Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза

Автореферат по педагогике на тему «Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Сохацкий, Илья Рудольфович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уфа
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза"

На правах рукописи

СОХАЦКИЙ Илья Рудольфович

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

!

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Уфа-2006

Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Рахимов Ахмет Закиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Баймурзина Виля Искаидаровна

кандидат педагогических наук, доцент Жукова Елена Дмитриевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО "Челябинский государственный

педагогический университет"

Защита состоится _3 2006г. в /О часов на

заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции За, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного педагогического университета

Автореферат разослан «¿¿» О 2006 г.

)

Ученый секретарь

диссертационного совета Г.И.Гайсина

гообА 23-ю

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни современной России затронули и систему нравственного воспитания. Законодательно закреплены его приоритеты: общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье, свобода развития личности.

Процессы гуманизации и демократизации общественной жизни обусловливают необходимость возвращения высшего педагогического образования в контекст культуры. В сложившейся ситуации выдвигаются новые требования к личности педагога и основной сущности его профессиональной деятельное™. В связи с этим меняется подход к определению содержания подготовки в высшей педагогической школе. Особое значение приобретает не только предметная подготовка студента как будущего педагога. Не меньшее значение имеет уровень его нравственной компетенции. Педагогическая профессия требует от работников совершенно определенных нравственных качеств личности. Профессионально значимые качества педагога детерминируются рядом факторов, среди которых особое место занимает уровень нравственной культуры. Под нравственной культурой следует понимать степень освоения личностью социального опьгга, накопленного человечеством в процессе исторического развития. Поэтому нравственная культура педагогического труда складывается из освоения опьгга нравственных отношений. Следовательно, осуществление успешной педагогической деятельности требует освоения студентами педвуза профессионально-нравственного опыта.

Теоретические основы нравственного воспитания раскрываются в работах Л.М.Архангельского, Н.И.Болдырева, О.С.Богдановой, З.И.Васильевой, Г.НВолкова, О.Г.Дробницкого, ДСЛихачева, И.С.Марьенко, A.B. Мудрика, АЗ.Рахимова, Г.И.Румыниной, О.И.Рута, А.И.Титаренко, И.Ф.Харламова, М.ИЛ1иловой, И.ГЛновской и др. Общечеловеческое содержание нравственности в его психолого-педагогическом аспекте раскрывается также в работах западных исследователей (О.В.Больнов, Л.Кольберг, А.Маслоу, К.Роджерс, РШтайнер и др).

Процесс обучения и воспитания в системе высшей школы рассматривается с разных позиций в трудах С.И.Архангельского, Р.М.Асадуллина, В.Л.Бенина, А.А.Вербицкого, В.С.Казыханова, ВА.Кан-Калика, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского и др.

Изучению студенчества как особой социальной группы посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов (А.В.Акопов, А.М.Гендин, И.С.Кон, Ю.Н.Кулюткин, В.Т.Лисовский, А.Н.Фалалеев, Ф.Р.Филиппов, К.Штарке, В.М.Шубкин и др).

Важными с позиции нашего исследования являются положения общей теории деятельности и теории учебной деятельности, отраженные

РОС. НАЦИОНАЛ1 з БИБЛИОТЕКА ;

С.Петербург Q 9 •

оэ i

в фундаментальных исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Р.М.Асадуллина, В.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.

В целом, можно констатировать, что до настоящего времени нравственная культура личности в большинстве исследований рассматривалась в рамках школьного воспитания и, в основном, с точки зрения философских и психологических концепций, однако недостаточно анализировалась в понятиях и категориях педагогики высшей школы. Этот факт затрудняет ее перевод на язык программно-методической документации, технологии обучения и воспитания в вузе.

В данном исследовании процесс формирования нравственной культуры будущего педагога рассматривается именно в педагогическом плане, выявляются пути и закономерности развитая этого личностного образования в рамках образовательного процесса вуза.

Студенческий возраст является периодом наиболее интенсивного развития нравственных структур личности, ее становления как субъекта собственной жизнедеятельности. Б.ГАнаньев доказательно обосновал правомерность рассмотрения студенческого возраста с позиций специфических характеристик процессов социализации, становления личности, включающих в качестве основных компонентов освоение и консолидацию многих социальных функций, формирование профессионального мастерства

Студенчество как социальная труппа обладает большими возможностями по сравнению с другими социальными общностями в плане формирования нравственной культуры. Однако эти возможности остаются не реализованными без специально разработанной воспитательной системы формирования нравственной культуры будущих специалистов.

Анализ современного состояния образовательного процесса в высшей школе позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного подхода к формированию нравственной культуры студента-педагога. Этим и подтверждается актуальность выбранной нами проблемы научного исследования. Важной проблемой остается определение эффективных условий формирования культурно-нравственного потенциала будущих учителей на вузовском этапе в сфере образовательной деятельности.

С учетом указанных проблем был сделан выбор темы исследования: «Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза».

Объектом исследования является образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза.

Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и практическая апробация педагогических условий формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

В работе выдвинута гипотеза: образовательный процесс в высшем педагогическом учебном заведении, ориентированный на формирование культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности, будет эффективным, если:

1) выявить сущность нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала личности студента;

2) на основе системно-деятельностного и личносшо ориентированного подходов разработать и внедрить систему формирования культурно-нравственного потенциала, обеспечивающую формирование нравственной культуры студентов педвуза как главного ориентира в образовательной деятельности;

3) определить и внедрить комплекс педагогических условий, обеспечивающих активизацию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности:

- использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций;

- педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, в которой решаются задачи активизации нравственной позиции;

- использование активных методов организации воспитательной работы, в которой основной целевой установкой выступает формирование нравственной культуры.

Реализация совокупности выделенных условий обеспечит комплексный подход к становлению личности будущего специалиста, позволит сформировать могавационно-ценностное отношение будущих педагогов к выполнению потенциальной профессиональной деятельности, приблизит к ним педагогическую реальность, будет способствовать переходу значимых нравственных качеств из общественно ценных в личностно ценные.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, уточнить сущность и структуру нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала студента педвуза как будущего педагога.

2. Разработать систему формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

3. Теоретически обосновать и практически апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

4. Определить критерии, показатели и уровни сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза.

5. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию нравственной подготовки студентов педвуза.

Методологической основой исследования являются положение об обусловленности нравственной культуры педагога объективным положением в обществе социально-профессиональных групп; философские и психолого-педагогические концепции, обосновывающие понятия «культура», «нравственная культура», «профессиональная культура», «профессионально-нравственная культура»; достижения педагогики в области нравственного воспитания; положение о ведущей роли активной деятельности личности в процессе ее формирования; законодательные акты и программные документа о высшей школе, системе вузовского образования и воспитания.

Теоретическую основу исследования составили: теория культуры (М.С.Кагаи, Л.Н.Коган, Э.СМаркарян и др.); теория профессионально-нравственной культуры (В.И.Бакштадавский, Ф.НЩербак и др.); психологическая концепция формирования и развития профессионально-нравственной культуры учителя Е.Н.Богданова; теория нравственного воспитания (Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий. АВ.Мудрик, АЗ.Рахимов, О.И.Руга, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова и др.); социологические аспекты изучения студенчества (А.В.Акопов, АМГендин, В.ТЛисовский, АЛ.Фалалеев и др.); культурологический подход в высшем профессиональном образовании (В.Л.Бенин, Г.И.Гайсина, А.С.Запесоцкий и др.); теория формирования личности учителя (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков, Э.Ш.Хамитов и др.); теория обучения в высшей школе (СИ.Архангельский, М.МЛевина и др.); теория деятельности и ее субъекта (К.А.Абульханова-Славская, Р.М.Асадуллин, А.Н.Леонгьев, В .В .Давыдов и др).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; изучение отечественного и зарубежного опыта нравственного воспитания; беседы; опросы; анкетирование; метод экспертных оценок; опытно-экспериментальная работа; метод включенного наблюдения; ролевые и деловые игры; анализ педагогических ситуаций; моделирование проблемных ситуаций; математические методы обработки полученных данных опьгшо-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, отражающая познание нравственного воспитания молодежи, студенчества, что позволило сформулировать исходные позиции исследования. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1999-2001 гг.) разрабатывалась система формирования культурно-нравственного потенциала, теоретически обосновывался и практически апробировался комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в

б

образовательной деятельности; были определены критерии, показатели и уровни сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза, был организован и реализован формирующий эксперимент со студентами на базе Башкирского государственного педагогического университета и Бирского государственного педагогического института.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) была завершена экспериментальная работа, проведен математический анализ и обобщение полученных результатов; сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1) сущность нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала личности, изменения которой вызваны постоянно меняющейся сшуацией развития общества и государства;

2) система формирования культурно-нравственного потенциала студентов, имеющая свою специфику в педвузе, актуализированная требованиями модернизации высшего образования России;

3) комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

Научная новизна диссертационного исслед ования состоит в том, что:

- выявлена сущность и структура нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала студента педвуза как будущего педагога;

- на основе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов разработана система формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности;

- выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности: использование вариативных учебно-воспитательных ситуаций; педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов; использование активных методов организации воспитательной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены понятия «нравственная культура», «культурно-нравственный потенциал» применительно к организации воспитательной работы со студентами педвузов; углублены общетеоретические положения, определяющие особенности и специфику процесса формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза; дальнейшую разработку получила проблема формирования нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по организации процесса формирования нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности. Материалы исследования могут бьпъ использованы

преподавателями вузов в практической деятельности. Уточнены критерии сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализов, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением их с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на Башкирской республиканской научной конференции (Уфа, 1998), на межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 1999, 2000, 2001), на международной научно-практической конференции (Уфа 2003), на всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 2005), на заседании круглого стола «Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России» (Уфа, 2002).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 10 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, перечня использованной литературы из 180 наименований, в т.ч. 5 на иностранных языках, приложений. Текст диссертации содержит 21 таблицу и 8 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются экспериментальная база и этапы исследования, представляются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов выполненной работы.

В первой главе «Теоретические основы нравственного воспитания студенческой молодежи в отечественной и зарубежной литературе» определяется вклад античных мыслителей, зарубежных и отечественных педагогов, ученых в решение обозначенной проблемы, а также терминологическое поле изыскания.

Вопросы, имеющие отношение к нравственной культуре, в разное время были предметом многочисленных исследований. В работах античных философов можно найти размышления о роли воспитания и воспитателя в жизни общества. В работах античных философов можно найти размышления о роли воспитания и воспитателя в жизни общества. Аристотель, например, считал воспитание делом государственной важности. Платон проводил идею доминирования авторитарности воспитания, Квинггилиан предостерегал учителя

от обращения к принуждению и апеллировал к использованию воспитателем положительных чувств, в его трудах встречаются первые упоминания относительно педагогической этики. В эпоху средневековья интерес общества к вопросам педагогической этики был невелик, что объясняется, прежде всего, схоластическим подходом к обучению и воспитанию. Философы Возрождения вновь обратились к качествам личности воспитателя. Монтень считал ум и нравственность воспитателя более ценными, чем его ученость. Его рекомендации содержат в себе призыв учитывать душевные склонности ребенка, развивать в нем самостоятельность и активность. Более полно вопросы педагогической морали рассмотрены в системе чешского педагога Я-АХоменского. В нравственном плане ему принадлежит разработка идеала учителя-гуманиста. Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци важным условием успешности воспитания считал сотрудничество учителя и родителей. По мнению А.Дистервега, хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей. Качества личности, которые учитель старается развивать у воспитанников, он обязан сначала развить у себя.

Зарубежная педагогика нового и новейшего времени продолжает изучать личностные качества учителя, в основном, в контексте прагматической педагогики Дьюи. Определяя функции учителя, зарубежные педагоги (ПЛетерс, Р.Жермене, АДжерайлд, Б.Кауфман и др.) называют ряд этических требований к его профессиональной деятельности, которые служат расцвету демократического государства.

Анализ трудов отечественной педагогики по вопросам педагогической морали позволил сделать вывод о том, что педагоги значительное внимание уделяли не только разработке требований и правил для своих воспитанников, но и формированию тех или иных нравственных качеств личности педагога.

Складывающимся в школе нравственным отношениям между учителем и учащимися, анализом роли учителя в отечественной педагогике в разное время занимались МЛЗЛомоноеов, И.И.Бецкой, А .Н .Радищев, В.Г.Белинский, НЛДобролюбов. Все они считали основой основ любовь учителя к детям, требовали хорошего отношения к воспитанникам, напоминая, что именно учитель существует для ребенка, а не наоборот. Поэтому задачей педагога являлось, по их мнению, приспособление к учащемуся, к его природе и духовному состоянию. Неоценимый вклад в развитие этико-педатогических идей внес К.Д.Ушинский, который большое внимание уделял педагогическому такту. А.И.Пирогов считал, что воспитывают учащихся не только преподавание, но и личные качества учителя, его отношение к своим обязанностям и все его поведение. Успех учительского труда, по мнению Л.Н.Толстого, заключается в сочетании личностных и профессиональных качеств.

В 20-е годы XX века интерес к изучению личностных качеств педагога и их значению в процессе воспитания впервые переносится в плоскость теоретического изучения и осмысления в трудах П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, ММ Рубинштейна, Л.Е.Раскина, С.Гусева и других.

В 30-50-е годы изучение личности учителя приобретает эмпирически-описательный оттенок. В центре внимания ученых - формирование личности учителя, его авторитета, педагогического такта и мастерства (А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский, НМГоловин, Н.АЛетров, А.Г.Коваль и др.). В произведениях А.С.Макаренко и В.А .Сухомлинского поставлены и по-новому решены многие вопросы нравственных отношений между людьми в учебно-воспитательном процессе. А.С.Макаренко главным нравственным отношением считает отношение воспитателя к коллективу как к субъекту учебно-воспитательного процесса. Гуманизм В.А.Сухомлинского выразился в умении видеть положительное в воспитанниках и стремлении развивать все лучшее в них через привитие им определенных качеств. Суть воспитания В.А.Сухомлинский видел в диалогическом общении, которое невозможно без любви педагога к детям и гуманного отношения к ним.

В 50-70-е гг. исследования в основном ведутся по двум направлениям: психологический план изучения проблемы формирования личности учителя (школа А.И.Щербакова) и изучение структуры педагогической деятельности (школа Н.В.Кузьминой). Появляется значительное количество исследований, посвященных проблеме этической подготовки учителя (Л.М.Архангельский, Ф.Н.Гоноболин, Э.А.Гришин, Л.ВЗанков, ВА.Сластенин и др.).

А.И.Щербаков вырабатывает эталонные требования к личности учителя. Они включают в себя как определенные качества личности воспитателя (тактичность, выдержка, самообладание, любовь к детям, оптимизм и т.д.), так и высокий профессионализм учителя-предметника.

В условиях изменений, происходящих в постсоветском обществе, нестабильности как в экономической, так и в политической сферах, утраты духовности чрезвычайно важной становится роль школы и педагогической науки как хранителей культуры и нравственности. Мы солидарны с Е.В.Бондаревской, полагающей, что «в этих условиях возникает острая необходимость вернуть образование и педагогику в контекст культуры, потому что именно культура, по словам П.А.Флоренского, есть среда, растящая и питающая личность».

В данной главе рассмотрены такие ключевые понятия, как «мораль», «этика», «нравственность», «нравственная культура»; уточнена структура нравственной культуры с целью дальнейшей разработки диагностического инструментария; раскрыто понятие «культурно-нравственного потенциал».

При рассмотрения понятия «мораль» наиболее близкой к ее сущности представляется ее определение как системы ценностей и императивов, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, выражающегося в примиренности, солидарности и братской (милосердной) любви. Часто в качестве синонима слова «мораль» используется понятие «этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль, наука о нравственности. В зависимости от того, как освоена и принята

человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства, регулирующие индивидуальное поведение человека. Этика научно обосновывает происхождение нравственности, теоретически описывает ее, раскрывает ее необходимость, сущность, специфику, роль в обществе, а также закономерности развития.

Исследователи в области этики (Е.ФАнисимов, Л.МЛрхангельский, А Л.Гусейнов, О.Г.Дробницкий и др.) выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотнвационную, коммуникативную и другие функции морали.

Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, нравственные отношения охватывают все многообразие человеческой деятельности во всех ее проявлениях. Нравственные отношения можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность действий и поступков, основанных на моральных нормах и принципах, как опредмеченное моральное сознание, с другой - как нравственный аспект отношений между людьми в процессе совместной деятельности, общения.

Каждая профессия предъявляет определенные требования к людям, занимающимся тем или иным видом общественного труда. Важнейшим фактором регуляции отношений людей в процессе совместной деятельности выступает профессиональная мораль. Мораль опирается на общественное мнение, является составным элементом общественного сознания, является неотъемлемым компонентам культуры.

Современные философские концепции культуры трактуют это понятие как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (АЛРусейнов, АА.Зворыкин, Г.Г.Карпов и др.); как процесс творческой деятельности, рассмотренный через призму культурной революции, процессов духовного производства, функционирования и развития личности (М.Т.Иовчук, Н.СЛлобин, Л.Н.Коган, Э.В.Соколов и до.); как универсальное свойство общественной жизни людей (В£.Давидович, Ю.А.Жданов, М.С.Каган и до.); как специфический способ человеческой деятельности (Э.С.Маркарян); как совокупность плодов и способов деятельности коллективного субъекта -человеческого общества (М.С.Каган).

В настоящее время выделяется ряд подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический, деятельностный, семиотический, структуралистический, социологический, гуманистический. Согласно аксиологическому подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. С позиций деятельностного подхода культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества. Деятельностный подход базируется на понимании культуры как суммы различных способов реализации

человеческих сил и способностей в объективные социально-значимые ценности. При гуманистическом подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как субъекта нравственной культуры. Личностный подход, при котором под культурой понимаются, в первую очередь, свойства и качества, характеризует человека в активно-творческом плане - прежде всего как универсальный субъект созидательного общественно-исторического процесса.

Описанная структура социальных качеств составляет только одну сторону культуры личности. Другое ее «измерение» составляет видовое разнообразие личностной культуры, обусловленное особенностями деятельности. Зависимость видов культуры от структуры деятельности позволяет описать всю систему качеств как направленную и целостную совокупность ее политических, научных, профессиональных, нравственных и эстетических форм. Система профессиональных и деловых качеств, или профессиональная культура личности, преимущественно реализуется в ее трудовой деятельности. Система ее нравственных качеств, или нравственная культура^ реализуется в многообразных процессах общения и поведения.

Как часть культуры нравственная культура выступает мерой развития нравственности, хранительницей положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, является самостоятельным фактором нравственной жизни. От ее уровня зависит реальное функционирование морали.

Под нравственной культурой можно было бы, на наш взгляд понимать такую качественную характеристику развития личности, которая отражается в ее способности сознательно, добровольно соблюдать требования нравственных норм, гармонически сочетать личные и общественные потребности. Нравственная культур» - готовность следовать этическим требованиям в силу осознанной необходимости. Таким образом, нравственная культура заключается прежде всего в гармонии культуры нравственного сознания, ценностей и моральных аспектов поведения.

Таким образом, нравственная культура представляет собой сложное структурное образование. Мы опираемся на исследования в данной области (в трудах А.А.Гусейнова, В.И.Бакштановского, М.А.Макаревича, Ф.НЩербака), которые предлагают структуру, базирующуюся на мотивационно-ценностном отношении специалиста к деятельности и повторяющую структуру нравственной культуры личности. Три компонента данной структуры составляют императивное единство: культура нравственного сознания (когнитивный компонент), культура нравственных чувств (эмоциональный или аффективный компонент) и культура нравственного поведения (конативный компонент).

Культура нравственного сознания предполагает способность к моральному суждению, знание норм морали. Культура нравственных чувств означает наличие способности у человека к моральному резонансу, способности прочувствовать боль другого, способности к сопереживанию. Культура

поведения представляет собой осуществление в нравственной практике деонгологических принципов и норм.

Под культурно-нравственным потенциалом личности понимаются скрытые, внутренне заложенные возможности нравственного развития индивида, проявляющиеся всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения; побуждение к деятельности, согласующейся с нормами морали. Результатом сформированности культурно-нравственного потенциала является проявление личностью определенного уровня нравственной культуры.

Во второй главе «Социально-педагогическая характеристика современного студенчества как объекта нравственного воспитания» представлена общая и возрастная характеристики, социальная типология студенческой молодежи, а также дана характеристика особенностей нравственного облика современного студенчества.

Развитие теории нравственного воспитания на современном этапе невозможно без обращения к изучению объекта нравственно-воспитательного воздействия, так как усвоение нравственности - процесс активный, сама личность активно участвует в формировании своей нравственности. Это значит, что внешние воздействия должны строиться с учетом уровня развития воспитуемого, логики развития его деятельности. Поэтому важную роль в достижении эффективности нравственного воспитания играет научно обоснованное представление об особенностях студенчества как специфической общественной труппы (характер труда, функции в обществе и т.д.), о его возрастных социально-психологических особенностях, проблемах и противоречиях образа жизни этой группы молодежи, и на этой основе воссоздание его социальных, а значит и нравственных черт.

Студенчество как особую общественную группу (по исследованиям Э.Ф.Зеер) отличает от других социальных групп ряд особенностей: профессиональное самоопределение, социальная активность, самореализация в сфере личной жизни - уход из родительского дома и образование собственной семьи у части молодых людей. Это период наиболее активного развития нравственных чувств, становление характера, овладение социальных ролей взрослого человека

Выбранной нами теме исследования наиболее соответствует определение студенчества, данное А.Н.Семашко, в котором оно характеризуется как «группа людей молодого возраста, объединенных выполнением потенциально значимых для общества специальных подготовительных функций, временно не участвующих в общественно-производительном труде, обладающих общностью быта, системы ценностей и готовящихся к выполнению в обществе социальных ролей интеллигенции». То есть студенчество - это социальная группа общества, состоящая из молодежи примерно одинакового возраста, относительно одинакового базового уровня образования, отличающаяся сходными формами организации жизнедеятельности, общей нацеленностью на получение необходимых профессиональных знаний.

Студенческий период - это время самоанализа и самооценок, освоения новых - «взрослых» - норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям. Этот возраст наиболее плодотворен для формирования не только знаний, умений, навыков, научного и профессионального развитая, но и развития нравственного культурно-нравственного потенциала личности. На развитие нравственной культуры студента положительное влияние оказывают стремление к самовыражению, романтизм, способность к усвоению большого объема знаний, разнообразие увлечений, активное общение, эмоциональность, тяга к творчеству, устремленность к будущему.

Составляя жизненные планы, студент не только рисует себе картину будущей жизни, но и видит себя в ней таким, каким ему хочется быть. Он ориетируется на это будущее, стремится выработать в себе качества, необходимые для достижения цели.

Среди исследователей студенчества нет единого мнения в определении типов студентов. З.Н.Присягина вьщеляет следующие типы студентов: люмпен, бизнесмен, оптимист, труженик, скептик, разочарованный во всем, растерявшийся, смирившийся, анархист, себялюбец, агрессор. ГТ.НЛукичев и АЛ.Скорик, предлагают другую классификацию студентов: исследователь, руководитель, собеседник. По мнению В.ТЛисовского, необходимо выделять следующие типы студентов: предприниматель, эмигрант, традиционалист.

Студенчество в своей совокупности, наиболее разнообразно и разнородно по своим нравственным качествам, что необходимо учитывать в процессе воспитания.

Не потеряли своей актуальности и по сей день разработанные В.А.Блтомкиным основные типы моральных качеств личности, рассмотренные с точки зрения структурно-функционального подхода: гуманистические качества, комплексные качества, характеризующие степень осуществления личностью основных функций морали, качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения личности, морально-деловые качества, характеризующие отношение личности к труду, степень ее трудовой активности, отношение к другим людям и к себе в процессе профессиональной деятельности, а также отношение к общественной собственности, морально-прагматические качества.

Анализируя данные социологического опроса, проведенного в Башкирском государственном педагогическом университете и Бирском государственном педагогическом институте, можно сделать выводы о том, та) мотивы поступления в вуз (стремление сделать карьеру, получить отсрочку от армии, устройство личной жизни, влияние родителей и друзей и так далее - 54% первокурсников) говорят о недостаточной гражданской зрелости студентов. Отсутствие самостоятельности в выборе профессии, подражание подругам, друзьям, приспособленчество, использование связей при поступлении в вуз, равнодушие к судьбе Родины, выражающееся в уклонении от воинского долга,

меркантильные интересы, низкий уровень интеллекта, эгоизм и индивидуализм - многообразные качества личности, говорящие о наличии гражданского инфантилизма в характеристике студентов.

Наиболее развитыми в студенческой среде следует признать такие качества, как чувство товарищества, солидарности, групповая сплоченность, основанные на общности целей, задач в совместной деятельности. Однако, как показывает практика, явно недостаточно развиты сознание и чувство ответственности, долга; бьгтует и конформизм. Сознание и чувство ответственности и долга на личностном уровне теснейшим образом связаны с гражданственностью. В сущности, нельзя говорить о наличии гражданственности, если не развиты, не сформированы такие качества, как ответственность, сознание и чувство долга. Поэтому отнесение указанных качеств к различным типам в известной мере является условным. Без подобных условностей и упрощения вообще не может быть какой-либо классификации и типологии.

Гуманистические качества выражены у студенческой молодежи достаточно ярко. Гуманность, уважение и доверие к людям, любовь ко всему человечеству и стремление служить ему, доброта и благородство, отзывчивость и чуткость присущи большинству представителей студенческой молодежи.

Однако именно в сфере гуманистических качеств приходится в наибольшей степени встречаться с пороками, которые являются не столько пережитками прошлого, сколько издержками со стороны настоящего. Инфантилизм как следствие чрезмерного опекания молодежи взрослых порождает подчас не только потребительское отношение к жизни, но и эмоциональную глухоту, неумение сопереживать, малодушие, трусость и жестокость, отсутствие деликатности и тактичности, душевной тонкости и доброты к людям.

Т>:сим образом, важнейшей задачей в работе со студенческой молодежью является формирование нравственной культуры личности, без которого не может быть интеллигентом в высоком смысле этого слова даже самый знающий специалист.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации системы нравственного воспитания студентов педвуза в образовательной деятельности» определены цель, задачи, этапы экспериментальной работы; представлены методы подтверждения гипотезы с учетом критериев обработки результатов педагогического эксперимента; раскрыт комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культурно-нравственного потенциала; описаны и проанализированы результаты; дана их качественная и относительная оценка; обобщены выводы экспериментальной работы.

Исходя из задач и содержания опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе, исследование велось по следующим направлениям:

1) разработка диагностической программы определения уровней сформированное™ культурно-нравственного потенциала студентов педвуза;

2) изучение уровня сформированное™ культурно-нравственного потенциала студентов педвуза;

3) изучение условий формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

При разработке критериев уровней сформированное™ культурно-нравственного потенциала студентов мы использовали подходы Н.М.Монахова. По мнению Н.И.Монахова, критерий является тем мерилом, эталоном, который выражает высший уровень изучаемого явления и помогает выявить при сравнении с реальными явлениями их соответствие или несоответствие идеальному образцу. В то же время, для оценки воспитанности личности, по справедливому замечанию Н.И.Монахова, одного критерия недостаточно. Исследователю необходимо иметь ряд разнообразных показателей этого критерия.

При разработке критериев, показателей и уровней сформированное™ культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельное™ мы взяли за основу методику, предлагаемую И.А.Майер, адаптировав и скорректировав их применительно к предмету нашего исследования. Составленная таким образом диагностическая программа изучения уровня сформированное™ культурно-нравственного потенциала студентов педвуза опиралась на такие критерии, как нравственное сознание (когнитивный компонент), нравственные чувства (аффективный компонент) и нравственное поведение (конативный компонент) и позволяла выявлять три уровня сформированное™ (низкий, средний, высокий).

В констатирующей части эксперимента было скомплектовано четыре группы испытуемых: три экспериментальные и одна контрольная. Экспериментальные группы отличались ориентацией на различные педагогические условия.

На констатарующем этапе эксперимента нами было установлено, что уровень сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза контрольной и экспериментальных групп является недостаточным и находится на низком уровне.

Основным направлением формирующего этапа опьггао-экспериментального исследования явилась организация работы по формированию культурно-нравственного потенциала студента педвуза в образовательной деятельное™ на основе выявленных нами педагогических условий.

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялся весь комплекс педагогических условий.

Во второй группе (ЭГ-2) формирование культурно-нравственного потенциала осуществлялось с использованием системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций и педагогического стимулирования познавательной и практической деятельности студентов. Стимулирование познавательной и практической деятельности осуществлялось благодаря широкому использованию в практике образовательного процесса вуза самостоятельной и научно-исследовательской работы, педагогической практики студентов.

В третьей группе (ЭГ-3) формирование культурно-нравственного потенциала осуществлялось при помощи педагогического стимулирования познавательной и практической деятельности студентов и использования активных методов обучения и воспитания.

Под активными методами обучения и воспитания подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между студентами, так и между преподавателем и студентами. Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: студент из ведомого превращается в управляющего процессом познания.

Активные методы обучения и воспитания - это методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; они стимулируют деятельность обучающегося и предполагают творческий диалог преподавателя со студентом в процессе совместного поиска истины, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. В этих случаях преподаватель является не просто транслятором и регистратором знаний, а творческим организатором мыслительной, исследовательской деятельности. В совместном творчестве преподаватель должен стремиться работать так, чтобы общение с ним пробуждало у каждого студента потребность в самостоятельном мышлении. В качестве активных методов используются дискуссии, ролевые и деловые игры, работа с понятиями, работа с документом, метод проектов.

В контрольной группе (КГ) формирование культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности целенаправленно не осуществлялось.

В целях эффективной организации процесса формирования культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности был создан Координационный Центр по вопросам формирования нравственной культуры студентов.

Выделенные нами показатели позволили определить динамику уровня сформированное™ нравственной культуры в ходе опытно-экспериментальной работы. В опытном образовательном процессе нормативный элемент осваивался на двух уровнях: путем теоретического изучения этических норм и правил и путем поведенческих упражнений в

учебно-воспитательных ситуациях нравственного содержания. Соответственно, замеры результатов проводились по следующим показателям: наличие знаний о нравственных нормах и правилах и субъективное отношение к ним. С целью определения наличия этических знаний студентам давались задания проективного типа или использовались тесты достижений.

Субъективное отношение к этим нормам выявлялось в трехмерном измерении: фиксируют ли студенты в своем внимании, как окружающие люди соблюдают нравственные нормы; понимают ли целесообразность этих норм; каково личное отношение студентов к данным нормам. Именно ценностные ориентации личности выступают наиболее важным результатом нравственного воспитания. Они являются продуктом мировоззрения, системы взглядов и отношений человека. В них концентрируются основные жизненные интересы личности, ее стремления, мечты и внутренние притязания. Для оценки ценностных ориентации применялись педагогические ситуации и тесты. Выполнение норм и правил проявлялось в реальном поведении и поступках. Известно, что наиболее объективным показателем, позволяющим сделать вывод о ценностных ориентациях человека, является метод скрытого наблюдения в реальных ситуациях. Этот метод использован в ходе педагогического эксперимента.

Сравнительные данные уровней сформированное™ нравственной культуры студентов контрольной и экспериментальных групп приведены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня сформированное™ нравственной культуры студентов КГ и ЭГ на констатирующем этапе эксперимента (нулевой срез)

Группа Кол-во человек Уровни

А-низкий В-средний С-высокий

Кол. % Коп. % Кол. %

КГ 26 21 80,77 4 15,38 1 3,85

ЭГ-1 25 12 48 11 44 2 8

ЭГ-2 26 16 61,54 10 38,46 0 0

ЭГ-3 26 16 61,54 9 34,62 1 3,84

Анализ данных, полученных в результате нулевого среза, позволяет 1 сделать вывод о том, что процесс формирования культурно-нравственного

потенциала студентов педвуза в процессе образовательной деятельности не ведется целенаправленно и систематично, нравственная культура студентов ^ находится на низком уровне.

^ Определение уровня сформированное™ нравственной культуры

студентов осуществлялось с учетом оценок трех критериев (нравственные 1 сознание, чувства, поведение) по формуле: и^Я+Т+ЫуЗ, где Я - оценка,

V соответствующая уровню развития нравственного сознания; Т - оценка,

соответствующая уровню развития нравственных чувств; N - оценка, < соответствующая уровню сформированное™ нравственного поведения

( Первый уровень присваивается студенту, если значение и < 1,49;

' второй уровень - если 1,5< и <2,49; третий уровень - если и < 2,5. Нужно

' отметить, что такое выделение уровней условно и введено нами для

' выявления динамики формирования у студентов исследуемого критерия.

! Проведение итогового среза по выявлению уровня сформированное™

* нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности

' показало следующие результаты (таблица 2).

' Таблица 2

' Уровни сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза в

I образовательной деятельности (итоговый срез)

Группа Кол-во человек Уровня

А-низкий В - средний С - высокий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

КГ 26 12 46,15 10 38,46 4 15,39

ЭГ-1 25 2 8,0 7 28,00 16 64,00

ЭГ-2 26 6 23,1 7 26,9 13 50,00

ЭГ-3 26 5 19,23 10 38,46 И 42,31

' Данные срезов, проведенных в экспериментальных группах и

'« сопоставленных с контрольной группой, позволяют сделать вывод о том,

' что в рамках нравственного воспитания студентов педвуза в

1 образовательной деятельности произошли позитивные изменения, которые

1 отражены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика уровня сформированности нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности в ходе эксперимента

Уровни

А - низкий В - средний С - высокий

Группа Нулевой срез, % Итоговый срез, % I Изменение, % ; Нулевой срез, % Итоговый срез, % Изменение, % Нулевой срез, % Итоговый срез, % Изменение, %

КГ 80,77 46,15 -34,62 15,38 38,46 23,08 3,85 15,39 11,53

ЭГ-1 48,00 8,00 -40,00 44,00 26,92 17,08 8,00 64,00 52,00

ЭГ-2 61,54 23,1 -38,44 38,46 26,9 11,56 0,00 50,00 50,00

ЭГ-3 58,33 19,23 -39,1 37,50 41,67 4,17 4,17 42,3 38,13

Результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента показали динамику уровней сформированности нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности. Так, количество студентов, имеющих низкий уровень нравственной культуры, в ЭГ-1 по сравнению с другими группами понизилось на 40%; количество студентов, достигших среднего уровня, повысилось на 17,08%; количество студентов, достигших высокого уровня, увеличилось на 52% по сравнению с первоначальным срезом. Это свидетельствует об эффективности выделенных нами педагогических условий: использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, использование активных методов обучения и воспитания.

В контрольной группе, где в процессе формирования нравственной культуры не реализовались выделенныее нами условия, существенных изменений не наблюдается.

Существенные различия между контрольной и экспериментальной группами не могут быть случайными, поскольку на начало эксперимента различия в этих группах по уровню сформированности нравственной культуры были незначительны. Существенное различие по уровню сформированности нравственной культуры студентов ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 по сравнению с КГ объясняется ориентацией экспериментальных групп на разные педагогические условия, тогда как процесс формирования нравственной культуры студентов в контрольной группе проводился без учета выделенных нами педагогических условий.

Используя методы математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы, было установлено наличие

статистически значимого влияния выявленных нами условий ка уровень сформированносги нравственной культуры студентов, что дает основание считать гипотезу подтвержденной.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы:

1. Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточным уровнем сформированносги нравственной культуры студентов педвузов и недостаточным использованием эффективных мер формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

2. Нами расширено терминологическое поле проблемы за счет введения понятия «культурно-нравственный потенциала студента», которое понимается нами как скрытые, внутренне заложенные возможности нравственного развития индивида, проявляющиеся всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения; побуждение к деятельности, согласующейся с нормами морали.

3. Результаты проведенного нами исследования показали, что наиболее целесообразным концептуальным основанием для организации нашей работы является использование системно-деятельносгного и личностно ориентированного подходов к формированию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности, которые обеспечивают глубокое и всестороннее рассмотрение предмета исследования.

4. В рамках нашего исследования с учетом цели, задач, гипотезы была разработана концепция исследования. Реализация системы педагогических условий: стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций и использование активных методов организации воспитательной работы - обеспечивает эффективное формирование культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения.

5. Эффективность реализации комплекса педагогических условий, выявленных и обоснованных нами, доказывается результатами опытно-экспериментальной работы

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся формирования нравственной культуры студентов в образовательной деятельности. В дальнейшем исследование может быть продолжено в следующих направлениях: поиск инновационных методов работы по формированию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности; разработка механизмов формирования нравственной культуры студенческой молодежи в условиях педвуза.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Сохацкий И.Р. Некоторые проблемы психологической подготовки студентов к педагогической практике // Психологическая подготовка студентов педвуза. Материалы Башкирской республиканской научной конференции. - Уфа: Издательство БГПУ,1998. - С. 32-36.

2. Сохацкий И.Р. Проблемы психологической подготовки студентов // Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 1999.-С. 102-108.

3. Сохацкий И.Р. Проблемы психологической подготовки студентов // Сисгема непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2000. - С. 186-189.

4. Сохацкий И.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования нравственных критериев у студентов младших курсов // Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2001.-С. 50-51.

5. Сохацкий И.Р. Проблема формирования личности психолога // Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2001. - С. 47-48.

6. Сохацкий И.Р. Социальная и психолого-педагогическая характеристика становления нравственных качеств студенческой молодежи // Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России. Материалы круглого стола. - Уфа: Издательство БГПУ, 2002. - С. 140-150.

7. Сохацкий И.Р. Учебный процесс: формирование нравственности студенчества и личность педагога // Система непрерывного образование: школа-педучилище-педвуз. Материалы международной научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2003. - С. 43-47.

8. Сохацкий И.Р. Методы и средства воспитания нравственных качеств личности // Внутривузовская система управления качеством образования. Сборник научных трудов. - Уфа: Издательство БГПУ, 2005. -С. 156-161.

9. Сохацкий И.Р. Формирование основ психологической культуры педагога в учебном процессе // Актуальные проблемы психологической культуры будущих педагогов в условиях модернизации образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2005. - С. 81-84.

10. Сохацкий И.Р. Воспитание нравственности у студенческой молодежи в условиях демократизации общества // Демократия и местная власть. Сборник научных трудов. - М.: Академия труда и социальных отношений (АТиСО), 2005. - С. 115-124.

Лиц. нагадят, детг. Б848421 от 03.И.2000 г. Подписано в печать 14.02.2006. Формат 60X84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman. Отпечатано ва ризографе. Усл. печ. л. -1,7. Уч.-изд. л. -1,5. Тираж 100 экз. Заказ №

ИПК БГПУ 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, За

¿QOGft 2310

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сохацкий, Илья Рудольфович, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Понятийное поле исследования и его развитие в философ- 12 ской и психолого-педагогической литературе

1.2. Нравственные качества личности как объект педагогическо- 32 го исследования

Выводы по первой главе

ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

2.1. Общая характеристика студенчества как социальной группы

2.2. Социальные типологии студенческой молодежи

2.3. Особенности нравственного облика современного студенче- 70 ства

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация опытно-экспериментальной работы и педаго- 81 гическое обеспечение процесса формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза

3.2. Содержание формирующего эксперимента по формирова- 106 нию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 116 Выводы по третьей главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза"

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни современной России затронули и систему нравственного воспитания. Законодательно закреплены его приоритеты: общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье, свобода развития личности.

Процессы гуманизации и демократизации общественной жизни обусловливают необходимость возвращения высшего педагогического образования в контекст культуры. В сложившейся ситуации выдвигаются новые требования к личности педагога и основной сущности его профессиональной деятельности. В связи с этим меняется подход к определению содержания подготовки в высшей педагогической школе. Особое значение приобретает не только предметная подготовка студента как будущего педагога. Не меньшее значение имеет уровень его нравственной компетенции. Педагогическая профессия требует от работников совершенно определенных нравственных качеств личности. Профессионально значимые качества педагога детерминируются рядом факторов, среди которых особое место занимает уровень нравственной культуры. Под нравственной культурой следует понимать степень освоения личностью социального опыта, накопленного человечеством в процессе исторического развития. Поэтому нравственная культура педагогического труда складывается из освоения опыта нравственных отношений. Следовательно, осуществление успешной педагогической деятельности требует освоения студентами педвуза профессионально-нравственного опыта.

Теоретические основы нравственного воспитания раскрываются в работах Л.М.Архангельского, Н.И.Болдырева, О.С.Богдановой, З.И.Васильевой, Г.Н.Волкова, О.Г.Дробницкого, Д.С.Лихачева, И.С.Марьенко, А.В. Мудрика, А.З.Рахимова, Г.И.Румыниной, О.И.Рута, А.И.Титаренко, И.Ф.Харламова, М.И.Шиловой, И.Г.Яновской и др. Общечеловеческое содержание нравственности в его психолого-педагогическом аспекте раскрывается также в работах западных исследователей (О.В.Больнов, Л.Кольберг, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Штайнер и др).

Процесс обучения и воспитания в системе высшей школы рассматривается с разных позиций в трудах С.И.Архангельского, Р.М.Асадуллина, В.Л.Бенина, А.А.Вербицкого, В.С.Казыханова, В.А.Кан-Калика,

A.В.Петровского, В.В.Шпалинского и др.

Изучению студенчества как особой социальной группы посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов (А.В.Акопов, А.М.Гендин, И.С.Кон, Ю.Н.Кулюткин, В.Т.Лисовский, А.Н.Фалалеев, Ф.Р.Филиппов, К.Штарке, В.М.Шубкин и др).

Важными с позиции нашего исследования являются положения общей теории деятельности и теории учебной деятельности, отраженные в фундаментальных исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Р.М.Асадуллина,

B.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.

В целом, можно констатировать, что до настоящего времени нравственная культура личности в большинстве исследований рассматривалась в рамках школьного воспитания и, в основном, с точки зрения философских и психологических концепций, однако недостаточно анализировалась в понятиях и категориях педагогики высшей школы. Этот факт затрудняет ее перевод на язык программно-методической документации, технологии обучения и воспитания в вузе.

В данном исследовании процесс формирования нравственной культуры будущего педагога рассматривается именно в педагогическом плане, выявляются пути и закономерности развития этого личностного образования в рамках образовательного процесса вуза.

Студенческий возраст является периодом наиболее интенсивного развития нравственных структур личности, ее становления как субъекта собственной жизнедеятельности. Б.Г.Ананьев доказательно обосновал правомерность рассмотрения студенческого возраста с позиций специфических характеристик процессов социализации, становления личности, включающих в качестве основных компонентов освоение и консолидацию многих социальных функций, формирование профессионального мастерства.

Студенчество как социальная группа обладает большими возможностями по сравнению с другими социальными общностями в плане формирования нравственной культуры. Однако эти возможности остаются не реализованными без специально разработанной воспитательной системы формирования нравственной культуры будущих специалистов.

Анализ современного состояния образовательного процесса в высшей школе позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного подхода к формированию нравственной культуры студента-педагога. Этим и подтверждается актуальность выбранной нами проблемы научного исследования. Важной проблемой остается определение эффективных условий формирования культурно-нравственного потенциала будущих учителей на вузовском этапе в сфере образовательной деятельности.

С учетом указанных проблем был сделан выбор темы исследования.

Объектом исследования является образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования — процесс формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза.

Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и практическая апробация педагогических условий формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

В работе выдвинута гипотеза: образовательный процесс в высшем педагогическом учебном заведении, ориентированный на формирование культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности, будет эффективным, если:

1) выявить сущность нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала личности студента;

2) на основе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов разработать и внедрить систему формирования культурно-нравственного потенциала, обеспечивающую становление нравственной культуры студентов педвуза как главного ориентира в образовательной деятельности;

3) определить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих активизацию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности:

- использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций;

- педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, в которой решаются задачи активизации нравственной позиции;

- использование активных методов организации воспитательной работы, в которой реализация целевой установки приводит к формированию нравственной культуры.

Реализация совокупности выделенных условий обеспечит комплексный подход к становлению личности будущего специалиста, позволит сформировать мотивационно-ценностное отношение будущих педагогов к выполнению потенциальной профессиональной деятельности, приблизит к ним педагогическую реальность, будет способствовать переходу значимых нравственных качеств из общественно ценных в личностно ценные.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, уточнить сущность и структуру нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала студента педвуза как будущего педагога.

2. Разработать систему формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

3. Теоретически обосновать и практически апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности нравственной культуры студентов педвуза.

5. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию нравственной подготовки студентов педвуза.

Методологической основой исследования являются положение об обусловленности нравственной культуры педагога объективным положением в обществе социально-профессиональных групп; философские и психолого-педагогические концепции, обосновывающие понятия «культура», «нравственная культура», «профессиональная культура», «профессионально-нравственная культура»; достижения педагогики в области нравственного воспитания; положение о ведущей роли активной деятельности личности в процессе ее формирования; законодательные акты и программные документы о высшей школе, системе вузовского образования и воспитания.

Теоретическую основу исследования составили: теория культуры (М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян и др.); теория профессионально-нравственной культуры (В.И.Бакштановский, Ф.Н.Щербак и др.); психологическая концепция формирования и развития профессионально-нравственной культуры учителя (Е.Н.Богданова); теория нравственного воспитания (Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, А.В.Мудрик, А.З.Рахимов, О.И.Рута, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова и др.); социологические аспекты изучения студенчества (А.В.Акопов, А.М.Гендин, В.Т.Лисовский, А.Н.Фалалеев и др.); культурологический подход в высшем профессиональном образовании (В.Л.Бенин, Г.И.Гайсина, А.С.Запесоцкий и др.); теория формирования личности учителя (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков, Э.Ш.Хамитов и др.); теория обучения в высшей школе (С.И.Архангельский, М.М.Левина и др.); теория деятельности и ее субъекта (К.А.Абульханова-Славская, Р.М.Асадуллин, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; изучение отечественного и зарубежного опыта нравственного воспитания; беседы; опросы; анкетирование; метод экспертных оценок; опытно-экспериментальная работа; метод включенного наблюдения; ролевые и деловые игры; анализ педагогических ситуаций; моделирование проблемных ситуаций; математические методы обработки полученных данных опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, отражающая познание нравственного воспитания молодежи, студенчества, что позволило сформулировать исходные позиции исследования. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1999-2001 гг.) разрабатывалась система формирования культурно-нравственного потенциала, теоретически обосновывался и практически апробировался комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности; были определены критерии, показатели и уровни сформированности нравственной культуры студентов педвуза, был организован и реализован формирующий эксперимент со студентами на базе Башкирского государственного педагогического университета и Бирско-го государственного педагогического института.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) была завершена экспериментальная работа, проведены математический анализ и обобщение полученных результатов; сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1) сущность нравственной культуры студенческой молодежи и связанного с ним культурно-нравственного потенциала личности, изменения которой вызваны постоянно меняющейся ситуацией развития общества и государства;

2) система формирования культурно-нравственного потенциала студентов, сконструированная с учетом специфики образовательного процесса в педагогическом вузе;

3) комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- выявлена сущность и структура нравственной культуры и культурно-нравственного потенциала студента - будущего педагога;

- на основе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов разработана система формирования и развития культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности на разных этапах обучения;

- выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности: использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций; педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, в которой решаются задачи активизации нравственной позиции; использование активных методов организации воспитательной работы, в которой реализация целевой установки приводит к формированию нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены понятия «нравственная культура», «культурно-нравственный потенциал» применительно к организации воспитательной работы со студентами педвузов; углублены общетеоретические положения, определяющие особенности и специфику процесса формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза; дальнейшую разработку получила проблема формирования нравственной культуры студентов педвуза в образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-методические рекомендации по организации процесса формирования нравственной культуры, органической частью которой выступает культурно-нравственный потенциал студентов педвуза в образовательной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов в практической деятельности. Уточнены критерии сформированное™ нравственной культуры студентов педвуза.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализов, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением их с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на Башкирской республиканской научной конференции (Уфа, 1998), на межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 1999, 2000, 2001), на международной научно-практической конференции (Уфа, 2003), на всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 2005), на заседании круглого стола «Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России» (Уфа, 2002).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 10 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, перечня использованной литературы из 193 наименований, в т.ч. 5 на иностранных языках, приложений. Текст диссертации содержит 10 таблиц и 5 диаграмм.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по третьей главе

Высокий уровень нравственного развития личности и профессиональное мастерство должны стать конечной целью, результатом всесторонней, целенаправленной подготовки. Задачи формирования нравственной культуры педагога на вузовском этапе должен решать весь комплекс преподаваемых студентам дисциплин.

Ориентация на конечную цель профессиональной подготовки будущего учителя заставляет педагогов искать новые формы и методы воспитания, выявлять эффективные условия формирования культурно-нравственного потенциала специалистов — будущих педагогов.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, объективно доказывают, что формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза проходит стихийно и в большинстве случаев малоэффективно. Данный факт указывает на необходимость разработки системы нравственного воспитания студентов в образовательной деятельности и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Формирующий этап эксперимента показал, что повышение уровня нравственной культуры студентов протекает более успешно в рамках специально разработанной системы, которая включает в себя следующие структурные компоненты: цель; содержание, которое представлено интеграцией когнитивного, мотивационного и практически-деятельностного блоков; организационные формы и методы, а также функциональные компоненты, выполняющие ориентационную, гносеологическую, воспитательную, развивающую, практическую и контролирующую функции. Особенностью системы является направленность на гармонизацию отношений между студентом и обществом, что находит отражение в компонентах системы, а также открытость (подверженность внешним и внутренним преобразованиям); динамичность (возможность качественных изменений компонентов системы, их взаимосвязей); уровневость (предполагает соответствие студентов определенному уровню сформированности нравственной культуры и возможность их перехода с одного уровня на другой).

Критериями нравственной культуры студентов педвуза являются нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.

Целью и результатом функционирования данной системы является повышение уровня сформированности нравственной культуры студентов.

Совокупность педагогических условий (использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, использование активных методов обучения и воспитания) необходимо достаточна для эффективного функционирования системы нравственного воспитания студентов педвуза в образовательной деятельности.

Студенты экспериментальных групп, где разработанная нами система реализовывалась на фоне выделенных педагогических условий, достигли более высокого уровня сформированности нравственной культуры.

Полученные в ходе исследования результаты дают основание считать выдвинутые положения подтвержденными, а гипотезу доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость формирования культурно-нравственного потенциала студентов педагогического вуза - будущих учителей — на современном этапе обусловлена необходимостью нравственных граждан.

Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме выявления и реализации педагогических условий формирования культурноi нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности. Решение данной проблемы позволяет обеспечить повышения уровня сформированности нравственной культуры студентов педуниверситета, складывающейся из культуры нравственного сознания (когнитивный компо-1 нент), культуры нравственных чувств (эмоциональный или аффективный компонент) и культуры нравственного поведения (конативный компонент) в соответствии с социальным заказом.

Объектом данного исследования является образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предметом исследования является процесс формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

Гипотеза исследования заключалась в том, что образовательный процесс в высшем педагогическом учебном заведении, ориентированном на формирование культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности, будет эффективным, если: . 1) на основе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов разработать и внедрить систему формирования культурно-нравственного потенциала, обеспечивающего формирование нравственной культуры студентов педвуза как главного ориентира в образовательной дея-► тельности;

2) определить и внедрить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

Задачи, стоящие перед нами в период исследования, можно условно разделить на два блока. К первому блоку относятся такие задачи, как определение степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике, изучение и анализ методологических основ исследования, уточнение категориального аппарата, выявление и обоснование педагогических условий формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности. Эти вопросы отражаются в первой главе исследования.

Задачи второго блока связаны с рассмотрением студенчества как особой социальной группы, его возрастных и социальных характеристик.

В третьей главе диссертационного исследования нашли отражение задачи, связанные с проверкой эффективности реализации выявленных педагогических условий, разработкой диагностического инструментария.

Проведенный анализ состояния проблемы формирования нравственной культуры студентов позволил нам рассматривать формирование культурно-нравственного потенциала студентов как раскрытие и реализацию скрытых, внутренне заложенных возможностей нравственного развития индивида, проявляющихся всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения; побуждение к деятельности, согласующейся с нормами морали. Результатом сформированности культурно-нравственного потенциала является проявление личностью определенного уровня нравственной культуры. Сформировать культурно-нравственный потенциал студентов возможно через активизацию образовательной деятельности.

Проведенное педагогическое исследование показало, что эффективность формирования культурно-нравственного потенциала студентов зависит от успешности реализации педагогических условий:

- использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций;

- педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, в которой решаются задачи активизации нравственной позиции;

- использование активных методов организации воспитательной работы, в которой основной целевой установкой выступает формирование нравственной культуры.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали эпизодическое обращение преподавателей к проблеме целенаправленного формирования культурно-нравственного потенциала студентов в образовательной деятельности, а также недостаточное научно-методическое обеспечение данного процесса в вузе. Это предопределило логику планирования и проведения формирующего этапа эксперимента, в ходе которого был реализован на практике комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

Под руководством организованного нами Координационного центра по нравственному воспитанию студентов преподавателями дисциплин гуманитарного цикла был выявлен потенциал учебных предметов, внедрена в процесс преподавания данных дисциплин система вариативных учебно-воспитательных ситуаций нравственного содержания. Педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, в которой решаются задачи активизации нравственной позиции, осуществлялось через организацию самостоятельной работы студентов, научно-исследовательской работы, систему заданий в ходе прохождения педагогической практики. Культурно-нравственный потенциал студентов формировался также при условии использования активных методов организации воспитательной работы, в которой основной целевой установкой выступает формирование нравственной культуры. К числу подобных активных методов мы относим диспут, работу с понятийным аппаратом, метод проектов, ролевые, деловые игры.

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточным уровнем сформированности нравственной культуры студентов педвузов и недостаточным использованием эффективных мер формирования культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности.

2. Нами расширено терминологическое поле проблемы за счет введения понятия «культурно-нравственный потенциала студента», которое понимается нами как скрытые, внутренне заложенные возможности нравственного развития индивида, проявляющиеся всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения; побуждение к деятельности, согласующейся с нормами морали.

3. Результаты проведенного нами исследования показали, что наиболее целесообразным концептуальным основанием для организации нашей работы является использование системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к формированию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности, которые обеспечивают глубокое и всестороннее рассмотрение предмета исследования.

4. В рамках нашего исследования с учетом цели, задач, гипотезы была разработана концепция исследования. Реализация системы педагогических условий: стимулирование познавательной и практической деятельности студентов, использование системы вариативных учебно-воспитательных ситуаций и использование активных методов организации воспитательной работы - обеспечивает эффективное формирование культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения.

5. Эффективность реализации комплекса педагогических условий, выявленных и обоснованных нами, доказывается результатами опытно-экспериментальной работы

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся формирования нравственной культуры студентов в образовательной деятельности. В дальнейшем исследование может быть продолжено в следующих направлениях: поиск инновационных методов работы по формированию культурно-нравственного потенциала студентов педвуза в образовательной деятельности; разработка механизмов формирования нравственной культуры студенческой молодежи в условиях педвуза.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сохацкий, Илья Рудольфович, Уфа

1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества Автореф. дис.канд.пед.наук. - Москва, 1994.-21 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.,"Наука",1980. 335 с.

3. Аменд А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: Дисс. в виде науч. доклада. д-ра пед.наук. - Екатеринбург, 1997. - 58 с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М., 1977. 432 с.

6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 609 с.

7. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. -353 с.

8. Архангельский Л.М. Марксистская этика. М.: Мысль, 1985. - 239 с.

9. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.

10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

11. Асадуллин P.M. Теоретические основы формирования педагогической деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис.д-ра пед.наук. -М., 2000. 389 с.

12. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: БГПИ, 1996. - 241 с.

13. Ахияров К.Ш., А.Ф. Амиров. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2002. - №3. - С. 50-54.

14. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий. Уфа: БГПИ, 1994. — 16 с.

15. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985. 184 с.

16. Бакштановский В.И. Этико-прикладные знания: разработки и внедрение. // Научное управление нравственным процессом и этико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980. - 287 с.

17. Бакштановский В.И., Потапова Е.П., Согомонов Ю.В. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии. Томск: Изд-во Томского университета, 1991. - 218 с.

18. Бароненко А.С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе: Дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1993. — 272 с.

19. Баткина И.Б. О гигиене умственного труда студентов. в кн. «Педагогика высшей школы». Воронеж, 1974. - 126 с.

20. Безродная Г.В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. Ленина, 1990. - 24 с.

21. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2000.-188 с.

22. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. -208с.

23. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 515 с.

24. Бенин В.Л. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа: Восточный университет, 1998. - 137 с.

25. Бенин В.Л., Фаттыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры: Учебное пособие для студентов вузов / Вост.26