автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации школы
- Автор научной работы
- Тарханова, Маргарита Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Баку
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тарханова, Маргарита Леонидовна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ . 3
ГЛАВА I. ЗОНДИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕШЕНИЯ СТАРШЕ -КЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 17
§ I. О проблеме сущности единства нравственного сознания и по -ведения личности школьника 17
§ 2. Педагогические условия деятельности школьной комсомольской организации в деле формирования единства нравственного сознания и поведения старше -классников . 34
§ 3. Состояние работы школьных комсомольских организаций по формировании^ единства нравственного сознания и -поведения старшеклассников . 66
ГЛАВА П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТАР -ШЕКЛАССНИКОВ. 77
§ I. Совершенствование содержания, форм и методов деятельности школьного комсомола по формированию единства нравственного сознания и поведения 77
§ 2, Повышение уровня педагоги -ческого руководства процес -сом формирования единства нравственного сознания и поведения . 136
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации школы"
Актуальность проблемы. В условиях совершенствования развитого социализма все большее и большее значение имеет идейно-нравственное воспитание советских людей вообще, молодежи в особенности. В материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС говорится: "Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие ка -чественные изменения в производительных силах и соответствующее ' этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании лю -дей, во всей надстройке общества"; ". партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель опреде -ленной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой I труда и поведения" (19.67, 18) .
Столь пристальное внимание партии и правительства идейно-нравственному воспитанию (объемлющему такие важные задачи, как ' повышение идейно-теоретического уровня образованности молодежи, вооружение ее основной суммой знаний основ марксизма-ленинизма, формирование нравственного сознания, развитие моральных качеств людей в процессе общественно полезной деятельности, их повсед -невных связей, отношений в коллективе, семье, обществе в целом) обусловлено рядом объективных причин. Например, коренные потребности движения нашего общества к коммунизму, переход от социа -г листической государственности к коммунистическому самоуправле См.список использованной литературы, приведенной в конце диссертации. Первая цифра обозначает номер источника, вторая -страницу источника. нию значительно повышает роль морали как регулятора социальных отношений. Это во-первых.
Во-вторых, это связано с изменениями в самом содержании труда под воздействием научно-технической революции. Сегодня такие критерии, как нравственная надежность личности, рабочая совесть, высокий душевный настрой, чувство хозяина, оказывают непосредственное влияние на эффективность и качество труда, на Есе дела общества" (24, 17).
Другая причина заключается в том, что постоянное совершенствование средств производства предполагает и неуклонный рост культурно-технического уровня советского человека, создаются объективные предпосылки для все более активного участия советских людей в общественной работе. Росту образованности, эрудиции, общественной активности советского человека способствует огромное возрастание информационных потоков, способствующее
• < развитию высокой умственной активности. Но вместе с тем растущая информация, все активнее обрушивающаяся на молодое поколение, создает определенную угрозу ее поЕерхноотного восприятия; легкость и доступность информации где-то мешают овладению фун -даментальными знаниями, без чего невозможно истинное приобщение к богатствам культуры.
Далее, социальная политика КПСС включает широкий комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта, образования и медицинского обслуживания, социального обеспечения советских люлей. Все это способствует акселерации - ускорению соматического и полового созревания детей. А акселерация обнаруживает несоответствие во времени, необходимом для завершения развития организма, и временем, отведенном для воспитания, Оче I видно самое главное: при задержке социализации у молодежи иногда появляются негативные установки к действительности, не форми -руется желание активного включения в жизнь, что в свою очередь проявляется в инфантилизме, когда человек избегает принимать самостоятельные решения, перекладывает свои обязанности на плечи других.
Общеизвестно и то, что растущий уровень жизни, рост потре-, бительского спроса и большие возможности для его удовлетворения, предоставляемые НТР в условиях развитого социализма,при ослаб -лении воспитательной работы могут способствовать пороздению потребительской морали, означающей страсть к вещам, к материальным благам, боязнь потерять их. К.Маркс писал: ". чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т.е. он должен быть в высокой степени культурным человеком" (4, 386).
Следующей причиной является не изжитый до сих пор форма -лизм в некоторых направлениях идеологической работы. Не без основания на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС говорилось': "Мы долж-( ' ны объявить настоящую войну такой практике, когда наши демокра -тические нормы и установления не подкрепляются делами, когда довольствуются лишь формой, видимостью дела.«.
Исключительно важно добиться, чтобы слова никогда не расходились с делом, а суть дела не подменялась формой (19, 16-17).
Наконец, до сих пор еще не до конца искоренено влияние буржуазных идеологов на сознание нашей молодежи. Активная деятельность буржуазных идеологов иногда способствует появлению у мо -лодежи, чье мировоззрение еще не вполне сформировано, ряда ка -честв, противоречащих нормам коммунистической морали.
• t 6
Все перечисленные выше факты показывают необходимость усиления идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения в целом, формирована^ единства сознания и поведения в частности: "В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеи должны органичес -ки сочетаться с коммунистическими делами" (15, 118).
Известно, что в деле формирования личности огромное место занимает средняя общеобразовательная школа, которая в своей вое -питательной деятельности руководствуется указаниями В.И.Ленина о необходимости того, чтобы "все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунисти -.ческой морали" (7, 309). В своей речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко говорил: "Надо, чтобы в школе не только говорили на темы комму -нистической морали, а учили ребят строить в соответствии с ней свое поведение. Вот для чего следует активнее развивать самоуп -равленческие начала в школьных коллективах. Естественно, при умной помощи учителей ." (21,7).
Одним из главных помощников учителей в коммунистическом воспитании детей является комсомольская организация школы, за -дача которой - "воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, от -ветственное отношение к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам" (21, 12). И действительно, ком -сомольская организация активно борется за нравственную чистоту каждого школьника, способствует формированию поколения людей образованных и информированных, профессионально подготовленных, , всегда готовых к защите социалистической Родины,
Вместе с тем "не секрет, что у некоторых молодых людей обра -зованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность - с недостаточно ответственным отношением к труду. Во многом - это результат недоработки комсомола" (17, 67). Наблюдения за работой школьных ком -сомольских организаций показывают, что в деятельности ряда комсомольских организаций еще нередко царит формальное отношение к делу: намеченные мероприятия не претворяются в жизнь, оставаясь лишь на бумаге, в результате чего и у комсомольцев подчас слова расходятся с делами. "ЦК ВЛКСМ, комсомольские органы на местах медленно перестраивают стиль и методы своей деятельности. Ком -сомольские организации не всегда эффективно используют имеющиеся возможности влияния на молодых людей, пытаются решать новые задачи "заезженными", шаблонными приемами и средствами. Зачастую они не успевают реагировать на новые увлечения в молодежной среде, придавать им нужную направленность", - говорится в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" 7 июля 1984 года (20).
Следовательно, нужно прежде всего покончить с формализмом. А для этого необходима соответствующая методическая литература, где указывались бы рациональные пути преодоления подобного формализма. Между тем такая литература пока почти отсутствует. А в имеющейся психолого-педагогической литературе нет работ, пос -вященных анализу формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской орга -низации средней общеобразовательной школы. Правда, проблеме идейно-нравственного воспитания в духе единства сознания и поt < ведения посвящено немало исследований. Это работы Н.К.Добрынина (79), В.Г.Асеева (41), А.Н.Леонтьева (120-122), Л.П.Зуевой (6264), М.И.Бобневой (51), М.И.Боровского (60), М.Гусака (75), В.И.Бакштановского (44), Л.С.Выготского (71) и др.
Существует много исследований и по проблеме деятельности школьной комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании старшеклассников (исследования С.Е.Хозе (179), М.МЛщен -ко (189), Б.Е.Вульфова (70), В.В.Лебединского (172), С.А.Шафие-ва (183) и других ученых). Интерес представляют также диссерта -ции С.А.Алиевой (197), Б.Вахабдканова (199), O.K. Зидса (200), М.В.Кабатченко (202), Н.Е.Кульпединовой (203), Л.П.Лаптевой (204), А.И.Малащенко (205), М.Е.Стеклова (206), В.А.Фокина (207). Но обстоятельного изложения, подробного анализа вышеназванного , вопроса пока нет, Следует отметить, что первые попытки в поиске путей формирования единства сознания и поведения встречаются у М.Гусака, который указывает на некоторые причины разрыва сознания и пове -дения. По его мнению, основная причина - это недостаточное убеждение, наличие довольно устойчивых старых привычек, от которых необходимо избавиться для достижения единства сознания и поведения. А к этому можно прийти через эмоциональный взрыв и упражнения в положительных поступках. Однако автор не указывает конкретных путей перехода от знаний к убеждениям (75).
Следующей работой, в которой делается попытка проанали -зировать и указать пути формирования единства сознания и пове -дения,явилась диссертация Л.П.Лаптевой, где также указаны некоторые причины расхождения слова и дела (в пионерском коллективе). Главными причинами автор считает неверное понимание школь никами ряда законов, плохо организованную воспитательную работу, отсутствие у пионеров устойчивой убежденности и т.д. Л.П.Лапте -ва справедливо отмечает, что для формирования единства сознания и коммунистического убеждения необходимо "упражнение в правильных поступках", а подобное единство возможно достигнуть через формирование у учащихся определенных нравственных качеств. Она подробно останавливается на воспитании у пионеров самокритичности, принципиальности, общественной активности (204).
А.И.Малащенко посвящает свою работу проблеме единства пове-1 дения и нравственных знаний в процессе воспитания' подростков. Автор также указывает на причины расхождения знания и поведения, главная из которых заключается в ограниченном характере деятельности школьников. Согласно убеждениям Малащенко, дружба и соревнование с коллективом шефствующего предприятия - важный источ -ник нравственных знаний, нравственного поведения.
Автор указывает в качестве важной причины несоответствия знания и поведения отсутствие твердой убежденности в необходимости поступать правильно, недостаточное развитие волевых ка - , честв, отсутствие единства между семьей и школой и т*д. Он справедливо отмечает, что проблема единства нравственных знаний и поведения - это часть проблемы единства нравственного сознания и поведения (205),
Влияние нравственных знаний на поведение учащихся исследует в своей диссертации Б.Вахабджанов, который считает, что знания о морали - основа действий и поступков. По его мнению, именно они (знания) и образуют новые умения, навыки поведения. На наш взгляд, с этим нельзя полностью согласиться, т.к. именно опыт, приобретенный в процессе деятельности и служит источником навыков и умений. Вопрос в том, чтобы правильно направить эту деятельность, о чем совершенно не упоминается в диссертации (204).
Интерес представляет диссертация М.В.Кабатченко, в которой автор указывает, что одной из основных причин разрыва сознания и поведения является построение воспитательного процесса на основе формирования сознания без одновременного воздействия на поведение подростка или воспитание правильного поведения без опоры на сознание (202). Автор считает, что воспитание единства сознания и поведения предполагает одновременно воспитание сознания и поведения, влияющих и обусловливающих друг друга. Но и в этой работе не затронута роль школьной комсомольской организации в деле формирования единства сознания и поведения уча -щихся.
А диссертация В.А.Фокина, защищенная сравнительно недав -но, посвящена проблеме формирования единства нравственного соз^ нания и поведения учащихся в деятельности комсомольской организации среднего городского профтехучилища (207).
Итак, процесс формирования единства сознания и поведения у старшеклассников в свете деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы по сей день почти не изучался. Особенно в Азербайджане эта тема еще не стала объектом специального исследования. В то время когда, как и во всей стране, в ряде комсомольских организаций средних школ республики имеется определенный опыт работы, позволяющий высказать ;. соответствующие соображения в этой области. Необходимо глу -боко изучить и проанализировать этот опыт, сделать его достоянием педагонической общественности^ также выявить причины, поровдающие
I V
II недостатки и определить пути их устранения. На Всесоюзном со -вещании секретарей комсомольских организаций К.У.Черненко отметил, что "новизна задач, стоящих перед нами объективно ввд -вигает на одно из первых мест вопрос об улучшении форм и мето -дов самого стиля деятельности комсомола" (22).
Все вышеизложенные мотивы побудили и направили нас к данному исследованию. Эта работа представляется нам особенно интересной и актуальной еше и потому, что она обусловлена возрастными особенностями школьникоЕ-комсомольцев (старший под -ростковый и юношеский возраст), т.е.тем периодом, когда он (школьник) уже ищет смысл в окружающей его жизни, когда формируются его жизненные планы. Комсомольский коллектив выступает здесь как субъект и в то же время как объект воспитания.
Таким образом, проблемой нашего исследования является формирование единства нравственного сознания и поведения - содержательного элемента активной жизненной позиции.
Объектом исследования является процесс формирования мо -сального облика советского человека.
Предметом исследования является процесс формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы.
Цель работы - проследить динамику формирования единства нравственного сознания и поведения и разработать научно обоснованные рекомендации для улучшения совершенствования деятельности комсомольских организаций школ по формированию единства нравственного сознания и поведения старшеклассников.
Мы предположили, что комсомольская организация средней общеобразовательной школы при правильной постановке работы мо - » жет стать действенным фактором формирования единства сознания и поведения учащихся-комсомольцев. Это означает строгое соблю -дение ленинских принципов идейно-нравственного воспитания уча -щихся, единства теории и практики, связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Необходима правдивость пропа -ганда, ее уместность, доступность. Важно реализовать на практике постановление ЦК КПСС о комплексном подходе к делу воспита -ния, соблюдать единство элементов воспитания: целей и средств, различных факторов, форм и методов. Обязательным должно являться правильное определение основных направлений идейно-нравственной работы, использование в воспитательном процессе бога -того опыта, накопленного комсомольскими организациями, правильный подбор, расстановка и воспитание кадров.
Гипотеза исследования - Эффективность формирования един-' ства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности школьной комсомольской организации обеспечивается: строгим соблюдением ленинских принципов идейно-нравственного v воспитания учащихся, единством теории и практики, связью с жизнью, с практикой коммунистического строительства; наличием сформированности самого комсомольского коллектива школы; объемом и качеством нравственных знаний учащихся, нравственными мотивами и потребностью деятельности, проявляющимися в общественно полезном труде, правильной организацией этой деятельности; развитостью морально-волевой саморегуляции поведения; сове -щательно-координирующим направлением руководства деятельностью комсомольцев. Правильная организация работы комсомольского коллектива по формированию единства нравственного сознания и пове
V V дения старшеклассников с учетом вышеперечисленного содействует воспитания социально-активной, нравственно сформированной личности.
Цель исследования и проверка выдвинутой гипотезы предаю -лагают последовательное решение ряда задач. А именно:
- цроанализировать сущность и структуру единства нравственного сознания и поведения личности школьника;
- определить критерии и уровень сформированности единства нравственного сознания и поведения у старшеклассников-комсомоль-*-цев и состояние постановки дела по формированию данного единства в комсомольских организациях школ республики;
- определить возможности формирования единства нравственного сознания и поведения в деятельности школьной комсомольской организации;
- выявить определенные условия, формы и методы, необходимые для успешной деятельности комсомольских организаций в деле формирования единства нравственного сознания и поведения, на практике проверить их действенность; '
- определить взаимосвязь деятельности школьной комсомольской организации и педагогического руководства этой деятельностью.
Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, взаимосвязи сознания и деятельности, развитое в дальнейшем в трудах советских ученых, основные программные документы партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания подрас -тающего поколения, о роли комсомольской организаций в формирова -нии личности школьников, решения съездов ВЛКСМ, Пленумов ЦК ВЛКСМ по вопросам комсомольской работы в школе.
V I
Этапы и методы исследования - исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ состояния исследуемой проблемы путем изучения философской, социально-экономической и психолого-педагогической лите -ратуры, а также ее решения в практической деятельности школьных комсомольских организаций посредством наблюдения, интервьюирования, бесед с учащимися-комсомольцами, изучения документа -ции школьных комсомольских организаций, письменных работ старше -классников и др. Так мы подошли к обобщению опыта работы пере -довых комсомольских организаций, установлению специфических осо -бенностей в деле формирования единства нравственного сознания и поведения, что позволило сконструировать программу опытно-экспериментальной работы, разработать ее методику. Это явилось вторым этапом исследования.
Третий этап был посвящен проведению опытной работы по фор-; мировашш единства нравственного сознания и поведения комсомольI цев в базовых городских и сельских школах Азербайджана (школы 58, 82, 83 города Баку, Ленинабадская сельская школа Шема -хинского района). Было охвачено около 700 комсомольцев-старше -классников.
Личное участие диссертанта в опытной работе заключалось:
- в разработке содержания, комплексов и методики прове -дения мероприятий идейно-нравственной и общественно-трудовой направленности;
- в инструктировании секретарей школьных комсомольских организаций по вопросам выполнения разработанных планов, ока -зании им необходимой практической помощи;
- в обсуждении результатов проведенных мероприятий, определении путей и средств совершенствования этой работы.
Изначальным моментом опытной работы было установление уровня нравственного сознания, осведомленности и социальной ак -тивности учащихся старших классов методами анкетирования, бесе ды, наблюдения.
Четвертый этап исследования заключался в обобщении данных опытно-экспериментальной работы, литературном оформлении дис -сертации и составлении рекомендаций комсомольским организациям школ по формированию единства нравственного сознания и поведе -ния школьников-комсомольцев.
Главным. критерием оценки полученных результатов явилось продвижение комсомольцев в области овладения идейно-нравственными знаниями (нравственная осведомленность), рост их социальной и трудовой активности, что устанавливалось по специально разра -ботанной программе посредством традиционных методов педагогики и социологии путем сравнения конечных результатов с начальными.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущ -ности единства нравственного сознания и поведения и своеобразии процесса формирования данного единства у старшеклассников: в деятельности комсомольской организации школы; в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность деятельности школьных комсомольских организаций в формировании единства нравственного сознания и поведения; в уточнении некоторых прие -мов и методов руководства деятельностью школьных комсомольских организаций. Деятельность школьных комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения стар -шеклассников в республике исследуется впервые. у Достоверность исследование подтверждается результатами л опытно-экспериментальной работы, в ходе которой был достигнут значительный эффект в деле формирования у комсомольцев единства нравственного сознания и поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разра -ботке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повы -шение эффективности работы школьных комсомольских организаций в деле формирования единства нравственного сознания и поведе -ния старшеклассников, в организации целенаправленной систематической научной работы сектора нравственного воспитания в комсомольских организациях базовых школ.
Результаты исследования могут быть использованы в прак -тической деятельности комсомольских организаций школ и других республик, а также при составлении методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы в школе или в спецкурсах и спецсеминарах по педагогическим наукам в вузах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Использо-1 вание научно обоснованных рекомендаций в ряде школ республики значительно повысило эффективность работы школьнйх комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения учащихся.
С целью пропаганды результатов исследования и широкого внедрения их в практику мы выступали на научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана, на научно-практических семинарах, перед учителями средних школ.
Результаты исследования освещались в сборниках научных трудов, на страницах журнала "Азербайджан мектеби".
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения и библиографии. (
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования дают нам основание выделить следую -щие организационно-педагогические условия успешного развития идейного, духовного и психологического взаимодействия между пе -дагогами и комсомольцами с целью формирования единства нравст -венного сознания и поведения старшеклассников:
I) включение комсомольцев в процессе управления общешколь -ной жизнью;
2) координирование деятельности учителей и учащихся на всех ' участках работы школьной комсомольской организации;
3) помощь педагогов и стимулирование деятельности школьного комсомольского коллектива;
4) согласованность требований личности учащегося со стороны педагогов и комсомольской организации;
5) выбор правильного метода педагогического руководства с учетом социального опыта и возрастных особенностей старшеклас сникоб.
В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в базо -вых школах, нами были выявлены основные недостатки педагогического руководства, ¿летающие успешному формированию единства нравственного сознания и поведения комсомольцев. В целях разработки оптимальной программы совместной деятельности педагогов и комсомольской организации, способной обеспечить повышение уровня развития единства нравственного сознания и поведения старшеклассников и уровня педагогического руководства процессом формирования данного единства, нами были рекомендованы и использованы некото-( рые способы преодоления выявленных недостатков. I
Так, например, одним из основных недостатков было неполное взаимопонимание между педагогами и комсомольцами, являющееся следствием слабой подготовки большинства педагогов в области теории и методики комсомольской работы. Мы предложили педагогам ознакомиться с педагогической директивной литературой: с приказами и инструкциями Министерства Просвещения, методическими рекомендациями, опубликованными в журналах "Советская педагогика", "Воспитание школьников", "Комсомольская жизнь", а также книгами ' "Классный руководитель и классная комсомольская организация" ( Б.З.Вульфова, С.Е.Хозе и М.М.Ященко, "Комсомольская работа в школе" под редакцией С.В.Дармодехина, "Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе" под редакцией В.В.Лебединского и т.д. Нами были даны определенные разъяснения педагогам по вопросам, освещенным в названной выше педагогической литературе, и указания к тем моментам в деле руководства формированием единства нравственного сознания и поведения, которые требуют наибольшего внимания. Указанные документы и работы педагогов изучались одновременно и комсомольцами. Таким образом, педагоги со своей стороны, а комсомольская организация со своей должны были выделить основной круг воспитательских задач и наметить систему мероприятий по выполнению намеченных задач. В школах №№ 58, 83, 82 гор.Баку и в Ленинабадской школе Шемахинского района Азерб.ССР было решено в августе на педагогический совет пригласить членов комитета комсомола для обсуждения перспективного плана работы школы. В результате планы воспитательной работы классных руководителей были составлены в соответствии с планами работы комитета комсомола, что способствовало направлению дея -тельности комсомольцев и педагогов по формированию единства сознания и поведения в одно русло. В результате тесного взаимодей -ствия комсомольцы и педагоги стали морально поддерживать друг друга, решать вместе сложные задачи и находить более эффектив -ные пути их осуществления.
Таким образом, совершенствование методической подготовки к работе с комсомольским коллективом способствовало преодолению неполного взаимопонимания между комсомольцами и педагогами.
Изучение литературы по возрастной и педагогической психоло -гии, социологии, философии и другим наукам, смежным с педагогической, частые беседы (групповые и индивидуальные) с комсомольцами, проводимые с целью выявления их настроений, взглядов на участие в комсомольской жизни школы, помогли устранить такой недостаток, как авторитарность в руководстве деятельностью школь -ной комсомольской организации.
Слабая помощь в организации выполнения общественных поручений и отсутствие анализа выполнения общественных поручений старшеклассниками со стороны педагогов были преодолены организацией совместного с комсомольцами планирования поручений и помощи комсомольцам в их выполнении, последующим заслушиванием и совместным обсуждением комсомольским и педагогическим коллективами отчетов комсомольцев о ходе и результатах выполнения поручений.
Планирование совместной деятельности педагогов с классной комсомольской организацией, создание системы общественных поручений и привлечение к выполнению поручений каждого комсомольца помогли преодолеть такие недостатки, как преодоление групповых форм работы со старшеклассниками над индивидуальными и отсутст -вие единства в работе классной и школьной комсомольских органи-» заций.
Остановимся на примере педагогического руководства деятель-< ностью комсомольской организации в проведении Всесоюзного Ленинского зачета и составлении личных комплексных планов. Этот вы -бор не случаен, так как Ленинский зачет "Решения ХХУ1 съезда КПСС - в жизнь!", как было отмечено нами выше, имеет целью вое -питание идейно-закаленных, сознательных борцов за коммунизм,ха -рактерной чертой которого является "сплав знаний, убеждений и практического действия" (16,76), и является комплексной фор мои соединения воспитательных условии комсомольских организаций и учебных коллективов. В наших экспериментальных школах ' до проведения комсомольского собрания, на котором должны были утверждаться личные комплексные планы комсомольцев, педагоги совместно с комитетом комсомола проделали определенную работу, оказали комсомольцам необходимую помощь в их предварительной подготовительной работе. Кстати, подобная помощь необходима вследствие того, что, как показывает опыт, сами старшеклассни -ки затрудняются е составлении личных комплексных планов, что объясняется спецификой классной организации школы: школьный комсомольский отряд объединяет младшую возрастную группу комсомольцев. Многие из них только вступили в комсомол, а другие имеют слишком маленький стаж внутрисоюзной работы. Из это -го вытекает, что они не полностью осознают свои возможности; одни учащиеся ( с заниженной самооценкой) боятся брать на себя серьезные обязательства, требующие проявления творческой инициативы, преодоления определенных склонностей и т.д.; другие (обыч -но с завышенной самооценкой) берут на себя часто непосильные обязательства. Поэтому важная роль в коррекции данных ситуаций отнодится педагогу, который должен тактично направлять деятельность комсомольцев, избегая однако чрезмерной опеки, а также предостерегать их от ошибок и учить преодолевать определенные трудности. Исходя из этого, педагоги поставили перед собой за -дачу научить комсомольцев целенаправленно планировать работу, ^учитывая возможности своих учеников, рекомендовать включение тех или иных обязательств. Особо большое внимание было уделено педагогами организации самовоспитания учащихся. Учащиеся порой неправильно понимают процесс самовоспитания. Наблюдения показы -вают, что самовоспитание у них выливается в самоутверждение, в ложную самостоятельность, что зачастую ведет к конфликтам с окружающими. Поэтому планы бесед, проводимых в классах по ор -ганизации самовоспитания, составлялись при непосредственном участии педагогов, которые своими советами направляют комсо -мольцев на правильный путь в решении данной задачи. Это впол -не соответствует требованию к стилю руководства молодежной организацией, выдвинутому К.У.Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций: "Максимум убеждения, товарищеского внимания, практической помощи" (22).
Результатом работы,проделанной педагогами совместно со школьной организацией по подготовке к проведению Всесоюзного Ленинского зачета, было то, что комсомольцы могли правильно подойти к оценке собственных возможностей, с большей ответ -ственностью отнеслись к включению того им иного обязательства в личные комплексные планы, по-деловому обсуждали принятые обязательства и правильно определяли цель и задачи самовоспитания.
На высокий уровень поставлено педагогическое руководство в Ленинабадской школе Шемахинского района, что можно наглядно видеть на примере педагогического руководства работой учени -ческой производственной бригады, о которой было рассказано в § I данной главы. Для того, чтобы комсомольцы добились столь значительных успехов в своем почине - организации животноводческих комплексов, им необходимы определенные знания и уме -ния. Поэтому опытный педагог, директвр школы З.Шикаров стал вести специальный тематический цикл "Наш вклад в Продовольственную программу СССР". Весь цикл состоит из 12 занятий, ко -торые представляют собой практикум организации и ведения хо - ( зяйства. Характерным является то, что,проводя эти занятия, Ши-каров всемерно развивает инициативу и творчество самих учащихся, не навязывая им своего мнения, а активизируя их мышление и способности. Так, каждое третье занятие строится на основе ана -лиза, сделанного самими комсомольцами. Подобное содружество педагога и учеников - наглядный пример правильного педагоги -ческого руководства деятельностью школьных комсомольских орга -низаций. Своим ответственным отношением к делу, серьезностью, с которой подошел директор школы к желаниям и инициативе комсомольцев, стремлением всемерно и всесильно помочь старшеклас сникам в их начинании, доверием, с которым он отнесся к пред -ложениям школьников, т.е.своим личным примером педагог способствует формированию высоких нравственных начал у своих воспитанников. Человек, обладающий в высокой степени единством нравственного сознания и поведения, по-настоящему увлек юношей, ко -торые все активнее включались в работу, формируя у них такие качества, как гражданственность, чувство долга и ответственнос-( ти, коллективизма, взаимоответственности, требовательности.
Главным правилом, которому следуют педагоги в организа - < ции руководства деятельностью школьных комсомольских организа -ций, является всемерное развитие самоуправления школьников, активизации их самих как хозяев собственной жизни. Это достигается учетом характера саморегуляционных процессов в комсомольском коллективе, созданием условий для их возникновения и уме -нием корректировать эти процессы.
Итак, в целях эффективности процесса формирования нового * человека и воспитания у него единства нравственного сознания и поведения необходимо усилить взаимодействие школы и комсо -мола и повысить уровень педагогического руководства процессом формирования единства нравственного сознания и поведения уча -щихся - комсомольцев. Повышение уровня педагогического руко -водства данным процессом может быть достигнуто при применении современных методов управления совместной воспитательной деятельности учителей и комсомольской организации и наличии;
- понимания задач и содержания воспитательной работы комсомола в современной школе;
- единства целей и направлений воспитательного воздействия ( в данном случае, нравственного);
- оптимального соотношения реализации комсомольского коллектива как объекта и субъекта воспитания;
- организационно-педагогических условий успешного развития идейного, духовного и психологического контактов между пе -дагогами и комсомольцами (см.с.139);
- прогнозирования и программирования совместной воспи -тательной работы педагогического и комсомольского коллективов;
- совещательно-координирующего направления педагогического руководства; »
- правильного планирования и координации работы различ -ных звеньев и средств воспитания учащихся;
- глубокого изучения педагогической литературы по еоп -росам теории и методики комсомольской работы; познания воспитательных факторов и явлений, их связей и взаимообусловленное -ти, их учета в процессе совместной деятельности;
- объективной оценки эффективности воспитательной работы и корректировки взаимодействия педагогического и комсомольского коллектива на ее основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поскольку в конце каждой главы и каждого параграфа даны соответствующие выводы и рекомендации, вытекающие из этих глав и параграфов, чтобы не повторяться, здесь в общей форме отметим лишь основные положения.
I. Единство нравственного сознания и поведения является важнейшим содержательным элементом активной жизненной позиции { личности и предполагает целостность и взаимообусловленность информированности личности, ее знаний, убежденности и действий. Партия и Правительство уделяют повседневное пристальное внима -ние формированию этого единства на современном этапе у совет -ских людей вообще, у школьников в особенности. Объективных при -чин, обуславливающих эту необходимость, много. Это социально-экономический прогресс Советского Союза, создавшего условия и обеспечивающего всестороннее гармоническое развитие личности - ^ формирование нового человека, характерной чертой которого является сплав знаний и убеждений, направленных на практическое прог-\ рессивное преобразование мира, на творческий труд, на претворе -ние в жизнь целей и задач коммунистического строительства; пос -тепенный переход к коммунистическому самоуправлению, где в огромной степени повышается роль морали, как регулятора социальных отношений; создание объективных предпосылок для все более активного участия людей в общественной работе; изменение в са -мом содержании труда под воздействием научно-технической рево -люции, на эффективность и качество которого оказывают непос -редственное влияние новые высокие нравственные критерии; тре -бование нашей действительности — чтобы слова никогда не расхо — дались с делом, суть не подменялась формой, чтобы прививать учащимся непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и нравственным качествам и т.д.
2. В идейно-нравственном становлении личности, в форми -ровании у нее единства нравственного сознания и поведения большую роль играет средняя общеобразовательная школа, являющаяся самой жизнью юношей и девушек»
Активным помощником педагогического коллектива школы в деле идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения является комсомольская организация школы, вовлекающая учащихся ( в практическую деятельность, способствующая утверждению в созна -нии и поведении высокой идейности, организованности, дисциплинированности, творческого отношения к работе, развитию морально-волевых качеств.
3. Формирование единства нравственного сознания и пове -дения - это сложный целостный процесс, находящийся в прямой зависимости от уклада жизни советских школьников, от системы взаимоотношений между ними, от воспитательных влияний на них.
1 Сложность процесоа формирования единства нравственного сознания ' и поведения обуславливается тем, что имеется ряд объективных и субъективных причин встречающегося у комсомольцев разрыва нравственного сознания и поведения. К объективным причинам относятся: наличие пережитков прошлого в сознании некоторой части людей; существующие пока различия между городом и дерев -ней; некоторое экономическое неравенство людей.
К субъективным причинам относится разрыв между притяза -ниями и достижениями старшеклассников, что объясняется отсутствием силы воли, недостатком времени у некоторой :части учащихся, отсутствием благоприятных обстоятельств и условий, недостатком знаний и умений.
При правильной организации деятельности комсомола школы субъективные причины разрыва единства нравственного сознания и поведения преодолеваются самими комсомольцами.
4. Наряду с положительным опытом работы школ республики по идейно-нравственному воспитанию, по формированию единства нравственного сознания и поведения имеется ряд существенных не -достатков. Так, в деятельности комсомвльских организаций ряда школ царит формализм и шаблонность; во многих школах почти не проводится моральное просвещение старшеклассников; в ком -сомольских организациях отсутствуют секторы нравственного вое -питания; при распределении поручений не учитываются интересы, наклонности, возможности школьника; существует нарушение и в педагогическом руководстве комсомольской организацией, когда педагоги смотрят на комсомольскую организацию только как на объект воспитания, игнорируя тот факт, что комсомольская орга -низация является одновременно и субъектом воспитания.
На преодоление этих недостатков необходимо обратить серьез-\ ное внимание.
5. В содержание деятельности комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения входят повышение уровня нравственной образованности комсомольцев, вооружение их основной суммой знаний по проблемам коммунис -тической нравственности, организация работы по самовоспитанию с целью развития морально-волевой саморегуляции поведения, развитие нравственных качеств в процессе общественно полезной дея -тельности.
6. Комсомольской организацией школы в работе по формирова -нию единства нравственного сознания и поведения должны широко использоваться такие методы, как убеждение (целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение комсомольцев); коллективная деятельность комсомольцев, в процессе которой знания превращаются в убеждения, а убеждения - в убежденность; соревнования, способствующие развитию творческой инициати вы, самодеятельности, коллективизма, сознательности, ответственI ности, коммунистического отношения к труду, утвервдению норм коммунистической морали; общественно-политическая практика, комсомольские поручения; поощрение и наказание, способствующие развитию положительных побуждений старшеклассников и претворению их в деятельное -ти, а также корректировке поведения комсомольцев.
7. Основными формами деятельности комсомольской организации по формированию единства нравственного сознания и поведения яв ляются: Всесоюзный Ленинский зачет, Ленинские Уроки, Уроки Му -жества, лекторские группы и агибригады, конференции по нравст- , венным проблемам, морально-этические беседы и диспуты, комсомольское собрание, комсомольское поручение, работа в учебно-производственных бригадах.
Весьма полезно нравственное просвещение учащихся, в про -цессе которого школьники вооружаются знаниями моральных норм,что способствует выработке у них нравственных убеждений и сознания, потребности, готовности и способности к высокоморальному пове -дению, морально-волевой саморегуляции поведения; у них выраба -тывается стремление к соединению сознания и поведения.
8. Ни труд, ни учеба, ни Ленинский зачет, ни диспуты, ни комсомольские собрания и т.д., ни тот или иной метод или форма сами по себе (т.е.в отдельности), не могут обеспечить успех в формировании единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. Только в общей, единой взаимосвязанной системе воспитательных влияний и при использовании оптимальных сочета -ний различных методов и форм можно обеспечить достижение данного единства.
1 9. Достижение единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации средней школы находится в прямой зависимости от уровня сформированнос-ти самого комсомольского коллектива, от объема и качества нравственной информации, нравственных знаний, приобретенных в резуль -тате информации, от мотивов деятельности и потребностей самих комсомольцев; от правильной организации деятельности каждого комсомольца, от морально-волевой развитости старшеклассников.
10. Разнообразная практическая деятельность комсомольцев, I выполнение ими комсомольских поручений, участие в творческом труде формируют у школьников - комсомольцев не только добросо- , вестное отношение к труду, но и потребность трудиться творчес -ки, высокие нравственные принципы, в результате чего ученики стремятся соединить слово с делом, идею с практикой, сознание с поведением, более добросовестно относятся к учебе, к своему долгу, успешно трудятся. Специальные разумные упражнения и прие -мы активизируют практическую деятельность комсомольцев, дают заметный успех в формировании единства нравственного сознания и поведения старшеклассников.
11. Повышение уровня педагогического руководства деятельностью комсомольских организаций в работе по формированию единства нравственного сознания и поведения в сочетании с собст -венной активностью старшеклассников дает значительный эффект. Воспитательная работа педагогов способствует развитию воспита -ния и самовоспитания. Надежной гарантией соединения нравствен -ного сознания и поведения школьников является совещательно-координирующее направление педагогического руководства.
Проблема формирования единства нравственного сознания и f поведения старшеклассников в деятельности школьных комсомольских организаций сложна и многогранна. Ее решение не ограничивается рамками данного исследования, и она требует дальнейшего изучения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тарханова, Маргарита Леонидовна, Баку
1. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. М.: Политиздат, 1955, т.23, с.1-784.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-178.
3. Маркс К., Энгельс Ф.Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
4. Маркс К. Критика политической экономики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, с.51-508.
5. Энгельс Ф.Людвиг Фейербах и конец немецкой классической фи -I лософии . Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269317. (
6. Энгельс Ф. Антидюринг. М.: Политическая литература, 1957.
7. Ленин В.И. Задачи Союзов Молодежи. Полн.собр.соч., М.: Политическая литература, т.41, с.258-275.
8. Ленин В.И. О характере наших газет. Полн.собр.соч., т.37, с.89-91.
9. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.
10. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
11. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165-208.
12. Ленин В.И. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности рели -гии". Полн.собр.соч., т.29, с.41-64.
13. Ленин В.И. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1973. - 704 с. ,
14. Ленин В.И. 0 коммунистической нравственности. М.: Полит -издат, 1975. « ,278 с.
15. П. Документы Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства
16. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 114 с.
17. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. И.: Политиздат, 1982. - 223 с.
19. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Юрид.лит., 1977. - 62 с.
20. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Полит -издат, 1983. - 129 с.
21. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышения его рож в коммунистическом воспитании¡молодежи: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984, 7 июля.
22. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.
23. Ш. Труды, речи, выступления руководителей КПСС и Советского государства
24. Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций. Правда, 1984, 29 мая.
25. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. М.: Политиздат, 1974, т.6.-680 с.
26. Алиев Г.А. Формирование активной жизненной позиции: актуальные задачи нравственного воспитания. М.: Политическая ли -тература, 1979. - 61 с.1У. Документы Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи
27. ХУШ съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
28. Молодежи, 25-28 апреля 1978 г.: Стенографический отчет. -М.: Молодая гвардия, 1978. 431 с. '
29. XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 18-21 мая 1982 г.: Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1982. - 415 с.
30. XXXI съезд ЛКСМ Азербайджана 2-3 апреля 1982 г.: Документы и материалы. Баку: Гянджлик, 1984. - 388 с.
31. Устав ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1979. - 32 с. I1. У. Специальная литература
32. Крупская Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании ) молодежи. Пед.соч. в 10 томах: Изд-во АПН РСФСР, 1958,т.2, с.121-126.
33. Крупская Н.К. Реконструкция народного хозяйства и политех -ническое образование. Пед.соч. в 10 томах: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.4,-630 с.
34. Макаренко А.С. Проблемы школьного современного воспитания. -Сочинения, 2-е изд., 1958, т.5, с.105-221.
35. Калинин М.И. О воспитании коммунистической сознательности. -М.: Педагогика, 1975. 287 с.
36. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 636 с.I
37. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личное -ти. М.: Наука, 1980. - 335 с.
38. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318 с. '36,37,38