автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической позиции будущего учителя
- Автор научной работы
- Захарычева, Анна Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Калининград
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Захарычева, Анна Михайловна, 2000 год
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Изучение состояния проблемы эстетической позиции и ее формирования в научной литературе
1.1. Сущность и содержание категории «эстетическая позиция».
1.2. Теоретические аспекты эстетического воспитания будущего учителя
1.3. Возможности ритмической гимнастики в формировании эстетической позиции личности.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования эстетической позиции будущего учителя
2.1. Особенности степени выраженности эстетической позиции будущих учителей.
2.2. Результаты формирования теоретических предпосылок эстетической позиции у студентов средствами спецкурса.
2.3. Экспериментальная проверка путей формирования эстетической позиции в процессе занятий ритмической гимнастикой.
2.4. Педагогические условия формирования эстетической позиции будущего учителя.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетической позиции будущего учителя"
Актуальность исследования. Образовательная система России переживает сложный период реформирования, когда целью образования становится развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно -историческими и технологическими достижениями человечества; когда целью образования становится не просто трансляция знаний, а приобщение к человеческой культуре.
Культура личностна, она творится людьми и для людей, поэтому принципиальным становится развитие способности личности к культурному самоопределению, развитие её интеллекта и методологической культуры, вероятностного типа мышления, воспитание в ней гуманизма и социальной ответственности.
Особую область культуры представляет искусство, как единая область познания и духовной деятельности личности. Именно поэтому оно должно проникать в сферу любого школьного предмета и научной дисциплины в вузе.
В этой связи становится необходимым обновление системы подготовки в вузе педагогических кадров: уточнение содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также введение элективных (избирательных) курсов1.
112 - летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. - М.: ИОСО РАО, 1999.- С. 20.
Одним из таких элективных курсов, помимо МХК, может стать всеобщее эстетическое воспитание, формирование у будущих учителей эстетической позиции как особого отношения к искусству и своей педагогической профессии: "Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, будущий учитель должен владеть основами эстетики. и уметь на уроке и во внеклассной работе создавать эмоционально - эстетическую атмосферу." [184; 46].
Проблеме эстетической подготовки будущих учителей в 19 веке, особенно учительниц, уделялось большое внимание. Их обучали игре на музыкальных инструментах, изобразительному искусству и танцам. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт считали приобщение к искусству необходимой составной частью профессионального педагогического образования.
В 20 - 30 годы после революции об эстетическом воспитании будущих педагогов писали А. В. Луначарский, Н. Н. Бахтин, П. П. Блонский, В.Н. и С.Т. Шацкие.
Последние десятилетия проблема эстетической подготовки учителя приобретает всё большую значимость. Необходимость усиления эстетического воспитания в профессиональной педагогической образовательной системе отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые. Исследуются различные аспекты проблемы: эстетическая и художественная культура учителя (А. М. Моисеева, Л. А. Рапацкая); формирование творческих способностей студентов в процессе эстетических видов деятельности (В. М. Сиренко); эстетической оценки (Н. А. Афонина); эстетическое самообразование (С. Б. Елканов). Как показывают результаты теоретического анализа, проблема формирования у студентов эстетической позиции в процессе их профессионального педагогического образования не нашла своего достаточного решения в научных исследованиях. Таким образом, противоречие между необходимостью формирования эстетической позиции будущего учителя и недостаточной разработанностью в теории самого понятия и условий его формирования определило тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова сущность эстетической позиции будущего учителя и условия ее формирования. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Проблема формирования эстетической позиции у будущих учителей сложная и многоплановая: помимо общих для всех педагогических специальностей теоретических основ в формировании эстетической позиции существуют определенные особенности, характерные для каждой научной дисциплины. Этим объясняется обращение в исследовании к примеру формирования эстетической позиции на занятиях по физическому воспитанию (ритмической гимнастикой).
Объект исследования: эстетическое воспитание учителя.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической позиции будущего учителя.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование эстетической позиции учителя будет осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:
• ознакомлении студентов с основами эстетики; теорией и практикой эстетического воспитания в школе и вузе; возможностями ритмической гимнастики в решении поставленных задач;
• наличии практических занятий, направленных на формирование > эстетической позиции;
• создании предпосылок для творческой самореализации и самовоспитания студентов.
В соответствии с объектом, предметом, проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи:
• обосновать сущность и содержание понятия эстетическая позиция будущего учителя;
• определить и обосновать педагогические условия, ^ обеспечивающие эффективность формирования эстетической позиции будущего учителя;
• разработать опытно - экспериментальную методику формирования эстетической позиции будущего учителя, апробировать и проанализировать её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют: диалектика как теория развития и всеобщей связи явлений; философские положения о деятельности и творческой сущности человека; философия прекрасного; культурологический подход к ч анализу социально - педагогических явлений; психологические концепции установки и деятельности.
Теоретическими источниками явились труды, в которых рассматриваются:
• идеи гуманитаризации образования (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин);
• философия (М. С. Каган) и психология искусства (JI. С. Выготский); теория формирования личности учителя (С. И. Архангельский, А. К. Маркова, В. А. Сластенин); ь
• идеи теории установки (Д.И. Узнадзе) и социальной установки (А. М. Айламазьян, А. Г. Асмолов, С. К. Курячий, А. В. Мудрик, Г. Оллопорт);
• теория отношений (В. Н. Мясищев);
• учение о эстетическом воспитании (Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, A.M. Моисеева, М.Я. Сараф);
• учение о физическом воспитании (П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский).
Методы исследования. В работе использовались следующие методы: теоретические: анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, анализ результатов деятельности студентов, их самооценок; экспериментальные: педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка экспериментальных данных.
Опытно - экспериментальной базой исследования явились: Калининградский государственный университет (факультет педагогики и психологии), Черняховский педагогический колледж, Калининградское педагогическое училище, Калининградский колледж искусств, педагогический лицей №10 города Советска Калининградской области. В исследовании участвовали 250 человек. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (1997 - 1998). Изучение философской, культурологической, психолого-педагогической и нормативной литературы, определение цели, задач, методов исследования, формулировка гипотезы, разработка методики эксперимента.
Второй этап (1998 - 1999). Выполнение теоретической части диссертации, проведение и обработка констатирующего эксперимента, моделирование процесса формирования эстетической позиции студентов (на примере преподавания ритмической гимнастики), разработка спецкурса "Формирование эстетической позиции будущего учителя".
Третий этап (1999 - 2000). Проведение формирующего эксперимента, обработка, анализ и подведение итогов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:
• определены сущность, содержание и структура эстетической позиции будущего учителя;
• определены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективного формирования эстетической позиции будущего учителя (на примере преподавания ритмической гимнастики).
Практическая значимость исследования заключается в создании методического обеспечения формирования у будущего учителя эстетической позиции; разработанный спецкурс "Формирование эстетической позиции будущего учителя" существенно улучшает качество профессиональной педагогической подготовки студентов, а также их самообразовательной деятельности.
Результаты исследования имеют практическое значение для системы повышения квалификации учителей разных специальностей.
Имеющиеся в диссертационном исследовании материалы полезны для учителей общеобразовательных школ, средних специальных педагогических образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью концептуальных позиций, использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследования, репрезентативностью опытных данных.
Апробация и внедрение. Результаты исследования апробировались путем публикаций статей по теме исследования, учебно-методических пособий: «Педагогические позиции в физическом воспитании дошкольников», «Физическая культура», обсуждения на заседаниях кафедр эстетического воспитания и декоративно-прикладного творчества, физического воспитания Калининградского государственного университета. О результатах исследования докладывалось на ежегодных научных конференциях в Калининграде (1997 - 2000), а также научно-методическом семинаре в городе Тюмени (1999).
Автором диссертационного исследования проведен спецкурс "Формирование эстетической позиции будущего учителя" изданы методические рекомендации к нему (Калининград, 1999). На защиту выносятся следующие положения:
• Эстетическая позиция будущего учителя определяется нами как особенность личности, как устойчивое состояние готовности и предрасположенности будущего учителя к эстетической деятельности.
• Формирование эстетической позиции на материале преподавания ритмической гимнастики обеспечивается единством теоретической подготовки в области эстетики, эстетического воспитания и системы практических занятий.
• Необходимым психолого-педагогическим условием формирования эстетической позиции будущего учителя является единство формирования когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов и мотивационной основы готовности к эстетическому воспитанию и самовоспитанию, осуществлению гуманистически направленной деятельности.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (263 наименования) и приложения. В диссертации содержатся таблиц: и 15 рисунков.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате эмпирического исследования была выявлена степень сформированности эстетической позиции у будущих учителей Калининградской области по общим показателям (широта, устойчивость, доминантность, эмоциональность, активность, сознательность), которая в зависимости от уровня образовательных учреждений составила (в баллах): МОУ педагогический лицей №10 -30, г. Советска
Калининградский колледж искусств - 47, Черняховский педагогический колледж - 41, Калининградское государственное педагогическое училище - 39,
КалГУ, ПиМНО - 27.
Рассматривая отношение будущих учителей к объектам эстетической оценки (осанке, внешнему виду, выразительности исполнения, эмоциональности, вдохновения, грациозности, согласованности движений с музыкой, технике выполнения упражнений) в зависимости от уровня образовательных учреждений, можно охарактеризовать его следующим образом (приводим средние результаты по пятибалльной системе):
МОУ педагогический лицей №10 -4,35, г. Советска
Калининградский колледж искусств - 4,75,
Черняховский педагогический колледж - 4,37, Калининградское государственное педагогическое училище - 4,38,
КалГУ, ПиМНО -4,54.
В целом, отношение к объектам эстетической оценки у будущих учителей можно охарактеризовать как положительное.
Для оценки степени выраженности эстетической позиции были выбраны отдельные аспекты:
1. Эстетический идеал.
2. Эстетическое отношение с окружающими.
3. Художественные образы. 4.Эстетические способности.
5. Эстетические качества.
6. Ритмическая гимнастика - средство эстетического воспитания.
В результате экспериментальной работы нам удалось определить у будущих учителей степень сформированности эстетической позиции по отдельным аспектам. Ее можно охарактеризовать следующим образом (в %): МОУ педагогический лицей №10 - 56 г. Советска
Калининградский колледж искусств - 55 Черняховский педагогический колледж - 59 Калининградское государственное педагогическое училище - 66
КалГУ, ПиМНО -41
По всем шести аспектам проведен детальный анализ, который позволяет нам сделать общий вывод о необходимости обязательной коррекции учебной деятельности для формирования эстетической позиции будущих учителей.
Итак, в результате формирования теоретических предпосылок эстетической позиции у студентов ПиМНО КалГУ средствами спецкурса "Формирование эстетической позиции будущих учителей" были получены следующие данные:
- о положительном влиянии этого спецкурса на изменение содержательных характеристик (установок, мотивов, стремлений) эстетической позиции будущих учителей;
- в результате проведённого спецкурса удалось сформировать представление об эстетическом идеале современного человека, что в свою очередь, явилось предпосылкой формирования эстетической позиции;
- в процессе эксперимента удалось у его участников повысить значение эстетических отношений с окружающими и тем самым повлиять на очень важную составную часть эстетической позиции;
- о значительном повышении уровня эстетических способностей (таких как эстетическое восприятие, эстетическое созерцание, эстетическое переживание, эстетическое суждение, эстетический вкус);
- о положительном влиянии спецкурса "Формирование эстетической позиции будущих учителей" на степень сформированности показателей (широта, устойчивость, доминирование, эмоциональность, активность, сознательность) эстетической позиции.
Таким образом, в результате экспериментальной проверки путей формирования эстетической позиции в процессе занятий ритмической гимнастикой нам удалось:
1. Сформировать у всех студенток, участвовавших в эксперименте, представления о том, что ритмическая гимнастика является средством эстетического воспитания.
2. Значительно увеличить уровень развития таких эстетических качеств как: культура поведения, красивая осанка, красивая походка и культура движений.
3. Способствовать возникновению у всех участников эксперимента художественных образов в момент соединения музыки с движениями.
4. Рассматривая степень сформированности эстетической позиции будущих учителей по отдельным аспектам, в результате экспериментальной работы нам удалось повысить (с 31% до 82%) эту степень на 51% .
5. Сформировать положительное отношение к объектам эстетической оценки на занятиях ритмической гимнастикой (осанке, внешнему виду, красоте движений, выразительности исполнения, эмоциональности и вдохновения, грациозности и согласованности движений с музыкой, технике выполнения упражнений ритмической гимнастики). Рассматривая средний результат по объектам эстетической оценки, можно заметить повышение результатов с 4,06 баллов до эксперимента и 4,62 баллов после эксперимента. Разница составила 0,56 балла (по пятибалльной шкале). На наш взгляд, повышение результатов обусловлено спецификой занятий ритмической гимнастикой, которые являются средством эстетического воспитания будущих учителей.
Таким образом, в результате экспериментальной работы нам удалось выделить критерии оценки уровня сформированности эстетической позиции.
Педагогические условия формирования эстетической позиции включают в себя:
• создание в педагогическом процессе необходимых психологических предпосылок для успешного формирования у будущих учителей эстетической позиции (развитие мотивационной сферы личности; выработка установки на собственную эстетическую позицию как необходимое требование к личности современного педагога);
• моделирование процесса формирования эстетической позиции с целью вооружения будущего учителя системой ЗУН в области этики и эстетического воспитания учащихся и самовоспитания;
• диагностика сформированности эстетической позиции как основа для создания разноуровневой методики обучения студентов, обеспечивающей реальные возможности для творческого самораскрытия личности в профессиональной педагогической деятельности.
На основании результатов проведённого нами исследования можно рекомендовать следующие пути, средства и методы формирования эстетической позиции:
1. Применение методов сообщения эстетических характеристик (разностороннего указания, объяснения и оценки с указанием путей её повышения).
2. Использование специальных эстетических характеристик движений, действий и постулатов занимающихся.
3. Использование простейших методов передачи эстетических характеристик (указания и оценки), при наличии у занимающихся известного запаса соответствующих знаний и достаточном их чувственном (двигательном) опыте.
4. При разучивании упражнений ритмической гимнастики целесообразно использовать такие методы передачи эстетических характеристик как рассказ и беседа.
5. Разнообразные эстетические характеристики необходимо использовать во всех частях занятия.
6. Для большей наглядности эстетического своеобразия предлагаемых заданий и требований нужно использовать различные сочетания слова с показом преподавателя.
7. В занятиях должны найти применение и такие методические приёмы, как самооценка и взаимооценка эстетической выразительности движений, творческие задания эстетического порядка, упражнения, направленные на освоение красоты того или иного двигательного действия.
8. Для эффективного и целеустремлённого воздействия на Формирование эстетической позиции необходимо использовать самые различные компоненты педагогического процесса.
9. Формирование эстетической позиции осуществляется в единстве с повышением качества техники выполнения упражнений ритмической гимнастики.
10. Формирование эстетической позиции должно выступать в единстве с воспитанием выразительности движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной ситуации возникновения новой образовательной парадигмы, отвечающей требованиям социокультурного развития нашего общества, становится необходимостью формирование таких особенностей личности, как: «позиция», «профессиональная позиция», «эстетическая позиция».
В отечественной и зарубежной педагогике в области эстетического образования накоплен значительный теоретический материал и практический опыт. В то же время отсутствуют фундаментальные исследования, предметом которых является, формирование эстетической позиции будущего учителя.
В диссертации сделан определенный шаг в уточнении понятия «эстетическая позиция».
Исходное определение понятия «позиция» сложившееся в психолого-педагогической литературе «состояние», «отношение», «официальный статус», «роль в обществе», «интегративная или интегральная характеристика» личности изменено. На основе проведенного исследования было сформулировано следующее определение: «Эстетическая позиция личности - это особенность личности, отличающая ее от других личностей».
Понятие эстетической позиции будущего учителя определяется нами как особенность личности, как устойчивое состояние готовности и предрасположенности будущего учителя к эстетической деятельности.
Основной гипотезой исследования выступило предположение о том, что формирование эстетической позиции будущего учителя осуществляется успешно при соблюдении таких условий, как: теоретическая и практическая подготовка студентов в области эстетического воспитания и создание предпосылки для их творческой самореализации и самовоспитания.
Педагогические условия формирования эстетической позиции включают в себя:
• создание в педагогическом процессе необходимых психологических предпосылок для успешного формирования у будущих учителей эстетической позиции (развитие мотивационной сферы личности; выработка установки на собственную эстетическую позицию как необходимое требование к личности современного педагога);
• моделирование процесса формирования эстетической позиции с целью вооружения будущего учителя системой ЗУН в области этики и эстетического воспитания учащихся и самовоспитания;
• диагностика сформированное™ эстетической позиции как основа для создания разноуровневой методики обучения студентов, обеспечивающей реальные возможности для творческого самораскрытия личности в профессиональной педагогической деятельности.
Одним из перспективных средств формирования эстетической позиции будущего учителя является предлагаемая автором система, представляющая собой совокупность теоретических основ, методических средств и приемов, реализуемая по программе «Формирование эстетической позиции будущих учителей на занятиях ритмической гимнастикой».
Изучение результатов опытно-экспериментальной работы показало, что исходная гипотеза подтвердилась и проблемы определения сущности понятия «эстетическая позиция», а также условий ее формирования у будущих учителей нашла свое решение.
Исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. К числу проблем, требующих дальнейшего исследования, можно отнести:
• изучение результатов новейших исследований отечественных и зарубежных педагогов в области формирования личности будущего учителя, становления эстетической позиции в рамках других дисциплин, которые изучаются в вузе;
• дальнейшее изучение уровней сформированности эстетической позиции студентов с целью создания образовательных моделей на основе личностного подхода;
• освоение системы Интернет как начало творческого сотрудничества, с помощью которого можно оперативно изучать и передавать эстетическую информацию.
Полученные в работе результаты и выводы могут практически использоваться не только преподавателями вузов, но и учителями в общеобразовательных учреждениях разных типов.
Эстетическая позиция должна стать одной из особенностей личности будущего учителя как результат введения в обязательную часть («ядро знаний») эстетической подготовки и его самообразования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Захарычева, Анна Михайловна, Калининград
1. Абдулов Расул Шукюр Оглы. Формирование активной жизненной позиции подростков в процессе преподавания гуманитарных наук (На материалах азербайджанской литературы по истории):Автореф. дис. канд.пед. наук. Баку, 1990 -25с.
2. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335с.
3. Абишев А. А. Управление творческой деятельностью педагогического коллектива средней образовательной школы.- Автореф. дис. канд. пед.наук. Минск., 1992. - 22 с.
4. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток./ Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 21 с.
5. Аверьянова Г. И. Эстетическое развитие студентов педагогических колледжей в процессе изучения истории Отечества: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. -17 с.
6. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Дис. д-ра пед. наук.-М.-1998.- 448 с.
7. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. трудов/ М-во просвещения РСФСР и др./ -Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та, 1985. 136с.
8. Алимбеков Акматали. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (На материале педвузов КиргССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.-16 с.
9. Ю.Ананьев Б.Г., Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. - 190с.
10. П.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968. - 339с.
11. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Академия пед. и соц. наук, Мое. психолого-соц. ин-т-М.:Изд-во ин-тапракт.психологии; Воронеж:НПО "МОДЭК", 1996.-383с.
12. Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Минск: Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, 1993.- С.41-45.
13. Н.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Институт "Открытое общество". М.:Аспект Пресс, 1996. - 375с.
14. Анохина И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток. Автореф.дис.канд. пед.наук. Малаховка.- 1992.- 24 с.
15. Арамавичюте В. А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути ее формирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Вильнюс, 1990. -40с.
16. Арлычев А.Н. Саморегуляция. Деятельность.Сознание. СПб.: Наука, 1992.-146с.
17. Архангельский С.Н. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1980. -368с.
18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979.-151с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
20. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в фи -зическом воспитании / Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры/ М.: Физкультура и спорт, 1978. -223с.
21. Бабич Л. В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 18 с.
22. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 342с.
23. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политическая литература, 1967.
24. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: ФиС, 1958.
25. Белинович В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания. Автореф. канд. пед. наук- М.,1959.
26. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.9, М.:АН СССР, 1959.
27. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-96с.
28. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974, 117с.
29. Белякова Н.Т. Фигура, грация, осанка. М.: Просвещение, 1978. - 48с.
30. Бенюх К.Д. Важные слагаемые (о воспитании культуры движений у гимнастов). -М.: ФиС, 1972.
31. Бжалаева И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Медицина, 1965.
32. Блинов В.М. Гуманистическая концепция профессионально-педагогической подготовки учителя в ФРГ: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М.,1997. -22с.
33. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.- М.:ФиС,1978.- 86с.
34. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.
35. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия.// Сов. педагогика 1991. - №9. - С. 123-128.
36. Боришевский М.И. Основы вузовской педагогики. -Л.:ЛГУ, 1972. 61с.
37. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956.
38. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.- 56с.
39. Вагонова А .Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980.
40. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. №4. - С. 12-18.
41. Варшавская Р.А., Шишкарева Ю.Н., Варакина Т.Т. и др. Поэзия движения. Л.: Лениздат, 1987.
42. Васильева Е. Танец. М.: Искусство, 1968.
43. Верб М.А. Об эстетическом кругозоре старших школьников и студентов./ Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена, Т.447. Воспитание чувств детей и подростков. Л., 1971.
44. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 204с.
45. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 142с.
46. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев, 1982. -110с.
47. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов./ Учеб. метод, пособие. М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1980. - 104с.
48. Виленский М.Я. Студент, как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. - №10. - С.2.
49. Вопросы психологии спорта: Сб. науч. тр./ Под ред. А.Ц. Пуни. -Л., 1975.-104с.
50. Вопросы теории эстетического воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Г.З. Апресяна. М.: Московский университет,1970.
51. Вопросы физического воспитания студентов: Межвуз. сб. ЛГУ. Л.: ЛГУ, 1970. - 104с.
52. Вопросы физического воспитания студентов: Межвуз. сб. ЛГУ. -Л.:ЛГУ.- XVI.- 1984.- 127с.
53. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность,рефлексия.// Магистр. 1995. - №1.- С.71.
54. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики / Сост. А. А. Леонтьев. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 222с.
55. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В. Давыдова/. -М.: Педагогика, 1991. 479с.
56. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетических реакции Л. С. Выготский. 5. изд., заново свер. с ориг., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998. - 413с.
57. Гавердовский Ю.К. Забытая проблема. Опыт трактовки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям.// Теория и практика физической культуры. 1991. - №8. -С. 12-20.
58. Гегель. Лекции по эстетике. Кн. третья.*- М.: АН СССР Инс-т философии. 440с.
59. Гергей В.Б. США: Персоно логический подход в повышении квалификации учителей // Педагогика. 1993. - №1.
60. Герман Ш.М. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1966.
61. Гимнастика. // Учебник для ИФК. / Под ред. А.М.Шпемина и А.Т.Брыкина. М.: Физкультура и спорт, 1979.
62. Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для ин-тов физ. культуры.; Под общ. ред. В.М. Смолевского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 335с.
63. Голованова В. Г. Художественная культура Швеции (Опыт эстетико-социологического анализа) Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М. -1990. - 46с.
64. Гориневский В.В. Физическое образование. Изд. 1913.-С.27.
65. Гориневский В.В. Избранные произведения. М.: ФиС, 1951. - Т. 1 .-С.94.
66. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. -Калининград, 1996. 107с.
67. Громов Е. Эстетический идеал. М.: Политическая литература, 1961.
68. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.- 285с.
69. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987. -253с.
70. Гуторова А.В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. - 159с.
71. Давыдов В.В. О теориях развивающего обучения.// Магистр.-1996.-№6.-С.7.
72. Демени Г. Научные основы физического воспитания. М.,1905.- 158с.
73. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура испорт, 1982. 239с.
74. Дыжкова В.В. Физическая культура женщины. М., 1963.
75. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентации будущего учителя: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.
76. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. С. 17.
77. Желбанова Р.И. Активная трудовая позиция.// Советская педагогика.-1989.-№3.- С.23.
78. Каган М.С. Лекции по эстетике. М.: Просвещение, 1975. - 223с.
79. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству? О профессиональном мастерстве учителя.// Народное образование. 1989.11. С.62-66.
80. Караваева Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1993. -16с.
81. Катрич Е.В. Педагогическая позиция преподавателя по физической культуре в учебных заведениях нового типа: Дис. канд. пед. наук:-СПб., 1993.- 180 с.
82. Киракосян А. С. Пути и средства формирования эстетической культуры будущих учителей-воспитателей: (На материале пед.вузов Респ.
83. Армения): Дис. канд. пед. наук Ереван, 1992 -159с.
84. Кирсанов B.C. Спорт, музыка, грация. Художественная гимнастика. -М.: Физкультура и спорт, 1978.
85. Киселев Ю.А. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1981.-64с.
86. Киященко Н.Н. Вопросы формирования эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 161с.
87. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль. - 1966. - 158с.
88. Коган Л.Н. Рациональное и эмоциональное в эстетическом вкусе. Ученые записки (Свердловский гос. пед. институт). Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Сб. 40. - 1966.
89. Колоколов В.М. Очерки по теории физического воспитания. М.: ФиС, 1959.
90. Комарова А. Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества. Дис. канд пед. наук: Орел, 1997.- 154с.
91. Коренберг В.Б. Заметки о культуре движений. М.: ФиС. 1972.
92. Коршунов A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. -142с.
93. Кочетов А.И. Педагогическое творчество: мысль и поиск.// Образование и воспитание. 1992. - №2. - С.55-58.
94. ЮО.Кубланов Б.Г. Эстетическое чувство и искусство. Львов, 1956.
95. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Д., 1970. - 272с.
96. Кудашова Л. Т. Ритмическая гимнастика в системе производственной физической культуры женщин, занятых в сфере умственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1989. - 22 с.
97. Кудрявцева С.П. Об изучении эстетических интересов и потребностей молодежи: Сб. науч. тр./ Эстетическое воспитание учащейся молодежи, вып.З. Свердловск, 1970. - С. 92-93.
98. Кукушкин Г.И. Советская физическая культура важное средство коммунистического воспитания. -М.: Просвещение. -1971.
99. Ладзина Н. А. Формирование идейно-нравственной позиции подростков в общественно полезной деятельности (Психолого-педагогический аспект): Автореф дис. канд. пед наук. М, 1991 -26с.
100. Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание. // Вопросы психологии. 1989. - №1. - С.24-31.
101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -СЛ 70-171.
102. Ю8.Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
103. Ю9.Лесгафт П.Ф. Сочинения, т.1-5. М.,1954.
104. Ю.Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей./ теория и практикаобразования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998.- 273с.111 .Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983. - 40с.
105. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика./ Учебное наглядное пособие/. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 158с.
106. Лукин В. Н. Эстетика как теория совершенства и красоты : Учеб. пособие / В. Н. Лукин; М-во общ. и проф. образования РФ. Сам. гос. техн. ун-т. Самара, 1998. - 127 е.;
107. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1971.
108. Ляшенко В.Е. Путь к гармонии. М.: Знание, 1974, 158 с.
109. Макаренко А.С. Сочинения, т.5./ Под ред. И.А.Каирова,
110. Г.С.Макаренко, Е.Н. Медынского. -М.: АПН, 1958.
111. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности ((Методология, теория, практика)): Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1990. 49 с.
112. Маркова А.К. Профессиональная позиция. //Советская педагогика. -1990.-№8.-С.82.
113. Мачинский В.И. Гимнастика, исправляющая осанку. М.: Медгиз, 1960.
114. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л.Музыка, 1988.-45с.
115. Мельников В.М. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1987. -130с. 125 .Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1./
116. Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. - 232с.
117. Мироненко В.В. О структуре выразительных движений./ Республик, науч.-методич. сб./Психология. -М. вып. 76. -1977. -138 с.
118. Мокеев Г. И., Юдин А.С., Максин Б. В. Экспериментальная проверка эффективности различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов.// Теория и практика физической культуры.-1990. №6. - С.50-53.
119. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М.: Искусство, 1966.
120. Морель В.Р. Хореография в спорте. М., 1971.
121. Муравов Н.В. Спорт и физическая красота человека. Киев: Рад. школа, 1981,103 с.
122. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. -№5.
123. Насырова И. Ю. Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры: На примере художественной гимнастики: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 1997. -217с.
124. Научные основы физического воспитания студентов педагогического института. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1980. - 152с.
125. Нашхоева С.Р. Нравственное и эстетическое развитие воспитанниц женских учебно-воспитательных заведений закрытого типа в России /до начала 20 века/.-М.,1997.
126. Новиков А.Д. Теория и практика физической культуры. М., 1948. -260с.
127. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений.// Искусство в школе. 1991. - №3. - С.10-17.
128. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 192с.138.0буховский К. психология в лечении человека. М., 1972. - 245с.
129. Основные проблемы развития эстетики и эстетического воспитания./
130. Тез. докл. к Всесоюз. конф./. М.: ИФАН, 1988, 117 с.
131. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань. 1976. - 200с.
132. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. -М.Лолит, лит-ра, 1990.-С.494.
133. Петченко А. Ф. Формирование готовности будущих учителей музыки к идейно-эстетическому воспитанию учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук:-М., 1989.-17с.
134. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие.// Приобще ние личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. -М., 1991.-С. 6-12.
135. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. // Педагогика. 1995. - №4. - С.59-63.
136. Подласый И.П. Педагогика./ Учеб. для студентов высших пед. учеб. за ведений. М.: Просвещение, 1996. - 433с.
137. Поздняева С.М., Суркова Л.М. Образование вчера, сегодня, завтра. // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. - 1987. - №2. - С.67.
138. Полонский В.И. Методы исследования проблем образования. //Педагогика.- 1994. -№2. С. 10-15.
139. Полупан Н.Г. Социальная позиция студенческой молодежи России 90х годов: Дис. канд. социол. наук М., 1994. -138 с.
140. Пономарев И.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагоги ка, 1976. -280с.
141. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания.// Педагогика. 1994. -№3. - С.13-18.
142. Попов П. А. Оздоровительная гимнастика / П. А. Попов; Худож. О. В. Пидан. М.: Третья медицина, 1999.- 89с.
143. Праздников Г.А. Искусство и спорт. -Д.: Знание, 1981
144. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе./ Под ред. В.И.Самохвалова/. М.: ИФАН, 1988.- 124 с.
145. Прохоров А.В. Культура будущего тысячелетия.// Вопросы философии. 1989. - №6. - С.17-30.
146. Психология физического воспитания и спорта./ Учеб. пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни/. М.: Физкультура и спорт, 1979. -143с.
147. Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности/ Под ред. Б.А.Ашмарина, Е.П.Ильина, Б.А.Петрова/. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. - 140с.
148. Пуни А.Ц. Значение оценки и самооценки исполнения физических упражнений. // Физическая культура в школе. 1959. - №6. - С.43-49.
149. Физкультурное образование Сибири. 1995. - N 1.- С.47-52.163 .Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969,207 с.
150. Раппопорт С.Х. Искусство и личность. Искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. - С.215-230.
151. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980. - 135с.
152. Рахман, О.В. Релаксационная ритмическая гимнастика в физическом воспитании студенток: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. -195с
153. Ревякин Ю.Т. О частоте и своевременности оценки впроцессе формирования двигательных навыков на уроках физическойкультуры в школе: Сб. науч. тр./Материалы третьей научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966.- С.45-47.
154. Рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся в средних школах Татарской ССР, Казань, 1964.
155. Розин В.М. Смысл и особенности гуманитарного образования.// Современная высшая школа.- 1992. №1. - С. 14-19.
156. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика./ Учебное пособие/ М.: Просвещение, 1989. - 175с.
157. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание, 1957.
158. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.
159. Смарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста.//ВВШ. 1969.- №8.
160. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта./ Учебное пособие для ин-тов физ.культ./ М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104с.
161. Сараф М.Я. Эстетика спорта. М.: Знание, 1978. - 63с.
162. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б. Основы теории оздоровительной физической культуры. Учеб.пособие для инструкторов оздоровит, физ. культуры. М., 1994. - 35с.
163. Семенов И.Н. Психология развития и гуманизация образования.// Психологический журнал. 1996. - №3. - С. 168-169.
164. Серафимова А. Памет и позиции: Студии и публицистика / Анна Серафимова. София, 1998. - 264с.
165. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учеб. Для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисц. «Физическая культура» / СПб ГИЭА. СПб., 1996. - 272с.
166. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия. М.,1997.
167. Скатерщиков В.К. Основные проблемы и принципы эстетического воспитания. М.,1959.
168. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики: Воспитание и обучение. М.: Педагогика, 1980. - 96с.
169. Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании.// Народное образование, 1994, №№10,11, С. 124-126.
170. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.,1993. 223с.
171. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя.//Магистр, 1995, №3, С.52.
172. Смирнов М.И. Личностная психология. М., 1994.
173. Смирнов М.И. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
174. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей ф-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. -М.: Аспект Пресс, 1995. 271с.
175. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Под ред. Н. И. Киященко. М.: РАН Институт философии, 1998. - 302с.
176. Спирин Л.С., Шарабакин Н.И. Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой.
177. Труды института.- выпуск 4. книга 2. Фрунзе: Мектеп, 1968.193 .Средства формирования всесторонне развитой личности: Сб. науч. трудов. Волгоград, 1987. - 196с.
178. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 368с.
179. Столович Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. М.: Политическая литература, 1959.
180. Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта. М., 1982. -119с.
181. Сухейр Дияб Мухамед Афифи. Исследование эстетических влияний и оценок в художественной гимнастике. Автореф. дис. канд пед. наук -М.,1976. С. 4-9.
182. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. - 105с.
183. Танец и ритмика в начальной школе./ Методическое пособие. /Под ред.Е.В.Коноровой/ М.: Муз.издат, 1960. - 97 с.
184. Тарасов Н.Н. Классический танец. М.: Искусство, 1971. - 148 с.
185. Текучев В. В. Формирование активной жизненной позиции студентов во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук Киев, 1988. -25с.
186. Теория и практика эстетического воспитания: Теорет. курс авториз. излож. / Моск. экстер.гуманит. ун-т; Князева М. М.. М.: МЭГУ, 1994. - 171 с.
187. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1978. 206с.
188. Томашевская О.Б. Формирование педагогической позиции у будущих специалистов по физической культуре. Автореферат дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. - 1999.- 25с.
189. Тучкина Э.Г. Содержание и методические указания практического раздела курса музыкально-ритмического воспитания педагогических институтов. М., 1969.
190. Узнадзе Д.И. Психологические исследования, М., 1966 г.
191. Физическое воспитание./ Учебник для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1983.-391с.
192. Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. науч. тр./ Под ред. М.Я. Виленского. -М.-1982.- 183с.
193. Филилсонова Р.В. Культура тела. М.: ГИТИС, 1992. - 102 с.
194. Формирование эстетической позиции будущего учителя: Методические рекомендации для студентов дневного, вечернего и заочного отделений педагогического факультета /Калинингр. ун-т. -Сост. И.В.Совга, Е.В. Конеева, A.M. Захарычева. Калининград, 1999. -15с.
195. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / А.Д. Андреева и др.; Под ред.
196. И.В.Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987. -182с.
197. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М., 1963, 307 с.
198. Хамзин X. Воспитание осанки у детей. -М.: Физкультура и спорт, 1969.
199. Хачатурова Н.Я. Современные парадигмы эстетического воспитания в США: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995 - 16 с.
200. Хогарт 3. Анализ красоты. М.: Искусство, 1953. с.187.
201. Цветков К.С. Физическая культура и спорт, как средство эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1970.
202. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Рига: Эксперимент, 1995. -239с.
203. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М.: Госполитиздат, 1958.
204. Шарабакин Н.И. Исследование функций слова и показа в обучениидвигательным действиям на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1964. -21с.
205. Шарабакин Н.И. Основные особенности спортивной гимнастики и их эстетическое значение. Фрунзе, 1968.
206. Щербинин В. А. Научное мировоззрение и жизненная позиция личности: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1991. - 28с.
207. Шефер И.В. Гимнастика женщины. М.: Физкультура и спорт, 1984. -78с.
208. Щеулов И.В. Физическое совершенство духовное богатство. - Киев: Политиздат, 1983. - 127с.
209. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А.Беляева и др./. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
210. Эстетика искусство - эстетическое воспитание./ Под ред.
211. А.К.Дремова/. М„ 1969. - 127 с. 226.Эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетическоймысли./ Под ред. П.С.Трофимова/. М.: Наука, 1966. - 310 с. 227.Эстетика и современность./ Под ред. И.Б.Астахова. - М.: Просвещение, 1965.-259с.
212. Эстетическое воспитание в вузе./ Межвуз. сборник под ред. Г.П.
213. Выжлецова. Л.: ЛГУ, 1990. - 155 с. 229.Эстетическое воспитание в пединституте: Сб. трудов. - М.: Пед. ин-тим. Н.К. Крупской, 1977. 150 с. 230.Эстетическое воспитание: Реф.-библиогр. информ. / Рос. гос. б-ка,
214. Информкультура. -1989. М.: Рос. гос. б-ка, Информкультура,1989. 231 .Эстетическое воспитание./ Учебное пособие под ред. В.И. Толстых.
215. Изд. 2-е. М.: Высш. школа, 1971. 232.Эстетический идеал. Проблемы художественного многообразия. - М.:
216. Мысль, 1968. -356с. 233.Эстетический идеал и художественный образ: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - 147с.
217. Эстетическая практика. Учеб.- метод, пособие / М-во общ. и проф. образования РФ. Ур. гос. пед. ун-т; С. Д. Давыдова и др.. -Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 1999. 89 с.
218. Эстетика: Учеб. пособие / Авдеев В. И. и др.; Под ред. А. А. Радугин -М.: Центр, 1998. -236с.;
219. Эстетическая культура советского человека./ Под ред. М.С.Кагана. -Изд-во ЛГУ им. А.А.Жданова, 1976. 168 с.
220. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. - 304с.
221. Эстетика педагогической деятельности: Теорет. курс авториз. излож. / Моск. экстер. гуманит. ун-т; Карпушин И. И. и др.. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994.- 166 с.
222. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.-255с.
223. Эстетическое сознание и художественная культура. Киев: Наукова думка, 1983. - 280с.
224. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука. 1987. - 245с.
225. Якиманская Л.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения.//Вопросы психологии. 1995. - №2. - С.31-42.243 .Якобсон П.М. Психология восприятия художественного произведения. М.: Искусство, 1964. 103 с.
226. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. Г. Яковлев. М.: Гердарики, 1999. - 463с.
227. Янанис С.В. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Г.Д. Харабуги. М.: Физкультура и спорт, 1969.
228. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. М.: Физкультура и спорт, 1957.
229. Янсон Ю.А. Педагогическая практика в школе по физическому воспи танию. Л., 1962.
230. Яружный Н.В. Ритмическая гимнастика: Метод, рекомендации/ Рига: Латв. ГИФК. - 1988. - 37 с.
231. Aschbacher P.A. Flare for the arts// Education leadership, 1996, vol. 53,№8, p. 40-43.
232. Bishop Jan Galen. Fitness through aerobic dance / Jan Galen Bishop. -Scottsdale (Ariz.): Gorsuch Scarisbrick, Cop.1989.-VHI, 151c.
233. Delakruz E.M. The evolution of discipline based art of education, 1996, vol.30, №3, p. 67-82.
234. Esteticka vychova : Sb. studii / Kraj. kulturni stredisco. Brno. Brno : Kraj. kulturni stredisko, 1987.- 45 c.;
235. Gula D.A. Рапсе choreography for competitive gymnastics/Denise A. Gula.- Champaign (lllinois):Leisure Press. 1990.-IX. 166 p.:ill.
236. Holesovsky Kotazce. Koordinace esteticke vychovy. Komensky, 1958. P.82.
237. Lowenfeld V. Creative and Mental Growth. 3-d edition. New YorkA Macmillan Co., 1957.257.01son I. The art, critical thinking and reform: classrooms of the future// the hight school journal. 1995/1996, vol.79, №2, p.159-163.
238. Parviainen, Jaana: Bodies moving and moved : A henomenological analysis of the dancing subject a. the cognitive and ethical values of dance art / Jaana Parviainen. Tampere : Tampere univ. press, 1998. - 197.
239. Slevart M.G. Aethletics and the art curriculum // The journal of education, 1994, vol.28, №3, p.77-88.
240. Stern A. Entre educateurs Reflexions sur lAeducation artistigue. Paris, 1967. P.87.
241. The British Journal of Aesthetics. 1999. - V 39. - 1-4.
242. Vaideany C. La structure de la culture esthetigue a 1лесо1е // Revue de pedagogie. 1968. №17. - P.76-85.
243. Wychowanie estetyczne miodego pokolenia : Pol. koncepcja i doswiadczenia : Pr. zbior. / Pod. red. Ireny Wojnar i Wieslawy pielasinskiej. Warszawa : Wydaw. szkolne i ped., 1990. - 215 c.