автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки к осуществлению внеклассных форм работы в общеобразовательной школе
- Автор научной работы
- Штурмина, Людмила Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки к осуществлению внеклассных форм работы в общеобразовательной школе"
МОСКОВСКИ*; ГСЯУДАРоШИШк ЗАОЧШЙ хОВАГОШЕСКИЙ К. ОЖГУТ ШоУРМИНА. Двдмгла Владимировна
формирований 1ж>ж;сш1ш1ыо-шдах)шесш. умений
гагш. музиси к осущпмшш внеклассных форм работы
3 овсзобразозатмьной школе
13.00.01 - Теория и история педагогики
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
■Москва 1992 г.
.юсковшй государственны;! заочньй лщагошеский институт
ШШйИНА Людмила Владимировна
формирования пткоюшимо-пшгошчЕских умений учителя ЫУЗШМ к осуществлений внекдассних ФОРМ РАБОТЫ 3 общеобразовательной ШКОЛЕ
13.00.01 - Теория и история педагогики
автореферат
диссертация на соискшше ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1992 г.
Работа выполнена в Московской государственном заочнсу педагогическом института.
Научнь^ руководитель ~ доктор педагогических наук, профессор Л.Г.Арчаянихова
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор С.В.Мягченков
„кандидат педагогических наук, доцонт Е.А.ДуОровская
Ведущая организация - Московский педагогический государстазн-1Шй университет <ш. В.И.Дешгаа.
Защита состоится 92 года в 14.00
на заседании спецнализировашюг/ совета К Л13.25.02 при Московском государственном заочном педагогическом институте по адресу: 109004, Москва, ул. Верхняя ?ада:ввская, 1С 18.
С диссертаций можно ознакоетться в библиотеке ¿.'исковского государственного заочного педагогического института.
Автореферат рззослш 1992 г.
Учеаш! сокготааь 'Ч'' ^''^/'''' /''1''
:ас-цизлаш:рова;шого совета. ✓ у Дярмодехина В.Н.
X , ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРОЕИШ ЖСЩОВАНШ
Актуальность темы исследования. Важнейшей задачоЗ перестройки народного образования является усиление внимания к проблемам зстотзчес '.ого воспитания.
Одним из вшшеаших направленна астатическою воспитания являемся музыкальное, требу.хцее всестороннего развития творческих способностей. Оно способствует осмыслении знаний, расширяет кругозор обучающим", формирует их музыкальный и эстетический вкус. Так постепенно происходит становление человека. подготовленного к труду для общества, понимавшего и любящего искусство.
Интенсификация учебного процесса на современном „тапо развития общеобразовательной иколн значительно повышает и его роль, явдящэгооя частью сбвдэстетвческа о воспитания.
Совершенствование системы образования вадвлгает задачу уяуч-пения процессаподготовки учительских ..адров. Перед ВУЗами страны стоят зэтныа вопросы повышени;. качества препод ашг'ля, уешышя учебно-воегштатзльаой и научно-методической работы, более совэр-ешкной-оргэкизыия в содержания педагогической практики, особого внимания к вооружению студентов ые^одикоЗ непитательной работы. Результатом такой подготовки должен стать высекокваяифицирован-вн$, специалист для. общеобразовательной школы, способный компетентно, творч^ш решать важные вопроси в области музыкально-эстетичв^кого воошташш учащихся. Наряду с зрокоы »*уоыкя больше возможности предоставляются учителю в сфере внеклассной работы, потенция которой но всегда яспигьзуеття учителем. Ее различные формы способствуют осуществлена» поставленных задач а деде воспитания, ъас как в кастскщс вреыя внекдассная тила нагл-ется полноправной частьв единого учебно-воспитатедьв.го процесса а общеобразовательной школе.
В программа "Музыка*, разработанной коллективом сотрудников НИИ школ под руководством академика АНН СССР, доктора искусствоведения Д.Б.Кабалевского, отмечен ыногошшовна характер деятель' вости учителя, что т[ эбует особого цодхода к подготовке ь ВУЗе. За время обучения у студентов форииругтгся как обцао профео свональдо-пе эгогкческио уыения (Ю.К.БабанскиЗ, Ы.А.Даяилов, В.А.Сластеязн, М.Н.Скаткта, Л.В.Еаюсов, И.Я.Лернер/, так и различные группы специфических умений: осуществлять развитие ъос-.
приятия у дольников (0.А.Апраксина, З.Б.АОдалтшн, Н.Л.Гродзен-"кая, И.Н.Илцкая), 'троводить разнообразную муэнкально-ясполяи-тольскуь деятельность (Ел. .Карпова, А.Г.Менабени, И.И.Немнккпа, И..В.Соколова, и.'Л.Пустопит, Т.А.Острима и др.), упра&тять музыка тьно:! деятельностью пкольникоз (К.П.Матвеева),резать задачи комплексного подхода :с музыкальному разш:.гж и интеллектуализация процесса музыхсального обучения в целом УМ'.Арчакннклва, 2 .¡.¡..¿ишш) л др. Аизллз оя&чиально-' литературы показывает, что вопроси подготовки учителя к шеклаесноЗ музыкальной дсятвл'но-сти остгптсл пока недостаточно разработанный», хотя о-ш каши ' частичное ос::сэднио в обцзЗ педагогической литературе в гн или ппнх аспектах. Так; разрюйотаиа оргапнзацискно-педагогическне оскооа ра.чот'1 кал лроалряного дня- 'полного рабочего) (Э.Г.Кос-т/пшш, и.О.^Сутьела, 0.И.Сокольникова, Н.П.Си'соана;, сделала по-гапча ¡¿яагть ярс&егдг •■••ормир.ога:щя умений учителя муллш в процессе учебно-поскнтательной практики з кассле (Л.А.Исаева). Сосре-ыештя нрактлка !.:угшка;и>ного обучения пчельников гвдшгаст перед учителем «узыки задат::!: "взять на ск-йя" но только ¿ункци«. музы-калы го оорэзоьгишя, но и идеЗно-нравственное руководство всем И].оцс.-ссо:.< музикаль.чо-зстотического иоепктшшя в школе.
!,!узн:-:алы;ое роеингзшю всех ум.дася через ос^ооЗразователь--нуи -¿лоту лрнзач.чо С!:ос00СТ20ЕЛ':л го.'шлен::>.- уропкя массового му-зш'-альио-эстссячосг.сго разыглш мсолышкон. Задача эта не г.о'шт сцть релот ■.•олько за счзт урока музнки, 1фоводз!.'ого один- раз ,в кедо-'ц/. Более глубок ¡у изучении икольноЗ программы "Музыка" должна г-поеобст.ъоы1ть ¡гяс:*-ласснля работа. 3 более свободной (но уроч-жк) ':01.ме знеклассние занятия дшл' возможность направлять духов; э.чзит«'.1, [юрироин-л сояауозъиоо и эмоциональное огноешшо к муякке, а тшке раэы!2х« потрооиосхь к сауостоятеишюму творчеству, я>>«:ос.Ч4дау ргдость ;! удовлетворено детям. По мнонша ве-дуадх «говегсхях псдагогов-м$-!Шс.<,!тоз (0.\.Дт.аксш)й, .Т.Л.Еерен-£ол:а, П.А..'5от.1у:п!;ол, Д.о.^лбаловского, В.Н.Цацкон) внеклассная рис'огз дос\*а учикзатъ » чадачя эстетического воспитания, о'Ъс;;сьин;а:ы л и.голько:! крегршздо. 5з ышлгассиоЯ работе закреп-л/н-.тся зка-С-'я,. соооккоястаув; си углеигя и паянки, полученные на ..•ро::е, и:тосс" сгиуя сек сшиг! рквддедош ролкоязюстс* образования л тск-к-нгл. пД'Л!7пм.;т1 шеи деятельности: хорсвоо пение, лек-лк^-коьдоргн ел'угалие-лос::р:'лт;;е и/яяяв), агра на простых инстру-гон. и>срод¿«{'огашгоз дгч'уенн? иод кузику, Ь результате з
процессе уроков в внеклассных лзероприятин достигается решение единых задач: формируется мировоззрение, воспитываются.нраяст-ветше качества, вырабатывается потребность познавать окружающий мир, развиваются музыкальные «лгособности. Исходя из вышес:л-занного, :мбор темы исследования продедавж:лс>; актуальным в • связи с недостаточной разработанностью чанной „роблекы, отсутствием методических рееомевдщий в подготовке учителя музыки в осуществлению внеклассной деятельности в школа.
Объект иссле; ж<шия - деятельность студентов музыкально-педагогических факультетов.
Предмет исследования - процесс формирования у студентов умений осуществлять внеклассную работу по музыкально-эстетическому воепптакии ккслышков. Исследование проводилось на базе музыкально-педагогического фзкультс.а МГЗЗШ мри подготовке студентов к педагогической практике и в ходе ее проведения, поскольку именно педагогическая практика является основой, на которой проверяется готовность студентов .¿.профессиональной .геятельносги в школе. ; ■.
. Цель исследования - обоснование и разработка путей и'средств, способствующих овладению профессиональными умениями для. элективной организации внеклапной воспитательной работы. •
•ЛТаучно-теоретипескоЗ бчзой исследования я&>шется пелхолого-падагоги .еская концепция о необходимости овладения студентами специфически}.® компонентами педагогической дестельнготи, а именно: "коммуникативной системой общения" (В.А.Кан-Кшшк, А.Н.Ле-онтьев,.'Н.Д.Никандров и др.), метода, нрэгчшя проблемных ситуаций (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Й.Я.Лернер, К.И.Махмутов и др.] через разработанный в теории и прс :тике комплекс дидаг г .ескшс упражнений, деловых игр и приемов педагогической импровизации, моделирующих деятельность учителя (3.1 .&_гвязинскя£. И.Д.Левитов Г.А.Засобяна, М.С,Николаева, М.Л.Сфумкан). Опирались ш тагг.е на основные ~олож :ия теории формирования профессиональных кач^отв (Э.А.Гришин, Н.В.Кузшвна, З.А.Сластенин, Л.О .Спирин '•др.); психологии музыкальных с ;особностей (Н.А.Гарбуог., В.К...5ясищев, Е.В.Назайкинсккй, Б.Ы.Теплов, Д.Б.Элькоюш); теории и методики эстетического в.оспитания Д.Я.йзсъ,' Н.И.Киященко, Е.Т.Лихачев, В.А.Разумный-, В.Н.Шацкая" • музыкальной педагогики ^.З.Асзфьпв, Л.Т.Арчалсникова, О.А.А^аксина, Л.А.Барекбойм, К.А.Ве™лугина, .
Д.Г.Кабалевский, Г.ы.Цыпян).
Б качество раб; юл гипотозы ::э:.и выдвигается следущие' прод-полсхлега»»: Лормпрозанио готовности ^втоля >: ол^тг.сстодоииЕ вис— г-зассноЯ работы в пг.оло предполагает наличие в об;цей структуре про^оссиопальных умений. 5тот процесс Улшболоо эЭДвктивон при условли Э!~-&чаш в учебмй процесс специально разработанной котодики. Такая методика будет полноценной, если в период под. л'озкл и проаедеш.'я пед.ггогичэскоЯ практики систематически осуществлять доятслыюстшхй подход и рассматривать комплалсннг ла-боратор .'.¿е з"чятля, как актязну?) форму в целостном процессе подготовки . •
Дчя достижения" постазяекпеЯ цеян необходимо было решяь ряд задач:
Г. Дать теоретическое обоснование путей решения проблемы внеклассной музыкально-эстетической работы в аспекто- подготовки учителя музыки.
2. Определить содержание навыков и умений учителя, связанных " с осуществлением внеклассных Форм работы по музыкальчо-эстетиче-йком; воспитании.
3. Обосновать комплекс средств и методов по Формированию названных умений.
4. Экспериментально проверить эффективность прс/уштаемой метода ки.
В ходе исследования использовались следутадае методы: изучение и анализ литерат.ры и учебно-методическо* документации по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта подготовки учи-тйлеЛ к внеклассной работе;,педагогическое наблюдение за процессом подготовка студентов к педагогической практике и деятельностью учитатей (прямоо, косвенное,' самонаблюдение, самооценка); анкетирование, интервьшровадие, беседы, поперечные срезы; метод экспертных оценок, недолгую,эанге, ивсаларовадия; анализ твор-чос«о2 деятельности студентов, проТяссиографпчсскпй анализ; педагогический эксперимент иэдястатирующай я ФормярувдиЛ).
Паучятя новизна исслс-довения состоит презде всего в том, что проблема Яоротровштя профессионально-педагогических умеш!й учите тя музыки к осуществление внеклассных ¿юры работы, в общеобразовательной ш'.оле стала предметом специального исследования.
Разработаны структура и содержалио умений во взаимосвязи со зшимяяя я клинками, отра:;'алдг:.:и готовность учителя к внеклас-
сной работе.
Разработала и научно обоснована методика формирования исследуемых умений.'Данная методика предусматривает редоние учебных задач с помощью ролевых игр а д.^чактичсских упражнений, в процессе которых студент находится в условиям его профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании соверЕекотвовсиия процесса подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов к преведеиию различит форм внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитании. Профессиографический подход используется для моделирования готовности к воспитательной работе л оигантпация реаль-пого педагогического процесса.
Прадтичесг-ая ценность состой":: в обосновании и разработке методики формирования профессиональных умений будущих учителей; оптимизации целостного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; применена разработанной методиы в работе со студентами музыкально-педагогических £а:/льтетов; орнш -тадии будущих учителей на осуществление полноценной внеклассной деятельности в школе; использова ли результатов исследования в лекционных и практических занятиях по курсу "Теория и метода;: музыкального воспитания"; на курсах повышения квалификации ЮГУ.
' На защиту выносятся ¿ледуидие полохония:
Ца; .направленную подготовку учителя музш-л к организации и проведению внеклассной работы необходимо осуществлять с учетов' значимости роли учителя музыки в де^е воспитания школьников.
Разработанная профессиограыма, основанная на знаниях, умениях, навыках, не ¡бходимых учители музыки в осуществлен*- специфического" процесса внеклассной работы.
Комплексная методика ролевых игр, дидактически упрал-ленлй, определенных приемов способствует цапенапраняенному формировала» готовности учителя музыки к осуществлению внеклассной работы по музыкально -эстетическому воспитают.
Результаты практической проверки о сфоум/роваглост!. готовности к проведению различных Форм внеклассной работы на базе их проведения в условиях г-лдагогической практики.
Апробация' и внедрение результатов исследования осуцестш"»-лись в процессе проведения экспериментальной работы на м; а.;;аль-но-цедагогнческок факультете МГЗШ' (1984-1988 гг.), руководства
- о -
педагогической практако«, при что.чин лекций г"> кур07 "Методика ••узш-.аяьного еос1шт"Лия" (раздел "Внеклассная работа"), проведении соуи j[ cj:iiz и практических занятий, проводимо: по курсу "Основы профессионального мастерства", на нпучно-практичаскщ конвенциях в период педагогической 'Лракти.:!!, выступлениях с докладам! на ежегодных научко-праит1гюс:а:х конференциях про^ессор-ско^преподаватольского состава ИГЗИ (1983, 1Ш6 гг.); на кон^.э-; чтциа "Самостоятельная работа студентов, как педагогическая проблема" МГ.ТИ им. З.И.Ленина (г..Москва, 1Э90 г.); в щ евдеоо обсукдегпя теоретических Положений и результатов исследования на кафедре пегая и методики музыкального воспитания ЦГЗЕМ и ка-'Гедре педагогики ШЗИИ,
П. СТРУКТУРА И 0СН0Ш0Е С0ДЕР2АШЩ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, бяб-.лографии, прилонений.
введении - обосновала актуальность темы исследования, предает, объект, гипотеза, определены задача, ,аскрыта научная ноэис а и практическая значимость работы.
Первая глаьа "Теоретические основы формирования процесса-окалыю-педагогичпе.'^х умений учителя музыки к проведению музы- • калмю-зстетической внеклассной работы в общеобразовательной апселе" содерккт три параграфа.
ü первом iiaparpa¡I-e "История становления и развития внемас-сноЗ музакально-эсге-чческой работы" показан., что проблема музыкального воспитания, выполняющего две функции специально эстети-ч>. икую а об'допедагогичоскув, давно являлась предметом пристального i¡''.'!!.:.'i!ií¡.4 nrocní.rnro-oí¡, подгдгогов и проша непростой историче-оклЛ путь сганоатешя. В России стаи'тловве музыкальио-эстетлчо-скою од-катадоя происходило в папряяокной борьбе. 3 7'Л1 зс:;о -К.И.Рокжоз, а v-p-is ICO .-етлг, лервод создания яаглдноЗ ккодн) рявся&даснери-демнфэгн внязегйалв шс.сь о всообчуяа овуптши и обязательней кг/гЛ!клль;ю-эс'геглчес:-:о;.; войНсвоерод-¿г.".ен;:о плучно-ледзгогическое г.оздоЛсйшо на релолло с-гал проблеях 'скача» оснсзчгл-жгшк русской яодагоппосло." jny.ur К.Д.Ужн-
В отливе с>- до:ечолц-лстпп Госолл, я*еследоъ:сес* дигеедь-яосг> учлднжл 1:0 внеурочное лре?и, соготсг.лл гузидехьвая лудого-гикя укиралэ ra o«?jys «обходило--; ьоегштднзя чекогека посрал-
- О -
ством ^зличных видов искусств, развития творческих способностей учаглдаед в трудовой тюле. Сбразцащ подлинно творчьского отношения к проблеме музыкально-эстетического воспитание в сколе слухи т теоретическая и практическал ; стельность ыцгах педагоге ■, «узыкальи' : деятелей Б.Н.Шацко;1, Е.В.Аеа^ъс: ч, '/.Л.Лворского, . Б.Г,Каратыгина, II.Л.Гродзонской, П.В.ирюсово"; .¡сиовополодпнков хоровых занятий П.П.йрон? ецкого, Н.П.Тугаршюаа, З.А.Богодуро-ва; ритмических закятиГ; 1.*,А.Гу1лор;' оркестровых - С.Бондн.
Р>ол1.щую рабогг по реализации задач музыкально-эстетического военвтшшя гроводплг клубы, содержание" рабои которых зшшмадись Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Елопсккй, В.л.Струминсгазй, Л.И./'ордалсгай. Важность а оначщ'&льность впекшссио. работы об-суадалась ца первом Всероссийском совещании но бнсиколъной ¿«¡боте б 19Ж г., гдо была определена ее I яь и место в воспитательном процессе шкота; отмечалось единство цели и задач урочной и внеурочно Л {¡орм работы, способствующих де. .эстному подхода к личности школьника. Подчеркнем,рдд пос з"оалений (1025 г.. 1УЗй г., 1948 г., 1532 г., -968 г.) способствовала формированию прочной позиции внеклассной работы в системе школьного"образования.
В послереволюционный период в шеоло про:;зожли больиие ^згле— нения: внеклассная работа становится частью единого-учьбио-вос-питательного процес:>1 школы, расширяется ео содержание, улучшается материально-техническая база, определяются Форш а методы обучения. Однако работа по музыкально-эстетическому чоспзтангаа была организовала недостаточно.
Во :ором параграфе "Подготовка у чтеля музыки к внеклассной работе как общедидактическая проблема" отмечается, что в напой стране при создании систем! подготовки будущих учителе* ма использовала прогрессивная дореволхционвая педагогига, зе богатнй опыт, а также идея по созданию систему ч /чно-педагтичоской вод-готовки учителя (В.И.Ленин, Н.К.Крупская, П.П.ЕяонскнЙ, А.Г.Ка-тешников, ".Д.У'чвнскиЗ, М.М.Рубинштейн, Д.Л.Локшн). Наряду с вдейно~воспи.атаяьной и психолого-педагогичэской подготовкой бу-дувдх учителей, одни?/ из важнейших направлений явил? ь сп^ци л>-яая подготовка к осуществлению внеклассной работы по эстетическому воспитание (В.Г.Карать ин, Б.Б.Асафьев, Л.В.Николаев, В.В.Са-фрошдкий, И.В.Нещов). реформа музыкального образо.-ииш 1322 г., проведенная Наркомпросо:.' России, способствовала созданию учобнш:
с выделяй, готовяидех преподавателей музы::.! для обпсобразователь-них аход, введению заочной Х'ор'J!l Ьбупетт в внспих л средних спо-ци.'пьных учебных заведениях, открытию ыузнкально-псдагогпческвх факультетов в педагогических вузах с грань'. Укреплялось среднее специальное звено, совершенствовалась подготовка нрофосся ааль-ша кадров. Одоа из основных функций учителя музыки определяется как руководство нравственпо-зс1отяческим образованном и воспитанием учшцихся, в равной мере происходящем как на уроке, так я в различных формах внеклассной работы.
С позиций целостного подтода к регешш проблем подготовки сгудея-гоа к осуг,с :х:ле.тю внеклассной рабти необходимо отметить, что она (.азируе^ся л<. тех ¿в дидактических принципах, что п процесс обучения. 3 оы-зв с чем да считаем, что о.мопополагакгиша приемами прл прохз. '.tSBH внеклассной работ являются пршЕЦИш научности, единства п и.иосгяости педагогического процесса, связи с г-изньы, единства требовательности и уважения к личности, учета возрастных и индивидуальных особенностей и др.
Целью музккаяьно-эстетичесг го воспитательного процесса в общеобразовательной школе, как на уроке, так и во внеклассной рабогв является ¿ормзрои.ишо под1и:шо музыкальной культуры, целостного представления о годи и .шачимости :.г/зша в гшзни общества, и вместе с тем оздадеете специатырл:и музнксивднни знаниям« и навыками.
Годно отыотить, что тсь учебно-ьоспита-хедыай процесс в шко,.о стро?~ся па основа взашодеис-лла урока п внеклассных мероприятий, kotovjo дат' воз^пп-сст;, :;римс1:ять на практике знания, гочучоякио догм« на уроке, я способстьудо развитии их интереса к искусств.., дол1>"вЛгэй познавательной актизностг.
Л третьем параграфа "Состояние теория я практика! по формированию готовности учителя музыки к гкоклсссной работе в общеобразовательно! ¡пкояо" определены основные направления .абога музыкально-педагогических Факультетов в плане подготовка! уст^еля музыки к работе в скол,".* упорядочение содс:с-шия я методов процесса обучею'ч, ссущес-тлан^е единства теоретической п практический подготовь будущего спсияаллста, выявление наиболее зфф'жтившх Форм организации эсох видоз деятельности студента з вузе.
Анализируя теоретическую и практическую подготовку учителя музыка, мы выяснила, что музыкально-педагогические факультеты на протянекии длительного врем они. салили работу без учета специфи-
1Ш рабо'дг учителя :.гузыки. Учебный птан и програшы по специальности Л 2119 ""узнкп и пение" не предусматривает целенаправленной практической подготовки студентов к организации и „сущсст-влонга внеклассной ¡^зьгкляьно-ироспе'ГВтольскоЯ доятешшети; слабая разработка проблем !• этой области но давата учители со-отвьтстнуыиа знак;:]:, умений, навыков; за па]>юд обучения студентами ыузикатьно-ведагоглческих ¿акультетов недостаточно реализуется оози<ха:о6п проведения раз/агчлпх ^орм глектасеной работы в раз.шчша возрастных аудиториях общеобразовательной ^соли. Нзучеш1е планов ряда музыкально-педагогических лакулыетоь подтверждает обще негативный моменты: отсутствие теоретического курса по подготовке студентов к проведем» внеклассной рабо-тг., минимальная практика.
Очевидно, наряду с решением ряда задач профессиональной подготовь (исполнительство, вокал, диршшрованио), углублением общетеоретических знаний и применения их на практике, иахное иес-то должна занимать психолого-педагогичсская подготовка учителя к осухдествлеш'.») внсислассиой работы. Ока вкл>; 'зот в себя полноценную реализации всех возмо?Д(остей и способностей учитагя, необходимых для ква титрированного решения педагогических задач, особенно евнзннлнх с пробло:.:аш вноктассной работы.
Наряду с теоретичосгаки, • исихолого-педагоглчйски;.ш и споци-ыыши ДЕСдиП'ТИнама г.а-.шейлз'.н компонентом учебкого иродлсеа в педагогической вузе является педагогическая практик. Проблеме организации и проьеденая иезагогичссксЯ посэлценп рабо-
ты О.А.Абдуллиной, Ф.И.Гонобслина, П.Г КузьютоЯ, Л.'!.Ппску.чова, З.А.Сластснию, Л.К.Щербакова. В них олределяюгея роль, цели, аа-дачя, содержание. Ф°Р!1' " мвзеди в щ>о&с-ссл&н&,;ы:сЯ подготовке учителя музыки. Ссосое зрение приобретает практика е селзи с овладением навыками проведения внексасской работы, которая эы-иолкяет две ссковкц* функции - сфззоватаяьнуй и аоскйтательяуя?. Комплексны;* характер педагогической практики Способствует ловыые-нк» качества освоения студентами всех екдоз прк|«ссионадьной дея-те^л-но'гти учителя.
Б этом же параграфе определены кокхретнье путч соебрасясхвэ-вашм педготовхи учителя к осуцостзд^ни.ф вне к ад с сил.'* ра£!Отк. К ним ав:ор относят: $скл«гиие теоротическей кодго-к&кв; фз«мгро«а-ние в пяассе хоролого дирЕнироаамия нааихов работы с рай ¿и "«им и
гругппмя школьников; в ¡;ллссо специального инструмента - углубленно работы гад ;'.исолыш;/ репертуаром; раса1ре;ше курса "Аран-яировка" и "-Хороведенио" за счет включешт материала по ьробле-мам детского хорового пения: введение спецкурсов, способствув-ик овладению про^есслональнну мастерством; использование чето-дйкл моделирования вдеклиссннх 1юрм работы а курсе "Педагогическое масгеротвс". Особо место. определено последовательной системе всех видов практика (прослеживание «'анализ внеклассных мероприятий, проводины* учителями музыки; конструирование лекцчи-копцерта, организация школьного хора г др.), объединенной единой ках^автенностью ч ттрэечственпостьв.
Пторая глав?. '"Луг» и кэтодн формирования профессионально-педагогических учителя иузикз по осуиоеталегаш внеклас-
сных 3»р:л работы" одоряит три параграфа.
I первом пара."'р%*е "Содержание знаний и умога?. учителя музыки, про1«есно1ча*1!чгский подход" на основе изучения состояния .теории и ¡гра. лш; подготовки учители кузики к внеклассной деятельности установлено, что эффективность системы подготсек;; определяется со оитииаль.та.: соответствие;.1.-проХессиогразяло, опрадедя-' е;/.оГ структурой л содерьтишим труда-учителя, а тав/.е ее соответствием трс-бова!шя:.! общего астатического воспитания.
При сояд^ии про$ессиогрэд?.'н ¡¡¿им битл учтены впеНбйгле аспекты деятельности учителя; а гивно-тзорческоэ пог,';гоонзе мероприятий внеклассного цикла; воспитание у ^колышков зыоцяоналъ-но-"7Встие;2юЯ с-Херы; разпитио творческих способностей; расширение кругозора у0з::ц!зсся; углубление знаний, умений, навыков, полученных на уроке и применение их на практике. Для определения готовности студента к полноденной дачтальности в школе мы обратились к прсфессиогракме, разработкой которой еде в 20-е годы занимались С.Гусев, Г.Кугепов, И.Д.Левитов, а позднее советские дидагстн Н.В.К^'зькина, Е.А.Сластешш; А.И.Щербаков. В исслодова-шгл Л.Г.Арчахникозой разработана провесовограмма и квалификационная характера си ¡аз. ;гчктеля ¡гузыки, кото^е могут слу.\ ¡;ть основой для разработки частных вопросов. -
Прь составлении профессиограм-м внеклассной деяте /ьности учителя муз„.;и* учитывали результаты названных исследований,
" I. При разработке проХессиогршл.ш мы опирались на профессиограыму Л.Г.Арчагкккозой.
обобцс'ые опыта'' ряда музыкально-педагогических факультетов; . типовую квалификационную характеристику учителя и ктючиТш'-аци-онную характеристику учителя музыки; основные требования к учи, те.'за музыки при проведении различных форм внеклассной работы; лнчшй-опит работы соискателя в общеобразовательной щколо как мсгодисгв' по организации и проведению практики.
. Опираясь на научные исследования в области построения про-фессиогралш учителя музыки, а шске применяя систсш'.нй анализ деятельности учителя при построении педагогического процесса, мы рассматривали систему подготовки студентов со стороны тех Функциональных компонентов, которые возникают яри ззан.'.юд^лсмиш учителя и ученика и направили на совераенствопаите зншш?., уиаккк, навыков игольников. Это: кокнунвг-атинныЯ, инфор.'/ационно-ориентаця-онныЛ, конструктивный и организационный, мобнсгэациоигаЯ, спецн-- йльный иузЦГЛЛЬНУЙ. ■
Знания, уминия, навыки, составляк:;ие основу внеклассной деятельности учителя; определится параметра«!, харакгоразущиыи уровень их глубины и прочности.,.
- В соответствии с задачами исслодоклзшя г.ы сконцентрировали подготовку уиитедл музыки в. аспекте 3-х фор« внег.тасонсЯ рабом ' (лекция-концеу?, хор, вгкодышй праздник). Критериями оценка сфор-шровянности лрврессионапных музыкально-педагогических зачесть бнди доЗроны: музккадько-педагоэтя^ехке и споциаиыше уиелвя по кидай деятельное;и (отбор историко-тиоре? ¡ro«кой ии;оркау'л; словесная хп]>акгеристг.ка музцкольцого нроизиедош'я л его анализ; дирижирование; иг^а на иузыкалыюм инструменте). Уроыш определялись следующими характеристика).!;«: уровень научдо-сеог'отичеекой. и"практической подготовка учителя, пскхачогичjetean подготовка к осуществлению различных форм ьаехласской pado-n», комму ии.л^ивяая нодтоговленноегь и Ы>ценаг> е лепмя, стене:» акшноаи я резупь-сдтивностм проведейш) paíovu, икторес и удорг.«7Вореяаость рабо-TOÍÍ.
Во втором параграфа "Слитно-экспериментальное исследование" излагаются задачи, стершие и метода отмне-экеп&рлмеотвльной piíSoíH со студента«», дается анализ пслученных результатов. В коде эксперимента, проводимого с 1Í8-Í г. по I9S8 г. ставились и решались следую^« аэдачп: I) ■ формирование профессиональных зкаяий, ушлай, навыков, ецредеачзедж гоюьность к разноплановой яииклас-
сгой деятельности в школе; 2) выявление некоторых аспектов формирования про^'.'СсиоБХтьной готовности студектоз к учвбко-воспита-татьному процессу вуза (специальная музыкальная подготовил, коммуникативные умения, знания конструирования легапп-кощорта и
др.).
Л соответствии с цельв и задачами исследования проводился анатаз и оценка, структура а содержания обугешш: про] ессяоналъ-но-лодагогичеекая направленность; проаналпгя.ро.зэно .[ункциокаль-ная деятельность учителя музыки; соотношение предметов псахолого-пздагогкческого и мучкатьного циклов; &|;ора приложения про^ес-сисиапяюй готовнос:.'» учитель музыки и! проведеизв вкзклассной работы; значение иузычалькО-прагтяческой деятельности в общий системе тодао'Ш-ки. .
В годе, к с следом йия проводили: нзучошш учебных л.тшюз ыуаш лыш-педаии-кчевклх факультетов; дмтельное наблгдонио за ходо.ч занятий индивидуального цикла, оюгмировашт-зпачк", умений, кпжк&в в процессе проведения занятиЛ'по курсу "Основы педагогического мастерства"; анкетировало, анализ отзывов учителей о работе студентов-практиков и доклады, студентов, сдояэчнне на хокХерввдях п- педагогической практике; собеседо- . важя с иреподавателт.'л, рабопшкаг.я народного образования; разрабо'.:« хнеклассшх мероприятий; г.'агиито^ошше запася -впо-ктгезшх нороцрплтяи; коллоквиума с учитегдад, подр-стоатеяшмя по кахоЧ ».'отодикс. . * '
Дга-лке предварительного У.оцстаги] унцего обследования, проведенного с трем.?« группами студентов ..с целью гыяа тения исходных уроь:;ей лх подготовленности' к организации и конструирование вна-одссакх мероприятий, проверялись и. корректировались, результатами, полугеглп^'л! методом анкетирования/ прямого и косвенного ла-б.'з.дслия, что аоовояило установить, и сходный уровень подготовки сту^ентов »о всех группах. • "
3;:сп^рл)МГ;!!тоу:Ь'.юе обучена' проводилось в три этапа. Па пер-2ом эуале, с цель, определения степени !;«йготоаябннос!ги студентов к лроведо.чль внеклассной работи, хц:гои гилатпроваиий'. ¿иди установлена неходшэ лолскошш по наиболее популяр.»: ой $ос ¿з - лекцяи-хокцерту. Були определены следующие утшя: конструирование ме-■ ропрйят1!я (цель, задачи, необходимый объем матера ала дет околь-ннкоп определенной возрастной группы в связи сс знаниями, полу-
- Г' -
ченкшй к« уроке); организация -привлечение к исполнительской деятельности школьников; испсушитйяьекая деятельность - инструментальное и вокальное исподнего отобранного музыкального ;.'лте-риала. .Первоначально випашенив задан' а проводилось по глеь-эцт.и.: <теоретическое конструирован.'«иероарпяиш, подоор музыкального, литературного мероприятия н др.). Б дальнейшем цри лроьидет:п икспроос-лекции студенты практически псказыьа/ш ход мероприятия с и сладившем, ыуь'л-алъша произведений. Ьта работы показала, что подготовку к проведение данного вида внеклассной деятельности необходимо начинать с формирования как сиециачышх исполштоль-ских (вокальных и инструментальных, тик и психолого-педагогнвеских (ойщше с доты«): уконий), с иомоцьи которых"студент ориентируется на определенную возрастную аудитории.
Полученные результаты, определяемые по условно выведенным уровням знаний и умения с использованием (икали Ь.Г.1к)бровой и Н.Н.Кузьмина, позволили сделать вывод о росте знаний и умений по организации и конструирование лекции-концерта, подтверждаемым коэ•Йициентоы самооценки, возросшим соответственно 02 0,73 до 0,01 (первая подгруппа); от 0,69 до 0.В4 Свторая подгруппа); от 0,33 до 0,44 (тротил подгруппа). иервыЛ этап способствовал формировании первоначальных представлений, знании, умений, навыков; стабилизации ввралонного интереса к проводишь некоторых Форы внеклассной работы; выяале!ше зависимости содержшш и объема материала в лекции-концерте от индивидуальных и возрастных особенностей школьников; рас^лрение с^ер воздействия музыка в связи с другими вздими искусства; расаиринио информационного запаса студентов; накопление и совершенствование некоторых надцкоз по всем параметра,'»! к более нал-аул ташшм результатам.
На втором этапе были воставлоны задачи; I) аогиироьшше интереса, увлеченности внеклассной доктольносты,; раесяреаяо музы-коЛьно-приктячоской деятельности в млоле; активное участие я учебной, просьитительекоЛ работе; разни тис I.:;. зц.:алыо~:;$дагоги-ческого 1шитш; дзлшгйичв интенсивное {шхкодью яро;есс;:с».аль них знсшяД, уисаиН, /¡аьиу.оъ л шш^сыв < е-зультата обу-
чения. Осноьцой нормой х*ру1Шово1 о соученик сам шб^сш яаоо^юр ние занятия. Их особенность»- явилась коиаг.лкс!»сть ссадаокая с элементами лекции •. за^азенка -¡¡¡¡¿ормиционного ьи...»сь и газвнтня интереса г. прс«\дасйО!!альной дсл^елысе;;',;; зишлм
(моделирование и разработка различных форм внеклассной работы, их показ в институте и школах); практические занятия (совершенствование полученных знаний, умений, навыков).
Такая Форма соединяла но только предметы (теорию и историю музыки, хоровадение, хоревую литературу), но и виды деятельности (слушание и анализ '7зыки, хоровое и сольное пение, игру на музыкальной инструменте, музыкально-ритмическое движение). Объединение ввдоз деятельности дало основание осуществлять доятель-ностный подход в обучении и рассматривать комплексные лабораторные занятия как активную Форму в целостной процессе профессиональной подготовки. Взбросы, решение в процессе групповых занятий в курсах "Теория и методика музыкального воспитания", "Ларк-жирование", "Хоревой класс" и др. подтворхдают дредполаадше о' том, «то кеобходшже для осуществления различных форм внеклассной работы знания, .умения, навыка могут формироваться в процесса специальной подготовки, осуществляемой в комплексе и взаимосвязи теоретических предметов и практической деятельностя, направленных на профессиональное формирование учителя музыки. Достаточно эффективный рост профессиональной готовности студентов обеспечила предложенная мэтодзка комплексного обучения.
3 ходе проведения третьего э^ала осуществлялось: определение уровня музыкально-педагогического ишше нвя на основа полученных знаний и на базе практики (степень логичности, доступности, соответствие возрасту в конструировании внеклассного мероприятия); (формирование у?.'опий и навыков исследовательского характера (использование первоисточников музыкально-педагогической литературы, библиогоафическях справочников, каталогов); совершенствование умений самостслтального анализа; усвоение специальных знаний о закономерностях развития музыкального искусства; расширение а углубление знаний и умений творческого характера и применения их в практическое деятельности. Успешность формирования Кр&^ессао-нальног 1'отовностй определялась вовлечением обучапцихей" н разные вигщ деятельности, модгарование труда, учи-т зля в различ'ах формах внекшссной раЗоти по музыкально-эстетическому воспитании школьников.
3 третьем параграфе Чфзыхсально-щрактическая деятельность студентов по формированию профессиональных з!1аний, умений, навыков'" определено место педагогической практики, как основы проверка сформировавшем профессиональных качеств учителя музыки.
£,неряод накопления и созерщокстзования практических навыке срофессаоаальноЗ деятельности студентов учитывались следухщио положения: практическая деятельность по конструирования и организации различных Еьеклассио" работы ориентирует учителя на руководство всего ыуздсальйо-зстетичеекогй процесса в ^¿оле, З.-оратаруеи его полноценную пр91>ассяоихи.иуь готовность; црактвче сксл деятельность способствует закредлекд^ теоретических знали;; умений, исшш.эа* ь зисоназвы&нх ¿ушсцпопаль.'-.ых комаононтах про-й-ессисьОлыхЛ деятельности; фор:,-.пру ет осознанное, заинтересован ноь у Солее глубокое отношение к оаадбш!; знаниями ь Д'Зо; „гу-гыкздьно-практпчэская деятельность позволяет наиболее полно за-крепмь кошукикативный компонент деятельности, особенно валшыД во и-.еклаесиок работе; црояодккзя в период практики внеклассная работа, является -уиествелнш мсяадом в дело воспитания ияольш» коь, т;ц"-.как имев? адщуи наяраилешость с подготовкой учителя к у реку; (¿оргируат личностные качества учителя музыка н соверае стзуот 1гут¡;, средсгг-а ц методы ее проводекпя (С.А.Лбдуллнна, С.К.Голебслин, К.^.Куоьлшна, А.Л.Пискунов, ¿¡.А.Сдаете чн, А.Л. Корсаков и др.).
Определяя усле организации у. г.розедонпя педагогической ■ практики по оздздегеяс-шио различных чорм внеклассной работы ш пш,:етиди слсдуидло направления: I) ооуцвегьшио ¡непрерывного, целенаправленного процесса. ^зккильно-ирадтачес^оЛ деятолыюстз в ссоизатствиз с компонента.'/.н ьрсн осей огради и постоянной информацией о ходе я уровни подготовки студентов на кагдом этапе эксперимента; 2) цр,!.челе;шо теоретик.ских знании исяхолого-педа гошчгекзх и июци&Ло:.}« дисциплин, по степыш озладенкя »ш а Э) Армирование спуостол-гольиости, творческой активности, рачьигкв аиицкагпи, совср««нстеод.и;ше про!оссиоаилышх качеств будущего учдгйдя; 4) угдубда-'аи интереса и увлеченности ь работе со аасолышкаиа чароз актуашзьх'ль знаний, у¡.¡у.;пл, налш:ов; систоь'лтичэскс-о ароодсксй различию: Зори ькокласеро.'. ра'огы о уыу.и возраста и поаготоьйсшюси: е^о/.ькиков. Ъ гтог период .бил проьодон рад хоис^льташь! по подготовке учителя, организовано пооб'иише оесе.чЫ с учиге.:л-!л, ьысхувлеция студентов с до^ада!^:, организация и проведен'«; е.- различных. Ара влекла еско. работы. Подтвердилось н^одполаюнае о необходимости создания сдсцп-^ьнсго ::урса "Организоцгя л лгетодака гнокласспо^ раосты
л общеобразовательной школ'-". Практическая деятельность на последних курсах выявила сфорглровакность оеждашх функциональных копг.онештов, подтвердив надвинутую гипотезу.
результагы опытио-эгспериментальной работы по подготовке учителя музыки к проведении внеклассной работы со вэсашшкаад позволили сделать следгмцпи выводы;
1. 1&аду того, что проблема про*ессло»йлъной подготовки учителя м/зьки к проиедекш; внеклассной работы в общеобразовательной шкате в иастояцео эре;,л встает как одна из важнеЯсих соци-альио-пидагогнческих прэбла1;. метаю говорить об острейшей наоб-ходгмояти ее й течение пятилетнего обучения путем вводе-
пая а учебтА пязи специального курса а увеличения количества часов на ее освоеназа счет курсов "Основы ьрорессиоя&льного мастерства учителя музы:;;;" а "Методика музыкального воспитания".
'¿. 3 целях сойзриенствовашт иро£асс«1оиаль«о3 аедготовкя учителей к рчеклассиой работе з общеобразовательной хямо, необходимо привзст.ч в полное соответствие программу музыкального-обучения студентов по всем вуэезскск предметам с.требованиями иколыюй сгограуш "пузика". Зто даст возможность осуществить иедагоекзада»! процесса аздготсвет, /усиливая, тем самым, профос-сиошиьио-ясдагог'-апвскуъ налршиеньоегь обучения.
3, Исходя из снацлфики ыутокзльис-зстетнческо!» энеюассноЕ ра'ста а об цсолрцэо&тьздюЗ ¡сколе, процесс Формнрдашш слопали«*; готовпоо'Л! веема своими сторонами должен быть направлен не развитие ормпг^вдюшш, конструктивных, мобилизационных л «;а?яъ.и4 аюсойяоо'гЛ, выработку музукально-педигогиче-
с.шх л сиоци^льш^х зодшЗ. уме.шЗ, навыков учителя музызш.
■¿. Ра^-матрив я активную ¡.^зигдлъко-зр-актичес.сую деятельность студентов а качестве одного из ссловинх форшруюозх "бло- . ков" з-ода^огичоскоп системы, как 'регавд.й уагеор в сформировании ародосодгилиюД подготовки буддех сисциатисюв, счдасы нузциш начать ссуцостплэнпе пчдагогачее.сол практик в БУЗе с ' курса в сочетании о регу.-ярык! учебными занятиям? . • .
I". Трсцссс Форняьэисша прсхэс-сеионатьазц готовности учителя надо строить с учетом совокупности педагогических условии (таких кап овладение дйрк/.ерскоа т-;;:никои, вокально-хороэшк иавакаш, лекторскими уновияуи а т.д.), оорацая пгастльноз Ш1-.:а постепенное усьоок^е отудепта.а ».гузнглльно-педагогичв-
скнх л.специальних ппщши, умений но всех видах деятельности г ■¿оралах занятии.
Таким образец, в результате диссертационного исследования были решены все помеченные задачи, педагогический зкеп-зриуокт дал подадщтслышо результаты, подтверди вше гипотезу.
' Ш. ОПШИХОВШЫЕ ГАБОТЫ ¡10 Т3.1Е ИССдЕЩОЕЛШ
1, 4ориироваиие творческой активности студентов в ироцсоио подготовь к внеклассной работе в школе. Сь&рд.човс»;, СПИ, 1939 г.
Депонировано: ОЦНМ "Школа а педагогика". 0,5 п.л.
2, 0 подготовке учителя к проведении ьне^тасслоЛ работа в общоойрззо&дтйльно.! ихоле. !.!.: .'.ЗШЛ, !&£>£? г. Депонировано: ОЦНЛ 'Шола и водагоп;;:а". О,С и.л.
3, Оаыесгаятелмая водготоека студенгоь к проведешь внеклассной рзоогы в ©¿цео^разоьигелыюЬ иколи. - Сб.иауч.од/Доь: Самостоятельная работа студентов, как подш'сгичес1цщ ири<$-леаа чтезисы обцевузовдхой косч;ог»ской научно-практической • конференции]. - М,: Мздатильстьо "Продетой" МГГ1/ им. 1!.М.Ленина, 1531 г.