Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кружкова, Людмила Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Калуга
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе"

На правах рукописи

КРУЖКОВА Людмила Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

СМОЛЕНСК - 2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Хачикян Елена Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Трофимова Нелли Михайловна; доктор педагогических наук, профессор Зыбина Тамара Михайловна

Ведущая организация: Брянский государственный

университет

имени академика И.Г. Петровского

Защита состоится « _ 2006 г. в часов на

заседании диссертационного совета К 212.254.02 при Смоленском

государственном университете по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.

Автореферат разослан « А » 2006 г.

"Ученый секретарь диссертационного совета

Сенченков Н.П.

////У

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Последние десятилетия в теории и практике обучения недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, формированию ее духовно-нравственных ценностей.

Назрела необходимость качественно нового обращения к исследованию проблемы литературного образования школьников, в процессе которого развивается сознание, являющееся сложным синтезом представлений, знаний и чувств, формируются основные нравственные и духовные понятия, составляющие убеждения человека. В связи с этим возникает острая потребность в разработке эффективных путей и способов формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

В науке неоднократно предпринимались попытки выяснения сущности человеческой личности. Каждый человек обладает духовной и нравственной природой, поэтому нравственные ориентиры должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Это то, что реально может помочь современной образовательной системе. Духовность и нравственность должны быть постоянными спутниками учителя, и, как показывают исследования педагогов и методистов JI.C. Айзермана, Ш.А. Амона-швили, Г.И. Беленького, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гаврило-вец, E.H. Ильина, П.Ф. Каптерева, В.Ю. Троицкого и др., одним из эффективных средств в образовательном процессе школы выступают уроки литературы. Литературу нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших сторон его души.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что рассматривались различные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей. Это отразилось в трудах О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, М.Б. Черновой, в которых нравственность и культура личности выступают как высшие проявления духовной деятельности человека, основательно исследуется педагогический процесс нравственного воспитания учащихся в школе.

Философской основой нашего исследования явились труды Аристотеля, Платона, И. Канта, а также современных ученых С.Ф. Анисимова, Л.П. Буевой, Г.Э. Бурбулиса, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Д.Е. Коше-левского, В.П. Тугаринова, А.К. Улёдова и др.

Особое влияние на решение проблемы формирования духовных ценностей оказывают философские, религиозные концепции, обосновывающие свой взгляд на истоки человеческого бытия, духовности, духовных ценностей и культуры, разработанные Н. А. Бердяевым, В.В. Розановым, B.C. Соловьёвым.

При бесспорной важности этих исследований, аспект проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в контексте истории образования остается недостаточно разработанным. Возникает противоречие между необходимостью разработки педагогических условий формирования духов-

но-нравственных ценностей старшеклассников в об

зачппяТсП1тном процессе и

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.-Петербург

Роург ОЭ 200ДктЧ53^

недостаточной её обоснованностью в теории и практике современной школы. На основании выявленного нами противоречия формулируется проблема исследования: каковы педагогические условия, максимально способствующие эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников. В решении данной проблемы заключается цель исследования.

Объектом исследования является образовательный процесс, связанный с изучением литературы в старших классах, а его предметом - процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников будет осуществляться более успешно при соблюдении комплекса педагогических условий:

• инициирования творческих способностей учащихся;

• реализации личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании;

• использования совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе;

• создания положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

Сформулированная проблема, цель и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности».

2. Разработать модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

3. Определить критерии, показатели и уровни модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

4. Выявить педагогические условия процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования является признание человека высшей ценностью, духовные приоритеты которой становятся ведущей и основополагающей целью формирования духовно-нравственных ценностей.

Теоретической базой исследования являются:

- психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Ядов и др.),

- теория ценностных отношений (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.),

- работы, раскрывающие процесс становления духовных ценностей (В.В. Водзинская, В.Д. Ермоленко, М.Ю. Кузьминов, Е.А. Подольская и др.),

- положения о социальной, деятельной и творческой сущно.сти личности в многофакгорном характере ее развития (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Н.В. Кузьмина),

- труды современных педагогов, касающиеся формирования нравственных ценностей средствами литературы (JI.C. Айзерман, Г.И. Беленький, Н.Я. Мещерякова и др.),

- концепция гуманистической психологии (Р. Арнхейм, Р. Берне В.А., A.B. Запорожец, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов и др.).

Основные методы исследования: общетеоретические (анализ литературы по проблеме исследования: философской, научно-методической, психолого-педагогической); эмпирические (анализ программ, учебников, учебных пособий с точки зрения наличия в них материала по исследуемой проблеме, индивидуальные и групповые беседы со школьниками, анкетирование учащихся; методы экспертной оценки и самооценки; педагогическое проектирование системы опытно-экспериментальной работы); статистические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы Московского округа г. Калуги: МОУ «Средняя школа № 10»; МОУ «Средняя школа № 27»; МОУ «Средняя школа № 30»; МОУ «Средняя школа № 46». В эксперименте принимали участие 287 учащихся 10-11-х классов.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2005 годы и включало три этапа:

I этап (1997 - 2000) - поисковый. Данный этап включал в себя анализ научной литературы, разработку исходных теоретических позиций. Были определены объект, предмет, цель и задачи исследования, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

П этап (2000 - 2002) - формирующий. Осуществлялась диагностика сформированное™ у старшеклассников духовно-нравственных ценностей (констатирующий этап педагогического эксперимента). На основе результатов, полученных в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, была разработана модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе и осуществлена экспериментальная проверка её эффективности (формирующий этап педагогического эксперимента).

III этап (2002 - 2005) - заключительный. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных данных, оформлялись результаты исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза, формулировались основные выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены сущность и специфика понятия «духовно-нравственные ценности».

2. Разработана модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

.3. Определены критерии, показатели и уровни модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

4. Выявлены педагогические условия процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

5. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, в определении критериев и показателей условных уровней сформированное™ данного образования. Полученные в ходе исследования знания об эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников расширяют объектное и предметное поле исследований в области среднего (полного) общего образования.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработаны содержание и этапы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

2. Теоретические положения исследования могут использоваться в курсе изучения предметов гуманитарного цикла; в системе повышения квалификации преподавателей средних общеобразовательных учреждений; для разработки спецкурсов, учебных пособий; при планировании и моделировании образовательного процесса в общеобразовательной школе.

3. Полученные при исследовании результаты, а также конкретные методические рекомендации, раскрывающие процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников при изучении литературы, внедрены в практику педагогического процесса среднего общеобразовательного учреждения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью и обоснованностью методологических позиций; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; использованием статистических методов обработки результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственные ценности старшеклассников представляют собой качественную характеристику личности, которая взаимообусловлена мотивационным, эмотивным, когнитивным и деятельностным компонентами, специфически спроецированными в сферу взаимодействия ученика и социума.

2. Модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников как идеальная конструкция реального педагогического процесса включает в себя структурные (мотивационный, содержательный, деятельностный) и функциональные (гностический, конструктивный, проектировочный, организаторский, коммуникативный) компоненты.

3. Разработанная нами .система критериев (наличие определенной суммы знаний в области литературоведения, умение оценить в литературном произведении его гражданский, нравственный и художественный аспекты; стремление старшеклассников к повышению своего культурного уровня, готовность опираться на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения) и соответствующих им показателей определяют следующие уровни сформированное™ духовно-нравственных ценностей старшеклассников - интуитивный, нормативный, активный, креативный.

4. Эффективность формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обеспечивается посредством органически взаимосвязанных педагогических условий, опосредованно влияющих на этот процесс: инициированием творческой активности учащихся; реализацией личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании; использованием совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе; созданием положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

5. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе заключаются в комплексном использовании соответствующего художественного материала с применением форм активного обучения в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения практической работы автора на заседаниях методических объединений учителей русского языка и литературы в средних школах № 30 и 46 г. Калуги (1997 - 2003 гг.). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, на Всероссийских, международных научно-практических конференциях (Пенза, 2004,2005; Калуга, 2005; Кузнецк, 2005; Москва, 2005).

Внедрение результатов исследования осуществлено в МОУ «Средняя школа № 30» г. Калуги. Личное участие автора выражается в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах; в разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий по литературе; в обосновании и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников при изучении литературы.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы проблема, тема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; определены методы и этапы исследования; дана оценка научной новизны, тео-

ретической и практической значимости полученных результатов и их досто-. верности; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены данные апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности» осуществлён анализ состояния проблемы духовно-нравственных ценностей в философии, педагогике и истории образования; разработан понятийный аппарат исследования; представлена модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

Формируемая в настоящее время в нашей стране педагогическая система, по мнению большинства ученых и педагогов-практиков, должна способствовать духовному наполнению педагогического процесса. Проблема духовности является вечной, порожденной самим ходом исторического развития цивилизации и имеет свои глубокие исторические корни. На протяжении долгого времени педагогика ставила эту проблему, не употребляя термин «духовность».

Понятие «духовность» принадлежит к числу древнейших философских категорий. Проведенный анализ философских подходов (Аристотель, И. Кант, Платон, В. Бачинин, Н. Бердяев, В. Соловьев) к проблеме духовности позволяет нам включить в определение следующие сущностные характеристики: духовность составляет истинное моральное познание, нравственные же чувства выступают во внешнем ее проявлении, связанном с миром эмоций; духовность равнозначна по смыслу понятиям совести и любви.

В философско-педагогическом аспекте можно охарактеризовать духовность как индивидуальную выраженность человека в системе его умственных и нравственных сил, интеллекта, воли, а также в раскрытии в себе высшего сознания, в овладении и в сознательном использовании той огромной высшей силы, которая присуща каждому из нас для пользы эволюции и для блага всего человечества.

Духовное начало было краеугольным камнем в истории русского образования, большое значение придавалось нравственному воспитанию, а цели и задачи нравственного воспитания отвечали гуманистическому подходу к разрешению этой проблемы. Ещб М.В. Ломоносов отмечал, что велика роль русского языка и литературы в духовном становлении человека. По мнению Л.Н. Толстого, человек духовный стремится к добру, истине, красоте путем самосовершенствования. П.П. Блонский, В.А Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский, продолжая традиции духовно-нравственного воспитания, трактовали его как главный труд души ребенка, направленный на усвоение непреходящих ценностей.

В современной педагогической науке духовность рассматривается как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия (В.А. Беляева, Т.Н. Власова, В.Г. Караковский).

В философской и педагогической литературе всё активнее звучит мысль о создании культуросообразной школы, в которой основное внимание уделяется воспитанию «человека культуры» (И.Е. Берлянд, В.С Библер, М С

Каган, Ю.С. Курганов, H.H. Пахомов, В..М. Розин). Воспитание «человека культуры» предполагает, прежде всего, «возделывание человека» средствами культуры, взращивание в себе неповторимого Лица, восхождение по Пути овладения духовно-нравственными ценностями.

В структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности. Они оказывают огромное воздействие на объективную реальность, и, главным образом, на социальный мир.

В нашем понимании духовно-нравственные ценности - это совокупность морально-этических качеств человека, его приверженность общечеловеческим ценностям: свободе, гуманизму, истине, добру, красоте, стремлению к самосозиданию, самопознанию.

Духовно-нравственные ценности старшеклассников тесно связаны с внешними обстоятельствами (воспитанием, социальной средой и т.п.); внутренними побуждениями (интересами, оценками и т.д.); свыше данными способностями, индивидуальными различиями.

Под процессом формирования духовно-нравственных ценностей мы понимаем поэтапное овладение индивидом социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими его целостному развитию. Развивая ребенка духовно, акцент необходимо делать на пробуждении внутренних потенциальных резервов личности, ее способностей самосовершенствоваться, на актуализации духовных ценностей.

Используя логику структурно-функционального анализа педагогических систем, приведенную в работе Н.В. Кузьминой, мы считаем, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников представляет собой реально существующую педагогическую систему, обладающую стабильностью, устойчивостью, организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов. Были выделены следующие функциональные компоненты:

1. Гностический компонент включает в себя действия, которые связаны с накоплением знаний о духовно-нравственных ценностях и руководстве процессом их формирования у старшеклассников, о методах, средствах развития духовно-нравственных ценностей, этапах педагогического руководства данным процессом.

2. Конструктивный компонент данной системы характеризуется действиями педагога по специальному отбору и четкому построению содержания информации о духовно-нравственных ценностях, способах воздействия на личность старшеклассника. Подобная информация может быть передана старшеклассникам на уроках литературы, во время учебно-воспитательной работы (например, на тематических классных часах, посвященных проблемам нравственного и эстетического воспитания, индивидуальных беседах и т.д.).

3. Проектировочный компонент заключается в действиях, связанных с определением целей процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, возможностей их развития с учетом индивидуальных

и возрастных особенностей развития человеческого общества на данном этапе.

4. Организаторский компонент данной педагогической системы отражается в действиях педагога по включению учащегося в процесс формирования духовно-нравственных ценностей и организации руководства указанным процессом. Действия педагога по управлению воспитательной деятельностью должны быть психологически грамотными, учитывающими возрастные особенности старшеклассников.

5. Коммуникативный компонент заключается в действиях учителя, устанавливающих педагогически целесообразные взаимоотношения со старшеклассниками, необходимые для их вовлечения в процесс формирования духовно-нравственных ценностей. Подобные отношения основываются на искреннем желании помочь старшекласснику правильно оценить свойства и предметы окружающего мира.

К структурным компонентам модели следует отнести мотивационный, содержательный и деятельностный.

Выделение мотивационного компонента обусловлено значением мотивации как побуждения к деятельности, определяющего направленность личности. Наличие устойчивого положительного отношения и интереса у старшеклассника к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей и целенаправленного изменения системы ценностей является необходимым условием для формирования двух других структурных компонентов, т.к. придает смысл определенному восприятию художественной литературы в целях воспитания.

Мотивационный компонент модели формирования духовно-нравственных ценностей при изучении литературы представляет собой: положительное отношение старшеклассников к целенаправленному изменению системы ценностей; убеждение в необходимости формирования духовно-нравственных ценностей как условия самосовершенствования личности; желание заниматься формированием духовно-нравственных ценностей средствами литературы в структуре собственных личностных интересов.

Содержательный компонент в данной теоретической модели представляет собой информационную осведомленность старшеклассников о содержании, сущности и специфике формирования духовно-нравственных ценностей средствами художественной литературы, т.к. для осуществления успешного процесса эти знания особенно актуальны. По нашему мнению, содержательный компонент включает в себя основные литературоведческие знания, характеризующие художественный образ, идейно-эмоциональную оценку, эстетический идеал и т.д.

Деятельностный компонент составляет комплекс умений, необходимых для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников: умения находить идеи литературного произведения, делать выводы из обсуждения, аргументированно вести дискуссию, анализировать литературное произведение и оценивать его отдельные аспекты.

Основными критериями сформированное™ духовно-нравственных ценностей старшеклассников, на наш взгляд, являются:

- наличие определенной суммы знаний в области литературоведения (понимание художественного образа);

- умение оценить в литературном произведении его гражданский, нравственный и художественный аспекты;

- стремление старшеклассников к повышению своего культурного уровня;

- готовность опираться на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения.

Таким образом, мы имеем возможность представить модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе {рисунок 1).

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

КРИТЕРИИ

МОТИВ АЦИОННЫЙ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ГНОСТИЧЕСКИЙ

консгру-

КТИВНЫЙ

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

комму-ни-

КАТИВ-

ный

готовность

ОПИРАТЬСЯ НА УСВОЕННЫЕ

ЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ РЕГУЛЯТОРА СОЗНАНИЯ и ПОВЕДЕНИЯ

СТРЕМЛЕНИЕ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПОВЫШЕНИЮ СВОЕГО КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ

НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕН НОЙ СУММЫ

ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

УМЕНИЕ ОЦЕНИТЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЕГО ГРАЖДАНСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Рис 1 Модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе

Реализация предложенной модели будет способствовать формированию у старшеклассников духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе, связанном с изучением литературы.

Во вторрй главе «Организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе» предлагаются формы и методы реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения литературы, выявляются педагогические условия, излагаются итоги опытно-экспериментальной работы.

В нашем исследовании был проведен психолого-педагогический эксперимент. В эксперименте, проведенном на базе МОУ «Средняя школа № 30 г. Калуги», исследование осуществлялось поэтапно.

Констатирующей частью нашего экспериментального исследования было анкетирование учащихся контрольных и экспериментальных групп, целью которого было изучение первичного уровня сформированное™ духовно-нравственных ценностей на базе МОУ «Средняя школа № 30 г. Калуга». Всего в анкетировании за 2 года приняло участие 287 учащихся средних общеобразовательных школ г. Калуги.

С целью выявления актуальности проблемы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников нами был задан вопрос «Задумывались ли Вы когда-нибудь о формировании своего духовного мира?» Большинство старшеклассников ответили утвердительно (68,9%), отрицательный ответ дали 13,5%, затруднились ответить 17,4%.

На наш взгляд, интерес к своему внутреннему миру, своей личности является предпосылкой целенаправленного самопознания, в процессе которого происходит формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Ответы на вопрос о проявлении интереса к своему внутреннему миру, своей личности показали, что постоянный интерес проявляют к себе 80,5%, полностью индифферентны к своему внутреннему миру 3,5 %, затруднились ответить 16%.

С другой стороны, отвечая на вопрос «Любите ли Вы читать?», абсолютное большинство опрошенных - 59,9% ответили отрицательно и лишь 21,9 % учащихся дали утвердительный ответ, 18,1% затруднились ответить. Для нас также было интересным и получить ответ по всей выборке учащихся (287 чел.) на вопрос «Существует ли среди литературных героев Ваш идеал?». Дали положительный ответ 10,8%, затруднились ответить - 33,1 %, дали отрицательный ответ - 56%.

Большинство учащихся считают необходимым в первую очередь отнести к сфере духовно-нравственных ценностей такие ценности, как трудолюбие (80,5 %), искусство во всех его видах (76,7%), продукты человеческого труда (69,7%).

Именно в моральном регулировании происходит становление духовной личности.

Сопоставление всех полученных в анкетировании данных позволяет произвести определенную градацию по уровням сформированности духовно-нравственных ценностей личности и качественно описать эти уровни.

1. Креативный - наиболее высокий уровень. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе изучения литературы, к

которой субъект испытывает устойчивый интерес. Творческие способности, проявлялись еще в 5-9-х классах (участие в художественной самодеятельности).

Саморазвитие связывается с самовоспитанием и воспринимается как условие к повышению уровня сформированное™ духовно-нравственных ценностей. Полученные знания активно используются для познания и оценки окружающего мира.

Наблюдается глубокое понимание и осознание сущности понятий «добро», «красота», «справедливость». Развитие духовно-нравственных ценностей субъект воспринимает в качестве необходимого условия дальнейшего совершенствования личности.

2. Активный - высокий уровень. Выражен устойчивый интерес к формированию духовно-нравственных ценностей в структуре личности. Субъект испытывал желание проявить свои творческие способности ранее, но не было возможности реализовать его.

Анализирует собственные поступки, их мотавы. Интересуется тем, как его оценивают другие. Проявляет желание заняться развитием устойчивых ориентаций в системе духовно-нравственных ценностей.

3. Нормативный - средний уровень. Субъект проявляет интерес к развитию духовно-нравственных ценностей. Интересуется художественной литературой. Настроен проявить свои творческие способности в 10-11-х классах (в 5-9-х классах такого желания не имел).

Осознает необходимость целенаправленного развития духовно-нравственных ценностей в структуре личности, однако пока преобладает стихийное формирование категорий «добра», «зла», «красоты», «справедливое™».

4. Интуитивный - низкий уровень. Интерес к художественной литературе выражен слабо, нет стремления к проявлению своих творческих способностей и духовно-нравственному развитию. Практически не анализирует события окружающего мира. Оценочные способности развиты слабо. Интерес к собственному внутреннему миру выражен слабо. Не считает нужным заниматься формированием духовно-нравственных ценностей.

Мы соотнесли данные, которые получили с помощью анкетирования и индивидуального собеседования с учащимися экспериментальной и контрольной групп, с представленными показателями уровней сформированно-сти духовно-нравственных ценностей личности.

Таким образом, было получено следующее распределение участников данных групп по уровням сформированное™ духовно-нравственных ценностей (рисунок 2) на начало экспериментального исследования.

□ Экспериментальные группы ■ Контрольные группы

Рис. 2 Гистограмма уровня сформированности духовно-нравственных ценностей на начало эксперимента

В нашем исследовании формирование у старшеклассников духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе организуется исходя из разработанной нами авторской модели. Для этого в экспериментальной группе использовалась совокупность мер, направленных на развитие мотиваци-онного компонента. В совокупность мер входили:

во-первых, проведение нетрадиционных уроков литературы, целью которых стали: а) концентрация внимания на художественных образах, развивающих духовную культуру читателя, б) формирование опыта анализа художественного произведения. При организации и проведении нетрадиционных уроков литературы первым и необходимым условием является инициирование творческих способностей учащихся. Уроки строятся так, чтобы старшеклассники начинали с себя. (Твои ощущения и чувства. Как сам собираешься поступать? Как это делают литературные герои? Как нужно это делать в идеале, с точки зрения Высшего смысла?). С этой целью проводились уроки-семинары, погружения, инсценировки, путешествия, способствующие тому, что проблемные вопросы, выносимые на обсуждение, формировали сферу духовно-нравственных ценностей старшеклассников;

во-вторых, в воспитательной системе школы мы выстроили модель личности, обладающей духовно-нравственными ценностями {рисунок 3).

Рис 3. Модель личности, обладающей духовно-нравственными ценностями

Личность, обладающая системой духовно-нравственных ценностей, всегда должна быть направлена на должное, реальное, отвечающее человеческой природе; на принципиальную открытость духовно-нравственного ко всему новому, обладать достаточной долей критицизма и веры как механизмов восхождения к высшим духовно-нравственным ценностям. Человек нравственный и духовный сам формирует себя через открытость, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

Второй этап - этап усвоения сущности влияния литературы на формирование духовно-нравственных ценностей; активизации мыслительной деятельности учащихся и их интереса к духовно-нравственным проблемам в процессе изучения литературы - способствовал развитию содержательного компонента.

Одним из условий, по нашему мнению, в образовательном процессе является реализация личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании. Ситуация свободного общения на уроке - эффективное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Здесь особенно важным становится переход учащихся и учителя из обычного состояния в ситуацию, эстетического переживания Жанровое разнообразие уроков - следующее важнейшее условие активизации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе. Этому способствовало проведение таких нетра-

диционных уроков, как уроки-размышления (эссе) «Возможно ли возрождение Раскольникова?», уроки-пресс-конференции («Значение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для настоящего времени»), позволяющие более глубоко осмысливать проблемы духовного возрождения литературных героев, проблемы нравственного выбора. В ходе проведения нетрадиционных уроков мы отметили повышенный творческий интерес учащихся к изучаемым произведениям и к литературе в целом, активизацию воображения учащихся, большую заинтересованность в общении с автором, сопереживание автору и героям произведения.

Система классных воспитательных часов «Я и мой окружающий мир», «Этими людьми может гордиться Россия» позволила старшеклассникам задуматься над проблемами поиска смысла жизни и своего предназначения.

Третий этап - этап практического применения сформированных духовно-нравственных ценностей, бинарности во взаимоотношениях учителя с учащимися - обеспечил формирование деятельностного компонента. Этому способствовало завершение учебного курса «Литература» (урок-диспут «Что же это с нами происходит?» (В. Шукшин), а также проведение больших внеклассных мероприятий творческого характера по типу «Своей игры», литературно-драматических спектаклей (театральная студия «Возрождение») и КВНов. В связи с этим нас интересовало, насколько изменилась зависимость уровня восприятия художественного произведения от сформированности к нему эмоционально-ценностного отношения. Мы получили следующие данные: в экспериментальной группе 62% учащихся дают эмоционально-аналитическую оценку художественного произведения, что выше показателей контрольной группы на 35% (на формирующем этапе эксперимента 76% учащихся контрольной и экспериментальной групп придерживались формально-содержательной оценки художественного произведения). Таким образом, при условии создания положительного эмоционального климата в коллективе материал будет восприниматься адекватно и станет возможной реализация сформированных духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе.

На данном этапе эксперимента мы посчитали целесообразным вновь обратиться к ценностному ряду, выделенному учащимися в анкете. Духовно-нравственные ценности у учащихся экспериментальной группы имели следующий вид: красота (89%), доброта, гуманизм, сострадание (78%), любовь (73%).

Формирующая часть психолого-педагогического эксперимента была направлена на обеспечение необходимых условий в образовательном процессе для формирования устойчивых духовно-нравственных ценностей.

Результаты анкетирования после проведения формирующего этапа эксперимента приведены на рисунке 4. Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе не было учащихся, которые имели бы низкий (интуитивный) уровень, и только 20% от общего числа группы характеризовались средним (нормативным) уровнем развития духовно-нравственных ценностей, в то время как в контрольной группе низкий и

средний уровни были обнаружены у 41,6% учащихся.

60%

45,8%

24%

I 12,5%

I ■

средний высокий

□ Экспериментальные группы ■ Контрольные группы

наиболее высокий

Рис 4. Гистограмма уровня сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников после эксперимента

Как видим, в образовательном процессе средней школы как в экспериментальной, так и в контрольной группе произошли соответствующие изменения в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Исследование показало, что предложенная модель формирования духовно-нравственных ценностей является достаточно эффективной.

В заключении отражены общие результаты исследования. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу и позволила сделать ряд выводов:

1. Установлено, что духовно-нравственные ценности - это совокупность морально-этических качеств человека, его приверженность общечеловеческим ценностям: свободе, гуманизму, истине, добру, красоте, стремлению к самосозиданию, самопознанию.

2. Определены критерии и показатели модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе. Педагогическая диагностика позволила выявить уровни сформированности духовно-нравственных ценностей всех структурных и функциональных компонентов, количественно и качественно охарактеризовать сформированность каждого из вышеназванных компонентов модели по уровням: интуитивный, нормативный, активный, креативный.

3. Обоснована модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе. Основными её компонентами являются структурные (мотивационный, содержательный и

деятельностный) и функциональные (гностический, конструктивный, проектировочный, организаторский, коммуникативный) компоненты. Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили положительное влияние авторской модели на развитие каждого из компонентов, что говорит о её эффективности.

4. Доказано, что эффективность модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников связана с соблюдением комплекса педагогических условий, выявленных и получивших в нашем исследовании экспериментальное обоснование: инициированием творческой активности учащихся, реализацией личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании, использованием совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе, созданием эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

5. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

6.Установлено, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей при изучении литературы является самостоятельной педагогической системой, которая обладает устойчивостью, организацией и взаимодействием ее структурных и функциональных компонентов. Основной целью процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе является личностное развитие подростка.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многообразной проблемы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе. Перспективами дальнейшей разработки могли бы стать вопросы нравственного развития личности в процессе изучения других предметов гуманитарного цикла; дальнейшее изучение межпредметной интеграции содержания учебных материалов, влияющих на становление духовно-нравственных ценностей.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Кружкова, Л.А. Культурологический аспект формирования личности в современном образовательном пространстве / Л.А. Кружкова // Феномен развития в науках о человеке: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (21-22 октября 2004 г.). - Пенза, 2004. - С.59-62.

2. Кружкова, Л.А. Духовно-нравственные ценности и их роль в формировании личности старшеклассника / Л. А. Кружкова // Экологические проблемы современности. Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (17-18 марта 2005 г.). - Пенза, 2005. - С.118-120.

3. Кружкова, Л.А. К вопросу о воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников (на примере изучения литературы) / Л А. Кружкова // Образование в России: медико-психологический аспект: Мате-

риалы десятой .юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - № 1. - С.296-298.

4. Кружкова, J1.A. Понятие «духовность»: опыт системного анализа / Л.А. Кружкова // Культура против терроризма: роль культуры в развивающемся обществе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С.148-152.

5. Кружкова, Л.А. Роль современного урока литературы в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников / Л.А. Кружкова // Актуальные проблемы науки в России: Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. - Кузнецк: Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий, 2005. - Т. 1. - № 3. - С. 262-268.

6. Кружкова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы / Л.А. Кружкова // Духовно-нравственные основы демографического развития России. Калужская область: Сб.ст. - Калуга: Изд-во Н.Ф. Бочкаревой, 2005. - С.62-65.

7. Кружкова, Л.А. К вопросу о формировании духовно-нравственного здоровья молодёжи / Л.А. Кружкова // Проблемы содержания и качества подготовки студентов в вузе: Материалы межрегиональной конференции. - М., 2005.-С. 18-21.

8. Кружкова, Л.А. Формирование духовности на этапе раннего детства / Л.А. Кружкова // Раннее детство в современном мире: Сборник научно-методических материалов. - Калуга, 2005. - С.47-52.

9. Кружкова, Л.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке литературы: проблемы и перспективы / Е.И. Хачикян, Л.А. Кружкова // Психолого-педагогические проблемы содержания, организации и управления образовательным и воспитательным процессами. Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной памяти Д.М. Гришина. - Калуга. КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. - С. 55-59.

■i

Л.А. Кружкова

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 10.05.06 Формат 60x84 1/16. Печать ризографическая. Усл. п. л. 1,13. Тираж 100 экз. Заказ №3CV Дата сдачи в печать 11 05.06.

Издательство «Универсум» Смоленского гуманитарного университета 214000 Смоленск, ул. Герцена, д. 2 Тел. (4812) 64-70-49, 68-34-79 E-mail: unm@shu.ru

//л/у

Í112M

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кружкова, Людмила Алексеевна, 2006 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования духовнонравственных ценностей личности.

1.1. Проблема духовно-нравственных ценностей в философии и педагогике.

1.2. Духовно-нравственные ценности в истории российского образования.

1.3. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей ф старшеклассников в структуре педагогической деятельности.

Выводы по главе 1.

Глава II. Организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

И. 1. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников при изучении литературы.

II.2. Пути формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в ходе учебной работы.

II.3. Формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников во внеучебной работе.

Выводы по главе II.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе"

Актуальность исследования. Российское общество переживает сегодня сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Это приобретает особую значимость для молодого поколения россиян. Абсолютной ценностью общества становится личность, а целью образования - развитие личности.

Последние десятилетия в теории и практике обучения недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, формированию ее духовно-нравственных ценностей.

Возникла необходимость качественно нового обращения к исследованию проблемы литературного образования школьников, в процессе которого развивается сознание, являющееся сложным синтезом представлений, знаний и чувств, формируются основные нравственные и духовные понятия, составляющие убеждения человека, «.ибо на них-то основывается, главным образом, направление всей человеческой жизни» [204, с. 422].

Социальная значимость формирования духовно-нравственных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Практическая педагогика еще не владеет должными знаниями и необходимым опытом для решения данной задачи.

В связи с этим возникает острая потребность в разработке эффективных путей и способов формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

В науке неоднократно предпринимались попытки выяснения сущности человеческой личности. Каждый человек обладает духовной и нравственной природой, поэтому нравственные ориентиры должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Это то, что реально может помочь современной образовательной системе.

Духовность и нравственность должны быть постоянными спутниками учителя, и, как показывают исследования педагогов и методистов JI.C. Айзермана, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Беленького, Е.П. Белозерцева, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, А.И. Еремкина, Е.Н. Ильина, П.Ф. Каптерева, В.А. Николаева, Т.А. Оксак, Е.В. Тонкова, Троицкого В.Ю. и др., одним из эффективных средств здесь выступают уроки литературы.

Отталкиваясь от общечеловеческих, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей школа должна поставить формирование у учащихся стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, сформировать желание освоения всё новых и новых культурных пластов.

Сферой исследования данной проблемы послужила среда старшеклассников (15 - 17 лет, 10-й - 11-й классы), особенности их воспитания и обучения. Изучение литературы в этом возрасте как способа формирования духовно-нравственных ценностей избрано по ряду соображений. Самое характерное для старшеклассников - неоднородность их социального положения. С одной стороны, их все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста, - стремление к самостоятельности, независимости от взрослых, проблемы взаимоотношений с окружающим миром и т.д. С другой - перед ними стоят задачи жизненного самоопределения.

Такое сочетание внешних и внутренних факторов или «социальная ситуация развития» (Л.И. Божович, J1.C. Выготский) определяет и особенности формирования духовно-нравственных ценностей старших школьников, чему посвящено данное исследование.

Источниковедческой базой изучения ценностных ориентаций личности явились исследования JI.C. Айзерман, Г.И. Беленького, А.Г. Здравомыслова, И.Ф. Исаева, Ю.М. Смоленцева, В.Я. Стоюнина, В.П. Тугаринова, В.А.

Ядова. В этом плане значим вклад ряда теоретиков Е.П. Белозерцева, А.И. Еремкина, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Б.Т. Лихачева, В.А. Николаева, а также педагогов-практиков - Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, Е.А. Перевозной, P.M. Роговой и др. По мнению многих из них, современная школа, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не обладает ни содержательной стороной приобщения школьников к освоению ценностей (нет соответствующих вариантов программ, учебных пособий, методических разработок), ни процессуальной (не ясно, какими методами воздействовать на старшеклассников, как построить образовательный процесс).

Именно сложившаяся система образования включает старшеклассников в процесс освоения духовных ценностей общества, что способствует воспитанию у них моральных ценностей, эстетических идеалов, верований и убеждений. - ^

Историко-педагогический анализ прошлого опыта решения исследуемой проблемы, связанного с историей литературного образования в i

России, позволяет в определенной степени расширить и обогатить современные научные представления о содержании, организационных формах и методах формирования духовно-нравственных ценностей старших школьников.

Основой для осмысления духовно-нравственных ценностей личности в общефилософском плане стали труды, связанные с исследованием сущности духовности человека. В работах С.Ф. Анисимова, Н.Н. Барковой, Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, Г.Э. Бурбулиса, О.Г. Дробницкого предприняты попытки вскрыть противоречие между социально значимым духовным идеалом и реально существующими ценностями личности.

Особое влияние на решение проблемы формирования духовных ценностей оказывают философские, религиозные концепции, обосновывающие свой взгляд на истоки человеческого бытия, духовности, духовных ценностей и культуры, разработанные Н.А. Бердяевым, В.В.

Розановым, B.C. Соловьёвым.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что рассматривались различные аспекты формирования духовных ценностей. Это отразилось в трудах О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, М.Б. Черновой, в которых нравственность и культура личности выступают как высшие проявления духовной деятельности человека, основательно исследуется педагогический процесс нравственного воспитания учащихся в школе. В работах Б.З. Вульфова, И.В. Дубровиной, А.В. Мудрика, Ю.П. Сокольникова исследуются психологические особенности старшеклассников, что позволяет выявить влияние социума и молодежной среды на формирование духовных ценностей.

При бесспорной важности этих исследований, аспект проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в контексте истории образования остается недостаточно разработанным.

Возникает противоречие между необходимостью разработки педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников при изучении литературы и недостаточной её обоснованностью в теории и практике современной школы.

На основании выявленного нами противоречия формулируется проблема исследования: каковы педагогические условия, максимально способствующие эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников?

В решении данной проблемы заключается цель исследования.

Объектом исследования является образовательный процесс, связанный с изучением литературы в старших классах, а его предметом - процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников будет осуществляться более успешно при соблюдении комплекса педагогических условий:

• инициирования творческих способностей учащихся;

• реализации личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании;

• использования совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе;

• создания положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

Сформулированная проблема, цель и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности».

2. Разработать модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

3. Определить критерии, показатели и уровни модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

4. Выявить педагогические условия процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования является признание человека высшей ценностью, духовные приоритеты которой становятся ведущей и основополагающей целью формирования духовно-нравственных ценностей.

Теоретической базой исследования являются:

- психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Ядов и др.);

- теория возрастной психологии (Л.И. Божович, И.С. Марьенко, А.В.

Петровский, А.Г. Харчев и др.);

- теория ценностных отношений (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.);

- работы, раскрывающие процесс становления духовных ценностей (В.В. Водзинская, В.Д. Ермоленко, М.Ю. Кузьминов, Е.А. Подольская, и др.);

- положения о социальной, деятельной и творческой сущности личности в многофакторном характере ее развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина);

- труды современных педагогов, касающиеся формирования нравственных ценностей средствами литературы (J1.C. Айзерман, Г.И. Беленький, Г.Д. Гачев, В.Н. Жукова, Н.Я. Мещерякова и др.);

- теория педагогической деятельности (Д.М. Гришин, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобкая и др.); психологическая теория профессионального становления (Е.А. Климов, И.С. Кон и др.);

- концепция гуманистической психологии (Р. Арнхейм, Р. Берне, А.В. Запорожец, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов и др.).

Методы исследования;

- общетеоретические (анализ литературы по проблеме исследования: философской, научно- методической, психолого-педагогической);

- эмпирические (анализ программ, учебников, учебных пособий с точки зрения наличия в них материала по исследуемой проблеме, индивидуальные и групповые беседы со школьниками, анкетирование учащихся; методы экспертной оценки и самооценки; педагогическое проектирование системы опытно-экспериментальной работы);

- статистические методы обработки результатов исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы Московского округа г. Калуги: МОУ «Средняя школа № 10»; МОУ «Средняя школа № 27»; МОУ «Средняя школа № 30»; МОУ «Средняя школа № 46». В эксперименте принимали участие 287 учащихся 10-х -11-х классов.

Основные этапы исследования

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997 - 2000 гг.) - поисковый. Данный этап включал в себя анализ научной литературы, разработку исходных теоретических позиций. Были определены объект, предмет, цель и задачи исследования, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2000 - 2002 гг.) - формирующий. Осуществлялась диагностика сформированности у старшеклассников духовно-нравственных ценностей (констатирующий этап педагогического эксперимента). На основе результатов, полученных в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, была разработана модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе и осуществлена экспериментальная проверка её эффективности (формирующий этап педагогического эксперимента).

Третий этап (2002 - 2005 гг.) - заключительный. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных данных, оформлялись результаты исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза, формулировались основные выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования:

1. определены сущность и специфика понятия «духовно-нравственные ценности»;

2. разработана модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе;

3. определена система критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников;

4. выявлены педагогические условия формирования духовнонравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе при изучении предмета «Литература»;

5. теоретически обоснованы и экспериментально проверены формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в научном обосновании содержания процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, в определении критериев и показателей условных уровней сформированности данного образования.

Полученные в ходе исследования знания об эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников расширяют объектное и предметное поле исследований в области среднегб (полного) общего образования.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработаны содержание и этапы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе при изучении предмета «Литература», доказана эффективность формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников на основе нетрадиционных уроков литературы, что позволяет совершенствовать образовательный процесс; разработаны конкретные методические рекомендации, направленные на повышение эффективности нравственно-эстетического воспитания старшеклассников путем формирования их духовно-нравственных ценностей при изучении литературы в ходе учебной и внеучебной деятельности.

Результаты исследования открывают возможность для повышения роли гуманитарных предметов в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников путем усиления эстетического аспекта изучаемого материала и совершенствования процесса превращения эстетических знаний во внутренние убеждения старшеклассников.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы и в работе классных руководителей средних школ; опыт работы может быть учтен при разработке учебных программ, спецкурсов, пособий и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственные ценности старшеклассников представляют собой качественную характеристику личности, которая взаимообусловлена мотивационным, эмотивным, когнитивным и деятельностным компонентами, специфически спроецированными в сферу взаимодействия ученика и социума.

2. Модель процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников как идеальная конструкция реального педагогического процесса включает в себя структурные (мотивационный, содержательный и деятельностный) и функциональные (гностический, конструктивный, проектировочный, организаторский, коммуникативный) компоненты.

3. Разработанная нами система критериев (наличие определенной суммы знаний в области литературоведения (понимание художественного образа), умение оценить в литературном произведении его гражданский, нравственный и художественный аспекты; стремление старшеклассников к повышению своего культурного уровня, готовность опираться на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения) и соответствующих им показателей определяют следующие уровни сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников при изучении литературы -интуитивный, нормативный, активный, креативный.

4. Эффективность формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обеспечивается посредством органически взаимосвязанных педагогических условий, опосредованно влияющих на этот процесс: инициированием творческих способностей учащихся; реализацией личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании; использованием совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе; созданием положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

5. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе заключаются в комплексном использовании соответствующего художественного материала с применением форм активного обучения в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкостью и обоснованностью методологических позиций; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; использованием статистических методов обработки результатов исследования; внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы в 10-11-х классах на базе МОУ «Средняя школа № 30 г. Калуга»; материалы исследования нашли отражение в публикациях автора (9 публикаций); теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, на педагогических и методических советах средней школы № 30 г. Калуги, средней школы № 46 г. Калуги; оглашены посредством выступлений на Международной научнопрактической конференции «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, 2004 г.), научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Д.М. Гришина «Психолого-педагогические проблемы содержания, организации и управления образовательным и воспитательным процессами» (Калуга, 2005г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы нации в России» (Кузнецк, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Культура против терроризма: роль культуры в развивающемся обществе» (Калуга, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2005 г.). Внедрение результатов исследования осуществлено в МОУ «Средняя школа № 30» г. Калуги.

Личное участие автора выражается в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах; разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий по литературе; обосновании и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты работы таковы: на момент констатирующего эксперимента разногласия наблюдались у 18% семей, к моменту заключительного этапа формирующего эксперимента этот показатель снизился до 15%, если доверяли своим родителям 82%, то теперь - 84% учащихся, отношения в семье как равноправные и дружеские оценивают теперь 25% опрошенных средней школы № 30 г. Калуги (на начало - 23 %).

Таким образом, мы можем сделать вывод о достаточной степени эффективности проведенной нами работы по формированию добропорядочных отношений в семьях учащихся, что, безусловно, оказывает влияние на воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

На вопрос «Легко ли Вам общаться со своими сверстниками?» - 83,6% респондентов дали утвердительные ответы, 8% затруднились ответить, 8,3% дали отрицательные ответы.

Для более глубокого осмысления процесса формирования внутреннего мира учащихся, раскрытия «тайн души» нами был задан вопрос: «О чем Вы мечтаете?» Ответы респондентов можно представить в следующей диаграмме2.

Материально

Физическое здоровье

9%

Семейное благополучие 11%

Наличие хороших и верных друзей 18% обеспеченная жизнь

7%

Душевное спокойствие 30%

Карьерный рост 25%

Диаграмма 2. Внутренний мир старшеклассника

На наш взгляд, понятие духовность включает идеальную потребность познания человеком сущности своего предназначения, в которой выражается стремление личности преодолеть конечность своего бытия. В связи с этим респондентам был задан вопрос «В чем Вы видите предназначение человека?» Мы получили следующие варианты ответов:

• занять определенное социальное положение - 55,7%;

• оставить о себе добрую память - 36,9%;

• быть полезным обществу - 26,5%;

• содействие прогрессу - 9,8%.

Под духовностью мы понимаем потребность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе единства красоты, добра и справедливости.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.

В связи с этим нам было интересно получить ответы учащихся на вопрос: «Что является, по Вашему мнению, источником духовности?»

Респонденты дали следующие ответы:

• любовь - 39%;

• вера в жизнь - 38,7%;

• моя семья - 28,9%;

• нравственность - 27,2%;

• милосердие - 24,7%;

• религия - 19,2%;

• красота - 8,7%.

Чтобы воспитать духовные ценности школьников, на наш взгляд, необходимо сформировать у них представления о добре и зле, истинных ценностях, развить моральную регуляцию и саморегуляцию. В.А. Сухомлинский в своей практике много внимания уделял воспитанию у подрастающего поколения сознательного стремления к добру, считая, что уже в сознании 7- летнего ребенка должны быть заложены первые абстрактные очертания моральной идеи о том «что такое хорошо», что заслуживает одобрения. Педагог отмечал, что добро должно жить в душе каждого ребенка.

На вопрос «Какие люди, по Вашему мнению, способны творить Добро?» мы получили следующие ответы: порядочные - 43,5%; смелые -33,7%; люди, способные бороться со своими недостатками - 35,5%; разумные - 12,1%.

В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т.д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение.

Какие из нижеперечисленных ценностей Вы, в первую очередь, считаете необходимым отнести к числу духовно-нравственных ценностей?»-так звучал один из вопросов анкеты, а дальше учащимся предстояло выбрать: искусство во всех его видах, справедливость, общительность, доброта, гуманизм, общая культура, продукты человеческого труда, отзывчивость, стыд, совесть, книги, окружающий мир, природа, великодушие, терпимость, творчество, трудолюбие, любовь, кругозор, сострадание. Ответы представлены в таблице 2.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кружкова, Людмила Алексеевна, Калуга

1. Как видим, учащихся больше интересует приключенческая литература.

2. Для нас также было интересным и получить ответ по всей выборке учащихся (287 чел.) на вопрос «Существует ли среди литературных героев Ваш идеал?» Дали утвердительный ответ 10,8%, затруднились ответить — 33,1%, дали отрицательный ответ - 56%.

3. Сопоставление всех полученных в анкетировании данных позволяет произвести определенную градацию по уровням формирования духовно-нравственных ценностей личности и качественно описать эти уровни.

4. Мы соотнесли данные, которые получили с помощью анкетирования и индивидуального собеседования с учащимися экспериментальных и контрольных групп, с предоставленными показателями уровней развития духовно-нравственных ценностей личности.

5. Гистограмма 1. Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей на начало эксперимента

6. В соответствии с гипотезой и задачами диссертационного исследования логика экспериментального цикла предполагает осуществлениеосновных последовательных этапов.

7. Рассмотрим каждый из выше обозначенных этапов подробно.

8. Первый этап опытно-экспериментальной работы выполняет несколько функций: собственно диагностическую, прогностическую и организационную.

9. Прогностическая функция первого этапа опытно-экспериментальной работы предполагает разработку программы эксперимента, критериев оценки результатов, прогноз ожидаемых положительных результатов.

10. Данная функция является основой для реализации организационного аспекта диагностического этапа исследования, отражающего методическое обеспечение эксперимента.

11. Организацию диагностики и самодиагностики педагогической деятельности мы начали с определения целей и конкретных задач, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

12. Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различныхличностных образований (потребностей, мотивов, ценностей, самооценки, Я-реального и Я-идеального).

13. Первый этап формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе при изучении литературы осуществляется в течение первого полугодия 10-го класса.

14. Рис. 3. Модель личности, обладающей духовно-нравственными ценностями

15. Адаптация учащихся к новым условиям деятельности определила существенную особенность указанного этапа. Преподаватель литературы способствует развитию творческих способностей своих учеников, вовлекая их в активные формы уроков.

16. Противостояние личности и общества одна из вечных тем литературы.