автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогика молдаван
- Автор научной работы
- Силистрару, Николай Васильевич
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Кишинев
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Текст диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Силистрару, Николай Васильевич, Кишинев
Н. Силистрару
молдаван в контексте научной педагогики
Министерство народного образования молодежи и спорта Республики Молдова
Институт педагогических и психологических наук
научной педагогики
у Президиум ВАК Рос:
(решение суг"&0 " 101| N2 Мш®
грксудид ученую ст§п§нь, г ;:;7йлыптк управл§нм России
Клтпшсь 1997
Рецензенты:
Директор института педагогических и психологических наук, доктор психологических наук, профессор
Букун Н.И.
Кандидат педагогических наук, доцент
Кохокарь В.И.
6
В В Е Д Е НИ Е
В книге дан анализ тенденций и благоприятных условий в исследовании, изучении, освоении и применении традиционой культуры воспитания молдаван как естественно-исторический процесс, как естественная форма поведения народов.
На протяжениии многих веков народная педагогика развивалась путем проб, удач, ошибок. Она вобрала в себя наиболее удачные находки и параллельно в сложном взаимодействии с научной педагогикой стала могучим средством воспитания и обучения молодого поколения. Общий анализ национальных памятников народной педагогики говорит о том, что они "содержат огромный обьем информации по вопросам воспитания и обучения, о семье, родителям и детям,об уважении, дружбе, любви, об отечестве и приумножении его богатств, достойных широкого применения в современных условиях в практике воспитания.
В процессе исследования предпринята попытка показать влияние внутренних и внешних факторов и взаимосвязь сторон формирования человеческой . личности по представлениям молдаван псд воздействием этносоциальных условий в их развитии.
Это относится к влиянию урбанизации и миграции, акселерации* все более увеличивающемуся диапазону общения и иных контактов с представителями других наций и народностей, живущих в нашем государстве. Исследования показали самую тесную связь этих факторов (природа, труд, игра, общение традиции, искусство, религия, слово, язык соседних народов) в целостном процессе формирования совершенного человека. По нашему убеждению, естественные знания личности прочно покоятся на четырех гранитных столбах: наука, религия, искусство, культура, можно их назвать и иначе - знание, вера, красота, любовь.
Народный вход, красное крылечко ближе к тому прочному столбу фундамента, который обозначен воспитанием, любовью или любовным воспитанием. В
этом здании хозяйками являются духовность, нравственность, совесть...
Естественность народной педагогики требует естественного преподавания и естествознания, совсем не такого, какой осуществляется сейчас в начальной школе. Переход к учебной книге должен быть постепенным, надо не от книги идти к природе, а от природы - к книге.
И нужна скрупулезная инвентаризация с чем, с какими знаниями пришел ребенок в класс. Каждый ребенок, в том числе кажущийся самым глупым, знает слишком много, чтобы этим гренебрегать. Необходимо сотрудничество естественности, безыскусственности народной педагогики с искусственностью - школьной. Это возможно лишь в том условии, когда школьная будет учится у народной. Народная - это все время учится у науки, а наука высокомерна: такое себе позволяет со скрипом. Как будто делгет одолжение. В данном случае это высокомерие тоже противоестественно.
Совершенствование личности в любом обществе связано с происходящими позитивными сдвигами в социальной структуре государства, в характере общественных отношений. Изменение этих отношений сам^о по себе становится причиной появления новых, соответсвующих им воспитательных мер. Одной из таких мер совершенствования института воспитания является подготовка будущих супругов, отцов и матерей, исходя из специфических особенностей народной педагогики молдаван.
Педагогическая хультура - это та сфера материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это -колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, Д' гские орудия труда и труд детей, детская пиша детское питание и правила кормления детей, детский фольклор и "ребячий пастух" (институт общественных Воспитателей), традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные назидания, советы молодой
матери и заветы предков, спортивные и иные состязания подросткор и посвящение их в "возмужалость", методы приучения И совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и.т.д.
После возникновения воспитательно-
образовательных учреждений и формирования науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и систему народного образования, и состояние педагогики, уровень подготовки учителей, и педагогическую просвещенность масс и.т.д.
В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических предствалений народа с древнейших времен до настоящего времени. -
Она не однародна, в ней сохранились предубреждения, предвзятость, предрассудки и суеверия в области воспитания.
Весьма богаты и разнообразны представления народа о формировании личности и умственности молодого поколения. Загадки, считалки, фенологические и астрономические, всегда служили воспитанию любознательности, развитию мышления детей.
Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. В книге сделана попытка не только показать суть народного представления о трудовом воспитании, но и раскрыть его форму, содержание и методы с позиции научной педагогики.
Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство коллективизма, правдивость, честность, скромность, верность дружбе и любви - таковы основные черти нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании молодежи. Народная педагогика включает в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию и обучению молодого поколения. Эти вопросы рассматриваются с учетом национальных традиций воспитания молдаван.
Преемественность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных цнностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но и единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем й первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель.
Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточника культуры народа, в том числе и педагогической, от, .ечали все прогрессивные педапни.
Арсенал народной педагогики богат методами воспитания. Читатель познакомился с разнообразными методами воспитания: личный пример, убеждения, приучение, требование, просьба, совет, намек, упрек, одобрение, осуждение, поощрение, наказание.
Народные идеалы воспитания - прямое воздействие на исходные позиции великих просветителей прошлого в понимании сущности, целей и задач воспитания. Замечания М.Горького о том, что "подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание крупнейших произведений книжной литературы...", можно целиком и полностью отнести к становлению и формированию педагогических воззрений молдаван.
"Мы вообще поразительно мало интересуемся своими прошлым, чем затрудняем себе уяснение многого в воспитании", - писал А.Матеевич за два года до смерти. Именно сознание нужности для настоящего и будущего уроков и опыта минувших столетий заставило студента Духовной Акакдемии взяться за перо и рассказать русскому читателю о молдавских календарных праздниках и обычаях, скрупулезно изучать историю молдваского книгопечатания.
В продолжении просветитель пишет: "Я с детства испытывал большую любовь к своему народу, меня
увлекали его обычаи, старинные сказки, прекрасные народные предания и песни"1.
В разработке проблемы народного воспитания мы в своем исследовании опирались на труды Коменского ЯА., Макаренко А. С., Сухомлинского В. А., Толстого Л.Ь.., Ущинского К.Д., Шацкого Т.С., современных ученых Болдарева Н.И., Букун Н.И., Корнетова Г.Б., Коротова В.М., Лебединского В.В., Лихачева Б.Т, Монахова Ы.И., Пидкасистого П.И., Рувинского Л И., Сластенина В.А., Филонова Г.Н. и др., а также ка фундаментальные исследования по вопросам этнопедагогики Афанасьева В.Ф., Бугаевой АЛ, Гашимова А.Щ., Измайлова Э.А., Кадырояа Б.А., Мирзоева Ш.А., Петровой Т.Н., Пирлиева К.П., Станчиу С.А., Тайчинова М.Т., Ханбикова ЯМ., Хштгибидзе А.Ф., Христовой Е.Л., Шорова И.А. и др.
Определенный вклад в развитие народной педагогики, выявление ее прогрессивных традиций, разработку путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли и ученые Молдовы. Заслуживают внимания труды ученых-историков В.С.Зеленчука, Л.Д.Лоскуговой, ученых - филологов В-М. Гацак, Н-И. Бэешу, Г.И. Спатару, Г.Г. Ботезату, В.А.. Чиримпей, Е.В.Жунгиету, а также ученых -педагогов М.А. Флореану, М.М. Робу, Т.Т. Чиботару, Ф.А. Армашу, Д.Я. Паграшку, Е.И. Корой, В.М. Мындыкану, М.А. Теринте и др., раскрывающих природу и роль прогрессивных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения, их место в культуре народа.
Особый интерес при изучении нашей проблемы представляют научные труды и художественные произведения молдавских летописцев, мыслителей, ученных и писателей, таких как И. Некулче, Д. Кантемир, К. Стамати, А. Хыждэу, Г.Асаки, А. Руссо, И.Крянгэ, В.Алексавдри, М, Зминеску, А.Матеевич и др. Эти работы носят в основном педагогический характер, и содержат в себе определенную информацию о характере народного воспитания у молдаван.
1 А.Матееаич. Избраное. Кии'инев, 1988. стр.6
Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций той или иной идеологии.
Народная педагогика проявляется в нормальных законах и обычаях закрепления традишй. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Автор видит в народной педагогики носителя социального опыта масс, выразитепя обычаев, традиций и идеологии определенного класса, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию детей.
"Народная педагогика - это совокупность накопленных и проясненных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передавемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов И в конечном счете имеют цель: целенаправленно воспитьпать и обучать^ молодое поколение на. лучших идеалах народных масс" . К этому можно добавить, что народная педагогика стоит у колыбели научной педагогики. Она и сегодня питает творчество ученых, поэтов и писателей, олицетворяя преемственность, соединяя современнносТь с древней педагогической культурой прошлого.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, в структурном отношениях имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики можно определить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественником
% Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, с.41
научной педагогичкской мысли. Народная педагогика существует столько времени, сколько существут народ.
Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики. Великие педагоги разных времен и народов в своих прозведениях и опирались на ,' устное народное творчество, развивали идеи народности,
природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражения народной мудрости.
Народная педагогика и сегодня не только служит объектом научных исследований, но оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики, особенно семейного воспитания.
Мы живем в специфический период истории: во-первых, заканчивается век, и заканчивается тысячелетие. Такие даты обязывают и отдельных мыслителей, и целые народы подводить определенный итог прошлому и строить планы на будущее. Среди объектов в этом ряду ретроспективного и прогностического отношений значительное место прнадлежит воспитанию и педагогики как интуитивной, осознанной, научной, разной рефлексии на воспитание как родной из постоянных сфер исследовательской и проектировочной деятельности человечества.
Конец века, к^нец тысячелетия - это подходящее время для оценки состояния возможностей педагогики формировать личность человека, который развернется в полную мощь своей человеческой сущности уже в третьем тысячелетии.
Данные возможности педагогики обусловленные наличием ее основных составляющих - народной педагогики, этнопсдагогики и научной педагогики. Качество их взаимодействия, взаимовлияния - эго факторная характеристика обучения и воспитания подрастающего поколения;
во-сторых, только что распалась па части огрсмная держава, резонанс от этого события оставил след во всех областях жизни, в том числе и в теории, и
практике образования. Возник и укрепляется соблазн относить к актуальным вопросам развития педагогики явления, лежащие на поверхности, политизированные и вульгарно социологизированные. Все это способствует переносу в школу национализм:!, шовинизма, непродуманной модификации смысла ее деятельности.
Мы полагаем, что у народов и этносов, строящих заново или во;, создающих свою государственность, прокладывающих сегодня свой собственный путь в общечелогеческой истории, существуют реальные актуальные проблемы.
Необходимо в кратчайший срок мобилизовать национальные и интернациональные, духовные и материальные ресурсы, чтобы не остановиться в развитии, не выпасть на обочину исторического процесса, не оказаться в положении стран которым стандарты и идеалы жизни навязываются извне. К таковым ресурсам относятся педагогические знания и педагогические технологии. Они являются базисными основами и развития наций и народов, так как обеспечивают усвоение подрастающими поколениями базисных ценностей культуры и цивилизации.
Становление и развитие национальной системы воспитания осуществлялись в течение многих столетий. Родной язык, многообразное народное творчество, в частности, фольклор, мьфологг.я, символика, искусство, семейнокалендарные традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народом, национальные ценности формировали у детей качества патриота и гражданиниа.
Все богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания направленно на формирование целостной личности, ее национального самосознания, нравственного и эстетического отношения человека к действительности. Воспитанность личности-интеллекгуальнам, нравственная, эстетическая способствовали тому, что и народная философия, и общественное мировоззрение, могли становиться достоянием представителей этноса. И это являлось серьезным источником развития общенациональнных
форм самосознания, что в свою очередь, создавало культурное, ' ценностное и информационное пространство для совершенствования личности. По нашему убеждению, идейно-нравственное богатство родного народа, содержащееся в народной морали и народной идеологии, объединяют все звенья национальной системы воспитания., Народная мораль и народная идеология в наибольшей степени представлены в этнопедагогики. Потому что этнопедагогика как научная дисциплина, то есть феномен, ориентирующийся на истину, своим объектом (предметом) имеет сущность, тоже ориентирующуюся на истину, которая предстает в форме идеалов добра и красоты, содержащихся в нраьственном и эстетическом отношениях народа к действительности, ' в его воспитании.
Проблема, частью которой выступает тема нашей роботы, имеет ряд ведущих аспектов. Они следующие: существует общекультурная и общепедагогическая позиция, согласно которой целостная панорама педагогической мысли и педагогической практики включает:
- народную педагогику, историю просвещения, школу;
описание и анализ деятельности ведущих педагогов, оставивших заметный след в воспитании и обучении;
- вклад в национальную педагогику национальных й других гениев- писателей, поэтов, философов, общественных деяте�