автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассника в этнорегиональной среде
- Автор научной работы
- Балкаров, Руслан Инальевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Балкаров, Руслан Инальевич, 2006 год
Введение.
ГЛАВА 1. Нравственно-правовое воспитание как социально-педагогическая проблема.
1.1. Проблема становления и развития теории и практики нравственно-правового воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики.
1.2. Понятие и место нравственно-правового воспитания в системе социализации личности.
1.3. Условия и механизмы формирования нравственноф правового сознания старшеклассников.
1.4. Этнорегиональные особенности нравственно-правового воспитания.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. Технологии формирования нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональных условиях.
2.1. Взаимодействие школы, семьи, общественности и правоохранительных органов как условие нравственно-правового воспитания старшеклассников.
1 2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональных условиях.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обобщение.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассника в этнорегиональной среде"
Актуальность исследования. Происходящие в стране политические преобразования, изменения во внутриполитической жизни страны, трансформация типа политической культуры, одной из особенностей которой является политизация сознания, не могут не сказываться на нравственно-правовых ориентациях молодежи. В качестве предмета нравственно-правового сознания выступают чуть ли не все стороны жизнедеятельности общества и личности. В изменившихся условиях немаловажно понять специфику и особенности нравственно-правовых ориентаций молодых людей, поскольку это необходимо в процессе формирования гражданского самосознания в новых политических условиях. От того, каковы нравственно-правовые ориентации молодого человека, зависит многое: станет ли он в будущем морально устойчивым, способным к выполнению своего долга, проводником к достижению социально-политической стабильности в обществе.
Знание нравственных принципов, норм, морали, права, воспитание нравственно-правового сознания, должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая новой личности XIX века. Недаром в древнем Риме, в период республики и демократии элементарное юридическое образование, как и воспитание, было частью общего образования. Тогда весь уклад римской жизни требовал общего знакомства всех и каждого с элементарными положениями морали и права: весь народ принимал участие в социально-политической жизни, весь народ призывался к обсуждению и решению законодательных вопросов. В современной России ситуация иная. Нельзя сказать, что народ совершенно безграмотен в области права, нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что общий уровень нравственно-правовой воспитанности, нравственно-правовой культуры людей оставляет желать лучшего.
Несмотря на признанную актуальность, очевидную необходимость совершенствования нравственно-правовой культуры и определенный положительный опыт в этом направлении, можно утверждать, что на сегодняшний день наука пока не предложила цельной концепции нравственно-правового воспитания молодежи, отвечающей современным требованиям. Практика организации нравственно-правового воспитания молодежи, в частности старшеклассников, с позиций новых подходов находится сегодня в стадии становления.
Задача школы состоит в том, чтобы помочь старшекласснику, а в дальнейшем полноценному гражданину, достигнуть такого уровня нравственно-правовой воспитанности, которая не просто позволит ему участвовать в правоотношениях без эксцессов, но и даст возможность проявлять себя свободной личностью, обладающей системой сформированных нравственных и правовых взглядов.
Проблема, нравственного и правового воспитания изучалась и изучается различными учеными: педагогами, психологами, социологами, философами, юристами. Для нашего исследования имели большое значение работы Азарова А .Я., Айзенбера A.M., Алексеева С.С., Алемаскина М.А.,Алькименко В.В., Бабаева В.К., Баранова В.М., Божович Л.И., Болдырева Н.И., Гербеева Ю.В.,Гревцова Ю.В., Давыдова Г.П., Козловского А.Б., Кона И.С., Крутецкого В.А., Кузнецова Г.А., Луковской Д.И., Марьенко И.С., Мухина B.C., Невского И.А., Нерсесянц B.C., Никитина А.Ф., Обухова В.М., Петровского В.А., Тарасюк В.Н., Шилова М.И.
За последние годы было выполнено немало диссертационных исследований в области нравственно-правового воспитания. Особый интерес и значимость для нашей проблемы представляют работы Андреевой Е.А.,
Артыкова Н.Р., Байжуминова Ж.Б. Буровой-Илиевой М. И., Григорян А.Б., Турина В.Н., Ивановой Е.А., Лепшоковой С.М., Ляу М.М., Матвиенко Л.М., Савченко Н.М., Степановой С.Е., Шумелкиной E.H.
Важное значение для осмысления изучаемой проблемы с точки зрения этнорегионального подхода имели труды И.А.Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, Бгажнокова Б.Х., Гуртуевой М.Б., Мафедзева С.Х., Семенова К.Б., Шорова И.А.
Несмотря на значимое количество трудов по исследуемой нами проблеме, мы обратили внимание, что вопросы формирования нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональных условиях в отечественной педагогике остаются недостаточно изученными.
Анализ научной литературы и диссертационных исследований позволил нам выявить противоречия в нравственно-правовом воспитании старшеклассников: между потребностями государства и общества в нравственно-правовом воспитании подрастающего поколения и отсутствием соответствующих подходов к его реализации в массовой практике; между высоким уровнем воспитательного потенциала традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии и недостаточным его использованием в нравственно-правовом воспитании молодого поколения. Эти противоречия позволили нам обозначить проблему исследования: каковы основные пути, методы и средства формирования нравственно-правового сознания у старшеклассников в этнорегиональных условиях. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс нравственно-правового воспитания в общеобразовательной школе в этнорегиональной среде.
Предмет исследования: условия формирования нравственно-правового сознания у старшеклассников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: успешная реализация нравственно-правового воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе находится в непосредственной зависимости от:
- определения места нравственно-правового воспитания в системе социализации личности; определения сущности нравственно-правового воспитания старшеклассников;
- выявления педагогических условий формирования нравственно-правового сознания старшеклассников; обеспечения взаимодействие школы, семьи и общественности в процессе формирования нравственно-правового сознания старшеклассников;
- учета этнорегиональных условий в процессе формирования нравственно-правового сознания учащихся старших классов;
- разработки и реализации путей, методов и средств нравственно-правового воспитания старшеклассников.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления и развития нравственно-правовых принципов в истории педагогики.
2. Определить место нравственно-правового воспитания в системе социализации личности.
3. Проанализировать научно-практические основы формирования нравственно-правового сознания старшеклассников.
4. Выявить основные формы взаимодействия школы и семьи в нравственно-правовом воспитании старшеклассников.
5. Раскрыть основные пути и средства оптимизации нравственно-правового воспитания старшеклассников общеобразовательной школы.
6. Разработать и экспериментально проверить модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников с учетом этнорегиональных условий.
Методологическую основу исследования составили положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития; аксиологический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития; личностно-деятельностный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, стимулирующий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений; идеи о духовной роли семьи в жизни старшеклассника и значении формирования нравственных качеств личности; о психолого-физиологических особенностях развития старшеклассников и необходимости их учёта в воспитании; о сущности саморегулирующейся, саморазвивающейся личности.
В качестве конкретных методологических принципов выступали личностно-деятельностный, диалогический, системно-целостный подходы.
Теоретической основой исследования явились труды ученых в области общей педагогики, аксиологии С.Ф.Анисимова, О.Г.Дробницкого,
A.Г.Здравомыслова, В.Я.Тугаринова, Д.Н.Узнадзе, В.АДдова; социализации личности Л.П.Буевой, И.С.Кона, И.Б. Котовой, А.В.Мудрика, Е.Н.Шиянова и др.; гуманизации образования Е.В.Бондаревской, С.С.Гершунского,
B.А.Петровского, А.В.Петровского, Е.Н.Шиянова, а также теоретические и методические работы по формированию нравственного сознания Н. И. Болдырева, Н. И. Монахова, Н. В. Ефременко, Б. Т. Лихачева, Е. В. Бондаревской, 3. И. Васильевой, О. С. Богдановой, А. В. Мудрика, И. Ф. Свадковского и др.; нравственного и правового воспитания Азарова А.Я.,
Айзенбера A.M., Алькименко В.В., Божович Л.И., Болдырева Н.И., Давыдова Г.П., Кузнецова Г.А., Козловского А.Б., Никитина А.Ф., Обухова В.М.; формирования нравственного сознания и поведения в раннем юношеском возрасте Кона И.С., Крутецкого В.А., Марьенко И.С., Мухиной B.C., Петровского В.А., Шилова М.И.; правосознания Алексеева С.С., Бабаева В.К., Баранова В.М., Гревцова Ю.В., Луковской Д.И., Нерсесянц B.C., Сальникова В.П.; этнопедагогические исследования Арабова И.А., Батчаевой Х.Х-М., Семенова К.Б., Узденовой С.Б., Шорова И.А. и др.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические — анализ психолого-педагогической, социологической, философской, юридической, исторической и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований.
- эмпирические - обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы № 7, 16, 17 г.Черкесска, сельские школы Карачаево-Черкесской республики. Исследованием было охвачено 57 учителей, 273 старшеклассника, их родители, работники правоохранительных органов, представители общественных организаций.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
1. Поисково-теоретический (2001-2002г.г.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, изучения и анализа опыта нравственного воспитания старшеклассников. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.
2. Экспериментальный (2002-2005 г.г.). На данном этапе велась работа по осуществлению комплекса мероприятий по формированию нравственно-правового сознания старшеклассников, согласно разработанной модели. Проведен констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Обобщающий (2005-2006 гг.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, обобщались результаты, вырабатывались выводы, оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дана сущностная характеристика нравственно-правового воспитания в условиях современной социально-педагогической ситуации;
- определено место нравственно-правового воспитания в системе социализации личности с учетом этнорегиональных особенностей;
- раскрыты подходы к формированию нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональних условиях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены условия (педагогические, психологические, организационные, социально-правовые, методические) формирования нравственно-правового сознания с учетом возрастных особенностей старшеклассников;
- обоснованы и раскрыты в историческом аспекте принципы нравственно-правового воспитания;
- выявлены основные формы взаимодействия школы и семьи в нравственно-правовом воспитании старшеклассников в современных условиях;
- разработана и реализована модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников, обеспечивающая сформированность высокого уровня нравственно-правового сознания:
- разработаны основные направления нравственно-правового воспитания старшеклассников в этнорегиональных условиях.
Практическая значимость исследования состоит: в создании и апробации спецкурса «Нравственно-правовое воспитание на основе национальных традиций»; в практических рекомендациях учителям и родителям по нравственно-правовому воспитанию старшеклассников в этнорегиональных условиях. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для учителей средних общеобразовательных школ.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической и теоретической базой исходных параметров, применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам исследования, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью; позитивными изменениями, полученными в уровнях сформированности у старшеклассников, элементов нравственно-правового сознания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета, на научных конференциях КЧГУ «Алиевские чтения», а также на Межвузовской научно-практической конференции «Региональная экономика, управление и право» (КЧГТА, 2001,2002,2003,2004,2005,2006гг.), региональной научно-практической конференции «Россия в третьем тысячелетии: традиционные проблемы и новые аспекты» (КБГУ, 2002,2003,2004,2005гг.), региональной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современного российского общества» (Ставропольский институт им.В.Д.Чурсина, 2003,2004,2005гг.). Результаты исследования нашли свое отражение в 8 публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассников выступает как комплексная, междисциплинарная, полифункциональная проблема, решение которой предполагает учет специфических условий в педагогическом процессе (соответствие возрасту и уровням нравственно-правового сознания учащихся; устойчивость нравственных и правовых убеждений, которые определяют отношение к окружающим, независимо от случайных воздействий среды и ситуации; накопление позитивного нравственного и правового опыта поведения; формирование мотивационной готовности к активной нравственной и правовой, духовной позиции воспитуемого, взаимодействие школы и родителей).
2. Модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональных условиях представляет собой цель, задачи, принципы, содержание, педагогические условия, направленные на воспитание старшеклассников, в процессе теоретического обучения, внеклассной работы, взаимодействия с родителями, общественно-полезной деятельности; а также совокупность комплексных организационных форм, методов и механизмов, позволяющих учитывать национальные особенности учащихся; способы, стимулы и условия реализации принципа этнорегионального подхода к организации процесса нравственно-правового воспитания.
3. Традиции народов Карачаево-Черкесии являются конструктивным опытом формирования нравственно-правового сознания у старшеклассников, своеобразной системой нравственного и правового воспитания, которая складывалась в течение многих веков.
4. Использование средств традиционной народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школ Карачаево-Черкесии и в процессе семейного воспитания способствует формированию нравственно-правового сознания старшеклассников, их ориентации на нравственно-правовое поведение в обществе.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Объем диссертации составляет 158 стр. Работа содержит 3 таблицы, 2 схемы и 3 рисунка. Библиографический список содержит 193 источника.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе:
Одной из задач опытно-экспериментальной работы по формированию нравственно-правового сознания старшеклассников было осуществление деятельности школы как организующего центра воспитания и объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе была своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности.
Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, - научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. Успешность либо не успешность педагогического сотрудничества школы и семьи во многом определяется правильно избранными педагогом методическими основами этого взаимодействия, его педагогической стратегией и тактикой.
Взаимодействие семьи, школы, общественности, правоохранительных органов по нравственно-правовому воспитанию старшеклассников должно быть правильно организованным. Многие мероприятия по нравственно-правовому воспитанию, проводимые в школе с участием родителей могут и должны проводиться с участием работников правоохранительных органов, представителей общественных организаций.
Школа вместе с семьей, общественностью, правоохранительными органами, создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего процесса формирования нравственно-правового сознания старшеклассников.
Предметом опытно-экспериментальной работы являлась оценка состояния сформированности уровня нравственно-правового сознания у старшеклассников и проведение работы по его формированию.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников, которая включала в себя направления содержания формирования нравственно-правового сознания старшеклассников; условия формирования нравственно-правового сознания старшеклассников (социально-правовые, организационные, педагогические, психологические, методические); основные этапы формирования нравственно-правового сознания (диагностический, организационно-деятельностный, рефлексивный); критерии сформированности нравственно-правового сознания (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий).
На организационно-деятельностном этапе нашего эксперимента нами был внедрен в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных школ факультатив «Нравственно-правовое воспитание на основе национальных традиций народов КЧР». Содержание этого курса включало в себя изучение национальных традиций народов Карачаево-Черкесии (абазин, карачаевцев, ногайцев, русских, черкесов), особенностей нравственного и правового воспитания в их педагогике, значения и роли устного народного творчества в воспитании детей, изучение традиционных обычаев и обрядов.
В результате осуществления комплекса воспитательных мероприятий (факультативный курс, семинарские занятия с родителями, работа с педагогами, организация взаимодействия педагогов, родителей, общественности, правоохранительных органов) были достигнуты позитивные результаты в формировании нравственно-правового сознания у старшеклассников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-педагогической литературы последних лет свидетельствует о повышенном интересе к проблеме нравственно-правового воспитания личности.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, нравственные законы, правила поведения в обществе.
Обобщение результатов ряда исследований показало, что необходимость нравственно-правового воспитания старшеклассников вызвана самой жизнью. В период ранней юности человек стремится к самоопределению. В этом возрасте происходит, с одной стороны, открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для юноши "коперниковской революции" (И.С.Кон), с другой — становление субъективной жизненной позиции. Часто случается, что решения, принятые в юности, не только субъективно, но и объективно могут оказываться единственно правильными для определения последующих перспектив жизнедеятельности человека, в том числе и его нравственные и правовые установки.
Рост преступности среди молодежи и другие аномалии современного общества обусловили важность проведения широкой пропаганды нравственных и правовых знаний в школе.
Исходя из актуальности темы исследования нами были определены следующие задачи: рассмотреть основные этапы становления и развития нравственно-правовых принципов в истории педагогики; определить место нравственно-правового воспитания в системе социализации личности; проанализировать научно-практические основы формирования нравственно-правового сознания старшеклассников; выявить основные формы взаимодействия школы и семьи в нравственно-правовом воспитании старшеклассников; разработать модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников с учетом этнорегиональных условий; экспериментально проверить комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственно-правового сознания. Все эти задачи последовательно решались нами по мере проведения исследовательской работы.
Исследование показало, что понятия нравственного и правового воспитания в педагогической науке и практике достаточно хорошо известны, их суть раскрывалась в связи с рассмотрением многих психолого-педагогических и социальных проблем. Однако в исследуемом ракурсе, несмотря на свою значимость, они были реализованы не в полной мере. Нами были выявлены условия и механизмы формирования нравственно-правового сознания старшеклассников, на основе которых была построена модель формирования нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональной среде. Внедрение этой модели стало основой опытно-экспериментальной работы.
Хотелось бы особо отметить значимость проведения исследования в этнорегиональной среде и необходимость привлечения такого потенциала, как народные традиции для реализации процесса формирования нравственно-правового сознания старшеклассников. Влияние национальных традиций на процесс воспитания личности исключительно велико. Они способствуют формированию нравственности, правовой культуры, гражданского патриотизма, толерантного отношения к людям других национальностей (последнее качество весьма важно в условиях многонациональной республики, где главная ценность - межнациональный мир).
Исследованием доказано, что успешная реализация как констатирующего, так и формирующего экспериментов среди разноуровневых субъектов образовательного процесса находится в непосредственной зависимости от соблюдения последовательности следующих этапов: определение объектов, целей и задач диагностики; выявление критериев, показателей и эмпирических индикаторов диагностирования; подбор и модификация методик для решения диагностики и мониторинга; постановка педагогического диагноза, как результат изучения особенностей диагностируемого субъекта исследования; педагогическое прогнозирование благоприятных условий развития учащегося (класса); определение стратегии воздействия и взаимодействия педагогов и учащихся.
В ходе констатирующего эксперимента исследование выявило наряду с положительными моментами, негативное воздействие средств массовой информации, как ни парадоксально, усугубляемое безразличным отношением к нравственным и правовым принципам молодежи.
Проанализировав возможности учебных предметов для выпускных классов, можно констатировать, что отдельные из них располагают богатым дидактическим материалом для формирования у школьников нравственно-правового сознания. Вместе с тем, обнаружилось, что еще не выработан единый научно-обоснованный подход к данной проблеме в педагогическом процессе.
С учетом этого, в программу опытно-экспериментальной работы мы ввели факультативный курс «Нравственно-правовое воспитание на основе национальных традиций народов КЧР».
Исследованием установлено, что внеучебная работа имеет большие резервы в нравственно-правовом воспитании. В отличие от учебной работы здесь учащиеся более свободны в своих суждениях, поступках.
Повышенный интерес к внеучебным мероприятиям объясняется еще и тем, что они часто проходят с участием родителей, общественности, представителей правоохранительных органов.
Мы убедились в том, что успешное осуществление внеурочных мероприятий также невозможно, если они проводятся хаотично, от случая к случаю.
Поэтому организацию этой работы мы осуществляли путем обогащения ее содержания в исследуемом направлении; проводилась работа с педагогами школ по реализации комплексной программы опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование нравственно-правового сознания старшеклассников; повышение педагогической культуры родителей; организовывалось взаимодействие школы, родителей, общественности и правоохранительных органов в нравственно-правовом воспитании старшеклассников.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформировать настоящие выводы. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволяет судить об эффективности разработанных условий формирования нравственно-правового сознания старшеклассников в этнорегиональной среде.
Проведённое исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. В дальнейшем представляется целесообразным проведение специального исследования более углубленного подхода к формированию ценностных ориентаций правового характера, выявление их значимости как предмета самостоятельного исследования, раскрытие влияния средств массовой информации в нравственно-правовом воспитании молодежи, а также разработки новых технологий школьного и семейного воспитания в обогащении внеурочной деятельности старшеклассников с целью формирования нравственных и правовых принципов.
Дальнейшее её исследование может быть направлено на изучение влияния средств массовой информации на рост преступности среди несовершеннолетних подростков и т.д.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Балкаров, Руслан Инальевич, Карачаевск
1. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
2. Агешин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 1982.
3. Азаров А.Я. Права человека. М.: Новое знание. 1995. 265 с.
4. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. -М.: Просвещение, 1989.
5. Айзенбер A.M. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. М.,1975.
6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в1. России.-М., 1992.
7. Алексеев С. С. К вопросу об общем понятии права //Государство и право. 1993, №6.
8. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
9. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971. - 201 с.
10. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Карачаево
11. Черкессии. Черкесск, 1957. - С.36
12. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. Карачаевск, 2003. 155 с.
13. Альхименко В.В., Козловский А.Б. Правовое воспитание молодого поколения. М., 1995.
14. Андреева Е.А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. Казань, 2002. 235 с.f 14. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентациистаршеклассников. Диссерт. на соискание уч. степ, к.п.н., М.,1998. 133с.
15. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. -Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996. -104с.
16. Арабов И.А. Основные принципы регионально национального компонента в образовании. // Культурологический подход в образовании. - Карачаевск: КЧГПУ. - 2002. - 23 с.
17. Аргунова Г.А. Использование ведущих принципов этнопедагогики и национальных ценностей народов КЧР в нравственном воспитании молодежи. Черкесск : 2003. - 258 с.
18. Аристотель. Никомахова Этика. Антология мировой правовой мысли. Т.1. М., 1999.
19. Артыков Н.Р. Формирование нравственной личности учащихся на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Автореф.дисс.д.п.н. Ташкент, 2000. - 23 с.
20. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М. :3нание, 1978. -64с.
21. Бабаев В.К, Морозов Л.А., Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию // Государство и право. -М., 1995. №3.
22. Байжуминов С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы. Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. 164 с.
23. Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. -М.: Знание, 1989.
24. Батчаева Х.Х-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Казань, 2001. 304 с.
25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. 160 с.
26. Бешимов Ж.Б. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов. Автореф.дисс.к.п.н. Казань, 1975. -22 с.
27. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа: болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы; вопросы истории и культуры. Черкесск, 1993, - 374с.
28. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. -М.: Знание, 1981. -64с.
29. Бобнева Т. И. Социальные нормы в регуляции поведения/В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения людей. -М., 1976.-С. 168.
30. Богданова О.С., Черепкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
31. Бодалёв A.A. В мире подростка. М., 1980. - С. 273.
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 168. -464с.
33. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. -44с.
34. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1974.
35. Бондаревская A.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. -1995. -№4.
36. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащиеся в условиях школьной реформы. -Ростов-на-дону: РГПИ, 1986. -120с.
37. Бочкарёв В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика , родителей. Воспитание школьников. №2-3, 1991.
38. Бупко И.Ф. Правовое воспитание молодежи //Советское государство и право. 1971, №8.
39. Бурова-Илиева М.И. Ценностные ориентации и их роль в ^ формировании личности несовершеннолетних правонарушителей:
40. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1982. С. 31.
41. Васильев A.M. Правовые категории. М., 1976.
42. Вульфов Б.З., Семёнов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1993.
43. Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М., 1981.
44. Галимов М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976.
45. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.щ
46. Государство и право. Начальный курс. Под ред. С.С. Алексеева. М., 1993.
47. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси. Автореф.дисс. к.п.н.М., 1999.-22 с.
48. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников //Педагогика. -2002. -№9.
49. Гурин В.Н. Основы процесса воспитания нравственного сознания иповедения личности старшеклассника. Дисс.д.п.н. М., 1985. -165 с.
50. Турина Т.П. Представление старшеклассников о ценностях./ Педагогика., 1995, №4, с.45.
51. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика, 2000. -№10.
52. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево балкарского народа. -% Нальчик: Эльбрус , 1997. - 256 с.
53. Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работышколы.-М., 1976.-48 с.
54. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. Черкесск, 1994, - 9 с.
55. Древнеегипетская проза. М., 1978.
56. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
57. Жеругов Р.Т. Теория государства и права. Нальчик, 1995.
58. Жерукова А.А., Семенов К.Б. Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов. Нальчик:КБГСХА, 2004. - 144 с.
59. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996.- 160 с.
60. Защита прав человека в условиях перехода к рынку //Государство и право, 1993, №6.
61. Зенин В.П. Формы, методы и система правового воспитания. В кн.: Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1974.
62. Иванова Е.А. Психолого педагогический семинар по совместной деятельности родителей, психологов, педагогов, инспекторов ОППН//Методическое пособие для средней общеобразовательной школы. - Карачаевск, 2004. - 38 с.
63. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. -Черкесск, 1974. 282 с.
64. Камчибеков М. Становление правосознания современной молодежи. -М: Изд-во МПСИ, 2004. -146с.
65. Кант И. Лекции по этике. М., 1999.
66. Кант И. О педагогике. Трактаты и письма. М., 1980. 484 с.
67. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980, с.46-48.
68. Караковский В.А. Воспитай гражданина. М., 1987. -144 с.
69. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
70. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1963. 333 с.
71. Карташев В.Н. Применение права. Ярославль, 1990.
72. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
73. Киселёв В. Преступность помолодела.// Народное образование. №1. 1994. С.108-110.
74. Климатова В.В. Правовое воспитание северокавказских горцев в системе обычного права. Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. -139 с.
75. Ковалевский М.М. Обособление дозволенных и недозволенных действий. Новые идеи в социологии. Вып.4: Генетическая социология. 4.1, СПб., 1914.-85 с.
76. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994, №2.
77. Койчуева A.C. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе: Дисс. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2000. 222 с.
78. Койчуева A.C. Ценностно-ориентировочная деятельность социальных институтов в ходе обучения и воспитания учащейся молодежи. Карачаевск, 2002. 130 с.
79. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.:78