автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской школе
- Автор научной работы
- Анисенкова, Татьяна Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Смоленск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Анисенкова, Татьяна Викторовна, 2000 год
Введение
Глава 1. Теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
1.1. Этническое наследие как основа этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
1.2. Этнопедагогическая готовность учителя к работе в сельской школе.
1.3. Процесс формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
2.1. Исследование уровня этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
2.2. Динамика процесса формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
2.3. Анализ педагогических условий формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской школе"
Актуальность темы исследования. Прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогические идеи своего времени, широко опирались на народный опыт воспитания. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи, предположения, но и в значительной мере развитые, научно и практически обоснованные педагогические концепции. Актуальность проблемы этнопедагогической подготовки связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народов.
Социально-политическая значимость данной проблемы обусловлена изменением генотипа русской нации, вызванным уничтожением, репрессиями, преследованиями ее лучших представителей в течение длительного периода. Односторонний взгляд на окружающую действительность в силу утраты целых пластов культуры, в том числе педагогической, а также ущемление интересов русской нации, попрание национальных идеалов русских людей, нанесли большой вред национальному самосознанию русского народа.
Необоснованная политика в области сельского хозяйства, выражавшаяся в нарушении принципов добровольности в кооперировании, раскулачивании середняков, «укрупнении» колхозов и «ликвидации неперспективных» деревень, подорвали социальную основу русского народа - крестьянство. Это привело к изменению уклада русской жизни, утрате народных традиций, обычаев, обрядов и отмиранию многих народных промыслов. В ослаблении тяги к земле таится серьезная опасность для разрушения социально-психологических особенностей русского народа. Это повышает актуальность проблемы национально-культурных традиций.
Таким образом, все более остро встает необходимость специализированной этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе, поскольку она (подготовка) играет важную роль в деле возрождения национальной культуры русского народа.
Имеются объективные основания считать, что возрождение страны во многом зависит от успешного функционирования системы общего среднего образования. Применительно к России, где около 40% школьников проживают на селе, значительно возрастает роль сельской общеобразовательной школы. Сегодня, видимо, ни у кого не вызывает сомнения мысль, ставшая аксиомой: «Если не станет на селе школы, разорится и само село». Для работы в сельской школе учитель должен быть специально подготовлен. Сельская школа страдает от нехватки грамотных, прогрессивно мыслящих, социально активных учителей. Всегда считалось, что крестьянство - истинный носитель национальной, в том числе и педагогической культуры. Но ныне, в условиях нестабильности экономики и политики государства, вопрос сохранения, передачи этнического наследия русского народа приобретает более острый характер. Даже в условиях села молодые люди начинают забывать свою исконную культуру, национальные традиции. Наблюдается слабое знание сельскими школьниками мировой культуры, общечеловеческих ценностей.
За последние годы появились «поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания наций» [187].
Одну из серьезных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудшения межнациональных отношений ученые разных отраслей науки, в том числе социологи, этнологи, психологи и педагоги, связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания и возрождения этнических традиций, которые могут быть осуществлены только на основе коренного преобразования национальных школ. В то же время восстановление этнических традиций невозможно без специальной этнопедагогической подготовки в учебно-воспитательной работе.
Сельский учитель, как и городской, должен иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но у него должно быть сформировано положительное отношение к педагогической деятельности в сельских условиях, способность к реализации культурологической функции, готовность работать в сельском этносоциуме, желание заниматься этнопедагогической деятельностью, закрепиться и работать на селе.
Актуальность исследования данной проблемы также вытекает, во-первых, из реальных процессов возрождения русской традиционной педагогической культуры, которые приводят к осознанию необходимости дальнейшего углубленного изучения культурных достижений народа, являющихся результатом его интеллектуальной творческой деятельности; во-вторых, из задач демократизации и гуманизации образования в России, решающим условием которых является этнопедагогизация содержания подготовки учителя; в-третьих, из необходимости поддержания интереса к обычаям и традициям русского народа, фольклорному наследию прошлого; в-четвертых, из потребности в преодолении бездуховности. Все это невозможно без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала учителя, а также обращенности к человеку, внимание к его реальному облику, потенциальным возможностям, потребностям.
В последние годы появилось большое количество работ, посвященных теории и практике подготовки учителя. В наиболее общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: развитие теории педагогического образования в современных условиях (С.И.Архангельский, Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, Ф.Н.Гоноболин, В.В.Давыдов, А.Е.Дмитриев, Г.Б.Корнетов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандрон, Т.НЛетрова, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова); общие закономерности формирования личности учителя в системе высшего образования (О.А.Абдуллина, Э.А.Гришин, И.Т.Огородников, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Р.И.Хмелюк и др.).
Между тем в многолетнем опыте отечественной высшей школы этнопедагогическая подготовка выпускников оценивалась как недостаточная. Отмечается значительное отставание уровня этнопедагогической подготовки студентов от тех запросов, которые предъявляет школа учителю (Ш.М.-Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, В.Н.Иванов, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова, Л.К.Рахлевская, Я.И.Ханбиков и др.).
Наблюдается явное несоответствие между требованиями современной сельской школы к знаниям учителя и уровнем этнопедагогической подготовки студентов-выпускников. В настоящее время возросло осознание учителями сельских школ значения этнопедагогики как научной основы деятельности педагога. Но в то же время анализ работы учителей показывает, что этнопедагогические знания с трудом и лишь от случая к случаю используются ими (а часто и совсем игнорируются) в педагогической деятельности. Поэтому в научных работах этнопедагогов указывается на необходимость организованного усиления этнопедагогической подготовки учителя национальной школы (А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, ЕЛ.Жирков, В.А.Иванов, К.Ж.Кожахметова, О.Д.Мукаева, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова, Э.И.Сокольникова, З.Б.Цаллагова и др.).
Вопросы профессионально-педагогической подготовки сельского учителя, совершенствования педагогического процесса в сельской школе рассмотрены в работах Г.В.Алексеевой, К.Ш.Ахиярова, М.И.Гаринова, А.Е.Кондратенкова, А.А.Меденцева, Л.И.Федоровой, Д.С.Ягофаровой. Собственно этнопедагогической подготовке учителя уделяли внимание в своих исследованиях Э.Р.Ашхаруа, А.Алимбекова, Ш.М.-Х.Арсалиева, Э.Ш.Анганова, А.Х.Байчекуева, А.А.Данилова, Б.Ш.Джандар, А.Е.Ерментаева, Л.И.Федорова, М.Г.Харитонов и др.
Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности сельского учителя и его этнопедагогической подготовки позволил сделать вывод, что в вопросах формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в российской сельской школе имеется масса нерешенных проблем: недостаточно изучено современное состояние российской сельской школы; недостаточно исследовано содержание этнопедагогической готовности учителя сельской школы, призванного работать в условиях деградации национальной культуры и забвения традиционной педагогической культуры; отсутствует целостный подход к формированию этнопедагогической готовности, который бы осуществлялся в системе непрерывного этнопедагогического образования личности с учетом ее довузовского, базового и послевузовского этапов профессионального становления. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в российской сельской школе все более приходит в противоречие с реальными потребностями педагогической практики. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешную этнопедагогическую подготовку учителя к работе в российской сельской школе.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя к работе в сельской школе.
Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- определить содержание, структуру, формы и методы этнопедагогической подготовки учителя российской сельской школы;
- определить структуру и содержание этнопедагогической готовности учителя сельской школы к реализации этнического наследия;
- выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, реализация которых обеспечит эффективную этнопедагогическую подготовку учителя к работе в сельской школе;
- разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителей к работе в сельской школе.
В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учителя к работе в российской сельской школе может быть осуществима при совокупности следующих условий:
- определение и разработка и внесение этнического компонента педагогического образования с учетом региональных особенностей;
- сформированность духовного компонента личности учителя, а именно его мотивационно-ценностного отношения к этническому наследию русского народа и этнопедагогической деятельности в условиях сельской школы;
- реализация принципа непрерывности этнопедагогического образования.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития личности, о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического, о взаимосвязи социальных микроструктур, определяющих духовный мир личности и межличностных отношений: память (историческая) - традиция - культура - воспитание - духовность - личность -народ - (историческая личность) (Г.Н.Волков).
Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов и этнологов по вопросам педагогической культуры народа, об отношении его к наследию прошлого. Разрабатывая теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя российской сельской школы, мы опирались на работы по методологии, логике и методике исследований в педагогических науках (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, М.Я.Виленский, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.) на труды непосредственно в области теории этнопедагогического образования и воспитания (Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, В.А.Иванов, В.Н.Иванов, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова, М.Г.Стельмахович, Е.Л.Христова, И.А.Шоров и др.).
Механизм и процесс формирования этнопедагогических знаний и умений были предметом исследований Ш.М.-Х.Арсалиева, Г.Н.Волков, В.Н.Иванова, А.М.Моковой, Г.А.Никитина, Т.Н.Петровой и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнологической литературы; изучение народных традиций воспитания и передового опыта их использования в этнопедагогической подготовки учителя российской средней школы; методы изучения реально складывающегося опыта (анкетирование, интервью, микросочинения, самооценка); методы опытно-экспериментальной работы; методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы статистической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Смоленском государственном педагогическом университете, Викторовской средней школе Краснинского района Смоленской области, Катынской средней школе Смоленского района и Глинковской средней школе Ельнинского района Смоленской области, в педагогическом лицее г. Смоленска, сш №26 и №33 г. Смоленска. Всего исследованием было охвачено около 1200 испытуемых.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1993-1994 гг.) - поисково-содержательный, был посвящен изучению психолого-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме; определению методологии и методики исследования.
Второй этап (1994-1996 гг.) - анализ литературы, постановка проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, изучение исходного состояния объекта, этнопедагогической готовности учителя к работе в российской сельской школе. Начало экспериментальной работы.
Третий этап (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась проверка рабочей гипотезы в процессе специально-организованной деятельности, включающей в себя использование возможностей педагогических дисциплин в этнопедагогической подготовке учителя к работе в российской сельской школе; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики; организацию внеаудиторной работы. В школах области прошла апробацию экспериментальная программа по народной педагогике. В базовых школах действовали факультативы, кружки для старшеклассников по народной системе воспитания, где читались курсы по «Этнопедагогике» и «Этнопсихологии» русского народа. Эта работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом и систематизацией полученных результатов.
Четвертый этап (1998-1999 гг.) - заключительно-обобщающий - апробация авторской программы «Мой дом - Россия» в оздоровительных лагерях, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, внедрение основных результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
- основу этнопедагогической подготовки учителя сельской школы составляет этническое наследие русского народа. Этническое наследие, являясь составной частью народного наследия, имеет свою структуру, в состав которой входят национальная, народная и этническая культуры. Базисом этнопедагогической культуры общества являются этническая и народная педагогики. Этнопедагогическая культура общества - педагогический компонент этнического наследия. Содержание этнического наследия включает в себя: традиции (воспитательный опыт народных масс, педагогические воззрения, идеи, праздники крестьян, быт и уклад крестьянской семьи), фольклор (устный, песенный, бытовой, обрядовый), народные промыслы (изделия из глины и фарфора, вышивка и кружева, изготовление крестьянского костюма, изделия изо льна, лозы и соломы); этнопедагогическая готовность, являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогической подготовки учителя сельской школы, представляет собой морально-психологическую характеристику личности, определяемую осознанием его места в реализации этнического наследия в сельской школе, соответствующим уровнем овладения необходимыми этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками, а также сформированными профессиональными качествами этнопедагога. Этнопедагогическая готовность включает в себя структурно-статистический блок (проекция специфических этнопедагогических характеристик на целостную структуру личности, содержащая когнитивный, мотивационно-ценностный и операционный компоненты) и процессуально-динамический (диагностика, планирование, реализация и конструктивный самоанализ); специфика этнопедагогической готовности учителя сельской школы отражена в содержании отношения к субкультуре села, подготовленности к передаче и сохранению этнического наследия сельским школьникам, а также в особенности процессуальных характеристик передачи этнического наследия на селе; эффективность процесса формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе определена совокупностью следующих педагогических условий: определение и разработка содержания этнического компонента педагогического образования с учетом региональных особенностей; формирование духовного компонента личности учителя, а именно его мотивационно-ценностного отношения к этническому наследию русского народа и этнопедагогической деятельности в условиях сельской школы; реализация принципа непрерывности этнопедагогического образования; успешное формирование этнопедагогической готовности зависит также от создания частнопедагогических условий: интеграции семьи и образовательных институтциональных структур в этнопедагогической деятельности, ориентации на качественный отбор и целевую подготовку будущих учителей, специальной подготовленности будущего учителя к проведению этнопедагогической профориентации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем изучены новые, современные тенденции в этнопедагогической подготовке учителя, в том числе к работе в российской сельской школе; рассмотрена содержательная составляющая (этнопедагогическое наследие русского народа) этнопедагогической культуры русского народа; определено содержание этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе; определены педагогические условия, способствующие успешной этнопедагогической подготовке учителя; выявлены возможности учебно-воспитательного процесса педагогического вуза для повышения эффективности этнопедагогической подготовки учителя к работе в российской сельской школе.
Практическое значение исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения этнопедагогической подготовки сельского учителя на довузовском, базовом и послевузовском этапах. Практическая ценность исследования также состоит в разработке системы формирования этнопедагогической готовности, модель которой можно экстраполировать на другие регионы России и использовать в высших педагогических учебных заведениях, ставящих целью этнопедагогическую подготовку учителя для сельской школы.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике работы, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью сопоставления полученных данных с массовым педагогическим опытом.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы ко II главе
Опытно-экспериментальная работа, изложенная в данной главе, позволила обосновать и подтвердить те педагогические условия, при которых процесс формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе будет протекать эффективно.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами рабочую гипотезу; дали возможность по-новому взглянуть на определенный ряд вопросов, касающихся высшего педагогического и общего среднего образования; подтвердили стратегию формирования этнопедагогической подготовки в ходе довузовского, базового и послевузовского этапов; позволили проследить за процессом формирования этнопедагогической готовности сельского учителя в экспериментальных и контрольных коллективах. Во всех трех срезах - довузовском, вузовском и послевузовском, в экспериментальных группах, была зафиксирована устойчивая динамика продвижения будущих учителей в плане их личностного развития (духовный компонент) и этнопедагогической готовности к использованию своих профессиональных обязанностей.
Заключение
Проведенное нами исследование проблемы этнопедагогической подготовки студентов к работе в сельской школе состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение научно-теоретического аспекта проблемы, поиск философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, составление профессиограммы учителя, готового осуществлять этнопедагогическую деятельность в условиях российской сельской школы, выявление педагогических условий использования этнопедагогики в социализации учащихся, выявление сущности этнопедагогической готовности сельского учителя, факторов, влияющих на ее формирование. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов опытно-экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса.
При осуществлении этнопедагогической подготовки студентов мы определили структуру, содержание, формы и методы такой подготовки, выяснили сущность этнопедагогического образования в изменившейся социокультурной среде, разработали научные основы использования идей народной педагогики в практике работы школ г.Смоленска и области. Провели конкретную опытно-экспериментальную работу по моделированию содержания, форм и методов такой подготовки в контексте сохранения идей народного традиционного воспитания с целью применения их в практике работы сельской школы.
Итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу исследования и достигли ее цели, поскольку уровень этнопедагогической подготовленности будущих учителей качественно изменился после проведения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной работы со студентами. Подтвердилась возможность использования традиционного воспитания русского народа в этнопедагогической подготовке студентов к работе в сельской школе, его положительное влияние на процесс становления личности учителя в условиях изменения ценностных ориентаций общества. Жизненность народной педагогической культуры подтвердилась ростом интереса к ней и уровнем подготовленности студентов.
При анализе теоретико-методологического аспекта использования этнопедагогики нам удалось выяснить, что ей в современных условиях стали уделять достаточно широкое внимание, но изучение ее носит во многих случаях описательно-констатирующий характер, не дается исчерпывающего ответа на насущные вопросы практики воспитания и обучения. Также, говоря о личностно-ориентированной тенденции в условиях унифицированной системы образования, практики испытывают трудности в ее осуществлении на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникли существенные расхождения, обострились противоречия между требованиями к педагогу и традиционным содержанием его подготовки.
Процесс изучения и решения проблемы нашего исследования осложняется переживаемым духовно-нравственным кризисом в нашем обществе, сопровождающимся несоответствием установок в области национального воспитания со стороны академической науки и реальной действительности, ниспровержением ценностных ориентаций, провозглашаемых в течение многих десятилетий.
Поиск источников нравственного воспитания личности в нравственных воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующегося, закономерного процесса развития национального самосознания.
Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего ее изучения, а именно:
- сравнение специфики традиционной педагогической культуры русского народа, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов;
- рассмотрение вопросов профессиональной подготовки будущих учителей для осуществления этнопедагогического компонента воспитания и образования;
- изучение вопросов возрастной дифференциации субъектов воспитательного процесса, согласно народных представлений;
- дальнейшая разработка программ, проектов, методических рекомендаций, учебников по содержанию и методике этнопедагогического компонента образования.
Итак, проведенное нами исследование дало обоснование для следующих выводов:
- этнопедагогическая готовность к работе в сельской школе представляет собой обобщенную характеристику личности как единства морально-психологического, теоретического, практического, технологического и этнического компонентов;
- идеи народной педагогики как духовно-нравственный ориентир становления личности являются эффективным средством формирования этнопедагогической культуры будущего учителя и его готовности к работе в сельской школе и сохранения традиционной педагогической культуры русского народа и приобщения к ней учащихся сельских школ;
- процесс формирования этнопедагогической готовности к работе в сельской школе детерминирован этнопедагогической направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям педагогики русского народа, знанием теории, методики и технологии национального воспитания, накопление первоначального опыта этнопедагогической деятельности в условиях работы на селе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Анисенкова, Татьяна Викторовна, Смоленск
1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
3. Александров В.А. Сельская община в России (XVII-XX вв.). М., 1976.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
5. Анохина J1.A. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем: на примере Калуги, Ельца, Ефремова. М.: Наука, 1977.-359 с.
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. М.: Педагогика, 1985. - 363 с.
7. Арзананьян Ц.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории // Вестник истории мировой культуры. 1966. №3.
8. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад // Научные труды Kl IJH. Краснодар. 1966. Вып. 53.-271 с.
9. Афанасьев И.И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1995. - 172 с.
10. Ашхаруа Э.Р. Подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1991.- 136 с.
11. И. Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателя вузов//СП, 1981. №1.
12. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. - 390 с.
13. Баткин JI.M. Тип культуры как историческая целостность // ВФ. 1969. №9.
14. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу / Куйбышев. Государственный педагогический институт им. В.В Куйбышева. Куйбышев: КГПИ. - 1990. - 83 с.
15. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. 2. -М., 1948.
16. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
17. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. -М.: Роман-газета, 1993. Вып. 1. С. 10-28.
18. Беляева JI.C. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу. -Мурманск, 1991. 69 с.
19. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.
20. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общей психологии. Спб. 1911.
21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
22. Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915. - 40 с.
23. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.
24. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991. -42 с.
25. Борисов А.Г., Сушков И.Ф. Философская культура учителя: понятие, содержание, роль // Философская культура учителя. Саратов, 1985. С. 5-13.
26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1987. - 333 с.
27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. 333 с.
28. Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси // Пол. собр. соч. Спб., 1911. Т. 9. 309 с.
29. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Михайличенко Е.В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья (сер. XIX нач. XX вв.). Казань: КГУ, 1973. - 164 с.
30. Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания: К истории древнерусской письменности и культуры. Пг., 1918. -118 с.
31. Былеева JI.B. Русские народные игры. М.: Советская Россия, 1988. - 84с.
32. Быт великорусских крестьян-землепашцев: (На примере Владимирской губ.) / Авт. сост. Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. Спб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.-472 с.
33. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири / Отв. ред. И.В.Маковецкий, Г.С.Маслова. Новосибирск: Наука, 1975. 152 с.
34. Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни. Сб., изданный автором семейства Холмских. Вып. 2. М., 1851. 257 с.
35. Бычко А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа. Киев: Вища школа, 1988.-200 с.
36. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988. Сер. «Эстетика». №1. - 68 с.
37. Васильева Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей: Методические рекомендации. Чебоксары, 1988. - 51 с.
38. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В .Шейном. М.: Сов. Россия, 1989. - 158 с.
39. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519 с.
40. Виноградов Г.С. Детский народный календарь (из очерков по детской этнографии) // Сибирская живая старина, 1924. Вып. II. С. 55-86.
41. Виноградов Г.С. Народная педагогика. (Отрывки и наброски). Иркутск: Вост.-Сиб. отделение Русского георгафического о-ва, 1926. 30 с.
42. Виноградов JT.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.
43. Власова И.В. Община и обычное право у русских крестьян северного приуралья (XVII-XIX вв.) // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 24-44.
44. Водовозов В.И. Русская народная педагогика // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. С. 379-406.
45. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. / Под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
46. Возрастная педагогическая психология / Под ред. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 240 с.
47. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа: (В связи с проблемой общности народных педагогических культур). Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966.-341 с.
48. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. -376 с.
49. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (На материале истории культуры Бурятии): Дис. канд. филос. наук. М., 1994. -157 с.
50. Головин В.В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания на русском Севере // Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Л., 1991. Ч. 1.
51. Гомонов А. Традиции, обычаи, обряды и их роль в воспитании чувств человека // Некоторые проблемы формирования личности. Красноярск, 1968. С. 237-272.
52. Горделевский В. Рождение ребенка и его воспитание // Этнографическое обозрение. 1910. Кг. 86-87. №3-4. М., 1911. С. 167-170.
53. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. - 446 с.
54. Громыко М.М. Проблемы и источники исследования этнических традиций русских крестьян XIX в. // СЭ, 1979. №5. С. 35-48.
55. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. - 278 с.
56. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII пер. пол. XIX в.). Новосибирск: Наука, 1975. - 351 с.
57. Громыко М.М. Этнографические и фольклорные источники в исследовании общественного сознания русских крестьян Сибири XVIII пер. пол. XIX в. // Источниковедение отечественной истории. - М., 1976. С. 97-124.
58. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 764 с.
59. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.-334 с.
60. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.-543 с.
61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. Т. 2.
62. Дежникова Н.С. Пути демократизации школы // Советская педагогика. -1991. №12. С. 3-11.
63. Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики. 1918-1977. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: АПН СССР. НИИОП, 1981.-90 с.
64. Добровольский В.Н. Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний // Живая старина, 1902. Вып. 2.
65. Древняя Русь и славяне. М., 1878. - 447 с.
66. Духовнич А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. М., 1856.- 112 с.
67. Духовная культура и этническое самосознание наций: сб. ст. / АН СССР. Ин-т Этнографии. М., 1990. Вып. 1.-241 с.
68. Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: МГУ, 1985. - 144 с.
69. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1983.-365 с.
70. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. - 176 с.
71. Закон Божий. Изд. 4-е. 1990. 723 с.
72. Зарипов А.Я. Этническое сознание: (Сущность и особенности формирования, методологический аспект). Уфа, 1994. - 183 с.
73. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
74. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. - 507 с.
75. Зеленин Д.К. Избр. труды по духовной культуре. 1901-1913. М.: Индрик, 1994.-400 с.
76. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. - 222 с.
77. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сб. русских пословиц и поговорок. Спб., 1910.
78. Ильин H.H. Педагогическое образование за границей и у нас. М.: Работник просвещения, 1927. 149 с.
79. Ильина Т.А. Педагогика. Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1968, 573 с.
80. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород: БГИИ, 1993.-217 с.
81. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
82. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1979. - 413 с.
83. Каранцева Т.С. Воспитание как философская проблема. Дис. канд. филос. наук. Тюмень, 1985. - 181 с.
84. Касяьнова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.
85. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания. М.: Кодекс, 1994.-85 с.
86. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения в 9 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.-446 с.
87. Кондратенков А.Е. Сельская школа: проблемы и перспективы // Советская педагогика, 1984. №10. - С. 23-28.
88. Котожеков Г.Г. Философско-социологический филос. наук. М., 1991. -331 с.
89. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для пед. училищ. М.: Просвещение, 1986.-336 с.
90. Кузьмина Н.В. очерки психологии труда учителя. Д.: ЛГПИ, 1967. - 183с.
91. Культура древней Руси. М.: Наука, 1966. - 327 с.
92. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учеб. пособ. М.: Высш. шк., 1989.-208 с.
93. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-Х века): Учебное пособие. М.: Издательский дом «Форум», 1998. - 584 с.
94. Легостаева Л.А. Подготовка студентов пединститутов к воспитательной работе в сельской малокомплектной начальной школе: Дис. канд. пед. наук. -М., 1981.-208 с.
95. Леонтьев А.К. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
96. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. - №8. - с. 34-47.
97. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. - №2.
98. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. - Л.: АН СССР, 1946.-120 с.
99. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. -180 с.
100. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979.-360 с.
101. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика, 1995. №1. С. 40-44.
102. Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе. М.: Современник, 1989.-493 с.
103. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Ключ, 1990.
104. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX в.). Спб.: Искусство, 1994. - 399 с.
105. Мавродин В.В. Рождение новой России: Происхождение русского народа. Л.: ЛГУ, 1978. 183 с.
106. Масленникова В.Ш. Формирование готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автограф. . дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996. - 18 с.
107. Масленникова Р. А. Русское устное народное творчество. Хрестоматия.(Региональный курс) Орел, 1995. 96 с.
108. Мажар Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. Монография. Смоленск.
109. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
110. Меньшиков В. М. Православная вера в педагогическом учении К. Д. Ушинского// К. Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994. С. 7081.
111. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: (Словесные средства воспитания) Махачкала. Дагучпедгиз, 1984. - 112 с.
112. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (Содержание, формы, методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 123 с.
113. Мищенко А. И., Мищенко JI. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы содержания педагогического образования. М.: МПР, 1991.-291 с.
114. Модзалевский JI. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Спб., 1866. 949 с.
115. Можаровский А. Из жизни крестьянских детей. Казань, 1882. 95 с.
116. Моление Даниила Заточника// Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980.
117. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
118. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200с.
119. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1.: Младенчество и детство. М.: Худ. лит., 1991. 590 с.
120. Мукаева О. Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей. С. П. 1987. №1. С. 77-79.
121. Мукаева О. Д. Мудрость и духовность народной педагогики: Избр. соч. по этнопедагогике калмыков. Элиста: Джангар, 1995. - 155 с.
122. Мунзук Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1990. - 198 с.
123. Некрылова А. Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX нач. XX века. Спб.: Знание, 1992.-32 с.
124. Николаев В. А. Теория и методика. Формирование этнопедагогической культуры учителя: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1998. -353 с.
125. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики / МГЛУ, ОГУ. -Орел, 1997.- 134 с.
126. Николаев В.А. Педагогика русского фольклора: Методическое пособие. Орел, 1994. 107 с.
127. Николаев В. А. Русская народная педагогика: (Пособие по спецкурсу). 193 - 88 с.
128. Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М.: ИНИОН РАН, 1993. 254 с.
129. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.
130. Орлова А.П. Студентам о народной педагогике // СП, 1987. №8. С. 91.
131. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа (Учеб. пособие). Ашхабад. 1980. - 132 с.
132. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Методические Указания / Под редакцией Г.С.Ершовой. Ашхабад, 1983. - 70 с.
133. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Репр. воспр. М.: Худ. литература, 1991. - 170 с.
134. Платонов O.A. Русская цивилизация. М.: Рада, 1992. 182 с.
135. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М., 1887. - 368 с.
136. Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. М., 1884. - 24 с.
137. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. -272 с.
138. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л.: ЛГУ, 1963. - 143 с.
139. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946. - 340 с.
140. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: ЛГУ, 1955. - 552 с.
141. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М.: Наука, 1976. - 325 с.
142. Развитие этнического самосознания славян в эпоху раннего средневековья. М.: Наука, 1982. - 357 с.
143. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера: Сост. С.К.Иванов. М.: Прогресс. Культура. 1994. -461 с.
144. Разов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. №2.
145. Раскин Д.И. Русские пословицы как отражение крестьянской идеологии // Русский фольклор. Вып. XIII. Русская народная проза. JL, 1972. -с. 202-212.
146. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. -М.: Наука, 1981. 207 с.
147. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 620 с.
148. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. - 328 с.
149. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
150. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. JL: Лениздат, 1989. - 159 с.
151. Русская нация и обновление общества: Сб. тр. М., 1990. 197 с.
152. Русские народные сказки / Сост. В.П.Аникин, М.: Дет. лит., 1985. -543 с.
153. Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. 334 с.
154. Русские (Этносоциологический очерк). М.: Наука, 1992. 464 с.
155. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забылиным. М.: «Книга принштоп», 1990. 607 с.
156. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Ин-т практич. псих., 1996. - 344 с.
157. Сафьянова A.B. Внутренний строй русской сельской семьи алтайского края во второй половине XIX-начале XX в. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. с. 91-110.
158. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. Собр. И.П.Сахаровым. Спб., Суворин, 1885.
159. Селиванов B.C. Руководство внеклассной воспитательной работой в сельской школе // Проблемы развития сельской школы: Сб. статей / Под ред. А.Е.Кондратенкова. Смоленск, 1978. - с. 43-52.
160. Семевский В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине XVIII в. // Устои, 1882. Вып. 2. С. 93-98.
161. Семенова JI.H. Очерки истории быта и культурной жизни России: пер. пол. XVIII в. Л.: Наука, 1982. - 279 с.
162. Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этнической культуры учителя: Авт. дис. докт. пед. наук. -М., 1995.-36 с.
163. Сластенин В.А. Принципы коммунистического воспитания // Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение. -1983. С. 289-306.
164. Сластенин В.А. Методическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. - с. 39-53.
165. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. -144 с.
166. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 159 с.
167. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.-430 с.
168. Стельмахович М.Г. Народная педагогика. Киев: Рад. шк., 1985. -312 с.
169. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. Спб., 1899.
170. Терещенко А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях. М., 1848. Ч. 1.
171. Толстой JI.H. Кому у кого учиться писать // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 271-288.
172. Тульцева JI.A. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX-XX вв. (По материалам среднерусской полосы) // С.Э., 1978. С. 4143.
173. Тульцева JI.A. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже XIX-XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 45-62.
174. Тульцева JI.A. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.: Знание, 1990. - 63 с.
175. Тхуго М.М. Реализация идей адонейской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Авт. дис. канд. пед. наук.-М., 1995.- 16 с.
176. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. С. 51-123.
177. Ушинский К.Д. О нравственности в русском воспитании // Пед. соч. в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. 414 с.
178. Ушинский К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. С. 145-159.
179. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1.С. 229-547.
180. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
181. Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. 261 с.
182. Фольклор и этнография / Отв. ред. Б.Н.Путилов. Д.: Наука, 1970. -256 с.
183. Ханбиков Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Уч. зап. Казанского пед. ин-та (Вопросы нравственного воспитания). Казань, 1967. С. 85-109.
184. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. 126 с.
185. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // СП, 1966. №6. С. 83-92.
186. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (На материале Чувашской республики): дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 223 с.
187. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 32 с.
188. Христова Е.Л.Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // СП, 1989. №7. С. 103-106.
189. Шацкий С.Т. Деревенские дети и работа с ними // Избр. пед. соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 86-121.
190. Шекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков: Дис. канд. пед. наук. Петрозаводск. 1995. - 241 с.
191. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Д.: Просвещение, 1967. - 266 с.
192. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Сов. педагогика. 1971. - №9. - с. 82-89.
193. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. - 301 с.
194. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб.: Наука, 1991.-318 с.
195. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К.В.Чистов. М.: Наука, 1987. 557 с.
196. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1988. 191 с.
197. Этнография русского крестьянства Сибири XVII пер. пол. XIX в. М.: Наука, 1981.-270 с.
198. Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М.: Наука, 1969.-276 с.
199. Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX нач. XX в. / Отв. ред. Т.В.Станюкевич. М., 1990. Вып. 1. 154 с.
200. Этнопсихологические сюжеты: (Из отеч. наследия). М.: ИФ РАН, 1992.-200 с.
201. Юдин A.B. Русская традиционная народная духовность. Пособ. для учащихся X-XI кл. М.: Интерпакс, 1994. 400 с.
202. Ягофарова Д.С. Подготовка студентов педагогического института к работе с пионерами в условиях сельской щколы: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.- 198 с.