Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рябова, Людмила Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья"

На правах рукописи

Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья

Специальность 13.00.01 —Общая педагогика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва— 1998

Работа выполнена в Институте развития личности Российской академии образования

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор,

действительный член РАО Г.Н.Волков

Официальные оппоненты

- доктор педагогических наук, профессор. Р.М.Рогова

- кандидат педагогических наук, доцент Ю.А.1Удь

Ведущая организация

- Самарский государственный университет

Защита состоится "16" апреля 1998 г. в 16 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 018.05.01 в Институте развития личности РАО .по адресу: II9906, Москва, Погодинская ул., д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " с^^р^уп*^ 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета л/ о, п^ А.Ф.Никитин

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Реализация демократической и гуманистической стратегии образования невозможна Вез поиска новых средств вос-г^ания детей и молодежи. Необходимость такого поиска обусловлена рядом факторов:

— Социальными и экономическими преобразованиями в стране, приведшими к падению духовности, к росту преступности, к разрушению системы традиционных для России ценностей, духовному кризису, падению нравственности, спаду интереса к труду, потребительским настроениям среди подрастающего поколения.

— Потребностями практики воспитания, все чаще и ччще обращающейся к исторической памяти народа, к его традиционной культуре как носителю того самого ценного, что характерно для одной нации, этноса, региона. Именно в народной культуре воспитатели-новаторы и педагогические коллективы находят необходимые средства воспитания молодежи, которые помогут противостоять потокам "информации", обрушивающимся на нее всевозможными средствами массовой информации: телевидением, радио, прессой и др.

Школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Испытывая повышенный интерес к собственной личности, старшеклассник стремится к самореализации и самоопределению, требует уважения к своему достоинству, болезненно реагирует на всякое посягательство на него. И поскольку он не имеет опыта жесткой конкурентной борьбы, с которой столкнется в самостоятельной жизни, то испытывает потребность в высоконравственном идеале. Отсюда наблюдается общее тревожное настроение старшеклассников, что и заставляет общество искать выход из сложившегося положения.

— И, наконец, требованиями логики развития самой педагогической науки, которая должна прежде всего 1) ответить на запросы практики воспитания научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса на базе народных традиционных культур; 2) более интенсивно, концептуально развивать новую область педагогического знания — этнопедагогику.

В момент переживаемого нашей страной кризиса новым "строителем" духовно-творческого человека в России должна стать школа в гармоничном взаимодействии с семьей, объединяющая воспитательные воздействия с учреждениями дополнительного образования. Навязыванию американо-европейского образа жизни, обрушившемуся потоку псевдокультуры на наше Отечество, создающими чуждую среду обитания, школа должна противопоставить научно

обоснованную стройную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память народа, его культуру, преемственность поколений. Главная цель такой школы — формирование духовной культуры школьников, русского национального самосознания, национальной гордости, национального характера на основе народных, семейных традиций крестьянства. Еще великий русский педагог К. Д. Ушннский сказал, что если мы не можем сами следить за воспитанием своих детей, то не будем мешать делать это простому народу, есть многое, чему мы сами от него научились. Этот народ создал глубокий язык, глубины которого мы еще не можем измерить; из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; этот простой народ создал и великую державу, под сенью которой мы живем. Кто хорошо знаком с историей России, гот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу. Таким образом, школа и педагогическая наука расширяют свои социальную и культуросозидательную функции, становясь своеобразным координирующим центром воспитательной деятельности семьи и общественности.

В исследовании мы ограничились выявлением воспитательных возможностей, воспитательного потенциала семейных традиций в духовном становлении старшеклассников, ибо семья для русского человека всегда была основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования. Многие этические и эстетические ценности складывались в семье, в роду, во взаимосвязи с дальними и близкими родственниками.

Такая семья представляет собой разновозрастную социальную группу; в ней представители нескольких поколений, которые имеют различные ценностные ориентации, идеалы, точки зрения. Каждый член семьи может быть и воспитателем, и воспитуемым. Но всех объединяет общий обеденный стол, праздники и будни, совместные отдых и ведение хозяйства, создающиеся определенные семейные традиции.

Дети в большой семье включаются во все жизненные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

А у старшеклассников в семье есть уже серьезные обязанности, позволяющие им не только самоутверждаться как личности активной, инициативной, ответственной за свои дела и поступки, но и быть примером, образцом для подражания младшим. К тому же старшеклассники в состоянии осознанно и творчески осваивать народную культуру, ее ценности, что позволяет воспитателю целенаправленно использовать последние в качестве эффективных средств формирования духовной культуры.

И, наконец, старшеклассники по возрасту стоят на пороге взрослой жизни, что обостряет в них чувство ответственности за себя и своих близких, активизирует поиски своего места в жизни.

Анализ состояния развития этнопедагогики в настоящее время показал, что она не может дать ответ на эти вопросы, ибо в основном фиксирует свое внимание на исследовании вопросов возрождения национально-региональных культур, применення отдельных ее компонентов для формирования отдельных качеств личности без целостного взгляда на проблему.

Отсюда мы и видим проблему предлагаемого лсследования в поиске путей эффективного взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования и общественности в процессе формирования духовной культуры старшеклассников как одного из направлений разрешения противоречий между целями воспитания, определяемыми народной педагогикой и средствами их достижения стихийным, но достаточно мощным воздействием социальной среды на формирующуюся личность.

Семья и школа — две могучие силы воспитания. Тем не менее, семья — на первом месте. Она пример для школы. Не зря ведущие педагоги строили отношения в школе по типу семьи (Я.А.Коменский, Л.Н.Толстой, И.Г.Песталоцци, И.А.Яковлев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие). Забота об укреплении семьи должна сочетаться со стремлением упрочения ее педагогических позиций. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования культурно-исторических, духовно-национальных воспитательных традиций народа. Изучение национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики русского народа, как и других народов, является важнейшей задачей педагогической науки. Но как показывает -анализ педагогического опыта школ Пермского Прикамья, изучение духовной культуры крестьян Пермского Прикамья, его мировоззренческие представления, поведенческие нормы, семейные отношения, осознание природно-экологической среды используются в качестве отдельных, порой разрозненных средств обучения и воспитания, без качественного изменения педагогического процесса. В результате, богатейший арсенал воспитательных средств народной педагогики и традиционной культуры остается вне поля зрения педагогов.

Содержательную базу исследования составляют семейные и духовные традициии русских крестьян Пермского Прикамья. .

История Пермского Прикамья богата. Пермскую Землю издавна называли святой. Ее прославила миссионерская деятельность святого Стефана — создателя зырянской письменности — и его последователей: святого Герасима, святого Питирима и святого Ионы; 9 лет прославлял своими подвигами Чусов-

скую Землю святой Трифон Вятский. Это были первые сеятели культуры; обучение грамоте сопровождалось строительством храмов и монастырей — центров культуры. Богатые природными ресурсами Прикамские земли в середине XVI в. привлекли внимание представителей известного рода Строгановых — промышленников, купцов, государственных деятелей, меценатов искусств и коллекционеров. Созданные ими культурные центры в Пермском Прикамье отличались особой архитектурой. Строгановы строили храмы, монастыри, прославившиеся своей иконописью, богатыми библиотеками, культовым золотым шитьем и духовным пением; открывали школы для крепостных крестьян, народные театры. Таким образом в пределах "строгановского" региона существовали устойчивые традиции в области культуры. Главным носителем традиций была, так называемая, крепостная интеллигенция.

Семейные традиции этого региона русских крестьян Пермского Прикамья основывались на общественном мнении, религиозных и нравственных представлениях. В календарной обрядности органически соединилось языческое и христианское представления. Мировоззренческие представления, поведенческие нормы и знания русских крестьян Прикамья, как считает Г.Н.Чагин, оказались менее подвержены иноэтннческому влиянию.

Таким образом, перед наукой и практикой стоит задача: изучить семейные традиции, традиционную культуру Пермского Прикамья, отобрать из этого содержания оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с общим стандартом образования, создав тем самым региональную систему воспитания старших школьников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

Использование в современной научной педагогике семейного воспитания прогрессивных народно-бытовых традиций и национальных обычаев духовно-нравственного, гуманистического, трудового, культурно-эстети-ческого характера позволит формировать духовность старшеклассника при гармоническом взаимодействии школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Так как проблема формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Прикамья ранее не изучалась, поэтому она и стала темой нашего исследования.

Для исследования принципиальное значение имеют работы по проблемам формирования духовных потребностей старшеклассников Каптан Т.Н., по формированию духовных ценностей старшеклассников Коростелевой A.A., Р&

воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников Голева А.Г.. по формированию гражданской позиции старшекласс-

ников в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны Судаковой И.Л., а также исследования нравственных ориентации школьников (Болдырева Н.И., Бондаревской Е.В., Васильевой З.И., Волковым Г.Н., Высотиной Л.А., Гришина Д.М., Гуровой Р.Г., Коротова В.М., Лихачева Б.Т., Рувинским Л.И., Шиловой М.И., Щукиной Г.И., Щурковой Н.Е. и др.)

Проблема и тема исследования определили:

Объект исследования — формирование духовной культуры старшеклассников.

Предмет исследования — процесс формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

Цель исследования — определение педагогических условий и средств при которых будет совершенствоваться процесс формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских.

Гипотеза исследования — семья, будучи устойчивой социальной общностью, мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций, способствует эффективному формированию духовной культуры старшеклассников на традициях русских крестьян Прикамья при наличии следующих условий:

семейные народные традиции Пермского Прикамья должны органически включаться в содержание воспитательной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования, образуя целостную учебно-воспитательную систему;

' обновлении содержания учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений культурологическими, этнопедагогическими знаниями народной культуры Пермского Прикамья;

определении педагогических механизмов формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья;

подготовке педагогических кадров к работе по внедрению идей этно-педагогики в школьную практику при гармоническом взаимодействии школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Задачи исследования: проанализировать состояние проблемы формирования духовной культуры старшеклассников на народных традициях;

выявить базовые идеи народной педагогики русских, семейные традиции, влияющие на формирование духовной культуры школьников;

изучить позитивный опыт внедрения идей этнопедагогики русских в учебно-воспитательные системы учреждений образования;

определить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования духовной культуры старшеклассников на основе семейных традиций русских в конкретных условиях села и пригорода;

отобрать достаточное для формирования духовной культуры содержание народных традиций и включить его в современный учебно-воспитательный процесс;

создать методическое пособие по организации деятельности школ и других учебно-воспитательных учреждений на базе традиционных культур, включения в содержание образования элементов народной культуры, планирования воспитательной работы на основе народного идеала.

Методологической основой исследования являются диалектическое положение о социальной обусловленности формирования личности и закономерностях развития человека как субъекта истории; культурологические концепции Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева; теоретико-методологические исследования проблем воспитания Б.Т.Лихачева; В.М.Коротова; этнопедагогические исследования В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.И.Гашимова,

A.З.Измайлова, Б.А.Кадырова, А.М.Леон<ува, Ш.А.Мирзоева, К.Пирлиева, М.И.Стельмаховича, Я.И.Ханбикова и ряда других; исследования этнографов

B.А.Александрова, И.В.Власовой, И.А.Кремлевой, Т.А.Листовой, Т.С.Макашиной; Г.Н.Чагина; концепция системы воспитания учащихся Пермской области в новых социально-экономических условиях

(Копысова Э.С., Курдин В.Т., Панчснко Н.В.). Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались две группы методов:

— теоретические методы:

1. Теоретический анализ педагогической, психологической, социологической, этнолого-этнографической, антропологической, философской, историографической, учебно-методической литературы, выявление использования в ней идей народной педагогики.

2. Изучение массового и передового опыта учреждений образования по данной проблеме.

3. Изучение особенностей воспитания детей русских в условиях современной семьи ( селе, пригороде ) и приобщения их к традиционным видам труда, ху-

дожествснного творчества; опыт работы школ и других образовательных учреждений по данной проблеме.

— эмпирические методы:

4. Социально-педагогические методы: наблюдения, опросы, организация педагогических ситуации, метод независимых характеристик, анализ документации.

5. Опытно-экспериментальная работа.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1. До 1991 года — практическая работа по поиску способов включения в содержание учебно-воспитательного процесса народных семейных традиций Пермского Прикамья для формирования духовной культуры старшеклассников.

2. 1991 — 1994 г.г. — Знакомство с проблемой формирования духовной культуры старшеклассников в теории и практике воспитания.

3. 1995 — 1996 г.г. — Проведение теоретического исследования по выявлению возможностей использования семейных традиций Пермского Прикамья как средства формирования духовной культуры старшеклассников и педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

4. 1996 — 1997 г.г. — Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и разработка методических рекомендаций воспитателям и родителям по формированию .духовной культуры старшеклассников на народных семейных традициях.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Выделены базовые идеи этнопедагогики русских крестьян Пермского Прикамья, которые оказывают влияние на формирование их духовной культуры:

• специфика региональных и субэтнических особенностей системы воспитания в семье;

• взаимодействие религиозной и светской духовности в воспитании детей;

• отношение к человеку труда и труду как к высшей духовно-нравственной ценности.

Установлено, что базовые идеи этнопедагогики русских крестьян Пермского Прикамья, имеют обшее, что их объединяет с народными педагогиками других этносов и регионов, а также свою специфику:

— общим являются представления об идеале личности как совокупности общечеловеческих ценностей и средства достижения этого идеала (традиции, раннее приобщение ребенка к труду, художественным ремеслам, мифологии, фольклор и другие);

— специфику базовым идеям этнопедагогики Прикамья придают географические условия региона, особенности его исторического и социально-экономического развития, язык и взаимодействие с другими этносами. Выявлены возможности формирования духовной культуры старшеклассников средствами народных семейных традиций Пермского Прикамья.

Практическая значимость исследования: Раз_работан, апробирован и внедрен специальный курс "Воспитание старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья".

Разработаны методические рекомендации по организации деятельности школ и других учреждений образования на базе традиционных культур, планирования воспитательной работы на основе народного идеала, семейных традиций для педагогов и родителей по проблеме формирования духовной культуры старшеклассников.

Создана при Пермском областном институте повышения квалификации работников образования этнопедагогическая студия "ЛАД" как новая экспериментальная форма повышения квалификации работников образования, которая и занимается разработкой данных проблем.

Создана при ПОИПКРО лаборатория этнопедагогики с последующим развитием ее в центр.

Разработан проект программы "ЛАД", целью которой является создание регионально-этнической системы воспитания учащихся на семейных традициях русских Прикамья.

На защиту выносятся следующие положения.

1.Народные семейные традиции Пермского Прикамья, включенные в учебно-воспитательный процесс как его органический компонент — эффективное средство формирования духовной культуры старшеклассников.

2. Народные семейные традиции Пермского Прикамья — средство формирования духовной культуры старшеклассников и условие приобщения их к сокровищам народной культуры региона.

3. Педагогические механизмы формирования духовной культуры старшеклассников в системе школы, семьи, учреждений дополнительного образования на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

4. Методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры старшеклассников на народных семейных традициях Пермского Прикамья.

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; опорой на научно-теоретические положения этнографии; этнопедагогики, психологии, педагогики; многолетней практикой автора исследо-

вания и опытно-экспериментальной работой, проверкой основных положений исследования.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, чтения лекций, проведения спецкурсов, практических занятий в ПОИПКРО, в районах Пермской области л _в образовательных учреждениях города Перми; в выступлениях на областных конференциях и ежегодных конференциях ПОИПКРО с докладами; в проведении "Круг лых столов" по проблемам воспитания, формирования базовой культуры личности, на областных семинарах по сохранению и развитию традиционной культуры, в научно-педагогических публикациях ежегодно с 1994 года.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем публикации программно-методических материалов, докладов и тезисов выступлений по проблеме; разработкой концепции системы воспитания на семейных традициях русских крестьян Прикамья, воплощения в практику школ Прикамья, учреждений дополнительного образования. Экспериментальными являются этнопедаго-гнческая студия "Лад" при ПОИПКРО, учреждение дополнительного образования Школа народных ремесел и средняя школа Верхне-Чусовских Городков Пермской области, Суксунская средняя школа 2, 1 ¡ыгвеаскиИ Дом детского творчества.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложен«

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются его научная новизна и практическая значимость, освещаются методологическая основа и методы исследования, его этапы, даются сведения об-апробации работы.

В первой главе '"Духовно-нравственное воспитание в семье как социально-педагогическая проблема" раскрывается сущность понятия духовной культуры, определяются понятия светской и религиозной духовности. Описывается духовная жизнь русских крестьян в семье. Выделяются особенности духовной жизни старшеклассников. Исследуются психолого-педагогические закономерности и средства формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских, обосновываются задачи экспериментальной работы.

Рассматривая духовную культуру личности, мы основываемся на идеях Б.Т.Лихачева и в качестве исходного берем его определение духовности. "Духовность — это нрзвственно-эстетическое состояние человека, искренняя приверженность таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справед-

ливость, истина, добро, красота, бесконечный внутренний диалог, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни" (Б.Т.Лихачев). Духовность — это норма человеческой жизни, тогда она стоит на одном уровне с человеческим достоинством.

В главе показано, что одним из средств формирования духовности является приобщение детей и юношества к народной культуре как носителю гуманистических, духовно-нравственных, эстетических, трудовых и семейных идеалов. Именно народная традиционная культура, исторически, веками проверенная, представляет тот феномен, в котором равноправно сосуществуют то общее, что объединяет различные нации, народы, этносы, регионы, и то специфическое, что характеризует национальный характер, самосознание и самобытность каждого народа. Это и есть выражение общечеловеческой сущности народных культур мира.

Отсюда, имено народная культура как целостная система с внутренними существенными связями между своими компонентами, в нашем случае, народная культура Пермского Прикамья, проанализированная в главе, и выступает содержательной основой совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях.

Как показано в главе, базовую культуру личности, базу воспитания духовности старшеклассников составляют "четыре гранитных столба" (Г.Н.Волков): наука, религия, искусство, воспитание.

Анализируя состав народных культур, выявляя воспитательные возможности отдельных компонентов, мы пришли к выводу, что наиболее "информативным", обобщающим различные обучающие и воспитывающие идеи, являются различные традиции, и в первую очередь — семейные (Г.Н.Волков).

Общинный соборный характер воспитания детей в традиционных культурах * позволил выявить возможные новые формы организации целостного учебно-воспитательного процесса — "воспитание всем миром". Отсюда мы попытались представить первую часть .концепции формирования духовной культуры старшеклассников как необходимость объединения, интеграции воспитательных воздействий различных социальных институтов с четким определением их роли и места в целостном процессе формирования духовности сиаршеклассников на семейных лародных традициях П ер.м ск ого Прикамья.

Второй элемент концепции воспитания на семейных традициях раскрывает структуру содержания по следующим блокам: изучение родной природы; изучение истории своего края; национальная культура и быт; литературное краеведение; музыкальный фольклор; семейные традиции воспитания детей. На-

родная этика сводится, в основном, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства, поэтому мы будем использовать в своей работе семейные традиции, относящиеся к дому, семье, родителям, детям и родству, которые способствуют рождению патриотических чувств, уважительному отношению к другим народам, пробуждают раздумья о смысле человеческой жизни. Третий элемент — это система воспитания на семейных традициях в Пермском Прикамье. Схематически она выглядит так: Я, Семья (С), Род (Р), Народ (Н), Отечество (О), Земля (3), Вселенная (В). Она помогает увидеть человеку свои задачи, место в жизни, ее смысл, а главное, постичь понятие любви. Звенья цепи взаимосвязаны, и разрушение хотя бы одного из них ведет к полному разрушению. Способствовать ее целостности — это значит вооружить родителя, педагога и ребенка знаниями о новой этике, новом понимании места человека в этой замкнутой системе, его жизненных задачах, новой нравственности. Возможно, такая структура системы воспитания подрастающего поколения, раскрывающая связь внутреннего мира "Я" с Вселенной на основе семейных традиций, знании истории рода, своего народа, народной культуры, нового благоговейного отношения к -миру Природы, к Земле, "как к единственному дому, в котором мы только и можем жить", позволит сформировать духовность старших школьников.

Четвертый и пятый элементы концепции составляют цели н методика организации самого процесса воспитания.

Во второй главе "Содержание, организация и методы воспитания духовной культуры у старшеклассников" определен механизм формирования духовной культуры у старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Прикамья в совместной деятельности школы, семьи и учреждений дополнительного образования; разработаны оптимальные формы, методы и приемы работы со старшеклассниками; обоснована творческая познавательная деятельность как одно из эффективных средств формирования духовной культуры старшеклассников; выявлены базовые идеи этнопедагогики русских крестьян и использование их в самовоспитании учащихся; обозначены неординарные методики по совместной деятельности семьи, школы и учреждений дополнительного образования; разработаны инновационные подходы к внеурочной деятельности; определены педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования духовной культуры старшеклассников на основе семейных традиций русских в конкретных условиях села и пригорода.

Основное направление опытной проверки результатов полученных в теоретической части исследования, состояло как в массовом внедрении рекомендаций, в организации практического опыта воспитания, так и в попытке решить

многие научно-прикладные задачи через работу созданной автором этнопедаго-гической лаборатории.

Разработанная региональная концепция системы воспитания учащихся Пермской области в новых социально-экономических условиях включала одно из важнейших направлений — воспитание на традициях Прикамья.Параллельно разрабатывалась целевая программа "ЛАД", которая вошла в Программу стабилизации и развития образования Пермской области до 2000 года. В этой программе был заложен региональный аспект образования и воспитания на семейных традициях народов Пермского Прикамья. В ее основе лежат концептуальные идеи, теоретические и методологичсекие принципы, утверждаемые в современной педагогической науке, философии и культурологии. Она и легла в основу опытной работы.

С этой целью при кафедре воспитательных систем развития личности ПОИПКРО была создана лаборатория этнопедагогики (научный консультант академик РАО Г.Н.Волков). Задачи лаборатории: 1.Создание региональной системы воспитания учащихся на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья. 2.Разработка структуры и программ переподготовки и повышения квалификации педагогов образовательных учреждений на основе этнопедагогики.З.Созданис и опробация методических рекомендаций по организации учреждений образования на базе традиционных культур, планирования воспитательной работы на основе народного идеала. 4.Внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений Прикамья.

Основные направления деятельности этнопедагогической лаборатории: этнопедагогическая студия "Лад" как форма учебно-методической работы; научно-исследовательский поиск; эксперимент на базе образовательных учреждений.

Основные направления работы лаборатории представлены комплексными программами, главным из которых является научно-исследовательский поиск, включающий теоретический анализ научной литературы и учебно-методической документации по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта работы учреждений образования, родительского опыта; диагностика педагогов, родителей, старшеклассников; наблюдения и анализ поведения старшеклассников, педагогов, родителей; моделирование эксперимента: этнопедагогической студии "Лад" и эксперимента на базе образовательных учреждений, обработка результатов эксперимента на основе сбора статистических данных.

Учебный план студии представлен следующими разделами: диагностика; религия и культура; азбука семейного воспитания; музыкальный фольклор Прикамья; школа народных ремесел; методика и организация учебно-

воспитательной деятельности на основе этнопедагогических .знаний; проблемы, поиски, решения..

В рамках студии "Лад" проводился эксперимент на базе образовательных учреждений, задачи которого сформулированы так: определение дополнительных опытно-экспериментальных площадок; проведение непосредственного эксперимента; проведение научно-практической конференции на тему: "Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.Планом эксперимента предугматрива-лось проведение праздников (КТД "Открываем студию, творческие отчеты школ №№ 1, 100, Суксунская средняя школа N 2, Школа народных ремесел (ШНР) Чу-совского района, школы У°№ 74, 67, дошкольное учреждение Л"о 411. Это укрепило коллективные связи, породило дух свободного творчества и оптимизма, доставило духовно-нравственное удовлетворение.

Для определения результатов экспериментальной деятельности по формированию духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья нами выделены следующие критерии:

1. Уровень знаний старшеклассников прогрессивных семейных традиций русских крестьян Пермского Прикамья.

2. Умение старшеклассников выражать себя в различных видах духовно-творческой деятельности.

3. Навык использования знаний этих традиции старшеклассниками в повседневной жизни.

При помощи данных критериев были определены уровни развития духовной культуры старшеклассников: низкий, средний, высокий.

К низкому уровню развития духовной культуры относятся старшеклассники, называющие от 1 до 3 семейных традиций, пассивно выражающие себя в духовно-творческой деятельности и не имеющие навыка использования этих знаний в повседневной жизни.

К среднему уровню — старшеклассники, которые называют от 3 до7 семейных традиций, осваивают некоторые формы духовно-творческой деятельности и приобретают начальные навыки использования знаний в повседневной жизни.

К высокому уровню — старшеклассники, которые не только называют, но и раскрывают содержание традиций, активно участвуют в духовно-творческой деятельности, имеют навык использования знаний в повседневной жизни.

Формирование духовной культуры старшеклассников — сложный многогранный процесс, поэтому мы выделили три этапа формирования духовности.

Используя выше названные критерии была составлена таблица, показывающая уровень развития духовной культуры старшеклассников до начала опытно-экспериментальной работы:

группы уровень духовности % старшеклассников

экспериментальная высокий 17

\ средний 32

низкий 51

контрольная высокий 20

средний 28

низкий 52

Третий этап характеризуется качественным преобразованием личности старшеклассника, его внутреннего мира, которое проявляется прежде всего в желании творить добро, активном участии семейной и школьной жизни, в формировании "Я—концепции".

На заключительном этапе у старшеклассника закреплялись позитивные поведенческие навыки через раскрытие его творческого потенциала и определения перспектив его духовного роста.

Расширялись формы его деятельностного участия в семье, школе, социуме. Этому соответствовали и соответсвующие методы работы: самостоятельная разработка лекций, экскурсий, семинаров, праздников, встреч, бесед (приложение I было разработано учащейся 11 класса Любовью Р.); демонстрация выставок, организация ярмарок; планирование научно-поисковой работы; внедрение собственного опыта в младших коллективах; выявление точек приложения своих сил в делах милосердия; составление семейных летописей; создание фильмов о своей семье, родственниках, малой родине.

Выстраивается целостная система взаимодействия всех трех звеньев — школы, семьи, УДО.

Диагностика по итогам опытно-экспериментальной работы формирования духовной культуры старшеклассников представлена следующими данными в таблице:

группы уровень духовности % старшеклассников

экспериментальная высокий 69

средни» 24

низкии 7

контрольная. высокий 45

средний 23

низкий 32

Эффективность работы студии "Лад" и массового опыта работы по рекомендациям исследователя, а отсюда и достоверность выводов диссертации проверяется результатами педагогической и научно-практической деятельности по формированию духовной культуры старшеклассников на семейных народных традициях Пермского Прикамья.

Завершающим этапом опытной работы было проведение научно-практической конференции студии "Лад" на тему: "Формирование духовной культуры школьников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья" состоялась на базе Суксунской средней школы № 2, которая одна из первых в области в основу воспитательной системы школы положила "Концепцию системы воспитания учащихся Пермской области в новых социально-экономических условиях". Воспитательная система школы предусматривает работу научного общества учащихся (НОУ). Работают ряд секций НОУ как, например, "Есть ли буду шее у прошлого?", "Русская изба", "Край, в кото ром мы живем", "Краеведение". Старшеклассники НОУ ведут большую научно-исследовательскую, поисковую работу по изучению семейных традиций, краеведению, экологии, истории, этнографии своей малой родины, приобщаются к ее культуре, духовным ценностям.

Таким образом, обучение педагогов в этнопедагогической студии "Лад" позволило определить условия формирования духовной культуры старшеклассников, а именно: анализ семейного воспитания, учебно-воспитательного процесса школы, окружающей среды; анализ содержания семейных традиций русских крестьян Прикамья, особенностей их духовной жизни и разработать методику работы по формированию духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

Из опытной работы и теоретического исследования сделаны следующие выводы:

• использование потенциальных воспитательных возможностей семейных традиций в учебно-воспитательном процессе оказывает существенное влияние на формирование духовной культуры старшеклассников, овладение ими духовными ценностями; без учета традиционной культуры воспитания невозможно создание современной концепции национальной школы;

• эффективность процесса формирования духовной культуры школьников на семейных традициях обеспечивается подготовкой педагогов к использованию идей народной педагогики; одной из форм повышения квалификации работников образования является этнопедагогическая студия, существенным признаком которой может быть гармоничное сочетание теоретического,, методического и технологического изучения педагогических проблем;

• исследование показало необходимость создания учебно-методического комплекса — решения проблемы; в структуре данного комплекса необходимым звеном явился спецкурс "Воспитание старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья";

• выявлена зависимость эффективности процесса формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях от характера взаимосвязи школы, семьи, учреждения дополнительного образования;

» использование семейных традиций русских крестьян Пермского Прикамья, разработка неординарных методик по совместной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования, постоянное совершенствование знаний педагогов и обучаемых путем самообразования и непосредственных творческих связей с лабораторией этнопедагогики будут способствовать формированию духовной культуры старшеклассников;

• анализ фольклорного, этнографического, социологического материалов убеждает, что воспитание в семье должно происходить посредством применения веками сложившейся этнопедагогики; осуществлению этого в семье может способствовать педагогическая пропаганда семейных традиций среди общественности, в учреждениях образования и родительский всеобуч;

• концептуальные основы системы формирования духовной культуры старшеклассника позвЬляют рассматривать особенности духовного становления личности человека через осознание им своих родственных связей и корней с социумом и космосом в целом;

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, при подготовке и повышении квалификации учителей трудового обучения, краеведения, классных руководителей, педагогов-воспитателей, а также могут быть адаптированы к условиям культуры и образования в других национальных территориях.

Следующим глобальным этапом работы может быть внедрение данного подходах преподаванию каждого предмета, особенно гуманитарных дисциплин, разработка учебника, тематического плана и программы предмета "Этнопедагогика русской семьи" с последующим введением его в педагогические учебные заведения области.

Проведенное исследование, в основном, подтвердило выдвинутую гипотезу, но также показало невозможность полного и точного прогнозирования эффективности формирования духовной культуры старшеклассников, что связано с индивидуальными особенностями развития конкретной личности, ее творческими способностями и дарованиями.

Основное содержание диссертации раскрыто в следующих публикациях: 1. Актуализация проблем воспитания на семейных традициях народов Прикамья // Школа и семья: Проблемы научно-теоретического осмысления. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1995. — С. 22 — 24.

2. Воспитание как целенаправленный процесс трансляции исторического опыта и культуры // Сохранение традиций во взаимодействии школы и семьи в новых условиях: (Из материалов научно-практической конференции). — Крас-нокамск: Краснокамскнй Центр педагогической информации, 1997. — С. 7 — 9.

3. К вопросу о создании региональной системы воспитания учащихся на семейных национальных традициях русских Прикамья II Воспитательная система: поиски и находки. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1996. — С. 107 — 111 (в соавторстве).

Тираж 100 экз.

Заказ № 7

Подписано к печати 05.03.98.

ООО "Педагогика", 119906, Москва, ул Погодинская, д. 8

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рябова, Людмила Анатольевна, 1998 год

Введение.

Глава I. Духовно-нравственное воспитание, в семье как социально-педагогическая проблема

§ 1. Сущность духовной культуры. Светская и религиозная духовность. -. ^.

§ 2. Духовная жизнь русских крестьян в семье,.

§ 3. Особенности духовной жизни старшеклассников.

§ 4. Формирование-духовной культуры старшеклассников на семейных традициях-русских . . . . . . —

Глава II. Содержание^ организация и методы воспитания духовной культуры у старшеклассников

§ 1. Содержание и организация воспитания духовности у старшеклассников.9

§ 2. Методы формирования духовной культуры у старшеклассников.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья"

Актуальность темы исследования. Реализация демократической и гуманистической стратегии образования невозможна без поиска новых средств воспитания детей и молодежи. Необходимость такого поиска обусловлена радом факторов:

Социальными и экономическими преобразованиями в стране, приведшими к падению духовности, к росту преступности, к разрушению системы традиционных для России ценностей, духовному кризису, падению нравственности, спаду интереса к труду, потребительским настроениям среди подрастающего поколения.

Потребностями практики воспитания, все чаще и чаще обращающейся к исторической памяти народа, к его традиционной культуре как носителю того самого ценного, что характерно для одной нации, этноса, региона. Именно в народной культуре воспитатели-новаторы и педагогические коллективы находят необходимые средства воспитания молодежи, которые помогут противостоять потокам "информации" , обрушивающимся на нее всевозможными средствами массовой' информации: телевидением, радио, прессой и др.

Школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Испытывая повышенный интерес к собственной личности, старшеклассник стремится к самореализации и самоопределению, требует уважения к своему достоинству, болезненно реагирует на всякое посягательство на него. И поскольку-он не имеет опыта жесткой конкурентной борьбы, с которой столкнется в самостоятельной жизни, то испытывает потребность в высоконравственном идеале. Отсюда наблюдается общее тревожное настроение, старшеклассников, что и заставляет общество искать выход из сложившегося положения. И, наконец, требованиями логики развития самой педагогической науки, которая должна лрежде всего 1) ответить на запросы практики воспитания научно обоснованными ^рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса на базе народных -градационных культур; 2) более интенсивно, концептуально развивать новую область педагогического знания — этнопедагогику.

В момент переживаемого нашей страной кризиса новым строителем" духовнотворческого человека в России должна стать школа в гармоничном взаимодействии с семьей * объединяющая воспитательные воздействия с учреждениями дополнительного образования. Навязыванию американо-европейского образа жизни, обрушившемуся потоку псевдокультуры на наше Отечество, создающими чуждую среду обитания, школа должна противопоставить научно обоснованную стройную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память народа, его культуру, преемственность поколений. Главная цель такой школы — формирование духовной культуры школьников, русского национального самосознания, национальной гордости, национального характера на основе народных, семейных традиций крестьянства. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал, что если мы не можем сами следить за воспитанием своих детей, то не будем мешать делать это простому народу, есть многое, чему мы сами от него научились. Этот народ создал глубокий язык, глубины которого мы еще не можем измерить; из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; этот простой народ создал и великую державу, под сенью которой мы ¡живем. Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу. Таким образом, школа и педагогическая наука расширяют свои социальную и культуросозидатель-ную функции, становясь своеобразным координирующим центром воспитательной деятельности семьи и общественности.

В исследовании мы ограничились выявлением воспитательных возможностей, воспитательного потенциала семейных традиций в духовном становлении старшеклассников, ибо семья для русского человека всегда была основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования. Многие этические и эстетические ценности складывались в семье, в роду, во взаимосвязи с дальними и близкими родственниками.

Такая семья представляет собой разновозрастную социальную группу; в ней представители нескольких поколений, которые имеют различные ценностные ориентации, идеалы, точки зрения. Каждый член семьи может быть и воспитателем, и воспитуемым. Но всех объединяет общий обеденный стол, праздники и будни, совместные отдых и ведение хозяйства, создающиеся определенные семейные традиции.

Дети в большой семье включаются во все жизненные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

А у старшеклассников в семье есть уже серьезные обязанности, позволяющие им не только самоутверждаться как личности активной, инициативной, ответственной за свои дела и поступки, но и быть примером, образцом для подражания младшим. К тому же старшеклассники в состоянии осознанно и творчески осваивать народную культуру, ее ценности, что позволяет воспитателю целенаправленно использовать последние в качестве эффективных средств формирования духовной культуры.

И, наконец, старшеклассники по возрасту стоят на пороге взрослой жизни, что обостряет в них чувство ответственности за себя и своих близких, активизирует поиски своего места в жизни.

Анализ состояния развития этнопедагогики в настоящее время показал, что она не может дать ответ на эти вопросы, ибо в основном фиксирует свое внимание на исследовании вопросов возрождения национально-региональных культур, применения отдельных ее компонентов для формирования отдельных качеств личности без целостного взгляда на проблему.

Отсюда мы и видим проблему предлагаемого исследования в поиске путей эффективного взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования и общественности в процессе формирования духовной культуры старшеклассников как одного из направлений разрешения противоречий между целями воспитания, определяемыми народной педагогикой и средствами их достижения стихийным, но достаточно мощным воздействием социальной среды на формирующуюся личность^

Семья и школа — две могучие силы воспитания. Тем не менее, семья — на первом месте. Она пример для школы. Не зря ведущие педагоги строили отношения в школе по типу семьи (Я.А.Коменский, Л.Н.Толстой, И.Г.Песталоцци, И.А.Яковлев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие). Забота об укреплении семьи должна сочетаться со стремлением упрочения ее педагогических позиций. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования культурно-исторических, духовно-национальных воспитательных традиций народа. Изучение национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики русского народа, как и других народов, является важнейшей задачей педагогической науки. Но как показывает анализ педагогического опыта школ Пермского Прикамья, изучение духовной культуры крестьян Пермского Прикамья, его мировоззренческие представления,, поведенческие нормы, семейные отношения, осознание природно-экологической среды используются в качестве отдельных, порой разрозненных средств обучения и воспитания, без качественного изменения педагогического процесса. В результате, богатейший арсенал воспитательных средств народной педагогики и традиционной культуры остается вне поля зрения педагогов.

Содержательную базу исследования составляют семейные и духовные традициии русских крестьян Пермского Прикамья.

История Пермского Прикамья богата. Пермскую Землю издавна называли святой. Ее прославила миссионерская деятельность святого Стефана — создателя зырянской письменности — и его последователей: святого Герасима, святого Питирима и святого Ионы; 9 лет прославлял двоими подвигами Чусовскую Землю святой Трифон Вятский. Это были первые сеятели культуры; обучение грамоте сопровождалось строительством храмов и монастырей — центров культуры^ Богатые природными ресурсами При-камские земли в середине XVI в. привлекли внимание представителей известного рода Строгановых — промышленников, купцов, государственных деятелей, меценатов искусств и коллекционеров. Созданные ими культурные центры в Пермском Прикамье отличались особой архитектурой. Строгановы строили храмы, монастыри, прославившиеся своей иконописью, богатыми библиотеками, культовым золотым шитьем и духовным пением; открывали школы для крепостных крестьян, народные театры. Таким образом, в пределах "строгановского" региона существовали устойчивые традиции в области культуры. Главным носителем традиций была, так называемая, крепостная интеллигенция.

Семейные традиции этого региона русских крестьян Пермского Прикамья основывались на общественном мнении, религиозных и нравственных представлениях. В календарной обрядности органически соединилось языческое и христианское представления. Мировоззренческие представления, поведенческие нормы и знания русских крестьян Прикамья, как считает Г.НЛагин, оказались менее подвержены иноэтническому влиянию.

Таким образом, перед наукой и практикой стоит задача: изучить семейные традиции, традиционную культуру Пермского Прикамья, отобрать из этого содержания оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с общим стандартом образования, создав тем самым региональную систему воспитания старших школьников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

Использование б современной научной педагогике семейного воспитания прогрессивных народно-бытовых традиций и национальных обычаев духовно-нравственного, гуманистического, трудового, культурно-эстетического характера позволит формировать духовность старшеклассника при гармоническом взаимодействии школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Так как проблема формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Прикамья ранее не изучалась, поэтому она и стала темой нашего исследования.

Для исследования принципиальное значение имеют работы по проблемам формирования духовных потребностей старшеклассников Каптан Т.Н., по формированию духовных ценностей старшеклассников Коростелевой A.A., ' - ; - . — •. , по воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников Голева А.Г., по формированию гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны Судаковой И.Л., а также исследования нравственных ориентации школьников (Болдырева Н.И., Бондаревской Е.В., Васильевой З.И., Волковым Г.Н., Высотиной Л.А., Гришина. Д.М., Гуровой Р.Г., Коротова В.М., Лихачева Б.Т., Рувинским Л.И., Шиловой М.И., Щукиной Г.И., Щурковой Н.Е. и др.)

Проблема и тема исследования определили:

Объект исследования — формирование духовной культуры старшеклассников.

Предмет исследования — процесс формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

Цель исследования — определение педагогических условий и средств, при которых будет совершенствоваться процесс формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских.

Гипотеза исследования — семья, будучи устойчивой социальной общностью, мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультзфных традиций, способствует эффективному формированию духовной культуры старшеклассников на традициях русских крестьян Прикамья при наличии следующих условий: семейные народные традиции Пермского Прикамья должны органически включаться в содержание воспитательной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования, образуя целостную учебно-воспитательную систему; обновлении содержания учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений культурологическими, зтнопедагогическими знаниями народной культуры Пермского Прикамья; определении педагогических механизмов формирования духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья; подготовке педагогических кадров к работе по внедрению идей зтнопедагогики в школьную практику при гармоническом взаимодействии школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Задачи исследования: проанализировать состояние проблемы формирования духовной культуры старшеклассников на народных традициях; выявить базовые идеи народной педагогики русских, семейные традиции, влияющие на формирование духовной культуры школьников; изучить опыт внедрения идей зтнопедагогики русских в учебно-воспитательные системы учреждений образования; определить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования духовной культуры старшеклассников на основе семейных традиций русских в конкретных условиях села и пригорода; отобрать достаточное для формирования духовной культуры содержание народных традиций и включить его в современный учебно-воспитательный процесс; создать методическое пособие по организации деятельности школ и других учебно-воспитательных учреждений на базе традиционных культур, включения в содержание образования элементов народной культуры, планирования воспитательной работы на основе народного идеала.

Методологической основой исследования являются диалектическое положение о социальной обусловленности формирования личности и закономерностях развития человека как субъекта истории; культурологические концепции Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева; теоретико-методологические исследования проблем воспитания Б.Т.Лихачева; В.М.Коротова; этнопедагоги-ческие исследования В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Е.П.Белозерцева Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.И.Гашимова, А.З.Измайлова, Б.А.Кадырова, А.М.Леонова, Ш.А.Мирзоева, К.Пирлиева, М.И.Стель-маховича, Я.И.Ханбикова и ряда других; исследования этнографов В.А.Александрова, И.В.Власовой, И.А.Кремлевой, Т.А.Листовой, Т.С.Ма-кашиной, Г.Н.Чагина; концепция системы воспитания учащихся Пермской области в новых социально-экономических условиях. Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались две группы методов: теоретические методы:

1. Теоретический анализ педагогической, психологической, социологической, этнолого-этнографической, антропологической, философской, историографической, учебно-методической литературы, выявление использования в ней идей народной педагогики.

2. Изучение массового и передового опыта учреждений образования по данной проблеме.

3. Изучение особенностей воспитания детей русских в условиях современной семьи ( селе, пригороде ) и приобщения их к традиционным видам труда, художественного творчества; опыт работы школ и других образовательных учреждений по данной проблеме. эмпирические методы:

4. Социально-педагогические методы: наблюдения, опросы, организация педагогических ситуаций, метод независимых характеристик, анализ документации.

5. Опытно-экспериментальная работа.

Исследование проводилось в неекрзнжо-этановг——.

1. До 1991 года — практическая работа по поиску способов включения в содержание учебно-воспитательного процесса народных семейных традиций Пермского Прикамья для формирования духовной культуры старшеклассников.

2. 1991 — 1994 г.г. — Знакомство с проблемой формирования духовной культуры старшеклассников в теории и практике воспитания.

3. 1995 — 1996 г.г. — Проведение теоретического исследования по выявлению возможностей использования семейных традиций Пермского Прикамья как средства формирования духовной культуры старшеклассников и педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

4. 1996 — 1997 г.г. — Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и разработка методических рекомендаций воспитателям и родителям по формированию духовной культуры старшеклассников на народных семейных традициях.

Научная новизна и теоретическая значимость. Выделены базовые идеи этнопедагогики .русских крестьян Пермского Прикамья, которые оказывают влияние на формирование их духовной культуры: р • специфика региональных и субэтнических особенностей системы воспитания в семье;

• взаимодействие религиозной и светской духовности в воспитании детей;

• отношение к человеку труда и труду как к высшей духовно-нравственной ценности.

Установлено, что базовые идеи этнопедагогики русских крестьян Пермского Прикамья, имеют общее, что их объединяет с народными педа-гогиками других этносов и регионов, а также свою специфику: общим являются представления об идеале личности как совокупности общечеловеческих ценностей и средства достижения этого идеала (традиции, раннее приобщение ребенка к труду, художественным ремеслам, мифологии, фольклор и другие); специфику базовым идеям этнопедагогики Прикамья придают географические условия региона, особенности его исторического и социально-экономического развития, язык и взаимодействие с другими этносами. Выявлены возможности формирования духовной культуры, старшеклассников средствами народных семейных традиций Пермского Прикамья.

Практическая значимость исследования: Разработан, апробирован и внедрен специальный курс "Воспитание старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья".

Разработаны методические рекомендации по организации деятельности школ и других учреждений образования на базе традиционных культур, планирования воспитательной работы на основе народного идеала, семейных традиций для педагогов и родителей по проблеме формирования духовной культуры старшеклассников.

Создана при Пермском областном институте повышения квалификации работников образования этнопедагогическая студия "ЛАД" как новая экспериментальная форма повышения квалификации работников образования, которая и занимается разработкой данных проблем.

Создана при ПОИПКРО лаборатория этнопедагогики с последующим развитием ее в центр.

Разработан проект программы "ЛАД", целью которой является создание регионально-этнической системы воспитания учащихся на семейных традициях русских Прикамья.

На защиту выносятся следующие положения.

1 .Народные семейные традиции Пермского Прикамья, включенные в учебно-воспитательный процесс как его органический компонент — эффективное средство формирования духовной культуры старшеклассников.

2. Народные семейные традиции Пермского Прикамья — средство-формирования духовной культуры старшеклассников и условие приобщения их к сокровищам народной культуры региона.

3. Педагогические механизмы формирования духовной культуры старшеклассников в системе школы, семьи, учреждений дополнительного образования на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.

4. Методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры старшеклассников на народных семейных традициях Пермского Прикамья. .„. .

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; опорой на научно-теоретические положения этнографии; этнопедагогики, психологии, педагогики; многолетней практикой автора исследования и опытно-экспериментальной работой, проверкой основных положений исследования.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, чтения лекций, проведения спецкурсов, практических занятий в ПОИПКРО, в районах Пермской области и в образовательных учреждениях города Перми; в выступлениях на областных конференциях и ежегодных конференциях ПОИПКРО с докладами; в проведении "Круглых столов" по проблемам воспитания, формирования базовой культуры личности, на областных семинарах по сохранению и развитию традиционной культуры, в научно-педагогических публикациях ежегодно с 1994 года.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем публикации программно-методических материалов, докладов и тезисов выступлений по проблеме; разработкой концепции системы воспитания на семейных традициях русских крестьян Прикамья, воплощения в практику школ Прикамья, учреждений дополнительного образования. Экспериментальными являются этнопедагогическая студия "Лад" при ПОИПКРО, учреждение дополнительного образования Школа народных ремесел и средняя школа Верхне-Чусовских Городков Пермской области, Суксунская средняя школа № 2, Нытвенский Дом детского творчества.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Проблема становления индивидуальности старшеклассника через развитие его творческих способностей, формирование духовных ценностей и нравственных идеалов, основанных на признании гуманистических цен ностей жизни и культуры, социальных свободах создают реальные возмож ности для формировании духовности старшеклассника.Становление духовных ценностей связано с проблемой развития со циальных свобод, которые создают условия для д^^ ховного самоопределе ния каждого. Это предполагает развитие талантов и дарований личности воспитуемого.Концепция системы воспитания на семейных традициях русских кре стьян Пермского Прикамья перекликается с концепцией космического вос питания К.Н.Вентцеля, основанной на идеях русского космизма начала XX века (В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и других).Наша концепция исключает такие недостатки, как: воинствуюп];ий атеизм, преуввеличение ценностей идеологии, приоритетов школы над семьей, не приятие национальных корней и традиций. Такая концепция воспитания позволяет рассматривать формирование духовной культзфы личности старшеклассника через осознание собственного "Я", своих родственных связей, взаимодействия с социумом и Вселенной.Основными направлениями формирования духовности старшекласс ников являются нравственный идеал и уровень кзшьтуры личности.Формирование духовности старшеклассника — это становление личности во всей ее многомерности и взаимозависимости: психической, ин теллектуальной, нравственно-эмоциональной, миравоззренческой, соци альной.Ранний юношеский возраст создает потенциальные возможности для формирования духовной культуры личности старшеклассника, что связано с развитием ее интеллектуально-нравственной сферы и психологическими особенностями этого периода.Учеными выявлена структура формирования духовной культуры: духовные потребности — духовные интересы — духовные ценности лич ности, а также цель формирования духовных ценностей старшеклассников: развитие духовного самопознания личности, опираюп1;ейся на общ:ечелове ческие ценности жизни и культуры и способной воспроизводить их в акте жизненного выбора и самоконтроля.Главное — включение личности в пласты духовной жизни общества через освоение ценностей традиционной культуры и производства духов ных ценностей.Все это возможно в результате использования потенциальных воспи тательных возможностей семейных традиций в учебно-воспитательном процессе.Эффективность процесса формирования духовной культуры школь ников на семейных традициях обеспечивается специальной подготовкой педагогов, занимаюп];ихся данной проблемой. Важным показателем, готов ности педагога к формированию духовности старшеклассников на основе семейных традиций является постоянное стремление к развитию своего творческого потенциала и к самообразованию по данной проблеме. В дис сертации представлена новая форма повышения квалификации педагогов — этнопедагогическая студия. Это новационный вид профессионального обучения, совершенствования и экспериментирования. Этнопедагогическая студия является способом социальной и психологической поддержки педа гогов учреждений образования, консолидации педагогических сил по ре шению проблемы формирование духовности у старшеклассников.Процесс учебных занятий в студии позволяет пелагогу сопоставить свою профессиональную готовность с профессиональным мастерством дру гого педагога. Обучение в студии происходит на трех уровнях: теорети ческом, методическом, технологическом. Такая форма занятий позволяет от теоретического положения перейти к методическому воплощеншо в си стеме воспитания через ролевую игру, творческие объединения и работу в малых инициативных группах и найти инструментовку методического ре шения. Данный эксперимент показал слияние границ этих этапов.Свободное общение слушателей, дружеские контакты позволяют формировать и совершенствовать личностные качества педагогов.Исследование показало, что для решения проблемы формирования духовной культуры старшеклассников необходимо создание учебно методического комплекса: разработка спецкурса "Воспитание старше классников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прика мья", а также разработки методики и организации учебно-воспитательной деятельности на основе этнопедагогических знаний.Анализ работы этнопедагогической студии "Лад" показал, что соз дание данной студии способствовало объединению усилий педагогических коллективов образовательных учреждений различного рода, зани маюш;ихся возрождением народной культуры, использующих элементы на родной педагогики, -а также объединению ученых высших учебных заведе НИИ Пермского Прикамья и работников культуры в решении данной про блемы.Этнопедагогическая студия "Лад" стала удачной формой дистанци онного управления повышения квалификации педагогических кадров.Эффективность процесса формирования духовной культуры старше классников на семейных традициях зависит от гармонического взаимодей ствия школы, семьи и учреждений дополнительного образования.Анализ историко-педагогической литературы показал, что проблема воспитания детей, роли семьи и школы в этом процессе всегда привлекала внимание ученых. Значительный вклад в развитие теоррш взаимодействия семьи и школы внесли педагоги, ученые конца XIX — начала XX века.Школьное воспитание рассматривалось ими как нечто дополнительное к основному воспитанию в семье. Семья, по их мнению, являлась неотъемле мым воспитательным фактором, идеальным местом для формирования добрых и великодушных чувств.Семья дает ребенку именно то, чего не может дать общественное воспитательное учреждение. Социальному воспитанию необходимо руко водствоваться особенностями семейного воспитания. Семейное и обще ственное воспитание должны взаимодополнять друг друга. Анализ истори ческого опыта, преемственности теории и практики семейного воспитания в дореволюционной России дает ценный материал для разработки совре менных проблем семейной педагогики, определение соотношения семейно го и общественного воспитания.Основа любого взаимодействия — это реализация потребностей его участников. Свободное развитие личности — один из приритетных прин ципов государственной политики, что ярко прослеживается в Законе Рос сийской Федерации "Об образовании". Это возможно при условии объеди нения усилий всех заинтересованных социальных и государственных инсти тутов, где на первом месте — взаимодействие с семьей.Большую роль в формировании духовной культуры школьников иг рают учреждения дополнительного образования, где дети имеют возмож ность проявить себя, удовлетворить свои потребности в деятельности, по лучить знания, пообщаться друг с другом и с педагогами.Как показывает исследование, педагоги учреждений дополнительно го образования — люди увлеченные, в большинстве своем, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью с обучаемыми; они могут легко найти общий язык с детьми, научить ремеслу и стать настоящим наставни ком. Центры творчества детства превращаются в образовательные системы, способные решать серьезные социальные задачи.Педагогами учреждений дополнительного образования создаются авторские программы. На занятиях в учреждениях дополнительного обра зования дается научная информация и практика (применение этих знаний).Таким образом, педагог-мастер, обучающий искусству ремесла, по буждает старшеклассника к усвоению знаний, вызывает интерес к ис кусству,- техническому творчеству, к самореализации-,в-,различных видах деятельности. Так строится процесс в Школе народных ремесел Верхне Чусовских Городков Пермской области. Занимаясь ремеслом, постигая свойства вещей и реализуя свои потребности у старшеклассника формиру ется образ окружающего мира, формируется личность.Усиление работы с семьей учреждениями дополнительного образо вания — один из важных аспектов деятельности педагогов. Сегодня семья не всегда может удовлетворить потребности ребенка в общении; не всегда может сформировать ту систему ценностей, которая позволит реализовать ребенку себя в обществе; родитель не всегда может стать первым учителем.Поэтому важно продумать систему взаимодействия с семьей, обогащением ее знаниями народной педагогики и традиционной культуры.Исследуя деятельность учреждений дополнительного образования, следует сделать вывод, что теплые взаимоотношения, любовь друг к другу, благоприятный психологический климат создают творческий дух. Посто янная занятость детей в дополнительном образовании снижает число пра вонарушений.Тесное взаимодействие школы и учреждений дополнительного обра зования позволяет перенести во внеурочное время часть предметов по тех ническому творчеству и народным ремеслам. Школа учитывает и фиксиру-.ет успехи ребенка, посещающего другие образовательные учреждения.Формированию духовной культуры старшеклассников способствует разработка неординарных методик по совместной деятельности семьи и уч реждений образования различного типа.Таким образом исследование автором данной проблемы позволяет сделать следующие выводы: • использование потенциальных воспитательных возможностей се мейных традиций в >^ебно-воспитательном процессе оказывает существен ное влияние на формирование д '^ховной культуры старшеклассников, овла дение ими духовными ценностями; без учета традиционной культуры вос питания невозможно создание современной концепции национальной школы; • основными идеями народной педагогики русских являются сле дующие: формирование личности ребенка должно осуществляться в связи с законами духовной жизни человека — вера определяла нравственность; принципами воспитания должны быть любовь, терпимость, трудолюбие, целомудрие, совестливость, послушание и соборность; необходимо разумно сочетать поощрения и наказания, из.учз.тъ ребенка самопринуждению и са моограничению, мужественному преодолению трудностей; участие ребенка в жизни семьи должно быть конкретным и деятельностным; главной фор мой воспитания является воспитание словом и личным примером; • важнейшими условиями эффективного использования семейных традиций русских крестьян Прикамья можно назвать обновление содержа ния учебно-воспитательного процесса этнопедагогическими знаниями, ор ганическое включение их в содержание учебно-воспитательный процесс, определение педагогических механизмов, разработка неординарных мето дик, подготовка педагогических кадров; • одной из форм повышения квалификации работников образования является этнопедагогическая студия, существенным признаком которой может быть гармоничное сочетание теоретического, методического и тех нологического изучения педагогических проблем; • исследование показало необходимость создания учебно методического комплекса — решения проблемы; в структуре данного ком плекса необходимым звеном явился спецкурс "Воспитание старшеклассни ков на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья"; • выявлена зависимость эффективности процесса формирования ду ховной культуры старшеклассников на семейных традициях от характера взаимосвязи школы, семьи, учреждения дополнительного образования; • анализ фольклорного, этнографического, социологического мате риалов з^ беждает, что воспитание в семье должно происходить посредством применения веками сложившейся этнопедаг.огики; осуществлению этого в семье может способствовать педагогическая пропаганда семейных тради ций среди общественности, в учреждениях образования и родительский всеобуч; • концептуальные основы системы формирования духовной культу ры старшеклассника позволяют рассматривать особенности духовного ста новления личности человека через осознание им своих родственных связей и корней с социумом и космосом в целом; Проведенное исследование, в основном, подтвердило вьщвинутую гипотезу, но также показало невозможность полного прогнозирования эф фективности формирования духовной культуры старшеклассников, что связано с индивидуальными особенностями развития конкретной личности, ее творческими способностями и дарованиями.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рябова, Людмила Анатольевна, Москва

1. Стефан (греч.) —венок, венец, корона. В церковной литературе о св. Стефане встречается прозвище Эраст. Эрастос, эратос (греч.) — горячо любящий, ревнитель, почитатель, приверженец, поклонник.

2. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С.232.

3. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Перевод с древнерусского языка, предисловие, примечания, справочный материал и комментарии Г.И.Тираспольского. Коми книжное издательство. Сыктывкар, 1993. С. 19.6 Там же. С. 51 — 52.

4. В начале XX в. древний храм Михаила Архангела в Усть-Выми был заменен новым двухэтажным во имя Вознесения Господня вверху и св. Николая Чудотворца внизу.

5. С начала XIX в. находндась в Софийском соборе, с 1929 г. в Вологодском музее.

6. В Троице-Стефановском Ульяновском монастыре в начале XX в. глубоко почиталась эта икона, как приклад св. Стефана при постройке храма.

7. Повесть о Стефане, епископе Пермском. Древнерусские предания XI — XVI веков. М., 1982. С.217.

8. Повесть о Стефане, епископе Пермском. Древнерусские предания XI — XVI веков. М., 1982. С.217 —218.

9. После секуляризации (1764) и введения нового штатного расписания большинство из них было закрыто.

10. Льгосин Г.С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. С.-Пб., 1889.С.50.

11. Сказание о Стефане Пермском. Авторы-составители: М.Сизов, А,Саков, И.Иванов.Сыктывкар., 1992. С.60.

12. Клибанов А.И. Реформационные движения в России XIV — первой половине XVI века. М., i960.С. 125—126.

13. Повесть о Стефане, епископе Пермском. Древнерусские предания XI — XVI веков. М., 1982. С .223.

14. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь.печатается по материалам, собранным сестрами данной обители).Историческая справка.

15. Житие и подвиги преподобного Трифона Вятского.1.. Храмы и святыни.