Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовных потребностей у старшеклассников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Макарова, Ирина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовных потребностей у старшеклассников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макарова, Ирина Александровна, 2003 год

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования духовных потребностей у старшеклассников.

1.1. Сущностная характеристика феномена «духовность».

1.2. Определение духовных потребностей личности.

1.3. Критерии, определяющие уровень сформированности духовных потребностей у старшеклассников.

1.4. Диагностика сформированности духовных потребностей у старшеклассников.

Выводы первой главы.

Глава 2. Пути и средства формирования духовных потребностей у старшеклассников на уроках литературы.

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию духовных потребностей у старшеклассников.

2.2. Проектирование содержания спецкурса по литературе «Русская литература Х1Х-ХХ столетия в контексте религиозно-православной мысли».

2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы второй главы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование духовных потребностей у старшеклассников"

Актуальность исследования. Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере - усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духовно-нравственном обновлении и возвышении.

Сегодня нам необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодежи, помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при обновлении образования и воспитания на основе гуманистических принципов, ставящих в центр ребенка, неповторимость личности как субъекта воспитания, формирование отношений в школе на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых.

На протяжении многих лет в учебно-воспитательной работе школ не в полной мере учитывались индивидуальные потребности личности, недостаточно актуализировался процесс нравственного самовоспитания и самосовершенствования старшеклассников средствами литературы. А ведь именно этот возраст (15-17лет) является возрастом «самости», открытия внутреннего духовного мира. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация.

Проанализировав ситуацию в школе, мы выяснили, что у большинства сегодняшних старшеклассников материальные потребности стали преобладать над духовными. Их убеждения неустойчивые, мировоззрение искаженное, не говоря о нравственных ценностях. Неустойчивость моральных убеждений порой приводит школьника к неожиданным, даже для него самого, поступкам. Причиной этого являются отсутствие потребности добровольно следовать норме поведения, недостаточное осознание своей жизненной цели, отсутствие глубокого знания и понимания норм нравственного поведения в обществе.

Такое положение дел свидетельствует о необходимости использования системного подхода в формировании духовных потребностей старшеклассников, в том числе и специального курса по литературе, способствующего развитию и закреплению духовных потребностей, так как произведения художественной литературы содержат в себе огромный духовно-нравственный потенциал, который, несомненно, оказывает влияние на формирующуюся личность.

К настоящему времени в педагогике исследованы проблемы формирования духовных потребностей личности (Ю.В. Шаров), роль духовных потребностей в нравственном ее развитии (Н.Е. Щуркова), пути формирования духовных потребностей у учащихся старшего школьного возраста (Т.Н. Каптан, Т.Н. Власова) и студентов педагогического вуза (JT.H. Разуваева). Вместе с тем феномен духовного развития в педагогике остается недостаточно исследован и требует своего педагогического осмысления.

Большой интерес для изучения данной проблемы имеет философская религиозная литература, представителями которой являются H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, H.A. Ильин, B.C. Соловьёв, C.JT. Франк. Они обращают внимание на истоки человеческого бытия, духовность и духовные ценности жизни и культуры.

Фундаментальные исследования по проблеме духовных потребностей проведены современными философами - J1.M. Архангельским, О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, J1.H. Коганом, - рассматривающими духовную потребность как побудительную силу нравственной деятельности.

Также проблеме духовных потребностей личности уделено достаточное внимание отечественными и зарубежными психологами.

В отечественной литературе по психологии потребность рассматривается как объективная нужда организма в определенных условиях внешней среды, обеспечивающих его жизнь и развитие (C.JI. Рубинштейн), как осознание этой нужды (А.Н. Леонтьев) или ее отражение (Г.А. Фортунатов). Характер духовных потребностей и их место в структуре личности исследованы В.Н. Мясищевым; место потребности в процессе нравственного развития личности - Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович; связь духовных потребностей с эмоциями, чувствами, интересами, способностями, ощущениями, вниманием, мышлением - Л.С. Выготским, П.М. Якобсон; роль деятельности в формировании духовных потребностей личности - А.Н. Леонтьевым, роль установки - Д.Н. Узнадзе; значение самооценки, коммуникативных умений в развитии потребностей - A.A. Бодалевым, Л.И. Рувинским; становление ценностных ориентаций - И.С. Коном.

В зарубежной психологии исследованы следующие аспекты проблемы потребностей: роль потребностей в развитии мышления человека, в становлении его сознания; связь потребностей и мотивов поведения человека; влияние потребностей на ценностные ориентации личности (А. Маслоу, К. Роджерс).

В классической отечественной педагогике рассмотрены проблемы возникновения и формирования духовных потребностей (К.Д. Ушинский), значение чувств в духовно-нравственном развитии человека (П.П. Блонский), роль социального фактора в духовном становлении личности (С.Т. Шацкий), высоконравственного человека с широким умственным кругозором, о человечности как основе воспитания (Н.И. Пирогов).

Особенности формирования отдельных видов духовных потребностей средствами литературы рассмотрены в трудах Л.С. Айзермана, Г.И. Беленького, Ю.Ф. Карякина, Н.Я. Мещеряковой и др. Педагоги уделяют внимание формированию познавательных, эстетических, нравственных потребностей и потребности в общении. Педагогические пути формирования духовных потребностей в старшем школьном возрасте намечены С.А. Гуревичем, Е.В. Квятковским. Педагогические средства формирования потребности в самосовершенствовании рассмотрены в трудах Л.С. Нечепоренко.

Все вышеизложенное позволяет выделить противоречие, которое возникает между необходимостью и потребностью современной школы в целенаправленном совершенствовании процесса формирования духовных потребностей старшеклассников и отсутствием теоретически разработанной стратегии и условий реализации этого процесса на практике.

На основании изложенного научная проблема, принятая нами к рассмотрению, заключается в разработке научных основ формирования духовных потребностей у старшеклассников средствами литературы в условиях учебно-воспитательного процесса.

Все это определило выбор темы нашего исследования: «Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков литературы)».

Объект исследования - духовное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - процесс формирования у старшеклассников духовных потребностей при изучении литературы.

Цель исследования - разработать научные основы формирования духовных потребностей у старшеклассников средствами литературы.

Гипотеза исследования: формирование духовных потребностей у старшеклассников на уроках литературы будет более эффективным по сравнению с массовой практикой, если:

- формирование духовных потребностей как качества личности будет являться одной из ведущих целей учебно-воспитательного процесса;

- процесс формирования духовных потребностей у старшеклассников будет разделен на этапы в соответствии с логикой развития всех компонентов духовных потребностей и возможностями учебно-воспитательного процесса в средней школе, при этом на каждом этапе один из компонентов будет выделен в качестве приоритетного в соответствии с их иерархической соподчиненностью;

- дидактические средства на каждом этапе эксперимента будут выстраиваться с учетом достигнутого уровня сформированности духовных потребностей и приоритетного компонента на данном этапе.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Уточнить научное представление о сущности духовных потребностей. 2.Определить критерии, показатели и уровни сформированности духовных потребностей у старшеклассников.

3.Определить основные этапы формирования духовных потребностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

4.Обосновать систему дидактических средств, необходимых для формирования духовных потребностей у старшеклассников на каждом этапе эксперимента. Теоретико-методологическая основа исследования:

- концепция целостного системного анализа (B.C. Ильин, В.В. Краевский, В.В. Лернер, Н.К. Сергеев) с учётом достижений культурологической концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.П. Лихачёв);

- концепция личностно-ориентированного подхода (В.В. Сериков). деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ литературы; анкетирование; беседы; наблюдение за деятельностью, поведением учащихся в педагогических ситуациях; педагогический эксперимент в констатирующем и формирующем видах; теоретический анализ результатов исследования.

Достоверность полученных результатов исследования определяется методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам работы; длительностью опытно-экспериментальной работы; практической апробацией результатов исследования.

Новизна полученных результатов исследования заключается

- в уточнении научного представления о сущности духовности (как в религиозном, так и в светском понимании), духовные потребностей;

- в конкретизации педагогических путей и средств формирования духовных потребностей у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы;

- в попытке впервые разработать инновационный подход к преподаванию литературы в контексте религиозно-православной мысли.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что

- построена теоретическая модель процесса формирования духовных потребностей;

- разработана система средств, направленных на формирование духовных потребностей, определена их специфика на каждом этапе;

- выявлены возможности уроков литературы в формировании духовных потребностей.

Полученные результаты могут служить научной базой для рассмотрения вопросов формирования духовных потребностей у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в образовательном учреждении при составлении учебных пособий по литературе для учащихся и методических пособий для учителей, а также в авторской разработке спецкурса по литературе «Русская литература Х1Х-ХХ столетия в контексте религиозно-православной мысли», направленного на формирование духовных потребностей у старшеклассников.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования освещались на аспирантских, методологических, теоретических и методических семинарах кафедры педагогики ВГПУ в 2000-2002гг., на региональной научно-практической конференции «Социокультурное пространство Нижнего Поволжья в христианском измерении: история и современность» (г.Волгоград, 2000г.); на межвузовских конференциях молодых учёных Волгоградской области (2000-2001гг.); на ежегодных региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Ставрополь, 2001г., Кабардино-Балкария, 2002г.); на школьных научно-практических конференциях (МОУ «Лицей №8» г. Волгоград, 2001г.) и др. Основное содержание спецкурса по литературе, направленного на формирование духовных потребностей у старшеклассников, изложено в сборнике статей «Русская литература Х1Х-ХХ столетия в контексте религиозно-православной мысли» (г.Волгоград, 2001г.). Результаты исследования отражены в 7 публикациях.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования внедрены в практику муниципальных образовательных учреждений «Лицей № 2» и «Лицей № 8» г. Волгограда.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовные потребности определяются как качество личности, отражающее её стремление к осознанию нравственных норм на уровне общечеловеческих ценностей, проявляющееся в нравственной деятельности, а также ориентация личности на самовоспитание и самосовершенствование.

2. Духовные потребности включают в себя три компонента - когнитивный, оценочный, регулятивный. Критерии сформированности компонентов следующие:

- совокупность знаний о нравственном и безнравственном в жизни, об этических нормах и установлениях в общественном и семейном бытовании (когнитивный критерий, проявлениями которого являются полнота этических знаний, правильное представление о нравственных нормах, умение их использовать в различных жизненных ситуациях, способность с помощью этих знаний анализировать свое поведение и поведение других людей);

- нравственные отношения к самому себе, к «объекту», к другим людям (оценочный критерий, проявлениями которого являются и самооценка, и оценочные суждения, выражающие отношения к нравственным ценностям; сила, устойчивость, глубина чувственных переживаний как основа мотивации для осуществления действий и поступков; сочувствие как двигательная пружина альтруистических действий);

- поступки, особенности поведения школьников (регулятивный критерий, проявляющийся в формах поведения, во внутренних побуждениях, заставляющих личность вести себя так или иначе; в степени устойчивости нравственного поведения в тех или иных ситуациях, в воздействии, предыдущих критериев на поведение личности, регулирующих его).

На основе данных критериев выделены три уровня сформированности духовных потребностей. Содержание каждого из них зависит от сформированности компонентов духовных потребностей.

3. Процесс формирования духовных потребностей у старшеклассников осуществляется как четкая последовательность трех взаимообусловленных этапов - познавательно-мотивационного, направленного на развитие духовно-познавательных потребностей у старшеклассников через организацию нравственного просвещения; эмоционально-оценочного, предполагающего развитие потребностно-эмоциональной сферы через введение старшеклассников в мир литературы (спецкурс); деятельностного, направленного на развитие потребности в определении своего места в жизни и в обществе через введение старшеклассников в определенные педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера.

4. Каждый этап формирования духовных потребностей у старшеклассников оснащается системой средств, адекватной исследуемому качеству личности: проблемное изложение материала с соответствующим индивидуальным подходом к учащимся; диалогическая форма учебного взаимодействия; рефлексивные, творческие формы работы с целью развития самосознания.

Базой исследования являлись муниципальные образовательные учреждения «Лицей № 2» и «Лицей № 8» г. Волгограда.

Этапы исследования. Первый этап (1998-1999гг.) - поисково-аналитический - посвящен изучению проблемы исследования, анализу философской, психологической и педагогической литературы, определению методологических основ и понятийного аппарата.

Второй этап (2000-2001гг.) - опытно-экспериментальный — включал составление и реализацию программы экспериментальной работы по формированию духовных потребностей у старшеклассников, выявление уровня их сформированности.

Третий этап (2002г) - заключительно-обобщающий — был этап осмысления, обобщения и описания опытно-экспериментальной работы и её результатов, оформления диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация объемом в 200 страниц состоит из введения (12 е.), двух глав (93 е., 56 е.), заключения, списка литературы (230 источников), 6 приложений. Содержание диссертации включает 9 таблиц, 1 схему.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

В ходе экспериментальной части исследовательской работы нами были сделаны следующие выводы:

1. При формировании духовных потребностей у старшеклассников следует учитывать следующие психолого-педагогические принципы: -взаимосвязь биологического, материального и духовного в человеке; -единство и взаимосвязь знаний, чувства и поведения;

-связь духовных потребностей с основными эмоциональными процессами личности;

-использование в процессе духовно-нравственного развития личности комплекса различных форм деятельности (трудовая, познавательная, эстетическая, общение);

-использование специфических методических приёмов, направленных на формирование чувства сопереживания, адекватной самооценки, умения прогнозировать результаты своей деятельности.

2. Формирование духовных потребностей у старшеклассников - это целенаправленный учебно-воспитательный процесс, в основу которого положено осознание учащимися духовных ценностей (посредством введения их в мир Православной культуры), проявляющееся в духовной деятельности старшеклассников.

3.Формирующий эксперимент был представлен тремя последовательными этапами:

1. Познавательно-мотивационный.

2. Эмоционально-оценочный.

3. Деятельностный.

4. Целью первого этапа эксперимента явилось развитие духовно-познавательных потребностей у старшеклассников через организацию нравственного просвещения. Здесь осуществлялась актуализация потребностей учащихся в приобретении базисных знаний о духовности, формирование устойчивой мотивации, интереса к духовности. Все это реализовывалось посредством таких средств, как лекция - диалог, лекция-обозрение, на которых учащиеся не занимаются конспектированием, а размышляют вместе с учителем. На лекции целесообразно использовать следующие методические приемы: создание проблемных ситуаций, противоречия, элементы неожиданности, конкретные примеры из жизни. Приоритет на данном этапе принадлежал когнитивному компоненту.

Основная цель второго этапа эксперимента состояла в развитии потребностно-эмоциональной сферы через введение старшеклассников в мир литературы (спецкурс). Здесь учащиеся непосредственно реализовывали знания о духовности в своих оценочных суждениях, выражающие отношения к духовным ценностям. Достижение этой цели осуществлялось в процессе лекций-диалогов и семинарско-практических занятий. Использовались разнообразные формы учебной работы: нравственно-функциональный анализ художественного произведения, эвристическая беседа, урок по сюжету, урок-исследование и пр. Нами был сделан вывод, что именно в творческом общении реализуется духовно-нравственный потенциал старшеклассника, его умение осуществлять творческую созидательную деятельность, формировать идеалы, ценности, адекватную самооценку отношений.

Цель третьего этапа эксперимента заключалась в развитии потребности в определении своего места в жизни и обществе через введение старшеклассников в определенные педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера. Результатом третьего этап явилось развитие и интеграция всех трех компонентов исследуемого качества.

5.Духовные потребности могут быть актуализированы и стать источником нравственного самосовершенствования личности в учебно-воспитательном процессе средствами литературы.

Стимулируют развитие духовных потребностей старшеклассников следующие инновационные подходы к учебному процессу: -включение инновационных элементов в урочную деятельность по литературе, рассматривая ее в контексте религиозно-православной мысли; -организация урока литературы в форме творческой познавательной деятельности. б.Опытно-экспериментальная работа подтвердила предположение о продуктивности разработанного спецкурса по литературе. Отмечена положительная динамика продвижения учащихся по уровням. Если на начало эксперимента низкому уровню соответствовало 48,9 %, среднему 38,5 %, высокому 12,6 %, то в его результате 7,4 %, 61,5 %, 31,1 % соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ изученной нами литературы показывает, что современная отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков.

Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям. Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, с духовным обогащением учащихся.

В своем диссертационном исследовании мы обращаемся к опыту православной педагогики, т.к. считаем, что Православная культура вся, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной и эстетически значимой.

Остановимся на результатах, полученных при решении задач теоретико-экспериментального исследования.

Первая задача исследования состояла в уточнении научных представлений о сущности духовных потребностей.

Анализ исследовательских подходов к изучению феномена духовных потребностей позволил нам определиться в собственном понимании этой категории. Духовные потребности - это качество личности, отражающее её стремление к осознанию нравственных норм на уровне общечеловеческих ценностей, проявляющееся в нравственной деятельности, а также ориентация личности на самовоспитание и самосовершенствование.

В соответствии со второй задачей исследования нами были выделены критерии (когнитивный, оценочный, регулятивный) и определены уровни сформированности духовных потребностей у старшеклассников. Показателями критериев духовных потребностей явились- совокупность знаний о нравственном и безнравственном в жизни, об этических нормах и установлениях в общественном и семейном бытовании (когнитивный критерий); проявлениями этого критерия является полнота этических знаний, правильное представление о нравственных нормах, умение их использовать в различных жизненных ситуациях, способность с помощью этих знаний анализировать свое поведение и поведение других людей;

- нравственные отношения к самому себе, к "объекту", к другим людям (оценочный критерий), проявлениями которого являются и самооценка, и оценочные суждения, выражающие отношения к нравственным ценностям; сила, устойчивость, глубина чувственных переживаний как основа мотивации для осуществления действий и поступков; сочувствие, как двигательная пружина альтруистических действий;

- поступки, особенности поведения школьников (регулятивный критерий), проявляющийся в формах поведения, во внутренних побуждениях, заставляющих личность вести себя так или иначе; в степени устойчивости нравственного поведения в тех или иных ситуациях, в воздействии предыдущих критериев на поведение личности, регулирующих его.

В соответствии с выделенными критериями были определены три уровня сформированности духовных потребностей: низкий, средний, высокий; представлены характеристики уровневых групп; приведены обобщенные монографические характеристики учащихся разных уровневых групп.

Диагностическое исследование уровней сформированности духовных потребностей послужило ориентиром в экспериментальной работе, способствовало определению целей и задач формирующего эксперимента, анализа динамики формирования духовных потребностей у старшеклассников.

Третья задача исследования заключалась в определении основных этапов формирования духовных потребностей у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Процесс формирования духовных потребностей включал три этапа. На каждом этапе были обозначены цель, дидактические средства, описаны семинарско-практические занятия.

Целью познавательно-мотивационного этапа являлось развитие духовно-познавательных потребностей у старшеклассников через организацию нравственного просвещения. Здесь осуществлялась актуализация потребности учащихся в приобретении базисных знаний о духовности (сущность, категории), формирование устойчивой мотивации, интереса к духовности.

В процессе теоретических занятий создавались условия для обогащения учащихся знаниями о духовности, стимулирования интереса к ней. Личностное отношение учащихся к информации о духовности, осознание потребности реализации этих знаний в практической деятельности, ценности знаний для жизни подтвердили целесообразность вводного теоретического курса по проблеме. На данном этапе реализовывался мотивационный вид диалога, т.к. он позволяет максимально привлечь внимание учащихся к теме урока, пробудить у них желание познать предлагаемый материал. Отбор содержания материала осуществлялся на основе заинтересовывающих фактов, впечатляющих событий. Характер творческих заданий определял тенденцию повышения интереса, приближения изучаемого материала к личности. Были предложены следующие задания:

- ведение дневника на основе изученного;

- интервью у родителей, знакомых по поводу предлагаемого на уроке материала;

- описание "уроков для себя".

На этом этапе также использовались различные методические приемы: создание проблемных ситуаций, противоречия, элементы неожиданности, конкретные примеры из жизни.

Основная цель эмоционально-оценочного этапа состояла в развитии потребностно-эмоциональной сферы через введение старшеклассников в мир литературы (спецкурс). Второй этап был направлен на раскрытие учениками личностного отношения к духовным потребностям. Если в ходе познавательно-мотивационного этапа старшеклассники получали представление о сущности духовности, то на этом этапе они непосредственно реализовывали эти знания в своих оценочных суждениях, выражающие отношения к духовным ценностям.

Формирование духовных потребностей старшеклассников на уроке литературы осуществлялось посредством включения их в познавательную деятельность как основную на уроке, насыщение урока творческими и познавательными заданиями для реализации творческих возможностей старшеклассников, предвидение тех жизненных ситуаций, в которых предстоит действовать старшекласснику.

В процессе исследования выяснилось, что только включение старшеклассников в разнообразные виды деятельности на уроке литературы способствует формированию их духовных потребностей.

На этом этапе были реализованы критический вид диалога и смыслотворческий. Целью этих диалогов является формирование у учащихся способностей выявлять противоречия между взглядами собственных и других, толерантно воспринимать собеседника, уметь критически анализировать ценности, адекватно эмоционально реагировать и взаимодействовать друг с другом, а также философски осмыслить жизненные ценности, выразив при этом свое отношение к ним.

На этом этапе подбирался проблемный, неоднозначно трактуемый материал, изначально предполагающий существование разных точек зрения на него.

Характер творческих заданий вытекал из следующей детальной работы с текстом (т.к. на этом этапе рассматривался разработанный спецкурс по литературе):

- дописывание логически возможных, но отсутствующих сцен произведения;

- характеристика отдельных героев; объяснение, что утверждает и что отрицает автор образом этого героя;

- продолжение (надо сформулировать) "Морального кодекса" героев романа; объяснение, что можно взять из него для себя и почему.

Целью третьего, деятельностного, этапа формирующего эксперимента явилось развитие потребности в определении своего места в жизни и в обществе через введение старшеклассников в определенные педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера. Здесь знания о духовности и переживания старшеклассников проявлялись в практической деятельности. На этом этапе реал изо вывал ся духовный вид диалога. К данному моменту выработалась определенная системность знаний; умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.

Цель духовного диалога - рассмотрение проблем на "языке" эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.

В качестве творческих заданий были предложены учащимся по каким-либо выдержкам из изученных произведений (на втором этапе) составить вопросы для обсуждения в классе; подготовить монолог "Прошу слова" (то, что не успел, а очень хочется сказать) по результату изучения отдельного произведения.

Результатом третьего этапа формирующего эксперимента явилось развитие и интеграция всех трех компонентов исследуемого качества, т.к. каждый этап был нацелен на обеспечение практической реализации личностью нравственных норм и оценочных критериев в деятельности, поступках, ситуациях морального выбора.

Таким образом, поэтапная организация формирующего эксперимента позволила реализовать потенциал художественной литературы по формированию духовных потребностей у старшеклассников. Изучение произведений художественной литературы помогает развить и совершенствовать духовные начала в формировании личности, способствует непрерывному самосовершенствованию на основе самопознания и саморазвития, формированию духовного облика личности.

Четвертая задача исследования включала обоснование системы дидактических средств, необходимых для формирования духовных потребностей у старшеклассников.

В ходе исследования было выявлено, что система дидактических средств, ориентированная на формирования духовных потребностей у старшеклассников адекватна целям и задачам эксперимента. Она включала в себя: проблемное изложение материала с соответствующим индивидуальным подходом к учащимся; диалогическую форму учебного взаимодействия; рефлексивные, творческие формы работы с целью развития самосознания.

В нашем исследовании сделана попытка решить лишь часть вопросов, связанных с формированием духовных потребностей. Требует дальнейшего исследования такой аспект, как влияние семьи на развитие духовных потребностей старшеклассников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макарова, Ирина Александровна, Волгоград

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М., 1991.

2. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культу духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь.// Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. №4. 1998. С.3-17.

3. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола.-М: Педагогика, 1990.-159с.

4. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения.-М.: Педагогика, 1993.

5. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах./ Р.И.Альбеткова, Л.П.Гладкая и др.; Сост. Р.И.Альбеткова.-М.: Просвещение, 1991.-175с.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М.: АПН РСФСР, 1960.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.: Мысль, 1988.

9. Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX- начало XX в.в.)-М.,1990.

10. Архангельский Л.М. Природа нравственных норм и диалектика их развития // Вопросы философии. №3. 1978.С.72-79.

11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело.-М.'.Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997.

12. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Круглый стол по религиозному образованию в русской православной церкви. 1994.

13. Бабаева 3. Духовность.// Педагогический вестник. 2002.№ 2.

14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208с.

15. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии.-М.: Онега, 1994.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-М.: Искусство, 1977.

17. Бачинин В.А. Духовная культура личности.-М., 1986.-218с.

18. Беленький Г.И. Опасные тенденции в трактовках содержания литературного образования // Педагогика. №4.1996. С.37-40.

19. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе).-М.: Просвещение, 1990.-192с.

20. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе.-М., 1976.

21. Белова C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов.- Волгоград, 1995.

22. Белозерцев Е.П. Национально-государственное образование в России // Педагогика. №3. 1998.

23. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы:Очерки прикладной философии образования.-Волгоград:Перемена, 2000.-461с.

24. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. №5. 1998. С.67-69.

25. Бердяев H.A. О назначении человека.-М.: Республика, 1993.-383с.

26. Бердяев H.A. Самоопознание. (Опыт философской автобиографии).-М.: "Книга", 1991.

27. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М., 1986.

28. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. №1. 1996. С.9-11.

29. Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. Вступ.ст. С.Г.Бочарова и В.В.Радзишевского;закл.ст.В.В.Кожинова.-М.:Издательская группа"Прогресс", 1996.-3 42с.

30. Библейская энциклопедия.-М.: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990.31. Библия. Казань, 1995.

31. Блонский П.П. Избранные пед. произведения.-М.: АПН РСФСР,1961.

32. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-206с.

33. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр.тр.-М., 1983.

34. Бодалев A.A. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания// Вопросы психологии. №5.1979.

35. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.-М.: Педагогика, 1978.

36. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-Воронеж, 1997.

37. Бойцов Б.В., Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Философия качества// Стандарты и качество. №9. 1997. С.38-42.

38. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов н/Д.,1991.

39. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского пед.ун-та, 2000.-352с.

40. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-144с.

41. Борисова А. Главное в воспитании-жить с Богом// Воскресная школа. 2000. № 26(146) июль. С.12-13.

42. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание.-Волгоград: ВолгГАСА, 1999.-129с.

43. Братусь Б.С. Аномалии личности.-М., 1988.

44. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии.// Вопросы психологии. 1998. №4.С.71-79.

45. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура.-М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.

46. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. №2. 1992.

47. Булгаков С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.-М., 1994.

48. Бурбулис Г.Э., Кемеров B.C. Духовность и рациональность.-М.,1986.-59с.

49. Бушмилева Е.А., Чурина Л.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. №3. 1999. С.31-38.

50. Вестн. Моск. ун-та. Сер.7 Философия. №4. 1998.

51. Власова Т.И. Теоретико- методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999.-212с.

52. Водовозов В.И. Избр.пед.соч.-М., 1986.

53. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.-М., 1997.

54. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.

55. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций.-М.: МГУ, 1978.

56. Гегель Г. Эстетика// Соч.-М.: Наука, 1968.-Т.14.-435с.

57. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв ред. П.В. Алексеев.-М.: "Школа-Пресс", 1995.- 448с.

58. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике.-Тула: Автограф, 2000.-224с.

59. Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвуз. сборник. Под ред. Г.А. Подкорытова. С-П.: Изд-во С-П ун-та, 1991 .-152с.

60. Гуревич П.С. Человек. 9кл.: Учеб. пособие для общеобраз. уч.зав.-М.: Дрофа, 1995.-336с.

61. Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.-М.: Педагогика, 1988.-136с.

62. Гусейнов А. Золотое правило нравственности.-М.: Молодая Гвардия, 1988.-269с.

63. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М., 1996.

64. Давыдов В.В., Леонтьев Д.А. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы.-М., 1990.-180с.

65. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Спб., 1996.

66. Деков В.Ц. Религия и духовная культура общества: проблемы взаимодействия.-М.: Знание, 1989.

67. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пос. для студентов педвузов.-М.: Гум.изд.центр Владос, 2000.-432с.

68. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М.: "Благовест", 1997.

69. Добрынин Н.Ф. Развитие личности школьника в свете принципа значимости// Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму.-М., 1966.

70. Духовное становление личности: Сб. науч. ст. Вып. 5, 6 /ВГПУ; Научн. ред. А.П.Горячев.-Волгоград: Перемена, 1998,-109с. (Сер. "Философские беседы".)

71. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы "Круглого стола"//Вопросы философии. №2. 1996. С.6-40.

72. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века.-М., 1987.

73. Екименкова В.М. Вера исправляет сердца.-М.: Импэто, 1996.-112с.

74. Ж-Ж.Руссо. Педагогические сочинения. В 2т. Т.2.-М.: Педагогика, 1981.

75. Закон Божий. / Сост. протоиерей Серафим Слободской. Свято-Троицкая Лавра, 1993.

76. Закон и Заповеди Божии: Сб. учебных программ.-М.: Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1992.

77. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-120с.

78. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.-223с.

79. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М.: Изд-воСвято- Владимирского Братства, 1993.

80. Зосимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте: Автореф. дис.дпн.-М., 1980.

81. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Составитель Куликов JI.B. Психология личности в трудах отечеств. психологов.-СПб: Изд-во "ПИТЕР", 2000- 426с.

82. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Уч. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-Мн., 1999.-136с.

83. Игумен Филарет. Конспект по нравственному богословию.-М., 1990.

84. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти.-М., 1991.

85. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников: Дис. на соиск. уч.ст.дпк/ Ростов-на-Дону пед. ин-т.-1971.

86. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М.: Педагогика, 1984.-144с.

87. Ильин E.H. Рождение урока.- М.: Педагогика, 1986, -176с.

88. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж; Москва, 1993.

89. Ильин И.А. Собрание сочинений: В Ют. М., 1993.

90. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.-М.: Политиздат, 1968.

91. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа).// Вопросы философии. №9. 1985. С.91-102.

92. Каган М.С. Постановка проблемы потребностей в современной науке.-М.,1976.

93. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи.-JL: Из-во Ленинградского у-та, 1991.

94. Кан-Калик В. А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / М.: Просвещение, 1998.

95. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности /на опыте изучения литературы/: Дис. на соиск. учен. ст. кпд. 13.00.01. Москва, 1995.

96. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр.пед.соч.-М., 1982.

97. Карпенков С. Роль религиозных знаний в современном мировоззрении // Альма-Матер, 2000. №6.

98. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. // Педагогика. №6. 1995. С.41-46.

99. Квятковский Е.В. Литературно-художественное самообразование старшеклассников//Педагогика. №1.1997. С.47-52.

100. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание.-М., 1968.

101. Ковалев А.Г. Психология личности.-М., 1965.

102. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности.-М.,1997.-64с.

103. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Фил. науки. №1. 1976.

104. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств. // Педагогика. №8. 1998. С.56-62.

105. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.

106. Кон И.С. Социология личности.-М.: Политиздат, 1967.

107. Коростелева A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников/: Дис. на соиск. учен. ст. кпд. 13.00.01. Москва, 1992.

108. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.: Пособие для педагога-исследователя.-Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165с.

109. Крутов H.H. Нравственные потребности личности.-М.: Знание, 1981.

110. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование.-Волгоград:"Перемена",1998.

111. Ксенфонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. №12. 1991. С.46.

112. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.-416 с.

113. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.-40с.

114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981.-186с.

115. Лернер И.Я. Проблемное обучение.-М.: Педагогика, 1974.-232с.

116. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.-Екатеринбург, 1999.-152с.

117. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.уч.зав. М.: Прометей, 1992.

118. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет.-Л.: Сов. писатель, 1989.

119. Лихачев Д.С. Письма о добром.-С-П.: Изд-во Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1999.-190с.

120. Личностно ориентированное образование: от теории к практике: Материалы гор. науч.-практ. конф. Волгоград: Перемена, 1999.- 204с.

121. Лосев А.Ф. Дерзание духа.-М.: Политиздат, 1988.

122. Лосский Н.О. Свобода воли: Избранное. М., 1991.

123. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

124. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.-М.: Политиздат, 1991.-367с.

125. Лука (Войно Ясенецкий), архиеп. Дух, душа, тело.-М., 1992.

126. Макаренко A.C. Книга для родителей. Пед.соч. в 8-ми т., Т.5.

127. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., 1985.

128. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты.-М.: МГУ, 1982.

129. Махмутов М.И. Прблемное обучение.-М.: Педагогика, 1975.

130. Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения.- В кн.: Исследование мышления в советской психологии.-М., 1966.

131. Менчинская H.A. Психология формирования и развития личности.-М., 1981.

132. Мень A.B. Библия и русская литература// Наука и религия. №1,2. 1994.

133. Мень A.B. Культурное и духовное восхождение.-М., 1992.

134. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека.-Пермь, 1971.

135. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.-253с.

136. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.-М.: Просвещение, 1984.0159с.

137. Михайлов H.H. Потребность как социологическая категория.-Челябинск: ЧГПИ, 1974,-бОс.

138. Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника. // Литература в школе. №3. 1973.

139. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. рук.-М.: Просвещение, 1981.

140. Мурашев В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ.//Школа духовности. №4. 1998. С.23-40.

141. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л.: ЛГУ, 1960.

142. Настольная книга священнослужителя. Отв. ред. Дронов М., прот. Т.7. Изд-ий отдел Московского Патриархата.-М., 1994.

143. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика. 1998.№3.

144. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Школа духовности. №1. 1999. С.23-29.

145. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога.-М.:Школа-Пресс. 1994.-192с.

146. Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету. Материалы лицейско-университетской конференции "Предметно-содержательное и психолого-педагогическое обеспечение становления ноосферной школы". Под ред. Г.С. Смирнова и др.-Иваново, 1997.

147. Нравственное и эстетическое воспитание: Внекл. работа со старшеклассниками./Под ред. Д.И.Водзинского.-Мн.: Нар. асвет, 1982.

148. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни: Автореф. дис. док. соц.наук. Алмааты, 1994.-40с.

149. Обновление человеческой души.-М., Из-во Московской Патриархии, "Центр БЛАГО", 1998.-128с.

150. Образование в поисках человеческих смыслов/ Под ред. Е.В.Бондаревской.-Ростов н/Д., 1995.

151. Орлов Ю.В. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.-224с.

152. Павлов И.П. Ответ физиолога психологам// Полн. собр. соч. Т.З. кн.2.-М.; Л., 1951.

153. Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова.-М.: Педагогика, 1987.-544с.

154. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания.-М.: Импэто, 1997.-96с.

155. Петровский A.B., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие.-Ростов н/Д, 1995.-88с.

156. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей.-С-П.: Сатисъ, 1999.

157. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч.-М., 1985.

158. Писманик М.Г. Светская школа и религия. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №4.

159. Питирим (митрополит Волоколамский и Юрьевский) Тело, душа, совесть. //Человек. №1. 1990. С. 138.

160. Подберезкин А. Русский путь: сделай шаг!-М., 1998.-320с.

161. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. уч. зав.-М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр "Владос", 1996.-432с.

162. Полный церковно-славянский словарь, протоирей Г.Дьяченко. Репринтное воспроизведение изд. 1900 г. Издательский отдел московского патриархата. Москва-1993.

163. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания. // Педагогика. №3. 1994. С.13-18.

164. Попов Л.А. Грани духовности. // Педагогика. №1. 1996. С.40-43.

165. Проблемы формирования духовных потребностей личности / сб. статей. Отв. ред. чл.-кор. АПН СССР Ю.В.Шаров и В.Г.Грибанов. /Новосибирск, 1970.

166. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы/ Сост. Т.А.Калганова.-М.: Дрофа, 1998.-256с.

167. Разуваева Л.Н. Формирование духовных потребностей у студентов педвуза. Дис. на соиск. уч. ст. кпн, М.,1990.

168. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие.-М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1998.-608с.

169. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования.-Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986.-88с.

170. Роджерс К. Эмпатия. // Психология эмоций: Тексты. М.,1984.

171. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.

172. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли.-М.: Знание, 1983.-160с.

173. Сборник докладов 5 международных рождественских образовательных чтений. Сост. Шленов В.Л., Петрушина Л.Г. Московский Патриархат, Отдел религиозного образованияи катехизации. 1997.-356с.

174. Св.Алексий Мороз. Россия перед выбором. Духовность истинная и ложная.-СПб.: "Общество святителя Василия Великого", 1998.-62с.

175. Св. Анатолий Гармаев. Этапы нравственного развития ребенка.Изд-е Макариев-Решемской Обители, 1998,-Выпуск 43.-128с.

176. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.-М.: Изд-е Подворья Свято-Троицко Сергиевой Лавры, 1999.

177. Сергеев Н.К.Непрерывное пед.образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: Монография.-Волгоград: Перемена, 1997.-165с.

178. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. №5. 1994. С.16-21.

179. Сериков В.В. Образование и личность:Теория и практика проектирования педагогических систем.-М., 1999.-272с.

180. Симонов П.В. Мотивированный мозг.-М.: Наука, 1987.

181. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.-М.,1989.-352с.

182. Слово Святейшего Патриарха Московского о всея Руси Алексия II на седьмых Рождественнских чтениях. // Педагогика. №3. 1999. С.62-65.

183. Смысл жизни: Антология./ Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина.-М: Изд-ая группа "Прогресс-Культура", 1994.-592с.

184. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя./ Под ред Г.И.Беленького, Н.Л.Крупининой.- М.: Просвещение, 1986.

185. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М.Прохоров.-4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-1632с.

186. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. М., 1989.

187. Струве Н. Православие и культура. Христианское изд-во, 1992.-338с.

188. Социальные потребности как детерминанты человеческой деятельности.-М.: Институт философии АН СССР, 1985.

189. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Кн.для учащихся и учащих.-М., 1996.

190. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов.Россия, 1981.-96с.

191. СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина.-М.: Молодая гвардия, 1971.

192. Теория и практика пед. эксперимента/ Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В.-М.: Педагогика, 1979.-208с.

193. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.-М.,1913.-Т.ХУШ.

194. Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания. //Педагогика. №4. 1996. С.9-13. 199.Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. №2. 1998. С.3-7.

195. Троицкий В.Ю. Национальные ценности и воспитание человека.-М., 1998.

196. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М.: Наука, 1966.

197. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед.-М.: Мысль, 1980.-271с.

198. Уледов А.К. Духовное обновление общества.-М.: Мысль, 1990.-ЗЗЗс.

199. Ушинский К.Д. Из статьи "О нравственном элементе в русском воспитании".-В кн.: Избранные педагогические произведения.-М.: Просвещение, 1986.

200. Учёные записки Московского госпединститута.-Вып.1.-М.,1939.

201. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки. // Вопр. философии. №3. 1987.

202. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.-М.: Наука, 1992.

203. Филиппов В.И. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Педагогика. №3. 1999. С.65-68.

204. Флоренский П.А. Иконостас. М.,1994.2Ю.Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности.-Саратов: СГУ, 1997.-251с.

205. Формирование духовных потребностей школьников / Под ред. Шарова Ю.В.-Новосибирск: Зап.-Сиб. книжн изд-во, 1966-484с.

206. Формирование и диагностика учебной деятельности школьников: межвуз. сб. Отв. ред. Л.К.Максимов, Волгоград, 1990.

207. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н.Филонова.-М., 1983.

208. Франк С.Л. Духовные основы общества.-М., 1992.

209. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию.

210. Франкл В. Самотрансценденция как феномен человека.

211. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М., 1990.

212. Фридман JT.M. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-207с.

213. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Изд-во»Совершенство», 1998.-432с.

214. Фромм Э. Душа человека: Перевод.-М.: Республика, 1992.-430с.

215. Харламов И.Ф. Педагогика.-М., 1997.

216. Хорошенкова A.B. Формирование ценностного эстетического отношения как личностного образования старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам Диссер.кпн, Волгоград, 2001.

217. Христианство: Энциклопедический словарь в трех томах.-М.:Большая Российская энциклопедия, 1993, 1995.

218. Чупахина H.JI. Духовно-нравственный мир Библии: Методические реком.-Орел: Изд-во Социально-Образовательного Центра, 1997.

219. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.-М: Логос, 1996.

220. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника/ Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Педагогика, 1979.-152с.

221. Щукина Г.И. активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.-160с.

222. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: (Нравственный аспект).-М.: Педагогика, 1981.-128с.

223. Щуркова Н. Ценностные отношения. // Воспитание школьников. №3. 1999. С. 17-22.

224. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников.-М.: Про-Пресс.1998.