Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кусарбаев, Ринат Ишмухаметович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кусарбаев, Ринат Ишмухаметович, 2001 год

Глава 1. Проблема культуры межнационального взаимодействия учащейся молодежи в педагогической теории 25

1.1 Педагогические основы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов.25

1.2 Состояние практики формирования культуры межнационального взаимодействия студенческой молодежи в системе высшего образования.53

1.3 Основные факторы формирования культуры межнационального взаимодействия студентов разных национальностей в поликультурном образовательном пространстве.82

Глава 2. Формирование культуры межнационального взаимодействия студентов в педагогическом процессе.106

2.1 Содержание и технологии формирования у студентов культуры межнационального взаимодействия. Технология использования культуры межнационального взаимодействия.Л07-142.

2.2 Психодрама как инновационная технология формирования культуры межнационального взаимодействия.142

2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов культуры межнационального взаимодействия.161

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений"

Проблема формирования культуры межнационального взаимодей I ствия сложна и многогранна Сама проблема межнациональных отношений имеет глубокие исторические корни. Уже по мере развития производительных сил, возникновения классов и государств, чередования одной общественно - экономической формации другой, образование наций шло ее постепенное усложнение. Рассматриваются различные аспекты: философский, социологический, педагогический, социально - психологичеt ский, и др.

Тем не менее, такие понятия как культура межнационального взаимодействия, культура общения, межличностное общение, межнациональное общение нуждаются в глубоком осмысление и анализе. Н.Н.Гасанов указывает на недостаточную изученность этих понятий, о чем свидетельствует отсутствие данных терминов в кратком словаре семейного воспитания (М.:1991) (S8). Что касается энциклопедического словаря по политологии (М.:1993) и словаря справочника по социологии (М.:1991.т.З.), то в них также отсутствуют названные понятия, за исключением дефиниции общения. Для рассматриваемой проблемы не стоит упускать из виду такое понятие как интернационализм, которое, к сожалению, исчезло из лексикона теоретиков и практиков. О.И Лешер, изучавшая педагогические факторы интенсификации интернационального воспитания студентов, обнаружила, что студенческой молодежи больше чем кому-либо присуща тен * денция к интернационализации жизни и быта (109). Учебно-воспитательный процесс в современных вузах осуществляется в условиях академических групп с многонациональным составом студентов, что, безусловно, стимулирует формирование культуры межнационального взаимодействия у молодежи в вузе. Научная работа Х.Х. Галимовой, затрагивающая педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов, предлагает конкретные пути преодоления деформаций и перекосов в решении данной проблемы через совершенствование содержания, методов и средств интернационального и патриотического воспитания студенческой молодежи и формирование у нее культуры

Иг L межнационального взаимодействия. (S7).

В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования: демократизация жизнедеятельности студенчества, гуманизация отношений в вузе, гуманитаризация высшего образования, поиск нетрадиционных форм и методов учебно-научно-производственной деятельности студентов. Современная практика высшей школы показывает необходимость усиления патриотического и интернационального воспитания молодых людей, развитие у них культуры межнационального взаимодействия. Как содержание, так формы и методы вузовского образования требуют обновления, приведения их в соответствие с изменениями, происходящими в обществе, государстве, в частности, учета национального самосознания граждан Российской Федерации. В настоящее время национальное самосознание поражается "вирусом" национального нигилизма, враждебного отношения к людям другой национальности, или, наоборот, полного равнодушия, индифферентностью как к своей народной культуре, так и культуре других народов. Важно добиться, чтобы межнациональное общение на всех уровнях было содержательным, преследующим, прежде всего гуманистические цели. Целесообразно сконцентрировать внимание на формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов, так как она является атрибутом любой сферы межнациональных отношений.

По своей природе культура межнационального взаимодействия это феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий социально-политическую, нравственную сущность межнациональных отношений. Культура межнационального взаимодействия, оставаясь элементом надстройки, обусловлена природой социально-экономических и установившихся духовно-политических форм общения наций. Она требует и учета национальной психологии, и соблюдения са мых элементарных традиций гуманизма. Современная культура межнар ционального взаимодействия исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к человеку независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности, истории, кулыуре, языкам, традициям различных этносов, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым негативным проявлениям национализма и космополитизма.

Культура межнационального взаимодействия несет в себе и такое понятие как общение. В социологических и социально-психологических исследованиях понятие "общение" используется как близкое к понятиям "взаимодействие", "контакт".

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой "индивиды как физически, так и духовно творят друг друга" (123;36). Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом, и не влияя друг на друга. Общение - это обмен действиями, мыслями, поступками, чувствами, переживаниями с другими людьми, совершаемые одновременно, а также обращение человека к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам, т.е. обращение к самому себе. По мнению З.Т. Гасанова, общение важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок. Основанные на гуманизме формы общения стимулируют развитие положительных человеческих ка-честв"(59).

Общение - межличностное взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных социальных групп, осуществляемое на основе отражения социальной действительности, формирующее у людей историческую память, обогащающее их социальными ценностями, созьданными человечеством, включающее граждан общества в совместную деятельность во имя созидания и согласия.

Следует подчеркнуть, что общение является важным фактором социальной детерминации поведения человека. В процессе общения индивид всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего. Таким образом, общение-это взаимодействие людей как субъектов. В этом состоит специфика общения как межличностного взаимодействия, поэтому общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности. Общение предполагает наличие и субъектов данного процесса.

Культура общения - это внимание к человеку, его мнению, толерантность, милосердие, уважение к личности независимо от его национальности. Культура общения является не абстракцией, а конкретной способностью человека уважать и любить ближнего и дальнего, сородича и иноземца, родственника и иноверца как самого себя. До тех пор, пока мы не научимся любить, уважать и ценить своих родителей и родственников, свой край, историю, язык, традиции и обычаи, друзей, соседей, просто человека как такового, независимо от национальности, достичь культуры человеческого взаимодействия, гуманизма, "очеловечить** отношения людей как на межличностном, так и на межнациональном уровне будет невозможно. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или иного народа порождает с его стороны чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.

В межнациональных отношениях небывало возросло значение гуманистических, моральных ценностей как важнейших ориентиров поведения и поступков людей, как незаменимых определяющих факторов нравственной удовлетворенности личности от своей деятельности, общей направленности линии своей жизни. Это объясняется во- первых, особым и значением межличностного общения для ускоренного и разностороннего развития личности, во-вторых, возрастанием моральных начал в индивидуальном бытии современного человека, находящегося, как и общество в целом, в глубоком кризисе, начал, которые не могут полностью осущест вляется вне тепла общения. Как известно, каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные "задать" личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении. Что же касается ценностного сознания личности, то оно формируется и корректируется в деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Межнациональное общение является необходимым условием для возникновения той духовно-нравственной силы, которая управляет связью человека к себе подобным, это отношение человека как субъекта к другому человеку как к субъекту, а не объекту своих практических нужд или познавательно-теоретических интересов, как к соучастнику единых действий, соратнику, человеку одних интересов, в конечном счете товарищу и другу. Только в межнациональном общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаменимую значимость. Жизнь без дружбы, любви, доброго участия "другого" не может быть индивидуально и социально полноценной. Процесс общения осуществляется в многообразных формах и на различных уровнях: межличностное общение - на уровне семьи, быта и вне семьи, между сверстниками, на уровне учебного и трудового коллектива; межнациональное общение - в процессе экономического, политического и культурного сотрудничества как между субъектами внутри страны, так и на международной арене.

4.

Н.Н.Гасанов предлагает в качестве синонима к понятию "культура межнационального общения" понятие "этика межнационального общения" и обосновывает тем, что понятие "этика" предполагает особый акщ цент на человеческую индивидуальность, на общечеловеческое начало и соответствующие ценности (S8). Этика межнационального общения есть стиль общения между людьми различной национальности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся человеческие достоинство и честь. В этом смысле понятие "этика межнационального общения" становится производным от понятия "интернационализм". Нет нормального межнационального общения без интернационализма. А последний немыслим без признания приоритета личности независимо от на циональности.

В предыдущие годы у нас сложились определенные традиции взаимоотношений между представителями разных этносов, содержавшие много ценного и полезного. Р.Г. Абдулатипов пишет, что "важно возродить лучшее из опыта межнационального общения, вернуться к подлинным ценностям патриотизма и интернационализма, противопоставить их наметившемуся стремлению к национальной ограниченности и эгоизму". На протяжении десятилетий нам усиленно толковали на всех уровнях о патриотизме и интернационализме", стремясь совместить то и другое как нечто нераздельное и предполагающее друг друга. Между тем эти понятия не только раздельные, но и во многом противоположные, затрагивающие сферу соотношения "государственного" и "национальноп>"(1; I

41.). Но нужно отметить, что эти понятия являются первоопределяющими и взаимосвязанными для формирования у человека культуры межнационального взаимодействия, и в частности у студентов высшей школы.

Актуальность исследования состоит также в том, что в современном г российском обществе высшее образование становится реальной "стартовой площадкой'1 для решения проблемы межнациональных отношений, так как именно в высшей школе происходит интенсивная социализация личности в единстве с профессиональной подготовкой молодежи, становящейся впоследствии руководителями многочисленных государственных и негосударственных организаций. Понятие "культура межнационального взаимодействия" охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую также нравственные предписания религии

Интернационализм", понятие, характеризующее осознанное, принципиальное, реализующееся на практике признание личностью и обществом единства общечеловеческих и национальных ценностей, личных прав и свобод конкретного человека и др. "Интернационализм" и "культура межнационального взаимодействия" - близкие по сущности понятия. В понятии "культура межнационального взаимодействия" несколько больше внимания уделяется национальному, нежели в понятии "интернационализм", хотя в принципе и то и другое понятие предполагает приоритет личности. Можно предположить, что понятие "культура межнационального взаимодействия" вырастает из понятия "интернационализм" и является его производным.

Проблемы формирования культуры межнационального взаимодействия и воспитания студентов долгие годы изучались абстрактно, вне связи с особенностями межличностных отношений людей разных национальностей в конкретной республике. Это, прежде всего, преподносилось под флагом глобальной интернационализации, которое дало свои отрицательные результаты и в первую очередь незнание родного языка. Ведь язык является не только главным компонентом этнической культуры, но и культуры межнационального взаимодействия, как хранитель и ретранслятор духовных ценностей, выражающий менталитет и характер народов. На кафедре Башкирского университета в рамках разработки государственной программы "Этносы Башкортостана" (1991-1993) проведено неV следование ценностных ориентаций жителей республики в сфере национальных отношений. В частности, с целью получения информации по блоку вопросов, связанных с функционированием родных языков, приобщенностью к национальной культуре и формированием национального самосознания, были составлены специальные анкеты. Всего опрошено 1936 респондентов различных национальностей и возрастов, уровня образования и социально-профессиональной принадлежности. По данным соц.опроса, значительная часть опрошенных граждан республики (до

85%) нынешних граждан республики, относящихся к ее коренным нацио нальностям и закончивших Вузы, обучалось в основном на русском языке (на башкирском и татарском 8,4 % и 11% соответственно). Словом, значительная часть национальной интеллигенции была в определенной мере отчуждена от ценностей собственной духовной культуры. Это указывает на то, что развитию культуры межнационального взаимодействия, у студентов высшей школы, будущей интеллигенции, уделялось недостаточно внимания.

Для эффективного решения проблемы формирования культуры межнационального взаимодействия необходимо изучение как теоретических, так и практических аспектов педагогической работы. Мыслители, известные деятели культуры, педагоги, такие как JI.H. Толстой, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский вложили свою лепту для развития у своих воспитанников культуры межнационального взаимодействия. Выше было подчеркнуто, что понятия "интернационализм" и "культура межнационального взаимодействия" являются тесно связанными. Но понятие "патриотизм" не менее значимо для проведения нашего исследования.

Патриотизм - есть первоначальная ступень для развития формирования культуры межнационального взаимодействия. При отсутствии патриотизма главенствующими становятся национальное безразличие, нигилизм, какое-то упоенно - критическое отношение к себе, своей стране, из котог рых, к сожалению, состоит наша застарелая болезнь "образованного" российского общества. Кто только не указывал на эту нашу слабость - излишнее смирение и стеснение защищать и отстаивать себя. Видный педагог России рубежа XIX-XX в.в. П.И.Ковалевский с гневом обращал внимание на нравственную сторону нашего "гнусного" поведения, когда "попавший к нам иногородец .начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи. и мы из любезности и деликатности не только молчим, но даже ему поддакиваем, хотя в душе коренно несогласны с этим . Наша любезность и наша вежливость переходят в подлость". "Мы должны - говорил он, - иметь всегда мужество спокойно и решительно дать понять невежественному и дерзкому гостю, что его поступок нарушает всякие пределы порядочности. И если он имеет наглость проявлять дерзость по отношению к нашей народности, то и мы должны иметь большую решимость, чтобы его осадить. Это будет не мужество и не геройство, а только нравственный долг. Такой поступок будет наилучшим уроком для наших детей и навсегда укоренит в их уме и душе долг и обязанность смело и твердо отстаивать честь и величие нашего народа и нашей Родины. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц" (98).

Таким образом, можно понять, что воспитанием формирования культуры межнационального взаимодействия и патриотизма занимались уже много веков, и оно не должно быть новшеством для вузовского образования. Идея остается прежней, но придется менять методы и формы уже в рамках нашего времени.

В настоящее время подход к формированию культуры межнационального взаимодействия и интернационализма студенчества начинает пересматриваться. В чем же суть обновления содержания образования и воспитания? Каковы принципы обновления? С одной стороны, это прин

1 I цнп возрождения исторических корней, прогрессивных традиций, морально-этнических ценностей народа, восхождения к истокам как вечной живительной силе науки. Воспитание культуры межнационального взаимодействия, патриотизма и интернационализма немыслимо без знания истории Родины. И стремление расширить и углубить свои познания свидетельствует не только о желании восполнить пробелы в образовании, что свойственно для каждого просвещенного человека, но и о повышении своей духовной культуры. С другой стороны, приближение содержания дисциплин к окружающей нас жизни, к реалиям и потребностям сегодняшнего дня.

Взаимосвязанная реализация реформирования школы и основных направлений перестройки высшей школы, комплексный подход к постановке всего дела воспитания с учетом национальных особенностей учащейся молодежи, ее социального и национального состава, отличающейся определенными чертами разных сторон жизни, труда и быта характеризует специфики подготовки будущего специалиста в многонациональном вузе в период качественного преобразования общества. Особенно это важно в условиях политики плюрализма мнений, когда в средствах массовой информации излагаются совершенно разные взгляды и мнения на происходящие события в стране и за ее пределами. Сюда же нужно добавить поток информации о негативных явлениях в нашей истории, который влечет за собой разрушение идеалов, нередко травмирует сознание молодого поколения, формирует цинизм и пессимизм. В результате все чаще молодежь высказывает сомнения и недоверия по поводу многих социальных и нравственных ценностей нашего общества. Известно, что от успешно поставленной воспитательной работы в вузе все больше зависит ход экономического, социально-политического и культурного развития народа, так как все природные и общественные явления, воздействуя на личность, преломляются через ее внутреннюю среду, через всю совокупность осознанных и неосознанных психических процессов. Формируя личность будущего специалиста посредством развития у него культуры межнационального взаимодействия, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения, активная жизнедеятельность которого будет проходить на рубеже XXI столетия. Поэтому от качества сегодняшней подготовки студентов высшей школы во многом зависит умение последующих поколений решать задачи совершенствования, обновления, демократизации общества, овладения культурой межнационального взаимодействия. В Республике Башкортостан отсутствуют значительные социальные слои националистической направленности и нет социальной базы для гражданской и межнациональной конфронтации, однако общая социальная нестабильность стимулирует межнациональную напряженность и требует оперативности для социально-межнациональной стабилизации. В этих условиях актуализация проблемы воспитания культуры межнационального взаимодействия, а также патриотизма и интернационализма как комплексного социального и психолого-педагогического явления во многом определяет характер дальнейших социальных преобразований, непосредственно отражаясь на воспитании молодежи. Педагогическая интерпретация социальных преобразований, связанных с ростом национального са мосознания народов, региональной спецификой, появлением новых приоритетов (культурологических, этнопсихологических, национальных и др.) вносит существенные изменения в традиционную педагогическую проблематику воспитания культуры межнационального взаимодействия, интернационализма и патриотизма у студентов высшей школы.

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической,. литературы по исследуемой проблеме показывают, что вопросы воспитания культуры межнационального взаимодействия, патриотизма, интернационализма находятся в центре творческого поиска многих выдающихся педагогов и обществоведов. В философской, педагогической, и психологической литературе проблемы формирования культуры межнационального взаимодействия, патриотического и интернационального воспитания получили достаточно всестороннюю разработку как на уровне диссертационных исследований, так и в сфере научно-методического обеспечения системы школьного и Вузовского воспитания. И хотя по содержанию они нуждаются в значительных обновлениях и новых подходах, методика осуществления воспитания культуры межнационального взаимодействия требуют адаптации и использования в современных исследованиях и практике. Исследованию проблем межнациональных отношений, национальной политики, интернационально-патриотическому воспитанию молодежи в своих трудах большое внимание уделяли: Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.И.Ленин, М.И.Калинин, АС.Макаренко, В.АСухомлинский; социологи и философы А.П.Буева, О.Г.Дробницкий, С.Н.Иконникова, И.С.Кон, О.П.Целикова и др. М.А. Терентий, Г.Н. Волков, К.Ш. Ахияров, Я.И. Ханбиков, З.Б.Цаллагова и др., они исследовали проблемы патриотического воспитания в национальных школах в ходе изучения национальной культуры и языка. В последние годы расширились разработки проблем формирования культуры межнациональных отношений на уровне диссертационных исследований: З.Т. Гаса-нов, О.В. Лешер, Х.Х. Галимова, Л.М.Симашина, В.Х. Абэлян, В.П.Комаров, А.Н.Некрасова и др.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и практики показывает, что в педагогике высшей школы продолжает оставаться неисследованной проблема подготовки специалистов в области воспитания формирования культуры межнационального взаимодействия. В любом вузе наблюдается многонациональный состав студентов, низкий уровень национального сознания большой части молодежи, ощущается острая необходимость изменения содержания, форм и методов работы в зависимости от специфики вуза (гуманитарный, техниче^ ский, медицинский X поэтому эта проблема требует немедленного решения. Вузовские программы выпускают из вида вопросы воспитания культуры межнационального взаимодействия, патриотического и интернационального воспитания.

В настоящее время в высшей школе мало уделяется внимания процессу формирования культуры межнационального взаимодействия. Когда проблемы национального развития еще более обострились, стало очевидно, что наименее устойчивой ко всякого рода национальным эксцессам является молодежь, и прежде всего учащиеся и студенчество. Можно объяснить каким угодно причинами участие студенческой молодежи в межэтнических кризисах, ссылаясь на запущенность социальной сферы, наследие прежних лет, деятельность мафии и т.п., однако непреложным остается сам факт участия в них молодежи, и это свидетельство того, что в ряде вузов процессу формирования культуры межнационального взаимодействия не уделяется должного внимания. На данном этапе вузовского образования учебный процесс направлен в основном на вооружение студентов профессиональными знаниями, умениями, навыками, носит односторонний характер, воспитание отодвинуто на второй план.

Сегодня доминирующее положение занимает обучение, развитие интеллекта студентов, а воспитательные возможности учебных дисциплин, формирующие нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, не используются в должной мере. Воспитательная работа остается зачастую совокупностью проводимых мерок приятий. Наиболее актуальны эти вопросы в воспитательном процессе многонационального вуза, когда каждый факультет, каждая группа представляет собой полиэтнический коллектив, при этом представители разных национальностей в различной степени подвержены процессу интернационализации, а также процессу формирования культуры межнацио4 нального взаимодействия.

В последнее время установилась тенденция освещения данного вопроса в философской, социологической, педагогической, психологической литературе, но все же теоретические и прикладные проблемы воспитания культуры межнационального взаимодействия у студентов высшей школы остаются актуальными. Особенно это важно сегодня, когда усилились негативные тенденции, сдерживающие ее, а также развитие патриотизма и интернационализма (огульная, бездоказательная критика героического прошлого народов нашей страны, ее истории, узконационалистичеi ские настроения, космополитизм). г

Существующие исследования не всегда учитывают тот факт, что за годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, физически, поэтому необходимо изменять средства, формы, методы воспитательной работы по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой того или иного народа.

Недостаточно разработан региональный подход к культуре межнациональных отношений и межнационального общения в современных условиях развития национального самосознания народов, кардинальных преобразований школьной и вузовской политики, модернизации содержания и технологий высшего образования.

Нередко апробированное высокоэффективное воспитательное воздействие не дает ожидаемых результатов при переносе в новые условия. Проблемой формирования культуры межнационального взаимодействия занимались и продолжают заниматься специалисты различных наук: философы, социологи, политологи, историки, этнографы, культурологи, педагоги, психологи и др. Но все же просматривается слабая разработка концепции целостности формирования культуры межнационального ш взаимодействия у молодежи, в частности, у студентов вузов. В педагогиы ческой науке и практике недостаточно изучено комплексное воздействие на духовный мир и практическую деятельность человека в сфере межнационального общения. Явления, происходящие в экономической, политической, социальной сферах развития общества неизбежно ведут к изменениям сознания людей. В системе вузовского образования становится необходимым пробуждение в человеке утраченных им возвышенных чувств, воспитание в себе толерантности, миролюбия, отзывчивости, патриотизма 1 через приобщение к истории своей Родины, культуре других народов.

Актуальность данной проблемы, недостаточная научная неразработанность, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: "Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений".

Цель исследования - определить основные факторы, содержание и технологии формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений.

Объект исследования - образовательно-воспитательный процесс студентов современной высшей школы.

Предмет исследования - деятельность преподавателя высшей школы по формированию культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов в системе учебно-научно-производственной деятельности.

Гипотеза исследования. Изучение и анализ педагогической теории и практики, передового и массового педагогического опыта в высшей школе, данных экспериментальных исследований, а также философской, социологической, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме позволили предположить, что эффективность формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений возможно, если:

-определены факторы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов - психологический (личностный), педа гогический;

-научно обоснован выбор содержания и технологий формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов (осуществление модернизации традиционного содержания и технологий образования, психодрама как инновационная технология формирования культуры межр национального взаимодействия студентов и др.);

-выявлены уровни развития культуры межнационального взаимодействия у студентов (низкий, средний, высокий);

- студенты обладают высоким уровнем профессиональной подготовки, научно обоснована целевая организация учебно-воспитательного процесса в вузе с помощью разработанных программ, профессионально компетентны педагоги вуза в решении данной проблемы.

Данные позиции, условия и особенности обеспечивают интенсифиI кацию процесса формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вуза.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать проблему формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высшего учебного заведения в нау ке и педагогической практике.

2. Разработать теоретическую модель развития культуры межнационального взаимодействия студентов; определить уровни развития культуры межнационального взаимодействия у студентов.

3. Выявить основные факторы и условия формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов.

4. Определить содержание и технологии формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов.

5. Разработать научно-методические рекомендации по повышению г эффективности формирования культуры межнационального взаимодейстt вия у студентов вузов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: философские учения о сущности культуры межнационального взаимодействия, интернационализма, патриотизма и закономерностях воспитания подрастающих поколений в конкретных социально-исторических условиях; о диалектике взаимосвязи общечеловеческого и национального в развитии государства, общества, человека; научные положения о необходимости развития и обогащения национальной культуры, традиций, языка каждого народа и формирование национального самосознания; идея необходимости формирования культуры межнационального взаимодействия на основе утверждения о развитии и формировании национального самосознания; философские основания гуманизации как фундамента в развитии социально-ценностных ориентиров и отношений между людьми. Принципы гуманизма, интернационализма и патриотизма играли важную роль в процессе исследования, проводимого в многонациональном вузе с целью формирования культуры межнационального взаимодействия, воспитания студентов в духе глубокого уважения к i истории и культуре своего и других народов, к их самобытности, мировой культуре и истории.

Выбор методов исследования определяются характером задач, решаемых на различных этапах и возможностью комплексного исследования таковых. В ходе работы широко применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ базовых источников, философской, социологической, педагогической, психологической, отечественной и зарубежной литературы по поставленной проблеме, обобщение педагогического опыта, изучение педагогической документации, педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, беседы с преподавателями и студентами, анкетирование и интервьюирование, проведенное среди студентов (определение уровня развития культурь! межнационального взаимодействия на основе выявленных внешних и внутренних признаков); статистическая обработка данных, анализ и эксперимент.

База исследования: Историко-филологический факультет Сибай-ского института Башкирского государственного университета.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1998-1999) - поисково-теоретический. Осуществлялся анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, педагогической, психологической литературы, разрабатывались параметры опытно-экспериментальной и социологической работы, апробировалась система качественной и количественной обработки информации, были определены исходные уровни развития культуры межнационального взаимодействия студентов.

Второй этап (1999-2000) - конструктивно-поисковый. На данном этапе осуществлялось теоретическое обоснование выбора темы исследования, целей, задач, выдвижение рабочей гипотезы, актуальности, научной новизны и практической значимости работы.

Третий этап (2000-2001) -результативно-контрольный. Осуществлялась проверка общей гипотезы исследования экспериментальным путем, сбора данных, реализация выдвинутых задач с целью определения ее результативности и эффективности; осуществлялись: систематизация и обработка результатов исследования; формулировка основных выводов и практических рекомендаций по полученным данным; оформление текста диссертации, корректировка практических результатов; выборочная проверка достоверности некоторых выводов и положений.

Научная новизна работы состоит в том, что обоснована необходимость совершенствования и развития формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений в условиях обострения межнациональных отношений, социального, экономического кризиса, в условиях особых социальных связей между народами; выявлены основные факторы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов (психологический (личностный) и педагогический); выявлены и определены необходимые содержание и технологии формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов; выявлены уровни развития культуры межнационального взаимодействия у студентов (низкий, средний, высокий); определены условия формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов (высокий уровень профессиональной подготовки студентов, целевая организация учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом разработанных программ по формированию культуры межнационального взаимодействия, профессиональная компетентность педагогов вуза в решении данной проблемы); конкретизированы цели, задачи, разработано содержание процесса воспитания культуры межнационального взаимодействия у студентов; научно обоснована эффективность психодрамы как инновационной технологии формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана теоретическая модель развития культуры межнационального взаимодействия студентов; определены показатели, характеризующие динамику развития у студентов культуры межнационального взаимодействия (позволяющие осуществлять подробный анализ); выявлены содержание и технологии, факторы учебно-воспитательной работы, обеспечивающие эффективность формирования культуры межнационального взаимодействия. Выделены основные факторы, определены и выявлены технологии, обеспечивающие повышение эффективности процесса межнационального взаимодействия. Это позволяет усовершенствовать и интенсифицировать процесс формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вуза, повышения межнациональные отношений, что в даль* нейшем положительно скажется на культуре межнационального взаимодействия на общественном и государственном уровне.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в диссертации даны научно-обоснованные и экспериментально-проверенные рекомендации по формированию культуры межнационального взаимодействия у студентов. Психодрама как инновационная технология может быть использована в процессе преподавания различных предметов в высшей школе, при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий по исследуемой проблеме, при составлении различных видов заданий, тестов, повышения эффективности формирования культуры межнационального взаимодействия. Материалы и результаты проведенного исследования по формированию культуры межнационального взаимодействия позволяют совершенствовать работу в вузе и способствуют эффективному управлению данным процессом.

Достоверность полученных результатов и вытекающих из них выводов обеспечена проведением исследования с применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам, объекту, предмету, каждому этапу работы; опорой на современные данные фундаментальных философских, социологических, педагогических, психологических, исследований; результатами опытно-экспериментальной работы, социологических методов со статистической обработкой значительного объема материала; личным опытом работы в качестве преподавателя и внедрением в практику разработанных научно-методических рекомендаций.

На защиту выносятся.следующие положения:

1. Разработка теоретической модели развития культуры межнационального взаимодействия позволяет совершенствовать данный процесс в студенческом, многонациональном коллективе. с

2. Модернизация традиционного содержания и технологий образования обеспечивает эффективное развитие культуры межнационального взаимодействия студентов; высокий уровень профессиональной подготовки студентов, целевую организацию учебно-воспитательного процесса, профессиональную компетентность педагогов вуза в решении данной проблемы.

3. Психодрама как инновационная технология формирования культуры межнационального взаимодействия студентов создает позитивные предпосылки для развития межнационального взаимопонимания студен ческой молодежи в системе высшего образования.

4. Основными факторами формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов являются психологический (личностный) и педагогический.

Апробация работы. Автор диссертационного исследования проводил опытно-экспериментальную работу в качестве преподавателя немецкого языка историко-филологического факультета Снбайского института Башкирского государственного университета, выступал на научно-практической конференции Московского городского педагогического университета (1999), участвовал в семинарах, проводимых в лаборатории этнокультурных и цивилизационных проблем российской школы Института национальных проблем образования, на семинаре-совещании учителей Зауралья (с. Зилаир, Башкортостан), читал лекции по исследуемой проблеме на курсах повышения квалификации работников образования Кизильского района Челябинской области, участвовал на международных курсах преподавателей немецкого языка в университете им. Карла фон

Оссицкого в г.Ольденбурге (Германия), посвященных новой концепции обучения «Драма-педагогика» с применением многих элементов психодрамы.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура межнационального взаимодействия имеет большое значение в преодолении конфликтов, устранении социально-психологической напряженности в национальной сфере. Она определяет систему общекультурных норм, установок, и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, т.е. между отдельными людьми, представителями различных национальностей и на государственном, т.е. между нациями в системе общественных отношений.

В.А.Комаров обозначает культуру межнационального взаимодействия как многогранное социально-психологическое свойство личности, представляющее интегративную характеристику со специфическим содержанием и разноуровневой степенью воспитанности (94). Выявленные им функции культуры межнационального общения полностью совпадают с содержанием исследованных нами признаков, особенностей, условий, средств, и факгоров формирования данного процесса. Во-первых, она является одним из критериев уровня развития мировоззренческой культуры (сознания, национального самосознания и деятельности) личности в конкретных сферах ее общественной жизни, а также показателем достигнутой обществом ступени социального и культурного развития, во-вторых, способствует более углубленному познанию людьми друг друга и, отсюда, усилению взаимопонимания между ними, т.е. выполняют роль ".фактора сближения и сотрудничества народов (41,141), в-третьих, выступаег регулятором взаимоотношений (определяет способы и формы общения ".представляет совокупность норм (идейно-политических, нравственных, культурно-бытовых) взаимодействия и непосредственного общения представителей различных наций и народностей (54,141), в

192 четвертых, способствует возрастанию общей культуры наций и их представителей, т.к.".она реализуется через духовно-психологические и духовно-нравственные качества личности, конкретной носительницы этой культуры (59,141), в-пятых, является средством социализации. С одной стороны, она дает обществу такие "механизмы", которые позволяют обогащать формы межнациональных отношений в интересах людей любой национальности. С другой стороны, культура межнационального взаимодействия способствует реализации личности, независимо от ее национальной принадлежности. В-шестых, является средством воздействия личности на культурную среду социума, нации.

Ко всему вышеперечисленному стоит отметить возрастание творческого потенциала личности, в частности, в процессе формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высшего учебного заведения. Совокупность всех перечисленных элементов данного процесса более точно подтверждают основной закон воспитания, из которых исходит педагогическая наука, т.е. закон обязательного усвоения новым поколением социального опыта прежних поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития каждой личности.(115;87)

Культура межнационального взаимодействия помогает подрастающим поколениям развить межкультурную компетентность, которая является главной целью поликультурного образования. Концепция межкультурной компетентности Бэнкса имеет большое практическое значение для России и стран СНГ. По мнению С.У.Наушабаевой эта модель поликультурного образования представляет интерес (138).Она предполагает, что в процессе обучения история, литература, искусство, культура многонационального государства рассматривается с позиций разных национальных общностей,

193 образующих данное государство, а также включают широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности. Эта модель способствует пониманию многокультурного общества, формирует позитивное отношение к различным культурам и народам, составляющим его. Применение этой модели направлено, с одной стороны, на развитие национального самосознания, а с другой - на развитие восприимчивости к другим национальным культурам, и параллельно этому наблюдается идентичность индивида (наличие тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека ог другого), которая определяется рядом характеристик - социальной принадлежностью, мировоззрением, этническим происхождением, родом, полом, половой ориентацией, образованием, религией, традициями, обычаями, языком, речью, физическим и умственным развитием, гражданской принадлежностью и проявляется во внешних физических данных (напр.в цвете кожи, разрезе глаз, форме носа, типе волос.).

Культура межнационального взаимодействия должна формироваться также на многокультурности, которая основывается на важном методологическом принципе, состоящего в том, что "каждый человек есть пересечение многих культур и поэтому важно говорить о наличии индивида нескольких иденгичностей, т.е. человек много или мультиидентичен" (70; 13). Формирование культуры межнационального взаимодействия в молодежной среде актуализируется необходимостью роста, сложностью национального самосознания, воспитания политической культуры. Развитие демократии и гражданственности, становление правового государства, восстановление национального менталитета должны с необходимостью основываться на знании ориентаций и потребностей студенческой молодежи, представляющей разные национальности.

194

В исследовании общетеоретических вопросов национальных и межнациональных отношений за последние годы проблемы культуры межнационального взаимодействия отдельные ученые рассматривают в своих работах в общем плане: Р.Г. Абдулатипов, Э.А. Баграмов, Ю.В Бромлей, Т.Ю. Бурмистрова, Ж.Г. Голотвин, Джунусов М.С. , Дмитриев О.А. , Л.М. Дробижева, Р.А Самилов. , Э.В Тадевосян. , Е.А Троицкий. , Н.И Хмара. и другие.

Не может человек, к какой бы национальности он не принадлежал, научиться ценить и понимать культуру, историю, традиции других народов, если он обделен знаниями истории своего народа, не знает свою культуру и не ценит ее. Без национального самосознания нет пути к формированию кулыуры межнационального взаимодействия.

Студенты - представители интеллигенции, то есть, той социальной группы населения любой нации, от которых зависит развитие культуры в обществе, в целом, и национальной культуры, в частности, когда они становятся главными механизмами формирования культуры межнациональных отношений, при котором они одновременно являются субъектами и объектами межнациональных отношений и вносят свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, когда они в той или иной степени являются участниками свободного политического, культурного диалога и тем самым вносят свой вклад в выработку политического курса общества и государства, в развитие духовной культуры России в целом.

Стоит отметить, что понятие "культура межнационального общения" в публицистической научной литературе стало употребляться в основном только с 1982 года, после того как оно появилось в общественных политических докладах в связи с 60-ой годовщиной образования бывшего Союза. Тогда культура межнационального общения определялось в числе важнейших задач интернационального и патриотического воспитания. В это же время, то есть в начале 80-х годов,

195 некоторые ученые проявили интерес к изучению отдельных аспектов культуры межнационального общения. Их интересы нашли отражение в научных трудах, сборниках, публикациях (38,39,41), М.С Джунусов.(68), JI.M. Дробижева (76); JI.H. Коган (93). Научные публикации этих авторов были первыми в открытии данной проблемы. И в наше время проблема формирования культуры межнационального взаимодействия является актуальной, но мало исследованнои.

Исходя из цели исследования нами были изучены и проанализированы основные факторы, содержание и технологии формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов в теоретическом и практическом плане в высшем учебном заведении и выявлено, что состояние данной проблемы является очень сложным и требующим дальнейшей исследовательской работы, результаты которого должны быть реализованы на практике в ускоренном темпе, с той целью, чтобы они не потеряли свою актуальность и эффективность.

Выявлены основные факторы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений - психологический (личностный) и педагогический.

Психологический рассматривается как личностный фактор, где личность является главным звеном в межнациональном взаимодействии, основой реализации новых общественных отношений и развития межнациональных процессов и педагогический, в котором учебно-воспитательный процесс как главенствующее звено данного фактора способствует формированию культуры межнационального взаимодеиствия у студентов вуза.

Педагогический фактор предусматривает развитие учебно-воспитательного процесса как главного элемента педагогической основы.

Методологическое и теоретическое обоснование новых подходов к данному процессу, координация научно-исследовательской и учебно-.

196 методической работы в вузе составляет педагогическую основу, которая имеет цель помочь учащемуся вуза, к какой бы национальности он не принадлежал, научиться ценить и понимать кулыуру, историю, традиции других народов, а значит сформировать у него культуру межнационального взаимодействия, которая будет способствовать только самореализации студента.

На основе анализа научной литературы и проведения экспериментальной работы с применением психодрамы как инновационной технологии нами разработана теоретическая модель развития культуры межнационального взаимодействия студентов.

Внешние и внутренние признаки развития культуры межнационального взаимодействия иотребностно-мотивациониного, деятельносто-поведенческого, интеллектуально-эмоционального, этического и мировоззренческого характеров предопределили научную основу для проведения эксперимента с применением психодрамы как инновационной технологии.

Выявленные функциональные элементы - культура, общение, организационно-педагогический комплекс условий и направления-модернизация традиционного содержания и технологий образования, инновационность, психодрама составляют основное содержание фомирования культуры межнационального взаимодействия у студентов.

Они играют важную роль в развитии у студентов идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей и основанные на принципах гуманизма, интернационализма, взаимного уважения и доверия, дружбы и взаимопомощи, в совокупности которых составит высокий уровень культуры межнационального взаимодействия.

197

В ходе экспериментального исследования были выявлены параметры психодрамы как инновационной технологии формирования у студентов кулыуры межнационального взаимодеиствия коммуникативный, образовательный, новизна.

Практические занятия с применением психодрамы стимулируют процесс формирования культуры межнационального взаимодействия, выполняют функцию межиредметных связей, являются системообразующим элементом межнаучных связей, осуществляют индивидуально-психологический аспект, способствующий развитию творческих способностей студентов.

Личностное самоутверждение, центральная позиция члена психодраматического действия, активная роль группы являются условиями эффективного использования психодрамы.

Эффективность психодрамы как инновационной технологии формирования культуры межнационального взаимодействия составило 30,1%. Данный итог свидетельствует о возможности использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений.

Определение и исследование факторов, признаков, уровней, функциональных элементов, технологий, содержания, а также изучение и ь анализ состояния проблемы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высшего учебного заведения позволяют усовершенствовать и интенсифицировать данный процесс, что в дальнейшем положительно скажется на культуре межнационального взаимодействия на государственном уровне, в обществе, но также и обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования и развития формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вуза в условиях обострения межнациональных отношений, социального и

198 экономического кризиса, в условиях особых социальных связей между народами.

Исследование выявило значительные потенциалы образовательного процесса высших учебных заведений в формировании у студентов культуры межнационального взаимодействия.

199

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кусарбаев, Ринат Ишмухаметович, Москва

1. Абдулатипов Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения. //Научный коммунизм.-1989. -№5. С.40-47.

2. Абдулатипов Р.Г. Из речи на первом съезде Ассамблеи народов России, (ст. О.Соломоновой "Уметь слушать и слышать глаголы для национальной идеи"). //"Труд" 23.04.99.-C.3.

3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество.- М.,1990.-143с.

4. Абсаттаров Р.Б. Гармонизация межнациональных отношений.1. Алма-Ата.: 1992. -Юс.

5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-76с.

6. Абэлян В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений субъектов образовательного процесса: Автореф. . канд. пед. наук. Майкоп, 1988.-23с.

7. Авксентьев А.В., Авксентьев ВА. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Уч. пос.-Ставрополь, 1993,-60с.

8. Адзиев А., Гасанов Н., Зачесов К. Межнациональная семья и вопросы воспитания. //Советская педагогика. М.1991-.№12.-25-26 с.

9. Айви А.Е., Айви М.В. Сайлик Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1990.-40 с.

10. Айтматов Ч. Цены прозрения. (Говоря откровенно. Заметки писателей о межнациональных отношений). -М., 1989.-13 с.

11. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.1. М.,1996.-132с.

12. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань.:Изд-во Казан.ун-та. 1986.-41с.200

13. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 1988. 94-96с.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 1980.-38с.

15. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М.,1996.-78с.

16. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. -С1. Пб.,1992. -202с.

17. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие инациональное самосознание. //Социс.1990. №7. -42-49с.

18. Афанасьев В.Г. Системность и общество. -М.,1980.-107с.

19. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущихучителей к формированию культуры межнационального общения учащихся. Автореф. . дисс. д-ра пед.наук. -Ташкент. 1993. -38с.

20. Баткин J1.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989.-С.5-14.

21. Бабинцев В.О. О хороших хасидах и плохих раввинах.//Молодая гвардия. 1998.-№4.-С.227-265.

22. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект).-М.,1982.-192с.

23. Баграмов Э.А. О противоречиях в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения. //Политическое образование. 1989.-№12.-С.47-57.

24. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.-М., 1995.-132с.

25. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. //Вопросы психологии. 1989.-№5.-С.67-71

26. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве.-Ниж.Новгород.: 1992.

27. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность.1. М.,1990.-62с.201

28. Библер B.C. Or наукочения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М., 1991.-412с.

29. Библия. 1кн. Моиссей.4:1,25.

30. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика. 1995.-№4.-29с.

31. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы. Автореф. . дисс. канд. ист. наук. —1. М. 1991.-24с.

32. Бодалев А.А. Психология и личность.-М., 1998.-78с.

33. Бодалев А.А., Караковский В.А.,Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. //Советская педагогика.-1991 .№5.-С. 11 -13.

34. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление. //Педагогика.-1992.-№5,6.-С.65-70.

35. Бодалев А.Н. Личность и общение. М.Д983.-271с.

36. Борисов А.С. Этнопедагогика.-М.,1982.-235с.

37. Бодалев А.А. Психология общения. М.:1996.-247с.

38. Бурмистрова Т.Ю. Культура межнационального общения -важнейший фактор единства советского народа. В кн.: Социалистическая демократия и интернациональное единство советского народа. М.,1982.1. С.50-58.

39. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения. М.;1986.-97с.

40. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула. 1968.-161с.

41. Бурмистрова Т.Ю. Социология национальных отношений. // Социс. -1994. -№5. -С .22-26.

42. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.-113с.

43. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М.,1971.т.1 -298с.202

44. Валеев Д.Н. Три условия три культуры. // Национальная жизнь и межнациональные взаимодействия: Тез.докл.и выступлений науч. конф., 21-22 окт. 1993г., г.Казань. -1993.-С.96-98.

45. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования этнической культуры. //Социс.-1993.-№1.-С.93-97.

46. Вараксина Л.Н., Михайлова З.Е. Организация изучения,обобщения и внедрения передового опыта в учебно-воспитательном процессе. М.,-1985.-72с.

47. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.,1989.-265с.

48. Ведин И.Ф. Бытие человека, деятельность и смысл. Рига:1987.

49. Вересов Н.И. Культура и творчество как психологические идеи. //Вопросы психологии.-1992.-№1 .-С.124-128.

50. Витенберг Е.Я.,Жариков А.В. Этнический ренессанс-парадокс 20 века? //Диалог. 1990.-№15.-С.38-45.

51. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары., 1989.- 336с.

52. Волков Г.Н. Этиопедагогическая концепция национальной школы. М., 1993 .-265с.

53. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-М.: 1975.-376с.

54. Воспитание культуры межнационального общения. : Метод.рекомендации. (Сост.В.И.Буренко, Н.Е.Иванюшкин,В.В. Меркулов, В.М.Плешивцев ).-М., 1989.-44с.

55. Выготский JI.C. Проблемы возраста. Собр.соч.,-М., 1990.-624с.

56. Гаджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М.:Наука,1990.-289с.

57. Галимова Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов. Дисс. .канд. пед. наук.1. Уфа.: 1993.-152с.

58. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения. //Социально-политический ж. М.:1996.-№1.-С.232.203

59. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе. //Педагогика.-1992. -№5 .-С .12.

60. Гельвеций К.А. О человеке. М.,1937.-185с.н

61. Голофаст В.Б. Социология и проблемы перестройки. Л., 1998.

62. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.1. М.:МГУ. 1997.-174с.

63. Гримак Е. Общение с собой. М. 1991 .-76с.

64. Гринберг И.А. Психодрама и групповой процесс. М.,1993.-78с.

65. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.:ЛГУ. 1989.-496.с.

66. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладнуюфилософию.-М., 1995-С.36.

67. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки социальной методологии педагогики. В сб.: Проблемы социалистической иедагогики. Материалы 1-й научной конференции педагогов соц.стран.1. М.:1973.-С.64.

68. Джунусов М.С. Кулыура межнационального общения.-Белгород.: 1982.-97с.

69. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма1. Ата. 1990.-С.117.

70. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.,1999.-230с.

71. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.:1978. -272с.

72. Донцов А.И. Самовоспитание личности. Философско-этическиепроблемы. М.,-1984.- С.242.

73. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М.1987. -174с.

74. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,-1987.-132с.

75. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. //

76. Вопросы философии.-1990.-№3,-С.31-45.204

77. Дробижева JI.M. Формирование культуры межнационального общения. //Социальная политика и национальные отношения. Материалы всесоюзной научно-практической конф., 28-30 июня 1982г.,г.Рига.-М.:Мысль. 1982. -С.167-173.

78. Езан С.В. Психология и педагогика межнационального общения. Учебно-методич. рекомендации.:-Чита. 1996.-С.38.

79. Железовская Г.И. Формирование педагогическойч.интеллектуальной культуры. //Педагогика.-1995.-№2,-С.42.

80. Заурбекова JLP. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания./методологический аспект/. Автореф. дисс.канд. филос.наук-М., 1991.-24с.

81. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. В кн.:Актуальные проблемы возрастной психологии.-М., 1978.- С.11.

82. Загорская Н.С. Культура межнационального общения .(этно-социологический анализ). Дисс.канд.соц.наук Мн.:1990. -152с.82 .Зоц В.А. Культура межнационального общения. //Агитатор.1989,-№17.-С.8-11.

83. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения:/социальный и личностный типы общения, их профессиональный и генетический аспект/.-Росгов-н/Д.: 1976.-146с.

84. Иванов В. П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности. //Мировоззренческая культура личности.: /Философская проблема формирования/. -Киев.:Наукова думка,-1986.-С. 11-18.

85. Иванов В.Н. Межнациональные отношения. Мониторинг общественного мнения. М.:Диалог,1990.-№16.-С.26.

86. Каган М.С. Культура философия - искусство.:Диалог.-М. :3нание,-1988,-бЗс.205

87. Каган М.С., Эткннд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. //Вопросы психологии. -1989.- №4.-С.5-15.

88. Казаренков В.И. Высшее образование: Миссия педагога. //Педагогика.-1998.-№8.-С.21.

89. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие.//Педагогика.2000.-№5-С12-15.

90. Карпов С.Н. Специфика психического развития в онтогенезе.В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии.-М., 1978.-. 187с.

91. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.,1986.

92. Коган JI.H. Культура межнационального взаимодействия. В кн.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа.-Фрунзе.:1982.

93. Коган JI.H. Культура жизни личности. М., 1989.-212с.

94. Комаров В.Г1. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональнойшколы. Дисс.д-ра пед.наук.-Казань.:1996.-340с.

95. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. сочинения в двух томах.Т.2.,-М.,1982.-540с.

96. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития. -М.:Социально-политические науки. 1992. №4. -с.24-32.

97. Ковалевский Г1.И. Педагогические размышления: Национальное воспитание. //Опыты православной педагогики.-М.:1993.-С.87.

98. Ковалев С.И. Воспитание и самовоспитание. М.:1986. -с.82.

99. Кант И. Собрание сочинений в 6 -ти томах.-М.:1964.Т.З.-661с.206

100. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социальнозначимые ценности. Теория и диагностика. Учеб. пособие кспец.курсу.-Л.:ЛРПГУ,1991 .-82с.

101. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике.//Советская.педагогика,-М., 1992.-№8.-С. 102-104.

102. Крупская Н.И. Педагогические сочинения в 10-ти томах.т.З.1. М.Д957.-С.616-617.

103. Куранов М. Культура межнационального общения.

104. Педагогика.-1992. N.7-8. -С.41-44.

105. Краткий словарь семейного воспитания.-М.:1990 -С.28.

106. Кроник А.А.,Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, мы, ты, я./психология значимых отношений./ М.:Мысль,1989.-206с.

107. Коршунова H.JI. Единство и различия значений терминов "условие" и "средство" в педагогике. //Новые исследования в педагогических науках. -М.: 1991 .№1 .-С.6-12.

108. Лешер О.В. Педагогические факторы интенсификации интернационального воспитания студентов. Дисс.канд. пед. наук.1. Челябинск,1988.

109. Лешер О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи.(теория и практика).Дисс.д-ра пед. наук.-Челябинск,1997.

110. Леггский ИЛ. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике. Дисс. .канд .пед .наук.-М., 1998.

111. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -М.:1954.Т.37.,-С.190.

112. Лейгц,Грете. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. -С.23.

113. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. В кн.: Проблема развития психики.-М., 1981 .-586с.

114. Леви В. Искусство быть собой.-М., 1991.-65с.207

115. Лихачев Б.Т. Воля к жизни в становленииличности.//Педагогика, М.:1996. -№4.-С.14-18.

116. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы социальной регуляции1.юведения. -М.; 1976. -С. 8.

117. Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодежи. //Педагогика,-1998.-№5.-С.46-52.

118. Лукьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс.-Мн.;Высшая школа, 1986.-206с.

119. Лупьян Я.А. Барьеры общения.-Ростов-на/Д.:1991.

120. Луначарский А.В. О народном образовании.-М.,1958.-256с.

121. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.:1976.230с.

122. Макшанов С.И.,Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.1. С-пб.:1993.-87с.

123. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.20, 2-е изд. -С.546-547.

124. Магомедов A.M. Воспитание у молодежи культуры межнационального общения. //Сов.педагогика,-М.,1989.-№10.-С.23-27.

125. Майданов А.С. Метод эффектов. //Вопросы философиию.-1999,-С.49-52.

126. Матвеева О.В. Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов. Дисс.канд. пед. наук.-М.:1998.-176с.

127. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Автореф. дисс.канд.псих.наук.1. М.: 1998,-24с.

128. Мембруда Е.Я.-Ты-Мы.-М.:1986.-54с.

129. Морено Дж. Театр спонтанности. -Красноярск.: 1993.-123с.208

130. Морозов В.В.,Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический ж.,-М. ,1988.-№1 .-С. 148.

131. Мид М. Культура и мир детства. -М.;1988.-С.48-72,-С.342-360.

132. Миленький А.Я. Индивидуальные варианты развития учебного процесса.В сб.:Индивидульный подход к учащимся в процессе развития интереса у них к учению.-Мн., 1979.-е.7.

133. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.-М.:Ин-т практ. психологии, 1997.-340с.

134. Муругова В.В. Воспитание культуры межнациональных отношний в студенческой среде. //Межэтнические и межконфессиональные отношения в респ. Татарстан: Материалы науч.-практ.конф.,9 июня 1993 г.,г.Казань.-Казань,1993.-С. 130-131.

135. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского -М.,1994.-184с.

136. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки. Понятие установки и отношения в медицинской психологии.-Тбилиси: Меецниерега, 1970. -С.9-144.

137. Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике, (анализ концепции Бэнкса). //Педагогика,1993.1.-С.24.

138. Некрасова АН. Культура межнационального общения в молодежной среде:(состояние и формирование).Дисс.д-ра филос.наук.1. М.;1992.-432с.209

139. Нойнер Г. Резерв успеха-творчство.-М.,1989.-С.21.

140. Никитин Е.П., Харламова Н.Е. Самоутверждение человека.//Воиросы философии,-М., 1996.-№9,-С.96-97.

141. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг* друга. -Пермь., 1999.-120с.

142. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М. 1971 .-С. 187,-С.351.

143. Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. -С-пб.,1994.-234с.

144. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.:1989.-127с.

145. Пет русинский В.В. Игры:обучение,тренинг,досуг. М.:1990.

146. Пирен М.И. Социалистическая культура межнационального общения.-Львов., 1990,-С. 17.

147. Парсонс Т. Система современных обществ.-М., 1998.-123с.

148. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.:1976.-С.45.

149. Проблема общения в психологии./Под общ.ред.Б.Ф. Ломова/-М.:Наука, 1981 .-280с.

150. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений.-М.: 1993.

151. Прутченков А.С. Специализированный тренинг. Предприниматель. М., 1993.-67с.

152. Психология исследования общения: Сб.статей. /Под общ.ред.Б.Ф.Ломова/-М.:Наука, 1985,-344с.

153. Психология развивающейся личности./Под ред. А.В. Г1етровского/-М.: Педагогика, 1987.-239с.

154. Римаренко Ю. В духе взаимного уважения: Межнациональные отношения. //Под знаменем ленинизма. М.: 1990. -№18. -С.20.

155. Российская педагогическая эициклонедия.-М.,1993. Т.1.-С.165.

156. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию.-М.,1994.-123с.210

157. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1990.-57с

158. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание.-М., 1957.-С.262-263.

159. Румянцев В.М. Противоречия в развитии личности и ихразрешения в процессе воспитания. -Калинин., 1973.-С.283.

160. Сагатовский В.Н. Русская идея:продолжим ли прерванныйпу 1 ь?-С-пб., 1994,-С. 14-20.

161. Серова И. И. Культура межнационального общения.-Мн.,1986.С.12-13.

162. Серова И.И. О культуре межнационального общения.1. Мн.:1989.С.5-6.

163. Селевко Г.К. Современные образовательные техологии.1. М.,1998.-68с.

164. Семыкин И.С.,Семыкин А.И. Интернациональное воспитание молодежи:Опыт и проблемы ВКШ.-М.:1988.-58с.

165. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми.Методические комментария иописания .-С-пб. ,1992.-143с.

166. Современная западная социология.Словарь.-М.-.Политиздат, 1990.-С.432.

167. Соловейчик С., Руденко И. У меня нет права быть пессимистом. //Журналист,-1996.-№8.-23-27с.

168. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России.В сб.: Философская публицистика, вып. 1,2.-М.; 1989.

169. Словарь-справочник но социологии.-М.;1991.т.З.

170. Скуратовский В.А. Культура межнационального общения: Проблемы формирования и саморегулирования.-Киев: 1991.-С. 11-12.

171. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке.-М.:Советская Россия, 1978.-96с.211

172. Суставов В. Культура межнационального общения. //Коммунист вооруженных сил. -М., 1988, -№10, -С.9-16.

173. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнациональногообщения подростков в условиях сельской многонациональной школы

174. Хакасии. Автореф. дисс.канд. пед.наук,-М., 1995.-17с.

175. Султанбаева К.И. Формирование культуры межнациональногообщения у старшеклассников. Образование детей и молодежи :современные подходы.-М.,1996.С. 138-143.

176. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учеб. пособие. -М., 1999.320с.

177. Семыкин И.С., Семыкин А.И. Социалистическая культура межнационального общения. -Мн., 1984.-54с.

178. Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания : примерная концепция исследования. //Сов.педагогика,-1989, №1,-С.18-24.

179. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. //Сов.этнография. -М.:1985. №5, -С.3-14.

180. Трусов В.П. Об экологии межэтнического общения. Обновление межнационального отношения и перестройка.-Л.,1989.1. С.144-147.

181. J 81. Толстой Л.Н. О народном образовании. //Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала20 в.-М.,1990.

182. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения.1. М.Д988.т.5,-С.38.

183. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. У чеб. пособие. Л., 1983 .-С.33-34.

184. Философская энциклопедия. В 4-х томах.-М., 1964,т.З,-С.454.

185. Философский энциклопедический словарь.2-е изд.-М.,1989.1. С.467.212

186. Фрейд 3. О психоанализе. Хрестоматия по истории психологии.-М.,1980.-С.163-164.

187. J 87. Фурман Д.Е. Дела и учения гуру Раджнеша. //ВопросыSфилософии,-М. Л 986.-№8,-С.116.

188. Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения: (сущность, тенденции развития, социально управленческий аспект).

189. Дисс. .канд .филос.наук,-М., 1992176с.

190. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. Игры и упражнения.-М.:1988.-78с.

191. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа. //Сов.педагогика,-М., 1991.№12,-С.25.

192. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации. //Социально-политический ж.-М., 1995 .№4,-С. 134.

193. Шекспир В. Как вам это понравится?/Король Лир/Полное собр.сочинений 8-ми томах.т.5.-М.:1959.С.47-48.194 .Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.Д 971 .гл.4,6.

194. Эльконин Д.Б. Детская психология.-М.1960.-С.15.

195. Ashkeneasi A. Nationalism and national identity.-Berlin.,das akad.Buch, 1990,-61 p.

196. Berkel K. Konflikttraining:Konflikte verstehen und bewaltigen.-Ileidelberg-Sauer-Verlag, 1996,86р.

197. Banks G. Multiethnic Education. Theory and Practice.-Boston,1981.

198. Banks G. Teaching Strategies for Ethnic Studies.-Newton,1987.

199. Botkin J.W.,Elmandra M.,Malitxa M.No limits to learning.Oxford, 1979.

200. Anderson L.W.,Ryan D.W.,Shapiro B.J. The IEA classroom tnviroment Study.-Oxford, 1989, Anderson L. W.Creasing teacher effectiveness.?. 1991.213

201. Albert R.D.The intercultural sensitizer or culture assimilator;A cognitive approach. Handbook of intercultural training. Ed by D.Landis,

202. R.W.Bristin. N.Y.etc. Pergamen. Press, 1983. P186.

203. Cultural identity and education policy. Ed. C.Brock N.Y.,i1. Martin, 1985,-350p.

204. Clark B. Crowing up Gifted: Developing. The Potential of Childrenat home and at school. Columbus(Ohio)1972.p.73.

205. Dewey D.How we think.N.Y.1993.

206. Bougie. Les scienes sociales.Allegane,Paris 1902,p.20.

207. Galyean B. Humanistic Education.A mosaic just began.Beverly,1976.In:Gilbert A.Jarvis(Hrso);An integrative Approach to Foreign Language Teaching.Choosing Among the Options Skokie,3 p.2012.

208. Moskovitz G. Caring and sharing in the foreign language class. A sourcebook on humanistic techniqes. Rowley,Mass,1978.

209. Maslov R. Motivation and personality. N.Y. 1970. P340.

210. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

211. Lipps T. Das Wissen von fremden Ichen. Psychol. Untersuchungen,1970. Zitiert nach J.L.Moreno: Die Grundlagen der Soziometrie; 2 Aufl / Koln-opladen; Westdeutcher Verlag, 1967.