автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики
- Автор научной работы
- Смирнов, Григорий Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Кострома
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики"
На правах пукописи
СМИРНОВ ГРИГОРИИ ВЛАДИМИРОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЮ!
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
15 АПР 2015
005567322
КОСТРОМА - 2015
005567322
Работа выполнена на кафедре педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени НА. Некрасова»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социальной педагогики Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени НА. Некрасова» (г. Кострома) Павлова Оксана Александровна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, доцент, проректор по
воспитательной и социальной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», заведующий кафедрой философии (г. Кострома)
Смирнов Владимир Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, заместитель декана факультета социального управления Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль) Афанасов Алексей Владимирович
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ивановский государственный университет» (г. Иваново)
Защита состоится «28» апреля 2015 года в «12-00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.094.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени НА. Некрасова» по адресу: 156012, г. Кострома, п. Новый, д. 1, Институт педагогики и психологии, ауд. 277
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова» по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14 и на сайте университета http://ksu.edu.ru
Автореферат разослан «27» марта 2015 г.
И.О. ученого секретаря диссертационного совета
Р^ -
E.JI. Мураткина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования проблемы формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики обусловлена необходимостью обеспечения становления и развития целостной личности и создания условий для реализации внутреннего субъектного потенциала каждого участника образовательного процесса.
Сформированная в вузе субъектность студента является залогом его успешной социальной деятельности и обеспечивает целостность процесса его личностно-профессионального становления (Г.А. Аксенова, В.П. Бедерханова, Ф.И. Блиева, Ю.Л. Блинова, Н.М. Борытко, Ф.Г. Мухаметзянова, Н.М. Сажина и другие). Субъектность личности связана с ее способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс личностного становления в деятельность по практическому преобразованию и совершенствованию.
Актуальность становления и развития субъектности проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, в аспекте саморазвития: субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека. Во-вторых, аспекте воспитательно-образовательного процесса: субъектные
характеристики студента обеспечивают активность, избирательность деятельности, творческий подход, а, следовательно, превращают учебный процесс в сотворчество двух субъектов - преподавателя и студента. В-третьих, в аспекте профессионально-педагогической деятельности: субъектность служит формированию личностного, индивидуального, неповторимого начала в жизнедеятельности и жизнетворчестве личности. В-четвертых, формирование субъектности студента обеспечивает эффективность его профессиональной подготовки.
Ведущие современные педагоги, психологи, социологи (Н.В. Бордовская, JI.A. Волович, В.Т. Лисовский, A.A. Реан и другие) считают, что современная система высшего образования имеет большие возможности для социального воспитания, становления личности студентов в силу серьезных гуманистических преобразований, происходящих в ней и превращающих ее в более гибкую, вариативную и открытую систему.
Научно-теоретический анализ показал, что в педагогической науке имеются необходимые предпосылки для решения проблемы формирования субъектности у студентов вуза. Так, различные аспекты формирования позиции субъектности, проявления атрибутных характеристик субъекта в основных сферах жизнедеятельности рассматривались во многих психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, A.B. Брушлинский, Н.М. Борытко, С.М. Годник, В.В. Давыдов, Г.М. Коджаспирова, Д.А. Леонтьев,
A.К. Маркова, Ф.Г. Мухамедзянова, С.Л. Рубинштейн, Н.К. Сергеев,
B.И. Слободчиков, В.А. Татенко, Д.Н. Узнадзе и др.).
Теоретическое обоснование моделей субъектной деятельности и
принципов организации образовательных систем и педагогической среды, развивающих субъектность, представлены в трудах В.В. Давыдова, Г.М. Коджаспировой, Л.В. Лидак, Т.А. Ольховой, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и других. Однако отсутствуют исследования, позволяющие комплексно рассмотреть вопросы формирования субъектности студентов в вузе.
В настоящее время накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, позволяющий уяснить сущность и содержание понятия «субъектность», а также осуществить выбор форм, методов и условий ее формирования (Г.И. Аксенова, E.H. Волкова, И.А. Гусева, E.H. Залевская, Н.В. Кузьмина, A.C. Лебедев, И.Ф. Нагайцева, В.А. Сластенин, A.M. Трещов и др.).
Проведенный анализ научных исследований по изучаемой проблеме свидетельствует, что формирование субъектности студента - это поэтапный, управляемый процесс, который в значительной степени зависит от изменения позиции и роли, обеспечивается различными средствами, среди которых особое место может занимать театральная педагогика.
Результаты ведущих психолого-педагогических исследований в области театрализации образовательного процесса (В.М. Бухатов, Л.С. Выготский, А.П. Ершова, Т.Н. Полякова и другие) указывают на то, что использование средств театральной педагогики способствует развитию социальных идеалов, обеспечивая самовыражение личностного потенциала в репетиционном процессе, формирование позитивного образца творческого поведения, выработку адекватного отношения к отрицательным героям, развитие критического
4
отношения к себе, формирование модели позитивного «жизненного» образа как эталона для подражания, основанного на анализе художественного образа.
В то же время анализ исследований по изучению возможностей театральной педагогики как средства формирования субъектности личности позволил нам сделать вывод о том, что в науке и практике не существует четких представлений о ее потенциалах, содержании театральной деятельности студентов, условиях организации.
Таким образом, сложился ряд противоречий, требующих научного разрешения. К ним относятся следующие противоречия:
- между необходимостью обеспечения формирования субъектности личности в вузе и недостаточной определенностью в понимании сущности и содержания данного процесса в современной высшей школе;
- между наличием теоретических подходов к рассмотрению социальной природы театральной педагогики и отсутствием исследований, обосновывающих использование ее как средства формирования субъектности личности студента в вузе;
- между наличием оригинального практического опыта по формированию субъектности студента средствами театральной педагогики и недостаточным научным осмыслением данного опыта.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики будет эффективным?
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых средства театральной педагогики эффективно влияют на формирование субъектности студентов вуза.
Объект исследования: формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики
Предмет исследования: педагогические условия, при которых формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики будет эффективным
Гипотеза исследования: процесс формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики будут эффективным, если обеспечить:
• включение студента в ситуации сознательного выбора, социальных и профессиональных проб в процессе внеаудиторной деятельности и театрального творчества;
• интеграцию театрального творчества и социально значимой деятельности, способствующих обретению социального и культурного опыта личности;
• редукцию приобретенного в театральном творчестве опыта субъект-субъектных отношений на другие виды деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• уточнить сущность и раскрыть содержание процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
• охарактеризовать потенциалы театральной педагогики относительно процесса формирования субъектности студентов вуза;
• разработать и обосновать модель процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
• выявить, обосновать и экспериментально проверить внешние обстоятельства и систему связей, влияющих на эффективность формирования субъектности у студентов вуза средствами театральной педагогики;
• выявить критерии и показатели определения эффективности формирования субъектности у студентов вуза средствами театральной педагогики.
Методологической основу исследования составили понятия субъектности как качества личности (Г. Гегель); философская антропология (И. Кант, М.К. Мамардашвили); философские положения о субъектности человека, об его осмысленном существовании и поведении (С. Кьеркегор, Ж. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм); теория развития личности и научные положения о творческой, деятельностной сущности личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Божович, U.C. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.П. Лук, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе); субъектно-деятельностный подход к становлению и развитию личности (A.B. Брушлинский, В.В. Знаков,. А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Е.А. Сергиенко, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, А.У. Хараш, Г.А. Цукерман); концепции активного взаимодействия
человека и среды в процессе социализации (И.С. Кон, A.B. Мудрик, М.И. Рожков); научные положения деятельностного подхода в педагогике, положения о роли деятельности в формировании личности (Н.Г. Алексеев, A.B. Карпов, А.Н. Леонтьев, А.И. Тимонин,
A.Л. Уманский); философские основы творчества (H.A. Бердяев,
B.М. Соловьев); идеи театральной педагогики (Е.Б. Вахтангов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Б.Б. Захава, М.О. Кнебель,
B.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, Ю.А. Стромов, М.А. Чехов); теоретические подходы к пониманию театрализованной деятельности как педагогического феномена (С.М. Бонди, О.С. Кель, В.Н. Сорока-Росинский, К.П. Спасская, В.А. Сухомлинский, В.Н. Тетерский,
C.Т. Шатский); понимание роли и значения элементов театрального мастерства в педагогической деятельности (Д-А. Белухин, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский, И.Я. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин).
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовалась совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, моделирование), эмпирические (изучение, обобщение массового и передового педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной деятельности, включенное наблюдение, тестирование, анкетирование), качественная и количественная обработка результатов.
Базой исследования являлись Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова» и Narvik Peace Centre («Центра мира Нарвик» (г. Нарвик, Норвегия). Участниками опытно-экспериментальной работы стали студенты 1-3 курсов направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», студенты 3-5 курсов специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Педагогика и методика начального образования», представители студенческих театров эстрадных миниатюр (г. Курск, г. Орел, г. Ярославль, г. Шуя, г. Рыбинск, г. Москва, г. Брянск), участники международного молодежного волонтерского проекта «Youth in action» («Молодежь в действии»). Всего в эксперименте приняли участие 462 человека.
7
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
на первом этапе (2011-2012 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись методологические подходы, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, проводился отбор эмпирического материала, осуществлялось пилотажное исследование, накапливался практический опыт;
на втором этапе (2012-2014 гг.) организовывалась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась и корректировалась гипотеза, уточнялись критерии и показатели, осуществлялась экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
на третьем этапе (2014-2015 гг.) осуществлялась итоговая диагностика, проводились теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление диссертации и внедрение в практику научно-методических рекомендаций.
Научная новизна заключается в следующих аспектах:
- выявлены особенности процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
- определены потенциалы формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
- обоснована совокупность педагогических условий формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики;
- разработаны критерии и показатели определения эффективности формирования субъектности у студентов вуза средствами театральной педагогики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлен на междисциплинарном уровне анализ современных представлений о формировании субъектности личности, на основе чего уточнена сущность и содержание процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики; разработана и обоснована модель формирования
субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики; выявлены и обоснованы критерии и показатели определения эффективности формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики.
Результаты исследования расширяют знания в области теории и методики воспитания личности в вузе в различных видах внеаудиторной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащийся в диссертации теоретический материал послужил основой для разработки программ по формированию субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, реализуемых в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «КГУ им. H.A. Некрасова». Результаты исследования легли в основу методических семинаров для специалистов системы высшего и дополнительного профессионального образования, организаторов детского и молодежного досуга, апробировались в рамках реализации международного молодежного волонтерского проекта «Youth in action» («Молодежь в действии»).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались многоаспектным и всесторонним анализом изучаемого явления на междисциплинарном уровне, непротиворечивостью исходных теоретических положений, использованием комплекса взаимопроверяемых и
взаимодополняемых диагностических методик, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования, позитивной динамикой изучаемого явления, подтверждаемой данными статистической обработки.
Личное участие автора состояло в теоретической разработке основных идей и положений исследования, обосновании педагогических условий эффективности формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, в непосредственной организации опытно-экспериментальной работы по формированию субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, анализе и обобщении полученных результатов, их интерпретации, внедрении полученных результатов в социальную практику.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе выступления автора на заседаниях кафедры педагогического образования ФГБОУ ВПО «КГУ им. H.A. Некрасова». Основные
9
положения диссертационного исследования обсуждались в рамках методологического семинара аспирантов МосГу и КГУ имени H.A. Некрасова (г. Кострома, 2010 г.), а также на следующих научно-практических конференциях: «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневой системы высшего образования» (г. Кострома, 2011г.), «Социальное воспитание: от зарождения традиций до современной практики» (г. Кострома, 2012 г.), «Наша будущая школа: модернизация образования и воспитания» (Костромская область, МОУ Караваевская СОШ, 2012 г.), «Детская театральная деятельность в пространстве образования, искусства и культуры» (г. Иваново, 2013 г.); на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов Института педагогики и психологии КГУ имени H.A. Некрасова (г. Кострома, 2012-2013 гг.); в процессе организации Международного Фестиваля Vinterfestuka I Narvik (Норвегия), на конференции магистрантов и аспирантов Института педагогики и психологии КГУ имени H.A. Некрасова «Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа» (г. Кострома, апрель 2014 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Субъектность студента — интегративное свойство личности, определяющее . ее способность к целенаправленной преобразовательной активности, рефлексивности, инициативности, самостоятельности и отражающее степень осознания ответственности за создание условий своего социального становления в постоянно изменяющейся образовательной и социокультурной ситуации.
2. Образовательное пространство вуза определяет контекст жизнедеятельности личности и обладает потенциалами формирования субъектности студентов средствами театральной педагогики, к которым относятся: ценностно-ориентирующие (определяют возможность освоения студентами общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного осмысления результатов своей деятельности, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к разным сферам своего бытия, к участию в творчестве); потенциалы смыслотворчества (предполагают интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения, создание ситуаций для переживания положительных
ю
эмоций студентом посредством обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы; в студенческих группах, динамики в статусно-ролевой иерархии факультета (института), создания ситуаций успеха); коммуникативные (предполагают возможность приобретения опыта интерактивного взаимодействия, совершенствования моделей поведения и деятельности участников процессов образования и социального творчества); деятельностные (предполагают включение студентов в различные виды деятельности, рефлексии и выбора ее наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации; предоставляют возможность включения студентов в различные творческие объединения в структуре высшего учебного заведения, приобретения опыта организационного поведения).
3. Основанием моделирования процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики является понимание необходимости обеспечения данного процесса через создание педагогических условий и использование совокупности комплексных форм, насыщенных элементами театрального творчества в образовательной и внеаудиторной деятельности. Модель включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
4. Формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики будет обусловлено: включением студентов в ситуации сознательного выбора, социальных и профессиональных проб в процессе внеаудиторной деятельности и театрального творчества; интеграцией театрального творчества и социально-значимой деятельности, способствующих обретению социального и культурного опыта, развитию субъектности; редукцией приобретенного в театральном творчестве опыта субъект-субъектных отношений на другие виды деятельности.
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, списка иллюстративного материала и приложений. Основной текст диссертации содержит таблицы, схемы, рисунки.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, база исследования и используемые методы, аргументированы достоверность, научная новизна, теоретическая и
11
практическая значимость и личный вклад соискателя, выражены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Формирование субъектности студентов вуза как проблема современной науки и практики» - представлены теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, выявлено содержание процесса формирования субъектности студентов вуза; определены теоретические основы организации процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики; представлен отечественный опыт формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики.
Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики» - представлены модель процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, результаты опытно-экспериментальной работы по формированию субъектности студентов вуза; охарактеризованы педагогические условия эффективности изучаемого процесса; изложены и интерпретированы результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы выводы исследования, намечены пути дальнейшей разработки поставленной проблемы.
В приложениях продемонстрированы разработанные автором диагностические и методические материалы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Становление личности студента в вузе предполагает синтез социального и профессионального контекстов. Это позволяет обеспечить решение комплекса задач, среди которых можно выделить: формирование личностно-профессиональной позиции, социального опыта, социально-значимых качеств и развитие индивидуальности студента. Эффективное решение этих задач позволит обеспечить творческий рост, развитие способности студента к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия.
Современное состояние системы высшего образования диктует необходимость создания условий для проявления и развития субъектности студентов, которая характеризуется осознанием и принятием целей деятельности, адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичностью по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле, способностью
12
действовать целенаправленно и самостоятельно, готовностью принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию; активностью и заинтересованностью студента в организации деятельности, в достижении положительного результата, инициативностью, потребностью в самоопределении и самореализации; способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и окружающему миру.
Категория субъекта в психологии и педагогике является одной из центральных. При ее изучении мы опирались на следующие концептуальные положения и теории: субъектно-деятельностной теории (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова,
A.B. Брушлинский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); личностных качеств субъекта как основания всех его способностей (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков); основы онтогенетического развития субъекта (Е.И. Исаев,
B.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); группового субъекта в современных условиях (В.Л. Журавлев, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.); субъектной педагогики и психологии (Г.И. Аксенова, E.H. Волкова, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.); человека как субъекта профессиональной деятельности (B.C. Данюшенков, A.A. Деркач, В.Г. Каташев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, A.A. Реан и др.).
С.Л. Рубинштейн выделял понятие субъекта как философское, обозначающее, согласно концепции Г. Гегеля, имманентный источник активности. При психологическом подходе, предполагающем единство сознания и деятельности, деятельность определяется не только как внутренняя психическая деятельность, но и как реально-практическая сущность сознания человека, которая проявляется и развивается в самой деятельности, но не всегда с ней совпадает. А.Н. Леонтьев раскрыл психологическую специфику категории деятельности; он считал, что за связью сознания и деятельности стоит личность. A.B. Брушлинский за связью личности и деятельности имплицитно подразумевал субъекта.
Проблема субъектности в настоящее время является одним из центральных направлений в теоретических и прикладных исследованиях всех наук о человеке. Особую актуальность данная проблематика приобретает при изучении механизмов личностного и профессионального развития студента. Проведенный теоретический
13
анализ проблемы и концептуальный синтез педагогического знания позволили определить сущностные характеристики феномена субъектности. В понимании субъектности мы основываемся на том, что, во-первых, субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумов внешнего и внутреннего (E.H. Волкова, В.В. Давыдов), во-вторых, субъектность проявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (C.JI. Рубинштейн), в-третьих, субъектность -высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (A.B. Брушлинский), в-четвертых, природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова-Славская), в-пятых, субъектность представляет собой центральное образование человеческой реальности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет собой новое системное качество, интегрирующее активность, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, самодетерминацию, саморегуляцию (В.А. Петровский).
Таким образом, субъектность как свойство личности возникает и формируется на определенном уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека.
Исходя из анализа педагогических исследований феномена субъектности (О.С. Анисимов, О.С. Газман, С.М. Годник, A.B. Иванов, И.М. Ильинский, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Липский, Л.М. Митина, М.И. Рожков, Н.К. Сергеев, Н.М. Таланчук, Е.И. Тихомирова и другие), мы можем заключить, что целенаправленное развитие субъектности личности в педагогическом аспекте позволяет решить следующие задачи:
- развития сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути;
- воспитания инициативы и ответственности в природных и социальных сферах;
- обеспечения возможностей для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации; ...
14
- овладения средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы; •
- создания условий для самостоятельности, саморазвития индивидуальных качеств, творчества, развития духовности.
Студенческий возраст является сензитивным для развития субъектности. Несмотря на то что данная целевая группа не является однородной по своему социальному и национальному составу, возрасту, уровню общеобразовательной подготовки и культурного развития, формирование субъектности в этот возрастной период является необходимым для дальнейшего успешного социального и профессионального становления.
Хронологически (17-21 год) период профессионального образования совпадает с кризисом юности (В.И. Слободчиков). Для этого периода жизни характерно становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни. Стремление к определению жизненной позиции активизирует процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста и педагогически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание социально-профессиональной деятельности.
Специфика развития субъектности студентов заключается в формировании мышления, обеспечивающего осознанный выбор в постоянно изменяющихся социальных и образовательных ситуациях, в освоении собственных способов вхождения в социокультурную среду, в установке на саморазвитие, самоактуализацию, самореализацию, самопроектирование в будущей социально-профессиональной деятельности, в развитии направленности студента на преобразующую деятельность и способности к осуществлению творческих процессов.
Таким образом, под субъектностью студента мы понимаем интегративное свойство личности, определяющее ее способность к целенаправленной преобразовательной активности, рефлексивности, инициативности,1 самостоятельности и отражающее степень осознания ответственности за создание условий своего социального становления' в постоянно изменяющейся образовательной и социокультурной ситуации.
В работах И.П. Бабочкина В.А. Ефимовой, H.A. Козловой, В.Т. Лисовского, Г.А. Медяник, А.Е. Подобина, В.И. Поповой, Л.Г. Устиновой, Л.Н. Шульпиной и других доказано, что внеаудиторная деятельность является благоприятной сферой развития личности, так как обеспечивает активизацию субъектной позиции молодого человека, стимулирует взаимодействие и общение со сверстниками и педагогами, дает опыт применения знаний, полученных в учебное время, способствует выработке и коррекции умений по организации деятельности.
Внеаудиторная деятельность расширяет жизненное пространство, в котором при педагогической поддержке студент переходит от социальной роли обучающегося к роли профессионала, способного овладеть предметностью различных видов деятельности, и осуществляет познание мира и самого себя, анализируя и определяя свои действия и поступки в настоящем и будущем.
В нашем исследовании мы рассматриваем вуз как воспитательную организацию, которая использует возможности внеаудиторной деятельности для формирования субъектности студентов, интенсифицирует этот процесс, используя различные педагогические средства, в том числе театральную педагогику.
Театральная педагогика является частной отраслью теории воспитания, включает систему методов, приемов, обеспечивающих самовыражение личности студента в творческо-продуктивной театрализованной деятельности, осуществляемое в результате воздействия на него педагога в процессе театральной деятельности.
Становлению театральной педагогики во многом способствовали философские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительное значение проблемам формирования творческой личности, исследованию философских основ творчества (H.A. Бердяев, В.М. Соловьев и др.). Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность студента, театральная педагогика стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Театральная педагогика дает возможность усваивать нравственные и научные истины не-только в теоретическом, но и в практическом аспекте, она учит быть самим собой, в то же время перевоплощаться в героев и переживать нравственные коллизии, сложные испытания, что позволяет студентам обрести уверенность в себе, развивать мышление, формировать навыки коллективного общения. Театральная педагогика воспитывает в личности чувство ответственности и самостоятельности, дисциплинирует, формирует эстетический вкус, развивает способность к анализу, творческому самовыражению, позволяет реализовать индивидуальные способностей каждого.
В ходе нашего исследования мы выявили следующие потенциалы формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики: ценностно-ориентирующие, потенциалы смыслотворчества, коммуникативные и деятельностные.
Ценностно-ориентирующие потенциалы позволяют
формировать этическое самосознание, морально-нравственные качества и установки, согласующиеся с нормами и традициями общества. В рамках вуза как воспитательной организации существуют свои традиции, нормы. Развитие субъектности студента возможно, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к разным сферам своего бытия, его творческих способностей, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
Под потенциалами смыслотворчества подразумевается осознанная деятельность субъектов по наполнению этого процесса с позиций их индивидуальности новым содержанием через взаимодействие, рефлексию явлений действительности и своей деятельности. Организация смыслотворчества в образовательном процессе вуза предполагает интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения. Содержание социального становления и образовательного процесса вуза становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников. Вуз, имея специфическую организацию учебно-воспитательного процесса, предоставляет студентам возможность организации
смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных видов
17
деятельности (учебная, творческая, проективная и др.), а также создания ситуаций для переживания положительных эмоций студентом в процессе смыслотворчества посредством специального подбора групп студентов, участвующих в предлагаемых вариантах деятельности; обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы в группах, динамики в статусно-ролевой иерархии факультета (института), создания ситуаций успеха.
Коммуникативные потенциалы дают возможность приобретения студентами опыта интерактивного взаимодействия. Интерактивное взаимодействие - это непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников образовательного и социально-творческого процесса. Важнейшей особенностью этой коммуникации является способность субъектов «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению, и соответственно интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса. В результате эффективного интерактивного взаимодействия возникают межсубъектные отношения, что определяет восприятие студента и преподавателя как полноправных участников этого процесса, как неповторимых индивидуальностей.
Деятельностные потенциалы предполагают развитие субъектности студента в рамках вуза как воспитательной организации. Процесс подготовки студента в высшем учебном заведении осуществляется во взаимодополняющих видах деятельности: образовательной, внеаудиторной, социальной и творческой. Таким образом, существуют условия для включения студентов в различные виды деятельности, рефлексии и выбора ее наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации. Данные возможности реализуются на разных структурных уровнях высшего учебного заведения: студенческой группы, факультета (института), вуза. Организационная структура высшего учебного заведения представляет собой систему, которая позволяет развивать субъектность студентов путем включения их в различные творческие объединения и дает возможность приобрести опыт организационного поведения.
На основании анализа имеющихся в теории подходов к раскрытию сущности субъктности, результатов констатирующего
18
эксперимента, практического опыта формирования субъектности студентов средствами --театральной -педагогики мы разработали модель изучаемого процесса, которая включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Для представления на теоретическом уровне процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики нами был использован метод педагогического моделирования, с помощью которого была разработана модель процесса, включающая в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Целевой компонент содержит сущностные характеристики личности студента, определяющие специфику его внешнего поведения (способность к целенаправленной преобразовательной активности, рефлексивности, инициативности, самостоятельности) и отражающее степень осознания ответственности за создание условий своего социального становления в постоянно изменяющейся образовательной и социокультурной ситуации.
К основным принципам, на которых базируется деятельность по формированию субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики относятся индивидуальная активность, индивидуализация деятельности студента, свобода выбора, комплексность, творческая атмосфера.
Формирование субъектности студентов средствами театральной педагогики обеспечивается системой последовательно или одновременно применяемых методов, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач. К ним относятся: метод проектирования, метод актуализации, метод закрепления и обогащения, метод содействия и творчества, метод репродуцирования.
Изучаемый процесс носит этапный характер и включает подготовительный этап, этап диагностирования, ориентационный этап, деятельностный этап, этап рефлексии и этап последействия. На каждом этапе велась коллективная, групповая и индивидуальная работа с разными участниками творческих объединений, создавалась доступная среда для эмоционального проявления, взаимного доверия и творческой атмосферы и преобразовательной активности.
Критериями и показателями эффективности формирования субъектности студентов средствами театральной педагогики
19
являются следующие: стремление к личностной самореализации (устойчивый интерес к образовательной и социально-творческой деятельности, отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности, осознанность в выборе действий); деятелъностпьш (наличие мотивации направленной на преобразовательную активность, умение самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, умение самостоятельно работать, умение контролировать, анализировать и оценивать себя, готовность брать ответственность на себя, принимать решение и действовать); коммуникативный (умение общаться в коллективе, работать в коллективе, умение оказывать помощь другим, умение объяснять и доказывать собственное мнение, способность субъектов «принимать роль другого»).
Наша опытно-экспериментальная работа была организована на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». В Институте педагогики и психологии действуют творческие площадки (творческие объединения студентов, студии), которые позволяют формировать у студентов субъектность. Одной из форм организации студенческого театрального творчества является студия. Модель студии как организационной формы можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов: совместная творческая деятельности участников объединения, создание новых нетрадиционных художественных форм, демонстрация полученных результатов творчества; отношения сотрудничества межу педагогом-мастером и воспитанниками; специфическая атмосфера. Участник студии имеет возможность осуществлять поиск индивидуального пути самовыражения и самоопределения, проявлять преобразовательную активность. Формирование субъектности студентов средствами театральной педагогики может осуществляться в деятельности студийных объединений, которые позволяют студентам приобретать опыт организации собственной деятельности, формировать собственную позицию по отношению к деятельности, транслировать полученный социальный опыт.
Нами было организовано творческое объединение (театральная студия) интерактивно-развлекательное кафе «Ирка», которое с 2006 года по настоящее время функционирует на базе Института педагогики и психологии.
Театральное мастерство участников данной студии формировалось на начальном этапе ? эксперимента. Уровень творческого мастерства раскрывается в презентации собственных программ, являющихся традиционными мероприятиями в рамках внеаудиторной деятельности - конкурсе театральных миниатюр, Фестивале «Студенческая весна». Коллектив студентов является организатором ежегодного всероссийского фестиваля юмора «Ноябрьский фреш», участвует в ряде других региональных проектов («Курская аномалия» г. Курск, «Шумный балаган» г. Брянск, «Открытый фестиваль юмора и эстрады» г. Ярославль и др.).
Благодаря деятельности в творческом объединении «ИРКА», у его участников появляется возможность изменять свою позиции в процессе осуществляемой деятельности «наблюдатель - участник -организатор - разработчик собственных проектов (программ)», что способствует формированию его субъектности.
Эффективным способом самореализации студентов является проектная деятельность, результатом которой являются авторские продукты совместного или индивидуального интеллектуального труда студентов.
Процесс формирования субъектной позиции студентов средствами театральной педагогики наиболее системно представлен в организации комплексной формы - ежегодного Всероссийского фестиваля студенческих театров эстрадных миниатюр «Ноябрьский фреш», проводимого на базе Института педагогики и психологии.
Организация подготовки и проведения фестиваля предполагает взаимодействие студентов-организаторов с коллективами участников творческих коллективов. Студенты осваивают различные позиции и роли исполнителя-организатора-руководителя творческой группы. Перед участниками фестиваля ставится определенная цель, которая находит свое отражение в конкретных направлениях деятельности.
Каждый из участников, используя собственный потенциал, выстраивает для себя индивидуальный маршрут достижения общей цели. Студент выстраивает свою деятельность самостоятельно, проектируя и прогнозируя ожидаемые результаты, возможные трудности. Достижение цели осуществляется через планирование последовательности действий, привлечение кадровых и информационных ресурсов, делегирование поручений, что обеспечивает освоение социально направленных способов организации жизнедеятельности творческих групп.
21
Организация Фестиваля, одного из ключевых дел внеаудиторной театральной деятельности в Институте педагогики и психологии, способствует не только самореализации студентов, но и становлению его субъектности.
Эффективному формированию субъектной позиции студента способствует акцентирование предметного содержания в практической деятельности. Именно поэтому особый интерес в решении этой проблемы представляет опыт нашего участия в международном молодежном волонтерском проекте «Youth in action» («Молодежь в действии»). Данный проект входит в некоммерческую программу Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Македонии, Норвегии, Турции в программе Erasmus + . Во время международной стажировки нами в городе Нарвик (Норвегия) был открыт международный молодежный киноклуб «Filmklubben I Narvik», участие в котором способствовало проявлению и формированию у молодых людей их субъектной позиции при решении важных жизненных проблем средствами кинематографии и театральных постановок. Полученные в ходе проводимого исследования результаты, а также разработанные за время стажировки программы по формированию субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики, положены в основу методических семинаров для специалистов системы высшего и дополнительного профессионального образования, организаторов детского и молодежного досуга.
Исходя из понимания субъектности как способности к целенаправленной преобразовательной активности, осознанному выбору в постоянно изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации и ответственности за создание условий своего развития и профессионального становления, для диагностики произошедших в ходе опытно-экспериментальной работы изменений мы использовали ряд методик: тест «Смысложизненные ориентации», диагностическая методика изменения уровня развития профессиональной самостоятельности, авторская методика диагностики изменений, произошедших со студентами Института педагогики и психологии - участниками театральных объединений. Студенты данного структурного подразделения университета являлись экспериментальной группой. Контрольную группу
составили студенты физико-математического и филологического факультетов КГУ им. Н.А.' Некрасова: > у
В результате проведенной нами работы в экспериментальной группе мы получили следующие данные: по критерию «Стремление к личностной самореализации» положительная динамика у 67% студентов, отсутствие изменений зафиксировано у 30%, отрицательная динамика наблюдалась у 3%. По деятельностному критерию были получены следующие данные: наличие мотивации на преобразовательную активность у 52% студентов; стали более самостоятельными в определении цели и планировании своей деятельности 39% студентов; испытывали трудность брать ответственность на себя в принятии решений и действиях 9% студентов; по коммуникативному критерию отмечается ярко выраженная положительная динамика.
В контрольной группе мы получили следующие результаты: по критерию «Стремление к личностной самореализации» положительная динамика у 47% студентов, отсутствие изменений зафиксировано у 34%, отрицательная динамика наблюдалась у 19%. По деятельностному критерию были получены следующие данные: наличие мотивации на преобразовательную активность у 41% студентов; стали более самостоятельными в определении цели и планировании своей деятельности 26% студентов; испытывали трудность брать ответственность на себя в принятии решений и действиях 33% студентов.
Данные результаты свидетельствуют об эффективности проводимой работы по формированию субъектности студентов средствами театральной педагогики.
Таким образом, можно констатировать, что результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы и дают основание для следующих выводов:
1. Субъектность студента - интегративное свойство личности, определяющее ее способность к целенаправленной преобразовательной активности, рефлексивности, инициативности, самостоятельности и отражающее степень осознания ответственности за создание условий своего социального становления в постоянно изменяющейся образовательной и социокультурной ситуации.
2. Театральная педагогика способствует воспитанию личности, формированию самостоятельности, развивает способность к анализу,
23
творческому самовыражению и самоутверждению, позволяет реализовать индивидуальные способности каждого студента, формировать его субъектность.
3. Образовательное пространство вуза определяет контекст жизнедеятельности личности и обладает потенциалами формирования субъектности студентов средствами театральной педагогики, к ним относятся: ценностно-ориентирующие (определяют возможность освоения студентами общечеловеческих и профессиональных ценностей, ценностного осмысления результатов своей деятельности, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к разным сферам своего бытия, к участию в творчестве); потенциалы смыслотворчества (предполагают интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения, создание ситуаций для переживания положительных эмоций студентом посредством обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы в студенческих группах, динамики в статусно-ролевой иерархии факультета (института), создания ситуаций успеха); коммуникативные (предполагают возможность приобретения опыта интерактивного взаимодействия, совершенствования моделей поведения и деятельности участников процессов образования и социального творчества); деятельностные (предполагают включение студентов в различные виды деятельности, рефлексии и выбора ее наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации; предоставляют возможность включения студентов в различные творческие объединения в структуре высшего учебного заведения, приобретения опыта организационного поведения).
4. Основанием моделирования процесса формирования субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики является понимание необходимости обеспечения данного процесса, предполагающего организацию педагогических условий и использование совокупности комплексных форм, насыщенных элементами театрального творчества в образовательной и внеаудиторной деятельности. Модель включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
5. Формирование еубъектности студентов вуза средствами театральной педагогики будет обусловлено: включением студентов в ситуации сознательного выбора, социальных и профессиональных проб в процессе внеаудиторной деятельности и театрального творчества; интеграцией театрального творчества и социально-значимой деятельности, способствующих обретению социального и культурного опыта, развитию еубъектности; редукцией приобретенного в театральном творчестве опыта субъект-субъектных отношений на другие виды деятельности.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Смирнов, Г.В. Педагогические условия формирования еубъектности студентов средствами театральной педагогики / Г.В. Смирнов // Экономика образования. - 2013. - № 4. - С. 186-189. - 0,25 п.л. (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ)
2. Смирнов, Г.В. Специфика использования средств театральной педагогики в организации внеаудиторной деятельности студентов вуза / Г.В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: Научно-методический журнал. -2013. - № 4. - С. 141-147. - 0,3 п.л. (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ).
3.Смирнов, Г.В. Опыт обеспечения процесса формирования субъективности студентов вуза / Г.В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: Научно-методический журнал. - 2014. - № 2. - С. 155-159 - 0,3 п.л. (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ)
4.Смирнов, Г.В. Субъектность личности как научная категория / Г.В. Смирнов // Психолого-педагогическое обеспечение процесса социального становления личности в современном обществе. Сборник научных трудов студентов и аспирантов института педагогики и психологии / сост. О.С. Щербинина; науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома : КГУ им. H.A. Некрасова, 2011. - С. 180-183.-0,2 п.л.
5. Смирнов, Г.В. К проблеме формирования субъективной позиции студентов во внеаудиторной деятельности вуза /
25
Г.В. Смирнов // Социально-педагогическая деятельность : подходы, модели, технологии. Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых / сост. А.И. Иванова; науч. ред. В.М. Басова. - Кострома : КГУ им. H.A. Некрасова, 2011. - С. 88-92. - 0,2 п.л.
6. Смирнов, Г.В. Формирование субъектной позиции студентов вуза средствами театральной педагогики / Г.В. Смирнов // Актуальные проблемы воспитания и обучения в образовательных организациях различного типа : материалы научно-практической конференции аспирантов Института педагогики и психологии КГУ имени H.A. Некрасова. - Кострома, 2012. - С. 186-191. - 0,2 п.л.
7. Смирнов, Г.В. Формирование субъектной позиции студентов вуза в процессе гражданского воспитания / Г.В. Смирнов // Педагогическое обеспечение становления и развития личности в образовательных учреждениях различного типа : сборник научных трудов преподавателей и аспирантов Института педагогики и психологии / сост. А.И. Иванова; науч. ред. А.И. Тимонин. -Кострома : ЬСГУ им. H.A. Некрасова, 2013. -С.168-173. -0,3 п.л.
8. Смирнов, Г.В. Опыт организации всероссийского фестиваля студенческих театров эстрадных миниатюр как средства формирования социокультурной среды вуза / Г.В. Смирнов // Научный поиск. Научный журнал. Специальный выпуск. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская театральная деятельность в пространстве образования, искусства и культуры». - 2013. - №4.2. - С. 29-30. - 0,1 п.л.
9. Смирнов, Г.В. Межрегиональный Фестиваль театральных миниатюр как комплексная форма организации процесса формирования субъектности студентов вуза / Г.В. Смирнов // Педагогика и психология социального становления личности в образовательных организациях. Сборник научных трудов студентов и аспирантов института педагогики и психологии / сост. O.A. Павлова; науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома : КГУ им. H.A. Некрасова, 2014. -С. 132-137.-0,2 пл.
СМИРНОВ ГРИГОРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Подписано в печать 02.03.2015 г. Формат 60 х 84/16. Бумага для множительных аппаратов. Уч.печ.л. - 1,5 Заказ №11 Тираж 100 экз.
Отпечатано:
Салон оперативной печати «GUT» ИП Ульрих С.А. г. Кострома, ул. Щемиловка д. 15 т. 8(4942) 37-16-41 e-mail :gud-poly@yandex.ru