Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики

Автореферат по педагогике на тему «Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мукаева, Асет Шахидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики"

''а правах рукописи

МУКАЕВА Асет Шахидовна

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 О НОЯ 2011

МАХАЧКАЛА-2011

005001521

Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУВПО «Дагестанский государственный педагогический университет

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор

Караханова Галина Алиевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Алиева Бика Шапиевна; кандидат педагогических наук, доцент Магомедова Замира Шахабутдиновна

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Чеченский

государственный университет»

Защита состоится «26» ноября 2011 года в 10® часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212.051.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г. Махачкала, ул.М. Яраг-ского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (367003, г. Махачкала, ул.М. Ярагского, 57).

Автореферат выставлен на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» «25» октября 2011 года. Адрес сайта: vvww.dgpu.ru

Автореферат разослан «25» октября 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор И'1 Ш.А. Мирзоев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Перестройка российского образования в целом требует переосмысления и реорганизации прежде всего ступени начального образования. Исключительность начальной школы основывается на ее значении в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути.. Миссия начальной школы сегодня поменялась: из института, который бережет и переносит знания, из существования в качестве крепости знаний начальная школа превращается в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование. В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения. Важным является помощь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других).

Проблемы, с которыми сталкивается современная школа: осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых » и бедных», нетерпимость к человеку другой веры, отсутствие у многих педагогов установок на толерантное взаимодействие с учащимися, и др.- объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности. В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.

Проблема взаимоотношений родителей и детей, пожилых людей и молодежи также приобретает остроту и актуальность в настоящее время, что объясняется ускоренным темпом развития общества, быстрой сменой ценностей. Уважительное отношение к ценностям другого поколения невозможно без формирования терпимости. Успешность в современном мире, в том числе и в нашей стране, во многом определяется наличием толерантных установок, как ценности личности. У подрастающего поколения в нашей стране, в силу разных причин, эти установки не формируются естественным путем. Особенно это актуально для детей, отличающихся от других, что порождает неприятие ими себя, как следствие, и асоциальное поведение.

Несомненно, в силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках, например, философские основы исследований заложены в трудах И.Б.Гасанова, В.М.Золотухина, А.И.Ильина, Ю.А.Ищенко, В.О.Тишкова и др. Они рассматривают проблему толеранг-

ности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.

Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию одной точки зрения находит отражение в работах А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, Е.В. Магоме-довой и др.

Проблема терпимости, толерантности , в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического направления (А.Маслоу, Дж.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл, затрагивающими проблемы развития личностной сферы и ее коррекции.

Проблема толерантности является относительно новым направлением исследований психолого-педагогической науки. Анализ работ показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и её формирования значительно отстает от исследований философского, этического и психологических срезов. Недостаточно исследована структура толерантности, её роль в педагогическом процессе, приемы и способы формирования толерантности в межличностных отношениях учащихся общеобразовательных школ. С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики, современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, т.е. воспитание в целом должно быть культуросообразным, опираться на народную педагогику. В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.

Обновление школы, педагогической науки в целом на основе народной педагогики выступает важным условием повышения эффективности воспитания толерантности. Вместе с тем воспитание толерантности у младших школьников средствами народной педагогики не стало предметом специального исследования.

Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом противоречий между:

- потребностью общества в выпускниках образовательных учреждений способных к толерантному взаимодействию и недостаточным уровнем толерантности у учащихся школ;

- значимостью формирования толерантности у младших школьников и недостаточной разработанностью необходимых методик, технологий, способствующих, воспитанию толерантной личности;

- необходимостью самоопределения ребенка в конкретном социуме и наличии механизма, обеспечивающего усвоение базовых установок и ценностей толерантности;

- огромным воспитательным потенциалом народной педагогики и отсутствием его целенаправленного использования в процессе формирования толерантной личности;

Необходимость разрешения приведенных противоречий актуализирует проблему исследования, суть которой в обосновании педагогических условий формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Выше изложенное, обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики».

Цель исследования - обоснование педагогических условий формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики

Объект исследования - формирование толерантности у младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование толерантности у младших школьников будет осуществляться эффективно, если:

- моделировать процесс формирования толерантности у младших школьников, включающий воспитательный потенциал народной педагогики;

- создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование толерантного сознания и поведения у учащихся начальных классов.

- обеспечить использование воспитательного потенциала народной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы толерантности в педагогической теории и практике, выявить содержание феномена толерантности и на этой основе раскрыть её сущность;

2. Разработать модель процесса формирования толерантности младших школьников средствами народной педагогики;

3. Обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики;

4. Спроектировать и реализовать технологию формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики;

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава И.Б. Котова, Д.М. Мал-лаев и др); культурологический М.М.Бахтин, B.C. Библер, Н.Е. Щуркова и др.); аксиологический подход (Е.В.Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков и др.) личностно-деятельностный подход (Л.В. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.П. Гаврилова, С.Л. Рубинштейн и др.); этнопедагогический подход (Ш.М.-Х. Арсалиев, Ю.В. Бромлей Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев и др.);

Теоретическую основу исследования составляют научно- теоретические принципы и положения: гуманистическая философия и психология (М. Бубер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), этические идеи толерантности, а также философия ненасилия (Л.Н.Толстой, А. Швейцер, Н.К. Рерих); современные социально-философские исследования по проблемам толерантности (В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, М. Уолцер и др.); идеи диалогизма и диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, П. Фрейре и др.); психология и педагогика толерантности (А.Г. Асмолов, Е.Ю. Клепцова, Б.Э. Риэрдон, В.А. Тишков и др.); концепции представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); современные концепции применения педагогических технологий в процессе воспитания (В.П. Беспелько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); этнокультурные и поликультурные теории воспитания (Б.Ш. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиев, З.Т. Гасанов, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Л.Л. Супрунова и др.)

Методы исследования. Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение классификация, систематизация, моделирование и т.д.; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования явились СОШ №№ 14, 34, гимназии №2 г. Грозного Чеченской Республики.

Этапы исследования:

- первый этап (2005 - 2007 гг.) Выявление проблемы, осуществление теоретического исследования феномена толерантности путем изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийно-категориального аппарата исследования (объект, предмет, гипотеза, методология и методы исследования), а также анализ отдельных положений и подходов к проблеме исследования;

- второй этап (2007-2009 гг.) включал разработку модели процесса формирования толерантности у младших школьников, обоснование педа-

гогических условий, критериев и уровней сформированное™ толерантности, разработку и экспериментальную проверку практико-ориентированной технологии и авторской программы «Учимся толерантности» для начальной школы;

-третий этап (2009-2010 гг.) экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в:

-выявлении педагогических условий, способствующих формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики;

- разработке модели процесса формирования толерантности у младших школьников включающей компоненты, условия, показатели и уровни сформированное™ толерантности;

-проектировании и экспериментальной проверке технологии воспитания, способствующей формированию толерантности у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «толерантность» как качество личности, характеризующееся ценностным отношением к окружающим, как общечеловеческая ценность, детерминирующая нормы поведения; определены сущность, критерии и показатели толерантности; выявлении теоретических основ формирования толерантности у школьников средствами народной педагогики; педагогических условий и технологии формирования толерантности у младших школьников; выявлении воспитательного потенциала устного народного творчества в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов, выводов, предложенной технологии в практике воспитания младших школьников. Материалы исследования могут представлять интерес для педагогов дошкольного и начального образования, а также для студентов педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и основных выводов обеспечивается опорой на проверенные на практике концепции и теоретические представления, тщательным анализом материала, полученного в результате теоретического исследования, адекватаыми методологическими подходами к решению проблемы, применением методов исследования, соответствующих его целям, задачам и логике, результатами фактического материала, полученного автором в ходе педагогического эксперимента и личным участием автора в работе по апробации программы « Учимся толерантности» для учащихся начальной школы.

На защиту выносятся положения:

1. Толерантность как качество личности, гуманистической направленности, характеризующаяся ценностным отношением к окружающим, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

2. Модель процесса формирования толерантности у младших школьников выступает реальным механизмом социализирующей и нравственно-практической деятельности начальной школы, эффективность и содержательная реализация которой обеспечивается внедрением педагогических технологий, программ, интерактивных процедур. Модель процесса формирования толерантности включает: целевой, содержательный, организационно-технологический, результативный, критериально-оценочный компоненты.

3. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников, в качестве которых выступают: построение воспитательного процесса с приоритетом толерантного отношения к детям; использование игровых технологий в процессе формирования толерантности; обеспечение общения в контексте вариативно-диалогой модели; развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка; создание атмосферы взаимоприятия и уважения.

4. Организационные формы учебно-воспитательной работы, характеризующих технологическую сторону процесса формирования толерантности (организация проектной деятельности детей по сбору народных сказок легенд, пословиц, песен, поговорок; театрализация сказок, легенд; викторины по народным сказкам; фольклорные праздники; встречи с чеченскими фольклористами; недели родного языка; уроки и мероприятия, посвященные толерантности и др.).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры методики начального образования Чеченского государственного педагогического института и кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, докладывались на международной научно-практической конференции (Москва, 2009г.), всероссийских научно-практических конференциях (Москва 2008 г., Грозный, 2010 г., Владикавказ, 2011г.), научно-методических семинарах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования и его актуальность, определяются цель, объект и предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна теоретическая и практическая значимость работы, характеризуется ее методологическая основа и методы, указываются основные этапы работы,

положения выносимые на защиту, достоверность полученных результатов исследования.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики» раскрывается содержание ключевых понятий, рассматривается воспитательный потенциал устного народного творчества в формировании толерантности, обосновывается необходимость развития толерантности у младших школьников, определяются подходы к решению проблемы, выявляются педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантности у младших школьников.

«Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной и зарубежной социально-политической, культурологической, педагогической и правоведческой литературе. В разных языках слово «толерантность» имеет разные значения. В русском языке толерантность (в некоторых словарях как «устаревшее понятие») представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте - «милосердие» и «снисхождение» (толковые словари В. Даля и С. Ожегова), терпимости дано определение как терпимое отношение к кому - чему - нибудь, терпимость к чужим мнениям, терпимость вер, разных исповеданий, личных убеждений. В латинских этимологических словарях, а также в словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность - как «терпимость» и «поддержка».

Наиболее обобщенный взгляд на природу толерантности представлен в философии. В философии толерантность традиционно рассматривается через антропологическую проблему Я-Ты ( Н.А. Бердяев, М. Бубер, C.JI. Франк и др.) в аксиологическом аспекте проблемы ценностей (В.М. Солотухин, В.А. Тишков, С.М. Шалютин и др.) и праксеологии, в частности, деятельности и общения (Ю.А. Ищенко, В.О. Тишков,В.М. Золотухин и др.)

Современное понимание толерантности российскими учеными (А.Г. Асмоловым, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунским, В.А. Лекторским, В.А. Тиш-ковым и др.) позволяет рассматривать ее в качестве важного нравственного принципа взаимоотношения людей, социокультурного феномена, одного из универсальных аспектов культуры личности, ее ценностной ориентации.

Исследователи рассматривают толерантность в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности); в контексте ценностного отношения к людям, представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных) групп.

Таким образом, толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному. Толерантность можно рассматривать в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении. Необходимость

многомерного подхода к рассмотрению явления толерантности вызвана сложностью рассматриваемой проблемы.

На основании анализа психолого-педагогической и философской литературы и имеющихся подходов к пониманию сущности толерантности выявлено следующее: под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ценностным отношением к окружающим, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личных действиях человека.

Наличие в структуре толерантности коммуникативного и поведенческого компонентов раскрывает большие возможности для формирования толерантности у младших школьников через обучение и воспитание способов выражения своего отношения к другому человеку

В данном статусе толерантность предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Психолого-педагогическая интерпретация толерантности представляется потребностью в «другом» и установкой на достижение душевно-духовной общности с другим человеком путем поиска сходных характеристик в ходе личностной идентификации, способностью взаимопонимания. Значимость данной интерпретации для педагогики заключена в том, что с его помощью возможна конкретизация содержания толерантности как личностного качества, которое в конкретных ситуациях выступает в виде установки, в эмоционально-волевой готовности индивида к преодолению конфронтации и индифферентности в отношениях с другим человеком.

Толерантность рассматривается как нравственное понятие, поскольку в основе толерантности лежат знание норм морали и общечеловеческих ценностей, умение использовать их в различных видах деятельности, нравственные чувства - уважение, симпатия, доброта и др. Толерантность понимается как морально значимый отказ от использования силы воздействия на существование морально неприемлемого отклонения.

Значительный вклад в исследование психологических аспектов толерантности, ее сущности внесли зарубежные ученые (Г. Олпорт, Э. Фромм, П. Страусон, П. Николсон, М. Уэлцер) и отечественные исследователи (А.Г. Асмолов, К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Г.У. Солдатова и др.) Проблема развития личности детей младшего школьного возраста подробно изучалась исследователями(Л.С.Выготским, Л.И.Божович, Д.Б. Элькони-ным, М.И.Лисиной, B.C. Мухиной, Э.Эриксоном и другими).

Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования (К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, О.С. Богдановой, Б.С. Гершунского,и др.); технологические вопросы воспитания толерант-

ности поднимали (Г.Г. Абдулкаримов, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов, К. Фопель и др).

Анализ педагогики ненасилия (К.Н. Вентцель, Д.М. Маплаев, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, JI.H. Толстой, и др.) и педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, E.H. Ильин, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.А. Су-хомлинский и др.) показывает, что принципы лежащие в основе данных направлений педагогики, основываются на принципах толерантного вза-исмодействия.

Различные аспекты педагогики толерантности нашли отражение в диссертационных исследованиях последних лет: формирование межнациональной толерантности у младших школьников (Г.Р. Ахкиямова); педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников (Е.В. Брянцева); психологические условия формирования толерантности у младших школьников (О.И.Крушельницкая); формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом (М.Л. Мальчевская); становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности (О.Ф. Рыбакина); педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков (П.В. Степанов); формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе (Х.Х. Тилова); формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения (А.Э. Ширванян) и др.

Вместе с тем, ощущается недостаточная исследованность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Зачинателями изучения дагестанской народной мудрости были А.Тохи-Годи, А.Алкадарский, С.М.Омаров, Р.М.Магомедов. Воспитание детей с использованием средств народной педагогики отражен в известных работах дагестанских ученых (Б.Ш.Алиевой, A.M. Магомедова, Ш.А.Мирзоева, Р.М.Пашаевой, и др.).

Следует отметить, что не исследована проблема формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики Чечни. Вопросы этнокультуры вайнахов (культура общения, этика бытовой культуры, этика воспитания) рассматривались исследователем И.Ю. Алироевым. Среди научных изысканий, посвященных национальным обычаям и традициям вайнахского народа, надо отметить работы Н.Б. Битие-вой, 3. Мадаевой, Д. Межидова, И. Мунаева, Х.В. Туркаева и других.

Особенности воспитания чеченских детей описаны в этнографической и педагогической литературе (P.A. Алиханова, Д. Межидов, С.-М.А. Хасиев). Этнографические материалы, педагогические работы по данной проблеме дают определенные представления о традициях, правилах и нормах семейного воспитания у чеченского народа.

Педагогический аспект изучения народных традиций отражен в исследованиях Ш.М.-Х. Арсалиева, З.И.Хасбулатовой, рассматривающие

традиции и их роль в воспитании личности, раскрывающие возможные пути их использования в воспитательном процессе в современной школе. Авторы отмечают, что неотъемлемой составной частью системы воспитания у чеченцев являлось воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Чеченцы с детства приобщали к восприятию мира человеческих отношений, воспитывали у детей такие качества как уважение к старшим, терпимость к людям другой веры и национальности.

Народная педагогика чеченцев располагает разными средствами воспитания толерантности подрастающего поколения. Одним из значимых средств является устное народное творчество. Устное народное творчество чеченцев и ингушей включает в себя большой арсенал жанров: мифы, легенды, предания, сказки, героико-эпические, исторические и мифические песни, пословицы, поговорки. Результаты нашего исследования показывают, что нравственный идеал чеченцев ярко и глубоко отражен в произведениях устного народного творчества. Содержанием нравственного воспитания в чеченской народной педагогике являлась общечеловеческая мораль и дополнялась нормами и требованиями национального характера. В произведениях устного народного творчества народ создал образы героев, наделенных такими нравственными чертами как сдержанность, мужество, терпимость, доброта, милосердие, справедливость, взаимопомощь и д. В художественной форме отражен моральный кодекс, выработанный народом на протяжении многих веков. Народный фольклор с древнейших времен выступает как важное педагогическое средство. С одной стороны он содержит педагогическую идею, с другой оказывает воспитательное влияние, несет в себе образовательные функции: повествует о методах и средствах воспитания, дает оценку личности - положительную и отрицательную, определяющую цели формирования личности, содержит призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию.

Нами выявлено, что устное народное творчество вайнахского народа (пословицы, поговорки, сказки, легенды, мифы ит.п.) обладает богатым воспитательным потенциалом и представляет собой самобытный педагогический материал, который необходимо использовать в процессе воспитания толерантности у младших школьников. Наше исследование позволило выделить следующие аспекты толерантности: толерантность как противоположность эгоизму и этноцентризму; толерантность как терпимость к другим; толерантность как путь к добру; толерантность и норма (чувство меры) как составные части традиционной культуры.

Нами доказано, что использование средств народной педагогики в воспитательном процессе способствует: знакомству детей с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей; пониманию того, что каждый человек - уникальная личность; уважению различий между людьми; формированию у детей культуры сотрудничества и сотворчества в учебной и внеурочной деятельности; развитию навыков толерантного поведения; закреплению толерантных ценностей на личностном уровне.

Следовательно мы пришли к выводу, что приоритетными направлениями в деятельности начальной школы должны выступать разработка и экспериментальная апробация условий и модели процесса формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Во второй главе «Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики» обоснованы условия и технологии формирования толерантности у младших школьников, осуществлена обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

Для решения задач в рамках диссертационного исследования обоснованы педагогические условия формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Приведенные педагогические условия рассматриваются как целевая направленность на формирование у младших школьников: знания о толерантности как личностном качестве; отношения к особенностям различных культур, наций, концессий, социальных групп и их представителям, к носителям иных взглядов, убеждений; умений и навыков взаимодействия с людьми, независимо от их культурной, национальной принадлежности, социального положения, возраста, взглядов и т.д.

С позиции формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики нами спроектирована и реализована модель включающая: целевой; содержательный; организационно-технологический, результативный и контрольно-оценочный компоненты.

Главной целью в формировании толерантной личности мы ставим не воспитание самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых, а создание таких педагогических условий, при которых толерантность у учащихся проявляется как потребность. Основана модель на соблюдении таких принципов: ориентация на ценностные отношения, принципа субъ-ектности, принятия ребенка как данность. Содержание процесса формирования толерантной личности включает себя: когнитивный компонент, ценностно-эмоциональный, поведенческий.

Для оценки уровня индивидуально-личностной толерантности использованы следующие критерии: знания о толерантности; отношение к особенностям различных культур, наций, к носителям иных взглядов и убеждений; умения и навыки взаимодействовать с другими людьми.

Констатирующий и формирующий эксперименты проходили в СОШ № 14, № 34, гимназии № 2 города Грозного Чеченской республики. Всего в эксперименте участвовало 164 учащихся начальных классов. Из них 82 в экспериментальных классах, 82 - в контрольных классах.

Содержательно формирование толерантности у младших школьников включало реализацию авторской программы «Учимся толерантности» (программа воспитания толерантности младших школьников на примере чеченского фольклора и других народов Кавказа).

Следует отметить, что эффективность процесса формирования толерантности обеспечивается технологией, включающей определенную совокупность организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону процесса формирования толерантности, где в качестве основных используются организация проектной деятельности детей по сбору народных сказок, легенд, пословиц, песен, поговорок; театрализация сказок, легенд; викторины по народным сказкам; фольклорные праздники; встречи с чеченскими фольклористами; недели родного языка; уроки и мероприятия, посвященные Дню знаний и толерантности и др.

Повышению уровня сформированное™ толерантности способствовало взаимодействие школы с семьей. В работе с родителями утвердились разные формы сотрудничества: беседы, круглые столы, участие родителей в подготовке воспитательных мероприятий, конференции, посвященные данной проблеме.

Следует отметить, что в контрольной группе (82 человека) учащиеся начальных классов формирование толерантности обеспечивалось традиционными методами и формами воспитательной работы. В отличие от контрольной группы в экспериментальной группе реализовывалась авторская технология формирования толерантности с использованием средств народной педагогики и реализацией авторской программы «Учимся толерантности».

Таблица I

Уровни, определяющие знание устного народного творчества

народов Кавказа (%)

Уровни Констатирующий Формирующий

Контрольный класс Эксперим. класс Контрольный класс Эксперим. класс

Высокий-дети знают сказки, легенды, пословицы, поговорки 12,8 15,4 19,2 44,3

Средний-имеют не достаточно знаний об унт. 37,1 39,2 42,3 55,7

Не имеют знаний оу.н.т. 50,1 45,4 38,5 -

Сопоставление результатов опроса в контрольных и экспериментальных классах позволяет отметить примерную схожесть показателей до опытно-экспериментальной работы. После завершения экспериментальной работы количество учащихся с высоким уровнем знаний устного народного творчества народов Кавказа в экспериментальных классах увеличилось. Качественные изменения в экспериментальных классах произошли в результате системного и комплексного подхода в использовании средств народной педагогики. Учителя экспериментальных классов на уроках литературного чтения практиковали чтение и анализ произведений устного народного творчества, во внеклассной работе в тематику классных часов включали вопросы по проблеме толерантности, проводили работу с родителями, привлекая к подготовке и проведению фольклорных праздников, проведению мероприятий, посвященных Дню толерантности.

По завершению опытной работы высокий уровень знания произведений устного народного творчества народов Кавказа возрос от 15,4% до44,3 % Учащиеся назвали знакомые народные сказки, пословицы, поговорки (ингушские, дагестанские, осетинские, кабардинские и др.). Из этого следует, что уровень знаний повысился за счет реализации программы «Учимся толерантности» (на примере использования произведений устного народного творчества). Учащиеся свободно ориентируются в названии и содержании сказок, понимают мораль сказки, показывают свое отношение к поступкам и действиям героев, дают характеристику чертам и характерам героев, подбирают соответственно пословицы, сравнивают сказки разных народов и пр.

Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» проведено в виде контрольного письменного опроса.

Таблица 2

Уровень знаний по сформированности понятий, определяющих

термин «толерантность»^,)

уровни Констатирующий этап Формирующий этап

контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

высокий 1,3 1,9 13,4 43,7

средний 24,3 27,2 26,5 38,1

низкий 74,4 70,9 60,1 18,2

Как видно из сведений таблицы, в результате реализации экспериментальной работы количество детей высокого и среднего уровня понимания толерантности в экспериментальной группе возросло, а количество детей с низким уровнем понимания в экспериментальной группе уменьшилось. А именно, количество детей низкого уровня понимания толерантности в экспериментальной группе уменьшилось с 70,9% до 18,2%. Количество детей экспериментальной группы высокого уровня увеличилось с 1,9% до 43,7% , а в контрольной группе с 1,3% до 13,4%. По итогам диагностики дети, имеющие высокие и средние показатели, - милосердны, ценят дружбу, готовы всегда прийти на помощь, признают права людей на иной, отличительный от его собственного образа жизни, положительно относятся к культурным отличиям.

Для исследования межличностных отношений складывающихся в группах были также использованы следующие методики: Опросник «диагностика толерантности» (адаптация анкеты «Диагностика толерантности» для начальной школы Н.В.Юдиной); Опросник «дружба и взаимопонимание - залог толерантных отношений» (опыт интервьюирования учащихся одноклассниками). Данные диагностики позволили понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько сам ученик расположен к окружающим, к членам своего коллектива.

Для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников проведен опросник Гильбуха «Мой класс». Методика состояла из 15 вопросов, поделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Данная методика позволила диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дала возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого из трех параметров выведен средний балл: в контрольном классе составил 165, в экспериментальном — 177,3 (по формуле вычисления среднего арифметического).

Цель диагностики «Мой класс» состояла в выявлении степени удовлетворенности и сплоченности школьного класса, так как от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в этот коллектив ученика. Степень конфликтности в обоих исследуемых классах ниже степени удовлетворенности и сплоченности. Методика Гильбуха позволила изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его крепким и дружным.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная работа способствовала повышению общего уровня толерантности у младших школьников.

Таблица 3

Уровень сформированное»! толерантности у младших школьников

м

уровни Констатирующ ий этап Формирующий этап

Контр. Эксперим. Контр. Эксперим.

высокий 2,4 2,9 3,8 43,7

средний 36,7 37,4 38,4 42,4

низкий 60,9 39,7 57,8 13,9

Как видно из показателей реализации модели по формированию толерантности младших школьников, количество учащихся достигших высокого уровня сформированное™ толерантности в экспериментальных классах повысится с 2,9% до 43,7%, а уменьшилось с 39,7% до 13,9%.

В результате экспериментальной апробации модели формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики, мы пришли к следующим выводам:

-анализ огромных возможностей вайнахской народной педагогики в формировании толерантности позволяет рекомендовать их использование в целях повышения эффективности воспитательной работы в начальной школе по формированию толерантности у школьников;

-необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников;

-получена устойчивая динамика развития толерантности у младших школьников при соблюдении разработанных педагогических условий;

-перспективность применения педагогической технологии, в русле которой реализуется выявленная совокупность педагогических условий, а также разработанной программы «Учимся толерантности».

Таким образом, экспериментальные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная совокупность педагогических условий, педагогическая технология и методическое обеспечение способствуют формированию толерантности у младших школьников.

В заключении диссертационного исследования приведены основные результаты, обобщены наиболее важные выводы и обозначены возможные перспективы дальнейшей работы.

Суммируя и обобщая вышеизложенные позиции, можно сделать следующие выводы:

1.Проведенный теоретический анализ позволил нам определить толерантность как качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ценностным отношением к окружающим, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личных действиях человека, принцип взаимодействия между людьми, ценностным ядром которого является уважение к другому человеку; способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, взглядов, образа жизни, осознание его права быть иным.

2.Разработанная модель формирования толерантности у младших школьников, выступает реальным механизмом социализирующей и нравственно-практической деятельности начальной школы, эффективность и содержательная реализация которой обеспечивается внедрением педагогических технологий, программ, интерактивных процедур.

3.Доказано, что формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики представляет собой реализацию комплекса педагогических условий: построение воспитательного процесса с приоритетом толерантного отношения к детям; использование игровых технологий в процессе формирования толерантности; обеспечение общения в контексте вариативно-диалогой модели; развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка; создание атмосферы взаимоприятия и уважения.

4.Реализация педагогических условий осуществлена в рамках педагогической технологии, предназначенной для формирования у школьников представлений о толерантности, практических навыков толерантного взаимодействия, формирования толерантного отношения. В качестве технологического условия разработана и апробирована программа «Учимся толерантности», рекомендуемая для начальной школы.

5.Разработанные формы учебно-воспитательной работы, характеризующие технологическую сторону процесса формирования толерантности обеспечивают формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Диссертационное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование у младших школьников толерантности средствами народной педагогики позволит повысить эффективность процесса воспитания в начальной школе. Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики, поставленные проблемы требуют дальнейшей детализации и уточнения. Мы полагаем, что предметом дальнейшего исследования может стать изучение формирования толерантности младших школьников на примере вайнахских традиций и обычаев; подготовка студентов к процессу формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики .

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1 Мукаева А.Ш. Роль вайнахской сказки в формировании толерантности у младшего школьника / Известия ДГПУ, №1(10) - Махачкала, 2010. — С.61-66. (0,4 п.л.). (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ).

2. Мукаева А.Ш. Воспитание толерантности младших школьников на примере использования устного народного творчества/ Вестник СОГУ имени К.Л. Хетагурова. - №1.- Владикавказ, 2011.- С.61-65. (03 пл.). (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ).

3. Мукаева А.Ш. Народные традиции, обычаи и религиозная культура в воспитании учащихся (тезисы). /Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЧГПИ - Грозный, 2001.-С.34-38 (0,2 п.л.).

4. Мукаева А.Ш. О формировании толерантности у младших школьников средствами народной педагогики /Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (21-23 октября 2009).- Москва, 2009.-С.450-457 (0,4 п.л.).

5. Мукаева А.Ш. Народная игра как часть этнокультуры вайнахов / Вестник ЧГПИ № 1. - Грозный,2010. - С.57- 60 (0,2 п.л.).

6. Мукаева А.Ш. Роль семьи в формировании толерантности у детей/ Вестник ЧГПИ. -№3,- Грозный, 2010,- С.140-144 (0,3 п.л.).

7. Мукаева А.Ш. Формирование толерантности у студентов - будущих учителей начальных классов / Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию ЧГПИ «Психология и образование 9-10 декабря 2010 года.- Грозный, 2010. - С.327-331 (0,3 п.л.).

8. Мукаева А.Ш. «Учимся толерантности» / Методическое пособие.-Грозный, 2010. - 85 с. (5,2 пл.).

Подписано в печать 23.10.2011г. Формат 60x841/16. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. Тел.: +7-928-264-88-64, +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мукаева, Асет Шахидовна, Махачкала

61 12-13/36

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

61 12-13

На правах рукописи

36

МУКАЕВА Асет Шахидовна

Научный руководитель -

доктор педагогических наук, профессор Караханова Г.А.

МАХАЧКАЛА-

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ...........12

1.1. Формирование толерантности у младших школьников

как психолого-педагогическая проблема........................................................12

1.2. Сущность и содержание понятия «толерантность».....................32

1.3. Воспитательный потенциал устного народного творчества

в формировании толерантности у младших школьников..............................58

Выводы к 1 главе......................................................................................81

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ...........87

2.1. Модель процесса формирования толерантности

у младших школьников.....................................................................................87

2.2 Технология формирования толерантности средствами

народной педагогики.......................................................................................103

2.3. Содержание и результаты опытно - экспериментальной

работы................................................................................................................

Выводы к 2-й главе.................................................................................135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................140

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................147

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................164

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Перестройка российского образования в целом требует переосмысления и реорганизации прежде всего ступени начального образования. Исключительность начальной школы основывается на ее значении в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути. Миссия начальной школы сегодня поменялась: из института, который бережет и переносит знания, из существования в качестве крепости знаний начальная школа превращается в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование. В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения. Важным является помощь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других).

Проблемы, с которыми сталкивается современная школа: осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых » и бедных», нетерпимость к человеку другой веры, отсутствие у многих педагогов установок на толерантное взаимодействие с учащимися, и др.- объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности. В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.

Проблема взаимоотношений родителей и детей, пожилых людей и молодежи также приобретает остроту и актуальность в настоящее время, что объясняется ускоренным темпом развития общества, быстрой сменой ценностей. Уважительное отношение к ценностям другого поколения невозможно без формирования терпимости. Успешность в современном мире, в том числе и в нашей стране, во многом определяется наличием толерантных установок, как ценности личности. У подрастающего поколения в нашей стране, в силу разных причин, эти установки не формируются естественным путем. Особенно это актуально для детей, отличающихся от других, что порождает неприятие ими себя, как следствие, и асоциальное поведение.

Несомненно, в силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках, например, философские основы исследований заложены в трудах И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина, А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова и др. Они рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.

Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию одной точки зрения находит отражение в работах А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, Е.В.

Магомедовой и др.

Проблема терпимости, толерантности , в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического направления (А.Маслоу, Дж.Олпорт, К.Роджерс, В.Франклин, затрагивающими проблемы развития личностной сферы и ее коррекции.

Проблема толерантности является относительно новым направлением исследований психолого-педагогической науки. Анализ работ показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и её формирования значительно отстает от исследований философского, этического и психологических срезов. Недостаточно исследована структура толерантности, её роль в педагогическом процессе, приемы и способы формирования толерантности в межличностных отношениях учащихся общеобразовательных школ. С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики, современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, т.е. воспитание в целом должно быть культуросообразным, опираться на народную педагогику. В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и субъектом диалога культур.

Обновление школы, педагогической науки в целом на основе народной педагогики выступает важным условием повышения эффективности воспитания толерантности. Вместе с тем воспитание толерантности у младших школьников средствами народной педагогики не стало предметом специального исследования.

Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом

противоречий между:

- потребностью общества в выпускниках образовательных учреждений способных к толерантному взаимодействию и недостаточным уровнем толерантности у учащихся школ;

- значимостью формирования толерантности у младших школьников и недостаточной разработанностью необходимых методик, технологий, способствующих, воспитанию толерантной личности;

- необходимостью самоопределения ребенка в конкретном социуме и наличии механизма, обеспечивающего усвоение базовых установок и

ценностей толерантности;

- огромным воспитательным потенциалом народной педагогики и отсутствием его целенаправленного использования в процессе формирования толерантной личности;

Необходимость разрешения приведенных противоречий актуализирует проблему исследования, суть которой в обосновании педагогических условий формирования толерантности у младших школьников средствами

народной педагогики.

Выше изложенное, обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности у младших школьников средствами

народной педагогики».

Цель исследования - обоснование педагогических условий

формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Объект исследования - формирование толерантности у младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование толерантности у младших школьников будет осуществляться эффективно, если:

- моделировать процесс формирования толерантности у младших школьников, включающий воспитательный потенциал народной педагогики;

- создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование толерантного сознания и поведения у учащихся начальных классов.

- обеспечить использование воспитательного потенциала народной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы

задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы толерантности в педагогической теории и практике, выявить содержание феномена толерантности и на этой основе раскрыть её сущность;

2. Разработать модель процесса формирования толерантности младших школьников средствами народной педагогики;

3. Обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики;

4. Спроектировать и реализовать технологию формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, И.Б. Котова, Д.М. Маллаев и др.); культурологический М.М. Бахтин, B.C. Библер, Н.Е. Щуркова и др.); аксиологический подход (Е.В.Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков и др.) личностно-деятельностный подход (JI.B. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.П. Гаврилова, С.Л. Рубинштейн и др.); этнопедагогический подход (Ш.М.-Х. Арсалиев, Ю.В. Бромлей Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев и др.).

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения: гуманистическая философия и психология (М. Бубер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франклин и др.), этические идеи толерантности, а также философия ненасилия (Л.Н.Толстой, А. Швейцер, Н.К. Рерих); современные социально-философские исследования

по проблемам толерантности (В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, М. Уолцер и др.); идеи диалогизма и диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, П. Фрейре и др.); психология и педагогика толерантности (А.Г. Асмолов, Е.Ю. Клепцова, Б.Э. Риэрдон, В.А. Тишков и др.); концепции представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); современные концепции применения педагогических технологий в процессе воспитания (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); этнокультурные и поликультурные теории воспитания (Б.Ш. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиев, З.Т. Гасанов, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Л.Л. Супрунова и др.)

Методы исследования. Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические -изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение классификация, систематизация, моделирование и т.д.; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования явились СОШ №№ 14, 34, гимназии №2 г. Грозного Чеченской Республики.

Этапы исследования:

- первый этап (2005 - 2007 гг.) Выявление проблемы, осуществление теоретического исследования феномена толерантности путем изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийно-категориального аппарата исследования (объект, предмет, гипотеза, методология и методы исследования), а также анализ отдельных положений и подходов к проблеме исследования;

- второй этап (2007-2009 гг.) включал разработку модели процесса формирования толерантности у младших школьников, обоснование

педагогических условий, критериев и уровней сформированности толерантности, разработку и экспериментальную проверку практико-ориентированной технологии и авторской программы «Учимся толерантности» для начальной школы;

-третий этап (2009-2010 гг.) экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования толерантности у младших школьников средствами народной педагогики, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в:

-выявлении педагогических условий, способствующих формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики;

- разработке модели процесса формирования толерантности у младших школьников включающей компоненты, условия, показатели и уровни сформированности толерантности;

-проектировании и экспериментальной проверке технологии воспитания, способствующей формированию толерантности у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «толерантность» как качество личности, характеризующееся ценностным отношением к окружающим, как общечеловеческая ценность, детерминирующая нормы поведения; определены сущность, критерии и показатели толерантности; выявлении теоретических основ формирования толерантности у школьников средствами народной педагогики; педагогических условий и технологии формирования толерантности у младших школьников; выявлении воспитательного потенциала устного народного творчества в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов, выводов, предложенной технологии в практике воспитания младших школьников. Материалы исследования могут представлять интерес для педагогов дошкольного и начального образования, а также для студентов педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и основных выводов обеспечивается опорой на проверенные на практике концепции и теоретические представления, тщательным анализом материала, полученного в результате теоретического исследования, адекватными методологическими подходами к решению проблемы, применением методов исследования, соответствующих его целям, задачам и логике, результатами фактического материала, полученного автором в ходе педагогического эксперимента и личным участием автора в работе по апробации программы «Учимся толерантности» для учащихся начальной школы.

На защиту выносятся положения:

1. Толерантность как качество личности, гуманистической направленности, характеризующаяся ценностным отношением к окружающим, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

2. Модель процесса формирования толерантности у младших школьников выступает реальным механизмом социализирующей и нравственно-практической деятельности начальной школы, эффективность и содержательная реализация которой обеспечивается внедрением педагогических технологий, программ, интерактивных процедур. Модель процесса формирования толерантности включает: целевой, содержательный, организационно-технологический, результативный, критериально-оценочный компоненты.

3. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников, в качестве которых выступают: построение воспитательного

процесса с приоритетом толерантного отношения к детям; использование игровых технологий в процессе формирования толерантности; обеспечение общения в контексте вариативно-диалогой модели; развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка; создание атмосферы взаимоприятия и уважения.

4. Организационные формы учебно-воспитательной работы, характеризующих технологическую сторону процесса формирования толерантности (организация проектной деятельности детей по сбору народных сказок легенд,