автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора
- Автор научной работы
- Яковлюк, Светлана Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора"
На правах рукописи
ЯКОВЛЮК СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2004
Работа выполнена в Коломенском государственном педагогическом институте
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Андреева Галина Алексеевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Меняев Александр Федорович
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Ведущая организация:
Владимирский государственный педагогический университет
Защита состоится « 18 » ноября 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.06 в Московском государственном областном университете по адресу: 107005, г. Москва, ул. Радио, 10 «А».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета.
Автореферат разослан« ^ » 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,
профессор
Л.П. Крившенко
2Г2) SOSO
48 k33
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в России в конце XX — начале XXI вв., оказали влияние не только на социально-экономические преобразования в стране, но и сказались на духовно-нравственном облике общества. В то время как отечественная культура предоставляет каждому человеку возможность выбора лучших духовно-нравственных приоритетов в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и условиями жизни, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о деформации духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе. Молодое поколение XXI века в большинстве своем не рассматривает культуру и образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Это ставит будущее российского общества перед угрозой деградации, связанной с потерей таких человеческих качеств, как: душевность, сердечность, отзывчивость, справедливость, уважение и внимание к близким, порядочность, благородство, любовь к природе и т.п.
Духовное возрождение России непременно требует восстановления традиционной многонациональной отечественной культуры, которая на протяжении многих веков отражала духовно-нравственные ценности: Истину, Добро и Красоту. Духовность - это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому проблема духовного формирования и развития личности приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Отсюда важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.1
Главная роль в этом процессе отводится начальной школе, которая открывает систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Цель школы -духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности. Поэтому одно из условий сохранения и освоения русской традиции, формирования национального самосознания подрастающего поколения - ориентация школы на нравственные и эстетические ценности фольклора - того духовного богатства, которое'призвано сформировать
1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Дидает^МОг-^Кй-Л. -
I ' :
I .7^- .
общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку. Начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте, в котором, по мнению Л.И. Божович, происходит формирование социального «Я», внутренней позиции ребенка, его самосознания.
Процесс обучения народному искусству связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных музыкально-шумовых инструментах и использования прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность и позволяет придать всей системе обучения и воспитания духовную направленность. Фольклор, являясь фактором эстетического воздействия на духовную сферу личности младших школьников, приобщает их к тайнам и глубинам произведения, созданного народом, обогащает их духовно-нравственную жизнь, способствует воспитанию у детей чувства радости, любви и интереса к народной мудрости, дает возможность познать действительность, исторические и национальные особенности культуры: традиции, обычаи, обряды.
Содержание большинства фольклорных произведений пронизывают идеи добра, справедливости, уважения к человеку, любви к природе, искусству, которые являются идейно-нравственными и эстетическими ценностями, составляющими основы духовности.
Согласуя свое понимание ценностей с трактовкой отечественного философа С.Ф. Анисимова, мы рассматриваем их как «положительное значение данного предмета или его свойства (фольклор, его жанры. - С.Я.) для конкретного субъекта деятельности (учащиеся. - С.Я.) с точки зрения того, насколько этот предмет способен удовлетворить определенную потребность» - воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить «по законам красоты». Эстетические ценности фольклора нацелены на обеспечение активности эстетического восприятия учащихся, их творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также на формирование духовных потребностей.
Русские народные песни, баллады, былины, как источники познания исторического пути народа, представляют собой летопись России, которая необходима младшим школьникам для изучения истории родной земли, ее культуры и ее красоты.
Загадки, скороговорки, потешки развивают у детей образное мышление и память, обогащают их сознание духовно-эстетическими представлениями о предметах и явлениях действительности, воспитывают художественный вкус, учат познавать многогранный мир, природу, человека и себя. Поэтому эстетические ценности фольклора актуализируют ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность развить в каждом ученике лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие,
целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих.
Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников.
Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых - этнографов, фольклористов, искусствоведов: В.П. Аникина, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, A.C. Каргина, Н.П. Колпаковой, Н.И. Костомарова, Н. Котикова, JI.A. Кулаковского, В.Я. Проппа, A.B. Рудневой, И. Снегирева и др.
Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали также научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: A.JI. Андреева, В.П. Аникина, К.С. Давлетова, В.Д. Диденко, Ю.М. Лотмана, М. Мид, В.Ф. Одоевского, И.С. Чернявской, В.М. Щурова, A.B. Юдина и др.
Взгляды известных русских писателей, историков на фольклор как ценнейшую основу русской культуры сыграли важную роль в определении теоретической позиции диссертанта (A.M. Горький, JI.A. Кулаковский, М.В. Ломоносов, С.И. Миропольский, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой и др.).
Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды видных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, H.A. Коваль, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В .Я. Проппа, С.Л. Рубинштейна, C.B. Рождественской, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Однако при изучении эстетических ценностей фольклора мало использовался их образовательно-воспитательный потенциал, при отборе содержания фольклорного материала недостаточно глубоко продумана последовательность и системность его применения, не в полной мере реализована методика формирования духовно-нравственных понятий и эстетических вкусов младших школьников. Более того, ни одна из существующих программ по музыке не ставит себе главной целью формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
Актуальность исследования, недостаточная разработанность изучаемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили тему диссертации:
«Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора».
Рассмотрение проблемы формирования основ духовности младших школьников обусловлено противоречиями:
- между потребностью теории в знаниях о процессе духовного становления личности на всех возрастных этапах и недостатком
теоретических и практических разработок сущности и особенностей этого процесса применительно к младшим школьникам;
- между образовательно-воспитательным потенциалом эстетических ценностей фольклора в духовном становлении младших школьников и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Объект исследования - духовная сфера личности младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования основ духовности младших школьников в процессе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Гипотеза исследования: формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора будет происходить более успешно, если:
- духовность определена в качестве важнейшего ценностного приоритета, пронизывающего все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности младшего школьника;
- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора;
- используются педагогические технологии, определяемые программой, содержащей систему знаний о традициях русского народа с учетом психологических особенностей ребенка при его эмоциональном восприятии окружающего мира;
- педагогом осуществляется специальный отбор фольклорных произведений, содержащих эстетические ценности, которые стимулируют духовное становление школьника;
- совместная деятельность педагога и младших школьников основывается на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать сущность понятий «духовность» и «основы духовности» в контексте темы исследования.
2. Раскрыть образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора и условия его реализации в процессе формирования основ духовности младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу «Мир фольклора», нацеленную на формирование основ духовности младших школьников на материале уроков музыки.
4. Проанализировать соответствие практических возможностей фольклора (на уроках музыки) и возрастных особенностей младших школьников в процессе их духовного развития.
5. Определить критерии сформированное™ основ духовности у младших школьников.
6. Опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников.
Методологические основы исследования составили положения: о единстве материального и духовного в становлении человека, отдельные стороны которого изучали H.A. Бердяев, Л.П. Буева, И.В. Бурцева, М.С. Каган, С.Н. Касаткина, JI.B. Никандрова, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, П.А. Флоренский, А.И. Фортова, К.Э. Циолковский, К. Ясперс и др.; о деятельностном подходе к процессу воспитания и социализации личности (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина, В.А. Пономаренко, Е.М. Рыбинский, В.Г. Рындак, В.Л. Шкуратов, Н.Е. Щуркова); о теоретико-методологических основах формирования духовности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Андрусенко, Л.П. Буева, Т.И. Власова, И.Н. Ефимова, В.А. Караковский, Б.М. Неменский, З.И. Равкин, И.С. Чернявская, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова).
При изучении сущности традиционного народного творчества, его роли в жизни современного общества автор опирался на труды Ю.П. Азарова, Э.А. Баллера, H.A. Бердяева, Ю.Б. Борева, Т.И. Власовой, Г.П. Выжлецова, И.Н. Ефимова, И.И. Земцовского, И. А. Ильина, Н.П. Колпаковой и др.
Теоретической основой для обоснования оптимальных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания в области педагогики и психологии явились исследования Ю.П. Азарова, Н.Л. Арининой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева, П.Н. Лукьянова и др.
Работы Б.В. Асафьева, П.Г. Богатырева, В.А. Василенко, H.A. Ветлугиной, В.М. Григорьева, К.С. Давлетова, С.Г. Лазутина, Е.М. Орловой, Ф.А. Рубцова и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных способностей личности определили направление исследования.
Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры, в частности, В.П. Аникина, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, Н.Д. Михайловой, Л.Л. Куприяновой, М.Н. Мельникова, И.А. Панкеева, A.B. Рудневой, H.A. Терентьева, В.М. Щурова и др.
В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, исторической и публицистической литературы по проблеме исследования; метод теоретического моделирования;
- эмпирические: диагностические (музыкальное тестирование, анализ результатов исполнительской деятельности учащихся, беседы с учениками, сопоставительный анализ творческих работ младших школьников на разных
этапах формирования основ духовности), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа состояла из подготовительного, констатирующего, формирующего, контрольного, аналитического этапов, включающих в себя педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговый замеры, фиксацию усвоения музыкального материала, его соответствия возрастным особенностям восприятия детей, анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы понятия «духовность», «основы духовности» в аспекте исследуемой проблемы;
- выявлен и систематизирован образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, способствующий эффективному формированию основ духовности младших школьников;
- разработана целевая программа по музыке «Мир фольклора» для начальных классов и соответствующие педагогические технологии в контексте проблемы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в систематизации и структурировании научных знаний, раскрывающих сущностные характеристики духовности, основ духовности;
- в обосновании педагогических условий реализации образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в процессе формирования основ духовности;
- в характеристике критериального подхода, раскрывающего специфику параметров и показателей сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора;
- в возможности дальнейшей разработки полученных знаний о содержании основ духовности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических технологий и целевой экспериментальной программы по музыке «Мир фольклора», которая может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы и в сфере дополнительного образования.
Результаты и выводы исследования могут быть полезными:
в решении практических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
в формировании у учащихся соответствующих личностных, духовно-нравственных, музыкально-просветительских качеств в контексте современной социокультурной ситуации;
в качестве дополнений в теорию эстетического воспитания при написании учебников и пособий по общей педагогике и для обогащения существующих изданий новым материалом.
Материалы исследования могут быть востребованы при подготовке учителей музыки, воспитателей, руководителей фольклорных кружков, при
разработке факультатива «Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора», при проведении фольклорных праздников.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологических и теоретических основ; формулировались тема, проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; апробировалась программа формирования основ духовности младших школьников «Мир фольклора»; проводился подготовительный и констатирующий этапы опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2000-2002гг.) был связан с определением критериев сформированности основ духовности младшего школьного возраста; организацией и проведением формирующего этапа опытно-экспериментальной работы на основе внедрения в учебный процесс специально разработанной программы, максимально способствующей формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
На третьем этапе (2002-2004гг.) осуществлялись систематизация и обобщение материалов проведенной опытно-экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов -записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора - были сформулированы выводы диссертационного исследования, а также оформлялись результаты работы.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются разнообразием привлеченных историко-философских, педагогических, психологических, искусствоведческих, методических работ; применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; обращением к учебным программам по музыке.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по реализации эстетических ценностей фольклора в муниципальных образовательных учреждениях -средних общеобразовательных школах №№17, 18 г. Коломны Московской обл., в муниципальном музыкально-педагогическом колледже, в Доме культуры им. С.М. Кирова; в процессе обсуждений актуальных проблем образования на кафедре педагогики Коломенского государственного педагогического института; в выступлениях на научно-практических конференциях и в соответствующих публикациях (Москва, 2001, 2002; Брянск, 2001; Коломна, 2001,2002,2003; Йошкар-Ола, 2002).
В Коломенском государственном педагогическом институте материалы диссертации используются в учебном процессе музыкально-литературного факультета при изучении таких предметов, как: «Методика музыкального
обучения», «Музыкально-педагогические практикумы», а также при освоении соответствующего проблеме исследования факультатива и написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность как интегративное качество внутреннего мира личности представляет собой гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивное отношение субъекта к миру, искусству, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности составляет совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена (духовности), формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих младших школьников к соответствующим формам поведения и деятельности.
2. Средством формирования основ духовности младших школьников выступает образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.
3. Инновационные педагогические технологии формирования основ духовности младших школьников включают в себя совокупность форм, методов и средств педагогической деятельности по освоению эстетических ценностей фольклора.
4. Критерии сформированности основ духовности младших школьников, в качестве которых выступают когнитивный, этический и эстетический показатели, свидетельствуют о появлении новообразований в структуре личности младших школьников.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования духовности средствами эстетических ценностей фольклора» представлен философско-педагогический аспект формирования основ духовности младших школьников, выявлена сущность образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора, рассмотрены психолого-педагогические аспекты процесса формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
В философии духовность рассматривается как основная характеристика человеческого бытия. Природа человека, смысл его существования, весь его внутренний мир целиком связывались с «жизнью духа» (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев и др.). Форма бытия духовности, которая заключается не в самой
деятельности, а в отношении к ней человека, разнообразна. Поэтому любой вид общественно-полезной деятельности может наполниться духовным содержанием и стать формой проявления духовности.
Следует отметить, что понимание духовности во многом определяется пониманием природы человека, особенностью его внутреннего мира и самосознания. А отсюда прямая связь духовности и гуманизма, духовности и образования, духовности и нравственности, духовности и искусства. Поэтому духовность - это проявление высшей красоты всех личностных качеств человека, единство интеллекта и нравственности, целостности и гармонии внутреннего мира человека. Человек обретает духовность как свою «внутреннюю вселенную» не только благодаря постоянному диалогу с миром и самим собой, но и в процессе деятельности и общения с другими, когда он входит в мир культуры. Высшие ценности культуры становятся внутренними духовными регуляторами личности и определяют всю систему ее ценностей и жизнедеятельности.
В педагогике духовность - это индивидуальная, внутренняя направленность личности, раскрывающаяся в единстве интеллектуальной, морально-нравственной, волевой и эстетической сфер (Ш.А. Амонашвили, E.H. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Именно она, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Духовность определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами Истины, Добра, Красоты и, в то же время, выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, способности к состраданию, сопереживанию, милосердию. Личность не развивается сама по себе, ее духовный рост происходит в живом опыте, в ориентации на те ценности, которые обеспечивают значимую, смысловую взаимосвязь различных форм жизнедеятельности. Проявление духовности всегда связано с созидательно-преобразующими действиями человека, напряженной интеллектуальной жизнью, требующей постоянного труда и сформированности воли.
Изучив философско-педагогические работы в контексте нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что духовность - это важнейшая характеристика человеческого бытия, раскрывающая субъективно-творческое начало в человеке, его внутренний мир, в соответствии с которым он следует нормам нравственности, ориентируется на высшие индивидуальные, национальные и общечеловеческие ценности.
Исходя из определения духовности, основы духовности представляют собой совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена, формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих детей к осмыслению себя, своих отношений с4 миром и ведущих к соответствующим формам поведения и деятельности.
Рассматривая в исследовании фольклор как один из видов искусства, выступающий в качестве одного из условий формирования основ
духовности, мы определили, что искусство - это духовный мир в звуковых, конкретно-чувственных образах, оказывающих живое и непосредственное влияние на эмоционально-чувственную сторону человека.
Эстетические ценности фольклора мы рассматриваем как содержательно значимую совокупность различных жанров (прибаутки, поговорки, пословицы, песни, сказки, загадки и т.п.), их устность, вариативность и синкретизм проявления, органичное соотношение в них коллективности и индивидуальности, которые дают возможность сформировать в каждом ученике лучшие человеческие качества: целеустремленность, человеколюбие, честность, трудолюбие, настойчивость и др. Следует подчеркнуть, что их значимость проявляется через чувственные переживания высоко духовного порядка, они гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делая их более человечными.
Воспринимая русскую песню не только как жанр фольклора, но и как синтез различных видов искусства (музыка, игры), мы рассматриваем ее в то же время как необходимое средство формирования у детей нравственно-эстетического вкуса, чувства прекрасного, любви к родной культуре. Кроме того, использование народных мелодий в произведениях русских композиторов-классиков (М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина и др.) расширяет кругозор, любознательность учащихся, формируя национальные и общечеловеческие черты духовной культуры личности.
Велика сила художественного воздействия на личность русской народной сказки, которая не только несет определенную информацию, но и развивает фантазию детей, преподносит основы нравственности, знакомит с национальной культурой: традициями, обычаями, обрядами,
С поэтическими образами окружающей действительности, разными социальными и природными явлениями, жизнью людей и животных знакомят загадки, которые развивают у детей образное мышление, память, воображение. В загадках используются многие виды художественно-изобразительных средств: метафора, сравнение, эпитет, синекдоха. Поэтому они обогащают сознание детей духовно-этическими представлениями о предметах и явлениях, учат познавать мир, природу, человека.
В разгадках же, в свою очередь, суммируются выводы о житейской мудрости, отражается остроумие народа, его наблюдательность за жизнью человека, природы и общества.
Меткое, умное, живое слово вместе с глубоким содержанием свойственны самому короткому жанру фольклора - пословицам и поговоркам. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают богатый опыт старшего поколения об их отношении к людям. Суждения, оценки, представленные в этом жанре фольклора, характеризуют опыт нравственного, трудового и эстетического воспитания в прошлом, расширяя тем самым кругозор детей.
Важную образовательно-воспитательную функцию выполняют и традиционные праздники, являющиеся многогранным социальным явлением, отражающим жизнь человека и общества. Они укрепляют общественные
связи и содержат в себе духовно-ценностный потенциал, поскольку вводят в жизнь каждого ребенка коллективные нормы, регламентирующие его поведение, способствуют сохранению единства поколений, обеспечивая тем самым преемственность в жизни общества, сохраняют и воспроизводят память о предшествующих поколениях и их культуре. Выявляя важнейшие социально-культурные ценности, праздники способствуют формированию личности, ее духовному развитию.
Исследование показало, что формирование основ духовности в младшем школьном возрасте не только оправдано, но и необходимо. На первом этапе школьной жизни у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Под воздействием социальной ситуации у него формируются новые потребности в овладении знаниями и умениями, в выполнении всех заданий учителя, в получении одобрения с его стороны. Появляются новые интересы к содержанию учебного материала, закрепляется положительное отношение к учению. Именно возрастной период младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании и формировании основ духовности.
На основе предложенной Л.П. Буевой структуры духовности, выявленного образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора, с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников были определены критерии сформированности основ духовности, представленные ниже.
Таблица 1
Критерии сформированности основ духовности младших школьников
Критерии Показатели Когнитивный Этический Эстетический
I И III
информационно-знаниевый наличие определенного объема знаний в области фольклора в соответствии с программой наличие представлений о нравственных качествах личности и се поведении наличие представлений о прекрасном и безобразном в жизни, природе, искусстве
эмоционально-волевой сформированность навыка обобщения, проявляющегося в выделении главного в фольклорных произведениях проявление альтруистической ориентации младших школьников активность самовыражения в художественно-эстетической деятельности
деятель-ностно-поведенческий умение определять средства музыкальной выразительности фольклора умение оценивать нравственные стороны фольклорных произведений с помощью категорий морали желание сотворения добра, проявления бескорыстия при взаимодействии с народным искусством
Во второй главе «Опытно-экспернментальная работа по формированию основ духовности младших школьников в процессе реализации эстетических ценностей фольклора» (на примере уроков музыки) дается характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке, раскрывается сущность технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора, дается описание организации, хода и результатов опытно-экспериментальной работы.
Анализ учебных программ по музыке, содержащих эстетические ценности фольклора (Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Л.Л. Куприяновой) свидетельствует:
- о необходимости формирования общей музыкальной культуры младших школьников за счет расширения их музыкального кругозора;
- о наличии различных вариантов музыкально-эстетических программ на фольклорной основе, что дает возможность учителю осуществлять альтернативный выбор;
- об усилении внимания педагогов, композиторов к национальным традициям, играющим важную роль в формировании основ духовности.
Характеризуя вышеназванные программы, следует отметить их нацеленность на формирование эстетических вкусов и идеалов школьников, с одной стороны, и недостаточную продуманность методики их формирования, с другой. Отбор содержания фольклорного материала осуществляется, на наш взгляд, без учета принципов системности и последовательности, кроме того, не все жанры фольклора нашли в них отражение.
Исходя из выявленной сущности понятий «духовность», «основы духовности», образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора, психологических особенностей младшего школьного возраста, а также для проверки положений выдвинутой гипотезы, нами была разработана программа «Мир фольклора», ориентированная на развитие основ духовности младших школьников. Технологии обучения, применяемые в педагогическом процессе образовательных учреждений имеют ограниченную сферу взаимодействия учителя с учащимися и не позволяют в полной мере реализовывать образовательные, воспитательные и развивающие функции, особенно в духовной сфере.
В своем диссертационном исследовании мы предлагаем ряд педагогических технологий, направленных на формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора. К ним относятся:
- технология реализации творческих ситуаций (составление сценариев фольклорного праздника, разработка костюмов, декораций и т.п.);
- технология создания специальных духовно-эстетических ситуаций (инегрированный урок-концерт «Прощеный день», посвященный весеннему празднику «Масленица»);
- технология организации духовно-творческой деятельности (сочинение народной мелодии, заклички или детской попевки, загадки или сказки);
- технология стимулирования интереса детей к активному освоению эстетических ценностей фольклора (проведение концертов на лучшее исполнение русской народной песни, организация конкурсов, олимпиад на лучшее сочинение загадок, сказок и т.п.).
Названные технологии выполняли свою определенную функцию на том или ином этапе опытно-экспериментальной работы в процессе формирования основ духовности младших школьников.
При определении критериев (когнитивный, этический и эстетический) мы стремились к тому, чтобы их совокупность характеризовала информированность младших школьников о духовном мире человека и общества, а также сформированность соответствующих понятий, наличие духовно-нравственных норм поведения и проявление отношений учеников к людям, окружающему миру и к себе, опыт творческой деятельности по освоению и созданию духовно-культурной среды.
Было выделено три уровневых параметра, с помощью которых проводилась диагностика: высокий, средний, низкий.
Таблица 2
Уровни сформированности основ духовности младших школьников
к / к / И* / ж Р/ Я ¡у О / £ когнитивный этический эстетический
высокий наличие соответствующего программе «Мир фольклора» объема знаний о жанрах фольклора, умение самостоятельно определять средства музыкальной выразительности наличие знаний о нравственных качествах людей и самостоятельная их оценка средствами эстетических ценностей фольклора сформированность понятий о красоте, доброте в человеке, в природе, искусстве и стремление к активному самовыражению в художественно-творческой деятельности
средний наличие общих представлений о фольклоре, определение средств музыкальной выразительности с помощью учителя наличие представлений о нравственных качествах личности, но отсутствие умения выделять их в фольклорном произведении наличие представлений о красоте, доброте в человеке, в природе, искусстве, но недостаточное стремление к самовыражению в художественно-творческой деятельности
низкий отсутствие понятий о специфике фольклорных жанров и средствах музыкальной выразительности неспособность определять нравственные стороны человека, животных в жанрах народного искусства нежелание участвовать в художественно-творческой деятельности
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1999-2003 гг. В состав экспериментальной и контрольной групп было включено 53 школьника первых классов (ЭК-А - 28, КК-Б - 25). Общий уровень развития младших школьников являлся примерно равным.
Для оценки параметра сформированное™ основ духовности в ходе констатирующего этапа был определен специальный комплекс диагностических заданий, который ставил детей в разнообразные учебные ситуации:
1) - загадать загадку о любом времени года, о музыкальном народном инструменте;
' - дать характеристику выразительных средств прослушанной русской народной мелодии;
- спеть русскую народную песню, аккомпанируя себе на элементарных шумовых инструментах;
2) - рассказать русскую народную сказку и определить добрые поступки главных героев;
- прослушать русские народные сказки «Репка» и «Теремок», объяснить, что общего между ними;
1 - составить музыкальный диалог к сказке «Петушок»;
3) - прослушать русскую народную песню и поделиться своими впечатлениями;
- закончить русскую народную сказку «Как Коза избушку построила», выразить свое отношение к поступкам героев;
- на примере игр «Воробушек летит» и «Грибы» передать характер героев и их отношения к друзьям, к природе.
Проанализировав выполнение детьми этих и других заданий с учетом разработанных нами критериев и показателей сформированности основ духовности, были выявлены группы детей с разными уровнями проявления основ духовности.
Сравнительный анализ исходных данных контрольного и экспериментального классов в результате констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал, что они мало отличаются друг от друга. Так, высокий уровень сформированности основ духовности в КК-Б выявлен у 20% от общего количества учащихся, ЭК-А - 21,4%. Средний уровень КК-Б - 44%, в ЭК-А - 42,9%. В процессе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что в ЭК-А низкий уровень сформированности основ духовности составил 35,7%, а в КК-Б - 36%.
На всех этапах опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы педагогической диагностики сформированности основ духовности: наблюдение за деятельностью детей и проявлением их отношения к жанровому разнообразию фольклора, тестирование уровня сформированности основ духовности младших школьников с использованием пословиц, деловая игра, анкетирование на выявление личностных характеристик младших школьников.
Кроме уровня сформнрованности основ духовности младших школьников в оценке результатов вводимой в опытно-экспериментальную работу инноваций, учитывались и другие показатели. В частности, ожидалось, что в результате целенаправленного использования в духовно-нравственном воспитании детей эстетических ценностей фольклора значительно возрастет уровень восприятия и понимания фольклорных произведений, появится интерес к литературным и музыкальным источникам национальной культуры в целом.
Не менее важным показателем эффективности проводимой с младшими школьниками работы явилось проявление их познавательной активности на уроке: предпочтение различных видов учебной деятельности (слушание музыки, пение, беседа, творческие задания).
Таблица 3
Предпочтение младшими школьниками различных видов музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности
Год Класс Кол- Слушание Пенис Беседа о Творческие
во музыки музыке задания
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1-й КК-Б 25 5 20 12 48 8 32 0 0
ЭК-А 28 6 21,4 15 53,5 7 25 0 0
2-й КК-Б 25 5 20 11 44 6 24 2 8
ЭК-А 28 9 32 8 28,5 5 17,8 б 21,4
3-й КК-Б 25 5 20 11 44 б 24 3 12
ЭК-А 28 10 37 5 18 3 10,7 10 37
Из таблицы 3 видно, что в первом классе школьников больше привлекают такие виды деятельности, как пение и беседа о музыке, так как это наиболее близкие и понятные виды деятельности детям младшего школьного возраста. Проведенная опытно-экспериментальная работа способствовала формированию у учеников экспериментального класса интереса к слушанию музыки и творческим заданиям как наиболее сложным и глубоким. На основе полученных данных можно утверждать, что результаты опытно-экспериментальной работы сказались благоприятным образом на повышении познавательной активности младших школьников, содействовали восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, а также их целостному оптимистическому мироощущению, что является выражением сформированное™ основ духовности.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы был использован, прежде всего, специальный комплекс диагностических заданий, который применялся на констатирующем этапе, а также дополнительные методики и технологии, используемые в ходе проведения исследования.
На основе индивидуальных таблиц составлялись сводные таблицы по ЭК-А и КК-Б.
Таблица 4
Уровни сформированного! основ духовности младших школьников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
КК-Б (25) 8 32 11 44 б 24
ЭК-А (28) 16 59,3 8 29,6 4 14,2
Данные, полученные в конце опытно-экспериментальной работы, показывают, что в КК-Б классе заметных сдвигов в формировании основ духовности не произошло (32%), тогда как в ЭК-А ярко выражен существенный рост показателей сформированное™ основ духовности (59,3%).
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами специально была проведена диагностика изменений, которые произошли с учащимися ЭК-А и КК-Б.
Таблица 5
Сравнительные данные о динамике сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора
Классы Уровни сформированности основ духовности в %
Высокий Средний Низкий
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
КК-Б (25) 20 32 44 44 36 24
ЭК-А (28) 21,4 59,3 42,9 29,6 38,7 14,2
Из таблицы 5 видно, что динамика показателей уровня сформированности основ духовности младших школьников служит своеобразным индикатором эффективности педагогических усилий по их формированию. Следовательно, можно говорить о сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора, которая выражается в повышении уровня умственной активности, в развитии эмоционально-ценностного отношения к человеку, природе, а также в способности устанавливать духовные отношения с миром и самим собой.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать с большей вероятностью, что в ЭК-А произошли существенные положительные изменения уровня сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора, что свидетельствует о значимости данного фактора и в целом правильности предложенной в исследовании гипотезы.
В заключении дается обобщение основных теоретических положений исследования и формулируются выводы:
1. Духовность - это интегративное качество внутреннего мира личности, отражающее гармоничное единство интеллектуальной, морально-
этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоциональное, позитивно-действенное отношение субъекта к миру, окружающим людям, природе, к самому себе; основы духовности - это совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена, формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих детей к соответствующим формам отношений в поведении и деятельности.
2. Богатый образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора является ценным дидактическим материалом в духовно-нравственном воспитании школьников. Специфика и значимость эстетических ценностей фольклора проявляются в том, что через чувственные переживания высоко духовного порядка они гуманизируют самые различные виды общественных отношений и дают возможность сформировать в каждом ученике лучшие человеческие качества: целеустремленность, человеколюбие, честность, настойчивость и др.
3. Реализация образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора на уроках музыки обеспечивает формирование основ духовности младших школьников. Успешность формирования основ духовности младших школьников зависит от использования программы «Мир фольклора», от специального отбора содержания фольклорных произведений, от обогащения действующих программ по музыке (Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева) системой знаний, построенных на гуманистических началах воспитательного взаимодействия с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Результаты опытно-экспериментальной работы достаточно убедительно подтвердили основные гипотетические предположения и позволили определить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников, при которых:
- духовность признана важнейшим ценностным приоритетом, пронизывающим все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности младшего школьника;
- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, с помощью которого педагог осуществляет специальный отбор фольклорных произведений, стимулирующих духовное становление школьника;
- использована специальная программа по музыке, содержащая систему знаний о традициях русского народа и соответствующие инновационные педагогические технологии с учетом эмоционально-психологических особенностей развития ребенка;
- совместная деятельность педагога и младших школьников основана на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.
Таким образом, в нашем исследовании установлено, что выявленные педагогические условия способствуют процессу формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Однако выполненное исследование не исчерпывает полностью все аспекты рассматриваемой нами проблемы, поэтому намечены основные перспективные направления решения выделенных в исследовании противоречий, требующие дальнейшего изучения таких вопросов, как:
связь урочной и внеурочной работы по формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора;
формирование духовности подростков и старших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Яковлюк С.М. Духовность учителя музыки как фактор формирования духовности младших школьников // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 2001. - С.229-230.
2. Яковлюк С.М. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора в формировании духовности младших школьников // Детский сад - школа - вуз: проблемы и перспективы развития. - Брянск: Изд-во БГПУ; БИПКРО, 2001. - С.80-81.
3. Учитель музыки - носитель эстетических ценностей // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 2001. -С.230.
4. Яковлюк С.М. Философско-педагогические аспекты проблемы формирования духовности // Формирование духовности личности: история, теория, практика. - Йошкар-Ола: Луч, 2001.- С.138-141.
5. Яковлюк С.М. Формирование духовности младших школьников средствами фольклора // Народное образование в XXI веке. - М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2001. - С.82-83.
6. Яковлюк С.М. Методы использования эстетических ценностей фольклора в развитии духовности младших школьников // Традиции и инновации отечественного образования /Под ред. Е.М. Глуховой. - Коломна: КГПИ, 2002.-С. 172-173.
7. Яковлюк С.М. Образовательно-воспитательные функции фольклора // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Отв. ред. В.П. Савинкин. - Коломна: КГПИ, 2002. - Вып. 1. - С.69-71.
8. Яковлюк С.М. Философско-педагогический аспект формирования духовности учителя // Педагогическое образование в третьем тысячелетии: истоки, тенденции, перспективы / Под ред. З.И. Равкина. - М., 2002. - С. 104116.
9. Яковлюк С.М. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в духовно-нравственной сфере // Формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере (конец XIX - XX вв.). -М.: ИТОП РАО, 2002. - С.182-185.
Ю.Яковлюк С.М. Искусство как наиболее совершенная и полная форма выражения духовности // Сборник научных статей аспирантов и соискателей /Отв. ред. В.П. Савинкин. - Коломна: КГПИ, 2003. - Вып. 2. - С.62-65.
Отпечатано в ГУП МО «Коломенская типография». Т, 120. 3. 3395-04.
РНБ Русский фонд
2007-4 18429
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Яковлюк, Светлана Михайловна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА.
1.1. Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
1.2. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.
1.3. Психолого-педагогические аспекты процесса формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА (на примере уроков музыки).
2.1. Характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке.
2.2. Технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки.
2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы в исследуемом направлении.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора"
Перемены, происходящие в России в конце XX - начале XXI вв., оказали влияние не только на социально-экономические преобразования в стране, но и сказались на духовно-нравственном облике общества. В то время как отечественная культура предоставляет каждому человеку возможность выбора лучших духовно-нравственных приоритетов в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и условиями жизни, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о деформации духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе. Молодое поколение XXI века в большинстве своем не рассматривает культуру и образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Это ставит будущее российского общества перед угрозой деградации, связанной с потерей таких человеческих качеств, как: душевность, сердечность, отзывчивость, справедливость, уважение и внимание к близким, порядочность, благородство, любовь к природе и т.п.
Духовное возрождение России непременно требует восстановления традиционной многонациональной отечественной культуры, которая на протяжении многих веков отражала духовно-нравственные ценности: Истину, Добро и Красоту. Духовность - это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому проблема духовного формирования и развития личности приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Отсюда важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.1
Главная роль в этом процессе отводится начальной школе, которая открывает систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Цель школы - духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности. Поэтому одно из условий сохранения и освоения русской традиции, формирования национального самосознания подрастающего поколения - ориентация школы на нравственные и эстетические ценности фольклора - того духовного богатства, которое призвано сформировать общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку. Начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте, в котором, по мнению Л.И. Божович, происходит формирование социального «Я», внутренней позиции ребенка, его самосознания.
Процесс обучения народному искусству связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных музыкально-шумовых инструментах и прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность и позволяет придать всей системе обучения и воспитания целостное мировосприятие и мироощущение. Фольклор, являясь фактором эстетического воздействия на духовную сферу личности младших школьников, приобщает их к тайнам и глубинам произведения, созданного народом, обогащает их духовно-нравственную жизнь, способствует воспитанию у детей чувства радости, любви и интереса к народной мудрости, дает возможность познать
1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Дидакт.
2002.-№3-4.-С. 12. действительность, исторические и национальные особенности культуры: традиции, обычаи, обряды.
Содержание большинства фольклорных произведений пронизывают идеи добра, справедливости, уважения к человеку, любви к природе, искусству, которые являются идейно-нравственными и эстетическими ценностями, составляющими основы духовности.
Согласуя свое понимание ценностей с трактовкой отечественного философа С.Ф. Анисимова1, мы рассматриваем их как «положительное значение данного предмета или его свойства (фольклор, его жанры. - С .Я.) для конкретного субъекта деятельности (учащиеся. - С.Я.) с точки зрения того, насколько этот предмет способен удовлетворить определенную потребность» -воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить «по законам красоты». Эстетические ценности фольклора нацелены на обеспечение активности эстетического восприятия учащихся, их творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также на формирование духовных потребностей.
Русские народные песни, баллады, былины, как источники познания исторического пути народа, представляют собой летопись России, которая необходима младшим школьникам для изучения истории родной земли, ее культуры и ее красоты.
Загадки, скороговорки, потешки развивают у детей образное мышление и память, обогащают их сознание духовно-эстетическими представлениями о предметах и явлениях действительности, воспитывают художественный вкус, учат познавать многогранный мир, природу, человека и себя. Поэтому эстетические ценности фольклора актуализируют ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность сконцентрировать в каждом ученике лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие,
1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1998. - С.40. целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих.
Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников.
Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых - этнографов, фольклористов, искусствоведов: В.П. Аникина, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, Н.П. Колпаковой, Н.И. Костомарова, Н. Котикова, JLA. Кулаковского, В.Я. Проппа, А.В. Рудневой, И. Снегирева и др.
Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали также научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: A.JI. Андреева, В.П. Аникина, К.С. Давлетова, В.Д. Диденко, Ю.М. Лотмана, М. Мид, В.Ф. Одоевского, И.С. Чернявской, В.М. Щурова, А.В. Юдина и др.
Взгляды известных русских писателей, историков на фольклор как ценнейшую основу русской культуры сыграли важную роль в определении теоретической позиции диссертанта (A.M. Горький, Л. А. Кулаковский, М.В. Ломоносов, С.И. Миропольский, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой и др.).
Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды видных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Коваль, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.Я. Проппа, С.Л. Рубинштейна, С.В. Рождественской, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Однако при изучении эстетических ценностей фольклора мало использовался их образовательно-воспитательный потенциал, при отборе содержания фольклорного материала недостаточно глубоко продумана последовательность и системность его применения, не в полной мере реализована методика формирования духовно-нравственных понятий и эстетических вкусов младших школьников. Более того, ни одна из существующих программ по музыке не ставит себе главной целью формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
Актуальность исследования, недостаточная разработанность изучаемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили тему диссертации:
Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора».
Рассмотрение проблемы формирования основ духовности младших школьников обусловлено противоречиями:
- между потребностью теории в знаниях о процессе духовного становления личности на всех возрастных этапах и недостатком теоретических и практических разработок сущности и особенностей этого процесса применительно к младшим школьникам;
- между образовательно-воспитательным потенциалом эстетических ценностей фольклора в духовном становлении младших школьников и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Объект исследования - духовная сфера личности младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования основ духовности младших школьников в процессе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Гипотеза исследования: формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора будет происходить более успешно, если:
- духовность определена в качестве важнейшего ценностного приоритета, пронизывающего все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности младшего школьника;
- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора;
- используются педагогические технологии, определяемые программой, содержащей систему знаний о традициях русского народа с учетом психологических особенностей ребенка при его эмоциональном восприятии окружающего мира;
- педагогом осуществляется специальный отбор фольклорных произведений, содержащих эстетические ценности, которые стимулируют духовное становление школьника;
- совместная деятельность педагога и младших школьников основывается на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать сущность понятий «духовность» и «основы духовности» в контексте темы исследования.
2. Раскрыть образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора и условия его реализации в процессе формирования основ духовности младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу «Мир фольклора», нацеленную на формирование основ духовности младших школьников на материале уроков музыки.
4. Проанализировать соответствие практических возможностей фольклора (на уроках музыки) и возрастных особенностей младших школьников в процессе их духовного развития.
5. Определить критерии сформированности основ духовности у младших школьников.
6. Опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников.
Методологические основы исследования составили положения: о единстве материального и духовного в становлении человека, отдельные стороны которого изучали Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, М.С. Каган, С.Н. Касаткина, Л.В. Никандрова, А.К. У ледов, В.Г. Федотова, П. А. Флоренский,
A.И. Фортова, К.Э. Циолковский, К. Ясперс и др.; о деятельностном подходе к процессу воспитания и социализации личности (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина, В.А. Пономаренко, Е.М. Рыбинский,
B.Г. Рындак, В.Л. Шкуратов, Н.Е. Щуркова); о теоретико-методологических основах формирования духовности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Андрусенко, Л.П. Буева, Т.Н. Власова, И.Н. Ефимова, В.А. Караковский, Б.М. Неменский, З.И. Равкин, И.С. Чернявская, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова).
При изучении сущности традиционного народного творчества, его роли в жизни современного общества автор опирался на труды Ю.П. Азарова, Э.А. Баллера, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, Т.Н. Власовой, Г.П. Выжлецова, И.Н. Ефимова, И.И. Земцовского, И.А. Ильина, Н.П. Колпаковой и др.
Теоретической основой для обоснования оптимальных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания в области педагогики и психологии явились исследования Ю.П. Азарова, Н.Л. Арининой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева, П.Н. Лукьянова и др.
Работы Б.В. Асафьева, П.Г. Богатырева, В.А. Василенко, Н.А. Ветлугиной, В.М. Григорьева, К.С. Давлетова, С.Г. Лазутина, Е.М. Орловой,
Ф.А. Рубцова и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных способностей личности определили направление исследования.
Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры, в частности, В.П. Аникина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Д. Михайловой, JI.JI. Куприяновой, М.Н. Мельникова, И.А. Панкеева, А.В. Рудневой, Н.А. Терентьева, В.М. Щурова и др.
В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, исторической и публицистической литературы по проблеме исследования; метод теоретического моделирования; эмпирические: диагностические (музыкальное тестирование, анализ результатов исполнительской деятельности учащихся, беседы с учениками, сопоставительный анализ творческих работ младших школьников на разных этапах формирования основ духовности), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа состояла из подготовительного, констатирующего, формирующего, контрольного, аналитического этапов, включающих в себя педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговый замеры, фиксацию усвоения музыкального материала, его соответствия возрастным особенностям восприятия детей, анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы понятия «духовность», «основы духовности» в аспекте исследуемой проблемы;
- выявлен и систематизирован образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, способствующий эффективному формированию основ духовности младших школьников;
- разработана целевая программа по музыке «Мир фольклора» для начальных классов и соответствующие педагогические технологии в контексте проблемы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в систематизации и структурировании научных знаний, раскрывающих сущностные характеристики духовности, основ духовности; в обосновании педагогических условий реализации образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в процессе формирования основ духовности; в характеристике критериального подхода, раскрывающего специфику параметров и показателей сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора; в возможности дальнейшей разработки полученных знаний о содержании основ духовности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических технологий и целевой экспериментальной программы по музыке «Мир фольклора», которая может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы и в сфере дополнительного образования.
Результаты и выводы исследования могут быть полезными:
- в решении практических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
- в формировании у учащихся соответствующих личностных, духовно-нравственных, музыкально-просветительских качеств в контексте современной социокультурной ситуации;
- в качестве дополнений в теорию эстетического воспитания при написании учебников и пособий по общей педагогике и для обогащения существующих изданий новым материалом.
Материалы исследования могут быть востребованы при подготовке учителей музыки, воспитателей, руководителей фольклорных кружков, при разработке факультатива «Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора», при проведении фольклорных праздников.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологических и теоретических основ; формулировались тема, проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; апробировалась программа формирования основ духовности младших школьников «Мир фольклора»; проводился подготовительный и констатирующий этапы опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2000-2002гг.) был связан с определением критериев сформированности основ духовности младшего школьного возраста; организацией и проведением формирующего этапа опытно-экспериментальной работы на основе внедрения в учебный процесс специально разработанной программы, максимально способствующей формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
На третьем этапе (2002-2004гг.) осуществлялись систематизация и обобщение материалов проведенной опытно-экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов -записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора - были сформулированы выводы диссертационного исследования, а также оформлялись результаты работы.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются разнообразием привлеченных историко-философских, педагогических, психологических, искусствоведческих, методических работ; применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; обращением к учебным программам по музыке.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по реализации эстетических ценностей фольклора в муниципальных образовательных учреждениях -средних общеобразовательных школах №№17, 18 г. Коломны Московской обл., в муниципальном музыкально-педагогическом колледже, в Доме культуры им. С.М. Кирова; в процессе обсуждений актуальных проблем образования на кафедре педагогики Коломенского государственного педагогического института; в выступлениях на научно-практических конференциях и в соответствующих публикациях (Москва, 2001, 2002; Брянск, 2001; Коломна, 2001, 2002, 2003; Йошкар-Ола, 2002).
В Коломенском государственном педагогическом институте материалы диссертации используются в учебном процессе музыкально-литературного факультета при изучении таких предметов, как: «Методика музыкального обучения», «Музыкально-педагогические практикумы», а также при освоении соответствующего проблеме исследования факультатива и написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность как интегративное качество внутреннего мира личности представляет собой гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивное отношение субъекта к миру, искусству, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности составляет совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена (духовности), формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих младших школьников к соответствующим формам поведения и деятельности.
2. Средством формирования основ духовности младших школьников выступает образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.
3. Инновационные педагогические технологии формирования основ духовности младших школьников включают в себя совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности по освоению эстетических ценностей фольклора.
4. Критерии сформированности основ духовности младших школьников, в качестве которых выступают когнитивный, этический и эстетический показатели, свидетельствуют о появлении новообразований в структуре личности младших школьников.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе II. Проанализировав существующие программы по музыке, мы убедились в необходимости использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки с целью формирования основ духовности младших школьников. Разработанные технологии по применению эстетических ценностей фольклора в опытно-экспериментальной работе на уроках музыки оказались эффективными в процессе формирования основ духовности младших школьников. При этом в ходе опытно-экспериментальной работы выявились средний и низкий уровни сформированности основ духовности учащихся, которые объясняются рядом взаимосвязанных причин: особенностями физического развития детей (частые пропуски занятий по состоянию здоровья); индивидуальной восприимчивостью используемого учебного материала (не все ученики легко и быстро воспринимают фольклорный материал); отсутствием музыкальных задатков у отдельных учащихся (слух, ритм, музыкальная память, голосовые возможности); отсутствием поддержки со стороны родителей; пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении (отсутствие такового мешало адекватному восприятию изучаемого материала).
Перечисленные причины не позволили в опытно-экспериментальной работе достичь высоких результатов у всех школьников экспериментального класса.
Заключение
1. Проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в обучении младших школьников, несомненно, является актуальной в педагогической теории и практике образования. В современной школе обучение - это не только средство получения образования, но также и значимый фактор в развитии духовно-нравственной сферы личности школьника.
Теоретический анализ проблемы показал, что, несмотря на разнообразие трактовок понятий «духовность» и «основы духовности» в философских, психологических и педагогических исследованиях, есть ряд важных аспектов, которые оказались вне пределов изученности в педагогической науке. В частности, менее «признанной» и малоизученной оказалась проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в младшем школьном возрасте. Она нуждается в более пристальном внимании прежде всего потому, что сегодня первоочередная задача школы -это гуманизация образования, эстетизация жизни ребенка и обеспечение приоритета общечеловеческих и национальных культурных ценностей. Это и предполагает установление духовной связи между учителем - творцом и учеником, а также гуманного педагогического воздействия на процесс формирования и развития духовно-эстетического потенциала школьников.
2. В рамках осуществленного исследования было определено, что духовность - это интегративное качество внутреннего мира личности, отражающего гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивно-действенное отношение субъекта к миру, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности - это совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена, формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих детей к соответствующим формам поведения и деятельности.
Содержательно значимая совокупность различных жанров фольклора (прибаутки, поговорки, пословицы, песни, загадки и др.), их устность, вариативность и синкретизм проявления, органичное соотношение в них коллективности и индивидуальности, позволившая сформировать в каждом ученике лучшие человеческие качества: человеколюбие, честность, трудолюбие, стремление к красоте, целеустремленность и т.п., определена нами как эстетические ценности фольклора. Аксиологическая и культурологическая значимость эстетических ценностей фольклора проявляется, соответственно, в том, что через чувственные переживания высоко духовного порядка они способствует вхождению младших школьников в многонациональную культуру, гуманизируют различные виды общественных отношений, делая их более добрыми, отзывчивыми, чуткими.
3. В качестве основной концептуальной предпосылки выступает обоснование богатого образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора. В результате исследования установлено, что фольклор является ценным дидактическим материалом в духовно-нравственном воспитании школьников, образовательно-воспитательные возможности которого заключаются: в их доступности для младших школьников; в том, что знакомство младших школьников с фольклором ведет к их эмоциональному раскрепощению и психическому оздоровлению; в развитии художественного, ассоциативного мышления детей благодаря своей образности; в приобщении к подлинным духовно-эстетическим ценностям, легко воспринимаемым через музыкально-традиционную форму; в проявлении напевности, ритмичности, танцевальности, поэтичности и других признаков фольклора, позволяющих использовать его в качестве независимого средства нравственно-эстетического развития младшего школьника; в исполнении детьми фольклорных произведений, связанных с полезным терапевтическим эффектом, способствующему общему физическому развитию, укреплению деятельности органов дыхания и развитию речевого аппарата.
4. Подробное изучение образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в рамках осуществленного исследования позволило обнаружить, что при его целенаправленном применении можно значительно активизировать и обогатить процесс формирования основ духовности младших школьников за счет использования программы «Мир фольклора» и соответствующих разнообразных инновационных технологий.
Вместе с тем, исследование состояния проблемы на практике показало, что ни в опыте учителей школ, ни в существующих учебных программах богатый образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора как эффективное средство формирования основ духовности младших школьников в должной мере не используется. Поставленная задача разработки научно-методического обеспечения процесса формирования основ духовности младших школьников с использованием эстетических ценностей фольклора была реализована в диссертационном исследовании автора.
В проведенной опытно-экспериментальной работе было выявлено специфическое влияние содержания программы «Мир фольклора» на материале уроков музыки на активизацию эмоциональной сферы младших школьников, развитие их образного мышления и памяти, обогащение сознания эстетическими и нравственными представлениями о предметах и явлениях, повышение уровня самооценки и развитие коммуникативных качеств.
Разработанные автором инновационные педагогические технологии, направленные на формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора (технология реализации творческих ситуаций, технология создания специальных духовноэстетических ситуаций, технология организации духовно-творческой деятельности, технология стимулирования интереса к эстетическим ценностям фольклора) ускорили процесс формирования основ духовности младших школьников; способствовали развитию их творческого потенциала; содействовали целостному оптимистическому мироощущению младших школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, поэзии и прозы, играх и обрядах, в музыке, природе; обеспечили знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в младшем школьном возрасте; привили бережное отношение к культурным традициям народа.
Пластообразная форма организации образовательно-воспитательного процесса и опора на собственную активность ученика в постижении смысла окружающего мира создали условия для формирования в каждом школьнике активного отношения к красоте в искусстве и развития лучших человеческих качеств, таких как: человеколюбие, любовь к родной культуре и народным традициям.
5. Углубляя понимание поставленной исследовательской задачи, мы пришли к выводу о том, что формирование основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора особенно важно в младшем школьном возрасте, так как на этом этапе возрастного становления личности ярко представлено образное восприятие окружающего мира, усилена эмоциональная основа познания окружающей действительности, получаемые новые знания, умения, навыки, создают фундаментальную основу для своего последующего обучения и воспитания. В процессе учебной деятельности формируются и черты характера ребенка: организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, которые в дальнейшем становятся ценными чертами духовно-нравственной личности. Следует особенно подчеркнуть, что в младшем школьном возрасте формируются моральные качества личности: любовь к родине, чувства долга и чести, восхищение мужеством героев народного эпоса, а также личностное качество - сопереживание. Поэтому формирование основ духовности младших школьников не только оправдано, но и необходимо.
6. В процессе исследования на основе структуры духовности Л.П. Буевой определены критерии сформированности основ духовности младших школьников:
1. Когнитивный, показателями которого являются:
- информационно-знаниевый: наличие у них определенного объема знаний в области фольклора;
- эмоционально-волевой: сформированность у младших школьников навыка обобщения, проявляющегося в выделении главного в фольклорных произведениях;
- деятельностно-поведенческий: умение определять средства музыкальной выразительности фольклора.
2. Этический, который можно охарактеризовать следующими показателями:
- информационно-знаниевый: наличие представлений о нравственных качествах личности; о добре и зле; о плохом и хорошем в жизни;
- эмоционально-волевой: проявление у них альтруистической ориентации;
- деятельностно-поведенческий: умение младшими школьниками оценивать нравственные стороны героев фольклорных произведений и их поступков с помощью категорий морали.
3. Эстетический, показателями данного критерия являются:
- информационно-знаниевый: наличие представлений о прекрасном и безобразном в жизни, в природе, искусстве;
- эмоционально-волевой: активность самовыражения в художественно-эстетической деятельности;
- деятельностно-поведенческий: желание сотворения добра, проявления бескорыстия при взаимодействии с людьми после знакомства с народным искусством.
В результате исследования автор делает вывод, что совокупность перечисленных критериев и их показателей характеризует информированность младших школьников о духовном мире человека и общества, выявляет сформированность соответствующих понятий, наличие духовно-нравственных норм поведения и проявления отношений учеников к людям, окружающему миру и к себе, определяет их опыт творческой деятельности по освоению и созданию духовно-культурной сферы.
Таким образом, формирование основ духовности должно охватывать все сферы личности младших школьников: интеллектуальную, в которой он получает знание о духовно-нравственной основе культуры; морально-этическую, где формируется его ценностное отношение к себе, к другим людям, природе; деятельностную, предполагающую овладение основными способами и приемами поведения в социуме в соответствии с основами духовности.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальном классе увеличилось количество детей с эмоционально-ценностным отношением к природе, повысилась познавательная активность младших школьников, заметен существенный рост показателей сформированности избирательного отношения к эстетическим ценностям фольклора. Результаты исследования уровней сформированности основ духовности младших школьников подтвердили целесообразность использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Опытно-экспериментальная работа по реализации эстетических ценностей фольклора в образовательном процессе подтвердила правильность выдвинутой гипотезы и позволила определить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников:
- духовность признана важнейшим ценностным приоритетом, пронизывающим все стороны образовательного процесса по формированию и развитию всех сфер (интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой) личности младшего школьника;
- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, с помощью которого педагог осуществляет специальный отбор фольклорных произведений, стимулирующих духовное становление школьника;
- использована специальная программа по музыке, содержащая систему знаний о традициях русского народа и соответствующие инновационные педагогические технологии с учетом эмоционально-психологических особенностей развития ребенка;
- совместная деятельность педагога и младших школьников основана на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.
Исследование показало, что у детей младшего школьного возраста при целенаправленном использовании эстетических ценностей фольклора достаточно быстро повышается уровень духовного развития. Динамика показателей сформированности основ духовности младших школьников явилась своеобразным индикатором эффективности педагогических усилий по их формированию.
8. В целом, поставленные в соответствии с объектом, предметом и целью задачи исследования решены, гипотеза подтверждена и доказана. Также намечены основные перспективные направления решения выделенных в диссертации противоречий, требующих дальнейшего изучения таких вопросов, как: - связь педагогической работы на уроке и во внеурочное время по формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора; формирование духовности подростков средствами эстетических ценностей фольклора.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Яковлюк, Светлана Михайловна, Москва
1. Аболина Т.Г., Миропольская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. -Киев: Рад. школа, 1987. 177 с.
2. Азадовский М. История русской фольклористики / Под ред. Э.В. Померанцевой. М.: Учпедгиз, 1963. - 363с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 488 с.
4. Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания: Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.-376 с.
5. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора) : Автореф. дис. к. п. н. М., 1997. - 16 с.
6. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 120 с.
7. Алиев Ю.Б. Программа по предмету «Музыка». М.: Просвещение, 1993. - 44 с.
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.
9. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255с.
10. Андрусенко В.А. Формирование духовности: Пособие для учителей, педагогов дошкольного образования, студентов. Оренбург: Изд-во ОГУ. 1997.-68 с.
11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998.-253с.
12. Аникин В.П. Детский фольклор. JL: Просвещение, 1983. - 250 с.13