автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека
- Автор научной работы
- Шарманджиев, Дорджи Адьянович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шарманджиев, Дорджи Адьянович, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Идеал совершенного человека как феномен калмыцкой народной педагогики и этики
§ 1. Эволюция представлений о хорошем человеке, идеале личности
§ 2. "Джангар" в контексте концепции совершенного человека
ГЛАВА 2. Содержание, методы и средства воспитания младших подростков на народном идеале человека
§ 1. Народный идеал совершенного человека в условиях возрождения национальной культуры и образования
§ 2. Методы и средства воспитания на народном идеале человека
§ 3. История и культура калмыков в системе формирования личности на народном идеале человека. Результаты и итоги эксперимента. 104 Заключение 133 Список литературы 136 Приложение
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека"
Актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед национальной и общеобразовательной школами Калмыкии, необходимостью возрождения родного языка, традиционной культуры воспитания, исторической памяти народа.
Депортация калмыков в Сибирь (1943-1957 гг.), уничтожение древней письменности и оригинальной литературы, планомерное вытеснение калмыцкого языка, ликвидация буддийских храмов и священнослужителей поставили малочисленную нацию на грань духовного и физического вымирания.
Трагические события новейшей истории калмыков отразились и на состоянии национального самосознания и мировоззрения, составной частью которых является народный идеал совершенной личности.
В связи с этим, предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению калмыцкого языка и культуры немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, одна из основных целей которых - развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека, что в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени, ибо как полагал К.Д.Ушинский, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое1.
Идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности (Волков Г.Н.). Его необходимо рассматривать и как основополагающую идею этнической педагогики и как еномен истории и
В последние годы в бывших автономных образованиях Российской Федерации обозначилась проблема выработки нравственно-этических ориентиров для подрастающего поколения, а в более широком смысле создание национальной идеологии или так называемой "национальной идеи". Изучение эво
Ушинскйй К.Д. О народности в общественном воспитании // Педаг. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1988.-С 244. люции народного идеала совершенной личности и его современного состояния позволит приблизиться к решению данной задачи.
Актуальность избранной темы диссертации обусловлена также тем, что в контексте возрождения калмыцкой культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость практической реализации этого процесса. Значение данного исследования также связано с задачей этнопсихологического и этно-педагогического сопровождения становления и развития калмыцкой национальной школы.
В то же время в проблеме идеала совершенного человека проявляется то общечеловеческое, которое объединяет различные народы. Это положение еще I более усиливает актуальность избранной темы, когда наряду с возрождением национальной культуры обществу необходимы объединяющие, интеграционные подходы в регулировании межэтнических отношений.
Различные аспекты основополагающей этнопедагогической идеи — феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Бодиной Е.А., Бугаевой А.Л., Бурхинова Д.М., Волкова Г.Н., Данилова Д.А, Искакова Т.К., Леонова A.M., Мукаевой О.Д., Ормонова Т., Петровой Т.Н., Сайфуллаевой М., Тайчинова М.Г., Тамбиевой З.М., Ховратовича Б.М., Цаллаговой З.Б. и др.
Социально-философские проблемы понятий "идеал", "идеальное", "совершенство личности" раскрывались в работах Гачева Г., Дубко Е.Л., Дубровского Д.Й., Ильенкова Э.В., Канта И., Крауса В., Нарского Н.С., Татаркеви-ча В., Титова В.А., Фромма Э., Хайду П., Шпенглера О., Шпета Г.Г.
Методологические и психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях рассматривались в трудах Абульхановой-Славской К.А., Божович Л.И., Бреслав Г.М., Выготского Л.С., Коротова В.М., Лихачева Б.Т., Мудрика А.В., Мухиной B.C.
Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание Гнатенко П.И., Горячева А.И. Дашда-миров А.Ф., Иванова А.А., Козлов В.И., Кон И.С., Кцоева Г.У., Кушнер П.И., Ле-вкович В.П., Панкова Н.Г., Мавродин В.В., Мухина B.C., Старовойтова Г.В.
Проблемы идеологии и мировоззрения тюрко-монгольских народов в той или иной степени затрагивали в своих работах Банзаров Д., Бартольд В.В., Влади-мирцов БЛ., Викторова Л.Л., Гумилев Л.Н., Илюмжинов К.Н., Жуковская Н.Л., Златкин ИЛ., Кычанов Е.И., Минаев С.А., Новгородова Э.А., Пюрбеев Г.Ц., Тре-павлов В.В., Эрдниев У.Э.
В то же время следует отметить, что феномен народного идеала совершенного человека не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем, история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, но это и судьбы людей, их идеалы, образ жизни.
История народа, во-первых, отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека; во-вторых, историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в легендах, преданиях и других произведениях народного и профессионального творчества.
Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоисследованные аспекты данной темы. Например, в современной этнопедагогической науке существует необходимость изучения феномена народного идеала человека в его развитии (генезис, эволюция понятия), что дает более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможность их педагогической реализации. Недостаточно разработаны также вопросы преемственности народно-педагогических представлений тюрко-монгольских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале.
В этой связи практический интерес представляет проблема воспитания детей на примере жизни и деятельности выдающихся представителей своего народа, а также соотношение понятий "народного" и "реальных"1 идеалов человека в истории этноса.
1 Педагогика и психология / Под ред. Радугина А.А. - М., 1999. - С. 198.
Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность школы, государственных и общественных организаций по формированию личности на народном идеале совершенного человека.
Предметом исследования является народный идеал человека как средство формирования личности младшего подростка.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования младшего подростка на народном идеале человека будет более эффективным при условии, если:
- будет раскрываться содержание народного идеала человека в ходе всех составляющих учебно-воспитательного процесса школы и других воспитательно-образовательных учреждений;
- деятельность государственных и общественных организаций, национальной интеллигенции по возрождению родного языка, культуры, образования направлена на интеграцию усилий с инновационными и общеобразовательными школами республики;
- осуществляется этнопедагогизация целостного процесса учебно-воспитательной работы в школе, основывающейся на идеях совершенной личности в народной культуре;
- в ходе занятий по этнопедагогическому предмету "Человек племени ойрат", другим предметам национально-культурной направленности у учащихся формируется интерес к истории и культуре своего народа, к народным и "реальным" идеалам личности.
Целью исследования является выявление воспитательных возможностей и педагогических условий развития личности младшего подростка на народном идеале человека в современной социокультурной и образовательной ситуации.
Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:
1. Изучить народно-педагогическую идею совершенного человека в ее развитии, применительно к конкретно-историческим условиям, рассматривая феномен народного идеала человека на историческом материале и определяя соотношение народного и "реальных" идеалов личности.
2. Раскрыть идею совершенства человека на примере народного эпоса "Джангар"; выявить возможность воспитания детей на нравственно-эстетических ценностях эпоса.
3. Рассмотреть содержание и раскрыть методы и средства развития личности младшего подростка на народном идеале человека в современных условиях.
Теоретико-методологическая основа исследования сложилась из пси-хологическйх теорий самосознания личности (А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.М.Леонтьев, В.С.Мухина, В.В.Столин и др.), социально-философских определений понятий "идеал" и "идеал человека" (Г.Гегель, И.Кант, В.Краус, Э.В.Ипьенков, Э.Фромм, О.Шпенглер, Г.Г.Шпет и др.), этно-социологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В.Бромлей, И.С.Кон, В.П.Левкович, Г.У. Кцоева, Н.Г. Панкова и др.), концепций этнопедагогической культуры (Г.Н.Волков, Г.И.Батурина, А.Л.Бугаева, З.Б.Цаллагова, М.Г.Харитонов, Т.Н.Петрова, В.М.Григорьев и др.), фундаментальных работ по истории и культуре калмыцкого народа, становлению и развитию национальной системы образования (ИЛ.Златкин, У.Э.Эрдниев, А.ШКичиков, Н.Ц.Биткеев, А.В.Бадмаев, П.А.Дарваев, О.Д.Мукаева, А.Б.Панькин и др.).
В работе использованы комплексные методы исследования:
- изучение научно-педагогической, социально-философской, психолого-педагогической и другой литературы по теме диссертации;
- анализ и обобщение педагогического опыта по изучаемой проблеме;
- устные и письменные опросы младших подростков;
- анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
- беседы и стандартизированные интервью;
- опытно-экспериментальная работа;
- статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в базовой экспериментальной школе "Алтн Гасн" ("Полярная звезда"), средних школах № 3, № 15, № 18, № 19 г. Элисты Республики Калмыкия.
Этапы исследования:
Данное исследование осуществлялось в течение 1992-1999 гг. в три этапа:
Первый этап (1992-1993 гг.) - рекогносцировочный - включал изучение философской, педагогической, психологической, исторической, этнографической литературы и фольклорно-исторических источников; составление и преподавание курса "История и культура родного края" в школах г. Элисты, изучение состояния преподавания данного предмета в районах республики; разработку методических рекомендаций по истории и культуре родного края.
Второй этап (1994—1996 гг.) - экспериментально-поисковый — составлен и апробирован этнопедагогический предмет "Человек племени ойрат" по истории и культуре калмыцкого народа, основной идеей которого является феномен народного Идеала совершенного человека. Автором читались лекции по данному предмету для учителей калмыцкого языка, истории.
Третий этап (1997-1999 гг.) - контрольно-обобщающий - осуществлены анализ, обобщение и систематизация полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов. По итогам этой работы было выполнено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлена историческая преемственность представлений тюрко-монгольских народов об идеале человека;
- изучена роль традиции, религии, мировоззрения, природных и исторических условий в эволюции и формировании этого идеала;
- теоретически обоснована возможность воспитания детей на народном идеале человека, выраженного в истории этноса;
- рассмотрены организационно-педагогические условия воспитания учащихся на народном идеале личности в современной этнокультурной и образовательной ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов, научно-методических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, при проектировании и реализации программ развития национальной системы образования.
Представленные в работе эмпирические материалы послужат основой для авторских учебно-развивающих курсов по истории и культуре Калмыкии, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале человека.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в базовой экспериментальной школе "Алтн Гасн", средних школах № 3, № 18, № 15, № 19 г. Элисты.
Материалы исследования использовались в докладах и выступлениях на заседании кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета, на Международной научно-практической конференции "Воспитание и развитие личности" в г. Москве (май 1997 г.), на Международной научно-практической конференции "Этнопедагогика калмыков и развитие национальной школы" в г. Элисте (ноябрь 1995 г.), курсах повышения квалификации Центра развития образования МО Республики Калмыкия и Калмыцкого филиала Центра интенсивного обучения языкам при МГУ им. М.В. Ломоносова, на Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН в г. Москве (декабрь 1993 г.).
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных посылок, использованием взаимосвязанных методов, адекватных предмету исследования, опытно-экспериментальной проверкой сформулированных нами выводов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мировоззрение калмыков, в том числе их представление об идеале человека, является составной частью традиции кочевых (тюрко-монгольских) народов Великой Степи.
2. Формирование личности младшего подростка на народном идеале человека осуществляется согласно идее регионализации образования, которая в свою очередь развивается в контексте единства федерального образовательного пространства.
3. Наиболее ценным и эффективным будет то обучение и воспитание, которое адекватно психологическим особенностям народа, специфике его традиционной культуры, мировоззрения; в этом случае народный идеал человека, как один из важнейших элементов этнопедагогики любого народа, следует изучать как в историческим развитии, так и в его современном состоянии.
4. Калмыцкий эпос "Джангар" в своей основе воспевает физическое совершенство и нравственную красоту человека. Его дальнейшее изучение с позиций народного воспитания поможет найти нравственно-этические и эстетические ориентиры для подрастающего поколения.
5. В основе разработанной системы воспитания личности на национальном идеале человека лежит методика включения ребенка в процесс познания истории и культуры калмыцкого народа.
Исходя из этого, задачей педагогов является использование богатейшего исторического материала, как один из примеров практического осуществления идей народной педагогики. Народный идеал человека и "реальные" идеалы, отраженные в исторической судьбе этноса, могут быть педагогически реализованы в спецкурсах и предметах, посвященных истории и культуре народа.
6. Ффсгы истории и культуры, введенные в содержание предмета I
Человек племени ойрат", наряду с развитием в детях этнического самосознания, показывают учащимся общность исторических судеб калмыцкого, русского и других народов, проживающих в Российской Федерации, способствуют взаимопониманию между людьми различных национальностей.
7. Практическая апробация авторского экспериментального учебно-развивающего предмета "Человек племени ойрат", внедрение основных положений диссертации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной и национальной школ позволили сделать вывод, что история народа, как отражение идеала человека, в современных этнообразовательных условиях может послужить средством эффективного, истинно народного воспитания.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения! списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
По результатам теоретического и опытно-экспериментального исследования сделаны следующие обобщающие выводы:
1. Анализ исторических, фольклорных и литературных источников показал преемственность представлений калмыков и их предков ойратов об идеале человека. Эти представления являются составной частью общеномадической идеологической традиции.
2. Воспитание младших подростков на нравственно-эстетических примерах и образах калмыцкого героического эпоса "Джангар" наиболее полно и эффективно учитывает этнопсихологические, природно-исторические и социокультурные факторы становления и формирования личности.
В "Джангариаде" эпические богатыри, их жены и спутницы выражают особенности национального характера ойрат-калмыков, в них отражаются представления народа об идеале мужчины и женщины. В эпосе современное калмыцкое образование найдет цели, методы и средства истинно народного воспитания.
3. Проблема формирования личности на народном идеале человека на современном этапе, должна рассматриваться в контексте возрождения родного языка, культуры и образования, деятельности государственных и общественных организаций. Представители национальной интеллигенции и их произведения могут способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе народных нравственных принципов, гуманистической этики. В этой связи задачей педагогов является донести до учащихся морально-этические ценности (как народные, так и общечеловеческие) содержащиеся в лучших работах калмыцких писателей, поэтов, художников и других деятелей национальной культуры.
4. Методы и средства формирования личности младшего подростка на народном идеале человека в основном соответствуют комплексу методов и средств национальной системы воспитания в целом.
При этом приоритеты в их выборе должны быть сделаны в пользу группы методов убеждения. Нравственно-эстетические идеалы народа легче проповедовать на обращении к сознанию учащегося, к чувствам гордости, справедливости, любви и совести.
5. Важнейшим фактором, средством и источником этнопедагогики любого народа является национальная история. В ней содержатся представления этноса об идеале совершенной личности, отражается деятельность народных героев, символов - личностей, "реальных" идеалов народа, символы-события. Воспитательное воздействие национальной истории на личность, ее формирование на народном идеале человека осуществляется посредством исторических легенд, преданий, рассказов, исторических произведений, исторических фактов.
В них выражаются идеалы, моральные образцы соответствующие этическим понятиям народа и принадлежащие родной истории и культуре.
6. Использование исторического и культурного наследия этноса в системе формирования личности подростка на народном идеале человека должно происходить на основе введения в учебно-воспитательный процесс школы этнопедагогических циклов, предметов, факультативов, внесение национально-регионального компонента в базисные учебные программы. Во внеклассной воспитательной работе, семейном воспитании необходимо использовать для данных целей национальные праздники, обряды, памятные даты родной истории, другие мероприятия этнокультурной направленности.
7. Апробация авторского этнопедагогического цикла предметов "Человек племени ойрат" по истории и культуре калмыков в инновационных и общеобразовательных школах республики показала что: а) учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению исторического и культурного наследия народа; б) в современных условиях история народа может стать действенным средством этнического воспитания ребенка; в) интерес к изучению родного языка, традиционной культуры калмыков легче прививать через идеалы и образы национальной истории, героического эпоса "Джангар"; г) развитие нравственных чувств и представлений на примере жизни и деятельности выдающихся представителей калмыцкой истории содействует формированию личности на народных идеалах человека; д) проведенные контрольные психодиагностические срезы указывают на повышение уровня национальной самоидентификации, самосознания у младших подростков; развитие воли, организаторских способностей, навыков исследовательной работы, пространственно-исторического и нравственно-исторического мышления у средних школьников на заключительном этапе формирующего эксперимента.
8. Формирование личности младшего подростка на народном идеале человека имеет большое значение не только для коренного титульного этноса республики, но это также будет способствовать сближению детей и взрослых различных национальностей, т.к. учебный материал этнопедагогических циклов будет носить интегрированный характер и сведения по национальной культуре будут изучаться в контексте общероссийской и мировой культуры.
Воспитание средних школьников на народных идеалах человека в контексте общечеловеческой гуманистической этики благоприятствует духовно-нравственному развитию личности, развитию национального самосознания в условиях поликультурного, полиэтнического пространства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шарманджиев, Дорджи Адьянович, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980 - 336 с.
2. Авляев Г.О. Этногенетические мифы монгольских народов // Обычаи и обряды монгольских народов. КНИИЯЛИ. Элиста 1989 - с. 55-60 .
3. Агаев А.Г. Судьбы народностей. М., 1978 112 с. 1
4. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и и развития личности II Психол. журнал -1984. Т. № 5 с. 63 - 70 .
5. Алдошин В.А. Легенда о стране Шамбале // Филологические исследования старописьменных памятников. Элиста., - 1987 - с. 19 - 33 .
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 240 с.
7. Бадмаев Н. Из калмыцкой жизни.(калмыцкие праздники) // Астраханские епархиальные ведомости. 1899. № 8 . с. 401 .
8. Бадмаев Н. Из религиозных легенд астраханских калмыков //. Епархиальные ведомости. Астрахань., 1898. Т. 17.
9. Бадмаева Т.Б. Шаваши малый жанр калмыцкого фольклора // Калмыцкая ^ народная поэзия. - Элиста., 1984 - с. 141-156 .
10. Ю.Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста., 1994 128 с.
11. Балакаев А.Г. Три рисунка. Элиста. 1997 53 с.
12. Балакаев А.Г. "Джангар" требует справедливости // Известия Калмыкии. ^ 1995 г. 20 октября.
13. Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955 с. 57 .
14. М.Бартольд В.В. Образование империи Чингис-хана. Сочинения. Т. 5. М., 1968-с. 261 .
15. Батмаев М.М. Мазан Батыр: легенды и действительность // Теегин герл -1985 -№6-с.110-112.
16. Батмаев М.М. Калмыки в XYII XYIII веках. События, люди, быт : в 2-х v книгах - Элиста., 1993 - 381 с.
17. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста., 1991 127 с.
18. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. Спб. 1909. v с. 22 37 .
19. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13-ти Т. М., 1954. Т. 4 с. 68 94 . ^
20. Бембеев В.Ш. Бембеева В.В. История и культура родного края. Учебник для 6-7 классов / Элиста., 1992 107 с.
21. Бембеев В.Ш. Программы. История и культура родного края /- 5 11 классы/ Элиста., 1992 - 57 с.
22. Бембеев В.Ш. Бембеева В.В. Рассказы по истории и культуре ойрат кал -мыков. Элиста., 1992 - 79 с.
23. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия. Элиста., 1987 141 с.
24. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар": Проблемы типологии национальных версий. Элиста., 1990 155 с. v
25. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950 157 с.
26. Бликштейн Л.С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья // Западноевропейская средневековая школа и педагогичесая мысль. М., 1989 вып. 1 ч.-с.46.
27. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна М., 1995 212 с. ✓28 .Борманджинов А. Ламы калмыцкого народа: ламы донских калмыков. Элиста., 1997 60 с.
28. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности : Авт. дисс. докт. псих, наук -М., 1991 29 с .
29. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография М., 1973 - 230 с.31 .Бугай Н.К. К вопросу о депортации народов СССР в 30 40 годах // История СССР. 1989 .№ 6.
30. Бурхинов Д.М. Данилов Д.А. Намсараев С.Д. Народная педагогика и совре -менная национальная школа. Улан Удэ. 1993 - 136 с. v
31. Бурчинова Л.С. Гоголданова 3. Э-Г. Калмыки и Калмыкия. // Калмыки:перепутье 1980 х. Проблемы этнокультурного развитая - М., 1993 - с. 31 с.
32. Бугаева А.Л. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в воспитании учащихся: Сб. Просвещение на Крайнем Севере, № 22 // Сост. А.Л.Бугаева A.A. Кудря A.A. Л., 1985 - с. 96 - 101 .
33. Владимирцов Б .Я. Историческое сказание об Амурсане // Ученые за -писки КНИИЯЛИ. Сер. филол. Элиста., 1967 - вып. 5. - с. 179 -187.
34. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары^ 1958 - 264 с. \/
35. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы, j Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы международ конф. Якутск, 16-21 марта 1993. М., Просвещение, 1993 с. 45 - 51 .
36. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С.Макаренко / И Сов.педагогика. 1979. № 3 - с. 115 - 119.
37. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как ^ феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары:1993-85 с.
38. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары., 1989 334 с. у43 .Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Со- ^ ветская педагогика. 1971 - № 10 - с. 107 -113.
39. Выготский Л.С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996 -224 с - (Антология гуманной педагогики)
40. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. с. 71.
41. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. с. 409 .
42. Гачев Г^Национальные образы мира. М., 1988 448 с. м
43. Герд К.П. К изучению удмуртских загадок // Труды научного общества вотского края Ижевск, 1928 - вып. 5 -119 - с.125 .
44. Гнатенко П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. Киев., \j 1984-с. 113.
45. Гоголевские тексты.Спб. 1910. с. 418-431.
46. Голстунский К. Убаши Хун тайджи туджи, народная калмыцкая поэма о Джангаре и Сиддиту Кюрийн туули - Спб., 1864.
47. Горячева А.И. Является ли психический склад признаком нации? // Bon j росы истории. 1967. № 8.
48. Гумилев Л.Н. Хунну С П -г. 1993 - 212 с.
49. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993 501 с.
50. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970 431 с.
51. Гучинова Э-Б.М. Ритуальная жизнь калмыков на фоне советской власти //Калмыки: перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. М., 1993-с. 53.
52. Дарваев ПА. Краткое введение в сравнительную монголистику. Элиста., 1988 88 с.
53. Джамбинова Т.Н. Степное уложение 1640 г. ("Ик Цааз") источник эт-нопедагогики // Этнопедагогика калмыков и национальная школа -Элиста, 1997 - с. 37 - 45.
54. Джангар. Калмыцкий героический эпос (текст 25 песен) ( на калм. яз.) в 2-х Т. М., 1978.
55. Джангар: Калмыцкий народный героический эпос. Эпический репертуар Мукебюна Басангова Элиста., 1988 - 159 с.
56. Джангар: Калмыцкий народный эпос . Пер. с калм. С.И.Липкина, 5-е изд. Элиста, 1989 - 363 с.
57. Джангар: Калмыцкий народный эпос: Новые песни Элиста, 1990 -310 с.
58. Джангар. Калмыцкий героический эпос. М., 1990 475 с.
59. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. Элиста, 1970 с. 13.
60. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем. // Сов. Этнография 1983 - № 2 - с. 62 - 75 . V
61. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе. М., 1986 96 с.
62. Дробижева Л.М. Об изучении социально педагогических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы методологии // Советская этнография. 1974. №4. с. 18.
63. Егоров А. Г. Искусство и общественная жизнь М., 1959 - 345 с.
64. Ерофеев H.A. Этнические представления // Общественные науки. 1984.^ № 1 с. 141.
65. Илюмжинов К.Н. Калмыкия курсом радикальных реформ. Элиста. 1997. с. 17.
66. Илюмжинов К.Н. Терновый венец президента: Документальная повесть.- М., 1995.-286 с.
67. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991 - 464 с. ^
68. Искаков Т.К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Л., 1981 - 16 с. ч
69. Калмыцкие народные сказки. Элиста, 1982. -146 с.
70. Калмыцкие сказки. Составитель И.Кравченко. Сталинград 1936 г.
71. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Сост. Бадмаев A.B. Элиста, 1969 - 203 с.83 .Калмыцкая народная поэзия / Отв. редактор Н.Ц.Биткеев. Сборник научных статей. Элиста, 1984 - 165 с.
72. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Л., 1989 83 с.
73. Кант И. Сочинения. Т. 6 М., 1966 с. 187 . V
74. Кичиков А.Ш. Будет ли востребована культура? // Теегин герл (Свет в степи) 1991. № 8 . с. 49 .
75. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988 - 270 с. *
76. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология / V Под ред. Поршнева Б.Ф. Анциферовой Л.И. М., 1971 - с. 122 - 158 .
77. Коменский Я.А. О развитии природных дарований // Изб соч. в 2-х Т M., V 1982. Т. 2-с. 16.
78. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994 140 с.
79. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в общей теории этноса // Сов. этнография. 1974 - № 279 - с. 82 .
80. Котвич В.Л. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, 1972 91 с.
81. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994 256 с.
82. Кугультинов Д.Н. ". Желай мне здравия, калмык " // Теегин герл. 1987 № 1 с. 3 8 .
83. Кугультинов Д.Н. Смиряется души моей тревога // Теегин Герл. 1990. № 4 с. 4 8 .
84. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дисс. канд. психол. наук. М., 1985 - 178 с.
85. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М., 1985 - 225 - с. 231 с.
86. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985 - с. 138 -153 .
87. Леонов А.М. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских ) Забайкалья. Автореф. дисс. канд. пед.наук. - Москва, 1994 - 18 с.
88. ЮО.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993 527 с. v
89. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. М., 1973 с. 188 .
90. Мавродин В.В. Формирование русской нации. М : Изд-во ЛГУ, 1947 -205 с.
91. Макаренко A.C. Сочинения. М„ 1951 . Т. 4 с. 417 л/
92. Макаренко A.C. Книга для родителей. М., 359 с. ^
93. Макаренко A.C. О воспитании -М., 1988 254 с. v
94. Макаров П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской шко- >/ лы как фактор возрождения традиций коренных народностей Севера Автореф. дисс. канд. пед наук Москва, 1997 - 17 с.
95. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М Л., 1952. с. 97.
96. Малов С.Е. Памтятники древне-тюркской письменности. М., 1951. с. 34 -35.
97. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М. 1958 с. 8 .
98. Ю.Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. Под ред. Н.С.Борисова М., 1982 - 223 с.111 .Минаев С. Четыре типа калмыцкой красоты // Хальмг унн. 1997г. 23 июля.
99. Минаев С. Девять категорий пластики в "Джангаре" // Теегин Герл. 1993. №8. 103-с. 117.
100. Минаев С. Истина, добро и красота в "Джангаре" // Теегин Герл. 1994. №2.
101. Миндяева А.Б. О некоторых социально-психологических аспектах изучения межнациональных отношений в Республике Калмыкия // Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы. Элиста., 1997-с. 106-114.
102. Митиров А. Страницы истории: /О легендах/ // Теегин герл 1988 - № 6- 97- 103 с.11 б.Митрофанова В.В. Русские народные загадки. JL, 1978 - 180 с.
103. Михайлов Г.И. О времени возникновения былин монгольских народов Записки Калм. НИИЯЛИ Элиста, 1962 - вып. 2. - с. 95 - 102 .
104. Мудрик A.B. О включенном наблюдении как методе качественного анализа в педагогическом исследовании // Измерения в исследовании проблем v воспитания Тарту, 1973 - с. 243 - 251.
105. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995 J- 156 с.
106. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психол. журн. -1994 Т. 15,№3-с. 42-49.
107. Наднеева К. А. Буддийский нравственный путь совершенствования и его преломление в сознании калмыков // Калмыцкая нация на рубеже столетий: современное состояние, перспективы развития. Элиста, 1995 с. 50.
108. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. Спб., 1852-с. 122-124.
109. Новиков Н.И. Избр. педаг.сочинения. М., 1959. с. 93 95 .
110. Сконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990 382 с.130.0рмонов Т. Педагогические воззрения древних киргизов (По эпосу "Манас") Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Казань, 1972 - 25 с.
111. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста 1997 220 с.
112. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. (Под редак. * Радутина A.A. М. : Центр, 1999 - 256 с.
113. Позднеев А.М. Программа чтений по кафедре монгольской и калмыцкой словесности. Архив Спб-ского филиала Института Востоковедения J РАН ф. 44 on. 1 ед. хр. 56 л. 61 61 об.
114. Полякова А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования Автореф. дисс. J канд. пед. наук. - Волгоград, 1998 - 19 с.
115. Пюрбеев Г.Ц. Эпос "Джангар": культура и язык. Элиста, 1993 128 с.
116. Рахманова Я. Проблемы воспитания девушек в узбекской народной педагогике Автореф дисс. канд. пед. наук - Ташкент. 1979 - 21 с.
117. Редкин П.Г. Избр. педагогические сочинения. М., 1958 65 с.
118. Розов Н.С. Ценности в образовании (вехи истории европейской мысли) // Aima mater 1991. № 8 с. 41 - 42 .
119. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч. в 2-х Т. - М., 1981 Т. 2-с. 25-26.
120. Руднев В.А. Древо жизни JL, 1989 - с. 3 - 4.
121. Рудь Ю.А. Пословицы и поговорки как воспитательное средство народной педагогики // О воспитании коммунистической личности в советской школе. М., 1973 - с. 93 - 101 .
122. Сарангов В.Т. О калмыцкой народной волшебной сказке И Калмыцкая народная поэзия. Элиста. 1984 с. 59 73 .
123. Сейфулаева М. Черты идеала. Облик женщины в народной педагогике // * Памир 1986. - № 3 с. 159 - 162 .
124. Сокровенное сказание монголов. Анонимная монгольская хроника 1240 г.1. Элиста- 1990-280 с.
125. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика М., 1985 - с. 127 - 128 .
126. Стоюнин В .Я. Избран, пед соч. М., 1954 с. 351 - 352.
127. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979 - 396 с.
128. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1987 - 382 с.
129. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х Т. М., 1979, Т 1 с. 214 - 215.
130. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся / Под ред. Волкова Г.Н. М., 1992 с. 47 .
131. Тамбиева З.М. Традиции горского идеала в воспитании / Карачаево-Черкесская // Воспитательные отношения как предмет психолого-педагогического анализа. Ставрополь, 1977 .-с. 110 - 114.
132. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981 с. 346 .
133. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: сб. науч. ст. / АН СССР Институт этнографии им. Миклухо Маклая - Л., 1988 - 251 с.
134. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в: Проблема исторической преемственности М., 1993 - 168 с.
135. Укачина К.Е. Алтайские народные загадки. Горно - Алтайск. 1984 - 102 с.
136. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // Педагогия, сочинения в 6 T. Т.2 М., 1988 с. 27 - 57 .
137. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педаг. сочин. в 6-ти Т. Т. 1 М., 1988 194 - с. 256.
138. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева М., 1995 - 464 с.
139. Фарфоровский C.B. Калмыцкая легенда о горе Богдо и о Баскунчакском озере // Астраханский справочный лист 1883. - № 228.
140. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992-351 с.
141. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992 с. 15 .
142. ФроммЭ. Душа человека. М.: Республика, 1992 - 430 с.
143. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Автореферат на соискание ученой степени канд. филол.наук. М., 1993 18 с.
144. Хальмг улгурмуд болн тээлвртэ туульс (Калмыцкие пословицы и загадки). Составитель Б.Басангов. Элиста, 1960 134 с.
145. Хальмг улгурмуд (Калмыцкие пословицы) Элиста, 1974 109 с.
146. Хальмг улсин тээлвртэ туульс (калмыцкие народные загадки). Элиста, 1993-42 с.
147. Хальмг улсин авъясмуд (составитель Хахирова Л.Г.). Элиста, 1995 -62 с.
148. Хальмг туульс. Элиста, 1979 158 с.
149. Хара-Даван Э. Чингис хан. 1991 г. - 196 с.
150. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально- педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской Республики) Дисс. канд. пед. наук - М., 1993. - 223 с.
151. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике. Автореф. дисс. канд. пед. наук - Новосибирск. 1972 - 20 с.
152. Церенов В.З. Неразрывная нить // Известия Калмыкии. 1993 г. 17 марта.
153. Цебиков Л.И. Сто калмыцких народных песен. Элиста, 1991 - 128 с.
154. Человек. Сборник философских произведений. М., 1991 с. 376.
155. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 303 с.
156. Шпет Г.Г. Сочинения. М. 1989 602 с.
157. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1980 - 284 с.
158. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. Элиста, 1993 80 с.
159. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1990 125 с.
160. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно практической конференции. Элиста, 1997 - 175 с.
161. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина Л., 1985 -325 с.
162. Этносоциология : цели, методы и некоторые результаты исследования /
163. Арупонян Ю.В. и др. М., 1984 - 255 с. 182.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 - с. 209 . 183 .Яхонтова Н.С. Ойратский перевод монгольского сочинения "Ключ разума"//Тюркские и монгольские письменные памятники. М., 1992 -с. 138139 с.