Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы

Автореферат по педагогике на тему «Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Левковец, Татьяна Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы"

На правах рукописи

ЛЕВКОВЕЦ Татьяна Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2014

17 АПР 2С14

005547227

Работа выполнена на кафедре креативной педагогики и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный

университет»

Научный руководитель Воленко Ольга Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, . Московский институт развития образования (МИРО), заместитель директора

Петракова Татьяна Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы», методист

Ведущее учреждение: ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ

Защита состоится 16 апреля 2014 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, дом 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.

Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, дом 16-18.

Текст автореферата размещен на сайтах МГГУ им. М.А. Шолохова http://www.mggu-sh.ru и ВАКа http: //vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан 15 марта 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор

С.Ю. Сенатор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу, что требует активизации поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей. При этом гуманистическая педагогика понимает невозможность осуществления реальных изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, саморазвития. Однако существуют и факторы, препятствующие этому. К ним можно отнести:

- отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма в обществе;

- рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые обусловлены развившимся у людей чувством «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран;

- свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием, принять и понять Другого именно как Другого; представить себе, что перед ними другая культура - с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. Зачастую подростки пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межконфессиональных отношений Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.); разработана «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (до 2015 г.), направленные на создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания. Важным документом в этом контексте стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.». Так как настоящая государственная Программа является продолжением аналогичных, разработанных на периоды 2001 - 2005 гг., и 2006 - 2010 гг., то главной ее целью выступает дальнейшее развитие и

совершенствование системы патриотического воспитания и толерантного сознания граждан.

В Федеральной программе развития образования в России определяются стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, включающими преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Особо подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры.

Взаимодействие образования и культуры воспринимается современным образованием как норма, заданная самим определением культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, З.И. Равкин, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Ю.В.Шаронин и др.). Понятие толерантности, как одного из проявлений культуры общества, формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Эволюционное развитие толерантного человека тесно связано с процессом формирования человеческой общности. Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного -исследователи проблемы толерантности (А.Г. Асмолов, Дж. Бэнкс, И.В. Бестужев-Лада, Б.З. Вульфов, М.М. Поташник, Е. Ямбург и др.) отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь значительные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, встречающейся в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность как социальный феномен, в значительной мере влияющий не только на развитие общественного климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для воспитания и развития современного человека. Как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер, самой страшной из грозящих катастроф являются не различные варианты физического уничтожения человечества, а антропологическая катастрофа — уничтожение человеческого в человеке. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Категория «толерантность» исследуется в контексте различных областей научного знания, что приводит к специфическому определению ее содержания в каждой из них. Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Сущностные характеристики толерантности как целостного личностного образования выявляются на основе анализа философской (И.В. Бестужев-Лада, М.М. Бахтин, В.М. Золотухин, В.А. Лефевр, Ю.А. Шрейдер и др.), психологической (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, B.C.

Кукушкин,. Е.Г. Луковицкая, Д. Майерс, Д. Мацумото К. Муздыбаев, A.A. Реан Ii др.), педагогической (Е.В. Баскакова, А.Ю.Бело1уров, Е.В. Бондаревская, Дж. Бэнкс, Б.З. Вульфов, С.А. Герасимов, Л.П. Ильиченко, Б.Т. Лихачев, З.Ф. Мубинова, Т.И.Петракова, М.М. Поташник, С.Ю.Сенатор, П.В. Степанов, М.Г. Тайчинов, Ii. Ямбург и др.), социологической (Р.Г. Гурова, О.В.Цируль и др.), культурологической (B.C. Библер, Н.Б.Крылова и др.), этнокультурологической (М.А. Богоделыцикова, Г. С. Волкова, О.В. Гукаленко, Л.И. Ильиченко, Т. Ф. Кузина, Л.И. Паина, E.H. Третьякова, Сафипа Р.Н. и др.) точек зрения. В связи с этим в научной литературе сформировалось многообразие подходов к сущностным характеристикам толерантности.

Наиболее глубоко изучены проблемы воспитания толерантности в структуре межнационального общения (В.Х. Абелян, А.Ю.Белогуров, A.M. Булынин, М.А. Дадов, Р.И. Кадиева, Л.В. Кузнецова, Н.Е. Сидорова, М.Г. Тайчинов, Ф.Ф. Харисов и др.). Вопросы формирования толерантности личности в поликультурном обществе изучались О.В. Гукаленко, B.C. Кукушкиным, П.В. Степановым, A.B. Шафиковой и др. Педагогические условия воспитания толерантности у школьников различных возрастных групп были предметом исследования Е.В. Брянцевой, С.А. Герасимова, О.Б. Скрябиной, Ю.Ц.Сокольникова, Э.И.Сокольниковой. Как фактор социализации личности толерантность представлена в работах И.В. Крутова, О.В. Цируль. Вопросы толерантного поведения и взаимодействия молодежи рассматривались в исследованиях А.Ю.Белогурова, О.В.Воленко, В.К. Григорьева, А.В Медведевой, Н.В. Морозова, Т.С. Таюрской и др. Как одна из характеристик культуры общения учащихся толерантность исследуется в работах М.А. Абдуллиной, H.H. Антоновой, О.В. Никонова, Л.И. Савва, С.О. Товгазовой, М. Углицкой и др. Широкий спектр работ посвящен обобщению опыта воспитания толерантности школьников (В.И. Дружинин, И.Б. Ершов, Л.В. Кожурина, С.А. Кубло, М.И. Рожков и др.)

Существенное значение для разработки вопросов воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ имеют исследования таких зарубежных исследователей, как Д. Барнум, Д. Лоуренс, Д. Маркус, С. Мендас, С. Стоуффер, Д. Салливан, П. Снидерман, Ф. Флетчер и др.

Работы перечисленных и других авторов позволили изучить важные стороны проблемы воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ, а также выявить ее перспективы.

Анализ результатов имевшихся в нашем распоряжении педагогических и социально-психологических исследований, изучение практики формирования толерантности детей и подростков в общеобразовательных школах стали основой для постановки проблемы исследования. Несмотря на обилие теоретических подходов к исследованшо проблем воспитания толерантности общества и личности, остается много спорного и нерешенного, а именно:

• недостаточная теоретическая разработанность проблемы воспитания толерантной культуры общения учащихся общеобразовательных школ;

• ориентация системы работы общеобразовательной школы преимущественно на вербальные формы и методы формирования толерантного сознания, а не на

сформированность у детей и подростков умений решать ежедневные ситуации общения с толерантных позиций;

• низкий уровень воспитательной работы, реализуемой в учебное и внеурочное время в целях формирования культуры толерантного общения;

• слабая разработанность вопросов формирования культуры толерантного общения в процессе внеклассной воспитательной работы;

• неподготовленность руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ к реализации задач воспитания толерантности.

Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос, какие педагогические условия необходимо создать и как следует организовать процесс внеклассной воспитательной работы, чтобы обеспечить способность и готовность подростков к толерантному общению. Сущность проблемы определила тему исследования: «Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы».

Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать педагогические условия и формы формирования культуры толерантного общения учащихся старших классов общеобразовательной школы во внеклассной воспитательной работе.

Объект исследования — система воспитательной работы общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогические условия и формы внеклассной воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения у подростков - учащихся старших классов общеобразовательной школы.

В качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы будет эффективной, если:

- организация внеклассной воспитательной работы ориентирована на целостность педагогического процесса, обеспечивающего готовность выпускников школы к общению на принципах толерантности, на преемственность каждого этапа процесса формирования культуры толерантного общения;

содержание и формы формирования культуры толерантного общения оптимизируются в процессе целенаправленной внеклассной воспитательной работы с учетом психолого-педагогических особенностей подростков, сущностных характеристик развития личности на мотивационно-ценностном, когнитивном и операционально-деятельностном уровнях;

в школьных коллективах создана демократическая микрополитика и атмосфера общения, проводниками которой являются учителя, учащиеся, их родители и социальные партнеры школы;

- целенаправленно осуществляется коллективная творческая практическая деятельность, направленная на формирование культуры толерантного общения подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать совокупность педагогических и социально-психологических положений и идей, составляющих теоретико-методологические основы воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ в системе внеклассной воспитательной работы.

2. Охарактеризовать комплекс педагогических условий организации внеклассной воспитательной работы, обеспечивающих формирование у подростков культуры толерантного общения.

3. Разработать многомерную теоретическую модель формирования культуры толерантного общения учащихся общеобразовательной школы и комплексную целевую программу ее реализации в процессе внеклассной воспитательной работы.

4. Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, разработать научно-методические рекомендации для руководителей и учителей общеобразовательных школ по воспитанию толерантности подростков.

Методологическую основу исследования составляют:

философские, психологические и педагогические концепции и теории о личности как субъекте педагогических отношений; идея о

детерминированности педагогической теории и практики общественными процессами; целостный, системный подход к исследованию динамичных общепедагогических систем; общая теория деятельности и деятельностного развития личности; теории социализации личности; философские основания современной парадигмы образования, теории культурологического обоснования образования.

Теоретическую основу исследования составляют: психологические концепции общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Я.Л. Коломинский, М.Н. Каган, Б.Ф. Ломов, A.A. Леонтьев, В.Н. Панферов, А. Маслоу и др.), теории педагогики общения (Ю.П. Азаров, B.C. Грехнев, А.Ю. Гордин, В.А. Кан-Калик, О.В. Кириллова, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, A.B. Мудрик, A.B. Петровская, В.М. Раченский, И.И. Рыданова, Г.Н. Филонов, Р. Шмидт, У. Найсер, Ф. Хайдер,); исследования связи и отношений общения с духовной сферой личности (B.C. Агеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Э. Берн,

A.Ю. Гордин, И.С. Кон, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К. Юнг); исследования прикладных аспектов общения (Г.Х. Калеро, А. Маерс, P.C. Немов, Д. Ниренберг, Д. Ричардсон, В.Ф. Скиннер, Л.Д. Столяренко, и др.); исследования возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин), положения о социально-педагогических возможностях воспитательной работы (Р.В. Вендровский, C.B. Кульневич, Б.Т. Лихачев, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, Г.П.Скамницкая); работы по проблемам воспитания на основе комплексного, системного, культурологического подходов (B.C. Библер, H.H. Бондаревская, И.Д. Демакова,

B.А. Караковский, B.C. Кузин, Т.И. Петракова, Э.И. Сокольникова и др.) и социальном и педагогическом взаимодействии участников педагогического

процесса (A.B. Антонова, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова, A.A. Шаталова, Л.Ф. Шеховцова, J1.A. Чуприна)

В ходе работы использовался комплекс методов исследования, позволивший адекватно разрешить поставленные задачи: теоретический анализ, историко-педагогический анализ, сравнительный анализ литературных и документальных материалов, прямо или косвенно относящихся к проблеме исследования; структурный анализ и синтез педагогических явлений; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок. Также были использованы социологические и психологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг, метод комплексного социального моделирования, тестирование, а также математические методы для обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 город-курорт Анапа; муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4 город-курорт Анапа, негосударственная частная школа «Город Солнца» (г.Москва). Исследованием было охвачено более 350 учащихся 8—11 классов, 19 учителей, в том числе 4 социальных педагога.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2004 — 2006 it.) — поисково-теоретический. На основе анализа научных философских, социологических, педагогических, социально-психологических отечественных и зарубежных исследований, материалов периодической печати и опыта работы общеобразовательных школ изучалось состояние проблемы в теории; определялись научный аппарат, гипотеза и экспериментальная база исследования; разрабатывались модель, программа, педагогические условия, критерии и показатели культуры толерантного общения подростков.

Второй этап (2007 — 2010 гг.) — опытно-экспериментальный. Были разработаны программа и методика эксперимента; осуществлены методическое, организационное и технологическое обеспечение процесса формирования культуры толерантного общения учащихся, а также оценка эффективности содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, способствующей воспитанию толерантности старших подростков.

Третий этап (2011 - 2014 гг.) — заключительно-обобщающий. Проведение анализа, систематизация, корректировка и интерпретация полученных в ходе исследования данных, подведение итогов экспериментальной проверки, формулировка выводов по проделанной работе, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

•уточнено представление о сущности и структуре культуры толерантного общения как интегративном социально-психологическом и педагогическом феномене, как неотъемлемом и существенном компоненте учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;

• дано определение понятию «культура толерантного общения» с позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, как сложной интегральной системе качеств, которая характеризует степень развития социально-нравственных ценностей, убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей личности, проявляющихся в различных ситуациях общения, в сравнении с гуманными ценностями, принципами, правилами, считающимися в современной социокультурной среде и общении нормативными и толерантными;

• выявлены и систематизированы трудности и факторы, влияющие на эффективность формирования культуры толерантного общения подростков (социально-психологические, педагогические, культурологические);

• теоретически обосновано и осуществлено многомерное моделирование воспитания культуры толерантного общения подростков как процесса и системы, находящейся в динамике и состоящей из совокупности компонентов и этапов, реализуемых в учебно-воспитательном процессе школы;

• выявлен комплекс педагогических условий организации внеклассной воспитательной работы, обеспечивающих достижение оптимального уровня сформированности культуры толерантного общения учащихся старших классов общеобразовательной школы;

• определены возможности и особенности формирования культуры толерантного общения учащихся в процессе коллективной творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

•внесен вклад в разработку проблемы повышения эффективности воспитательной работы общеобразовательной школы путем интеграции усилий педагогического коллектива, учащихся, родителей и социальных партнеров школы по формированию культуры толерантного общения подростков средствами коллективной творческой деятельности;

• определены направления совершенствования внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы на основе коллективной творческой деятельности, консолидирующей воспитательные усилия субъектов образования и обеспечивающей развитие толерантных демократических отношений и общения;

• определены уровни сформированности культуры толерантного общения подростков и разработаны их содержательные характеристики;

• обоснованы показатели эффективности внеклассной воспитательной работы как средства формирования культуры толерантного общения школьников;

• разработана многомерная теоретическая модель формирования культуры толерантного общения учащихся общеобразовательной школы как системы, процесса и результата целенаправленной управляемой педагогической деятельности, дополняющая и развивающая существующие концепции воспитания культуры общения и толерантности и обеспечивающая целостный подход, оценку эффективности и коррекцию процесса воспитания толерантного

сознания и поведения учащихся в соответствии с изменяющимися объективными и субъективными условиями;

Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования представлена следующими разработками: 1 Теоретические экспериментальные модели: динамическая и факторная модели процесса формирования культуры толерантного общения учащихся общеобразовательной школы; структурно-содержательная модель культуры толерантного общения личности как результата деятельности общеобразовательной школы по воспитанию толерантности учащихся; модель технологии внеклассной воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения. 2. Комплект организационного и методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры толерантного общения школьников в системе внеклассной воспитательной работы в общеобразовательной школе. 3. Методика мониторинга эффективности внеклассной воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения подростков.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических позиций; исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логике; повторяемостью полученных данных на разных этапах эксперимента и использованием результатов исследования общеобразовательных школ в целях создания собственных систем и программ воспитания толерантности учащихся.

На защиту выносятся:

1. Обоснование теоретико-методологических основ формирования культуры толерантного общения учащихся общеобразовательных школ в системе внеклассной воспитательной работы.

2. Характеристика комплекса педагогических условий, обеспечивающих оптимальность процесса формирования культуры толерантного общения учащихся как основы успешного развития и социализации личности: методологические (условия научно-теоретической разработки проблемы), методические (рекомендации по моделированию, проектированию и организации внеклассной воспитательной работы по воспитанию толерантности), процессуальные (обоснованность порядка взаимодействия субъектов деятельности, обеспечивающего результативность процесса формирования культуры толерантного общения).

3. Теоретическая многомерная модель формирования культуры толерантного общения подростков как системы, процесса и результата целенаправленной воспитательной работы общеобразовательной школы и целевая программа ее практической реализации.

4. Критерии, показатели и методика мониторинга эффективности формирования культуры толерантного общения в процессе внеклассной работы

5. Рекомендации для руководителей и преподавателей общеобразовательных школ по осуществлению внеклассной воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялись в процессе учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа №1 города-курорта Анапа, муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа №4 города-курорта Анапа, негосударственной частной школе «Город Солнца» (г.Москва).; докладывались и получили одобрение на заседании Ученого совета Института общего образования Минобрнауки (2004-2005 гг.), заседаниях кафедры креативной педагогики и профессионального образования ФГБОУ ВПО "Московский государственный индустриальный университет" (2010, 2012, 2013 гг.), курсах повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников системы общего среднего образования (2003-2005гг.), на научно-методических и научно-практических конференциях - X Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы географического образования в России» - Анапа, 2011; II межрегиональной научно-пракпгческой конференции «Многообразие культуры как единство народов» - Краснодар, 2013, региональной научно — практической конференции «Культура мира: традиции и перспективы». — Анапа, 2013, а также через опубликованные научные статьи и методические рекомендации автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 299 источников - трудов отечественных и зарубежных авторов. Диссертация иллюстрирована 16 таблицами и б приложениями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, отражена новизна и значимость работы, обосновывается достоверность полученных в исследовании результатов и выводов, характеризуется сфера их апробации и внедрения.

В первой главе «Проблема формирования культуры толерантного общении школьников в теории и практике общего образования» характеризуются теоретико-методологические основы толерантности как феномена социальной действительности, раскрываются актуальные проблемы и условия воспитания толерантности личности, осуществлен анализ сущности, цели и приоритетных принципов воспитания у школьников культуры толерантного общения. В главе обосновываются концептуальные подходы к моделированию адаптивной системы воспитательной деятельности

общеобразовательной школы, оптимизированной на решение задач формирования культуры толерантного общения подростков.

Для русского языка слово "толерантность" относительно новое, и четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы раскрыть его сущность, в диссертации осуществлен лингва-этимологический анализ, который показал, что при всем внешнем различии определений этого понятия в различных языках общим является смысл - терпение, которое предполагает в первую очередь воспитанность, требующую самоограничений и позволяющую относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. Б различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения рассматриваемого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений. В диссертации рассматривается многосложность пути концептуализации и операционализации понятия «толерантность», в котором можно выделить этапы: вызревания и осознания феномена толерантности (М. Лютер, Ф. Вольтер, 11. Бейль и др.); становления идей толерантности с точки зрения политического утилитаризма М. Монтеня и Ж.-Ж. Руссо; борьбы за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпох}' Просвещения; эмпирического исследования толерантности с социолого-психологических позиций (С. Стоуффер, Д.Салливан и П. Снидерман и др.); научно-педагогического обоснования сущности толерантного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Дж. Бэнкс, Б.З. Вульфов, В.А. Лефевр, Б.Т.Лихачев, М.М. Поташник и др.)

На основе проведенного анализа был сделан вывод, что основной смысл толерантности — терпимость к "чуждому", "иному". Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития, когда это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Для целей нашего исследования важно было не только вывести общую дефиницию понятия толерантности, но и выделить конкретные уровни (степень) толерантности к "чуждому", "иному" и к его носителям. Проведенный анализ литературы показал, что в социологических и психолого-педагогических исследованиях (А.Г. Асмолов, В.С.Глаголев, В.М. Золотухин, И.С. Якиманская и др.) эти уровни определяются следующим образом:

- активное осуждение, требование применения к "иному" репрессивных мер;

- осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета "чуждого", но без применения репрессивных мер;

- безразличное отношение к "чуждому", "иному";

- неприятие "чуждого", но уважительное отношение к нему и его носителям.

- действенное уважение к "чужому", "иному", борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным.

Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий - с незрелыми установками. Четвертый-пятый - с разной степенью развитой толерантностью.

В диссертации показано, что формирование толерантности - длительный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни, идущий под воздействием множества факторов, решающим среди которых является образование. Причем целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни.

Далее в диссертации показано, что особенность толерантности детей связана с тем, что она складывается с рано появляющейся у них способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерантность - объективно динамичный феномен, за которым — ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Среди источников, прямо или опосредованно формирующих и питающих толерантность ребенка, следует назвать: семью, как живой пример приоритетов в отношениях и поступках взрослых; образовательную среду ребенка, несущую свои ценности, систем}' отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности; личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, потока «образцов», транслируемых СМИ. Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности.

Степень соответствия поведения личности нормам и требованиям принятого в обществе взаимодействия проявляется в культуре его общения, коммуникативной культуре, которая проявляется в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношении; щадить самолюбие собеседника, коллеги; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении. В работах, посвященных данной проблематике, в той или иной связи поднимаются (иногда не называя этот термин впрямую) вопросы толерантности, как качества личности, сущностной характеристики культуры общения. Однако как предмет исследования культура толерантного общения школьников выступает достаточно редко. Чаще всего деятельность школы по воспитанию культуры толерантного общения рассматривается на уровне эмпирического описания опыта.

Мы исходим из того, что формирование культуры толерантного общения должно рассматриваться как важнейшая цель общеобразовательной школы. Именно толерантность выступает как генерализирующий компонент эффективного межличностного общения, для которого характерно, по словам К. Роджерса: естественность и спонтанность в выражении чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый конкретный момент взаимодействия; безусловно положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о Другом и принятие его как равноправного партнера по общению; эмпатийное понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроениям, мыслям Другого в ходе контактов с ним. В противовес толерантному общению выступает интолерантное, характеризующееся проявлениями агрессии, деструктивного поведения, представлениями личности о своей исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Взращивание культуры толерантного общения требует соблюдения определенных принципов, к числу которых следует, прежде всего, отнести: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее; добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести»; умение принудить себя, не принуждая других; подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности; принятие Другого, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Таким образом, культура толерантного общения является сложной интегральной системой личностных качеств, которая характеризует степень развития социально-нравственных ценностей, убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и поведения учащихся, проявляющихся в различных ситуациях общения, в сравнении с гуманными ценностями, принципами, правилами, считающимися в современной социокультурной среде и общении нормативными и толерантными.

Данное определение мы принимаем в качестве рабочего при проведении экспериментального исследования. При том мы учитывали, что толерантность — довольно абстрактное понятие, оно малодоступно для наблюдения и измерения научными методами. В связи с этим организация воспитательной работы в данном направлении сопряжено со значительными трудностями и требует тщательного моделирования системы, процесса и результатов работы по формированию культуры толерантного общения.

Во второй главе «Педагогические условия формирования культуры толерантного общения подростков в условиях внеклассной работы школы» представлены программа экспериментальной работы, методы и результаты диагностического исследования практики организации толерантного воспитания школьников и оценка его эффективности для решения задач формирования культуры толерантного общения подростков. Дана характеристика созданных в процессе эксперимента моделей и организационно-педагогических условий внеклассной воспитательной работы как средства

формирования культуры толерантного общения учащихся 8-11 классов, описаны программа и процедуры психолого-педагогического сопровождения и мониторинга эффективности экспериментальной работы.

Основная часть экспериментальной работы проводилась в общеобразовательных школах города-курорта Анапа. Уникальное географическое положение края и близость к государственной границе, нестабильная сейсмологическая обстановка - все это говорит о высокой вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Анапа объединяет людей разных национальностей, разной веры. Эта ключевая фраза Нравственного кодекса анапчанина определяет отношение жителей к своей малой Родине. Ворота города открыты для всех, кто честно трудится, растит детей, преумножает славу лучшего детского курорта России. И жители хотят, чтобы в регионе соблюдались традиции и обычаи, заложенные предками, и каждый живущий в Анапе знал, что от его активной жизненной позиции зависит сегодняшнее и будущее благополучие каждой семьи. Не удивительно, что обеспечение безопасности жизнедеятельности города-курорта, мирное сосуществование различных наций и национальностей — приоритетное направление политики городских властей. Поэтому, приступая к эмпирическому исследованию, мы задали себе вопрос, насколько в школе подготовлена «база» к восприятшо данной проблемы.

Из 370 участвовавших в анкетном опросе учащихся 8-11-х классов общеобразовательных школ гг. Анапы и Москвы 75,7% не проявляют интереса к проблемам толерантности и не видят необходимости в специальных мероприятиях. Хотя, по статистическим данным, в российских городах в целом проявления интолерантности (этнической, культурной, религиозной и т.п.) подростков и молодежи не являются редкостью.

В процессе дополнительных бесед и использования тезаурусного метода исследования выяснилось, что представления о сущности толерантности у учащихся основной общеобразовательной школы поверхностны. Исследование выявило стремление испытуемых внешне (на словах) соответствовать нормам, соблюдать закон, а внутренне — готовность нарушить «в случае необходимости» (надо соблюдать правила поведения в школе, не лгать взрослым, но если друг совершил мелкий проступок - выручать любыми средствами), т.е. проявляли толерантность к нарушению закона, а по сути — интолерантность. Стремление испытуемых соответствовать социальной желательности (мир — хорошо, война — плохо и т.д.) выявило категоричность в оценках при отсутствии понимания термина и самого явления толерантности. Практически все ответы сводились к разделению всех понятий на две категории: «миролюбие» и «экстремизм», «война» и «мир», соответственно, «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо».

Исходя из того, что ответственность за воспитание толерантности преимущественно несет школа, нами была организована экспериментальная работа по формированию культуры толерантного общения подростков в процессе внеклассной воспитательной работы, которая проводилась в три этапа с 2004 по 2013 гг.

Предметом аналитической деятельности на первом этапе эксперимента явилось определение фактического состояния уровня культуры толерантного общения учащихся 8-11-х классов школ, участвующих в эксперименте, а также исследование условий внеклассной работы, способствующих или препятствующих решению задач эксперимента.

Анализ результатов исследования шел по двум направлениям: а) выявление различий в уровне культуры толерантного общения подростков различных классов экспериментальной и контрольной школы и б) количественное и качественное измерение уровня культуры толерантного общения подростков по параметрам: социально-психологический (общие и индивидуальные свойства личности); коммуникативный (коммуникабельность, ценностные ориентации, мотивация, самоопределение, компетентность, активность, ответственность, способность к саморазвитию и самореализации и т.д.).

До начала констатирующего эксперимента с целью коррекции его программы был проведен опрос руководителей и педагогов школ. Пракпгчески 77% респондентов ответили, что понимают важность данной проблемы, однако почти никто из участников опроса не считает высоко эффективной работу школы по формированию культуры толерантного общения учащихся. В диссертации выявлены и проанализированы причины данной ситуации. В частности, наше исследование позволяет сделать вывод, что существующие мероприятия, направленные на толерантное воспитание учащихся (даже в тех учебных заведениях, где они проводятся регулярно), проводятся преимущественно на основе словесных методов (беседы, лекции, дискуссии, праздники) и не ориентированы на старших школьников как субъектов толерантного поведения. Традиционная практика воспитательной работы в этом направлении носила и продолжает носить формальный характер.

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что формирование толерантности и культуры толерантного общения подростков происходит более эффективно при конкретных условиях организации внеклассной работы, а именно:

- наличии обоснованной модели и программы работы учебного заведения, направленных на целенаправленное формирование культуры толерантного общения;

- сотрудничестве и сотворчестве педагогического коллектива (администрации, педагогов-предметников, классных руководителей, психолога), родителей, представителей общественности и школьников в рамках системы соуправления;

- дифференцированном подходе к разработке форм организации общения подростков, построенных на толерантной, рефлексивной и диагностической основе;

- включении школьников в процессе внеклассной работы в различные доступные виды активной социальной и культурологической деятельности, требующие проявления качеств толерантной личности.

Определяя толерантность как цель экспериментальной работы, мы понимаем ее как способность субъекта признавать существование иной точки зрения,

многообразие культурных отличий на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, что обеспечивает устойчивость индивидуальности человека (т.е. позволяет не поступаться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме. В связи с этим непременным условием для эффективного осуществления цели экспериментального исследования явилось четкое понимание факторов, влияющих на процесс формирования культуры толерантного общения. В результате их изучения мы пришли к выводу, что формирование культуры толерантного общения старшего подростка в большей степени обусловлена тем, насколько он осознает правоту и справедливость действий со стороны других индивидов, включен во взаимодействие с окружающими и принимает право на отличие других.

Опираясь на приведенные положения, мы осуществили моделирование процесса формирования культуры толерантного общения подростков в условиях внеклассной воспитательной работы в общеобразовательной школе. При моделировании динамики и критериев процесса формирования культуры толерантного общения подростков мы исходили из ее сущности, а также возрастных особенностей учащихся различных ступеней

общеобразовательной школы. Основным критерием эффективности внеклассной воспитательной работы школы при этом мы считали повышение уровня толерантности школьников, определение которого предполагает совокупность измерений, для которых мерой избираются как количественные, так и качественные характеристики, несущие в себе содержательное описание отдельных сторон или качеств личности по приведенным выше параметрам.

Формирование культуры толерантного общения предполагает создание специальной технологии, модель которой представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Модель технологии формирования культуры толерантного общения подростков

№ п/п Компоненты технологии Содержание компоненты

1 Цель Формирование оптимального уровня культуры толерантного общения подростков-учащихся общеобразовательной школы

2 Задачи - формирование оптимального мотивационного комплекса, интереса к проблеме и сознательной ориентации к проявлению толерантности в общении с различными группами людей; - формирование системы знаний о сущности толерантности и ее видах; - формирование умений проявлять толерантность в межличностном и групповом общении; формирование опыта самостоятельного нахождения и выбора возможных способов проявления внутренней и внешней толерантности в новых ситуациях;

- формирование опыта оценки и рефлексии проявлений толерантности и интолерантности в общении.

3. Методологическа я основа Идеи педагогики толерантности; антропологический подход; системный подход; культурологический подход; концептуальные идеи личностно ориентированного обучения; поликультурный подход; концепции диалога в познании и культуре.

4. Фазы - пропедевтическая: формирование у учащихся оптимального мотивационного комплекса, интереса к проблеме толерантного общения и сознательной ориентации на ее проявление. социально-формирующая: формирование системы знаний о сущности толерантного общения; формирование умений проявления толерантности в общении с различными людьми и в различных ситуациях, формирование опыта самостоятельного нахождения и выбора способов проявления внутренней и внешней толерантности; формирование толерантного отношения к себе.

5. Формы и методы - теоретический цикл: рассказ, беседа, объяснение, анкетирование, тестирование; - учебно-практический цикл: беседа, рассказ, объяснение, работа с источниками информации, анализ жизненных ситуаций и опыта, задания творческого характера, волонтерская деятельность; - развивающий цикл: ролевые и деловые игры, тренинги, дискуссии, диспуты, КТД. - досуговый цикл: посещения музеев, театров, вечера, конкурсы и пр.

6. Условия реализации создание воспитывающей поликультурной среды; организация коллективной творческой деятельности.

7. Результат Сформированная культура толерантного общения

Динамику изменений в уровнях развития культуры толерантного общения подростков мы представили как последовательный переход от одной фазы к другой, каждая из которых характеризуется определенной завершенностью, качественными особенностями структурных составляющих толерантности. Количественный (частота) и качественные (уровневые) показатели отражают степень развития составляющих толерантности.

Модель развития культуры толерантного общения основана на целостном подходе и рассматривается как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (случайное проявление толерантности в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого), через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых учителем (проявление

толерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятых в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной деятельности), от них — к становлению толерантности, выходящей за пределы малой группы (проявление толерантности, распространяющейся на членов других малых групп, на основе ценностно-ориентационного единства), готовность учащихся к самосовершенствованию.

На основе изучения сущности и структуры толерантности, а также возрастных особенностей старших подростков и повседневной практики мы выделяем четыре уровня культуры толерантного общения: начальный, низкий, средний и высокий, критерием выделения которых служит степень самостоятельности проявления подростками толерантности в процессе общения. Модель процесса формирования культуры толерантного общения позволяет отследить ее уровневые проявления по ряду показателей: наличие адекватной самооценки, непосредственная эмоциональная оценка, осознанность мотивации толерантности, характер совместной деятельности, ситуативное эмоциональное отношение, степень рефлексивной активности; зависимость от внешних условий, от ситуаций, в которые попадают подростки.

В результате анализа теории и практической разработки проблемы была сконструирована модель становления толерантной личности подростков-учащихся общеобразовательной школы в единстве мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов на основе деятельностного подхода, через осуществление прогностической, познавательной творческой, совместной и оценочной деятельности.

На основе проведенного анализа литературы, передовой педагогической практики и опыта работы школ, участвующих в эксперименте нами была разработана нормативная модель содержания внеклассной работы, оптимизированной на решение задач воспитания толерантности учащихся, включающая три основных компонента: внеклассная работа по учебным дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности; внеклассная работа по развитию творческой деятельности учащихся; внеклассная досуговая работа.

Созданные обобщенные модели формирования культуры толерантного общения подростков послужили в качестве основы для проведения формирующего этапа экспериментальной работы, целью которого было выявление и апробация педагогических условий, форм и методов воспитания культуры толерантного общения подростков средствами внеклассной работы.

В ходе специально организованной проектной деятельности в педагогическом коллективе была разработана комплексная целевая программа воспитания толерантности учащихся, которая предусматривала пять направлений работы:

1. Диагностико-аналитическая работа. Цель — получение своевременной и полноценной информации о характерологических особенностях личности школьников, динамике изменений в формировании культуры толерантного общения подростков и их личностной сфере, выявление трудностей,

препятствующих эффективному толерантному воспитанию учащихся общеобразовательной школы.

2. Информационно-просветительная работа. Цель - способствовать усвоению норм, правил, требований общества и учебного заведения к толерантности человека.

3. Культурно-созидательная работа. Цель - создать толерантную культурологическую среду в учебном заведении, способствующую эффективному формированию и развитию качеств и свойств личности, обеспечивающих толерантное межличностное и групповое общение.

4. Социально-коррекционная работа. Цель — обеспечить своевременную коррекцию отношений и взаимодействия учащихся в классных коллективах и в неформальных объединениях в соответствии с принципами толерантности.

5. Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и социальными партнерами. Цель - обеспечить готовность и способность руководителей подразделений школы, учителей, родителей и социальных партнеров к управлению процессом толерантного воспитания школьников.

Программа рассчитана на весь период обучения детей в школе с постепенным погружением учащихся в различные виды деятельности. Процесс формирования культуры толерантного поведения подростков в рамках программы осуществлялся как последовательность действий, условно разделенных на циклы, идущие параллельно:

1 цикл - теоретический, предполагает получение школьниками знаний и умений толерантного общения в ходе изучения учебных предметов.

2 цикл — учебно-практический, предполагает развитие толерантных личностных качеств и свойств, закрепление теоретических знаний в ходе практической деятельности подростков в рамках внеклассной работы по учебным предметам (предметные недели, олимпиады, конкурсы и пр.).

3 цикл - развивающий (внеучебный), предполагает развитие качеств и свойств толерантной личности посредством участия в ученическом самоуправлении, научном обществе учащихся, общественной и культурологической деятельности, выпуске школьной газеты, в факультативах, дискуссиях, ролевых играх, тренингах, посещения различных кружков, студий и Др.

4 цикл — досуговый, который предполагает участие школьников в различных видах деятельности по интересам, посещение театров, музеев, концертов и пр. Мы рассматриваем досуговую активность подростков как способ в определенной степени разумного заполнения свободного времени и как вид человеческой жизнедеятельности. Кроме того, структура свободного времени учащихся является показателем того, насколько сформированы ценностные ориентации и толерантные качества личности.

В процессе экспериментальной работы применялся подход, раскрывающий толерантность в контексте смыслов, эмоций и поведения. При работе с подростками были широко использованы специальные методы модерации, позволяющие корректировать ментальные установки школьников, проявляющиеся в негилизме, ригидности, неприемлемости чужого мнения. Мы учили

подростков выстраивать дискурс толерантности, который стремится избегать, во-первых, излишней гиперболизации (как хорошего у своих, так и плохого у чужих), а во-вторых - чрезмерного преуменьшения (признание возможности плохого у своих и хорошего у чужих как проявления установки на искренность).

Во время специальных тренингов, используемых как модель открытого обсуждения, мы развивали у ребят умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Задачи таких тренингов заключались в развитии эмпатических способностей; воспитании терпимости к инакомыслию; развитии коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; воспитании неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. В тренингах моделировались ситуации, в которых снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Исходя из того, что в старшем подростковом возрасте актуализированы многие черты интолерантности (агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала, комформность и закрытость референтных групп и т.д.), в ходе эксперимента была осуществлена попытка преодоления в общении и поведении школьников стереотипа "Свои — хорошие; чужие — плохие", являющегося основанием интолерантности. Для этого было использовано объединение подростков, как представителей различных социокультурных сред (региональных, этнических, культурных и др.), для совместной творческой и деятельности в рамках конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и нужных», проводимого при содействии органов образования, а также учебно-исследовательская деятельность в процессе выполнения учащимися 8-11 классов различных проектов.

Эффективность работы по формированию культуры толерантного общения подростков оценивалась в ходе мониторингового исследования, сопровождавшего все этапы эксперимента. Инструментом педагогического мониторинга являлась педагогическая диагностика, содержание и методы которой были определены в программе педагогического мониторинга. Полученные в ходе мониторингового исследования статистические данные и их анализ изложены в диссертации.

В целом мы получили положительную динамику в уровне сформированности всех компонентов культуры толерантного общения подростков (когнитивному, ценностно-ориентационному и деятельностно-практическому). Сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментов представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Динамика формирования культуры толерантного общения подростков (%).

Группа Этап Уровни

Начальный Низкий Средний Высокий

Контрольная группа Конст. 16,6 30,1 49,0 3,3

Формир. 10,1 40,3 36,66 12,94

Экспериментальная группа Конст. 15,4 51,6 32,3 0,7

Формир. 8,3 30,7 46,0 15,0

Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование культуры толерантного общения осуществлялось более успешно при внедрении разработанной нами модели и программы толерантного воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы. Наиболее заметно это проявилось в экспериментальной группе, где количество подростков со средним и высоким уровнем культуры толерантного общения увеличилось значительно (на 41,38,%), а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 44,83%.

Позитивно изменились все параметры культуры толерантного общения. Мы объясняем это тем, что по мере совершенствования смысловой, эмоциональной, информационной и практической основы толерантного общения у подростков происходят положительные изменения в мотивационной сфере, что оказывает влияние на возникновение потребности в постановке цели освоения культуры толерантного общения и готовности осуществлять общение на принципах толерантности. Исследование подтвердило предположение о том, что педагогическая деятельность по формированию одного из компонентов влияет на рост показателей по другим компонентам, при этом процесс формирования культуры толерантного общения подростков является управляемым, а работа в этом направлении позволяет повысить уровень культуры толерантного общения школьников и обеспечить создание комфортной толерантной атмосферы в школе в целом.

В заключешш диссертации обобщены основные результаты проведенного теоретического и экспериментального исследований, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.

1. Толерантности как социально-культурному феномену свойственна избирательность к воздействию проявлений окружающей действительности; особая форма личностного отношения, в основе которого лежит понимание и принятие другой культуры, другой самости, и терпимость, предполагающая допущение «инаковости», развивается на основе взаимодействия с «Другими» при условии их «инаковой» значимости для личности.

2. Коммуникативный аспект толерантности представляет собой готовность и способность личности к бесконфликтному, гармонизирующему общению. Деятельностный её аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте,

корректно вести межличностный спор и дискуссию, уважать позицию Другого. Аксиологический аспект толерантности проявляется в ценностных отношениях личности.

3. Толерантное воспитание имеет особое значение для общеобразовательных школ как основного института обучения, воспитания и социализации личности. В связи с тем, что подростковый и юношеский возраст более всего подвержен агрессивному поведению, проявлениям интолерантности, школа должна вести целенаправленную работу по формированию культуры толерантного общения подростков, включающую как учебную, так и внеклассную деятельность учащихся.

4. Основными причинами неэффективной работы школ в области формирования культуры толерантного общения подростков являются: отсутствие целевых программ и моделей организации толерантного воспитания школьников; доминирование в содержании воспитательной работы ситуативного подхода, а не научно-обоснованного его определения; однообразие условий и возможностей активной деятельности школьников, основанной на принципах толерантности; отсутствие у учителей и руководителей школ психолого-педагогической подготовки к управлению воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения; недопонимание администрацией школ необходимости теоретического и практического изучения вопросов толерантного воспитания школьников; неразвитость социально-психологических служб в учебных заведениях.

5. Реализация разработанной нами теоретической модели, целевой программы и технологии формирования культуры толерантного общения подростков позволила:

- обеспечить информационную компетентость школьников по различным аспектам толерантности как социально-политического феномена;

- создать условия для овладения подростками приемами толерантного общения и поведения в классе, семье, со сверстниками и взрослыми, снизить уровень агрессивности и конфликтности, повысить уровень удовлетворенности результатами межличностного, группового общения;

- оказать своевременную коррекционную помощь со стороны педагогов учащимся, повысить эффективность педагогического взаимодействия, снизить уровень учебной, социальной и личностной тревожности;

- укрепить социальное партнерство школы как основу для активного действенного проявления толерантности подростков.

6. Проведенный анализ практики внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы по формированию культуры толерантного общения подростков позволяет выделить следующие аспекты ее коррекции:

- цели и задачи данной работы должны быть обусловлены приоритетными задачами социально-политического развития общества, общечеловеческими ценностями и наличным уровнем развития интересов, подростков, их психологическими особенностями;

- организация форм внеклассной деятельности школьников должна строиться на принципах добровольности и свободы участия;

- каждый учащийся должен иметь возможность освоить различные сферы взаимодействия: межличностного, группового, коллективного в различных условиях и выработать устойчивую систему толерантных приемов и методов общения, исходя из индивидуальных качеств личности и интересов Других людей;

- воспитательные ситуации, создаваемые в целях формирования культуры толерантного общения, должны представлять подросткам возможности для успешного применения теоретических знаний о способах толерантных действий и форм реагирования, достижения ими оптимальных взаимовыгодных результатов общения;

- процесс формирования культуры толерантного общения подростков должен включать разнообразную внеклассную деятельность школьников, имеющую социально-значимую, нравственную ориентацию.

Результаты проведенного нами эксперимента позволяют утверждать, что выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась.

В приложениях приведены понятийно-терминологический аппарат исследования, теоретические модели, рекомендации педагогам по профилактике интолерантного поведения подростков, нормативно-правовая документация, диагностические методики, программа факультативного курса «Культура толерантного общения и речи».

Перспективы данного направления работы заключаются в реализации предложенных рекомендаций, а также в научно-методическом обосновании содержания и методики формирования культуры толерантного общения в контексте межэтнического, межконфессионального, межкультурного взаимодействия подростков; разработке пособий, программных средств, дидактических материалов для учителей, осуществляющих воспитательную работу с учащимися в данном направлении; совершенствовании методики диагностики толерантности учащихся школ различных регионов России; целенаправленной подготовке педагогических кадров и социальных партнеров общеобразовательных учебных заведений для осуществления толерантного воспитания детей и молодежи.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Левковец Т.Ю. Создание толерантной среды в школе как безотлагательный императив соврсменностн.//Среднее профессиональное образование, 2013, №4. — 0,4 п.л.

2. Левковец Т.Ю. О межнациональном общении в многонациональном регионе. В сб. научных трудов аспирантов и соискателей. М.: ИОО МО РФ, 2005. - 0,4 п.л.

3. Левковец Т.Ю. Современное образование России и процветание страны: толерантность и экономика. // «Экономика XXI в.: перспективы, проблемы, решения. Саратов: Ц11М «Академия бизнеса», 2011. - 0,6 п.л.

4. Левковец Т.Ю. Кейс-стади как один из методов здоровьесберегающих технологий. В сб. «Здоровье населения-основа процветания многонациональной России». Анапа: изд-во филиала РГСУ в Анапе, 2011. - 0,5 п.л.

5. Левковец Т.Ю. Актуальные проблемы и педагогические условия воспитания толерантности школьников»// «Проблемы и перспективы развития образования в Россию). Россия: Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2012. -7,87 п.л.;

6. Левковец Т.Ю. Проблема формирования культуры толерантного общения школьников в теории и практике образования.// «Динамика современной науки». Материалы II международной научно-практической конференции. Чехия: Пржемысл, 2012. №9. - 0,6 п.л.

7. Внеклассная работа как фактор формирования толерантного поведения школьников»// «Прикладные научные разработки». Материалы VIII международной научно-практической конференции. Чехия: Прага, 2012. №6.-0,5 п.л.

8. Левковец Т.Ю. «Формирование культуры толерантного общения как цель и критерий воспитательной работы школы современной России»// «Социально-экономическое развитие современного государства в условиях глобализации». Саратов: СГСЭУ, 2012. — 0,6 п.л.

9. Левковец Т.Ю «Формирование культуры толерантного поведения школьников»// «Информационные технологии в образовании, науке, производстве и бизнесе». Россия: Саратов,2012. —0,7 п.л.

Формат 60x90/16. Гарниту ра Times New Roman. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 303.

Отпечатано с оригинал-макета в AHO ЦТ Принт Москва, ул. Летниковская, 2, стр.2.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Левковец, Татьяна Юрьевна, Москва

На правах рукописи

04201457053

ЛЕВКОВЕЦ Татьяна Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель Воленко Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................3 -15

Глава I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И

ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Толерантность как феномен культуры и социальной действительности..................................................................16 - 30

1.2. Актуальные проблемы и педагогические условия воспитания толерантности старших школьников..........................................30-46

1.3. Формирование культуры толерантного общения как цель и критерий

воспитательной работы школы..................................................46-64

Выводы по первой главе............................................................64-66

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

2.1. Моделирование процесса формирования культуры толерантного

общения старшеклассников в современной школе.......................67 - 98

2.2. Внеклассная работа как средство формирования культуры толерантного общения подростков.............................................98 - 118

2.3. Мониторинг эффективности внеклассной работы по формированию

культуры толерантного общения старшеклассников.....................118 - 141

Выводы по второй главе..........................................................141-142

Заключение.................................................................143 - 145

Библиография.............................................................146 - 161

Приложения....................................................................................162- 175

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу, что требует активизации поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других людей. При этом гуманистическая педагогика понимает невозможность осуществления реальных изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, саморазвития. Однако существуют и факторы, препятствующие этому. К ним можно отнести:

- отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма в обществе;

- рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые обусловлены развившимся у людей чувством «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран;

- свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием, принять и понять Другого именно как Другого; представить себе, что перед ними другая культура - с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. Зачастую подростки пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической напряженности в обществе, реализации

системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межконфессиональных отношений Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.); разработана «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (до 2015 г.), направленные на создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания. Важным документом в этом контексте стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.». Так как настоящая государственная Программа является продолжением аналогичных, разработанных на периоды 2001 - 2005 гг., и 2006 - 2010 гг., то главной ее целью выступает дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания и толерантного сознания граждан.

В Федеральной программе развития образования в России определяются стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, включающими преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Особо подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры.

Взаимодействие образования и культуры воспринимается современным образованием как норма, заданная самим определением культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, З.И. Равкин, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Ю.В.Шаронин и др.).

Понятие толерантности, как одного из проявлений культуры общества, формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Эволюционное развитие толерантного человека тесно связано с процессом формирования человеческой общности. Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного - исследователи проблемы толерантности (А.Г. Асмолов, Дж. Бэнкс, И.В. Бестужев-Лада, Б.З. Вульфов, М.М. Поташник, Е.Я. Ямбург и др.) отмечают в ней прямо противоположные качества. (20, 21, 62, 37, 76, 76, 210, 292, 293). Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь значительные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, встречающейся в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность как социальный феномен, в значительной мере влияющий не только на развитие общественного климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для воспитания и развития современного человека. Как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер, самой страшной из грозящих катастроф являются не различные варианты физического уничтожения человечества, а антропологическая катастрофа — уничтожение человеческого в человеке. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Категория «толерантность» исследуется в контексте различных областей научного знания, что приводит к специфическому определению ее содержания в каждой из них. Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-

нибудь деле, работе и как способность терпеть. Сущностные характеристики толерантности как целостного личностного образования выявляются на основе анализа философской (И.В. Бестужев-Лада, М.М. Бахтин, В.М. Золотухин, В.А. Лефевр, Ю.А. Шрейдер и др.), психологической (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, B.C. Кукушкин,. Е.Г. Луковицкая, Д. Майерс, Д. Мацумото К. Муздыбаев, A.A. Реан и др.), педагогической (Е.В. Баскакова, А.Ю.Белогуров, Е.В. Бондаревская, Дж. Бэнкс, Б.З. Вульфов, С.А. Герасимов, Л.П. Ильиченко, Б.Т. Лихачев, З.Ф. Мубинова, Т.И.Петракова, М.М. Поташник, С.Ю.Сенатор, П.В. Степанов, М.Г. Тайчинов, Е. Ямбург и др.), социологической (Р.Г. Гурова, О.В.Цируль и др.), культурологической (B.C. Библер, Н.Б.Крылова и др.), этнокультурологической (М.А. Богоделыцикова, Г.С. Волкова, О.В. Гукаленко, Л.И. Ильиченко, Т. Ф. Кузина, Л.И. Паина, E.H. Третьякова, Сафина Р.Н. и др.) точек зрения. В связи с этим в научной литературе сформировалось многообразие подходов к сущностным характеристикам толерантности.

Наиболее глубоко изучены проблемы воспитания толерантности в структуре межнационального общения (В.Х. Абелян, А.Ю.Белогуров, A.M. Булынин, М.А. Дадов, Р.И. Кадиева, Л.В. Кузнецова, Н.Е. Сидорова, М.Г. Тайчинов, Ф.Ф. Харисов и др.). Вопросы формирования толерантности личности в поликультурном обществе изучались О.В. Гукаленко, B.C. Кукушкиным, П.В. Степановым, A.B. Шафиковой и др. Педагогические условия воспитания толерантности у школьников различных возрастных групп были предметом исследования Е.В. Брянцевой, С.А. Герасимова, О.Б. Скрябиной, Ю.П.Сокольникова, Э.И.Сокольниковой. Как фактор социализации личности толерантность представлена в работах И.В. Крутова, О.В. Цируль. Вопросы толерантного поведения и взаимодействия молодежи рассматривались в исследованиях А.Ю.Белогурова, О.В.Воленко, В.К. Григорьева, А.В Медведевой, Н.В. Морозова, Т.С. Таюрской и др. Как одна из характеристик культуры общения учащихся толерантность исследуется в работах М.А. Абдуллиной, H.H. Антоновой, О.В. Никонова, Л.И. Савва, С.О.

Товгазовой, М. Углицкой и др. Широкий спектр работ посвящен обобщению опыта воспитания толерантности школьников (В.И. Дружинин, И.Б. Ершов, Л.В. Кожурина, С.А. Кубло, М.И. Рожков и др.)

Существенное значение для разработки вопросов воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ имеют исследования таких зарубежных исследователей, как Д. Барнум, Д. Лоуренс, Д. Маркус, С. Мендас, С. Стоуффер, Д. Салливан, П. Снидерман, Ф. Флетчер и др.

Работы перечисленных и других авторов позволили изучить важные стороны проблемы воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ, а также выявить ее перспективы.

Анализ результатов имевшихся в нашем распоряжении педагогических и социально-психологических исследований, изучение практики

формирования толерантности детей и подростков в общеобразовательных школах стали основой для постановки проблемы исследования. Несмотря на обилие теоретических подходов к исследованию проблем воспитания толерантности общества и личности, остается много спорного и нерешенного, а именно:

• недостаточная теоретическая разработанность проблемы воспитания толерантной культуры общения учащихся общеобразовательных школ;

• ориентация системы работы общеобразовательной школы преимущественно на вербальные формы и методы формирования толерантного сознания, а не на сформированность у детей и подростков умений решать ежедневные ситуации общения с толерантных позиций;

• низкий уровень воспитательной работы, реализуемой в учебное и внеурочное время в целях формирования культуры толерантного общения;

• слабая разработанность вопросов формирования культуры толерантного общения в процессе внеклассной воспитательной работы;

• неподготовленность руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ к реализации задач воспитания толерантности.

Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос, какие педагогические условия необходимо создать и как следует организовать процесс внеклассной воспитательной работы, чтобы обеспечить способность и готовность подростков к толерантному общению. Сущность проблемы определила тему исследования: «Формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы».

Цель исследования — выявить и экспериментально обосновать педагогические условия и формы формирования культуры толерантного общения учащихся старших классов общеобразовательной школы во внеклассной воспитательной работе.

Объект исследования - система воспитательной работы общеобразовательной школы.

Предмет исследования - педагогические условия и формы внеклассной воспитательной работы по формированию культуры толерантного общения у подростков - учащихся старших классов общеобразовательной школы.

В качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что формирование культуры толерантного общения подростков в системе внеклассной воспитательной работы будет эффективной, если:

- организация внеклассной воспитательной работы ориентирована на целостность педагогического процесса, обеспечивающего готовность выпускников школы к общению на принципах толерантности, на преемственность каждого этапа процесса формирования культуры толерантного общения;

содержание и формы формирования культуры толерантного общения оптимизируются в процессе целенаправленной внеклассной воспитательной работы с учетом психолого-педагогических особенностей подростков, сущностных характеристик развития личности на мотивационно-ценностном, когнитивном и операционально-деятельностном уровнях;

в школьных коллективах создана демократическая микрополитика и атмосфера общения, проводниками которой являются учителя, учащиеся, их родители и социальные партнеры школы;

- целенаправленно осуществляется коллективная творческая практическая деятельность, направленная на формирование культуры толерантного общения подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать совокупность педагогических и социально-психологических положений и идей, составляющих теоретико-методологические основы воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ в системе внеклассной воспитательной работы.

2. Охарактеризовать комплекс педагогических условий организации внеклассной воспитательной работы, обеспечивающих формирование у подростков культуры толерантного общения.

3. Разработать многомерную теоретическую модель формирования культуры толерантного общения учащихся общеобразовательной школы и комплексную целевую программу ее реализации в процессе внеклассной воспитательной работы.

4. Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, разработать научно-методические рекомендации для руководителей и учителей общеобразовательных школ по воспитанию толерантности подростков.

Методологическую основу исследования составляют:

философские, психологические и педагогические концепции и теории о личности как субъекте педагогических отношений; идея о детерминированности педагогической теории и практики общественными процессами; целостный, системный подход к исследованию динамичных общепедагогических систем; общая теория деятельности и деятельностного развития личности; теории социализации личности; философские основания

современной парадигмы образования, теории культурологического обоснования образования.

Теоретическую основу исследования составляют: психологические концепции общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Я.Л. Коломинский, М.Н. Каган, Б.Ф. Ломов, A.A. Леонтьев, В.Н. Панферов, А. Маслоу и др.), теории педагогики общения (Ю.П. Азаров, B.C. Грехнев, А.Ю. Гордин, В.А. Кан-Калик, О.В. Кириллова, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, A.B. Мудрик, A.B. Петровская, В.М. Раченский, И.И. Рыданова, Г.Н. Филонов, Р. Шмидт, У. Найсер, Ф. Хайдер,); исследования связи и отношений общения с духовной сферой личности (B.C. Агеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Э. Берн, А.Ю. Гордин, И.С. Кон, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К. Юнг); исследования прикладных аспектов общения (Г.Х. Калеро, А. Маерс, P.C. Немов, Д. Ниренберг, Д. Ричардсон, В.Ф. Скиннер, Л.Д. Столяренко, и др.); исследования возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин), положения о социально-педагогических возможностях воспитательной работы (Р.В. Вендровский, C.B. Кульневич, Б.Т. Лихачев, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, Г.П.Скамницкая); работы по проблемам воспитания на основе комплексного, системного, культурологического подходов (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, B.C. Кузин, Т.И. Петракова, Э.И. Сокольникова и др.) и социальном и педагогическом взаимодействии участников педагогического процесса (A.B. Антонова, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова, A.A. Шаталова, Л.Ф. Шеховцова, Л.А. Чуприна)

В ходе работы использовался комплекс методов исследования, позволивший адекватно разрешить поставленные задачи: теоретический анали�