Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Еговцева, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курган
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Еговцева, Надежда Николаевна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Анализ проблемы развития народной игры в педагогической теории и практике.

1.2. Особенности функционирования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

1.3. Педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

2.1. Технологическая характеристика организации опытноэкспериментальной работы.

2.2. Методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их анализ и оценка.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков"

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков" (177)*. Первая цифра означает номер литературного источника, указанного в библиографическом списке; вторая цифра - страница, на которой взята данная цкгата или информация; несколько цифр перечисленных через запятую означает номера литературных источников в библиографическом списке.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г.Марц, Н.П.Булатов и др.

Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и др.).

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а также -идеи. Таким образом, в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой: во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценности; во-вторых, люди-творцы, создающие духовные ценности; в-третъих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой "толпу". Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, -писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. "Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу". В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова значение существительного "формирование" приведено в контексте значений глаголов "формировать" и "формироваться" в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста; 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие "формирование" в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий "формирование" и "воспитание" как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями "воспитание" и "формирование" менялась, меняется и будет меняться. Понятие "формирование" шире понятия "воспитание" настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также - в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макро- и микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание N и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.

Для подросткового возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е.Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей.

Однако, по самооценкам учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения с детьми, для проявления к ним подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо модных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности.

Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это датъ в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные позиции, пытаясь понять новый тип воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности и вывести из тупика воспитательную систему школы. Все это позволило нам утвердиться в необходимости нашего исследования.

Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: уровень культуры общения снижается и на сегодняшний день нет системы, которая смогла бы преодолеть снижение этого уровня; существующие возможности использования народной культуры, народной игры имеют большие воспитательные возможности, но недостаточно используются в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности народных игр.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков. Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования «Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Объект изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б)определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; в) используется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования народных игр в педагогической теории и практике воспитательной работы с младшими подростками

2. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

4. Разработать рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

Методологическими основами исследования являются: -положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, В.С.Мухина, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.В .Петровский, А.Г .Гостев и др.);

-философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов, Л.А.Венгер, И.С.Кон, Г.Г.Гранатов и др.).

В исследовании использованы отдельные положения системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, Г.Н.Сериков и др.).

В области методологии и методов исследования основой послужили труды Ю.К.Бабанского, В.В.Краевского, В.В.Белича, А.Я.Найна и других.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, педагогической, психологической, фольклористической литературы по теме исследования;

- изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры общения у младших подростков;

- длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях;

- беседы и стандартизированное интервью;

- устные и письменные анкетные опросы учащихся;

- методы экспертных оценок и самооценок;

- игровая диагностика;

- встречи и беседы со старожилами;

-опытно-экспериментальная работа в школах.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994-1995гг.) - этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерей; разрабатывались стратегия и тактика, определялись методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996-1997 гг.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов.

На данном этапе исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выбрана экспериментальная база - школы, среди них определены экспериментальные и контрольные. Были подготовлены материалы для проведения эксперимента: конкретные методики; обеспечили наличие некоторых условий в варианте "эксперимент"; выработаны рекомендации по использованию форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1998-1999гг.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№24,32,42; научное оформление диссертации; сформулирование основных выводов и рекомендаций.

Базой опытного исследования были общеобразовательные школы №№24,32,42 г.Кургана.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы возможности народной игры в формировании культуры общения у младших подростков.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного использования народной игры в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Разработана и экспериментально проверена методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования народных игр в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков. Разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированное™ культуры общения; определены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.

Практическая значимость исследования определяется раскрытым содержанием педагогических условий, способствующих формированию культуры общения у подростков. Разработаны методические рекомендации по использованию народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков, составлена программа игрового факультатива для учеников 5-6х классов. Определены возможности использования материалов исследования в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная игра может являться средством формирования культуры общения у младших подростков.

2. Возможность формирования культуры общения у младших подростков средствами игры обеспечивается рядом выведенных нами педагогических условий: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2) использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3) роль педагога, его личная заинтересованность, его увлеченность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4) применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:

- методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования целям, задачам, логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных;

- последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;

- применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;

- анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№24,32 г.Кургана.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№24,32,42 г.Кургана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Во второй опытно-экспериментальной главе нами показана технологическая характеристика осуществления опытной работы по проблеме формирования культуры общения средствами народной игры у младших подростков.

В первом параграфе второй главы целенаправленно констатируется неблагоприятная ситуация, сложившаяся в ощеобразовательных школах по данной проблеме исследования.

Собственный педагогический опыт работы, изучение и обобщение опыта других педагогов-практиков, анализ исследовательской литературы показали, что методом не только познания, но и воспитания, является игра. Она вводилась нами в учебно-воспитательный процесс прежде всего как средство диагностики

В процессе игровой деятельности на первоначальном этапе диагностики нам удалось: 1) выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе; 2) определить мотивы участия или неучастия в организуемых и проводимых играх; 3) продиагностировать характер отношений и стиль общения со сверстниками и взрослыми; 4) замерить уровень эффективности применяемых средств и приемов.

Методика создания системы педагогических условий формирования культуры общения средствами народной игры заключалась в углублении и закреплении знаний о народных играх, в использовании этих знаний учащимися и учителями.

В процессе работы нами была определена позиция педагога в проведении народных игр: 1)соблюдение скрытой педагогической позиции и цели; 2)полное исключение педагогического давления (положительная оценка поведения и деятельности может высказаться в присутствии сверстников; отрицательная - только наедине); 3)создание условий для смешения влияния подростков друг на друга; показ достижений подростка в учебе, труде, игре, общении; 4)увеличение частоты контактов педагогов и подростков; 5)разнообразие методик, методов и приемов, интересных для ребят и простых для исполнения; 6)анонимность (в случае необходимости) получаемых данных.

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа работы позволили нам представить конкретную программу осуществления системного использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков в школьной практике. Во втором параграфе дано описание формирующего эксперимента.

Исходя из опыта творческой работы, изученной научной и научно-методической литературы нами представлена методика проведения игрового факультатива «Играем - друзей созываем».

Показаны примеры использования народных игр на уроках гуманитарного цикла ( литературы, русского языка, иностранного языка), на уроках технологии обучения, рисования, музыки.

В качестве основного компонента нашей методики явился этап коррекции. В качестве критериев отбора игр для этой цели мы выбрали следующие:

- народная игра по своему содержанию, по структурным и организационным элементам должна позволить организовать наблюдение за поведением учащихся;

- она должна способствовать воспитателю целенаправленно, но без видимого вмешательства, незаметно для учащихся менять роли и функции играющих;

- игры должны отвечать принципам добровольности участия детей в них, возможности проявления детьми своих способностей, умений, инициативы, смекалки в различных игровых ситуациях.

В третьем параграфе представлен сравнительный анализ данных до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Сравнивая результаты исследования, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент подростков стал обладать высоким уровнем сформированности культуры общения. Но в контрольных классах эти изменения незначительны, так как не учитывались педагогические условия формирования культуры общения средствами народных игр.

Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт бесконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного средства, а как один из компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традиций; если учитываются определенные нами педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; если оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Заключение

Проведенное нами исследование является одной из попыток решения изучаемой проблемы, в нем предлагаются теоретические основы и практическая программа для ее решения. В результате исследовательской работы получены следующие выводы:

1. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения подростков к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

2. Воспитательные возможности народных игр многогранны. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из ее аспектов использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у младших подростков.

4. Игра в жизни учащихся стоит рядом с учением , трудом, общением, являясь их творческим корреспондентом. Культура возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, формирует культуру общения.

5. Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте, она выступает как средство психокоррекции: игра помогает подросткам справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному общению со сверстниками.

6. В процессе изыскания определены педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции.

7. По результатам формирующего эксперимента можно судить о том, что разработанные нами педагогические условия определены верно.

8. Методика создания системы педагогических условий формирования культуры общения средствами народной игры заключалась в углублении и закреплении знаний о народных играх, в использовании этих знаний учащимися и учителями.

9. Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа работы позволили нам представить конкретную программу осуществления системного использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков в школьной практике.

10.Разработаны и внедрены в практику работы общеобразовательных школ г.Кургана №№24,32,42 научно-практические рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

11.В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт бесконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

В целом опытно-экспериментальная работа подтвердила высказанную гипотезу: народные игры являются эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного средства, а как один из компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традиций; если соблюдены определенные нами в ходе исследования педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; если оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Таким образом, поставленная нами цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков достигнута.

Необходимо добавить, что при разработке избранной темы исследования некоторые ее аспекты рассмотрены еще недостаточно в силу своей сложности с научной и практической точки зрения, что должно привлечь внимание к затронутой проблеме педагогов-практиков, ученых, литераторов, фольклористов, исследователей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Еговцева, Надежда Николаевна, Курган

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993. -144 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд. - М., 1985. -448с.

3. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников.// Возрастные особенности усвоения знаний./ Под редакцией Эльконина Д.Б., М., 1966.- С. 236-310.

4. Алехина Е.М., Осипов П.Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся: Методические рекомендации. М., 1992. -91 с.

5. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли // Избранные психологические труды. Т.2 / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина, М., 1980. - С. 82-90.

6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой, М., 1987. - 143 с.

7. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе, М., 1989. -224с.

8. Анцыферова A.A. Роль бытовой игры в нравственном воспитании. -Алма-Ата, 1966. 65 с.

9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.- 352 с.

10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М„ 1984. 104 с.

11. Бгажноков Б.Х. Личностно- и социально-ориентированное общение //Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. -М.:Наука, 1972.

12. Беличева С.А. Этот «опасный возраст». М., 1982. - 94 с.

13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. - 199 с.

14. Блонский П.П. Педагогика: Учебник для высших педагогическихучебных заведений. М., 1934. - 338 с.

15. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -312 с.

16. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. - 111 с.

17. Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. М., 1977. - С. 183-204.

18. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.- 134 с.

19. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955. - № 1. - С.98-107.

20. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности / В кн. : Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С. 257-283.

21. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. - 96 с.

22. Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.

23. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

24. Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. - 135 с.

25. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М., 1985. - 268 с.

26. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 329 с.

27. Виноградов Г.С., К изучению детских народных игр у бурят. Иркутск, 1992

28. Вичев В. Мораль и социальная психика/ Под ред. Ю.А.Шерковина. -М.:Прогресс, 1978.29.