Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Родь, Ярослав Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Родь, Ярослав Иванович, 2002 год

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

§ 1. Сущностные характеристики музыкально-эстетической культуры.

§ 2. Этносоциальная среда как условие формирования социокультурных парадигм.

§ 3. Концепция построения модели системы формирования музыкальноэстетической культуры личности в условиях специфической среды.

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

§ 1. Технология подготовки и проведения педагогического эксперимента

§ 2. Внедрение модели системы формирования музыкально-эстетической культуры.

§ 3. Результаты внедрения модели в образовательный процесс.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды"

Проблемы переходного периода, обусловленные кардинальными изменениями во всех сферах жизни российского общества, в значительной степени проявили себя в связи с переоценкой социальных ценностей и культурных парадигм. Отказ от некоторых ключевых народных традиций и принципов негативно сказался на функционировании отдельных социальных институтов, в том числе на стабильности процессов эволюции воспитательно-образовательной системы. При сохранении устойчивого развития отдельных направлений образования (к примеру, социально-экономического характера), снижение внимания к дисциплинам и специальностям гуманитарного цикла, в частности, связанным с музыкальным и, шире, - эстетическим воспитанием новых поколений россиян, свидетельствует о негативных тенденциях в современной школе. Решение проблемы усугубляется в тех образовательно-воспитательных учреждениях, которые функционируют в специфических условиях развивающей этносоциальной среды. Не случайно сегодня наблюдается всплеск интереса к этнопедагогике как науке, способной дать современной практике рекомендации сциентистского характера, направленные на развитие этнических культур и совершенствование образования.

Исправить негативные тенденции в этой сфере призвана принятая в 2000 году правительством России «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Этот основополагающий государственный документ устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Среди важнейших задач государства в сфере образования Доктрина определяет:

- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

- сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

- развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. (см.: 122, с.4-13).

Поставленные в Доктрине эти и другие задачи требуют теоретического осмысления и практического решения, на что и направлена наша работа.

В современной науке сформировалась необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы моделирования новой образовательной парадигмы в сфере музыкально-эстетического воспитания. В частности:

- определены сущностные характеристики музыкально-эстетической культуры (Ю.М.Алиев, А.И.Арнольдов, Е.В.Боголюбова, Л.В.Горюнова, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Н.Б.Крылова, Б.Т.Лихачев. Р.А.Тельчарова,)

- разработаны теоретико-методологические основы музыкально-эстетического развития (Ю.М.Алиев, О.А.Апраскина А.Л.Готсдинер, О.М.Доронина, Т.С.Зиновьева, Н.Б.Крылова, Т.А.Палагина, М.А.Фадеева,

B.Н.Шацкая);

- теоретически и эмпирически выработаны и обоснованы методы музыкально-эстетического воспитания и образования (Д.Б.Кабалевский, Ю.М.Пименов);

- предприняты попытки создания моделей музыкально-эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский,), проектирования новых образовательных систем и технологий (О.М.Доронина, М.А.Фадеева) в различных педагогических формах организованной учебной и внеучебной работы.

Тем не менее, музыкально-эстетическое воспитание с точки зрения этнопедагогики как формирование культуры субъекта (объекта) в специфических условиях этносоциальной среды остается наименее исследованной областью. Отдельные работы, рассматривающие условия воспитательной среды (Ю.Г.Абрамова, Т.К.Мурманцева, В.Л.Клевцова, Т.В.Склярова, З.И.Саласкина, Т.А.Сафронова, Т.Г.Стефаненко, Л.Н.Татаринова,) и проблемы межэтнических отношений (И.А.Дадов, Л.И.Дробижева, А.А.Сусоколов, М.С.Каган, И.А.Ким, С.Г.Ларченко,

C.Н.Еремин) не могут восполнить дефицита знаний в указанной выше области, что определяет актуальность темы исследования: «Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды».

Особую остроту и актуальность исследованию придают вопросы, связанные с межэтническими, межнациональными отношениями, обострившимися в последнее десятилетие в связи с распадом СССР и становлением посткоммунистического социального пространства. Длительное время отечественные ученые руководствовались положением о том, что с ликвидацией классовых антагонизмов проблемы межнациональных отношений исчезнут сами по себе. Этот идеологический принцип доминировал как в теории, так и в интерпретации реальных фактов и событий, что привело к ослаблению внимания к этнологическим исследованиям. В этнопедагогике и других науках, изучающих этнические проблемы (культурология, этнопсихология, этносоциология), сложился определенный вакуум в изучении этнокультурных процессов, частично восполнить который призвана данная работа.

В русле решения общегосударственных задач, выдвинутых в «Национальной доктрине образования в РФ», нами проведено педагогическое исследование процессов формирования музыкально-эстетической культуры личности в специфических условиях развивающей этносоциальной среды на примере этносов ханты и манси, компактно проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе в Северо-Восточной части России.

В выборе объекта анализа и преобразовательской деятельности мы исходили из характерных признаков этих малых этносов: изначальной природной музыкальности и многообразия музыкальных традиций хантов и мансийцев, являющихся представителями финно-угорских народов. Едва ли еще найдутся в мире нации или народности, в которых каждый человек имеет собственные именные песни: одну детскую именную песню, подаренную ребенку матерью, другую - сочиненную им самим к своему совершеннолетию (некоторые имеют также именной инструментальный наигрыш). Своеобразные песни-талисманы, песни-обереги, призванные защитить, приносить удачу их носителям, сопровождают их владельцев на протяжении всей жизни. Едва ли меньшее значение в жизни этих народностей играют их специфические музыкальные инструменты. Вся эта музыка не для эстрады, не для широкой публики; эта музыка - отражение внутреннего состояния души национального индивида.

Тем не менее, представители этих этносов испытывают на практике сложности адаптации в социальной среде, ориентированной на культуру европейской цивилизации. Эмпирические процессы социализации и адаптации к инородной культуре происходили ранее и продолжаются сегодня. Однако и сами процессы, и их результаты остаются во многом скрытыми от научного анализа и потому, с точки зрения педагогически целесообразного руководства ими, неконтролируемыми. Такое положение может обернуться негативными тенденциями как для функционирования и развития культуры самих этносов, так и в целом для регулирования межэтнических отношений в стране.

Отсюда целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды.

Предметом исследования стало формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, объектом - развивающая этносоциальная среда.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды будет успешным если:

- оно осуществляется в рамках социокультурной парадигмы и ориентируется на творческую деятельность в зоне ее влияния, а не на репродуктивное воспроизведение традиций инонародной культуры;

- воспитательный процесс направлен на саморазвитие личности, на самостоятельный выбор социально значимых ориентиров, что ведет к качественно новому этапу музыкально-эстетического развития индивида и общества;

- содержание воспитательной деятельности учитывает особенности культурных парадигм развивающей этносоциальной среды и художественной направленности музыкально-эстетических интересов конкретного этноса.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в диссертации решаются следующие задачи:

1. Концептуализация формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды на основе анализа педагогической и междисциплинарной литературы, обобщения опыта предыдущих исследований.

2. Обоснование содержания и взаимосвязи ключевых понятий: «музыкально-эстетическая культура», «развивающая этносоциальная среда», «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», «межнациональные и межкультурные отношения» и частных дефиниций, используемых в диссертации.

3. Определение эффективности новой системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды.

В качестве методологической основы диссертационного исследования выступают фундаментальные общенаучные методы познания в их применении к этнопедагогике: философские аспекты проникновения в сущность явлений культуры (А.Ф.Лосев, А.И.Арнольдов, Д.И.Варламов, В.В.Давыдов, М.С.Каган); общие основы психологии человеческой деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теории индивидуальных различий и музыкальных способностей (Б.Г.Ананьев, В.В.Ванслов, Л.С.Выготский,

A.Г.Ковалев, Б.М.Теплов); вопросы профессиональной деятельности педагога (Ю.П.Азаров, П.П.Блонский, Л.Г.Вяткин, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко,

B.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий); положения общей и музыкальной педагогики и психологии о музыкально-эстетическом развитии

Б.В.Асафьев, Ю.К.Бабанский, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, Л.Н.Коган, А.Н.Сохор, В.Н.Шацкая); выводы социологов о сущности этносоциальной среды и ее влиянии на процессы формирования этнической культуры (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Л.Г.Ионин, Н.Б.Крылова, В.С.Цукерман).

Частные методы использовались комплексно: изучение и анализ литературы по проблеме исследования в области педагогики, психологии, социологии, эстетики, музыкального воспитания и обобщение передового педагогического опыта позволили подготовить теоретическую часть диссертации; естественный социолого-педагогический эксперимент, включавший моделирование, анкетирование, тестирование, опрос и педагогическое наблюдение: непосредственное (индивидуальное и коллективное) и опосредованное (анализ результатов педагогической деятельности) стали основой разработки и апробации инновационной деятельности диссертанта.

Теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых по педагогике (3, 5, 12, 23, 37-41, 71, 72, 105, 179, 199), а также работающих в смежных с ней научных областях - философии (15, 29-31, 43, 45, 49, 52, 103, 213), психологии (35, 36, 48, 83, 99, 132, 137, 146), социологии (14, 27, 55, 69, 212), культурологии (9, 60, 67, 86, 90, 98, 107, 183), теории музыкального воспитания (1, 4, 7, 16, 22, 28, 123, 144) и этнологии (11,26, 50, 51, 57, 59, 104, 117, 176, 193). Междисциплинарный подход к изучению психолого-педагогических вопросов обусловлен этносоциальной направленностью диссертационного исследования и, отсюда, его комплексным характером.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы, собранные автором в процессе подготовки и проведения педагогического эксперимента, а также некоторые опубликованные материалы педагогических (22, 34, 58, 65, 80, 84, 116, 128, 188), этнологических (18, 19, 46, 96, 167-169, 189, 200), культурологических (10, 44, 66, 85) и социологических (21, 78, 133, 162, 182, 196) исследований по интересующей нас проблеме. Важную роль сыграли яичные наблюдения диссертанта в процессе анкетирования, тестирования и интервьюирования респондентов.

Логика и этапы теоретико-экспериментального исследования. Социолого-педагогический эксперимент проводился последовательно в течении трех лет (1998-2001 уч. гг.) со студентами Ханты-Мансийского филиала Нижневартовского государственного педагогического института, учащимися Ханты-Мансийского педагогического колледжа и участниками муниципального театра песни «Экспромт» Ханты-Мансийска. Его задачами стали:

1. анализ закономерностей музыкально-эстетических ориентаций студентов и учащихся института и колледжа, а также участников театра песни, их художественных вкусов, потребностей, интересов;

2. разработка критериев, отражающих уровни музыкально-эстетической культуры, диагностического аппарата эксперимента;

3. обоснование методики и создание модели системы этноспециализированного формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды;

4. выявление динамики формирования музыкально-эстетической культуры респондентов в различные периоды и в зависимости от этапов проведения педагогического эксперимента;

5. подведение итогов, оценка эффективности разработанной и апробированной системы формирования музыкально-эстетической культуры личности.

Экспериментальная работа проводилась поэтапно от разработки теоретико-методологической концепции до анализа эмпирического материала и формирования научно-методических рекомендаций. Процесс исследования условно разделялся на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых применялась система взаимодополняющих методов:

I этап включал следующие процедурные действия диссертанта: а) изучение и анализ теоретической и методологической литературы по исследуемой проблеме; б) контент-анализ инструктивных учебных и методических материалов базы эксперимента (педагогического института, колледжа и театра песни); в) наблюдение за процессом формирования музыкально-эстетической культуры будущих педагогов и участников театра песни; г) формулировка концепции эксперимента, принципов подхода, гипотезы, цели и задач; д) разработка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности.

На II этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты. В это время проводилась проверка гипотезы исследования, корректировка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры и ее внедрение в практику работы экспериментальной базы;

На заключительном этапе подводились итоги эксперимента: осуществлялся анализ и проводилось обобщение результатов исследования; формулировались научные выводы и практические рекомендации.

Научная новизна диссертации определяется самой постановкой проблемы, спецификой предмета исследования и целеполаганием. В частности:

1) проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности впервые рассмотрена в условиях развивающей этносоциальной среды;

2) теоретически разработана модель системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в специфических условиях, основанная на принципах паритета, диалога, добровольности, интегративности этнокультур;

3) экспериментально доказана эффективность новой системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

4) разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки педагогов-музыкантов среднего и высшего звена, отражающие специфику процесса формирования музыкально-эстетической культуры в условиях полиэтнической среды.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

1) сформулировано понятие «развивающая этносоциальная среда», представляющее собой дефиницию, отражающую разновидность разноуровневой поликультурной социальной общности, в которой активно действуют процессы социализации и развития этносов;

2) уточнено понятие «музыкально-эстетическая культура», которое в специфических условиях развивающей этносоциальной среды рассматривается нами как гармоническое единство всех компонентов социокультурной деятельности, направленных на естественное совершенствование этнической парадигмы в русле развития общечеловеческой цивилизации;

3) введено в научный оборот понятие «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», которое означает - естественное органичное развитие способностей индивида в рамках традиционной социокультурной парадигмы со стремлением к трансцендентности в неадекватные инородные сферы, как необходимому условию обогащения народной культуры;

4) конкретизирована методика диагностирования уровня музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

5) расширено представление о принципах и методах формирования музыкально-эстетической культуры в специфических условиях полиэтнической среды.

Научную и теоретическую новизну исследования представляют также положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся: 1. Модель системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, в основе которой лежат принципы паритета, диалога, добровольности и интегративности этнокультур, а также - развивающего обучения и комплексного подхода к воспитанию.

2. Критериально-диагностический аппарат исследования, позволяющий определить и проанализировать динамику изменения уровней музыкально-эстетической культуры на различных этапах проведения педагогического эксперимента.

3. Обоснование понятийно-терминологической базы исследования, включающей ключевые понятия «музыкально-эстетическая культура», «развивающая этносоциальная среда», «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», «межнациональные и межкультурные отношения» и частных дефиниций, используемых в диссертации.

Практическая ценность исследования заключается: в социальной адаптации разработанной модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности применительно к реальной действительности; в разработке системы педагогически целенаправленного музыкально-эстетического воспитания; в создании методических материалов и разработок для организации процесса развития эстетических качеств личности, составляющих основу формирования культуры этносоциальной среды.

Результаты проведенного педагогического исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса и в иных условиях поликультурной среды. Материалы диссертации могут быть применены при чтении спецкурсов по этнопедагогике в вузах, в системе повышения квалификации работников образования и культуры.

Достоверность и обоснованность выводов диссертации обеспечиваются: надежностью методологических, теоретических и эмпирических источников, их репрезентативностью; адекватностью методов исследования его целям и задачам; логически обоснованным сочетанием и взвимообусловленностью теоретической и экспериментальной составляющих работы; опорой исследования на реальную жизненную практику.

Апробация работы проводилась на XXIII научно-методической конференции «Направления и пути совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузах на основе современных педагогических технологий» (Саратов, апрель 2001г.); на международной научной конференции «Диалог культур: XXI век» (Балашов, октябрь 2001г.), на международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (Саратов, февраль 2002г.); на методологическом семинаре работников культуры Ханты-Мансийска «Музыкальная педагогика на пороге XXI века: теория и практика работы» (Ханты-Мансийск, январь 2001г.); на методических совещаниях педагогов Ханты-Мансийского педагогического колледжа (Ханты-Мансийск, 2000-2001гг.); путем публикации основных положений диссертации в сборниках научных статей Саратовского педагогического института (Саратов, 2001г.), Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (Саратов, 2001г.) и межвузовских сборниках научных трудов «Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллективного исследования» (Екатеринбург, 2000г.) и «Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт международного исследования» (Екатеринбург, 2002г.), а также в проблемных материалах средств массовой информации Ханты-Мансийска.

Структура диссертации определяется целью и логикой исследования. Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель и задачи, объект и предмет изучения, сформулирована гипотеза, показаны методологические и теоретические основы исследования, его научная, теоретическая и практическая значимость, способы апробации работы, а также выделены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды» уточняется терминологический аппарат, формулируются ключевые понятия «музыкально-эстетическая культура» и «развивающая этносоциальная среда», вырабатываются и обосновываются принципы подхода к формированию музыкально-эстетической культуры в специфических условиях полиэтнической среды и создания модели системы этого процесса.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды» показана технология подготовки и проведения педагогического эксперимента, этапы внедрения модели образовательной системы музыкально-эстетического развития и анализируются результаты внедрения модели в образовательный процесс.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

Список литературы содержит более двухсот источников. В приложении отображен инструментарий социально-педагогического эксперимента.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами социолого-педагогическое исследование ставило целью теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную проверку модели педагогической системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды.

Решение проблемы представлялось нам в двух аспектах: теоретическом -обоснование и разработка новой модели педагогической системы формирования музыкально-эстетической культуры, и практическом -внедрение экспериментальной модели в практику и проверка ее эффективности.

Теоретическое исследование потребовало обоснования понятийно-исследовательского аппарата. К базовым понятиям данной диссертации мы отнесли дефиниции: «культура», «музыкально-эстетическая культура», «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», межнациональные и межкультурные отношения», «развивающая этносоциальная среда».

Понятие «культура» рассматривается нами как внутри себя организованное динамическое единство (общность) культурных феноменов, с присущими этому целостному образованию, как и всякому саморазвивающемуся деятельному созданию, диалектическими закономерностями.

Музыкально-эстетическая культура представляется нам как комплекс качеств личности, включающий способность воспринимать музыку эмоционально как живое творчество, понимать ее образное содержание, оценивать как художественно-эстетическое явление и свободно оперировать музыкальными представлениями в сознании и деятельности.

Теоретически выделенные нами компоненты музыкально-эстетической культуры раскрываются через принцип деятельности. В основе его лежит динамика развития музыкальных способностей. Отсюда, важнейшими элементами музыкально-эстетического развития личности становятся: восприятие (отражение явлений культуры в сознании и чувствах субъекта), которое структурно состоит и зависит от развития способности к сенсибельности и интеллигибельности, и социально-личностная оценка (также представляющей элемент деятельности). Все это, взятое в единстве, представляет собой попытку создания целостного образа феномена, называемого музыкально-эстетическая культура личности.

Содержание понятия этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание, примененного нами в педагогической теории впервые, означает -естественное органичное развитие способностей индивида в рамках традиционной социокультурной парадигмы со стремлением к трансцендентности в неадекватные инородные сферы, как необходимому условию обогащения народной культуры.

Взаимодействие культур мы рассматриваем как кросскультурный процесс при котором происходит обмен способами деятельности, информацией, позволяющий передавать и усваивать социокультурный опыт. В результате кросскультурных отношений взаимодействующие субъекты изменяются, формируются их новые личностные качества, этносоциальный менталитет.

Развивающая этносоциальная среда» - представляет собой дефиницию, обозначающую разновидность разноуровневой поликультурной социальной общности, в которой активно и целенаправленно действуют процессы социализации и развития личности и этносов.

Жизненное пространство этносоциальной среды может рассматриваться и как форма ее организации (структурированное социальное пространство), и как феномен общественного сознания (то есть пространство, выраженное в значениях и символах). С точки зрения формы организации этносоциального сообщества - оно всегда многонационально, что является его демографическим признаком. Как феномен общественного сознания этносоциальная среда всегда поликультурна. Поликультурное образование в такой среде необходимо понимать как усвоение индивидом культурных парадигм не только своего народа, но и других. Сущность такого образования в синтезе различных культур на равноправной основе.

В такой постановке содержания этноспециализированного музыкально-эстетического воспитания в учебных заведениях Ханты-Мансийского национального округа для учащихся, представителей малочисленных народов Крайнего Севера, должны быть созданы условия для адекватного восприятия иных культур и естественного развития собственной. Однако в настоящее время практически отсутствует научно-обоснованная программа музыкально-эстетического воспитания как детей малочисленных народов Крайнего Севера, так и профессионального музыкально-педагогического образования в области этнопедагогики.

Изменившаяся социокультурная парадигма музыкально-эстетических потребностей современного общества выдвинула на первый план задачу разработки новой теории музыкально-эстетического воспитания, основанной на реалиях сегодняшнего дня, учитывающей новые факты и детерминанты культуры, систему актуализирующихся ценностей и методов приобщения к ним.

Исходя из реально сложившихся социально-исторических условий, можно определить ее основные принципы:

- музыкально-эстетическое воспитание должно осуществляться в атмосфере уважительного отношения как к культуре великих народов, так и к этнокультуре малых народностей России;

- решая задачи музыкально-эстетического развития, необходимо учитывать этнические особенности мыслительной деятельности и слуховых традиций национальных меньшинств, особенности их мировоззрения и мироощущения.

В ходе работы над концепцией построения модели системы формирования музыкально-эстетической культуры представителя конкретного этноса мы пришли к убеждению, что начальный этап этого процесса должен включать изучение этнических особенностей личности и группы, иначе говоря,

- менталитета этноса, а также социальной среды, в которой происходят кросскультурные процессы.

В ряду характерных для хантов и манси этнических особенностей мы выделили наиболее важные для нашего исследования. К ним относятся: синкретичность культуры и мышления; специфика восприятия многоголосия и метроритмической структуры европейской музыки; социальная духовная незащищенность при обостренной искренности, чистоте помыслов и намерений; стеснительность, которая проявляется в ограниченности выхода своих соплеменников в инонародную, в особенности техногенную среду.

Исходя из особенностей менталитета изучаемых этносов, мы определили принципы построения модели системы формирования музыкально-эстетической культуры этнической личности, при которых необходимо:

- учет коренных особенностей мышления и деятельности конкретного этноса;

- принципы паритета, добровольности и интегративности культур;

- принцип диалога культур.

Логика дальнейших действий строилась на том, что в системе онтологического познания первым актом всегда является восприятие объекта, затем - его оценка и, наконец, - деятельность.

Поэтому, если в общем охарактеризовать процесс формирования музыкально-эстетической культуры личности, то он должен быть направлен на целенаправленное, устойчивое изменение интересов, вкусов и потребностей человека в следующей условновременной последовательности: от развлечения к эстетическому наслаждению; от музыки легкой для восприятия к мудрой простоте народного музыкального искусства; от музыки эстетически значимой

- к музыке художественно ценной; от понятной музыки малых форм - к музыке крупных, циклических форм, то есть музыке более сложной, требующей специальной подготовки для восприятия и активного творческого подхода.

Осмысление сущности процесса формирования музыкально-эстетической культуры личности приводит, в конечном счете, к логическому выводу о том, что доминирующим фактором в этом процессе является количественное расширение и качественное обогащение музыкально-слухового опыта человека, его личностного музыкального «тезауруса».

Основанный на вышеизложенных положениях и теоретически разработанный нами метод формирования музыкально-эстетической культуры построен на постепенном расширении зоны (диапазона) художественной парадигмы учащегося. Зона культурной парадигмы представляется нами как социокультурное пространство, контролируемое и регулируемое социальными нормами-принципами. Зонная природа социокультурных парадигм позволяет представить процессы их интеграции как результат имманентных взаимодиффузий между родственными модусами, входящими в зоны влияния различных культур.

Таким образом, сложились теоретико-методологические основания формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, которые нам предстояло экспериментально проверить на следующем этапе исследования.

Во 2-й главе диссертации мы изложили и обосновали технологию подготовки и проведения педагогического эксперимента, его ход и результаты. Комплекс исследовательских мероприятий основывался на результатах предварительного социологического обследования учащейся молодежи. По его итогам напрашивались следующие выводы:

- предпочтения учащейся молодежи замыкаются на один тип субкультуры (ныне он так и называется: молодежная субкультура);

- у значительной части юношества бытует представление о музыке, не выходящее за пределы облегченной занимательности или бездумного развлечения;

- социокультурная парадигма музыкально-эстетических ценностей современной молодежи все более сужается;

- увеличение количества потребления музыки не приводит к качественному повышению культуры восприятия и оценки музыкальных явлений.

Решение дальнейших исследовательских задач потребовало последовательного проведения следующих процедурных действий:

- определение исходного уровня музыкально-эстетической культуры студенческой группы и каждого учащегося в отдельности, выделяя при этом данные по представителям этнических меньшинств;

- контроль за изменениями и интенсивностью развития музыкально-эстетической культуры экспериментальной социальной группы и личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

- формулировка выводов об эффективности педагогического воздействия в условиях развивающей этносоциальной среды.

Для этого мы разработали математический аппарат социолого-педагогического эксперимента по исследованию уровней музыкально-эстетической культуры личности и этносоциальной группы. Он использовался нами как в стадии констатирующего, так и при подведении итогов формирующего этапа эксперимента

Для проведения созидательного педагогического эксперимента в Ханты-Мансийском педагогическом колледже были выбраны 4 учебные группы: две экспериментальные и две контрольные. Состав отобранных для эксперимента групп музыкально-педагогического факультета Ханты-Мансийского педагогического колледжа по национальному составу и уровню музыкально-эстетической подготовки отражал реальную картину структуры среды и вполне удовлетворял требованиям экспериментального исследования.

Общее количество участников: в экспериментальных группах - 49 человек, в контрольных - 47. Русских в экспериментальных группах - 46,8%, в контрольных - 48,9%; хантов и манси (всего) соответственно: Э - 28,6%, К

27,7%; других национальностей: Э - 26,5% и К - 23,4%, что вполне соответствует требованиям репрезентативности исследования.

Формирующая часть эксперимента началась сразу после обработки данных первичного опроса участников экспериментальной и контрольной групп. Внедрение новой методики осуществлялось на основе образовательно-воспитательных задач экспериментального курса:

- знакомство будущих учителей с различными жанрами музыкального искусства, приобщение их к многонациональной культуре народов мира и общекультурным ценностям человечества;

- обучение методике использования музыки и теории кросскультурных отношений в воспитательной работе с детьми и подростками, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления музыкально-воспитательной работы;

- развитие навыков работы со специальной литературой, воспитание потребности в самообразовании, повышении уровня профессионально-педагогического мастерства.

В контрольных группах образовательно-воспитательная работа велась традиционными методами.

В ходе подведения итогов созидательного эксперимента, было отмечено, что в экспериментальных группах, где систематически использовались и активно применялись рекомендованные нами методы развития музыкально-эстетической культуры личности, отмечен наиболее интенсивный рост уровня музыкально-эстетической культуры учеников: качественный рост данного уровня в этих группах составил 26,2%. Средний балл по принятой нами оценочной шкале вырос с 3+ до 4, что по условной вербальной шкале означает переход от уровня «недостаточно развитой музыкально-эстетической культуры» в спектр «хорошего уровня».

В контрольных группах, занимавшихся по традиционным методикам музыкально-эстетического воспитания, также произошло повышение уровня музыкально-эстетической культуры, но качественный рост составил лишь

7,2%. Средний балл вырос с 3+ до 4-, но КО по условной вербальной шкале так и осталась на уровне «недостаточно развитой музыкально-эстетической культуры».

В уровне музыкально-эстетической культуры представителей национальных меньшинств (хантов и манси), входивших в экспериментальные группы, мы также наблюдаем качественный рост, на 33,3%, что даже выше чем в целом по экспериментальным группам. Средний балл по принятой нами оценочной шкале у аборигенов Северо-Западной Сибири вырос с 3- до 4-, что хотя и ниже чем в целом по группе, но тем не менее по условной вербальной шкале означает переход с уровня «слабо развитой музыкально-эстетической культуры» на следующую, более высокую ступень оценки.

У представителей хантов и манси, занимавшихся в контрольных группах по традиционным методикам воспитания, также произошло повышение уровня музыкально-эстетической культуры, но качественный рост составил лишь 6,4%. Средний балл вырос с 2 до 3, но Кв по условной вербальной шкале так и осталась на уровне «слабо развитой музыкально-эстетической культуры».

При анализе и логической обработке левого блока анкеты, озаглавленного «Отношение к жанру или виду», в динамике отношений к музыке респондентов из экспериментальной группы обнаружились следующие закономерности:

- увеличилось число музыкальных жанров и видов оцениваемых положительно и, одновременно, снизилось число негативных оценок, свидетельствующих об отсутствии интереса к тем или иным музыкальным явлениям;

- эмпирически ощущается расширение музыкального кругозора и интересов участников эксперимента, а также их осознанное отношение к многообразным явлениям искусства.

На основании проведенного диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Развивающая этносоциальная среда является важным условием эффективности процесса формирования музыкально-эстетической культуры личности.

2. Действенного результата в формировании музыкально-эстетической культуры личности возможно достичь только в соразмерном сочетании и целенаправленном комплексном применении многообразных форм, методов и педагогических технологий как индивидуального воздействия на личность, так и создания развивающей социальной среды.

3. Эффективность разработанной нами модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, как показало педагогическое исследование и практика совершенствования учебно-воспитательного процесса в экспериментальных учебных группах, зависит от ряда факторов:

- от знания музыкально-эстетических потребностей и вкусов контингента обучающихся в целом и каждого студента или учащегося в частности (включая особенности из этнического менталитета);

- от целенаправленной организации комплексного, индивидуально-дифференцированного взаимодействия между воспитанником и всем педагогическим коллективом, взаимодействия, направленного на развитие культуры личности.

- от систематического и последовательного стимулирования активного, творческого отношения студентов и учащихся к общению с музыкальным искусством.

4. Примененная в социолого-педагогическом эксперименте по определению уровня музыкально-эстетической культуры личности и социальной группы система количественных параметров - Хл/у - индекс вида или жанра музыки = (Оу - Ьу); КЬ - интегральный индекс музыкальной культуры личности = Ьу1+Ьу2+ЬуЗ+.-\-Lv20; КС - интегральный индекс музыкально-эстетической культуры социальной (учебной) группы = (УЬ1 + УЬ2+УЬЗ+.+ УЬ20) : 2 - позволяет с достаточной степенью научной достоверности определять качественный уровень развитости музыкально-эстетической культуры личности и получать адекватную информацию о характере развития и изменений этого уровня.

5. В результате теоретического анализа и экспериментального исследования мы пришли к убеждению, что формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды будет успешным если:

- содержание воспитательной деятельности учитывает особенности культурных парадигм развивающей этносоциальной среды и художественной направленности музыкально-эстетических интересов конкретного этноса;

- воспитание осуществляется в рамках социокультурной парадигмы и ориентируется на творческую деятельность в зоне ее влияния, а не на репродуктивное воспроизведение традиций инонародной культуры;

- воспитательный процесс направлен на саморазвитие личности, на самостоятельный выбор социально значимых ориентиров, что ведет к качественно новому этапу музыкально-эстетического развития индивида и общества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Родь, Ярослав Иванович, Саратов

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие / Науч. ред. В.А.Сластенин. М., 1990. - 126 с.

2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психологии, 1995, №2, с. 130-136.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

4. Алиев Ю.М. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Дис.д-р пед. наук. М., 1987.-417 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т./ Под ред. А.Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980, - Т.1 - 229 с.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, кн.! - 1996. - 568 е.; кн.2 - 1998. - 320 с.

7. Апраскина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

8. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.

9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1993. -116с.

10. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.

11. П.Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. -Расы и народы. М.: Наука, 1972. - Вып.2. - С.19.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. Изд. 2-е. -JL: Музыка, 1973.- 142 с.

13. Ахиезер A.C. Россия как большое общество // Вопросы философии. -1993, №1. С.3-20.

14. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Сов. Россия, 1984. - 269 с.

15. Банфи А. Философия искусства / Предисл. К.М.Долгова. М.: Искусство, 1989. - 283 с.

16. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование // Муз энциклопедия, Т.З. -М.: Сов.энциклопедия, 1976. с.763-787.

17. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? М.: Специалист, 1993, №3, - с.25-27.

18. Бахлыков П.С. История, быт, культура юганских ханты // Югра, №6 (8), июнь 1993. -с.19-24.

19. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура: краткое историческое повествование о ханты Сургутского района. Тюмень: «СофтДизайн», 1996. - 208 с.

20. Беспалько Б.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

21. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI // Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993. 126 с.

22. Блок O.A. Репертуар как средство эстетического воспитания участников самодеятельных молодежных музыкальных ансамблей: Дис.канд. пед. наук.-М., 1990,- 199 с.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.

24. Боголюбова Е.В. Культура и общество / Вопросы истории и теории. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 231 с.

25. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. - 187 с.

26. Бродский И. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. тр.ГМПИ им.Гнесиных. М., 1976. - Вып. XXIX.

27. Бромлей Ю.В., По дольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990,391 с.

28. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1996. - 117 с.

29. Варламов Д.И. Зонная природа социокультурных парадигм // Актуальные проблемы современной педагогики. Межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. / Под ред. Л.Г.Вяткина. - Саратов: Стило, 2001. - С.88-90.

30. Варламов Д.И. Конвергенция социокультурных модусов народности художественного творчества на основе их субстанционального единства // Педагогика: Межвуз.сб.науч.тр. Вып.2. Саратов: Стило, 2001. - С.78-80.

31. Варламов Д.И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. - 128 с.

32. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1980. - 78 с.

33. Вопросы хорового образования. Сб. тр./ГМПИ им.Гнесиных: Вып.77. -М., 1985.-С. 148.

34. Воспитание музыкой: Из опыта работы: Сб. ст. / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М.: Просвещение, 1991. - 203 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. -М., 1991.-480 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

37. Вяткин Л.Г., Железовская Г.И., Турчин Г.Д., Филипченко С.Н. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические,общедидактические и методические аспекты. Саратов: Изд-во СГУ. 2000. - 134 с.

38. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов: Колледж, 1994. - 184 с.

39. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. - 155 с.

40. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994. - 92 с.

41. Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. - 108 с.

42. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.

43. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 319(1)с.

44. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. - 576 с.

45. Гердер И.Г. Идеи культуры и философии в истории человечества. М., 1977.-267 с.

46. Гоголева Т.С. Отчетный доклад на IV съезде ассоциации «Спасение Югры» // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. Вып.З. - С.3-17.

47. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. -Новосибирск, 1969. 22 с.

48. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

49. Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2000, №1. - С.5-73.

50. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. -544 с.

51. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Ди-Карт Мишель и Ко, 1993. - 503 с.

52. Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. - М.: Аспект-Пресс, 1995. -288 с.

53. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. - 263 с.

54. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление. М.: Перспективы, 1992. - 323 с.

55. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1986. -102 с.

56. Дадов И.А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений II Педагогика, №4, 2000. С. 26-30.

57. Деревянченко A.A. Актуальные проблемы взаимодействия культур в регионе // Народы Северо-западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. Вып.6. - С.3-11.

58. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьника (на материале уроков музыки и внеклассных занятий): Дис.канд. пед. наук.- Саратов, 1999. 288 с.

59. Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Сов. этнография. 1981, №3. - С.11-22.

60. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-пресс, 1997. - 591 с.

61. Железовская Г.И., Елисеева A.B., Капичникова О.Б. Личность в системе художественной культуры. Саратов, 1998, - 81 с.

62. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика. 1995, №2. - С.55-60.

63. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. -160 с.

64. Закон РФ об образовании. М., 1992. - 57 с.

65. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1986. - 16 с.

66. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс, М., 1980. - 303 с.

67. Злобин Н.С. Народ и культура // Культура, Творчество. Человек. / Сост. Э.А.Баллер, Н.С.Злобин. М.: Мол. Гвардия, 1970. - с.31-48.

68. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. С-Петербург, 1991. - 120 с.

69. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 280 с.

70. Исторические основания взаимодействия культур: Проблемы теории культуры и гуманистики. Вып.И. / Отв. ред. Е.Я.Режабек. - Ростов-на-Дону., 1991. - 160 с.

71. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206 с.

72. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

73. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 337 с.

74. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. -1985.-№11.-с.2-9.

75. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. - М.: Наука, 1994. - 158 с.

76. Карагезов К.О. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки: Учеб. пособие. Воронеж: ВГПИ, 1986. - 68 с.

77. Келле В. О методологии исследования национальной природы музыки // Музыка народов СССР (50-70-е гг.) сб. тр. / ГМПИ им.Гнесиных. М., 1985. - Вып.72. - С.5-32.

78. Ким И.А. Социальная диагностика в сфере межэтнического взаимодействия: Дис. канд. социолог, наук. Саратов, 1996. - 156 с.

79. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1991. - 77 с.

80. Клевцова В.Л. Формирование творческих способностей младших школьников в условиях развивающей среды: Дис.канд. пед. наук. -Саратов, 2000. 168 с.

81. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов (НРБ). М.: Музыка, 1983. - 272 с.

82. Князева М.М. Педагогические возможности культурологического подхода // Новые ценности образования. Вып.4. М.: Инноватор, 1996. -С.78.

83. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 39 с.

84. Коваленко Н.В. Педагогические условия повышения музыкально-эстетической культуры участников самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей, Автореф. канд. пед. наук. Киев, 1986. -16 с.

85. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-64 с.

86. Коган Л.Н. Теория культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГу, 1993. - 160 с.

87. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР, НИИ Худож. воспитания. М.: 1988.-30 с.

88. Конструирование этничности / Под ред. В.Воронкова и И.Освальд. -СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. 303 с.

89. Корташев В.А. Этнологический словарь. Историко-социологический аспект формирования народов. СПб.: 1993.

90. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Саратов: СГУ, 1998.-270 с.

91. Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий: Дис. д-р социолог, наук. Саратов, 2000. - 322 с.

92. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М., 1978. - 63 с.

93. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып.2. М.: Инноватор, 1995. - С.103.

94. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, ВУЗ. М., 1986. - 56 с.

95. Крылова Н.Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс. М., 1983.-59 с.

96. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 136 с.

97. Культурология. XX век: Энциклопедия. СП-б.: Университет, кн., 1998. - Ч.1.: 447 с. - Ч.2.: 447 с.

98. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 174 с.

99. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. - 391 с.

100. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -128с.

101. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

102. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. - 317 с.

103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524(1) с.

104. Лукина Н.В. Этнограф-северянин как субъект научной деятельности // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: изд-во Том. ун-та, 2000. - Вып.7. - С.3-10.

105. Макаренко A.C. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

106. Мальцева Э.И. Отражение фольклорных традиций манси в творчестве А.М.Коньковой // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - Вып.7. - С.73-77.

107. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

108. Методология эстетических исследований / Отв. ред. М.М.Арнгельский. М.: Наука, 1982. - 25 с.

109. Методы педагогических исследований / Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 158 с.

110. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Межвуз. сб. науч. тр. Владимир, 1990. - 149 с.

111. Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллин, 1977. - 79 с.

112. Музыкальное образование личность - культура. Сб. науч. тр. -Саратов, 1989. - 127 с.

113. Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973. - 375 с.

114. Музыкальный фольклор финно-угорских народов: архаика и современность. Таллин, 1979. - 96 с

115. Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкальные связи с другими народами. Таллин, 1976. - 88 с.

116. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательном учреждении «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»: Дис.канд. пед. наук. -Саратов, 1998. 194 с.

117. Набок И.Л. Этнокультурология и ее роль в сохранении и развитии традиционных культур обско-угорских народов // Народы Северо

118. Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.-Вып.5.-С.3-7.

119. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382(1) с.

120. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

121. Народы мира: Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В.Бромлей. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 624 с.

122. Народы России. Энциклопедия. М.: 1994.

123. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Минобразования РФ, 2000, №11.- С.4-13.

124. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: РОУ, 1992. - 138 с.

125. Новые технологии воспитательного процесса. М.: МП «Новая школа», 1994. - 110 с.

126. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1984. - 336 с.

127. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русс, яз., 1989. - 924 с.

128. Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр., 4.1. / Отв. ред. А.Г.Эфендиев. - М.: Знание, 1994. - 192 с.

129. Палагина Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1999. - 21.

130. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в пед. училище. Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 1996. - 16 с.

131. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. - Т.З.

132. Песикова A.C. Некоторые аспекты этнопсихологии народа ханты // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - Вып.5. - С.46-51.

133. Петрушин В.В. Музыкальная психология: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1997.-384 с.

134. Петрушова A.A. Маркетинг музыкальных предпочтений (социологическое исследование). Саратов: СГУ, 1999. - 32 с.

135. Печко Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, НИИ Худож. воспитания. - 1989. - С. 6-21.

136. Пименов Ю.М. Культура и обучение: Аксиологический и пропедевтический аспекты: Автореф. дис. канд. культурологии. -Саратов, 1999. 21 с.

137. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.

138. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. -СПб: СПГУ, 1993. 396 с.

139. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб, 1994. -54 с.

140. Проблемы эстетического воспитания подростков : Сб. науч.-методич. статей под ред. Л.В.Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

141. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2-х ч.: Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1997.

142. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.

143. Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах / Сб. ст. Орел, 1994. - 73 с.

144. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллективного исследования. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. Д.И.Варламов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000. - 62 с.

145. Рапацкая J1.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 139 с.

146. Резников E.H. Этническая психология: Программа и методические материалы для подготовки психологов. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 16 с.

147. Родь Я.И. Предпосылки развития музыкально-эстетической культуры малых народностей России (на примере этносов Ханты и Манси) // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: Научная книга, 2001. С. 131-134.

148. Родь Я.И., Варламов Д.И. Парадигмальные основания интеграционных процессов развития этносоциальных культур // Актуальные проблемы современной педагогики. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.Г.Вяткина, вып.2. - Саратов: Стило, 2001. - С.84-88.

149. Родь Я.И., Варламов Д.И. Развивающая этносоциальная среда как фактор эволюционирования этнических культур // Диалог культур: XXI век.- Материалы II междунар. науч.-практ. конф.- Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. С.171-173.

150. Родь Я.И., Варламов Д.И. Социокультурная среда как условие развития музыкально-эстетической культуры личности // Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия. Сб. науч. статей. - Саратов: Изд-во СГК, 2002. - С. 118-122.

151. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. -М.: АГРАФ, 1999. 384 с.

152. Саласкина З.И. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис.канд. пед. наук. Саратов, 1998. - 176 с.

153. Сатыбалов A.A. Методологические вопросы изучения исторических (этнографических) типов общности людей. Л.: ЛГУ, 1968. - 80 с.

154. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.-96 с.

155. Сафронова Т.А. Социальные процессы развития этнокультурной среды (на материале Саратовского Поволжья): Автореф. дис. канд. социолог, наук. Саратов, 1995. - 18 с.

156. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.- М.: Народное образование, 1998. 256 с.

157. Силкина JI.B. Социально-философские основания анализа культурного пространства. Саратов, 1999.

158. Система эстетического воспитания школьников / Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др. / Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

159. Склярова Т.В. Социокультурная среда высшего образования. Дис. канд. социолог, наук. Саратов, 1998. - 125 с.

160. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 е., ил.

161. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. СПб.: Дуэт, 1994.-752 с.

162. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.

163. Соколов Э.В. Культура и общество. Л.: Наука, 1979. - 312 с.

164. Соколова З.П. К происхождению современных манси. Сов. этнография, 1979, №6. - С. 12-18.

165. Соколова З.П. Страна Югория. М.: Мысль, 1976. - 119 с.

166. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М.: Мысль, 1982. - 173 с.

167. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: статьи и исследования в 3-х томах: Т.1. Л., 1980; Т.2. Л., 1981; Т.З. Л., 1983.

168. Социологические проблемы художественной культуры: Теория, методол., конкрет. исслед. / АН СССР, Урал. науч. центр. Свердловск, 1976.- 126 с.

169. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 1998. 556 с.

170. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - С. 127-137.

171. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. изд. 2-е, испр. - М.: Смысл, 1996. - С. 167-184.

172. Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнокультурных исследований: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1993. - 79 с.

173. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. I—III. М.: Российское психологическое общество, 1998.

174. Страшникова К. Эстетические проблемы народности музыкального искусства // Вопросы музыковедения. М., 1976. - Вып. 18. - С.5-27.

175. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худ. воспитания. М.: АПН СССР, 1989. -126 с.

176. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х тт. -Т.2. М.: Педагогика, 1980. - 384 с.

177. Сухарев В.О., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк: Сталкер, 1997. -400 с.

178. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.

179. Татаринова Л.Н. Этническое самосознание в полиэтнической среде (на материале Саратовской области). Дис. канд. социолог, наук. Саратов, 1999.- 181 с.

180. Тельчарова P.A. Музыка и культура (Личностный подход). М.: Знание, 1986. - 62 с.

181. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

182. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. -328 е., ил.; Т.2. - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.

183. Терентьева H.A. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. СПб.,1997. - 168 с.

184. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1974. - Т.1. - 584 с.

185. Фадеева М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Дис.канд. пед. наук. -Саратов, 2000. 168 с.

186. Федорова Е.Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. М., 1978. - 56 с.

187. Философский энциклопедический словарь / Гл.ред. Л.Ф.Ильичев и др. -М.: Сов.энцикл., 1983.

188. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тез. Всесоюзн. научно-практ. конф. В 2-х ч. М.,1988.

189. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер.с франц. М.: Прогресс, 1999. - 304 с.

190. Харамзин Т.Г. К вопросу о межнациональных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе // Народы Северо-западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - Вып.5. - С.33-39.

191. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.

192. Человек в зеркале культуры и образования / Под ред. А.В.Петровского. -М. 1988.- 108 с.

193. Человек и социокультурная среда / Специализированная информация по академической программе «Человек. Наука. Общество.» (комплексное исследование). М., 1991. - 432 с.

194. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: 1986.-303(1) с.

195. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

196. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Н.И.Кузина, М.Н.Скаткина. Т.1. - М., 1980. - 287 с.

197. Шмидт Е. Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведч: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1989. -16 с.

198. Школа диалога культур. Основы программы / Под общ. ред. В.С.Библера. Кемерово: «АЛЕФ» Гумантарный центр, 1992. - 96 с.

199. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. - 168 с.

200. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1998. -477с.

201. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

202. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

203. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т.Лихачева и Г.Зальмона. М,: Педагогика, 1981. - 263 с.

204. Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. М., 1974.

205. Этнология / Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994. -383 с.

206. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара: Изд-во СГУ,1995. - 331 с.

207. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии// Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.5-13.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -230 с.

209. Яковлев Л.С. Пространство социализации. Дис. .д-р социолог, наук. -Саратов, 1988.-381 с.

210. Ярская В.Н. Народы России: возрождение и развитие. Саратов: СГУ, 1991.- 128 с.

211. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-related Values // Newbury Park est. Sage: 1991. 327 p.1. АНКЕТАмузыкальных предпочтений