Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Дамаданова, Саидат Рамазановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства"

2 - 5

3

8 " * На правах рукописи $

Г '

I - . . ■ ... * ■ <

у-*«" -» •* ^

ц а?

ДАМАДАНОВАСАИДАТРАМАЗАНОВНА* 3

8 * - * - . - * > 1 5,

| • . • • ?

ц *

и *, * * к

8 ' ' * ^

« г

у ,

У '

§ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ *

а?

§ - СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО. ИСКУССТВА г |

0 -»г *

8 - (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) 5

а ". " * - » з

§ - с' » ' л " - яч > *

и , ... , . , , ; ^

8 - ' * * . Ч

I» <• /г '

ц 13. 00. 01 - общая педагогика, |

к " история педагогики и образования |

3 * »-5

3 * • * . , " ' -

§ - ' ^

в . у

Ь * • * * " * * - ^ * I

5 - ■ . • , • |

§ • АВТОРЕФЕРАТ • . ?

в" « * ж

1 • 4 ' * 2

8 диссертации на соискание ученой степени »'

| - кандидата педагогических наук 5

§• • 3

Ц » ' __► ^

| - |

8 - ♦ • . - . -А

8 ^

| - " МАХАЧКАЛА-2004 - * *

: : I

а ' - ч

Работа выполнена на кафедре методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестанского государственного педагогического университета

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

РАДЖАБОВ ИСМАИЛ МАГОМЕДОВИЧ

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация - Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров

Защита состоится «27» апреля 2004г., в «12.00» часов на заседании: диссертационного совета К 212.051.01 в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, ауд. 119

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета

Автореферат разослан « ДтЦ> марта 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических

АБДУРАХМАНОВ СЕЛИМ ДАВУДОВИЧ;

кандидат педагогических наук, ст. п. РАМАЗАНОВА ЭЛЬМИРА АЛИЕВНА

наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентации подрастающего поколения, развитии творчески, активной личности в школе принадлежит предметам художественно-эстетического цикла. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства.

Обучение и воспитание учащихся с использованием творческого наследия старших поколений способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию их интереса к национальной культуре.

Анализ методов преподавания изобразительного искусства на различных этапах развития общества показывает, что во все времена процесс обучения базировался на творческом обобщении опыта прошлого, использовании устоявшихся художественно-эстетических традиций изобразительного искусства. Эти принципы сохраняют актуальность и на современном этапе развития системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.

При анализе и разработке данной проблемы использованы труды ведущих ученых по эстетике: Борева Ю. Б., Кагана М. С, Кияшенко Н., Разумного В. И. и др.; по общей педагогике: Бабанского Ю. К., Лер-нера И. Я., Скаткина М. Н., Сластенина В. А. и др.; по психологии: Волкова Н. Н., Выготского Л. С, Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Кузина В. С. и др., в которых подробно рассматриваются методологический, психолого-педагогический аспекты проблемы эстетического развития школьников.

Проблема художественно-педагогического образования с использованием творческого наследия художников на уроках изобразительного искусства достаточно подробно разработана в исследованиях Байрамбекова М.М., Комаровой Т.С., Лихачева Б.Т., Йеменского Б. М.,

Раджабова И. М., Ростовцева Н. Н., Шорохова Е. В., Шпикаловой Т. Я. и др. Важное значение для данного исследования имели также труды известных ученых-искусствоведов Голубовой Э.И., Ванслова В.В., Смольникова И., Федоровой О., Гейбатовой-Шолоховой 3. А., Магоме-дова Д. М, Магомедовой-Чалабовой М. И., Султановой Г. А., Шахмар-дановой Л. В. и др., где достаточно четко показаны и обобщены этапы развития изобразительного искусства России и характерные особенности дагестанского профессионального изобразительного искусства.

Однако следует отметить, что в системе регионального художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительное искусство» в недостаточной степени отражает проблемы использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия мастеров изобразительного искусства Дагестана.

Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах Дагестана нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся в области национального изобразительного творчества, слабо реализуется педагогический потенциал местного экспозиционного материала, не используется в полной мере УМК (учебно-методический комплект - методическая литература, таблицы, слайды и репродукции произведений дагестанских художников).

Недостаточная разработанность вопросов эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили выбор темы: «Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан)».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если

• всесторонне изучить и использовать творческое наследие мастеров изобразительного искусства в художественно-педагогическом

образовании школьников; - .

|

: •• 1 4

• использовать в учебно-воспитательном процессе основные виды и жанры изобразительного искусства;

• раскрывать художественно-эстетическую значимость произведений изобразительного искусства как средства эстетического воспитания школьников;

• разработать и апробировать в учебно-воспитательном процессе дифференцированные формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Цель исследования - выявление педагогических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

• изучить и теоретически обобщить возможности использования творческого наследия мастеров изобразительного искусства Дагестана в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников;

• определить и разработать содержание уроков и воспитательных мероприятий, посвященных творчеству дагестанских художников;

• разработать и апробировать на уроках изобразительного искусства педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Дагестана;

• определить критерии сформированности художественно-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к национальной художественной культуре.

Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблеме формирования художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностных ориентаций личности, определяющих основу эстетического постижения окружающей действительности.

Методы исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и специальной методической литературы по проблеме исследования;

• изучение и выявление передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства;

• опытно-экспериментальная работа: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка данных.

Этапы, исследования:

первый этап (2000-2001гг.) - подготовительный, посвящен анализу существующих теоретических работ, накоплению эмпирического материала, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к профессиональному изобразительному искусству, формулировке рабочей гипотезы проблемы;

второй этап (2001-2002гг.) - посвящен сравнительному анализу учебных практических работ по рассматриваемой проблеме, проведению опытно-экспериментального исследования, активизации творческих способностей учащихся в ходе приобщения к творческому наследию дагестанских художников;

третий этап (2002-2003гг,) - формирующий - период завершения экспериментального исследования и апробации дидактических условий, обобщения накопленного опыта, анализа и систематизации результатов эксперимента, оформления выводов и результатов.

На защиту выносятся:

1. Художественно-эстетическая значимость произведений изобразительного искусства как важного средства эстетического воспитания школьников.

2. Дидактические условия, формы и методы эстетического восприятия учащимися произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к творческому наследию дагестанских художников.

3. Критерии сформированное™ художественно-эстетических способностей учащихся в ходе освоения изобразительного творчества художников Дагестана.

Научная новизна исследования:

1. Исследованы теоретические аспекты эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творческому наследию мастеров изобразительного искусства.

2. Разработаны дидактические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников на основе использования творческого

наследия профессиональных художников Дагестана, способствующие развитию интереса к национальной художественной культуре.

3. Определены трехуровневые критерии, позволяющие выявить эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к изобразительному искусству:

• проявление осознанного интереса учащихся к творческому наследию художников; ярко выраженное эстетическое отношение к окружающей действительности;

• наличие у школьников художественных знаний, необходимых для эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения;

• сформированность художественно-практических навыков отображения национальных художественных мотивов в изобразительном творчестве учащихся;

• освоение средств художественной выразительности в процессе, приобщения учащихся к изобразительному творчеству дагестанских мастеров;

• понимание художественно-эстетического своеобразия дагестанского профессионального творчества, наличие адекватных оценочных критериев самобытного изобразительного искусства;

• осознание художественной и нравственно-эстетической значимости творчества дагестанских художников в процессе формирования мировоззрения, ценностных ориентаций;

• умение распознавать характерные особенности творчества известных дагестанских художников (манеру, художественный метод, стилевые отличия и т.д.).

Теоретическая значимость исследования:.

• раскрыта теоретическая основа закономерности восприятия, изучения и анализа произведений изобразительного искусства;

• изучены и комплексно решены проблемы приобщения учащихся к национальной художественной культуре, выявлены и научно обоснованы педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Дагестана.

• рассмотрен аспект нравственно-эстетического воспитательного воздействия отечественного изобразительного искусства в процессе творческого анализа самобытных художественных произведений.

Практическая значимость:

• создан учебно-методический комплект наглядных пособий, фотоиллюстраций с изображением известных дагестанских художников, их краткими биографическими данными, способствующих наиболее эффективному приобщению школьников к изобразительному искусству Дагестана;

• разработаны методические рекомендации, конспекты уроков-бесед, практических занятий, факультативов и воспитательных мероприятий, способствующие эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания школьников на материале дагестанского изобразительного творчества.

• результаты исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического цикла в других регионах с целью, приобщения школьников к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству, формирования ценностных ориен-таций учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных, сравнительным анализом результатов педагогического эксперимента, сочетанием количественных и качественных показателей, личным опытом преподавания в школе.

Сбор информации для проведения педагогического исследования производился в школах Махачкалы, Каспийска, Буйнакска, сел. Ленинкент, Кумух, Гудатли, Сагада, Кидеро, Хибетли, Шаури, Генух, Зехида, Шаитли и др.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения педагогического исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, апробированы автором диссертации в ходе школьной педагогической практики и чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспеду-ниверситета.

Результаты исследования опубликованы в сборниках научных статей Санкт-Петербурга, Астрахани, Махачкалы (участие в вузовских конференциях, в республиканской научно-практической конференции, посвященной 30-летию художественно-графического факультета Даг-госпедуниверситета и др.).

Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школе №17 и гимназии №38 г. Махачкалы, общеобразовательных школах поселка Ленинкент и селения Кумух.

Структура диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дано обоснование актуальности исследуемой проблемы, определены цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, этапы и методы экспериментальной работы, раскрыты научная новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены данные по апробации результатов исследования и внедрению эксперимента.

В первой главе «Теоретические аспекты художественно-педагогического образования школьников средствами изобразительного искусства» рассматриваются методологические проблемы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, определяются педагогические условия приобретения школьниками практических навыков и искусствоведческих знаний, формирования эстетического отношения к действительности в процессе приобщения их к профессиональному изобразительному творчеству дагестанских художников.

В главе приведен краткий исторический очерк развития методов обучения рисованию, рассмотрены мировоззренческая направленность восприятия профессионального изобразительного искусства и эстетические ориентации различных эпох в вопросах художественного образования и эстетического воспитания, анализируется передовой педагогический опыт решения рассматриваемых проблем в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Обоснование научной концепции данной работы базировалось на изучении научных трудов ученых-исследователей, анализе и творческой переработке соответствующей психолого-педагогической методической литературы, а также на основе практического опыта преподавателей общеобразовательных учебных заведений Республики Дагестан.

Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе, достаточно четко разработанные отечественными специалистами, сегодня подвергаются дальнейшему изучению и дифференциации.

Отношение педагогов к проблеме обучения изобразительному искусству носит дискуссионный характер.

В начале XX столетия среди искусствоведов и теоретиков художественно-эстетического образования стал широко пропагандироваться заимствованный у зарубежных специалистов метод «свободного воспитания», утверждавший преклонение перед непосредственностью и наивностью детского рисунка, невмешательство взрослых в естественный процесс развития ребенка, в его изобразительную деятельность, творческий процесс, сведение функций педагога к роли пассивного наблюдателя.

Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие отечественной методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживает Д.Н. Кардовский - ученик и последователь П. П. Чистякова, инициатор создания высших учебных заведений, готовящих учителей рисования для средней школы. Как педагог, Кардовский Д.Н. отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма, стараясь не только «поставить глаз и руку» ученика, но, как и его учитель П. Чистяков, повышал художественную культуру учащегося.

Отечественная методика обучения школьников изобразительному искусству обеспечивает высокий уровень нравственного и эстетического воспитания школьников, способствует их общему развитию, успешно выполняет задачу гармонического развития личности. Залогом успеха служат постоянное изучение наиболее важных проблем теории воспитания и обучения школьников средствами изобразительного искусства, обобщение передового педагогического опыта и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

В различные исторические периоды проблеме художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения уделялось немало внимания.

Впервые теоретическое обоснование практики изобразительного искусства, организацию систематизированного обучения рисованию в школе, включение его в общеобразовательный процесс можем наблю-

дать у древних египтян, что объясняется также особенностями иероглифической письменности.

Значительно обогатили методы преподавания и воспитания художники и мыслители Древней Греции, считавшие обучение рисованию необходимым не только для освоения искусств и ремесел, но и для общего образования, воспитания гармонически развитой личности. В произведениях искусства того времени нашли отражение эстетические идеалы, продиктованные особенностью жизни демократических полисов, свободные граждане которых вставали на защиту своего государства в случае военной опасности.

В эпоху Римской империи художник-педагог, отходя от глубоко продуманных методов обучения рисунку, мало задумывается над высокими проблемами изобразительного искусства, интересуясь, в основном, лишь воспроизведением ремесленно-технических приемов творчества своих великих предшественников.

Эстетическим идеалом культуры эпохи Возрождения, взявшей за основу многое из античных мировоззренческих позиций, являются утверждение красоты реальной земной жизни, новое представление о безграничных возможностях совершенного человека как о свободной и гармонично развитой личности, способной к изменению действительности, прогрессу в области науки и искусства. Научные исследования мастеров эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Дюрера, Ченнини Ченнино, Альберти и многих других открывают новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию, впервые разрабатывая принципы преподавания художественного отображения реальной действительности.

Оплотом реалистического изобразительного искусства в России рубежа ХУ111-Х1Х вв. являлась Российская Академия художеств, оказавшаяся на тот момент одной из передовых европейских художественных школ, методическим центром художественного образования в России. Особо следует отметить, что научно-методическая постановка художественного образования и новые методы преподавания рисования, разработанные в стенах Академии, оказали определяющее и плодотворное влияние на преподавание не только в специальных учебных заведениях, но и в общеобразовательной школе, где рисование было обязательным учебным предметом. Произведения выдающихся русских художников Лосенко А. Н., Угрюмова Г. И., Иванова А. И.,

Егорова А. Е., Шебуева В. К., Венецианова А.Г., Саврасова А.К., Репина И.Е., Сурикова В.И., Серова В.А., Коровина КА., Васнецова В.М., Нестерова В.М. имеют огромный воспитательный и образовательный потенциал, умелое использование которого на уроках изобразительного искусства способствует приобщению подрастающего поколения к подлинным художественным и общечеловеческим эстетическим ценностям.

Дагестанское изобразительное искусство послереволюционного периода характеризуется формированием в нем двух основных направлений: переосмыслением самобытных изобразительных традиций в соответствии с новыми эстетическими требованиями и творческим восприятием, освоением новых, нетрадиционных для данной культуры форм. Изобразительное искусство Дагестана, развивавшееся как неотъемлемая часть российской художественной культуры, постепенно выработало собственные эстетические средства и художественные традиции, выражающие духовную красоту, моральный и нравственный облик современников.

Изучая истоки становления профессионального изобразительного искусства, школьники познают, что определяющую роль в формировании и развитии профессионального изобразительного искусства Дагестана, становлении мировоззрения и художественно-эстетических принципов творчества дагестанских художников сыграла художественная культура России Х1Х-ХХ вв.

Подъем национально-освободительного движения горцев Кавказа в XIX в. привлек особенно пристальное внимание к Дагестану передовой мировой общественности, прогрессивных кругов художественно-творческой интеллигенции России.

В разные годы в Дагестане плодотворно работали такие известные русские художники, как князь Г.Г. Гагарин, П.И. Бабаев, Ф.Ф. Гор-шельдт, Ф.А. Рубо, Е.Е. Лансере и многие другие, отразившие в своих произведениях драматические события, суровые горные пейзажи, русских воинов и образы горцев, выполненные с чувством глубокой симпатии и уважения к свободолюбивому народу.

Изучая произведения русских художников, учащиеся познают важнейшие нравственно-эстетические принципы творчества, в частности, - независимость суждений, умение выразить в художественных образах собственную идейную, гражданскую позицию. Творческий

анализ подобных высокопрофессиональных произведений искусства способствует формированию у дагестанских школьников нравственно-эстетических качеств, чувства гордости и собственного достоинства, навеянного героическими образами предков.

Под влиянием творчества выдающихся русских художников, посетивших Дагестан в концеХ1Х -начале XX вв., в среде национальной интеллигенции пробуждается неподдельный интерес к европейской культуре, возникает потребность освоения новых изобразительных форм - живописи, пластики, графики.

Самобытное творчество основоположников профессионального изобразительного искусства Дагестана Халил-бека Мусаева, Муэддина-Араби Джемала (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов) и Хас-Булата Нухбековича Аскар-Сарыджи (Аскаров), являющихся приверженцами высоких традиций русского реалистического искусства, подготовило прочную основу для формирования профессионального изобразительного искусства в Республике Дагестан.

Подробное изучение, использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания школьников Дагестана призвано способствовать активизации их творческих способностей, развитию интереса к разнообразию жанров изобразительного искусства, формированию нравственно-эстетических качеств учащихся.

Наиболее эффективным средством художественно-эстетического воспитания учащихся в региональной общеобразовательной системе является систематическое ознакомление школьников с творческим наследием выдающихся художников Дагестана. Такой подход способствует формированию эстетического восприятия национальной культуры, активизирует самостоятельное творчество учащихся, развивая воображение, ассоциативное поэтическое видение образов, является важным средством как нравственно-этического становления личности, так и эффективного обучения изобразительной грамоте в общеобразовательной школе.

Эмоциональное восприятие узнаваемых и близких по духу сюжетов тематических живописных и графических произведений способствует эффективному освоению учащимися изобразительной грамоты.

Возможность непосредственного восприятия школьниками подлинников высокопрофессиональных произведений дагестанских ху-

дожников, общения с признанными мастерами как на аудиторных занятиях, так и в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики является действенным средством художественного и эстетического воспитания, формирует сознание опосредованной сопричастности к миру высокого искусства.

Просмотр и анализ национальных портретных и тематических произведений прошлого и современности способствует формированию у дагестанских школьников чувства гордости и достоинства, навеянного героическими образами соотечественников.

Изучение художественных произведений, отображающих исторические события, формирует гражданские, патриотические чувства школьников, способствует развитию интереса к истории и традиционной культуре родного края.

Поэтическое воспроизведение узнаваемых морских и горных пейзажей, лирических и величественных картин природы в произведениях дагестанских художников способствует новому видению незамеченных ранее явлений окружающей действительности, стимулирует эстетическое восприятие учащимися самобытной красоты родного края.

Освоение предметных композиций способствует расширению и закреплению представлений дагестанских школьников о многовековой материальной и духовной культуре народов многонациональной республики. В то же время художественное образование школьников, формирующее эстетическое восприятие духовного культурного наследия предков, способствует более эффективному освоению прогрессивных мировых художественных традиций.

Обращаясь к произведениям выдающихся художников России и Дагестана на внеклассных мероприятиях и уроках-беседах по изобразительному искусству, учитель должен ознакомить школьников с общепринятой искусствоведческой терминологией, доступными понятиями и определениями, соответствующими уровню развития интересов учащихся. В ходе творческого анализа подлинников и репродукций необходимо вызывать определенное эмоциональное отношение детей к произведениям искусства путем яркого рассказа, ассоциативного восприятия близкого по содержанию литературного, музыкального произведения, обращения к примерам из повседневной жизни.

Однако наряду с успехами современного подхода к образованию необходимо отметить, что в системе эстетического воспитания школьников, в процессе обучения их изобразительному искусству имеется ряд существенных недостатков, влияющих на общий уровень эстетического развития школьников. Так, результаты педагогического исследования и детального анализа уровня преподавания предметов эстетического цикла в ряде школ республики выявили наличие некоторых пробелов в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся 5-8 классов:

♦ отсутствие научной, учебной и методической литературы, направленной на системное художественно-эстетическое воспитание с использованием творческого потенциала дагестанских художников;

♦ однообразие форм и методов преподавания предметов эстетического цикла, отрицательно влияющих на познавательно-творческую активность школьников;

♦ недостаточная информированность школьников о национальной художественной культуре и отсутствие осознанного интереса к творческому наследию мастеров дагестанского профессионального изобразительного искусства и др.

Разработанная нами экспериментальная методика обучения направлена, прежде всего, на преодоление перечисленных недостатков в системе художественно-эстетического образования. Рекомендовано системное использование на уроках изобразительного искусства репродукций произведений известных мастеров национальной графики и живописи, освоение учащимися творческого наследия дагестанских мастеров, раскрывающего школьникам в доступной форме профессиональные особенности мастерства, изучение подлинников, находящихся непосредственно в мастерских художников, музеях города и республики и др.

Во второй главе «Педагогические условия использования творческого наследия художников. Дагестана в учебно-воспитательном процессе» представлена дидактическая система эстетического воспитания учащихся 5-8 классов в процессе их приобщения к профессиональному изобразительному творчеству.

В разработке дидактических условий мы ориентировались на подходы и принципы, имеющиеся в действующих программах по изобразительному искусству для общеобразовательных школ: программы

Кузина В. С, Неменского Б. М., Ростовцева Н. Н., Раджабова И. М., Сокольниковой Н. М., Шпикаловой Т.Я., а также труды дагестанских исследователей, посвященные изучению основ народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, Байрамбекова М. М. и Гаджимурадова С. М.

Проведение констатирующего эксперимента предполагало выполнение следующих задач:

1. Выявить творческий потенциал учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных и инновационных учебных заведениях в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников Дагестана.

2. Определить уровень сформированности интереса школьников к национальной художественной культуре, в частности, изобразительному искусству Дагестана.

3. Разработать оптимальные условия, формы и методы художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе освоения творческого наследия дагестанских художников.

В ходе констатирующего эксперимента нами составлены и использованы анкеты-вопросники и специальные задания, позволившие выявить недостаточный уровень художественно-эстетического освоения школьниками дагестанского изобразительного искусства, а также навыков использования полученных знаний в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.

Результаты констатирующего эксперимента, выявившие недостаточное использование в системе регионального художественного образования творческого потенциала дагестанских художников, позволили нам разработать и апробировать эффективные формы и методы художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами профессионального изобразительного искусства Дагестана.

Методика экспериментального обучения разработана с учетом анализа содержания действующих программ по изобразительному искусству и предполагает приобщение учащихся школ республики к творческому наследию дагестанских художников, к национальной художественной культуре. Разработка методики формирующего эксперимента, предусматривающая творческий анализ художественных достоинств произведений известных художников, направлена на осоз-

нание школьниками мировоззренческой сущности изобразительного искусства и эстетическое восприятие национальной художественной культуры.

Так, при проведении бесед, раскрывающих национальную тематику, особое внимание уделялось не только глубокому и содержательному анализу художественно-эстетических достоинств известных произведений, но и активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитию эстетического отношения к художественному содержанию произведений, правильному использованию школьниками искусствоведческой терминологии.

На экспериментальных уроках рисования с натуры, способствующих развитию зрительной памяти, пространственного мышления, наблюдению и анализу формы предметов, школьники обучались эстетическому восприятию действительности, приобщаясь к специфике художественных традиций Дагестана.

Особое внимание уделялось тематическому рисованию, развивающему творческое воображение, эстетическое восприятие и воспроизведение по памяти предметов и явлений окружающего мира, способствующему детальному изучению творческого наследия художников, что является важным фактором оптимального приобщения подростков к национальной художественной культуре.

Ответы учащихся и результаты практического рисования явились основанием для координирующих выводов об эффективности педагогического эксперимента.

В исследовании систематизировано содержание программных материалов изучения изобразительного искусства в 5-х - 8-х классах с учетом возрастных особенностей учащихся и методической целесообразности приобщения к творческому наследию дагестанских художников.

Содержание экспериментальных занятий направлено, прежде всего, на максимально эффективное изучение на уроках изобразительного искусства отечественных художественных произведений, оказывающих благотворное влияние на эстетическое воспитание учащихся школ республики. Эффективность такого подхода в значительной степени зависит от уровня эстетической культуры педагога, его умения связать различные формы организации художественного обучения и

эстетического развития в единую систему художественно - эстетического воспитания личности.

Предложенные нами дидактические условия, предусматривающие систематизированное и продуманное изучение профессионального изобразительного творчества дагестанских художников, способствуют освоению учащимися различных видов художественной деятельности (виды графики, станковая и монументальная живопись, сценография и др.), активизируя их индивидуальные способности.

Таким образом, художественное образование и эстетическое воспитание школьников в процессе изучения профессионального изобразительного искусства Дагестана предполагает:

♦ расширение знаний учащихся о видах и жанрах изобразительного искусства, художественно-выразительных средствах живописи, графики и скульптуры на примере творчества дагестанских художников;

♦ ознакомление со стилевым своеобразием, характерными особенностями творчества известных дагестанских художников, изучение их жизненного пути и творческого наследия;

♦ осознание ценностной значимости творческого наследия дагестанских художников, как для осуществления художественно-познавательной деятельности учащихся, так и развития вкуса, формирования нравственно-этических, художественно-эстетических ценностных ориентаций личности, приобщения к материальной и духовной культуре родного края;

♦ развитие интереса учащихся к собственной творческой деятельности, формирование художественно-эстетического отношения к окружающей действительности средствами изобразительного искусства Дагестана.

В ходе формирующего эксперимента периодически замерялись и анализировались следующие параметры:

♦ проявление осознанного интереса и понимание школьниками самобытного характера изобразительного искусства Дагестана;

♦ активизация самостоятельной творческой деятельности;

степень освоения учащимися в ходе эксперимента средств художественной выразительности, техники исполнения практических работ разнообразными художественными материалами;

• уровень сформированности теоретических знаний в области отечественного изобразительного искусства;

• уровень сформированности эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений и окружающей действительности.

Важно отметить, что предложенная нами система занятий явилась основой художественно-эстетического воспитания, формирования интереса к изобразительному искусству Дагестана, эстетического восприятия действительности, а также выработки у школьников художественных навыков практического рисования.

В соответствии с задачами педагогического эксперимента в процессе приобщения учащихся к творческому наследию профессионального изобразительного искусства Дагестана необходимо оптимальное проведение экспериментальных уроков при соблюдении следующих условий:

• изучение основополагающей роли художественно-эстетических традиций и нравственных принципов русского реалистического искусства в становлении профессионального изобразительного творчества Дагестана;

• познание школьниками влияния локальных орнаментальных и многовековых декоративных традиций на специфику дагестанского профессионального изобразительного искусства, на развитие его видов и жанров в творчестве дагестанских художников;

• формирование знаний и художественных навыков учащихся на основе анализа произведений изобразительного искусства дагестанских художников, умелое использование их творческого потенциала в художественно-эстетическом воспитании школьников.

Разработанные нами дидактические условия и принципы в процессе формирующего обучения изобразительному искусству конкретизированы, обобщены и реализованы в развернутых планах-конспектах экспериментальных уроков.

В процессе реализации разработанных нами методических рекомендаций и планов-конспектов экспериментальных уроков в школе выявлена эффективность сформулированных и конкретизированных форм и методов приобщения школьников к творческому наследию дагестанских художников. Сравнительный анализ работ учащихся контрольных и экспериментальных классов сельских и городских об-

щеобразовательных учебных заведений был осуществлен при непосредственном участии автора данного исследования. По экспериментальным дидактическим разработкам и конспектам уроков изобразительного искусства занятия проводились в базовых школах учителями-предметниками.

Определение уровня сформированности художественно-эстетических знаний и навыков по итогам обучающего эксперимента-позволяет показать степень эффективности разработанных и апробированных нами дидактических условий приобщения учащихся к профессиональному изобразительному искусству Дагестана.

Обобщение результатов формирующего эксперимента свидетельствует о стабильном росте показателей успеваемости учащихся в процессе приобщения к профессиональному изобразительному искусству Дагестана. Школьники демонстрируют сравнительно высокий уровень теоретических знаний и практических умений, значительно опережая учащихся контрольных классов в художественно-эстетическом развитии, освоении средств художественной выразительности, формировании ярко выраженного эмоционально-эстетического восприятия как произведений отечественного, так и мирового изобразительного искусства.

Результаты эксперимента подтверждают эффективность разработанных автором дидактических условий художественного образования и эстетического воспитания в процессе освоения профессионального изобразительного творчества художников Дагестана.

Апробированный в процессе формирующего эксперимента цикл воспитательных мероприятий и уроков изобразительного искусства содержит развернутые планы проведения экскурсий, конкурсных мероприятий, искусствоведческих бесед и практических занятий, направленных на развитие творческого потенциала школьников, формирование художественно-эстетического восприятия изобразительной культуры и окружающей действительности.

В заключении изложены основные выводы о степени эффективности предлагаемой методической системы эстетического воспитания в процессе освоения творческого наследия дагестанских художников.

1. Изобразительное искусство бесспорно является важным средством эстетического воспитания школьников, приобщения их к национальной художественной культуре.

2. В настоящее время актуально воспитание у школьников национального самосознания, привитие способности воспринимать культурно-историческое и художественно-творческое наследие человечества с использованием устоявшихся эстетических традиций наследия прошлого, при постоянном изучении культуры и искусства настоящего. Этому может способствовать внедрение в дисциплины художественно-эстетического цикла разработанных дидактических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства на материале Республики Дагестан.

3. В ходе исследования, более углубленного изучения теоретических аспектов национальной изобразительной художественной культуры научно обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс условия, формы и методы, способствующие эффективному эстетическому воспитанию с помощью произведений изобразительного творчества, в частности, художников Дагестана.

4. Важно особо отметить, что по причине отсутствия единой системы и дидактических условий приобщения к общечеловеческим культурным ценностям учащиеся в недостаточной степени представляют значимость и потенциальные возможности произведений изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников.

5. В процессе экспериментального исследования подтвердилась эффективность дидактических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства - важного направления в развитии художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении познавательного интереса учащихся к произведениям изобразительного искусства, стимулирующих стремление школьников к самостоятельному творчеству.

6. В ходе педагогического эксперимента подтвердилась гипотеза исследования.

7. Использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания школьников Дагестана способствует активизации их творческих способностей, развитию интереса к разнообразию жанров национального изобразительного искусства, приобщению к

традиционной культуре, истории родного края и формированию нравственно-эстетических, патриотических чувств учащихся.

Контрольные срезы знаний и сравнительный анализ экспериментальных групп, включенных в исследование, позволили обстоятельно изучить эффективность предлагаемой дидактической системы, в формировании теоретических знаний, практических навыков школьников, а также в эмоционально-образном освоении изобразительного наследия дагестанских художников, эстетическом восприятии действительности, развитии индивидуальных творческих способностей.

Материалы, диссертационного исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического цикла в целях приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Об интегрированных уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства и художественного труда в начальной школе Дагестана // Вопросы теории и методики преподавания, изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Сборник научных статей.- Махачкала: Издательство ТОО «Радуга- 1», 1999. - С. 54-58.

2. Уроки изобразительного искусства в начальной школе //

Будущее науки: методология познания и образовательные технологии, гуманитарные науки: тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников Даггоспедуниверситета (выпуск У1, часть 1). - Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2001.-С. 177-180.

3. Педагогические исследования в школе. Из опыта работы. // Состояние и перспективы развития художественно-педагогического образования: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 30-летию художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета. - Махачкала, 2001. - С. 55-56.

4. Искусствоведческие знания в художественно-эстетическом воспитании школьников Дагестана // Интеграция культур в смысло-созидающем образовании: Материалы всероссийской научно-методической конференции 26 - 28 февраля 2002. - Махачкала: ИВЦ Даггосуниверситета, 2002. - С. 111 - 112.

5. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства Дагестана // Современные технологии обучения «СТО - 2003»: Материалы IX международной конференции. Том 2. -Санкт-Петербург, 2003-С. 168-169.

6. Творчество дагестанских художников в системе регионального художественно-эстетического образования // Наука и молодежь. Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск 6- Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2003- С. 278-282.

7. Традиции русского реализма в творчестве дагестанских художников // Наука и молодежь. Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск 2- Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004.- С. 270-274.

6 48 *

Автореферат печатается по разрешению диссертационного совета К 212.051.01 в Дагестанском государственном педагогическом

университете

Подписано в печать 24.03.2004. Формат 60/90/1/16 Гарнитура «Тайме». Бумага № 1. Объем 1, 5 п. л. Тираж 100 экз.

3670003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57. Тел.670914

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дамаданова, Саидат Рамазановна, 2004 год

введение.

Глава 1. Теоретические аспекты художественно-педагогического образования школьников средствами изобразительного искусства

1.1. Художественно-педагогическое образование школьников средствами изобразительного искусства.

J 1.2. Профессиональное изобразительное искусство в образовательновоспитательной деятельности школьников.

1.3. Творческое наследие дагестанских художников в художественноэстетическом воспитании школьников.

Глава 2. Педагогические условия использования творческого наследия художников Дагестана в процессе художественно-эстетического образования школьников

2.1. Дидактические условия приобщения учащихся к творчеству дагестанских художников.

2.2. Система занятий по ознакомлению учащихся с творчеством профессиональных художников Дагестана.

2.3. Приобщение школьников к творчеству дагестанских художников ^ на внеклассных мероприятиях и уроках изобразительного искусства.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства"

В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего г поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе / художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства.

Обучение и воспитание учащихся с использованием творческого наследия старших поколений способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников, ' способствует развитию их интереса к национальной культуре.

Анализ методов преподавания изобразительного искусства на различных этапах развития общества показывает, что во все времена процесс обучения базировался на творческом обобщении опыта прошлого, использовании устоявшихся художественно-эстетических традиций изобразительного искусства. Этот важный принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.

При анализе и разработке данной проблемы использованы труды , ведущих ученых по эстетике: Борева Ю. Б., Кагана М. С., Кияшенко Н. И., Разумного В. И. и др.; по общей педагогике: Бабанского Ю. К., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., Сластенина В. А. и др.; по психологии: Волкова II. Н., Выготского JI. С., Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Кузина В. С. и др., в которых подробно рассматриваются методологический, психолого. педагоги чес кий аспекты проблемы эстетического развития школьников средствами изобразительного искусства.

Проблема художественно-педагогического образования с использованием творческого наследия художников на уроках изобразительного искусства достаточно подробно разработана в исследованиях Байрамбекова М. М., Комаровой Т. С., Лихачева Б. Т., Неменского Б. М., Раджабова И. М., Ростовцева Н. Н., Шорохова Е. В., Шпикаловой Т. Я. и др.

Важное значение для данного исследования имели также труды известных ученых-искусствоведов Голубовой Э.И., Ванслова В.В., Смольникова И., Федоровой О., Гейбатовой-Шолоховой З.А., Магомедовой-Чалабовой М.И., Султановой Г.А., Шахмардановой JI.B. и др., в которых достаточно четко показаны и обобщены этапы развития изобразительного искусства России и характерные особенности дагестанского профессионального изобразительного искусства.

Однако следует отметить, что в системе регионального художественно-педагогического образования, содержание школьного предмета «Изобразительное искусство» в недостаточной степени отражает проблемы использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия мастеров Дагестана. Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся в области национального изобразительного творчества, слабо реализуется педагогический потенциал местного экспозиционного материала, не используется в полной мере УМК -(учебно-методический комплект - методическая литература, таблицы, слайды и репродукции произведений дагестанских художников).

Недостаточная разработанность вопросов эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили выбор темы «Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан)».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если

• всесторонне изучить и использовать творческое наследие мастеров изобразительного искусства в художественно-педагогическом образовании школьников;

• использовать в учебно-воспитательном процессе основные виды и жанры изобразительного искусства как важное средство развития художественной культуры школьников;

• раскрывать художественно-эстетическую значимость произведений изобразительного искусства в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;

• разработать и апробировать в учебно-воспитательном процессе дидактические условия, дифференцированные формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Цель исследования - выявление педагогических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

• изучить и теоретически обобщить возможности использования творческого наследия мастеров изобразительного искусства Дагестана в художественно-педагогическом образовании школьников;

• определить и разработать содержание уроков и воспитательных мероприятий, посвященных творчеству дагестанских художников;

• разработать и апробировать на уроках изобразительного искусства педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Дагестана;

• определить критерии сформированное™ художественно-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к национальной художественной культуре.

Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблеме формирования художественно-эстетических, духовно-правствеппых ценностных ориентаций личности, определяющих основу эстетического постижения окружающей действительности.

Методы исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и специальной методической литературы по проблеме исследования;

• изучение и выявление передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства;

• опытно-экспериментальная работа: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка данных.

Этапы исследования: первый этап (2000-2001гг.) - подготовительный, посвящен анализу существующих теоретических работ, накоплению эмпирического материала, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к профессиональному изобразительному искусству, формулировке рабочей гипотезы проблемы; второй этап (2001-2002гг.) - посвящен сравнительному анализу учебных практических работ по рассматриваемой проблеме, проведению опытно-экспериментального исследования активизации творческих способностей учащихся в ходе приобщения к творческому наследию дагестанских художников; третий этап (2002-2003гг.) - формирующий - период завершения экспериментального исследования и апробации дидактических условий, обобщения накопленного опыта, анализа и систематизации результатов эксперимента, оформления выводов и результатов.

На защиту выносятся:

1. Художественно-эстетическая значимость произведений изобразительного искусства как важного средства эстетического воспитания школьников.

2. Дидактические условия, формы и методы эстетического восприятия учащимися произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к творческому наследию дагестанских художников.

3. Критерии сформированности художественно-эстетических способностей учащихся в ходе освоения изобразительного творчества художников Дагестана.

Научная новизна исследования:

• исследованы теоретические аспекты эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творческому наследию мастеров изобразительного искусства;

• разработаны дидактические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников на основе использования творческого наследия профессиональных художников Дагестана, способствующие развитию интереса к национальной художественной культуре;

• определены трехуровневые критерии, позволяющие выявить эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к изобразительному искусству.

Теоретическая значимость исследования:

• раскрыта теоретическая основа закономерности восприятия, изучения и анализа произведений изобразительного искусства

• изучены и комплексно решены проблемы приобщения учащихся к национальной художественной культуре, выявлены и научно обоснованы педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Дагестана;

• рассмотрен аспект нравственно-эстетического воспитательного воздействия отечественного изобразительного искусства в процессе творческого анализа самобытных художественных произведений.

Практическая значимость:

• создан учебно-методический комплект наглядных пособий, фотоиллюстраций с изображением известных дагестанских художников, их краткими биографическими данными, способствующих наиболее эффективному приобщению школьников к изобразительному искусству Дагестана;

• разработаны методические рекомендации, конспекты уроков-бесед, практических занятий и воспитательных мероприятий, способствующие эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания школьников на материале дагестанского изобразительного творчества;

• результаты исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического цикла в других регионах с целью приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных, сравнительным анализом результатов педагогического эксперимента, сочетанием количественных и качественных показателей, личным опытом преподавания в школе.

Сбор информации для проведения педагогического исследования производился в школах гг. Махачкалы, Каспийска, Буйнакска, сел. Ленинкент, Кумух, Гудатли, Сагада, Кидеро, Хибетли, Шаури, Генух, Зехида и др.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения педагогического исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративноприкладного искусства Даггоспедунивсрситста, апробированы автором диссертации в ходе школьной педагогической практики и чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.

Результаты исследования опубликованы в сборниках научных статей Санкт-Петербурга, Астрахани, Махачкалы (участие в вузовских конференциях, республиканской научно-практической конференции, посвященной 30-летию художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета и др.).

Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школе №17 и гимназии №38 г. Махачкалы, общеобразовательных школах поселка Ленинкент и селения Кумух.

Структура диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контрольные срезы знаний и сравнительный анализ экспериментальных групп, включенных в исследование, позволили обстоятельно изучить эффективность предлагаемой дидактической системы в формировании теоретических знаний, практических навыков школьников, а так же в эмоционально-образном освоении изобразительного наследия дагестанских художников, эстетическом восприятии действительности, развитии индивидуальных творческих способностей.

По итогам обобщения результатов сравнительного анализа проведенных экспериментов можно сформулировать следующие выводы:

1. Изобразительное искусство, бесспорно, является важным средством эстетического воспитания школьников, приобщения их к национальной художественной культуре.

2. В настоящее время особенно актуально воспитание у школьников национального самосознания, привитие способности воспринимать культурно-историческое и художественно-творческое наследие человечества с использованием устоявшихся эстетических традиций наследия прошлого, при постоянном изучении культуры и искусства настоящего. Этому может способствовать внедрение в дисциплины художественно-эстетического цикла разработанных нами дидактических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства на материале Республики Дагестан.

3. В ходе исследования, более углубленного изучения теоретических аспектов национальной изобразительной художественной культуры научно обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс условия, формы и методы, способствующие эффективному эстетическому воспитанию с помощью изобразительного творчества дагестанских художников.

4. Важно особо отметить, что по причине отсутствия единой системы и дидактических условий приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, учащиеся в недостаточной степени представляют значимость и потенциальные возможности произведений изобразительного искусства в их эстетическом воспитании.

5. В процессе экспериментального исследования подтвердилась эффективность дидактических условий эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства как важного направления в развитии художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства, стимулирующих стремление школьников к самостоятельному творчеству.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования.

7. Использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания школьников Дагестана способствует активизации их творческих способностей, развитию интереса к разнообразию жанров национального изобразительного искусства, приобщению к традиционной культуре, формированию нравственно-эстетических, патриотических чувств учащихся.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанных нами дидактических условий художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творческому наследию дагестанских художников. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического цикла в целях приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дамаданова, Саидат Рамазановна, Махачкала

1. Абдурахманов С. Д. Методологические основы развития генетических способностей учащихся школ // Вестник Дагестанского педагогического университета. Вып. II. -Махачкала.: Издательство ДГПУ, 2000. С. 18-25.

2. Абдурахманов С.Д. Сборник учебно-методических статей по использованию ТСО и ЭВТ в учебном процессе Вуза и сельской школы (учебно-методическое пособие). -Махачкала.: Дагучпедгиз, 1994.-74с.

3. Адаменко М. А., ГаджимурадовС.М., Лявданская Н.Г. Воспитание прекрасного (материалы республиканских педагогических чтений).-Махачкала: Дагучпедгиз, 1979.-56с.: ил.

4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968.- 286с.

5. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1995.- 15с.

6. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М: Просвещение, 1984.- 160с.

7. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 174с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.- 486с.

9. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. /Под общей редакцией А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В.Н.Самохина. М.: Наука, 1974.- 68с.

11. И. Архангельский С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976.- 40с.

12. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1962.- 40с.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. М.: Просвещение, 1982.- 192с.

14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981.- 192с.

15. Бакушинский А.П. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.- 286с.

16. Башкиров А.О. Искусство Дагестана. М., Советский художник, 1931.-150с.

17. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е издание, псрераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.- 239с.

18. Борев Ю.Б. Эстетика. Издание третье. М.: Издательство политической литературы, 1981. - 400 е.: ил.

19. Ванслов В.В., Э.И. Голубова. Искусство автономных республик Российской Федерации. JI.: Издательство « Аврора»., 1973. -194 е.: ил.

20. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории-М.: Изобразительное искусство, 1983.-439с.

21. Ватолина Н. Прогулка по Третьяковской галерее. М.: Советский художник, 1976. - 256 е.: цв. ил.

22. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144 е.: ил.

23. Возрождение (Лакцы экономика, история, культура, наука, традиции). Республиканский научно-популярный журнал №7. - Махачкала: ООО «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер», 2001. - 184с. : ил., С. 115-118.

24. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству (из опыта работы). М.: Просвещение, 1982.- 144 е.: ил.

25. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950.-500с.

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 .-480с.

27. Выготский П.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.-314с.

28. Гаджиев Л.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.-128с.

29. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.-150с.

30. Галлон А.К. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-196с.

31. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Издательство МГУ, 1976.-147с.

32. Гейбатова-Шолохова 3. А. Изобразительное искусство //Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 гг. М.: Наука, 1987. -320с. С. 270-280.

33. Гейбатова-Шолохова З.А. Хас-Булат Аскар-Сарыджа: жизнь и творчество (1900-1982). -Махачкала: издательство «Юпитер», 2000. -279с.

34. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 126с.

35. Горяева М.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-168с.

36. Дагестан. Журнал «Эхо Кавказа» №1. / Гл. редактор Шапи Казиев. М.: АО «Типография «Новости», 1997. - 104 е.: цв. ил.

37. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.-124с.

38. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234с.

39. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М.: Изд. АХ СССР, 1961.-200с.

40. Дидактика средней школы. /Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина.- М.: Просвещение, 1975.-216с.

41. Дружинин С.Н. Михаил Васильевич Нестеров. (Альбом). Редактор И.В.Кислякова. М.: Изобразительное искусство, 1975.- 52 е.: ил.

42. Жукова А.С. Помогите смешанным рисункам.- М.: Просвещение, 1964.-128с.

43. Загвязинский В. И. Противоречия учебного процесса. Свердловск, 1972.- 184 с.

44. Зверев Д. Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. М.: Учпедгиз, 1958.- 170 е.: ил.

45. Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи (Заметки преподавателя). М.: Советский художник, 1976. - 285 е.: цв. ил.

46. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

47. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1961-250с.

48. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Изд. 3-е доп. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 128с.

49. Искусство Дагестана. Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика. Альбом./Ответственные редакторы: Д. М. Магомедов, А. Ю. Гаджиев. М.: Советский художник, 1981. - 200с.

50. Исследование проблемы психологии творчества./Отв. ред. Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1983.- 94с.

51. Кавказский художник князь Г. Гагарин. / Составители: М. Доного-Коркмас (Коркмасов М. М.), Гамзатова Б. С. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.-128с.; 95 ил.

52. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. J1.: Знание, 1979.- 94с.

53. Каган М.С. Морфология искусства. JI.: Искусство, 1972.-87с.

54. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе (в помощь лектору). J1.: Знание, 1984.-32с.

55. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1956.-52с.

56. Каменева Е.О. Какого цвета радуга (научно-художественная литература). М.: Детская литература, 1984. - 79 е.: цв. ил.

57. Карлсон Л.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969.-58с.

58. Каталог выставки. Гаджи Камбулатов. Живопись, графика, монументальное искусство. / Редактор Э. Тыщенко. Ответственный за выпуск Шахмарданова Л.В. Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1982. -13с.: ил.

59. Каталог выставки. Джемал. /Авторы составители Гамзатова Барият Саидовна, Коркмасов Мурад Муэддинович. Ответственный за выпуск Магомедов Д.К. Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1990.-7с.: ил.

60. Каталог выставки. Евгений Семенович Омельченко. Девятая персональная выставка в г. Махачкале. / Редактор А.Редько. Составитель каталога искусствовед Марковский Я.Д. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981. -14с: ил.

61. Каталог выставки. Н. Лаков. / Редактор Э.Баранова. Составитель каталога Воронкина Н.П. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1964. - 51с.: ил.

62. Каталог выставки. Художник Евгений Семенович Омельченко. Седьмая персональная выставка, с. Белая глина Краснодарского края. / Редактор А.Редько. Составитель каталога Марковский Я.Д. Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1980. -13с.: ил.

63. Каталог выставки. Эдуард Путерброт. Сценография, живопись, графика. (Москва, ЦЦРИ). /Редактор Э.Тыщенко. Ответственный за выпуск Бершова С. Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1984. -16с.: ил.

64. Каталог групповой выставки. Театральные художники Дагестана. Алексей Августович, Юрий Августович, Магомед Кажлаев, Жанна Колесникова,

65. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. -146 с.

66. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

67. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.

68. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.- 175с.

69. Копцева Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. -М.: Издательский дом «Юность», 1994. -142с.

70. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981.- 144с.

71. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-75с.

72. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. М.: Искусство, 1965.-212с.: ил.

73. Круг. Современные художники Дагестана. Автор проекта Магомед Кажлаев. Редакция: Наталья Борисова, Уолтер Мей. - М.: печать: ООО «ОФСЕТ ПРИНТ М.», 2001.-111с.: цв. ил.

74. Крутецкий Н.К. Психология. М.: Просвещение. 1986.- 33с.

75. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.- 320 е.: ил.

76. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: Агар, 1998.-336 е.: ил.

77. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983.- 191с.

78. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977.-207с.

79. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1982.-256с.

80. Кузин B.C. Психология. Издание 2-е, переработанное и дополненное. -М.: Высшая школа, 1988.- 256 е.: ил.

81. Лапшина Н. Ф.Рокотов. М.: Искусство, 1959.- 248 е.: ил.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.- 304с.

83. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

84. Лехт К.Э., Лепискар Т.И. Творческое начало и художественное воспитание. Талин, 1984.-66с.

85. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985.-176 с.

86. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. 1981, № 3. С.86-93.

87. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.-42с.

88. Магомедова-Чалабова М. И. Живопись Советского Дагестана (История становления, актуальные проблемы современного развития).: Автореферат дис. канд. искусствоведения. Махачкала, 1986. -25с.

89. Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Дагкнигиздат, 1989. -64 с.

90. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.: Педагогика, 1915.-52с.

91. Музыка красок. Сборник очерков о художниках Дагестана. /Составитель Э. Путерброт, редактор JI. Голубева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.-116с.: ил.

92. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана (сборник статей)./Ответственный редактор: Д.М.Магомедов. Составитель: А.Д.Магомедов. Махачкала: Изд. Дагестанского филиала АН СССР, 1984.- 169с.: ил.

93. Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания). Книга для учителя, издание второе переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1987. - 320 е.: ил.

94. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М.: Искусство, 1985.- 67с.

95. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941./ Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Г.Г.Гамзатов. -М.: Наука, 1987.-320с.: цв. ил.

96. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под редакцией чл.-кор. АПН СССР Щукиной Г. И. М.: Просвещение, 1977. -384 с.

97. Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. (Книга для внеклассного чтения в У111 X классах). - М.: Просвещение, 1982. - 224 с.

98. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд. Казанского университета, 1976.-200 с.

99. Плюхин В. У. Творчество у истоков гражданственности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 176 е.: ил.

100. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.-303с.

101. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. 11. А-М. /Гл. редактор

102. В. М. Полевой. М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999.—432 е.: ил.

103. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.-89с.: ил.

104. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.- 58с.

105. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985.-64с.

106. Программа: Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана 1-4 классы одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-24с.

107. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.- 50с.

108. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 4-6 классы. М.: Просвещение, 1985.-60с.

109. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Научный руководитель Неменский Б.М. М.: Просвещение, 1994.-173с.

110. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок, живопись, композиция. 1-11 кл. ( Для классов с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995.- 94с.

111. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 6-11 классы./ Ю.А.Солодовников, Л.М.Предтеченская. М.: Просвещение, 1994.-96с.

112. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5-8 классы./ Научный руководитель Шпикалова Т.Я. М.: Просвещение, 1995.- 87с.

113. Программы. Изобразительное искусство для У-У111 классов (с тематическим планированием уроков). Факультативные курсы.

114. Дагестанское изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство Дагестана для У111-Х классов общеобразовательных школ./ Авторы -составители М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов. -Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2000. -120с.

115. Программы. Культура и традиции народов Дагестана, (экспериментальные программы) «Подготовка юношей и девушек к жизни», (X и XI классы). Мирзоев Ш. А., Саидов Т.Г. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-57с.

116. Программы: Живопись. Основы дизайна (для 5-9 классов школ-интернатов и классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла)./Кузин B.C., Близнюк А.С., Ломов С.П., Алексахип Н.Н., Сидоренко В.В. М.: Просвещение, 1995. -17 с.

117. Программы: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл./ Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Грасул и др. М.: Просвещение, 1991,-186с.

118. Программы: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы (с краткими методическими рекомепдациями)./Составители -авторский коллектив под руководством Неменского Б.М. М.: Просвещение, 1994.-176 с.

119. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа / Ответственный редактор Игнатьев Е.И. М.: Издательство АПН РСФСР, 1954.-224с.: ил.

120. Раджабов И. М. , Агаев К. К. Эстетическое воспитание школьников средствами природных материалов. Учебное пособие для учителейизобразительного искусства и студентов художественно-графического факультета. Махачкала: Полиграф, 2001. - 62 с.

121. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. Автореферат дис. док. пед. наук. М. 1998.- 36с.

122. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстративно-календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-50с.

123. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.- 40с.

124. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстративные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. М.: ИПЦ ДПТУ, 1997.-48с.

125. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981-192с.: ил.

126. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982.- 240с.: ил.

127. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1980.- 239с.: ил.

128. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: изобразительное искусство, 1983.- 250с.

129. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704с.

130. Рубинштейн. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е издание. М.: Педагогика, 1976.-416с.

131. Савинов А. Гагарин. М.: Искусство, 1951. - 18с.

132. Садовень В. В. Русские художники-баталисты ХУ111-Х IX веков. М.: Искусство, 1955.- 12с.

133. Скатерщиков В. К. Эстетическое воспитание. -В. кн.: Марксистко-ленинская эстетика. М., Изд-во МГУ, 1973, с. 439.

134. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.- 318с.

135. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя.-М.: Советская педагогика, 1981.- 128с.

136. Смольников И. Мастерская солнца. Рассказы о советских художниках. -Л.: «Детская литература» Ленинградское отделение, 1990.-200 е.: ил.

137. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 368с.

138. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Academia, 1999. - 368 е.: ил.

139. Сокольникова Н.М. Основы живописи (5-8 классы). Обнинск: Титул, 2001.-80 е.: цв. ил.

140. Сокольникова Н.М. Основы композиции (5-8 классы). Обнинск: Титул, 2001.-80 е.: цв. ил.

141. Сокольникова Н.М. Основы рисунка (5-8 классы). Обнинск: Титул, 2001.-96 е.: цв. ил.

142. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М.:, 1997. — 228с.

143. Столович JI.H. Философия красоты. М.: Политиздат, 1987.-120 с.

144. Султанова Г. Л. Театральное искусство // Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 гг. М.: Наука, 1987.-320с. С. 186-200.

145. Толстых В.И., Эренфосс Б.Л., Макаров К.А. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф. техн. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 1979.-288 е.: ил.

146. Трунов Д.И. Свет из России. Махачкала: Дагкнигоиздат,1956. - 208с.: ил.

147. Федорова О. Франц Рубо. М.: Искусство, 1982. -250с.: ил.

148. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1985.- 225с.: ил.

149. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редактор Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

150. Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Просвещение, 1973.-63с.

151. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956.- 16с.

152. Фомина Н.Н. Подросткам о художниках (методические рекомендации к проведению монографических уроков по изобразительному искусству). Пособие для учителя. М.: Издательский дом «Юность», 1994.-152 е.: ил.

153. Художественное творчество Дагестана и молодежь. (Сборник статей ДНЦ АН ССР ИИЯЛ им. Г. Цадасы). Составитель Г. М. Батырханов, ответственный редактор Г. А. Султанова. Махачкала, 1991. —125с.

154. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. Ответственный редактор Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1984. - 192с.

155. Художники Дагестана. Составитель А.Рощин. Л.: Знание, 1960. - 35с.

156. Шахаев А. Ш. Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан).: Автореферат дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2002. - 23с.

157. Шевчук JI.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 130с.

158. Школа изобразительного искусства (в десяти выпусках). Издание второе исправленное и дополненное. Выпуск 1. Ответственный редактор, профессор М. Н. Алексич. М.: Искусство, 1964. - 180 е.: цв. ил.

159. Школа изобразительного искусства (в десяти выпусках). Издание второе исправленное и дополненное. Выпуск II. Ответственный редактор, профессор М. Н. Алексич. М.: Искусство, 1965. - 168 е.: цв. ил.

160. Школа изобразительного искусства (в десяти выпусках). Издание второе исправленное и дополненное. Выпуск III. Ответственный редактор, профессор М. Н. Алексич. М.: Искусство, 1965. - 211 е.: цв. ил.

161. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: 2-е издание. М.: Просвещение, 1977.- 109с.: ил.

162. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе. Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. Автореф. док. пед. наук. М., 1988.- 34с.

163. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Жить в ладу с красотой. М.: Мозаика-Синтез, 1997.-248с.

164. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань: Издательство Казанского университета, 1987.-112с.

165. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под редакцией кандидата педагогических наук В.В.Колокольникова. М.: Изд. академии педагогических наук РСФСР, 1962.-48 с.

166. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969.

167. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.- 47с.

168. Сводные таблицы уровня и критериев оценки работ учащихся 5-8 классов школ, в которых проходил эксперимент.