автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Философско-педагогические основы вальдорфской школы
- Автор научной работы
- Науменко, Владимир Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Науменко, Владимир Иванович, 2000 год
Введение.
Глава I. Антропософия как теоретико- методологическая основа вальдорфской педагогики.
1.1. Рудольф Штайнер как личность и мыслитель.
1.2. Антропософский путь познания, как основа гуманизации и одухотворения познавательной деятельности
1.3. Концепция человека Р.Штайнера.
1.4. Воззрения Штайнера на личность учителя
Глава II. Зарубежный опыт вальдорфской педагогики.
2.1. Общая характеристика и истоки вальдорфской педагогики
2.2. Зарубежный опыт вальдорфской школы.
Глава III. Отношение к вальдорфской педагогике и антропософии в России.
3.1 Отечественный опыт вальдорфской школы.
3.2 Антропософия в оценках русских мыслителей
Введение диссертации по педагогике, на тему "Философско-педагогические основы вальдорфской школы"
Процесс смены ориентиров традиционного воспитания, когда > монометодология сменилась на методологический плюрализм и российская школа переживает неопределенность социально-политических, идеологических и образовательных перспектив, является насущной заботой не только интеллигенции, но и всего общества, поставившего задачу преодоления консерватизма содержания, традиционных форм воспитания.
В такой обстановке необходим критический анализ, учет основных тенденций в эволюции отечественной и зарубежной педагогики.
И проблема, каким путем идти, как реформировать школу, какие есть для заимствования образцы научения, чтобы сверить и найти свой путь, — значима для многих.
В современных условиях в Россию открылся широкий доступ к зарубежным педагогическим теориям, пропагандирующим идеи прогрессивной педагогики.
Среди них наиболее известна вальдорфская. Ее основатель основоположник антропософии Рудольф Штайнер (1861-1925 гг.).
Его учение представляет собой целостную и самобытную теорию, где нашли выражение философские, религиозные, внеконфессиональ-ные и педагогические идеи.
Штайнер являлся активным участником теософского движения до конфликта 1913 года с его основателями. Исключенный из него, он создал оригинальное течение, часто называемое штайнеровским вариантом теософии.
Духовность человеческой природы Штайнер представлял в гармонии с космосом, социумом и с самим собой. Основу личности, по его мнению, составляют нравственные идеалы.
В педагогике широко известна вальдорфская школа, получившая активную поддержку в средствах массовой информации и внедряемая в различных городах России и ближнего зарубежья.
Однако, в педагогической литературе нет достаточно полных исследований по антропософии, хотя Штайнер является автором сочинений свыше 300 томов. Проблемами вальдорфской школы и исследованием наследия Штайнера занимались Черкасова О.В., Битова А.Д., Пинский А.А. и др. Но степень изученности проблемы остается, по мнению российских педагогов, недостаточной. Более того, имеются диаметрально противоположные оценки — от некритически-восторженных до скептических.
На наш взгляд это объяснимо тем, что в течение долгих лет многие зарубежные инновации, ввиду несоответствия их диалектико-материалистическому мировоззрению, оставались недоступны широкой общественности и научным кругам России.
В связи с реформированием общества и системы современного российского образования возникает потребность во внимательном изучении философско-педагогических идей, популярных педагогических направлений, — этим объясняется актуальность предпринятого нами исследования.
В чем суть вальдорфской педагогики? Какая философия ее обосновывает? Содержит ли она актуальные для наших условий педагогические идеи? Чем может быть полезна антропософская база для развивающейся в направлении к человеку, а не только к знаниям, педагогике?
Научная неразработанность долгое время не бывшей предметом исследования вальдорфской педагогики, стремление подробно осветить философский и педагогический базис вальдорфской школы обусловило тему нашего исследования: «Философско-педагогические основы вальдорфской школы».
Объект, исследования, — вальдорфская школа как своеобразная альтернатива традиционным методам воспитания и обучения.
Предмет исследования — философско-педагогическое основы и опыт вальдорфской школы.
Цель исследования — систематизировать основные идеи вальдорфской школы, заключенные в антропософии Штайнера, обосновать теоретическую суть и практическую ценность рассматриваемой педагогики, а также изучить опыт реализации идей вальдорфской школы в стране и за рубежом.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи.
1) Проанализировать философские идеи Штайнера, антропософский путь познания, концепцию человека.
2) Представить взгляд Штайнера на личность и подготовку учителя.
3) Изучить опыт вальдорфской школы за рубежом и перспективы ее развития в России.
4) Осветить антропософию в оценках русских мыслителей.
Мы предполагаем, что анализ философско-педагогических идей вальдорфской школы будет способствовать определению ее более реального места в Российской воспитательно-образовательной практике.
Методологическая основа исследования — идеи философского плюрализма во взглядах на природу и развитие личности; положения об общечеловеческой сущности воспитания; учение о единстве теории и практики, сознания и поведения; о педагогической деятельности как творчестве, идеи гуманизации и одухотворения познавательной деятельности.
Мсточпиковуто базу составили: положения антропософии Штайнера о человеке, о педагогической деятельности и требования к профессиональным чертам и качествам педагога, его месте в воспитательном процессе; факты, относящиеся к опыту использования идей вальдорфской педагогики в школах России и за рубежом; работы Штайнера, заложившие философско-педагогические основы вальдорфской школы, в которых обоснованы антропософское видение мира, взгляд на человека и его предназначении в мире; работы зарубежных авторов, анализирующих теоретические основы учения Штайнера (Ф.Карлгрен, Ф.Риттельмайер, Т.Вейс, К. Штокмайер); работы российских авторов, исследовавших пути использования на практике идей вальдорфской школы в России (А.А. Пинский, О.В. Черкасова, Е.Огарева, С.Ловягин и др.)» в которых в наиболее полной форме показаны суть, цели, задачи вальдорфской педагогики.
Методы исследования: теоретический сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; изучение и обобщение современного и конкретно-исторического опыта вальдорфской школы; работа с первоисточниками.
Исследование делится на следующие этапы.
В 1996-1997 гг. проводился анализ философско-педагогической литературы с целью определения предполагаемой проблематики исследования, вылившейся в защиту магистерской диссертации на тему: «Вальдорфская педагогика: антропософско-педагогический анализ».
На втором этапе — 1997-1998 гг. — осуществлялся сбор необходимых для исследования теоретико-практического опыта вальдорфской школы, источников и материалов, получила дальнейшее развитие концепция исследования, составлялась библиография, проведен сравнительный анализ антропософской и современной педагогической и философско-религиозной литературы.
На третьем этапе — 1998-2000 гг. — обобщение полученных в исследовании результатов, включающих в себя оценку их с точки зрения философии и педагогики и оформление результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Вальдорфская школа представляет собой целостную систему, основанную на единой методологии, вытекающей из антропософского учения о том, что человек является высшим продуктом эволюции собственного духа. Вальдорфская школа на методическом и организационно-педагогическом уровнях способствует реализации человека в соответствии с этим его пониманием.
2. Антропософская основа вальдорфской педагогики меняет взгляд на процесс познания, на содержание образования, смысл обучения, выводит их в креативно-педагогическую, эзотерическую плоскость. В учебно-воспитательном процессе предлагается развитие и поддержка мышления, чувствования и воли («три душевные силы»), формирование которых должно происходить в любом возрасте, не допуская опережающего развития интеллекта.
3. Вальдорфская школа это не столько педагогическая технология, сколько антропософский тип педагогического мышления, основанный на образности преподавания, ритмичности, системности и концентрации внимания в обучении. В процессе подготовки учителя необходимо уделять внимание к развитию душевного строя учителей, создавать предпосылки для включения механизмов сотрудничества учителя с детьми на основе учета индивидуального характера и скорости их развития.
4. Вальдорфская школа за рубежом функционирует в системе негосударственных образовательных учреждений (детские сады, школы, лечебно-профилактические общины), обеспечена заинтересованностью родителей, желанием самого ребенка обучаться в школе данного типа. На выпускников данных школ распространяется право продолжения образования в системе высших учебных заведений. Вальдорфская педагогика в России развивается усилиями энтузиастов. Их инициатива рассматривается как эксперимент, изучается со всех сторон. Вопрос об освоении и адаптации антропософии в отечественной педагогической системе представляется сложным и про блематичн ым.
5. Антропософия получила оценку российских мыслителей (А.Белый, Н.Бердяев, А.Кураев) с точки зрения личностного восприятия культурно-эстетического, философского, религиозного смыслов. Педагогическая оценка присутствует здесь опосредованно, тем не менее определяет неоднозначное отношение к данному учению, не исключая его значения для творческого самовыражения личности.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии идей, составивших философско-педагогические основы вальдорфской школы, в педагогической интерпретации философско-этических взглядов Штайнера, в попытке дать анализ критическим воззрениям отечественных мыслителей на антропософию как теоретико-методологическую основу вальдорфской педагогики. Сделана попытка показать, в чем слабая и сильная стороны применения теоретико-практических положений вальдорфской педагогики в России.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации положения могут быть учтены при использовании российскими педагогами технологий вальдорфской школы, в процессе изучения студентами педагогических учебных заведений курсов философии и истории образования, в научно-исследовательской деятельности.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации выводов и положений обеспечивается обширной источниковой базой исследования, включающей труды Штайнера, его исследователей, работы современных ученых, педагогов, работающих на основе идей вальдорфской школы, методологической базой исследования, комплексом адекватных проблеме и задачам исследования методов и процедур.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на Южно-Российских и межвузовских научно-практических конференциях (г.Ростов-на-Дону, Пятигорск, Майкоп и др.) в 19942000 годах. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных статьях, в курсе лекций по философии и истории образования в Ростовском государственном педагогическом университете.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ К III ГЛАВЕ
1. Антропософские школы в России практически не отличаются от аналогичных за рубежом, но учитывают национальную специфику в учебно-воспитательном процессе. В основном они распространены в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых городах стран ближнего зарубежья.
За воспитание и развитие детей, как и за рубежом, отвечает классный учитель. В течение восьми лет педагогической работы он способствует объединению различных процессов и защищает учеников от слишком ранней специализации по предметам, что свидетельствует о тенденции утраты единства знаний. Учитель избегает программ, планов, а основой обучения является его авторитет. Обучение носит «блочный» характер. В обучении активно используются эвристические беседы, дискуссии, эксперименты, упражнения. В школе много самостоятельной работы. Вальдорфские педагоги считают, что каждый ребенок с нормальными способностями имеет возможность посещать школу в течении 12 лет. Неспособные ученики обучаются ремеслу или идут в одну из практических мастерских при школах. Наиболее способные ученики по выпуску из школы готовы обучаться в вузах. Формирование всестороннего развития воспитанника должно протекать в любом возрасте, но в вальдорфской педагогике не допускается ранее интеллектуальное воспитание, так как весь процесс обучения должен пройти между периодами физического и умственного развития ребенка с одной стороны, и пубертатным периодом с другой.
К этой школе в России необходим подход как к эксперименту, изучать его со всех сторон и переносить то, что представляется полезным для отечественных школ.
Обзор критических высказываний русских мыслителей об антропософии позволил проследить ее воздействие на умы творческой интеллигенции России.
Мы пришли к выводам, которые позволяют в ином свете воспринимать высказывания этих мыслителей чье мировоззрение, образ жизни, судьба и творчество оказали существенное влияние на российскую культуру XX века.
А. Белый глубоко лично пережил увлечение учением Р. Штайнера. Оно отразилось на его духовных исканиях и в его художественном творчестве.
Н.Бердяев специально глубоко не исследовал это учение и дал несколько критических высказываний отдельным положениям. На наш взгляд, неправомерно ссылками на Н.Бердяева давать исключительно отрицательную оценку идеям Р. Штайнера.
А.Кураев не дал собственных критических суждений, вытекающих из самостоятельного анализа антропософии, следуя традициям православия, и не приемлет этого учения.
Это говорит о том, вальдорфские педагоги должны корректно и ясно показывать, что они не представители «новой секты», и в учебно-воспитательном процессе не ведут к антропософской индоктринации детей. Они несут полную педагогическую, юридическую и моральную ответственность за вверенных им детей и должны объяснить родителям, что они не делают богопротивное и антихристианское.
Помимо антропософских установок вальдорфская школа, на наш взгляд, должна создавать условия ддя выбора личностью ценностных ориентиров, активизировать внутреннюю работу личности и различными способами формировать у нее глубоко осмысленные убеждения, принципы и качества: политические, религиозные, нравственные. Но пока такой выбор в рассматриваемой школе отсутствует, что дает исследователю обоснованное право считать ее не в полной мере свободной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленное нами исследование позволяет сделать следующее заключение.
1. Рудольф Штайнер как личность и мыслитель есть глубочайшая мистерия XX века. Этот необыкновенный человек жил среди нас, и его творчество еще не одно десятилетие будет в фокусе научно-исследовательских работ как у нас, так и за границей.
2. Антропософская педагогика Р. Штайнера, созданная в результате поисков в педагогической сфере, предполагает соединение «философии детства» и разработанного в деталях учебно-педагогического процесса, где «философия и ремесла» сплавлены в единое целое, а воспитанник вальдорфской школы не столько приспособляется, сколько учится переносить удары непредсказуемой жизни.
Вальдорфская педагогика ориентирована на человека.
3. Концепция человека Р.Штайнера, ее методология, представляет сознание эпифеноменалистично, вторично от природы человека, что входит в противоречие с научным представлением о человеке как биосоциальном существе. Тем не менее антропософские идеи о человеке экспериментальным путем проводятся в вузах и лабораториях Америки и Европы.
4. Подвижность человеческой души, — вот что должно войти в педагогику. Как считают вальдорфские педагоги, если мы соединим вопрос о вечной сущности с непосредственным созерцанием человека, то в нем разовьются совершенно иные внутренние способности, чем те, что развиваются сегодня. В вальдорфской педагогике все настолько взаимосвязано, а вещи выводятся друг из друга, что для нашей школы было бы очень важно не слепо копировать чужой опыт, а в учебно-воспитательном процессе реализовывать отдельные элементы Вальдор-фа. Антропософия, по замыслу Р.Штайнера, должна нести в школу не доктрину, не идеологию, не предмет меры, а указывать на путь развития новых способностей ученика, его познавательной и творчески-практической деятельности.
5. Вопрос воспитания, по Штайнеру, есть вопрос подготовки учителя. В вальдорфской школе, которая неотделима от развития души ребенка и обучения его ремесленным навыкам, Штайнер хотел показать, как «духовная» наука должна пронизывать все, и как без науки о духе невозможно решить социальные проблемы современности.
6. Зарубежный опыт вальдорфских школ констатирует, что как объект научных знаний, человек разделен на несколько дисциплин, то есть, единое знание о нем осталось благим пожеланием, что недопустимо. Через образное и феноменологическое преподавание, развитие фантазии и художественного понимания мира зарубежные вальдорфские школы стремятся разбудить в учениках способности, которые бы выводили их за рамки упрощенной и ограниченной концепции.
7. Перспектива вальдорфских школ в России в первую очередь зависит от их конкретной педагогической репутации в общественном сознании. В том и состоит отличие вальдорфских школ от российских, что они в целом не стремятся обучить детей чему-то иному, нежели в других школах, а тому же, но при ином подходе к учебному материалу, к ребенку, к комплексу всех связей школы с жизнью.
8. Андрей Белый вынес из антропософии память о Штай-нере-человеке. Глубоко личная встреча поэта-символиста с антропософией останется такой же тайной, как и его драматичный уход от Штайнера. Антропософия оставила в творчестве и судьбе А.Белого неизгладимый след.
Николай Бердяев и антропософия. Проведенное исследование привело автора к следующему заключению: как Бердяев, так и Штайнер в принципе спорят о вещах недоказуемых. И тот, и другой претендовали на открытие особых законов духовного предназначения человека, но основоположник антропософии, в отличие от русского мыслителя, оставил человечеству оригинальный и своеобразный опыт, еще нуждающийся в изучении и правильном толковании.
Богослову Андрею Кураеву не занимать таланта исследователя, но игнорирование им тенденций сближения национальной и мировой культур, претензия автора придать православию характер единственно верного учения в ущерб другим религиозным течениям, умолчание его неприглядных сторон ставит под сомнение. объективность выдвигаемых А.Кураевым на суд читателей собственных сочинений.
9. Теоретические основания многих положений антропософии повергают многих ученых в сомнения.
Антропософия, предполагающая космическую целостность Единого, в котором пребывает до рождения и уходит после смерти душа; реинкарнация; не воспитание человека, а его самоузнавание через приобретение способности мистика — все это вызывает серьезное недоумение и протест тех людей, кто стоит на позициях объективно-реального мышления и объективно-реального понимания человека. В целом антропософия Штайнера претендует на открытие законов физического, духовного и душевного развития человека. На специфическом языке Штайнер выразил и предложил решение проблемы, которая не решена и сегодня. Это проблема понимания человека как целостности, включенной в мир природы, космоса и социума. Через антропософию Штайнер решает в вальдорфской педагогике и проблему субъективной реальности как основы индивидуально-личностного подхода к проблеме человека.
Обсуждая проблему души, Штайнер выходит на необходимость учета сензитивного опыта человека, получаемого в раннем детстве (об этом сегодня много говорят, но на практике мало доказывают как педагоги, так и психологи), на проблему расширения человеческого сознания через воображение и фантазию, на проблему утверждения права индивида на собственную мировоззренческую систему в феноменально организованном мире.
Практические успехи вальдорфской педагогики только укрепляют антропософски ориентированных педагогов, как в России, так и за рубежом, в истинности избранной позиции. И такое положение будет существовать до тех пор, пока не появится альтернативная система, по-своему способная разрешить те вопросы, на которые в антропософии сделал попытку ответить Р.Штайнер.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Науменко, Владимир Иванович, Ростов-на-Дону
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Рига, 1994.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., ДЭМ, 1990.
4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., Наука, 1991.
5. Бердяев Н.А. Теософия и антропософия в России. М., 1991.
6. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
7. Белый А. Петербург. Роман в восьми главах с прологом и эпилогом. Л., Наука, 1981.
8. Белый А. Проблемы творчества. М., Советский писатель, 1988.
9. Белый А. Избранная проза. М., Советская Россия, 1988.
10. Белый А. Между двух революций. М., Художественная литература, 1990.
11. Андрей Белый и антропософия. Материал к биографии (интимный). (Публикация Дж.Мальмстада). Минувшее. Исторический альманах. Выпуск 6. М., 1992.
12. Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994.
13. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
14. Бок Э. Детство и юность Иисуса. М., Энигма, 1996.
15. Бонецкая Н.К. Софиология и антропософия // ВФ. 1995.7
16. Вейс Т.Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский Центр вальдорфской педагогики. М., 1992.
17. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
18. Воспитание к свободе. Альманах вальдорфской педагогики. 1994. №2.
19. Гете И.В. Об искусстве. М., Искусство, 1975.
20. Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ. Л., 1986.
21. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого / / Вопросы философии. 1995. №7
22. Громан Г. Жизнь растений. М., Парсифаль, 1995.
23. Гебель В., Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. М., Энигма, 1998.
24. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
25. Дюнфорт Э. Грамматическое строение языка как произведение искусства. М., Парсифаль, 1997.
26. Елисеев Владимир, иерей. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., Данилевский благовестник, 1995.
27. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
28. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения. Христианство и индуизм. М., 1992.
29. История немецкой литературы. М., Высшая школа, 1975.
30. Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. М., Алфавит, 1991.
31. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии. В 2-х томах. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отчий дом, 1997.
32. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига, 1990.
33. Краткая Литературная Энциклопедия. Т. 1. М., Советская Энциклопедия, 1962.
34. Краних Э. Свободные вальдорфские школы. М., Парсифаль, 1993.
35. Краних Э. Рождение образа // Начальная школа. 1994. № 23/24.
36. Карпова Е. Надежды и разочарования. Что лежит в основе методик вальдорфской школы // Первое сентября. 1996. 30.01.
37. Кришнамурти Д. Традиция и революция. СПб., 1994.38. Контекст 1991. М., 1991.
38. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1992.
39. Конвиссер А. Человек и год / / Антропософский вестник. 1996. №11. '
40. Аосский Н.О. История русской философии. М., Наука,1991.
41. Аосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.,1992.
42. Лебедев В.И. Духи в зеркале психологии. М., Советская Россия, 1986.
43. Лавров А. В. Комментарии. Белый А. Начало века. М., Художественная литература, 1990.
44. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, Духовное познание, 1994.
45. Линденберг К. Обучение истории. М., Парсифаль — Русское слово, 1997.
46. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Молодая гвардия, 1990.
47. Мень А. Библия и литература XX века. Мировая культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М., 1995.
48. Макдауэлл Д. Стюарт Д. Обманщики. Протестант. 1993.
49. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. Т.З. У врат молчания.
50. Основы религиоведения. М., Высшая школа, 1994.
51. Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки по магии и оккультизму. М., Из-во политической литературы, 1985.
52. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. М., Мысль, 1990.
53. Педагогическая Энциклопедия. М., Советская Энциклопедия, 1964.
54. Пинский А.А. Вальдорфские школы: все грани личности // Учительская газета. 1990 г. №11.
55. Пинский А.А. Интервью. // Начальная школа. 1994. №23-24.
56. Педагогика свободы // Альманах вальдорфской педагогики. 1995. №3.
57. Прокофьев С.О. Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. Ереван, Ной, 1992.
58. Прокофьев С.О. Небесная София и антропософия. М., Антропософия, 1997.
59. Прокофьев С.О. Оккультные основы прощения в свете антропософии. М., Антропософия, 1994.
60. Прокофьев С.О. Кармические исследования Р.Штайнера и задачи антропософского общества. М., Антропософия, 1995.
61. Прокофьев С.О. Восток в свете Запада. Часть 1. Учение Агни-йоги в свете христианского эзотеризма. СПб., 1995.
62. Пемпонен Э. Роль альтернативных школ в развитии педагогики // Антропософский вертник. 1995. №4.
63. Пискунова С., Пискунов В. Культурологическая утопия Андрея Белого // Вопросы литературы. 1995. №3.
64. Риттельмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штайне-ром. Москва-Обнинск. 1991.
65. Русская философия. Малый Энциклопедический словарь. М., Республика, 1995.67. РПЭ. Т.1. М., 1993.
66. Родион, священник. Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. СПб., 1991.
67. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
68. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Лондон. 1990.
69. Сологуб Ф. Мелкий бес. М., Советская Россия, 1991.
70. Сидоров В. На вершинах. М., Советский писатель, 1988.
71. Сабашникова М.В. Зеленая змея. М., 1994.
72. Слезак-Шиндлер К. Искусство речи в школьном возрасте. М., Парсифаль, 1996.
73. Флоренский П.А. Т.1.М., Мысль, 1994.76. ФСЭ. М., 1990.
74. Цветаева М. Соч. в 2-х томах. М., 1980.
75. Черкасова О.В. Педагогические принципы обучения и воспитания в Вальдорфской школе. Автореферат. М., 1995.
76. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., ACADEMIA, 1935.
77. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Духовное познание, 1992.
78. Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван, Ной, 1990.
79. Штайнер Р. Христианство как мистический факт. Ереван, Ной, 1991.
80. Штайнер Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров. СПб., Интербук, М. 1991.
81. Штайнер Р. Порог духовного мира. Афористические рассуждения, Кокон, М. 1991.
82. Штайнер Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека. М., Парсифаль, 1997 г.
83. Штайнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. М., Парсифаль, 1996.
84. Штайнер Р. Лечебно-педагогический курс. Калуга, Духовное познание, 1995.
85. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., Парсифаль, 1993.
86. Штайнер Р. Здоровое развитие телесно-физического духа как основа свободного проявления душевно-духовного. Калуга, Духовное познание, 1995.
87. Штайнер Р. Краткий очерк Антропософии. М., Антропософия, 1993.
88. Штайнер Р. Истина и наука. М., Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.
89. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Ереван, Ной, 1992.
90. Штайнер Р. Евангелие от Иоанна. Калуга, Духовное познание, 1998.
91. Штайнер Р. Апокалипсис Иоанна. Калуга, Духовное познание, 1998.
92. Штайнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. М., Парсифаль, 1997.
93. Штайнер Р. Мистерия и миссия Христиана Розенкрейца. СПб. Дамаск. 1992.
94. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М., Парсифаль, 1995.
95. Штайнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. М., Парсифаль., 1996.
96. Штокмайер К., Штайнер Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ. М. Парсифаль. 1995.
97. Шаскальская М. Интервью. // Начальная школа. 1994. №23/24.
98. Хилтунен Е., Загвоздкин В. Когда сами дети раскрывают взрослым свое величие. Монтессори и Вальдорф: диалог традиций. / / Первое сентября. №79. 22.08.1998.
99. Тургенева А. Воспоминание о Рудольфе Штайнере и работе над первым Гетеанумом. Штутгарт. 1972 г.
100. Троицкий благовестник. Вып.42. Теософия. Антропософия в понимании христианства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.
101. Яблоков И.Н. Религиоведение. Гардарика. М. 1998 г.