автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской Республики)
- Автор научной работы
- Харитонов, Михаил Григорьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской Республики)"
МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕППИА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Спсцпллнзпропапкмп со1;ет Д 0.'>3.0(.03
На правах рукописи
ХАРИТОНОВ Михаил Григорьевич
ЭТНОПЕДАГОГПЧЕСКПЕ КЛАССЫ В ПРОФЕССИОНАЛ ЫЮ-ПЕДЛГОГПЧЕСКОП ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Чувашской Республики)
115.00.01—теории и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1993
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
II а у ч н ы й руководите л ь:
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Г. II. ВОЛКОВ
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор В. В. ЛЕБЕДИНСКИЙ,
доктор педагогических наук, нрофсюсор А. Е. ДМИТРИЕВ
Ведущее учреждение — Институт национальных проблем образования.
'УА{ ^ х' у' - •
Защита состоится «..£./...»................1993
часов на заседании специализированного совета Д 053.01.03 по присуждшппо ученой степени доктора педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина (103051, Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 0).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ имени В. II. Ленина (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1).
Автореферат разослан «...^.....л.^.^У..............1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор педагогических наук, профессор
В. А. СИТАРОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
. Актуальность теми исследования обусловлена научными я практв-?3cssu3 задачами, стоящими в настоящее время перед общеобразовательной школой; необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания я восстановления этнических традиций, которые сегодня, как никогда, важны для приумножения культурного потенциала каждого парода.
Проводимые в настоящее врэка реформы призваны опираться па традиционную культуру воспитания. Поэтому строительство школы дэ-аократического, ryiaumoro общества немыслимо без союза теоретической, акадекачсской, школьной педагогики с народной. Сложившаяся в общеобразовательной mxcoio ситуация делает необходимым н злобо-
- дновшш осмысление систеьа профзсспональпо-педатогической ориентации стартах школьников а предварительной их подготовка на основе традиционной культуры воспитания.
За последние годи "появилась поколенля, но знахше родного языка, обычаев, ястория а культуры своего народа, укрепилась тон-дозщзи отхода талодвха от традиционного'Образа жизнн, происходи? утрата сфэрмзрогшншх векша нравствопно-этическзх понятий; духсз-пиг цс;п;ос75.1 народа, что приводит к деформации сознания нгидЗ". . • Одну аз серьезных причин бедственного состояния нашей культура, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудззннл ютпацаональшх'отноиокий ученые разных отраслей науки, в том чно-лз социолога, этнографы, психолога п педагога, связывают с агнора-ррвзиаса этого иаассягаэцого родплка духовноста, аккумулятора аразстгоппого опыта прошлых noiüwemit.
3 евлза о этам BoamjEasT-необходимость возроддешзл а сколах народного оспа соспетшня в восстановлоння этнических традиций, гэторнэ кэгут быть осуаостзлены только на основа корапного прэоб-разовзяал пыпопадька паи. В то же время воостаповдеаиа этвичоо-S3X традапгЗ нззозаоано без специальной подготовка учителя а твор-чесвого пенольгеЕгшзл пародноЗ педагогика.
. В езэтэ всего exaaáasoro suae указанная проблема представляемся васшз актуальной, прачеи рва не является исключительно на-хшокмькь-этгзческой, в вей преобладает общечеловеческие ценности, naoytjae в веба еарад объединения народов Рсссяж ж бившего Советского Coas» на демократической а гуманно! освове.
- ГЛ..1.Р». ».«. »—« ж гею... »•.
1991. - С. 1. ^
-2В последние годи появилось большое количество работ, посвященных народной педагогике. В общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: народная педагогика как феномен демократии в сфере воспитания / В.Ф.Афанасьев, Г.С.Виноградов( Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, Ю.А.Рудь /; народные представления об вдеале и формировании совершенного человека / Г.Н.Волков, Т.К.Ис-каков, И.А.Шоров /; детская среда как фактор народного воспитания / Т.Н.Петрова, Я.И.Ханбиков /; семейное народное воспитание / H.H. Буланова, А.Э.Измайлов, С.Исоев /; общественное народное воспитание / Е.В.Васильев, Ш.А.Мирзоев /; ребенок как объект и субъект народного воспитания / Г.Н.Волков, М.И.Стельмахович /; умственное народное воспитание / В.Х.Арутюнян, И.Б.Гашимов, М.Б.ГУртуева /; народное нравственное воспитание / Ж.Бешимов, Н.Б.Битиева, П.А. Храпаль /; патриотическое и интернациональное воспитание / Е.В. Васильев, Т.Ормонов /; гуманистическое народное воспитание Н.А.Ершова, З.Г.Нигматов /; трудовое народное воспитание / А.А.Амирян, Б.Апышев, Р.М.Пашаева /; физическое народное воспитание / Э.Х.1Ъ-леев,.А.М.Тийк, Ю.Д.Цебоев /; эстетическое народное воспитание / Х.Я.Раинап, В.И.Элашвили /; соотношение народной педагогики в творчества выдающихся педагогов / Г.Н.Волков, Д.Е.Егоров, Т.Н. Петрова, Н.С.Сидоров /.
Между тем многие важные стороны изучения школьниками памятников народной подагогики остаются вне поля зрения исследователей. • В частности, до настоящего времени нет работ, посвященных профессионально-педагогической ориентации учащихся средствами традиционной культуры воспитания.
Во многих школах профессионально-педагогической ориентации не уделяется нужного внимания. Как справедливо отмечает В.А.Слао-тенин, ориентация на профессию учителя в школе поставлена значительно хуже, чем на любую другую. Важно знать, где лежат истоки возникновения и развития педагогической направленности, какова . природа таких явлений, как престиж профессии, иода на.профессию, динамика профессиональных предпочтений молодежи в т.п. Без этого невозможно сделать мотивы выбора учительской профессии сколько-нибудь управляемыми. Настало время организовать'!» школах и органах народного образования службу профессионально-педагогической ориентации молодежи, вооружить их научно обоснованной методикой диагностики педагогических способностей школьников, усовершенствовать испытанные х оправдавшие себя на практике формы работы
-3/ факультативы, очно-заочные школы юных педагогов, факультеты будущих учителей, конкурсы педагогических талантов и т.п. '
В совокупности средств, обеспечивающих ориентацию школьников на профессию учителя, огромными возможностями распологает традиционная культура воспитания. К сожалению народный педагогический опыт не используется должным образом в подготовке молодежи к сознательному выбору учительской профессии. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких условиях этнопедагогические классы становятся фактором эффективности профвссионально-подагогической ориентации старших школьников?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - деятельность этнопедагогических классов по профессионально-педагогической ориентации старших школьников на основе традиционной культуры воспитания чувашского народа.
Предмет доследования - система ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность и предварительная их профессиональная подготовка на основе традиционной культуры воспитания.
Проблема, объект, продают и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать сущность и особенности традиционной культуры воспитания.
2. Раскрыть содержание этнической педагогики чувашского народа э контбксто ое взаимодействия с духовной культурой русского и других народов России.
3. Выявить и экспериментально обосновать условия эффективной деятельности этнопадагогичоскнх классов по профоссноладьцо-пвдаго-глчасглй ориентации старших школьников на основе трздпвконной культуры воспитания.
4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практзческио рекомендации по совершенствования профессионально-педагогической ориентации школьников средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования: деятельность этнопедагогических классов по профессионально-педагогической ориентации старших школьников бу-дот происходить более эффективно, если:
- идея народной педагогика включаются в содержание, форта и
у/ —:-
•^Сяаствпзш В.А. Форуаросаняе социально активной личности учителя: попроси методологии и методика // Форкярованпо социально активной хвчност» учителя, - М., 1982. - С. 8.
методы первичной / предварительной, пропедевтической / профессиональной подготовки старшеклассников;
- обеспечивается педагогическая направленность преподавания всех общеобразовательных дисциплин с учетом апнстеиического аспекта I аксиологически-ценностного подхода;
- в ходе занятий по предметам "Введение в психологию", "Народная педагогика", "Семейная педагогика", "История воспитания", "Этнография и фольклор" и др. формируется у учащихся интерес к педаго-. гическим традициям народа, учительской профессии, с сохранением отношения к этнопедагогическим знаниям как важнейшему компоненту общего образования;
- учащиеся этнопедагогических классов систематически вовлекаются в различные формы профессионально-педагогической деятельности о опорой на народную педагогику.
Мотодологическтю основу исследования составляют диалектико-ыа-твриалистическне принципы анализа исторического опыта народного воспитания, кокцоптуально-творетичвскйв полохония / изыскания / отечественных и зарубежных педагогов, психологов в философов по вопросам народной духовной культура, сопряхошше с темой данного диссертационного исследования.
Метод» исследования;
- теоретический анализ философской, психолого-подагогическоЕ в агиографической литературы, архивных, крсасодчоскнх в падмшх материалов, в том число собственных / записей / во вопроссц народного воспитания в Чувгцлш;
- изучение народных традиций воспитания и передового ошта их использования в прогорионтадлошюЯ работе чувашских скол;
- длительные, в той числе вюшчошшэ нэдагогичасгле цаблвдоизя;
- устные в письменные опросы старзокласснякоо; .
- аналз* продуктов творческой деятельности учащихся;
- беседы в стандартизированные история;
- методы экспертных цепок в евмооцепэк;
- опытпо-вксперимевтальшш работа;
' * статистические метода обработка дадешх. "
Опытяо-якспагамантальяая работа провожалась *Ь эткопедагогичес-квх классах Кугесьской / Чебоксарский район /, Хрмарска! / в. Тр-мары /, Ооревлско! / ЫарпосАДскхй район / средних сколах Чувашской Республики, в входах * 6 в 31 г. Чебоксары, в которых осуществлялось обучение по программе пежхолого-педагогичвекого в »тиопедаго-
гаеского направления, разработанной Г.Н.Волковым. В эксперименте приняло участие 232 человека - учащиеся атнопедагогических классов. Активное содействие эксперименту оказывали 17 учителей и 5 директоров вышеназванных школ.
Исследование проводилось в несколько этапов.
1. 1988-1989 гг. - анализ философской и психолого-педагогичео хой литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта ориентации старших школьников на профессию учителя, определение исходных параметров исследования.
2. 1989-1991 гг. - опытно-экспериментальная работа, корректировка программы обучения в этноподагогических классах, практическая проверка методик профессионально-педагогической ориентации; обобщение результатов первых опытов, выявление особенностей изучения традиционной культуры воспитания в этих классах; выработка основных критериев, определяющих отношенио старших школьников к памятникам народной педагогики и к учительской профессии.
3. 1991-1993 гг. - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обобщение результатов исследования, внедрение результатов в практику, литературное оформление диссертации.
. Научная новизна и теоретическое значение исследование. Впервые открываются экспериментальные этнопедагогпческиэ классы и обобщается их опыт, вводятся в оборот новые факты, обнаруненныо автором, выявляются свидетельства эволюции народных традиций под влиянием современной жизни, рассматриваются оттенки понятий "народная педагогика", "народное воспитание", "народная педагогическая культура", "традиционная культура воспитания", "традиционная педагогическая культура", определяются условия формирования устойчивого интореса а педагогической деятельности на осново традиционной культури воспитания в процесса обиаобразовательной, психолого-педагогачоской н атнопвдагогической подготовка старыаюшсснпков и рассматриваются прогрессивные традиции народной педагогики как средство демократизация воспитания..........................
Практическая значимость исследования. Полученные в исслвдс-за-нян Теоретические вцзода п результаты положены в основу научно-гето-даческах рэкомэндаязй по оряоитацга. учепяхея на педагогическую деятельность, с опорой на традиция народной, педагогика могут быть испоякэовавы.пваходят. применена» ввколах..........
Достоверность результатов исследования.. Она обеспечена методологической обоснованностью я адекватностью катодов исследования его
целям, задачам и логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных. ... ...
На защиту выносятся следующие положен?/?:
- традиционная культура воспитания служит важнейшим источником формирования профессионально-педагогической направленности личности школьника;
- профессионально-педагогическая ориентация старшеклассников и их допрофессиональная подготовка могут эффективно осуществляться на основе этнопедагогизации всего учебно-воспитательного процесса, который предполагает учет специфических особенностей этнопедагоги-ческих классов при организации урочной и внеурочной работы и различных форм и видов профориентационной практики;
- общеобразовательная этнопедагогическая подготовка.старшеклассников благоприятствует духовно-нравственному развитию личности на основе расширения их педагогического кругозора. .
Апробация и внедрение результатов исследования. Они были доло-' жены и получили одобрение на научно-практических конференциях Чувашского педагогического института км. И.Я.Яковлева / 1989, 1990, 1991, -1993 гг. /, на Республиканской научно-практической конференции "Национальное, интернациональное и общечеловеческое госпитание учащихся в интернатных учреждениях республики" / Чебоксары, 1991 г./ на Межвузовской. научной конференции "Культура и педагогика". / Хабаровск, 1991 г. /, на Международном 1У-советско-японском симпози- • уме "Традиция и современность" / Москва, 1991 г. /, на Всесоюзной научно-практичоской.конференции "Народная педагогика и современность" / Чебоксары,.1991 г. /, на Международной научно-практической конференции " Я.А.Коменский и современная школа" / Чебоксары, 1992 г. /.
Результаты исследования внедрены в практику работы школ Чувашской Республики. Автор является одним из кураторов этнопедагоги-ческих классов Кугесьской средней школы * 1, в течение трох лет преподает цикл психолого-педагогических и этволедагогическах дисциплин, является руководителем кружка "Народная педагогика" в той
же школе. ..........
... Работа выполнена в соответствии с цедрвой исследовательской программой "Учитель", осуществляемой кафедрой педагогики высшей школы МЩУ им. В.И.Ленина / номер государственной регистрации 01880003627. /. .................. ....... .....
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, этапы и метода исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе - "Теоретические основы исследования традиционной культуры воспитания в связи с проблемой профессконально-педаго-гической ориентации старших школьников" - анализируется состояние проблемы традиционной культуры воспитания в психолого-педагогических п философских исследованиях, дается характеристика прогрессивных идей народной педагогика чувашей в их разтштик / куда включаются факторы, методы, средства, приемы я организационные формы на-■ родного воспитания /, которые способствуют успешному воспитанию детой.
Во второй главе - "Использование традиционной культуры воспитания в деятельности этноподагогических классов по профессионально-педагогической ориентации старзгих школьников" - обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены общие итоги исследования, сдслгмгк теоретические вывода и сформулированы научно-пршсглческие рекомендации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАКУШ
. Изучению педагогических воззронзЛ кародн в его педагогического опыта мюго внимания уделяли вэдагляеся педпгогз прошлого. Они полагали, что народная.педагогика обогащает науку о воспитании а может служить ее основой.
Ян Амоо Коменский обобщил опыт домашнего зоспатаная в трудовых семьях п, опираясь на наго, выдвинул а разработал идо» "материнской школы". Это идея глубоко народна: а ев основа - народный опыт, народные интересы. Показательно, что отец педагогической наука свою просветительную деятельность начал как собиратель произведений устного народного творчества чешского народа, как исследователь ого традиций и обычаев. Первый труд, задуманный ии, - это "Сокровищница чешского языка", в котором он мечтал собрать все*-отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, топкие созвучия вч-разепяй п сборотоа рота. Нзпровзойдонноо значение имеет составленная Коменскаы "Мудрость старых чехов".
И.Г.Песталоцци педагогические вывода в своих основных произведениях "Как Гертруда учит своих детей", "Книга для матерей", "Лнягард и Гертруда" дает, приспосабливаясь под форму народной пе-
дагогики, как результат обобщения педагогического опыта крестьянской семьи. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа. .
К.Д.Ушииский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которых складывалась педагогическая-наука. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. В наследии Ушинского получили отражение и„народные праздники, в народные песни, и вековые традиции трудолюбия, в национальный эо-тетический вкус, и народные сказки, в пословицы в т.д. в т.п. Особенно убедительным был его гимн родному языку - его бессмертное "Родное слово". "И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".^
Большое место в народной педагогике отводилось факторам воспитания. Они - -особая форма познания в преобразования действительности, а поэтому и мощнейшие факторы воспитания подрастающего поколения, каждый из которых характеризуется собственной спецификой воспитания. .......
. Факторами народного воспитания выступают природа,, игра, олово, дело / труд /, общение, традиция, быт, искусство, религия,
пример-идеал. . -----.
Народная педаго raïca характеризуется большим разнообразием методов воспитания. Tax, в'чувашской народной педагогихо получили распространение разъяснение, убеждение, рассказ, беседа,, показ, упражнение, приучение, благопожелание, поручение, поверье, увещевание, моление, состязание, поощрение, наказание,, просьба, совет, намек, укор, упрек, насмешка, клятва, зарок, заклинание, устрашение, порицание, брань, проклятие в т.д. ... ............
На формирование личности с давних времен влияли также средства народного воспитания, как сказки» загадки, пословицы, поговорки, лесни, рассказы, былички, оказывающие воздействае на подрастающее поколение и имеющие воспитательный характер^.
... В народной педагогике различались следующий"приемывоспита-. ния:.-1/ словесного воздействия; 2/ морального подавления и возвышения; 3/ эмоционального воздействия.
Первая группа включает в себя: разъяснение, одобрение, похва-
^Ушинскнй К.Д. Собр. соч. - M.-JL, 1948. - Т. 2. - С. 557.
лу, совет, оросьбу, уговор, неодобрение и др., которые содержатся, например, в пословицах I поговорках, песнях в сказках.
Приемы морального воздействия способствовали возвышению ила подавлению личности. К.ним относятся: обычаи, запреты, поверья, презрение, упрек, проклятье, благословление, заклинанья, моления, увещевание, благопожелание и др.
В приемы эмоционального воздействия включаются такие-, как: благопожелания, укор, упрек, клятвы, намеки, косвенные угрозы и др.
Таковы факторы, методы, средства и приемы народного воспитания у чувашей, которые, вне всякого сомнения, содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании и становлении подрастающего поколения, о нравственном, умственном, эстетическом, физическом и трудовом воспитании. Все сказанное дает основание утверждать, что в условиях воспитания народ широко применял не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики факторы, методы, приемы л средства народного воспитания.
В ходе исследования было выявлено, что организационные формы народного -воспитания складывались и развивались на ралпих ступенях развития чувашской нации. В него включались трудовые объединения . колодежн, молодежные и народные праздники. В свои очередь, последние подразделялись на уллах / вечера посиделок /, хер сари / де- . вичьо пиво /, юпа / поминовение предков /, сурхури. / овечий дух /,' кеперии, сурхн улв / весенние игрища /, симек, серен / праздник очищения дула /, а трудовые объединения молодежи включали в себя ппма / помочь /. Народным праздниками в старину были также акатуй / праздник соха /, туй / свадьба /, саварш / масленица / и др.
По мере развития общества'организационные формы народного воспитания претерпевали изменения. Они играли определенную.роль в аизгш народа, выполняли футсщс?. а.фс^нроаашш и воспитания детей, подростков а еноеэЯ. В частности,, они: сзесобсязсяадЕ сторнированию нравственных норм появления';: была; основой' ддго ппягтт^а подрастающего потаекая к трудовой дплтагышстз1..
. . В 1983-12ЕЗ учебтгзя .гору в йяизег ^тазпп под руководством ГЛ.Еолгова Саги отгрнты два экспериментальных этнопедагогических класса для целенаправленной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность, хотя.первоначальный замысел состоял не » профессиональной ориентации., а в выявлении общеобразовательных
возмохностей народной педагогике.
Эти классы были открыты с целью возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций; они должны были помочь школьникам правильно решить вопрос о выборе жизненного пути; обеспечить адаптацию к избранной профессии; развить интересы и способности школьников; заинтересовать, учеников в постоянном повышении уровня своих знаний; расширить знания учащихся в области-психологии и педагогики / семейной, народной /, родного языка и ли-о тературы, истории воспитания; вооружить знаниями, умениями и навыками воспитания и самовоспитания.
Исходя из этого, в процессе деятельности этнопедагогических клаосов были поставлены задачи:
- изучение индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей учащихся к педагогической деятельности;
- ознакомление школьников с обычаями и традициями своего народа, .организационными формами народного воспитания, нравственными аспектами этнической педагогики чувашей, народными играми;
- воспитание у старшеклассников навыков самостоятельной работы, которые формируются в ходе написания творческих сочинений,
.обобщающих рефератов на темы воспитания и самовоспитания;
- проведение со школьниками педагогических экспедиций, экскурсий, встреч, конференций, диспяов, дискуссий, коллоквиумов, семи-паров и т.п. для-активного участия в востановлении этнических традиций.
При организации учебного процесса было обращено внимание на введение программы псяхолого-педагогического к отнопедагогического направления, которая не дублирует другие программы средних специальных и высших педагогических учебных заведений.
Учебный план для Х-Х1 классов общеобразовательной аколы по направлению "народная педагогика" показывает, что постановка вопросов обучения и воспитания в этом курсе удовлетворяет интересы старшеклассников, ибо занятия в этнопедагогических классах становятся более притягательными и.гарантируют учащимся свободный выбор профессии по завершении школы.
При поступлении учащихся в этнопедагогический класс проверилась степень осведомленности старших школьников о традициях народа. При анализе ответов были выделены три уровня осведомленности: полный, -фрагментарный, низкий.
Полный уроврщ. характеризуется достаточными знаниями о треда-
циях, обычаях н обрядах народа; умением анализировать, рассуждать, выражать свое отношение к традиционной культуре воспитания.
фрагментарный уровень характеризуется отрывочными знаниями о традиционной культуре воспитания, знанием отечественной и национальной литературы, раскрывающей культуру, традиции и обычая народов, знанием художественно-педагогичоской литературы; умением передавать полученную информацию, при этом,'не умея анализировать, рассуждать, • выражать свое отношение.
Низкий уровень характеризуется плохими знаниями об обычаях я традициях народа, народных игр, игрищ и праздников.
Анализ результатов констатирующего варианта исследования об уровне осведомленности старших школьников, пришедших на учебу в ат-нопедагогический класс, приведены в табл. * 1/1 срез /.
Данные исследования показывают, что значительное количество • учащихся имело недостаточные знания о традиционной культуре воспитания, традициях в обычаях народа. Полный уровень знаний показали лишь 20,11 %, фрагментарный - 55,70 %, низкий - 24,19 % учащихся. Эти знания, на наш взгляд, старшеклассники получили на основе влияния старших в семье, в школе, в процессе изучения родного языка и , лптзратура, истории родного края, просматривая чувозсгло спектакли и кинофильмы, читая книги, а так же, наблюдая за деятельностью учителей и классного руководителя.
В процессе формирующего эксперимента, на основе учобно-воспи-татольной работы, мы стремились развить динамику уровней знаний учащихся.
В конце И класса еще раз проверила уровни осводоияенности стартах школьников о традициях в обычаях народа / см. табл. 1 / 2 срез /. •
В результате обработка данных ранговая картина знаний учащихся изменилась:
...................------- .....Таблица 1.
I г " "Уровна ■ " ......Р._ ? ______..Сроз 1. ... Йтоговшг в- %'■ .-.С^вз 2 ! !! ¡Тт*"г."-Ул в % 1
1 полный 1 " 23'г1£ ! 70,45 !
! фрагжяятарЕыЗ ! 55,70 ! 28,15 !
шшогя ! 24,19 . . ! - 1,40
Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов: 1. По вопросам традиционной культуры воспитания 70,45 % стар-
внх школьников в конце обучения в этнопадагогических классах пока. аалв полные знания, фрагментарные знания имеет 28,15 % учащихся я 1,40 % низкие.
2. В процессе формирующего эксперимента можно духовно обогащать ; личность; педагогически профориентировать; подготовить к семейной ' жизни; вооружить знаниями, умениями ж навыками воспитания в само' воспитания; "создать благоприятные условия всем школьникам для активного участия в последующем развитии всех сфер самобытной наци* ональной культуры"¡^содействовать росту национального самосознания на гуманистической демократической основе.
Для выяснения отношения учащихся к изучению традиционной культуры воспитания в начале, в середине и в конце их обучения в этно-педагогических классах провели опросы.
В начале экспериментальной работы были получены низкие результаты, которые отличаются от данных, полученных к концу обучения в педх^ассв. Это подтверждается в ходе опытной работы. ■ ' 'За время обучения в этиопедагогических классах сделали три ; среза / в начале в конце X класса; в конце XI класса /. Полученные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2.
йвд { Сгрз 1 ; Срез 2 \ Срез 3 • 7
! отношения !кол-во! в £ !кол-во! в % ¡кол-во! в %
! удовлетворение- ! 4 ! 7,54.! 12 ! 22,64 1 37 I 69,82 1
Г положительное ? 24" 1 45,28 ! 28 1 53,84 I 12 1 22,64 >
I равнодушное ! 16 ! 31,20 ! 9 I 16,98 ! 4 ! 7,54 I
! отрицательное ! 9 ! 15,145 ! 4 1 7,54 ! - ! - !
Анализируя результаты этого опроса, можно отметить, что еслж в начале обучения в этвопедагогкчвскях классах / X класс - срез 1 / удовлетворение в изучении традиционной культуры воспитания испытывают 7,54 % учащихся, 45,28 % - нчвют положительное отношение, 31,20 ^ - равнодушное, 15,98 % - отрицательное отношение, то х концу обучения в XI классе / срез 3 / число учащихся, получающих удовлетворение в изучении традиционной культуры воспитания возросло до 69,82 £,.22,64 % вз них положительно относятся х изучению традвшгв и обычаев,•равнодушное отношение у 7,54 % учащихся, отрицательное 1/ьолков л'.н. ироокие / экспериментальны* / проекты учебных планов и программ лицейских втнопедаюгическжх классов, -II., 1990. -С.5.
отношвние отсутствует. Результаты таблицы отражены на рко. 1.
"! - удовлетворенно £ ^ - положительное 1X1
4 - равнодуннов отрицательно»
Срез 1 Срез 2 Срез 3 -.
Донпио парного среза показывают, что они значительно отличается от рэзулътатов третьего среза / изменения от 7,54 % до 69,82&< Значительное пэгянопзо рэзультатов обусловлено том, что стар^ пэклассшкз убэдалпсь в необходимости изучения традиционной культур! воспитают а з важности возрождения и восстановлен®! оттгсоо-кзх тряетшй. Это и способствовало, на пая взгляд, пзкянегопэ пх _ ; отпечатал п пзучонкт) традиционной культурн воспитания, поеыпоиго : шс актавностя а заинтересованности втраднппях а обычаях народа..
Ллалпз гаторзалов отггшьзкспэрзмзптальпоа работы показал, что преподавшего курсов псжхолого-пвдагогаческого а втнопедагогичесяого поправления в акспержгонт&шшх здг&сах закладывает фупдаиэпт пода-' гогачесгой подготовка у^зетхея, спсссСгггзуот регжжтшо .качеств личности учгтвдя, форкзрувт у кяхтого старгвгсассназ® сас?г*7 садаиго— , гжчзегах зшшиЯ, уэтялЯ я навигаз, любовь к дотям в про^-с-га: учителя. .......
Аятеткт а яослэдоватмигов гпгзгьгозагом .предметов псяхолого-нвдал)гичвсюзго ■ эпгопядфгогтгчвекого направления позволяет сясте-ватпзехи расширять осведомленность учащихся в воспитательных трв-
дициях народа.
В процессе учебной деятельности старшие школьники назначаются помощниками преподавателей того или иного предмета, осваивают элементы уроков и проводят пробные уроки, работают консультантами по выбранному предмету, посещают и целенаправленно анализируют уроки опытных учителей, участвуют в имитационных играх, проигрывают элементы урока, разбирают психолого-педагогические ситуации, работают с отстающими учениками.
> На факультативных занятиях старшеклассники более глубоко знакомятся с национальной культурой народа, профессией учителя. В них они формируют в себе качества учителя, вырабатывают знания, умения и навыки, которые необходимы для проведения учебно-воспитательных мероприятий.
В этнопедагогических классах создан и работает кружок "Народная педагогика", имеющая целью ознакомление учащихся с деятельностью учителя, подлинного сына своего народа, патриота, гуманиста, интер-1 националиста.
Показано, что наиболее активной эффективной формой возрождения лрадацяонной культуры воспитания, восстановления этнических традиция и приобщения к педагогической профессии в общеобразовательных школах выступают этнопедагогнческио классы, которые позволяют:
- качественно отобрать содержание и вести обучение старших школьников, формирующие интерес к педагогическим традициям родного народа, к его нравственпо-этичоским и духовным ценностям, к национальной культуре;.
- осуществлять процесс формирования личности на втнопвдагога-ческой основе;
- возрождать и распространять факторы, методы, сродства и приемы народной педагогики;
- рассматривать этнолсихологдчьскиа особенности сознания, темперамента, характера, поведения, вмоциональной сферы людей разных национальностей;
- осуществлять широкое, многоаспектное экологическое воспитание школьников на традициях нарощюй педагогики, причем в широком плане, в широкой трактовке: экология культуры, экология человека, экология 'этноса; ....
- овладевать основами психолого-педагогических и етнопедагога-ческих^знаний.. .
"аким образом, данные опытно-экспериментальной работы подтвер-
ждают возможности эффективных путей профессиональной .ориентации учащихся этнопедагогических классов на основе традиционной культуры воспитания.
Обобщая результаты проведенного исследования, есть основание заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза в основном получила подтверждение. В итоге теоретического и опытно-экспериментального исследования правоверно сделать следующие выводы:
1. Целевая установка в работе учителей этнопедагогических классов связывалась с желанием всемерно укрепить духовную связь представителей старшего и младшего поколения. Это осуществлялось в ходе учебно-воспитательного процесса национальной школы,-когда она опиралась на традиционную культуру воспитания.
2. Этнопедагогические классы способствуют возрождению народ- • ного опыта воспитания и восстановления этнических традиций, при сравнительно-сопоставительном анализе воспитательных традиций род-пого и других народов учащиеся практически лучше приобщаются к идеям и методам, традициям и обычаям народной педагогики, так как народный опыт по самой своей сути устремлен в сферу саморегуляции, саморазвития, сш.гаорганизации общественных отношений в мякро - и • макросоцпумо.
3. За годы обучения з откопедагогических классах старшие отюлыша получают достаточно четкие теоретические представления о пародлом опыте воспитшшя, а в практическом.плане -.развивают умепло эффективно распорядиться своим знаниями по народной педагогике для своей будущей повседневной профессиональной деятельности па непрерывной педагогической практике с воспитанниками подшефных детсадов и учащимися начальной школы. .
. . 4. Активное и последовательное использование продмотов пса- • холого-подагогпчэского и этнопедагогичаского.направления дозволяет систематически расширять на разнообразном материале осведомлен-' пость учазяхся об обычаях в традициях парода и повышать их интерес к профессии у читает. . , .......
Подученные ВЫЕСЭ 3 рзгтзьтатн: ЛСи^ЗДОПШ'ЛГГ,. Р'Л'ЛГЯТЛ С*.". ¿Т!1 по • ориентация учпсахся тгь пэдагсетческув; деятельность, кзг^т йвта гэ-пользовгш а гсгользуотся в' ггрсгщгасз' ягогзтгшея з яжолв и вне
школа учателгаш л руководителями шк'Я, ......
. .' . Излсхаягкэ з всследозш^ях вывода в рекомендации но претендует, на," окончательное я всчврпывагщеа решение проблемы дрофессвональ-но-пвдагопгческой ориентация старших школьников. Нуждаются в во-
следовании проблемы измерения оценки готовности выпускников етно-педагогических классов к обучению в пединституте - училище, их адаптация, вопросы индивидуализации обучения выпускников этнопеда-гогнческих классов в среднем и высшем педагогических учебных заведениях. Кроме того, етнопедагогические классы в контексте профильного / профилированного обучения /, что особенно важно, долины получить дальнейшее распространение и развитие и следует разработать и предпринять научные, организационные меры для превращения народной педагогики, традиционной культуры воспитания, этнопадагогики в общеобразовательную дисциплину во всех старших классах / курсах /, по меньшей мере, школ / гимназий, лицеев, колдедкой./ гуманитарного направления. Признание педагогической деятельности как всеобщей и обязательной сферы человеческой деятельности могло бы иметь одпо-еначно положительные последствия в улучшении дела воспитания подрастающего поколения в России в особенно трудный период ее истории.
. Основное содержание диссертации отражено в следующих работах: . ' 1. Прогрессивные традиции народной педагогики в формировании личности в современной школе и свш>е / Взаимодействие шкоды, сейш, базового предприятия и общественности в коммунистической воспата-,'юш учащейся молодежи. Тезисы докладов к Республиканской научно-практической конференции: в 2-х частях. - Ч. 2, - Чебоксары, 1989. - С. 92-95.
2, Традиционная культура воспитания в ориентации стараекяао .сников экспериментальных классов на педагогическую деятельность
/ Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация уча« щейся молодея в условиях перестройки системы народного образования. Тезисы докладов.к Республиканской научно-практической конференции: в 2-х частях. - Ч. 1. - Чебоксары, 1990. - С, 152-164.
3. Использование произведений возвраденных писателей -Чуваша во внеаудиторной работ» оо студентами / Вветоританла спахипж со-вернутнх I забути* д!яч!в науки та культура » начальному процео! педагог!чн!го вузу та околи. Теза рвспубл!каисько1 межвуаовсысо! наухово-прахтичо! конференции. - Ровно, 1&91, - 0. 208-209 / а соавторстве /. . .„'
4.. Рвалиеаяия опыта ж идея традиционной культуры воспитают ва практикуме во народно! педагогике / Народная овдахогака а современные проблемы воспитании. ШтериалыВсесовзноК иаучно-практичео-кой конфервнции: а 4-х чаотях. - Ч. 2. - Чебоксары, 1991. - 0.182194 .
5. Традиции народной педагогики в воспитании младших школьников / Национальное, интернациональное и общечеловеческое в воспитании учащихся в пптериатных учреждениях республики: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докладов к научно-практической конференции.—Чебоксары, 1991. — С. 71—72.
6. Этнопедагогпческпе классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников // Культура и педагогика. Гуманизация и гуманитаризация образования. Мировая художественная культура в вузе и школе. Проблемы :>тнопедагогшш и национальной художественной культуры.— Хабаровск, 1991,—С. G7 —G9.
7. Воспроизведение наследия Я. Л. Коменского в педагогической деятельности И. Я. Яковлева / Я. Л. Комспскнй и современная школа. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 400-летшо со дня рождения Я. Л. Коменского. — Чебоксары, 1992,—С. 1Л6—149.
8. Использование зарубежного опыта интенсификации учебно-воспитательного процесса на занятиях по «Основам педагогического мастерства» / Использование зарубежного опыта интенсификации учебпо-воепптателыюго процесса в высшей школе. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. — Казань, 1992, —С. 90—91.
9. Наследие Я. Л. Коменского в этнопедагогических классах/Я. Л. Коменскнй и современная школа. Материалы Международной научпо-практпческой конференции, посвященной ^ОО-летиго со дня рождения Я. Л. Коменского.—Чебоксары, 1992.-G. 2G1.
10. Этпопедагогпческие классы в ориентации старшеклассников па профессию учителя / Традиционное и повое в культуре России. Тезисы докладов и выступлений па Всероссийской конференции. — Саранск, 1992.—С. 210—211.
11. Этнические нравственные идеалы в формировании личности учителя / Проблемы формирования нравственной устойчивой личности. Материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях.—Ч. 3.—Чебоксары, 1993.— С. 218-249.
—"
Поди, в печ. 28/IX—93 Объем 1 п. л. Зак. 499 Тпр. 100
Типография МПГУ имени В. II. Ленина