автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 классов
- Автор научной работы
- Поршнева, Юлия Станиславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 классов"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛИШИЛ П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.13
Па правах рукописи
ПОРШНЕВА Юлия Станиславовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ШКОЛЬНИКОВ 4-5 КЛАССОВ
13.00.01 — теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискаиис ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1992 Ь
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических паук, профессор БАРАНОВ С. П.
О фи ц п а л ьн ы е о ипопситы:
доктор философских наук, профессор РАЗУМНЫЙ В. А.
кандидат педагогических паук, доцент КОНЫ111ЕВА II. М.
Ведущее учреждение: Научно-исследовательский институт общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Запдгга диссертации состоится года
в часов на заседании специализированного совета
К 053.01.13 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. II. Леннна (117571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета: 119435, г. Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан <<...^....»..^^^^^1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
КОЖАНОВА Н. Е.
Ъ
ОБДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследование. Гуманизации образования как одна из ведущих задач современной школы основывается на развитии индивидуальности и творческих качеств личности какого ребенка. Особое значение в этом процессе приобретает {.орг/ирование эстетического отношении к окружаз'цему к'яру. Освоение эстет гческих свойств реальных объектов на основе чувств и лшного опята *лад"юго подростка является.способом гармонизации его взаимодействия с окружающим миром. В процессе формировании эстетического отномония проявляются и развиваются такие свойства и качества личности,■как эмоциональная отзывчивость, хуго-тественний вкус, способность к оценке действительности и творческой деятельности.
Эстетическое отношение подростков к окр/ж.та::;рму к'./р/ является в настоящее врег.я объектов изучения в оЗхаст« ^глософии, психологии я педагогики.
В философском плане проолеми художественного творчества из*-чались А.А.Алабяном, Д.Благоешм, IJUTaienw, И. Л.Л нпенко, Н.Л.ЛеЛзеровнм', Б.С.Кейлахом. Проблеглак эотегиеотого анализа посещены работы И.В.Волковой, В.Л.Салеева. Лск/еотнс как ¡лрка общественного созналит исследовалось ü. '¡.Володиным, Л.Л.лутезой, О.П.Лановенко, В.Л.Михалевым. Закономерности формирования художественного образа рассматривались в работах Л..Андреева, Л.Б.'Зо-, рева, В.А.Разугного, процесс художественного познания отражен в работах С.С.Гольден*р:«тч, Г.Л.Рпг/ал, А. КЛосепа, А.С Логунова.
Психологическим• ocnopairaew для язучен.п аанпой тгг/н ллуяат работы Б.I'.Ананьева, Л.С.Выготского, H.H.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Руб'.Ш'ПТе'Лка, Б.й'.Теплова. Гелхолоеття изобразительной ^етгель-■ нести отражена в работах 13.0.Мухиной, A.B. Щербакова,. развитее восбп'1ж?ния детей в твор «есчоИ деятельности'из / гадось К.А.ЛуотиноЙ, А.К.Ухитярчно!/', Н.В.Пьянковой. Эстетические рмоцин как ;.о;;ыа отражения действительности рассматривались А.Е. гиркоаой, Г.Х.Шячгарогым.
В neiiaiormecKoii литературе votröio вниелять слозу-готе направления исследования проблемы формирования эстетического отношения: jоптирование эотетчюского отнесения к природе /Т.В.Калугина, JI.ll.Вето, 1.О.Тарасенко/, целостный процесс (юршрования эстетического отношения как взаил'оде 1стгие учебно-воспитательной оабсты нколя с сопнально-пепагопнеской средой, природой, искусством /БЛ.Лчхашв/, взаимосвязь эстетического и экояог.неского воспита-
■ - г -
нчя /К.Д.Зверев/, развитие эстетических чувств /Н.Г.Тагильцева, А.Б.ЩерЛс/, ;ори;ирование ястеттеского отношения к искусству /К.'Л.Млькнскач, О.Г.Алапчдзе/, Проблеме систематизации чувственного опыта учапихся посвящены работы Л.В.Алексеевой, II.И. Антоновой, С.П.Баранова, Л.И.Буровой, А.лС.Овгинипковой.
Таким образом, -¿члосоХскач, нсихолого-педагоги[еская литература располагает значительшп/ материалом по исследованию проблема формирования эстетического отношения. Однако имеете! рад мало-разработанных вопросов. Армирование у младших подростков эстетического отношения па основе реальных объектов окружа-ощего мира не явдялось предметом специального исследование. Недостатошо изучены вопроси соотношения модели и оригинала в художественной деятельности у1а:цлхс(г, не рассматривались проблемы ¿ормирования эстетического отношения со стороны эмоционально-смысловой значимости объектов окрутощего игра для младших подростков, недостаточно разработали методы формирования эстетического отношения на основе реальных объектов окружающего мира.
Эстетические ценности ближаН'чего природного окружения, город-, екая среда, местные традиции и искусство могут оказывать значительное влияние на воспитание детей, их ценностные ориентации, формирование национального характера. Таким образом, проблема 'формирования эстетического отношения младших подростков к реальным объектам окружающего мира является актуальной как с точки зрения педагогической теории, так и практики школы.
Бое вышеизложенное определило выбор те?/» диссертации: "Формирование эстетического отношения к реальны?.! объектам, окружающего мира у школы:иков 4-5 классов" я формулировку научной нооблемн: каковы педагогические условия формирования эстетического отношения к реальным объекта!,! окружающего мира у школьников 4-5 классов. Реление данной проблем является целью исследования.■
• Объект исслрдор-анпя: художественная деятельность школьников 4-5 классов.
Предмет исслр.тот'ачпя: процесс формирования эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 классов.
В соответствии с npo6.net/o3, предметом и целью' исследования • были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности процесса формирования эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников
.4. з -
4-5 классов.
2. Определить .уровни с1оп!."лровашюст,1 эстетического отношения к реальным объектам окружающего г.:ира у хколыпков 4-5 классов.
3. Обосновать педагогимские условия '1ор.\:.фОпак;н эстотичос- -кого отношение к реальным объектам окручао.цего уира у пколышков 4-5 классов.
Гипотеза. Ыодшо предположить, что эИе.ктчвность (ормиропанш у младших подростков эстета {сского отно'лош'л к о;\рут;.гл1с:,.у глуру существенно повыпаетсч при вкл/дения в уче'ЗяиК гроцосс с.япдуд-цлх цедагог:иеских условиЛ: непосредственного наблодонкя ро-ллышх объектов, отракеняч- укицгшисч свояк впечатлений и дм тс го опыта в процесса ¿.орг.дроьания художественного образа, еи,<>гла а<олънчлшт результатов своей практической деятельности.
^етолологнчс-скоЯ оснгроЛ исследованач шллг.'сч п'кссюгач теория познания о категоричх единичного, особенного, общего; чувствен-ного и рациснарыюго, конкретного и абстрактного; г.'.одел'.фовачпч, . а такче оететтмочме концепции о худочественно-образно!.. отрадой;!:' действительности.
Петом» лсоледопач :
' - теоретический анализ |гшосо$екоЯ, псиколоппескоЛ п педаго* глческо',1 литературы по исследуемой проблема;
■ - изучение учетных громад; л опыта работы гч,<ол по лстетшес-кому Еоспитан'-сэ ьлагллх подростков; ■
- пешгсг;нески1 эксперимент;
- диагностические методы: анкет«рованле, яидяз'лд/альна I бесе-г да, коллектлвиый опрос, анализ результатов дечтельисотч;
- количественный и качественный анализ пол/ченчых результатов.
•Исследование по те:,-о диссертация проводилось ь несколько этапов, На первой птапе /1268 - 191)5 г./ осуществлен теоретический анализ проблещи ¿ормировашп эстетического отнопеннл и проведен констаглру.олиЛ эксперимент, целью которого лвл-тлось; а/ апучекиз состоит исслед/емой проблемы в практике яколн; б/ нычвлекно /ровней с^р» ированности эстетического отношена у школьников 4 -
5 классов в условичх общеобразовательной школы.
Осисвывачсь на результатах конотаглруипего экспо?:н/онта и анализе учебных программ по развито ре т, чтекпо, изобразительному искусству, ¡¡¡у фсдокеценио, била разработана система творческих задании с цель.) 1орг;лровлнич эстетического-отнопонич к реальным
объектам'окружающего мира у учащихся. .
На втором этапе исследов;шия /1989 - 1991 г./ проводятся Хормируздяй эксперимент, осуществленный на основе включения в учебный процесс экспериментальной систем творческих заданий, в ходе выполнения которых происходило формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего лафа. •
На третьем этапе исследование /1991 - 1992 г./ дан анализ' сформированное™ у младлих подростков эстетического отношения к реальный объектам окружающего мира на основе экспериментальной методики,, а такхе проведена.обработка результатов исследования, оформление диссертации.
Научная ноят-тзна и теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тек, что в нем:
- разработаны теоретические основы формирования у младших подростков эстет/неского отношения к реальным объектам окружающего мира;
- выделены компоненты становления эстетического отношения' гаад'иих подростков к реальным объектам окружающего мира: интутивный, эмоциональный и когнитивный;
- выявлены уровни сформированное™ эстетического отношения
к реальным объектам "окружающего мира у младших подростков;
- определены этапы формирования эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у младших подростков: распознавания, интерпретации и формирования эмоционально-' смысловых значенпИ' наблюдаемых объектов;
. - обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования эстетического отношения: непосредственное наблюдение реальных объектов окружающего- мара, отражение учащимися своих впечатлений и личного опыта.при создании художественного образа,' оценка школьникам результатов своей практической деятечьности.
Достоверность полученных результатов базируется,на'методологической обоснованности исходных теоретических позиций, обеспечивается реализацией комплексной методики,.адекватной природе изучаемого явления, статистической значимостью опытных данных, сочетанием количественного и качественного анализа опытко-эксперимен-тальной работы, а также сопоставлением результатов зарубежных и отечественных исследований данной проблемы. .-".-•'
Практическая значимость работы состоит в îom, что разработан-. ная методика существенно повышает эффективность процесса формирова-
ния эстетического отношении. иревдояешсМ подход к эстетического отношения на основе эмоцнонагпно-смыс.т'.о; е.! же гя-кости реалышх объектов окрулаовего ылра обеспечивает разппмо творческих способнооте-Л учацпхоч и игяьлжк.' при организации пде.и-« видуальных ч групповых 1-орг' обу ¡егул.
На защиту пшоеттеч очегу.пг'о гпло^чч т:
1. Особенности гф' '1<:сси ;ор/.: :роичн.! 1 эст-згггзекгчго о п:с:ши I у младших подростков на с слове /игаяьнкк о.'гок.'оз окрртй лтего .'/ира.
2. Интуитивны!!, зйТ'Ц'.он.чльнчЛ и ког;?лг/га»!;1 кюпэпнт» станов-ленич оототчче-сгсого отношения у реплмпю пбткил. сапуна о ¡ого г/.ра у млшглих подростков. V г^-'т.-оотч от проглрг.'в/ггпего опил ребоп-ка, свойств реапьното о.уьекта и к&кмоь с-то "г.у шглч с:, п пэ компонентов 1.'0'-.ет занимать гедуиуо ргль гри ьозк.яшог.«»'.:.'. зг.-.т пинского отношения /другне отаиоьятс! пспс.г.огатольчид'»/, по онр'»г/*п{»т качество хуаодостязнчого образа.
3. .'.тали ¿ор'.ирован*! / мда,г».гх (то.эростг/о эстоги'/осксго о:но-вен«и к роалыфн объектам очр/почего мира: р^ттоакал:!;!'!, я ".'вр-претацпя и }ор;/тз'Жтн:я я::оч'оча/тьио-емчсЛ'-'Н'п эк-дчвнпЯ объектов.
4. Иеизгогич'-'.Сл'лв уедпрач /ор-.:прог.-лмт эсто?тс:«го оглта'жча к реаганг.)., объектам 1уч>/ул:чрю .:гр-1: яег.сс'юдо':чо-.иоо к*»'.-".-квела рппышт объекта?., огса-ени-? у ттиясл евсях глгчлтленчй лччг.ого' опыта пои созллпяк д/зтост*«?чгого образа, о'.лсл.ка внсль.".'!;«.»,м результатов cf.cc:'. {.рш'пеекпЛ зртгслшос?*.
Ап^оба^рт, работы. Выспренно результатов •леппопож&ж ог/л*от- ' &одсоъ п прочесов эхггррпг/енталыгоА работы «з срадох ч-колах 166 г.(.'о<г<?ч, Я, в, 14 г.Архаигс.г-сгл.
Ссттыто полггег.'п и роа/л'-.тпт» '.¡селедо"-1'.":« ¿'лпачыванюь на га! шо-теороччпг-скн.с ксп1е>">о;н.п-!Х Архмсе еьского госул;».рстре:1-погз пезагоггиеского жюгитута, на на/ччо,'! сессия по итогам научно-псслелггательской работы за 1991 год МЯУ т. В.'Л,Ленина, перод учителя*,'л акол Г.Архангельска и г.л'.осквы.
Структура лнссощ^щщ. Диссертация состоят из введения, двух ' глав,- зачллчешп, библиографии, прялозенвд.
. Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, одреае-лены цель, объект, предает, рабочая гипотеза, основные зад.ли и, методы исследования, показаны его новизна и практическая значимость.
В пррроЛ главе "нормирование эстетического отноаешм в теории и практике кколы" излагается теоретнко-методслогические аспекты
- в -
исследования, раскрываются особенности формирования эстетического отношения в младшем .подростковом возрасте, представлен анализ констатирующего эксперимента.
Ео второй главе "Педагогические условия формирования эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 классов" раскрывается сущность процесса формирования эстетического отношения на основе непосредственного наблюдения реальных объектов-окружающего мира, отражения учащимися своих впечатлений и личного опыта при создании художественного образа, оценки школьниками результатов- своей-практической деятельности.
В заключении подводятся общие итоги проведенного исследования, формулируется выводы. ' '
Общий' объем диссертации составляет 167 страниц машинописного текста. Список литературы включает 175- наименований, из них 21 -на английском языке.
ОСНОВНОЕ С0ДЕР1£ЛНИЕ РАБОТЫ
Теоретический анализ философской,' психологической и педагогической литературы позволил выделить особенности понятия эстетического отношения. Основанное на духовной связи субъекта с объектом, эстетическое отношение зависит как от многообразия свойств объекта,' так и от индивидуальности субъекта. Необходимо выделить такие черты эстетического отношения, как способность субъекта испытывать чувство наела сдения прекрасным независимо от утилитарного интереса, предметная отнесенность, обусловленность эстетического отношения системой индивидуальных, групповых, обдественных ценностей.'
Данная работа посвящена исследованию субъективных особенностей эстетического отношения, формированию этого качества у младших подростков в зависимости от их возрастных особенностей, личного опыта в познании окружающего мира. Исходя из изложенного, мы понимаем под эстетическим отношением субъективное отражение объективного мира, основанное на эмоционально-образном постижения и выракающееся в суждениях, оценках и различных видах художественной деятельности.
Проведенные исследования показали, что педагоппеские теории, эстетического воспитания направлены на использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса. Так, в подходе Л.И.Бурова, 10.П.Петрова, Л.П.Печко формирование эстетического
отношения рассматривается в процессе преподавания уюбчых дисциплин, внеклассной работы школы; концепция Б.Т.Лихачева основывается на взаимодействии социально-педагоппеокой среды, природы, различных видов искусства в эстетическом развитии школьников. Соглас-•но исследованиям Л.П.Печко, I .С.Тарасенко формирование эстотичес-кого отношения должно представл хть собоД с ноте:, у, .о! галшо а:си-ча'оцую все фермы деятельности детей. Вза:н.освязь рояльного восприятия природы и пейзанского искусства рассматривалась :!.>Лон юровим. Ряд исследований /Л.А.Ьыходиова, В.ЛЛордисшко, Н.;,;.Хопт::ева, Э.Э.Пурик, 'Л.БХешко и др./ посв-гдемо изучении вэхшоск пи ¡орг/кро-вання отдельных художественных умений и пинков с развитие/ творческих способностей укалихся.
В современных научных исследована IX, в практике ••ш,л,1, все чаще указывается на необходимость обрасти к нидничь/альн к.: потребностям и ценностям личности, к внутреннему г-лру ребенка. ¡Лечгу тем, как показывает анализ состояния проблем!! исследования, формирование эстетического отношения неяоетатошо оснопывяотся на наблюдениях, чувствах и литом спите самого ребенка.
Анализ учебных программ для 4-5 классов показывют, что в определенной мерэ они ориентируют учителей на использование методов обучения, направленных на освоение учебной информации, изучение учебных моделей. Если в дошкольной педагогике /Т.С.Комарова, З.А.Кюрина и др./ опыт познания детьми окружающего мира и развитие их творческих способностей рассматривается как едины!!, ^взаимосвязанный процесс, то последующее обучение в школе все более основывается на применении методов конвергентного мышления. При этом подхода Нормирование эстетического отношения у младших школьников и подростков опирается в больней степени на изучение произведений искусства. Образелиэ к эстетически.! свойствам реальных объектов яг'гает вспомогательную роль, способствуя углубленно восприятия кскэдетод. На-но отметить, что при таком подходе чувства л представления ребенка мею остаются вне целенаправленной.работы учителя. Поэтому предлагаемые теш бесед, игр, творческих работ недостаточно опираются на индивидуальный опыт учащихся и не находят у них отклика.
Речач про «ем/ нормирования эстетического отношен:::, мы исходили из анализа С1рукгуры ли шостп у.отвтего подростка, его потребностей, интересов, г емкж деятелт-нооти, а гит системы ценностей,
- О -
характерной .¡ил этого возраста. Нами были выделены следующие особенности, влчя.опие на ]ормирование зстети геского отношения.
Характерная особенность раннеподросткового возраста состоит в то», что в нем проявляется как детские игровые формы общения и глчтольчости, так и свойственные более зрелому возрастному пер юд.у раз пития логшескке {ормн мышления, рефлексия, способность к обеб'цешсо наблюдаемых явлен В изобразительной деятельности от стаций нгшииул;щий и создания одаволов ребенок переходит к создали::) образов-схем /Л.С.Выготский/, которые, как правило, отра-жшт .«родставлошп об объектах. Ваяно отметить стремление младшего подростка к "реализму", которое выра-кается в отрешении к объемно-пространственному изобранен.га и детализации.
]•> натах и с следован'лях эстетических суждений младшие подростков ь.н опиралось на тшку зрения Н.Пиа»:е, предложившего слодущу» класо:цикаци:а, основанную на искренности высказываний: "Когда реЗп-юк ко заинтересован вопросом и не откликается на попытки заинтересовать его, он отвечает наугад, первое, что придет на ум. В этом случае ш говорим о его реакции как ответе наугад. Когда ребенок без обдумывания отвечает на вопрос, изобретая ответ, в ■ который саг, не верит, ш говорим о романтизме. Лногда уже сам вопрос предполагает определенны:! ответ, или 'же ребенок просто хочет удовлетворить у-гителя своим ответом. В этом случае ш говорим.о .пз*лзз-'нпг с,7»ст"пг. Ам-да «е ребенок отвечает после размещения, основываясь на собственно?,; опыте, мы используем терг/пн свободное с/-.]!•.'[!':о.При восприятии реальных .объектов окруяаэдего мира ребенок чаче всего высказывает суждение на основе собственного эмоционального состояния в момент восприятия: "Когда я смотр.о на звездн, то п!о кажется, что я там тоде с ними сверкал и свечусь как огонек." /Коля К./ Следует указать на взаимосвязь-кезду $фав-ствешип/и л зстотияескт»-я понятиями у младших подростков. Ото выражается в субъективности восприятия, "очеловечивании" имя природы, а такт.о в избирательном отношении к средствам выразительности, например, к ттет.у, птт изображении "доброго" и "злого".
В рюкочпп сущности процесса формирования эстетического отиопигп ва-.;п:;м является вопрос о тот;, что слу.чпт основой для . возникновения эстетического отношещч у ¡итавага подростков, какие объекты из всего их многообразия вызывают эмоциональный отклик у ;>";бр;п:а и шбттотся п?1 для художественного освоения.
.! . 'Пи- СИ ' <! ' п Сог.г.гр! 1 он иГ Ый- СогЬГ. - ЬогМоп , 1 9Р,2 .-Г . 2 I . ■
Проведенное исследование позволило сделать вывоЛ о том, ¡то .при рормировании эстети юского отношения пза;н.:опо:1стиуот сле^ую-щие компоненты: интуитнвнчЛ, эшмгтопавьияй и когнитивный. Ъахная роль интуитивного компонента закатается в том, что он активизирует восприятие эстетических свойств реальных объектов и :г»л1-тс:1 стимулом к трорюской деятельности. ИитуитчгннЯ компонент в младшем подрссткогом созрасте выражается как неосознанное стремление ребенка к объектам, вызывающи?.* чувство восхнления их внелнеЛ íop-y.oit,а дейстпита по отношение к тм /прикосновение, сдушение запаха п т.д./ - ■
ЗмоцпоналышЛ компонент эстетического отношения 'имеет пред--метно-ситуативныЛ характер :i отражает евчзь воспрччтич объекта' в сознании ребенка с. его собственным эмоциональным состоянием и • чувствами, которые этот объект вызывает. Затем эти чувства пере-, носятся на объект и понт.-аютсч как свойственные саг/оку объекту: нежность молодой листвы, таинственность звезд и т.д. Мир, таким образок, наделяется ошштоиапьшй» смыслом.
логнитивныЛ компонент основываетсч на .системе взглядов на • мир: понятий, идей, представлений, сjоркпроваш.пем• в предыдущем опыте младдюго подростка. Интеллектуальный опит расширяет представления ребенка об округа-элем г.т^гре, мысль 'углубляет -Непосредственное восприятие объекта." {увстленпая конкретность и обобценность соединяете! пяти.: в художественном образе.
Интуитивный, ртптонапьнчЛ и когнитивны;! компоненты видимо- -действуют при "восприятии рпмыга объектов, при отралпнии их уча-ацрися в творюских работах. ,Че:гпго роль мо.-яет играть лл.1г-й из этих компонентов и глиять па кпрстсо художественного обраяа.
!.!дгишЙ подросток уг.<? влаягот определенными умениями и навыкат.';: набл.эдекия, рисования, обратного вчртя~пия мыслей, готовые он освоил при изучении учебных предметов. Поэтому иогаа метолика вклпача петел в ичяодиеди'.з творческих задании на осясвз нмеадчх-сч у них зпшгаЛ, по мере необходимости сбогалая их дополичтельнч-мп сведениями о средствах художественной выразительности.
1ю результатам яопстатчру^зего эксперимента л;ли пеленн :;ртгерли с^прмпрог-анностт; эстстичсского отношения глщил;; подрсет-г:оз к реалъ'пн.- c6i.ar.Ta?.* окрума-мгеп *-;рл: 1/ спссо ::;сс7х- г-члеить гетатнчео-яе ЬваЛотпа о'ъе/.гс"; -У аее"'н,атнтч".'."тг>,
как ста.''7) чугст:"-,;:-!,:х пt ■:"ч в нуа'Ч"^- п.-:;г.'->>-'Д-
отгонного отнял:-;;:;: гг- у-т- •■:' с. < - ;у; там-";
ребенка; 3/ способность к эмоционально-оценочной реакции; 4/ выразительность созданных образов. На основании разработанных критериев у учащихся 4 - Ь классов выделены три уровня сформирован-"'ности эстетического отношения.
На высоком уровне с^ормированности эстетического отношения младшие подростки способны к целенаправленному наблюдения эстетических свойств реальных объектов. Их восприятие характеризуется яркой эмоциональной окраской, непосредственным выражением чувств. Подросток умеет использовать знания о природе при создании художественного образа. Высокий .уровень характеризуется развернутостью эстетических суждений детей, высказанных прямо, либо выраженных в содержании работы. Высокий уровень проявляется также в разнообразии ассоциаций, связанных прежде всего с очеловечиванием природы. В практической деятельности выражается индивидуальное, личностно значимое отношение к природе.
- На посуточном уровне дети полно выражают сенсорные характеристики объектов, которые, однако, для них не всегда яатяются значимыми и выразительно.';!. Для описания они выбирает детали, воссоздание, как правило,внэдшзчувственшМ слой явлений.' Астатическое
• отношение проявляется в использовании единичных выразителмшх деталей. Проявляется личная отнесенность выражения, но неиостато¡ныл уровень владения •судот-ественнимл средствами не всегда позволяет его выразить. Эмоциональная реакция детей распостраняется на онре-
• деленный круг объектов природы, ярких по цвету, интересных -и привлекательных по {орме. ВозплкаАчао ассоциации яасто бш-аот повторял;:!:, лея, типи шыми. Обычно хороло "выполняется один из {рап/еш.дв работы.
Ра низком уг.ог-нр объект осознается ут.цпмися как красивый, но они затрудняются вы целить ею эсу-пнеские свойства и яаце ьоого да:чт его одиозна ту.-а от-.ику. Рисунки, ссяннелг.н iinc. iT схе:. ат.ноо-кч;1 характер, отражая И1 .е.^днеся у .школьников представления о взаимосвязях объекта. Не ре дат'цвет а, {ор;.н ти'ы.лз-дтельна. 4аото рисунки и сочинения остаются незаьг-рзошшг'И, их каюсгво разочаровывает ученика и он не хочет проделал г ь раЗочу.
На основал 1И результатов коноьи ф/.-ишго экспорт, ента была разработана экспериментальная :.етпдлка «орг.ироьания эстетическою отношения к реальны; объекта.-: округа о ко го мира, в ходи коюрой реалязовчвались следуздае педагш и изскне /сл.аыя: неиооредсти&кнов наблюдение. реальных объектов окручанюто и,.а, опасение у 1ац'».ы-ся личных наблюдений ч опыта при создании ¡с^десгв&шшго ».>;>&№,
оценка школьниками своей практической деятельности, ¿¡ыполнение данных условий обеспечивало целостность процесса формирования эстетического отношенич.
Первым педагогическим условием формирования эстетического отнонения являлось непосредственное наблюдение учащимися реачьных . объектов. При организации восприятия природных явлений мы основывались на следухтлнх свойствах реальных объектов: 1/ г. ногообразие сенсорных характеристик реатьннх объектов; 2/ вариативность эстетических признаков объектов как изменение их свойств в зависимости от времени года, времени дня, роотояния природы и т.д..З/ многозначность объектов как различное отражение ч понимание детьми их-свойств в зависимости от чндпвпдуачыюго опыта. • •
Зрительные, звуковые, тактильные впечатления отмечаяись '/ча,-щимися в рабочих тетрадях как определения объекта, а затем наиболее выразительные из них использовачись при создании образного описания.' Выб:грая из совокупности написанных в ходе наблюдения слов и выоа'.е- ■ ний, подростки учились находить более'точные определения, различать их оттенки и значе1шя. .' •. ;
Данные исследования качества выполнения учащимися . ; контрольна и экспериментальных групп заданий по непосредственно!."/ нзбл-оденил объектов в природе и сочинений по результатам наблюдений
. Табл. 1
\ Вид Наблюдение и запись Сочинение по результатам
\задания впечатлений наблодений
экспер.гр. кон*гр гр. экспер.гр. контр.гр. .
Уровень \ч гГ Р % . "" % '
Высокий 48,9 21 25,6 11
Достаточный 41 55 62 ■ 57
Низкий 10,1 24 • ■ 12,4 32
Кроме сочетания сепсортгах характеристик объекта при создании ■ образа, вниматтэ учащихся при выполнении других работ.могло концентрироваться на одном из стимулов зрительного, слухового, осяза-. тельного характера .или других. Выполняя серии творческих работ в тетрадях с печатной основой, учащиеся могли сравнивать и дополнять
им.е.ощийся остртшескпй опит новик» идеями, мыслями, наблюдениями.. Так учащиеся осваивали. умения сакостоятельной творческой работы. Призером выполнения работы по экспо» ^ментальной »методике мочет служить описание ;'дксга.'Оы -1. дня поздней осеки:*' -íTpo началось с XO'iíiU. Ka уемл^а падали мелкие прозрашые капли. Ветер срывал с деревьев последние желтые листья. Днем проглянуло солнышко, но тепла от него ухе не было. Только веселей заиграл лютвешшй ковер на земле. Ьтлцы стаей улетали на дг л громко криали, прощаясь с родными гнездами, Be wpor.: cyvooKts сгустились, тучи снова закрыли небо.уСнчтъ попел до-iuu». Прохожие спешил*! дел, оЙ, а нтлцы спрятались ОГ ВП11Ы ПОД КПЫ'П.Т дсмов."
Селагоппеекое conep taime пэоиосса ¡ор\нрозання эстетического отношения загллчалось в углублен:« непосредственного, йуоциончлъ-но-сптуатчиного восприятия объекта, его iнелних качеств и в раскрытии ого внутреннего строения, сушюсти, знагения в"человеческой системе оэьектов.
¡Норы;,'.- педагоги iuckum условием {ор«чров'ШЧ:1 эстет i'ieouoro отно тения к 'мяльным, объектам окр/халцего мира было conmine млад-шмк подростками художественного -обрчза на основе ¡увогв и личного •опыта познания окру^иаего млра. 5Ь занятиях по .эхсперллвитальной : етодике укадмсч виблрапи объекты алл эстет,iческого освоения, исходя из их ni,oiwohv 1.ии-омисло;->оЙ значимости. Двследояанял, про-воьиннне H:u"t, показали, ito ■•стегтское-г.ерйжм'.име гл.'шлсяньи . tío ¡ii-с OTK имя краен tu х явлений J ей с: гите ты.ости ооиеялкотеч на опыте 'iex клзненнпх елтуацчй, кттерче подросток считает ru:aг,;;,ымн цчя гщрачон'.н, осмысливает эстетически. Ü этом ел/me сппсачло unit изображение объектов обретает пеготтеекуо ым. п?оть дач млаггюго подростка.
С к í ■ у 'a:j.UH.i мир дач иладыого подростка преле: чв ' сел o.oáoil copoKytiuc.cTb реальных объектов, t.tciь kctuuix, в ааые u сстч от ла шего с; ита, остается длч него и«"траи.!|Ш sf, петь вселяется символа п-оклм значением, другие приодета >т шкив лгмпьн.ые оттенки, знч (елшй. бти влды значений м'Я'ут быть нчнъенм в есчинок;нх уч^цихся по теме 'Городские голубя".
"1длузн - эю городские птицы. (мл ниву: на чентпх ciapiix домов, под крышей. У них ьорку.о:::;.! голосок, соро-оедал окраска и важный ,»ид." Таня С,
Ч1ол/би во (.ногих странах оянатот млр." . \нтсн Ц.
"Один раз я видел,. как головная стая голубей ечЛела на такой голодной земле. По один человек подошел покормить их, они били до того голодные, что ели крошки из рук. А когда подходили к человеку, то головы их двигались, и казалось, что они клантлт-ся." Дима Р.
Путь от само;! ситуации к ее ,выра-:епио в творческой работе ребенка мохно представить в виде следуллей схемы /сочинение Димы Р./
Природные, Связь наблюдаемых Взгляды я суждения, Изображение или
объекты ситуаций с личным производные от
опытом
Голуби Человек кормит голубей.
Сопереживание.
ситуатпш
описание объок-' тов
Гол/бтм холодно и "Когда голуби
голодно зимой. Они нуждается в нашей помощи.
подходили к человеку, то казачось, что они кланяйтся/
. Умоционаяьно-с?Л1 еловое значение объекта связывает в сознании • ребенка образы тех или иных явлений действительности о О тиснен и-■ ем к ним.
Па основе экспериментальной работы были выделены следующие этапы возникновения и становления эстетического отношения к, реаль^ ннм объектам окружающего мира у младах подростков: распознавания, интерпретации и формирования зкоцяонально-стсловых значений . объектов. На'этапе распознавания значений объектов ребенок выявляет и отратао? наиболее* общие закономерности, которые проявляют- ' ся . а реальном объекте. Прн интерпретации смысл значений опре-доляется чероэ отнесение их к определенной системе культурно-исторических понятий. На этапе {армирования значений учащиеся определяют индивидуальное оттенки эстетического отношения к объекту, вчбнр&чт внразятольнне средства для его изображения. Характе- ' ристпка данных этапов представлена в следующей таблице.
Характеристика этапов .{ормлрования эстетического отношения на основе эмоционально-смысловых зна гений объектов
Табл.2
у>тап
.-лдачн этапа
Виц задания
Распознавание зна гений
- определение собственного знагения объекта
- определение значения объекта п зависимости от места ь знаковой структуре
- выбор сочетаний цветов /или описание/, соответствующие определенному состояний прироц'ы. Например, "краски тишины, солнечного дня, доадч, заката"и т.д.
- разработка эскиза цветочного сада в зависимости от моста в городе, где он расположен: "Сад радости, торжества, отдыха, одиночества".-•
Интерпретация значений
- объяснение тех значений, которые объекты получили •в истории народа, культуры, языка
- изображение на рисунке одного из культов« обрядов Севера ила рассказ о нем;
- сказка о том, почегту о аукании;, колоколыик, сирень, астра и другие цвет» получили такие названии.
■Гормирорание значений
- нахождение оттенков значений объектов '
- ¡ормирование системы значений
- /становление ассоциативных связей
- рисунок. и согянекие по теме: "Коли бы камни умели говорить", "Сказка об облаке", "Утро на берегу роки";
- ролевая игра "Проект города";
- выполнение орнамента по мотивам природы Севера;
- использований ассоциативного ряда вопросов, охватываодего
о {еры действия объекта; • ;■
- использование "генератора
слугайных сочетаний слов" по' 1
методу Р.¿арнеса,
Barnes It. Art, Design ami Тщ>1. U и win llymun | 1 98!). - I'. Г>,5 .
Work. 8
I 3 . London
Проведенная экспериментальная работа позволяет Ьлелать вывод о том, что предложенный подход по {ормчрованию эстетнгеско-го отношения к реальным объектам окружающего мира эффективен для развития творческих способностей учащихся, осознания ими ли inoro опыта восприятия прекрасного в окружающем мире.
Третьим педагогическим условием ¡.осмлрования эстетического . отношения к реальным объектам окружаю него мира является оценка учащимися результатов своей практической деятельности по созданию художественного образа. Для оценки работ учащихся использовались выставки сочинений и рисунков уяащчхея класса, индивидуальные и групповые обсуждения, письменные пояснения детей к своим рисунг • кам ч другие форг.ы работы. •
Взаимосвязь, потстч [еской сцепки с формированием эстетического отношения выражается прежде всего в сравнении изображения объекта с оригиналом. Сравнивая свои рисунки с природными объектами, дети отмечали: "В природе луп;о краски, оттенки." Павел С. "В жизни природа разноцветная,объемная, а на рисунке нет. Трава растет, шелестит при ветре. На картине деревья неподвижные, а в природе . все в движении." Лтт В.
. При оценке ут:цнеся также сравнивали результаты , своей работы-с представлением о том, каким латано бчть желаемое изображение. В процессе экспериментальной работы учащиеся стали более осмысленно относиться к собственным работам. Например! анализ серии своих работ Олей К.: "Я не югу выразить красивый закат солнца. Когда я' хочу нарисовать тонкие деревья, у меня"' полуяаотся толстые. У меня должно быть голубое небо, а получается синее. Хочу нарисовать пасмурную погоду, а она получается какая-то веселая, jopa полуьаетеч маленькой, трава большой, окна в деге кривые, а украшения некрасивые."
Анализ учащался своих работ осуществлялся также- с точки"зрения ях выразительности, В п-'сьмениом пояснении к своему рисунку l'ama С. штат: "На этом рисунке я 'хотела нарисовать ззлуг пвче деревья; Они стоят тихо-тихо,' греатся'па солна» и дут/ат)? о весне, о том, когда у ник лопнут почти.и.появятся первце зеленые ласточки.4
Исследование показало, что существует онределенное различие кезду оценкой учащимися работ дпугих .учеников ч самооценкой. Выражение своих мыслей, чувств, пегожнпагп'! в сопнснчях высоко оцонп-иают СС% учащихся, в то громя !'.ак лнпь 10,Í работ других учеников
оценивается положительно. Подобное соотношение наблодается и при. оценке рисункоп: свои рисунки положительно оценивает 35% учащихся и 9,5л! рисунков других учеников. Включение оценк» и самооценки в процесс формирования эстетического отношения способствовало развитию объективности суждений детей, а такче повкиало степень осознанности ими собственных эстетических чувств.
• Реализация обоснованных нами педагогических условий: непосредственное наблюдение учапимися реальных объектов окружао.цего мира, отражение личных наблоиеняй и опыта в процессе создания художественного образа, оценка учацимнея результатов своей практической деятельности, существенно влияот на формирование эстетического отношения к окружающее миру у млашглх подростков. Полученные в результате экспериментальной работы данные подтверждает гипотезу исследования.
Проведенное диссертационное исследование позволило выявить. вопросы, требующие дальнейшего изучения: взаимосвязь процесса формирования эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира и различных видов художественно-творческой деятельности в подростковом и юноцтеком возрасте.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Педагогическое руководство творческой деятельностью подростков //. Проблемы профессиональной подготовки учителя в свете перестройки деятельности системы народного образования. 'Тезисы докладов научно-практической конференции.. - Архангельск, 1988. -С. 15 - 16. '
2.'Особенности воспитания общественной активности младших подростков в творческих группах // (оркироьание социальной активности молодого поколения в условиях перестройки средней и высшей школы. - Депонирована в Ш1И им. В.И.Ленина 29.00.Н88 г. -
С. 145 - 163.
3. Педагогические условия Армирования эстетического отношения к реальным объектам окручалцего мира у школьников 4-5 классов // ¡'атериалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы Ш'У им.В.И.Ленина за 1991 г. - С. 104 - 106. .