Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Погорелов, Станислав Тимофеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Погорелов, Станислав Тимофеевич, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ.

§ 1.Теоретические основы процесса формирования эстетического идеала учащихся.

§ 2.Воспитательные возможности художественной деятельности учащихся педагогических училищ в формировании их эстетического идеала

ГЛАВА П.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВШ ПОВЫШЕНШ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА УЧАЩИХСЯ ПЕДУЧИЛИЩ .'.

§ 1,Изучение сформированное™ эстетического идеала учащихся в учебно-воспитательном процессе

§ 2.Реализация воспитательного потенциала предметов специального музыкального цикла и внеучебной деятельности

§ 3.Художественно- педагогическая деятельность учащихся.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности"

Планомерное развитие нашего общества выдвигает постоянно усложняющиеся задачи в области коммунистического воспитания советских людей. На ХХУ1 съезде КПСС, Пленумах ЦК КПСС поставлены задачи повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения, совершенствования форм и методов трудового, нравственного, эстетического воспитания, формирования научного, марксистско-ленинского мировоззрения учащихся. Внимание, уделяемое коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, формированию его духовной культуры, является выражением программной установки партии на всестороннее развитие советского человека. Партия исходит из того, что воспитание нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.

Центральной задачей коммунистического воспитания является формирований научного мировоззрения советских людей. Её важность объясняется тем, что, выступая как особая обобщенная форма отражения действительности, коммунистическое мировоззрение, базирующееся на марксистско-ленинских методологических и теоретических принципах, служит основой ориентации людей в процессах и перспективах исторического развития, вооружает их методами изучения и преобразования мира. Мировоззрение, являясь ядром сознания личности, регулирует её поведение и деятельность, определяет жизненную позицию человека.

Решение задач формирования целостного мировоззрения учащихся неразрывно связано с их эстетическим и нравственным воспитанием, общим развитием личности, отношением к труду, формированием чувства патриотизма и интернационализма. Устойчивое мировоззрение, сформированные эстетические и нравственные идеалы стимулируют деятельность человека, способствуют становлению его как творческой личности, отвечающей высоким требованиям современности.

Единство целей формирования коммунистического мировоззрения и эстетического воспитания конкретизируются в задаче формирования коммунистического эстетического идеала учащихся.

Зарождающийся в недрах развитого социализма будущий коммунистический общественный строй нувдается в эстетическом совершенстве применительно ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, практики, культуры. Теоретически обоснованный классиками марксизма-ленинизма идеал будущего коммунистического общества, его созидателя - всесторонне и гармонически развитого человека выступает и как вдеал эстетический. По воспоминаниям А.В.Луначарского В. И. Ленин говорил о будущем как об открытии дверей "перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" (116,34).

Опираясь на достигнутый материальный и духовный потенциал общества, наше государство впервые в истории человечества ставит своей целью всестороннее, в том числе и эстетическое, развитие каждого и конституционно гарантирует его (14, ст.20, 47).

Развитый эстетический идеал выступает как определенная реальная цель, стимул жизни и деятельности человека, помогает ему отличить истинно прекрасное в действительности и искусстве от безобразного, раскрывает красоту коммунистической идейности, нравственности.

Одним из ведущих средств эстетического воздействия на человека является искусство, роль которого постоянно возрастает в условиях быстрого экономического и социального развития нашего общества, нарастающих темпов научно-технического прогресса, бурного развития средств массовой коммуникации, сделавших доступными разнообразные художественные ценности для каждого человека. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС отмечается, что "по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь, А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма" (15, 20).

Искусство многопланово влияет на мировоззрение личности, в том числе и через её эстетический идеал. Эстетический идеал всегда конкретно историчен, классово ориентирован, что делает его мощным идеологическим оружием. В наши дни, в условиях небывалого противоборства двух мировоззрений - коммунистического и буржуазного, идеологи капитализма пропагандируют "западный образ жизни" средствами литературы и искусства. Через распространение ложных эстетических идеалов, особенно среди молодежи, буржуазное мировоззрение способно проникать и в сознание части советских людей. Поэтому проблема формирования эстетического идеала, эстетического воспитания в целом приобретает особое мировоззренческое, идеологическое значение.

Решение задач эстетического воспитания как неотъемлемого компонента коммунистического воспитания подрастающих поколений призвана осуществлять общеобразовательная школа. Уже в первых программных документах о работе советской школы задача эстетического воспитания рассматривалась как целостная концепция эстетического развития нового человека, В опубликованных в 1918 году "Основных принципах единой трудовой школы" эстетическое воспитание понимается широко, как средство всестороннего развития учащихся.

Проблемы, связанные с решением задач эстетического воспитания, всегда были в центре внимания советской педагогики. Их активно разрабатывали Н,К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, В.Н. и С.Т.Шацкие, А.С.Макаренко, В.А.Сухомпинский. Талантливые педагоги-марксисты, они отстаивали необходимость "выведения" эстетического воспитания на мировоззренческий уровень, использования его средств для формирования личности активного труженика-творца, преобразующего мир " и по законам красоты".

Методологические, теоретические, методические аспекты формирования научного мировоззрения разработаны в исследованиях ряда советских ученых (М.Н.Алексеев, В.Г.Иванов, П.В.Копнин, Н.А.Мен-чинская, Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова, Г.Н.Филонов, В.Ф.Черноволен-ко, В.Н.Шинкарук), раскрыто содержание этого процесса. Академик АПН СССР Моносзон Э.й. показал, что "формирование взглядов,убеждений и вдеалов составляет основное содержание процесса формирования мировоззрения учащихся" (123, 114).

Вопросы взаимосвязи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, влияния искусства на становление эстетического идеала нашли широкое отражение в современных методологических, теоретических исследованиях А.П.Велика, Л.А.Воловича, С.С.Голь-дентрихта, Е.С.Громова, А.К.Дремова, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, О.В.Лармина, В.М.Муриана, М.Ф.Овсянникова, В.А.Разумного, В.К. Скатерщикова, Л.Н.Столовича, Н.А.Ястребовой, А.И.Яценко и других советских философов.

Пути и средства формирования эстетического идеала подрастающих поколений рассматриваются в трудах А.И.Бурова, Е.В.Квятков-ского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, Л.П.Печко, Т.П.Соболевой и других ученых.

Значительный вклад в разработку вопросов эстетического воспитания средствами природы, искусства, трудовой деятельности внесли Ю.Б.Алиев, С.А.Аничкин, В.К.Белобородова, М.А.Верб, И.Ф. Гончаров, Е.Я.Гембицкая, Т.Д.Полозова, А.М.Сохор и другие.

Эстетический идеал является социально обусловленным представлением человека о совершенстве, о красоте в действительности, выражается в понимании прекрасного в жизни, поведении людей, в природе, в различных ввдах искусства, в стремлении к художественно-творческой деятельности, в борьбе за прекрасное в жизни, труде, искусстве, в общении между людьми (190, 22).

Эстетический идеал формируется всей системой общественных воздействий, всех видов деятельности - трудовой, познавательной, общественно-политической, спортивной и других, в которые учащиеся включаются.

Существенное влияние на процесс формирования эстетического идеала способна оказывать художественная деятельность, специфика которой проявляется в образном отражении действительности и содержит оценку этой действительности с позиций определенного идеала. В произведениях искусства воплощаются, объективируются эстетические идеалы авторов и отражаются существенные стороны общественных эстетических идеалов. Поэтому включение учащихся в художественную деятельность, направленную на постижение вдейно-эстети-ческой сущности художественных произведений, воплощенных в них идеалов, воздействует на формирование эстетического идеала учащихся.

Особое значение в аспекте рассматриваемой проблемы имеют вопросы формирования эстетического идеала будущих учителей музыки. Это объясняется тем, что практические задачи эстетического воспитания подрастающих поколений призваны решать педагоги общеобразовательной школы, в том числе учителя музыки. Растущие требования общества к развитию личности учителя, усложняющиеся задачи эстетического воспитания учащихся в современных условиях требуют совершенствования системы воспитательной работы с будущими учителями, Формирование эстетического идеала учителя музыки особенно актуально, ибо он в силу своего профессионального долга призван быть проводником коммунистических идеалов в жизнь, формировать эстетический вдеал подрастающих поколений. Только собственная убежденность учителя в том идеале, который он стремится воспитать в своих учениках, служит основой глубоко эмоционального переживания его школьниками, как действительно прекрасного, и формирования у них твердой уверенности в его истинности. Таким образом, эстетический идеал учителя активно влияет на становление идеалов его учеников. Поэтому чрезвычайно важен поиск путей повышения эффективности процесса формирования эстетического идеала самого учителя музыки.

Советское музыковедение и музыкальная педагогика всегда рассматривали музыкальное искусство как могущественное средство нравственного и вдейно-эстетического воспитания человека, формирования его идеальных устремлений. Такой подход глубоко обоснован в работах видных эдгзыкантов-педагогов Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбойма, Н.А„Ветлугиной, Р.М.Глиэра, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и других. Музыкальное искусство мыслится ими как действенное оружие в борьбе за новое общество, за светлые идеалы человечества. Поэтому музыкальное воспитание они не сводят только к музыкально-эстетическому развитию, а рассматривают его как эффективное средство формирования коммунистического мировоззрения учащихся. С этих же позиций ученые подходят к подготовке учителя музыки общеобразовательной школы. Формулируя современные требования к учителю-музыканту, О.А.Апраксина подчеркивает, что он должен своей деятельностью способствовать формированию творческой личности, воспитанию любви к музыке, подготовке к жизни духовно богатых людей с высокими

- 9 нравственно-эстетическими идеалами (126, 42).

В последние годы осуществлено достаточно большое число исследований, посвященных различным сторонам подготовки учителя музыки. В подавляющем своем большинстве они построены на материале работы со студентами педагогических вузов и посвящены в основном вопросам методики профессионального обучения. В то же время значительная часть учителей музыки в нашей стране готовится в педагогических училищах.

Учащиеся педучилищ представляют собой специфическую группу учащейся молодежи. Их возраст - преимущественно 15-19 лет - соответствует возрасту юности. В этот период происходят значительные изменения в эмоциональном, интеллектуальном развитии, социальной позиции учащихся. Характерная для юношеского возраста обращенность в будущее, стремление самоопределиться, найти свое место в общественной жизни, поиск цели и смысла существования подкрепляются приобретаемыми профессиональными знаниями и умениями, первыми шагами в новой социальной роли и интенсивно ускоряют развитие личности учащихся.

Основное содержание психического развития личности в юношеском возрасте по мнению психологов (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, Н.А.Менчинская и другие) составляет углубляющийся процесс формирования мировоззрения. Неотъемлемой его частью является формирование эстетического идеала. Эти возрастные особенности требуют учета при подготовке учителя музыки в условиях педагогического училища. Получая общее среднее образование, учащиеся должны одновременно овладеть профессиональными навыками исполнения на одном из музыкальных инструментов, познакомиться с наиболее значительными достижениями мировой музыкальной культуры, овладеть определенной системой музыкально-теоретических знаний,навыками хормейстера детского хора, освоить школьный репертуар.

Кроме того, будущему учителю музыки необходимо иметь достаточно широкий общекультурный кругозор и овладеть системой психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков. Учитель должен не просто сам владеть суммой знаний, но и уметь передать их школьникам. Поэтому тем содержанием, на котором в значительной степени строится воспитательная работа с учащимися педучилищ, являются произведения музыкального искусства.

Воспитательное воздействие музыки на учащихся огромно, однако организация реального воспитательного процесса представляет значительную трудность. Это объясняется особенностями музыки как вида искусства, обращенного к слуху и не несущего в своих образах практических сведений о различных явлениях действительности. Музыка способна через развитие чувств, эмоций, неразрывно связанных с человеческим мышлением, с определенным идейным замыслом, воплощать в своих образах передовые общественные идеалы, но постижение их идет специфическим путем,

В практике работы педагогических училищ накоплен определенный опыт эстетического воспитания учащихся - будущих учителей музыки, формирования их эстетического идеала. Его изучение свидетельствует, однако, о недостаточной планомерности и систематичности этой работы. Специфика профессиональной направленности обучения в педагогическом училище, необходимость одновременного решения задач овладения широким кругом педагогических, общеобразовательных, музыкальных знаний и умений требует специальных исследований содержания, форм, методов воспитательной работы с этой категорией учащихся.

Анализ психолого-педагогических исследований, в которых в той или иной степени рассмотрены проблемы формирования эстетического идеала учащихся (78,83,110,132,139,141,172,193, другие) показывает, что в них изучались вопросы воздействия художественной литературы, кино, изобразительного искусства в целях формирования эстетического идеала различных групп учащейся и студенческой молодежи.

В меньшей степени в этих исследованиях затрагивались вопросы воспитания средствами музыкального искусства. Формированию эстетического идеала будущего учителя музыки в условиях педагогического училища специального исследования еще не посвящалось. Применение различных видов художественной деятельности для формирования эстетического идеала учащихся в основном рассматривалось как процесс организации восприятия художественных ценностей, анализа их адейно-эстетического содержания, эстетической оценки на этой основе. Однако при таком подходе воспитательные возможности художественной деятельности, в которую учащиеся включаются в учебно-воспитательном процессе, реализуются не полностью. Остаются без внимания вопросы постановки учащегося в позицию активного субъекта самостоятельной творческой художественной деятельности не только в условиях восприятия и анализа произведений искусства, но и в процессе воссоздания и создания художественных ценностей. Недостаточно исследованы вопросы повышения социальной значимости художественной деятельности учащихся, когда они сознательно утверждают в деятельности свой эстетический идеал и влияют своей деятельностью на воспитание других людей.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке и её научно-практическая значимость определяли выбор темы диссертационного исследования: "Формирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности".

Объектом исследования является художественная деятельность учащихся педагогических училищ - будущих учителей музыки, в которую они включаются в учебно-воспитательном процессе.

- 12

Предмет исследования - процесс формирования эстетического идеала учащихся в педагогически организованной художественной деятельности.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммунистического эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- раскрытие сущности процесса формирования эстетического идеала учащихся;

- изучение состояния сформированное™ эстетического идеала учащихся педагогических училищ;

- характеристика воспитательных возможностей художественной деятельности учащихся, реализация которых способствует формированию их эстетического идеала;

- выявление и проверка в опытно-экспериментальной работе совокупности условий, обеспечивающих эффективность процессов формирования эстетического вдеала учащихся в процессе художественной деятельности.

В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза, согласно которой эффективность формирования эстетического идеала учащихся педагогических училищ возрастает при соблюдении совокупности следующих условий: 1) обучении учащихся методу художественно-смыслового анализа изучаемых произведений искусства; 2) вовлечении учащихся в самостоятельную творческую педагогически ориентированную художественную деятельность во внеучебной работе; 3) включении учащихся педучилищ в художественную деятельность со школьниками, обеспечивающем возрастание социальной значимости её результатов, способствующем переходу художественной деятельности в художественно-педагогическую.

- 13

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, рассмотрении личности как объекта и субъекта воспитания,ленинская теория познания и отражения, положения марксистско-ленинской эстетики об искусстве как специфической форме общественного сознания и человеческой деятельности, о партийности и народности искусства.

Основополагающее значение для исследования имели положения Программы КПСС, Конституции СССР, решения съездов партии, документы Советского правительства по вопросам развития педагогической науки, образования и воспитания нового человека коммунисти^-ческого типа.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. В него входили теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы, посвященной рассматриваемой проблеме; изучение массового и передового педагогического опыта работы педагогических училищ по формированию эстетического идеала учащихся; педагогический эксперимент, который включал: использование методов анализа материала при изучении специальных музыкальных предметов и организацию художественной деятельности учащихся как в учебно-воспитательном процессе в педагогическом училище, так и в ходе педагогической практики в школе; педагогическое наблюдение; разработку и апробацию экспериментальных педагогических ситуаций, направленных на выяснение сформированности эстетического вдеала учащихся; изучение документации и продуктов деятельности учащихся (сочинений, творческих разработок занятий со школьниками и т.д.); устные и письменные опросы, анкетирование, а также ретроспективный анализ 17-летнего опыта работы диссертанта в качестве преподавателя, классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Свердловского педагогического училища № 2, являющегося базовым в Урало-Сибирском регионе по специальности № 2009 "Музыкальное воспитание".

В ходе исследования был изучен опыт работы педагогических училищ Свердловского № 2, Каменск-Уральского, Пермского № 2, Боткинского, калининского, Егорьевского, Магнитогорского, Ленинградских ШР 3,6, занимающихся подготовкой учителей музыки общеобразовательной школы. Всего обследованием охвачено 490 учащихся, 114 преподавателей специальных музыкальных дисциплин.

Исследование проводилось в течение 1975-1983 г.г. На первом этапе (1975-1976 гг.) осуществлялось изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблемам эстетического идеала, художественной деятельности, эстетического воспитания уча^ щихся. Проводилось изучение массового и передового опыта работы училищ, определялись пути совершенствования содержания, форм и методов преподавания специальных музыкальных предметов, проведения педагогической практики, организации внеучебной деятельности по формированию эстетического идеала учащихся.

На втором этапе (1977-1982 гг.) осуществлялся педагогический эксперимент, направленный на формирование эстетического идеала учащихся в ходе преподавания специальных музыкальных предметов, внеучебной деятельности учащихся и педагогической практики, проводилось сравнение эффективности различных вариантов опытной методики. Учебная, внеучебная работа и педагогическая практика рассматривались как единые взаимосвязанные воспитательные воздействия и средства самовоспитания личности, включающие учащихся в художественную деятельность, способствующие их эстетическому развитию и профессионально-педагогической направленности.

Базой эксперимента были Свердловское № 2, Пермское № 2, Каменск-Уральское, Магнитогорское и Боткинское педагогические училища. Первоначальные материалы были получены о 324 учащихся. Основной этап эксперимента строился на базе Свердловского педагогического училища № 2 и охватывал 166 учащихся.

В соответствии с выдвинутыми в гипотезе условиями апробировались следующие варианты опытной методики, проверяющей: а) эффективность влияния на процесс формирования эстетического идеала обучения учащихся методу художественно-смыслового анализа произведений искусства; б) действенность обучения учащихся этому методу в единстве с вовлечением их в самостоятельную творческую педагогически ориентированную художественную деятельность; в) результативность процесса возрастания социальной значимости художественной деятельности учащихся, её перехода в деятельность художественно-педагогическую.

На третьем завершающем этапе исследования (1983 г.) проводился анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, делались выводы, разрабатывались методические рекомендации преподавателям специальных музыкальных предметов, классным руководителям по формированию эстетического идеала учащихся, осуществлялось внедрение в практику работы педагогических училищ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что проанализирован мировоззренческий потенциал специальных музыкальных предметов и охарактеризованы основные пути его реализации в учебно-воспитательном процессе педагогического училища; выявлены основные характеристики процесса формирования эстетического идеала учащихся педагогических училищ - будущих учителей музыки в учебной, внеучебной работе и в ходе педагогической практики; выявлены критерии, определены педагогические условия повышения эффективности формирования эстетического идеала учащихся в художественной деятельности.

- 16

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней материалы исследования о путях совершенствования процесса формирования эстетического идеала учащихся могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса на отделениях музыкального воспитания педагогических училищ; при разработке научно обоснованных рекомендаций для преподавателей специальных музыкальных предметов (дирижирования, постановки голоса и др.), классных руководителей по формированию у учащихся коммунистического эстетического идеала. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных программ по специальным музыкальным предметам и педагогической практике для специальности № 2009 "Музыкальное воспитание".

Обоснованность и достоверность выводов диссертационной работы обусловливается тем, что исследование базируется на марксистско-ленинской методологии, использовании разнообразных методов, адекватных задачам исследования, на анализе опыта работы педагогических училищ, а также полученными положительными результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждающими возросший уровень систематизированных обобщенных знаний учащихся о сущности прекрасного, умений учащихся экспериментальных групп с научных позиций подходить к эстетической оценке художественных произведений, интерпретировать их идейное содержание, аргументировать свою точку зрения, доказательно её защищать.

Апробация результатов исследования и его промежуточных этапов проходила на научно-практических конференциях преподавателей педагогических училищ (Барнаул, 1976; Свердловск, 1981; Воткинск, 1982); на научно-практической конференции, организованной Свердловским ОблОНО и отделением Педагогического Общества РСФСР (Первоуральск, 1980); на научно-практической конференции преподавателей высших и средних учебных заведений Свердловской области, проводимой Свердловским Обкомом КПСС совместно с АПН СССР (Свердловск, 1980); на Всероссийском координационном совещании руководителей педагогических учебных заведений (Новгород, 1982); на аспирантских конференциях (Москва, 1981, 1982); на XI семинаре аспирантов и молодых ученых АПН СССР - АПН ГДР (Москва, 1983); на областной конференции (Куйбышев, 1983); в лаборатории исследования проблем формирования научного мировоззрения учащихся НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1982, 1983).

Внедрение в практику. Результаты исследования использованы при подготовке и составлении учебных программ по предметам "Педагогическая практика", "Специальный инструмент - баян (аккордеон)" для специальности № 2009 "Музыкальное воспитание", утвержденных Министерством просвещения СССР и внедренных в практику работы педагогических училищ соответствующего профиля. Материалы исследования нашли применение при разработке экспериментального учебного плана по специальности № 2009 "Музыкальное воспитание". Опыт разработки педагогически ориентированной системы внеучебной работы, организации творческих коллективов учащихся, апробированный на научно-практических конференциях, рекомендован к применению в практике Министерством просвещения РСФСР.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

- 169 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анализа теоретической и методологической литературы по проблеме позволили констатировать, что советские ученые рассматривают формирование личности как процесс, направленный на развитие отношений человека к миру на основе приобретения им социального опыта в ходе различных видов деятельности. При реализации эстетического отношения в процессе художественной деятельности оно выражается в интересе к эстетическим явлениям действительности, критической оценке познаваемых художественных ценностей, в стремлении к самостоятельности, творческому самовыражению в деятельности, в стремлении донести красоту произведений искусства до других людей.

Изучение содержания художественной деятельности учащихся помогло установить, что в ходе практики имеются возможности формирования у них функционально-содержательных характеристик эстетического идеала. Они отражают процесс эстетического познания, оценки и преобразования учащимися окружающего мира и выражаются в виде осознания идеологического характера художественной деятельности, научном подходе к оценке явлений искусства, к задачам эстетического воспитания, в понимании специфики художественного отражения действительности, связи искусства и действительности, в осмыслении творчески преобразующей роли человека как субъекта художественной деятельности, осмысления своей роли в процессе эстетического познания и преобразования средствами доступной художественной деятельности. Функционально-содержательные характеристики эстетического идеала проявляются также в умении давать эстетическую оценку произведениям искусства, аргументированно отстаивать свою точку зрения по спорным вопросам, умению противостоять ошибочным эстетическим взглядам, вдеям буржуазной идеологии, пропагандируемой в произведениях зарубежного "массового" и "элитарного" искусства.

Теоретический анализ природы эстетического идеала, роли знаний и умений эстетической оценочной деятельности в его формировании, а также результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1.Формирование личностного эстетического идеала учащихся педагогических училищ, заключающееся в освоении ими общественного эстетического идеала, раскрывается как единый процесс овладения учащимися эстетическими знаниями о сущности прекрасного в природе, обществе, человеке, искусстве, овладения умениями эстетической оценки явлений действительности и искусства, развития эстетического отношения к действительности, реализуемого в творческой деятельности, в том числе деятельности художественной. Этот процесс успешно осуществляется при изучении предметов специального музыкального цикла, во внеклассной работе, в ходе педагогической практики в школе.

2.По результатам диагностического изучения сформированности эстетического идеала учащихся были выделены три типа его функционирования на уровне познавательном, оценочно-регулятивном и действенно-практическом. Использование экспериментальных методик в их единстве ведет к более интенсивному развитию функций эстетического идеала и обеспечивает наиболее значимое развитие его действенно-практической функции. Это позволяет говорить о том, что педагогически ориентированная художественная деятельность способствует эффективному формированию ценнейшего качества человека - личностного эстетического идеала.

3. Исследование подтвердило, что эффективность формирования эстетического идеала учащихся педагогических училищ в художественной деятельности достигается при целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, включающего:

- обучение учащихся художественно-смысловому анализу изучаемых музыкальны^ произведений, который способствует выработке единого марксистско-ленинского методологического подхода к изучению музыкальных произведений; формирование единой системы музыкально-эстетических знаний и представлений во взаимосвязи с системой важнейших эстетических понятий о сущности прекрасного; умению применять их в единстве со знаниями историческими, политическими, нравственными; приобретению разносторонних глубоких знаний об идейном, нравственном, эстетическом содержании произведений, системе художественных образов, особенностях жанра,стиля, формы; активизации интеллектуальной деятельности учащихся, развитию умения соотносить содержание произведения с жизнью,историю искусства с историей общества; развитию интереса учащихся к выделению мировоззренческого содержания изучаемых произведений;

- вовлечение учащихся в самостоятельную творческую педагогически ориентированную художественную деятельность, которая стимулирует развитие умения оценивать, интерпретировать и воплощать в исполнении собственное понимание художественного произведения, формирует осознанное отношение к произведению как концентрированному выражению социального опыта, высоких человеческих ценностей; стимулирует осознание учащимися глубины собственного духовного мира и стремления поделиться им с другими людьми (прежде всего со школьниками) через пропаганду и исполнение музыкальных произведений; развивает творческое воображение учащихся, учит опираться в художественной деятельности на осваиваемые общественные эстетические нормы; обогащает опыт творческой деятельности учащихся, создает широкие возможности для их творческой самореализации; обеспечивает преемственность учебной и внеучебной работы;

- повышение социальной значимости результатов художественной деятельности путем перевода её в деятельность художественно-педагогическую, что способствовало осознанию учащимися социальной значимости своей деятельности; осознанию идеологического воздействия музыкального искусства на людей, социальной роли искусства; переживанию учащимися красоты педагогического труда; пониманию общественной необходимости собственного всестороннего и гармонического развития; стремлению реализовать свои художественные знания и умения в работе по эстетическому воспитанию детей.

4.Проведенное исследование дает право рекомендовать преподавателям педагогических училищ использовать для реализации мировоззренческого потенциала специальных музыкальных предметов, педагогической практики и внеклассной деятельности учащихся обучение их методу художественно-смыслового анализа произведений искусства, вовлечение учащихся в творческую самостоятельную педагогически ориентированную художественную деятельность, а также повышение социальной значимости результатов художественной деятельности путем перевода её в деятельность художественно-педагогическую, ставящую учащихся в позицию субъекта, активно утверждающего общественный эстетический идеал как личностно значимый.

Формирование эстетического идеала осуществляется во всех видах познавательной, общественно-политической, практической деятельности учащихся педагогических училищ. Соотношение различных факторов, влияющих на эффективность формирования личностного эстетического идеала учащихся, представляет актуальную задачу дальнейшей разработки этих аспектов проблемы в научных исследованиях и педагогической практике.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Погорелов, Станислав Тимофеевич, Москва

1. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов). Соч., т.12, с.709-738.

2. Маркс К. Капитал, отдел третий, глава У. Процесс труда и процесс увеличения стоимости. Соч. т.23, с.188-209.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч. т.1, с.1-4.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Соч. т.42, с.41-174.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М.: Госполитиздат, 1956.- 689 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. т.З,с.7-544.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах. /Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1957.

8. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.11, с.1-131.

9. Ленин В.И. Евгений Потье (к 25-летию его смерти). Полн. собр. соч., т.22, с.273-274.

10. Ю.Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии. Полн.собр. соч., т.22, с.275-276.

11. Ленин В.И. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1970. - 680 с.

12. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и его критика в книге г.Струве.-Полн.собр.соч., т.1,с.347-534.

13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.-223 с.

14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.- М.: Политиздат, 1977.- 62 с.

15. Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983. 80 с.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.

17. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников.-Свердловск: Сред.-Уральское кн.изд., 1967. 179 с.

18. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983.- 224 с.

19. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы.- В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя.- М.: 1973, с.3-32.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка. Ленингр.отд., 1973.- 142 с.

21. Бабанский Ю.К,, Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 80 с.

22. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. 3-е изд.-М.: Сов.Россия, 1978. - 384 с.

23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. 385 с.

24. Велик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963. - 191 с.

25. Белинский В.Г. Полн.собр.соч. в 13-ти т.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953.

26. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

27. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.

28. Богданова О.С. Проблема формирования у школьников нравственного отношения к действительности. -Сов.педагогика, 1981, № 8, с.19-24.

29. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование.- М.: Просвещение, 1968.-464 с.

30. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

31. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд.- М.: Политиздат,1981.-399с.

32. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978. 216 с.

33. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

34. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.

35. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьника. -М.: Просвещение, 1977. -160 с.

36. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

37. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения: (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе). Казань, Изд~во Казан.ун-та, 1976. - 224 с.

38. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 174 с.

39. Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей: (Сб.трудов) /Под ред. В.С.Елисеевой. М.: МГПИ, 1974. - 215 с.

40. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г.З. Апресяна. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 110 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1967. - 92 с.

42. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960. 500 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1964. - 392 с.

44. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. /Общ.ред. С.М.Хентовой. -М.-Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1966.302 с.

45. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет.лит., 1980. - 143 с.

46. Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы.- М.: Изд-во АН СССР, 1962. 208с.

47. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание в советской общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1970. - 19 с.

48. Герцен А.И. Собр.соч. в 30-ти т.- М,: Изд-во Акад.наук СССР, 1954.

49. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.

50. Гольдентрихт С.С, 0 природе эстетического творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 246 с.

51. Гончаров И.Ф. Взаимодействие искусства и действительности в формировании эстетического идеала (школьников). Сов.педагогика, 1976, № 5, с.24-30.

52. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя.- М.: Просвещение, 1982. 191 с.

53. Гончаров Н.К. О некоторых направлениях развития педагогической науки. Сов.педагогика, 1966, № 6, с.11-23.

54. Гордин Л.Ю., Коротов М.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1967. - 144 с.

55. Громов Е.С. Восхождение к герою: (Экран и молодежь). Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982. - 131 с.

56. Громов Е.С. Эстетический идеал.-М.: Госполитиздат, 1961.64 с.

57. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1982.-256 с.

58. Гурова Р.Г. Выпускник средней школы. М.: Педагогика, 1977. - 175 с.

59. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

60. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука,1976. 192 с.

61. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. Вопросы психологии, 1973, № 5, 18-29 с.

62. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.

63. Донской Д.Е. Партийность как эстетическая категория. -Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1980. 209 с.

64. Дукат Л.Ю. Психологический анализ содержания строения и функций идеалов школьников: Автореф. дис. . канд.пед.наук.-Орск, 1963. 124 с.

65. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ч. 2 и 3, Свердловск, 1971. - 358 с.

66. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство,1977. 319 с.

67. Журавлев П.К. Через доказательства к убеждениям. М.: Знание, 1980. - 96 с.68.3апееский Г.Е. Об исследовании научного мировоззрения и убеждений школьников. Сов.педагогика, 1971, № 8, 24-32 с.69.3анков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.175 с.

68. Ипьенков Э.В. Об идолах и идеалах.- М.: Политиздат, 1968. 317 с.

69. Ильина Т.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. Вопросы психологии, 1971, № 5.

70. Исскусство и научно-технический прогресс: Сб.статей.-М.: Наука, 1973. 184 с.

71. Исследование художественных интересов школьников /Под общ.ред.Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

72. Истратов Ю.П. Формирование эстетических идеалов учащихся старших классов в процессе проблемного обучения: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Новосибирск, 1974. - 31 с.

73. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. - 254 с.

74. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание. м.: Педагогика, 1973. - 334 с.

75. Каган М.С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. 328 с.

76. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 120 с.

77. Калинников JI.A. О соотношении нравственного и эстетическогоидеалов: Автореф. дис. . канд.философ.наук. Калининград, 1969. - 21 с.

78. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы: (социологический аспект). Саратов: Изд-во СГУ, 1974. - 223 с.

79. Квятковский Е.В. и др. О системе критериев литературно-художественной подготовленности школьников. /Е.В.Квятковский, А.М.Гуревич, Л.И.Сараскина. Сов.педагогика, 1978, № 10,с.56-65.

80. Квятковский Е.В. Творческая деятельность условие повышения воспитательного влияния художественной литературы на учащихся. - Сов. педагогика, 1977, № 6, с.98-108.

81. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 160 с.

82. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. - 159 с.

83. Коваленко З.В., Ященко М.М. Формирование идейной убежденности старшеклассников в процессе общественно-политической работы. М.: Педагогика, 1979. - 128 с.

84. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

85. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967. -383 с.

86. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1975. - 720 с.

87. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука.- М.: ^аука, 1973.464 с.

88. Коровин В.И. Эстетический идеал советского искусства. -М.: Знание, 1976. 79 с.

89. Краткий словарь по философии. /Под общ. ред. ШВ.Блауберга,- 180

90. И.К.Пантина. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 431 с.

91. Краткий словарь по эстетике. -М.: Политиздат, 1963. -543 с.

92. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе: Статьи, письма, высказывания. M.-JI.: Искусство, 1963. - 22 с.

93. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. -М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958-1963.

94. Крутецкий В.А., Лукин М.С. Очерки психологии старших школьников. М.: Учпедгиз, 1963. - 178 с.

95. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М.: Знание, 1980. - 64 с.

96. Куракин А.Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: Проблемы управления. М.: Знание, 1982. - 96 с.

97. Лармин 0.В. Искусство и молодежь. Эстетические очерки. -М.: Молодая гвардия, 1980. 192 с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.

99. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 319 с.

100. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.П. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

101. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

102. Ю7.Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Вопросы философии, 1966, № 12, с.48-56.

103. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

104. ЮЭ.Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. - 96 с.- 181

105. ИО.Лисовская И.Л. Эстетический идеал как педагогическая проблема: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Киев, 1979. - 22 с.

106. Ш.Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. -Вологда, 1968. 46 с.

107. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: (Опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. - 493 с.

108. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. Вопр. философии, 1979, № 8, с.34-37.

109. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 634 с.

110. Луначарский A.B. Статьи о литературе. М.: Гослитиздат, 1957. - 735 с.

111. Любинский И.Л. Театр и дети. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962. - 168 с.

112. Любинский И.Л. Дцейная борьба вокруг проблемы эстетического воспитания.- В кн.: Идеологическая борьба и современная культура. М., 1972, с.434-445.

113. ИЭ.Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1975. - 223 с;.

114. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб.пособие. М.: Просвещение, 1980. - 183 с.

115. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики./Отв.ред.В.И.Шинкарук, А.И.Яценко. -Киев: Наук.думка, 1981. 368 с.

116. Моносзон Э.И. Проблемы воспитания в процессе обучения.-М.: МГПИ, 1968. 76 с.

117. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. - 200 с.

118. Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

119. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для классных руководителей. 2-е изд.,доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

120. Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. М.: Музыка, 1982. - 160 с.

121. Муриан В.М. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966.247 с.

122. Мясищев В.Н. Проблема отношения человека и её место в психологии. Вопр.психологии, 1957, Ш 5, с.142-156.

123. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.

124. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. В кн.: Проблемы личности. - М., 1970, т.1, с.63-73.

125. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным энцефалографических и психологических показателей. -Вопр.психологии, 1975, с.54-68.

126. Назарова Р. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве: Автореф. дис. . канд.философ.наук. М., Ташкент, 1970.25 с.

127. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1967. 310 с.

128. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1977. - 144 с.

129. Новикова Л.И. Об эстетической деятельности. В кн.:

130. Эстетика и жизнь. М., 1974, в.З, с.204-244.

131. Нравственное воспитание советских школьников: (Основы методики) /Под общ.ред. Й.С.Марьенко, М.Г.Кутейковой. М.: Педагогика, 1975. - 143 с.

132. Общие вопросы эстетического воспитания в школе./Под ред. В.Н.Шацкой. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1965.- 184 с.

133. Отношения как проблема психологии воспитания: Сб.науч. тр.- Л.: Ленингр. пед.ин-т, 1973. 150 с.

134. Педагогическая практика: Учеб.пособие./Под ред. В.К.Розова. М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

135. Печко Л.П. Проблемы приобщения старшеклассников к богатствам художественного стиля. Сов.педагогика, 1979, № 5,с.108-114.

136. Пирогов В.П. Формирование активной жизненной позиции школьников: (Воспитание старшеклассников в общественно-политической деятельности): Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981.' 144 с.

137. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.-М.: Просвещение, 1982. 191 с.

138. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. И.С.Марьенко.- 4-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

139. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. М., 1971.

140. Проблемы теории воспитания: Сб,статей /Под ред. Л.П.Буе-вой, Л.И.Новиковой, Г.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1974,ч.1.-257 с.

141. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения.

142. Под ред. М.Н.Алексеева, Н.Г.Огурцова. Минск: Народна асвета, 1975. - 203 с.

143. Программы педучилищ по специальности W 2009 "Музыкальное воспитание". М.: Просвещение, 1978.

144. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников / Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Просвещение, 1968. - 240 с.

145. Пути формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7-10 классов: Сб.статей / Под ред. Р.М.Роговой. М.: Знание, 1980.

146. Ражников В.Г. Исполнительство как творчество. Сов.музыка, 1972, № 2, с.70-74.

147. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. -М.: Знание, 1980. 96 с.

148. Разумный В.А. Проблемы социалистического реализма. -М.: Сов.художник, 1963. 244 с.

149. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Форш, методы.- м.: Мысль, 1969. 190 с.

150. Разумный В.А. Искусство и эстетический идеал. В кн.: О природе художественного обобщения.- М., 1960, с.78-99.

151. Разумный В.А. О сущности и методах эстетического воспитания.- В кн.: Эстетика и человек.- М., 1967, с.3-20.

152. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. -М.: Сов.художник, 1978. 237 с.

153. Революция искусство - дети: Материалы и документы.-М.: Просвещение, 1963. - 416 с.

154. Рогова P.M. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся старших классов в процессе изучения ленинского наследия.-В кн.: Вопросы методики формирования научного мировоззрения у школьников. Куйбышев, 1972, с.65-82.

155. Рогова P.M. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности. Сов.педагогика, 1976, №4, с.35-41.

156. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1957. - 328 с.

157. Рубинштейн С.Л, Проблемы общей психологии. 2-е изд.-М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

158. Рувинский Л.И,, Арет А.Я, Самовоспитание школьника.- М.: Педагогика, 1976. 160 с.

159. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: педагогика, 1980. - 208 с.

160. Система эстетического воспитания школьников./ Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

161. Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. - 463 с.

162. Смольянинов И.Ф. Прекрасное в человеке.- Л.: Лениздат, 1962. 23 с.

163. Соболева Т.П. Нравственная направленность эстетического идеала. Сов.педагогика, 1977, № 7, с.46-52.

164. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки.- 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1975. 64 с.

165. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

166. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271 с.

167. Столович Л.Н. Опыт построения модели художественной деятельности.- В кн.: Труды по философии. Тарту, 1974, т.17,с. 85-104.

168. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: (Методика воспитания коллектива).- М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

169. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

170. Сысоенко И. В. Теоретические и методические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся в процессе обучения истории в старших классах. М.: Педагогика, 1979. -134 с.

171. Творчество и социальное познание: Сб.статей /Под ред. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта. М.: Изд-во МГУ, 1982. -256 с.

172. Теория эстетического воспитания /Акад.наук СССР, Ин-т философии. Отв.ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

173. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1947. 335 с.

174. Теплов Б.М, Психологические вопросы художественного воспитания. Сов.педагогика, 1946, № 6, с.96-112.

175. Уёмов А.И. Вещи, свойства, отношения.- М.: Изд-во АН1. СССР, 1963. 184 с.

176. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. -М.: Музыка, 1965.516 с.

177. Филонов Г.Н. Идейно-политическое воспитание основное направление в формировании научного мировоззрения, коммунистических взглядов и убеждений.- Сов.педагогика, 1983,№ 8, с.58-68.

178. Филонов Г.Н. Методологические проблемы целостного учебно-воспитательного процесса.- Сов.педагогика, 1984, № 2,с.24-29.

179. Философская энциклопедия: В 5-ти т.-М.: Сов.энциклопедия, 1960-1970.

180. Философский словарь.- 4-е изд.- М.: Политиздат, 1980.445 с.

181. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / Под ред.Э.И.Моносзона. Педагогика, 1977. - 318 с.

182. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982. 112 с.

183. Фролова Т.В. Школьный комсомол и формирование мировоззрения старшеклассников. Сов. педагогика, 1976, № 4,с.63-69.

184. Хмара В.Н. Эстетический идеал и проблема художественного многообразия: Автореф.дис. . канд.филос.наук.- М., 1968.16 с.

185. Художественная культура и развитие личности /Ю.А.Лукин, Д.А.Ломтадзе, А.В.Русецкий и др.- М.: Мысль, 1978. 210 с.

186. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. / Л.: Наука, 1983. 279 с.

187. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. - 205 с.

188. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. -Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. 173 с.

189. Чернышевский Н.Г. йзбр.педагогические сочинения /Под ред. А.Ф.Смирнова. Сост.А.В.Плеханов.-М.: Педагогика, 1983.336 с.

190. Шагинян М.С. Четыре урока у Ленина. М.: Молодая гвардия, 1972. - 285 с.

191. Шахова А.И. Эстетическое воспитание подростков но вне-внешкольных учреждениях.- Автореф.дис. . канд.пед.наук.- М., 1982. 24 с.

192. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Книга 2.-М.: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1963. 163 с.

193. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. (Вступит.статья д-ра пед.наук проф.H.A.Ветлугиной).-М.: Педагогика, 1975. 200 с.

194. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. -В 4-х т.- М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962-1965.

195. Шиллер Ф. О критерии прекрасного и об эстетическом идеале. -В кн.: Шиллер Ф. Статьи по эстетике.- М., 1935. -е.469-470.

196. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. -М.: Музгиз,1956.-400 с.

197. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе.- М.: Просвещение, 1978. 269 с.

198. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие.- М.: Просвещение,1979,-160 с.

199. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971. 352 с.

200. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения. -Сов.педагогика, 1966, № 5, с.125-127.

201. Эстетическое воспитание в семье /Ред. и сост. В.А.Разумный. М.: Искусство, 1963. - 159 с.

202. Эстетическое воспитание в школе: (вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева).- М.: Педагогика, 1980. -136 с.

203. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 300 с.

204. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности: Сб.науч. тр. / Отв.ред. Е.М.Торшилова. М.: Изд.АПН СССР, 1983. - 118 с.

205. Эстетическое развитие и воспитание молодежи Под ред. О.В.Лармина. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 324 с.

206. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 255.

207. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.-М.: Знание, 1971. 46 с.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.

209. Яковлев Н.Ф. Изучение идеалов старшеклассников.- Сов. педагогика, 1965, № 12, с.41-45.

210. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Вышэйшая школа, 1979. - 103 с.

211. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 295 с.

212. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев; Наук.думка, 1977. - 275 с.