Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников"

На правах рукописи

КУРБАН-АДАМОВА Гулеймат Амирхангаджиевва

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБРАЗЦАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

5 ДЕК 2013

005542549

МАХАЧКАЛА - 2013

005542549

Работа выполнена на кафедре общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Раджабов Исмаил Магомедович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры

педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанского государственного педагогического университета Магомедов Абдурахман Магомедович;

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО Дагестанского государственного университета кафедры трудового права и основ правоведения Магомедов Давди Бадавиевич

Ведущая организация - ГУ ДПО «Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров»

Защита диссертации состоится «27» декабря 2013г. в 1200 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.05.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, Г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003. г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» www.dgpu.ru. 27 ноября 2013 г.

Автореферат разослан «27» ноября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ^

кандидат педагогических наук, ы

профессор Щ' Ш. А. Мирзоев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют серьезного переосмысления духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяются стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Большое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к культуре, в частности к произведениям искусства архитектуры— архитектурным памятникам. Безусловно, являются актуальными и вопросы благотворного влияния архитектурно-пространственной среды на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре с помощью наследия предков как фактора эстетического воспитания школьников, обогащения их внутреннего мира. Сказанное определяет необходимость дальнейшего исследования художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков, и прежде всего на историко-архитектурных образцах памятников культуры и искусства, в частности г. Дербента.

Историко-культурная ценность комплексного памятника «Древний Дербент» огромна, он включен в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу памятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Особую значимость для исследования составили теоретические положения А. П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, Н. Г. Чернышевского об эстетическом отношении искусства к действительности как основного источника художественного творчества. Видные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. В. Бакушинский, А. С. Макаренко тесно связывали эстетический потенциал личности, коллектива с достижением цели всестороннего развития ребенка.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение работ по проблемам развития обучения и воспитания детского творчества (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман и др.). Использование выводов, полученных этими авторами, позволило всесторонне проанализировать эстетическую сущность и своеобразие детского творчества как неотъемлемого ее компонента.

Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами по эстетическому воспитанию школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству (А. Д. Алехин, Г. В. Беда, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, М. М. Байрам-беков, Б.М. Неменский, С. П. Ломов, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, И. М. Раджабов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова).

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают:

• роль архитектурной среды в развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ (С. Ю. Бологова, И. Б. Ветрова, Д. М. Сыдыгалиев, В. А. Шпильченко);

• формирование мировоззрения, нравственно-патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного: отношения к наследию прошлого своей страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию (В. В. Алексеева, А. Ф. Гольдштейн, В. И. Плужников, Н. К. Гав-рюшин, Б. Т. Лихачев, А. В. Иконников, Е. В. Квятковский, Б. М. Неменский, А. М. Магомедов, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев, М. 3. Байранбеков).

Однако анализ деятельности школ показывает, что в педагогической литературе использовались лишь отдельные аспекты приобщения архитектуры как вида изобразительного искусства. Вопросы эстетического воспитания младших школьников на образцах архитектурных памятников остаются малоисследованными.

. Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к искусству архитектуры и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• потребностью современного общества в учителе, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на образцах архитектурных памятников;

• наличием научной теории, объясняющей процесс целенаправленного воздействия эстетического воспитания школьников, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного приобщения учащихся к образцам архитектурных памятников на практике;

• возможностями средств архитектуры в эстетическом воспитании школьников и их недостаточной реализацией в процессе учебной деятельности.

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема: выявить необходимые педагогические условия для повышения эффективности эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников.

Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников имеет педагогическое и социальное значение и сегодня приобретает теоретическую значимость, а также практическую актуальность. Эти положения и послужили определяющим фактором при выборе темы исследования «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников».

Объект исследования — процесс эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Предмет исследования - условия, средства, формы и методы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников в процессе учебной деятельности станет более эффективным если:

• выявить педагогическое значение архитектурных памятников в эстетическом воспитании школьников и определить их роль как средства активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

• развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы на усвоение эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников, отражающих как общественно-политическую, социальную, так и патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство народов Дагестана;

• учесть художественно-эстетическую ценность на образцах архитектурных памятников для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом эстетико-воспитательную функцию в развитии личности;

• изучать и анализировать особенности архитектурных памятников г. Дербента с учетом исторически сложившихся национальных художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной эстетической культуры, как оригинальный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные, эстетические и воспитательные функции.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ с оценкой современного состояния проблемы исследования, определить возможные перспективы ее развития в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников;

2) сформировать у детей эстетическое представление об архитектурных памятниках как хранилищах памяти о своем времени, акцентируя внимание на эстетическом восприятии архитектуры;

3) изучить этнокультурный исторический и эстетический опыт, национальные художественные традиции, разнообразие строений и архитектурных памятников г. Дербента, заложить основы понимания заинтересованного отношения учащихся в создании целостного художественного образа;

4) выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики архитектурных памятников от национальных художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в эстетическом воспитании социально-психологических, мировоззренческих и эстетических аспектов восприятия;

5) разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, а также средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Экспериментальная база исследования. Общеобразовательные учебные заведения, многопрофильная гимназия № 38, школа №1 г. Махачкалы, средняя школа № 19 г. Дербента, средняя школа № 6 г. Каспийска. Исследованием были охвачены 12 учителей изобразительного искусства, 250 учащихся 5-7 классов.

' Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2008-2009)в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнены проблемы, гипотезы, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний учащихся об архитектурных памятниках Дагестана, в частности г. Дербента, и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников.

На втором этапе (2009-2010) подготовлена научно-методическая и экспериментальная база исследования, проведены основные серии эксперимента. Выявлены наиболее важные педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников.

На третьем этапе (2010-2013) определены и научно обоснованы педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Методологическая основа исследования. Труды ведущих ученых, философов (В. К. Скатерщиков, Ю. Б. Бореев, М. С. Каган, В. И. Разумный), педагогов, психологов по проблеме переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника (Б. Т. Лихачев, А. Г. Асмолов, Ю. П. Зинченко, В. А. Су-хомлинский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Ванслов, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. С. Кузин), представляющие основу эстетического постижения окружающей действительности, базисные теоретические положения в искусствоведении, определяющие как художественную природу, так и духовную ценность, место искусства в культуре.

Теоретическая основа исследования:

1)идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш. А. Амонашвили, Н. И. Киященко, А. Т. Асмолов, А. А. Мелик-Пашаев, И. Я. Лернер, В. А. Су-хомлинский, М. Н. Скаткин и др.);

2) концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А.П. Тряпицына, В. В. Давыдов и др.);

3) обоснования использования произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, В.В. Краевский, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. А. Флерина, Т.Н. Доронина, Т.Я. Шпикалова, Г. Н. Новикова, И. М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, А. М. Магомедов);

4) исследования по вопросам изучения декоративно-прикладного искусства Дагестана дагестанских ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения (Д. М. Атаев, Н. Б. Бакланов, Г. Г. Газимагомедов, П. М. Дибиров, Б. А. Дрон, А. А. Иванов, Э. В. Кильчевская, М. М. Мамаев, С. А. Ханмагомедов, Э. М. Шиллинг);

5) по вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, содержание этнической педагогики, а также методические основы реализации народных художественных и эстетических традиций в воспитании детей, (В. Ф. Афанасьев, И. А. Богданова, 3. М. Магомедова, А. Л. Бугаева, П. Н. Магомедова, И. Я. Шоров, А. М. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджа-бов, О. К. Рашидов, Б. Б. Шейхова, И. Л. Арабов и др.).

Методы исследования. Анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической литературы по проблеме настоящего исследования; выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования архитектурных памятников в эстетическом воспитании и развитии личности школьников в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись); наблюдение за художественно-эстетической деятельностью учащихся; апробация методических рекомендаций и наглядных пособий; самоанализ результатов художественной деятельности учащихся в процессе приобщения к архитектурным памятникам.

Новизна исследования:

• изучены проблемы, раскрыты и дополнены теоретические положения и идеи о сущности эстетического воспитания школьников, освещенные в работах философов, психологов, педагогов, искусствоведов, в процессе художественно-педагогического образования школьников;

• разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути и средства эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников;

• разработана система занятий, серия наглядных пособий УМК, способствующих эстетическому воспитанию и образному восприятию реальных объектов и событий на образцах архитектурных памятников с учетом традиционных особенностей архитектурных сооружений г. Дербента;

• экспериментально проверена и доказана эффективность педагогических условий и средств эстетического воспитания школьников на основе изучения образцов архитектурных памятников;

• разработаны параметры, уровни и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в процессе их эстетического воспитания.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе определена и комплексно решена проблема эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента; использованы технологии по воспитанию эстетических чувств и убеждений, с учетом народных традиций; выявлены и научно обоснованы идеи эстетического воспитания в содержании национальной культуры; определены условия, формы и методы изучения архитектурных памятников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации и созданные условия обеспечивают реальную педагогическую основу для эстетического воспитания школьников, с использованием творческого потенциала архитектурных памятников в художественном образовании учащихся школ. Материалы исследования могут быть успешно использованы в различных регионах Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием как количественного, так и качественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формы и методы эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников (классные часы, встречи с архитекторами, уроки, беседы, экскурсии и т.д.).

2. Эстетический потенциал национальных архитектурных памятников, (абрис, силуэт и т.д.), как средство эстетического воспитания школьников.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников:

- выявление взаимосвязи архитектурно-художественных памятников с бытовым укладом, этнокультурными традициями в их историческом развитии;

- вовлечение школьников к творческому процессу эстетического восприятия архитектурно-художественных памятников в ходе экскурсий;

- определение связи педагогического потенциала памятников архитектуры с актуальными проблемами художественного воспитания и использование его в эстетическом воспитании школьников;

- освоение школьниками этнокультурной, исторической ценности разнообразных архитектурных памятников Дагестана.

4. Комплект учебно-методических пособий: «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников»; «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента»; «Планы и конспекты уроков для 5-7 классов общеобразовательных школ».

5. Критерии и уровни, позволяющие выявить эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к памятникам архитектуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в гг. Москва, Махачкала. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах № 1, 38, 11 г. Махачкалы, школе № 19 г. Дербента и школе № 6 г. Каспийска. С сообщениями и докладами автор выступал на ежегодных научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации ДИПКПК, а также через публикации в российской и республиканской педагогической печати. Издано учебное пособие «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников», а также разработаны и изданы планы конспекты уроков изобразительного искусства на примере образцов архитектурных памятников г. Дербента которые нашло широкое применение в классной и внеклассной работе учителей средних общеобразовательных школ по предметам эстетического цикла

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; характеризуется научный аппарат; выделены объект и предмет, цель и задачи, соответствующие гипотетическим положениям; описаны методологические, а также теоретические основы, использованные ранее методики и методы; сформулированы основные научные положения, обоснована их новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность.

В первой главе «Психолого-педагогический аналпз проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников» осуществляется комплексный методологический, психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников.

При этом памятники архитектуры несут в себе историю развития человечества, занимают и занимали во все времена важное место в духовном освоении действительности. Сегодня немаловажное значение придается знакомству и изучению архитектуры своего народа. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения памятников архитектуры способствует развитию их художественного и эстетического восприятия. Воспитательная ценность памятников архитектуры привлекает интерес в основном педагогов-гуманитариев, чья деятельность и способствует приобщению школьников к различным видам памятников архитектуры.

Важным теоретико-методическим, концептуальным положением, касающимся изучения искусства в школе, является тезис о гармоничном развитии в процессе преподавания ряда общих задач: а) духовно-эстетического обогащения; б) обучения умениям и навыкам, дающим возможность вовлекать детей в активную художественную творческую деятельность; в) развития творческих сил н способностей. Этой цели должны отвечать все программы по искусству, методические системы, материальное обеспечение учебного процесса, а также подготовка педагогических кадров.

Концептуальная позиция в решении рассматриваемой проблемы заключается в эстетическом воспитании школьников на образцах архитектурных памятников, которые выступают в качестве важного ориентира приобщении учащихся к национальной художественной культуре. Процесс восприятия архитектуры отличается от процессов восприятия других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, учащийся вступает в контакт с мыслями, чувствами ее автора, распознает, что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи.

Научить воспринимать индивид уже готовые продукты эстетической деятельности важно, но эта цель отнюдь не исчерпывает весь комплекс задач, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать главной задачей эстетического воспитания.

Поскольку сама основа эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений, то, прежде всего - это формирование творческого отношения человека к окружающей его действительности.

Среди целого ряда конкретных задач существует одна из важнейших, а именно - формирование эстетической потребности, которую вполне можно определить каким образом - потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. При этом надо обращать внимание на два важных компонента, таких как: 1) широта эстетической потребности, заключающаяся в способности личности эстетически относиться к наиболее большему кругу явлений окружающей действительности; 2) качество эстетической потребности, выявляемое на уровне художественного идеала и вкуса. Вышеперечисленные признаки можно вполне считать достаточными критериями воспитанности личности.

Значение эстетического воспитания в становлении личности бесспорно огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства, и в частности на образцах архитектурных памятников, - это подсистема реализации принципов целостной системы.

Во многом в силу своих специфических особенностей и возможностей архитектурные памятники создают особые условия для изучения и освоения молодым поколением культурного наследия народов. Они могут выступать важным фактором, своеобразным ориентиром в эстетическом воспитании школьников.

Архитектура - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. Архитектура Древней Руси была главным видом искусства, не уступающим по своему художественному содержанию лучшим шедеврам мировой архитектуры. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место.

Основательно, на века строились Новгородские церкви, которые выглядят приземистыми и особо подчёркнуто строгими внешними эстетическими образами. Внешний облик и образ соборов всегда отличался асимметрией форм, суровой простотой и строгостью. Те же особенности были характерны для внутреннего убранства храма, в не было мрамора, инкрустации и богатых мозаик. Вместо колонн, тройных арок в соборе повсеместно применили двух арочные пролёты, четырёх- и восьмигранные столбы, а своды и стены покрывались удивительными по цвету фресками.

Центром и самым крупным сооружением города Владимира, являлся Успенский собор, царивший над другими постройками города. Художественное воплощение достигалось с помощью других разнообразных архитектурных средств. В соборе больше динамики, движения, его купола представлены россыпью, а фасады богато украшены, так что удивительный по конструкции и красоте храм наглядно демонстрировал сказочное великолепие русских князей.

В развитие архитектуры большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Средней Азии -Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Монументальные здания в них

(крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи) возводились из обожженного кирпича с широким использованием в облицовке, так называемой, керамической резной мозаики (ансамбли Шахматы-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Четкая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или жилых зданий.

В процессе приобщения школьников к архитектурным памятникам, когда у них еще недостаточно полно сформировано представление об окружающей их действительности, необходимо учитывать психологические, индивидуальные особенности восприятия (наличие собственного отношения к образу) детьми окружающего мира. Чтобы художественная действительность, заключенная в предметном и природном мире, ожила и эффективно воздействовала на чувства детей, необходимо воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру.

В данной главе особо подчеркивается, что архитектуре разных эпох и разных стилевых направлений свойственны не только художественные, но и ярко выраженные конструктивные особенности, и это создает хорошие предпосылки для использования их творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников. Это собственно позволяет остановиться на сравнительном художественном и эстетическом анализе нескольких архитектурных памятников в отдельно взятых городах, в частности г. Дербента Республики Дагестан. В главе более подробно раскрывается культурный потенциал города Дербента - города-музея как своеобразный ориентир и как важный центр приобщения учащихся к национальной художественной культуре, поднимаются проблемы эстетического воспитания школьников в аспекте изучения образцов архитектурных памятников.

Во второй главе «Эмпирическое исследование эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе» рассматриваются содержание, условия и средства эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников в частности г. Дербента. Здесь особо подчеркивается, что процесс приобщения школьников к памятникам архитектуры, в частности г. Дербента, обусловлен прежде всего тем, что учащиеся познают окружающую реальность, предметность вещей с включением в нее память прошлого через памятники архитектуры.

Отбирая и подготавливая определенные темы уроков по изучению и познанию памятников архитектуры г. Дербента на уроках изобразительного искусства, учителю необходимо ставить перед учениками конкретные задачи, например, осознание того, что через познание своей национальной художественной культуры и искусства можно перейти к восприятию и изучению духовно-нравственных ценностей других народов; привитие учащимся интереса к памятникам архитектуры, а через них формирование интереса к истории, традициям, обычаям, культурным ценностям народа и др.

В данной главе предлагаются примерные методические направления эстетического воспитания школьников средствами приобщения к памятникам архитектуры г. Дербента. Также дается описание системы уроков изобразитель-

ного искусства по изучению образцов архитектурных памятников в аспекте эстетического воспитания школьников. В целях более эффективного развития у детей эстетического восприятия, формирования эстетических суждений и вкуса средствами архитектурных памятников полезно регулярно использовать в учебном процессе серию наглядных пособий. Они активизируют внимание, знания, жизненные наблюдения учащихся, способствуют эстетическому восприятию школьников средствами образцов памятников архитектуры.

В представленных планах-конспектах сформулированы цель и задачи каждого урока, конкретно излагается тема, план и ход проведения урока. При этом раскрывается основное содержание методики проведения урока-беседы с учетом возраста и уровня знаний учащихся. Помимо текстовой части в конспекте к отдельным частям урока-беседы предусмотрен иллюстративный материал. В контексте рассматриваемой проблемы представляются планы-конспекты уроков для учащихся 5-7 классов, которые в целом можно свести к изучению архитектурных памятников г. Дербента для эстетического воспитания школьников.

Представленные планы уроков изобразительного искусства окажут, благотворное влияние в деле эстетического воспитания школьников на примере архитектурных памятников г. Дербента.

Основная цель предлагаемого экспериментального исследования заключается во введении школьников в мир художественной культуры, в мир памятников истории, в расширении их интереса и знаний об искусстве архитектурных памятников. В подготовке, разработке и процессе экспериментального исследования для решения поставленной проблемы нами были использованы действующие подходы и принципы, предусмотренные программами по художественно-эстетическому циклу (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов, М. М. Байрамбеков, H.H. Ростовцев, И. М. Раджабов и др.).

Вместе с тем, нами были изучен и задействован передовой педагогический опыт работы учителей изобразительного искусства России и в частности Дагестана. Все это значительно обогатило нашу педагогическую деятельность в плане эстетического воспитания школьников по рассматриваемой проблеме.

Какие же задачи ставим мы в эксперименте? Прежде всего необходимо проверить методы реализации эффективности педагогических условий и средств в приобщении к искусству архитектуры на основе использования педагогического потенциала памятников архитектуры г. Дербента. Далее мы выявляем, разрабатываем и экспериментально проверяем педагогические условия и средства эстетического воспитания школьников на образцах памятников архитектуры г. Дербента.

Экспериментально исследование проходило в три этапа.

На первом этапе, в ходе теоретического анализа психолого- педагогической и методической литературы, был выявлен начальный уровень знаний школьников о памятниках архитектуры вообще и в частности г. Дербента. Также необходима была информация об общем уровне знаний художественной культуры, истории и искусства учащихся. Здесь же были определены основные пути поиска.

На втором этапе, после подготовки научно-методической и экспериментальной базы исследования, были проведены основные части эксперимента, в которых выявились наиболее важные условия и средства, способствующие эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента.

Третий этап заключался в определении и научном обосновании условий, средств и системы педагогических воздействий в целях приобщения школьников к эстетическим памятникам архитектуры г. Дербента. Здесь же обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Необходимо отметить, что важной стороной опытно-экспериментальной работы мы считаем определение и включение в содержание уроков художественно-эстетического цикла педагогических условий и системы уроков по изучению и познанию эстетических ценностей архитектуры вообще и архитектурных памятников г. Дербента в частности.

Целью констатирующего эксперимента, который был проведен в 5-7 классах общеобразовательных школ № 1 и 38 г. Махачкалы СШ №6 г. Каспийска, а также № 19 г. Дербента на базе памятников архитектуры г. Дербента, являлось определение роли и значения этих памятников в эстетическом воспитании школьников. Было проведено наблюдение и опрошено 250 учащихся. В констатирующем эксперименте им предлагался ряд практических заданий в целях определения уровня знаний, выявления понимания учащимся утилитарного назначения и эстетического значения памятников архитектуры г. Дербента.

Для наглядной демонстрации на занятиях были представлены различные экспонаты, такие, как архитектурные предметы, капители, несколько видов рельефов, подчеркивавших специфику и характер данного вида искусства. Объяснялось это нашим стремлением к тому, чтобы школьники изучали и анализировали стилистическое различие архитектурных творений, обращая свое внимание на то, что в каждую эпоху, в каждой стране уровень развития общества определял специфические черты архитектуры. Тем самым выявлялся общий уровень эстетических знаний и интерес школьников к рассматриваемой проблеме.

Сформированность общего реального уровня эстетических знаний и проявление интереса к искусству архитектуры в процессе приобщения школьников к памятникам архитектуры г. Дербента рассматривалась с позиции трехуровневого подхода, а именно низкого, среднего и высокого уровня

Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса школьников к искусству архитектуры.

Средний уровень готовности соответствует наличию у школьников заметного интереса к памятникам архитектуры.

Высокий уровень исследуемого параметра представляет собой осознание интереса школьниками к культурным ценностям, способностью школьников к восприятию истории архитектуры на примере памятников архитектуры. Для объективной оценки работ учащихся были разработаны определенные параметры и критерии, которые позволяют выявить наиболее полную картину

усвоения знаний, а также художественных национальных традиций. Предлагаем эти критерии: Наличие интереса к памятникам архитектуры, Уровень художественно-эстетической подготовленности учащихся. Развитие интереса и способность к восприятию и приобщению к искусству архитектуры, Понимание эстетических национальных особенностей памятников архитектуры г. Дербента. Оценка в познании образцов архитектурных памятников г. Дербента

Анализ результатов эксперимента в диссертационном исследовании позволил нам выявить достаточно полную картину эстетического восприятия и оценки школьниками памятников архитектуры г. Дербента, а также уровень их эстетического воспитания, совокупности всех критериев и уровней контрольных и экспериментальных классов и определить следующие закономерности.

В учебном процессе мы ставили основную задачу — научить школьников активно ощущать и воспринимать предметный мир и эстетику архитектурных творений, чтобы они могли воспринимать дать анализ и оценку архитектурным произведениям, их эстетике. Основным критерием художественно-эстетической оценки архитектурных памятников является, прежде всего, эстетическое восприятие формы памятников с их функциональным значением, художественно-образная выразительность, умение также эстетически осмыслить предметный мир.

При проведении педагогического эксперимента в контрольных, экспериментальных классах принципы, формы и методы эстетического воспитания были в основном одинаковы: количество изучаемых тем, основные виды учебных занятий по изобразительному искусству, число практических работ, выполняемых учащимися контрольных и экспериментальных классов. Исключение составляли лишь условия и средства системы занятий, включенные в экспериментальное обучение, - специально разработанное учебное наглядное оборудование урока, а также для беседы на уроках ИЗО.

В результате проведения формирующего эксперимента удалось выявить наиболее полную картину проявления интереса учащихся к искусству архитектуры, определить их способность к восприятию и изучению эстетики памятников архитектуры г. Дербента, а также установить общий уровень сформированное™ художественных эстетических знаний в процессе практического рисования на уроках изобразительного искусства.

Результаты анализа практических работ, как контрольных, так и экспериментальных классов, до и после проведения обучающего эксперимента, наглядно показывают, что учащиеся экспериментальных классов значительно превзошли учащихся контрольных классов по всем предложенным нами критериям, а также в проявлении осознанного интереса к образцам архитектурных памятников, что выявляет положительную тенденцию к применению разработанной нами системы занятий как показателя эстетического воспитания школьников.

Таблица 1

Восприятие архитектурных памятников школьниками, приобщение учащихся к искусству архитектуры на примере памятников г. Дербента _в средней школе № 1 г. Махачкалы__

Класс В начале В конце

5 (ЭГ) 22 учащихся 8 19

5 (КГ) 24 учащихся 9 23

б (ЭГ) 21 учащийся и 20

6 (КГ) 20 учащихся 9 20

7 (ЭГ) 32 учащихся 12 31

7 (КГ) 35 учащихся 11 33

Таблш/а 2

Восприятие архитектурных памятников школьниками, приобщение учащихся к искусству архитектуры на примере памятников г. Дербента в

средней школе № 38 г. Махачкалы

Класс В начале В конце

5 (ЭГ) 32 учащихся 16 30

5 (КГ) 32 учащихся 19 28

6 (ЭГ) 34учащихся 12 33

6 (КГ) 37учащихся 18 35

7 (ЭГ) 34 учащихся 13 33

7 (КГ) 35 учащихся 14 34

Таблица 3

Восприятие архитектурных памятников школьниками, приобщение учащихся к искусству архитектуры на примере памятников г. Дербента _ в средней школе № 19 г. Дербента_

Класс В начале В конце

5 (ЭГ) 21 учащийся 7 21

5 (КГ) 22 учащихся 8 22

6 (ЭГ) 21 учащийся 12 20

6 (КГ) 20учащихся 8 20

7 (ЭГ) 22 учащихся 11 21

7 (КГ) 25 учащихся 10 24

Таблица 4

Восприятие архитектурных памятников школьниками, приобщение учащихся к искусству архитектуры на примере памятников г. Дербента _в средней школе № 6 г. Каспийска__

Классы В начале В конце

5 (ЭГ) 20учащихся 11 19

5 (КГ) 20учащихся 9 21

6 (ЭГ) 22учащшся 11 20

б (КГ) 20учащихся 9 19

7 (ЭГ) 21учащихся 10 20

7 (КГ) 23учащихся 11 21

Таблица 5

Динамика развития эстетического воспитания школьников

Признак развития 5 кл. 5 кл. 6 кл. 6 кл. 7 кл. 7 кл.

начало конец начало конец начало Конец

Наличие интереса к памятникам архитектуры 30 87 29 86 31 91

Уровень художественно-эстетической подготовленности учащихся 28 86 31 92 32 89

Развитие интереса и способность к восприятию и приобщению к искусству архитектуры 24 84 26 87 23 91

Понимание эстетических национальных особенностей памятников архитектуры г. Дербента 11 71 12 83 14 85

Оценка в познании образцов архитектурных памятников г. Дербента 14 84 16 86 15 90

Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что наблюдаются значительные положительные тенденции в развитии эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников, что такой вывод, сделанный в работе, является новым и выявляет специфику авторской концепции и позиции реализации данной проблемы в современном образовательном процессе.

В заключении диссертации сформулированы следующие выводы:

1. В настоящее время актуально значимо воспитание у учащихся национального самосознания, привития, способности воспринимать культурно-историческое и художественно-творческое наследие человечества с использованием устоявшихся эстетических традиций наследия прошлого, постоянном изучении культуры и искусства настоящего. Этому может способствовать внедрение в дисциплины художественно-эстетического цикла разработанные нами условия и средства эстетического воспитания школьников средствами образцов архитектурных памятников Республики Дагестан.

2. Архитектурные памятники в частности г. Дербента, несущие в себе педагогический эстетический потенциал, в силу своих специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия школьников, создают особые условия для изучения культурно-исторического наследия и эстетического воспитания школьников.

3. В практической, экспериментальной части диссертационного исследования установлено, что педагогу в большей степени следует уделять внимание объяснению, приобщению и познанию школьниками художественно-эстетической ценности архитектурных памятников г. Дербента, определению

критериев, уровней выявления знаний и интереса школьников к этим памятникам.

4. Диссертационное исследование подтвердило эффективность педагогических условий и системы занятий, способствующих эстетическому воспитанию с помощью памятников архитектуры г. Дербента как важного и эффективного направления на пути развития художественно-педагогического образования эстетического воспитания школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных эстетических знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к архитектурным памятникам г. Дербента.

5. Созданные педагогические условия и разработанные системы занятий приобщения учащихся к архитектурным памятникам г. Дербента в процессе обучения изобразительному искусству, несомненно, обогатят их внутренний мир, интеллектуальный, духовный потенциал, а также дадут стимул к самостоятельному творчеству.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников в процессе учебной деятельности станет более эффективным если:

• выявить педагогическое значение архитектурных памятников в эстетическом воспитании школьников и определить их роль как средства активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

• развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы на усвоение эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников, отражающих как общественно-политическую, социальную, так и патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство народов Дагестана;

• учесть художественно-эстетическую ценность на образцах архитектурных памятников для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом эстетико-воспитательную функцию в развитии личности;

• изучать и анализировать особенности архитектурных памятников г. Дербента с учетом исторически сложившихся национальных художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной эстетической культуры, как оригинальный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные, эстетические и воспитательные функции.

Исследование показало, что у школьников при целенаправленном использовании педагогического потенциала архитектурных памятников достаточно быстро повышается эффективность эстетического воспитания школьников. Динамика показателей сформированности эстетического воспитания школьников явилась своеобразным индикатором эффективности педагогических условий и средств по их формированию.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении эстетического воспитания школьников средствами образцов архитектурных па-

мятников, поставленные проблемы требуют дальнейшей разработки и дифференциации. Мы полагаем, что предметом дальнейшего исследования может стать изучение эстетического воспитания школьников на примере историко-культурных традиций и обычаев народов Дагестана, подготовка к процессу эстетического воспитания школьников средствами творческого наследия предков.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Курбан-Адамова Г.А., Радзкабов И.М. Проблемы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников Дагестана. [Текст] // Наука и школа. 2012.- № 4.- С. 160-162 (0,18 п. л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ.)

2. Курбан-Адамова Г.А. Архитектура как средство эстетического воспитания школьников. [Текст] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 4. - Махачкала, 2011. - С. 96-98 (0,1 п. л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ.)

3. Курбан-Адамова Г.А. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения архитектурных памятников Дербента. [Текст] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 1. - Махачкала, 2012.- С. 42-44 (0,1 п. л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ.)

4. Курбан-Адамова Г.А. Эстетическое воспитание младших школьников на образцах памятников архитектуры .[Текст] // Гуманизация художественно-педагогического образования: региональный подход. К 15-летию научной школы профессора Раджабова И. М. - Махачкала, 2010. - С. 227-229 (0,1 п. л.).

5. Раджабов И.М., Курбан-Адамова Г.А. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников: Учеб. пособие. [Текст]. -Махачкала: ДГПУ, 2012. - 48 с. (3 п. л.).

6. Курбан-Адамова Г.А. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента, планы и конспекты уроков для 5-7 классов общеобразовательных школ: Учеб. пособие. [Текст]. - Махачкала: ДГПУ, 2013.-35 с. (2 п. л.).

7. Курбан-Адамова Г.А. Приобщения учащихся школ к художественно-эстетической культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента [Текст] // IV Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» - Челябинск, 2013 г. - С. 36-41

Подписано в печать 25.11.2013г. Формат 60x84]/! б- Печать ризографная. Бумага офсетная.

Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1. Тираж 100 экз. <~ /

vJaph

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. 367000, РД, г.Махачкала, ул. С.Стальского 50 Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164 E-mail: alefgraf@mail.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна, Махачкала

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи 04201454354 ^^

Курбан-Адамова Гулеймат Амирхангаджиевна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБРАЗЦАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -

доктор педагогических наук, профессор Раджабов И.М.

МАХАЧКАЛА - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..............................13

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического

воспитания школьников в процессе приобщения к образцам

архитектурных памятников ....................................................................13

1.2. Проблемы эстетического воспитания школьников в аспекте изучения образцов архитектурных памятников..........................................................32

1.3. Дербент - город-музей как центр приобщения учащихся к национально-художественной культуре.......................................................................51

Выводы по первой главе..............................................................................65

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ......................................68

2.1. Содержание, условия и средства эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников ........68

2.2. Системы уроков ИЗО по изучению образцов архитектурных памятников г. Дербента в аспекте эстетического воспитания школьников............84

2.3. Анализ эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе.............................120

Выводы по второй главе...........................................................................141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

144 147

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют серьезного переосмысления духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Особое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к архитектурным памятникам, произведениям искусства архитектуры, благотворного влияния архитектурно- пространственной среды на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национально-художественной культуре с помощью наследия предков, как фактора эстетического воспитания школьников обогащения его внутреннего мира. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков и, прежде всего, на историко-архитектурных образцах памятников г. Дербента.

Историко-культурная ценность комплексного памятника «Древний Дербент» огромна, он включён в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу па-

мятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Особую значимость для исследования составили теоретические положения А.П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, J1.H. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, Н.Г. Чернышевского об эстетических отношениях искусства к действительности как основного источника художественного творчества. Видные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, A.B. Бакушинский, A.C. Макаренко тесно связывали эстетический потенциал личности, коллектива с достижением целей всестороннего развития ребенка.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение работ по проблемам развития детского творчества JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина и др. Использование результатов, полученных этими авторами, позволило всесторонне проанализировать эстетическую сущность и своеобразие детского творчества, как необходимого компонента.

Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А.Д. Алехиным, Г.В. Бедой, B.C. Кузиным, Т.С. Комаровой, М.М. Байрамбековым, Б.Н. Неменским, С.П. Ломовым, Е.Е. Рожковой, H.H. Ростовцевым, И.М. Раджабовым, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой.

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают:

• роль архитектурной среды в развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ (С.Ю. Болотова, И.Б. Ветрова, Д.М. Сыдыгалив, В.А. Шпильченко);

• формирование мировоззрения, нравственно-патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного отношения к наследию прошлого

своей стран, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию (В.В. Алексеева, А.Ф. Гольдштейн, В.И. Плужников, Н.К. Гаврюшин, Б.Т. Лихачев, A.B. Иконников, Е.В. Квятковский, Б.М. Неменский, A.M. Магомедовым, Ш. А. Мирзоевым).

Однако анализ деятельности школ показывает, что в педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты использования архитектуры, как вида изобразительного искусства. Остаются малоисследованными вопросы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников. Характеризуя состояние изученности вопросов эстетического воспитания применительно к учащимся школ, приходится констатировать, что в исследованиях разных авторов затрагиваются только отдельные аспекты обозначенной проблемы.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их на образцах архитектурных памятников и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• потребностью современного общества в учителе способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на образцах архитектурных памятников;

• наличием научной теории, объясняющей процесс целенаправленного воздействия эстетического воспитания школьников, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного приобщения учащихся к образцам архитектурных памятников;

• возможностям средств архитектуры в эстетическом воспитании школьников и их недостаточной реализацией в процессе учебной деятельности.

С учетом указанных противоречие была сформулирована проблема: выявить педагогические условия и средства повышения эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников

Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников имеет педагогическое социальное значение и сегодня приобретает теоретическую значимость, а также практическую актуальность. Эти положения и послужили определяющим фактором при выборе темы исследования «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Предмет исследования - условия, средств формы и методы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников в процессе учебной деятельности станет более эффективным и содержательным, если:

• выявить педагогическое значение архитектурных памятников в эстетическом воспитании школьников и определить их роль, как средства активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

• развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы на усвоение эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников Дербента, отражающих как общественно-политическую, социальную, так и патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство народов Дагестана;

• учесть художественно-эстетическую ценность на образцах архитектурных памятников для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, при этом осуществляя эстетико-воспитательную функцию в развитии личности;

• изучать и анализировать особенности архитектурных памятников Дербента с учетом исторически сложившихся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной эстетической культуры, как оригинальный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные, эстетические воспитательные функции.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ с оценкой современного состояния проблемы исследования, определить возможные перспективы ее развития в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников;

2. Сформировать у детей представление об образцах архитектурных памятников как хранилище памяти о своем времени, активизируя внимание к восприятию архитектуры;

3. Изучить этнокультурный и исторический опыт, национально-художественные традиции разнообразие строений и архитектурных памятников г. Дербента, заложить основы понимания заинтересованного отношения учащихся в создании целостного художественного образа;

4. Выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики архитектурных памятников от национально- художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в воспитании социально-психологических, мировоззренческих и эстетических аспектов восприятия.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, а также средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Экспериментальная база исследования - общеобразовательные учебные заведения, средние школы № 1 и № 38 г. Махачкала, средняя школа № 19 г. Дербента, средняя школа № 6 г. Каспийска. Исследованием были охвачены 12 учителей изобразительного искусства, 250 учащихся 5 -7 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2008 - 2009 гг.), применяя теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнялись проблемы, гипотезы, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлялся начальный уровень знаний учащихся об архитектурных памятниках Дагестана в частности, г. Дербента, и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников.

На втором этапе (2009 - 2010 гг.) в ходе подготовки научно-методической и экспериментальной базы исследования, проведены основные серии эксперимента. Выявлялись наиболее важные педагогические условия, способствовавшие эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников.

На третьем этапе (2010 - 2013 гг.) определены и научно обоснованы педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (Ю.Б. Бореев, В.К. Скатерщиков, В.И. Разумный, М.С. Каган), педагогов, психологов посвященных проблемам переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (Б.Т. Лихачев, А.Г. Асмолов, Ю.П. Зинченко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Ванслов, A.C. Макаренко, Б.Н. Неменский, B.C. Кузин), представляющие основу эстетического постижения окружающей действительности, базисные теоретические положения в искусствоведении, определяющие как

художественную природу, так и духовную ценность, место искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили:

1. Идея гуманитаризации и гуманизации образования (Ш.А. Амона-швили, Н.И. Киященко, А.Т. Асмолов, A.A. Мелик-Пашаев, И .Я. Лернер, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин и др.);

2. Концепция развивающего обучения (Л.С. Выгодский, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.П. Тряпицына, В.В. Давыдов и др.);

3. Обоснования использования произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании в работах Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, А.Н. Леонтьева, В.В. Краевского, Н.П. Са-кулиной, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Т.Н. Дорониной, Т.Я. Шпикало-вой, Г.Н. Новиковой, И.М. Раджабова, М.М. Байрамбекова, A.M. Магоме-дова;

4. Вопросы изучения декоративно прикладного искусства Дагестана ставили в своих исследованиях такие дагестанские ученные в области археологии, этнографии, искусствоведения, как Д.М. Атаев, Н.Б. Бакланов, Г.Г. Газимагомедов, П.М. Дибиров, Б.А. Дрон, A.A. Иванов, Э.В. Кильчев-ская, М.М. Мамаев, С.А. Ханмагомедов, Э.М. Шилинг.

5. По вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, содержание этнической педагогики, а также методические основы реализации народных художественных и- эстетических традиций в воспитании детей, использованы труды следующих ученых: В.Ф. Афанасьев, И.А. Богданова, З.М. Магомедова, А.Л. Бугаева, П.Н. Магомедова, И.Я. Шоров, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, O.K. Рашидов, Б.Б. Шейхова, И.Л. Арабов и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой литературы по проблеме настоящего исследования; выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования архитектурных памятников в эстетическом воспитании и

развитии личности школьников в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись); наблюдение за художественно-эстетической деятельностью учащихся; апробация методических рекомендаций и наглядных пособий; самоанализ результатов художественной деятельности учащихся в процессе приобщения к архитектурным памятникам.

Новизна исследования:

• изучены проблемы, раскрыты и дополнены теоретические положения, идеи о сущности эстетического воспитания школьников, освещенные в работах философов, психологов, педагогов, искусствоведов в процессе художественно-педагогического образования школьников;

• разработаны и определено содержание, условия, оптимальные пути и средства эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников

• разработана система занятий, серия наглядных пособий УМК, способствующих эстетическому воспитанию и образному восприятию реальных объектов и событий на образцах архитектурных памятников с учетом традиционных особенностей архитектурных сооружений г. Дербента;

• экспериментально проверена и доказана эффективность педагогических условий и средств эстетического воспитания школьников на основе изучении образцов архитектурных памятников;

• разработаны параметры, уровни и критерии, которые позволили выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в процессе их эстетического воспитания.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что здесь определена и комплексно решена проблема эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента; использованы технологии по воспитанию эстетических чувств и убеждений, с учетом народных традиций; выявлена и научно обоснована идея эстетиче-

ского воспитания в содержании национальной культуры; определены условия, формы и методы изучения архитектурных памятников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации и созданные условия, которые создают реальную педагогическую основу для эстетического воспитания школьников, сочетаются с использованием творческого пот