» на страницах учительской периодики - как места общения учителей разных регионов и места получения и передачи личного профессионального опыта - является существенным вкладом в дело развития и укрепления современной отечественной педагогики.
На защиту выносится:
1. Применение в современной педагогике технологий театрального искусства открывает новые перспективы освоения, развития и использования прогрессивных педагогических идей и практического опыта предшествующих поколений отечественной педагогики.
2. Театральные технологии, эффективно стимулируя субъектность восприятия школьниками художественных произведений, являются действенной формой воплощения идей гуманизации на уроках литературы.
3. Педагогическая режиссура и предлагаемый ею «язык поведения», позволяя учителю на школьном уроке читать свое и ученическое поведение, способствуют как совершенствованию стиля общения учителя с классом, так и совершенствованию умения учителя эмоционально осуществлять дидактические игры на уроке, что обеспечивает реальность гуманизации его личной педагогической деятельности.
4 . Драмогерменевтические ориентиры «режиссуры урока», определяющие театрально-технологическое моделирование, воплощая идеи гуманизации обучения в современной общеобразовательной школе, способствуют повышению педагогической квалификации учителя и активизируют творческое выполнение им своих профессиональных обязанностей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается широтой и разнообразием охваченных теоретических и практических материалов (источников), соотнесением полученных выводов с современными теоретическими положениями, существующей практикой гуманизации школьного образования и подтверждена решениями заседаний лаборатории театра ИХО РАО и решением Ученого совета ИХО РАО, рекомендовавшего проведенное диссертационное исследование к защите.
Апробация промежуточных теоретических и методических разработок проводилась, начиная с 1985 года. К 2000-му году окончательные результаты и выводы были проверены на уроках учителей-экспериментаторов, работающих с разными возрастными группами, по разным программам основных школьных дисциплин и в самых разных условиях: от городских (столичных, краевых, областных и районных) до поселковых и деревенских, а также на спецкурсах и спецсеминарах в ИПК, педагогических вузах и колледжах и многодневных семинарах-тренингах, проводимых с педагогическими коллективами отдельных общеобразовательных школ. География апробации (без учета «виртуальной» площадки читателей «Первого сентября») включает Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Красноярск и
Красноярский край (Дивногорск, Абакан, Минусинск, Черно-горек, Лесосибирск, Норильск), Петрозаводск, Нальчик, Екатеринбург, Самару, Смоленск, Вологду, Шахты, Анапу.
О ходе, выводах, практических наработках, полученных в процессе исследования, и результатах апробации регулярно подготавливались научные сообщения и делались доклады на заседаниях ученого совета Института художественного образования, многочисленных научных и научно-практических конференциях, проводимых в рамках столичных и региональных институтов (научно-исследовательских, повышения квалификации, усовершенствования учителей), академий (образования, наук, профобразования, театрального искусства и др.), проводимых в разных городах и областях страны на всероссийском и международном уровнях.
Результаты апробации также были отражены в публикациях научных (сборниках и монографиях) , методических (сборниках программ, рекомендаций, пособий) и в массовой педагогической печати (профессионально ориентированных журналах и газетах) .
Практическое внедрение. Направление, связанное с гуманизацией обучения школьников посредством использования театральных технологий, воплощенное в методиках социо-игрового стиля обучения и принципах драмогерменевтики, к настоящему времени известно в научно-педагогических, административно-управленческих и широких учительских кругах, а также пользуется все возрастающим интересом и поддержкой, что подтверждается следующими фактами:
Пособие для учителя «Режиссура урока, общения и поведения учителя» (в соавторстве с А.П.Ершовой, М., 1995, тираж 10 ООО экз., доля участия: автор 7 уч.-изд.л.) было удостоено Диплома II степени Министерства образования РФ по итогам конкурса среди книг по педагогике за 1995 год, а второе издание этого пособия "рекомендовано Координационным Советом по психологии Министерства общего и профессионального образования РФ к использованию в Вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы" (М., 1998, тираж 10 ООО экз).
В 1995 году Министерством образования РФ в официальной серии программ общеобразовательных учреждений был издан сборник «Театр: I-XI классы», в котором диссертант принял участие как редактор-составитель и автор двух программ, разработанных самостоятельно и в соавторстве. Сборник "рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации" (тираж - 13 8 50 экз.).
Учебное пособие «Педагогические таинства дидактических игр», в котором последовательно отражены научные выводы и методические рекомендации, полученные в ходе данного исследования, изданное Московским психолого-социальным институтом в 1997 году, "рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы" (тираж 10 ООО экз.).
Второе издание коллективной монографии «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» (в соавторстве с П.М.Ершовым и А.П.Ершовой, М., 1998, тираж 10 ООО экз., доля участия диссертанта: ответственный редактор и автор 9 уч.-изд.л. текста) "рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в Вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы" .
Издание «Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина», в котором подробно изложена драмогерменевтическая практика и особенности социо-игрового стиля обучения школьников на уроках (М., 1999, 10 ООО экз.), было "рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в Вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы" .
Интерес педагогов-новаторов к методике социо-игрового стиля обучения, к режиссуре дралгогерменевтики и другим формам и способам использования театральных технологий в классно-урочных условиях обучения школьников позволил в 1998 году в редакции учительской газеты «Первое сентября», основанной С.JI.Соловейчиком, открыть новый отдел «Режиссура урока», из материалов которого читатели регулярно узнают методические новинки по использованию театральных технологий, найденные как в лаборатории театра ИХО РАО, так и на местах в разных регионах нашей страны (редактор отдела -автор данного диссертационного исследования).
Гл.1. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ И СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на тему «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГУМАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ» привело к следующим выводам, подтверждающим гипотезу и выполнение поставленных задач.
I.Теоретический анализ педагогической, психологической, искусство- и театроведческой литературы и ретроспективный обзор развития отечественной педагогической практики с конца XIX века по настоящее время, осуществленные в целях рассмотрения роли театральных технологий в педагогической практике предшествующих поколений и современных способах реализации прогрессивных педагогических идей, позволили обосновать эффективность связей педагогической науки и практики с театральным искусством, в целях дальнейшего обеспечения педагогам-исследователям и педагогам-практикам возможности открывать новые ракурсы в постановке, понимании и решении сложных профессиональных проблем, связанных с объективно-перманентным процессом гуманизации школьного образования; а также установить, что применение в современной педагогической практике театрально-технологического моделирования обеспечивает возможность рассматривать в современных практи-ко-ориентированных ракурсах теоретическое и практическое наследие отечественной педагогики, что способствует реализации прогрессивных идей педагогического наследия в повседневной практике современной общеобразовательной школы.
В ходе диссертационного обзора научно-исследовательских и опытно-экспериментальных материалов лаборатории театра ИХО РАО раскрыты уникальные возможности театральных технологий в реализации и развитии практических представлений о гуманистическом подходе к обучению и воспитанию в современной общеобразовательной школе.
II. Обогащение современной педагогики театральными технологиями, позволяющими моделировать «режиссуру урока» и основанными на театральной «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М.Ершова, нейтрализуя современные негативные тенденции техногенно-дискретного рассмотрения и решения педагогических проблем, способствует личностно-творческому подходу современного учителя к повседневным школьным заботам, направленным на гуманизацию классно-урочной системы обучения, причем гуманизацию, реализуемую на самом конкретном уровне, а именно - в особенностях поведения учителя во время урока.
Каждый учитель воспитывался на определенных нормах поведения, которые окружали его в детстве. Каждый обогащался каким-то кругом чтения, перед каждым стояли свои неразрешимые проблемы, и каждого чему-то научила жизнь.Все это отразилось не только на существующем индивидуальном образе мыслей и специфике личных представлений, но и на особенностях речи,мимики,жестов.У учителя, открывшего с помощью театральных технологий в своем поведении возможные профессионально-смысловые звучания, появляется возможность в соответствии со своими человеческими особенностями и родными (этническими) традициями выбирать для работы с детьми самые полезные закономерности своего поведения, создавая из них личную педагогическую стратегию. Чем полнее входит в эту стратегию личная интуиция учителя и его жизненный опыт (раскрытию которого особо способствуют режиссерские параметры поведения),тем радостнее и одухотвореннее становится его повседневный труд.
III. Рассмотрение условий, возможностей и существующего опыта использования театральных технологий на примере уроков литературы доказало, что драмогерменевтическое моделирование, реализуя сопряжение педагогических аспектов обучения с аспектами театрально-эстетическими, не только повышает целостность восприятия школьниками художественных произведений, но и обеспечивает учителя ориентацией на гармоническое соответствие (и в случае необходимости - на взаимозависимую корректировку) практики его профессионально-педагогической деятельности на уроках содержанию его представлений о сущности процесса гуманизации обучения в общеобразовательной школе.
IV. Необходимым условием для совершенствования каждым учителем своего стиля общения на уроке является оказание ему режиссерской помощи в чтении своего собственного поведения и овладение им «языком поведения» и пятью основными «рычагами наступления», входящими в театрально-технологический «язык действий». Театрально-технологическое оснащение позволяет учителям расширять границы своего профессионального самосознания, глубину компетенции в сложных вопросах психодидактики и повышает результативность их личных устремления к высоким и благородным педагогическим целям, обеспечивая возможность выбора ситуационно более убедительных способов поведенческой реализации поставленных перед собой гуманистических целей.
V. Театрально-технологическое моделирование, осуществленное в ходе диссертационного исследования психологии дидактических игр, позволило сформулировать семь «режиссерских установок», необходимых для конструирования и проведения дидактических игр на уроках в общеобразовательной школе. Эти установки открывают педагогам-практикам новые пути для поиска неординарных сочетаний профессионального целеполагания с технологией мастерского осуществления своих гуманистических устремлений:
1) ситуационная завуалированность: перед началом игрового задания не спешить с провозглашением дидактической цели или с постановкой учебной задачи; а сами задания формулировать на уроке таким образом, чтобы не мешать ученикам вкладывать в услышанную формулировку личные подтексты, обеспечивающие в классе особую, ситуативную, комфортную и добродушно-веселую атмосферу личной игривости по отношению и к педагогу, и друг к другу;
2) поэтапность: продумывать членение «событийного ряда» задания таким образом, чтобы деятельность сложная была бы замаскирована выполнением учениками действий, достаточно для них легких (обрамлять простыми, легкими действиями каждый новый шаг алгоритма);
3) мизансценическое разнообразие: каждый этап работы начинать со смены мизансцены, т.е. в новом местонахождении (у окна,у доски,в уголке), или «телоположении» учеников (стоя,за столами,сидя «без столов»,сидя на корточках), или с каким-то новым набором сопровождающих игровых движений;
4) ученическое сотрудничество: заранее продумать, как и в какие моменты следует избавляться от штампов «парной педагогики», заменяя ее режиссерской организацией непроизвольного внимания учеников к мнению, умениям, действиям, целям друг друга;
5) сочетание новизны и традиционности: при первом повторении игрового задания на другом уроке обращать внимание на обеспечение в нем новой новизны, неожиданности и непонятности, а при повторениях последующих делать акцент на ритуальном повторении самых эмоциональных для учеников моментов (приемов, ходов) игрового задания;
6) связь с детским фольклором: составить список любимых детских игр (времен своего детства или игр, любимых современными детьми) для использования этих игр или их элементов на уроке(хотя бы в качестве разминки-разрядки)
7) игровая включенность ведущего: помнить, что живость проведения дидактической игры по большей части зависит от поведения учителя (сухость в его поведении или, наоборот, развязность и кокетство могут подпортить эффективность любой, казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры).
VI. Анализ научной литературы и обобщение результатов многолетней научно-практической деятельности позволили выявить основные ориентиры театрально-технологического моделирования, проясняющие контуры универсальности педагогического использования технологий театрального искусства. Объединенные в три блока драмогерменевтики (театральный, герменевтический и педагогический), эти ориентиры позволяют направлять усилия учителей не на освоение демонстрируемого стиля, установленного образца или совокупности конкретных приемов, а на нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственного почерка в выстраивании «режиссуры урока».
1. ОСНОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ театрального БЛОКА ЯВЛЯЮТСЯ:
1.1). Общение. Театральные технологии открывают учителям возможность заменять картину фиксированно-ритуального общения на уроке общением подлинным, импровизационным. Когда одни ученики становятся учениками-импровизаторами, то интерес других к происходящему неизменно активизируется. Ученики-зрители, начиная участливо считывать импровизационное общение (или участвовать в нем), в результате за время урока извлекают больший объем учебной информации, чем при лицезрении фиксированно-ритуального общения учителя с вольными или невольными статистами.
1.2). Действенная выраженность. На уроке у учителя всегда есть право выбора: сажать ли учеников в «зрительный зал» (провоцируя их пассивность) или же устроить сорокапятиминутный репетиционный поиск каждым присутствующим своего в действиях выраженного образа «обучающегося (и/или обучившегося) ученика». Неясность исходных побуждений (мотиваций) -в том числе учебных - выражается в неясности действий, но совершение по ходу учебно-игровой репетиции попутных (и/или параллельных) простых, ясных действий помогает и неясному побуждению найти свое определенное выражение. Побуждение начинает проясняться и для самого действующего лица, и для окружающих, которые могут в ходе репетиции вступить по этому поводу с действующим лицом в общение, еще более проясняющее и/или в случае необходимости корректирующее исходное содержание его побуждения.
1.з). Мизансцена. Однообразие мизансцен является для живых ситуаций противоестественным и, как правило, обнаруживает более или менее подневольное выполнение присутствующими какого-то ритуала. Каждая возникающая ситуация пространственно как-то размещена, то есть занимает какую-то мизансцену. Внимание учителя к макро- и микромизансцене предполагает • как предусмотрительное ее изменение (нарушение и/или «выстраивание») в одних случаях, так и ее заботливое сохранение в других.
2. ОСНОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО БЛОКА ЯВЛЯЮТСЯ:
2.1). Индивидуальность понимания. Понимание есть не одномоментный и окончательный результат, а протяженный во времени процесс, которому постоянно сопутствует кажущаяся завершенность . По мере расширения жизненного опыта субъекта его понимания могут расширяться и/или углубляться. «Неправильные понимания» (в осознаваемом варианте или неосознаваемом) являются закономерными и неизбежными для всякого понимания этапами, в которых наиболее ярко проявляется индивидуальность и уникальность феномена. «Неправильное понимание» следует не столько пресекать, подгоняя под ранжир безликой правильности, сколько поощрять, стимулируя его расширение и углубление, по ходу которых происходит необходимая самокорректировка .
2.2). Обживание. Всякое понимание начинается с выискивания чего-то знакомого. Бесцельное манипулирование субъекта с чем-то незнакомым открывает в нем хорошо знакомые стороны, обеспечивая обживание субъектом незнакомого, по ходу которого оно становится уже «понятно непонятным». Когда во время урока задача понимания чего-то пугающе неизвестного с подачи учителя заменяется какой-то посторонней и простой задачей, связанной с манипуляцией неизвестным или с его частью (частями), то в результате у учеников именно понимание и начинает возникать.
2.3). Странности. Выявление странностей в понимаемом является развитием понимания, его новым этапом. Когда количество обнаруживаемых странностей начинает превышать «критическую массу», то для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному. Личный жизненный опыт позволяет субъекту как обнаруживать те или иные странности, так и, в конечном счете, взаиморазрешать их. Самостоятельность субъекта в обнаружении странностей является гарантом посильности их самостоятельного и успешного взаиморазрешения. Странности навязанные, чуждые искажают, замедляют или даже блокируют развитие понимания.
3. основными ориентирами ПЕДАГОГИЧЕСКОГО блока являются: з.1). Гармоничность. Педагогическая деятельность, как и всякая другая, не обходится без рабочих условных дефиниций. Но когда профессиональная дискретность дефиниций переносится на сами реалии педагогической повседневности, то эта повседневность теряет свою гармоническую очеловеченность, становясь механистичной. Поэтому, например, большая часть школьников воспринимает каждый день своей жизни поделенным на школьную или урочную не-жизнь и послешкольную или межурочную жизнь. С потерей гармоничной целостности своей личной жизни они и человеческую культуру начинают воспринимать раздельно, оказываясь носителями как собственной слаборазвитой (но для них «жизненной») субкультуры, так и культуры чужой, для них «безжизненной». Механистичность, глубоко проникая в мировоззрение и деятельность учителя, делает привычным противопоставление работы «ученической головы» работе «ученического тела». Преподавание любого гуманитарного предмета оказывается механистичным, антигармоничным, неочеловеченным, когда умственная работа учеников на уроке осуществляется в ущерб двигательной активности обучаемых.
Ориентация же на гармоническую очеловеченность облегчает и ученический, и учительский труд за счет внутренней сопрягающей перенастройки имевшихся установок. Естественное для учеников желание подвигаться оказывается удобным и даже обязательным условием для всех драмогерменевтических аспектов жизни учеников на уроке: общения, герменевтических блужданий, деятельной выраженности, разнообразия мизансцен, заинтересованного понимания.
3.2). Поведенческая грамотность учителя. Учителям привычно хотеть похвального поведения от учеников. Педагогическое
• мастерство учителя зарождается с желания вести себя похвально самому в глазах своих и учеников, и коллег. Чем разнообразнее, труднее и многочисленнее ситуации, в которых педагогу удается достичь похвального поведения, тем выше его мастерство. Знание педагогического языка поведения, опирающегося на «язык действий» театральной теории П.М.Ершова, позволяет учителю стать подлинным хозяином своего поведения, разрушает слепую зависимость от своих не всегда ситуационно уместных, но привычных, излюбленных (или стереотипных) поведенческих ходов и приемов.
3.3). Дихотомичность. Умение к каждой неизбежно дискретно-профессиональной дефиниции педагогической деятельности находить дихотомическую (равновозможную) вариативность позволяет «оживлять» неизбежную дискретность, «обезвреживая» ее механистические влияния. Уверенность, что каждая дефиниция педагогической деятельности есть часть дихотомической пары (т.е. что существует ее противолежащая равновозможность) и что в каждом моменте педагогического процесса можно увидеть эту дихотомическую равновозможность, позволяет учителю находить и осуществлять педагогический маневр и пользоваться «обходными» путями. В этих моментах своего труда он становится импровизатором, творцом. А профессиональные дефиниции - одним из предлогов его импровизации. Чем обширнее и разнообразнее их багаж, тем чаще и неожиданнее учительские импровизации . m
Апробация этих драмогерменевтических ориентиров в режиссерском моделировании своих уроков учителями, работающими с разными возрастными группами, по разным программам основных школьных дисциплин и в самых разных условиях: от городских (столичных, краевых, областных и районных) до поселковых и деревенских, - показала, что их совокупность является достаточной для обеспечения учителю профессиональной импровизационности, связанной с открытием новых содержаний в привычных формах и новых форм для привычного содержания.
VII. Практика использования театрально-технологических моделей «режиссуры урока» на занятиях со студентами педагогических вузов и колледжей и на курсах по повышению квалификации учителей убедительно доказывает, что гуманизацию таких распространенных школьных формы работы, как: статичная поза «примерного ученика» за партой, безраздельная учительская инициативность (диктат) на занятиях, опрос у доски, выискивание ошибок и стращание ими и т.п.,- возможно и полезно начинать уже на этапе подготовки студентов к педагогической деятельности и тем более - на курсах повышения квалификации учителей. Использование театральных технологий способствует эффективности курсов повышения педагогической квалификации в активизации творческого подхода учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. Таким образом, социо-игровая «режиссура урока», благодаря своим уникальным возможностям в обеспечении необходимой гуманистической трансформации различных классно-урочных форм, в современных условиях является одним из перспективнейших вариантов развития прикладного направления гуманистической педагогики.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Букатов, Вячеслав Михайлович, Москва
1. Айзерман Л.С. Размышляя над прочитанным: Взгляд на преподавание лит. в средней школе.// Литература в школе,- 1999.-№2.- С.60-65.
2. Айзерман Л.С. Размышляя над прочитанным: Время разрушать ивремя строить.// Литература в школе.- 1999.- №7.- С.62-69.
3. Айзерман Л.С. Размышляя над прочитанным: Гармония и методика.// Литература в школе,- 2000,- №6.- С.61-64.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издат. дом Щ.Амонашвили, 1996.- 494 с.
5. Антопольская Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: Автореф. дис. . канд. психол. наук/ Институт молодежи,- 1995.- 21с.
6. Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность: (Размышления философа) // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — Нулевой номер: (окт.-дек.). — С. 4-26.
7. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению.- М.:1. Учпедгиз, 1959.- 268 с.
8. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебногопроцесса.- СПб,Аозт «Интерс», 1995,- 135 с.
9. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры: (Пособие к спецкурсу для студентов фак. дошк. педагогики и психологии пед. вузов и воспитателей) /Мурм. гос. пед. ин-т.- Мурманск: МГПИ, 1995.- 56 с.
10. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цититы; Образные выражения,- Изд. 4-е, доп.- М.: Художеств, лит., 1987,- 528 с.13