Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование мировоззрения школьников на уроках художественно-эстетического цикла

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Михайлова, Татьяна Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование мировоззрения школьников на уроках художественно-эстетического цикла», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Михайлова, Татьяна Павловна, 1999 год

Оглавление.

Введение.

Глава I. Формирование мировоззрения школьников как научно-педагогическая проблема.

1. Философские, религиозные и мифологические предпосылки.

2. Эстетические предпосылки.

3. Педагогические предпосылки.

Глава II. Практико-педагогические аспекты авторского курса "Мироздание".

1. Структурно-функциональная модель курса.

2. Культурологические компоненты курса.

2.1. Художественный образ как систематизирующий элемент.

2.2. Космогонические модели как мировоззренческие системы.

2.3. Мировое древо как идеографический знак.

2.4. Мировые стихии как мировоззренческие образы-смыслы.

3. Элементы интеграции в процессе преподавания курса.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование мировоззрения школьников на уроках художественно-эстетического цикла"

Актуальность настоящего исследования связана с поиском путей решения задач формирования мировоззрения школьников как процесса духовного, нравственного, эстетического развития личности. Мировоззренческая ориентация на гуманистические ценности, на научное представление об окружающем мире и его эстетическое восприятие является требованием времени. Приобщение школьников не только к материальной, но и духовной культуре как своего, так и других народов, становится целена-правленнным педагогическим руководством. В этом плане современная педагогика обращается к созданию целостных систем образования с использованием новых подходов и методов обучения.

Существующие в научной практике понятия — синкретизм, синтез, интеграция — указывают на то, что проблема формирования мировоззрения как целостной системы мировосприятия актуальна и сегодня. "Несомненно то, что существует функциональное соответствие между идеями и внутреннею жизнью — между миро-воззрением и миро-ощущением" (194, С.31). Мир прекрасен и един в красоте. На этом тезисе строится концепция взаимосвязи мироощущения и мировоззрения в русской духовной философии. Видение мира как целостной модели, восприятие мира как эстетической модели, осмысление мира во взаимной связи с собственным "я" личности как части социума — все это является выражением системного мышления в процессе постижения бытия.

Научные дискуссии в педагогике по проблеме формирования мировоззрения дают обобщенные формулировки интересующего нас понятия "мировоззрение". Мировоззрение как "функциональная целостность определенного духовного уровня" (Е.Н.Кулаков), мировоззрение, как "квинтэссенция осознанного бытия"

Б.М.Шляхов), мировоззрение как "интегративный сплав гносеологического и аксиологического" (Т.С.Пархоменко). Современная педагогическая наука, исследуя проблему формирования мировоззрения, ставит акценты на следующих моментах: ценностный аспект мировоззрения, художественная культура и проблема гуманизации образования, роль эстетического сознания в формировании мировоззрения, мировоззренческая функция гуманитарных наук, межпредметные связи как фактор эффективности формирования мировоззрения, мировоззренческий статус русского космизма. Эти и другие аспекты исследуемой проблемы рассматривались на многих научно-практических педагогических межвузовских конференциях. Среди них — "Мировоззрение и метод" (Ленинград, ЛГУ, 1979 г.), "Мировоззрение и творчество" (Смоленск, СГПИ, 1984 г.), "Мировоззренческая подготовка студентов на основе межпредметных связей" (Челябинск, ЧГПИ, 1987 г.), "Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук" (Киев, Выща школа, 1990 г.), "Мировоззрение в развитии: сущность, функции, уровни" (Днепропетровск, Б.и., 1990 г.). Широта затрагиваемых вопросов раскрывает все многообразие поисков на пути решения данной проблемы.

Общий характер нашего исследования продиктован главной идеей современного образования — гуманизация образовательного процесса на основе акмеологических установок развития личности. В русле данной направленности находится главная проблема диссертационного исследования, которая заключается в обосновании преподавания изобразительного искусства в школе как целенаправленного процесса формирования мировоззрения школьников. Взаимодействие различных областей знания — в нашем исследовании это философия, эстетика, педагогика — способствуют решению данной проблемы в процессе духовноэстетического и духовно-практического освоения мира. Содержание и структура диссертации во многом опираются на положения и методы соответствующих областей знания.

Мир — это система, человек является составной частью этой системы, образуя целостность. Исходя из этого, художественная педагогика должна искать пути системного освоения мира в процессе творческого самовыражения личности. Синкретизм мира и человека необходимо обозначить определенной системой творчества. Такой системой может быть художественная картина мира. Она осуществляет конкретную "упорядоченность целостности" (В.Н.Садовский) при формировании мировоззрения ребенка.

Охват мира человеческой мыслью многообразен и широк. Он включает как исследования краеведческого характера, так и проникновение в тайны космических пространств. Масштабность самого мироздания и уникальность человеческого сознания отразились во множестве разносторонних концепций философского, мифологического, религиозного, эстетического, естественно-нучного знания о мироустройстве.

Идея формирования мировоззрения имеет свои исторические корни. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV в. до н.э. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса (Гераклит, Парменид, Демокрит). Далее происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению роли и значения человека в мире (софисты и Сократ, Платон, Аристотель). Последующие этапы историко-философского процесса фиксировали взгляды тех или иных мыслителей, философских школ, течений и направлений, развивающих "линию Демокрита" и "линию Платона" (А.Ф.Замалеев). Средневековая христианская философия (Августин), философия эпохи Возрождения (Н.Кузанский), философия Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза), рационализм эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ф.Вольтер, Д.Дидро, Г.Лессинг), философские концепции Г.Гегеля и И.Канта и их развитие в неогегельянских (А.Бергсон, Д.Джентеле, Б.Кроге, А.Лаланд) и неокантианских (Виндельбандт, Г.Риккерт, Э.Гусерль) школах, иррационализм (В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) и современный экзистенциализм (М.Хайдеггер) формируют широкий спектр мировоззренческой проблематики.

Русская философия имеет собственные традиции познания мира, она тесно связана со всеми формами национальной духовности и формирует понятие "русской идеи". Обозначаются две ветви русской философии. Первая — общехристианская (греческая патристика: Г.Нисский, И.Дамаскин) и вторая — древнерусский исихазм (теология византийского исихазма: Д.Ареопагит, Г.Синаит, Г.Палама). Последующие направления (философия Московского ренессанса и русского просвещения) обеспечили быстрый взлет русской философии в XIX—XX веке в целом и философии "русского духовного ренессанса" в частности (Вл.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.О.Лос-ский, Е.Н.Трубецкой и другие). Философия русского духовного ренессанса (русская религиозная философия) обозначила эсхатологические перспективы развития человечества. Осмысление картины мира рассматривается с позиции теологии, а человек призван осуществлять те потенциальные возможности, которые заданы ему Богом. Без человека и его творчества не может быть выражена полнота мироздания. Единство божественной энергийно-сти и репрезентативности человеческого сознания оформляется понятием "духовного художества" как особой формы творческого постижения бытия.

Эстетика (В.В.Бычков, А.В.Гулыга, О.В.Буткевич, Л.Н.Сто-лович, Г.П.Выжлецов, И.К.Кузьмичев), осмысливая мировоззренческую функцию художественного сознания, подчеркивает взаимодействие мира и человека. Мировоззренческая функция художественного сознания проявилась в существовании художественной картины мира. Эстетическое мироощущение закрепилось художественным мировоззрением. Вся система мира — красота и духовность, структура и цикличность — обрела свое оформление в художественных образах искусства, которое стало универсальной формой познания мира. Мировоззрение формируется эвристической функцией искусства (проникновение в тайны мировых космогоний), эстетической функцией искусства (восприятие совершенства красоты окружающего мира), суггестивной функцией искусства (ощущение воздействия творящей силы мира), харис-матической функцией искусства (осознание богоносной сущности искусства). Наряду с перечисленными, одной из главных является "духовная" функция искусства (Г.П.Выжлецов). Она направляет человеческое сознание (художественное) к своим первоистокам — духовной жизни.

Философичность и художественность мира соединяется в сознании ребенка, андрогина, воспринимающего мир и себя как единое целое. Художественные образы детского творчества являются "модусом перехода" (Н.Р.Скалон) одного состояния в другое. Первые шаги детской мудрости оформляются собственной детской художественной картиной мира. Развитие художественного сознания осуществляется в раннем возрасте и в школьный период.

Педагогика искусства содействует развитию природных дарований личности. Исторически в педагогических трудах (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, В.П.Острогорский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский) подчеркивается важность эстетического воспитания. Современные художественно-педагогические концепции (Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Б.М.Йеменский, Б.П.Юсов, Л.М.Предтеченская) представляют собой совокупность принципов, осуществляющих "практическое человековедение" (И.Сирин, XIV в.) в сферу культуры и формируют систему педагогики искусства.

Художественная педагогика имеет многочисленные методы (дифференциации и интеграции, сравнения и обобщения, идеализации и типологизации) необходимые для раскрытия "Мира чувственных вещей в картинках". Глубинная мысль педагога-философа XVII века Я.А.Коменского, выраженная в названии одного из его трудов, подчеркивает взаимосвязь мира и человека и указывает способ выражения этого единства — художественный образ. Современный термин "художественная педагогика" по существу появился еще в XVII веке в педагогической концепции Коменского, а как педагогическая форма закрепился в XX веке с выделением из общей педагогики педагогики искусства. Педагогическая концепция Коменского с учетом исторического времени, может служить образцом для создания современных художественных систем образования, направленных на формирование мировоззрения школьников.

На основе исторического опыта и в русле развития современной педагогики искусства в нашей работе исследуется проблема формирования мировоззрения как системы функционирования художественного сознания. Авторский курс по изобразительному искусству "Мироздание", модель духовно-эстетического и духовно-практического освоения мира, выражает идею единства и зависимости между мироощущением и мировоззрением. Структурно-функциональная модель (система) курса представляет собой интегрированный курс, построенный на основе системного подхода (А.И.Уёмов, В.Г.Афанасьев, И.Б.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин), по принципу "линейного системного параметра" (А.И.Уёмов) — от простого к сложному. Логический ряд линейного системного параметра курса включает школьников в диалог с миром и знакомит с особенным языком выразительности, которым пользуются художники как народные, так и профессиональные.

Взаимосвязь с другими предметами школьного курса (межпредметные связи), согласованность с различными факультативными курсами ("Открытие мира" Е.Б.Евладова, Т.И.Петракова; "Введение в народоведение" М.Ю.Новицкая; "Мир и человек" А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан; "Духовная музыка: Россия и Запад" И.В.Кошмина, В.В.Алеев) углубляет теоретический и практический уровень курса "Мироздание".

Адаптационный механизм реализации курса включает искусствоведческий материал, который представляет собой сплав составляющих культурного развития человечества. Это — мировоззренческие системы древних цивилизаций, раскрытые соответствующей культурной традицией, и собственно национальная культурная традиция, раскрывающая мировоззрение язычества и христианства в образах народного, религиозного и светского искусства. В целом, адаптационный механизм обозначает художественно-эстетические подходы развития системного художественного мышления и формирования мировоззрения школьников как интерпретации картины мира в детском творчестве и подводит к конструированию идеала — художественной картины мира.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании авторского курса "Мироздание" как одного из источников формирования мировоззрения школьников.

Объект исследования — процесс художественной деятельности на уроках художественно-эстетического цикла на основе духовно-эстетического освоения мира.

Предмет исследования — особенности развития художественного сознания школьников на основе многоаспектного знания о мире.

Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что авторский курс "Мироздание" способствует формированию системного художественного мышления, обретающего форму художественной картины мира как мировоззренческого символа.

В соответствии с главной проблемой исследования поставлены конкретные задачи

1. Изучить теоретические труды по философии, эстетике, практической педагогике, освещающие проблему развития художественного сознания,

2. обосновать структурно-функциональную модель авторского курса "Мироздание",

3. апробировать методику развития системного образного мышления школьников,

4. определить степень влияния данного курса на уровень сформированности мировоззренческих представлений школьников.

Методологической основой исследования явились философские, эстетические, научные теории познания мира; педагогические исследования в области развития творческих способностей личности.

Среди важнейших методов, определивших направленность диссертации стали методы системного,структурно-функционального анализа, педагогические учения о закономерностях художественного восприятия и психологии детского творчества.

В русле частных методов исследования находились изучение разножанровой учебно-педагогической литературы в области предметов художественно-эстетического цикла: школьных программ и факультативных курсов, школьных учебников, учебных пособий; экспериментально-практическая работа, включающая педагогическое проектирование, создание тематических моделей курса, создание методического и дидактического обеспечения авторского курса, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса.

Основные этапы исследования. Проведение исследования условно можно разделить на три этапа:

На первом этапе (1994 — 1996 гг.) осуществлялось изучение основного фонда научной литературы, посвященной проблемам гуманитарно-эстетического образования, общефилософским и эстетическим вопросам формирования мировоззрения личности. Была развернута экспериментальная работа по преподаванию авторского курса "Мироздание" в средней школе № 606 г. С.-Петербурга и его внедрение на базе кабинета искусств в Санкт-Петербургском Университете Педагогического Мастерства.

На втором этапе (1997 — 1998 гг.) определено основное направление исследования, связанное с изучением проблемы формирования мировоззрения личности в общенаучном плане. Проведено изучение основных источников и литературы по избранной теме.

На третьем этапе исследования (1998 — 1999 гг.) осуществлялось источниковое и фактологическое подтверждение выдвинутых гипотетических положений, оформление результатов исследования в диссертационную работу, разработка рекомендаций по практическому применению изученного опыта в практике современной системы преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В ходе проведенного исследования: впервые осуществлено исследование общих подходов развития мировоззренческих представлений школьников младшего возраста на уроках художественно-эстетического цикла; показана взаимосвязь художественного, мифологического, религиозного и философского сознания как творческого потенциала освоения картины мира в процессе художественной деятельности школьников; педагогически обоснована структурно-функциональная модель формирования мировоззрения школьников на основе создания художественной картины мира в детском творчестве.

Практическая значимость исследования состоит в возможности творческого использования отраженного в нем практического опыта в современной образовательной деятельности. Исследование позволяет расширить, углубить, переосмыслить сложившиеся представления об основных подходах к содержательной стороне предмета изобразительного искусства в школе. Материалы исследования могут быть использованы в практических рекомендациях, при создании учебных пособий для учителей и учащихся, направленных на оптимизацию как преподавания изобразительного искусства, так и предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена применением адекватных его цели и задачам методологических подходов, опорой на результаты современных исследований по философии, эстетике, педагогике, психологии. Экспериментальные данные, полученные в ходе апробации выдвинутых положений, подтверждают теоретические предпосылки исследования. В диссертации используются общепринятые в философии, эстетике, педагогике понятия и термины, кроме того, автор опирается на термины первоисточников.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись на всех его этапах, в том числе при разработке и внедрении идей формирования художественно-концептуального мышления в процессе преподавания изобразительного искусства в средней школе № 606 г. С.-Петербурга; при разработке концепции "Личностно-ориентированная модель образования" (О.Е.Лебедев, В.В.Сериков, А.П.Тряпицына) на базе кабинета искусств Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства. Содержащиеся в диссертации выводы и положения нашли отражение в выступлениях автора на Всероссийских курсах повышения квалификации по проблемам преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (г. Санкт-Петербург, 1994 г.), на Всероссийском семинаре по проблеме "Новое содержание образования по предметам гуманитарно-художественного цикла" для заведующих РМК, ИУУ, ИПК (г. Санкт-Петербург,

1996 г.), на конференции учителей музыки и изобразительного искусства по теме: "Интегративный подход к созданию современных программ для уроков искусства" (г. Санкт-Петербург,

1997 г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании лаборатории мировой художественной культуры Института общего образования МОПО РФ.

Положения, выносимые на защиту: основные подходы формирования мировоззренческих представлений школьников на основе духовно-практического освоения общекультурных ценностей и художественно-эстетической деятельности на уроках изобразительного искусства; общегуманитарное направление авторского курса "Мироздание", способствующее активизации духовного опыта и гуманистической ориентации личности на основе творческой деятельности школьников; структурно-функциональная модель духовно-практического освоения мира и формирования мировоззрения школьников в процессе преподавания изобразительного искусства, представляющего системный курс.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (227 наим.) и приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Авторский курс "Мироздание" является инвариантной формой предмета "Изобразительное искусство". Новые подходы к содержанию предмета развертывают мировоззренческие идеи на различных ступенях обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников. Общегуманитарный аспект содержания курса открывает возможности для духовного развития личности. Художественно-образовательная парадигма включает духовно-практическое и духовно-эстетическое освоение мира в единстве. Главной составляющей этих двух направлений художественной деятельности является прежде всего духовное мировосприятие. Опыт, духовность и культура неразделимы в процессе формирования мировоззрения. Состояние духовности, изначально заложенное в человеке, является гарантом созидательного творческого процесса.

1. Творческая природа сознания обусловливает и саму сущность процесса мировосприятия как творческого осмысления мира. Практическое и эстетическое постижение бытия приносит положительные результаты, если оно опирается на духовную основу творчества.

Мировоззренческая ориентация курса "Мироздание" стимулирует осознанное восприятие действительности на начальной ступени обучения. Методические акцентировки сделаны с учетом возрастных особенностей школьников, а также учитывают современный уровень развития педагогики искусства.

2. Развитие творческих способностей школьников младшего возраста должно строиться с учетом ориентации на общечеловеческие ценности, как духовные, так и эстетические. Основой образовательной системы может служить культурологическая модель художественной педагогики. Складывающаяся система художественного образования исходит из многоаспектного знания о мире. Информационное пространство авторского курса включает элементы мифологического, философского, религиозного, общенаучного, эстетического знания, которые интегрируются в систему духовно-практического освоения мира — "мир — человек — искусство". Это осуществляется по принципу развития человеческого сознания в целом. Целостность мироощущения, дифференцированность мировосприятия, интегративность мироосмысления составляют системный ряд освоения картины мира человеческим сознанием. Это находит отражение в структурно-функциональной модели авторского курса "Мироздание", опирающегося на системность развития человеческого сознания.

3. Системный подход к организации содержания и структуры образовательного процесса в области художественной педагогики способствует целостному мировосприятию и формированию мировоззрения школьников.

4. Системное художественное мышление, опирающееся на различные сферы человеческого знания о мире, концентрирует их в определенную систему — художественную картину мира. Интегрирование картины мира, осуществляемое функционированием художественного сознания, создает художественно-эстетическую образовательную систему "мир — человек —искусство".

Погружение школьников в сложное понятие "мир" и производное от него "мироздание" осуществляется на основе функционирования художественного образа. Художественный образ формирует художественную картину мира, являясь ее систематизирующим элементом. Искусство служит наглядной формой перехода духовного опыта в материальное воплощение. Сочетание в авторском курсе многообразных культурных традиций (Древней Греции, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая) с собственно национальной традицией, выразившейся слиянием языческого и христианского мировоззрения, создает условия для всестороннего развития личности. Мировая художественная культура в соотнесении с национальной культурой помогают школьникам выразить собственный взгляд на мир.

5. Основным систематизирующим элементом системы "мир — человек — искусство" является художественный образ. Семантика и семиотика художественного образа выражается идеографическими знаковыми системами искусства, которые имеют аксиологическое, гносеологическое, эстетическое значение.

Мир как художественная картина, созданная искусством, а затем и детским художественным творчеством, осмысливается как целостная эстетическая система. Символический реализм детского творчества способен передать как ее отдельные элементы, так и всю целостную картину мира. Стилистика детского творчества в поисках эстетического идеала мира впитывает все многообразие направлений искусства и имеет черты символизма, романтизма, реализма, присущие профессиональному искусству. Знание, выраженное художественным образом, становится не просто результатом мировосприятия, а является выражением мировоззрения в художественной форме.

6. Освоение картины мира, приведенное в систему функционированием художественного образа, приобретает образовательно-исследовательский характер. Формой выражения исследования картины мира является "символический реализм" художественного творчества школьников. Интегративный характер художественного сознания является естественной основой для проявления интегративности процесса обучения. Художественная педагогика может успешно "сотрудничать" с другими школьными предметами в решении общих задач по развитию личности. Взаимодействие на уровне содержания и на уровне процесса обучения стимулирует эффективное решение проблемы формирования мировоззрения.

7. Интегративный характер содержания обучения создает условия для формирования концептуального художественного мышления. Интегративный характер процесса обучения создает условия для формирования комплексного художественного мышления. Концептуальное и комплексное мышление, развивающееся в художественном творчестве школьников, обеспечивает формирование целостного мировосприятия и мировоззрения. Таким образом, единство концептуальных посылок и конкретного учебного материала в целом направлено на раскрытие сущности детского художественного творчества — формирование мировоззрения школьников на основе духовного развития личности. А предмет изобразительного искусства, формально не являясь "главным" среди других школьных предметов, может быть одним из центров духовного развития личности школьника. Как и все, что связано с понятием "дух", не имеет материальности, так, возможно, и предмет изобразительного искусства, занимая особое место в развитии духовности, не демонстрирует этой своей особенности. "Предмет, отраженный тысячью зеркал, среди тысячи своих отражений, все же остается основою реальности всех их и реальным центром" (196, С.232). Художественная педагогика является реальным центром, аккумулирующим в себе идею духов ного развития личности школьников на основе широких культур ных традиций и связей. Она организует процесс обучения в сис тему разносторонних исследований, направленных на формиро вание общей духовной культуры школьника — человека — граж данина.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Михайлова, Татьяна Павловна, Москва

1. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. — М.: Правда, 1988. — 45 2. с.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — 1988. — №7. — С.210-221, №9 — С.227-240.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. — М.: Политиздат, 1989. — 335 с.

4. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров). // Славянский фольклор и историческая действительность. — М., 1965. — С.5-26.

5. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. / Предисл. авт. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.

6. Аксаков С.Т. Рассказы о природе.—М.: Детская литература, 1987.—143 с.

7. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. — М.: Политиздат, 1983.367 с.

8. Алексеев С. Образ воплотивший слово. — СПб.: САТИЪ, 1997.35 с,

9. Алеев В.В., Науменко Т.И. Интегрированные уроки искусства (1-4 классы). // Сборник программ интегрированных курсов "Искусство". — М.: Просвещение, 1995. — С. 192-223.

10. Л.: Лениздат, 1940. — 64 с. 1 З.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980. — 155 с. Н.Андреев Д.Л. Роза Мира. — М.: Товарищество Клышников-Комаров и К°", 1992. — 282 с.

11. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1983. — 464 с.

12. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В трех томах. — М.: Наука, 1985.— Т.1.— 511 е., т.2.— 463 е., т.З,— 495 с.

13. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. — М.: "Современный писатель". 1995. — Т.1. — 416 е., тД1 — 400 е., т.З. — 416 с. (Славянский мир).

14. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / Сост. биогр. Очерки, коммент. С.Д.Бабушкина, Б.Н.Митюрова. Предисл. Д.С.Лихачева, Г.М.Прохорова. Редкол. С.Ф.Егоров и др. АПН СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 367 с.

15. Антология педагогической мысли России XVTTT в / АПН

16. СССР, Редкол. Т: Г.Н.Волков и др. — М.: Педагогика, 1983.479 с.

17. Батенин С.С. Человек в его истории. — Л.: изд-во ун-та, 1976.295 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Предисл. С.Г.Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

19. Белов В.Н. Лад: очерки о народной эстетике. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 429 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994 — 528 с.

21. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. — М.: Республика, 195. — 383 с.

22. Бердяев H.A. Самопознание. — Л.: Лениздат, 1991. — 398 с.

23. Берхин Н.Б., Крутоус В.П. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. // Эстетика, 1989, №10.1. М.: Знание, 1989. — 64 с.

24. Боннар А. Греческая цивилизация. В трех томах. / Ред. и пре-дисл. Л.З.Поляковой. Пер. с фр. Е.Н.Елеонской. — М.: Искусство, 1992. Т.1. — 270 е., т.2. — 203 е., т.З. — 399 с.

25. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. — Воронеж: И-Ч книжн. изд-во, 1987. — 256 с.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с. (Мыслители XX века).

27. Буткевич О.В. Красота. Природа. Сущность. Формы. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 438 с.

28. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы.

29. М.: Искусство, 1977. — 199 с.

30. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII в. — М.: Мысль, 1992. — 637 с.

31. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 223 с.

32. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. — М.: Наука, 1978. — 235 с.

33. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. / Редкол.: А.Л.Яшин и др. — М.: Наука, 1988. — 520 с.

34. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. / Отв. Ред. Б.С.Соколов, А.А.Ярошевский. — М.: Наука, 1989. — 258 3. с.

35. Волков E.B. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. / Под ред. проф. М.Ф.Овсянникова. — М.: Изд-во Москв. ун-та, 1976. — 288 с.

36. Волков Й.Ф. Творческие методы и художественные системы. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1989. — 250 3. с.

37. Виноградова Н. "Три кита" начальной школы. // Народное образование. 1995. — №6. — С. 19-22.

38. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. / Сост. В.С.Араискин. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.

39. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах. / Сост. Г.Кружков. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1993. — 191 с.

40. Выготский JT.C. Психология искусства. / Предисл.

41. A.Н.Леонтьева, коммент. Л.С.Выготского, Вяч.В.Иванова. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 572 1. с.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред.

43. B.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

44. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. — Л.: ЛГУ, 1984. — 175 с.

45. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. — СПб.: Издательство

46. C.-Петербургского университета, 1996. — 152 с.

47. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. — М.: Советский художник, 1963. — 278 с.

48. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. 4.1. — М.: Искусство, 1972. — 2000 с.

49. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство: для ст. возраста. — М.: Дет. литература, 1980. — 143 с.

50. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М.: Прогресс. Культура, 1980. — 479 1. с.

51. Гете И.В. Об искусстве. / Сост., вступ. статья и примеч. А.В.Гулыги. — М.: Искусство, 1975. — 623 с.

52. Гейгенс X. Книга мировоззрения или мнения о небесно-земных глобусах и их украшениях.— М.: БИ, 1724.— 267 с.

53. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—

54. XIX вв. Сост., вст ст. Л.Ф.Соколощенко, Ю.С.Прокошина.— М.: Московский рабочий, 1991.— 35 с. (Из золотых кладовых мировой поэзии).

55. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. / 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 248 с.

56. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. — Л.: Изд. ЛГУ, 1991. — 63 1. с.

57. Горичева Т.М. О кенозисе русской культуры. / Христианство и русская литература. Сб. ст. / Рос. АН. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). Отв. ред. В.А.Котельников. — СПб.: Наука. Санкт-Петербург, изд. фирма, 1994. — С. 50-88.

58. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. /Предисл. и общ. ред. А.Р.Лирия и В.П.Зинченко/. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1970. — 271 с.

59. Громов И.А. "Серебряный век" русской культуры: Социально-философский аспект: /Учебное пособие/. — СПб.: ЛОПИ, 1966. — 131 с.

60. Гулыга A.B. Искусство в век науки.— М.: Наука, 1978.—182 с.

61. Гулыга A.B. Что такое эстетика: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 173 с.

62. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — Л.: Гидрометео-издат, 1990. — 528 с.

63. Гумилев Л.Н., Панченко A.M. Чтобы свеча не погасла: Диалог. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-е, 1990. — 125 с. (НГ: Новинка года).

64. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981. — 359 с.

65. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1967. — 319 с.

66. Гусев Л.Н. Многоликая Индия. / АН СССР, Ин-т востоковедения. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1987. — 253 2. с.

67. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.

68. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.

69. Дворянин-философ. Аллегория. — Смоленск: Типография приказа обществ, призрения, 1796. — 47 с.

70. Дмитриева H.A. Краткая история искусства. Очерки. — М.: Искусство, 1968. — 347 с.

71. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка. / Сост. В.Дольникова. — М.: Аквариум, 1996. — 440 с.

72. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. На пути к открытию мира. / О разработке интегрированного образовательно-воспитательного курса для начальной школы. // Начальная школа, 1991, №6. — М.: Просвещение. — С.82-85.

73. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. — М.: Педагогика, 1987. — 150 с.

74. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. — 287 1. с.

75. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X— XX вв. /Сост. С.С.Бычков. — М.: Московский рабочий, 1992.334 с.73.3амалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии, конец

76. Иванов В.В. Художественное творчество. Функциональная асимметрия мозга, образные способности человека. // Тр. по знаковым системам. XVI. — Тарту, 1983. — С. 3-14.

77. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: АПН СССР, 1959. — 186 с.

78. Ильин И.А. Путь к очевидности. / Сост. П.В.Алексеев, В.И.Ку-раева. Послесл. В.И.Кураева. Примеч. Р.К.Медведевой. — М.: Республика, 1993. — 431с. (Мыслители XX века).

79. Ильин E.H. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

80. Ильин E.H. Рождение урока.—М.: Педагогика, 1986.—175 с.

81. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстет, вос-пит. Статьи, доклады, выступления. — М.: Педагогика, 1973.334 с.81 .Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя.

82. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

83. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).

84. Каган М.С. Искусство феномен культуры. // Искусство в системе культуры. — М.: Наука, 1987. — С. 6-22.

85. Каган.М.С. Взаимоотношения наук, искусств и философии как историко-культурной проблемы. // Гуманитарий. — СПб., 1995. — №1.

86. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Комплексный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. / Отв. ред. Л.М.Непомнящих. АМН СССР. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.302 2. с.

87. Какурин A.A. Духовная основа преемственности поколений. // Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур". / Отв. ред. В.Т.Лисовский. — СПб.: Университет, 1996. Вып.З.1. С.27-29.

88. Кандинский В.О. О духовном в искусстве: (Живопись). — Л.: Фонд "Ленингр. галерея", 1990. — 66 с. (Из арх. рус. авангарда).

89. Кареев Н.И. Об идеалах общего образования. // Мир человека.

90. Изд. Фантакт, 1994. — №1. — С.33.

91. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. / Пре-дисл. авт. — М.: Изобр. искусство, 1983. — 303 с.

92. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. / Под ред. А.И.Пискунова и др. — М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 575 с.

93. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.

94. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. / Рос. акад. образование. Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. — М.: ИТПИМЙО, 1993. — 135 с.

95. Корольков A.A. Роль философии в научном исследовании. / Под ред. А.А.Королькова, В.П.Бранского, ЛГУ.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.—119 с.

96. Корольков A.A. Русская духовная философия. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. — 576 с.

97. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М.: МГУ, 1979. — 135 с.

98. Котельников В.А. Восточно-христианская аскетика на русской почве. / Христианство и русская литература: Сб. ст. / Рос. АН. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом): Отв. ред. В.А.Котельников. — СПб.: Наука. С.-Петербург изд. фирма, 1994. — С.89-127.

99. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад. / Программа 1-4 классы начальной школы. — М.: Просвещение, 1994.— 60 с.

100. Красновский A.A. "Мир чувственных вещей в картинках" Яна Амоса Коменского. Ян Амос Коменский. — М.: Учпедгиз, 1953. — 324 с.

101. ЮО.Краевский В.В. Вопросы конструирования общего содержания образования. — М.: 1980.

102. Ю1.Краевский В.В. Междисциплинарные исследования в педагогике (Методологический анализ). — М.: ИТПИМИО, 1994. — 228 с.

103. Кузин B.C. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании: Сб. научн. тр. / НИИшкол. — М.: НИИшкол, 1981. — 120 с.

104. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч.1., ч.2. — М.: Дрофа, 1997. — 96 е.: ил., 128 е.: ил.

105. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания: Лекции, Нижний Новгород. — Н.Новгород, Нижегородский Университет, 1995. — 287 с.

106. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1981.

107. Кулаков В.В. К вопросу о содержании понятия "мировоззрение" / Мировоззрение в развитии: Сущность Функции Уровни; Тезисы докладов и выступлений к межрегиональной научной конференции. — Днепропетровск, 1990.181 с.

108. Культура, человек и картина мира.— М.: Наука, 1987.—349 с

109. Курдюмова Т.Ф. Пейзаж — средство эстетического воспитания (на уроках литературы). — М.: Просвещение, 1965. — 157 с.

110. Ю.Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — 384 с.

111. Ш.Леднев B.C. Содержание образования. — М.: Высш. шк., 1989.— 359 с.

112. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М. Педагогика, 1981. — 185 с.

113. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.— М.: Современник, 1975.— 366 с

114. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном: Для сред, и ст. школ, возраста. — М.: Детск. лит-ра, 1985. — 207 с.

115. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / Авт. выступ, ст. А.А.Тахо-Годи. — М.: Политиздат, 1991. — 524 с.

116. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. / Сост. А.А.Тахо-Годи, И.И.Маханьков. — М.: Мысль, 1993. — 959 с.

117. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политич. литература, 1991. — 368 с.

118. П8.Маймин Е.А. Искусство мыслить образами: Для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1977. — 144 с.

119. Маймин Е.А. Эстетика — наука о прекрасном: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

120. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: Сборник. Предисл. Ю.П.Сенокосова. — М.: Прогресс, 1990. — 365 с.

121. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия. // Мир человека. — Изд.: Фантакт, 1994. — С.54-64. — №1.

122. Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур". // Отв. ред. В.Т.Лисовский. — СПб.: Университет, 1996.

123. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. /ЛГПИ. — Л., 1981.

124. Мать М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1970. — 198 с.

125. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология" №1).

126. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук. / Под ред. В.Ф.Лобас. — Киев: Выс. шк., 1990. — 169 с.

127. Мировоззренческая подготовка студентов на основе межпредметных связей. Сб. ст. / Редкол.: В.А.Патрушев и др. — Челябинск.: ЧГПИ, 1987. — 99 с.

128. Мировоззрение и творчество: Межвузовский сб. науч. тр. / Редкол.: А.В.Славин и др.—Смоленск.: СГПИ, 1984.— 97 с.

129. Мировоззрение в развитии: сущность, функции, уровни: Тез. докл. и выст. к межрегиональной научной конференции. / Редкол.: д. филос. н. А.В.Семушкин и др. — Днепропетровск.: Б.и., 1990. — 181 с.

130. Мировоззрение и метод: Сб. ст. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.— 144 с.

131. Мир профессий: Человек — художественный образ. / Сост. А.И.Смирнов. Предисл. В.Рябова, А.Смирнова. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 383 с.

132. Мифы и сказки Древнего Египта. / Сост. Г.А.Мачинцев. — СПб.: ПКФ "ОЮ-92", 1993. — 208 с.

133. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Второе издание. / Гл. ред. С.А.Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — Т.1. — 671 е., т.2. — 719 с.

134. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир, 1996. — 352 с.

135. Москвичев Л.Н. Знания о мире и мир знаний. / Предисл. авт. М.: Педагогика, 1989. — 128 с. (Б-чка Дет. энциклопедии "Ученые — школьнику").

136. Мурьянов М.Ф. Эпитет "нерукотворный". Этюд о словоупотреблении Пушкина. Сб. ст. / Христианская культура. Пушкинская эпоха. — СПб.: центр Православной культуры, 1996. — С.85-91.

137. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 кл.: Учебн. для обще-образоват. учеб. заведений.— М.: Дрофа, 1998.— 224 е.: ил., нот.

138. Неменский Б.М. Культура — искусство — образование: Цикл бесед. / Моск. центр худож. культуры и образования. — М.: Центр "ХКО", 1993. — 79 с.

139. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд. перераб. и доп.

140. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.

141. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. — Собр. соч. В двух томах. Том первый. — М.: Мысль, 1990. — С.47-157.

142. Новый человек и школа будущего. / Научно-педагогическая фантастика/. Отв. Ред. А.Г.Спиркин, И.А.Бирич. — М.: Б.и., 1989. — 228 с.

143. Павловский А.И. Ночь в Гефсиманском саду. Избранные библейские истории. — Л.: Лениздат, 1991. — 476 с.

144. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1996.

145. Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. / Редкол.: С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластенин. — М.: Просвещение, 1981. — 367 с.

146. Педагогические системы проектирования образовательных систем нового цикла. / Под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Образование, 1995.

147. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. / Общ. ред. А.Ф.Лосев и др., Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1994. — Т.1. — 860 е., Т.2. — 528 е., т.З. — 654 е., т.4. — 830 с. — (Филос. наследие).

148. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы.— М.: "АГАР", 1996.—160 с.

149. Программы общеобразовательных учреждений. // Сборник программ интегрированных курсов "Искусство". — М.: Просвещение, 1995.—223 с.

150. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — СПб.: С.-Петербургский Университет, 1996 . — 365 с.

151. Пропп В.Я. Морфология сказки. / Репринтное издание. Л. "ACADEMIA", 1928. — СПб.: Наука, б.г. — 151 с.

152. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: Единство духовного и материального: К вопросу о новой парадигме развития общества.— СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1993 — 61 с.

153. Пьянков В.В. Религия и культура: онтология духовности. // Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур". / Отв.ред. В.Т.Лисовский. — СПб.: Университет, 1996. — Вып.З — С.52-54.

154. Рак И.В. Мифы Древнего Египта (Древний восток: Религия. Мифология. Культура).— СПб.: "Петро-РИФ", 1993.— 270 с.

155. Рерих Н.К. О вечном: Книга о воспитании. / Сост., примеч. и слов Д.Н.Попова. — М.: Политиздат, 1991. — 461 с.

156. Рерих Н.К. Древние источники: Сказки, легенды, притчи. / Предисл. К.Смирнова. — М.: Междунар. центр Рерихов, 1993. — 81 с.

157. Рогов А.Н. Кладовая радости.— М.: Просвещение, 1982.— 240 с.

158. Розинер Ф. Искусство Чюрлениса.— М.: Терра, 1993.— 408 с

159. Русская культура и образование. Материалы и разработки по философии и педагогике культуры. Вып. VII. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1997. / Сост. К.В.Романов, М.Т.Лебедева. Общ. ред. и предисл. К.В.Романов.

160. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. / Реставрация, перевод, коммент. Б.Кресеня. — М.: Наука и религия, 1992. — 368 с.

161. Русский космизм: антология философской мысли. / Р88. Сост С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой; Вступ. ст. С.Г.Семеновой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.

162. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974.

163. Себельдина Е.В. Обращаясь к опыту эстетического воспитания.// Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур"./ Отв. ред. В.Т.Лисовский. — СПб.: Университет, 1996. — Вып.З. — С.101-103.

164. Семенов-Тян-Шанский П.П. Православный катехизис. Второе издание. — Druck: KJG Königsbach, Б.Г. — 174 с.

165. Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. / Пер. Диакона Виктора Щурова.— СПб.: Святослав: ОАО. С.Петербург, 1997,—95 с.

166. Скалон Н.Р. Вещь и слово: Предм. мир в сов. филос. прозе. — Алма-Ата.: "Гылым", 1991. — 93 с.

167. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего и среднего образования: Проблемы и перспективы. — М., 1981.

168. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. / Общ. ред. и сост. А.В.Гулыги, А.Ф.Лосева, С.Л.Кравца. — М., Мысль, 1988. — Т.2. — 822 с.

169. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Изд-во "Эллис Лак", 1995. — 416 с.

170. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. / Отв. ред.

171. Вл.Прокофьев. 4.2. — М.—Л.: Искусство, 1948. — 347 с.

172. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности.— М.: Политиздат, 1985.— 415 с

173. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994. — 464 с.

174. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. / Пер. с укр. Н.Дангуловой. 3-е изд.— М.: Молодая гвардия, 1979.— 335 с

175. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста.—М.: Учпедгиз, 1961.— 223 с.

176. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. — М.: Наука, 1975. — 173 с.

177. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. — СПб: Петроградский и К0 (PETROC), 1995. — 348 с.

178. Томашевский Б.В. Язык и стиль. Стенограмма публичной лекции. — Л., 1952. — 32 с.

179. Тростников В.Н. Научна ли "научная" картина мира. // Новый мир, 1989. — №12. — С.257-263.

180. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. — М.: ИнфоАрт, 1991. — 112 с.

181. Трубецкой E.H. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994. — 432 с.

182. Тюляев С.И. Искусство Индии. Сборник статей Сост. и отв. ред. С.И.Тюляев. М.: Наука, 1969. — 221 с.

183. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978. — 272 с.

184. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: "Языки русской культуры", 1995. — 360 с.

185. Учитель. Школа. Общество: Социол. очерк 90-х гг. / Редкол.: А.И.Авраменко, З.В.Калиничева, В.Ф.Курлов и др. — СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 222 с.

186. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ, 1983. — 88 е., 21 см.

187. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М.: Московский рабочий, 1990. — 269 с.

188. Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.

189. Философия для детей (Пособие для учителей). / Отв. ред. сост. д. филос. н. Н.С.Юдина—М.: ИФРАН, 1996. — 241 с. (ЦОП Ин-та философии РАН).

190. Флоренский П.А. Оправдание космоса: Сборник. Изд. подг. К.Г.Исупов. — СПб.: Изд. ВГК РХГИ, 1994. — 217 с.

191. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева), П.В.Флоренского, М.С.Трубачева. — М.: Мысль, 1996. — Т.2. — 877 с. (Филос. наследие. Т. 124).

192. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. — М.: Изобр. искусство, 1996. — 333 с.

193. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. — 324 с.

194. Фомина H.H. Структурное многообразие урока по изобразительному искусству. // Педагогика искусства и школа. — М.: 1982. —№ С.150-170.

195. Хайдеггер М. Время и бытие.— Республика, 1993. — 447 с.

196. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственному воспитанию школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 157 с.

197. Хобрик Б. Эволюция. Яйцо без курицы: Пер. с англ.. — М.: Мартис, 1993. — 108 с. (Критика дарвинизма).

198. Христианство и русская литература: Сб. ст. / Рос. АН. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом): Отв. ред. В.А.Котельников. — СПб. Наука. Санкт-Петербург, изд. фирма, 1994. — 395 с.

199. Хроменко А.Т. Игра в эпической картине мира: сквозь призму словаря языка русского фольклора. // Живая старина. — 1995.2. — С.27-28.

200. Хроменков H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

201. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. — Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского ун-та, 1989. — 224 с.

202. Шаталов В.Ф. Точка опоры.— М.: Педагогика, 1987.— 160 с.

203. Шопенгауэр А. Избранные произведения. / Сост. авт. вст. ст. и примеч. И.С.Нарский. — М.: Просвещение, 1992. — 479 с.

204. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд. доп. и перераб.

205. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.

206. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. / Пер. с кит. Е.И.Лубо-JIec-ниченко и др.; Отв. ред. и авт. послесл. Б.Л.Рифтан. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Наука, 1987. — 526 с.

207. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Ме-тодол. проблемы соврем, науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.

208. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. / Пер. с нем. A.M.Боровика. — М.: Прогресс. Университет. Б.г. — 329 с.

209. Alexander S. Beauty and Other Forms of Value. London, 1993

210. Cassirer E. Individum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Lpz., 1927

211. Cassirer E. Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Darmstadt, 1956

212. Churchman C.W. Trends in general systems theory. N.Y., 1972

213. Conder G.P. Theories of macrocosms and microcosms in the history of philosophy. N.Y., 1922

214. Golan Ariel. Myth and Symbol. Symbolism in Prehistoric Religions. Jerusalem, 1991

215. Harder F. Theoretish-praktisches Handbuch für den Anschanungs-Unterricht. Altona, 1858

216. Holzkamp K. Sinnliche Erkenntnis, Historischer Ursprung und schaftliche Funktion der Wahrnehmung. Frankfurt/Main, 1973

217. Hörz A., Seidel D. Verantwortung, Schöpfertum Wissenschaft. Berlin, 1979

218. Piatons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947

219. Röhr W. Aneignung und Persönlichkeit. Berlin, 1979

220. Szumilenicz J. Prostota a Pravda. Leszit 2, 1966

221. Weber J.P. Genese de l'oeuvre poetique. Paris, 1960