автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении
- Автор научной работы
- Ясенева, Людмила Германовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Уфа
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении"
На правах рукописи
ЯСЕНЕВА Людмила Германовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Уфа 2004
Работа выполнена на кафедре научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета
Научный руководитель: Ахияров Камиль Шаехмурзинович,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор
Зайнетдинова Неля Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент
Ведущая организация:
Башкирский государственный университет
М» нмфЛ
2004 года
ч
а»с о в на
Защита состоится
заседании диссертационного совета Д 212.012.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при Башкирском государственном педагогическом университете по адресу: 450000, г. Уфа-центр, ул. Октябрьской революции, 3-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан
2004 года
Учёный секретарь диссертационного совета
З.И. Исламова
Общая характеристика диссертационной работы
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества школа является одним из важнейших социальных и культурных институтов, определяя развитие не только нынешнего поколения, но и последующих. Политические и социально-экономические события, происходящие в России в последние десятилетия, сопровождались негативными изменениями в системе общечеловеческих ценностей. Актуальность проблемы становления и развития культуры человека в начале третьего тысячелетия побуждает общество остро ставить вопрос о гуманизации и гуманитаризации современного образовательного процесса, исходя из потребности российского общества в творческой, духовно-нравственной личности.
В этой связи особо значимыми становятся задачи, связанные с формированием культуры современных школьников и реализацией инновационных идей в педагогической практике. Закономерно, что сегодня одной из приоритетных задач образования становится формирование эстетической культуры школьников, которую необходимо рассматривать с позиции системного подхода, с учётом многих социальных факторов, где педагогический аспект будет играть ведущую роль.
В Законе Российской Федерации «О культуре» отмечено право человека на творчество в соответствии с его интересами и способностями, поскольку культурная личность воплощает в себе качества субъекта творческой деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» в общих требованиях к содержанию образования ориентирует современную школу на обеспечение самоопределения и на интеграцию личности в мировую и национальную культуру. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы основные задачи и ориентиры образовательной системы на духовность, творчество, нравственность, мораль и культуру. На практике реализация этих идей невозможна без приобщения учащихся к культуре и ее величайшему достижению - искусству. Искусство способствует формированию эстетической культуры, противостоящей асоциальным явлениям.
РОС. НАЦИОНАЛЬНА* !
КИЫИОТЕКЛ 1
3 1
В области методологии и философии образования наше исследование опирается на труды Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, Н.Д.Никандрова и других. Научный интерес для нашего исследования представляют идеи гуманизации образовательного процесса как условия развития творческой личности, раскрытые в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других.
Проблема развития личности в образовательном процессе рассматривается в нашем исследовании, исходя из положений научных трудов Л.И.Божович, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, В.АЛетровского, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и других. В понимании процесса построения содержания образования с позиции культуросообразности мы ориентировались на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, С.И.Гессена, П.Ф.Каптере-ва, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Е.А.Ямбурга и других.
Принципиальными для нашего исследования при рассмотрении важнейших аспектов образовательного процесса, способствующих повышению культурного уровня учащихся, стали научные положения трудов Ю.А.Баренбойма, А.С.Гаязова, А.И.Герцена, В.В.Серикова, Р.М.Фатыховой и других. Значение формирования эстетической культуры личности средствами искусства определено в работах Э.Т.Ар-дашировой, А.А.Веремьева, М.А.Верба, Ф.Вольтера, Н.Г.Зись, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачёва, Е.М.Торшиловой, Ф.Шиллера и других.
По проблеме воздействия искусства на развивающуюся личность особую значимость для нашей научной работы представляют исследования Аристотеля, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, Б.М.Теплова, И.Фихте, П.А.Флоренского, З.Фрейда и других. В основу методологии формирования эстетической культуры были положены труды выдающихся учёных-педагогов и общественных деятелей: Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского, Е.Д.Критской, Г.Н.Нейгауза, Б.Н.Неменского, Л.М.Предтеченской и других.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая собственный опыт работы автора в качестве заместителя директора по воспитательной работе, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема формирования и эстетического развития личности остаётся недостаточно разработанной.
Это объясняется усложнившимися социально-политическими и экономическими условиями развития нашего общества, обострившими противоречия между:
- социальной потребностью общества в эстетически развитой, культурной личности и неэффективным использованием воспитательной, мировоззренческой, ценностно-ориентирующей и других функций искусства в образовательной практике;
- признанием целесообразности формирования эстетической культуры современных школьников средствами искусства и недостаточной разработанностью дидактического инструментария, а также реализацией его в научной и практической деятельности в модернизируемых образовательных системах.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы и её практическая значимость заключаются в недостаточной теоретической и методологической разработанности проблемы, что и определило тему нашего исследования: «Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении».
Цель исследования: разработка, опытно-экспериментальная проверка эффективности системы формирования эстетической культуры в современном общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: эстетическое образование школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении будет наиболее успешным и отвечающим запросам современного общества, если:
- содержание образовательной области «Искусство» выступает как необходимое и устойчиво эффективное социально-педагогическое пространство, в рамках которого формируется эстетический и творческий потенциал личности школьников;
- ценность социально-педагогического пространства формирования эстетической культуры школьников определяется взаимосвязью и взаимопроникновением систем основного и дополнительного образо-
вания через интеграцию науки и искусства в учебно-воспитательном процессе;
- эффективность эстетически направленного педагогического процесса, результатом которого является интеграция школьников в современные культурные отношения, детерминирована педагогическими условиями: создание культуротворческой среды; учёт индивидуальных особенностей учащихся; взаимодействие систем основного и дополнительного образования.
Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:
- определить теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры школьников в педагогическом процессе через образовательную область «Искусство»;
- разработать и реализовать целостную систему формирования эстетической культуры в единстве систем основного и дополнительного образования, являющуюся неделимой сутью всего педагогического процесса и обеспечивающую в нём равную значимость науки и искусства;
- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном образовательном учреждении.
Методологической основой нашего исследования являются общефилософские идеи взаимодействия человека с социальной и культурной средой как условие его личностного развития (Н.А.Бердяев,
A.Ф.Лосев и другие); психолого-педагогические теории личности и творчества (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарева, А.З.Рахимов,
B.Г.Рындак и другие); психолого-педагогические теории восприятия искусства и его влияния на личностные качества ребёнка (Б.В.Асафьев, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и другие); идеи гуманизации, гуманитаризации образования средствами искусства (Э.Б.Абдуллин, Э.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин, Р.А.Гильман, М.С.Каган и другие); концепции воспитательных функций искусства (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и другие); теории формирования личности в образовательном процессе (А.Г.АсмоЛов, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн и другие); теории формирования эстетической куль-
туры (А.А.Веремьев, М. А. Верб, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников, Е.М.Торшилова и другие).
Для решения обозначенной проблемы в работе использованы следующие теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ литературы в области педагогики, психологии, культурологии, социологии, эстетики, искусствоведения по исследуемой проблеме; системно-функциональный анализ педагогического опыта по формированию эстетической культуры школьников средствами искусства в современном общеобразовательном учреждении; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей, администрации, родителей с целью выявления отношения респондентов по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта многолетней практической деятельности автора в данной сфере; констатирующий и формирующий эксперименты, методы статистической обработки полученных данных.
Экспериментальной базой исследования являлись школы №№ 8, 9, 18, 26, 34, 35, гимназии №№ 1, 2, 4, 6 г. Стерлитамака, гимназии №№ 1,6 г. Салавата.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1987 - 1992 гг.) - анализ уровня разработанности проблемы в научной литературе, разработка понятийного аппарата по теме исследования, изучение опыта работы школ республики по проблеме формирования эстетической культуры школьников, изучение содержания образовательной области «Искусство» и проведение поискового и констатирующего эксперимента.
Второй этап (1993 - 2002 гг.) - продолжалась разработка рабочей программы исследования, выявлялась совместимость основной и дополнительной систем образования, осуществлялась организация формирующего эксперимента, проверка и уточнение гипотезы исследования, апробация результатов в учебно-воспитательном процессе экспериментальных школ, разработка дальнейших рекомендаций по формированию эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Третий этап (2003 - 2004 гг.) - систематизация, обобщение материалов, полученных в ходе исследования, научное оформление дис-
сертации, разработка и внедрение результатов, оформленных в виде научно-методических рекомендаций для учителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснована, экспериментально проверена система формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении; обоснованы и разработаны педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении; уточнены характеристики эстетической культуры как деятельностно-творческой категории эстетической культуры.
Теоретическая значимость состоит в следующем: определены структурно-функциональные компоненты эстетической культуры с учетом раскрытия потенциала личности и обеспечения равной значимости науки и искусства в образовательном процессе; обоснована теоретическая база формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном процессе; выявлена и теоретически обоснована роль опорных предметов образовательной области «Искусство» в оптимизации и результативности образовательного процесса; выявлена согласованность различных предметов образовательной области «Искусство» через идентичное структурирование основных компонентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты педагогические условия формирования эстетической культуры, способствующие практической реализации модернизации современного образовательного процесса; разработаны вариативные программы по предметам эстетического цикла, внедрение которых в педагогическую практику повышает потребность общения школьников с искусством; опубликованы и внедрены в образовательную практику научно-методические рекомендации для учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание образовательной области «Искусство» как необходимое и эффективное социально-педагогическое пространство, реализующее эстетическое развитие личности и формирующее культурный и творческий потенциал личности школьника.
2. Взаимосвязь и взаимопроникновение систем основного и дополнительного образования как необходимое условие целостности соци-
ально-педагогического пространства формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
3. Совокупность педагогических условий: создание культуротвор-ческой среды; учёт индивидуальных особенностей учащихся; взаимодействие систем основного и дополнительного образования, - обеспечивающая интеграцию личности школьника в существующие культурные отношения в процессе освоения образовательной области «Искусство».
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обеспечивается анализом научной литературы, выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, многолетним опытом работы автора в системе общеобразовательной школы и гимназии, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время и различных школах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на семинарах, научно-практических конференциях по проблемам воспитания подрастающего поколения средствами искусства, изучения традиций национального искусства в гг. Москве (1987,1989, 1990), Уфе (1987, 1996, 2001, 2003, 2004), Челябинске (2000), Салавате (1995, 1997), Казани (1998), Стерлитамаке (1999-2003).
В рамках указанной проблемы опубликованы статьи, тезисы выступлений, разработана программа по музыке для 1-4 классов и программа по ритмике для 1-7 классов. На основе теоретических положений и практических выводов исследования, разработана система формирования эстетической культуры, которая может быть внедрена в систему работы современной школы. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается содержание научного аппарата и методика исследования,
обосновываются положения, выносимые на защиту, новизна, значимость работы для педагогической науки и практики.
В первой главе «Теория и практика формирования эстетической культуры личности в условиях общеобразовательных учреждений» рассмотрены и проанализированы основные научные подходы к изучению проблемы в философии, психолого-педагогической теории и практике. Проведён ретроспективный анализ опыта формирования эстетической культуры с позиции аксиологии, антропологии, социологии; выявлены противоречия, выраженные в несогласованности исто-рико-педагогического опыта и его использования в современной педагогической практике.
Приоритетной целью модернизируемых образовательных систем выступает проблема становления и развития активной, творческой личности. Её решение невозможно без воспитания современного школьника как человека культуры. Культура - важнейший институт воспитания, так как она углубляет представления человека о процессах бытия, координирует взаимоотношения людей, раскрывает син-кретичность человека, общества и природы, способствует раскрытию его творческих способностей. Она является полифункциональной, многоуровневой системой ценностей и специфических качественных характеристик, способствующих разрешению многих проблем общества. Позитивная координация социокультурной динамики будет обусловлена формированием эстетической культуры современных школьников.
Наше исследование рассматривает эстетическую культуру как одну из составляющих общего понятия «культура» в единстве аксиологического, антропологического, деятельностного и творческого аспектов, что позволяет трактовать её как способность передачи поведенческих моделей общества будущим поколениям. Таким образом, мы определяем эстетическую культуру как единое целое культуры, её внутреннее и внешнее содержание, что объясняет разнообразие её проявлений и влияние на конкретную личность и общество в целом. Эстетическая культура, вбирающая совокупность эстетических ценностей, развивает специфические способности человека и потребность духовной жизни
Формирование эстетической культуры средствами искусства - эффективное средство воспитания человека и одновременно сложная
многоуровневая система, поскольку искусство - величайшее достижение культуры, способствующее накоплению опыта творческого видения, влияющее на становление аксиологического императива личности, обладающее большой силой воспитательного воздействия. Искусство обусловливает развитие чувств и эмоций ребёнка, формируя в актах сознания гуманность, и приобщение к нему должно начинаться в раннем детстве как периоде психоэволюций, где ведущей является познавательная деятельность, несущая в себе субъективные установки для творчества (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).
Искусство как процесс творческий стимулирует развитие интеллекта ребёнка, оказывая влияние на креативные способности, ощущения, восприятие, воображение. Следовательно, искусство необходимо для развития когнитивной сферы человека. Такой подход позволит ребёнку обрести свою ментальность, ведь становление личности выражается в развитии аналитической деятельности мозга и постепенном усложнении чувственной сферы. Так, Ф.Ш.Терегулов отмечает в понятии «человек» упорядоченную последовательность прогрессивных изменений.
Эстетическая культура создавалась на протяжении многих веков и всегда являлась частью образовательного процесса человека и результатом его творчества. Соединение искусства и образования как сферы человеческой деятельности является оптимальным решением вопроса формирования эстетической культуры личности. Самое эффективное средство формирования культуры - деятельность. Логично, что эстетическая культура рассматривается нами как деятельностно-творческая категория (А.А.Веремьев, М.А.Верб, Р.А.Гильман). С этой целью мы рассмотрели составляющие компоненты эстетической культуры с дальнейшей их проекцией в педагогическую практику. Были определены такие составляющие части эстетической культуры, как эстетический опыт, эстетические знания и убеждения, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическая мотивация, эстетическая деятельность, эстетический идеал. Следует отметить, что эстетическая культура - целостная система, где компоненты не существуют изоли-. рованно, их структурирование носит условный характер и проявляется через циклическую взаимосвязь (рисунок 1).
Каждый человек независимо от возраста проходит этот цикл через стремление к идеалу, выходя при этом на новый виток развития (И.Кант, Н.А.Бердяев). Это связано с воздействием искусства на сознание личности на трёх уровнях: психофизическом (Б.Г.Ананьев, В.И.Петрушин, Е.М.Бурно), психологическом (Л.С.Выготский, Ю.У.Фохт-Бабушкин), личностном (Д.С.Лихачёв, А.А.Веремьев, Г.И.Нейгауз). Эстетическое сознание не является врождённым, а приобретается в процессе воспитания. Развитие эстетического сознания мы рассматриваем, вслед за А.Я.Зись, как процесс качественных изменений, где оно никогда не выступает в чистом виде, а синтезируется с другими психическими функциями.
Процесс формирования эстетической культуры может и должен происходить в активной познавательной эстетической деятельности. В ходе анализа теоретической и практической литературы выявлена следующая закономерность: успех формирования эстетической культуры заключён в полихудожественности образовательного пространства. Следует констатировать, что предметы эстетического цикла являются развивающим, воспитывающим и терапевтическим звеном в образова-
тельном процессе современного школьника (В.А.Моляко, Р.Арнхейм). Основная роль в изучении этого вопроса принадлежит истории педагогики, концентрирующей в себе обширные сведения от античности до новейших времён. Основной подход к формированию эстетической культуры личности средствами искусства был неоднозначным на протяжении всей многовековой истории педагогики.
Так, во времена Античности данному вопросу уделялось большое внимание. Древние греки и римляне отмечали полифункциональность искусства, обращая внимание на его воспитательные и терапевтические особенности (Платон, Пифагор, Лукиан, Аристотель). Во времена Средневековья на формирование эстетической культуры существенно повлияла теологическая парадигматическая установка. Церковь строго следила, чтобы ценностные ориентации были незыблемы для всех. Тем не менее, Августин Блаженный и Фома Аквинский не отрицали роли искусства в воспитании человека. В 15 веке в Европе наметилась тенденция к изучению древних наук и искусств: в Мантуе Фельтре открыл школу «Радости», первая гимназия была открыта Штурмом в 1537 году. Становится актуальной мысль о синкретичности этического, интеллектуального, эстетического начал в воспитании Личности ребёнка (Я.А.Коменский, Х.Вивес).
В дальнейшем идею гуманного образования и гармонического воспитания личности с учётом индивидуальных особенностей с привлечением возможностей искусства развивали И.Кант, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро. В России формированию эстетической культуры стали придавать особое значение, начиная с правления Петра: в 1726 году по его проекту открыта академическая гимназия, в 1732 году открывается Кадетский Морской корпус. Большой вклад в педагогику формирования личности, в частности, средствами искусства внёс М.В.Ломоносов. В 19 веке классическим примером воспитания личности и формирования её культуры стали Царскосельский лицей, школа на Васильевском, Саратовская и Уфимская гимназии, медресе «Галия» и другие образовательные заведения.
Педагогическая мысль 19 века оказала большое влияние на эвристические поиски путей оптимизации образовательного процесса средствами искусства. Образование в 20 веке явилось поликонцептуальным периодом, характеризующимся активным поиском методоло-
гических основ формирования личности средствами искусства (В.М.Позднер, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). Однако следует констатировать, что на современном этапе развития образования в массовой педагогической практике не используются в полной мере воспитательные, развивающие, терапевтические возможности искусства.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры школьников в условиях гимназии» раскрывает основные подходы к исследуемой проблеме, разработанной согласно выдвинутой нами цели, гипотезе и задачам. Анализ методической литературы и опыт практической деятельности позволил нам определить и выстроить систему формирования эстетической культуры, базирующейся на 2-х составляющих: системах основного и дополнительного образования. Именно через основную систему образования проходит весь контингент учащихся, поэтому мы выделили в ней урок как ведущую и продуктивную форму деятельности.
В системе основного образования закладывается базис составляющих компонентов эстетической культуры. Однако минимизация учебного времени, отведённого на образовательную область «Искусство», побуждает к поиску путей модернизации образовательного процесса средствами искусства в системе основного образования. Для решения проблемы формирования эстетической культуры школьников мы выделяем опорные предметы образовательной области «Искусство», исходя из психофизических возможностей и потребностей человека, обусловленных особенностями и спецификой различных видов искусства для восприятия и приобщением к активной деятельности (таблица 1). Следует подчеркнуть, что мы не отвергаем значение других предметов эстетического цикла, но считаем, что именно музыка, литература, изобразительное искусство, хореография должны стать опорными в формировании эстетической культуры. Другие предметы являются синкретическим соединением вышеназванных дисциплин, и при введении таких предметов, как МХК и культура родного края, ребёнок будет пользоваться основными представлениями об общечеловеческих ценностях, законах красоты, поведенческих императивах, полученными на опорных предметах образовательной области «Искусство».
Таблица 1
Опорные предметы образовательной области «Искусство»
Предметы Психические функции Воплощение
1. Литература Говорить Слово
2. Музыка Слышать Звук
3. Изобразительное искусство Видеть Цвет, форма
4. Хореография Двигаться Пластика
Такой подход позволяет усиливать эстетическую мотивацию, которая получит своё развитие в активной эстетической деятельности в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования восполняет временной дефицит предметов эстетического цикла в регламентируемой урочной деятельности и не должна рассматриваться как второстепенная. Взаимосвязь двух сфер образования должна носить системный характер. Успех прогнозирования дополнительной системы заключается в осмыслении эстетической культуры как деятельностно-творческой категории в процессе воспитания личности ребёнка. В системе основного образования школьник может получить потребность раскрытия своего мотивационного потенциала, реализующегося через эстетическую деятельность в системе дополнительного образования.
Следовательно, в школе должны быть творческие коллективы, где ребёнок может раскрыть свои потенциальные способности: театры, хореографические ансамбли, литературные студии, хоровые коллективы, вокальные ансамбли и другие, но при этом необходимо соблюдать равное соотношение науки и искусства в образовательном процессе конкретной школы. Возможность воздействия различных видов искусств используется нами в педагогических целях. Особенно отчётливо это проявляется, например, в традициях гимназии №1 г. Стерлита-мака (таблица 2).
Таблица 2
Взаимосвязь науки и искусства в традициях гимназии
Искусство Наука
Гимназические балы Ломоносовские чтения
Праздник творчества Праздник Чести
Фестивали Олимпиады
День искусства День науки
Картинная галерея Научные общества «ГНОМ»
Театрализованные праздники Интеллектуальные игры
Творческие встречи Олимпиада «Надежда»
Телестудия, газета Телестудия, газета
Интеграция науки и искусства в системах основного и дополнительного образования способствует процессу гуманизации, устанавливая связь между эмпирическими и теоретическими видами познания; духовной, биологической, социальной сферами развития личности; константами бытия: Истиной - Красотой - Добром. Продуктивная реализация задач формирования эстетической культуры, выраженная в традициях школы, позволяет обеспечить переход от технологической среды к культуротворческой.
Проводимый нами эксперимент охватывал большую временную протяжённость, что дало возможность проведения лонгитюдных и поперечных исследований, проследить динамику формирования эстетической культуры средствами искусства на протяжении десятилетнего периода обучения школьников в гимназии (с 1 по 11 класс). Эксперимент проводился в естественных условиях с участием стабильного коллектива учащихся с 1992 по 2002 год (гимназия № 1 и школа № 35 г. Стерлитамака Республики Башкортостан). Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие психолого-педагогические компоненты в качестве основополагающих характеристик сформиро-
ванности эстетической культуры школьников в условиях гимназии: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-
деятельностный. Данные структурные компоненты были положены в основу разработки критериев определения уровня сформированности эстетической культуры:
- владение элементарными знаниями в области искусства - содержит систему знаний, представлений и убеждений о сущности искусства, его законах и периодах развития, включает в себя так же умение применять знания на практике и потребность самообразования;
- степень выраженности стремления общения с искусством - проявляется в степени эмоционального восприятия и эмоциональной оценки, способности осознания духовной ценности произведения искусства, проявления эстетической реакции на эстетический объект; стремление к общению с искусством в пассивной форме в роли зрителя, слушателя, актёра и других форм деятельности;
- вовлечённость в эстетическую деятельность - проявляется во внутреннем стремлении учащихся к общению с искусством не только в пассивной форме: в роли зрителя, слушателя, читателя, но и в активной форме в роли исполнителя, художника, писателя и других Учитывая вышеназванные критерии, мы определили три уровня сформиро-ванности эстетической культуры школьников: высокий, средний, низкий, которые в ходе эксперимента явились показателем его успешности и результативности.
1. Высокий - характеризуется стремлением к общению с искусством и умением оценивать явления красоты, устойчивым стремлением к эстетической деятельности и заинтересованности в конечном её результате.
2. Средний - характеризуется отсутствием стремления к общению с искусством, хаотичными знаниями в области искусства, стремлением к эстетической деятельности, но слабой мотивацией конечного результата.
3. Низкий - характеризуется отсутствием стремления к общению с искусством, редким проявлением потребности в эстетической деятельности, отсутствием желания достичь результата, неумением оценки явлений искусства.
Для выявления данных уровней мы использовали следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ педагогических ситуаций, тестирование, анализ творческих заданий. В результате исследования была выявлена недостаточная сформирован-ность эстетической культуры школьников. Нами была предложена система формирования эстетической культуры через развитие основных компонентов, основывающаяся на равной значимости науки и искусства, учитывающая возможности опорных предметов эстетического цикла в образовательном процессе.
Для накопления эстетического опыта нами использовались различные «формы и методы, реализуемые в двух системах: проведение балов, праздников творчества, Ломоносовских чтений, посещение театров, проведение фестивалей и другие.
Эстетическая мотивация рассматривалась нами через такой значимый компонент эстетической культуры как эстетическая деятельность, т.е. выбор школьниками какого-либо вида искусства для его более глубокого постижения в дополнительной системе образования в активной деятельности.
Выбор используемых форм и методов в процессе формирования эстетической культуры определялся с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Ведущими принципами стали следующие: индивидуализация и дифференциация процессов работы с детьми; сочетание индивидуальных, массовых и групповых форм работы. Система работы включала в себя и взаимодействие с другими социально-культурными институтами (Дворцы культуры, театры, музеи и другие).
Были проанализированы программы образовательной области «Искусство» и определены в ней опорные предметы. Исходя из условий гимназии, составлены авторские программы: по музыке для 1-4 классов, по ритмике и основам хореографии для 1-7 классов, которые направлены на формирование эстетической культуры школьников. Результаты подтвердили правильность положений проводимого исследования.
Педагогический эффект опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры школьников представлен нами в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ сформированности эстетической культуры учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы
Респонденты Уровни %
Низкий Средний Высокий
Этап Эксперимента I II III I II III I II III
ЭГ- 74ч. 25 18 7 56 56 41 19 26 52
КГ-73 ч. 25 23 24 55 55 58 20 22 18
Общие показатели претерпели положительную динамику роста за счёт степени проявления мотивационно-деятельностного компонента. И это не случайно, т.к. истоки творчества, безусловно, лежат в урочной системе предметов эстетического цикла, но дальнейшее развитие они получают во внеурочной системе, на спецкурсах, различных кружках и студиях по интересам в соответствии с экспериментом.
Гистограмма 1
Показатель роста эстетической мотивации
1998- 1999- 2000- 2001- 2002- 20031999 2000 2001 2002 2003 2004
Проведённая экспериментальная работа подтвердила эффективность созданной системы формирования эстетической культуры в условиях общеобразовательного учреждения. Положительный результат эксперимента подтверждается заключительным его этапом, когда мы проанализировали эстетическую мотивацию через приобщение школьников к эстетической деятельности (гистограмма 1).
Данный результат стал возможным благодаря пониманию процесса формирования эстетической культуры как механизма развития всех сфер личности: интеллектуальной (эстетические знания, взгляды, убеждения),' эмоционально-волевой (эстетическое восприятие, эстетическая мотивация), действенно-практической (эстетическая деятельность, эстетический опыт).
В заключении подведены итоги исследования и сделаны следующие выводы:
1. Процесс формирования и развития эстетической культуры школьников рассматривается нами как сложное социально-педагогическое явление, требующее фундаментального исследования. На современном этапе развития общества он выступает важной предпосылкой становления гуманного общества, развития гуманистических образовательных систем, ориентированных на формирование активной творческой личности.
2. В результате исследования создана система формирования эстетической культуры, способствующая воспитанию современных школьников. Формирующий эксперимент подтвердил, что ориентация на компоненты эстетической культуры в образовательном процессе в единстве структурированного содержания и активизирующей формы преподнесения служит эффективным средством повышения культурного уровня школьников в современном общеобразовательном учреждении.
3. Эффективность функционирования системы формирования эстетической культуры школьников обеспечивается синтезом двух её подсистем: основной и дополнительной, выделением опорных предметов образовательной области «Искусство». В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что при их разной модальности они структурируются на основе общих принципов, обеспечивая равную значимость науки и искусства в образовательном пространстве.
4. Экспериментально разработанные методические рекомендации по данной проблеме способствуют социологизации, развитию творческих способностей на различных стадиях возрастного развития. Проведённые исследования позволяют констатировать, что целенаправленная реализация педагогических условий формирования эстетической культуры личности способствует интенсификации, результативности, актуализации и гуманизации образовательного процесса в школе.
Вместе с тем, мы рассмотрели не все аспекты этой большой и достаточно сложной проблемы формирования эстетической культуры, и проведённое исследование является одним из подходов к её изучению. Более подробного рассмотрения и изучения требуют терапевтические функции искусства и их влияние на образовательный процесс.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
1. Ясенева Л.Г. Театр как средство реализации ребёнка // Взаимодействие школы и ВУЗа в обеспечении их деятельности: проблемы, опыт, перспектива: Сб.научн. стат. - Казань, 1999. - С. 127-129.
2. Ясенева Л.Г. Отдайте искусство детям // Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. - Уфа, 2000. - С. 11 - 13.
3. Ясенева Л.Г. Музыка и чувственный мир ребёнка // Музыкальное образование и современная школа. - Уфа, БИРО. - 2000. - С. 44 -49.
4. Ясенева Л.Г. Творчество как необходимое условие профессионального самоопределения школьников // Теория и практика профессиональной работы в современных условиях: Материалы регион, науч. практич. конференции, - Челябинск, 2001. - С. 107 - 112.
5. Ясенева Л.Г. О роли интеллекта и творчества // Гуманизация и гуманитаризация образования; Материалы науч. практич. конференции. Ч. 1. - Уфа, 2003. - С. 179 - 180.
6. Ясенева Л.Г. Полинациональная основа музыки // О традиционных и нетрадиционных подходах у проведению занятий музыкально-эстетического цикла в школе в ВУЗе и школе: Сб. материалов регион, практич. конференции Ч. 1. - Стерлитамак, 2003. - С. 46 - 49.
7. Ясенева Л.Г. Творческое начало как основа по самовоспитанию учащихся, занимающихся в системе развивающего обучения // Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы: Материалы респуб. науч.-практич. конференции. -Уфа, 2003. -С. 130-131.
8. Ясенева Л.Г. Воспитание личности средствами искусства // Пути развития личности средствами искусства: Материалы науч.-практич. конференции. - Стерлитамак, 2003. - С. 104 - 109.
9. Ясенева Л.Г. О роли творчества в воспитательной системе в инновационном образовательном учреждении// Педагогические пути и условия в раскрытии и поддержке одарённости детей: Материалы науч. практич. конференции. - Стерлитамак, 2003. - С. 179 - 180.
10. Ясенева Л.Г. Гуманизация образования как объективная необходимость духовного развития общества // Материалы науч.-практич. конференции. Ч. 1. - Уфа, 2003. - С. 81 - 83.
11. Ясенева Л.Г. Роль культуры в современном образовательном процессе // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы. Материалы науч. практич. конференции: Вып. 2.- Уфа, 2004. -С. 161-162.
Формат 60x84/16 Гарнитура «Times New Roman» Бумага офсетная Печать оперативная Усл-печ л 1,0 Тираж 100 экз Зак 4908 Отпечатано в тип «Спринт», г Стерлитамак, ул Вокзальная, 13а Лицензия на издательскую деятельность Б 848293 № 176 от 22 12 1999 г, выданная Министерством печати и массовой информации Республики Башкортостан Лицензия на полиграфическую деятельность код 222, серия ПД,№ 01277 от05 12 2001 г, выданная Министерством РФ по делам печати, 1еперадиовещания и средств массовых
коммуникаций
»20 5 68
РНБ Русский фонд
2005-4 21874
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ясенева, Людмила Германовна, 2004 год
Введение.
Глава I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 .Теоретические основы формирования эстетической культуры в процессе воспитания личности.
1.2. Эстетическая культура как деятельностно-творческая категория в воспитании личности.
1.3. Основные аспекты формирования эстетической культуры в педагогической практике.
Выводы по первой главе.
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
2.1. Содержание, формы и методы формирования эстетической культуры современного школьника в системе основного образования.
2.2. Формирование эстетической культуры современного школьника в системе дополнительного образования.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы формирования эстетической культуры современного школьника в условиях гимназии.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении"
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего # общества школа является одним из важнейших социальных и культурных институтов, определяя развитие не только нынешнего поколения, но и последующих. Политические и социально-экономические события, происходящие в России в последние десятилетия, сопровождались негативными изменениями в системе общечеловеческих ценностей. Актуальность проблемы становления и развития культуры человека в начале третьего тысячелетия побуждает общество остро ставить вопрос о гуманизации и гуманитаризации современного образовательного процесса, исходя из потребности российского общества в творческой, духовно-нравственной личности.
В этой связи особо значимыми становятся задачи, связанные с формиро-0 ванием культуры современных школьников и реализацией инновационных идей в педагогической практике. Закономерно, что сегодня одной из приоритетных задач образования становится формирование эстетической культуры школьников, которую необходимо рассматривать с позиции системного подхода, с учётом многих социальных факторов, где педагогический аспект будет играть ведущую роль.
В Законе Российской Федерации «О культуре» отмечено право человека на творчество в соответствии с его интересами и способностями, поскольку культурная личность воплощает в себе качества субъекта творческой деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» в общих требованиях к содержанию образования ориентирует современную школу на обеспечение самоопределения и на интеграцию личности в мировую и национальную культуру. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы основные задачи и ориентиры образовательной системы на духовность, творчество, нравственность, мораль и культуру. На практике реализация этих идей невозможна без приобщения учащихся к культуре и ее величайшему достижению - искусству. Искусство способствует формированию эстетической культуры, противостоящей асоциальным явлениям.
В области методологии и философии образования наше исследование опирается на труды Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, Н.Д.Никандрова и других. Научный интерес для нашего исследования представляют идеи гуманизации образовательного процесса как условия развития творческой личности, раскрытые в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других.
Проблема развития личности в образовательном процессе рассматривается в нашем исследовании, исходя из положений научных трудов Л.И.Божович, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, В.А.Петровского, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и других. В понимании процесса построения содержания образования с позиции культуросообразно-сти мы ориентировались на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, С.И.Гессена, П.Ф.Каптерева, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Е.А.Ямбурга и других.
Принципиальными для нашего исследования при рассмотрении важнейших аспектов образовательного процесса, способствующих повышению культурного уровня учащихся, стали научные положения трудов Ю.А.Баренбойма, А.С.Гаязова, А.И.Герцена, В.В.Серикова, Р.М.Фатыховой и других. Значение формирования эстетической культуры личности средствами искусства определено в работах Э.Т.Ардашировой, А.А.Веремьева, М.А.Верба, Ф.Вольтера, Н.Г.Зись, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачёва, Е.М.Торшиловой, Ф.Шиллера и других.
По проблеме воздействия искусства на развивающуюся личность особую значимость для нашей научной работы представляют исследования Аристотеля, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, Б.М.Теплова, И.Фихте, П.А.Флоренского,
З.Фрейда и других. В основу методологии формирования эстетической культуры были положены труды выдающихся учёных-педагогов и общественных деятелей: Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского, Е.Д.Критской, Г.Н.Нейгауза, Б.Н.Неменского, Л.М.Предтеченской и других.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая собственный опыт работы автора в качестве заместителя директора по воспитательной работе, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема формирования и эстетического развития личности остаётся недостаточно разработанной. Это объясняется усложнившимися социально-политическими и экономическими условиями развития нашего общества, обострившими противоречия между:
- социальной потребностью общества в эстетически развитой, культурной личности и неэффективным использованием воспитательной, мировоззренческой, ценностно-ориентирующей и других функций искусства в образовательной практике;
- признанием целесообразности формирования эстетической культуры современных школьников средствами искусства и недостаточной разработанностью дидактического инструментария, а также реализацией его в научной и практической деятельности в модернизируемых образовательных системах.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы и её практическая значимость заключаются в недостаточной теоретической и методологической разработанности проблемы, что и определило тему нашего исследования: «Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении».
Цель исследования: разработка, опытно-экспериментальная проверка эффективности системы формирования эстетической культуры в современном общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: эстетическое образование школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении будет наиболее успешным и отвечающим запросам современного общества, если:
- содержание образовательной области «Искусство» выступает как необходимое и устойчиво эффективное социально-педагогическое пространство, в рамках которого формируется эстетический и творческий потенциал личности школьников;
- ценность социально-педагогического пространства формирования эстетической культуры школьников определяется взаимосвязью и взаимопроникновением систем основного и дополнительного образования через интеграцию науки и искусства в учебно-воспитательном процессе;
-эффективность эстетически направленного педагогического процесса, результатом которого является интеграция школьников в современные культурные отношения, детерминирована педагогическими условиями: создание культуротворческой среды; учёт индивидуальных особенностей учащихся; взаимодействие систем основного и дополнительного образования.
Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:
- определить теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры школьников в педагогическом процессе через образовательную область «Искусство»;
- разработать и реализовать целостную систему формирования эстетической культуры в единстве систем основного и дополнительного образования, являющуюся неделимой сутью всего педагогического процесса и обеспечивающую в нём равную значимость науки и искусства;
- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном образовательном учреждении.
Методологической основой нашего исследования являются общефилософские идеи взаимодействия человека с социальной и культурной средой как условие его личностного развития (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев и другие); психолого-педагогические теории личности и творчества (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарева, А.З.Рахимов, В.Г.Рындак и другие); психолого-педагогические теории восприятия искусства и его влияния на личностные качества ребёнка (Б.В.Асафьев, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и другие); идеи гуманизации, гуманитаризации образования средствами искусства (Э.Б.Абдуллин, Э.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин, Р.А.Гильман, М.С.Каган и другие); концепции воспитательных функций искусства (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и другие); теории формирования личности в образовательном процессе (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн и другие); теории формирования эстетической культуры (А.А.Веремьев, М.А.Верб, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников, Е.М.Торшилова и другие).
Для решения обозначенной проблемы в работе использованы следующие теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ литературы в области педагогики, психологии, культурологии, социологии, эстетики, искусствоведения по исследуемой проблеме; системно-функциональный анализ педагогического опыта по формированию эстетической культуры школьников средствами искусства в современном общеобразовательном учреждении; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей, администрации, родителей с целью выявления отношения респондентов по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта многолетней практической деятельности автора в данной сфере; констатирующий и формирующий эксперименты, методы статистической обработки полученных данных.
Экспериментальной базой исследования являлись школы №№ 8, 9, 18,
26, 34, 35, гимназии №№ 1, 2, 4, 6 г. Стерлитамака, гимназии №№ 1, 6 г. Салавата.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1987 - 1992 гг.) - анализ уровня разработанности проблемы в научной литературе, разработка понятийного аппарата по теме исследования, изучение опыта работы школ республики по проблеме формирования эстетической культуры школьников, изучение содержания образовательной области «Искусство» и проведение поискового и констатирующего эксперимента.
Второй этап (1993 - 2002 гг.) - продолжалась разработка рабочей программы исследования, выявлялась совместимость основной и дополнительной систем образования, осуществлялась организация формирующего эксперимента, проверка и уточнение гипотезы исследования, апробация результатов в учебно-воспитательном процессе экспериментальных школ, разработка дальнейших рекомендаций по формированию эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
Третий этап (2003 - 2004 гг.) - систематизация, обобщение материалов, полученных в ходе исследования, научное оформление диссертации, разработка и внедрение результатов, оформленных в виде научно-методических рекомендаций для учителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснована, экспериментально проверена система формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении; обоснованы и разработаны педагогические условия формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении; уточнены характеристики эстетической культуры как деятельност-но-творческой категории эстетической культуры.
Теоретическая значимость состоит в следующем: определены структурно-функциональные компоненты эстетической культуры с учетом раскрытия потенциала личности и обеспечения равной значимости науки и искусства в образовательном процессе; обоснована теоретическая база формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном процессе; выявлена и теоретически обоснована роль опорных предметов образовательной области «Искусство» в оптимизации и результативности образовательного процесса; выявлена согласованность различных предметов образовательной области «Искусство» через идентичное структурирование основных компонентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты педагогические условия формирования эстетической культуры, способствующие практической реализации модернизации современного образовательного процесса; разработаны вариативные программы по предметам эстетического цикла, внедрение которых в педагогическую практику повышает потребность общения школьников с искусством; опубликованы и внедрены в образовательную практику научно-методические рекомендации для учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание образовательной области «Искусство» как необходимое и эффективное социально-педагогическое пространство, реализующее эстетическое развитие личности и формирующее культурный и творческий потенциал личности школьника.
2. Взаимосвязь и взаимопроникновение систем основного и дополнительного образования как необходимое условие целостности социально-педагогического пространства формирования эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении.
3. Совокупность педагогических условий: создание культуротворческой среды; учёт индивидуальных особенностей учащихся; взаимодействие систем основного и дополнительного образования, - обеспечивающая интеграцию личности ш кольника в существующие культурные отношения в процессе освоения образовательной области «Искусство».
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обеспечивается анализом научной литературы, выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, многолетним опытом работы автора в системе общеобразовательной школы и гимназии, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время и различных школах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на семинарах, научно-практических конференциях по проблемам воспитания подрастающего поколения средствами искусства, изучения традиций национального искусства в гг. Москве (1987,1989, 1990), Уфе (1987, 1996, 2001, 2003, 2004), Челябинске (2000), Салавате (1995, 1997), Казани (1998), Стерлитамаке (1999 - 2003).
В рамках указанной проблемы опубликованы статьи, тезисы выступлений, разработана программа по музыке для 1-4 классов и программа по ритмике для 1-7 классов. На основе теоретических положений и практических выводов исследования, разработана система формирования эстетической культуры, которая может быть внедрена в систему работы современной школы. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
в настоящее время, когда идёт процесс девальвации морали, права, искус ства, науки, образования, актуальной проблемой становится воспитание ин теллигентной личности. Успешное решение этой проблемы будет способст вовать развитию культурного и цивилизованного общества. Вполне объяс нимо, что современная педагогическая парадигма должна строиться на прин ципах гуманистического воспитания, личностной ориентации и может быть обращена к духовным началам личности, раскрывающим его мотивационный потенциал. Целесообразно, чтобы в общеобразовательных учреждениях осо бая роль отводилась воспитанию социокультурной элиты. Эта задача невы полнима без воспитательных и развивающих возможностей искусства.Особое внимание к проблеме развития человека средствами искусства на блюдалось ещё с древних времён. Так, была отмечена жизнеутверждающая функция искусства, ведущая к воздействию на духовные и физиологические процессы человеческого организма. С тех пор лучшие психологи, философы, педагогические деятели полемизировали о воспитательных возможностях искусства, подчёркивая большей частью нереализованный, но педагогически эффективный его потенциал.На всём протяжении педагогической науки раскрывались новые аспекты воздействия искусства на развивающуюся личность. Его гиперпродуктив ность в детерминации духовных сфер деятельности субъекта заключена, на наш взгляд, не только в воспитательных возможностях, но и в терапевтиче ских функциях, оказывающих позитивное воздействие на психические и фи 142 зиологические процессы человеческого организма. Поэтому мы считаем, что искусство есть имманентная потребность детства как динамичного и значи мого периода жизни человека.В детстве мы не только воспитываем у ребёнка гамму чувств, нравствен ные устои, ценностные ориентации, но и стремление к овладению знаниями.Поэтому искусство необходимо не только в развитии дивергентной сферы, но и когнитивной, обеспечивая активную работу мозга, обусловливая урав новешенность и подвижность нервных процессов. Взаимосвязь науки и ис кусства, по нашему мнению, есть необходимое условие, которое должно учи тываться при выстраивании концепции образования и прогнозировании мо дели выпускника. Значит, есть потребность обеспечения равной значимости науки и искусства в образовательном процессе. Это обеспечит не только си нергетику учебно-воспитательного пространства образовательного учрежде ния, но и формирование поведенчески-ментальных характеристик ребёнка, способствуя согласованию внутренних и внешних планов его развития.В современной педагогической науке и практике формирование эстетиче ской культуры предусматривает постановку цели, разработку содержания, применения разнообразных форм и методов в воспитательном процессе средствами искусства. Действительность такой системы заключается в опоре на нравственность, обусловливающую позитивную центрацию развития творческих потенций личности. Решение задачи воспитания ребёнка в такой системе способствует не только процессу гуманизации и гуманитаризации образования, но и организации целостного подхода к нему.Проблема творчества актуальна на современном этапе развития общества.Можно назвать её состояние «кризисным» в связи с тем, что наше государст во испытывает потребность в личностях мыслящих не линейно, умеющих принять нестандартное решение, находя выход из сложнейших ситуаций. И на сегодняшний день творчество - проблема, определяющая культурную па радигму деятельности субъекта.Общеизвестно, что современный социум представляет собой сложное яв ление, состоящее не только из социального, но, и из асоциального, доля по следнего, к сожалению, постоянно увеличивается. Безусловно, на то есть множество объективно-субъективных причин, но по нашему мнению, весо мая их часть сокрыта в проблеме творческой реализации человека через формирование эстетической культуры личности современных школьников.Бытие человека существует как жизнеутверждение, и он «запрограммиро ван» гедонистически, творчество - его внутренняя потребность и культурно антропологическая особенность. Проблема развития креативности должна решаться в раннем детстве. Ведущая роль в решении многих ключевых про блем становления личности человека принадлежит искусству, содержание которого есть оценочное осознание жизненных явлений. Мы считаем, что именно понимание роли искусства в образовательном процессе способствует реализации в педагогическую практику идей гуманизации и модернизации современного образования. Искусство как средство формирования эстетиче ской культуры способно решать проблему развития личности с ярко выра женным творческим началом, если при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении будут учтены следующие пе дагогические условия: • включение в содержание учебно-воспитательного процесса опорных предметов образовательного цикла «Искусство»; • создание атмосферы творчества средствами искусства; • выявление индивидуальных особенностей ребёнка средствами искусства, их сохранение и развитие; • постижение искусства в контексте культуры.Благоприятным содержанием системы формирования эстетической куль туры являются подлинные шедевры народного и классического искусства, разнообразие их видов и жанров, В основу его были заложены следующие критерии: • педагогическая целесообразность; • психологическая целесообразность; • согласованность воспитательного процесса с динамикой возрастного раз вития; • взаимодействие систем основного и дополнительного образования; • целостность учебно-воспитательного пространства; • референтность роли учителя; • разнообразие форм деятельности.В процессе решения поставленных задач формирования эстетической культуры средствами искусства были получены результаты, имеющие выход в педагогическую практику: • выявлены педагогические условия и психологические предпосылки формирования эстетической культуры современных школьников и определе ны уровни её сформированности; • выявлены опорные виды искусства в системе основного образования, необходимые для формирования эстетической культуры в условиях мини мально отведенного учебного времени на образовательную область «Искус ство»; • исследованы педагогические условия, способствующие выявлению творческого потенциала, его сохранению и развитию в процессе динамики возрастных изменений личности; • экспериментально апробированы формы и методы, способствующие оп тимизации процесса образования средствами искусства; • выявлена взаимосвязь между воспитательными возможностями искусст ва и влиянием его взаимосвязи с решением проблемы социализации лично сти; • накоплен опыт систематизации перспективных форм, средств и методов формирования эстетической культуры; • создан ряд вариативных учебных программ эстетического цикла, учиты вающих конкретные условия и специфику инновационного учебного заведе ния.В данной связи была предложена система формирования эстетической культуры в гимназии, включающая в себя взаимодействие основного и до полнительного образования, разнообразие форм и методов. Методы и приё мы в процессе формирования эстетической культуры учащихся получали реализацию в самых разнообразных формах: как урочная (музыка, литерату ра, изобразительное искусство, культура Башкортостана, хореография, миро вая художественная культура) и внеурочная (театрализованные балы, празд ники творчества, фестивали искусств, театральные встречи, специальные кружки по интересам и т.д.).Используемые методы и приёмы были направлены не только на учебно образовательное пространство гимназии, но и за её пределы (связь с учреж дениями культуры, вьющими и средне специальными учебными заведения ми).Результаты контрольного эксперимента показали, что, повысился уровень эстетической культуры в экспериментальных группах, когда в контрольных он, практически, остался без существенных изменений, что позволяет сде лать следующие выводы:
1. Процесс формирования и развития эстетической культуры школьников рассматривался нами как сложное социально-педагогическое явление, требующее фундаментального исследования. На современном этапе развития нашего общества он выступает важной предпосылкой становления гуманного общества, развития гуманистических образовательных систем, ориентиро ванных на формирование активной творческой личности.2. В результате исследования создана система формирования эстетической культуры, способствующая воспитанию современных школьников. Форми рующий эксперимент подтвердил, что ориентация на компоненты эстетиче 146 ской культуры в образовательном процессе в единстве структурированного содержания и активизирующей формы преподнесения служит эффективным средством повышения культурного уровня школьников в современном об щеобразовательном учреждении.3. Эффективность функционирования системы формирования эстетиче ской культуры школьников обеспечивается синтезом её двух подсистем: ос новной и дополнительной, выделением опорных предметов образовательной области «Искусство». В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что при разной их модальности они структурируются на основе общих принци пов, обеспечивающих равную значимость науки и искусства в образователь ном пространстве современной школы.4. Экспериментально разработанные методические рекомендации по про блеме формирования эстетической культуры школьников в условиях совре менного образовательного учреждения способствуют социализации, разви тию творческих способностей на различных стадиях возрастного развития.Проведённые исследования позволяют констатировать, что целенаправлен ная реализация педагогических условий формирования эстетической культу ры личности способствует интенсификации, результативности и гуманиза ции образовательного процесса в школе.Таким образом, цель исследования, которая включала в себя научное обоснование и экспериментальную проверку педагогических условий фор мирования эстетической культуры школьников в современном образователь ном учреждении, была достигнута, и гипотеза исследования подтверждена эффективностью экспериментального процесса обучения и воспитания.Вместе с тем, мы рассмотрели далеко не все аспекты большой и сложной проблемы формирование эстетической культуры средствами искусства. Про веденное нами исследование является одним из подходов к труднейшей про блеме воспитания подрастающего человека средствами искусства.Более подробного рассмотрения и изучения в аспекте проблемы форми рования эстетической культуры школьников в современном общеобразова тельном учреждении требуют терапевтические функции искусства и их влияние на образовательный процесс, а так же функциональные взаимосвязи науки и искусства в создании и влиянии на целостность педагогического про цесса.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ясенева, Людмила Германовна, Уфа
1. Мировая художественная культура 11 1 час в неделю
2. Ритмика и хореография 1-7 1 час в неделю
3. Искусство во все исторические формации влияло на формирование системы эстетического воспитания, которая рассматривалась как составная часть развития личности.