автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки
- Автор научной работы
- Камилова, Халипат Магомедбеговна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки"
На правах рукописи
КАМИЛОВА Халипат Магомедбеговна
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
13.00.01. - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
МАХАЧКАЛА - 2012
005012605
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Раджабов Исмаил Магомедович
Официальные оппоненты, доктор педагогических наук, профессор
Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович;
доктор педагогических наук, профессор Байрамбеков Марат Мирзоевич
Ведущая организация: ГОУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров»
Защита состоится «24» февраля 2012 года в 1200 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г. Махачкала, ул.М. Ярагского, 57.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (367003, г. Махачкала, ул.М. Ярагского, 57).
Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации «23» января 2012 года. Адрес сайта: http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан «23» января 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор (14 ' Ш.А. Мирзоев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в самобытной национальной форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры приобретают всю большую значимость в становлении и развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.
Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний плодотворный, творческий опыт народного воспитания, традиционные художественно-эстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.
При этом важно особо отметить, что сегодня народная игрушка дагестанских умельцев находится на грани исчезновения. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов, способствующих сохранению и развитию в детском художественно-культурном пространстве, наряду с современной игрушкой, и традиционных форм игрушек; создания необходимых педагогических условий для изучения специфики народной игрушки в эстетическом воспитании школьников, как эффективных факторов эстетического воспитания и развития личности школьников, обогащения их внутреннего мира, который будет служить гарантией сохранения и развития национальной традиционно-бытовой культуры народа.
О важности для развития педагогической науки возвращения к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрения в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур, как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, говорили Арсалиев Ш.М.-Х., Бартрам Н.Д., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Дайн Г.Л., Оршанский Л.Г., Петрова Т.Н., Путилин В.Д., и др.
Игрушка, по мнению Дайн Г.Л., Квасовой O.A., Мухиной B.C., Разиной Т.М. и других, всегда была предметом и объектом различных праздничных и воспитательно-образовательных процессов и ритуалов, тесно связанных с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему.
Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования ведущих российских ученых Комаровой Т.С., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Ростовцева Н.М., Рябчикова A.B., Раджабова И.М., Хворостова A.C., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., которые рассматривают общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Значительный вклад в разработку проблем, связанных с созданием научно-методической базы для национальных школ, в реализации художественного образования и эстетического воспитания с учетом национально-регионального компонента внесли труды видных ученых-педагогов Дагестана Агаева К.К., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова С.М., Гамзатовой Г.К., Да-мадановой С.Р., Раджабова И.М., Магомедовой П.Н., Магомедова Д.Б., Ома-рова М.М., Рашидова Н.П. и др., которые отмечают, что обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, составляющим значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и базисом формирования современного мировоззрения и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых-искусствоведов Ананьевой Е., Бакушинского Л.Б., Барадулина В.А., Багу-славской И.Я., Бартрама Н.Д., Вагнера Г.К., Воронова B.C., Дайн Г.Д., Латынина Л.А., Некрасовой М.А., Оршанского Л.Г., Разиной Т.М., Поповой О.С., которые определили теоретические основы, сущность и значение народного искусства, в частности значение народной игрушки, в системе народного художественного творчества и эстетического воспитания школьников.
Большое значение для данного исследования имели также труды этнографов, археологов, искусствоведов, ученых-педагогов, посвященные проблемам изучения дагестанской традиционной национально-художественной культуры. Работы Атаева Д.М., Гаджиевой С.Ш., Дебирова П.М., Кильчев-ской Э.Б., Магомедова A.M., Магомедова P.M., Марковина В.И., Мирзоева Ш.А., Шиллинга Е.М. позволяют понять и раскрыть закономерности функционирования народного художественного мышления, эстетический опыт и гуманистические идеалы.
Проведенный исторический и теоретический анализ, обобщение научных исследований убедительно показали, что, несмотря на возросший интерес к народной культуре и искусству, в системе регионального художественного образования отсутствуют исследования, посвященные проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки.
Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах показывает поверхностный характер использования педагогического, художественно-эстетического потенциала народной игрушки, недостаточно используются наследие фольклорных традиций, разнообразие видов художественных материалов, а также учебно-методический и музейный экспозиционный материал, способствующие эстетическому воспитанию школьников. В региональных школьных программах частично рассматривается только балхарская керамическая игрушка в контексте изучения промысловых видов дагестанского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что народная игрушка как одно из средств эстетического воспитания претерпевает сейчас глубокий кризис и для дальнейшего развития требует углубления исследований, изучения с учетом подлинно народных традиций, создания оптимальных условий для эстетиче-
ского воспитания учащихся средствами народной игрушки в современной школе.
Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных игрушек и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в художественно-эстетическом воспитании школьников, считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: «Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки».
Объест исследования - процесс эстетического воспитания школьников.
Предмет исследования - условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.
Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий и технологий эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки будет наиболее эффективным, если:
- художественно-эстетический потенциал народной игрушки рассматривать как важный составной компонент художественного образования и эстетического воспитания школьников;
- раскрыть художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;
- использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразие художественных форм, материалов, декоративных элементов народной игрушки.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические, методические и искусствоведческие труды, связанные с проблемой исследования, с целью осуществления теоретического анализа и определения современного состояния проблемы и перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности школьников;
- выявить познавательный, художественно-эстетический, общедидактический потенциал народной игрушки как средства эстетического воспитания школьников;
- разработать и экспериментально проверить содержание, условия и средства народной игрушки в эстетическом воспитании школьников.
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам эстетического воспитания и художественного образования Борева Ю.Б., Кагана М.С., Разумного В.И., Бабанского Ю.К., Лихачева Б.Т., Скаткина М.Н., Сла-сгенина В.А., Макаренко A.C., Сухомлинского В.А., Выготского JI.C., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Кузина B.C., Ломова Б.Ф., Кубышкиной Э.И., Йеменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Раджабова И.М., Ростовцева Н.М., Ушинско-го К.Д., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., Шорохова Е.В. и др., представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения искусствоведения, определяю-
5
щие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.
Теоретическую основу исследования составили идеи воспитания человека в контексте культуры, которые достаточно глубоко разработаны в трудах видных ученых Бондаревской Е.В., Ильенкова Э.В., Ильина E.H., Кагана М.С., Мальковой Т.П., Нечаева В.Я.; подходы и принципы культуросообраз-ного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов Бахтина М.М., Бердяева H.A., Флоренского П.Ф., которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ философской, психолого-педагогической, методической, исторической, этнографической, археологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- выявление и обобщение передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами народного искусства и использование его в художественно-эстетическом воспитании школьников;
- анализ школьных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений в системе эстетического воспитания школьников средствами игрушки;
- опытно-экспериментальная работа: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, экскурсии, изучение изделий творческой деятельности школьников.
Этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.) посвящен теоретическому анализу философской, психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к национальной художественной культуре, роли народной игрушки в системе художественно-эстетического воспитания школьников. Сформулированы проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования.
Второй этап (2008-2009 гг.) посвящен подготовке научно-методологических и экспериментальных баз исследования, апробированию экспериментов, определению наиболее эффективных форм, методов и дидактических условий, способствующих приобщению учащихся к национальной художественной культуре и активизации творческих способностей средствами народной игрушки. Также определялся уровень эмоциональной, художественно-творческой активности учащихся в процессе проведения эксперимента.
Третий этап (2009-2011гг.) - полностью обоснованы и апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к традиционной художественной культуре на материале народной игрушки, систематизированы результаты эксперимента, сформулированы выводы и результаты.
Научная новизна исследования:
- определены место, роль и значение художественно-эстетического потенциала народной игрушки как эффективного средства приобщения школьников к национально-художественной культуре;
- созданы и экспериментально проверены общедидактические и методические условия, раскрывающие художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;
- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к эстетическому наследию народной игрушки.
Теоретическая значимость исследования:
- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки как важного фактора развития национальной художественной культуры;
- определены, обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к народной игрушке с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия народной игрушки Дагестана.
Практическая значимость исследования:
- разработаны учебно-методические наглядные пособия, фотоматериалы с изображением образцов народной игрушки и краткими этнографическими и декоративными данными, способствующими эффективному приобщению школьников к традиционной художественной культуре народа;
- сформулированы методические рекомендации, планы-конспекты уроков, практических занятий и воспитательных мероприятий, способствующие художественному образованию и нравственно-эстетическому воспитанию школьников на материале дагестанского народно-педагогического художественного творчества и культурно-исторических традиций;
- результаты исследования могут быть использованы на уроках художественно-эстетического и гуманитарного цикла аналогичных регионов РФ с целью приобщения к традиционной духовной художественной культуре.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Художественно-эстетический потенциал произведений народной игрушки (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость), имеющий существенное значение для формирования национального самосознания и приобщения учащихся к традиционно-бытовой художественной культуре.
- Педагогические условия, повышающие эффективность эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки: показ на примере народных игрушек взаимосвязи между временем, бытовым укладом, традициями в их историческом развитии; активизация эмоциональной отзывчивости школьников в процессе приобщения к эстетическому наследию народной игрушки; показ специфики народных игрушек у разных народов с целью осознания учащимися важности каждой этнической культуры для понимания общего культурного пласта народов; применение на уроках современных тех-
7
нических средств обучения (экранные пособия, видеоаппаратура, компьютерная графика и др.) и новейших методических разработок в процессе освоения произведений народной игрушки; непосредственное восприятие подлинных народных произведений в ходе экскурсионных занятий в музеях, выставочных залах, творческих мастерских художников-игрушечников, в художественно-промысловых центрах и др.
- Критерии, позволяющие определить показатели сформированное™ эстетического воспитания и художественно-творческих способностей учащихся средствами народной игрушки: наличие у школьников необходимых знаний для понимания национальных особенностей и локальной специфики народной игрушки; овладение средствами художественной выразительности народной игрушки, знание специфики образного языка игрушки; владение техникой работы с разными материалами, инструментами и др.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты педагогического исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства ДГПУ, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования, нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных в г.г. Москва, Пенза, Тамбов, Карачаевск, Махачкала. С докладами автор выступал на ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, региональных и всероссийских научно-практических конференциях: Республиканская научно-практическая конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (9 июня 2006 г. Махачкала); Региональная научно-практическая конференция «Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде» (19-20 декабря
2007 г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы» (Махачкала 2008 г.); Международный молодежный форум «Неделя дружбы студенческой молодежи». «Современная наука и молодежь». Международная молодежная научная конференция (24 апреля
2008 г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические основы реализации непрерывной художественно-образовательной системы на основе народных традиций Дагестана. Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад - школа - вуз»» (10-11 марта
2009 г. Махачкала); XVI Международная молодежная конференция «Ломоносов» (с 14 по 18 апреля 2009 г. Москва) и др.
Материалы исследования апробированы автором в гимназии №17 г. Махачкалы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 1, 17 г. Махачкалы, с. Нижнее Инхо, Килятли Гумбетовского района Республики Дагестан, использованы при работе со студентами ХГФ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, этапы и методы экспериментальной работы, раскрыты научная новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, отображены данные по апробации результатов исследования и внедрения эксперимента, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки» определены виды и художественно-эстетическая ценность народной игрушки, комплексно обоснованы методологические проблемы, психолого-педагогические аспекты обучения народной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников.
В условиях современного художественно-эстетического образования формирование эстетических ценностей посредством произведений народной игрушки, деятельностное постижение воплощенных в них традиционных художественных образов выводит школьников на качественно новый уровень художественно-культурного развития, когда появляется потребность в совершенствовании себя и окружающего художественно-образного мира. А достижения научно-технического прогресса, культуры и искусства, новые художественные материалы и технологии позволяют значительно расширить возможности художественно-эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки.
Знакомство с произведениями народной игрушки следует начать с изучения истории становления дагестанской традиционной игрушки, в процессе которого учащиеся узнают, какие конкретные историко-географические и социально-экономические условия существования Дагестана привели к тому, что дагестанские народные поделки нашли воплощение в двух художественно-эстетических формах: промысловая балхарская декоративная игрушка, сформировавшаяся рядом с организованным ремеслом как дополнительный вид деятельности мастеров-прикладников, и народная самоделка как неотъемлемая часть крестьянского хозяйства, создаваемая не отрываясь от основного трудового процесса, часто наряду с домашним промыслом, дополнявшим занятия горцев земледелием и скотоводством.
О древности дагестанской культуры и народных поделок свидетельствуют добытые в ходе археологических раскопок вещественные материалы и, прежде всего, предметы из бронзы и глины, в которых нашли отражение языческие верования горцев. Мужские и женские бронзовые фигурки характеризуются реальностью изображения и в то же время архаичностью и непропорциональностью отдельных частей тела. Среди литых зооморфных фигурок чаще всего попадаются изображения оленя, лошади, барана, козла, быка, медведя. Особенностью всех изображений животных является то, что конечности их в нижней части сходятся, так как, по всей вероятности, эти фигуры были на вершине культовых жезлов. Эти произведения, прообразы игрушек, явля-
9
ются не только ценностными ориентирами, свидетельствующими о духовном богатстве и таланте народа и сохраняющими вечно живую память, но и важным средством приобщения к культурному наследию региона, формируя у учащихся историческую память, любовь и уважение к духовным ценностям своего народа.
Видные ученые-педагоги прошлого столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Си-манович и другие в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам». «Особенности народной игрушки и ее отличия от фабричной, той, которую создает для детей цивилизация, возникают из неделимости жизни и творчества: из свойств цельности, человечности, динамизма, которые присущи народной художественной культуре», - пишет Семенова Т.С., отмечая художественно-педагогические достоинства народной поделки [133, С. 150]. Сегодня школьники практически отстранены от труда взрослых, от понимания художественных творений как «дела рук человеческих» -от основной базы творческой деятельности, они больше играют, вместо того, чтобы творить и развиваться в процессе творческой игры. На наш взгляд, непосредственное создание учащимися народной игрушки-самоделки, тематика и формы которой находились в тесной взаимосвязи с жизнью общества, с развитием его материальной и духовной культуры и педагогической мысли -один из продуктивных способов пробуждения творческой активности у школьника, воображения и накопления эстетических впечатлений. Она всегда была связана с семейными традициями, педагогической, художественно-эстетической, трудовой деятельностью взрослого населения, окружающего подрастающее поколение заботой и вниманием.
Тематика и формы народных самобытных поделок, находясь в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов предполагали:
- ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов -глины, дерева, ткани;
- художественное объяснение простодушной народной мудрости мироустройства, благодаря открытию взаимоподобия;
- освоение через игрушку традиционно-бытовой культуры конкретного этноса с его устойчивыми эстетическими взглядами, предпочтениями, становление ребенка в качестве носителя эстетических традиций своего народа;
- формирование в мальчике необходимых эстетических качеств хозяина, землепашца, скотовода, воина, кормильца, главы семьи, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
- активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста;
- ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда -подлинник и, как правило, - маленький шедевр, способна к бесконечному развитию.
Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга вера, искусство, быт, на основе которых издревле вырабатывались самобытные обычаи, художественные традиции, уклад жизни, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Испокон веков на Руси люди проводили долгие зимние вечера за рукоделием. Взрослые и дети вместе ткали, вышивали, вязали, лепили, водили хороводы - бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины, мифы, а также секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимание с позиции современного им времени, вкладывая частицу своего времени. И сегодня народные произведения, в том числе и игрушки, открыты для приспособления к современному времени и способны как формировать творческие способности учащихся, так и активизировать креативные способности школьников, располагающие к творческому самовыражению.
В национальной культуре России народная керамическая игрушка объединяет целую группу локальных промысловых школ (дымковская, каргополь-ская, филимоновская и др.), каждая из которых имеет четко различимые стилистические особенности, и где издревле сложились свои традиции в пластике и росписи, самобытные образы и типы. Эти промыслы развивались в разное время, в разных социально-экономических и культурных условиях. Русская тряпичная кукла - это одна из самых ярких страниц русского народного творчества, которая увлекает, радует школьников, активизирует их творческую деятельность и предоставляет широкий спектр возможностей педагогу в реализации творческих задач в художественно-эстетическом воспитании школьников. В отличие от дагестанских кукол русские традиционные куклы исследованы и классифицированы: по назначению - куклы-обереги, игровые и обрядовые, этнографические; по способу изготовления - сшивные, закрутки; по образу - кукла-крестьянка, кукла-барыня и т.п.
В отсутствии раздела, посвященного изучению традиционной игрушки в современной системе регионального образования, заключается основная проблема, лежащая в основе научно-теоретической концепции нашего исследования. Отсюда появляется потребность в разработке нового педагогического подхода, способствующего художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников, их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры посредством народной игрушки. При этом важно отметить, что произведения народных мастеров выступают в качестве важного
ориентира, синтезирующего разнообразные виды и жанры народного творчества в изучении теоретических основ декоративно-прикладного искусства, а также в художественно-эстетическом, культурологическом, трудовом воспитании школьников, эффективном приобщении их к традиционной и профессиональной художественной игрушке Дагестана.
Рассматривая характер формирования народной игрушки, мы определили:
- Народная игрушка Дагестана в отличие от русской была изолирована как от влияний городской художественной культуры, так и от производственных воздействий чужеземных образцов, значит, она менее всего подвергалась воздействию художественно-образных игровых форм соседних стран.
- Народная игрушка бытовала преимущественно в двух социально-экономических формах: в виде крестьянской самодеятельной игрушки для собственного употребления и художественных промыслов (балхарского, су-левкентского и джулинского), более связанных с экономикой, рынком и развивавшихся вблизи природных источников сырья.
- Связь с природой, бытовым укладом и мировосприятием, традициями трудовой деятельности определила особенности образного содержания и художественного облика народной игрушки. Например, природные материалы -дерево, кожа, глина, лоскуты ткани, войлок, шерсть, тесто и т.д. являлись объектами творческой фантазии детей в создании игрушек, трудово-технические игрушки повторяли характерные особенности орудий труда.
- Обобщенность и условность художественного образа игрушки: любой образ игрушки передается просто, лаконично, лишь главными и существенными признаками, не препятствуя проявлению детского творчества и фантазии.
-В отличие от готовых фабричных игрушек, традиционная игрушка предполагает не только восприятие и созерцание образов игрушки, но и практическую художественную деятельность посредством осмысления этой деятельности в прочной связи с традиционно-бытовой культурой и эстетическими взглядами народа.
- Почти все игрушки предназначены для коллективной игровой деятельности детей.
- Аналогичность, сходность самодеятельных игрушек дагестанских народностей. Отличие составляет только декоративное оформление костюма куклы. По свидетельству жительниц аварской сельской местности, у них в кукольном хозяйстве присутствовали куклы-кумычки, одетые в традиционный кумыкский костюм - кабалай и др. Или одна и та же кукла представляла представительниц различных этнических групп в зависимости от способов одевания головных уборов (андийка, чамалинка и др.).
Методологическая новизна данного исследования состоит в эффективном использовании в педагогическом процессе потенциала народной игрушки в эстетическом воспитании учащихся и раскрытии ее педагогических возможностей как факторов интенсивного развития художественной культуры учащихся. Обоснование научной концепции данного исследования базировалось на изучении соответствующей методической литературы, на анализе
научных трудов ученых-исследователей, а также на практическом опыте преподавателей общеобразовательных учебных заведений РФ и Республики Дагестан. Первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры и игрушки поставил Аркин Е.А.: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика... История детской игры и детской игрушки должна служить фундаментом для построения их теорий». В области исследования психологии школьников мы в большей степени ориентировались на труды К.Д. Ушинского, великого русского педагога и психолога, который считал, что психологическая наука необходима для определения, разработки методов и оценки результатов обучения и воспитания, анализа и обобщения педагогического опыта. Также нам помогли труды В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко, которые отмечали неразрывную связь творчества с нравственными, политическими, эстетическими требованиями, затрагивающими эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферу личности, необходимость учета в процессе воспитания индивидуальных способностей детей и развития их способностей. Также при работе над данным исследованием нам помогли труды ученых-психологов детского творчества советского периода: П.Я. Гальперина, JI.3. Занкова, H.A. Менчинской, которые исследуют проблемы формирования психических особенностей ребенка под влиянием окружающей среды.
В изучении проблем, связанных с выяснением взаимодействия эстетики и педагогики в формировании мировоззрения, в раскрытии единства нравственного, трудового, эстетического воспитания, в определении творческого начала в ученической деятельности школьника, в раскрытии роли искусства и принципов его использования в учебно-воспитательном процессе, немаловажное значение имеют труды известных деятелей советского искусства Герасимова С.А., Кабалевского Д.Б., Луначарского A.B., Михалкова C.B., Йеменского Б.М. и др., которые рассмотрели наиболее актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания школьников; труды Разумного В.А., Скатерщикова В.К., подчеркивавших большую роль эстетического воспитания в формировании художественного мировоззрения; Лихачева Б.Т., Джибаладзе Г.Н., утверждавших необходимость использования воспитательного процесса в целях эстетического воспитания учащихся. В главе подробно раскрывается приобщение учащихся школ к народному искусству посредством народной игрушки как одного из эффективных средств эстетического воспитания учащихся, духовного обогащения личности, пробуждения любви к Родине, познания истоков ее национальной культуры.
Во второй главе «Педагогические условия эстетического воспитания учащихся с помощью народных игрушек» комплексно представлены разработанные автором содержание занятий, условий, формы и методы эстетического воспитания учащихся в процессе приобщения к народной игрушке.
Разработанная система занятий, созданные условия эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки в процессе обучения изобразительному искусству основываются на подходы и принципы, имеющиеся в действующих программах по изобразительному искусству для общеобразовательных школ: программы Кузина B.C., Неменского Б.М., Ломова С.П., Ростовцева И.Н., Раджабова И.М., Сокольниковой Н.М., Шпикаловой Т.Я., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова С.С. и др.
Реализация педагогического эксперимента данного диссертационного исследования, охватившего учащихся 4-6 классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан (МОУ №№ 17, 1 г. Махачкалы; Нижнеинховской, Килятлинской средних школ Гумбетовского района), состояла из трех основных этапов - констатирующего, формирующего и контрольного - и предполагала решение следующих задач:
1. Выявить уровень сформированности теоретических знаний учащихся по традиционной художественно-бытовой культуре и практических навыков и умений в самостоятельной творческой деятельности школьников Дагестана;
2. Разработать систему экспериментальных занятий, способствующих развитию изобразительных и практических навыков, искусствоведческих знаний, творческой активности школьников и формированию моральных, трудовых, патриотических, гражданских качеств личности в процессе приобщения к художественно-творческому потенциалу игрушки;
3. Определить оценочные критерии, выявляющие уровень теоретических знаний и практических навыков учащихся, степень их интереса к творческому наследию различных народов до и после проведения эксперимента;
4. Разработать и экспериментально апробировать эффективность дидактических условий, направленных на эстетическое воспитание учащихся, в процессе изучения народной игрушки.
В ходе констатирующего эксперимента, проведенного в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан, подробно изучены школьная материально-техническая база, методическое обеспечение, направленность предметов художественно-эстетического цикла, формы и методы эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к художественно-творческой деятельности посредством игрушки, проанализировано большое количество детских работ по интересующей нас тематике.
На основе проведенного констатирующего эксперимента, по результатам анкетирования и анализа учебно-воспитательной деятельности в экспериментальных школах был выявлен ряд существенных пробелов в области художественно-педагогического образования дагестанских школьников:
- на уроках изобразительного искусства, особенно в сельской местности, недостаточно используется эстетический потенциал декоративно-прикладного искусства, в том числе и дагестанской народной игрушки;
- в региональные программы включена только промысловая балхарская игрушка в контексте балхарского художественного промысла;
- в процессе организации учебно-воспитательной работы крайне слабо используются познавательные возможности музейной экспозиции выставочных залов, творческих мастерских дагестанских мастеров и народных умельцев и др.;
- при огромном разнообразии традиционных игрушек народов России учащиеся имеют поверхностные представления о традиционных игрушках
разных этносов России;
- слабо используется декоративный, образно-выразительный, художественно-познавательный педагогический потенциал дагестанской народной игрушки в эстетическом воспитании школьников;
- при частичном привлечении школьников к творческой деятельности посредством различных художественных материалов учащиеся сельских школ имеют слабые представления о различных свойствах художественных материалов, о художественном сочетании материалов при изготовлении поделки; „
-нет соответствующей методической литературы, наглядных пособии по народной игрушке Дагестана, современные технические средства обучения на уроках изобразительного искусства используются в недостаточном объеме;
- учащиеся имеют поверхностное представление о традиционно-бытовой культуре Дагестана, игровом пространстве своих сверстников предыдущих поколений.
Для объективной оценки уровня художественно-эстетической воспитанности и развития интереса к традиционной художественной культуре посредством народной игрушки нами были разработаны критерии, которые позволили определить степень интереса учащихся к эстетическому наследию
народной игрушки:
1. Наличие ярко выраженного эстетического отношения к окружающей действительности, проявление интереса и эстетического отношения к произведениям народных мастеров-игрушечников, культурным ценностям родины;
2. Наличие у школьников необходимых знаний для понимания национальных особенностей и локальной специфики народной игрушки - умение видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства (в декоре жилища, предметах крестьянского быта);
3. Знание произведений мирового и отечественного декоративно-прикладного искусства. Знание нескольких традиционных художественных промыслов России (Дагестана), истоков, современного развития, главных отличительных признаков произведений народной игрушки (разнообразие форм, материалов, особенностей колорита, приемы письма или конструирования);
4. Понимание художественно-эстетической значимости традиционной игрушки для сохранения и развития художественной и духовной культуры народа;
5. Знание традиционных средств художественной выразительности, способность логически связывать теоретический материал по декоративно-прикладному искусству с творческой деятельностью;
6. Умение распознавать характерные особенности различных видов народной игрушки, выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в игрушке;
7. Владение средствами художественной выразительности народной игрушки, знание специфики образного языка игрушки, хорошее владение техникой работы с разными материалами, инструментами.
На основе разработанных критериев нами определены три основных уровня (низкий, средний, высокий) для определения уровня сформированно-сти художественно-эстетических знаний, умений, навыков и интереса школьников к национальной художественной культуре в процессе приобщения их к народной игрушке.
Низкий уровень сформированное™ знаний характеризуется отсутствием интереса к самобытной народной игрушке; недостаточной творческой активностью при выполнении творческого задания; неспособностью художественно-эстетического восприятия произведений отечественной и мировой культуры, эмоционально-эстетического восприятия художественного образа народной игрушки Дагестана; слабым проявлением практических навыков отображения художественно-стилистических особенностей и национальных мотивов художественных образов игрушки в самостоятельном творчестве; недостаточной творческой активностью при выполнении практических заданий, освоении средств художественной выразительности в процессе приобщения к народной игрушке; неспособностью воспринимать и определять локальные специфики, национальные особенности, манеру выполнения традиционной народной игрушки.
Проявлениями среднего уровня являются: наличие частичного интереса учащихся к отечественной культуре, к национальному своеобразию народной игрушки; готовность к изучению духовной художественной культуры народа; готовность к художественно-эстетическому восприятию ценностей отечественной и мировой культуры средствами народной игрушки; частичная сфор-мированность практических навыков отображения национальных мотивов, художественно-стилистических особенностей народных художественных поделок; стремление к освоению локальной специфики народной игрушки и соответствующих теоретических знаний и практических навыков; проявление интереса к художественной и нравственно-эстетической значимости народных произведений.
Высокий уровень характеризуется осознанным интересом учащихся к традиционной художественной культуре родного края, формированием художественно-эстетического отношения к народной игрушке, умением определять локальные особенности, различия в орнаментальных мотивах, традиционном колорите, технологии; творческим переосмыслением и воплощением в собственном творчестве самобытных национально-художественных мо-
тивов, художественно-стилистических особенностей; активизацией художественно-эстетической и научно-поисковой деятельности в процессе осознания уникальности национальных особенностей игрушки; формированием мировоззрения, ценностных ориентации учащихся в процессе приобщения к художественному и нравственно-эстетическому потенциалу народной игрушки. На этом уровне наблюдается высокая степень творческой активности и освоения изобразительных навыков, средств художественной выразительности, художественно-творческое владение техникой работы с разными материалами и инструментами в процессе использования творческого потенциала народной игрушки.
На основе достаточно длительного опыта преподавательской работы в школе, а также изучения трудов педагогов-практиков и в ходе педагогического эксперимента нами разработана примерная система занятий по изобразительному искусству, направленных на использование педагогического потенциала народной игрушки в эстетическом воспитании школьников. В предлагаемых планах-конспектах уроков четко сформулированы цель и задачи каждого урока, раскрывается основное содержание методики проведения заданных уроков.
Также предлагаемая система занятий по изобразительному искусству предусматривает логическую связь и преемственность как отдельных теоретических и практических заданий (изобразительных, конструктивных и декоративно-прикладных), так и целевых разделов; учитывает последовательность усложнения теоретической и практической ее частей в зависимости от возрастной дифференциации школьников; направлена на закрепление умений и навыков, на подготовку к усвоению нового материала, исходя из познавательных возможностей и особенностей психофизиологического развития детей.
Изучая на уроках изобразительного искусства творческий потенциал народной игрушки и художественной поделки, мы учитываем:
- историческое, культурное и педагогическое значение традиционного промысла народной игрушки;
- место и роль народной игрушки в современном обществе;
- факторы, повлиявшие на становление определенного вида художественной поделки;
-разнообразие видов, форм, материалов, декоративных элементов народной игрушки, специфику образного языка народной игрушки;
- особенности творческой манеры народного мастера.
Уроки изобразительного искусства с применением народной игрушки в школе должны в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством приобщения учащихся к художественной культуре дагестанских народов.
В условиях урока акцентируем внимание на духовно-содержательных аспектах, которые осваиваются в процессе восприятия народной игрушки и закрепляются в собственной практической деятельности.
В процессе проведения педагогического исследования в экспериментальных и контрольных классах, имевших равнозначные исходные данные, нами было проведено равное количество уроков по изобразительному искусству. Однако в экспериментальных классах в соответствии с исследуемой проблемой в содержании экспериментальных уроков были использованы новые методические подходы и дидактические условия, специально подобранный наглядно-иллюстративный материал и др., являющиеся составной частью экспериментального обучения, основанного на реализации творческого потенциала народной игрушки в эстетическом воспитании школьников.
На уроках изобразительного искусства, предназначенных для расширения кругозора учащихся, их ознакомления с традиционной бытовой культурой посредством художественно-эстетических средств народной игрушки, особое внимание уделялось: глубокому и содержательному рассказу о многовековых традициях; анализу художественно-эстетических достоинств традиционных потешных поделок, освещающих национальную тематику; изучению локальных особенностей колористических отношений семантического значения различных видов народной игрушки разных народностей, населяющих территорию многонационального Дагестана; активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся; развитию эстетического отношения к окружающей действительности; правильному использованию школьниками искусствоведческой терминологии; творческому переосмыслению традиционных мотивов игрушки в собственном творчестве и др.
Таблица 1
Результаты экспериментальной работы (%)
Школа Уровень 4 класс 5 класс 6 класс
До эксп. После До эксп. После До эксп. После
ГимназияК» 17 Низкий 71,43 14,3 71,43 14,3 42, 86 0
Средний 28,57 28,6 28,57 28,5 42,86 14,3
Высокий 0 57,2 0 57,2 14,28 85,7
Лицей К« 1 Низкий 71,4 14,3 57, 14 14,3 42,8 0
Средний 28,6 28,6 42,86 42,8 28,6 14,3
Высокий 0 57,1 0 42,9 28,6 85,7
Килятлинская средняя школа Низкий 85,7 28,7 57,14 14,3 42,86 0
Средний 14,3 57 42,86 71,5 28,57 42,8
Высокий 0 14,3 0 14,3 28,57 57,2
Нижнеинховская средняя школа Низкий 85,7 0 57,14 28,6 35,7 0
Средний 14,3 57,2 42,86 42,8 50 57,2
Высокий 0 42,8 0 28,6 14,28 42,8
В ходе апробации результатов педагогического исследования, методических рекомендаций и планов-конспектов экспериментальных уроков в экспериментальных классах выявлена эффективность сформулированных форм и методов эстетического воспитания школьников посредством приобщения к народным потешным произведениям и народной художественной культуре в целом. Определить уровень сформированное™ художественно-эстетических
знаний и навыков по итогам обучающего эксперимента позволят сводные таблицы сравнительных результатов исследования, которые показывают степень эффективности разработанных и апробированных нами педагогических условий приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана.
В заключении диссертации представлены основные выводы:
1. Проведен анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, связанной с проблемой исследования, с целью осуществления теоретического анализа и определения современного состояния народной игрушки и перспективы применения ее эстетического потенциала в художественно-эстетическом воспитании школьников.
2. Традиционные народные игрушки являются важными компонентами художественно-эстетического образования, способствующими развитию их национального самосознания, приобщения к традиционной художественной культуре и общечеловеческим культурным ценностям.
3. В настоящее время необходимо усиленное изучение и внедрение в школьную практику творческо-педагогический потенциал игрушки в целях сохранения и развития традиционных форм художественных поделок, так как в процессе экспериментальной работы со всей очевидностью выявлена недостаточность использования в региональной системе художественно-педагогического образования, в частности школах Дагестана, творческого потенциала народных поделок.
4. В процессе формирования мировоззрения в познании национальной культуры изучение художественно-эстетических образов и форм игрушки следует проводить в гармонической связи с требованиями и эстетическими запросами времени, с применением как традиционных, так и современных художественных материалов, художественных средств, сохраняя при этом пластическое своеобразие, особенности колорита.
5. В ходе исследования выявлена целесообразность использования педагогического потенциала народной игрушки в учебном процессе как важного средства эстетического воспитания школьников, вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.
6. На основе углубленного изучения и анализа художественно-эстетического наследия народных художественных поделок как важного средства приобщения учащихся к национально-художественной культуре обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс формы и методы, созданы педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.
7. В содержание учебного процесса включено изучение различных видов игрушек, как самодельных, так и промысловых, художественная обработка различных видов материалов (дерево, ткань, глина, пластилин и др.) при создании произведения, в качестве эффективного средства развития художественного мышления и творческих умений.
8. Исследование подтвердило эффективность созданных условий и системы занятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников посредством приобщения к народной игрушке. Это наглядно проявляется не только в сформированности художественных знаний, творческих умений и практических навыков учащихся в процессе изучения народных поделок, но и в повышении творческого интереса к национально-самобытной культуре, в качественно лучшем понимании основных направлений историко-культурного развития определенной народности, ее эстетических представлений.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников. [Текст] // Искусство в школе. 2008. №2. - С. 67-69. (0,1 пл.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).
2. Народная игрушка как условие художественного образования школьников. [Текст] // Известия ДГПУ. 2010. №2. - С.29-33. (0,2 п.л.).
(Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).
3. Художественное воспитание детей посредством приобщения к народной игрушке. [Текст] // Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 30-летию ХГФ ДГПУ. - Махачкала, 2004. - С. 100-101.
4. Народная игрушка как средство эстетического воспитания школьников. [Текст] // Материалы Республиканской научно-практической конференции: Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы. - Махачкала: Лотос, 2006. - С.260-262. (0,2 п.л.).
5. Роль народной игрушки в воспитании детей в процессе ее исторического развития. [Текст] // Материалы Республиканской научно-практической конференции: Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы. - Махачкала: Лотос, 2006. - С. 262-264. (0,2 п.л.).
6. Воспитание художественной культуры школьников посредством приобщения к народной игрушке. [Текст] И Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития. (4-6 октября). - Махачкала: ДГПУ, 2006. - С.198-208. (0,7 п.л.).
7. Значение творческого потенциала народной игрушки в общеобразовательной и воспитательной деятельности. [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития. (4-6 октября) - Махачкала: ДГПУ, 2006. - С.208-212. (0,3 п.л.).
8. Значение традиционной и современной игрушки в эстетическом воспитании подрастающего поколения. [Текст] // Вестник Дагестанского научного центра. № 5. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. - С.61-65 (0,3 п.л.).
20
9. Формирование эстетической культуры школьников посредством народных художественных поделок. [Текст] // Современные проблемы науки и образования: Материалы ежегодной научной сессии профессорско-преподавательского состава ДГПУ. Махачкала, 2008. - С. 175-178. (0,2 пл.).
10. Приобщение школьников к национальной художественной культуре Дагестана посредством приобщения к игрушке. [Текст] // Региональная научно-практическая конференция: Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде. - Махачкала, 2007 - С. 19-20. (0,1 п.л.).
11. Значение традиционной игрушки Дагестана в эстетическом воспитании школьников. [Текст] // Материалы научной сессии преподавателей и сотрудников университета: Повышение качества образования и развития инновационной деятельности в вузе. Общественные и гуманитарные науки. -Махачкала: ДГПУ, 2007. - С. 209-212. (0,3 пл.).
12. Народная игрушка в художественно-эстетическом и нравственном воспитании школьников // Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции (заочной): Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. [Текст]. Том 2. - Тамбов,
2008.-С. 75-76. (0,2 пл.).
13. Народная игрушка и современность. [Текст] // Ежегодная научная сессия профессорско-преподавательского состава ДГПУ. Современные проблемы науки и образования (28-29 апреля). - Махачкала, 2008. - С.67-70. (0,3 пл.).
14. Роль народных художественных поделок в формировании эстетической культуры школьников. [Текст] // Материалы Международной молодежной научной конференции: Современная наука и молодежь. - Махачкала: ДГПУ, 2008. - С. 63-68. (0,5 пл.).
15. Народная игрушка в системе художественного образования Дагестана: традиции и современность. [Текст] // Межвузовский сборник научных статей: Инновационные технологии и современные информационные системы в художественно-эстетическом воспитании. - Карачаевск: КЧГУ, 2008. -С.88-95. (0,5 пл.).
16. Традиционная игрушка и народная педагогика. [Текст] II Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Образование и воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы. - Махачкала, 2008. - С.174-178. (0,4 пл.).
17. Народная игрушка как средство сохранения и развития культурных традиций традиционного общества. [Текст] // Вестник Карачаево-Черкесского госуниверситета. №22. - Карачаевск: КЧГУ, 2007. - С. 23-26. (0,3 пл.).
18. Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания школьников средствами народной игрушки Дагестана. [Текст] // Сборник статей II Международной научно-практической конференции: Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 20-22. (0,1 пл.).
19. Народная игрушка в системе декоративно-прикладного искусства Дагестана. XVI Международная молодежная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 2009. [Электронный ресурс] http:// www.lomonosov-msu.ru
20. Теоретические основы реализации непрерывной художественно-образовательной системы на основе народных традиций Дагестана. [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад - школа - вуз» (1011 марта). - Махачкала, 2009. - С. 271-274. (0,2 пл.).
21. Применение творческого потенциала народного искусства в этноху-дожественном образовании и эстетическом воспитании школьников. [Текст] // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: Инновационные технологии непрерывного художественного образования. - Шуя, 2009.-С. 159-164. (0,4 пл.).
22. Применение творческого потенциала народной художественной поделки в эстетическом воспитании школьников. XVII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - 2010. [Электронный ресурс] http:// www.lomonosov-msu.ru
23. Языческая семантика образов народной дагестанской игрушки. [Текст] // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Культура и проблемы совершенствования личности». - Махачкала, 2010. -С. 127-134. (0,5 пл.).
24. Народные куклы Дагестана: традиция и современность. [Текст] // Вторая международная научно-практическая конференция «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика». - М., 2009, - С. 196-197. (0,1 пл.).
Подписано в печать 20. 01.2012г. Формат 60х84|Л6. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. Тел.: +7-928-264-88-64, +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Камилова, Халипат Магомедбеговна, Махачкала
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
61 12-13/551
На правах рукописи
КАМИЛОВА Халипат Магомедбеговна
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Раджабов И.М.
МАХАЧКАЛА-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.................................................14
1.1. Понятие, виды и художественно-эстетическая ценность
.................14
игрушки.................................................................................................
1.2. Специфика игрушки в художественных традициях народов
34
Дагестана............................................................................................................
1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания
57
учащихся средствами народной игрушки......................................................
75
Выводы по I главе..................................................................................... ^
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ НАРОДНЫХ
ИГРУШЕК........................................................................................................76
2.1.Содержание, условия и средства использования
народной игрушки в эстетическом воспитании школьников......................76
2.2. Система уроков эстетического воспитания школьников
в процессе приобщения к народной игрушке..............................................100
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты...........................120
142
Выводы по II главе.................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................148
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения молодежи творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры приобретают всю большую значимость в становлении и развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.
Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний плодотворный творческий опыт народного воспитания, традиционные художественно-эстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.
При этом важно особо отметить, что сегодня народная игрушка дагестанских умельцев находится на грани исчезновения. И актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов, способствующих сохранению и развитию в детском художественно-культурном пространстве наряду с современной игрушкой и традиционных форм игрушек; создания необходимых педагогических условий для изучения специфики народной игрушки в эстетическом воспитании школьников с целью сохранения и развития национальной традиционно-бытовой культуры народа.
Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально-этнических особенностей. Сегодня осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его исто-
рическому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский [150. С. 65]. О важности для развития педагогической науки возвращения к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрения в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, говорили Арсалиев Ш.М., Бартрам Н.Д., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Дайн Г.Л., Оршанский Л.Г., Петрова Т.Н., Путилин В.Д., и др. Игрушка, по мнению Дайн Г.Л., Квасовой O.A., Мухиной B.C., Разиной Т.М. и других, всегда была предметом и объектом различных праздничных и воспитательно-образовательных процессов и ритуалов, тесно связанных с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Волков Г.Н. включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики как одно из этнокультурных условий приобщения ребенка к субкультуре своего народа.
Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования ведущих российских ученых Комаровой Т.С., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Ростовцева H.H., Рябчикова A.B., Раджабова И.М., Хворостова A.C., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., которые рассматривают общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса обучения по декоративно-прикладному искусству и изобразительному искусству в целом.
Значительный вклад в разработку проблем, связанных с созданием научно-методической базы для национальных школ в реализации художественного образования и эстетического воспитания с учетом национально-регионального
компонента, внесли труды видных ученых-педагогов Дагестана Агаева К.К., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова С.М., Гамзатовой Г.К., Дамадановой С.Р., Раджабова И.М., Магомедовой П.Н., Магомедова Д.Б., Омарова М.М., Рашидо-ва Н.П., и др., которые отмечают, что обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и являются базисом формирования современного мировоззрения и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых-
искусствоведов Ананьевой Е., Бакушинского Л.Б., Барадулина В.А., Богуславской И.Я., Бартрама Н.Д., Вагнера Г.К., Воронова B.C., Дайн Г.Д., Латынина Л.А., Некрасовой М.А., Оршанского Л.Г., Разиной Т.М., Поповой О.С., которые определили теоретические основы, сущность и значение народного искусства, в частности, значение народной игрушки в системе народного художественного творчества и эстетического воспитания школьников. Большое значение для данного исследования имели также труды этнографов, археологов, искусствоведов, ученых-педагогов, посвященные проблемам изучения дагестанской традиционной национально-художественной культуры. Труды Атаева Д.М., Гад-жиевой С.Ш., Дебирова П.М., Кильчевской Э.Б., Магомедова A.M., Магомедова P.M. Марковина В.И., Мирзоева Ш.А., Шиллинга Е.М. позволяют понять и раскрыть закономерности функционирования народного художественного мышления, эстетический опыт и гуманистические идеалы.
Проведенные исторический и теоретический анализы, обобщение научных исследований убедительно показали, что, несмотря на возросший интерес к народной культуре и искусству, в системе регионального художественного образования отсутствуют исследования, посвященные проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки.
Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах показывает поверхностный характер ис-
пользования педагогического, художественно-эстетического потенциала народной игрушки, недостаточно используются наследие фольклорных традиций, разнообразие видов художественных материалов, а также учебно-методический и музейный экспозиционный материал, способствующие эстетическому воспитанию школьников. В региональных школьных программах частично рассматривается только балхарская керамическая игрушка в контексте изучения промысловых видов дагестанского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что народная игрушка как одно из средств эстетического воспитания претерпевает сейчас глубокий кризис и для дальнейшего развития требует углубления исследований, изучения с учетом подлинно народных традиций, создания оптимальных условий для эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки в современной школе.
В условиях современных рыночных отношений главной проблемой стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать художественно-эстетическую ценность и педагогические качества игрушки: побуждение фантазии, разнообразие игровых возможностей, приобщение к повседневному опыту окружающего мира, ознакомление со свойствами материалов и элементами техники и т.д. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек, акцентируя внимание на создание популярных брендов, заимствованных из СМИ, навязывание серий однотипных игрушек, стремление поразить и развлечь. Сегодня национально-традиционные игрушки, которые постепенно исчезли из их естественного детского пространства как произведения декоративно-прикладного искусства, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Однако и в этом пьедестале народная игрушка не
потеряла привлекательности для детей.
Типы, характер, содержание и оформление игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры и осознание значимости художественно-эстетической ценности народной игруш-
ки возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей.
Многие современные исследователи отмечают, что на основе игнорирования народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. В наше время в условиях школы мы видим, что утрата веры в народные идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у подрастающего поколения. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной национальной культуры, особенно игрушки как первоэлемента приобщения к окружающей эстетической действительности.
Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных игрушек и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в художественно-эстетическом воспитании школьников, считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: «Эстетическое воспитание учащихся средствами народной игрушки».
Объект исследования - процесс эстетического воспитания учащихся.
Предмет исследования - условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.
Цель исследования - выявление и эстетическое обоснование педагогических условий и технологий эстетического воспитания школьников средствами
народных игрушек.
Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки будет наиболее эффективным, если:
- художественно-эстетический потенциал народной игрушки рассматривать как важный составной компонент художественного образования и эстетического воспитания школьников;
-раскрыть художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;
-использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразие художественных форм, материалов, декоративных элементов народной игрушки. Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогические, методические и искусствоведческие труды, связанные с проблемой исследования, с целью осуществления теоретического анализа и определения современного состояния проблемы и перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности школьников;
-выявить познавательный, художественно-эстетический, общедидактический потенциал народной игрушки как средства эстетического воспитания школьников;
- разработать и экспериментально проверить содержание, условия и средства народной игрушки в эстетическом воспитании школьников.
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам эстетического воспитания и художественного образования Борева Ю.Б., Кагана М.С., Разумного В.И., Бабанского Ю.К., Лихачева Б.Т., Скаткина М.Н., Сласте-нина В.А., Макаренко A.C., Сухомлинского В.А., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Кузина B.C., Ломова Б.Ф., Кубышкиной Э.И., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Раджабова И.М., Ростовцева H.H., Ушинского К.Д. Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., Шорохова Е.В. и др., представляющие базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения искусствоведения, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в
культуре.
Теоретическую основу исследования составили: идеи воспитания человека в контексте культуры, которые достаточно глубоко разработаны в трудах видных ученых Бондаревской Е.В., Ильенкова Э.В., Ильина E.H., Кагана М.С., Мальковой Т.П., Нечаева В.Я.; подходы и принципы культуросообразного об-
разования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Флоренского П.Ф., которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в
качестве эпицентра.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
- анализ философской, психолого-педагогической, методической, исторической, этнографической, археологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- выявление и обобщение передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами народного искусства и использование его в художественно-эстетическом воспитании школьников;
- анализ школьных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений в системе эстетического воспитания школьников средствами игрушки;
- опытно-экспериментальная работа: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, экскурсии, изучение изделий творческой деятельности школьников.
Этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.) - посвящен теоретическому анализу философской, психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к национальной художественной культуре, роли народной игрушки в системе художественно-эстетического воспитания школьников. Сформулированы проблема, гипотеза,
предмет и задачи исследования.
Второй этап (2008-2009 гг.) - посвящен подготовке научно-методологических и экспериментальных баз исследования, апробированию экспериментов, определению наиболее эффективных форм, методов и дидактических условий, способствующих приобщению учащихся к национальной ху-
дожественной культуре и активизации творческих способностей средствами народной игрушки. Также определялся уровень эмоциональной, художественно-творческой активности учащихся в процессе проведения эксперимента.
Третий этап (2009-2011 гг.) - полностью обоснованы и апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к традиционной художественной культуре на материале народной игрушки, систематизированы результаты эксперимента, сформулированы выводы и результаты.
Научная новизна исследования:
- определены место, роль и значение художественно-эстетического потенциала народной игрушки как эффективного средства приобщения школьников к национально-художественной культуре;
- созданы и экспериментально проверены общедидактические и методические условия, раскрывающие художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в кач