Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Павленко, Андрей Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Елец
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Павленко, Андрей Иванович, 2000 год

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования философско-педагогического содержания публицистики

В.В.Розанова.

§ 1. Особенности организации научного подхода к творческому наследию В.В.Розанова в современном розановедении.

§ 2. Методология изучения философско-педагогического компонента публицистики

В.В.Розанова.

§ 3. Философско-педагогические идеи В.В.Розанова в историко-культурном контексте конца XIX - начала XX вв.

Глава II. Семья и семейное воспитание в публицистике

В.В.Розанова.

§ 1. Генезис семейной темы: проблема соотношения творчества и биографии.

§ 2. Теоретические поиски начала 1890-х годов: социально-педагогический взгляд на семью.

§ 3. Публицистика второй половины 1890-х - начала 1900-х годов: философско-педагогическое обоснование "семейного вопроса".

Введение диссертации по педагогике, на тему "Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова"

Актуальность исследования определяется значимостью изучения духовного наследия отечественных мыслителей для целостного осмысления проблем современности. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину многих сегодняшних проблем и, тем самым, по-другому оценить перспективы их решения.

Одна из таких проблем - характерная для последних лет "дисфункция семьи как воспитательного института"( 29,28 ), первопричину которой специалисты в области теории семьи усматривают в том, что в понятие человеческого благополучия сегодня не входит понятие семьи и детей (88). Следовательно, трудности реализации воспитательного потенциала современной семьи нельзя объяснить только социально-экономическими условиями - нужен более общий подход к семье. Об этом свидетельствуют, в частности, тенденции к объединению усилий представителей разных наук в рамках специально обобщающей знания о семье дисциплины - фамилистики, нуждающейся, по мнению большинства ученых, прежде всего в разработке собственной методологии (экспертный опрос проводился в 1996г. Государственным НИИ семьи и воспитания (45)).

Представляется, что в поисках такой методологии способно помочь обращение к русской религиозно-философской традиции второй половины XIX - начала XX веков, когда, в размышлениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и др., проблемы семьи связывались не только с социокультурным контекстом, но и с фундаментальными вопросами бытия и познания. К этому периоду и к этим традициям относится и творчество В.В.Розанова (1856-1918 гг.) писателя, философа и педагога, чье наследие одухотворяет своеобразная "поэзия семьи" (М.М.Пришвин) и буквально пронизывает идея "защиты" семьи как нравственной основы общества (В.В.Зеньковский).

Благодаря появившимся в последнее десятилетие исследованиям, где предпринимались попытки целостного осмысления жизни, личности и творчества В.В.Розанова (А.Н.Николюкин, 1998г.; С.Н.Носов, 1993г.; В.К. и С.В. Пишун, 1994г.; В.Г.Сукач, 1992г.; В.А.Фатеев, 1991г.), известны его заслуги в деле реализации этой идеи на практике - именно В.В.Розанов был одним из инициаторов изменения семейного законода-тепьства Российской Империи и отмены статуса "незаконнорожденных детей" в начале 1900-х гг. Добился этого В.В.Розанов прежде всего своей литературной деятельностью, в которой законченному проекту религиозно-правового регулирования семейных отношений (книга "Семейный вопрос в России», 1903г.) предшествовали философские размышления о семье в литературной и педагогической публицистике 1890-х гг. (работы о Ф.М.Достоевском и Л.Н.Толстом, сборник "Сумерки просвещения»).

Не случайно в посвященной В.В.Розанову литературе достаточно давно утвердилось мнение о "семейной теме" как одной из центральных в его творчестве (А.С.Глинка-Волжский, 1904г.; А.Белый, 1910г.; Д.С.Мережковский, 1913г.; Н.А.Бердяев, 1914г.; В.Б.Шкловский, 1921г.). Некоторые современные авторы вообще считают именно вопросы семьи главными для В.В.Розанова: с одной стороны, определяющими идейную направленность и проблемное "поле" его работ, с другой -опосредующими розановский подход к любым темам и потому придающими этому подходу неповторимый колорит (Е.В.Барабанов, ^.Н.Николюкин).

Однако и в прижизненных В.В.Розанову комментариях, и в более поздних работах (судя по в высокой степени репрезентативной антологии "В.В.Розанов: pro et contra", 1995г.), а также в розановедении 1990-х годах, семейная проблематика его творчества рассматривается главным образом в контексте особенностей его судьбы и идейных исканий (вопросы брака/пола в религиозном аспекте на грани антихристианства), но задача выяснения философско-педагогического значения семейной темы специально не ставится. В то же время исследователи достаточно определенно указывают на наследие В.В.Розанова как яркий пример свойственного русской культуре рубежа XIX-XX вв. философско-педагогического подхода, подчеркивая, ito именно В.В.Розанову принадлежит приоритет постановки вопроса о необходимости философского осмысления событий и явлений повседневной образовательной и воспитательной практики (А.В.Барабанщиков, Е.П.Белозерцев, С.А.Золотцев, С.В.Пишун, В.Н.Щербаков). Подтверждают этот тезис и недавние кандидатские диссертации, позволяющие судить об особенностях образовательной концепции В.В.Розанова (А.Е.Крикунов, 1999г.) и связи его философии семьи с традициями христианского воспитания (Е.Ю.Санкевич, 1999г.). Последняя работа, однако, философско-педагогический аспект семейной темы творчества В.В.Розанова далеко не исчерпывает, поскольку рассматривает "розановскую концепцию семьи и личности" как результат, не останавливаясь на логике философско-педагогического поиска В.В.Розанова.

Очевидное препятствие к выяснению этой логики - публицистический характер большинства работ В.В.Розанова, где он выступает не как ученый-теоретик (философ или педагог), а как литератор, внешне не очень заботящийся о доказательности и аргументации собственных идей (С.Н.Трубецкой, В.В.Бибихин). Поэтому судить о том, какова действительная научно-теоретическая (философско-педагогическая) ценность размышлений В.В.Розанова о семье и семейном воспитание, в изобилии представленных в его публицистике, без специального анализа невозможно.

Перспективы организации такого анализа во многом определяются традициями гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в Елецком государственном педагогическом институте , в частности, опытом изучения наследия В.В.Розанова в историко-педагогическом (Е.П.Белозерцев, А.Е.Крикунов) и литературно-краеведческом (Н.В.Борисова, А.А.Дякина, Г.П.Климова, С.В.Краснова, В.Ш.Кривонос, А.М.Стрельцов) аспектах, а также философско-методологическими разработками (Н.А.Белканов, В.И.Коротких).

С учетом изложенного была сформулирована проблема исследования : является ли семейная тема творчества В.В.Розанова отражением оригинальной философско-педагогической идеи?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования выступает философско-педагогическое наследие В.В.Розанова, а предметом - семейная тема в публицистике В.В.Розанова.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- доказать возможность трактовки публицистики В.В.Розанова как философско-педагогического источника; обосновать закономерность присутствия в публицистике В.В.Розанова семейной темы в философско-педагогическом выражении;

- раскрыть особенности эволюции философско-педагогической идеи семьи в публицистике В.В.Розанова.

Методологической основой исследования служат: культурно-исторический подход к изучению персоналий, представленный в работах Л.С.Выготского, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, позволяющий, перенося акцент с хронологии на типологию исторически отдаленного объекта исследования, уверенно различать общее и особенное в творческом наследии В.В.Розанова; положение о генетической связи философии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается своеобразным синтезом науки - религии - творчества как трех форм познания мира (в работах Е.П.Белозерцева, В.Н.Ганичева, В.Г.Распутина, Ю.И.Селиверстова); трактовка семьи как объекта комплексного исследования, требующего, для адекватного описания воспитательного потенциала, интеграционных усилий специалистов самого широкого спектра человековедческих дисциплин ( А.И.Антонов, И.В.Бестужев-Лада).

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, ретроспективный и прогностический анализ источников, характеризующих процесс становления и развития философско-педагогических взглядов В.В.Розанова; формальная, содержательная и конструктивно-диалогическая критика посвященной В.В.Розанову историографии; системный анализ философско-педагогической идеологии В.В.Розанова.

Источники исследования: педагогическая, литературная и религиозная публицистика В.В.Розанова, его философские работы, книги "Опавшие листья", "Уединенное", "Смертное", "Апокалипсис нашего времени", прижизненные В.В.Розанову отклики, рецензии и комментарии к его творчеству; мемуарная литература; публикации эпистолярного жанра; обобщающие жизненный путь, личностное становление и творческую проблематику В.В.Розанова работы Э.Голлербаха, В.Б.Шкловского, З.Н.Гиппиус, В.В.Зеньковского, Ю.П.Иваска,

A.Д.Синявского, Е.В.Барабанова, А.В.Гулыги, В.В.Ерофеева,

B.А.Фатеева, А.Н.Николюкина, В.Г.Сукача, В.К. и С.В.Пишунов,

C.Н.Носова и других авторов; материалы из дневников М.М.Пришвина; труды классиков отечественной семейной педагогики Л.Н.Толстого,

П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко; публикации по философ-ско-педагогической и семейной проблематике.

Организация исследования. Исследование состоялось в несколько этапов.

Первый этап (1994-1997 гг.) - поисковый: знакомство с творческим наследием В.В.Розанова, возникновение замысла исследования философско-педагогической идеологии В.В.Розанова.

Второй этап (1997-1999 гг.) - теоретический: определение теоретико-методологических оснований исследования, изучение, анализ и систематизация историографии.

Третий этап (1999-2000 гг.) - обобщающий: апробация и уточнение концептуальных подходов, публикация отдельных полученных результатов, литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения^

Научный подход к публицистике В.В.Розанова как объекту исто-рико-педагогического анализа требует обязательного обращения к традициям розановедения - отдельного исследовательского направления на стыке философии, литературоведения, культурологии, педагогики, психологии, религиоведения. Это позволяет организовать условный диалог "внутри"исследовательской традиции, служащий средством интерпретации публицистики В.В.Розанова как научно-значимой в фило-софско-педагогическом смысле.

Философско-педагогическая идея семьи в творчестве В.В.Розанова в своей эволюции в основном соответствует динамике его духовных поисков от "философии понимания" к "философии жизни" и от последней к мифологии "Уединенного" и "Опавших листьев". Специфическим, в развитии розановского взгляда на семью, является соединение социологии и метафизики, что выразилось в первой половине 1890-х годах, в трактовке семьи как социального института, опирающегося на мистические основания. Литературную критику и педагогическую публицистику В.В.Розанова 1891-95 гг. можно представить как последовательное выяснение недостаточности социально-педагогического подхода к семье, служащего фактически оправданием подчинения семьи государственным интересам. Понимание государством и обществом семьи как только социального института, наряду со школой и церковью, неизбежно, согласно трактовке Розанова, ведет к тому, что семья утрачивает воспитательные функции, поскольку любовь (внутренняя, мистическая тайна семьи) подменяется общественным долгом репродукции. Выход из положения В.В.Розанов усматривает в изменении образовательной политики, должной учитывать особое место семьи в социальной структуре, ее естественное стремление к автономии.

Во второй половине 1890-х начале 1900-х гг. социально-педагогический подход Розанова к семье сменяется религиозно-философским поиском в области мистических оснований семьи, что приводит в итоге к концепции "семейной метафизики». В публицистике этого периода семейный вопрос выступает у В.В.Розанова как синоним вопроса женского, от этого особое значение для философско-педагогической идеи семьи приобретает проблематика брака и пола. В розановских декларациях "семьи как религии», "семьи как ступеньки поднятия к Богу", социальная сторона семьи откровенно игнорируется, репродуктивная функция квалифицируется как воспитательная, мистика семьи оказывается первичной по отношению к мистике церкви.

Философско-педагогический поиск В.В.Розанова в области семьи и семейного воспитания привел его в итоге к идее семьи как краеугольного камня мироздания, универсальной формы, где "окультуривается пол" и, тем самым, оказывается возможным первичное религиозное нравственное воспитание человека. Оригинальность этой идеи, по сравнению с характерными для конца XIX в. естественнонаучными и религиозно-философскими (в духе христианской антропологии) концепциями, обусловливается тем, что в публицистике В.В.Розанова семья рассматривалась, во-первых, как с точки зрения проблем воспитания, так и с позиций проблематики брака/пола, во-вторых, как частное дело, автономная самодостаточная и саморазвивающаяся воспитывающая система, первичная культурно-образовательная среда. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В.Розанова выступает как идеал родственных отношений, которые держатся мистикой тайны любви и потребностью общего созидательного труда. Культ любви и долг труда, "организуя" семью как внутренне мистическую и внешне социальную форму человеческой жизнедеятельности, одновременно являются главными факторами религиозно-нравственного воспитания и социализации ребенка. Естественным союзником семьи в деле воспитания детей В.В.Розанов считал церковь, а обязательное условие такого союза, гарантирующего в семье гармонию любви и долга, видел в необходимости "освящения" семьи и легализации "семейственности" в церкви.

Научная новизна и теоретическая значимость работы: показана возможность отношения к публицистике В.В.Розанова как философско-педагогическому источнику; выявлены особенности философско-педагогической идеологии В.В.Розанова в историко-культурном контексте второй половины XIX - начала XX вв.; прослежена эволюция в творчестве В.В.Розанова философско-педагогической идеи семьи в связи с тематикой его литературной и педагогической публицистики, а также впервые проведен анализ традиций розановедения для выяснения особенностей методологии изучения наследия В.В.Розанова.

Практическая значимость исследования видится в возможности использовать полученные результаты в преподавании философии и истории образования, истории философии, истории русской литературы, истории религии, истории педагогики, в организации ориентированных на изучение отечественного культурно-философского опыта курсов по выбору, в создании учебно-методических пособий краеведческого характера, а также в перспективе актуализации описанной в работе методологии научного поиска В.В.Розанова в сфере проблем семьи для выработки теоретических основ современной семейной политики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается аргументацией и доказательностью избранной методологии, широким кругом включенных в анализ текстов самого В.В.Розанова и источников историографического характера, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Замысел, теоретические основания и главные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии и кафедры педагогики ЕГПИ, в работе аспирантского семинара, а также на "круглом столе" по философии и истории образования. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, а также использованием в лекционных курсах "История педагогики», "Философия и история образования", в курсах по выбору "Философско-педагогические идеи в русской культуре XIX - начала XX вв.", "Проблемы семейной педагогики в общественной мысли России XIX - начала XX вв.".

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача представления философского, по преимуществу, наследия как содержащего некие элементы педагогической теории, безусловно, сложна в выполнении, о чем, например, свидетельствует уже имеющийся подобный опыт ( 18; 35; 116). Однако неизбежность такого пути для современного историко-педагогического знания очевидна (3; 4; 12; 19; 73; 79; 89; 157; 180), в том числе и применительно к проблеме педагогического смысла "философии семьи" В.В.Розанова. Значимость его фило-софско-педагогического поиска определяется, прежде всего, вечной актуальностью семейной темы для отечественной культуры - 90-е годы XIX в. и самое начало XX в. в этом отношении являются "прообразом", "идеей" (в платоновском смысле) той семейной проблематики, что кажется присущей лишь сегодняшнему дню. Поэтому, наверное, справедливо высказывание авторитетами современной историко-педагогической науки сожаление о "позднем прозрении и прочтении" В.В.Розанова (134, 6) - многие трудности нынешней семейной педагогики действительно выглядит по-иному, если иметь в виду то, что уже было в свое время сказано по аналогичному поводу В.В.Розановым.

Значение В.В.Розанова в том, что он показал семью как глобальную социокультурную проблему, фактически замкнув "на нее" прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации. Но разве не на этом же сегодня настаивают наиболее прозорливые ученые, видящие именно в обычной ("нормальной", "естественной") семье залог национального выживания России? (7; 15; 59; 88; 102; 117). Пресловутая противоречивость В.В.Розанова применительно к семье оказывается фикцией -здесь, в культе семьи и деторождения (202,6), он от начала и до конца последователен, какие бы соблазнительные перспективы ему не обещались (вроде тех, что рисовал Д.С.Мережковский в письме к В.В.Розанову в 1901 г.: "Какую бы неодолимую силу приобрели Ваши слова, если бы вы порвали навсегда последнюю связь с этим космическим началом всякого мещанства, всякой середины - с Семьею" [149, 239]. Гораздо более масштабные и изящные, по сравнению с розановской, теоретические конструкции многих знаменитых современников В.В.Розанова не имеют подобной определенности по отношению к семье, поддерживая духовно скорее "анти", чем "про- семейную" идеологию (достаточно вспомнить Л.Н.Толстого с его так и не решенной дилеммой "чадородие" или "аскетизм", или В.С.Соловьева, противопоставлявшего в "Смысле любви" истинной духовности идеальной личности именно семью, а в частном письме однажды заметившего: "по-моему это очень гадко иметь жену и четверых детей, но что же делать?" [188, 12].

Опасность подобной неопределенности В.В.Розанов увидел еще в 90-х годах XIX в., считая их источником в том числе и иллюзию возможности формирования в рамках семьи и школы некоего "гомункулуса" с заранее кем-то "государственно мыслящим" заданными параметрами образованности и воспитанности. Поэтому тяга В.В.Розанова к семье как идеальному "Дому" не только отражала пробуждающую в европейской и русской культуре жизнеутверждающую тенденцию (49, 15; 179, 23), но и сопровождалась попытками "ухватить" неразличимый в своей метафизической природе "воспитательный потенциал семьи". Поэтому относительно последней задачи (особенно если сравнивать розановский подход с современными научными изысканиями - 37; 39; 59; 76; 90; 154; 196; 217) В.В.Розанов, безусловно, должен быть признан одним из основоположников национально ориентированной семейной педагогики в России.

Подтверждает эту оценку в целом настоящее исследование, которое не претендует на исчерпывающую полноту в освещении "семейной темы" творчества В.В.Розанова, но позволяет в результате утверждать, что эта тема выступает отражением оригинальной философско-педагогической "идеи семьи". Такой общий вывод проведенного в данной работе анализа публицистики В.В.Розанова 1890-х годов, т.е. до сих пор "малоизученного" периода его жизни (106, 135; 192, № 3, 136).

Раскрытие сущности взглядов В.В.Розанова на семью в их фило-софско-педагогическом измерении потребовало обращения как к традициям розановедения (учитывая статус творчества В.В.Розанова как "феномена") так и к собственно розановским работам (различной жанровой и содержательной принадлежности). Полученные таким путем аргументы (мнения исследователей, аутентичные свидетельства, внутренняя динамика розановского философствования) в комплексе, совокупно, указывают, во-первых, на наличие определенной философско-педагоги-ческой позиции Розанова по отношению к теме семьи уже в начале его творческого пути, во-вторых, на присущую этой позиции тенденцию к соединению социологического подхода с метафизическим (в рамках, как литературной критики, так и педагогической публицистики), в-третьих, на определенную методологическую противоречивость этой тенденции, отчего "внешняя" (социальная) сторона семьи фактически никак не соотносится с ее "внутренними" (мистическими) основаниями.

Исследование розановской публицистики 1890-х годов как части творческого наследия В.В.Розанова в целом и, одновременно, в качестве ис-торико-педагогического (философско-педагогического) источника, позволяет следующим образом сформулировать общие итоги исследования:

1. Современный уровень научного освоения творческого наследия В.В.Розанова характеризуется преобладанием симфоническо-биографи-ческой модели описания, предполагающей обязательную детерминированность идейного поиска философа обстоятельствам его жизни, психологической спецификой и этапами личностного становления. Поэтому перспективы организации научного подхода к творчеству В.В.Розанова, как теоретически значимому, связаны с культурно-историческим подходом, предполагающем различение "языка объекта" и "языка исследования", что позволяет сосредоточить исследовательское внимание на внутренней логике развития розановского творчества. Последнее тем самым оказывается объектом законных аналогий и сравнений в историко-культурном контексте конца XIX - конца XX вв., появляется возможность корректной и достоверной интерпретации интересующих исследователя текстов В.В.Розанова.

2. Философско-педагогический компонент творческого наследия В.В.Розанова обнаруживается при условии рассмотрения свойственного русской философской традиции культурно-просветительского подхода как философско-педагогического. Тем самым присущая творчеству Розанова культурно-просветительская мотивация может трактоваться как признак наличия в его текстах определенного философско-педагогического содержания. Исследовать последнее, в свою очередь, возможно при определении философско-педагогической идеи как выполненного в философском дискурсе и получившего универсальное значение свидетельства о проективности воспитания - обучения - образования, как культурных феноменов. Поэтому философско-педагогический компонент творческого наследия В.В.Розанова не ограничивается лишь его взглядами на практику воспитания/образования конца XIX в., а включает самый широкий круг публицистических текстов.

3. Особенностью философско-педагогической публицистики В.В.Розанова является ее направленность на просветительство "наоборот" ("просвещение просвещенных"), призванное показать не народу, но, прежде всего интеллигенции, образованным сословиям недостаточность и пагубность механически приобретаемого "позитивного знания". Философско-педагогические поиски Розанова выразились в фактической ревизии традиционных для XIX в. педагогических представлений об истории и литературе как простой совокупности воспитывающих примеров и идеалов, о семье и церкви как социальных институтах, выполняющих воспитательные функции исключительно в рамках сознательного выбора их членов. Тем самым присущее публицистике В.В.Розанова внимание к вопросам Истории, Литературы, Семьи и Церкви можно рассматривать как свидетельство имплицитного присутствия в его текстах соответствующих философско-педагогических идей. История, Литература, Семья и Церковь в публицистике В.В.Розанова выступают как культурные феномены, воспитательный потенциал которых срабатывает помимо любого знания того факта, что это человек в определенных условиях жизни продуцирует культуру, а не наоборот.

4. Место и значение семейной темы в творчестве В.В.Розанова определяется не столько его биографией и психологией, сколько логикой его философского поиска. Философско-педагогическая идея семьи про-изводна от интереса В.В.Розанова к культуре как феномену и выступает неотъемлемой частью розановской идеологии "нерепрессивной культуры". Проявление и развитие философско-педагогической идеи семьи в публицистике В.В.Розанова опосредуется его исследованием и философским осмыслением литературы как формы общественного сознания. Поэтому именно литературная критика, понимаемая как педагогическая деятельность, выступает в творчестве В.В.Розанова наиболее адекватным средством анализа проблем семьи и семейного воспитания, позволяющим непротиворечиво координировать в общих рамках рассуждения социально-философский и религиозно-метафизический подходы.

5. Семейная тема в публицистике В.В.Розанова развивается как философско-педагогическая, литературная публицистика выступает как корректирующая и уточняющая публицистику педагогическую, и в этом проявляется характерное для В.В.Розанова стремление говорить о проблемах семьи на языке родной культуры и тем самым "разрешить" их, дистанцируясь как от бытового примитивизма, так и от высокопарного теоретизирования. В публицистике В.В.Розанова русская классическая литература, а прежде всего творчество Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, выступает выражением религиозно-философского поиска семейного идеала, и в рефлексии по поводу этого поиска развивается собственно розановская философско-педагогическая идея семьи.

6. Взгляды В.В.Розанова на семейное воспитание практически ни в чем не совпадают с "дидактикой семьи", которую разрабатывали в 1890-е годы

П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Острогорский, а также с представлениями о семейной педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Расхождение обусловлено прежде всего пониманием сущности семьи, которая для названных теоретиков педагогики выступала преимущественно как социальный институт, призванный выполнять государственный /социальный заказ, а для В.В.Розанова первостепенна мистика, метафизика семьи, делающая ее священной, "малой Церковью". Воспитание в такой семье строится не на сознательных усилиях родителей и даже не на их непосредственном примере (как в представлениях Л.Н.Толстого), а на тайне связи "крови, с-емени и тела" в род, соединяющей родителей и детей в особый религиозный союз. Поэтому В.В.Розанов не предлагал соответствующих своей идее семьи педагогических принципов ее (идеи) реализации, считая, что нормальная (религиозно освященная) семья сама в процессе своей жизнедеятельности способна естественно обеспечить верное воспитание. Такие современные понятия, как "воспитательный климат семьи", "педагогика семейных отношений", кажутся наиболее точно отвечающими сути взглядов В.В.Розанова.

Перспективы дальнейшего исследования философско-педагоги-ческой идеи семьи в публицистике В.В.Розанова связаны со следующими, обозначившимися в ходе данной работы, сюжетами:

- особенности восприятия В.В.Розановым традиций народной семейной педагогики и "Домостроя"; компаративный анализ трудов по семейному воспитанию П.Ф.Лесгафта и П.Ф.Каптерева и "Сумерек просвещения" В.В.Розанова;

- выяснение специфики работы В.В.Розанова "Семейный вопрос в России" как комплексного подхода к религиозной, правовой, философской, социальной, педагогической и психологической проблематики семейной темы;

- философско-педагогический аспект "семейной мифологии" В.В.Розанова, присущей его творчеству 1910-х гг. XX в.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Павленко, Андрей Иванович, Елец

1. Абросимова В.К. К спорам о "Крейцеровой сонате" Л.Н.Толстого // Вопросы литературы, 1990. -№ 7. -С. 251 - 258.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М.: Аргументы и факты, 1993. 608 с.

3. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв (историко-философский анализ). Дис.докт. филос. наук. -Екатеринбург, 1994. - 263 с. .

4. Ан С.А., Голубева Л.Н. Педагогика как форма существования русской философии. -Барнаул: Изд-во АКИПРО,1996. -223с.

5. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в./ Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990.- 608с.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. -М.: Изд-во МГУ, 1996.

8. Барабанов Е.В. Василий Розанов: Ненавижу цветные одежды // Наше наследие, 1989. -№6. -С.43-46.

9. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, 1991. № 8. - С. 102 - 116.

10. Бахтин М.М. Из черновых тетрадей. Послесловие В.Кожинова. Подг. текста Вл.Славецкого // Литературная учеба, 1992. -№ 56. -С.144-152.

11. Белозерцев Е.П. В.В.Розанов и И.А.Бунин об образовании в России // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г.Ельца. -Елец: ЕГПИ, 1996. -С. 192196.

12. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. -М.: Волгоград: Елец, 2000.- 429 с.

13. И.Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т.Шацкого: ( В контексте эволюции отечественной педагогики конца XIX первой трети XX в.). - М.: Изд-во МНЭПУ,1999,- 224с.

14. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. / Сост., вступ. статья, примечания М.А.Блюменкранца, -М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1998. 624с.

15. Бестужев-Лада И., Бургьер А. Семья // 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. -М.: Прогресс, 1989. -С. 119-127

16. Бибихин В.В. Время читать Розанова // Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. C.IX-XXV.

17. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. - 577 с.

18. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Из-во УРАО, 1997.-60с.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. -М., Изд-во УРАО, 1998. -576с.

20. Богатова О.А. Этические взгляды В.В.Розанова (Проблемы взаимоотношения природы, культуры и морали). Дисс.канд. филос. наук. Саранск, 1995.

21. Борисова Н.В. Поиски жизненной правды в творчестве М.М.Пришвина // Педагогическое краеведение Липецкой области: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Кузовлева и Е.П.Белозерцева. -Елец: ЕГПИ, 1999. -С.394 403.

22. Бочаров С.Г. Холод, стыд и свобода: История литературы sub specie Священной истории // Вопросы литературы, 1995. Вып. V.-C. 126 - 157.

23. В.В.Розанов. Материалы к биографии: Публикация Т.В.Померанской // Российский архив. История Отечества всвидетельствах и документах. XVIII-XX вв. Выпуск первый. -М.: Студия "ТРИТЭ" "Российский архив", 1991.-С.249-463.

24. В.В.Розанов. Письма 1917 1919 годов / Вступ. статья Евг.Ивановой. Публикация и примечания Т.Померанской // Литературная учеба, 1990. -№ 1. -С.70-88.

25. В.В.Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост., вступ. статья и примечания В.А.Фатеева. -СПб.: РХГИ, 1995. -Кн.1. -512с.: Кн. II. 576с.

26. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., комментарий Н.Казаковой; предисловие В.Шелохаева. -М: Молодая гвардия, 1991. 462 с.

27. Видякова З.В. Рождение и развитие демократической школы России (историко-педагогические очерки). -Липецк, 1998.-161с.

28. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Перевод с немецкого / Сост., вступ. статья, примечания М.С.Козловой. -М.: Гнозис, 1994. 612 с.

29. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика, 1999. № 4. -С.27 - 39.

30. Выготский Л.С. Психология искусства. -Минск: Современное слово, 1998.-480 с.

31. Вышеславцев Б.П. Комментированный конспект книги В.Розанова "Великий инквизитор" // Вопросы философии, 1996. -№ 6.-С. 134- 140.

32. Газданов Г.И. Миф о Розанове // Литературное обозрение, 1994. -№9-10.-С.73-78.

33. Галковский Д.Е. Бесконечный тупик // Наш современник, 1991. -№ 1. -С. 128 153; - № 2. -С. 120 - 135; Новый мир, 1992. -№ 9. -С.78-120; -№ 11. -С. 228 - 283.

34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

35. Глухова Е.М. Философско-педагогическая концепция В.С.Соловьева в контексте его философской системы "всеединства". Дис. . канд. пед. наук. -М.: ИТО и П, 1998.

36. Голлербах Э.Ф. В.В.Розанов. Жизнь и творчество // Розанов В.В. Уединенное: Сочинения. -ML: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-С/798 868.

37. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л.: Наука, 1984. -136 с.

38. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX века. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, .1996.

39. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. -ML: Знание, 1976. -40с.

40. Грякалов А.А. Образ человека в философии В.В.Розанова // Начала, 1992. -№ з. с.66 74.

41. Гулыга А.В. "Как мучительно трудно быть русским" (о жизни и творчестве В.В.Розанова) // Розанов В.В. Опавшие листья: ли-рико-философские записки. -ML: Современник, 1992. -С. 3-18; //Лепта, 1991. -№> 5.-С.143-151.

42. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. -ML: Соратник, 1995. -308 с.

43. Гулюкина О.Н. Антропоцентризм философско-педагогической мысли русского зарубежья // Ненасилие как условие развития творческой личности. Межвузовская научная конференция: Тезисы докладов. -Ч. II. Елец, 1997. -С.86-87.

44. Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественно-научной теории семейного воспитания в России (конец XIX начало XX вв.)// Автореф. канд. пед. наук. -Владимир, 1995.

45. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика. Авторская концепция. -М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.-98 с.

46. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX вв. -М., 1994. -140 с.

47. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учеб. пособие. -М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.

48. Долженко О.В. О философии "выпоротого человека" (к 80-летию со дня смерти В.В.Розанова) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1999. -№ 9. -С. 45-47.

49. Дякина А.А. И.Бунин и А.Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов. Автореф. канд. филолог, наук. -М., 1992.

50. Дякина А.А. "Домо-строй" В.В.Розанова и творчества Д.Блока // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.28-29.

51. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург, 1992. 100с.

52. Ефимов И.М. Жемчужина страданья. Лермонтов глазами русских философов // Звезда, 1991. -№ 7. -С. 189-196.

53. Ерофеев В.В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы, 1987. -№ 8. -С. 146- 175.

54. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -С.6-36.

55. Ерофеев Вен. Василий Розанов глазами эксцентрика // Зеркала: Альманах. -Вып.1. -М.: Московский рабочий, 1989. -С.32- 45.

56. Журавлев В.И. Педагогика и философия: новые аспекты связи // Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990.-С. 105-127.

57. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2-х частях. -4.1: XI начало XX вв. -СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1994. -172 с.

58. Захарова В.Т. Импрессионизм мысли. "Уединенное" и "Опавшие листья" В.В.Розанова // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№ 5-6. -С. 177 188.

59. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Учеб. пособие. -М.: Издат. центр "Академия", 1999.-160с.

60. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. 272 с.

61. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб. статей / Под. ред. Н.Н.Пахомова, Ю.Б.Тунталова.-М., 1992.-С.87 103.

62. Золотцев С.А. В сумерках просвещения // Слово, 1991. -№ 7. -С.51 -53.

63. Иваницкая Е. Круженье сердца и ума // Октябрь, 1993, -№ 6. -С.171 177.

64. Иванова Евг. Об исключении В.В.Розанова из Религиозно-философского общества // Наш современник, 1990. -№ 10. -С. 104 110.

65. Иваск Ю.П. Вступительная статья к "Избранному" В.В.Розанова // Волга, 1991. -№ 5. -С. 121 141.

66. Из русской думы / Сост., авт. портретов и текста "От сложи-теля" худож. Ю.И.Селиверстов; вступ. статья В.Н.Ганичева и

67. B.Г.Распутина. -М.: Роман-газета, 1995.-Т.1. -256с.: T.II -256с.

68. Кантор В.К. Федор Степун: Российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии, 1993. -№ 3.1. C.112-136.

69. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М.Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. -704 с.

70. Каргашин И.А. Розанов и Бахтин // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г.Ельца. -Елец: ЕГПИ, 1996.-С. 134-136.

71. Карпов С.П. Актуальность в исторических исследованиях // Общественные науки, 1989. -№5. -С.96-101.

72. Кацис Л.Ф. Гейне. Розанов. Маяковский. К проблеме иудео-христианского диалога в русской культуре XX века // Литературное обозрение, 1993. -№ 1-2. -С.85-92.

73. Кацис Л.Ф. В.Жаботинский и В.Розанов // Литературное обозрение, 1998. -№4. -С.52-61.

74. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX -начала XX вв. -М., 1996. -124с.

75. Климова Г.П. Диалектика елецкого бытия в жизни и творчестве В.В.Розанова // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.33-35.

76. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры. Автореф. докт. филолог, наук.-М., 1993

77. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод, материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". -М.: Просвещение, 1988. 208 с.

78. Константин Леонтьев. Письма к Василию Розанову / Вступ. заметка А.Н.Богословского. Вместо предисловия глава из фундаментальной творческой биографии К.Н.Леонтьева, написанной Ю.П.Иваском. Публикация П.Алешковского // Волга, 1992. -№1.-С. 109-136.

79. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореф. . канд. пед. наук.-Курск, 1999.

80. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России. -М.: АО "Капитал и культура", 1994.

81. Коротких В.И. Очерк исследования структуры философии Гегеля. -М.: Прометей; Елец: ЕГПИ, 1999. 371 с.

82. Коротких В.И. Преподавание философии как педагогическая проблема (или размышления о том, о какой "философии" студенты не будут вспоминать с сожалением) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1999. -№ 4. -С.28 31.

83. К.П. Победоносцев о В.В.Розанове. / Публикация и примечания А.Ю.Полуянова. // Вопросы философии, 1993. № 2. -С.87-89.

84. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика, 1994. -№6. -С.24-31.

85. Краснова С.В. ".Где найду оазис душевный я горю перед ним лампадой" // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.39-41.

86. Кривонос В.Ш. "Путь Розанова" и "путь Гоголя" // Розановские чтения. -Елец, 1993. -С.25-26.

87. Кривонос В.Ш. "Демон Гоголь" (Гоголь глазами Розанова) // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№ 5 - 6. -С.155 - 176.

88. Кривонос В.Ш. В.В.Розанов: у истоков гоголевского мифа // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца. -Елец.: ЕГПИ. 1996. -С.134-136.

89. Кризис семьи и депопуляция в России. Материалы к Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1999. -37 с.

90. Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В.Розанова (ис-торико-педагогический анализ). Дис. канд. пед. наук. -Елец, 1999.-142 с.

91. Крупина И.В. Основы теории и технологии семейного воспитания // Педагогика. Учеб. пособие./ Под ред П.И.Пидкасистого. -М.:Педагогическое общество России, 1996. -С.490-512.

92. Крупская Н.К. Дети наше будущее: Сб. статей и речей о дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

93. Крюков В.М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова // Вопросы философии, 1994. -№ 11. -С.63 80.

94. Кублановский Ю. Обретение Розанова // Вестник РХД, 1993. -№ 1 (167). С.109 - 114.

95. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. -М.: Мысль, 1980. 310 с.

96. Кувакин В.А. В.В.Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти" // Вестник МГУ. Серия философия, 1989. № 3. - С.43-57.

97. Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. -279 с.

98. Кумарин В.В. Вместо педагогики "философия образования" ? // Педагогика, 1997. -№3.-С.110-118.

99. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. . докт. пед. наук. -М., 1994.

100. Курганов Е. Розанов и Флоренский // Звезда, 1997. -№ 3. С. 211 - 220.

101. Латынина А.Н. "Во мне происходит разложение литературы" (В.В.Розанов и его место в литературной борьбе эпохи) // Вопросы литературы, 1975. -№2. -С. 169-205.

102. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Сост. И.Н.Решетень. -М.: Педагогика, 1988. -С. 16-228.

103. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1995. -282 с.

104. Ломинадзе С.В. Розанов как читатель // Вопросы литературы, 1995.- Вып. VI. -С.132-159.

105. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. -М.: Прогресс,1990.-720 с.

106. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени. Романтизм // Литературная учеба, 1990. -№ 6. -С. 139-145.

107. Лосев А.Ф. Первая книга о В.В.Розанове // Москва, 1991. -№ 10.-С.135 136.

108. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Доклад в Педагогическом Кружке Н.Г.У. 29 марта 1921г. (Публикация и комментарии А.А.Тахо-Годи) // Вестник РХД, 1993. -№ 1 (167). -С.63-87."

109. Лосский Н.О. История русской философии. / Вступ. статья, коммент. В.А.Кувакина, М.А.Маслина. -М.: Высшая школа,1991.-559с.

110. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? // Искусство кино, 1994. -№ 1. -С. 126-132.

111. Лотман Ю.М. О русской литературе. -СПб.: "Искусство -СПБ", 1997.-848с.

112. Макаренко А.С. Книга для родителей. -Л.: Лениздат, 1981. -320с.

113. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990. -368с.

114. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции, Статьи. Философские заметки. -М.: "Лабиринт", 1996. -432с.

115. Мамардашвили М.К Лекции по античной философии. -М.: "Аграф", Л 997.-320с.

116. Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О.Э. Собр. соч. -Т.П. Проза. -М.: "Терра", 1991. -С.241-259.

117. Меньшиков В.М. Проблема формирования и воспитания личности в теоретическом наследии Гегеля. Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1988.

118. Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // В человеческом измерении / Под ред. и с предисл. А.Г.Вишневского. -М.: Прогресс, 1989. -С. 226-246.

119. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии, 1999. № 8. -С. 92-118.

120. Неволин С.Б. Василий Васильевич Розанов // Русские философы (конец XIX середина XX века). Антология. Вып. II. -М.: Книжная палата, 1994. -С.26-42.

121. Неизвестный Розанов (Между классиками и современниками) / Вступ. заметка и подг. текста В.Сукача // Вопросы литературы, 1993. -Вып.II. -С. 171-226.

122. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. З.Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и автор вступ. статьи В.М.Лейбин. -М.: Республика, 1994. С.52 - 88.

123. Неопубликованные письма С.Н.Булгакова к В.В.Розанову (предисловие к публикации М.А.Колерова) // Вопросы философии, 1992. -№ 10.-С.147-157.

124. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. -М.: Наука, 1982. -320с.

125. Николюкин А.Н. В.В.Розанов и его миросозерцание // Розанов В.В. Уединенное. -С.5-20.

126. Николюкин А.Н. В.В.Розанов литературный критик // Розанов В.В. Мысли о литературе. -С. 5- 40.

127. Николюкин А.Н. Последняя книга В.В.Розанова. Из судеб русской интеллигенции в послереволюционное время // Литературное обозрение, 1990. -№ 1. -С.83-88.

128. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. -М.: Русский путь, 1998. -504с.

129. Новое о жизни и педагогических взглядах В.В.Розанова (публикация и комментарии А.Малышевского) // Педагогика, 1993. -№ 2. -С.91-94.

130. Носов С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. -М.: Советский писатель, 1990. -192 с.

131. Носов С.Н. В.В.Розанов. Эстетика свободы. -СПб.: Изд-во "Логос", Дюссельдорф: "Голубой всадник", 1993. -208с.

132. Носов С.Н. Исторический фетишизм // Звезда, 1994. -№ 9. -С.163-168.

133. Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX начала XX вв. Автореф. .канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1996

134. О новом курсе и состоянии педагогической науки ("круглый стол" в Елецком госпединституте) // Alma mater. Вестник высшей школы, 1998. -№11.- С.24 30.

135. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Под ред. Э.Д.Днепрова,

136. С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина, Б.К.Тебиева. -М: Педагогика, 1991.- 448с.

137. Павлова М.М. "Распоясанные" письма В.В.Розанова // Литературное обозрение, 1992. -№ 11. -С.67-71.

138. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский (доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном творчеству П.А.Флоренского в Бергамо) // Литературная учеба, 1989. -№ 1. -С. 111-115.

139. Парамонов Б.М. Чевенгур и окрестности//Искусство кино, 1991. -№ 12. -С. 128-137.

140. Парамонов Б.М. Голая королева. Русский нигилизм как культурный проект // Парамонов Б.М. Конец стиля. -М.: Аграф, Алетейя, 1997. -С.55 72.

141. Парамонов Б.М. Американец Розанов // Парамонов Б.М. Конец стиля. -М.: Аграф, Алетейя, 1997. -С.357-366.

142. Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / Сост. А.Ф.Смирнов. -М.: Педагогика, 1988,- 496с.

143. Педагогическое наследие: Коменский Я.А.,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / Сост. В.М. Кларин, А.Н.Джуринский. -М.: Педагогика, 1989. -416с.

144. Переписка В.В.Розанова и С.А.Рачинского // Стеклов М.Е. Четыре портрета: С.А.Рачинский, В.П.Вахтеров, Х.Д.Алчевская, К.Н.Вентцель. -М.: Вердикт, Смоленск: Траст-Имаком, 1995. -С.127-154

145. Перцов П.П. Воспоминания о В.В.Розанове / Публикация и предисловие В.Г.Сукача // Новый мир, 1998. -№ 10. —С. 146160.

146. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1984. -272с.

147. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1996.

148. Письма В.В.Розанова к Э.Ф.Голлербаху / Подготовка текста, публикация и комментарии Е.Голлербаха // Звезда, 1993. -№ 8. -С.98-137.

149. Письма В.В.Розанова к Б.А.Грифцову / Публикация и комментарии Е.В.Барабанова // Наше наследие, 1989. -№ 6. -С.57-61.

150. Письма В.В.Розанова к Н.Н.Страхову (1888 1890) / Подготовка текста А.А.Мурашова. Вступ. заметка и коммент.

151. A.Н.Николюкина // Российский литературоведческий журнал, 1994. -№5-6 .-С. 189 233.

152. Пишун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1993. -152с.

153. Пишун С.В., Пишун В.К. "Религия жизни" В.Розанова. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1994. -208с.

154. Померанц Г. Мыслители читают Достоевского // Октябрь, 1993. -№3.-С.185-189.

155. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. -М.: Прогресс, 1992. -256 с.

156. Пришвин М.М. О В.В.Розанове (Из "Дневника") //

157. B.В.Розанов: pro et contra. Кн.1. -С.102-131.

158. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической-мысли. -М.: Новая школа, 1995. -96 с.

159. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика, 1994. -№1. -С. 8996.

160. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб.: "Мерку-шев", 1903.-Т.1.-312 с; -Т.2.-516с.

161. Розанов В.В. Мысли о литературе / Вступ. статья, сост., коммент. А.Н. Николюкина. -М.: Современник, 1989. -607.

162. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития / Сост., вступ. статья В.В.Ерофеева. Коммент. Олега Дарка. -М.: Искусство, 1990. 605 с.

163. Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., предисл., коммент. В.Г.Сукача. -М.: Московский рабочий, 1990. 876 с.

164. Розанов В.В. Сочинения. В 2-х тт. Т. I. Религия и культура. / Вступ. статья Е.В. Барабанова. -М.: Правда, 1990. -636 с.

165. Розанов В.В. Сочинения. / Сост., вступ. статья А.Л.Налепина. -М.: Советская Россия, 1990. 592 с.

166. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Щербаков. -М.: Педагогика, 1990. -624 с.

167. Розанов В.В. Уединенное / Сост., вступ. статья, коммент., библиогр. А.Н.Николюкина. -М.: Политиздат, 1990. -543 с.

168. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / Предисл. В.Г. Сукача; Вступ. статья В.В.Бибихина. -М.: Тана-ис, 1995.-808с.

169. Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -462 с.

170. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -558 с.

171. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. -М.: Республика, 1995. -734 с.

172. Розанов В.В. Уединенное: Сочинения / Сост., вступ. статья В.Ю.Кузнецова. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. -912 с.

173. Розанов В.В. Смертное / Публикация и коммент. Е.В.Барабанова // Наше наследие, 1989. -№ 6. -С.46 57.

174. Розанов В.В. Философия урожая / Вступ. статья В.Сукача // Литературная учеба, 1992. № 1 -3. - С. И2-134.

175. Розановские чтения: Материалы к республиканской научной конференции. -Елец, 1993. 48 с.

176. Розин Н.П. Розанов В.В.//Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. -Т. 6. -Стб. 329-331.

177. Романова А.Л. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского. Дис.канд. пед. наук. -Владимир, 1996. -175 с.

178. Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 1. -А-М. -608с.

179. Рочко Г.В. Воспоминания попутчика. В начале и в конце жизни. Переписка Г.В.Рочко с В.В.Розановым и А.Т.Твардовским//Новый мир, 1996. -№ 3. -С. 190 216.

180. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. / Под ред. В.П.Нерознака. -М.: Academia, 1997.-320 с.

181. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М.: Политиздат, 1991. -366 с.

182. Санкевич Е.Ю. Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В.В.Розанова. Дис . канд. пед. наук. -Липецк, 1999. 189с.

183. Сарнов Б. Величие и падение "мовизма" // Октябрь, 1995. -№3.-С. 174-190.

184. Сербиненко В.В. Лекция 4. Философия жизни В.Розанова // Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). Курс лекций. -М.: Изд-во РОУ, 1996. -С.45-59.

185. Скалдин А.Д. Затемненный лик (по поводу книги В.В.Розанова "Метафизика христианства") // Юность, 1994. -№ 5. -С.2-8.

186. Синявский А.Д. "Опавшие листья" Василия Васильевича Розанова. -М.: Захаров,, 1999. -318с.

187. Синявский А.Д. Преодоление литературы. Жанровое своеобразие "Опавших листьев" В.В.Розанова // Наше наследие, 1989. -№ 1.-С. 84- 94.

188. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. -М.: Просвещение, 1974.-509с.

189. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е.Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. -Лондон, Франкфурт -на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: "ПАНПРИНТ", 1998.-1064 с.

190. Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения / Сост., вступ. статья В.В.Шкоды. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Из-во "Фолио", 1999. 864с.

191. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. -Вильнюс: МИНТИС, 1977.-226 с.

192. Стрельцов A.M. "Уединенное", "Опавшие листья" В.В.Розанова и "Дневники" М.М.Пришвина // Литературное краеведение в Липецкой области. Учеб. пособие. -Елец, ЕГПИ, 1997.-С.167-171.

193. Сукач В.Г. Загадка личности В.В.Розанова // Розанов В.В. О себе и жизни своей. -С. 7-30.

194. Сукач В.Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова "как она есть" // Москва, 1991. -№ 10. -С. 136-176; 1992. -№ 1. С. 108-131;-№2-4.-С. 120-128;-№7-8.-С. 121-141.

195. Сукач В.Г. На последнем изломе. В.В.Розанов в записках дочери // Литературная газета, 1999. -№ 6(10/ II). -С. 12.

196. Суриков В. В.В.Розанов и Д.Е.Галковский // Литературное обозрение, 1995. -№ 6. -С. 10-14.

197. Тарасова А.Л. Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. Дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1993.-170 с.

198. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987.-352с.

199. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Изд-е второе, дополненное. / Вступит, статья В.А.Вейкшана -М.: Гос.уд. Уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1953,- 444с.

200. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. Круг чтения / сост., предисловие А.Н.Николюкина. -М.: ЭКСМО -ПРЕСС, 1998.-1040 с.

201. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии // Звезда, 1994. -№ 9. -С. 153 162.

202. Урбан А. О критике//Звезда, 1991.-№ 7. С. 171-180.

203. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. -Л., 1991.-368 с.

204. Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика // В.В.Розанов: pro et contra. Кн.I. -С.5-36.

205. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. : А.В.Гулыга. -М.: Мысль, 1982.-711 с.

206. Федякин С. Розанов и Зощенко. Два пути преодоления литературы // Литературное обозрение, 1995. -№ 1. -С. 58 61.

207. Философия, культура и образование : Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии, 1999. -№ 3. -С. 3-54.

208. Философия образования: "Круглый стол" журнала "Педагогика // Педагогика, 1995. -№ 4. -С. 3-28.

209. Философия образования: Состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "Круглого стола") // Вопросы философии, 1995.-№ 11.-С. 3-34.

210. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. / Сост., вступ. статья и примечания С.А. Филоненко -М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во ФОЛИО, 1998. -912 с.

211. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. В.В.Розанов и философско-педагогическая мысль о воспитании личности // Фрадкин "Ф. А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики : Учеб. пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 1995.-С.4-26.

212. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. "Я" и "ОНО". Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991. -Кн. 2. -С.407-426.

213. Хёйзинга Й. Homo ludeus. В тени завтрашнего дня. -М: Изд. Группа "Прогресс", Прогресс-Академия, 1992. -464 с.

214. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1994. -№ 11. -С. 52 62.

215. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. . докт. пед. наук. -М., 1995.

216. Шкловский В.Б. Розанов // В.В.Розанов: pro et contra. Кн. II. -С. 321-342.

217. Шкловский Евг. Необязательные заметки. По мотивам "Апокалипсиса нашего времени" В.Розанова // Октябрь, 1992. -№ 10. С.180-188.

218. Щербаков В.Н. Второе пришествие В.В.Розанова // Розанов В.В. Сумерки просвещения. С.595- 621.

219. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л.: Медицина, 1989. -192 с.

220. Энциклопедический словарь Ф.Павленкова в 1 т. 2-е изд., исправ. -М., 1905.