Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе внеклассного изучения памятников архитектуры Узбекистана

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе внеклассного изучения памятников архитектуры Узбекистана», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ли, Александр Игнатьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе внеклассного изучения памятников архитектуры Узбекистана"

рV б оа

г 3 01П '$>5

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ ИМЕНИ НИЗАМИ

На правах рукописи УДК 371.036

ЛИ АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ УЗБЕКИСТАНА

Специальность 13.00.01 — теория и история педагогики

Авт ореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ташкент — 1995 г.

Работа выполнена в Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент А. И. ИНОГАМ.ОВ

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор С. К. АННАМУРА-ТОВА,

кандидат философских наук, доцент М. Г. ИНОЗЕМЦЕВА

Ведущая организация:

Ташкентский государственный университет

Защита состоится « 7 » <;,-'/V -л/ 1995 г.

/Г) ----—*—:——--

« /¿у »час. на заседании специализированного совета

Д 113,18.22 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Ташкентском ордена Дружбы народов государственном ¡педагогическом институте им. Низами по адресу: 700100, »г. Ташкент, ул. Глинки, 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГПИ им. Низами.

Автореферат разослан « » я?/.',''« 1995 г.

Ученый секретарь специализированного совета, ^ доктор философских наук,

профессор КУ Б. ТУХЛ И ЕВ

ОБЩЯ ХАРЛКТЗШСТШСЛ РЛНШ

Актуальность исследования. Приобщение. пол[ясгажогс> поколения к духовно-эстетическш, материально-историческим ценностям лульту-ры приобретает ococioe значение. Сегодня чрезвнчайно нужно '•познание ... древних культурных ценностей", "ocjokhoo отпоие.чло к К^'.чь-турногцу насилию", "внимание ... самобытности национально;! культуры".^- Поэтов гонценцил соБ1х:меннон обпеобгазовительной ukoj.u выдвигает требование усилить роль историко-культурного наследии и эос-питании учащихся. ■

Велика роль архитектур в эстетическом нос питании июлышноп. особенно, если ото - национально-культурноедостояние, представляющее общечеловеческую ценность. ~

Так, архитектурное наследие узбекского народа, богатое по содержанию и разнообразное по нормам, несет d себп. неисчорпаамно возможности духовно-эстотичоского обогащения нодидстапцего поколения.

В процессе эстетического воспитания ^едстшйш' архитектур вирабатываетсл ориентация учащихся в мире архитекту рно-ху док ост-венных цепное тиЛ в соответствии с прсдстаалоипн:.-.! об их характере, слоившимися в том обиостие и на современном атане; распаяется общий худоноственныи кругозор; оэвершпетдуется эстетическая культура, способность к эстетическому- созерцан;:.о, худогоственно-эсто-тичесюму оэ с Приятию-анализу, эстетическил я кус; филируется потребность в творческом сашвцраипши. ü эститичсскж воспитанием сопрягается нравственное ар с питание - патрдат1лёсгс>е, интернациональное,-национально-патриотическое - аэопигание национально:'! гордости; национгшьпого самосознания.

Такая работа чрезвычайно ва;.:на а определенным образом 'проводится в инолах. Однаш научно-,'иегод"чеокие аспекты пробле.-л недостаточно разработан», имеющийся опит.не нод/чнл достаточного ос-воксиия в педагогической .nimjfaryjie.

Нензторяч основа длч pe,.oii:i" позблеми затокела в трупах i«oc-епков пе;;а гогнкн - йлонстго ii.II., Макаре;;;« A.C., Су::0-'!лт:с!;01,° D.A., йлцшго С.Т.; в (Тй.здсоч-сто-яачагогпч--с:{.тс рибогал. ihpeea 1\Е., I-brana ¡":.С., ГаяугноРо В.Л. п др.; в .т^учно-педагоппеских иеолв-допагиях Кпятковского Е.З., Лихачева И.Т., Йеменского K.M. и др.

I. Каримов П. Л. Узбекистан - срой дуть оП'.олле.чня и прогресса. -Ташкент: Узбекистан, I9S2. - С. 18-19, 67.

К теории эстетического ¡-ицпяташм шшльников обращаются Гончаров И.Ф., ЛюбинскиК И.Л., Скатарв'лков В.К. Теоретяческие разработка взаимодействия различных ендов искусства на личность школьников находил в работах Болов и ча U.K., Толстпх В. И. Роль художественно-остетического наследия в эстетическом юс питании рассматривают . ЕогачеваИ. А., Васильева Т.Л., Давыдова Л.И., Королев В.В., Круг-лов A.B., ЛаЕрова U.U., Леонова Е. В., Фролов Э.Д., -Чернышев Ю.Г., Яшвенко Э.В. и др. Учитодя-Ирактяки вносят определенней вклад в. :!,'0"3!оч.:етод1]чес;^!с аспекты освоения историко-культурного наследуя учикуипся (Еалтабпева С.¡Л., Воеводина Л.П., Геозалян JI.C., /юрда-тонов Э., Дзглкил-Л.Л., Кара ел Г.С.,-Кузнецова Л.11., Ло^туа В.В., Маг.здназаров !,!., Матудайтеле С. П., йкртчан А. Iii., Рачкаускас К. И., Садыгов U.A., Вшшенв Б.В., Эфецдпев А.Н.). Значительное слово в педагоги^ эстетичесгого воспитания и несли учение Востока. Ценные .числи то о то 1-7 поводу находим в трудах Фараби, Беру ни, ябн Сино, Навои, Фурката, Хамзи, Гуляма, Аибека. Определенный вклад в разработку теории истетичесгого воспитания средствами искусства внесли философа Узбекистана - ¿ернухалюдоя С., Ну ¡матов Н.; учеше-педа-гогя ¿uu№VIusoEa Ü., Файзудкииа С.; в раз]>аботку проблемы эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, архитектур - Абдуллаев- Н., Иногашв Н., Касимов. К., Сулайманов А. Исследована проблема использования памятников архитектуры и язоб- . разительного иокусства при .обучении узбекской литературе (Суюное Н.,1. Некоторое, вопросы культура во взаимосвязи с архитектурными памятниками Узбеки erara исследуются в трудах Булатова М., Нугаченковой Г., Ремпеля Л. Архитектура как вяд искусства с-его историей рассматривается .в - трудах* Асадова А., Билярова М., Mayapa tó., Соболева И., Шишкина В., Щуази 0. Основы зодчества - в трудах Аль-Фараби, Абул-Ва«|Ш1 Дуадханя, Абу Аля íión Сшш я др.

. Велика роль памятников древнего зодчества в воспитании учащихся, тем более л настоящее время, когда культурное наследие народа становится его особенной национальной гордостью. Однако анализ состояния проблемы в практике школ показал: поспитательный потенциал данного искусств а используется недостаточно; приобщение учащихся к яаштгакш Востока, Средней Азия, Узбекистана носят случайный иля несистемный, а в ряде случаев и поверхностный характер; отсутствуют, как теоретические,-так и практические материалы, лрограммы, пособия по изучению архитектур как вида искусства,

рекомендация по эстетичестоцу воспитанию игольников л о том про-' цессе. .

С одной стороны, признанно за'данным искусством больших лоз-,; мояностей в эстетическом ' воспитания детей; с другой - -отсутстяпе необходимых, методических материалов, что "торггозит полноценное тетическоз и всестороннее воспитание иголышков, в то время, как Узбекистан чрезвычайно богат н а*; и о I ¡а ль но -а рх и т е кту р! а <• ми ценностями. яшийщимяся и то же время мировыми шелевраш древнего зодчества. Велико культурно-историческое в художественно-эстетическое значение древней ..архитектуры Узбекистана, поскольку она - зергл-ло истории узбекского народа, жизни го[одоя. сел,..истории религии , и яс!</сства, показатель художественных иды! . образов и <?орсд 'в'их« историческом развитии.

Социально-общеетвен/ше тх«бован]Я, недостаточность тоороти-. ческой разработанности проблемы при ванное ги ее 'нрлгтичасгаго ре'- .'. иения.во внеклассной работе школы, особенно со етараокдассшшаки,-определили теку исследования - "Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе внеклассного изучения памш'.икос архитектуры Узбекистана"..

Объект исследования: эстетическое воспитание ста;аеклассии-ков а процессе внеклассного изучэнш памятников архитектуры Узбо- 7 кис тана.-' ' • .:

Предает исследования; Система эстетического воспитания ста;*- ' шеклассников во внеклассной работе го изучению архитектурах памятников Узбекистгш (Самарканда) 1 • :

Цель исследования; нцучно обосновать, спетой эстетичесюго воспитания-сгарозклассников в процесс^'внеклассного изучения памятников архитектур Узбекистана (на Призере ар<итеюурних памят- , 1ШК0В Cai.rapivair.n3). . . ' '

. , Гипотеза исследования. Намеченный уровень эстетического воспитания - остотичеокос сознание старлемасеюжов, прежде всего их . эстетическое отношение к памятникам архитектур; Узбекистана достигается на основе:

' - научно обоснованно.'! с.чстеги, реализуема! ь педагогическом процессе, основ ниш; ¡оппонентами готорого являются: эмоционально-, психологячески;: настрой» бргандаациошю-устшюррчшщ , познавательный, практически-аналягяпссюйтвортески-огракательпьй, социаль-но-нракгически:!;.непосредственного обцения с памятниками архитектурное учетом: современных 'задач эстетичного ¿оснитангл; со-

с

цаолышх требований к личности шюлышка; психологических особенностей дойного возраста; индивидуально-психологических характеристик учащихся; специфики". кружковых занятии; специфики особенностей и воспитательных .}.ушций щкитектури, ео восприятия - анализа и эстетической оценки; миопшх условий; исключительной художественно-асттаичиской и нравственной ценности архитектурных памятников Узбекистана , их национально-исторической и общечеловеческой ценности; привлечения педколлектива, родителей, общественности и союза архитекторов.

Зшо'ш исследования:

1, Изучить состожше щюбломы в тоории и практике школ.

2, Выявить возможности на/кка да изучению архитектуры, в частности, памятников зодчества в эстотическом воспитании старшеклассников.

3, Определить педагогические основы проблемы.

4, Разработать и экспериментально проверить систему эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассного изучения. памятников архитектур Узбекистану.

. Методологическая основа исследования: педагогические идол мыслителей Востока; филосо<£ско-теоретические положения о воспитании личности, роли в этом теории познания, художественного отражения действительности; государственные документы по вопросам эстетического воспитания; основные Положения по проблеме исследова-1шя в современной философии, эстетике, искусствоведении, психологии, педагогике.

Методы исследования. Изучение: методологических источников, философсга-эстетических и Искусствоведческих работ, истории Узбекистана, нцучно-педагогических исследований, психологической, педагогическое! я методич ее мой литературы, программ и учебников; теоретический анажз проблемы па основе изучения вишеу казашшх источников: изучение, анализ и обобщение педагогичесдаго опыта; педагогическое наблюдение. опрос. беседа, анкетирование (учителей и учащихся); эксперимент: изучение, анализ результатов, опенка уровня эстетнчосюго воспитания старшеклассников; сравнение, со-постацление и обобщение итогов исследования в юнтрольиых и экспериментальных параллелях; соотношение и анализ теоретических положений исследования с его фактическими результатами; метода математической статистики.

Научная новизна исследования заключается д лдучгют обосле-ла-нлл слетели эстетического воспитания стар-егаассников о провесов внеклассного (крушсового) изучения древней'архитектуры; гкяглонлл лозиошэстей данного крукка л эстетическом воспитании старь ;еклас-сшпюв; в над чнсм обосновании содерпаплл V :;о;м, ¡.¡с годов л с;о..Х!Тв, общепедагогяческлх л юнкретно-методических рекомендации ш соло;>-¿енствованлю эстетического воспитания стараоктассилков в лроцессо внеклассного изучения памятников зодчества Узбекистана.

Теоретическая значимость исслздования - в ра работке ;срптори ев л спсте.М! эстетического воспитания старшеклассников в йгоцес-со внеклассного (кругового) изучения архитектурная памятников; требована;: к содерг.ашот эстетичесюго воспитания в дангом щхз'цос-се, к программе, содередтелыю/^у пат органу, отбору произведен;]!! _ . архитектуры для их восприятия л анализа, и аналитическому изучении архл-'екгу ршх памятников; оодсргл!'.лю л мстодкке за;лтля.

Практическая ценность последовать заключается в разработке программы круика "Архитектура как вид искусства", методических разработках, рокомондацлях по совершенствованию эстетического гоо-литанля учащийся старинх классов икол /збекле тага в процессе внеклассного (кр/гжового) изучения архитектурах шмя танков Узбекпс-тша, гагохие Ш1ут бить легодьзоваш но только во. внеклассной работе, по л в учебной практике в процессе эстетичесюго воспитания л образовании старпеюгасснлков обцеобразозатзлышх школ, а такг.о в шолах искусств п со внеоколышх учреждениях (¡з кругжах по изучению архлте:пу{в).

.'<1ате.рнали исследования /агут бить лс пользой ащ в чтении лекций студента;.: ледагогэтеских вузов, ¡.'а ¡зр-сих усовериснс тлсвалня учителей. ... "

На заллту выносятся следу .утде попроси:

1. .Содер;:лл:.о, система Сарл л методов эстетвчесгого воспитания стар_ш1пасс!шк0в в процессе внеклассного изучения памятников архлтезлур1 Узбекистана.

2. Методика занятии, литенсит/ивдруицая остетлчас те воспитание старшеклассников в процессе изученная памятников- архитектуры Узбекистана (во ииоктассно;: кру:::ковой работе).

.3. Реюмендацил го совершенствованию эстетического восопта-1шя сгасизклассннксв в процессе внеклассного изучения памятников зодчества (для руководителе:! кругжов л пакультативти курсов по -архитектуре).

¿пстоасрность *0йзул;.гатсш исследования л работе достигается опорой на соответствующие методологические положения, теоретя чески о психолого-педагог^ческие основа, оптимальное содержание и мотодицу исследования. .Достоверность заключается л паучно-теорети-чисшл, экспериментально-эмпирическом подходе к решению проблемы; поэтапном исследовании шллчестленно-качзстленщх показателей л эксаерименталыих и юнтродышх группах л их сравнении а сопостал-лгния аа трех уровнях (низком, среднее, bucokjm); л фактическом материале - гаорчесюкс работах старшеклассников; л анализе и обобщали результатов аа лсех этшшх исследования; сопоставительном анализе гиоротлчеешке лологхшш с практическими результатами последов ааая.

Исследование проводилось л тра этапа:

На петом этапе - юнетатирушцем (I9UG-I9Sü гг.) - изучение а анализ ллтсщгуги ш теме последованая с последующ;»! теоретлчес-1шм анализом; со сгонная проблемы л практике школ. Теоретическое обоеполаш:с нроблель Определение цела, задач, Лои.тровапае гипотезы, научдоЛ новизны и практической значимости работ, разработка методики лсследолшш, его этааол, уровнен эстетачссюго воспитания старшекчасснлков в процессе изучения памятников архитектуры, ах показателе;: а кратера ел. Составление анкет, вопросников, тес-тол, экспериментально-проверочных ш те риалов. Отбор экспериментальных и юнтролышх групп. Исследование начального уровня эстетического воспитан^ учацнхея средствами архитектуры, л частности, в процессе приобретя к памятникам,зодчества Узбекистана; разработка системы эстетпчссюго воспитания старшеклассников в процессе крукколого Лоученая памятников архитектуры'Узбекистана, экспериментальной пххзграммы, круисовых зашил!! по архитектуре Узбекистана. Обобщался опит работи шюл И) 1,2 г.Сирдарьи, J; 8 г.Гулио-тана, £ 50 г.Ташента.

На втором этапе - ¿ормируыщем (IÜU9-I9J1 гг.) - работа, в ходе которой проверялись разработанные авторам пути, средства а условия эстетачесюго воспитания старшеклассников в процессе изучения памятников зодчества, ü эксперименте участвовало 120 ученагав. Экспериментальная работа проводилась' в средних школах JS 8 r.ty-листана л Z 2 г.Сирдарьи.

IIa третьем этапе (1992-1994 гг.) - главное лнамаапе било сосредоточено щ оргализации проверки полученных результатов, выводов; оформлению итогов доследования; разработке соответствующих могоди-

ческах роком ендацлЛ.

Апробдщя nado то л внедрение результатов исслелоааная. Апробация осуществлялась в обсуждениях результатов лсследовлная на научно-гооретлческлх л. лцучно-практаческлх нэнгереюдалх TaalYüI см. Низами (1991,1992); Гулистанского ПШ (1991 .IÜ9U .lí/C'-l); на Всесоюзно:: научно-кетодаческоЛ коноеренцаа (.Москва, 1901).

Внедрение результатов в практику шол осу кос та ля лось путем драмензнпл разработанных рекомендаций в ряде шол городов Гул погана (шк. 8), Оыр-дарьл (шк. 1,2), Таланта (ш;.." 50), а такхе посредством опубликования ¡хз эу ль тагов дассертацаонлого доследования.

Ст р.у кту ра дис с е Рташ: а. днессртацая состой г яз введения, дв/х глав, заключеши, выводов, рекомендаций, баблаограраа, прило-еная.

ooiioa¡ioiá coajkjuL;^ «¡о^этадЛ.;

Во сведена» обосновывается актуапьиость темы, формируются цель, задачи, объект, предает а гипотеза исследования. Лзлог.они методология, методы исследования, научная нозазна, теоцзгаческоя значимость и практическая ценность работы, а такг.е основные поло-::;е;шл, вынос ли) е на защ! ту.

Б пега о": гладе - "Тео^егаческаз основы зсготачесиого воспитания сгарлзшшссиаков в процессе внеклассного изучения ш;шпш-шв архитектуры" - рассматривается сувдость эстегачесшго восля-гашш, его соцаальния значимость; выявляется возможность кругла по нзучешю архитектур как вида искусства, асгальзазашт иа:ляг-ников зодчества в эстетическом поспигашш па определенно:; пспходо-го-педагогичосша основе.

Сстегг.ческоо воспитана о старикчасспакоа происходи в процессе лраобвднлл к веллчаЛпам ценностям зодчества на основе обсест-венно-ас гора ческах, тсорстикочсудозесеиных пге..;Сгавлз;:кД о нлх, с послед¡лД; интеллекту ачьно- л художественно-творческой, а такке эстетической деятельностью, соотлоссллыма с азувемшл объектом данного вида искусства. ¿a--:no >"ор.".аролапле эстетического созна;шл (что является основным к пате раем) ¡приобретение а:ск:.и acropineciUK п тооретаческл:: знаний го архлтект., ; зстетнчесше чувства а псро-казания; освоение критериев оценок и ценностных орлспгацлй в cíe-pe архитектурного искусств«; созерцали«, аос приятие, ниадзз, оценочны с с/яхши, octotipiíjc:;сс otilo .сн!:о; творчество, соотнесенное

с изучаемим архитектурам памятником; интересы ¡i потребности в са/юобразовании о области архнтектур; эстетическая деятельность, особенно социалыш-твцрчоской направленности.

Рассматриваются условные компоненты эстетячесюго сознания, как о ¡с; фэрмидоются у старше классшков в условиях внеклассного изучения архитекгу ри; как Нормируется эстетическое отношение к архитектурным произведениям в процессе постижения зодчества 1сак объективной сувдости (реальности) и субъективного восприятия. Рассматривается способность старшеклассников к осмыслению социально-обвдствешшх, нравственных а других сторон кязня эпохи, оставившей архитектурный памятник истории и культуры; воспринимать обьектшшо-эстегпчсскую выразительность архитектурного творения; полноты я многогранного видения его эстетической ценносги. Важным ¿акто]ш здесь выдвигается процесс восприятия, творчества и эстетическая дет тельное гп. йсте тнческое воспитание рассматривается и как условие формирования эмоционалыю-эстетлпеснэго и идейно-нравственного отношения к памятникам архитектуры, активизации худохосгненш-аналнгпчесгай и худокесгвешю-творческой деятельности. Оно, тосно связанное с нравственным воспитанием, гармонический, целостном развитием личности, требует подлинных архитек-турно-худохоствсшшх ценностей, различных средств наглядности и информации. Примером этому слукит онит приобщения школьников к памятникам архитектуры В.В.Лолуа, Л.Л.Дьйикия на Грузии, З.^орда-конова из Таджикистана; а Узбекистане: И.Бабашшзсва, Т.Пизамова, А.Абдуллаева, Г.Турбоеца и др!; а тайке позиции представителей Союза архитекторов Узбекистана Х.Салахутдипова, Н.Та^кузиева " др, о воамокносмях'архитектущ в эстетическом* воспитании инолыш-иэв. • •

Анализируя остетико-восгшТателыши потенциал разработанной программы кружа "Архитектура как вид искусства" для старших классов общеобразовательных икол,-пришла к выводу: широки ее возможности в эстетическом воспитании старшеклассников, поскольку, народу с историей, стилями архитектуры, предусматривается изучение теоретических оств данного искусства, необходимых при восприятии-анализе архитектурных произведешь, их художественного облика, эстетических особенностей; архитектура изучается как искусство (идейно-образная выразительность, художественность, остетика, национальный стиль, гармония с природой, функциональная суиаюсть и т.д.). И, что особенно ва;лю, - обращение к древним памятникам зодчества Узбекистана. Вместе с тем значителен фактор рождения

таких чувств, как интернационализм, патриотизм, гордость сп оно!', родной краЛ, Водицу, (¡орш ров анис гражданского л нш;л опально го самосознания. Возможности эстетического г ос питания в гамнлекоо с нравственным зало:.йнн с структуре предлагаемо.'! программы, ее направленности, целях, зачачах, содержании,• предлагаем;« Гор-.ш и методах; в требованиях к знания;.], умениям и навыкам учшдхся; п принципиальных поводах к эстетическому воспитанию; в чрезвычайно обширна.] местном древне-архитектурном материале; эстетическом воспитании старшеклассников в комплексе с формированием п развитие« других сторон личности; в использовании ;.ц::птекг,,р;шх ;ол1ллоксол, находя I .их ся на территории Узбе.мстана, стан.шх гордостью но только узбекского народа, но п всего мира; I! них огрогншД кознала-.. тельно-иоспитагельнкй и нрааственло-остетнчлкиЛ псте.шлал, г.рок-до всего как тш рениЯ человеческого гелия, народа, национального, самобытного духа. Древняя архитектура Узбекистан :н здетог.ляот собой чрсзиичЭЛнуа обг.;осга енло-ксторячосх.ув, сонлальпо-нралствек-ную, художественно-эстетическую, ¡кщпо.'шлый'п, обп.ечеловеческух) ценность.

Педагогически:! аспект потребовал о;1ре,;о.;е:г!я педагогических ослов, процессуально.'; системы, согласовали ее ¡змпонентоп, обеспечения единства цйк:, методов л сре/ртв; основккх путсЛ эстети-чсского воспитания: лрлобретенне пеобходлмкх определок.чкх- истори-ко-архлгекг., гщк и архитокт^рно-тоорстичоск::-: з:;апнЛ, использовали о лх в восшглтпи-а.илпзо древних соор^~о;^:Л, тюрчесгл-стрйт-тельная деятельность.

Педагоглчесцуп основу' проблем:; представляет содор^тельная структура, определепнач системность £орм и методов, оялра/хдхся на юикретнке кетодолргг.чоргло, ;;нлосоС«га-усто?;поокна, ис^сст-Еовадческле, психологические, ¡¡е.;а;-ог::':есг„':е, дидактические поло-пения, требования юнце.:;;::: обг;еоб;изовательна". ..н:ол1, внеклассного и внонкольного воспитанл»!. О учетом: возраста и психологии старшего шеольдпка; уровач остетлчхчпго юсдитакач; опоци'нгд архитектур*-' как ио^ ссгаа; особенностей крудга но из,,чешш древней архитектуры, его програч.-и, спец::;::::!!, худо^сственко-осюти-чесюго восприятия архитектурного яролз;;елелня; мэмплексног., под-хола к эстетическому во с ли га;!:: п; принципа исисторонкзго развития Л1:чюсги ыэльников. ¿м.;;г такие прл.а:а:Е:, к и;: единство эстетического л>снятак.:ч, обр~эо£.:.шг1 л Оч, ченля, пр„;.-до ¿сего, вокруг оц.ач эстетического военлталгл; худо:.:сстволно-а¿.литичее азго изу-

-киля а.::лте:пу иного л контексте исторической олсеся ¡соз-

нательное та , шжишостн л самостоятельности учащихся. Но главный ц::н'В1!Ш - ¡иишонсиос, солл';'л:.ь,ач эстетическое воспитание с другиш сторонами юс.шга:ш старшеклассников.

Эстетическое вэсшианле с?ар.-егласснлкои осу цеств.чя лось в ¡¡оэталном педагогической процессе:

I. ;,:й:уо;!^лыю-иолог.птелышЛ нистроЛ л мотивация с целью осознания ролл архигек?^рно-х^доиоствешшх ценное теа в обогащений слосго духовного мира.

Организационно-установочная беседа с раскрытием перспективы за!шт:п;.

II. Приобретение аоос5ход::дхх исторических теоретических знании в области архитектуры, элементарных основ лоенр.'шглл, худо-".ественно-эсгетлческого анализа произведена;] зодчества; изучеШ1е лрл этом архлгек^ рщ.с памятников, их художественного облика а эстетика (посредством сотогри'лн, изобразительного и др.видов искусств а).

и. иракглка 1осирллг:и-шаллза-оцонки пмиледешИ архитектур; определение своего эс.'етичестго огио^ешт, в том числе ирл непо^-едсгвоннам обвили с памятниками архитектуры.

и. Отр;деш:а своего остетаческого отпо~ен::я к памятникам зодчества в творчестве ¡1 эстетической дач тельное и!.

Определено со.,средние этапов, разработана методика работы на гладом лз (с особенны:: ышмамег, к реальной встрече с па\лтпл-каш архитектур, лошсредствошкщ/ 'созерцанию, анализу, отра::енлп в различит видах творчества).

Цвоеобразбн'цуть подготовки учащихся к риальпоЛ встрече с архитектурными да.ншексамл Самарканда: от эмоцпонально-зрптельльх впечатлен:;" по художественным (>отогра\:ши и киноматериалам - через обобценно-худоЕосгвсшш:! обл.;к- архитектуру в изобразительном искусстве - с додкдзченло.м музыкально-ассоциативного 1Я„',а, твор>-ческого воображения (на базе юшеретных исторических знашь). Па этом пути лз худошествешю-образноЛ ;_ор«и архитектуры, ее эстетики, (Тункциональноста в ту эпоху л сегодщ: извлекается максимум исторической, худопоствешю-эстетичоскоЛ информация о памятнике истории и культуры, его нравственном воздействии на далеких предков а современников (помогает аланы-ораеат::ры худоцестаенпо-эсте-тачесюго-анализа). ■

13 .

Оакгори, оптл:.:лзлруи:;ле процесс осгсглче.- «'»го доспи га для: високлй ;:удо;.:ес глслло-астсглчеслл.. уровень дпеьнеузбокслог; пг,;гл-текгурного зодчества, его лзучоллс в гонгслеге го;: гстор:гио$:оЛ олохя; ошцжношю-псрхологячесше воздо;:стяле на учвдхся, лх соогвоасгвуждл педагогическая подготовь ¿в лого лил, георля архитектурного искусства, ослопах восприятия), нр/.обпете'.ь.е оскга восприятия л ачализа; лагдлдно-лзобразлте.'д.:!; а :,:п:'ег::ал.', сходства массовой кожугшкацлл (Гото- л лзоб]аз:;тольлое лскусстяо; ге-лсвлдолле л печать); полосродствеллсо прлоб::;слле к шодггмгкш а:.-хлтектугя; различнее а::.'Ц:, <.ор.';г творчества л астегачоскоЛ доятел:.-носгл, отгаии.'кле нгалетлелло-эсте:лч^с:;ле лп-чатлолля л отдоюенле к памятникам архпгикгурл.

раЗоги: учобние п тео^стпко-нрактичоскле замятия, ла:;-цлл, д:;сл0 Л], экстре л л ;; т.н. Ослов;ыо •.юго,ш - беее/щ, рлсеказ, алаллз, в нроцоссо которых сгавллл- сяазуэде задача: (о;млрсяал::е у сгариекчассллков вигехеса II штробносгл л "об; с:1лл" с арллтек-турлшл це:люсгл:.:л; корректировка критериев ху;,.о;:ис:ве;{.чо-^сгегг.-чоскп; л цсшюстп';; орподтсров; цолездирийлолнос алздюе на оценку произвело::;;.; зодчества, ее ¡.■олдекгг.алое о ^с,,;.;.-, :лле; воялочиняв учадася в ач.лчтлческуи, гворчискуи л остегпческуи доягельлосп.; прдобрегенлз зегеглчое::::;: влс-чаг.кишЛ; :: с.л'.:ози;сзога-

ншэ в осласгл ар::лток!>

¿ииао бпо видеть и арллтелт./рс ;^;;о:.:сога2лно-осгоплоска", объект, остетичосхо:^ осоз-анл», оглэ-сл:::з. л преобразо-

вал::» , дотошно протека.':? 2 осгсглчс-сдого воспрялтля, тгор-

чесгла л ос?ет::ч;е:;о;'; делгельлосгл, л:.л вл'г.даддл' к соцлально-яс-торлчес юпу , ла'дло.'гали'.о.'.у л сб:.,очело'леческз:;у аелепта:.; архлгек-туг л л-: па.'.'яглллол. _ *

¿1 треиор^лях к отбору ардлте:;^ : да. •дглкдоз учлтллалд неосход;;:.::; о ;.;ого,,ологлчос::;:е, лсторлчсс.сло, гилсологачос^е , пв-дагэглчоедло л :удо\:остд2:п:з-ослзгдчесдло доетудаш: органическая связь архлг;;;^ .г.; с опре„елолло.. таг-оЛ д; ог;а..;..:.:; по. /доглчоедзя омюсть ардлтзлгу плого :.итер:;а::а;, ооогвегс1'Е..с ¿озраегд:,.'.! с;ео-с'е:;::осг.1л.1 с:ар.. одлсе.^дсв, ::х ло/дгогот-зко.: годготсщле'лкссгв; :.:лповое нрлз.-.::дз , :;сгоп:ли;ск:л здичл;.:ссгь, о,"1:.очллов\;чос}:^; цеп-дость, ¡¡а;.;.;.лоо дсс.оллло; :о детк?::вдо-д,. до-пет::г л:и:е дос-толлства, ос л; тика, л„:,:..1::о-лр„леглалла'! еоцле.льле-оо^се^елдая л:одаазлачсддос?ь п«-.'!тл/л:а архлто::^

Но втодай главе - "Условия, ¿орми и методы эстетического воспитания стараекяасслг.ков в процессе внеклассного изучения памятников архитекторы Узбекистана" - излагается экспериментальная п 1>о грамм а, содержание кружка, эстетическое воспитание старшеклас-с1шков в исследуемых условиях, показал экспериментальный процесс.

Экспсрлмептальнач программа состояла из целостного и поэтапного планирования, разработки окспьрименталышх занятий, методики констатавдй достигаемых результатов (на основе бесед, апкетирова-шш, письменного он ¡юс а, изучения а анализа работ учащихся), подведения итогов соответственно разработанным показателя/л и критериям по грушам учащихся в высоком, среднем л низшм уров!шх. Нцучло-методпчес^ю основу составлял системный подход к практическому ре-ишш проблемы, характерный постепенно усложняемой учебно-воспитательной натру31»;;. В основе экширхлента предусматрнвади психологические воздействия на учащихся, педагогические ситуации, выявление закономерностей менду плш, их воспитательными воздействиями па сгарщеклассндков в тех ила иных заданных условиях. Б конечном результате выявляла изменения, сказавшиеся на личности вос-питашшков экспериментальных групп (в сравнешш л сопоставлении с контрольными).

Практические задачи определялись эташшм показателем процесса эстетического во спи га лая:

I. Змоциональю-дслхологпчиский настрой на предстоящую деятельность. Показатель: эмоционально-познавательный интерес к архитектуре.

II. Организационно-установочная беседа с учащимися. Показатель: знание особенностей данной £ормы внеклассной работа.

и!. Приобретение необходимых псторнко-теоретическлх знании в области архитектуру. Показатель: осведомленность в исторли архитектуры , знание основ восприятия.

IV. Практика восприятия-анализа пролзаеде1шЛ архитектуры.Показатель: целенаправленность и целостность восприятия (по длацу-орлентлру).

V. Непосредственное "общение" с памятниками зодчества. Показатель: созерцание архитектурного сооружения, эл:оцнолальло-чувст-венное, изучающее с определением своего отношения.

VI. Творческое охранение обобщающего впечатления л эстетического отношения к памятникам арсятектури. Показатель: выполнение

тгорческих работ ни темы изучаема архитектурных памяишгов; осте-тическая и др.деятельность но пропаганде древне-архитектурного наследия.

В центре внимания - возрастные и индшзидуа'шю-лнчностпые особенности учащихся, их творческие способности, эмоционально-полоет-телышй настрой; эмоциональный (¡он и педагогическая емгость занятии; педагогически-оптимальные горцы, методы и приемы, дидактические требования; сочетать педагогического руководства с активностью и инициативой учащихся; постепенное приобретение воспитанниками эстетических свойств и нравственных качеств, их совершенствование по мере усложнения учебно-воспитательном нагрузки; взаимосвязи и заксномерноетд в динамике достигаемых результатов; перачод коли-чествешшх показателей в качестаешше. Использовали различный зрительный и музыкальный материал (фото- и изобразительное искусство, музыку, кинофильмы, телепередачи) с учетом требований к кавдому из них. Результаты экспериментального, исследования подводили в соотношении теоретических нолокешы с окончательными практическими достижениями.

• Содержание эстетического воспитания соотносили с его основным компонентом - эстетическим сознанием, его социально-общественными требовашшмя к развитию современной личности шеольпнков; учитывали важнейшие по проблеме философско-эстетические, искусствоведческие, психологические, педагогические, дидактические и методические поло-кеняя.Обеспечивалн исследуемый процесс педагогическим руководством по формированию целостного эстетического облика личности учаодася и условиями для самостоятельной познавательной, худог.ественно-ацалитической деятельности, большое место занимали теоретико-практические занятия, творческие работы и эстетическая деятельность общественной направленности.

В целях эмоционально-полош1телыюго и ыотивационного настроя учащихся активизировали их эмоционально-познавательный интерес к предстоящей деятельности, осмысление роди архитектуры в развитии сшей личности. , В беседе о перспективах занятии акцептировали следующие полоиения: архитектура - это целый мир удивительных знаки;'!, летопясь мира, рассказ о своей эпохе; она красноречива, если освоен ее язык; особенная радость, когда ее облик изучается как объект творчества; разве го;:а!о г.нть без искусства, не знать архитектуру?; предстоящие встречи с древней архитектурой -ото общеп;:е

с незабываемой красотой.

В организационно-установочной беседе раскрывали содержанле, основные направления,интересные «орш и методы работы .характер предстоящих занятии,заданий я творческих работ.Вшхшиа интересы и потребности учащихся в с^ере архитектуры.Старшеклассники запоминали: чем шире перспектива познания,особенно нашоналыю-кулыурного наследия,тем красивее и вше человек.Обещали предельное использование творческого потенциала крукковцев,удовлетворение интересов в различных вопросах архитектуры и др. видах кскусства.Старшзклассники приобретали определенные историчесгде п необходимые теоретические знания по архитектуре.Тек,в беседе об истории Самарканда осведомляла те о важно "цпих вехах в то истории,уделяли внимание периодам,в которые особенно расцветала архитектура города; рассказывали о строительстве сооружении нри Тамерлане,их зрхктектурно-худодественнкх достоинствах; о художнике Верещагина,произведения которого посвящав. ...ревнаму Самарканду; знакомили учащихся с памятниками кстораа а культуры-га территории города,сохранив!:шлся а наши дна; шСорьшро&ла о самаркандских музеях истории,культуры,искусства,о юбхугвйхоП дате ¿500 лзгяя города,его внешнем облаке сегодня,сохрахшхпз;! древнее обаяние; о шетерах.зозрождеадах эту. архитектурную жо;.гчуж:!пу,";.1ек1;у туризма"; о •вхщ11ейих:х.лхя110стях,х10сетнЕП£х этот "Эдем Вое тога о Самарканде в произведениях- поэтов а композиторов.

Практику восприятия п анализа архитектуры предваряли усвоением теоретических знаний.принципов п логики'художэств-знно-остети-ческого анализа творений этого искусства.Архитектура усваивалась как худонесгвенно-эстетхяеская ценность .памятник истории и культуры.Предлагали примерный ориентир (план) восприятия и художественно-аналитического изучения архитектурного сооружения.Проводили показательно анализ произведения архитектурного искусства.Стлр-ыеклессникЕ узнавали.: -что обусловливает архитектуру как прокзведе-нде искусства; в чем художественная ценность архитектурного сооружения,его эстетическая.рущнесть; когда архитектурное сооружение - памятник г.сгорка и .культуры; что кзобхоДЯмкУдяя. объокглгио целостного анализа прокэлздех.тл'архптекгурхг.ш: его проводх:гь; какое произведение архитектуры избирать-да са;.:ос гол тельного ахклдзе.

.и.-огодши бесъд:.. '"'' - •'••.-•

• а ."С'Сс5ргагор;;я Улыбок« - уяхлхльпее архитектурное сооруже-I-.:. ''.С ил*!» показать деятельное^ Удугбоко в архитектурном

строительство Самарканда, в частности обсерватории, ставшей непревзойденным архитектурным шедевром и центры мировой науки того времени - функциональность, конструктивные, архитектурпо-худо-;:;естленлие особенности и др.примечательности.

II. "Регисган - архитектурный комплекс, сердце Самарканда. Своеобразней С0Pj'i-1 города" - с цельи показать площадь как уникальный образец градостроительной культуры; рассмотреть архитектурный комплекс в целом л каздое медресе в отдельности; их функциональность и архптектурко-худонествешше достоинства; современное "толкование" этой мировой архитектурной иемчуышы с помощью светомузыки.

к!,"..1ечеть Блби-ланым - выдающееся архитектурное сооружение" - с рассказом о строительстве мечети Тимуром - народными умельцами, о ее легендах, комплексе, внешнем облике, удивительном и прекрасном внутреннем оформлении, дальнейшей трагической судьбе величественного сооружения. Особенно впечатляющим было то обстоятельство, что грандиозное и величественное, прекрасное и возвышенное сооружение строилось Тимуром с привлечение..! лучших зодчих, художников, мастеров а ремесленников, что строительство мечети - самоотверженный труд народных умельцев. Старшеклассники, активно подключая ciioe творческое воображение, воссоздавали первичный роскошно грандиозный облик мечети,его архитектурно-художественный образ, дает з деталях декора и художественного оформления.

I/. 'Tjpa-cwap л' шаха-Зинда" - с целью дать учащимся информацию а зрительное представление о комплексе Гура-Бмира - усыпальницы тимурадов с ее уникальным куполам, конструктивными и художественными особенностями; изхи-Зяада - выдающемся старинном памятнике-некрополе с мавзолеями-усыпальницами бла^айаах родсгвешшков Тимура, строениями разных времен (двадцати пята веков!) с его конструктивными особенностями и непревзойденным художественным оформлением.. С помощью цветных фотографий а слайдов учащееся запоминали обща.'; вид, композиционное расположение и функциональность комплексов; худояестаенное оформление, уникальное по своей красоте, его отдельные фрагменты.

У. "дф.расиаб" - с целью осведомления учащихся в асторачесгай судьбе Афрасиаба, его экономической, культурной и политической кизил, об уникальности города (городские 'кварталы, храмы, рынка, водоемы, крепостные сооружения); азучелая известной всему мару афраснабской тегешюй рослисз (сдо'люсгь композиции, худоиеств^н--

ное мастерство,"-тошость рисунка) - образца шоговеговых традиций искусства кялоппси. ■ •

Попользовали произведения различных видов искусства, особенно кивописп - для изучения облика архитектуры в художественно-обобщенной форме, ее художественной выразительности, более очевидно;; осте-тики и национального своеобразия (требования к ним изложены в дис-сертацпп), предварительно посвятив учащихся в основы художественного > восприятия и шилиза.

Использовались произведения К,Коровина, А.Бенуа, Р.Зоммера, С.Святославского, ;.;.1.!икешина, -Л.дттриеаа-Кавказаского, В.Вереия-гина, Л.Буро, Л.Рубо, Р.Татевосяпа, ИЛ^закова, Р.Тимурова, даисва, И.Исупова, А.Ошейко. Восстанавливали атмосферу древнего города, психологически напряженную и национально-колоритную, делали акцент на этнографические детали архитектуры. Более глубока осмысливалась образная форма зданий, их художеств енно-эстетические достоинства, национальный колорит, этническое своеобразие. Накапливался эмоционально-эстетический и худокествег^-апалитический опыт, обусловливающий эстетическое отношение к данному г,иду искусства. Более сложного синтеза впечатлений' о художественном облике архитектурных памятников добивались-соответствующей муеыкой, готорал, словно исивопись, воспроизводила архитектурный образ, тем более что учащиеся специально настраивались на определенное музыкально- / те рческое воображение. Так, музыка илреадыка Тод~нева "Регистан" уводила в глубокую древность, таинственную и трагическую; с помощью Еообрагсения и на основе знаний истории Самарканда "виделась" история древней площади, ее строительство, разрушение, восстановление, процветание и т.д. Музыка Икрама Акбарова "Блби-Ханпм" "рассказывала" о слокяой истории нарда, его удивительном мастерстве в создании непревзойденной тогда по красоте во леем мире мечети, вдохновляющей человека вот у;:;ё несколько веков, раздающей высокие эстетические и нравственные чувства, аузнка активизировала опреде-лоннке эмоыпешалью-ассоцаатпвпые представления - благоприятную основу для осознания художественного обра.;а архитектурного соору-сеная. йоэзяя (Зульфии.'ыукрулло, .^ухрага, Ахундп, Файзиева, Гуляка) згшерда-га круг ар;итектурно-худокественнк;: впечатлений учащихся.

¿алее - непосредственное созерцание, восприятие, изучение с последующим анализом г. определением своего отнолешш к древнему сос;./хенза - экс вд реи и к памятникам зодчества общеиознавателыюго (с :.'.-с::,у ¡соводом) и пндпвядуалыю-зсследоЕательоко'го характера.-

¡рисутсгвяе на удивительном под музыцу М.Тадппева спектакле "Ре-чгагаи" (со свето-цнето-зяуш-ланорамой), ощущение грандиозности шчети Баба-Ханш, блистательности icy пола Гуря-Змира - представле-шо о связл сооружений с природной средой, положений. архлтектур-шх форм в пространстве, чувство эпохи, архитектурного облика, )Щущеняе масса зданий, "исследование" света л освещенности в интерьере; обозрение архитектур со всех сторон л с лсевозмошшх ракурсов. Восприятие, архдтектур обострялось ощущением не только изящества монументальных сТорл, но и великолепием филигранной декоративной отделка, рассматриваш1ем "нового" орнамента, сложной вязи резьбы по дереву - этих существенных компонентов целостного художественного облака архитектурных памятников, придающих им большую эмоциональную силу .Накапливались здания, эмоционально-ассоциативный , эмоционально-нравственный, худонественпо-эстетический и аналитический опыт, закреплялся интерес к памятникам лсторив и культуры, формировалось свое отношение к нам. Приобретаемый опыт роздал эстетическую потребность,' а она - эстетическое отношение л выражение его в творчестве. При этом важно было знание учащимися такой атрибуции, как эпоха, исторический отрезок времена, логический ход восприятия-анализа произведения архитектура.

Происходило чувствование а осмысление художественности, эстетики, яде&яо-нравственной нагрузки и социально-общественной предназначенности древнего, зодчества, а та'кае корректировка слонявшегося отношения в условиях 'заочного знакомства с архитектурой; потребность а творческом ограженш» "ешвых" впечатлений; стремление к новым встречам с памятниками архитектуры (появление внутреннего императива).

В творческих работах учащиеся огракаля приобретенные знания, ■ умения, впечатления и отношения к памятникам архитектуры, удовлетворяли потребность ю самовыражения (предъявляли определенные требования к выполнению заданий). .Предлагали широкий выбор интеллектуально-творческой, художественно-изобразительной и пропагандистской деятельности (по истории .и теории архитектуры; литерагурно-худояественной и аналитической направленности; по худокествекко-лзобразлтельноаду воссозданию разрушенных временем памятников архитектуры, отражению ныне сохранявшихся - в любом виде худо>::ест-венного творчества "по законам красоты".

В творческом процессе расширялось-. преде тадлеяие о целлосг-1шх свойствах древнего зодчества, происходило удовлетворение от

творческого познания воспринимаемого-архитектурного объекта .Далее - общественно пояезнио мероприятия по распространении архитектурных знаний и пропаганде донного вида искусства в масштабе школы (конференция - "Архитектурные'памятники Самарканда"; диспут "Искусство ли архитектура?"; викторина - "Зпаепь ли ты Самаркандские памятники истории и кульгурц?" и др.).

О педагогической целесообразности исследуемой системы говорят не только поэтапныо.но и контрольно-итоговые результаты в сравнении количественных н качественных данных,подученных в экспериген-талышх и контрольных группах.У старшеклассников формировался активный эыошоиаяьно-яозиавателышй интерес к памятникам истории и культуры,архитектуре в целом; расширился кругозор в этой области; зз*фвшмся опыт восприятия я анализа произведений архитектуры; накопится О-редедешшй опыт впечатлений,понятий,представлений, суждений,оценок и отношений,яворческого саиовирааения,социализации ЗНЗШ1Й и творческих достижений; прОис: \яо не только эстетическое воспитание,формирование эстетического сознания,но и общее целостное развитие учащихся,совзризяствовалел их духовно-эстетический облик,формировалась личность с ее ивдпвдцуальнши интересами, потребностями и способностями (контрольио-кюговш результаты см.в табл.1), /

^кдичение. Эстетическое' воспитание старшеклассников достигало намечзнного уровня при условии: эмоционального настроя социально-личностной направленности; системного подхода; эмоционально-психологического $она занятий,их педагогической емкости,посте- ' пенной усложняемоети нагрузки .разнбпдановой познавательной и творческой деятельности; знания учащимися истории и культуры страны .города, на территории которого находятся сооружения или архитектурные комплексы; истории памятников,событий,связанных с ними; ориентира "исследования" архитектуры гак художественно-эстетической ценности посредством структурно-логического анализа; использования произведений различных видов искусства и средств,обеспечивающих реальное представление учащихся об архитектурных комплексах.

Статистические дашше по оценке эстетического воспитания обра-бетиголксь с пшошыэ'критерия Пирсона Х**,чтоби проверить гипотезу о том,что генеральная совокупность результатов эстетического лосш;г£.'ц:я подчиняется нормальному закону распределения.

Ло :."бдш(е критических точек распределения X" по уровню эна-чжл?:1:: 0,05 и числу сгедзнв свободы Я.» I

о п л i'' ь

Xй кр. (0,05:1) = 3,8, а по наблюдению Х^пабл. = •—^—"

Зцачлт, X" набл. = Г/6,0743, гак как гипотеза

о нормально;.! распределения отвергается (см. при лощение ^ 5 диссертации).

Выводи:

1. Эстетическое воспитание школьников, в первую очередь нормирование остетического сознашш - одна из задач целостного формирования личности подрастающего поколешш. Искусство при этом -ва::;нцц и незаменимый фактор.

2. Изучение архитектуры как вида искусства педагогически эффективно на мировых образцах древнего зодчества, являющихся презде всего национальным достоянием своей страны, своего народа.

3. Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе изучения древней архитектуры мокет протекать наиболее эффективно во внеклассной (крукковой) работе в пределах определенной системы, с учетом характера избранной формы работы, специфики данного искусства и особенностей содержания занятий, возрастной характеристики

и психолого-педагогической подготовленности учащихся.

4. Предлагаемые цель, задачи, процессуальная система, формы и методы, постепенно услошшедие, наиболее целесообразны в работе со старшеклассниками, поскольку этот возраст характерен становлением эстетического сознашш, определением своих эстетических позиций', способностью к глубокому анализу и оценке эстетических объектов, тенденций к самосовершенствованию и самовоспитанию, поэтому необходима интеграция видов познавательной, аналитической, творческой и эстетической деятельности старшеклассников.

5. Необходимо определение и научное обоснование принципов и требований'к содераашш эстетического воспитания, эффективных путей, форм, методов и средств. С учетом начального и прогнозируемого уровня эстетического воспитания учащихся выстраивать систему знаний, которие рореходят в эстетические (и не только в архитектуре) ориентиры, а такие в совокупность эстетических качеств личности.

Ваанейшми условиями при этом являются: осознание учащимися еоцнально-дичностпого мотива; перспективное видение своей деятельности; приобретение исгорнко-теоретпческих знаний; усвоешш принципов и логики восприатия-анилиза-оценкя произведений архитектурного искусства, практика этого анализа; накопление при этом эмо-ционально-эстетичссках впечатлений, в том числе и посредством раз-'

Таблица I

Основные контрольно-итоговые результаты экспериментального исследования

•; В экспешм.гр. 60 уч-ся : В конгпольн.гп. 60 уч-ся

: _-_У Р Р Р H »_;---

: высокий : стадная : нязкяй

-: • •_г о у л л н_

: к^ну. : экс дер, i до.^гр. : з^сдер. .кои^Г

' -_до эксперимента; П - после эксдер;;декта_ ' _ _ _

üоолйш: ■■•■•• . ' ч

I. Осозпапддй янгерзо к истории архитектуры 15/55 . 18/29 25/40 27/32 60/5 55/39 '

Интерес а способность к худоаесг-• ведно-эстетачесюму анализу. архи-■ тектуры . -/40 ' -Д5 -/45 -/20 -/15 -/75

Обнаруашш: . ' ■•..'.

Ш. Потребность в посильном творческой , отраненлл обобщенные эмоционально- , ■ познавательных лху долее твендо-эс-гетячеедях влечатлешй, своего отношения к памятпякад архятестуры. 10/58-"' 10/25 j» i, 5/35 5/15 85/7 85/70 •

1У. Активную эстетическую деятельность ; социальной даправленнасти, соотне- , сеяауд с лзучаемш видом искусства •'— архлтектуoö;i,• его поолагалдой -/40 -ДО -/30 -/5 -/30 -/85

из обобщенных юнтрольнэ-итоговдх результатов в экодерамедталькдд группах в сравнении с контрольными, следует: I) • осознании интерес учащихся экслеслмедтальных групп к историй апхлтектуры по уровня;.! - в ü со коду, среднему - выые, примерно, :д. 40^; 21 интерес к архитектуре и способность к ее худодественло-эстетлческому анализу по этим se уровням - на 50/3; 3) творчеством, соотнесенным с

.... ш уиадащщу уровням, задяу — " " """" "

-ieci.of: деятельности в эксперт :ia 55-3. Следовательно, отдчаз

гпиппят лполна ОПТИМИСТИЧНЫ.

личных видов искусства, ах обобщение, определение своего отноше-Ш1я к архитектуре с отраяеплем всего этого в творческой деятельности.

6. Необходит, чтобы во взаимосвязи с историческим:; знаниями по архитектуре учащиеся усваивала эстетические идеалы в данной области искусства, как выракение характера эпохи, совокупность основных черт и признаков архитектуры, обусловлешшх враменем, местом; чтобы на основе теоретических знаний по архитектуре, в пределах предлагаемого' структу рно-фу нвдионального изучения памятников зодчества {анализ-сантез-обобщенае) учащиеся постигала худокествен-¡¡о-эсгегячеокуй, меПно-пранстаеннуи я социально-общественную значимость произведения древнего зодчества. Важно ориентировать учащихся на самостоятельное и творческое восяряягяе-анализ, но в пределах психологическое, социальной, цепноегно-худонесгвеяной я эстетической установок с тиютиль'рш. недользованяем ясторико-теореп. • ческях знаний; на осмысление худокествё/^-эстетнческой ценности архитектурного памятника, его ядейно-нравстаешой яагрузки; определение своего отношения к данному объекту архитектуры, ?тракеШ55 этого отношения ' в каком-либо виде творчества. Чтобы учащает усвоили, что архитектурное творение - не только техническое сооружение - эго искусство - отражение социально-общественной и культурно-исторической, жизни эпохи.

• 7. Ванными критериями эстетического воспитания, народ с эстетическим сознанием, являются следу юре: осознание старшеклассниками роля изучения архитектуры.в эстетическом я всестороннем развития своей личности; знание направленности и содержания занятий; определение наиболее интересного для себя в этом искусстве; осознание юнечного результата; эмоционально-познавательный интерес к архитектуре, ее истории я теории; способность к анализу архитектурного произведения; потребность к творческой и социально-активной эстетической деятельности, соотнесенной о изучаемым видом искусства; активизация самообразовательно;:, творческой, общественно-полезной эстетической деятельности, соотнесенных с изучаемым зодчеством.

8. В целом эстетическое нос ни тайге долзно быть направлено т всестороннее развитие личности, ее социально значашх качеств л сторон, в первую очередь, духовно-эстегичэскогс облика, соцналыш-гворческу» активность. Этому способствует: созда;а:е различных педагогических ситуаций, особенно в процессе изучения истории зо.

гз ■ .

чгства, вссприятая-сналаза .оценки архитектурных' цзшюйтей} условия . самостоятельного выбора творческих работ; соответствие Сорм, гею-г,ов, приемов я средств поставленным целям и задачам, прослеживание, чтобы они способствовали предельной реализг-плд содерисяля эстетического восшиеидя через сознание старшеклассников - в жизнедеятельность.

9. Претил ее кал реализация предлагаемой системы обзепечпваэт достпг.анкс достаточно высокого уровня эстетического. воспитания учащихся в процессе круикового пзучешш архитектуры кеи вида искусства . Вадвивугая ГйКиеэа подтверждается всем ходом а 'результатами

адаагог о'исследования.'

С'опознне дшгоиешзд дг.ссептша: изложены в следующих пуйгика- ' , гота автора: - . " ■

I. Уалукепз педегогж .таъдш кграёнидс.. булагв'к укитувчи изхеи-ншг касб тарбЕясп-.-Тоокзпт Х99Х4И -'квеи.'**" ~хуртх гамкй-амалай, кокферошаяпанг тезисдера, 11-12 с дрель»-1991 й.).-. С.62-83.

гДерсдек гаы2££ри .вактл£рд2. тар($зявк£ шеерщ тгиошалгшгирла.-. Топкент, 1093.-С. 57-58. - ^ V.; V' .

3.КедрзрцЕная педагогическая, прекшеа:'-Памдпческпе указгшн. -Гулпстан, 1991,- 1,5 п.л. (в соавторстве) ,

4. Высагз педагогическое образование: проблемы п перспективы // ;.1г:те_иалы Всесоюзной научнй-мзтодпчзской ;конферекц::5, (24-29 мая . 1391 г.). - М.,1991. - С. 89. ■■/.';-.. *'.\"л ::.''-.

5. У1шверс;:тгтЛфОйессо^-^тувшиарва гелзфларнаат ХОТИ анъанавяй йявдй-агзаряа-вайукейзйвщ'; магёрпглзарз^ Туллсгон,1994. -С. 21. -;'.;.'/ ; \\ Г. ф. ",, ' - ;■ ;' -.;.- ^ ' - .'. / > "Л

,6. Содерщняе .эстетического- досшггскгя стсрпзкчасспакзд в пр<н. •досоэ ьзучзивя .памятников' грх:;ззглуркУ/С$орнлг\г.Еучнк;: сзатай по проблеме "Эстзтпчгское; к дазгетгешое.'воспг.тсныз.учацахся^-Тежзат, 1292,- С. 2Б-32. Г ЧЛ •'.^.'Ч''; ' ■ -

: 7. Э'стеггазоЕое. .вЬевмгяяе.. у^адоам в продзесг ■■азученая луги ксе -взд§.-г.скуссгбз//С5.круч1;ш:-.сга1ай.- по лтройлеме "Эстзтлчаское-. а ареасгвйкаов. '.

' • -0. Сормц п :.;етодо р£бо1Ы с. лаопорпнп . в л;гердх'ркзл:¡чного т;ша. .{..¡зтодйчески-з рзкгс»яцап£&; в:'';шиощ£- шЬжш црвпбдавахеяяи по под-гогоэки студентов.я п:;оизрск:;.*с,л?геркх:).-Гулас1:ан, -19,21» - 0,5 п.л. . (г осг. пррзгв-э). : " • ' - '''й-. •-,'''.

ЛИ АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ

УЗБЕКИСТОН ШШСРЧИЛИК ЁДГОРЛИКЛАИШИ СИНДОН ТАШКАРИ УРГАНИШ НАРАЁНИДА ЮКОРИ СИНФ УКУВЧИЛАРИ-НИ ЭСТЕТИК ТАРБИЯЛАШ

13.00.01. Педагогика назариясй ва тарихи

Диссертащидца юкрри синф. укувчаларини эстетик тарбиялащда Гзбекастой архитектура ёдгорликларинииг урни ва ахэшшги измай гах^ил црлинган.

Мавзунивг долзарблиги унинг назарий жихзтдан тегишли тарзда гадкрк; эти ллаган лиги хамда мактабларда крдимий меьморчиликнинг тар-Зиявай вмкониятларидан етарлича фойдаланилмаётганлаги билан бел-риланади. А на шу омиялар бу сохдоаги методик тавсаялараинг ишлаб чакдлишига вди хайацрт бераётган эди.

Ишнинг надсади Узбекастов меьморчилиги едгорликларини синфдан гаш^аря урганиш асосида юк;ори синф у {^гачи Ларина эстетик тарбиллэш гизшлини ишлаб чак^ш ва асославдан иборат. . .

Ишнинг аллай янгялаги юкрра. синф укувчаларини меъморчилак обида лари воситасиз-эсгетик тарбиялашнянг тизимя, шакл ва метод-ларини. измай асослаш," улврни такомиллаштиришга ярратилган вмалий гавсиялар ишлаб чшуш билан балгала нади. Ищда шунингдек, юцори йанф укувчиларини эстетик тарбиялащда "Меъморчи лик-са вьат тури си-5атида": тугарагивинг имкониятлари\очиб берилган.

Ищда бу тарбиянинг босярчля характера, хэр бир боскдч-йянг узага. хос хусусиятларя, улардан фойдаланиш, йуллари курса-гилган. Хрр бир боск^чга хос булган курсаткичлзр квлтирилгая ва ¡глар педагогик тахдалга торталган.

Диссёртацияда эстетик тарбиянинг шарт^-шаро^ти, шакл ва метод ларига дойр махсуо боб ахратилган, Утказалган такрибалар тав-сифи хаы ищда уз аксини топтан ва улар математик-статистик г.я-ловдан утказилган.

Lee Alexander Ignatlevich • Aesthetic education of pupils of senior pupila in the process of out-of-achool Btudying of monuments of architecture of Uzbekistan,

13.00.01 -theory and history of pedagogics

The thesis deals with ths problem of the role of the archi tectural monuments of Uzbekistan in the aesthetio education of. pupils of senior forma in the process of their study during the extra-curricula time. The urgency of the theme chosen is defined by the following reasons;' incomplete theorotlcal elaboration of the problem, absence of the necessary methodical materials, sooial and public demands of the independent Republic of Uzbekistan.The aim of the investigation is to elaborate and to ground ths system of aesthetic education of pupils of senior forms in the process of extra-curricula study of the monuments of architecture of Uzbe-kistan.Its scientific novelty cosietB*in +K>» scientific grounding of the system,; forma and methods, general pa-Onr-vicsl and raetho-diool re commendations on improvement of tho aesthotic education of pupils and revealing the role of the, club "Architecture as a kind of art" in the ?upilesaesthetic education.

The thesis is of practical value because its theoretical-' pi.j.ncipleB, practical recommendations and materials of the wprk were the basis fori the progransne of the club"Architecture as a kind of art", -method!cal aids, -reconniendations on improvement of aesthetic education of pupils'which may be used both in the educational and extra-curricula work of general secondary schools as well as in Schools of Art and,in out-of-school institutions (clubs on studying architecture).The materials of the investigation may be used while delivering lectures for both Btúdents and teachers for improvement of their knowledge and professional skills.The important conditions which are necessary for it arei puplls'realization of. social and personal motives and their future activity, acquisition of historical and theoretical knowledge, aesthetic.impressions and skills' of analysis of architectural monuments. -

Подписано к печати 20.09.1995 г. Формат 60х841/16 Зак. № 224. Объем V-1,5 Тираж 100.

Отпечатано в учебной типографии Ташполиграфтехникума