автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза
- Автор научной работы
- Сыкало, Анджела Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Коломна
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза"
На правах рукописи
СЫКАЛО Анджела Анатольевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
1 О НОЯ 2011
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Г.С.Вяликова
Рязань-2011
005001522
Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный
институт»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
ВЯЛИКОВА Галина Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
ГРЕБЕНКИНА Лидия Константиновна ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»
кандидат педагогических наук
ПОПОВА Альбина Ивановна
УРАО «Институт социальной педагогики»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования
Защита диссертации состоится «29» ноября 2011 г. В 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению степени доктора педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул.Свободы, д.46.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул.Свободы, д.46.
Автореферат размещен на сайте университета: www.rsu.edu.ru
Автореферат разослан « октября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета ^^г Кирьяков Б.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Обновление современного российского общества в условиях активного преобразования всех сторон его жизни становится проблемой государственной значимости. Очевидно, что значительная часть этих преобразований связана с совершенствованием системы высшего профессионального образования, внедрением современной инновационной модели образования на основе опыта и механизмов, отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Это подтверждается и Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, в которой сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.
Таким образом, инновационный путь развития системы образования требует нового поколения высококвалифицированных учителей, роль которых возрастает в связи с перспективой развития общества, государства, науки, культуры, образования. Поэтому естественно, что понадобятся педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. Отсюда очевидна ответственность учителя перед обществом за воспитание личности нового типа, способной достойно вписаться в социум.
Школа является отражением ситуации, сложившейся сегодня в обществе, когда порой ложные ценности подменяют традиционные этические нормы и принципы взаимоотношений между субъектами
1
педагогического процесса. Жестокость, неуважительное отношение к ребёнку, рукоприкладство, взяточничество, ненормативная лексика в школе становятся сегодня реалиями российской действительности.
Особую тревогу вызывает тот факт, что такая тенденция наблюдается и в среде сегодняшних студентов, будущих учителей, общекультурный и нравственный уровень которых часто не соответствует профессиограмме специалиста.
Между тем в российской традиции учитель ассоциируется с духовным наставником, просветителем. В общественный образ учителя вкладываются идеальные представления, связанные с его способностью «сеять разумное, доброе, вечное». Именно поэтому деятельность педагога чрезвычайно сложна и ответственна, социальная значимость которой повышается с каждым годом. Непрерывно развивается и её нравственное содержание, и, как следствие, усложняются этические требования к этой профессии.
В настоящее время различные аспекты этики являются предметом изучения многих исследователей: профессиональная этика (К.Н.Горелов, А.А.Гусейнов, Д.Ж.Валеев, К.Н.Вентцель, Е.А.Красникова, В.С.Кукушин,
A.В.Мяготин), этика педагогического труда (Г.А.Алтухова, В.А.Андреев, С.М.Годник, В.А.Караковский, А.В.Мудрик, В.И.Писаренко, Н.Ю.Синягина, Л.А.Шевченко), этическое образование студентов (С.ФАнисимов, Л.А.Аухадеева, С.Б.Елканов, Э.Г.Костяшкин, О.К.Позднякова, Э.Ш.Хашитов), педагогическая культура (И.Ф.Исаев, В.А.Сластёнин,
B.А.Сухомлинский).
Педагогическая культура в профессиональной деятельности превращается в основополагающий, профессионально значимый фактор и становится важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста и необходимым условием его всестороннего воспитания и профессионально-личностного развития, выражающегося в овладении универсальными и профессиональными компетенциями.
Важная составляющая этого феномена - этическая культура, которая является интегративным образованием личности учителя как носителя этических знаний, нравственных ценностей и идеалов, моральных принципо профессионального поведения, способного к педагогической рефлексии.
Примечательно, что в последнее десятилетие возрос интерес вопросам этической культуры (Н.Б.Крылова, А.И.Шемшурина, Л.М.Шарова, Е.Г.Силяева, Л.Л.Шевченко и др.). Однако в педагогической наук недостаточно глубоко изучены сущность, содержание, структур рассматриваемого социокультурного феномена, представлены концепции ег формирования у будущих учителей. Всё это подтверждает актуальност
2 .......
разработки теоретических и практических вопросов, связанных с формированием этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
В ходе исследования был выявлен ряд противоречий между:
- потребностью современного общества в педагогах, обладающих широким диапазоном профессионально-нравственных качеств, и недостаточно высоким уровнем сформированности этической культуры учителя;
- сложившейся в вузах практикой подготовки учителей, ориентированных на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, и отсутствием в их подготовке системной организации этической составляющей;
- декларируемыми в вузах целями профессиональной подготовки учителей и практическими задачами этического характера, которые приходится решать молодому специалисту в условиях профессиональной деятельности.
Обозначенные противоречия определили тему настоящего исследования «Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза» и его проблему: каковы условия обеспечения эффективности формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Объект исследования - образовательный процесс вуза.
Предмет исследования - процесс формирования этической культуры будущего учителя в условиях вуза.
Цель исследования - раскрыть теоретико-методологические основы процесса формирования этической культуры будущего учителя и разработать технологию её формирования в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность процесса формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза может быть достигнута, если: -уточнены сущность, содержание и структура этической культуры будущего учителя;
-определены концептуальные положения, раскрывающие специфику этической культуры и способов её формирования в образовательном процессе вуза;
-сконструирована авторская модель и разработана на её основе технология формирования этической культуры будущего учителя; -определены условия формирования этической культуры будущего учителя; -обеспечена непрерывная диагностика процесса формирования этической культуры будущего учителя на основе специально разработанного критериально-уровневого комплекса.
з
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, содержание и структуру этической культуры как философско-педагогической категории.
2. Обосновать совокупность концептуальных положений, раскрывающих специфику этической культуры и способы её формирования в образовательном процессе вуза.
3. Сконструировать авторскую модель и разработать на её основе технологию формирования этической культуры будущего учителя;
4. Определить условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза с учётом непрерывной диагностики и критериально-уровневого комплекса. Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приоритетный национальный проект «Образование», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
- философские учения, раскрывающие сущность понятий «этика», «мораль», «нравственность», «культура» (Аристотель, В.С.Библер, Демокрит, Ф.В.А.Дистервег, Я.А.Коменский, М.Монтень, Платон, Ж.-Ж.Руссо, А.Швейцер и др.);
- концепции педагогического образования (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик,
A.С.Макаренко, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, В.А.Сластёнин,
B.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.);
- идеи деятельностного (И.А.Зимняя, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.), личностно-ориентированного (Б.Г.Ананьев, Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская и др.), гуманистического (Ш.А.Амонашвили, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Сухомлинский и др.), системного (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский,
B.Д.Шадриков и др.), технологического (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.), интегративного (И.Ю.Алексашина, Б.С. Гершунский, И.А.Колесникова и др.), аксиологического (Н.А.Асташова, М.В.Богуславский, И.Ф.Исаев и др.), компетентностного (Г.С.Вяликова,
C.М.Годник, В.А.Сластёнин и др.) подходов в обучении и воспитании.
Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались:
- теоретические методы: изучение и анализ отечественной литературы по проблеме исследования, образовательных стандартов и учебных программ, синтез, сравнение, моделирование;
эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов, изучение и обобщение опыта работы преподавателей вуза по формированию этической культуры, педагогический эксперимент;
- методы статистической обработки полученных в ходе эксперимента результатов и их интерпретация.
База исследования: филологический факультет и факультет истории, управления и сервиса Московского государственного областного социально-гуманитарного института. В исследовании приняли участие 57 учителей школ г.Коломны, 213 студентов и 5 преподавателей вышеназванного вуза.
Основные этапы исследования: исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2011 гг.:
I этап (2006-2007 гг.) - определение темы и проблемы исследования, изучение философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, анализ нормативных и программных документов; разработка концептуальных основ исследования, понятийного аппарата, проведение констатирующего этапа эксперимента по определению исходного уровня этической культуры студентов.
II этап (2007-2010 гг.) - разработка модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя; выявление комплекса условий успешного формирования этической культуры будущего учителя; определение форм и методов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе использования авторских дидактических материалов; проведение формирующего этапа эксперимента.
III этап (2010-2011 гг.) - проведение контрольного этапа эксперимента, теоретическое обобщение результатов исследования, внедрения разработанной технологии по формированию этической культуры будущего учителя; обработка, анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание; оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы сущность и содержание этической культуры учителя, представляющей собой интегративное образование личности учителя как носителя этических знаний (информационно-знаниевый компонент), нравственных ценностей и идеалов (ценностно-ориентированный компонент), моральных принципов отрефлексированного профессионального поведения (личностно-деятельностный компонент);
5
- разработаны концептуальные положения, которые стали основой авторской модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза;
-определены условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования этической культуры будущего учителя (формирование этической культуры в единстве её информационно-знаниевого, ценностно-ориентированного и личностно-деятельностного компонентов; предметная интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла; опора на автономность, выражающую индивидуальную позицию студента в выборе стратегии профессионально-личностного поведения; реализация субъект-субъектного взаимодействия при создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы).
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в обобщении философско-педагогических знаний об этической культуре будущего учителя, что расширяет научные представления о данном социокультурном феномене;
- в обосновании влияния разработанного комплекса выявленных условий на эффективность процесса формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза, что содействует развитию теории и практики подготовки специалистов педагогического профиля;
- в разработке и теоретическом обосновании технологии формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза и научной аргументации динамики восхождения от имплицитного и эксплицитного уровней к креативному уровню сформированное™ данного феномена при использовании диагностики на основе когнитивного, праксиологического и рефлексивного критериев, что способствует оптимизации процесса профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.
Практическая значимость исследования:
Сконструированная модель формирования этической культуры у будущих учителей в образовательном процессе вуза явилась основой для разработки специальной технологии поэтапного формирования исследуемого феномена. Эффективность представленной технологии была подтверждена результатами её внедрения в образовательный процесс вуза по специальностям: «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция», «Русский язык и литература» в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте, Егорьевском филиале МГГУ имени М.А.Шолохова, Балашовском институте СГУ имени Н.Г.Чернышевского. Разработанные автором методические
б
материалы позволяют применить разработанную специальную технологию по формированию этической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки и развития педагогической культуры.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, комплексным использованием методов, адекватных целям и исходным задачам исследования, экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы исследования, тщательным и всесторонним анализом полученных результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
• в процессе разработки специальных методических материалов по формированию этической культуры будущего учителя;
• при организации учебно-педагогической деятельности преподавателей и студентов Московского государственного областного социально-гуманитарного института, Егорьевского филиала МГТУ имени М.А.Шолохова, Балашовского института СГУ имени Н.Г.Чернышевского;
• на заседаниях кафедры педагогики и кафедры иностранных языков данного института;
• на курсах повышения квалификации учителей школ г.Коломны и Коломенского района;
• на научных конференциях, семинарах по вопросам теории и практики обучения и воспитания: международных (Москва-Луганск, 2008; Рязань, 2008; Рязань, 2009; Рязань,2010; Тамбов, 2011), всероссийских (Коломна, март 2008; Рязань, март 2008; Люберцы, апрель 2008; Егорьевск, апрель 2008; Рязань, апрель 2008; Коломна, май 2008; Москва, февраль 2009; Рязань, март 2009; Люберцы, апрель 2009; Коломна, ноябрь 2009; Люберцы, декабрь 2009; Рязань, март 2010; Коломна, апрель 2010; Коломна, май 2010; Люберцы, апрель 2010; Люберцы, апрель 2011; Коломна, май 2011), межрегиональных и региональных (Москва, 2008 - 2009; Коломна 2008 - 2011);
• при подготовке учебно-методического комплекса к курсу по выбору студентов «Этика общения: повседневное, формальное, неформальное».
На защиту выносятся следующие положения:
- Этическая культура учителя - это интегративное личностное образование учителя как носителя этических знаний (информационно-знаниевый компонент), нравственных ценностей и идеалов (ценностно-
ориентированный компонент), моральных принципов отрефлексироваиного профессионального поведения (личностно-деятельностный компонент).
Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза представляет собой научно обоснованную систему обучения и воспитания студентов, выстроенную в соответствии с Государственным образовательным стандартом и спецификой данного феномена как философско-педагогической категории. Базовыми составляющими данной системы являются целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты, положенные в основу модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя с учётом особенностей этого процесса и регулярной диагностики достигнутого уровня.
- Эффективность процесса формирования этической культуры будущего учителя определяется наличием модели, которая является основанием для разработки технологии как совокупности форм и методов педагогического воздействия, обеспечивающей последовательное продвижение студентов от репродуктивного этапа через продуктивный к творческому этапу освоения этической культурой.
- Достижение высоких результатов процесса формирования этической культуры будущего учителя обеспечивается реализацией следующих условий: предметная интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла («Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи»); обеспечение процесса формирования этической культуры у будущих учителей в единстве её информационно-знаниевого, ценностно-ориентированного и личностно-деятельностного компонентов; опора на автономность, выражающую индивидуальную позицию студента в выборе стратегии личностно-профессионального поведения; реализация субъект-субъектного взаимодействия при создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
- Проверка эффективности разработанной е ходе исследования модели и специальной технологии требует проведения целенаправленной опытно-экспериментальной работы, предполагающей поэтапное формирование этической культуры будущего учителя, непрерывную диагностику с использованием критериально-уровневого комплекса. Качество, степень проявления у студентов совокупных показателей когнитивного, праксиологического и рефлексивного критериев позволяет определить их способность и готовность к осуществлению профессиональной деятельности
согласно этическим принципам и нормам на имплицитном, эксплицитном и креативном уровнях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Основной текст диссертации изложен на 186 страницах, содержит 14 рисунков, 9 таблиц. Библиографический список состоит из 241 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обосновывается достоверность результатов, содержатся сведения об их апробации, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза» раскрыты сущность, содержание и структура этической культуры учителя; представлен анализ становления и развития этической культуры как философско-педагогической категории; определены концептуальная основа исследования и модель формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования этической культуры будущего учителя раскрывается в научных исследованиях, интегрирующих педагогику и философию с опорой на их взаимодействие с культурологией, этикой и психологией (Аристотель, В.И.Бакштановский, В.С.Библер, А.А.Гусейнов, Демокрит, Ф.В.АДистервег, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, А.К.Маркова, М.Монтень, А.В.Мудрик, Платон, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сластёнин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, А.Швейцер и др.)
Осуществлённый целостный анализ подходов к трактовке понятия «этическая культура» (Р.Ф. Гатауллина, Т.С. Ижевкина-Русинова, В.А. Кондрашов, Н.Б. Крылова, Е.Г.Силяева, Л.М Шарова, Л.Л.Шевченко, А.И. Шемшурина) позволяет сформулировать концептуальные положения, определившие направленность и специфику процесса формирования этической культуры будущего учителя.
Рефлексия представленных в диссертации подходов даёт основания представить этическую культуру учителя в качестве интегративного личностного образования учителя как носителя этических знаний
9
(иПформационно-знаниевый компонент), нравственных ценностей и идеалов (ценностно-ориентированный компонент), моральных принципов отрефлексированного профессионального поведения (личностно-деятельностный компонент). При этом вышеназванные компоненты выполняют определенные функции в процессе формирования этической культуры будущего учителя и связаны между собой. Содержательное наполнение компонентов определяется спецификой профессионального поля. Так, информационно-знаниевый компонент предполагает приобретение будущими специалистами в процессе образования этических знаний, необходимых как в повседневной жизни, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, овладение навыками общения с соблюдением педагогической этики. Ценностно-ориентироваиный компонент этической культуры представляет собой систему этических ценностей и ориентации будущих учителей, мотивов их деятельности, установок на новое нравственное мышление, направленных на развитие способностей студентов к повышению своего уровня этической культуры. В свою очередь, личностно-деятельностный компонент этической культуры раскрывает возможности будущего специалиста выразить себя в различных видах отрефлексированной педагогической деятельности, обеспечивает развитие этически значимых качеств личности и применение их на практике.
Исходя из авторских концептуальных положений была определена модель формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза, состоящая из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (рис.1): методологические подходы, лежащие в основе моделируемого процесса; условия его осуществления; профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив вуза как субъекты педагогического процесса; образовательный процесс как интеграция учебной и воспитательной деятельности; структурные компоненты исследуемого феномена; технология формирования этической культуры, включающая репродуктивный, продуктивный и творческий этапы; критериально-уровневый комплекс.
Модель, отражающая взаимосвязь подходов, условий, субъектов образовательного процесса, послужила основанием для разработки технологии формирования исследуемого феномена, представленной ей этапами, а также уровнями и критериями его сформированное™.
ю
а -
Й
О
§
о
2
я
а
'ё >
и
В
А
¡е
а.
о
и
•в■
о.
а
* а
аВ §
йё ?
&8.Р
я
а й ¡2 3 § Е
С
Ш И ^
я о О" §
Я
Й » 3
ё-Э
" л я
!§!
* о « о. и " с
5 и "
й о а
2 I
й §• и А Я ^
§ в
I я
И Л
Этическая культура будущего учителя
А в
§ Ё
§ =
О* г]
о к
.0« Г)
2 н
Р Й
3 ё
Образовательный процесс вуза
Аудиторная работа на Вне-
основе предметной аудиторная
интеграции работа
И
Условия эффективного формирования этической культуры
Я
5 о
Л а —
8 п ■в-
О ■о
43
■о в »
а ВО а а
Я о о ч я X о п а а 5 п а н а п
05 $ 5 я •о ё о О 5 К £ » <*> * о 5 В 5 Ч - ^ и п а л « п К а ас я о ё Л
« о » -а о н 8 ю
тз §
-е-?5 X Е ас
§ а
КС —
Методологические подходы
Рис.1. Модель формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза» раскрывается методика организации и проведения диагностики исходного уровня этической культуры будущего учителя, описывается технология формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза, проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Опытно-экспериментальная работа по формированию этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза проводилась в течение двух лет на базе факультета истории, управления и сервиса (специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция») и филологического факультета (специальность «Русский язык и литература») Московского областного социально-гуманитарного института. Всего в эксперименте приняли участие 213 студентов первого и второго курсов дневного отделения вышеназванных факультетов, в число которых вошли студенты экспериментальной и контрольной групп. В состав экспериментальной группы входило 58 человек, контрольной - 56 человек. Опытно-экспериментальное исследование проходило в естественных условиях образовательного процесса.
Проведение эксперимента предполагало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было определение исходного уровня этической культуры у будущих учителей, а также выявление и анализ их личностных особенностей посредством включённого наблюдения, экспертной оценки, анкетирования, тестирования, беседы, интервью, анализа продуктов творческой деятельности студентов, самооценки.
Диагностика уровней сформированное™ исследуемого феномена на начальном этапе опытно-экспериментальной работы подтвердила предположение о низкой сформированное™ этической культуры у будущих учителей и, следовательно, необходимость целенаправленной работы по её формированию.
Анализ выявленных показателей по отдельным компонентам этической культуры будущего учителя позволил определить уровни сформированное™ исследуемого феномена у студентов экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе эксперимента, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходный уровень сформированное™ этической культуры у будущих учителей
Группа 1 уровень II уровень III уровень
имплицитный эксплицитным креативный
ЭГ 41% 52% 7%
0,21 о
Л
КГ 40% 53% 7%
Графически исходный уровень сформированное™ этической культуры у будущих учителей экспериментальной и контрольной групп, выявленный на начальном этапе опытно-экспериментальной работы, представлен на гистограмме (рис. 2).
60% -|............................
50%-------
КГ зг
Рис. 2. Исходный уровень сформированное™ этической культуры у будущих учителей
Цель формирующего этапа эксперимента - проверка эффективности предложенной модели с помощью разработанной технологии с учётом полученных эмпирических данных. Формирование этической культуры в экспериментальной группе проводилось в соответствии с авторской концепцией, предполагающей использование традиционных (лекция, семинар, лабораторно-практические занятия, научная конференция, КВС) и нетрадиционных (лекция-беседа, бинарная лекция, балинтовская сессия, «интеллектуальное спонсорство», ролевая игра, «мозговой штурм», метод кейсов и др.) форм и методов работы в рамках дисциплин «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», а также внеаудиторной работы («Педагогический марафон», тематические кураторские часы, конкурсы, «Смотр педагогических знаний» и др.). В контрольной группе осуществлялась работа в рамках Государственного образовательного стандарта.
Цель контрольного этапа эксперимента предполагала выявление достигнутого уровня сформированное™ этической культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп посредством комплекса диагностических процедур, а также статистическую обработку достигнутых результатов опытно-экспериментальной работы.
13
Для обеспечения тщательного и всестороннего исследования объектов в ходе итогового контроля использовались те же методы, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. В дополнение к этому во внимание принимались результаты написания курсовой работы по предмету «Педагогика», экзамена по предмету «Иностранный язык», презентации творческого портфолио по окончании КВС (курс по выбору студентов).
Для оценки уровня сформированное™ этической культуры у будущих учителей был разработан критериально-уровневый комплекс. Качество, степень проявления у студентов показателей когнитивного, праксиологического и рефлексивного критериев в их совокупности позволяет определить способность и готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности согласно этическим принципам и нормам на имплицитном, эксплицитном и креативном уровнях. Когнитивный критерий определяет уровень овладения знаниями в сфере этики и культуры, их характер и системность, применение в профессиональной деятельности. Данный критерий проявляется в следующих показателях: глубина, устойчивость и осознанность полученных знаний. Праксиологический критерий характеризует развитие этически значимых личностных качеств испытуемых, их способностей и готовности к профессиональной деятельности; осознание ими ведущих профессиональных и личностных ценностей. Показателями данного критерия являются наличие
соответствующих умений и навыков этического поведения, способность и готовность их применения в педагогической деятельности, отношение к будущей профессиональной деятельности как ценности, творческая активность. Рефлексивный критерий определяет сформированность у будущих учителей способности к самоконтролю, самооценке и самоанализу. Его показателями являются активность и инициативность в учебно-познавательной деятельности, её самоанализ и саморегуляция, осознание необходимости в самосовершенствовании.
Определение степени проявления выделенных критериев и их показателей в процессе экспериментальной работы по формированию этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза позволило описать три уровня сформированное™ исследуемого феномена: репродуктивный, продуктивный и креативный.
Как и при установлении исходного уровня, на контрольном этапе эксперимента было определено качественное изменение студентов по основным критериям и их показателям, соответствующим компонентам этической культуры. Обобщение и анализ эмпирических данных, полученных на контрольной фазе эксперимента, позволили определить
14
достигнутый каждым студентом экспериментальной и контрольной групп уровень формируемого личностного новообразования, графически представленный на гистограмме (рис. 3).
111
ИР
1 н
КГ эг
■ имплицитный уровень эксплицитный уровень
■ креативный уровень
Рис. 3. Процентное распределение студентов по уровню сформированное™ этической культуры в конце эксперимента
Сопоставление исходного и итогового уровней послужило основанием для определения динамики формирования исследуемого феномена у будущих учителей. Количественные данные (в процентах) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика формирования этической культуры будущих учителей в образовательном процессе вуза
Группы Уровшк Конт юльная группа Экспериментальная группа
Конст. этап Контр этап Динами ка по уровню а. Конст этап Контр, этап Динам ика по уровн ю о.
Имплициный 39% 22% - 18% СП <ч Р < 0,05 41% 13% - 28% г) сэ ГП о Р < 0,001
Эксплицитный 53% 58% + 5% 52% 54% + 2%
Креативный 7% 20% + 13% 7% 33% + 26%
Итоговая диагностика выявила значительные изменения в распределении студентов экспериментальной группы по уровню сформированное™ этической культуры. На 28% сократилось число студентов с имплицитным уровнем. На 2% увеличилось количество тех, чей уровень был определён как эксплицитный и на 26% - креативный.
Сравнительный анализ уровневых показателей осуществлялся с помощью расчета % - критерия. Расчет производился по формуле:
ДО' (Уг- Я,)' <Уг~ Л.)' х2= К, + Я, + К, , где VI - исходный показатель количества студентов, характеризовавшихся имплицитным уровнем сформированное™ этической культуры; У2 — эксплицитным; У3 - креативным. Соответственно 1*1 - показатель количества студентов (в процентах), характеризовавшиеся на контрольном этапе имплицитном уровнем сформированное™ этической культуры; -эксплицитным; Я3 - креативным.
Численный показатель %2 - критерия убедительно доказывает то, что в экспериментальной группе произошли достоверно значимые изменения в показателях уровня сформированности этической культуры студентов с ошибкой в 0,001, тогда как в контрольной группе %2 - критерий оказался значительно меньше.
На основании сравнительного анализа уровневых показателей на констатирующем и контрольном этапах можно говорить о положительной динамике формирования исследуемого личностного образования у 65,5% студентов экспериментальной группы (38 человек). Показатели остальных практически не изменились.
У студентов контрольной группы положительная динамика наблюдалась у 36% (19 человек) на фоне менее высоких общих результатов по сравнению с экспериментальной группой.
Таким образом, подведение итогов опытно-экспериментальной работы, сравнение данных входной и итоговой диагностики, результатов, достигнутых в экспериментальной и контрольной группах, позволили сделать вывод об успешном внедрении в практику разработанной автором модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
В заключении сделаны общие выводы и подведены итоги диссертации.
В ходе исследования были определены сущность и содержание этической культуры педагога, которая представляет собой интегративное личностное образование учителя как носителя этических знаний, нравственных ценностей и идеалов, моральных принципов отрефлексированного профессионального поведения. Её структура представляет собой единство информационно-знаниевого (этически значимые системные научные знания), ценностно-ориентированного (ценностные ориентации личности будущего учителя), личностно-
деятельностного (личностные этические качества, практические умения этического поведения и навыки их применения в профессиональной деятельности) компонентов.
Сформулированные в результате анализа философских, психолого-педагогических источников концептуальные положения легли в основу модели формирования этической культуры будущего учителя, включающей в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (методологические подходы, условия эффективного осуществления данного процесса, взаимодействие его субъектов, структурные компоненты и технология формирования исследуемого личностного образования).
В процессе опытно-экспериментальной работы было установлено, что достижение высоких результатов процесса формирования этической культуры будущего учителя обеспечивается реализацией следующих условий: обеспечении процесса формирования этической культуры у будущих учителей в единстве её информационно-знаниевого, личностно-деятельностного и ценностно-ориентированного компонентов; предметной интеграции при изучении дисциплин гуманитарного цикла на основе этического содержания («Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи»); опоре на автономность, выражающую индивидуальную позицию студента в выборе стратегии личностно-профессионального поведения; реализации субъект-субъектного взаимодействия при создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
Для решения поставленных задач комплексного формирования информационно-знаниевого, ценностно-ориентированного и личностно-деятельностного компонентов этической культуры будущего учителя использовалось оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм и методов педагогического воздействия, что способствовало последовательному продвижению студентов от репродуктивного этапа через продуктивный к творческому этапу освоения этической культурой.
Проверка эффективности разработанной модели и технологии формирования этической культуры будущего учителя происходила с помощью непрерывной диагностики на основе критериально-уровневого комплекса. Способность и готовность будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности согласно этическим принципам и нормам на имплицитном, эксплицитном и креативном уровнях были определены с помощью совокупных показателей когнитивного, праксиологического и рефлексивного критериев.
Проведённая итоговая диагностика подтвердила правильность выбранного направления работы и сформулированных условий эффективного формирования этической культуры будущего учителя, зафиксировала существенную разницу в показателях уровней сформированное™ исследуемого феномена у студентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Это позволило сделать вывод о верности гипотезы, выдвинутой в начале работы.
Данное исследование не претендует на исчерпывающий ответ всего спектра вопросов, связанных с формированием исследуемого феномена. Для дальнейшего изучения проблемы представляются перспективными такие направления, как исследование влияния внешней социальной среды на становление этической культуры студентов; изучение влияния автономности на процесс формирования этической культуры во внеаудиторной работе; реализация акмеологического подхода к процессу формирования этической культуры как составляющей его профессионализма и др.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях объёмом 14,4 п.л. (авторских - 14,2 п.л.):
1. Сыкало A.A. Опыт работы по формированию этической культуры будущего учителя // Российские научный журнал. - 2011. - №6. - С.262-267 (0,6 п л.).
2. Сыкало A.A. Уровни и критерии сформированное™ этической культуры будущего учителя // Российский научный журнал. - 2011. -№6. - С.257-261 (0,6 п.л.).
3. Сыкало A.A. Проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте религиозной культуры // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире / Материалы XV научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания уч-ся. -Коломна, 2005. - С. 112-115 (0,4 п.л.).
4. Сыкало A.A. Православный взгляд на проблемы духовно-нравственного воспитания школьников // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы» / Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции - Коломна,2006. - С.76-79 (0,4п.л.).
5. Сыкало A.A. Региональные традиции в формировании нравственной культуры будущего учителя на занятиях по иностранному языку // Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школе и социуме / Материалы научно-метод. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. A.C. Макаренко. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2008. - С. 183-186 (0,4 п.л.).
6. Сыкало A.A. Учитель как субъект образовательной среды профильного обучения иностранному языку // Внедрение профильного обучения в сельских образовательных учреждениях:опыт и проблемы / Материалы конф. Выпуск 2. - Коломна: КГПИ, 2008. -С.135-138 (0,4 п.л.).
7. Сыкало A.A. Этическая компетентность в структуре педагогической культуры учителя иностранного языка // Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка / Сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Коломна: КГПИ, 2008. - С.67-72 (0,4 п.л.).
8. Сыкало A.A. Генезис понятия «этика» в философских концепциях //Научные труды Междун. научно-практ. конф. ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ.Том 3. История.Философия. - Москва-Луганск: МАДИ, 2008. - С.110-114 (0,4 п.л.).
9. Сыкало A.A. Этические аспекты педагогической культуры // Начало -7/ Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Под ред. И.М.Ильичевой. - Коломна: КГПИ, 2008. - С.186-189 (0,4 пл.).
10. Сыкало A.A. Макаренко A.C. о нравственном кодексе учителя // Воспитательная педагогика А.С.Макаренко: постижение перспективы практического действия / Материалы научно-практической конференции // Сост. А.А.Радзивилов, O.A. Толкачева- Егорьевск: ЕФ МГГУ имени М.А.Шолохова, 2008. -С.68-71 (0,4 п.л.).
11. Сыкало A.A. Формирование этической культуры учителя И Политико-правовые, экономические, социо-культурные тенденции в развитии современной России
/Материалы межвузовской научной конференции. - Люберцы: НОУ «Гуманитарный . институт», 2008.-С.155-158 (0,4 пл.).
12. Сыкало A.A. Методологические основы этической компетентности // Развитие основных направлений педагогической науки XX века / Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика РАО З.И.Равкина. В 2-х частях. -М.: ИТИП РАО-Тверь: Научная книга, 2009. - С. 169-171 (0,4 п.л.).
13. Сыкало A.A. Семья как фактор формирования нравственной культуры поведения // Образовательный процесс: опыт, поиск и перспектива /Сборник научных трудов. -М: МГОУ, 2008.-С.79-82 (0,4 пл.).
14. Сыкало A.A. Специфика студенческой субкультуры и ее учет в нравственном воспитании будущего учителя // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме /Материалы Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящ. 120-летию со дня рожд. A.C. Макаренко. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2008. - С.9Э-97 (0,4 п.л.).
15. Сыкало A.A. Нравственные конфликты и пути их разрешения // Материалы конференции «Психология притеснения: обидчики и обиженные». - Коломна: КГПИ, 2008. - С.311-314 (0,4 пл.).
16. Сыкало A.A. Специфика формирования этической культуры будущего учителя // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях / Материалы Международной научно-практической конференции. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009. - С.390-392 (0,4 п.л.).
17. Сыкало A.A. Этическое воспитание в системе высшего профессионального образования // Студент - исследователь - педагог / Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной Году молодежи. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009. - С.206-209 (0,4 пл.).
18. Сыкало A.A. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о нравственных качествах учителя // Инновации в образовании: сущность, содержание, технологии / Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2009. - С.60-63 (0,4 пл.).
19. Сыкало A.A. К вопросу о педагогической культуре // Социальная реальность и идеи. Социально-философские, культурологические, юридические, экономические аспекты / Материалы межвузовской научной конференции. - Люберцы: НОУ «Гуманитарно-социальный институт», 2009. - С.290-295 (0,4 п.л.).
20. Сыкало A.A. Региональная культура как фактор формирования этической компетентности будущего учителя // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях / Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 160-летаю со дня рождения И.П.Павлова. - Рязань: РГУ имени С.А.Есенина, 2009. - С.276-279 (0,4 пл.).
21. Сыкало A.A. Генезис понятая «профессиональная культура учителя». - Воскресенск: Рос НОУ, - 2009. - С.205-208 (0,4 пл.).
22. Сыкало A.A., Горохова И.В. Этические основы деятельности социального педагога в работе с замещающей семьёй. Философские размышления. Выпуск 3. - Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2010. - С.79-84 (ОД пл.).
23. Сыкало A.A. Толерантность как компонент этической культуры будущего учителя // Формирование личности педагога-профессионала в условиях многоуровневого образования / Материалы Международной научно-методической конференции. -Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009. - С.296-300 (0,4 пл.).
24. Сыкало A.A. Этика педагогических инноваций // Современный мир глазами молодых ученых: актуальные направления научных исследований. - Коломна: КГПИ, 2009. -С.56-60 (0,4 пл.).
25. Сыкало A.A. Рефлексия как структурный компонент этической культуры // Социальное познание в философии, социологии, культурологии, юриспруденции,
экономике', специфика и новые подходы / Материалы межвузовской научной конференции. - Люберцы: НОУ «ГСИ», 2010 - С.265-269 (0,4 п.л.).
26. Сыкало A.A. Воспитание гражданственности как принцип культуротворчества в подготовке будущего учителя // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2010. -С.78-81 (0,4 пл.).
27. Сыкало A.A. Структура и содержание этической культуры будущего учителя // Социальное познание в философии, социологии, культурологии, юриспруденции, экономике: специфика и новые подходы / Материалы межвузовской научной конференции. - Люберцы: НОУ «ГСИ», 2010. - С.269-272 (0,4 п.л.).
28. Сыкало A.A. Краеведческий аспект информационно-знаниевого компонента этической ультуры // Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях / Материалы Международной научно-методической конференции. - Рязань: РГУ имени С.А.Есенина, 2010. - С.78-81 (0,4 п.л.).
29. Сыкало A.A. Этические принципы профессиональной деятельности социального педагога // Материалы конференции «Психология притеснения: актуальные проблемы». - Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2010. - С. 211-214 (0,4 п л.).
30. Сыкало A.A. Генезис понятия «культура» в философской и педагогической науках // Философские размышления. Выпуск 3. - Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2010. -С. 80-83 (0,4 п.л.).
31. Сыкало А.А.Профессия учителя: из века минувшего в век настоящий. Начало -9 // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Под ред. И.М.Ильичевой. -Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2010. - С.3-6 (0,4 п.л.).
32. Сыкало A.A. Профессиональная этика социального педагога // Материалы международного конгресса специалистов социальной сферы «Социальная педагогика: вызовы XX века». - Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2011. - С.33-35 (0,4).
33. Сыкало A.A. Программа КВС «Этика общения: повседневное, формальное, неформальное». - Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. - 16 с. (1 п.л.).
Подписано в печать 24.10.11. Бумага офсетная. Формат 60x84'/к,. Гарнитура Times New Roman. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ № 304
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.Л. Есенина» 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46
Редакционно-издательский центр РГУ 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, 22
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сыкало, Анджела Анатольевна, Коломна
1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас деньги. Ваши варианты действия:
а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все равно отнимают деньги;
б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои деньги.
2. Вы хотите продать знакомым новый- и очень красивый автомобиль. У Вас имеется два покупателя:
а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, который предлагает купить машину за обычную цену;
б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что этозлой и мерзкий человек, но он предлагает купить автомобиль в 2 раза дороже.
3. Ваши старые ю добрые знакомые оказались беженцами из «горячих точек» СНГ (или оказались погорельцами). Они обратились к Вам с просьбой приютить их семью из трех человек, пока государство им не* поможет. У Вас серьезный выбор:
а) приютить нуждающихся, даже несмотря на все возможные неудобства;
б) отказать в помощи, сославшись на то; что Вам и сам и м тесно в Вашей квартире.
4. В* веселой компании симпатичные, остроумные ребята говорят гадости о Вашем близком человеке (о друге), который в данный момент отсутствует. Например, обзывают его, сплетничают. Что же Вам делать?
а) Вы заступаетесь за друга, и тогда все начинают обзывать Вас самого;
б) Вы молчите, считая, что «нет смысла связываться с данной публикой».
5. Вы оформляетесь на очень хорошую денежную работу (или поступаете в престижный институт), где довольновысокий конкурс и много желающих туда поступить. В решающий момент Вас приглашают к руководству и предлагают сделать выбор:
б)Вы не выдаете своего друга, т. к. друзей выдавать нехорошо. 11. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не нравитесь. Что делать?
а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете его любить) и быстренько влюбляетесь в другого;
б) Вы продолжаете любить этого человека даже тогда, когда он создает свою семью, т. к. любовь (да еще Ваша Любовь! — она на всю жизнь!..
Приложение 13
Активизирующий опросник «СССР»
Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе получаемых благ. Также в методике моделируются^ непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения-' к своему собственному труду. Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений.
Методика проводится с группой' и занимает по времени 20—30 мин. Общий порядок (процедура) проведения опросника:
1. Каждый подросток на обычном тетрадном листочке в клеточку рисует бланк, а психолог показывает на доске, как это лучше сделать. В' верхней части листа рисуются три таблички, размером 4x10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.
2. Общая инструкция: «Представьте, что двумя коллегами-компаньонами выполняется определенная работа, приносящая огромные деньги. Например, два человека занимаются
т1
1. бизнесом (можно сразу уточнить, каким именно бизнесом). При этом компаньоны — разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно' по-разному свои качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешному бизнесу, а какие-то — не очень. При этом компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо как-то справедливо распределить жду собой в соответствии, с. теми качествами и способностями, которые они по-разному проявляют».
2. Дальше уточняется, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и записывается на доске: ум (у), сила, (с), честность (ч), решительность (р) и красота (к) — всего 5 качеств.
3. При работе с первой табличкой на бланке — «Справедливость» — зачитывается отдельное задание: Представьте, что на каждой из 10 коммерческих сделок, примерно таких, которые потом придется совершать и вам уже с вашим компаньоном, какие-то другие два коммерсанта* зарабатывают на двоих ровно 10 млн "чего-то".. При этом они также проявляют разные качества и, видимо, заслуживают разное вознаграждение за! это. От вас требуется по справедливости распределить между ними эти 10 млн за каждый ход в зависимости от того, насколько их качества соответствуют данной коммерческой деятельности. Например, один больше проявил ума (у), а второй — красоты (к), а вместе заработали, 10 млн — как определить между ними эти 10 млн по справедливости?