Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Леонтьева, Оксана Валентиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чита
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Леонтьева, Оксана Валентиновна, 2003 год

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

1.1. Эстетическая культура личности как философско-психолого-педагогическая проблема.

1.2. Педагогические условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре в образовательном процессе вуза.

1.3. Возможности дисциплин предметной подготовки (на примере тех-нолого-экономического факультета) в приобщении будущего учителя к эстетической культуре.

ГЛАВА 2. Пути приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

2.1. Состояние уровня эстетической культуры будущих учителей на технолого-экономическом факультете.

2.2. Формирующий этап эксперимента приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки.

2.3. Характеристика модели приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки"

Глубокие изменения в России, которыми отмечены 90-е годы, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни, как высшая школа. Сверхактуально звучат сегодня слова талантливого педагога и психолога М.М. Рубинштейна, сказанные им еще в 1915 г.: « . для нас, балансирующих в потоке современного культурного роста без груза установившихся культурных традиций особенно велика опасность потерять равновесие и потонуть в ложной культуре; для нас стремление к углублению нашей внутренней жизни приобретает огромное жизненное значение» [184, с. 10].

Ориентация образования на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру; гуманитаризация содержания образования и освоение гуманистических технологий обучения и воспитания; создание в образовательных учреждениях среды, развивающей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации, предполагает внесение изменений в профессиональную подготовку всех специальностей.

Проблему формирования культуры будущего специалиста наиболее полно исследовала в 90-е годы Н.Б. Крылова [111]. Под культурой будущего специалиста автор понимает выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Культура будущего специалиста - итог качественного развития личности, ее знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Содержание образования должно обеспечивать . адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры . интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [188, с. 533]. Ядром культуры являются ценности, к которым нужно приобщать общество. Эстетическая культура есть совокупность таких приобщенных ценностей человеку. «Эстетическая культура человека, - утверждает М.А. Верб, - является стержневым, базисным свойством личности, позволяющей ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании» [44, с. 19].

Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живем: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры. О снижении качества ценностных ориентаций свидетельствуют социологические исследования (Н.Д. Никандров).

Для того, чтобы будущий специалист обладал высокой базовой, профессиональной и духовной культурой, в вузах страны идет процесс обновления содержания образовательной работы, отказ от стихийности и субъективизма, выход на систематизацию всех видов образовательного процесса и управления им. М.С. Каган утверждает, что учебные заведения не являются учреждением системы образования, а есть институты культуры, где обучение не цель, а средство приобщения к культуре. Следовательно, основной задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности. Эти ценности должны прослеживаться в содержании образования и образовательных технологиях.

Указанные задачи профессионального образования касаются и приобщения будущих учителей к эстетической культуре, поскольку педагогическое образование выступает опережающей по отношению к другим сферам.

Эстетическая культура будущего учителя как сложный духовно-нравственный феномен представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в активном внутреннем стремлении к прекрасному в искусстве и действительности, к творчеству и потребности приобщения к ним своих учеников; проявляющееся в творческом стиле деятельности.

В настоящее время имеет место качественное обновление самой теории эстетического воспитания в связи с изменением методологических оснований педагогики. Данное состояние общества и педагогической теории обуславливают поиск оптимальных путей воспитания эстетической культуры будущего учителя.

К настоящему моменту исследованы различные сферы культуры личности будущего учителя: методологическая (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.), коммуникативная (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, О.В. Шайлова и др.), нравственная (A.M. Багаут-динов, В.И. Тихонова, Н.С. Шуркова и др.), педагогическая (А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.В. Седова, А.В. Сухо-млинский и др.) и др.

Задача приобщения к эстетической культуре многоаспектна и рассматривается в следующих работах: философов — М.М. Бахтина, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, H.JT. Лейзерова, А.Ф. Лосева, А.В. Пирадова, В.А. Разумного, У.Ф. Суны и др.; культурологов и искусствоведов — А.И. Арнольдова, Ю.Б. Борева, О.В. Лармина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.И. Некрасовой, А.Б. Самохина, Э.В. Соколова и др.; педагогов - М.А. Верба, Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, В.А. Су-хомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой и др.; психологов - Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.М. Рубиншнейна, Б.М. Теплова и др., что и обуславливает подход к нашему исследованию на междисциплинарной основе.

В философско-психолого-педагогических исследованиях раскрыты разные аспекты эстетического воспитания: общие вопросы художественного и эстетического воспитания освещены М.А. Вербом, Д.Б. Кабалевским, И.И. Киященко, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, Г.А. Петровой, С.Н. Савиной, Б.П. Юсовым и др.; вопросы развития эстетических эмоций, чувств, воображения - в работах Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, К.Д. Радиной, П.М. Якобсона и др.; развитие эстетических ориентаций, потребностей - у М.А. Верба, Н.З. Короткова, Ю.В. Шарова и др.; эстетического интереса - Е.В. Квятков-ского, И.А. Ланиной, В.А. Филипповой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Г.И. Щукиной и др.; эстетические взгляды и оценки рассматривают Л.М. Баженова,

У.Ф. Суна, Г.Ф. Сунягин, Л.Г. Коваль, Н.Н. Яковлева и др.; эстетический вкус - А.П. Велик, JI.H. Коган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.; эстетическое отношение - Т.А. Ерахтина, Н.И. Ильгенская, А.Ж. Овчинникова и др.; эстетический идеал - М.С. Каган, О.В. Лармин, Л.Н. Столович и др.; эстетическое сознание - М.П. Гальперин, И.Ф. Гончаров, О.В. Лармин и др.

Теоретическим основам, организации, определению содержания, форм и методов развития эстетической культуры будущих учителей в образовательном процессе вуза посвящены исследования: Л.А. Бордонской, М.А. Верба, М.В. Евдокимовой, И.П. Ильинской, Т.М. Кауда, Г.Т. Казилова, О.А. Кравченко, А.А. Куриленко, И.Ю. Павловой, М.А. Петровой, Н.А. Шмырёвой и др.

Раскрыты различные стороны методической подготовки учителя технологии и предпринимательства: развитие его творческих способностей, графической компетентности; формирование проектировочных и конструкторских знаний и умений; общие вопросы профессионального становления (П.Р. Атутов, В.М. Баженов, В.М. Быстров, Р.А. Галусов, И.А. Жарикова, Е.В. Крыжанстовская, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, Р.В. Чур-баев, И.П. Шутова и др.).

Анализ научных трудов, появившихся в последнее время, позволяет заключить, что вопросы эстетического воспитания и образования рассматривались с разных точек зрения, но аспект приобщения будущих учителей технологии и предпринимательства к эстетической культуре является малоизученным и не был предметом самостоятельного исследования. Вместе с тем, в практической деятельности ощущается необходимость проведения такого исследования, поскольку этот вид предметной подготовки имеет ярко выраженные специфические особенности.

Приобщение к эстетической культуре будущих учителей технологии и предпринимательства осуществляется в большей степени через организацию деятельности. На важность именно деятельностного характера приобщения к культуре обращают внимание известные философы, психологи и культурологи М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.М. Межуев, Э.В. Соколов и др., они подчеркивают, что культура воспитывается через деятельность.

Содержание подготовки будущих учителей на технолого-экономическом факультета непосредственно связано с разными видами деятельности, что открывает большие возможности для их приобщения к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки.

Студенты технолого-экономического факультета готовятся к инженерной и педагогической деятельности, поэтому их эстетическое образование должно быть подчинено, с одной стороны, задаче формирования систем функциональной, конструктивной и творческой ориентации их вкуса. С другой стороны, важен аспект воспитывающих отношений, которые возникают в деятельности, организаторами которой они выступают. В то же время по-прежнему сохраняется диспропорция в профессиональной и культурной подготовке студентов вуза, которая выражается в направленности его образовательного процесса на подготовку только учителя-предметника.

Как правило, преподаватели технолого-экономического факультета в большей степени сориентированы на реализацию учебных задач в процессе обучения, а проблема приобщения будущего учителя к эстетической культуре уходит на второй план или рассматривается как сопутствующая, но не главная.

Дисциплины предметной подготовки (черчение, начертательная геометрия, техническая эстетика и дизайн, техническое и декоративно-прикладное творчество, элективные курсы и др.), изучаемые на технолого-экономическом факультете, непосредственно связаны с эстетикой, содержат в себе значительный потенциал воспитания эстетической культуры будущих учителей. Однако без специального выявления возможностей данных предметов в эстетическом развитии будущих учителей они остаются не реализованными.

Итак, возникает целый ряд факторов, сдерживающих приобщение будущего учителя к эстетической культуре. Среди них:

- недостаточно развитая мотивация преподавателей вуза на решение задач приобщения к эстетической культуре;

- отсутствие у преподавателей необходимых знаний в области эстетического воспитания средствами предметов;

- недостаточная ориентация методического аппарата учебников и учебных пособий предметной подготовки на выявление её эстетического потенциала;

-отсутствие специальной диагностико-методической литературы, которая бы позволяла преподавателям овладеть диагностическими умениями в области изучения уровня развитости эстетической культуры личности и создания условий для ее целенаправленного развития.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий между необходимостью повышения роли культуры в развитии граждан нашего общества и неиспользуемыми возможностями образовательного процесса вуза к ее приобщению; между накопленным уровнем знаний об эстетической культуре и отсутствием у преподавателей технолого-экономического факультета системных знаний о путях и условиях приобщения к ней будущих учителей; между насущной потребностью в приобщении будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре и недостаточной теоретико-технологической разработанностью этой проблемы. Проблема исследования заключается, таким образом, в неразработанности теоретических и практических вопросов приобщения будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре.

На основе выше сказанного, можно сформулировать проблему исследования: каковы пути и условия приобщения будущего учителя технологии и предпринимательства к эстетической культуре.

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами был сделан выбор темы диссертационного исследования, которая сформулирована следующим образом: «Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета)».

ЦЕЛЬ исследования — теоретически обосновать и разработать пути и условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

ОБЪЕКТ исследования - преподавание дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

ПРЕДМЕТ исследования - процесс приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

Нами была выдвинута ГИПОТЕЗА исследования, согласно которой приобщение будущего учителя к эстетической культуре будет протекать более успешно, если:

-развитие эстетической культуры будет рассматриваться преподавателями вуза как важная задача предметной подготовки будущего учителя;

- будут целостно актуализированы все источники эстетической культуры и учтены её сущностные характеристики в процессе приобщения будущего учителя к ней;

-эстетический потенциал дисциплин предметной подготовки будет реализован с помощью адекватных технологий в единстве с другими блоками образовательного процесса технолого-экономического факультета;

- процесс приобщения будущих учителей к эстетической культуре будет осуществляться системно на основе разработанной модели.

Цель, объект и предмет исследования определили его ЗАДА ЧИ:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы воспитания эстетической культуры личности и определить ее место в системе общей культуры человека.

2. Изучить возможности дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета) в приобщении будущих учителей к эстетической культуре.

3. Определить оптимальные пути и условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

4. Разработать модель приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки (на примере технолого-экономического факультета).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются: ведущие положения теории эстетического воспитания; идеи системного, культурологического, личностно-деятельностного подходов; положения психологии и педагогики о личности как субъекте деятельности и отношений; исследования современной дидактики о целостности учебного процесса и воспитании личности в нем; исследования, посвященные проблеме интеграции в процессе обучения; комплексный подход, предполагающий сочетание теории и практики в воспитании эстетической культуры личности, опору на знания разных наук (философии, эстетики, культурологии, искусствоведения, психологии, г педагогики и др.); социально-педагогические положения об особенностях старшего юношеского возраста; концепции педагогической культуры и др.

Исходя из поставленных задач, исследование предполагает разработку проблемы на теоретико-методологическом и практическом уровнях. Методами исследования являются: теоретическое изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической и др. литературы; обобщение философских, культурологических и психолого-педагогических идей и взглядов; эмпирические методы: опрос, анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, использование диагностических заданий; включенное наблюдение, изучение продуктов творчества будущих учителей (сочинения, опорные конспекты, творческие проекты); моделирование процесса приобщения к эстетической культуре и ситуаций эстетического продвижения; обобщение и анализ эстетического опыта будущих учителей и его источников; констатирующий и формирующий эксперимент; качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Новизна исследования определяется тем, что:

- обогащено понятие «эстетическая культура будущего учителя»;

- уточнены компоненты, уровни и критерии эстетической культуры будущего учителя;

- систематизированы научные знания об эстетическом потенциале дисциплин предметной подготовки на технолого-экономическом факультете;

- выявлены эстетические возможности разных видов учебно-познавательной и учебно-профессиональной подготовки будущих учителей на технолого-экономическом факультете;

- установлены связи и зависимости между возможностями приобщения будущих учителей к эстетической культуре посредством потенциала дисциплин предметной подготовки, а также логикой и структурой всего учебного процесса на факультете;

- определена специфика приобщения к эстетической культуре старшего юношеского возраста;

- разработана модель учебного процесса, раскрывающая условия и пути этого процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выполнено в русле культурологического подхода, выдвигающего другую, отличную от традиционной, логику процесса развития личности, основанную на актуализации её внутренних механизмов и ценностей. Данный подход определил выбор ведущих, раскрывающих тему исследования понятий «приобщение», «эстетическая культура» и явился основой для выявления новых аспектов в теории эстетического развития личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель приобщения будущих учителей к эстетической культуре открывает возможность её использования в практике высшего педагогического образования, а также на всех ступенях непрерывного педагогического образования, в том числе и в системе повышения квалификации работников образования. Материалы исследования могут быть полезны студентам в процессе их самообразования и самовоспитания.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в реальных условиях учебного процесса на 1-5 курсах технолого-экономического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГПУ) г. Читы и института повышения квалификации учителей АБАО. Эксперимент продолжался с 1997 по 2003 г. включительно. На различных этапах исследования в экспериментальной работе по приобщению будущего учителя к эстетической культуре участвовало 215 студентов и 15 преподавателей и сотрудников университета.

Основные этапы исследования:

1 этап. Этот период (1997-2000 гг.) можно считать прогностическим, г потому что он способствовал накоплению эмпирического материала и определению проблемы исследования.

2 этап (2000-2001 гг.). Изучение и анализ философско-психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме научного исследования. Диагностика уровня развития эстетической культуры будущих учителей на технолого-экономическом факультете ЗабГПУ и осуществление констатирующего этапа эксперимента, обобщение его результатов.

3 этап (2001-2003 гг.). Проведение формирующего эксперимента, разработка и апробация экспериментальной программы элективного курса «Эстетическая культура учителя». Внедрение результатов исследования в практику вузовского обучения, оформление итогов диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическая культура будущего учителя как сложный духовно-нравственный феномен представляет собой интегральное качество личности, выражающееся в активном внутреннем стремлении к прекрасному в искусстве и реальной действительности, к творчеству и потребности приобщения к ним своих учеников; проявляющееся в творческом стиле педагогической деятельности.

2. Приобщение к эстетической культуре будущего учителя как к элементу его профессиональной культуры должно основываться на знании источников, сущностных характеристик эстетической культуры и путей её актуализации в образовательном процессе.

3. В ходе приобщения к эстетической культуре воспитывается, расширяется и углубляется личностная культура, которая проявляется в творческом стиле педагогической деятельности, реализующем эстетический потенциал будущего учителя.

Достоверность проведенного исследования, его итогов и выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических подходов, опорой на важнейшие положения отечественной философии, культурологии, психологии и педагогики; адекватностью методик исследования его задачам, этапам и анализу результатов экспериментальной работы; глубоким и длительным изучением процесса приобщения будущего учителя к эстетической культуре; сопоставимостью результатов с выводами других исследований.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, научно-методических семинарах технолого-экономического факультета, научных региональных, межрегиональных, всероссийских, международных конференциях, межрегиональных школах Молодых Ученых в период с 1997, 1998, 2000-2003гг. в г.г. Бийске, Казани, Новокузнецке, Новосибирске, Улан-Удэ, Ульяновске, Чите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы, сделанные в ходе диагностики, дают возможность сформулировать задачи формирующего эксперимента. Они следующие:

1. Учитывая тенденцию снижения уровня эстетической культуры будущих учителей по данным социологических исследований, экспериментальным путем актуализировать эту потребность, а также потребность в самосовершенствовании и духовно-личностном становлении.

2. Поскольку диагностика показала недостаточный уровень знаний в области эстетической культуры, то необходимо ввести в учебный процесс тех-нолого-экономического факультета элективный курс «Эстетическая культура учителя». Он должен теоретически подготовить будущих учителей к саморазвитию и самообразованию, стимулировать приобщение к эстетической культуре студентов, а также помочь будущим учителям овладеть творческими умениями и воспитать потребность в творчестве как стиле жизни и деятельности.

3. В ходе диагностики выяснилось, что источники эстетической культуры используются будущими учителями не все и не в полной мере, следовательно, в ходе эксперимента необходимо расширить палитру работающих на эстетическую культуру источников, стимулировать их творческое освоение.

4. Выявление типологии будущих учителей по уровням эстетической культуры требует экспериментального изучения условий перехода с одного уровня на другой - более высокий.

Результаты глубинного «среза» респондентов технолого-экономического факультета ЗабГПУ, следующие: эстетически-ленивые -30%, эстетически-пробудившиеся - 55%, эстетически-ищущие - 15%.

2.2. Формирующий этап эксперимента приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки

На этом этапе эксперимента необходимо было проверить гипотезу, выявить условия и реализовать пути приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

На основе теоретико-методологического анализа, определения критериев эстетической культуры с учетом возможностей студенческого возраста и констатации уровня приобщенности к эстетической культуре выпускников факультета была разработана программа формирующего эксперимента, проведенного в ЗабГПУ на технолого-экономическом факультете в 2000-2003гг. Эксперимент охватывал углубленным изучением 42 студента 3-5 курса. Приобщение будущих учителей к эстетической культуре в ходе эксперимента, воспитание эстетического опыта дали возможность исследовать процесс приобщения к эстетической культуре, изучить его этапы, использовав методы творческого освоения источников эстетической культуры и создав условия для оптимального осуществления этого процесса.

Изучение традиционных форм приобщения к эстетической культуре студентов в высшей школе дало богатый материал для обобщения и сделало закономерным обращение к поиску новых путей приобщения к эстетической культуре. Констатирующий эксперимент показал, что разные сферы, в которых будущий учитель самореализуется, - проективно-исследовательская работа способствует эстетическому развитию будущих учителей. Необходима целенаправленная работа, гармонично открывающая важнейшие источники эстетической культуры и ориентирующая будущих учителей на личностно-профессиональное становление.

Мы считаем, что процесс приобщения будущих учителей к эстетической культуре замедляется, если не стимулируется на технолого-экономическом факультете эстетическое развитие. Открыть возможность для выбора источников эстетической культуры нужно в новой форме, специфичной для высшей школы и доступной в современных условиях факультета. Поэтому стержневым средством приобщения к эстетической культуре выступали экспериментальный элективный курс «Эстетическая культура учителя» и изучение дисциплин предметной подготовки. Занятия восполняли недостающие и усиливали имеющиеся эстетические влияния, фокусируя внимание на них будущего учителя, помогали ему освоить интегративное знание, дающее возможность решать задачи эстетического воспитания и профессионального творчества. Работа осуществлялась по авторской программе и методике, в ходе занятий проводилась диагностика эстетического роста, приобщения будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания специальных дисциплин.

Цель эксперимента - активизация потенциальных эстетических сил будущих учителей, открытие и творческое освоение ими важнейших источников эстетической культуры, создание оптимальных условий для приобщения к эстетической культуре.

Изучение критериев эстетической культуры осуществлялось путем индивидуального исследования эстетической культуры каждого будущего учителя, сопоставления его реального «Я» с потенциальным в индивидуально-поисковом режиме, в процессе освоения студентом элективного курса и дисциплин предметной подготовки.

В ходе анализа фиксировались проявления эстетической культуры, степень освоения личностью эстетических данностей, изменения в потребностях, качественные преобразования эстетической жизни будущих учителей. А также общие условия приобщения будущего учителя к эстетической культуре.

Мы применили комплекс методик, позволяющих использовать результаты совместной творческой деятельности преподавателя и будущих учителей не только в диагностических, но и в формирующих целях. Эстетическая культура исследуется как процесс развития, состоящий из качественных и структурных изменений.

Эксперимент включал в себя четыре этапа, каждый из которых актуализировал одно из западающих звеньев эстетической культуры, выявленных в ходе констатирующего эксперимента и зафиксированных в его выводах. Этапы эксперимента, цели каждого из них, соотнесенность с процессом приобщения к эстетической культуре представлены в модели эксперимента, где графически показано, что каждый последующий этап включает в себя результаты предыдущих (по принципу матрешек, каждая является внутренним содержание последующей), являясь новым уровнем эстетического продвижения, увеличения эстетической образованности и эмоциональности будущих учителей (См. рис. 2).

На этом этапе ставились задачи: вызвать устойчивый и осознанный интерес к проблеме приобщения к эстетической культуре, пробудить познавательную активность и теоретически подготовить студентов экспериментального 3 курса для перехода на второй этап эксперимента. Решению этих задач должны были служить лекционно-практические занятия элективного курса «Эстетическая культура учителя» и комплекс заданий, которые выполняли будущие учителя. Темы лекционно-практических занятий («Культура и личность. Взаимодействие педагогики и эстетики в культурном пространстве», «Эстетика природы, труда, общения и поведения», «Эстетическая культура человека», «Эстетическое и художественное воспитание», «Интенсивная и экстенсивная модель эстетического воспитания», «Эстетическая направленность учебно-познавательной деятельности», «Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры учителя», «Изучение уровней эстетической культуры школьников») систематизировали знания будущих учителей по проблеме, актуализировали их жизненный и педагогический опыт, а также стимулировали активную самообразовательную работу (Приложение 4.1).

ЛРОЕкд С-*0

Рис. 2. Модель формирующего этапа эксперимента, стимулирующего процесс приобщения к эстетической культуре будущего учителя технологии и предпринимательства

Задача лекционно-практических занятий состояла в том, чтобы побуждать обращение будущих учителей к эстетической культуре как центру культуры, к осмыслению её ценностей в единстве с осознанием целей воспитания в отечественной школе и педагогической деятельности, стимулировать постановку смыслопорождающих вопросов. Важно активизировать самостоятельность поиска ответов, показать возможности выбора путей к решению аксиологических вопросов, поэтому особый акцент делался на многообразии подходов к целям эстетического воспитания, к феномену эстетической культуры; на «белых пятнах» проблемы, к решению которых каждый должен подойти самостоятельно и на эмоционально-интеллектуальном уровне оценить свой эстетико-профессиональный рост.

Сделать лекционно-практические занятия актуальными помогает введение диагностики уровня восприятия элективного курса, способности будущих учителей работать в поисково-творческом режиме, а также задания на соразмышление, сорассуждение, совместный поиск истины. Совокупность приемов позволяет делать лекционно-практические занятия не отчужденными от восприятия будущих учителей.

Для этого использовались следующие методики: оценка влияния лекционно-практических занятий элективного курса на пробуждение интереса к проблеме; самооценка своего приобщения к эстетической культуре, выявляющая круг запросов и источников эстетического становления; интервьюирование, сочинения.

На лекционно-практических занятиях происходило развитие эстетических запросов, осуществлялась теоретическая подготовка к восприятию дисциплин предметной подготовки с точки зрения обогащения их эстетической культуры.

Первые занятия показали неготовность будущих учителей к восприятию материала, ощущалась недостаточность информированность по проблеме. Наблюдалось пассивное слушание. Атмосферу деятельности удалось изменить, перейдя на уровень взаимодействия с помощью методики диагностики, специальных заданий, содержания и формы изложения материала.

Одним из важных был анализ вопросов, которые задавали будущие учителя. Их можно сгруппировать в три блока: 1) вопросы о самоанализе своих педагогических возможностей (Можно ли научиться творчеству? В чем проявляется самоопределение? Как научиться мыслить, вести диалог с самим собой и окружающими? Ограничивает ли культура возможности человека, его свободу?); 2) вопросы о путях самосовершенствования и приобщения к эстетической культуре (Можно ли передавать эстетическую культуру от человека к человеку? Почему природа и окружающая действительность не исключают друг друга как источники эстетической культуры? Как сделать так, чтобы труд был эмоционально осмыслен с эстетической точки зрения?); 3) вопросы о прекрасном и красоте, о поведении, о любви (Можно ли достичь гармонии между эстетической и прагматической, духовной и материальной сторонами культуры? Каким должен быль эстетически воспитанный человек?).

При анализе вопросов обращалось внимание на: а) способность сформулировать вопрос, проблему; б) обращенность к смысложизненным проблемам; в) круг эстетических ценностей (по результатам анкет).

Мы можем отметить следующие изменения восприятия лекционно-практических занятий элективного курса: положительный интерес проявлялся в том, что количество вопросов на занятиях возросло (от 1 -3 до 6-9), аудитория позитивно откликалась на вопросы проблемного характера. Над вопросами своего призвания, как показало изучение, размышляли 18% студентов. Для многих проблема самосовершенствования еще не стала жизненно важной. Анкетирование показало, что круг источников эстетической культуры стал расширяться (природа, искусство, родные, дети, любовь, дружба и т.д.).

Вместе с тем, источники эстетической культуры не соотносились на первом этапе формирующего эксперимента с личным жизненным опьгтом. Существовало своеобразное отстранение эстетической культуры от эстетических аспектов будущей деятельности. Информация воспринималась как внешняя, не пережитая, не осмысленная.

При анализе опорных конспектов лекции «Культура и личность. Взаимодействие педагогики и эстетики в культурном пространстве» исследовались следующие показатели: а) способность к систематизации информации и её осмыслению; б) эмоциональный отклик; в) широта охвата рекомендуемой литературы; г) способность выйти за пределы содержания, самообразовательная работа.

Анализ выявил способность всех будущих учителей переводить содержание лекционно-практических занятий в опорный конспект, устанавливать логические связи между блоками информации. 90,5% студентов восприняли лекционно-практическое занятие эмоционально (интересны пометки в конспектах: «Интересно», «Запомнить», «!!!», «Важно», «???», «Пригодиться»). 72% респондентов настроено на перспективную проработку содержания, возвращения к нему (в конспектах используется паста разного цвета, подчеркнуты важные моменты). 29% готовились к лекционно-практическим занятиям, умело соединили в опорном конспекте информацию, полученную самостоятельно. 22% конспектов отличались оригинальностью оформления и выполнения самостоятельной работы.

Таким образом, лекционно-практические занятия актуализировали потребность в эстетическом развитии (буду заниматься самосовершенствованием, связанным со становлением эстетической культуры) — 57%; лекционно-практические занятия систематизировали эстетические запросы и воодушевили на самосозидательную работу (попробую в будущем найти пути реализации своих эстетических знаний на практике) - 33,5%; лекционно-практические занятия оставили равнодушными - нет предпочтений; индивидуальные оценки - 9,5% (например: «Все хорошо, просто отлично!», «Эти занятия не похожи на другие, хочется все воплотить в жизнь»).

Уже на первом этапа эксперимента, опираясь на принцип единства образования и самообразования, мы стимулировали опыт творческой самообразовательной деятельности, рассматривая его как условие приобщения к эстетической культуре. Самообразовательная деятельность 38% (по результатам зачета) уже на этом этапе была творческой, удовлетворяла эстетическую потребность в познании и развивала новые способности — умение видеть проблему, самостоятельно искать пути ее разрешения, эвристичность, критичность мышления. В ходе эксперимента актуализировались знания, они приобретали личностный смысл, переживались как достижения, как расширение опыта эстетического бытия. Наблюдение, анализ результатов работы будущих учителей и ответов на творческом отчете, раскрывающем индивидуальную систему работы, показали, что овладение опытом творческой самообразовательной деятельности возможно при использовании комплекса дополняющих друг друга приемов, действующих на индивидуально-личностном уровне: 1) изучение преподавателем в ходе элективного курса индивидуальных запросов будущих учителей; 2) подбор для каждого будущего учителя источников, отвечающих его потребностям, информационная насыщенность лекционно-практических занятий; 3) оказание помощи будущим учителям в нахождении своей системы познания; 4) предоставление свободы выбора, стиля работы; 5) создание атмосферы искренности, доверия.

В дальнейшем ходе эксперимента опыт творческой самообразовательной деятельности постоянно расширялся и давал возможность корректировать систему знаний, делать ее динамичной, подвижной.

Самооценка будущими учителями своего эстетического потенциала дала такие результаты: эстетически-ищущие будущие учителя - 31%; эстетиче-ски-пробудившиеся - 43%; эстетически-ленивые - 26%.

Исследование результатов эксперимента на первом этапе позволило сделать вывод о том, что процесс приобщения будущих учителей к эстетической культуре необходимо актуализировать через поиск и постановку самостоятельных вопросов и проблем, источником которых является жизнь, предстоящая деятельность, свой'жизненный и педагогический опыт. Мы считаем, что уже на первом этапе формулирующего эксперимента наметилась тенденция к продвижению по пути приобщения будущего учителя к эстетической культуре, ибо формирование вопросов о призвании, свидетельствуют о постановке проблем, несут в себе эстетическое начало, означают переход на новую ступень эстетического развития. 69% будущих учителей ответили в анкете, что хотели бы продолжить в будущем изучение элективного курса «Эстетическая культура учителя».

Итак, на первом этапе был сформирован интерес к развитию эстетической культуры, вызвано стремление студентов путем поиска, исследования, самопознания и самоанализа достигнутого уровня культуры найти ответы на смысложизненные вопросы, свои ценностные ориентации.

Таким образом, первый этап эксперимента актуализировал потребность будущих учителей в приобщении будущего учителя к эстетической культуре и осознанию необходимости обогащения своего эстетического мира как источника эстетической культуры и внутренней активности. Он обеспечил (на основе лекционно-практических занятий элективного курса) теоретическую подготовку, необходимую для следующего этапа эксперимента.

На втором этапе эксперимента мы продолжили работу со студентами 4-5 курса технолого-экономического факультета, которые осмыслили свою работу в ходе изучения элективного курса (3-4 курс) и самостоятельно решили участвовать в эксперименте, выразили желание продолжить свое совершенствование в области эстетики, в эстетическом освоении дисциплин предметной подготовки и, следовательно, заинтересованности в дальнейшем становлении своей эстетической культуры. На этом этапе мы считали важным углубление индивидуальной работы, поэтому мы исследовали мотивы их выбора: 1) стремление к общению; 2) желание в профессиональном саморазвитии; 3) потребность в эстетическом развитии.

Цель второго этапа эксперимента - раскрыть будущим учителям важнейшие источники эстетической культуры в изучении, в ходе дисциплин предметной подготовки, создать условия для понимания их специфики и самобытного, творческого их освоения. Мы стремились решить несколько взаимосвязанных задач:

1. Развить умение переводить теоретические знания и навыки творческой деятельности в актуальный уровень своей эстетической культуры.

2. Показать перспективу движения эстетических преобразований в коллективной творческой работе.

3. Стимулировать отказ от стереотипов при изучении и понимании дисциплин предметной подготовки с точки зрения эстетической культуры.

Решение этих задач предполагало работу будущих учителей в поисковом режиме: раскрытие своей индивидуальности, инициативы, интересов, способов самовыражения; привлечение разных видов искусств, создание атмосферы творчества, свободы, радости общения при изучении дисциплин предметной подготовки.

На этом этапе эксперимента нами использовались методические рекомендации эстетической направленности учебно-познавательной деятельности по предметам, разработанной М.А. Вербом [42]. К каждому занятию будущие учителя должны были подготовить сообщение о специфических возможностях того или иного курса из блока дисциплин предметной подготовки в следующей последовательности: эстетические задачи дисциплины, эстетические виды и формы работы на занятиях, актуализации эстетических возможностей дисциплины на практике в вузе и в школе. После каждого выступления, студенты обсуждали доклад, вносили изменения и дополнения, являющиеся, на их взгляд, наиболее существенными.

Исследование на этом этапе показало, что в ходе изучения дисциплин предметной подготовки, у которых явно выражен эстетический потенциал («Техническая эстетика и дизайн», «Техническое и декоративно-прикладное творчество» и др.), будущие учителя быстро выявляли эстетические стороны. У курсов («Черчение», «Начертательная геометрия», «Трудовое производственное обучение» и др.), где связь с эстетической культурой установить было сложно, наблюдались затруднения и приходилось обращаться к специалистам, ведущим эти предметы, к дополнительной литературе, расширяющей эстетический кругозор, способности к творческой деятельности.

Анализ проведенных занятий позволил говорить о том, что будущие учителя активно участвовали в деятельности, раскрывали основные законы красоты на материале дисциплин предметной подготовки; обобщали и систематизировали свой эмоционально-эстетический опыт; выявляли свои эстетические позиции по отношению к дисциплине предметной подготовки; побуждали себя к самообразованию в области эстетической культуры.

В беседе с будущими учителями выяснилось, что на начальном этапе эксперимента 43% студентов не проявляли творческой активности, выполняли задания механически, «для галочки», но затем у 82% проявилось стремление к творческой деятельности, выполнению заданий на более высоком уровне, развитию своего познавательного интереса, педагогического мышления, что свидетельствовало об активном приобщении будущих учителей к эстетической культуре. г.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать:

1. Студенты, будущие учителя, стали выделять эстетический потенциал в изучаемых дисциплинах, различать источники эстетической культуры, их специфику.

2. Самосовершенствование в области эстетической культуры становится одной их ведущих потребностей будущих учителей.

3. Личная эстетическая культура стала увязываться с задачами предстоящей педагогической деятельности, её творческим характером.

Цель третьего этапа эксперимента заключалась в развитии самостоятельности в приобщении будущих учителей к эстетической культуре в ходе самоподготовки и самообразовании и использовании этих знаний на педагогической практике будущими учителями 4 и 5 курса.

На данном этапе исследования необходимо было решить такие задачи:

1. Выявить степень самостоятельности будущих учителей при проведении занятий в расширении их представлений об эстетике трудовой деятельности, о красоте человека труда.

2. Раскрыть возможности будущих учителей в реализации в обучении учащихся элементов проектирования, конструирования, изобретательской деятельности.

3. Выяснить подготовленность будущих педагогов к организации эстетической деятельности учащихся.

Будущим учителям выдавалось задание, целью которого было предоставить возможность будущим учителям в ходе проведения занятий с учащимися на уроках трудового обучения (обслуживающий труд - девушки, технический труд - юноши) применить знания в области эстетики. В ходе педагогической практики предполагалось также выполнение творческого задания студентами-практикантами по рекомендации руководителя практики (См. приложение 5.2).

Как показала практика, студенты охотно применяли знания из области эстетики. Так, например, при моделировании одежды будущие учителя работали с шаблонами, выполненными в разных цветах для лучшего восприятия темы учащимися; изготовляли красочные наглядные пособия, выполненные грамотно не только с точки зрения технологии обработки, но и в соответствии с требованиями эстетики.

На занятиях мы увидели стремление будущих учителей эстетически выглядеть (одеты со вкусом, опрятно), красиво и правильно говорить, соответствовать эстетическим требованиям в поведении, стремление к общению с учащимися, творчески себя проявлять. Это выражалось в нестандартном построении урока, подборе интересного материала для занятия, составлении кроссвордов, шарад, приведении конкурсов, соревнований между школьниками и т.д. Практически все студенты старались внести в урок что-то свое, интересное для детей, применяли метод «мозгового штурма», метод придумывания и др.

В ходе анализа дневников будущих учителей по педагогической практике, нами было отмечено, что они эстетически оформлены, аккуратны, конспекты занятий содержательны.

Показательны выполненные творческие задания будущими учителями на разные темы, связанные с приобщением учащихся к эстетической культуре. Разработки мероприятий были отмечены хорошей теоретической подготовкой в области эстетики и эстетического воспитания, достаточный уровень эстетических и художественных интересов.

Таким образом, будущие учителя в ходе педагогической практики показали свою самостоятельность в приобщении к эстетической культуре, заинтересованность в приобщении учащихся к ней на уроках и внеурочной деятельности.

Цель четвертого этапа эксперимента состояла в самостоятельном выполнении творческого проекта будущими учителями технологии и предпринимательства под руководством преподавателя, проведении социологического и маркетингового исследования среди студентов разных факультетов педагогического университета и его публичной защите перед преподавателями технолого-экономического факультета и студентами разных курсов.

Пред нами на этом этапе исследования ставились следующие задачи:

1. Ознакомление будущих учителей с методом проектов.

2. Выполнение творческого проекта.

3. Определение уровня приобщенности к эстетической культуре будущего учителя технологии и предпринимательства.

Изучение философско-методологических и психологических основ проектной культуры и анализ научных работ, посвященных теории и практике использования метода проекта (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Т.Д. Корнейчик, С.Т. Шацкий и др.), теории педагогического проектирования (B.C. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.) и современным концепциям проектного обучения и образования (П.Р. Атутов, Е.С. Полот, Г.К. Селевко, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, И.Д. Чечель и др.) дало нам возможность рассматривать технологию проектного обучения как важное и адекватное целям нашего исследования средство развития эстетической культуры будущего учителя и использовать её в процессе изучения дисциплины предметной подготовки. Выполнение творческого проекта проходило на занятиях по техническому и декоративно-прикладному творчеству.

Будущих учителей ознакомили с проектной деятельностью, которая, как любая другая, имеет определенную структуру, включающую цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат. В этой деятельности постоянно обращалось внимание будущих учителей на эстетическую сторону творческого проекта.

В нашем эксперименте целью творческого проекта является создание изделия (вещи), обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость. В качестве мотивов творческого проекта выступают социальные и личностные потребности в материальных, духовных и эстетических ценностях. Творческий проект в нашем эксперименте выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую и, конечно же, эстетическую функции. Содержание творческого проекта составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности. Психологическая структура творческого проекта представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов интериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождения внешних действий). Результатом творческого проекта является определенное изделие (вещь) и развитие личностных качеств, в том числе и эстетических, будущего учителя.

Таким образом, творческий проект, по результатам нашего исследования и исследований в области технологической культуры (П.Р. Атутов, Н.В. Ма-тяш, В.Д. Симоненко и др.) [48, 143, 191] усиливает положительную мотивацию учения; развивает эмоциональную сферу студента, будущего учителя, его эмоциональную восприимчивость к красоте в искусстве, деятельности, человеческих отношениях; содействует обогащению эстетических аспектов внутреннего мира личности; усиливает воображение, являющееся мощным стимулом развития креативного мышления; учит мыслить оригинально и неординарно; помогает разбудить «дремлющие» творческие способности на основе формирования внутреннего плана действий, их интериоризации и экстериоризации, трансформации в практику, развития навыков анализа и синтеза, способности к целеполагающей деятельности; способствует воспитанию культуры делового общения, умению аргументированно защищать свои позиции, развитию культуры речи; сохраняет и усиливает «самость» личности; её стремление быть творцом себя и своей деятельности; развивает навыки самостоятельной работы с разнообразной научной, учебно-методической, справочной литературой; в целом, способствует становлению технологической и эстетической культуры будущего учителя.

Творческие проекты будущих учителей в нашем исследовании выполнялись в таких направлениях: 1) изготовление инструментов и приспособлений для мастерских, изготовление действующих моделей; 2) изготовление сувениров (подарочные наборы); 3) изготовление кухонной утвари и личных вещей; 4) разработка плана профессиональной карьеры.

Анализ данных проектов дал возможность условно их разделить на четыре сферы деятельности (по В.Д. Симоненко) [191], для которых они предназначены. Это: школа (1), досуг (2), дом (3) и профессиональное самоопределение (4).

Творческие проекты нами подразделены на:

1. Интеллектуальные. (Описание модернизированных, принципиально новых технологий обработки материалов, продуктов; компьютерные программы; дизайнерские разработки и др.).

2. Материальные. (Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, учебно-наглядных пособий, одежды).

3. Эстетические. (Изделия декоративно-прикладного творчества: вышивка по ткани, роспись различных материалов, резьба по металлу, дереву, обработка нитей, тканей и т.д.).

4. Сервисные. (Сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; оказание услуг).

5. Комплексные. (Оформление деловых бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры и т.д.).

Изготовление творческих проектов завершалось их защитой. На защиту кроме самого проекта (изделия) предоставлялась также пояснительная записка, в которой должно было быть отражено следующее:

1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.

2. Описание этапов конструирования объекта.

3. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

4. Технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы (чертежи, схемы).

5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

6. Техника безопасности при выполнении работ.

7. Экономическое, экологическое и эстетическое обоснование проекта и его реклама.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Леонтьева, Оксана Валентиновна, Чита

1. Актуальность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, материальное воплощение проекта.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.

4. Эстетическое выполнение проекта (эстетика формы, эстетические свойства: внешний вид, фактура, отделка, цвет; эмоциональное воздействие проекта на человека; соответствие художественного облика предмета его культурной сущности).

5. Уровень творчества, оригинальность подходов, найденных решений.

6. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

8. Убедительность, аргументированность доклада.

9. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпред- « метные связи.

10. Педагогическая культура: культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.