автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование креативности студентов в процессе изучения иностранных языков (английского) в вузах Республики Таджикистан
- Автор научной работы
- Кадирова, Мадина Мирзахметовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование креативности студентов в процессе изучения иностранных языков (английского) в вузах Республики Таджикистан"
' Y -
-"«•- "Ч-. v< : ^ На правах рукописен
, - >
'i',' ■ • -
'ï-.i'V. • ^
.Г * .
Л - ч
/ _ * * 'r - ' ■
í В ПРОЦЕеСЕ ИЗУЧЕНЙЯ :
taöcr^
^JB'^X РЕСЛгУБЙЙПСР ТАДЖИКИСТАН
- . -Г' S*~f - • V^"- с... -
v- ^ - / :..ir
13.00.0t г^щ^Ц^ргшс^ истррия педагогики г ~f
it - г;
-Vi .
о^азовдн^ (кеДарогические науки)
. - f'~' " I
»-. t" •j *—■ ' V, --Г-:' '•"'"•- ' ' ' .s ,.;
A JÈ Ф E Р;А:Х
1 дф№с^>та^щг-н^соисЦш1ие учёно^.степен*'''"''-'.-
X Л - -.
I ч
■ Ч ;
v.V
005544306
/Душанбе
. JC -
005544306
Работа выполнен&.-и Таджикском государственном йнституте языков имениСотима Улу^ода
Научный руководитель: - доктор педагогических наук, профессор • 1 Базарова Саноат Щукуровна
Официальные оппоненты/ - дгадёмик АО'17 доктор педагогических ' . * 'профессор, завкафедрой методики ,
/. " ; ' преподавания химии ТГПУ им.Са^&цщина
.. ~ Анни Зу&лШ>.ов Убццд Зубайдович-
'Г»
кандидат педагогических наук", доцен1г, проректор4 по учебной работе;1ТЩ1' • . |1^м,М:ТУрсунзаде ТурсунотМуб^ррк.
V, и.-'-!. - Г,: Г 5 / Л
Ведущая организация*,,- ЛЖфк^кскйй* национальный
¡■V
ы 'О
" Защита состоится' ^ декабря 2013. г. в 12°° часов на заседании диссертационного,)» собеса. : по защите докторских и
дащшдатских диссертаций при', Таджикском государственном, педагогическом унцверсжт^т.е ' им.Садрщщина Айни . (734003, г. ^Душанбе; пр. РудакИ,"12^.^-.
С диссертацией ,мо:4Шв ^ознакомиться в научнйй библиотеке Таджикского гооуиарстйеГпйяго: педагогического университета им, <5адриддииа Лйни. .
• ^ " Автореферат й объявление; о защите размещеньГна сайте ВАК :-Йи6йст^Ства обрывания «на^-РФ Teferatjvak@moii.gov. ги ■
' '¡."Г" ■"'".-.-. ' ^ . "
Автореферат разослан ^.»ноября 2013 г ода • * - ■
-^Мрный секретарь" ''^Г'""■ '■■ ••- .
•*Янс<Гёрта1Щ0нн0гр совета, / . ■ - . -
педагогйческ^^а^с, £ /
Доцент ' г ^УиС&Т''—^ Абдуллоева Р.Х.
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сегодняшние реалии общественно-политической, экономической жизни страны требуют разработки официальной политики государства в области образования, где особое внимание уделяется профессиональной ориентации молодого поколения, дальнейшему совершенствованию образования и воспитания, в том числе будущих учителей, которым придётся строить новое демократическое, правовое, светское, унитарное государство.
Для построения такого государства, как отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, необходимо серьёзное отношение к образованию, постановке и решению имеющихся проблем. Образование в широком сегодняшнем понимании является одной из жизненных и глобальных проблем XXI века.
Система образования в Таджикистане должна стать стратегической основой роста страны и должна быть направлена на опережающее развитие. Проводимые в этой сфере преобразования получили ' статус государственной политики, так как государство осознало, что образование, его уровень определяют его будущее развитие.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли РТ от 27 апреля 2000 года отмечалось, что «мышление части учителей , остаётся старым. Они не воспитывают навыков творчества й независимости, не развивают инициативу учеников...»1. Нашему государству на современном этапе необходимы специалисты, способные не только воспроизводить систему полученных знаний, но и понимать, осмысливать, объяснять политические события прошлого и современного развития, уметь приобретать необходимые знания и использовать их в своей профессиональной и повседневной деятельности. № современном этапе «информационных и коммуникационных технологий социально-экономического развития страны требуются новые подходы к управлению сферой человеческого общения, в котором важная роль принадлежит языку»2.
Современное общество характеризуется ускоренным развитием, для которого необходима непрерывная генерация новых идей, то есть творческого подхода ко всем ввдам деятельности. На сегодняшний день трудовая деятельность практически во всех сферах опирается на креативность, что вызывает разработку соответствующих требований к вузовскому образованию. Таким образом, формирование творческих способностей выступает основной задачей образования. Однако современная модель образования не ориентирована на формирование творческих способностей
1 Рахмон Э. Наша цель - единство, согласие, созидание. - Душанбе, 2000. С. 123 Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы / Нормативно-правовые акты системы образования. Приложение к журналу «Школа и общество». №3,2003
личности, что вызывает некоторые затруднения при обустройстве выпускников высших учебных заведений. Причина .этого заключается в отсутствии у.ннх дивергентного мышления и творчесшх способностей.
На современном этапе развития системы образования Республики Таджикистан возникла многоцветная палитра школ, выделяющаяся различными типами (массовгя общеобразовательная школа, литцейи, гимназии и т.д.). Предпринимается попытка решения важнейшей проблемы - создание обновленной модели национальной школы. В педагогике, как и в любой другой науке, есть немало давно устоявшихся методов обучения и воспитания, но жизнь выдвигает всё новые проблемы, требуя адекватных подходов к их решению. Особо актуальна данная проблема для стран с переходной экономикой где, наряду с трансформацией в общественно-политической сфере, происходят глубо1Сие изменения в сознании людей, что настоятельно требует новых подходов к процессам образования и воспитания.
Важную роль в передаче опыта и подготовке к жизни молодого поколения играют педагогические вузы. Перед ними стоит задача формирования личности будущего педагога, отвечающего требованиям педагогической профессии, который смог бы стать мастером своего дела и мог решать любые педагогические задачи в быстро меняющихся обстоятельствах. Педагогический вуз - это заведение, где развиваются в будущем педагоге черты гуманности, креативности, трудолюбия, добра и правда. Эти качества сами по себе не развиваются . Для этого необходима большая кропотливая, систематическая работа в процессе обучения на занятиях и во внеаудиторное время (Мухаммадов Г.Б.).
В «Национальной концепции образования Республики Таджикистан», определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, отмечается, что создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина Республики Таджикистан является первостепенной важностью. Формирование;данных ценностей требует творческого подхода к воспитанию студентов.
На сегодняшний день в целях повышения эффективности подготовки будущих учителей необходимо проявлять творческий подход, внедряя в учебно-воспитательный процесс активные формы и методы его проведения, используя нестандартные формы организации учебных занятий: игру; групповые, коллективные, парные формы деятельности; комментированные упражнения; интегрированные уроки; компьютерные программы; различные формы самостоятельной работы студентов. Сегодня не вызывает сомнения необходимость в стремлении построить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности3.
3Ц1арифзода Ф„ Каримова И.Х. Педагогика, (курс лекций). - Душанбе: «Ирфон», 2008,- 284с.
4
Креативное образование выступает как новый вид учебной деятельности, целями которого являются: развитие творческих способностей человека; предоставление возможности самостоятельной творческой деятельности; стимуляция студента к осуществлению индивидуальных идей. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
• потребностью в формировании креативности будущих педагогов;
• недостаточной теоретической разработанностью методов формирования креативности студентов, в том числе и в процессе изучения иностранного языка.
Из-за нерешённости проблемы формирования креативности в системе образования возникли следующие противоречия между:
- растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, и нереализованносгыо условий для формирования креативности у студентов вуза;
- относительной изученностью креативности как характеристики личности и недостаточной разработанностью вопросов её формирования у студентов высших учебных заведений в процессе изучения иностранного языка;
- богатым педагогическим опытом использования развивающих возможностей дисциплины «Иностранный язык» в вузах страны и недостаточной научно-методической обеспеченностью процесса формирования креативности на занятиях.
Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе научный интерес к изучению проблемы формирования креативности стал центром исследования, возрастает интерес к нему, поиск путей по улучшению данного процесса не только в нашей стране и странах СНГ, но и во всём мировом сообществе.
Проблема творчества отражена в педагогических идеях персидско-таджикских мыслителей: С.Айни, Байхаки, Беруни, Джами, А.Дониша,Ибни Халдуна.Кайковуса, Низомулкмулка,Носири Хусрава^ Рудаки, Санои, Саъди, Фирдавси, Хафиза и др.
К сожййению, отсутствуют специальные исследования, которые были бы посвящены выявлению сущности процесса формирования креативности студентов. Отечественные и зарубежные учёные в области философии, психологии, педагогики и других наук отмечают необходимость формирования креативности у молодого поколения. Поэтому на данном этапе наблюдается возросший интерес к рациональной организации учебного процесса; стимулирующей формирование творческого мышления студентов.
На современном этапе повысился интерес исследователей к проблемам 1 формирования и развития студентов как творческой личности. Растёт число философских, педагогических, психологических и научных трудов, касающихся этого вопроса. Решением данной
проблемы активно занимаются ведущие учёные всех стран мира (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Г. Лозанов, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Торренс и др.). Исследованием вопроса формирования креативности личности занимались такие известные учёные Россам, как: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, С.О.Грузенберг, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, А.В.Морозов и др. Решению данной проблемы посвятили некоторые свои научные труды и такие античные философы, как Аристотель, Платбн и др.
Проблема формирования креативности студентов стала предметом исследования учёных Таджикистана: И.Х. Карлмовой, Ф.Шарифзода, Х.С. Авзалова, Т.Г. Хусановой и др. Вопросам формирования творческих способностей будущих учителей посвящены работы М.С. Ахмедовой, М.А. Дадабоева, Д.З. Рахманова и др.
Некоторые таджикские учёные-педагоги С.Н.Алиев, С.С.Авганов, Г.Ахмедова, А.Байдуллоев, Л.В.Саидова, М.Утаев и др. посвятили свои научные исследования вопросу подготовки учителей иностранного языка для общеобразовательных и высших учебных заведений республики на современном этапе развития системы образования.
Общепедагогическим проблемам развития и формирования личности посвящены труды: И.Обидова, М.Лутфуллоева, А.А.Шарипова, С.Ш.Базаровой, А.Нурова, У.Зубавдова, Т.Н.ЗиёзЬда, ХРахимзода, С.Абаулфайзова, Т.А.Шукурзода, Ш.А.Шаргпова, О.А.Исломова, Х.Буйдакова, Б.Кабулова, С.Холназаров:ц Ш.К.Махмудова, З.С.Ахмедовой, М.А.Арипова, Д.Я.Шариповой, А.Миралиева, С.К.Кадырова, С.ХЭлмуродова и других.
В работах К.Б.Кодирова, С.Сулаймони, Л.Азизова, С.Алиева, А.Миралиева исследуется проблема развития творческих способностей будущих учителей в процессе педагогической практики.
М.Лутфуллоев в своей работе "Педагогика человечества" отмечает, что творчество выступает основным компонентом жизненного процветания, источником всех человеческих благ.
На современном этапе развития общества "перед высшими профгссионалышми учебными заведениями, - по утверждению академика Ф.Шарифзода, - стоит задача организации таких творческих центров, деятельность которых была бы направлена на развитие профессиональных и творческих способностей студентов"4.
Однако несмотря на возросший интерес к теме исследования, проблема формирования креативности остаётся малоизученной в связи с тем, что работы вышеназванных учёных направлены на изучение творчества, в то время как понятия "творчестве" и "креативность" не являются равнозначными. Труды вышеназванных учёных помогли диссертанту в определении направлений исследования и структурно-
4Шарифзода Ф,.Высшая и профессиональная педагогика. Душанбе, 2009,196с.
6
содержательного составляющего, всестороннего обоснования теоретических положений и предложенных ими рекомендаций.
На основании анализа исследований по вопросу формирования креативности, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы в данном направлении была сформулирована проблема исследования, которая;.заключается в необходимости разработки методов формирования,^, креативности студентов вузов в процессе изучения креативности. Соответственно была определена тема диссертации: «Формирование креативности студентов в процессе изучения иностранных языков (английского) в вузах Республики Таджикистан».
Объектом исследования является процесс формирования креативности студентов при изучении английского языка в вузе.
Предмет исследования - формирование креативности студентов в процессе изучения английского языка.
Цель исследования - разработка модели формирования креативности студентов при изучении английского языка и определение комплекса организационно-педагогических условий развития исследуемого качества на основе единства и взаимосвязи могивационного и операционного компонентов этого процесса.
Гипотеза исследования. Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу, что формирование креативности студентов будет более успешным, если:
- формирование креативности студентов (дивергентности мышления, оригинальности, гибкости и др.) в целом повышает творческий рост личности;
- формирование креативности студентов стимулируется использованием приёмов её активизации, обеспечивающих постепенное и последовательное усиление креативного начала в обучении;
- творческая деятельность студентов будет строиться посредством системы преимущественно проблемных задач;
- учебный процесс будет осуществляться с учётом развития креативности студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия «креативность», «творчество», «творческая деятельность» в философском, психологическом и педагогическом аспектах;
- на основе анализа лингводидактической, методической, педагогической, психологической литературы по данной тематике разработать модель формирования креативности студентов при изучении английского языка;
- определить систему уровней креативности студентов при изучении английского языка в соответствии с выбранными критериями и ргоработать методику их диагностирования;.
- в условиях опытно-экспериментального обучения; проследить фэрмирование креативности у студентов педагогических вузов и на основе данных, полученных в ходе эксперимента, выявить педагогические условия, способствующие более успешному формированию креативности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются педагогические, психологические и философские теории формирования креативности студентов. Исследование строилось на основе современных концепций о системе воспитания и формирования креативности студентов (Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Р.М.Грановская и др.); концепции целостного, системного подхода к рассмотрению педагогических процессов; идеях гуманизации образования; философских и психолого-педагогических погожениях, касающихся развития личности, взаимодействия человека и общества (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.); роли деятельности в развитии личности (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.); учении о движущих силах и закономерностях развития личности; философских концепциях творчества и творческой личности (Платон, Аристотель, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.); исследований по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей, происхождения и диагностики творческих способностей; исследований по формированию механизмов художественного творчества у детей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, С.О.Грузенберг, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Петровский, А.Бинэ, А.Н.Леонтьев, Дж.Гетцельс, Дж.Гилфорд, Е.П.Торранс). Данная проблема нашла отражение в работах И.Х.Кар:имовой, Ф.Шарифзода, Х.С.Авзалова, Т.Г.Хусановой, М.С.Ахмедова, М.А.Дадабоевой, Д.З.Рахмановой и др.
Решение данной проблемы также основывалось на следующих принятых нормативно-правовых документах Правительства республики: Конституция Республики Таджикистан, Законы «Об образовании», «О высшем и последипломном образовании», «Национальная концепция образования», «Государственная программа изучения русского и английского языков 2004-2014гг.», «Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан», Постановление Правительства РТ «О совершенствовании структуры системы образования Республики Таджикистан» (от 04.05.1996г. за № 194) и др.
Методы исследования. Использовались методы, теоретического анализа психолого-педагогической литературы, учебных программ, определяющих содержание вузовского образования, наблюдение, методы
моделирования, эксперимента, экспертной оценки и самооценки, тестовая дикгностика уровней развития творческой активности студентов, анкетирование, методы математической обработки и перепроверки полученных результатов.
Исследование формирования креативности студентов высших учебных заведений^пронсходило в несколько этапов.
Первый этап (2010-2011гг.) заключался в изучении педагогических, психологических, философских положений, связанных с исследуемой темой. На данном этапе применялась методика теоретического анализа и синтеза, был обобщён и систематизирован обширный материал по проблеме креативности и технологии её формирования.
Второй этап (2011-2012 гг.) был посвящен анализу первых полученных результатов и проведению экспериментальных занятий в вузах республики. Велась подготовка формирующего эксперимента, который состоял из нескольких этапов: констатирующего, обучающего, контрольного.' В ходе второго -этапа применялась методика опроса; проводился поисково-констатирующий эксперимент, в.процессе которого анализировались программы обучения английскому языку, велись наблюдения за деятельностью других педагогов, работающих по данным программам.
Третий этап исследования (2012-2013 гг.) включал проведение формирующего и констатирующего эксперимента; анализировались педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческой личности; подытоживались результаты исследования; уточнялись полученные данные, осуществлялось расширенное внедрение разработанной методики в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
разработана инвариантная модель формирования креативности студентов с учётом специфики изучения английского языка; выявлены педагогические условия формирования креативности студентов, предполагающих коллективный характер творческой деятельности студентов, организацию социокультурной среды, способствующей формированию креативности студентов на. базе занятий английского языка;
разработана и применена современная методйка диагностирования уровней креативности студентов и 'обработки : результатов эксперимента.
База исследования: факультета романо-германских языков Таджикского государственного института языков имени С. Ул>тзаде, английского языка и романо-германских языков Таджикского
государственного педагогического университета имени С. Айни. Всего
246 студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Креативность студентов формируется на основе комплексной организации учебной деятельности, способствующей развитию всех видов воображения — предметно-чувственного, первично-социализированного, элементов образного мышления, в условиях благоприятной социокультурной среды.
2. Включение студента в различные виды творческой деятельности, в которых обнаруживаются и реализовываются его творческие способности, способствует формированию креативной личности.
3. Эффективное формирование креативности студентов в ходе занятий по английскому языку предполагает следующие педагогические условия: применение дидактических игр на занятиях, комплексную организацию занятий английского языка, специально разработанный комплекс методических заданий по развитию креативности студентов с использованием оригинальных приёмов.
4. Потенциал обучения английскому языку выступает одной из ведущих сфер формирования креативности студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определена' теоретическая основа формирования креативности студентов вузов в процессе изучения английского языка; дана характеристика модели формирования креативности студентов в процессе изучения английского языка;
теоретически обоснованы педагогические условия решения актуальных проблем подготовки студентов в процессе формирования креативности.
Практическая значимость результатов исследования
заключается в том, что:
а) знание выявленных условий эффективности формирования креативности студентов позволяет более успешно организовать процесс обучения английскому языку.
б) обогащена и дополнена существующая система обучения английскому языку с использованием новых педагогических технологий, направленных на развитие креативности;
в) разработаны рекомендации по организации социально-культурных условий для развития креативности студентов;
г) разработана инвариантная модель формирования креативности студентов, которая позволяет мобильно реагировать на изменяющиеся процессуальные условия развития рассматриваемого качества;
д) исследование является конкретным практическим вкладом в процесс преподавания английского языка в вузе.
Обоснованность и достоверность выводов диссертации обеспечены опорой на общепризнанные философские, психологические, педагогические идеи; репрезентативностью материалов исследования; рефлексией опыта работы диссертанта в вузе; применением комплексной методики исследования, адекватно отражающей реальную действительность и соответствующей поставленным задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре педагогики и психологии Таджикского государственного института языков им. С.Улугзаде. Основные положения и результаты нашли отражение в статьях, тезисах докладов. Три статьи автора опубликованы в рецензируемых изданиях ВАК РФ. По результатам исследования автор выступала на Республиканской конференции молодых учёных Республики Таджикистан; на конференциях профессорско-преподавательского состава и ежегодных вузовских конференциях Таджикского государственного института языков им. С.Улугзаде.
Материалы диссертации использовались в учебных лекциях, практических занятиях и осуществлении педагогической практики.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложения. '
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования; сформулирована гипотеза; раскрываются научная и практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту,
В первой главе «Теоретические и психолого-педагогические основы формирования креативности» раскрываются сущность и основные структурные компоненты креативности, педагогические условия формирования креативного потенциала студентов в процессе изучения иностранного языка (английского) в вузе, исходя из методологического значения понятий «креативность», «творчество».
В «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан» отмечается, что в работе высшей школы возникает немало трудностей, связанных с вопросами воспитания у будущих специалистов нового творческого, культурного, критического мышления, основу которого составляют независимость государства, защита национального единства, самосознания, чувство высокого патриотизма.
Понятие креативности (от лат. сгеайо — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», имеет тесную взаимосвязь с творчеством, творческой деятельностью, порождающей
и
нечто качественно новое. За последние десятилетия термин «креативность» получил распространение по всему миру. Данное понятие можно определить как комплекс способностей человека, посредством которых осуществляется генерация новых идей, самостоятельное обнаружение и последующее творческое решение проблем. Креативность представляет собой готовность к творчеству, следствие занятия творчеством. Креативность можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового оригинального продукта в разных сферах своей деятельности.
Креативность является способностью видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность — это полная противоположность шаблонного мышления. Она уводит в сторойу от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Говоря о взаимосвязи творчества и креативности, следует подчеркнуть, что эти понятия вовсе не являются синонимичными. Понятие «творчество» тесно переплетается с понятием «креативность». Так если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.
Творчество основывается на вдохновении, способностях человека. Креативный процесс, напротив, включает в себя такие компоненты как изначальное понимание, зачем, для чего и как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Под творчеством понимается самовыражение. личности, отличительной чертой которого является новизна. Таким образом, творчество — это деятельность человека, создающая новое на основе имеющегося опыта.
В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты творчества: объективный, информационный, коммуникативный, личностный. В архаических и традиционных обществах творчество и сопряжённое с ним созидание новых качеств бытия рассматривалось как удел немногих людей и часто преследовалось, поскольку приходило в противоречие с общепринятым укладом жизни, традициями и миропониманием. Повышенное внимание к проблеме творчества в
обществе формируется в новое время и в связи с нарастающей индустриализацией европейских стран и сопутствующими промышленному рост}' тенденциями модернизации техники, науки, искусства, образования:, быта и т.д. в сознании общества творчество связывается с идеей прогресса и зачастую с её количественной интерпретацией. Повышается социальный и культурный престиж изобретения во всех сферах деятельности.
Следует отметить, что формирование творчества привлекало внимание учёных Китая, Египта и Древней Греции. Одно из наиболее ранних представлении о психологических механизмах решения творческих задач въфажено в понятии "интуиция". Первое упоминание о природе научного творчества мы находим в трудах древних философов. Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. Другой античный мыслитель Платон трактовал творчество, как созидательную деятельность. Со слов мыслителя, всё переходящее из небытия в бытие - есть творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а их создателей - творцами.
Особый интерес к творчеству проявляли великие мыслители таджикского народа, такие как Муслихидцин Саади, Абдурахмон Джами. Так, в своих педагогических взглядах Муспихидцин Саади рассматривал вопрос о сознательном подходе к знаниям, убедившись в их истинности путём спора. Из его высказываний следует: «Три вещи недолговечны: богатство без торговли, наука без диспутов и государство без политики».
Большой вклад в развитие креативности внёс американский психолог Дж. Гилфорд, разработав концепцию креативности как универсальной способности к творчеству в своей работе «Креативность» (1950г.), в которой изложил новый подход к творчеству в терминах «креативной личности» и «креативной продуктивности». Основываясь на его мнениях, только такой подход может обеспечить возможность выявления и формирования креативности.
Формирование креативности основывается не только на овладении идей, но и на формировании личности. Креативной считается личность, обладающая способностью к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей, и отличающаяся такими качествами как оптимизм, положительная мотивация и др., что нашло отражение в нижеследующей схеме:
Схема №1. Структура творческой деятельности.
Успешность в повседневных делах
• Способности I
Инициативность
Трудолюбие
Стратегический успех (прогноз)
| Познавательная I потребность
I Творческое I 1 мышление ]
Соперничество I
"Л'
Важность | делового успеха |
I
Положительная I мотивация ] I
Общительность •
Стремление к \
совместной 1 I
деятельности <
Альтруизм '
Данная схема констатирует, что ведущим показателем мотивационной сферы творческой личности является преобладание положительных эмоций, оптимизма, жизнерадостности над отрицательными эмоциями как проявлениями неудачи, плохого настроения, нетерпимости и пр. Это свойство личности наиболее тесно связано с успешностью в повседневных делах, стратегическим успехом в будущей жизнедеятельности (прогноз), преобладанием интереса, мотивирующего активность в жизни. Следует обратить внимание на значение личностных особенностей познавательных потребностей и творческого мышления5.
На современном этапе особого внимания требует проблема смены образа мышления. Человечество прошло стадии природной педагогики и репродуктивно-педагогической цивилизации, и вступает в креативно-педагогическую цивилизацию. Креативное образование должно бьггь организовано соответствующим образом. Так, необходимым условием креативного образования является возможность выбора дисциплин, формирование образовательных групп, учебная нагрузка студентов и т.д. Выбор дисциплин имеет большое значение в организации креативного
5Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - Воронеж, 1997. - 48с.
14
образования, так как способствует более глубокому осмыслению своих способностей и потребностей.
Креативное образование должно обладать следующими качествами:
открытостью организационной системы вуза;
• творческим настроим, как преподавателей, так и администраторов;
• созданием проектов с целью привлечения студентов к решению проблем, приводящих к видимым результатам, значимым для их жизни.
Формировать креативности; осуществляется более эффективно при дифференциации обучения, учитывающей склонности, интересы, способности студентов. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон неоднократно отмечгл, что языковая политика правительства обеспечивает, наряду с таджикским, равноправное функционирование других языков, она даёт возможность изучать их. Языковая'политика Республики Таджикистан отражаена в Указе Президента' Эмомали Рахмона от 3 апреля 2003 года «О совершенствовании преподавания и изучения русского и ан глийского языков в Республике Тадокикистан»6.
Умение общаться на английском языке является потребностью будущего специалиста. Однако, несмотря на значимость знания иностранного языка, при его изучении наблюдаются некоторые трудности, в том числе и проблема коммуникации. Во избежание подобных сйуаций, в процессе обучения необходимо использовать творческий подход, который способствует развитию навыков общения среди студентов.
Одной из основных задач преподавателя при формировании креативности у студентов в процессе изучения английского языка является создание условий профессионально ориентированной коммуникации в учебной аудитории. Следует отметить, что данная задача может быть реализована только при наличии творческих способностей у самого преподавателя английского языка. Формирование креативности студентов в ходе изучения английского языка неразрывно связано с самим процессом совершенствования профессиональной компетентности преподавателя английского языка, так как творческий
'Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы / Нормативно-п ривопые акты системы образования. Приложение к журналу «Школа и общество». №3, 2003
подход в обучении развивает профессиональные способности как преподавателя, так и студентов, изучающих английский язык.
Изменение целей и приоритетов в образовательном процессе при изучении английского языка с обучения говорению на обучение общению, возрастает роль формирования креативности. То есть на сегодняшний день вуз призван не только создать условия студентам для организации речи и взаимодействия с иностранцами, но и в первую очередь помочь им достойно выйти из напряженных ситуаций, которые могут возникнуть при межкультурном общении в связи с различием социокультурных норм и традиций коммуникаторов. Для решения указанных проблем необходимо формирование креативных навыков в процессе изучения английского языка.
Глава вторая «Процесс воспитания креативности студентов вузов в ходе изучения английского языка» раскрывает механизмы воспитания креативности студентов в ходе занятий, а также содержит опытно-педагогическую работу диссертанта. В главе нашли отражение основные принципы и способы воспитания креативности студентов в период обучения, оценка эффективности формирования креативности студентов в процессе изучения английского языка.
Выпускники вузов, в том числе педагогических, должны уметь своей деятельностью привносить новое в современное общество, для чего требуется формирование креативности у будущих учителей, что обосновано следующим:
• студенты испытывают потребность в новизне, открыты для освоения нового опыта;
• ищут стимулы и находят для себя проблемы;
• обладают широким восприятием, богатым воображением;
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления;
• испытывают интерес и увлечены своими идеями.
Преподаватель должен не только в совершенстве владеть знанием своего предмета, но и быть творческой личностью, носителем глубокой эрудиции и высокой культуры. Именно поэтому при достижении целей оптимизации знаний необходимо добиваться формирования педагогического творчества, включающего компоненты, указанные в схеме №2.
Схема №2. Педагогическое творчество. Педагогическое творчество
...... тчя» Умения перенести тсорстческие и методшеекие
Способность*
положения в педагогические * самосовершенствованию, к
МП ле»ст*н« -__ разработке новых мстил*», форм, ггоигыо» и соспст»
Диалектичного., мргагиви.игл. Эффективность примсио ■ я
ншенчивость дсагслыюсга ___"РС"";"'"е" _ имеющегося опыта в новых условиях
Слоссбиость к иыпрвысш мн, основанная на иишшх н
„ | Умение вплсть «»сер ]
. НтУИШ,И . вариантов» ШЙ____1
1
Способность 1с рефтексигноП «ненке собственно»
лея геп .ности и ее результатов, к формированию инли1 чыуальнми стили профессиональной деятельности
Формирование педагогического творчества происходит в несколько этапов. Креативность выступает как один из основных компонентов преподавательской деггельности, в связи с тем, что традиционные приёмы не соответствуют разнообразным педагогическим ситуациям, которые уч1гтель встречает в своей работе. Педагогическое творчество не следуст принимать за нетрадиционное решение педагогических задач, так оно включает в себя и творческое решение различных коммуникативных задач, являющихся основанием преподавательской деятельности.
Формированию к|маптшности студентов способствует включение в содержание учеб»к>-воспитательного прсцесса заданий творческого характера, к которым относятся проблемные чада* и, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергенгиого типа, главная оссбеннсстъ которых состоит в том, что они допускают несколько правильных ответов. Именно с такими зада-ими чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности.
Творческие задания предполагают применение студентами активных методов дгя организации самостоятельной творческой деятельности. Наиболее эффективны»! при формировании креативности является ситуационный метод преподааанш.
Креативный подход к преподавательской деятельности, выражающийся в решении педагогом постепенно усложняющихся педагогических задач, направлен на формирование его мировоззрения. Для чего необходимо выявлять и формировать творческую и педагогическую индивидуальность будущего учителя, а также устранять возникающие противоречия между типовой системой подготовки и индивидуально-творческим характером деятельности будущего учителя. Исходя из вышесказанного, следует, что оптимизация процесса обучения заключается в формировании творческой деятельности, предпосылками которой являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, целостность восприятия, получения новых знаний, способствующих творческой деятельности.
При формировании креативности студентов преподаватель должен не только вызвать интерес к изучению английского языка, но и уметь сохранить интерес студентов к своему предмету. Деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной мотивации, чему способствует поощрение малейших удач студентов в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.
Изучение английского языка требует от студентов усердия и кропотливой работы. Учителю английского языка необходимо помнить, что эффект его уроков во многом зависит от того, как полученные знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Развитие творческих способностей личности на занятиях английского языка могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения.
Формирование креативности студентов в процессе изучения английского языка напрямую зависит от степени понимания изучаемой дисциплины, которая создаёт благоприятную атмосферу для адекватной трансляции полученных знаний, где понимание выступает равнодействующей между знанием и опытом.
Формирование креативности у студентов в процессе изучения иностранного языка нашло отражение в следующей схеме:
Схема №3.
Критерии креативного развития: Формы педагогической деятельности: Этапы ведения занятий:
открытость новому опыту, увеличение творческого потенциала, творческий подход к решению задач, координация ментальной, эмоциональной и телесной составляющей личности, способность к концентрации, -работа с классическими произведениями изобразительного искусства; - театр спонтанности; работа с авторским рисунком; -использование танцевальных движений в работе с телом; -ролевое моделирование; -ассоциативная работа с 1) создание условий, необходимых для создания творческой среды; 2)активизацию творческого потенциала с помощью специально подобранных технологий самоисследования и самовыражения; 3) анализ возникающих в процессе работы проблем, ограничений и блокировок, с последующей их проработ-
эмпатия, , образами; кой;
низкий уровень тре- -использование технологий 4) закрепление полученных
вожности, арт-педагогики; на предыдущих этапах
чувство юмора, -технологии творческого навыков и использование их в
вовлечённость в самовыражения; дальнейшей
учебный процесс - психодрама; профессиональной
деятельности.
Для формирования креативности студентов в процессе изучения английского языка использовался ряд упражнений, способствующих реализации этой ц«У1И. Успешному формированию креативности на занятиях английского языка способствуют различные упражнения, для решения которых требуется творческая активность студентов. С этой целью в экспериментальной группе были проведены следующие упражнения, формирующие креативность.
Для диагностики уровня креативности студентов факультета романо-германских языков Таджикского государственного института языков имени С.Улугзэда, факультетов английского языка и романо-германских языков Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни был использован опросник, составленный Рензулли, Хартман и Калахан. С помощью этого опросника был выявлен уровень сформированное™ креативности у студентов. В опросе приняли участие 246 студентов 4 курсов. Экспертами опросника являлись педагоги и Психологи, а также сами студенты.
Экспертам было предложено оценить характеристики креативности под номерами от 1 до 10 в нижеследующей таблице, используя четырёхбалльную систему. Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — »часто, 2 — иногда, 1 — редко. Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов). Для выявления уровня креативности использовалась следующая таблица №1:
Уровень креативности
Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40-34
Высокий 33-27
Нормальный, средний 26-21
Низкий 20-16
Очень низкий ¡, 15-10
Согласно проведённому опросу, б& студентов из 189 облйдаШг очень высоким уровнем креативности, 107 студентов - средним урознсм '
и 14 - средним уровнем креативности, что отражено в следующей диаграмме:
Диаграмма 1. Уровни креативности в экспериментальной группе.
Но результатам проведённого эксперимента было выявлено, что 20% участников экспериментальной группы показали очень высокий уровень гибкости и проявили способность выдвигать разнообразные идеи. Небольшой процент студситов (25% показали высокий уровень гибкости) проявляет способность к выдвижению разнообразных идей. Однако следует отметить, что большинство наблюдаемых студентов старается выдвигать оригинальные идеи при выполнении задания (75% студентов проявляют высокий уровень оригинальности).
Результаты проведенного опроса показали, что только 15% студентов свойственен уверенный стиль поведения с опорой на себя. А уровень оригинальности низкий, в основном, студенты стандартно подходят к выполнению задания и не проявляют индивидуальности. И только 10% студентов, как показал результат опроса, проявляют уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, могут брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.
Экспертами было выявлено, что практически все студенты проявляют воображение, чувство юмора и развивают гипотетические возможности, что было оценено экспертом на оценку «4». Более 45% студентам свойственно проявление беглости мышления, большая часть участников эксперимента склонна предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения.
Также был проведён опрос в группе, не участвовавшей в эксперименте. Сравнительный анализ по уровням креативности дал следующие результаты. Ни один студент не показал очень низкий уровень сформированностн качества ни в начале, ни в конце эксперимента. Низкий уровень креативности обнаружен у 23 студентов контрольной группы, однако в экспериментальной группе данного уровня обнаружено не было. Число студентов с высоким уровнем в
■ Очень высокий 68
■ высокий 107
■ Средний 14
жснеримснтальной фуппе превышает ко1прольнук>-26 студентов в экспериментальной фуппе и 3 в контрольной группе. Студентов с очень высоким уровнем креативности в контрольной группе зафиксировано не было, в экспериментальной группе насчитывалось 13 студентов. Результаты опроса в контрольной группе отражены в диаграмме 2:
Диагра*сча 2 Уровни креативности в контрольной группе.
В диаграмме 3 отражён уровень сформированное!-» креативности студентов в контрольной и экспериментальной группах.
Диаграмма 3.
Контрольная ¡руппа: 3 - высокий. 24 - средний, 27 - жзкий, 3 -очень низкий.
Экспериментальная группа: 68 • очень высокий, 107 -высокий, 14 -средний.
Исходя из данных проведённого эксперимента, группа студентов, с которой проводилась специальная работа по формированию креативности, показала очень высокий уровень креативности. Позитивные изменения в развитии творческою мышления студентов вузов на занятиях английского языка, произошедшие в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности спроектированной и внедрённой в образовательный процесс функционально-содержательной модели, о целесообразности и
Уровни креативности
Ш Высокий 3 ■ Средний 24 в Низкий 27
■ Очень низкий
■ Экспериментален*
я грушм в Митральная групп»
возможности повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов высших учебных заведений.
Анализ процесса формирования креативности студентов в процессе изучения английского языка даёт возможность сделать следующие выводы:
эффективное формирование креативности невозможно при подавлении личности студента. Необходимо поощрять студента за стремление к логическому обоснованию своих решений, самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения, а также формировать обоснованную уверенность в своих силах и способностях решить задачу;
в процессе обучения, желательно, в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления;
• важнейшая задача - не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию в процессе дискуссии, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения толькс потому, что за неё в ысказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить «конформиста»;
• в процессе формирования креативности при изучении английского языка следует использовать специальные педагогические механизмы и задачи, методы научного поиска, создание в процессе обучения благоприятной атмосферы для проявления креативности, развития фантазии и воображения студентов;
• на развитие креативности студентов основное влияние оказывает учебная деятельность, организуемая на занятиях английского языка. Использование в процессе обучения системы различных задач способствует значительному росту творческих способностей студентов;« развитию креативности студентов способствует своевременная их диагностика, включающая как констатирующие ' методы (тесты), так и формирующие (система задач). ■ ■ :
В Заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы,, даны практические рекомендации:
• формирование креативности студентов при изучений' английского языка в вузе целесообразно строить с учётом ориентации учебно-воспитательного процесса вуза на овладение студентами необходимыми способами педагогического творчества;
• необходимо внести изменения в методику проведения практических занятий по английскому языку, нашедшие отражение в диссертации;
• формирование креативности студентов при изучении английского языка в вузе должно носить поэтапный характер: овладение научно-теоретической базой, овладение навыками организации креативности студентов на основе включения в учебный процесс специальных упражнений, методикой разрешения конфликтов, психолого-педагогической диагностики, способами действия в нестандартных ситуациях;
• содержание, организационные формы, методы, средства и приёмы учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе должны отличаться направленностью на формирование креативности у студентов;
• измешпъ назначение семинарских, лабораторно-практических занятий и практикумов для формирования креативного отношения к научно-практической деятельности, чему способствует подготовка студентов к первым самостоятельным мероприятиям в соответствии со своими индивидуальными особенностями, опытом, склонностями с целью максимального использования своих возможностей в творческой деятельности.
Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
I. Статьи, опубликованные в изданиях из; Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:
1. Кадирова М.М. Креативное образование - фактор формирования творческой личносги.//Вестник педагогического университета. Изд. ТГПУ имени С. Айни, Душанбе, №5.-2012. - С.66-70
2. Кадирова М.М. Формирование и развитие креативности студентов на занятиях иностранных языков. //Вестник педагогического университета. Изд. ТГПУ имени С. Айни, Душанбе, №2. - 2013. -С.114-118
3. Кадирова М.М. Метод проектов как средство развития креативного мышления в процессе изучения иностранного языка. Вестник Таджикского национального университета. Изд. "Сино", Душанбе,
II. Статьи, опубликованные в других изд.шиях и журналах:
1. Кадирова М.М. К вопросу о творчестве и креативности. /Материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию одного из основоположников кафедры педагогики и психологии ТНУ д.п.н., профессору, академику Д.И. Фельдштейну и «Году образования и технической культуры» на тему «Новый подход к образованию, педагогическим проблемам и культурно-техническим цгнностям», - Душанбе, 2010. -С. 198-202.
2. Кадирова М.М. Роль преподавателя в формирввании творческой личности студентов .//Вестник института языков, Душанбе, №4. — 2012. -С.77-80
Подписано в печать 31.10.2013 г. Формат 60x84. Бумага офсетная 70г/м2 Объём 1,5 у сл.пл. Тираж 100 экз. Заказ № 65
Типография «Сабрина-К» г.Душанбе, ул.М.Турсунзода д.91
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кадирова, Мадина Мирзахметовна, Душанбе
Министерство образования Республики Таджикистан
Таджикский государственный институт языков
имени Сотима Улугзаде
л, ж На правах рукописи
04201452844 *
Кадирова Мадина Мирзахметовна
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (АНГЛИЙСКОГО) В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -
Базарова Саноат Шукуровна доктор педагогических наук
Душанбе-2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ....................................................................17-76
1.1. Сущность и основные структурные компоненты креативности.....17
1.2. Креативное образование - фактор формирования творческой личности.....................................................................................37
1.3. Педагогические условия формирования креативного потенциала студентов в процессе изучения иностранного языка (английского)...............................................................................56
Выводы по первой главе............................................................73
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА........................................................77-132
2.1. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки будущих учителей английского языка.................................................77
2.2. Процесс формирования креативности будущих учителей в ходе изучения английского языка.............................................................93
2.3. Оценка эффективности формирования креативности студентов в процессе изучения английского языка...............................................116
Выводы по второй главе..........................................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................133
Список использованной литературы........................................140
Приложение.........................................................................152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Сегодняшние реалии общественно-политической, экономической жизни страны требуют разработки официальной политики государства в области образования, где особое внимание уделяется профессиональной ориентации молодого поколения, дальнейшему совершенствованию образования и воспитания, в том числе будущих учителей, которым придётся строить новое демократическое, правовое, светское, унитарное государство.
Для построения такого государства, как отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, необходимо серьёзное отношение к образованию, постановке и решению имеющихся проблем. Образование в широком сегодняшнем понимании является одной из жизненных и глобальных проблем XXI века.
Система образования в Таджикистане должна стать стратегической основой роста страны, должна быть направлена на опережающее развитие. Проводимые в этой сфере преобразования получили статус государственной политики, так как государство осознало, что образование, его уровень определяют его будущее развитие.
В послании Президента РТ Эмомали Рахмона Маджлиси Оли РТ от 27 апреля 2000 года отмечалось, что «мышление части учителей остаётся старым. Они не воспитывают навык творчества и независимости, не развивают инициативу учеников...» [110:123]. Нашему государству на современном этапе необходимы специалисты, способные не только воспроизводить систему полученных знаний, но и понимать, осмысливать, объяснять политические события прошлого и современности, уметь приобретать необходимые знания и использовать их в своей профессиональной деятельности. На современном этапе «информационных и коммуникационных технологий социально-экономического развития требует
поиска новых подходов к управлению сферой человеческого общения, в котором важная роль принадлежит языку» [44:37].
Мир вступил в постиндустриальную (информационную) эпоху своего развития. Основной базой для «развития многосторонних экономических связей Республики со странами СНГ и дальнего зарубежья, интенсификации процесса обмена достижениями культуры и разнообразными духовными ценностями», является изучение иностранных языков, в том числе английского [44:37].
В современных политических, экономических, культурных условиях одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность, которая создаёт предпосылки для успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни и самореализации человека. Наиболее оптимальным периодом развития креативности выступает студенческий возраст. Данное утверждение основывается на том факте, что именно в этот возрастной период происходит становление личности человека, его мировоззрения и миропонимания.
К настоящему времени произошло почти полное замещение природных способностей человека к познанию мира с помощью самого себя искусственными устройствами, «неживой природой». В XXI веке человек обречён на посредничество в приобретении знаний между ним и миром, так как, отмечает Кукушкин, стоит своеобразная «дидактическая стена»[70:24].
В настоящий момент, когда сделан шаг вперёд в цивилизационном пространстве, педагогика вступила в креативно-педагогическую цивилизацию, которая потребует кардинального изменения деятельности учителя. Это будет когда наступит эпоха школы творчества в широком, философском её понимании. Переход от репродуктивно-педагогической цивилизации в креативно-педагогический период потребует кардинальной смены профессионально-педагогических требований и стереотипов, нового подхода к своей деятельности учителя. Необходим тщательный пересмотр, ревизия всех существующих моделей образовательных систем, в основе
4
которых должен находиться критерий «человечность», сохраняя возможности взаимодействия с природой, с другими людьми. Это может быть даст возможность вновь обрести ту информацию, которая «даст живое объёмное знание, необходимое для гармонии с Миром», что приведёт к кардинальному пересмотру содержания образования, смысла и назначения обучения и воспитания, где ведущее звено займёт педагогическая парадигма. Этому может способствовать стремление сообща взаимодействовать различным парадигмам образования, памятуя, что «ни одна существующая парадигма образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса». [71:26]
Главным в содержании образования является социальный заказ, который важно перевести на язык педагогики: необходимо общее теоретическое представление о содержании образования, об уровне учебного предмета и материала, где содержание образования реально существует в процессе обучения, требует осознанного восприятия и творческого использования полученных знаний. Происходящие перемены в мировом сообществе требуют кардинального изменения системы образования из-за изменившегося социального заказа общества. На данном этапе основное внимание образования направлено на личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности, так как современное общество нуждается в воспитании людей социально - активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.
Современное общество характеризуется ускоренным развитием, для которого необходима непрерывная генерация новых идей, то есть творческого подхода ко всем видам деятельности. На сегодняшний день трудовая деятельность практически во всех сферах опирается на
5
креативность, что вызывает соответствующие требования к вузовскому образованию. Таким образом, формирование творческих способностей выступает основной задачей образования. Однако современная модель образования не ориентирована на формирование творческих личностей, что вызывает затруднения при устройстве на работу выпускников вуза. Причина этого заключается в отсутствии у них дивергентного мышления и творческих способностей.
В «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан» отмечается, что в работе высшей школы возникает немало трудностей. Остро встали вопросы воспитания у будущих специалистов нового творческого, культурного, критического мышления, основу которого составляют независимость государства, защита национального единства, самосознания, чувство высокого патриотизма[87:205].
На современном этапе системы образования Республики Таджикистан возникла многоцветная палитра школ, выделяющиеся различными типами (массовая общеобразовательная школа, лицеи, гимназии и т.д.). Делается, попытка осуществить по возможности решение важнейшей проблемы — создания модели национальной школы. Как и любая другая наука, педагогика имеет немало давно устоявшихся методов образования и воспитания, но жизнь выдвигает новые проблемы и, следовательно, требуются адекватные подходы к их решению. Особо значима данная проблема для стран с переходной экономикой, где в связи с изменениями в общественно-политической сфере, происходят глубокие изменения в сознании людей, и данная ситуация настоятельно требует новых подходов к процессам образования и воспитания.
Важное значение в передаче опыта и подготовке к жизни молодого поколения принадлежит педагогическим вузам, перед которыми стоит задача формировать будущего педагога, отвечающего требованиям педагогической профессии через особенности обучения и воспитания учителя, который смог бы стать мастером своего дела, педагогическое творчество понималось бы
б
им, как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Педагогический вуз - это место, где развиваются в будущем педагоге черты гуманности, креативности, трудолюбия, добра и правды. Эти качества сами по себе не разовьются. Для этого необходима большая кропотливая, систематическая работа в процессе обучения на занятиях и во внеаудиторное время.[85:67]
В «Национальной концепции образования Республики Таджикистан», определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, отмечено, что создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина Республики Таджикистан обладает первостепенной важностью. [88:15].Формирование данных ценностей требует творческого подхода к воспитанию студентов.
На сегодняшний день для повышении эффективности подготовки будущих учителей необходимо проявлять творческий подход, внедряя в учебно-воспитательный процесс активные формы и методы его проведения, используя нестандартные формы организации учебных занятий: игру, групповые, коллективные, парные формы деятельности, комментированные упражнения, интегрированные уроки, компьютерные программы, различные формы самостоятельной работы студентов. Сегодня не вызывает сомнения, что необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности[150:213].
Креативное образование выступает как новый вид учебной деятельности, целями которого являются развитие творческих способностей человека, предоставление возможности самостоятельной творческой деятельности и стимуляция студента к осуществлению индивидуальных идей. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
• потребностью в формировании креативности будущих педагогов;
• недостаточной теоретической разработанностью методов формирования креативности студентов, в том числе и в процессе изучения иностранного языка.
Из-за нерешённости проблемы формирования креативности в системе образования появляются следующие противоречия между:
- растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, и нереализованностью условий для формирования креативности у студентов вуза;
- относительной изученностью креативности как характеристики личности и недостаточной разработанностью вопросов её формирования у студентов вуза в процессе изучения иностранного языка;
- богатым педагогическим опытом использования развивающих возможностей дисциплины «Иностранный язык» в вузах страны и недостаточной научно-методической обеспеченностью процесса формирования креативности на занятиях.
Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе научный интерес к изучению проблемы формирования креативности стал центром исследования, возрастает интерес к нему, разрабатываются пути по улучшению данного процесса не только в нашей стране, странах СНГ, но и во всём мировом сообществе.
Проблема творчества отражена в педагогических идеях персидско-таджикских мыслителей С.Айни, Байхаки, Беруни, Джами, А.Дониша, Ибни Халдуна, Кайковуса, Низомулкмулк,Носири Хусрава, Рудаки, Санои, Саъди, Фирдавси, Хафиза и т.д.
К сожалению, отсутствуют специальные исследования, которые были бы посвящены выявлению сущности процесса формирования креативности студентов. Отечественные и зарубежные специалисты в области философии, психологии, педагогики и других наук отмечают необходимость формирования креативности у молодого поколения. Поэтому на данном
8
этапе наблюдается возросший интерес к рациональной организации учебного процесса, стимулирующей формирование творческого мышления студентов.
На современном этапе увеличилось внимание исследователей к проблемам творчества и развитию студента как творческой личности. Увеличивается число философских, педагогических, психологических и других работ по этой проблематике. Данной проблематикой активно занимаются ведущие учёные всех стран мира (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Г. Лозанов, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Торренс и др.). Проблемой формирования креативности личности занимались такие известные учёные России, как В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, С.О.Грузенберг, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Д. Шадриков, A.B. Морозови др. В связи с возросшим значением формирования креативности, исследуются труды античных философов (Аристотель, Платон и др.).
Проблема формирования креативности студентов стала, в известной степени, предметом исследования учёных и специалистов Таджикистана -И.Х. Каримовой, Ф. Шарифзода, Х.С. Авзалова, Т.Г. Хусановой и др. Большая группа учёных и специалистов Таджикистана свои исследования посвятили проблеме формирования творческих способностей - будущих учителей, среди которых можно назвать М.С. Ахмедова, М.А. Дадабоеву, Д.З. Рахманову и др.
Некоторые таджикские учёные-педагоги С.Н.Алиев, С.С.Авганов, Г.Ахмедова, А.Байдуллоев, Л.В.Саидова, М.Утаев и др. посвятили свои научные исследования вопросу подготовки учителей иностранного языка для общеобразовательных и высших учебных заведений республики на современном этапе развития системы образования.
Общепедагогическим проблемам развития и формирования личности посвящены труды: И.Обидова, М.Лутфуллоева, А.А.Шарипова, С.Ш.Базаровой, А.Нурова, У.Зубайдова, Т.Н.Зиёзода, X. Рахимзода, С.Абдулфайзова, Т.А.Шукурзода, Ш.А.Шарапова, O.A. Исломова, Х.Буйдакова, Б.Кабулова, С.Холназарова, Ш.К.Махмудова, З.С.Ахмедовой,
9
М.А.Арипова, Д.Я.Шариповой, А.Миралиева, С.К.Кадырова, С.Х.Элмуродова и других.
В работах К.Б.Кодирова, С.Сулаймони, Л.Азизова, С.Алиева, А.Миралиева исследуется проблема развития творческих способностей будущих учителей в процессе педагогической практики.
На современном этапе развития человечества "перед высшими профессиональными учебными заведениями, - по утверждению академика Ф. Шарифзода, - стоит задача организации таких творческих центров, деятельность которых была бы направлена на развитие профессиональных и творческих способностей студентов" [149:196].
Однако несмотря на возросший интерес к теме исследования, проблема формирования креативности остаётся малоизученной в связи с тем, что работы вышеназванных учёных направлены на изучение творчества, в то время как понятия "творчество" и "креативность" не ^являются равнозначными. Труды вышеназванных учёных способствовали диссертанту в определении направлений исследования и структурно-содержательного составляющего, всестороннего обоснования теоретических положений и предложеных им рекомендаций.
На основании анализа исследований по вопросу формирования креативности, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы в данном направлении была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки методов формирования креативности студентов вузов в процессе изучения английского языка. Соответственно была определена т�