автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры (на материале школ Прикарпатья с углубленным изучением изобразительного искусства)
- Автор научной работы
- Шпильчак, Владимир Антонович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры (на материале школ Прикарпатья с углубленным изучением изобразительного искусства)"
АКАДШ1Я ПЕДАГ0Г1НЕСК1К НАУК СССР НАУЧ1Ю-ШСШОВАТЕЯЬСКИй ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИГАШИ Специализированный оовет К 018,12.01
11а правах рунолиои ШГШЬЧАК Владимир Антонович
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛ ПР11КАРПАТЫ С УГЛЛЖНПЛЛ ИЗУЧЕНИИ,1 ЮОБРАЗтЫЫЮГО ИСКУ сопл)
13.00.01 - теория и иотория педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на сопсканяэ ученой степени кандидата педагогия еоких на?«
Москва - 1991
Робота выполнена в Научно-йоследоязтвльо.чо.и институте художпствелного воспитания Академии педагогических наук СССР
Научный руководитель - доктор философоких наук,
профессор В.А.Разумный
Офшдиалыше оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор В.П.Ермаков
кандидат педагогических наук, старшлб научный оотрудник М.С.Чернявская
Ведущее учреждение - Научно-исследовательский институт
педагогики Украины /лаборатория ' согетичоского воспитания /
Эпщята состоятоя "-5í " 05 1992г. в /б^иг.ов на ваое-даипи Специализированного совета K.0I6.I2;0I по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Научно-исслодопа-тельском институте худогоствекного воспитания ЛГИ по адресу: ТТ9Р.Ч4, Москва, К-3-1, Кропоткинская набережная, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке институте.
Автореферат разослан О £ 1992 г.
Учений секретарь
Спспиаливированного сояета, ,
кандидат педагогических наук 7. Г.В.Арзчг.юва
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. На современном этапе развития обиества вопрос вэаимоотношещш человека и окружающей архитектурной среды, которая выступает как необходимая часть культуры, приобретает особую актуальность. Развитие пауки и техники, глубокие изменения в жизненной среда, проблемы экологии, сохранения культурного наследия обусловливают объективную необходимость элементарной образованности в области архитектуры. Поэтому включение втого вида искусства в учобпо-воспитатеяьный процесс школы будет способствовать тому, чтобы освоение архитектуры учащимися происходило но стихийно, а как научно обоснованней педагогический процесс. Анализ проблемы изучения архитектуры в о^хзре художественного образования и эстетического воспитания школьников, а также работ по темам, смежным с исследованием, выявили, что место, занимаемое архитектурой в учебно-воо-питательном процессе школы, но соответствует ее действительному значении тз жизни общества.
Архитектура как особый вид художественной деятельности, средство эстетической организации среды привносит в нее человеческое содержание и, преобразуя окружающую действительность, воздействует на духовный мир человека. Таким образом, освоение искусства архитектуры в учебно-воспитательном процессе может сыграть при определенных условиях важную роль в развитии учашихся. О возрастающей заинтересованности вопрооами архитектурного творчества школьников свидетельствует работа комиссии Союза архитекторов СССР по довузовской подготовке, сформированной а составе Совета по архитектурному образованию в 1987 году, а также I Всесоюзное совещание, состоявшееся в Москве в 1988 году, лосвяшеняое этой проблеме.
Освоение архитектуры па уроках изобразительного искусства -проблема сложная и малоразработанная. Но исследованы такие существенные ее аспекты как соотношение теоретического и практического разделов занятий архитектурой, архитектурно-художественная деятельность учашихся, развитие познавательного интереса, формирование эстетической направленности учашихся в процессе освоения этого вида искусства. Между тем потребность в таких исследованиях подтверждается на практике. Учителя в процессе изучения архитектуры на уроках изобразительного искусства соприкасаются с трудностями, вызванными недостаточной рабзработаяяостью проблемы, отсутствием методических пособий, рекомендаций. Теоретико-практическое решепиа проблемы возможно такяэ при условии рассмотрения специфики архитектур« кок вито искусства, взаго.!одз$.ствия чоловежо и окружаияеЗ архитек-
туряой среда, то есть требует выхода за рамки только педагогической науки.
В современной эстетике и искусствознание вопросы отношения человека к архитектурной среде а ее ценности в социальном и астатическом плане рассмотрены в исследованиях Б.П.Виппера, В.Я.Глазы-чева, Д.В.Iiконяикова, В.И.Тасалова, И.А.Страугыаниса и др. Мы опирались текла на работы теоретиков архитектуры, таких как Г.В.Бар-хия, А.К.Буров, З.Гидион, В.Гропиус, 1е-Корбюзье, И.Перени, Ф.Л. Райт, Д.О.Саймондс, К.Таяге и др.
В определении роди и места архитектуры'в эстетическом воспитании учащихся т исходили из теоретических положений А.И.Бурова, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного и др.
В разработке основных положений проблемы мы опирались на исследования специалистов в области художественного воспитания, ученых-педагогов и искусствоведов В.В.Алексеевой, О.А.Апраксиной, А.В.Бакушинского, В.Н.Ветрова, Н.А.Дмитриевой, Б.М.Немевского, Ю.II.Протопопова, А.В.Щербакова, Б.П.Юсова и др.
Отдельный аспекта изучения роли архитектуры в эстетическом воспитании учашихся нашли отражение в диссертационных исследованиях 1.П.Барышниковой, И.Б.Ветровой, Д.Сыдыгалиева и др.
До настоящего времени в отечественной педагогике фактически нет работы, посвяшенной комплексному изучению проблемы совершенствования эстетического воспитания учащихся школ средствами архитектура.
В 80-е годы возрос интерес к архитектуре как средству эстетического воспитания подраставшего поколения. В этот период появились кружки, архитектурные студии при общеобразовательных и художественных школках, домах культуры, а также школы и кпассы с углубленным изучением архитектуры. Накопленный опыт отдельных школ, кружков, студий подтверждает возможяость более широкого применения на практике форм и методов систематического приобщения учащихся к основам архитектурных знаний.
Анализ и обобщение практического опита изучения архитектуру на уроках изобразительного искусства в школах Прикарпатья, проведенные нами н нашими коллегами, позволят отметить, что эти занятия в основном направлены на ознакомление школьников с памятниками архитектуры/ Развитие художественного восприятия архитектуры, форпиронаште умений и навыков художественной организации окружашей среда носят сячш^.шЛ:, случайный характер и не отаеча-
ют современным задачам »ствгичооного воспитания. Важность реализации воспитательных возможностей искусства архитектуры в школьном образовании ври неразработанности принципов системы включения этого вида искусства в учебпо-воспитатолышй процесс определили характер проблема исследования, состоящего в следующем: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить састему эстетического воспитания школьников средствами архитектура в школах с углубленным изучением изобразительного искусства. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблема обусловили выбор теки нашего исследования: "Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры (на материале пкол Прикарпатья с углубленным изучением изобразительного искусства}**.
Объект исследования - эстетическое воспитание учапихся средствами архитектуры.
Предает исследования - процесс освоения архитектуры учасими-ся 5-7 классов пкол Прикарпатья с углубленнш изучением изобразительного искусства.
Цель исотгелованкя - выявлений путей совершенствования эстетического воспитания учапихся 5-7 классов средствами архитектура в школах с углубленным изучением изобразительного искусство.
Проблема, предмет я цель исследования потребовали решения следуталх задач;
1. Определить место п роль искусства архитектуры в учебно-воспитательной системе вкол с углубленннм изучением изобразительного искусства.
2. Разработать теоретические основы систем! эстетического воспитания учесяхся средствами архитектуры в школах с углублении?.! изучением изобразительного искусства.
3. Выявить и обосновать условия, обеспечивавшие функционирование системы обучения и воспитания учаиихся средствами архитектуры в рамках предмета "Изобразительное искусство".
4. ПреДлозшть содержание занятй: и методические рекомендации по реализации эстетического воспитания средствами архитектур« для учашихся 5-7 классов.
Гипотеза цсслеядводпЯр Эстетическое воспитание школьников средствами архитектуры закладывает основ« духовной культуры, формирует архитектурное мышление, пообходимоо современно^ человеку. Педагогической особенностью освоения архитектуры
учашимися 5-7 классов должая быть целостный подход к определению содержания и методов, учитывающий художественную специфику данного вида искусстве. При атом эстеткчеокое воспитание школьников будет ваиболеа успешным, если в процессе их приобщения к архитектуре на уроках изобразительного искусства будут учитываться возрастные особенности освоения этого вида искусства, оп-. тимаяыюе соотношение теоретической и практической деятельности, а.также архитектурное каследние родного края,
Методрлогическор основой исследования явшштся теория познания, философские представления о художественном творчестве, фундаментальные положения современной психологин и педагогики.
Метош исслсдоваж'л :
- теоретически!! анализ п сихо лого-п едаг огиче с кой в научно-методической литературы по вопросам преподавания архитектура и ее рола в эстетическом воспитании школьников;
- анализ школьной документации, программ по изобразительному искусству, матодичаских пособий, детских работ;
- констатирующий эксперимент по выявлению уровня эстетической образованности учащихся 5-7 классов в области архитектуры. В эксперименте использовались социологические методы (анкетирование, ycTBuii опрос, анализ письменных ответов и практических работ подростков); индиаидуально-лябораторные методы (беседа с педагогами, специалистами в области архитектуры);
- опытно-экспериментальная работа по совершенствованию вст&-тического воспитания учашихен 5-7 классов средствами архитектуры в школах с углубленным изученном изобразительного искусства.
Исследование осуществлялось в I985-I99I гг. и предусматривало три этапа. На первом этапе (198Ь-198? гг.) изучалаоь литература по ¿[илософил, эстетике, архитектуре, педагогике, психологии в аспекте указанной проблема. lia втором этапе (1967-1990 гг.) проводились поисковые исследования, констатирующий эксперимент. Теоретически разрабатывались основы совершенствования процесса освоения учаиимися архитектуры, апробовалась методика эксперимента. Констатирушее исследование позволило определить уровень эстетической образованности, интересы учаиихся в области архитектуры. На третьем этапе (1990-1991 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная проверка разработанной системы занятий по освоению архитектуры учащимися 5-7 классов. Проводились анализ, разработка выводов и рекомендаций, оформление работы. Конкретной ба.зо0 исследования стали школы Прикерпатья с углубленным
изучением изобразительного искусства.
Научная новизна исследования заключается в практической и теоретической постановке проблемы эстетического воспитания средствами архитектуры учашихся школ Украины с углубленным изучением изобразительного искусства; в обосновании необходимости включения архитектуры в учебно-воспитательный процесс школы а определении условий повышения эффективности использования этого вида искусства в системе эстетического воспитания подростков.
Практическая значимость исследования заклвчается в обосновании путей эстетического воспитания учашихся 5-7 классов средствами архитектуры. Разработанные в процессе исследования программы, методические рекомендации для школ с углубленным изучением изобразительного искусства помогут учителям найти эффективные пути совершенствования содержания и методов приобщения школьников к этому виду искусства.
Достоверность исследования обеспечена анализом полученных результатов в широком диапазоне, охватом учааихся разных шол, сравнением результатов в обшеобразователышх школах и школах с углубленный изучением изобразительного искусства, количественным и качественным анализом фактического материала.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе методических консультаций учителе!: изобразительного искусства, в ходе руководства педагогической практикой'студентов художественно-графического факультета в исследуемых школах. Полученные нами материалы прошли апробацию на заседаниях лаборатории изобразительного искусства НИИ художзствеыного воспитания АПН, на научных конференциях Ивано-фраяковского педагогического института, !1вано-Франковского областного института усовершенствования учителей, в выступлении на научно-практическом семинаре "Эстетическое воспитание учашейая м-лодем - задачи, теория, практика, перспективы" (Кировоград, 1988 г.), были продставлепн в докладах на Всесоюзных научно-практических семинарах "Целостный процесс эстетического развития личности" (Херсон, 1989 г.) и "Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами искусства" (Чернигов, 1990 г.)
Частично результаты исследования и теоретические положения опытно-экспериментальной работы опубликованы в статьях в течение 1987-1991 гг.
В№лрр!'1;е результатов основывалось на разработанноГ иссле-
доватолем в соавторстве с Е.А.Антоновичем и С.П.Свидом программе для шкоя (классов) с углубленном изучением изобразительного искусства и методических рекомендаций к ней.
Основные положения ишывода, полученные вами, использовались в практике работы учителей изобразительного искусства школ Прикарпатья.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ ООДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит ив введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуются его гипотеза и методы, определяются научная новизна, практическая значимость и достоверность, апробация результатов и внедрение их в практику.
В первой главе "Теоретические основы включения архитектуры в учебно-воспитательный процесс школы" рассматриваются культурно-философские и педагогические аспекты приобщения учашихся в искусству архитектуры.
Для понимания общеобразовательного и воспитательного значения освоения школьниками архитектуры важное значение имеет определение специфики этого вида искусства, его воспитательных возможностей. В исследовании архитектура 'рассматривается как 'один из видов художественного освоения мира, искусства, художественные образы которого создаются в ходе закрепления определенных типов поведения и деятельности (А.В.Иконников);
В первой главе изучается соотношение архитектурной среди и человека в историческом аспекте. Зодчество в древнейшие времена создавалось как прообраз Вселенной, то есть соответствовало особенностям понимания человеком той эпохи строения мира. Отношение человека и среды - это сложный процесс познания и преобразования действительности. В разные исторические периоды архитектурная среда во многом зависела от господствующей идеологии (в средневековье - от религии, в эпоху Возрождения - от филооо-фии , науки) и отражала действительность, которую человек познает в результате включения в этот процесс своих духовных сил, активизации жизнеутверждающих стимулов.
Характерное чертой современности являются глубокие и динамические изменения жизненной среды, возрастание в ней роли пластических и обЪ'Эиво-пространствешшх искусств; в том числе архи-
тектури. Нине ставится вопрос о едином синтетическом решении окружавшей среда, в котором всо элемента связаны обшим идейно-эмоциональнш замыслом. Особая роль отводится архитектуре) как основе синтезирующего процесса (О.А.ШвидковскпС).
Архитектурная среда становится для человека своеобразной информационной программой, источником программирования потока ассоциаций, эмоций, мыслей тем более, ■•••, чем вше уровень его образованности в области' этого вида искусства. Такая образованность стала.необходимым элементом культуры человека, поэтому приобщение к архитектуре как одному из аспектов астатического воспитания должно происходить в школьном возрасте, на стадии формирования эстетических потребностей и вк^срв.
В условиях поисков путей совершенствования художественного образования, когда преподавание дисциплин художественного цикла не дает еда желаемого результата (В.А.Разумный), приобщение учащихся к архитектуре особенно актуально, так как позволит раскрыть сложное взаимодействие искусства и техники, показать убедительные образца связи искусства с жизнью, формировать у школьников эстетическое отношение к действительности.
В реализации воспитательного потенциала архитектуры возникает ряд проблем: эстетический уровень окружающей архитектурное среди далеко но всегда оказывает положительное воспитательное воздействие; в искусствоведческой литературе материалы по архитектуре Прикарпатья не обобщены, исследователи не задавались задачей отбора конкретных данных о зодчестве региона, которые могли бы использовать учителя изобразительного искусства в своей практической деятельности; недостаточно разработаны формы и метода усвоения знаний по архитектуре в учебно-воспитательном процессе.
В первой главе рассматриваются также возможнуо формы архитектурного краеведения как одного из аспектов приобиеняя учаиихся к этому виду искусства, а также определяются особенности архитектурной среди Прикарпатья. Она обладает высокими эстетическими качествами, глубокими архитектурным!! традициями. Здесь сохранились известные памятники разный стилей, историко-архитектур-нне заповедники, существуют также музеи народного зодчества, школы профессиональных архитекторов и народных мастеров. В диссертации обоснована необходимость включения в содержание обучения и воспитания средствами этого вида искусства материала
об архитектурном наследии родного края, показана воспитательная значимость ознакомления учащихся с памятниками е;;хитеятури,
произведениями народных аоячих, такими нак церковь Пантелеймона в с. Шевчевково. Олвский и Пнстский ввмки, Манявский скит, храмы Рождества в Ворохте, Се.Духа в Рогатыне, Юрьевский в Дро-гобыче, собор св. Юра во Львове, ансыабли пл. Рынок и Львовского братства, туристический комплекс в Яремче, театр им. И.Франко в Ипаио-Франковске, объекты музеев народной архитектуры и быта во Львове, в с.Крылос и др.
Нина мы являемся свидетелями поворота обшоствешшГо сознания в сторону глубокого интереса к национальной культуре. Изучение на уроках изобразительного искусстве архитектурного наследия родного края как важлейшаго источника познания школьниками свое£ культуры соответствует поставленным перед современной школой задачам... Включение атого материала дает возможность усилить научно-методическую базу эстетического воспитания детей. Приобщение учаплхся к архитектурному краеведению одновременно является одни/ из важных факторов совершенствования процесса освоения втого вида искусства.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме в диссертации показано, что в ряде работ (А.В.Бакушинского, А.Л.Бурова, В,П.Полуниной, Ю.П.Протопопова, Б.П.Юсова и др.) констатируется зивченио архитектуры как источника знаний, эстетического воспитания подраставшего поколения. Некоторые ученые (В.В.Алексеева, Н.В.Гросул, Б.М.Кзменский) предлагают выделить архитектуру как самостоятельный компонент предмета "Изобразительное искусство". В ряде исследований (Л.П.Барышниковой, К.Б.Ветровой, Д.Сыдыгалшвва и др.) изучались различные, порой довольно узкие проблемы эстетического воспитания уче-шихся средствами архитектуры. В то же время отсутствует комплексная разработка проблемы, прежде всего вопросов архитектурно-художественной деятельности учащихся, освоения народного золче-. ства на уроках изобразительного искусства я др.
Результаты всестороннего анализа научной литературы, практики, а также школьных программ свидетельствуют о том, что в нас-тояпее время существует два направления в освоении архитектуры на уроках изобразительного искусства. В первом приобщение к архитектуре происходит преимущественно через теоретическое закрепление 8нани5, визуальное ознакомление с примерами эстетического освоения окружашей среды. Практический опыт в основное приходится на внеурочную ,внешкольную работу в кружках, студиях в т.д. Во втором направлении практический и теоретический матерка-
лы взаимно дополняют друг друга и представляют собой самостоятельней раздел в программе. IIa наш взгляд, современные требования отвечает второе направление. Возникает задача определения оптимального соотношения теоретической и практической деятельности по освоению этого вида искусства в конкретном возрасте. Не менее важно выделить конструктивные виды искусства (архитектура , дизайн) как самостоятельный компонент предмета "Изобразительное искусство" и пересмотреть содержание материала по архитектуре.
Во второй главе "Пути совершенствования эстетического воспитания учекихся 5-7 классов средствами архитектуры" на основе анализа пскхолого-педагогической литературы, изучения практики раскрывается ряд педагогических условий эффективности освоения учащимися этого вида искусства.
Выводы из теоретической главы позволяет выделить следуюшие перспективные направления совершенствования эстетического воспитания школьников средствами архитектуры:
- учет воэрастнвх особенностей в освоении этого вида искусства;
- оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры;
- опора на архитектурное наследие родного края в воспитательной работе с учащимися.
На основе 'выделения ведущих сензитивных типов деятельности, изученных в психологии и педагогике(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготские, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн) и ведущих типов художественной Деятельности (Б.П.Юсов) рассмотрены возрзстше особенности освоения учашимися архитектуры. Так, Б.П.Юсов отметил, что в возрасте от 8 до 12-13 лот ведущей является изобразительная деятельность, указнпая при этом на возрастание интереса младших подростков к прикладной деятельности. В ведущей деятельности, согласно А.Н.Леонтьеву, возникают и развиваются другие вида деятельности, в частности конструктивная. В ряде работ (О.И.Галкина, Н.Г.Гринэ-вич) отмечается, что именно в 5-7 классах возрастает интерес к ванятиям по конструированию.
Прослеживая развитие возможностей учащихся в изучении архитектуры, мы условно выделяли четыре возрастных этапа: 1-4, 5-7, 8-9 и 10-П классы. На основании изучения практики, собственного опыта работы по данной проблема наш выделена возрастная дина-
кика изучения этого вида искусства, где каждый этап характеризуется своими особенностями. На первом этапа превалируют элементы рисунка как способа линейной передачи характера архитектурных форм. Элементы объема, конструкции подчинены им. На втором этапе доминирует разнообразная практическая архитектурная деятельность учашихся, направленная главным образом яа освоение языка данного вида искусства, пластическое объемяо-пространственное решение архитектурных композиций, постижение учашшися специфики архитектурного творчества. На третьем этапе возрастает значение теоретического материала в занятиях этим видом искусства, а практическая деятельность развивается по пути услояшенкя технологии и активного архитектурно-художественного творчества. На четвертом эгало' преобладает профессиональная ориентация и подготовка учащихся к профессии архитектора.
Во второй главе охарактеризована методика всей ошггно-экспе-риментальноЕ работы, которая раскрывает особенности приобщения учашихся к архитектуре. В процессе поисковых исследований была выявлена значительная разница знаний учашихся в области архитектуры общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением изобразительного искусства. Результаты исследования показали, что в школах Прикарпатья, работавших по традиционно?, программе изобразительного искусства, приобшение учашихся к архитектуре происходит в форме бесэд и вне учета специфики архитектурного наследия республики, родного края. Возрастные особенности освоения этого вида искусства не учитывались и в целом изучение архитектуры по данной програше яосит поверхностный характер. Поисковые исследования подтвердили, что для полноценного освоения учащимися архитектуры необходимо сочетание бесед, экскурсий и архитоктурно-худоизствонной деятельности. Такие условия могли предоставить школы с углубленным изучением изобразительного искусства, где мы и продолжили исследования. В этих школах, работавших по экспериментально!: программа, на изобразительное искусство отводится два урона в неделю. Экспериментальной программой, разработанной при участи; автора данного исследования, предусмауривался вариант школ с углубленным изучением архитектуры.
Констатируюшй эксперимент позволил установить первоначальны?: уровень эстетического развития школьников в области архитектуры, Эксперимент опирался на результаты предаарительных исследован^: 1988-1989 гг. вдаояах Прикарпатья с углубленным
изученном изобразительного искусства, работающих по экспериментальной программе, и охватывал более Й00 учапихся 5-7 классов. Уровень эстетячеокой образованности младших подростков в области архитектуры определялся через выявление системы внаний и умений. Для измерения знаний и умений школьников 5-7 классов в тооро тичоском и практическом аспектах мы условно выделили три уровня: высокий, средний и низкий. Эстетическая образованность в теоретическом аспекте определялась с помощью анкетирования. Вопросы анкеты были разделены на три группы: I) знание памятников зодчества, окружавшей архитектурной среды, выдающихся мастеров в области этого вица искусства; 2) представление о языке архитектуры; 3) умение выразить' свое отношение к произведению этого вида искусства.
Уровень эстетической образованногти в практическом аспекте выявлялся с помошью двух практических заданий - рисование памятника архитектуры по представлению и выполнение объемной архитектурной композиции. Работы оценивались по следующим критерияи:. адекватность восприятия архитектурной формы (умение графически передать пропорции, ритм, пластику фасадов, соотношение со средой); отраженно в объемной композиция пространственной структуры архитектурного произведения, масштабности, фактуры; использование в работах умений и навыков, полученных ранее на уроках изобразительного искусства, а также эмоциональность исполнения практических работ. Практические работа учащихся оценивались экспертной группой (учителя изобразителыюго искусства, преподаватели художественно- графического факультета, автор исследования). В зависимости от уровня выполнения работы оценивались в баллах (от 3 до 0). Как и в предыдуаих анкетах, уровень знаний а умени!! в области архитектуры в практическом аспекте определялся следующим образом: высокий - 2,5 - 3, средний - 1,5-2,4, низкий - менее 1,5.
Для определения интереса учаиихсл разных классов к архитектуре было проведено анкетирование. £го результаты свидетельствуют о том, что к седьмому классу интерес ыладшях подростков к архитектуре постепенно возрастает. Если в пятом классе большинство учатихся выражает делание заниматься практической художественной деятельностью, в частяооти различными винами архитеитурно-худсь жествепной деятельности, (рисование зданий с натуры и по представлению, выполнение объемных архитектурных композиций, макетов),
то в седьмом классе усиливается интерес к 'теоретическому матера- • лу, более четко проявляются потребности индивидуального самовыре-яения в области архитектуры.
Результата констатирующего эксперимента подтверждают вывод теоретической части исследования: эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры главным образом должно осуществляться чероз овладение основами практических художественных работ в данной области, активное приобшенио детей к этому виду искусства и.созденио тем самым возможностей для проявления их творческих способностей. Одновременно школьники участвуют в творческом процессе и раскрывают для себя ноше стороны архитектурно-пространственной среды, углубляют теоретические знания об этом виде искусства.
Исследование пэкеэало, что включение в содержание обучения и воспитания средствами этого вида искусства материала об архитектурном наследии родного края, которое может осуществляться . как на уроках освоения архитектур« в качестве наглядных и дидактических материалов, так и во внеклассной, внешкольной работе, способствует правильной оценке и пониманию школьниками окружающей действительности, активизирует познавательные потребности в области архитектуры и искусства в целом.
В хода ксследоьанйя также била выявлена несогласованность между возникавшим в соанании младшего подростка архитектурным образом и овладением средствами его воспроизводения, особенно проявлявшееся в процессе выполнения объемных композиций. Преодоление проблемы ми видим в совершенствовании содержания и методов приобщения учащихся и архитектуре.
В I990-I99I гг. в целях улучшения республиканской экспериментальной программы, а также апробирования возмогших путей эстетического воспитания, методов приобиения учаиихся 5-7 классов к архитектуре нами проведена в школах опытно-экспериментальная работа. Uu проверили эффективность использования в процессе ознакомления с архитектурой материала, внесенного в програшу на основании виводои констатируюшего эксперимента.
Во второй главе представлена разработанная нами система освоения архитектуру в 5-7 классах школ с углубленны!,! изучением изобразительного искусства с учетом специфики архитектурного наследия родного крап, возрастных особенностей освоения этого вида искусства, а такгш с учета/, оптимального соотношения теоретичес-
вой к практической деятельности в процессе изучения архитектуры,
Систомрй занятий предусмотрено последовательное введение школьника в мир архитектуры: от постижения языка этого вида искусства на примере памятников архитектур« родного края, народного зодчеотва до изучения мирового архитектурного наследия. В сменяемости и чередовании заданий воспитывается потребность усвоения навыков и умений архитектурно-художественной деятельности, проявляется возможность воплощения визуального образа в определенной технике и материале. В процессе творческой архитектурно-художественной деятельности учащиеся должны пройти путь от умения йзображать архитектуру, создания элементарных архитектурных форм (5 класс), где используются элеменгы-«одули, которыо облегчают процесс поиска, до сложных творческих задач по целостному решению объема (7 класо), включающего элементы конструкции в сочота-нии с компонентами изобразительности и декоративности.
Создавая на уроках творчз скую атмосферу, мы тем самым обеспечивали условия для успешного достижения шольнлкама специфики зодчества, особенностей формообразования в архитектуре, выразительных средств, свойственных этому виду искусства. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что приобщение учащихся к архитектуре по предложенной системе споообствало усилению интереса школьников к этому виду искусства. Возросла и активность подростков во всех видах учобно-творчеокой работа на уроках изобразительного искусства.
Проведенные после коястатярушего эксперимента в одной из исследуемых школ замеры эстетической образованности в облаоти архитектуры показали повышенно уровня как в теоретическом, так я в практическом аспектах.
Результаты нашего исследования частично нашли отражение в усовершенствованной республиканской программе для школ с углубленным изучением изобразительного искусства, а также в методических рекомендациях к ней. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие вывода: .
1. На современном отапе искусство архитектуры является необходимым компонентом школьного образования.
2. В приобщении школьников к атому виду искусства необходим целенаправленный и комплексный подход.
3. Специфика освоения архитектуры учащимися 5-7 классов заключается в том, что основой втихинятиЕ является разнообразная деятельность, позволяющая в комплексе раскрыть художественно-
образные особенности зодчества, его техническое аспекты, чему в больной степени способствует выполнение объемных архитектурных композиций.
4. Опытногзкспершвнтальная работа показала, что содержанием изучения архитектуры является: совокупность исторических, худо-вествешю-практичйских знаний об атом виде искусства, совокупность способов художественно-творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и искусству.
5. Программа, разработанная с учетом специфики архитектурного наследия родного края, возрастных особенностей школьников, оптимального соотношения теоретического и практического материала, обеспечивает повышение уровня эстетической образованности подростков.
6. Освоение архитектуры учащимися 5-7 классов школ с углубленным изучением изобразительного искусства по предложенной нами системе способствует более глубокому овладению художественной
п материальной культурой, развитию обше£ и духовной культуры школьников.
По теме исследования опубликованы следующие работы.:
1. Программа для школ .(классов) с углубленным теоретическим г, грактячсскш изучением изобразительного искусства и архитектуры на 1988-89 уч. год. IX класс (зксперим). - К.: ЫП УССР, 1988. - 40 с. (в соавторстве. На укр. яз.).
2. Программа для пкол (классов) с углубленным теоретическим и практические изучением изобразительного искусства и архитектуры. Х-1Х классы (эксперт.!.). - К.: ЫП УССР, 1989. - 39 с.
(В соавторстве. На укр, яз.),
3. Эстетическое воспитание скольников средствами архитектуры // Целостный процесс эстетического развития личности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - М., 1989. - С. 318-319.
4. Программа для школ (клаозов) с углубленным теоретическим п практическим изучением изобразительного искуоства и архитектуры.1-И классы. - К.: Рад.шк., 1989. - 87 с. (В соавторстве. На укр. яз.).
5. Углубленное, езучоедс изобразительного искусства в 1-У1 классах. Методические рекомендаций.-К,: Рад. вк., 1930. - 52 с.
соавторство . Ря укр. яз.),
6. 4орм15ровонио у подростков эстетического отношения к даГ.стштояьности в процессе ду ознакомления с народной архктек-
турой // Проблемы методов исследования системы нравственно-эстетического воспитания учашеЁся молодежи: Научные статьи. - М., 1990. - С. 41-42.
7. Особенности эстетического воспитания подростков средствами архитектуры в школах с углубленным изучением изобразительного искусотва // Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами искуоства: Тезисы Всесоюзного семинара. Ч. 2, - Чернигов, 1990. - С. 122-123.
8. Эстетияеокое воспитание .учащихся средствами архитектуры на уроках изобразительного искусства //Актуальные проблемы современной шяоян я профессиональной подготовки учителей. - Ц., 1990. - С. 48-54. -Деп. в ОДНИ "Школа и педагогика". 16.04.90. #101-90.